Методы обучения. Образовательная ситуация. «Образовательная ситуация - новая форма организации образовательного процесса в ДОО Развивающие ситуации

Образовательные ситуации в воспитательно-образовательном процессе

Стержневое личностное качество – самостоятельность.Самостоятельность проявляется вдетских видах деятельности. Сама деятельность не развивает, все зависит от того, какую позицию занимает в ней ребенок, т.е.субъектную.

Как научить маленького ребенка думать?

Очевидно, что научить этому можно лишь в ситуации, требующей осмысления. Осознание трудностей, невозможность разрешить их привычным путемпобуждают ребенкак активномупоискуновых средстви способов решения.

Процесс познания в дошкольном возрасте происходит эмоционально-практическим путем. Ребенок – маленький исследователь, стремится к активной деятельности.

Для детей 4 года жизни характерны РС с гуманистическим содержанием

«Наш зайчик поранил лапку»

«У мишутки разболелось горлышко»

«Найдем друга котенку Пуху»

«Успокоим и обогреем зайку»

т.е. в ситуациях обсуждать проблему, высказывать своипредположения, помогать «попавшим в беду» игрушкам;

Воспитательно-образовательные задачи – умение дружить;

Ориентироваться при травме;

Проекция на взаимопонимание со сверстниками;

Культурно-гигиенические навыки;

Эмоциональное благоприятное состояние в группе.

Дети 5-ти лет – почемучки – охотно сотрудничают со взрослыми, стремятся к интеллектуальному общению со взрослыми.

Воспитатель насыщает жизнь РС, в которых детямнеобходимо самостоятельно применить освоенные приемы(определить влажный или сухой песок, годится ли он дляпостройки, отобрать брусочки такой ширины, чтобы по нимпроезжала машина…)

Ребенок способен устанавливать простейшие связи и отношениемежду объектами и это пробуждает интерес к окружающему миру.

Правило : не делай за ребенка то, что он в состоянии делатьсамостоятельно ! (но исходить из реального уровня умений, которые могут значительно различаться у разных детей) одномуребенку нужно – напоминание; другому – показ; третьему –совместное действие с ребенком.

В 5 лет наблюдается пробуждение интереса к правиламповедения. Главное для воспитателя в этом возрасте – предвидетьпоступки детей и заблаговременно ориентировать их направильное поведение.

Дети проявляют интерес к поступкамсверстников, их делам.

РС для установления связей между поведением в группесверстников и ответным отношением других детей.

  • Почему Саше стало грустно в детском саду?
  • Почему Сережа вышел из игры

При одевании на прогулку – устанавливается связь между назначением предмета и их строением и материалами, их которых сделаны.

  • На улице идет дождь. Как мы дойдем до веранды и не намочим головы? – Наденем капюшон – он непромокаемый.
  • На улице – ветер. Что защитит нас от ветра? – Манжеты – не дают ветру задувать в рукава.

Пролили воду на рисовании или в столовой – какую тряпочку выберем? – Из ткани, которая хорошо впитывает воду.

Воспитатель спрашивает детей – Как ты узнал?

Ребенок отражает в речи способ практического действия.

Высшей формой самостоятельности старшего дошкольника является творчество .

Этому способствует создание творческих РС в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде, словесное творчество.

Именно в увлекательной творческой деятельности перед дошкольниками возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и формы воплощения.

Как воспитатель побуждает детей к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы:

§ Обращает внимание на новые, необычные черты объекта, строит догадки, обращается к детям за помощью, нацеливает на экспериментирование, рассуждение, предположения;

§ В группе постоянно появляются предметы, побуждающие к проявлению интеллектуальной активности (таинственные письма-схемы, детали каких-то устройств, сломанные игрушки, нуждающиеся в починке, зашифрованные записи, посылки из космоса…

Разгадывая загадки, заключенные в таких предметах, дети испытывают радость открытия и познания.

  • Почему это так происходит?
  • Что будет, если…?
  • Как это изменить, чтобы…?
  • Из чего мы это можем сделать?
  • Можно ли найти другое решение?
  • Как нам об этом узнать?

Подобные вопросы постоянно присутствуют в общении воспитателя со старшими детьми.

Педагог творчески конструируетобразовательный процесс, единицей которогоявляется образовательная развивающая ситуация.

Классификация развивающих ситуаций

(исходя из основного характера деятельностидетей)

  • исследовательские (или поисковые)- в ходе которых осуществляется постановка проблемы, выдвижение и проверкагипотез по поводусредстви способов её решения;
  • коммуникативно — диалоговые , дискуссионные – в ходе которых генерируются идеи по поводу решения поставленнойпроблемы, их обосновываютс помощью тех или иных аргументов, выявляются и сопоставляютсяразные точки зрения, проводится рефлексия;
  • игровые , моделирующие в предметно- содержательном (имитационно-игровом) и социально- психологическом (ролевом) планах – в ходе которыхпроисходит творческий перенос полученных представленийв новые условия.

Для усиления интереса к занятиям, которые содержатьсяв РС, им зачастуюпридают игровой характер. В этом случае детям предлагают занять активную ролевую позицию (игровой сюжет ситуаций выбирается в зависимости от склонностей детей):

  • изобретателей- особых машин, правил, приспособлений, правил, законов.
  • исследователей – которые делятся с присутствующими результатами своих изысканий;
  • интервьюеров – выясняют что-либо, задавая соответствующие вопросы;
  • актеров, играющих роль того или иного животного (с его повадками, средой обитания, образом жизни) или предмета (учитывая его производство, способы употребления);
  • экскурсоводов по музеям, выставкам;
  • волшебников – «отменяющих» те или иные свойства предметов, закономерностей, явлений;
  • писателей, дрессировщиков, представителей разных профессий;
  • школьников, изучающих тот или иной предмет.

Для того, чтобы объяснить, показать ребенку нечто новое, важно, чтобы транслируемые детям средства и способы взаимодействия с миром, воспринимались ими с готовностью и эмоционально, вызывали интеллектуальные эмоции .

Этого можно добиться, если прежде, чем воспринимать новую информацию, ребенок уяснит ее необходимость для себя, у него появится мотив собственной деятельности, некий ее замысел (он может возникнуть «в ответ» на замысел взрослого, а может отличаться от него). Для этого в образовательном процессе целесообразно разворачивать, включая в него РС разного типа :

· В начале организуется ВВОДНАЯ, МОТИВАЦИОННАЯ РС, побуждающая ребенка к самостоятельному поиску решения возникшей задачи. Важно, чтобы в ходе этой РС у ребенка сложился замысел его деятельности (чтобы он не оказался лишь исполнителем чужого замысла). Вслед за этим создаются условия для проведения детьми соответствующих самостоятельных экспериментальных исследований или для поиска информации. Зачастую в такой предварительной поисковой работе участвуют и родители, выполняя задания, которые они получают в детском саду.

· После таких самостоятельных попыток, которые дети предпринимают, чтобы найти решение поставленной задачи, создается РС – ООБСУЖДЕНИЯ (выявление и сопоставление разных точек зрения, подбор и предъявление аргументов для их доказательства…),

· а затем РС – РЕФЛЕКСИИ получившихся результатов (диалог, дискуссия) в ходе выясняются, какие средства и способы были использованы, удалось ли с их помощью решить задачу, какие из них оказались наиболее эффективны.

Создавая «рефлексивную ситуацию», взрослый «разрывает», останавливает естественный ход процесса, «текущего автоматически», с тем, чтобы дать ребенку возможность различить себе и то действие, которое он совершил, осуществил.

Затем взрослый помогает ребенку зафиксировать эту остановку и сам остановленный процесс:

посмотрим, что здесь происходит…

было вот как, а стало…

Что изменилось? Почему? Что ты для этого сделал? Как ты сделал?

Повтори (зафиксировать произведенные действия в схемах, рисунках)

Ты всегда так делаешь? У тебя всегда так получается? Это твое правило?

Ты думаешь надо поступить именно так, или можно как-то по-другому? Как другой (называется конкретное знакомое лицо ребенку) поступил бы в этой ситуации?

· И, наконец, организация ОБОБЩЕНИЯ объективного содержания и отчуждения от него, «освобождение от субъективной пристрастности к нему».

Для этого создаются РС со следующими вопросами:

Как ты думаешь, если мы повторим наши действия (назвать конкретные действия), получится тоже самое? Так всегда бывает?

Почему так получается? Какой закон здесь действует? Все поступают (действуют) так же как и ты, или каждый делает по-своему, по-другому? У любого человека получилось бы именно так в этом случае?

РС – планируется и организуется воспитателем в любое время в режиме дня, длится от 3-5 до 10 минут в зависимости от возраста детей.

Предполагается возможность и необходимость повтора одной и той же ситуации с разными подгруппами детей.

Как? – с помощью РС.

Проигрывание ситуаций

Ситуация: Письмо то жирафа . Пришло письмо в большом конверте, на нем много штампов.

Как к нам добралось письмо? (может по морю плыло, может на самолете.……. др. варианты)

От кого же письмо?(…………от жирафа )

Жираф хочет попасть на новогоднюю ёлку, посмотреть на снег, т.к. никогда его не видел

Что же делать как быть?

- (Пригласить в гости) но он житель теплой страны, а у нас сейчас зима и холодно, что может с ним случиться (простыть, заболеть……)

Что же делать?

Проблема решается в зависимости от целей воспитателя (выслушиваются и принимаются все ответы детей, но подводятся к определенной деятельности в зависимости от целей воспитателя)

Можно нарисовать новогоднюю елку и зимний пейзаж жирафу и отправить по почте; послать жирафу теплое одеяло, чтобы он не заболел в пути, а одеяло нарисуем используя теплые тона красок и оно будет очень теплое; и многое другое.

Ситуация: «Приглашение на выставку картин»

Художник из Москвы привез свои картин, но ему пришла срочная телеграмма и он вынужден уехать. Картины показать просил меня и билеты на выставку тоже оставил мне. Билеты не простые их можно получить за знания – знание теплых тонов красок (мальчики), и холодных (девочки)

Пришли на выставку,а вместо картин недорисованные фигуры (кусочки наклеенной ткани). Что же случилось? Где картины? Ответы детей. Звучит магнитофонная запись из которой ясно, что картины заколдовал злой волшебник Вальтасар, а расколдовать их может настоящий художник. Что же делать? Художник то уехал. Ответы детей….. дорисовать их.

Дети дорисовывают картины, дают им названия.

Ситуация с пропавшей краской.

Надо нарисовать ель, а зеленой краски нет, в палитрах имеются все цвета, кроме зеленого. Что делать?(Смешать краски синюю и желтую).

Этапы постановки и решенияразвивающих ситуаций:

1. постановка, формулирование проблемы;

2. выдвижение предположений и гипотез;

3. выбор, проверка, обоснование гипотез;

4. подведение итогов, рефлексия, вывод.

Для того, что быправильно поставить и успешно решить проблему, необходимо разделить деятельность педагога и деятельность ребенка.

Деятельность педагога предполагает создание проблемной ситуации, формулировку проблемы, управление поисковой деятельностью детей, подведение итогов.

Деятельность ребенка включает в себепринятие проблемной ситуации, формулировку проблемы, самостоятельный поиск, подведение итогов.

Организовать поисковую деятельность помогут различные приемы , учитывающие степень самостоятельности детейи меру помощи взрослого.

Это могут быть:

Система вопросов, переформулирование условий задачи;

Наводящие задачи или задачи – подсказки;

Неправильные решения игрового персонажа;

Недосказанная история, ситуация;

Цепочка наводящих задач.

Решая проблемную ситуацию, ребеноксравнивает, сопоставляет, устанавливает сходство и различие. Анализируя проблему, ребенок учится ориентироваться в окружающем мире, проявлять инициативу, высказывать собственную позицию и принимать чужую, развиваются его творческие способности.

Образовательная развивающая ситуация – форма организации детей, они бывают:

а) заранее спланированные , придуманные, с подготовленным материалом, в которой решаются воспитательно-образовательные задачи;

б) спонтанные ситуации , (связанные с жизнью детей), педагогу нужно превратить житейскую ситуацию в образовательную.

Сценарий спланированных ситуаций должен быть гибким настолько, чтобы его можно было менять в зависимости от складывающихся условий (но придерживаясь при этом поставленной цели).

Как в случае спонтанных, так и в спроектированных ситуациях необходимо совместное решение задач детьми и взрослым, их партнерские отношения во время его поиска.

Спонтанные РСнеобходимы, когда ребенку в его самостоятельной деятельностине хватаетдля решения возникшиху него задач, нужных для этого средств и способов. В такую ситуацию может включиться взрослый, с тем, чтобы помочь найти их и верноприменить. Но вначале важно датьвозможность провести самостоятельные поиски недостающих их средстви способов решения задач. Направлятьэти поиски детей можно с помощью дозированныхподсказок, которые они получаютпо мере необходимости. Взрослый может «спровоцировать» РС, специальноакцентируя вниманиедетей на тех моментах, которые могут породитьих вопросы. Помочь ребенку сформулировать этивопросы может не только взрослый, но и сказочный персонаж.

Задача педагога работающего с дошкольниками — способствовать развитию познавательной активности, любознательности, самостоятельности. Все эти качества стимулируются благодаря насыщению педагогического процесса познавательными задачами, расширению круга объектов познания.

Как? – с помощью РС.

Для чего мы используем РС?

Используя РС, педагог имеет возможностьвести ребенка не к знанию, а к познанию — ребенок сам добывает знания, познает мир .

Где используем образовательные РС?

Образовательные ситуации могут быть использованы на протяжении всего образовательного процесса, будь то организованная или совместная деятельность, и даже для организации самостоятельной деятельности детей, поэтому воспитательно-образовательный процессможно представить как системную совокупность развивающих ситуаций.

Сапожникова Юлия Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ №3 "Росинка"
Населённый пункт: пгт.Забайкальск, Забайкальский край
Наименование материала: статья
Тема: Реализация социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста через использование образовательных ситуаций в ДОУ
Дата публикации: 10.02.2016
Раздел: дошкольное образование

Реализация социально-коммуникативного развития

детей старшего дошкольного возраста через использование

образовательных ситуаций в ДОУ

дошкольном

возрасте

закладываются

основы

всех

базовых

понятий и навыков, необходимых для дальнейшей жизни.
Именно в этот период начинается процесс социализации детей, устанавливаетсясвязь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее – Стандарт) сказано, что одними из основных принципов дошкольного образования являются построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования) и содействие и сотрудничество детей и взрослых. Стандарт определил задачи дошкольного образования, в том числе формирование общей культуры личности детей, развитие социальных качеств.Дляобеспечениявсестороннего развития личностиСтандартом определены направления развития и образования детей, одним из которых является социально-коммуникативное развитие. Социально-коммуникативное развитие направлено на развитие социального и эмоционального интеллекта,развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания. Развитие ребенка в образовательном процессе детского сада осуществляетсяцелостно в процессе всей его жизнедеятельности. В то же время освоение любого вида деятельности требует обучения общим и специальным умениям, необходимым для ее осуществления. Особенностью организации образовательной деятельности по программе«Детство» является ситуационный подход. Основной единицей образовательного процесса выступает образовательная ситуация, то есть такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения. Образовательная ситуация протекает в конкретный временной период образовательнойдеятельности. Особенностью образовательной ситуации является появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка. Такие
продукты могут быть как материальными (рассказ, рисунок, поделка, коллаж, экспонат для выставки), так и нематериальными (новое знание, образ, идея, отношение, переживание). Ориентация наконечный продукт определяет технологию создания образовательных ситуаций. Образовательные ситуации используются в процессе непосредственно организованной образовательной деятельности. Главными задачами такихобразовательных ситуаций являются формирование у детей новых умений в разныхвидах деятельности и представлений, обобщение знаний по теме, развитие способностирассуждать и делать выводы. Образовательные ситуации могут включаться в образовательную деятельностьв режимных моментах. Они направлены на закрепление имеющихся у детей знаний умений, их применение в новых условиях, проявление ребенком активности,самостоятельности и творчества. Ситуационный подход дополняет принцип продуктивности образовательной деятельности, который связан с получением какого-либо продукта, который в материальной форме отражает социальный опыт, приобретаемый детьми (панно, газета,журнал, атрибуты для сюжетно-ролевой игры, экологический дневник и др.). Принцип продуктивности ориентирован на развитие субъективности ребенка в образовательнойдеятельности разнообразного содержания. Концептуальная идея А. В. Запорожца о самоценности дошкольного периода жизни, амплификации развития ребенка за счет обогащения, наполнения наиболее значимыми для дошкольника формами и специфически детскими видами и способами деятельности потребовала разработки особых, дошкольных путей конструирования образовательного процесса детского сада. С этой целью мы и используем образовательные ситуации в социально- коммуникативном развитии старших дошкольников. Социально- коммуникативное развитие – это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его дальнейшего включения в систему общественных отношений. Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Противоречия современной социокультурной среды также накладывают свой отпечаток на формирование личности ребенка в дошкольном возрасте. Мы используем ситуации, способствующие обогащению знаний детей с различными эмоциональными состояниями человека: чувствовать, объяснять
свои чувства и переживания, а также чувства других людей, знакомим детей с поступками людей, защищающих и отстаивающих ценности жизни, семьи, отношений товарищества, любви и верности, созидания и труда Все эти качества актуальны для современного детского сообщества: способность проявить внимательность,оказать бескорыстную помощь, проявить заботу привлекают детей, способствуют налаживанию положительных взаимоотношений, тогда как противоположные качества детьми порицаются. Также мы создаем ситуации, в которых детям предоставляется возможность на практике использовать освоенные представления, тем самым осваивая и закрепляя различные способы поведения в той или иной ситуации социального содержания. Такой вид деятельности взрослого и ребенка помогает расширить, дать возможность детям более полно осмыслить задачи, поставленные перед ним. Кроме этого, пополняетсяразвивающая предметно – пространственная среда группы в результате подготовки к проведению образовательных ситуаций. В нашей группе оформлены «Уголок эмоций»
(приложение

1),
«Уголок настроения»(
приложение 2
). Мы представляем вашему вниманию конспект образовательной ситуации для использования воспитателями в других дошкольных образовательных учреждениях.
Образовательно-развивающая ситуация «Счастье есть»

Образовательная область:
«Социально –коммуникативное развитие».
Цель:
Продолжать знакомить детей с различными эмоциональными состояниями человека: чувствовать, объяснять свои чувства и переживания, а также чувства других людей.
Задачи:
- развивать представления детей об эмоциональном состоянии человека (настроение,радость,дружба, счастье); - активизировать способы оценки эмоционального состояния человека (мимика, жесты, поза).
Оборудование

материалы:
макет дерева, предметы-символы, олицетворяющие счастье, сердечки, иллюстрации счастья, клип о счастье, аудиозапись с песней « Мы желаем счастья вам».
Развитие сюжета

(показ клипа) (приложение 3)

Педагог
. Ребята, какие чувства вы испытали при просмотре клипа?

-
Что можно сказать об эмоциональном состоянии людей? (они радовались, улыбались друг другу, веселились).
-
Можно ли про людей, которые проявляют такие эмоции, как радость, веселье, сказать, что они были счастливы? (да, можно)
-
Когда вы были счастливы? (Я был счастлив, когда ходил в цирк; когда мама купила мне новую игрушку; когда мне подарили живого кролика; когда у меня есть друзья).
Педагог:
Давайте попробуем назвать переживания счастья только одним словом. Сейчас мы поиграем в игру,которая называется
«Назови одним

словом».
«Счастье – это…..» (ответы детей: «Это дружба», «Это радость», «Это здоровье», «Это много игрушек», «Это быть с мамой».
Педагог
. Ребята, как узнать, счастлив ли человек? Вы идёте по улице, смотрите на прохожих. Можете ли вы угадать их настроение, счастливы ли они? (Педагог выслушивает детей, акцентирует внимание на понятиях «мимика», «жесты», «выражение глаз», «внешний вид человека», предлагает определить эмоциональное состояние друг друга, а также обращает внимание детей на себя и просит определить состояние взрослого).
Ответы детей
: «Улыбается», «Блестят глаза», «Красиво одет».
Педагог:
Всегда ли человек счастлив? Что нужно для того чтобы быть счастливым? («Нужно дружить со всеми», «Быть добрым, весёлым», «Помогать другим людям»).
Игра «Определи счастливого человека»
(детям предлагаются разные картинки и из них нужно выбрать счастливого человека)
(приложение 4)

Педагог:
Ребята, послушайте пословицу и объясните, как вы её понимаете. «Счастье в воздухе не вьётся, трудом даётся».
Ответы детей:
«Нужно не ждать счастье, а трудиться и помогать маме, бабушке», «Не лениться, много заниматься, играть. Надо трудиться».
Педагог
: Предлагаю вам, ребята, оформить «Дерево счастья». Давайте выберем необходимые картинки и разместим их на нашем дереве. (Дети выбирают предметы-символы и размещают их на макете дерева, объясняя свой выбор, например:«Я выбрал сердечко, потому что оно означает любовь, а любовь нужна каждому человеку, чтобы быть счастливым»). Дети встают в круг, и педагог проводит психотренинг
«Дверь».
(Стоя в кругу, дети открывают воображаемую дверь и делают шаг в перёд, думая о чём-то положительном, закрывают воображаемую дверь, оставляя за ней всё негативное. Затем снова берутся за руки, поднимают их вверх и хором произносят: «Мы счастливы!»)
(приложение 5)

Педагог:
Давайте поделимся частичкой счастья с нашими гостями и подарим им наши сердечки.
Педагог:
Ребята, легко ли быть счастливым? Что нужно для этого?

Ответы детей:
«Мне легко, потому что у меня есть друзья и они мне помогают» или «Я буду счастлив, когда одержу победу в соревнованиях, но для этого я хожу на тренировки».
Литература
1. Образовательные ситуации в детском саду (из опыта работы) / сост.: З.А. Михайлова, О.Б.Васильева, А.С. Каменная. -СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.-47 с.-(Библиотека программы «Детство»). 2. Цветкова Т.В.,// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. 2015.-№4.- с.114. 3.Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов./ Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин, Н.А. Сорокин и др.; - М., Просвещение, 1988. 4.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) -утвержденный приказом Мин. Обр. науки России от 17.10.2013 №1155 5. Детство: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т.И. Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцева и др.-СПб: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014-352с.

Юлия Земскова
Образовательная ситуация как основная форма планирования по программе «Детство»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ КАК ОСНОВНАЯ ЕДИНИЦА ПЛАНИРОВАНИЯ ПО ПРОГРАММЕ «ДЕТСТВО » .

Ю. Е. ЗЕМСКОВА

Дошкольное детство- яркий , неповторимый период в жизни ребенка. Именно в это время начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия : миром людей, природы, вещей (предметным миром) . Постепенно происходит приобщение к культуре и общечеловеческим ценностям, закладываются основы здорового образа жизни . От того на сколько запоминающимся будет период дошкольного взросления ребенка, зависит умение воспитателя отбирать наиболее актуальные формы , методы и приемы организации образовательной деятельности с детьми, от его умения вовлечь ребенка в разгадку тайн неизвестного.

В современном детском саду образовательная деятельность основана на организации педагогом разных видов деятельности. Согласно Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) выделены следующие виды :

Игровая деятельность,

Познавательно-исследовательская деятельность,

Восприятие художественной литературы,

Конструирование и изобразительная деятельность ,

Музыкальная деятельность,

Двигательная деятельность.

Для каждого вида деятельности характерны свои формы организации и методы руководства.

Особенностью организации образовательной деятельности в соответствии с программой «Детство » является ситуационный подход . Основной единицей образовательного процесса выступает образовательная ситуация .

Образовательная ситуация - это возникающая спонтанно или организуемая педагогом структурная, временная и пространственная единица образовательного процесса , предполагающая совместное решение задачи педагогом и детьми, направленная на создание ребенком образовательной продукции в соответствии с индивидуальными возможностями и субъектными проявлениями (В. А. Деркунская) .

Кларина Л. М., Михайлова З. А. определяют понятие «развивающая ситуация » . Это совместное решение детьми и взрослыми познавательных и практических задач, проблем. Развивающая ситуация , по мнению авторов включает :

Гибкий сценарий,

Связь с опытом и интересами детей,

Направленность на овладение новыми средствами и способами взаимодействия с миром,

Активную, целенаправленную деятельность детей, проявления самостоятельности и творчества,

Рефлексию способов средств решения задач.

Согласно данной концепции, развивающие ситуации подразделяются на :

Исследовательские (поисковые)

Коммуникативно-диалоговые, дискуссионные

Игровые, моделирующие

Бабаевой Т. И. выделены следующие типы ситуаций :

Игровые,

Практические (в том числе, ситуации выбора ,

Условно-вербальные (иллюстративно-описательные, коллизийные, прогностические , оценочные).

Однако, считается что особенностью образовательной ситуации является появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка. Такие продукты могут быть

Материальными (рассказ, рисунок, поделка, коллаж, экспонат для выставки,

Нематериальными (новое знание, образ , идея, отношение, переживание) .

Ориентация на конечный продукт определяет технологию создания образовательных ситуаций педагогом .

Созданные взрослым образовательные ситуации могут «запускать» инициативную деятельность детей через постановку проблемы, требующей самостоятельного решения, через привлечение внимания детей к материалам для экспериментирования и исследовательской деятельности, для продуктивного творчества.

Приведем алгоритм описания ОС (В. А. Деркунская) :

1. Название, ориентированное на детей.

2. Задачи (1-2)

3. Контекст ситуации для педагога

4. Контекст ситуации для детей

Например, образовательная ситуация «Письмо»

Задачи :

1. Развивать умение составлять повествовательный рассказ социально-нравственного содержания по серии сюжетных картин.

2. Стимулировать проявление творчества

Контекст ситуации для педагога : детям предлагается «прочесть письмо» . В конверте представлена серия сюжетных картин (4-5) социально-нравственной тематики. Тема рассказа не должна отражать знакомое литературное произведение и должна предполагать проблемную нравственную ситуацию .

Логика работы : рассматривание и краткое описание содержания каждой картинки, определение вариантов сюжета, рассказы детей.

Контекст ситуации для детей :

«В одном детском саду (во дворе, в магазине) произошло событие. Участники события (дети) написали письмо с просьбой помочь им разобраться в ситуации и принять правильное решение - что им делать, как поступить. Как прочесть письмо? Давайте рассмотрим картинки, разложим их по порядку, и попробуем прочесть, о чем рассказывается в письме. Можете дать участникам события имена. А затем, расскажете, как исправить положение (разрешить ситуацию , прекратить ссору, как бы вы поступили, оказавшись в этой ситуации . Каждый из вас составит свой вариант события, а потом мы постараемся узнать, кто из вас угадал и прочел письмо правильно».

Подводя итог вышесказанному, отметим, что преимущественно образовательные ситуации носят комплексный характер и включают задачи, реализуемые в разных видах деятельности на одном тематическом содержании.

Образовательные ситуации используются в процессе непосредственно организованной образовательной деятельности , совместной образовательной деятельности и режимных моментах. Главными задачами таких образовательных ситуаций является формирование у детей новых умений в разных видах деятельности и представлений, обобщение знаний по теме, развитие способности рассуждать и делать выводы. Воспитатель создает разнообразные образовательные ситуации , побуждающие детей применять свои знания и умения, активно искать новые пути решения возникшей в ситуации задачи , проявлять эмоциональную отзывчивость и творчество.

Организованные воспитателем образовательные ситуации ставят детей перед необходимостью понять, принять и разрешить поставленную задачу. Активно используются игровые приемы, разнообразные виды наглядности , в том числе схемы, предметные и условно-графические модели.

Назначение образовательных ситуаций состоит в систематизации, углублении, обобщении личного опыта детей : в освоении новых, более эффективных способов познания и деятельности; в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей в повседневной жизни и требуют для их освоения специальных условий. Успешное и активное участие в образовательных ситуациях подготавливает детей к будущему школьному обучению.

Литература

1. Деркунская В. А., Ошкина А. А. Игровая образовательная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования , 2013.

2. Деркунская В. А., Вершинина С. Е. Технология организации интегративной деятельности старших дошкольников. Учебно-методическое пособие– М.: Центр педагогического образования , 2013.

3. Дополнительное профессиональное образование как ресурс развития системы регионального дошкольного образования//Т . А. Котлякова – Современный воспитатель6 повышение квалификации педагогов ДОУ в соответствии с современными требованиями. - Ульяновск : ФГОУ ВПО «УлГПУ им. И. Н. Ульянова» , 2015.

4. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО » / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС » , 2016 г.

Консультация для педагогов

«Образовательные ситуации как форма организации образовательного процесса ДОО по программе «Детство»

Быльцева И.А., методист

МБДОУ «Новоаганского ДСКВ «Лесная сказка»

Исходя из позиции субъект-субъектного подхода, выстраивания новых субъект-субъектных форм взаимодействия, которые направлены на достижение качества результата образования, рождаются образовательные ситуации.

Рассмотрим определения образовательной ситуации. А.Тубельский утверждает, что «образовательная ситуация разворачивается как бы в двух плоскостях: как запуск самодвижения ребенка в направлении изучаемого содержания и как возникновение нового знания. Характер этого нового знания вполне предугадать невозможно, но оно соразмерно индивидуальности каждого и его целенаправленному усилению. При этом к педагогу, организующему и работающему именно в образовательных ситуациях, существует минимальное, но необходимое требование – допускать возможность проблематизации имеющегося у него знания новым: тем которое получено здесь и сейчас, совместно с детьми».

А.В.Хуторской: « Образовательная ситуация обозначает конкретный временной и пространственный участок педагогической реальности , который выполняет функцию стимула и условий создания учениками образовательной продукции».

Л.М . Кларина , З.А. Михайлова определяют образовательную развивающую ситуацию , как совместное решение детьми и взрослыми познавательных и практических задач, проблем, имеющую:

    Гибкий сценарий

    Связь с опытом и интересами детей

    Направленность на овладение новыми средствами и способами взаимодействия с миром

    Активную , целенаправленную деятельность детей, проявления самостоятельности и творчества

    Рефлексию способов средств решения задач.

По определению Т.И.Бабаевой образовательная ситуация – форма совместной деятельности педагога и детей, которая целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития и воспитания. Ситуация порождает результат (продукт) в ходе взаимодействия педагога и ребенка.

В ФГОС дошкольного образования предусмотрены следующие формы совместной деятельности – непосредственно образовательная деятельность, деятельность в режимных моментах, взаимодействие с родителями. Образовательная ситуации встраивается в образовательный процесс в виде занятия, какого-то образовательного режимного момента, как введение в самостоятельную деятельность

Характеристика образовательной ситуации

    Структурная единица образовательной деятельности;

    Возникает спонтанно или организуется целенаправленно;

    Является конкретным временным и пространственным элементом образовательного процесса;

    Разворачивается как запуск субъектных проявлений ребенка в направлении осваиваемого образовательного содержания;

    Предполагает совместное решение задачи педагогом и детьми;

    Учитывает индивидуальность и субъектность ребенка в достижении результата;

Исходя из представленных характеристик образовательная ситуация – это возникающая спонтанно или организуемая педагогом структурная, временная и пространственная единица образовательного процесса, предполагающая совместное решение задачи педагогом и детьми, направленная на создание ребенком образовательной продукции в соответствии с индивидуальными возможностями и субъектными проявлениями.

Что дает образовательная ситуация ребенку?

    ОС стимулирует развитие ребенка, так как есть проблема, которая требует поиска решения.

    Новизна решаемой задачи, которая постоянно поддерживает интерес ребенка

    В ходе ОС у ребенка формируются исследовательские отношения.

    Многообразие возможных решений. Ребенок может выбрать один из вариантов решения.

Существует несколько оснований для классификации образовательных ситуаций. Их можно создавать в рамках образовательных областей. Можно использовать для классификации целевые ориентиры, и уже под них проектировать деятельность. Структура образовательной деятельности также может служить основанием для классификации (ситуации мотивации; ситуации реализации деятельности, ситуации рефлексии и оценки).

Возможно классифицировать образовательные ситуации по видам деятельности. До трех лет ведущая деятельность ребенка предметная. То есть в основе познания ребенка находится некий предмет. Следовательно образовательная ситуация должна строится на познание предметов. Предметом для ребенка является не только мяч, кукла, дерево, но и человек, и речь и т.д. Ребенок в этом возрасте опредмечивает все, даже казалось бы то, что никак не подлежит опредмечиванию.

Основной способ познания в раннем возрасте также носит предметный характер. Малыш все пробует на вкус, бросает, мнет и т.д. Сегодня прикусывая мяч ребенок познает его свойства. А завтра прикусывая другого ребенка, который является также предметом, играющим рядом, он познает разницу между ними.

Для детей от 3 до 5 лет характерно новое содержание развития. Ребенок начинает уходить от предметного мира, которым он в полной мере пресытился, его начинает интересовать социальный мир во всех его связях, соподчинениях. Он начинает воспринимать предметы не как отдельные, а в связке, то есть предметный мир начинает выглядеть для него более социально. Следовательно, основным направлением для деятельности воспитателей становятся познание социальных отношений, связей. Также в этом возрасте появляется сюжетно-ролевая игра, поэтому образовательная ситуация строится на каком-либо сюжете, связана с ролевым взаимодействием, с поисковой деятельностью.

От 5 до 7 лет у ребенка возникает потребность в самовыражении. Поэтому образовательные ситуации должны усложняться (для решения основной проблемы нужно решить несколько более мелких ситуаций). Ребенок должен иметь возможность аккумулировать весь свой опыт, выразиться, показать свои способности, возможности.

Виды образовательных ситуаций

    Объяснительно-иллюстративные. Больше подходят для занятий, для погружения в тему.

    Репродуктивные. Ребенку транслируется опыт, который он должен усвоить (повтор).

    Проблемные. Ребенок ищет решения в совместной со взрослыми деятельности.

    Частично-поисковые. Совмещают в себе показ взрослого и поиск решений проблемы.

    Эвристические. Дети делают открытия самостоятельно.

Существуют и другие классификации видов образовательных ситуаций:

    Ситуации обучающего взаимодействия в контексте содержания темы

    Ситуации сопровождения в освоении темы

    Ситуации поддержки детской самостоятельной деятельности

Для описания образовательной ситуации разработан некий алгоритм.

    Название, которое должно быть ориентировано на ребенка, то есть понятное ему.

    Задачи (1-2). Это должны быть приоритетные задачи, меть конкретную формулировку.

    Контекст ситуации для педагога, то есть что делается по отношению к ребенку.

    Контекст ситуации для детей (какую установку педагог предлагает детям).

    Направление развития ситуации (возможность ее усложнения)

Пример описания ситуации.

Название

Письмо.

Задачи

Развивать умение составлять повествовательный рассказ социально-нравственного содержания по серии сюжетных картин. Стимулировать проявление творчества

Контекст ситуации для педагога

Детям предлагается «прочесть письмо». В конверте представлена серия сюжетных картин (4-5) социально-нравственной тематики. Тема рассказа не должна отражать знакомое литературное произведение и должна предполагать проблемную нравственную ситуацию. Логика работы: рассматривание и краткое описание содержания каждой картинки, определение вариантов сюжета, рассказы детей.

Контекст ситуации для детей

«В одном дворе произошло событие. Участники события (дети) написали письмо с просьбой помочь им разобраться в ситуации и принять правильное решение - что им делать, как поступить.

Как прочесть письмо? Давайте рассмотрим картинки, разложим их по порядку, и попробуем прочесть, о чем рассказывается в письме. Можете дать участникам события имена.

А затем, расскажете, как исправить положение (разрешить ситуацию, прекратить ссору), как бы вы поступили, оказавшись в этой ситуации. Каждый из вас составит свой вариант события, а потом мы постараемся узнать, кто из вас угадал и прочел письмо правильно»

Направление развития ситуации

С целью развития детского речевого творчества и совершенствования монологической речи детей предлагается продолжить «переписку». Детям необходимо будет «прочесть письма»: без окончания события, с пропущенной картинкой, отражающей кульминацию события, с отсутствием изображения завязки события и т.д. до составления рассказа по одной картинке.

Эта образовательная ситуация может быть, как занятие, как совместная деятельность, как индивидуальная работа. В режиме дня педагог может планировать несколько образовательных ситуаций. Наша задача показать предмет, явление, знание с разных точек зрения (в речевом, познавательном, художественно-эстетическом развитии).

Основой для доклада послужили материалы семинара В.А.Деркунской «Образовательный процесс в детском саду на основе примерной образовательной программы «Детство» в условиях введения ФГОС ДО»

из опыта работы воспитателя детского сада "Образовательные ситуации как средство социально-личностного развития детей дошкольного возраста"

Данная статья предназначена для воспитателей ДОУ и детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Главными задачами создания и применения образовательной ситуации является формирование у детей новых умений в разных видах деятельности и представлений, знаний по изучаемой теме, позволяющих смоделировать для детей реальную действительность и возможные варианты поведения.
Образовательные ситуации необходимо включать в различные моменты образовательного процесса.
***
Образовательные ситуации как средство социально-личностного развития детей дошкольного возраста исследовалось многими учеными. Определённый вклад в рассмотрении вопроса использования ситуаций в процессе социально-личностного развития дошкольников внесли такие педагоги, как Т. Н. Бабаева, Е. В. Бордиченко, Л. И. Дуранцина, Т. Н. Ерофеева, С. А. Козлова, Л. В. Крайнова, Л. А. Пеньевская, В. П. Пушмина, Т. А. Смолёва, М. И. Тимошенко, С. Ю. Яницкая и др.

Среди наиболее известных на сегодняшний день образовательных технологий Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, В. А. Сластёнин считают: развивающее обучение В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина; проблемное обучение И. Я. Лернера, А. М. Матюшкина, М. И. Махмутова; программированное обучение Т. А. Ильиной, Н. Ф.Талызиной; адаптивную систему обучения А. С. Границкой; технологию полного усвоения Б. Блум, Д. Кэрролл.
А. А. Реан называет виды образовательных ситуаций, которые используются в дошкольных, школьных учреждениях структурно-логическими, игровыми, компьютерными, диалоговыми, тренинговыми.

Многие учёные рассматривают ситуации как методы, приёмы, средства, способы, направленные на социально-личностное развитие детей.

И. В. Сушкова указывает, что термин «образовательная ситуация» тесно связана с понятием «педагогическая ситуация». Эти термины довольно часто понимаются как синонимичные. Как отмечает автор, «педагогическая ситуация – это форма совместной деятельности педагога (родителей) и детей, в процессе которой дети решают ту или иную проблему, а педагог (родители) направляют их на решение проблемы, помогают им приобрести новый опыт, активизируют детскую самостоятельность».

Существуют разные трактовки понятия «образовательная ситуация», рассмотрим некоторые из них. Образовательные ситуации, упражнение, приучение – методы создания условий или организации развития у детей первичных представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельности.

Основной единицей педагогического процесса в работе с детьми дошкольного возраста является развивающая образовательная ситуация - такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенной задачи или задач вместе с детьми. Образовательные ситуации используются в процессе непосредственно организованной деятельности, главными задачами которых являются формирование у детей новых умений в разных видах деятельности и представлений, знаний по изучаемой теме.

«Образовательная ситуация - это специальное проектирование и использование педагогом спонтанно возникающих в педагогическом процессе ситуаций с целью решения образовательных задач в разных видах образовательной (непосредственно организованной образовательной деятельности, режимных моментах, самостоятельной деятельности детей) и детской деятельности (познавательной, игровой, музыкальной, изобразительной, коммуникативной, театрализованной, чтении художественной литературы), полагает Е. С. Конохова» .
В Проекте примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Успех» 2015 года образовательные ситуации характеризуются, как «преднамеренно созданные педагогом или естественно возникающие в ходе реализации Программы жизненные обстоятельства, ставящие ребёнка перед необходимостью выбора способа поведения или деятельности. Образовательные ситуации общих дел, взаимопомощи, взаимодействия с младшими по возрасту детьми, проявления уважения к старшим и прочее помогают дошколятам осваивать новые нормы и способы поведения и деятельности, закреплять уже освоенные» .
Социально – личностное развитие происходит успешно при условии его включения в различные моменты образовательного процесса, поэтому образовательные ситуации в данном случае очень эффективны.
В каждой ситуации перед детьми возникает какая-то социальная проблема, требующая личного решения, и воспитатель направляет детей на поиск этого решения.

Принято выделять следующие типы образовательных ситуаций:
игровые;
практические;
театрализованные;
проблемно-игровые;
проблемные.

Так же образовательные ситуации можно разделить на:
заранее спланированные;
спонтанно возникшие.

В любых видах образовательных ситуаций необходимо совместное решение задач, а также партнерские отношения во время поиска.

Используя образовательные развивающие ситуации, педагог имеет возможность вести ребенка не к знаниям, а к познанию окружающего мира. Таким образом, ребенок сам добывает знания и познает мир, давая свою оценку.
Скорректировать модель социального поведения ребенка можно лишь в образовательной ситуации, требующей осмысления. Осознание трудностей и невозможность разрешить их привычным путем побуждает ребенка к активному поиску новых средств и способов решения. Процесс познания в дошкольном детстве происходит эмоционально-практическим путем.

Л. Н. Изотова предлагает использовать образовательные ситуации гуманистического выбора. «В них дошкольники становятся перед выбором откликнуться на проблемы других детей или предпочесть личные интересы и проявить безразличие; откликнуться на просьбу помочь или проигнорировать её. Поведение детей в образовательных ситуациях выбора помогает лучше понять особенности их социально-личностного развития» .

Также она рекомендует для социально-личностного развития образовательные ситуации проблемного характера по принципу «Как быть, что делать?» Это различные ситуации, которые изначально создают затруднения для пробуждения определенных качеств детей: инициативы, самостоятельности, сообразительности, отзывчивости, готовности искать нужные решения.

Проблемные ситуации, которые можно использовать для реализации задач социально-личностного развития :
1. Если вы случайно толкнули кого-то или задели рукой. Ваши действия. («Извините, я случайно вас задел. Простите, я нечаянно.»)

2. Лена пришла нарядная, ей захотелось, чтобы все это сразу заметили, и с порога она громко сказала: «Посмотрите, какая я красивая, какое платье у меня, какие туфельки, ни у кого таких нет!» Правильно ли поступила Лена, этично? И почему?

3. Кто из девочек поступил этично?… Лена подошла к воспитателю и сказала: «Вы сегодня такая красивая!» А воспитатель подумала: «А в другие дни я, наверное, некрасивая».… Оксана Сергеевна увидела Таню и сказала: «Ты всегда выглядишь хорошо, но сегодня особенно хорошо!»
- Спасибо, - сказала Таня, - мне очень приятно. Хорошее о человеке надо тоже уметь правильно высказать, т.е. хвалить так, чтобы этим не обидеть человека, не забывать о тактичности.

4. Мама зовет сына: «Миша, помоги, пожалуйста, вымой посуду».
Миша отвечает: «Сейчас». Проходит некоторое время, мама снова просит сына и слышит тот же ответ. Миша, закончив свои дела, приходит на кухню и видит, что усталая мама сама вымыла посуду. - Ну зачем ты вымыла, - обижается сын, - я бы вымыл, немного погодя. Как вы думаете, почему обиделась мама на сына? Если Миша был действительно занят, то что он должен был сказать? Этично или неэтично поступил Миша?

5. Сестра взяла краски брата без разрешения. Порисовала и положила на место. Пришел брат, заметил, что краски мокрые, но промолчал. Кто поступил неэтично?

6. Мой знакомый мальчик спрашивает: «Стоит ли мне возвращать игру другу, если я брал ее давно и забыл вернуть? Друг о ней уже не вспоминает». Как вы думаете, что мне посоветовать мальчику? «Долг платежом красен», - что означают эти слова?

Данные образовательные ситуации могут быть придуманы самим воспитателем или взяты из методических пособий.
Л. Н. Изотова считает, что «невозможно придумать единые образовательные ситуации, а можно лишь создать шаблон, по которому каждый педагог практик придумает свои, учитывая особенности каждой группы в детском саду и каждого отдельного дошкольника» .

Т. В. Делеске уверена, что «образовательные ситуации в дошкольном возрасте надо применять с учетом периода дошкольного детства. Например, для детей четвертого года жизни использовать развивающие образовательные ситуации с гуманистическим содержанием, такие как «Наш зайчик поранил лапку», «Кукла заболела», «Найдем друга пчелке Майе», «Поможем Зайке одеться» и т. д. То есть, в этих ситуациях придется обсуждать проблему и помогать попавшим в беду игрушкам или героям. При этом будут решены следующие задачи социально-личностного развития детей:
умение дружить;
помогать другому;
развить культурно-гигиенические навыки;
нормализовать и совершенствовать эмоциональное состояние в группе» .

С детьми пятого года жизни можно создавать ситуации «Почемучки». Дети охотно сотрудничают со взрослым, стремясь к интеллектуальному общению с ним, развивают познавательные процессы, активизируют мыслительную деятельность в направлении социального развития.

С детьми шестого и седьмого года жизни Т. В. Делеске предлагает насыщать жизнь детей в дошкольном образовательном учреждении разнообразными развивающими ситуациями, в которых необходимо самостоятельно применить освоенные приемы и умения. Определить свойств песка, снега, подобрать дорожки по ширине в различных ситуациях, найти поисковое решение через наводящие вопросы, подсказки, заведомо неправильные наводки, недосказанные истории. По её мнению, главное, всегда «использовать план образовательной ситуации с заранее выдвинутыми целями и задачами социально-личностного развития дошкольников. (Пример плана и образовательных ситуаций представлен в приложении 1). Все образовательные ситуации подбираются в соответствии с реализуемой темой».

Использование образовательных ситуаций, способствующих обогащению социальных представлений детей дошкольного возраста за счет ознакомления с моральными, нравственными, эстетическими и этическими качествами, которые необходимы для жизни в обществе, являются ведущим средством социально-личностного развития дошкольников.

Следует сказать, что продуманное и системное использование образовательных ситуаций способствует тому, что дети с большим интересом и желанием включаются в образовательную деятельность, которая имеет для них определенный социальный смысл, они стремятся к достижению результата, который в дальнейшем будет использован решению ими для умения сделать жизненный выбор в социуме.

Список использованной литературы
1. Делеске, Т. В. Использование развивающих образовательных ситуаций в работе с детьми дошкольного возраста / Т. В. Делеске. - Новосибирск. 2016. – 93с.
2. Изотова, Л. Н. О социализации дошкольников / Л. Н. Изотова.// Дошкольное воспитание. - 2006 - №4. – С.115.
3. Конохова, Е. А. Использование образовательных ситуаций в нравственном воспитании дошкольников / Е. А. Конохова. – М., 2016. – 109с.
4. Сушкова, И. В. Педагогические ситуации: возможности и особенности использования в ДОУ / И.В. Сушкова // Оптимизация начального образования в современных условиях: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой 35-летию факультета педагогики и методики начального образования. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2010. – С.275-281.
5. Успех. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н. О. Березина, И. А. Бурлакова, Е. Н. Герасимова и др.; рук. автор. коллектива Н. В. Федина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 303 с.

Приложение 1
Примерный план организации образовательной ситуации
1. Постановка проблемы.
2. Вопросы (что хотим узнать).
3. Выдвижение предположений, гипотез.
4. Проверка гипотез (наблюдение, эксперимент, в литературе).
5. Подведение итогов. Доклад.
6. Продукт деятельности.
Деятельность педагога: создание ситуаций, постановка проблемы, формулировка вопросов, управление поисковой деятельностью детей, подведение итогов.
Деятельность детей: включение в ситуацию, самостоятельный поиск, подведение итогов.
Затем идет описание образовательной ситуации.

Примеры развивающих образовательных ситуаций в средней группе ДОУ
Незнайка пошел за грибами, но не знает, какие съедобные.
Задачи: уточнить представление о грибах (ядовитых и съедобных); развивать внимание, память.
Продукт деятельности: корзинка со съедобными грибами.
Помочь Снеговику определить, где чище снег. В городе или в лесу?
Задачи: учить самостоятельно делать выводы на основе опытов; развивать исследовательский интерес; воспитывать уважение и бережное отношение к природе.
Продукт деятельности: дневник опытов: рисунок, запись.
У Карлсона заболела бабушка. Что делать?
Задачи: закрепить порядок действий в случае болезни; воспитывать чуткое отношение к окружающим, желание заботиться о близких.
Продукт деятельности: алгоритм действий в случае заболевания близких людей.
Цветные человечки перепутали блоки, нужно им помочь их разобрать и построить для них домики, которые им понравятся
Задачи: развивать умение решать поставленную задачу известными способами, но с усложнением.
Продукт деятельности: творческие постройки определенного цвета.
Наши комнатные растения просят помощи
Задача: развитие самостоятельных навыков ухода за комнатными растениями.
Продукт деятельности: рисунок, запись в дневнике наблюдений.

© 2024 nowonline.ru
Про докторов, больницы, клиники, роддома