Замок Нойшванштайн – жемчужина Германии. Замок нойшванштайн в германии

Замок Нойшванштайн (Бавария)

В баварских Альпах, недалеко от австрийской границы, стоит Нойшванштайн (Neuschwanstein; вариант написания - НЕЙШВАНШТЕЙН), замок неземной красоты, его стройный силуэт с заостренными башенками на фоне неба и горных вершин - словно сбывшаяся наяву фантазия. Это самый знаменитый и по-настоящему "сказочный" замок баварского короля Людвига II. Недаром, именно Нойшванштайн впоследствии стал символом чудесного мира Уолта Диснея, киностудии и диснейлендов. Возводя этот замок, Баварский король Людвиг II был одержим идеей воплотить в жизнь свои представления о романтике, свои сказочные фантазии.
Но сначала несколько слов о трагической судьбе самого короля.

О Людвиге II и истории создания замка Нойшванштайн


"Я хочу всегда оставаться тайной, как для себя, так и для других"
Эти слова будущий король Баварии Людвиг II (1864-1886гг.) сказал однажды своей гувернантке. Желание наследного принца сбылось. Его не понимали при жизни, смерть его была загадочна, после смерти…, а после смерти и подавно количество версий и объяснений его причудам только увеличилось. Каждый турист в королевском замке Нойшванштайн сегодня видит то, что ближе ему по восприятию: кто трагедию одинокого романтика, кто - галлюцинации безумного, а кто - банальные чудачества богача.
С детских лет Людвиг был погружен в себя, в свои мечты и фантазии. Детство Людвига прошло в родовом замке Hohenschwangau (Хохеншвангау), который восстановил в готическом стиле его отец Максимилиан II Баварский на месте разрушенного замка Шванстайн (Schwanstein). Как видим, в названиях всех замков центральным сохраняется слово «schwan», лебедь. Лебедь был геральдической птицей древнего рода графов Швангау, преемником которых считал себя король Максимилиан II. Он также украсил новый замок изображениями сцен из средневековых легенд и рыцарских романов, объединив, таким образом, идеализированную старину с конкретной местной традицией.


В Хоэншвангау Людвиг II познакомился с легендарным миром рыцаря Лебедя Лоэнгрина. Именно с этим героем впоследствии и отождествлял себя Людвиг II, страстный почитатель германской мифологии, человек впечатлительный и романтичный.
Побывав на премьере одноименной оперы Вагнера в 1858 году, он был вне себя от восторга. Людвиг с детства боготворил Вагнера, мистические оперы великого композитора заменяли будущему королю сказки. И когда в восемнадцатилетнем возрасте Людвиг унаследовал королевский трон, он сразу же пригласил Вагнера в Мюнхен. Композитор к этому времени находился в очень сложной финансовой ситуации. Молодой король заплатил за Вагнера все долги, приблизил его к себе, отдал на попечение композитора крупнейший оперный театр.


Рыцарские романы и германская мифология - вот темы вагнеровских опер. В своих произведениях Вагнер с большим размахом переносил на сцену мир мифов и легенд.
Тем временем Людвиг распорядился начать строительство по-настоящему "старинного" рыцарского замка, стены которого он замыслил расписать сценами из опер любимого Рихарда Вагнера, а также картинами на темы германской мифологии.
Король писал Вагнеру: «…Мое намерение - восстановить былое королевское величие в замке, возведенном в подлинном стиле старых замков немецких рыцарей… Местоположение будущего дворца - одно из самых красивых. А сам он, надеюсь, будет пригоден для жилья через три года. Вас я намерен поселить в нем в качестве многоуважаемого гостя. Замок станет святым храмом для божественного друга…Он каждой своей деталью будет более красивым и комфортным, чем Хохеншвангау внизу».


На горе Югенд, в одном из самых живописных уголков, были руины двух маленьких замков. Это место выбрал Людвиг II для строительства своего «Нового замка Хохеншвангау» (это только после смерти короля он стал называться Нойшванштайн).

Наверное, не случайно замок Нойшванштайн, несмотря на свои внушительные размеры, кажется театральной декорацией, ведь строился он под руководством знаменитых театральных художников Георга Дольмана и Кристиана Янка. Возведение замка началось в 1869 г. под строгим контролем самого короля. Мать короля была недовольна строительством нового замка, парламент страны пытался всячески сократить расходы на него, но Людвиг, несмотря ни на что, упорно шел к цели - воплотить в жизнь свои фантазии. Как только стало возможно, Людвиг перебрался жить в Нойшванштайн, фактически став там затворником.
Камень основания "Нового Замка" был заложен 5 сентября 1869 года. Но пригодный для жилья дворец не возможно было построить так быстро, как ожидал король. Проект был слишком обширным, да и строительный участок на горе представлял трудности. Вначале построили Здание Ворот, и Людвиг II жил здесь в течение множества лет. Поскольку король все более и более избегал каких-либо контактов с внешним миром и сосредоточился на идее своего королевского достоинства, то и программа строительства изменялась. Комнаты для гостей были заменены в планах "мавританским Залом" с фонтаном, который фактически никогда не был построен. "Комната Письма" была преобразована с 1880 года в маленький грот. Скромный "Зал для приёмов" стал огромным Тронным залом. Замок больше не был предназначен для приемов и гостей, а превращался в памятник королевскому величию и копию легендарного замка Чаши Грааля. Начиная с 1875 года, Людвиг II ведет активную жизнь по ночам, часто прогуливаясь горами в карете или санках, сконструированных по последним технологиям того времени. Нередко король на такие прогулки надевал исторические костюмы. Одним словом, перевоплощался. Его фантазии также поддерживались частными представлениями в родовом замке: оперы и театральные постановки давались только для одного Людвига II.


Нойшванштайн не только должен стать образцом идеального средневекового замка, но за средневековым обликом скрывалась современная технология комфорта. Действительно, на то время замок был оборудован «по последнему технологическому слову». Комнаты королевского места жительства оснащены горячим воздушным центральным отоплением. Проточная вода была доступна на каждом этаже, и кухня снабжалась и горячей, и холодной водой. Туалеты имели автоматическую систему слива.


Для вызова слуг и адъютантов король пользовался электрической системой звонка. На третьих и четвертых этажах были даже телефоны! Чтобы аккуратно и вовремя подавать еду наверх, использовали подъемник. Технические новинки применялись и непосредственно в строительном процессе, например, подъемные краны работали на паровых двигателях. Одна из отличительных особенностей Нойшванштайн - большие оконные стекла. Окна такого размера был все еще редкостью в дни Людвига II.


То, что король практически забросил государственные дела, отказывался жениться ради продолжения рода, был нелюдим - все это настроило против него и семью, и высший свет. Еще когда король был молод, его поведение, манера одеваться, вообще образ жизни многим казались по меньшей мере странными. В конце же жизни у Людвига стали проявляться явные признаки психического расстройства. 9 июня 1886 г. специальная государственная комиссия официально объявила короля душевнобольным. Буквально через три дня Людвиг отправился со своим личным врачом на прогулку, и вскоре их тела были найдены в озере Штарнбергзее. Тайна его смерти так и не раскрыта. У кромки воды, где нашли несчастного короля, установлен крест. Но, без сомнения, лучшим памятником Людвигу II Баварскому являются его восхитительные замки и прежде всего - Нойшванштайн.


Наружное убранство ворот.

Неподалеку от замка, над 90-метровой пропастью натянут подвесной мост, который Людвиг II назвал в честь своей матери, королевы Марии, принцессы Прусской.



Neuschwanstein from Mary"s Bridge


Первоначально этот мост был деревянным, но в 1866 г. его конструкция была заменена на современную, металлическую.


Озеро, вид с галереи замка.


Интерьеры замка.


Внутреннее убранство замка, его интерьеры впечатляют, пожалуй, не меньше, чем его внешний облик.
Каждый зал замка - это гимн операм Вагнера, героям германской мифологии.
Здесь Вы увидите сочетание сразу нескольких архитектурно-художественных стилей, мавританских, готических и барочных элементов: колонны-сталактиты, тронный зал в византийском духе, певческий зал с изысканным освещением, предназначавшимся для постановок опер Вагнера. При этом здание было оборудовано современной системой отопления, в кухне имелся водопровод с горячей и холодной водой. Вот уж действительно, Людвиг II Баварский во многом опередил свое время!

Вестибюль.



К королевским покоям ведедет вестибюль замка. Его стены украшены изображениями из древнейшего издания Саги о Зигфриде. На картине слева: «Регин кует для Сигурта меч Грам». Мраморный портал ведет в Тронный зал.

Тронный зал.



План его разработан Эдуардом Илле и Юлиусом Гофманом.
Под сияющим голубым куполом потолка, словно под небосводом, восседает Христос, окруженный Марией и Иоганнесом, а также рядом возведенных в святые королей. Это Казимир, Штефан, Генрих, Фердинанд, Эдуард и св. Людовик.


На переднем плане - драгоценный канделябр в форме византийской короны из позолоченной меди, предназначенный для 96 свечей. Весит этот драгоценный канделябр 18 центнеров.


Мозаичный пол, созданный венским мастером Дермонтом, изображает стилизованный растительный и животный мир. Зал заканчивается полукругом позолоченной апсиды.


Девять ступеней из белого мрамора Каррара, обрамленные изображениями 12 апостолов, ведут к помосту, где, согласно первоначальному замыслу, должен был стоять трон из золота и слоновой кости. Увы, этому уже не суждено было осуществиться.


Вид на зал с тронного возвышения.


Зал певцов.



Corridor by the singers hall


Безусловно, центральное место замка - это так называемый Зал певцов. Это самый большой, высокий и богато убранный зал с бесчисленными деталями росписей, посвященных главному герою этого зала - Парсифалю. Парсифаль — юноша, проходящий путь от наивности к идеалам рыцарства, любви и еще выше - к обретению святого Грааля. Кульминацией легенды о Парсифале является момент, когда герой попадает в Замок Грааля. Именно эпизод, когда Парсифаль впервые видит Грааль, изображен на центральной, самой большой картине Зала певцов.

Спальня.



Королевская спальня выделяется изобилием резных украшений и великолепным убранством. В отличие от преобладающего в других помещениях романского стиля, здесь царят новоготические формы. Над их созданием трудились четырнадцать резчиков на протяжении четырех с половиной лет. Драгоценнейшей филигранью украшено ложе монарха. В убранстве помещения использованы картины из истории о Тристане и Изольде, которая так глубоко потрясла двадцатилетнего короля, услышавшего музыкальную драму Рихарда Вагнера. Первое исполнение оперы состоялось в 1865 г., в присутствии короля Людвига II в Мюнхене. Над балдахином умывального столика изображен сюжет «Тристан и Изольда в саду замка Корнвалль». Справа над кроватью - «Прощание Тристана с Изольдой». Умывальник снабжался проточной водой, которая подавалась от источника, расположенного выше замка. Из балконного окна спальни открывается изумительный вид на девственно-романтичное ущелье Пеллат с водопадом 45-метровой высоты.

Гостиная.



Щедро украшенная гостиная с расположенным спереди эркером, так называемым "лебединым" углом, посвящена образу лебедя-рыцаря Лоэнгрина, такому дорогому для короля Людвига II. Большие панно художников Гаушильда и фон Геккеля изображают сцены из легенды о Лоэнгрине: "Чудо Грааля" и "Прибытие Лоэнгрина в Антверпен". Лебединый мотив присутствует и в резных украшениях деревянной обшивки, и в золотом шитье на шелковых обивках, и в портьерах.

Столовая.



Отделанное дубовыми панелями помещение столовой украшено картинами Фердинанда фон Пилоти и Йозефа Айгнера. На них запечатлены изображения миннезингеров («певцов любви»), а также сцены легендарного состязания певцов в г. Вартбурге в 1207 г. Свод арки над правой дверью украшен портретом Вольфрама фон Эшенбаха, автора «Парсифаля» и «Лоэнгрина». Слева, над служебной дверью - Готтфрид фон Штрассбург, автор любовной драмы «Тристан и Изольда». Эскизы для оформления помещения разработаны Юлиусом Гофманном. Настольная статуя из позолоченной бронзы, высотой более метра, изображает «Зигфрида в бою с драконом». Это - дар мюнхенских скульпторов Людвигу II.

Рабочий кабинет.


Рабочий кабинет короля выполнен в романском стиле и представляет богатую событиями и мифами историю Вартбурга. Темой легенды о Тангейзере и состязания певцов в Вартбурге объединены гобелены работы Иосифа Айгнера, вмонтированные в обшивку из дубовых панелей, которая покрыта тонкой чеканкой. На поверхности арки рядом с дверью изображен Тангейзер, кающийся перед папой Урбаном IV. Над увенчанным башенкой стенным шкафом - в нем хранились планы замка - изображен Тангейзер в Хёрзель-берге в объятиях Венеры.

В рабочем кабинете столешница обтянута тяжелым зеленым шелком, расшитым золотом, из него же сделаны портьеры. Женщины нескольких баварских деревень в течение многих лет выполняли по эскизам художников и самого короля эти великолепные вышивки. Украшенные шитьем ширмы отделяли кабинет от небольшой домашней молельни. Ревностный католик, Людвиг многие часы проводил в молитве, соблюдал посты, практиковал медитации.
Письменные принадлежности также изысканны: чистое золото, слоновая кость и драгоценные камни. Везде и на всем - изображение лебедя.

Часовня.



К спальне примыкает небольшая молельня Людвига II. Она посвящена Людовику Святому - королю Франции Людовику IX, в честь которого получил свое имя монарх. В расписной стрельчатый свод встроен створчатый алтарь, украшенный богатой резьбой. На картине в средней части триптиха изображен Людовик Святой. Витраж боковой стены: «Людовик Святой принимает последние утешения» создан в придворной художественной мастерской Майера.

Комната для одевания.



Комната для одевания, выдержанная в строгом оформлении дубовыми панелями, чудесным образом переходит в стилизованную беседку Настенная живопись повествует о поэзии и жизни Вальтера фонд дер Фогельвейде и Ганса Сакса. После картин из «Зигфрида» в вестибюле, после мотивов «Тристана» в спальне нас встречает здесь мир «Мейстерзингера» в избранных сценах из представления. Роспись стен принадлежит кисти Эдуарда Илле, ученика Морица фон Швинда. Над умывальником, украшенным гарнитуром из метлахской майолики работы Виллероя и Боха: «Вальтер поет при дворе герцога Вельфа». На стене напротив: иллюстрация к знаменитому стихотворению Вальтера «Под липами...» На столике стоит шкатулка с драгоценностями короля.

Кухня.



Кухня замка полностью сохранилась и подкупает и своей функциональностью, и поразительным для того времени техническим оснащением: проточной горячей и холодной водой и автоматическим вращением вертелов для жаркого.


Музыкальная комната.


Сказочные образы, созданные Уолтом Диснеем, не только радуют и воспитывают наших детей, но и переносят взрослых в чудесное время фантазий и невероятных возможностей. Изображение остроконечных башенок замка начинает отсчет времени перед началом путешествия в мир, где зло всегда будет побеждено добром, где живут принцессы и бесстрашные рыцари, где любовь и дружба побеждает все земные пороки.

Замок, сооруженный в парижском Диснейленде для Спящей Красавицы, стал прообразом для начального логотипа компании Диснея. И сейчас уже не секрет, что волшебный «дом» для Красавицы в парке развлечений был огромным макетом Нойшванштайна — Баварского замка, спрятанного в Альпах. Еще один интересный замок в Германии, заслуживающий внимания, замок Бург Эльц .

Вступившего на трон в 1864 году баварского монарха Людвига II сами баварцы ласково именуют «сказочным королем», и до сих пор он признается самой таинственной исторической личностью этих земель. Вся его жизнь и даже таинственная смерть сопровождалась легендами и домыслами. И главной причиной этому было глубокое одиночество короля, которым год от года он наслаждался с большей силой.

Прежде чем начать разговор о любом из замков, построенных Людвигом II, каждый экскурсовод непременно обращается к истории жизни баварского короля: к его детству и отрочеству, времени правления, и, конечно, низвержению и загадочной смерти.

Родовое поместье рода Виттельсбахов, феодальной династии средневековых рыцарей, находилось на берегу красивейшего озера Шванзее («лебединое озеро») рядом с городком Фюссен. Это юго-восточная баварская земля, граничащая с Австрией, по которой проходила историческая дорога римских завоевателей «романтише штрассе» (романтическая дорога). Великое переселение времен Клавдия Августа оставило вдоль этой трассы множество городков и замков, напоминающих о подвигах и заслугах средневековых рыцарей.

Замок Гогеншвангау, просуществовавший до XII века, был поднят из руин отцом Людвига Максимилианом II. Здесь, в летней резиденции Виттельсбахов, прошло детство и отрочество юного отпрыска феодального рода. Весь интерьер замка, включая настенные гобелены, был пропитан романтическими сюжетами средневековых легенд о Лоэнгрине — лебедином рыцаре, Тангейзере, Парсифале и о Ричарде Львином Сердце. Мальчик, представляющий себя участником сказочных сюжетов, и больше всего вдохновленный образом Лоэнгрина, вырос мечтательным, впечатлительным, пытающимся уединиться от реалий действительности.

Ценитель природы, музыки и поэзии, он обладал и великим архитектурным талантом. Эта страсть к строительству впечатляюще реализовалась во время его правления страной. И целью всей его жизни стало воплощение своих фантазий в реальные архитектурные замыслы. А замыслов было много. Людвиг II хотел построить несколько замков, которые должны были стать воплощением изысканности эпохи рыцарства и романтизма. Но воплотить в жизнь он успел только три – Линдерхоф, Херренкимзее и Нойшванштайн. Строительство последнего было закончено уже после смерти монарха. Но это не помешало Нойшванштайну стать самым популярным для посещения замком во всей Баварии.

Как добраться

Знакомство с замком начинается издалека, еще при подъезде к деревушке Гогеншвангау, где паркуются все автомобили и туристические автобусы. Уже отсюда открывается «открыточный» вид на сказочное сооружение, укрепившееся на вершине горы. В противовес европейским замкам, строившимся как оборонительные сооружения для демонстрации силы и могущества, Нойшванштайн выглядит кукольным дворцом для сказочного персонажа, демонстрирующим явную удаленность от реальной жизни.

Но реальность – это многотысячные потоки туристов, стремящихся попасть внутрь замка, и терминал у подножия горы, позволяющий приобрести «пропуск» в эту сказку. Билет – это регистрация посетителя и бронирование места в экскурсионной группе, с указанием времени начала. Подняться к замку можно пешком (около часа), на специальном автобусе, либо на стилизованной старинной конной повозке с баварским колоритным кучером. Многие выбирают именно последний вариант, получая тем самым возможность полюбоваться незабываемыми пейзажами и заранее проникнуться атмосферой сказочности.

Обзорная площадка около подножия замка позволяет рассмотреть все детали окружающего ландшафта. А он впечатляет! С одной стороны альпийские вершины отражаются в хрустальных водах Alpsee. Правее расстилается сочно-зеленая долина с белой церквушкой деревеньки Швангау, а с левой стороны, за шахматным профилем замка Гогеншвангау, виднеется маленькое озеро Schwansee.

Несмотря на свои невпечатляющие размеры, именно оно явилось вдохновенным пейзажем к созданию Чайковским своего изящного «Лебединого озера». Конечно, творческий полет композитора был рожден не только завораживающими баварскими пейзажами. Рождение образов и волшебной музыки напрямую касалось оперы Вагнера и легенды о лебедином рыцаре Лоэнгрине.

При рассказе о Нойшванштайне нельзя не упомянуть особое отношение короля Людвига II к немецкому композитору. Шестнадцатилетним юношей король был очарован музыкой Вагнера на премьере оперы «Лоэнгрин». Все его вдохновенные фантазии были воплощены на той сцене, а спустя несколько лет состоялось знакомство короля с великим композитором. Всю свою жизнь «сказочный король» был меценатом и покровителем музыканта. Он мечтал о том, что будущие свои творения Вагнер напишет именно в «Лебедином замке» Нойшванштайн.

Строительство

Строительство Нойшванштайна («Новый лебединый утес») было определено на месте, где ранее располагались две уже разрушенные временем крепости Швангау. Искусственный подрыв скалы позволил создать площадку для будущего строительства. На вершину горы были проложены дорога и трубопровод, после чего сразу, в 1869 году, началась стройка, темпы которой удивляли всю округу.

Надо сказать, что будучи ярым приверженцем всех новшеств технического прогресса того времени, Людвиг II стремился применить их в реализации своих проектов. Для облегчения транспортировки грузов и строительных материалов на стройке использовались паровой кран и локомобили. Новинкам технического прогресса было найдено применение и внутри архитектурного шедевра: водопровод, центральное отопление и система телефонизации.

Создатели проекта, архитектор Эдуард Ридель и художник по декорациям Христиан Янк, представили королю более 60 эскизов. А так как сама задумка всецело была посвящена Вагнеру, вдохновение создателей основывалось на впечатлениях от замка Вартбург, находящегося в Тюрингенском лесу, где в XI веке проводились легендарные «Состязания певцов». По проекту, которому, к сожалению, не дано было воплотиться полностью, в ансамбле замка планировались дворец, женские покои, донжон, рыцарский дом и подъездные ворота.

Архитектура

Подъездные ворота, увенчанные баварским гербом, встречают посетителей замка яркими цветами красного кирпича и желтого песчаника. С территории внутреннего двора, обрамленного двумя террасами, начинается путешествие по интерьерам замка. Гиды с большой любовью, даже с некоторым подобострастием, рассказывают о каждом уголке строений, куда только возможно провести посетителей.

Удивляет практически все: замыслы проекта, расположение, назначение определенных комнат и предметов интерьера. Продуманные до мелочей композиции фасадов, внутреннее убранство комнат и «сюрпризы» интерьеров создают впечатление, что в любой момент здесь может развернуться театральное действие. В Нойшваншайне, очевидно, соблюдено основное правило интриги сюжета: с каждым шагом интерес возрастает.

Здесь много архитектурных и интерьерных «сюрпризов», поражающих воображение посетителей. К 1886 году из 80 задуманных королем помещений замка завершено было только 15. Большинство из них очень камерные. Рассчитаны покои только на одного человека – самого Людвига. Ковровая живопись, покрывающая стены каждой из комнат, раскрывают различные сюжеты средневековых легенд и, конечно, опер Вагнера.

Зал Певчих

Возвращаясь к любимцу Людвига II Вангеру, надо сказать, что главным залом, которому предназначалась грандиозная музыкальная перспектива с театральными постановками и состязаниями певцов, стал Зал Певчих. Массивный трапециевидный дубовый потолок, накрывающий помещение зала производит не только сильное впечатление своей формой и декором, но и служит отличным резонатором для звука, создавая замечательную акустику. Условная небольшая сцена как бы всегда готова развернуть действие и наполнить зал ценителями музыки. Но, как ни печально, Вагнер, которому было посвящено создание этого Зала, здесь так ни разу не был.

Путешествие по замку проходит последовательно по всем жилым помещениям дворца, в котором баварский монарх успел прожить чуть более пяти месяцев. И здесь, изумленных убранством посетителей ждут сюрпризы.

Библиотека

Передвигаясь через салон – библиотеку, оформление которой целиком посвящено Парсифалю и Лоэнгрину, гид останавливает свое внимание на небольшой, украшенной резьбой двери. Сюрприз, открывающийся за дубовыми створами, приводит всех в восторг и изумление. Здесь находиться грот. Искусно созданная пещера с бассейном и подсветкой – место единения короля с природой. По проекту грот – сквозное помещение. Из него монарх мог попасть в свой кабинет, где антураж опять соответствовал общему стилю замка.



Прекрасный баварский замок Нойшванштайн — один из самых посещаемых в Германии. Нойшванштайн входит в десятку самых красивых подобных сооружений мира и считается одним из самых романтичных мест. Замок построен на скале высотой 92 метра и гармонично вписывается в сказочной красоты местный пейзаж.

Чудо Света, жемчужина Баварских Альп — так нередко называют это сооружение. Название Нойшванштайн (Neuschwanstein) в точном переводе означает «Новый лебединый утес». Людям с богатым воображением изящный белый силуэт строения напоминает лебедей. Замком Нойшванштайн считать вообще-то неверно. Это дворец, не имеющий никакого оборонного значения.

Всем знаком логотип мультипликационной компании Уолта Диснея, на котором изображены очертания Нойшванштайна. Именно этот замок стал прообразом замка Золушки, и потому многими называется сказочным. Стройный, устремленный ввысь белокаменный дворец венчают изящные островерхие башни с бойницами и арочными балконами. Высота главной башни составляет 80 метров.

От билетных касс в Швангау вверх к замку Нойшвайнштайн можно пройти пешком по живописной дороге, расстояние около 2 километров. Но можно доехать на автобусе, билет туда-обратно стоит 2,60 евро. Аттракцион не для слабонервных, надо отметить. По довольно сложному серпантину водитель несется с большой скоростью. К услугам туристов также конные экипажи, пользующиеся популярностью.

Из огромных узорчатых окна замка открываются прекрасные виды на окрестные пейзажи и замок Хоэншвангау.

Самые красивые виды на сам замок открываются с моста Марии.

За замком видно искусственное озеро Форгензее. Лучшие фото замка Нойшванштайн можно сделать отсюда, или поднявшись на гору по так называемой Королевской тропе, начинающейся сразу за мостом.

Мост Марии (Мариенбрюке) переброшен через ущелье Пеллат на высоте 92 метра. Все любуются 45-метровым водопадом, который сверху совсем не кажется большим.

Мост назван в честь матери Людвига Второго - Прусской кронпринцессы Марии Фридерики. Первоначально мост был деревянным, а в 1866 году его заменили на металлические конструкции.

Когда-то Людвиг в одиночестве любовался отсюда своим замком, а в наши дни на мосту просто не протолкнуться. Мост увешан замочками любви. Логика тех, кто это делает, совершенно непонятна. Замок очень красив, но с ним не связаны никакие романтические истории. Людвиг считался самым красивым монархом своего времени, но женщин избегал, категорически не желал жениться и продолжать свой род, предпочитая проводить время в уединении со своими мечтами и красивыми юношами. Хотя, считается, что король всю жизнь был влюблён в свою кузину, австрийскую императрицу Елизавету, известную под именем Сисси. Однозначно, король Людвиг был человеком противоречивым и странным.

Фантазии Людвига начались еще в детстве, которое он провел в фамильном замке Хоэншвангау, обильно украшенном фресками с сюжетами из средневековых легенд. Сказки в детстве принцу рассказывал сам Ганс-Христиан Андерсен, специально приглашаемый для этого родителями. Так, в сказках, король и прожил всю свою жизнь, получив в том числе прозвище «сказочный король».

Геральдическим символом графского рода Швангау был лебедь. Изображения лебедей окружали обитателей замка. Так Людвиг II погрузился в свой мир, главным в котором был рыцарь Лебедя Лоэнгрина. В 1861 году Людвиг побывал на опере Вагнера «Лоэнгрин», сюжет оперы зародил в голове юного принца идею постройки сказочного замка. После восшествия на престол в 1864 году Людвиг II стал покровительствовать Рихарду Вагнеру, дав ему неограниченные возможности для творчества.

В 1869 году на месте руин старинных фортов на горе Югенд начали строить «Новый замок Хоэншвангау». «Прекраснейшее место из всех, что можно найти. Здесь я построю замок в стиле старых немецких рыцарских крепостей», — писал Людвиг любимому композитору. Известное всем название «Нойшванштайн» замок получил после смерти короля.

Король лично руководил проектом, постоянно внося в него изменения. Намеченный трехлетний срок постоянно увеличивался из-за невероятных трудностей строительства на скале. Работы по строительству замка были завершены лишь в 1883 году. Из 360 комнат окончательно были закончена отделка лишь 14.

В оформлении интерьеров замка превалируют изображения лебедей в самых различных вариантах. Лебеди на стенах и потолках, на лестницах и переходах, резные, каменные, рисованные, металлические, стеклянные. В замке есть Тронный зал, но трона в этом зале нет, его не успели изготовить до смерти короля. Работы над спальней короля велись более 4 лет, резная деревянная кровать представляет из себя настоящее произведение искусства.

Настенные росписи многих помещений выполнены по мотивам вагнеровских опер. Четвертый этаж целиком занимает зал певцов, он полностью украшен изображениями персонажей опер Вагнера.

Замок Нойшванштайн строили в средневековом стиле, но с современным комфортом. Здесь имелось воздушное центральное отопление, холодное и горячее водоснабжение, канализация, телефонные аппараты и электрические звонки и электроподъемники.

«Я хочу всегда оставаться тайной, как для себя, так и для других», — так сказал сам о себе молодой король. Он так и остался тайной для потомков, по сей день его кто-то считает романтиком, а кто-то безумцем. Современники в конечном итоге все-таки склонились к второму, прозвав короля Людвигом Безумным. Отчасти безумным короля называли из-за огромных трат на строительство замка, ведь «Игрушки короля» обходились казне именно в безумную сумму. Помимо замка Нойшванштайн Людвиг воздвиг еще 2 замка. Лидергоф и Герренхиимзее, каждый по своему прекрасен и потребовал огромных средств.

С 1875 года Людвиг II вел странную жизнь, отправляясь по ночам на прогулки в горы и переодеваясь в историческую одежду. При свете Луны он декламировал любимого Шиллера, за что его стали называть «лунным королём». Во всех помещениях Нойшванштайна вечером зажигали свет, чтобы король мог издали любоваться своим сказочным замком. В июне 1886 года психиатры официально признали короля душевнобольным, он был отстранен от престола. Через 3 дня после этого Людвиг ушел на прогулку с личным врачом, и больше их живыми не видели. Тела позже нашли в озере Штарнбергзее.

Через 2 месяца после смерти короля Людвига II замок Нойшванштайн был открыт для платных посещений. В первую очередь такое решение принималось, чтобы погасить кредиты умершего. Через 12 лет долги Людвига Безумного были выплачены, а замок и по сей день приносит ощутимый доход в казну страны. Достраивать замок не стали, в нем в том числе должна была быть еще одна башня, выше существующей.

Посетить замок Нойшванштайн можно только с экскурсией. Когда на установленном при входе табло загорается номер группы, указанный на билете, можно проходить через турникет, приложив к сканеру билет с штрих-кодом. Группы уходят летом каждые 5 минут. Зимой и осенью реже.

В течение года замок посещают около 1,3 миллиона туристов. А король Людвиг мечтал тут уединиться…

Известняковые фасады замка регулярно реставрируют. В день нашей поездки тоже активно шли работы.

В годы Второй Мировой войны замок Нойшванштайн дополнительно оброс тайнами. По слухам здесь находился идеологический гарнизон третьего рейха, занимавшийся изучением оккультизма. Историки считают, что в замке Нойшванштайн могло находиться золото Рейхсбанка, которое, возможно, утопили в близлежащем озере.

С 1970 года каждый сентябрь в замке Нойшванштайн проходит Вагнеровский фестиваль, на котором звучит любимая музыка короля Людвига II.

Мы не побывали внутри, но внешне замок Нойшванштайн впечатляет невероятно. Он огромен, но грациозен и изящен одновременно. Романтичен ли? Не уверена… Баварский король Людвиг Второй был редкостным красавцем, но избегал женщин и вообще людей. Король неумеренно пил коньяк и шампанское, страдал галлюцинациями, прячась здесь в своих фантазиях от реального мира. Считается, что замок Нойшванштайн воплотил в жизнь романтические мечты короля Людвига, а они были романтическими? Этот прекрасный замок, построенный в романтическом стиле — дом безумного затворника, и оттого, скорее, грустен и трагичен, а не романтичен, хотя и необыкновенно красив, каким был и сам лунный король Людвиг…

Замок Нойшванштайн (Neuschwanstein Castle ) находится на юге Баварии (в Германии) возле небольшого города Фюссена, недалеко от австрийской границы.

Построен замок был при короле Людвиге II. По его приказу была выбрана скала в Баварии, которую с помощью взрыва опустили примерно на 8 метров, таким образом расчистив место для строительства замка. К месту провели трубопровод и построили дороги. Первый камень был заложен 5 сентября 1869 года. В 1883 году замок Нойшванштайн был окончательно построен, но только весной следующего года король смог заселить его.


Любовь Людвига к музыкальным творениям Вагнера стала воплощением этого замка. Чайковский черпал свое вдохновение в замке при создании музыки к балету «Лебединое озеро». В есть замок Спящей красавицы, и именно замок Нойшванштайн в Германии стал его прототипом.

Строительство этого магического замка поручили Эдуарду Риделю, а художественные оформление воплощал в жизнь Кристиан Янк. Замок Нойшванштайн внутри удивителен и шикарен. Например, над резьбой в спальне короля четырнадцать плотников работали четыре с половиной года. Но по ряду причин западная терраса не была достроена, незаконченными остались также купальня, рыцарское помещение, тронный зал и третий этаж. А главная башня, в которой должна была находиться церковь, так и не была построена.



История замка Нойшванштайн включает в себя как исторически подтверждённые факты, так и различные мифы. Отождествляя себя с Лебединым рыцарем, король Людвиг при первой же возможности возвел свою мечту – лебединый замок удивительной и волшебной красоты. Если перевести слово Нойшванштайн, то получится словосочетание «Новый Лебединый Камень».

Король имел славу безумца, поэтому его отставка не стала удивлением. Именно в тот момент и остановили работы по строительству замка. Ореол загадочности вокруг замка породили загадочные истории про последние моменты жизни баварского короля Людвига II. Государственных вопросов король лично почти и не касался. Были случаи, когда Людвиг галлюцинировал и, по его словам, он обедал с духом короля Людовика XIV. На этих основаниях в 1886 году он был свергнут. После этого его перевезли на место его будущей гибели. Его последним пристанищем стал замок Берг, где он утонул в Штарнбергском озере. Той же участи подвергся и его врач психиатр.

Одной из достопримечательностей замка Нойшванштайн является грот, соединенный с залом певцов. Находится он на третьем этаже и выглядит как небольшая комнатка, оформленная в виде пещеры из сказки. Он является одним из образцов буйной фантазии Людвига.

Город Фюссен очень популярен среди туристов. Поэтому и не удивительно, что замок Нойшванштайн в Германии стал самым фотографируемым. Каждый день приблизительно шесть тысяч человек посещает его.

Просмотреть замок можно только в составе экскурсионной группы. Каждые пять минут экскурсии начинаются на английском и немецком языке поочередно. В рождественские праздники замок закрыт, но в остальное время работает ежедневно. Летний режим работы отличается от зимнего. Летом замок открыт с девяти утра и до шести вечера, а зимой с десяти утра и до четырех вечера.

Замок Нойшванштайн в Баварии по праву возглавляет список самых великолепных замков Германии.

], буквально: «Новый лебединый камень (утёс)») - романтический замок баварского короля Людвига II около городка Фюссен и замка Хоэншвангау в юго-западной Баварии , недалеко от австрийской границы. Одно из самых популярных среди туристов мест на юге Германии.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    Замок Нойшванштайн. Едем в Фюссен, запускать дрон в Альпах. Средневековый фестиваль.

    Замок Нойшванштайн Германия. Фильм история Нойшванштайнского замка

    Замок Neuschwanstein Нойшванштайн -Ожидания и реальность,Самые красивые уголки планеты.

    Субтитры

Строительство

Замок Нойшванштайн стоит на месте двух крепостей, переднего и заднего Швангау , на момент начала работ лежавших в руинах. Король Людвиг II приказал на этом месте путём взрыва скалы опустить плато приблизительно на 8 м и создать тем самым место для постройки «сказочного дворца». После строительства дороги и прокладки трубопровода 5 сентября 1869 года был заложен первый камень для строительства огромного замка. Оно было поручено придворному архитектору Эдуарду Риделю . Мюнхенский мастер Кристиан Янк воплощал его планы в художественные виды, т. н. «ведуты» (живописные изображения). Король настоял на личном одобрении каждого чертежа, и его участие в разработке оказалось столь значительным, что замок стали считать его личным творением.

В 1869-1873 годах были построены ворота. Личные покои короля на 3 этаже, а также комфортабельные помещения на 2 этаже способствовали удобству всего строения. Начиная с 1873 года строительные работы велись в очень напряжённом темпе, однако спустя десятилетие так и не были завершены, и король решил переселиться в недостроенный замок в 1884. Год спустя в замке отметили 60-летие матери Людвига Марии. В общей сложности король прожил в замке 172 дня, и в момент его смерти в июне 1886 строительство все еще не было закончено.

История строительства

Песчаник для портала и эркера был привезён из Нюртингена земли Вюртемберг. Для окон, выступов свода, колонн и капителей применялся мрамор из-под Зальцбурга .

Огромное количество стройматериала поднимали с западной стороны здания в вагонетках с помощью крана, работающего на паровой тяге. Их доставляли и устанавливали в нужном месте с помощью специальной системы подъёмных блоков. Строительные машины уже тогда ежегодно проверялись на безопасность и надёжность «Баварской ревизионной комиссией по паровым котлам», из которой вышло сегодняшнее Объединение технического надзора (TÜV).

В 1880 году на стройке было занято 209 плотников, каменотёсов и подсобных рабочих. После смерти короля в 1886 году все строительные работы были приостановлены. На момент смерти короля стоимость замка превысила семь с половиной миллионов марок, при изначальной стоимости всего проекта в 3,2 миллиона. Сам король остался должен своим кредиторам ещё большую сумму. Всего через шесть недель после смерти Людвига вступивший в права регент принял решение открыть замок для платного посещения, чтобы вернуть долги, а также постепенно завершить проект. В течение нескольких лет работы завершились, но планы короля не были воплощены в полной мере: не был окончательно достроен рыцарский зал, 90-метровая башня с церковью не была построена вообще, так же как и ещё несколько помещений, и большой парк с террасами и фонтаном к западу от строения. Тем не менее, замок оказался главной местной достопримечательностью, к 1899 году долг был полностью погашен, и с этого момента Нойшванштайн стал стабильным источником дохода для казны, по сей день продолжая привлекать всё новых и новых туристов со всего мира.

Внутреннее убранство

В интерьере замка главную роль играют иллюстрации к операм Вагнера и старинным германским легендам. Лебединый мотив - то, чем пронизана вся архитектура и художественные украшения замка. Лебедь - геральдическая птица старинного рода графов Швангау - преемником этого рода считал себя отец Людвига,

© 2024 nowonline.ru
Про докторов, больницы, клиники, роддома