В 1987-2002 годах - в . С 2003 года работает в Музее антропологии и этнографии, заведует отделом Америки.
С 1996 года одновременно преподаёт в Европейском университете в Санкт-Петербурге , профессор факультета антропологии (до 2008 года - факультет этнологии).
Научная деятельность
В 1977 году защитил кандидатскую, в 1990 году - докторскую диссертацию.
Основные направления исследований:
Сравнительная мифология
Археология Ближнего и Среднего Востока. В этой области Ю. Е. Берёзкиным были выявлены основные особенности социально-политической эволюции раннеземледельческих обществ данного региона и обнаружен их ближайший этнографический аналог (апатани). Таким образом, им были открыты альтернативы вождествам в неолитической Юго-Западной Азии, неиерархические системы сложных акефальных общин с выраженной автономией малосемейных домохозяйств.
История заселения Нового Света
Избранные труды
Альбедиль М. Ф. , Берёзкин Ю. Е.
Жилища народов мира: Маленькая энцикл. : [Для мл. и сред. шк. возраста]. - Калининград: Янтар. сказ, 2002. - 48 с. - 5000 экз.
- ISBN 5-7406-0545-8 .
Берёзкин Ю. Е.
Древнее Перу: Новые факты - новые гипотезы. - М
.: Знание, 1982. - 64 с. - (Прочти, товарищ!). - 40 000 экз.
Берёзкин Ю. Е.
Древнейшая история Южной Америки и индейская мифология: (От охотников-собирателей к ранним земледельцам) : Автореф. дис. … д-ра ист. наук. - М
., 1990. - 50 с.
Берёзкин Ю. Е.
Ещё раз о горизонтальных и вертикальных связях в структуре среднемасштабных обществ // Альтернативные пути к цивилизации. - М.: Логос, 2000. - С. 259-264. ISBN 5-88439-136-6
Берёзкин Ю. Е.
. - Л.
: Наука, 1991. - 229 с. - (История и современность). - 50 000 экз.
- ISBN 5-02-027306-6 .
Березкин Ю. Е.
Империя инков. - М.: Алгоритм, 2014. - 255 с. - 1200 экз. - ISBN 978-5-4438-0894-9 .
Берёзкин Ю. Е.
. - 2001.
Берёзкин Ю. Е.
Мифы заселяют Америку: ареальное распределение фольклорных мотивов и ранние миграции в Новый Свет. - М
.: ОГИ, 2007. - 358 с. - (Нация и культура / Новые исследования. Фольклор / ред.: А. С. Архипова). - 1000 экз.
- ISBN 978-5-94282-285-9 .
Берёзкин Ю. Е.
Мифы Старого и Нового Света: из Старого в Новый Свет: мифы народов мира. - М
.: Астрель: АСТ, 2009. - 446 с. - (Мифы народов мира). - 1500 экз.
- ISBN 978-5-17-056957-1 .
- ISBN 978-5-271-22624-3 ; ISBN 978-5-17-056958-8 ; ISBN 978-5-271-22627-4
Берёзкин Ю. Е.
Мочика: Цивилизация индейцев сев. побережья Перу в I-VII вв. - Л.
: Наука, 1983. - 165 с. - 4850 экз.
Васильев С. А., Березкин Ю. Е., Козинцев А. Г.
Сибирь и первые американцы. - 2-е изд. - СПб.
: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та: Нестор-История, 2011. - 171 с. - («Archaeologica varia»: AV / ред. совет: С. И. Богданов [и др.]). - 500 экз.
- ISBN 978-5-8465-1117-0 .
Korotayev A., Berezkin Yu., Kozmin A., Arkhipova A.
Return of the White Raven: Postdiluvial Reconnaissance Motif A2234.1.1 Reconsidered // J. Amer. Folklore. - 2006. - Vol. 119. - P. 472-520.
Мифы индейцев Южной Америки: Кн. для взрослых / Сост. и пер. Ю. Е. Берёзкин. - СПб.
: Изд-во Европ. Дома, 1994. - 318 с. - ISBN 5-85733-022-X .
Америка и Ближний Восток: формы социополитической организации в догосударственную эпоху // Вестник древней истории . - 1997. - № 2. - С. 3-24.
Анатомия любви: архаические и «прогрессивные» мотивы в мифологиях циркумтихоокеанского региона // Астрата. - СПб., 1999. - Вып. 1: Культурологические исследования из истории Древнего Мира и Средних Веков: проблемы женственности. - С. 159-190.
Ареальное распределение фольклорно-мифологических мотивов // / Ред. С. Ю. Малков и др. - М.: КомКнига: УРСС . - С. 205-232.
Вождества и акефальные сложные общества: данные археологии и этнографические параллели // Ранние формы политической организации. - М.: Востоковедение, 1995. - С. 39-49.
Голос дьявола среди снегов и джунглей. - Л.: Лениздат, 1987.
«Город мастеров» на древневосточной периферии. Планировка поселения и социальная структура Алтын-депе в III тыс. до н. э. // Вестн. древней истории. - 1994. - № 3. - С. 14-27.
Какая реальность сокрыта в мифах? // Природа . - 1998. - № 2. - С. 48-60.
Легенды перуанских индейцев (мультфильм) . - СССР, 1978.
В. М. Массон и социальная антропология второй половины века // Взаимодействие древних культур и цивилизаций. - СПб., 2000. - С. 32-45.
Мифология аборигенов Америки: Результаты статистической обработки ареального распределения мотивов // История и семиотика индейских культур Америки. - М., 2002. - С. 259-346.
Мифология индейцев Латинской Америки: ретроспектива недавних исследований // Американские индейцы: новые открытия и интерпретации. - М.: Наука, 1996. - С. 136-152.
Мифы индейцев Южной Америки. - СПб.: Европейский Дом, 1994.
Мост через океан: заселение Нового Света и мифология индейцев и эскимосов Америки. New York: The Edwin Mellen Press, 2002.
О структуре истории: временные и пространственные составляющие // / Ред. П. В. Турчин и др. - М.: УРСС , 2007. - С. 88-98.
Представления о грибах у индейцев Америки // Кунсткамера, этнографические тетради. - СПб., 1998. - Вып. 11. - С. 119-132.
Alternative models of middle range society. «Individualistic» Asia vs. «collectivistic» America? // Alternative Pathways to Early State. Vladivostok: Dal’nauka, 1996. - P. 75-83.
Central and South American Indian Mythologies: First Results of Computer Processing // Acta Americana (Stokholm - Uppsala). - 1998. - Vol. 6, № 1. - P. 77-102.
Some results of comparative study of American and Siberian mythologies: applications for the peopling of the New World // Acta Americana (Stokholm - Uppsala). - 2002. - Vol. 10, № 1. - P. 5-28.
публикации в сети
Березкин Ю.
. FAQ: Сравнительная мифология
. ПостНаука (13 июля 2012). Проверено 12 октября 2013.
Берёзкин Ю. Е.
Напишите отзыв о статье "Берёзкин, Юрий Евгеньевич"
Литература
Боринская С.
// Антропологический форум. - № 5
. - С. 445-458
.
Ссылки
. Европейский Университет в Санкт-Петербурге. Проверено 12 октября 2013.
Доинкские культуры
Регионы
Города
Правители
Другие персоналии
Соперники, соседи, завоевания
Войско, оружие
Общество, семья, экономика
Мифология и религия
Язык, письменность
Символика
Науки, философия
Культура, искусства, литература
Разное (быт, личности, другое)
Конкиста и ранний колониальный период
Конкистадоры
Хронисты, историки, лингвисты
Это заготовка статьи об учёном -историке .
Вы можете помочь проекту, дополнив её.
Отрывок, характеризующий Берёзкин, Юрий Евгеньевич
Французский гусарский унтер офицер, в малиновом мундире и мохнатой шапке, крикнул на подъезжавшего Балашева, приказывая ему остановиться. Балашев не тотчас остановился, а продолжал шагом подвигаться по дороге.
Унтер офицер, нахмурившись и проворчав какое то ругательство, надвинулся грудью лошади на Балашева, взялся за саблю и грубо крикнул на русского генерала, спрашивая его: глух ли он, что не слышит того, что ему говорят. Балашев назвал себя. Унтер офицер послал солдата к офицеру.
Не обращая на Балашева внимания, унтер офицер стал говорить с товарищами о своем полковом деле и не глядел на русского генерала.
Необычайно странно было Балашеву, после близости к высшей власти и могуществу, после разговора три часа тому назад с государем и вообще привыкшему по своей службе к почестям, видеть тут, на русской земле, это враждебное и главное – непочтительное отношение к себе грубой силы.
Солнце только начинало подниматься из за туч; в воздухе было свежо и росисто. По дороге из деревни выгоняли стадо. В полях один за одним, как пузырьки в воде, вспырскивали с чувыканьем жаворонки.
Балашев оглядывался вокруг себя, ожидая приезда офицера из деревни. Русские казаки, и трубач, и французские гусары молча изредка глядели друг на друга.
Французский гусарский полковник, видимо, только что с постели, выехал из деревни на красивой сытой серой лошади, сопутствуемый двумя гусарами. На офицере, на солдатах и на их лошадях был вид довольства и щегольства.
Это было то первое время кампании, когда войска еще находились в исправности, почти равной смотровой, мирной деятельности, только с оттенком нарядной воинственности в одежде и с нравственным оттенком того веселья и предприимчивости, которые всегда сопутствуют началам кампаний.
Французский полковник с трудом удерживал зевоту, но был учтив и, видимо, понимал все значение Балашева. Он провел его мимо своих солдат за цепь и сообщил, что желание его быть представленну императору будет, вероятно, тотчас же исполнено, так как императорская квартира, сколько он знает, находится недалеко.
Они проехали деревню Рыконты, мимо французских гусарских коновязей, часовых и солдат, отдававших честь своему полковнику и с любопытством осматривавших русский мундир, и выехали на другую сторону села. По словам полковника, в двух километрах был начальник дивизии, который примет Балашева и проводит его по назначению.
Солнце уже поднялось и весело блестело на яркой зелени.
Только что они выехали за корчму на гору, как навстречу им из под горы показалась кучка всадников, впереди которой на вороной лошади с блестящею на солнце сбруей ехал высокий ростом человек в шляпе с перьями и черными, завитыми по плечи волосами, в красной мантии и с длинными ногами, выпяченными вперед, как ездят французы. Человек этот поехал галопом навстречу Балашеву, блестя и развеваясь на ярком июньском солнце своими перьями, каменьями и золотыми галунами.
Балашев уже был на расстоянии двух лошадей от скачущего ему навстречу с торжественно театральным лицом всадника в браслетах, перьях, ожерельях и золоте, когда Юльнер, французский полковник, почтительно прошептал: «Le roi de Naples». [Король Неаполитанский.] Действительно, это был Мюрат, называемый теперь неаполитанским королем. Хотя и было совершенно непонятно, почему он был неаполитанский король, но его называли так, и он сам был убежден в этом и потому имел более торжественный и важный вид, чем прежде. Он так был уверен в том, что он действительно неаполитанский король, что, когда накануне отъезда из Неаполя, во время его прогулки с женою по улицам Неаполя, несколько итальянцев прокричали ему: «Viva il re!», [Да здравствует король! (итал.) ] он с грустной улыбкой повернулся к супруге и сказал: «Les malheureux, ils ne savent pas que je les quitte demain! [Несчастные, они не знают, что я их завтра покидаю!]
Но несмотря на то, что он твердо верил в то, что он был неаполитанский король, и что он сожалел о горести своих покидаемых им подданных, в последнее время, после того как ему ведено было опять поступить на службу, и особенно после свидания с Наполеоном в Данциге, когда августейший шурин сказал ему: «Je vous ai fait Roi pour regner a maniere, mais pas a la votre», [Я вас сделал королем для того, чтобы царствовать не по своему, а по моему.] – он весело принялся за знакомое ему дело и, как разъевшийся, но не зажиревший, годный на службу конь, почуяв себя в упряжке, заиграл в оглоблях и, разрядившись как можно пестрее и дороже, веселый и довольный, скакал, сам не зная куда и зачем, по дорогам Польши.
Увидав русского генерала, он по королевски, торжественно, откинул назад голову с завитыми по плечи волосами и вопросительно поглядел на французского полковника. Полковник почтительно передал его величеству значение Балашева, фамилию которого он не мог выговорить.
– De Bal macheve! – сказал король (своей решительностью превозмогая трудность, представлявшуюся полковнику), – charme de faire votre connaissance, general, [очень приятно познакомиться с вами, генерал] – прибавил он с королевски милостивым жестом. Как только король начал говорить громко и быстро, все королевское достоинство мгновенно оставило его, и он, сам не замечая, перешел в свойственный ему тон добродушной фамильярности. Он положил свою руку на холку лошади Балашева.
– Eh, bien, general, tout est a la guerre, a ce qu"il parait, [Ну что ж, генерал, дело, кажется, идет к войне,] – сказал он, как будто сожалея об обстоятельстве, о котором он не мог судить.
– Sire, – отвечал Балашев. – l"Empereur mon maitre ne desire point la guerre, et comme Votre Majeste le voit, – говорил Балашев, во всех падежах употребляя Votre Majeste, [Государь император русский не желает ее, как ваше величество изволите видеть… ваше величество.] с неизбежной аффектацией учащения титула, обращаясь к лицу, для которого титул этот еще новость.
Лицо Мюрата сияло глупым довольством в то время, как он слушал monsieur de Balachoff. Но royaute oblige: [королевское звание имеет свои обязанности:] он чувствовал необходимость переговорить с посланником Александра о государственных делах, как король и союзник. Он слез с лошади и, взяв под руку Балашева и отойдя на несколько шагов от почтительно дожидавшейся свиты, стал ходить с ним взад и вперед, стараясь говорить значительно. Он упомянул о том, что император Наполеон оскорблен требованиями вывода войск из Пруссии, в особенности теперь, когда это требование сделалось всем известно и когда этим оскорблено достоинство Франции. Балашев сказал, что в требовании этом нет ничего оскорбительного, потому что… Мюрат перебил его:
– Так вы считаете зачинщиком не императора Александра? – сказал он неожиданно с добродушно глупой улыбкой.
Балашев сказал, почему он действительно полагал, что начинателем войны был Наполеон.
– Eh, mon cher general, – опять перебил его Мюрат, – je desire de tout mon c?ur que les Empereurs s"arrangent entre eux, et que la guerre commencee malgre moi se termine le plutot possible, [Ах, любезный генерал, я желаю от всей души, чтобы императоры покончили дело между собою и чтобы война, начатая против моей воли, окончилась как можно скорее.] – сказал он тоном разговора слуг, которые желают остаться добрыми приятелями, несмотря на ссору между господами. И он перешел к расспросам о великом князе, о его здоровье и о воспоминаниях весело и забавно проведенного с ним времени в Неаполе. Потом, как будто вдруг вспомнив о своем королевском достоинстве, Мюрат торжественно выпрямился, стал в ту же позу, в которой он стоял на коронации, и, помахивая правой рукой, сказал: – Je ne vous retiens plus, general; je souhaite le succes de vorte mission, [Я вас не задерживаю более, генерал; желаю успеха вашему посольству,] – и, развеваясь красной шитой мантией и перьями и блестя драгоценностями, он пошел к свите, почтительно ожидавшей его.
Балашев поехал дальше, по словам Мюрата предполагая весьма скоро быть представленным самому Наполеону. Но вместо скорой встречи с Наполеоном, часовые пехотного корпуса Даву опять так же задержали его у следующего селения, как и в передовой цепи, и вызванный адъютант командира корпуса проводил его в деревню к маршалу Даву.
(1946
)
Юрий Евгеньевич Берёзкин
- российский историк , археолог , этнограф , специалист по сравнительной мифологии, истории и археологии древнейшей Западной и Центральной Азии, а также истории и этнографии индейцев (в особенности Южной Америки). Заведующий отделом Америки Музея антропологии и этнографии (Кунсткамера) РАН . Профессор Факультета этнологии Европейского университета в Санкт-Петербурге. Доктор исторических наук.
Основные направления научных исследований
Сравнительная мифология
Археология Ближнего и Среднего Востока. В этой области Ю. Е. Березкиным были выявлены основные особенности социально-политической эволюции раннеземледельческих обществ данного региона и обнаружен их ближайший этнографический аналог (апатани). Таким образом, им были открыты альтернативы вождествам в неолитической Юго-Западной Азии, неиерархические системы сложных акефальных общин с выраженной автономией малосемейных домохозяйств.
История заселения Нового Света
Публикации
2008? Истоки нашей цивилизации или поворотные моменты в истории
2007. Мифы заселяют Америку. М.: ОГИ.
2007. О структуре истории: временные и пространственные составляющие // История и Математика: Концептуальное пространство и направления поиска / Ред. Турчин П. В. , Гринин Л. Е. , Малков С. Ю., Коротаев А. В. М.: УРСС , 2007. С. 88-98.
2007. Ареальное распределение фольклорно-мифологических мотивов // История и математика: Анализ и моделирование социально-исторических процессов / Ред. Малков С. Ю., Гринин Л. Е., Коротаев А. В. М.: КомКнига/УРСС . С.205-232.
2006. Return of the White Raven: Postdiluvial Reconnaissance Motif A2234.1.1 Reconsidered. Journal of American Folklore
119 (2006): 472-520 (совместно с А.В.Коротаевым и др.).
2002. Мост через океан: заселение Нового Света и мифология индейцев и эскимосов Америки. NY: The Edwin Mellen Press.
2002. Мифология аборигенов Америки: Результаты статистической обработки ареального распределения мотивов//История и семиотика индейских культур Америки. М. С. 259-346.
2002. Some results of comparative study of American and Siberian mythologies: applications for the peopling of the New World//Acta Americana (Stokholm - Uppsala). Vol. 10, № 1. P. 5-28.
2000. Ещё раз о горизонтальных и вертикальных связях в структуре среднемасштабных обществ // Альтернативные пути к цивилизации .
М.: Логос. С. 259-264.
2000. В. М. Массон и социальная антропология второй половины века // Взаимодействие древних культур и цивилизаций. СПб. С. 32-45.
1999. Анатомия любви: архаические и «прогрессивные» мотивы в мифологиях циркумтихоокеанского региона // Астрата. Вып. 1: Культурологические исследования из истории Древнего Мира и Средних Веков: проблемы женственности. СПб. С. 159-190.
1998. Какая реальность сокрыта в мифах? // Природа. № 2. С. 48-60.
1998. Представления о грибах у индейцев Америки // Кунсткамера, этнографические тетради. Вып. 11. СПб., 1998. С. 119-132.
1998. Central and South American Indian Mythologies: First Results of Computer Processing // Acta Americana. Stokholm: Uppsala. Vol. 6, N 1. P. 77-102.
1997. Америка и Ближний Восток: формы социополитической организации в догосударственную эпоху // Вестн. древней истории. 1997. № 2. С. 3-24.
1996. Alternative models of middle range society. «Individualistic» Asia vs. «collectivistic» America? // Alternative Pathways to Early State. Vladivostok: Dal’nauka. P. 75-83.
1996. Мифология индейцев Латинской Америки: ретроспектива недавних исследований // Американские индейцы: новые открытия и интерпретации. М.: Наука. С. 136-152.
1995. Вождества и акефальные сложные общества: данные археологии и этнографические параллели // Ранние формы политической организации. М.: Востоковедение, 1995. С.39-49.
1994. Мифы индейцев Южной Америки. СПб.: Европейский Дом.
1994. «Город мастеров» на древневосточной периферии. Планировка поселения и социальная структура Алтын-депе в III тыс. до н. э. // Вестн. древней истории. № 3. С. 14-27.
1991. Берёзкин Ю. Е.
Еще в школе заинтересовался археологией и доиспанскими культурами Перу. Поскольку перуанская археология советским ученым была недоступна, в университете занимался археологией Южной Туркмении, а после университета поступил на работу в Музей антропологии и этнографии, где защитил кандидатскую диссертацию, посвященную одной из доколумбовых культур Центральных Анд. За 30 лет собрал базу данных мирового фольклора и мифологии. Подходя к этому материалу примерно как к археологическому, стал уникальным специалистом по сравнительной мифологии: изучая распространение фольклорных мотивов в разных ареалах по всему миру и сопоставляя эти данные с данными археологии, генетики и лингвистики, Юрий Березкин реконструирует раннюю историю человечества. Автор множества книг, в том числе «Мифы заселяют Америку: ареальное распределение фольклорных мотивов и ранние миграции в Новый Свет» (2007), «Из Старого в Новый Свет: Мифы народов мира» (2009), «Империя инков» (2014).
Юрий Берёзкин - историк, археолог, заведующий Отделом Америки Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (МАЭ РАН), профессор факультета антропологии Европейского университета в Санкт-Петербурге, специалист по сравнительно-исторической мифологии, по культурам Древней Америки.
Будучи специалистом по Древней Америке, Ю. Берёзкин вместе с тем и в публичных лекциях, и в научных статьях затрагивает важные базовые вопросы, касающиеся того, что называют историческим процессом, а в конечном счёте связанные с проблемой формирования научной картины мира.
Лекция Ю. Берёзкина "Что случилось в истории – от палеолита до ранних цивилизаций" (научно-образовательный проект "Прогресс-Школа", Санкт-Петербург, 2016)
Если следовать материалу лекции, то картина развития представлений о прошлом, о ходе истории выглядит следующим образом.
1. В 3-й четверти XIX века сложилась первая научная концепция ранней истории, которая была стадиалистской
, т. е. эта концепция предполагала, что все общества в своём развитии от простого к сложному проходят одни и те же универсальные стадии (от каменного века через бронзовый к железному, а в каменном веке - от палеолита к неолиту; от первобытности к государству [сюда же, очевидно, относится и марксистская пятичленка]) 1
. Последними великими деятелями, которые внесли вклад в развитие стадиалистских представлений, были Гордон Чайлд и американский антрополог Джулиан Стюард, работавшие в 20-40-е и в 40-50-е годы XX века соответственно. Начиная с 1980-х годов стадиализм сходит со сцены. За последние 50 лет в исторической науке, изучающей отдалённое прошлое, произошла революция, сравнимая с революцией в геологии после открытия дрейфа материков или в физике после Эйнштейна и Планка. Об этой революции не слышала ни широкая публика, ни даже специалисты в других областях истории, ни авторы учебников. Учебники концептуально остались такими, какими они были написаны в 1870-е.
2. Революция заключается, в частности, в том, что были открыты такие ранние общества, которым нет параллелей ни в исторических источниках, ни в этнографических материалах 2
. Сравнения обществ Передней Азии и доколумбовой Америки также показали, что выделять в развитии человечества любые ступени принципиально неправильно, общих, универсальных законов развития нет. (Так, первое в истории сложное общество (Гёбекли-тепе) возникло раньше земледелия и скотоводства; обитатели этих поселений были специализированными охотниками-собирателями и при это возводили монументальные святилища из пятиметровых каменных стел.) Между тем, в историческом сознании широких масс стадиалистские представления укоренились глубоко и сохраняются до сих пор.
3. Хотя универсальных законов нет, но всё же есть некоторые общие тенденции развития: - совершенствование технологии (даже во время кризисов и упадка обществ технология, как правило, не утрачивается); - демографический рост; - усложнение политической организации.
4. Человечество развивается не потому, что оно изобретает что-то конкретное; оно почему-то вообще развивается, а почему - сказать сложно. Эвристически, на практике мы видим, что развитие по многим параметрам происходит, но никакой теорией этого не объяснить.
В более сложном виде проблема формирования образа истории предстаёт в статье Ю. Берёзкина "О структуре истории: временные и пространственные составляющие" (2007) .
Здесь наряду со стадиалистской концепцией истории принимается во внимание также концепция локальных цивилизаций [всех нас учили в школе и университете, что есть формационный и цивилизационный подходы к изучению истории], но проблема видится уже не только в том, что стадиализм неудовлетворителен, а в том что обе эти концепции, которые традиционно рассматриваются как несовместимые, аморфны и не отвечают действительности, при этом "изменить эти образы мира сейчас невозможно, поэтому любая новая концепция истории должна по возможности включить их в себя, а не отвергать полностью". Интересно здесь сравнение исторической науки с науками о природе в том смысле, что во всех этих науках равно важно и открытие законов, и описание неповторимых явлений (идиография
).
"Астрофизика, геология, палеонтология «идиографичны» в той же мере, что и история. Я подозреваю, что оторванное от истории школьное описание типов животных (от простейших до хордовых) столь же мало способствует формированию научной картины мира, как и марксистское учение о формациях. История биосферы земли есть цепь непредсказуемых и неповторимых событий, которые, однако, подчиняются определенной закономерности. Если мы хотим реструктурировать образ истории, то начинать желательно с самого начала, то есть с Большого Взрыва, третьего поколения звезд и т.д., и уж по крайней мере с палеоцена. Для этого достаточно хотя бы страницы текста и простой хронологической схемы. Собственно же историю надо начинать не с Древнего Востока, а с выхода из Африки – сперва эректусов, затем наших прямых предков. Далее следует расселение сапиенсов, поздний палеолит, появление оседло-земледельческих обществ в Передней Азии и на Дальнем Востоке.
Включение в учебники истории любого уровня вплоть до начальной школы ее ранних отрезков, причем не как стадий и уж тем более не в качестве некой нерасчлененной «первобытности», а как истории конкретных сообществ – одно из главных условий реструктуризации господствующего образа прошлого (если это удастся внедрить в сознание, то удастся и остальное)."
И ещё, из другой статьи Ю. Берёзкина:
"Расширение знаний о прошлом за последние 20–30 лет настоятельно требует отказаться от рецидивов тайлоровско-моргановского эволюционизма. Классический эволюционизм соответствовал объему знаний XIX в. Нашему объему знаний соответствует дарвиновская теория, которую в XIX в. мало кто понимал. В ней видели попытку объяснить происхождение человека от обезьяны, а она про то, что даже сам господь бог не может знать, что будет завтра, и в лучшем случае способен оценивать вероятность событий. В истории культуры и общества реализовывались различные варианты - как статистически вероятные, так и редкие, однако возможные. Чем больше древних обществ удается хотя бы в общих чертах реконструировать, тем менее универсальными становятся исторические идеальные типы. ...Любой идеальный тип есть абстракция. Ни одно из реальных обществ не может полностью отвечать хрестоматийным определениям. В то же время без идеальных типов, без общих понятий наука не существует".
То есть, как я понимаю, дело не в том, чтобы отказываться от общих понятий, в том числе обозначающих стадии в развитии обществ, а в том, чтобы используя их, понимать их ограниченность и условность. Это, наверное, вообще ситуация любого языка (не только научного языка понятий и не только словесного языка): то, что выражается тем или иным языком, всегда больше него самого и не соответствует ему и не умещается в него, но если об этом помнить, то можно понимать и друг друга, и ту реальность, которую язык силится описать.
Сам Ю. Берёзкин предлагает описывать и структурировать исторический процесс с помощью понятия мир-системы
как трансконтинентальной информационной сети. В Старом Свете мир-система возникла во второй половине I тыс. до н. э. ("Этот процесс связан с очередной революцией в области технологии (широкое внедрение железа и многого другого) и средств коммуникации (всадничество, усовершенствованные системы письма, денежное обращение) и сопровождается резким и многократным ростом демографической плотности и численности населения"). В Америке формировалась своя мир-система ("К моменту открытия Нового Света европейцами его развитие явно шло в направлении возникновения собственной американской мир-системы и превращения всей Нуклеарной Америки [от северо-западной Аргентины до Мексики] в единое информационное поле. В обозримой перспективе туда должны были войти также умеренная зона Северной Америки и Амазония"). После Колумба мир-система превращается во всемирную коммуникативную сеть, а затем наступает период "стремительного роста, который в обозримом времени, по-видимому, завершится". Внутри мир-системы, конечно, происходят сложные процессы развития центров и периферий, их взаимодействия и т. д. Как всю эту сложность процессов описывать и моделировать, это - отдельная проблема.
Примечания
1
Даты появления некоторых терминов: понятия каменного, бронзового и железного веков
введены в археологию в 1836 году Христианом Томсеном, директором Датского национального музея; понятия палеолита
и неолита
- в 1865 году английским археологом Джоном Лаббоком; термины "неолитическая революция"
и "городская революция"
введены английским археологом Гордоном Чайлдом (1920-30-е годы).
2
Примеры таких обществ: общества Верхней Месопотамии X-IX тыс. до н. э. (Гёбекли-тепе, Кёртик-тепе и др.), культура Варна (Болгария, V тыс. до н. э.), позднетрипольские поселения-гиганты (Украина, IV тыс. до н. э.), общества Перу (III-II тыс. до н. э.), Хараппская цивилизация (долина Инда, 2700-1800 до н. э.)
Юрий Евгеньевич Берёзкин
Дата рождения
27 декабря
(1946-12-27
)
(72 года)
Страна
Научная сфера
мифология , археология
Место работы
ИИМК РАН , Кунсткамера
Альма-матер
ЛГУ ()
Учёная степень
доктор исторических наук ()
Учёное звание
профессор
Научный руководитель
В. М. Массон
Известен как
автор трудов по сравнительной мифологии
Биография
В 1973-1986 годах работал в отделе Америки Музея антропологии и этнографии , в 1987-2002 годах - в . С 2003 года работает в Музее антропологии и этнографии, заведует отделом Америки.
С 1996 года одновременно преподаёт в Европейском университете в Санкт-Петербурге , профессор факультета антропологии (до 2008 года - факультет этнологии).
Научная деятельность
В 1977 году защитил кандидатскую, в 1990 году - докторскую диссертацию.
Основные направления исследований:
Сравнительная мифология
Археология Ближнего и Среднего Востока. В этой области Ю. Е. Берёзкиным были выявлены основные особенности социально-политической эволюции раннеземледельческих обществ данного региона и обнаружен их ближайший этнографический аналог (апатани). Таким образом, им были открыты альтернативы вождествам в неолитической Юго-Западной Азии, неиерархические системы сложных акефальных общин с выраженной автономией малосемейных домохозяйств.
История заселения Нового Света
Избранные труды
Альбедиль М. Ф. , Берёзкин Ю. Е.
Жилища народов мира: Маленькая энцикл. : [Для мл. и сред. шк. возраста]. - Калининград: Янтар. сказ, 2002. - 48 с. - 5000 экз.
- ISBN 5-7406-0545-8 .
Берёзкин Ю. Е.
Древнее Перу: Новые факты - новые гипотезы. - М. : Знание, 1982. - 64 с. - (Прочти, товарищ!). - 40 000 экз.
Берёзкин Ю. Е.
Древнейшая история Южной Америки и индейская мифология: (От охотников-собирателей к ранним земледельцам) : Автореф. дис. … д-ра ист. наук. - М. , 1990. - 50 с.
Берёзкин Ю. Е.
Ещё раз о горизонтальных и вертикальных связях в структуре среднемасштабных обществ // Альтернативные пути к цивилизации. - М.: Логос, 2000. - С. 259-264. ISBN 5-88439-136-6
Берёзкин Ю. Е.
Инки: Исторический опыт империи . - Л. : Наука, 1991. - 232 с. - (История и современность). - 50 000 экз.
- ISBN 5-02-027306-6 .
Березкин Ю. Е.
Империя инков. - М.: Алгоритм, 2014. - 255 с. - 1200 экз. - ISBN 978-5-4438-0894-9 .
Берёзкин Ю. Е.
. - 2001.
Берёзкин Ю. Е.
Мифы заселяют Америку: ареальное распределение фольклорных мотивов и ранние миграции в Новый Свет. - М. : ОГИ, 2007. - 358 с. - (Нация и культура / Новые исследования. Фольклор / ред.: А. С. Архипова). - 1000 экз.
- ISBN 978-5-94282-285-9 .
Берёзкин Ю. Е.
Мифы Старого и Нового Света: из Старого в Новый Свет: мифы народов мира. - М. : Астрель: АСТ, 2009. - 446 с. - (Мифы народов мира). - 1500 экз.
- ISBN 978-5-17-056957-1 .
- ISBN 978-5-271-22624-3 ; ISBN 978-5-17-056958-8 ; ISBN 978-5-271-22627-4
Берёзкин Ю. Е.
Мочика: Цивилизация индейцев сев. побережья Перу в I-VII вв. - Л. : Наука, 1983. - 165 с. - 4850 экз.
Васильев С. А., Березкин Ю. Е., Козинцев А. Г.
Сибирь и первые американцы . - 2-е изд. - СПб. : Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та: Нестор-История, 2011. - 171 с. - («Archaeologica varia»: AV / ред. совет: С. И. Богданов [и др.]). - 500 экз.
- ISBN 978-5-8465-1117-0 .
Korotayev A., Berezkin Yu., Kozmin A., Arkhipova A.
Return of the White Raven: Postdiluvial Reconnaissance Motif A2234.1.1 Reconsidered // J. Amer. Folklore. - 2006. - Vol. 119. - P. 472-520.
Мифы индейцев Южной Америки: Кн. для взрослых / Сост. и пер. Ю. Е. Берёзкин. - СПб. : Изд-во Европ. Дома, 1994. - 318 с. - ISBN 5-85733-022-X .
Америка и Ближний Восток: формы социополитической организации в догосударственную эпоху // Вестник древней истории . - 1997. - № 2. - С. 3-24.
Анатомия любви: архаические и «прогрессивные» мотивы в мифологиях циркумтихоокеанского региона // Астрата. - СПб., 1999. - Вып. 1: Культурологические исследования из истории Древнего Мира и Средних Веков: проблемы женственности. - С. 159-190.
Ареальное распределение фольклорно-мифологических мотивов // История и математика: Анализ и моделирование социально-исторических процессов / Ред. С. Ю. Малков и др. - М.: КомКнига: УРСС . - С. 205-232.
Вождества и акефальные сложные общества: данные археологии и этнографические параллели // Ранние формы политической организации. - М.: Востоковедение, 1995. - С. 39-49.
Голос дьявола среди снегов и джунглей. - Л.: Лениздат, 1987.- 180 с.: ил. - (Разум познает мир) .- 100000 экземпляров
«Город мастеров» на древневосточной периферии. Планировка поселения и социальная структура Алтын-депе в III тыс. до н. э. // Вестн. древней истории. - 1994. - № 3. - С. 14-27.
Какая реальность сокрыта в мифах? // Природа . - 1998. - № 2. - С. 48-60.