Илья Муромец — былинный герой и православный святой. Илья муромец - муром - история - каталог статей - любовь безусловная

Народные великорусские песни и сказки величают Илью Муромца как главного богатыря Владимирова времени; и на этом основалось мнение, что он жил в десятом веке. Но такое основание ненадежно для вывода исторического; ибо в изустной поэзии северного русского народа все древнее, до татарское время сливается и смешивается в один богатырский век славного князя киевского Владимира, и в современники ему даются лица позднейших веков. Таковы например новгородцы: Ставр, современный Мстиславу великому, или Садко, богатый гость, живший при Мономаховых внуках (смотри новгородские летописи, под 1118 и 1167 годами). Потому и мнение о принадлежности Ильи Муромца Х веку мы не можем признать за основательное, и предпочитаем ему другое мнение, издавна существующее в Киеве. Здесь, в Антониевой или Ближней пещере почивают издревле мощи святого богатыря, - и декабря 19 празднуется память преподобного отца нашего Ильи Муромца, в двенадцатом веке жившего. Признание за ним этого столетия утвердилось в Киеве особенно со времени митрополита Евгения; а впервые оно было обнародовано еще в 1638 году, в книге "Тератургима", напечатанной в Печерской лавре.
Сочинитель ее, здешний монах Афанасий Кальнофойский, написал, что преп. Илия Муромец жил за 450 лет; выходит около 1188 года. Это давнее киевское показание обращается уже, по справедливости, в господствующее историческое мнение. Не далее, как в прошлом, 1870 году, А.Н. Майков, в предисловии к своему переводу слова о полку Игореве, сказал так: "большая часть этих богатырей жили гораздо позже Владимира; например об Илье Муромце есть положительное сведение, что он жил в ХII столетии, около 1188 года ". Против этого мнения восстал господин Квашнин-Самарин в статье своей: "Русские былины в историко-географическом отношении".
Там он говорит вот что: "Показание Кальнофойского не есть сколько нибудь сильный аргумент. Он мог поставить цифру наугад; да притом в ХІІІ столетии малороссы знали крайне плохо древнюю историю Руси. Мы не беремся даже сказать, знал ли Кальнофойский наверное, за сколько лет от него жил св. Владимир ".
Зачем такое немилостивое и несправедливое осуждение от нынешнего великоросса?!... Оно изобличает собою незнание ни книги Кальнофойского, ни других исторических книг, написанных тогдашними киевлянами-Захарией Koпыстенским, Сильвестром Коссовым, Феодосием Софоновичем. Где же и кто лучше их знал тогда древнюю историю Руси?
Афанасий Кальнофойский был один из тех ученых сподвижников достопамятного Петра Могилы, которые вместе с ним (1635 год) открыли гробницу св. Владимира, в развалинах Десятинной церкви, как это видно из его Тератургимы. Что он знал все написанное дотоле в Киеве о св. Владимире, то видно также из его книги. Конечно не наугад написал он и свое показание о принадлежности Ильи Муромца второй половине двенадцатого века. В киевских пещерах, над мощами почивающих там подвижников, были стародавние доски с краткими о них известиями. Теми надписями руководились все, писавшие в том веке о св. отцах Печерских. Вот древний источник, из которого Кальнофойский мог заимствовать показание свое об Ильи Муромце. В историческом отношении оно важнее всякого баснословия поэтического, тем более, что не встречается ему противоречия в других преданиях киевских о святом богатыре.
А господин Квашнин-Самарин опровергает Кальнофойского двумя будто бы киевскими преданиями. Необходимо объяснить это двоякое недоразумение нынешнего московитянина. Он говорит: "предание Печерского монастыря, восходящее тоже к ХIІІ веку, если? (или) не далее, говорит напротив того, что Илья Муромец окончил дни в одной из киевских пещер раньше основания Печерского монастыря и раньше св. Антония, значит никак не в XII столетии, а много раньше, и легко может быть, во время Владимира ".
А я скажу на это, что такого предания не было и не могло быть, в Печерском монастыре, судя по всем писаниям о нем, начиная с Несторовых сказаний о его начале. Новейшее недоразумение произошло вот из чего. Спустя несколько лет после издания книги Кальнофойского, один лаврский "изобразитель" потрудился вырезать на дереве изображения разных отцов печерских, для распространения их между богомольцами; в том числе он представил и св. Илью, с таким надписанием: "пpeп. Илья Муромский, ижe вселися в пещеру преп. Антония в Киеве, идежи до ныне нетленей пребывает ". Изображение сделано произвольно и несходно с мощами святого богатыря, у которого левая рука с язвою от копья, а на правой руке три первые перста сложены крестом по православному: видно, что они так и оцепенели в молитвенную минуту его кончины. Но по чрезвычайной редкости того рисунка, он издан был господином Стасовым в известиях русского археологического общества; а потом скопирован был и господином Закревским при его описании Киева. Профессор Миллер, в своей книге об Илье Муромце, приводя вишепомянутую надпись лаврского древореза, в которой слова преподобный, ныне поставлены под титлами, ошибся в ее чтении, и вместо слов: "вселися в пещеру преподобного Антония " прочел: "вселися в пещеру прежде Антония "! Так прочел он, конечно, под влиянием предвзятой мысли о принадлежности Ильи Муромца десятому веку. Эту случайную и недавнюю ошибку профессора Миллера господин Квашнин-Самарин поспешил обратить уже в давнее "предание Печерского монастыря" и опровергает ею показание Кальнофойского! На самом же деле и та надпись нисколько ему не противоречит; ибо пещера преп. Антония была ископана им не раньше, как в княжение Изяслава Ярославича, а вселиться в нее нельзя было никому, раньше самого основателя и первоначальника Печерского монастыря. Но в той пещере почивают мощи русских подвижников, бывших и в ХІІ веке, и в ХІІІ, и кончавших дни свои не только в Киеве, но и вдали от него.
Другое возражение: "Западный путешественник Ляссота, бывший в Киеве в XVI столетии, говорит, что он видел около развалин десятинной церкви разрушенную гробницу некоего героя Ильи Муровлянина, о котором ходит много сказок ". Здесь опять неверная передача киевского предания, записанного Эрихом Ляссотою, 1594 года, в его дневнике, весьма любопытном для истории тогдашнего казачества приднепровского. У него нет и помину о развалинах Десятинной церкви: их поставил господин Квашнин-Самарин от себя под влиянием той предвзятой мысли, что богатырь Илья окончил дни еще при св. Владимире.
Ляссота описывает старокиевскую церковь св. Софии и говорит, что при ней (вне ее), в особой каплице, находилась прежде гробница Ильи Моровлина знаменитого героя или богатыря, о котором рассказывают много сказок. Она теперь разрушена: но гробница сподвижника его уцелела в той же каплице. Вне церкви показывают также место, где похоронены благотворители и строители церкви, но на их могилах нет памятников.
Это киевское предание о гробнице Ильи при церкви Софийской, записанное иноземцем Ляссотою почти за полвека до книги Кальнофойского, не только не противоречит его показанию, но подтверждает собою, что богатырь наш скончался не при св. Владимире, а уже по кончине его сына Ярослава; следовательно, никак не ранее второй половины ХІ века; но погребенными при той церкви Илья и его сподвижник могли быть и в исходе ХІІ века.
Итак, нет противоречия известию Кальнофойского ни в этом местном старокиевском предании о гробнице богатыря Ильи, бывшей при церкви Софийской; ни в той надписи лаврского древореза о вселении преп. Ильи в пещеру Антониеву, означенном, как мне кажется, уже по народному понятию и представлению о святом служителе Русской земли. А потому киевское давнее мнение о принадлежности Ильи Муромца второй половине двенадцатого века остается в полной силе своей, и должно быть признаваемо за положительное сведение историческое.
При этом сведении не значительным оказывается и то предположение господина Квашнина-Самарина, что Илья Муромец, может быть, есть одно лицо с тем Рохдаем Удалым, о котором говорится в позднейшей летописи Никоновской, что он "наезжаше на триста человек"; что он умер и погребен в 1000-м году (то есть, за 15 лет до кончины св. Владимира).
Много сказок о богатыре Илье, по словам Ляссота. Вот одна из тех староукраинских сказок, записанная им в Киеве, за 276 лет, стало быть, много раньше, чем великорусские стихи о богатырях стали входить в русскую письменность. "Здесь (в киевских пещерах) находятся также мощи великана и богатыря, прозываемого Чоботьком ". (Что это народно-украинское прозвание принадлежало Ильи Муромцу, то извество из книги Кальнофойского). "О нем ведется следующий рассказ. Однажды напали на него нежданно многочисленные враги, в ту самую пору, как он обулся только еще в один чобот (сапог). Второпях, не успев найти другого оружия, он стал обороняться от них другим, еще не надетым на себя чоботом, и побил им всех напавших на него врагов. От того и получил он свое прозвание ".
На родине Ильи Муромца, в селе Карачарове (которое в нынешнем столетии принадлежало еще графу Разумовскому, а потом, досталось графу Уварову), есть крестьяне Ильюшины, присвояемые в потомство славного богатыря. С такою же вероятностью может быть приписан ему в родню и дворянский род Чоботьков, еще на моей памяти процветавший в Киеве.

Богатырь Илья Муромец?

В Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры на протяжении восьми столетий бережно сохраняются нетленные мощи преподобного Ильи из града Мурома . Все, кто побывал здесь, задумываются: тот ли это знаменитый былинный богатырь Илья Муромец?

Несмотря на то, что Илья Муромец - самый главный герой богатырского эпоса и ему посвящено большое количество научных статей, этот образ по-прежнему окутан плотной пеленой тайн и загадок.

Имя богатыря до сих пор не найдено в летописях. Не известно точное место его рождения, временной интервал жизни и подвигов, время канонизации преподобного Ильи .

До сего дня не написано каноническое житие святого Ильи Муромца. На все эти и многие другие вопросы вы найдете ответы на страницах книги Хведченя Сергея Борисовича «Илья Муромец - святой богатырь»: Киев, 2005 г. (С благословения блаженнейшего Владимира Митрополита Киевского и всея Украины.. )

Для ее написания использовались неизвестные ранее исторические документы и сенсационные результаты современных научных изысканий.

Я взялся за сей титанический труд, так как в моих руках, волею судьбы, оказались материалы, которые ранеее никогда и нигде не публиковались.Они открыли новые горизонты, позволили по-новому взглянуть на известные факты, подвердить или опровергнуть существовавшие ранее гипотезы и версии.

К своему 50-летнему юбилею я решил издать часть собранных мной материалов отдельной книгой. В данной работе я поставил перед собой задачу на основе большого фактического материала постараться восстановить историческую биографию святорусского богатыря Ильи Муромца , создать его исторический портрет.

Мне понадобилось докопаться до первоисточников, вновь перечитать все исторические документы. Оказалось, что некоторые, неоднократно цитируемые документы, утратили свой первоначальный смысл или сильно искажены. Именно поэтому я привожу в своей книге все основные цитаты на языке оригинала.. Сделано это умышленно, чтобы начатое мною дело могли продолжить следующие поколения исследователей и еще ближе подобраться к раскрытию тайны Ильи Муромца.
Сергей Хведченя

Богатыри существовали в различных областях Русской земли, но главным их сосредоточием несомненно был Киев . Слава былинных богатырей, воспетых в народном эпосе, зародилась на могилах этих «божьих человеков». Они силой своей отстояли Святую Русь от поганой Степи.

Борьба с кочевниками началась еще при правлении князя Владимира, и поэтому былины причислили всех последующих богатырей к его времени. «Местная сага, историческая былина и религиозный миф являются только на почве истории».
Былинную биографию Ильи Муромца открывает «Исцеление Ильи» («Илья и калики перехожие»).

Анкетные данные богатыря Ильи достаточно хорошо известны широкому кругу читателей: по происхождению он крестьянский сын, отец - Иван Тимофеевич, мать - Евфросинья Яковлевна (иногда Епистимия). Лишь под старость послал им Бог сына.

Радость появления первенца в семье была омрачена тенью печали: сын-то - калека, «сиднем сидел цело тридцать лет». В разных вариантах былин по разному описывается его болезнь. «С печи не вставал 30 лет», «30 лет был больной, сидел на гноище», «сидел седуном».

В одном из вариантов былины записано, что Илья не имел ни рук, ни ног 33 года, таким образом он был наказан за грехи своего деда. Согласно якутской сказке, отцу Ильи было 82 года, а матери - 70 лет, а самому Илье на момент исцеления минуло 19 годков.

Крестным отцом будущего защитника земли Киевской был знаменитый богатырь Самсон Самойлович (Колыванович). Место действия былины про исцеление Ильи очень часто не определено или географические названия сильно искажены, имена его родителей не названы, описание очередности подвигов нарушено.

В белорусской сказке Илья Мурывич родом из села Карачива , города Мурова . Калики-старцы, застав Илью Муромца одного дома, попросили напоить их ключевой водой (пивом ядреным, хлебной брагой). Илья ответил, что нет ему «во ногах хождения». Калики велели встать на резвы ноги: «Встань и иди».
Будущий богатырь выполнил приказ, впервые в своей жизни встал на ноги и принес странникам напиться. Старцы напились и напоили Илью. Спросили его:
- «Что чувствуешь?».
- «Силу великую», - ответил богатырь: «Кабы было в сырой земле колечко, повернул бы земелюшку на ребрышко».
Тогда старцы велели Илье выпить из ковша еще раз, силы у него от этого поубавилось ровно наполовину.

Калики предрекли Илье Муромцу богатырские деяния: «Быть тебе, Илья - воином! Смерть тебе в бою не писана». Тем не менее, они предостерегли его от боя со Святогором, Самсоном, с родом Микуловым (Микулы Селяниновича) и с Вольгой Сеславичем. Пророчество старцев не было заклятьем, так как тогда бы терялся смысл его беспримерной храбрости. Это означало, что для Ильи смерти в бою не должно существовать, он ее может не бояться.

Бой Ильи с сыном. Былины уделяют аспектам личной жизни богатыря Ильи ничтожно мало внимания. Вернее будет сказать, что, согласно былинам, у него не было никакой личной жизни.

Эпические сказания настойчиво указывают на постоянное одиночество витязя и отсутствие у него семьи: «Нет у меня да молодой жены, да любимой семьи». Правда, в составе киевского цикла былин имеются сведения о любви Ильи к полянице-богатырке Златогорке (Маринке, Латымирке, царице Заорданской), родом с берега моря, от камушка Латыря.

От этой внебрачной связи родился сын , нареченный Сокольником . Повзрослев, сын приехал на Русь отомстить Илье за честь матери.

В этом эпизоде Илья показан как беспощадный воин. Иногда он был готов помиловать врагов, сдавшихся в плен (татар под Черниговом или лесных разбойников), но, убедившись в неисправимости черных намерений сына, представляющего реальную угрозу для Руси, отец недрогнувшей рукой убивает его.

В некоторых вариантах этой былины в роли мстителя выступает внебрачная дочь Ильи - «поляница удалая, родом из земли да из Тальянской». Тогда же мы узнаем, что богатырь служил у тамошнего короля три года.

Свои подвиги былинный богатырь совершал не только в Киеве, но и далеко за его пределами. Много времени он проводил вне стольного града, на заставе богатырской, охраняя границы Киевской Руси.

Однажды на заре Илья Муромец увидел как к их богатырскому стану приближается незнакомый молодец с соколом на руке. Илья разбудил витязей и послал навстречу незнакомцу Алешу Поповича, но тот вернулся ни с чем. Тогда Илья послал Добрыню Никитича, своего крестового брата. Вернувшись, тот сообщил, незнакомый богатырь едет завоевывать Киев.

Пришел черед самому Илье ехать на битву с неприятелем по имени Сокольник (Жидовин, Нахвальщик, Соловник, Королевич, Бориска). Долго бились-сражались они. Онемела правая рука Муромца, поскользнулась его левая нога, упал он наземь. Насел на него Сокольник, хотел вспороть белые груди богатыря, но Илья сбросил с себя врага и набросился на него сверху.

Стал расспрашивать он у побежденного, какого тот роду-племени. Оказалось, что это незаконнорожденный сын самого Ильи от «бабы Салыгорки». Илья вспомнил, как однажды он встретил в чистом поле удалую поленицу-богатырку (воительницу). Муромец победил ее в единоборстве, но не убил, а остался жить с ней. Через некоторое время он покинул ее, оставив свой нательный крест для сына или кольцо для дочери. Сын вырос и отправился искать отца, чтобы отомстить ему за поруганную честь матери.

Признав в незнакомом богатыре сына по своему подарку, Муромец повел его в свой шатер, славно угостил и уложил спать. Поздно ночью Сокольник бросился на Илью с копьем, коварно пытаясь заколоть его спящим, но лезвие попало в нательный крест. Илья Муромец убил своего только что обретенного сына, вынашивающего тайный замысел полонить Киев.

Жизнь и смерть Ильи Муромца. Согласно церковной традиции, богатырь-монах Илья Печерский умер в 1188 г. (по А. Кальнофойскому).
Возраст преподобного Ильи Муромца, по результатам современных научных исследований, составлял 40-45 лет, возможно, даже 55 лет.

Тогда год рождения нашего героя попадает в интервал между 1133-1148 гг . Кстати, если принять во внимание достаточно молодой возраст богатыря (40 лет), и что до 33 лет он был парализован, то на все его богатырские и церковные подвиги остается всего 7 лет.

Этого времени явно недостаточно, чтобы прославиться в веках и быть похороненным в святейшем месте Киевской Руси. Одновременно, православная церковь считает, что монашеские подвиги преподобного Ильи Муромца, хотя и укрыты от нас мраком столетий, тем не менее, были великими. Это подтверждают его святые мощи, которые на протяжении многих веков сохранялись нетленными.

Ученые установили, что преподобный Илья Муромец умер не от старости или болезни, а погиб от смертельного удара в область сердца . На этом основании можно сделать вывод, что богатырь-монах погиб в бою.

Ближайшая к 1188 г. битва за Киев с разорением и разрушением Печерского монастыря произошла в 1203 г. Именно этот год автор считает годом гибели былинного богатыря. Если от этого года отнять возраст богатыря, то получим временной диапазон его рождения 1148-1163 гг.

Поэтому, жизнь былинного богатыря Ильи Муромца приходится на период с 1148 по 1203 гг.
Определив хронологический диапазон жизни преподобного Ильи, попробуем шаг за шагом восстановить его жизненный путь на фоне исторических событий.

Илья Муромец родился в 1148 г. в селе Карачарове, возле города Мурома, на территории современной Владимирской области России. Его родители происходили из крестьян.

Не вызывает сомнения тот факт, что Илья Муромец с раннего детства страдал от тяжелой болезни суставов и костей. По преданиям, болезнь Ильи Муромца случилась из-за какого-то греха его деда. Замаливать свои грехи дед Ильи подался в Киев, в монастырь. Возможно, этим монастырем был Киево-Печерский, а приходить туда в конце земной жизни, была семейная традиция.

Тем не менее, весьма сомнительным кажется былинный сказ о параличе богатыря до 33 лет. Не случайно эта цифра совпадает с возрастом Иисуса Христа.

Существует былинная версия, по которой Муромец встал на ноги под Пасху, когда в храме запели «Христос воскрес». Более вероятно, предположить, что будущий богатырь тяжело болел до 20 лет, после чего получил чудесное исцеление от народных лекарей. Это событие произошло около 1168 г.

Именно тогда Илья Муромец осуществил свой первый подвиг - освободил от разбойников большой торговый путь к Киеву. Это произошло близ современного села Девять Дубов, которое расположено около города Карачева, на границе современных Брянской и Орловской областей России.

Дальнейший маршрут Ильи Муромца пролег через Чернигов, в котором тогда княжил Святослав Всеволодович (1164-1176) и дальше вдоль реки Десны к стольному Киеву.
Илья Муромец свои подвиги совершил на территории Киевской земли. Именно ее он так самоотверженно защищал на протяжении всей своей жизни.

Год рождения Ильи Муромца совпадает с княжением Изяслава II на киевском престоле (1146-1154). Его правление было наполнено междоусобными войнами. После смерти Изяслава II наступили тяжелые времена. Киев постепенно терял значение столицы большого государства, но оставался культурным и церковным центром, был объектом стремления князей, которые мечтали завладеть киевским престолом. В короткой борьбе за Киев победил Юрий Долгорукий, который княжил с 1154 по 1157 гг.

Во время правления Ростислава I (1158-1167) княжеские междоусобицы немного утихли, и он возглавил борьбу с половцами. В этой борьбе на стороне русских князей сражались черные клобуки (каракалпаки) - тюркоязычные племена (торки, берендеи, печенеги), которые поселились на южной границе Украины-Руси.
Не смотря на свой высокий авторитет среди князей, Ростислав не смог организовать походы, подобные тем, что велели Владимир Мономах и Мстислав I.

Во время приезда в Киев Ильи Муромца княжеский престол занимал Мстислав II (1167-1170). Этот князь продолжил начатую борьбу против половцев и богатырь Илья Муромец мог принимать непосредственное участие в боевых походах княжеской дружины.

В 1168 г. Мстислав II собрал черниговских, волынских и переяславских князей, разгромил половцев под Орелью и взял много пленных. Князь организовал охрану торговых караванов, которые проходили Железным, Соленым и Греческим путями, где их нещадно грабили половцы. Таким образом, датирование освобождения былинным богатырем пути из Мурома в Киев (1168) прямо подтверждается историческими фактами.

Некоторые исследователи попробовали привязать жизнь Ильи Муромца к периоду правления князя Владимира Мономаха. Они основывали свои предположения на том, что жизнь былинного богатыря должна быть неразрывно связана с именем если не князя Владимира Святославича (980-1015), то хотя бы Владимира Мономаха (1113-1125). Тем не менее, дата жизни богатыря по А.Кальнофойскому (1188) и его возраст по данным современных исследований опровергают это предположение. Жизнь и подвиги преподобного Ильи Муромца не совпадали во времени ни с одним из великих киевских князей по имени Владимир.

Илья Муромец мог быть не только свидетелем, но и непосредственным участником драматических событий 1169 г. и храбро защищать жителей стольного города от чужеземцев.

В начале того года сын Юрия Долгорукого, Андрей, князь суздальский и владимирский на Клязьме выслал во главе с сыном Мстиславом большое войско на Киев. К нему присоединились черниговские Олеговичи, смоленские Ростиславичи, Глеб Переяславский и еще несколько мелких князей.

Силы Киева были слишком малы, войско Мстислава пошло на помощь сыну Роману в Новгород и в городе осталась лишь небольшая часть дружины. Хотя и без достаточных сил, Мстислав решил обороняться. Однако измена черных клобуков позволила неприятелю обойти Киев. Мстислав оставил столицу и подался на Волынь.

В марте 1169 г. войска под предводительством Мстислава, сына Андрея Боголюбского взяли Киев «на щит»: «Смоляне, суздальцы, черниговцы ограбили Подол, Гору и монастыри, Софию, Десятинную Богородицу и не было никому, ниоткуда милосердия: церкви горели, христиан убивали и брали в неволю.
В церквях обдирали из икон ризы, книги и колокола все позабирали». Так описывает летописец разграбление Киева.

Новый поход на Киев Андрей Боголюбский совершил летом 1173 г. Летописец уделил этому походу большое внимание, насчитав в суздальском войске более 50 тысяч воинов. Андрей был слишком уверен в своей победе и отдал приказ своим воеводам привести киевского князя живым. Но Мстислав Ростиславович встретил врагов близ Вышгорода: «Был бой великий, и стоны раненых, и голоса нечеловеческие. И можно было видеть, как ломались копья, слышать, как бряцало оружие, а от пыли не был видно, где всадник, а где пеший воин». Осада Вышгорода продолжалась целых два месяца и закончилась поражением суздальцев.

Постепенно Великое Киевское княжество становилось номинальным титулом, лишенным реальной силы и власти. Киевские князья в своей борьбе за престол входили в соглашение с другими претендентами и уступали в их пользу киевские земли, отдавали им один город за другим. В конце концов, Киев остался почти без земель.

В особенности донимали половцы, которые в 1170-1180 гг. часто нападали на Киевщину и Переяславщину. Князья были вынуждены защищать от половецких набегов торговые караваны и охранять границы от нападений врагов.

Основные свои подвиги Илья Муромец осуществил в период с 1175 по 1185 гг. Святорусский богатырь вел борьбу не против татар, которые пришли на киевскую землю в 1240 г. (то есть после смерти Ильи Муромца), а против половецких захватчиков.

В это время на киевском престоле сидел Святослав III Всеволодович (1175-1194), но почти вся Киевщина досталась Рюрику Ростиславовичу, поэтому летопись называет обоих «великими князьями».

Киевские князья совместно бились против половцев, и богатырь Илья Муромец не остался в стороне от этой борьбы. На это время приходилось большее двадцати нападений и походов с обеих сторон, главным полем боя этой военной кампании стали земли по реке Роси на Киевщине и вся Переяславщина.

В битвах обрели славу князья Святослав, Рюрик Ростиславович с сыном Ростиславом, Владимир Глебович и Игорь Святославич. С половецкой стороны против них выступали хан Кобяк, Кончак и его сын.

Кампания началась с неудачного похода Кончака на Украину-Русь в 1184 г. Князья захватили половецкие кочевья и сильно их опустошили. В июле того же года князья пошли походом и за речкой Орелью разгромили половцев, захватив много добычи и половецкого хана Кобяка.

Весной 1185 г. Кончак двинулся на Переяславщину, но возле речки Хорол его разгромили князья Святослав и Рюрик. За беглецами пустились черные клобуки, которые разорили половецкие кочевья.

Противополовецкая кампания началась довольно удачно, и, если бы князья в дальнейшем выступали совместно и при полном согласии, она бы закончилась окончательной победой.

К сожалению, каждый князь желал личной славы и добычи на половецком поле. Игорь Святославич, договорился с несколькими князьями и в апреле 1185 г. пошел походом в половецкие степи. Удача была на стороне Игоря и в первой встрече он победил половцев. Но враги в скором времени мобилизовали «всю половецкую землю» и заступили Игорю дорогу на реке Каяле. Здесь состоялся бой, который лег в основу жемчужины древнерусской литературы - «Слова о полку Игореве» .

Илья Муромец мог быть участником битвы, которая описана в «Слове» . Возможно, именно тогда богатырь получил тяжелое ранение, которое заставило его прийти в Печерский монастырь и постричься монахом.

Святые мощи преподобного Ильи свидетельствуют о тяжелых травмах (перелом правой ключицы и двух правых реб страшного удара боевой палицей). Не исключено, что Илья Муромец даже утратил левый глаз, за что потом получил прозвище «Полифем», о котором упоминал А.Кальнофойский в 1638 г.

Крайне неудачный поход Игоря Святославича, князя новгород-северского с Всеволодом, князем трубчевским, Владимиром Путивльским и Святославом Рыльским на половцев в 1185 г. стал темой «Слова». К сожалению, в его текстах не посчастливилось найти прямые сведения об Илье Муромце. Тем не менее, в них воспета храбрость князей, в частности, Буйтура-Всеволода: «Куда он поскачет, сверкая своим золотым шлемом, везде катятся неверные головы половецкие».

Но геройство князей не помогло: «С утра до вечера, и с вечера до рассвета летят стрелы каленые, звенят сабли об шлемы, трещат копья булатные в неведомом поле. Черная пашня копытами изрыта, костями засеяна, кровью полита». Бились день, бились второй, а на третий день, в полдень поникли флаги Игоря. Князья были не в состоянии победить половцев. На реке Каяле тьма покрыла свет. Половцы разбежались по Киевской земле, как хищные волки из логова.

Поражение Игоря открыло половцам дорогу на Украину-Русь. С того времени не было и года, чтобы половцы не опустошали украинские земли. Ослабленные князья ограничивались только обороной своих владений и никогда не решались заходить в глубину половецких степей.

Теперь последние годы жизни Ильи Муромца вырисовываются перед нами со всей очевидностью. После успешной воинской карьеры, получив тяжелое ранение в битве с половцами 1185 г., Илья Муромец решил закончить свои дни монахом, и принял постриг в Киево-Печерском монастыре .

Многие отмечают, что это был традиционный шаг для православного воина - сменить меч стальной на меч духовный и проводить дни в боях не за земные блага, а за небесные.

Преподобный Илья - не первый и не последний воин, который поступил так. В этой связи можно вспомнить великого полководца, преподобного Александра Невского, а также православных воинов Пересвета и Ослябю, которые были послушниками, преподобного Сергея Радонежского , и героически погибли на Куликовом поле.

В Киево-Печерской Лавре, в Дальних пещерах есть погребение преподобного Тита, известного воина XIV в. Он также был храбрым дружинником и после тяжелого ранения пришел в Печерский монастырь, где постился и молился Богу до конца своих дней.

Богатырь Муромец принял постриг под именем Ильи , но сделал это не ради своей гордыни, а, возможно, в честь Ильи Пророка.

Отсутствие в «Киево-Печерском патерике» жития преподобного Ильи косвенно свидетельствует о том, что в монашеских подвигах святой воин успел провести немного времени. Некоторые исследователи предположили, что постриг Ильи Муромца приходился на время игуменства Поликарпа (1164-1182). Под началом этого великого подвижника будто бы происходило духовное возрастание нового воина Христова.
Известно, что преподобный Поликарп пользовался большим уважением великого князя Ростислава Мстиславовича. В Великий Пост князь имел обыкновение каждую субботу и воскресенье приглашать к себе на трапезу Печерского архимандрита вместе с двенадцатью старцами для душевных бесед. В Лазореву субботу к князю приглашались все Печерские старцы, они щедро наделялись милостынею.

Возможно, преподобный Илья также присутствовал на этих беседах. Однако, в 1168 г. архимандрит Поликарп попал в немилость Киевскому митрополиту Константину II и был осужден на заточение. Освобожден он был лишь после смерти митрополита, а умер в 1182 г.

Илья Муромец пришел в монастырь при игумене Василии (1182-1198), который упоминается в Киевской летописи под 1184 и 1197 гг. Василий из церкви на Щекавице был поставлен на игуменство в 1182 г. Его постриг митрополит Никифор в присутствии епископов Лаврентия Туровского и Николая Полоцкого.

Во времена игуменства Василия Печерский монастырь со всех сторон огородили высокими каменными стенами. Это было сделано согласно монастырскому уставу для защиты обители от нападений иноверцев и соблазнов светской жизни.

С самого начала своего существования Киево-Печерский монастырь был окружен деревянным частоколом. Тем не менее, довольно далекое местонахождение обители от укрепленного города и постоянная половецкая угроза требовали быстрейшего сооружения каменных стен.

В конце XII в. на верхней территории монастыря сосредоточилось большое количество сооружений, которым была крайне необходима защита в виде каменных стен. Первое упоминание о них встречается в послании Туровского епископа Кирилла к архимандриту Василию: «Тебе Бог даровал построить каменную стену вокруг Лавры, где жилища святых, келий преподобных». «Киевский синопсис» сообщал, что «монастырь окрест каменными стенами обведен бысть на два стрельбища, в толстоту же, или в ширину каменна стена бяше на сажень, и врата каменны еже, идеже ныне Церковь Троицы Пресвятой». В подтверждение этих слов в 1951 г. в старом монастырском саду обнаружили остатки фундаментов крепостной стены, разрушенной татаро-монгольским нашествием в 1240 г. Стену исследовали на 135 м, ее ширина составляла 2,2 м.

В смиренной обителе преподобный Илья молился, вел размеренный, аскетический образ жизни. Это подтверждается записью в рукописи 1667 г.: «Здесь лежат мощи преподобного Илии Муромца, богатыря и воина великого, который, пришовши потом в чувство, вспомнил себе иж воинство есть ремесло неспасенное... постригся в иночество, если его кто утешал лишь абы не плакал, отповедал - много я крови пролил невинной, треба ей слезами омети» (История русской литературы. - М., 1902. Т. III. - С. 103.).

Впрочем, целиком отречься от мира ему не удалось, так как вражеские нападения на стольный Киев в конце XII в. были довольно частым явлением. Монахам не раз приходилось с оружием в руках становиться на защиту своей обители и города. Богатырская сила не оставляла преподобного Илью до последнего дня.

Примером этому может служить подвиг, записанный Э.Лясотой, за который Муромец получил Чоботка. Не впервые Илье обороняться таким необычным оружием. В одной из былин, схватил он с головы шапку (шлем) и разбил ею разбойников без числа: И стал он тут шлемом помахивать, Как в сторону махнет - так тут и улица, Как в другую махнет - так тут и переулочек.

Преподобный Илья Муромец погиб в 1203 г. во время нападения объединенных войск Рюрика Ростиславича и половцев на стольный Киев..

Былинный богатырь верой и правдой служил киевскому князю, отдал жизнь за стольный Киев, за родную обитель. Последний его подвиг - еще одно доказательство безграничной преданности православной вере, своему народу, родному городу.

Трудно себе представить, что народная память оставила о нем только эпические сказания и не зафиксировала имя героя в топонимике древнего города.

К.Аксаков (Собрания сочинений. Т. 1. - С. 336.) писал, что память о богатырях Владимирова цикла сохранилась в названиях острова Муромца на Днепре и урочища Чуриловщина под Киевом. Подтверждение уважения минувших поколений киевлян к образу Ильи Муромца можно найти на старинных и современных картах Киева. Его именем был назван целый остров и урочище на нем. Сейчас это любимое место отдыха киевлян.

Преподобный Илья Муромец погиб более 800 лет назад, но память о нем жива по сей день на безкрайних просторах православного мира. В Украине и России вы не найдете ни одного человека, который бы не слышал о святорусском богатыре, его знают и стар, и мал. Очередным признанием заслуг святого Ильи Муромца перед Православием стало учреждение церковного ордена его имени.

Там, на верху бушуют страсти XXI века; здесь, под толщей земных пород, время навсегда остановилось. Тут властвует XII столетие, золотой век Киевской Руси.

Вот и цель моего визита в катакомбы Киево-Печерской Лавры. Снова останавливаюсь перед гробницей, надпись у изголовья которой гласит: «Илья из града Мурома». В мозгу мгновенно возникает до боли знакомый с детства образ могучего былинного витязя.

Сомнений больше нет, есть только твердая уверенность, что передо мной тот самый святорусский богатырь Илья Муромец .


Угодник Божий преподобный Илия Муромец, по прозванию Чоботок, жил в XII веке и скончался иноком Киево-Печерской лавры около 1188 года. Память по церковному календарю - 19 декабря ст. ст. / 1 января нв. ст.

Достоверных сведений о житии этого святого сохранилось до нашего времени крайне мало. Происходил он из простой крестьянской семьи. В детстве и юности страдал параличом, однако чудесным образом был исцелен. До пострига состоял в княжеской дружине и прославился воинскими подвигами и невиданной силой. Почивающие в Антониевых пещерах мощи преп. Илии показывают, что для своего времени он действительно обладал весьма внушительными размерами и был на голову выше человека среднего роста.

Он является главным действующим лицом не только наших былин, но и германских эпических поэм XIII в., основанных на более ранних сказаниях. В них он представлен могучим витязем, княжеского рода Ильей Русским. Мощи преподобного не менее ярко свидетельствуют о яркой воинской биографии - кроме глубокой округлой раны на левой руке видно такое же значительное повреждение в левой области груди. Создается впечатление, что герой прикрыл грудь рукой, и ударом копья она была пригвождена к сердцу. После вполне успешной воинской карьеры и, видимо, вследствие тяжелого ранения, Илия принимает решение окончить свои дни иноком и постригается в Феодосиев монастырь, ныне Киево-Печерскую лавру. Следует отметить, что это вполне традиционный шаг для православного воина - сменить меч железный на меч духовный и проводить дни в сражении не за земные блага, а за небесные. Прп. Илия - не первый и не последний воин, поступивший так. Из наших соотечественников можно в этой связи вспомнить великого полководца преп. Александра Невского, а также профессиональных воинов Пересвета и Ослябю, проходивших послушание под началом преп. Сергия Радонежского и геройски погибших на Куликовом поле.

Отсутствие в Киево-Печерском Патерике жития прп. Илии косвенно свидетельствует о том, что в иноческих подвигах святой воин успел провести не так много времени. Это дает основание предположить, что постриг Илии Муромца приходился на время игуменства преп. Поликарпа Киево-Печерского (1164-1182), и под началом этого же великого подвижника и происходило духовное возрастание нового воина Христова. Известно, что преп. Поликарп пользовался большим уважением со стороны великого князя Ростислава Мстиславовича. В Великий пост князь имел обыкновение каждое воскресенье приглашать к себе преподобного игумена с двенадцатью братиями Феодосиевой обители для душеполезных разговоров. Вполне возможно, что одним из участников этих бесед был и бывший славный ратник преп. Илия.

В XIX веке некоторые исследователи ставили под сомнение возможность отождествления преп. Илии Печерского с одноименным былинным богатырем. Однако несомненно, что для наших православных предков это было одно лицо. Например, паломник XVIII века (Леонтий) в своих записках говорит: "Видехом храброго воина Илию Муромца, в нетлении под покровом златым; ростом яко нынешние крупные люди; рука у него левая пробита копьем, язва вся знать; а правая изображена крестным знамением".

В советское время были предприняты большие усилия по дехристианизации образа преп. Илии Муромца с целью превращения его в "воплощение народного идеала героя-воина". Так, например, характерной чистке подвергся известный эпизод былины, когда к недвижимому Илье Муромцу приходят "калики перехожие", которые в итоге и исцеляют Илью. Кто они - во всех советских изданиях опущено. В дореволюционном же издании былины "калики" - это Христос с двумя апостолами.

В 1988 г. Межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей святого Ильи Муромца. Для получения объективных данных применялась самая современная методика и сверхточная японская аппаратура. Результаты исследований поразительны. Определен возраст - 40-55 лет, выявлены такие дефекты позвоночника, которые позволяют говорить о перенесении нашим героем в юности паралича конечностей (строго в соответствии с житием); установлено, что причиной смерти стала обширная рана в области сердца. К сожалению, датировка гибели была установлена очень приблизительно - XI-XII вв. Интересен тот факт, что преп. Илия почивает в молитвенном положении, сложив персты правой руки так, как принято и теперь в Православной Церкви - три первые перста вместе, а два последних пригнув к ладони. В период борьбы со старообрядческим расколом (XVII-XIX вв.) этот факт служил сильным доказательством в пользу трехперстного сложения.

Илья Муромец был официально канонизирован в 1643 г. в числе еще шестидесяти девяти угодников Киево-Печерской лавры. Русское воинство считает святого богатыря своим покровителем. В 1998 г. на территории одной из воинских частей в Подмосковье был воздвигнут и освящен замечательный храм во имя святого Ильи Муромца.

В наше время былинный образ Илии Муромца по-прежнему привлекает к себе внимание, в том числе и среди нецерковных людей. Хочется верить, что при этом за типажом непобедимого воина не будет растворяться живое лицо человека, искренне посвящавшего всю свою жизнь и все свои подвиги во славу Божию. Хотелось бы научиться от преп. Илии удивительной трезвости и рассудительности, благодаря которой мы смогли бы, как и он, будучи велики и способны в земных делах, не забывать и о Царствии Небесном.

Наши предки XVI – начала XIX вв. не сомневались в том, что Илья Муромец реальный человек, воин, служивший Киевскому князю.

Но если Илья Муромец — историческая личность, то почему он не упоминается ни в одной летописи? На это может быть несколько причин.

Во-первых , не так много письменных источников тех лет дошли до нас. И это не удивительно. Татары постоянно совершали набеги на землю русскую и сжигали города. Однажды во время пожара сгорели и книги из библиотеки Киево-Печерской Лавры.

Во-вторых , Илья был из простой крестьянской семьи. В то время постоянное войско князя — его дружина, набиралось из знатных людей. Возмутительный прецедент головокружительного возвышения простого мужика не мог оставить равнодушными родовитое боярство и опиравшихся на него князей золотого века Киевской Руси.

Поэтому имя народного героя было стерто со страниц истории. Но его невозможно было стереть из доброй памяти благодарного народа.

После смерти Илья был захоронен в пределе главного храма Киевской Руси — Софии Киевской . Там находилась великокняжеская усыпальница, в которой и князей-то не всех хоронили. А Илья Муромец делами своими мирскими был удостоен такой чести. Бояре о таком снисхождении и мечтать не могли.

Возможно, именно по этой причине позднее гробница Ильи Муромца при набеге была разрушена, а гробница его товарища — Добрыни Никитича , сына древлянского князя Мала, чудом уцелела.

Об этом упоминает в своих дневниках посол императора Священной Римской империи Рудольфа II Эрих Лясота , который с 7 по 9 мая 1594 года был проездом в Киеве.

В то время Киево-Печерская лавра взяла на себя заботу о мощах богатыря. Там, в Ближних пещерах, его тело и покоится поныне.

№2 Илья Муромец — герой не только русского эпоса

Хотя в русских летописях не упоминается имя самого знаменитого героя русских былин, зато он является главным действующим лицом в одной из германских эпических поэм XIIIв., основанных на более ранних сказаниях.

Там говорится о нем как о могучем витязе, и называют его Ильей Русским .

№3 Великан

№4 Потомки Гущины

Сейчас село Карачарово стало частью современного города Мурома. На месте дома Ильи Муромца стоит новый дом с табличкой, мол жил на этом месте народный любимец и герой былин Илья Муромец. Жильцы этого дома утверждают, что они являются потомками богатыря. Из поколения в поколение они собирают всю информацию о их знаменитом предке. После воссоздания портрета Ильи Муромца, они показали фотографию своего прадеда. Сходство действительно наблюдается.

Они говорят, что феноменальная сила богатыря передалась по наследству и его далеким потомкам – роду карачаровских селян Гущиных, которые вполне могли, как их великий предок, в прошлом веке сдвинуть груз, который был не под силу и лошади.

№5 «Сиднем сидел на печи тридцать лет и три года…»

Из сказаний нам известно, что Илья до 33 лет не мог ходить.

В народе была распространена такая история. Будто бы дед будущего русского героя Ильи Муромца был настоящим язычником и отказывался признавать христианство. Однажды он взял топор и разрубил православную икону. С того времени проклятие легло на его род. Все мальчики должны были рождаться калеками.

И вот через 10 лет родился внук, у которого был паралич ног. Но тот не отчаивался, а развивал остальные части тела. 33 года он не мог и шагу ступить по земле. Как-то раз в дом зашли «калики перехожие » – народные целители. Они и излечили богатыря с помощью заговоренной воды. Об этом говорят сказания старины глубокой.

Но самое интересное в том, что после изучения мощей Ильи Муромца, анатомы обнаружили в поясничном отделе искривление позвоночника вправо и явно выраженные дополнительные отростки на позвонках. Это означает, что этот человек действительно долгое время не мог ходить вследствие ущемления нервов спинного мозга.

№6 Возраст

Ученые до сих пор спорят о дате рождения и дате смерти героя, но по останкам удалось определить, что прожил богатырь 45-50 лет. Для того времени он был стариком .

№7 Первое исследование тела

Впервые тело Ильи Муромца исследовали советские ученые в 1963 году. В то атеистическое время ученые в своем заключении написали, что тело принадлежит человеку монголоидной расы , а ранения имитированы монахами лавры.

Между тем, монголоидные черты лица русского витязя отмечают и современные ученые.

№8 Дорожка прямоезжая

Помните начало былинных сказаний про Илью Муромца? «Из того ли города из Мурома, из того села из Карачарова… » Казалось бы, все понятно. Вот город Муром. Село Карачарово теперь часть этого города, хотя и сохранило свое название. Но сомнения по поводу места рождения русского витязя были и в прошлом веке, есть и сейчас.

Имя былинного героя знали и на Черниговщине . Там есть года Карачев и Моровийск, названия которых созвучны селу Карачарову и городу Мурому.

Но если взглянуть на обычную географическую карту, то Моровийск и Карачев разделяют сотни километров. И говорить о «Моровийском селе Карачеве» как-то странно. А вот если на карте отметить Муром, Карачев, Чернигов, Моровийск и Киев, то можно провести одну линию. Вот и знаменитая «дорожка прямоезжая».

Именно по ней Илья едет в Киев, проезжая «через те леса, Брынские, через речку Смородинную », через село Девять Дубов, неподалеку от Карачева. Все населенные пункты сохранили свои прежние названия и существуют до сих пор. Даже речка Смородинная течет там по сей день.

Кроме того самый известный подвиг богатыря — бой с бандитом Соловьем-разбойником. Как известно, разбойник контролировал прямую дорогу до столицы Руси, Киева, и не давал спокойно пройти «ни конному, ни пешему ». Примерно в 1168 году Илья приехал в Киев. На тот момент на престоле восседал князь Мстислав , который приказал организовать охрану идущих в столицу торговых караванов, которые постоянно подвергались грабительству половцев. Вероятно, князь киевский поручил это своему богатырю Илье Муромцу, состоявшему в княжеской дружине.

Соловей был разбойником, промышлявшим набегами и кражами на дороге, а прозвище, как можно предположить, приклеилось к нему за его умение громко свистеть. Илья Муромец в поединке победил грабителя и освободил «дорогу прямоезжую». Это событие, без сомнения, имело не только большое экономическое значение для княжества, но и сделало жизнь простых людей спокойнее.

Освобождение прямоезжего пути от разбойников не осталось незамеченным и было приравнено народом к настоящему подвигу.

№9 Тайна смерти

Факт наличия почитаемых мощей знаменитого богатыря нашел отражение и в самих эпических текстах. Так интересен конец былины «Илья Муромец и Калин царь » в исполнении сказителя Щеголенкова : «от этих татар да от поганых, окаменел его конь да богатырской, и сделались мощи да святыя да со стара казака Ильи Муромца». Все помнят с детства, что калики перехожие пророчествовали знаменитому богатырю, что «смерть ему в бою не писана ». Поэтому в былинах и сказках о кончине героя повествуется различно: то он каменеет один, либо с другими богатырями; то живой ложится в гроб и там остается навеки; то вместе с Добрынею на Соколе Корабле куда-то уплывает, и с тех пор о нем нет вестей.

На данный момент времени официальные источники говорят, что родился богатырь Илья Муромец в период между 1150 и 1165 годами. А погиб он, как предполагают ученые, при взятии Киева ратью князя Рюрика Ростиславича в 1204 году, когда знаменитая Печерская лавра была разрушена и разграблена союзными Рюрику половцами. Смерть наступила от удара в грудь острого орудия (меча или копья).

№10 Святой

Существует легенда о том, почему Илья решил стать монахом. В очередном очень жестоком сражении богатырь был сильно ранен и чуть не был убит, но чудом выжил. В той битве он дал обет впредь никогда не поднимать меч, поселиться в монастыре и посвятить себя служению Богу. Илья Муромец подошел к стенам Лавры и скинул с себя все доспехи. Однако, бросить на землю меч не смог.

Так он стал монахом Киево-Печерской Лавры. Оставшуюся часть своей жизни он провел в келье в постоянных молитвах.

Русский герой оставил после себя не только нетленную память . Тело Ильи, как и останки других монахов, которые захоронены в пещерах Печерской Лавры, нетленно. Но, в отличие от останков египетских фараонов, оно превратилось в мумию не благодаря обработке мумифицирующими составами, а по неизвестной современной науке причине.

Православные уверены, что если тело человека не разлагается, а постепенно превращается в мощи, то это дар свыше, поэтому человека можно считать святым.

Существует поверье, что мощи святорусского богатыря Ильи Муромца способны излечить тех, кто страдает страшными болезнями позвоночника и тех, у кого полностью парализованы ноги. Русский витязь и после смерти продолжает служить людям…

© 2024 nowonline.ru
Про докторов, больницы, клиники, роддома