Общая характеристика и структура современной экологии. Предмет, структура и задачи экологии Структура современной экологии схема

Структура современной экологии.

Современная экология - ϶ᴛᴏ фундаментальная наука о природе, являющаяся комплексной и объёдиняющая знание основ нескольких классических естественных наук: биологии, геологии, географии, климатологии, ландшафтоведения и др.
Размещено на реф.рф
Согласно основным положениям этой науки, человек является частью биосферы как представитель одного из биологических видов и аналогично тому, как и другие организмы не может существовать без биоты.

Рассматривая структуру современной экологии, можно выделить 3 основные ветви:

1. Общая экология (биоэкология) - ϶ᴛᴏ изучение взаимоотношений живых систем разных рангов (организмов, популяций, экосистем) со средой и между собой. Эту часть экологии, в свою очередь, подразделяют на следующие разделы:

- аутэкологию – изучение закономерности взаимоотношений организмов отдельного вида со средой обитания;

- демэкологию – экология популяций;

- синэкологию – экологию сообществ;

- экосистемную и биосферную экологии .

2. Геоэкология - ϶ᴛᴏ изучение геосфер, их динамики и взаимодействия, геофизических условий жизни, факторов (ресурсов и условий) неживой ОС, действующей на организмы.

3. Прикладная экология - ϶ᴛᴏ аспекты инженерной, социальной, экономической охраны среды обитания человека, проблем взаимоотношений природы и общества, экологических принципов охраны природы.

Глобальный экологический кризис и актуальность проблемы экологической опасности.

Экологическая проблема возникла с появлением человека на Земле. В естественный и сбалансированный круговорот веществ в биосфере вклинился фактор хозяйственной деятельности человека, который неуклонно вносил дисбаланс в ОС по мере своего развития.

В первые годы советской власти возобладал экологический подход к охране природы. Были организованы заповедники, представляющие собой уникальные учреждения, с функциями центров экологических исследований, а также эталонов определœенных природных зон.

Несмотря на первоначальные успехи, положение экологически ориентированной охраны природы не было по-настоящему устойчивым. Главными препятствиями стали новые приоритеты и задачи 5-летних планов. Появились идеи преобразования и покорения природы. Прогресс в развитии человечества стали отождествлять с его полным господством над всœем ходом жизни на планете.

Природу превратили в противника, которого следует победить в процессе созидания рукотворной ОС. Результатом этого стало развитие тотальных лесозаготовительных работ с уничтожением лесных экосистем, выработка по повороту рек, проведение работ по акклиматизации различных промысловых животных и по мелиорации ценных болотных экосистем, освоение целины, а также множество иных проектов, приведших к уничтожению многих естественных экосистем России.

Сегодня Россия активно участвует в работе международных конференций и организаций по охране ОС, присоединилась к многочисленным международным соглашениям в этой области.

Усилиями средств массовой информации и экологов в сознание людей и государственную практику России внедряют понятие экологической безопасности, как элемента государственной и личной безопасности.

Во всœех случаях экологическая опасность связана с наличием или возникновением угроз. Выделяют 4 главные угрозы общей безопасности:

1. Военные угрозы – глобальная ядерная война, распространение оружия массового уничтожения, международные перевозки вооружений, крупные войны и локальные конфликты;

2. Экономические и социальные угрозы – массовая нищета͵ порождающая голод, экономические коллапсы, дестабилизация перемещения капитала, чрезмерный рост населœения и урбанизация; массовая м/н миграция, манипуляции с генами;

3. Экологические угрозы – изменение состава атмосферы и их последствия, загрязнение пресных природных вод, океанов и прибрежных акваторий, обезлесивание и опустынивание, эрозия почв и потеря плодородия земель, техногенная опасность, источником которой являются промышленные предприятия, перевозка и применение токсичных химических веществ и материалов, опасные (токсичные и радиоактивные) отходы и их экспорт, использование биотехнологий;

4. угрозы терроризма .

Различают внешне и внутренние экологические угрозы. К примеру, для России к внешним угрозам относят негативные события, связанные с разрушением природных экосистем вследствие трансграничного переноса загрязнений.

Потенциальными источниками экологической опасности являются любые объекты хозяйственной (промышленной), бытовой, военной и иной деятельности, поскольку они содержат факторы экологической опасности (экологические риски). К последним относятся антропогенные или природные воздействия, способные привести к негативным изменениям в ОС и в этой связи к ухудшению здоровья человека.

Экологическая опасность может возникнуть вследствие экологических правонарушений и преступлений.

Проблема экологической опасности рассматривается с позиции ʼʼтриадыʼʼ: антропоцентрического (качество среды обитания), биосферно-экологического (условия сохранения природных экосистем и биосферы в целом) и ресурсного (возможности ведения хозяйства с минимальным ущербом для ОС).

Можно выделить несколько уровней экологической опасности: глобальный, национальный (государственный), региональный, локальный, импактный (точечный).

Глобальные потрясения, связанные с геноцидом, вначале по отношению к животному, а затем и растительному миру, наконец, сокрушительное давление на земельные, водные ресурсы и атмосферу породили тот клубок противоречий, который принято называть проблемой выживания человечества.

Основными глобальными проблемами экологии являются: рост народонаселœения; потребление природных ресурсов; загрязнение атмосферы.

Структура современной экологии. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Структура современной экологии." 2017, 2018.

Экология (от греч. «ойкос» - дом, жилище и «логос» - учение) - наука, изучающая условия существования живых организмов и взаимосвязи между организмами и средой, в которой они обитают. Изначально экология развивалась как составная часть биологической науки, в тесной связи с дру­гими естественными науками - химией, физикой, геологи­ей, географией, почвоведением, математикой.

Предметом изучения экологии является совокупность или струк­тура связей между организмами и средой. Главный объект изучения в экологии - экосистемы, т. е. единые природ­ные комплексы, образованные живыми организмами и сре­дой обитания. Кроме того, в область ее компетенции входит изучение отдельных видов организмов (организменный уро­вень), их популяций, т. е. совокупностей особей одного вида (популяционно-видовой уровень) и биосферы в целом (био­сферный уровень).

Методы изучения в экологии весьма разнообразны, и все они используются в рамках системного подхода . Экологическая практика охватывает собой множество приемов и методов исследований, адекватных многообразию направлений экологии и потому перечислим основные из них:

1) эксперимент (лабораторные опыты);

2) наблюдение;

3) моделирование (математические модели).

В изучении многообразных процессов, которые происходят в живой природе, прежде всего, используются экспериментальные методы. В лабораторных опытах исследуются влияния разных условий на организмы, выясняются их реакции на заданные воздействия. Изучая отношения организмов со средой обитания в искусственных условиях, можно глубже разобраться в происходящих явлениях природы. Однако экология отнюдь не является лабораторной наукой. Совершенно очевидно, что взаимосвязи живых организмов с окружающей их средой могут быть изучены наиболее полно лишь в природе. Но это дело нелегкое, особенно если учесть, до какой степени сложна даже самая простая среда. Поэтому в экологии натурные наблюдения и эксперименты занимают самое важное место. В то же время невозможность экспериментальной проверки нередко заставляет экологов переводить наблюдаемые факты на язык математики. Математический анализ (моделирование) позволяет выделять из всей совокупности отношений организма и среды самые важные объекты и связи, чтобы глубже понять природу этих явлений. Конечно, при этом не надо забывать, что математические модели представляют собой лишь приблизительное отображение природных явлений.

Как правило, в экологических исследованиях эти и другие применяемые методы исследований используются совместно или комплексно.

Основной, традиционной частью экологии как биологической науки является общая (фундаментальная) экология , которая изучает об­щие закономерности взаимоотношений любых живых орга­низмов и среды (включая человека как биологическое суще­ство).

В составе общей экологии выделяют следующие основ­ные разделы:

аутэкологию, исследующую индивидуальные связи отдель­ного организма (особи) с окружающей его средой (влияние на организм экологических факторов – температура, свет, влажность, рельеф, ветер, почва и т.п.);

популяционную экологию (демоэкологию), в задачу которой входит изучение структуры и динамики популяций отдель­ных видов, их взаимовлияние и влияние на них окружающей среды;

синэкологию (биоценологию) , изучающую структуру и закономерности функционирования сообществ живых организмов и экосистем, а также их взаимоотношения со средой. Частью синэкологии является глобальная экология , объект изучения которой – вся биосфера Земли. Несколько обособленным направлением синэкологии является биогеоценология , изучающая экосистемы определенного пространственного масштаба – экология пустынь, океана, тундры, высокогорий, саванны и т.п.

Для всех этих направлений главным является изучение выживания живых существ в окружающей среде и задачи перед ними стоят преимущественно биологического свойст­ва - изучить закономерности адаптации организмов и их со­обществ к окружающей среде, саморегуляцию, устойчивость экосистем и биосферы, и т. д.

Знания, полученные в рамках изучения общей экологии и приложенные к анализу системы «общество-природа», сформировали новое направление – прикладная экология . Структура прикладной экологии ещё не устоялась. обычно в ней выделяют следующие основные направления:

промышленная экология – изучает воздействие разных отраслей промышленности (горной, пищевой, металлургической, химической и других), коммунального хозяйства и сферы услуг на окружающую среду;

химическая экология (экологическая токсикология) – изучает действие токсических химических веществ на живые организмы, их популяции и экосистемы; закономерности миграции токсикантов в природных средах;

радиоэкология – изучает миграцию в природе и воздействие на организмы естественных и искусственных радиоактивных веществ;

инженерная экология – занимается разработкой инженерных решений (очистные сооружения; энергосберегающие, малоотходные и безотходные технологии; более экологичные виды топлива), направленных на охрану окружающей среды и здоровья человека;

сельскохозяйственная экология – изучает функционирование искусственных экосистем (полей, садов) и оптимизацию управления такими системами;

урбоэкология – изучает функционирование городских агломераций, их влияние на окружающую среду и здоровье человека, а также разрабатывает мероприятия по снижению негативного воздействия городов на среду;

медицинская экология - изучает влияние различных неблагоприятных факторов на здоровье человека;

охрана окружающей среды - комплексная дисциплина, направленная на разработку мер по снижению отрицательных последствий деятельности чело­века (разработка природоохранных законодательных актов и экономических механизмов рационального природопользования, развитие сети особо охраняе­мых природных территорий); включает в себя также экологическую экспертизу (разработка заключений о состоянии природных комплексов), экологический контроль (мероприятия по выявлению и пресечению незаконных деяний в отношении окружающей среды), экологическое прогнозирование (создание прогнозов развития ситуаций при различных сцена­риях воздействия – выявление, оценка и управление экологическими рисками), экологическое нормирование (разработка нормативов пре­дельных экологических нагрузок), экологический мониторинг (разработка сис­тем постоянного слежения за изменением природных комплексов);

социальная экология рассматривает разнообразные аспекты взаимодей­ствия человеческого социума и природы. Однако выделение ее в отдельное на­правление выглядит несколько искусственным, так как взаимодействие челове­ка и природы так или иначе рассматривается в фундаментальной и прикладной экологии. Н.Ф.Реймерс включил в социальную экологию экологическую психологию и экологическую социологию (анализ восприятия человеком и об­ществом природы), экологическое воспитание и экологическое образование (формирование экологического мышления и поведения), а также этноэкологию, экологию личности и экологию человечества.

Развитие экологии в настоящее время продолжается. И главная цель этого развития - решение такой экологической проблемы на Земле, как сохранение жизни. Решение же экологических проблем требует огромной работы во всех областях науки и техники. И теоретическим фундаментом всей природоохран­ной деятельности является наука экология. Только знание экологических зако­нов - законов развития природных и социальных процессов - позволит пола­дить с природой и разрешить социальные конфликты. Природоохранные меро­приятия, не обоснованные научно, бесполезны, а часто даже вредны, так как могут входить в противоречие с законами природы.

Экология это наука, изучающая основные природные закономерности, взаимодействия живых и неживых организмов. Люди все больше забывают о том, что нужно беречь свой дом, создают оружие, способное уничтожить все живое на земле. При этом решать экологические проблемы важно для выживания не только животных, но и человека.

Что такое экология и что она изучает

Экологическое учение представляет собой отдельную науку, которая изучает законы природы. Учение зародилось в 1866 году Эрнстом Геккелем. Люди с давних времен интересовались природными закономерностями, хотели их изучить и обожествляли. Термин экология переводится с греческого как учение о доме .


Экология изучает абсолютно все воздействия человека на живую среду, она затрагивает множество актуальных вопросов, интересующих человечество.

Технический прогресс постоянно развивается, люди мало обращали внимание на окружающую среду, в связи с чем загрязнился воздух, вымирают многие виды животных и растений. Сейчас миллионы активистов стараются решать экологические проблемы, постепенно улучшая нынешнее положение дел.

Виды экологии

Экология, также как и остальные учения рассказывает о многих разделах жизни планеты. Уместить все основные факторы, влияющие на среду, не получится в одном направлении. Получится либо запутаться окончательно, либо и вовсе сбиться с верного пути для решения возникших проблем.

Стоит помнить, что экология зародилась не более 200 лет назад, однако она получила высокую степень значимости наряду с физическими, математическими и химическими учениями. Многие научные сферы не просто затронуты экологией – она берет их в качестве своих основ.

Введение в экологию.

Предмет, цель и содержание курса.

Термин «экология» (от греческого oikos – жилище, местообитание) введен в литературу в 1866 г. немецким исследователем Э. Геккелем, им дано и общее определение экологии. Э. Геккель писал: «… Под экологией мы подразумеваем общую науку об отношениях организма к окружающей среде, куда мы относим все «условия существования» в широком смысле этого слова». Н. Ф. Реймерс в словаре-справочнике «Природопользование» (1990) указывает, что «экология – это: 1) часть биологии (биоэкология), изучающая отношения организмов (особей, популяций, биоценозов и т. д.) между собой и окружающей средой; 2) дисциплина, изучающая общие законы функционирования экосистем различного иерархического уровня». Тот же автор в другой работе отмечает, что для экологии характерен широкий, системный межотраслевой взгляд… Экология – это совокупность отраслей знания, исследующих взаимодействие между биологически значимыми отдельностями и между ними и окружающей средой. Экология определяется и как «наука, изучающая отношения организмов между собой и окружающей средой, а также организацию и функционирование над организменных систем различного уровня: популяций, сообществ и экосистем, природных комплексов и биосферы». При всем многообразии существующих определений экологии основными понятиями в ней, на которых она базируется, являются: живые системы (организмы и их сообщества), взаимодействия и окружающая среда (среда обитания).

Таким образом, экология – комплексная дисциплина. Из содержания экологии вытекают ее задачи, которые, прежде всего, заключаются в познании взаимосвязей между растениями, животными, грибами, микроорганизмами и средой их обитания, многообразия организации жизни на Земле, изучении функционирования над организменных систем различных уровней. В задачи экологии входит прогнозирование изменений природы под влиянием деятельности человека, научное обеспечение восстановления нарушенных природных систем. Конечная цель экологических исследований состоит в сохранении среды обитания человека.

История экологии.

Экология - это новая область науки, появившаяся во второй половине XX века. Точнее, считается, что в качестве отдельной дисциплины экология зародилась на рубеже XX века, и что она получила общественную известность в 1960-е годы, в связи с широко распространённым беспокойством за состоянием окружающей среды . Тем не менее, идеи экологии в какой-то степени известны уже давно, и принципы экологии разрабатывались постепенно, тесно переплетаясь с развитием других биологических дисциплин. Таким образом, возможно, одним из первых экологов был Аристотель. В «Истории животных» он дал экологическую классификацию животных, писал о среде обитания, типе движения, местообитании, сезонной активности, общественной жизни, наличии убежищ, использовании голоса. Его последователь, Теофраст, в основном исследовал растения и считается античным основоположником геоботаники. Плиний Старший в своей работе «Естественная история» представил экономическую подоплёку зооэкологических представлений. В индийских трактатах «Рамаяна» и «Махабхарата» (VI-I века до н. э.) можно обнаружить описания образа жизни зверей (более 50 видов), местообитания, питания, размножения, суточной активности, поведения при изменениях природной обстановки



Структура современной экологии.

Современная экология рассматривает и изучает не только взаимоотношения живых организмов и их среды обитания, но и результаты антропогенного влияния на природную среду и использование ее ресурсов. Она включает в себя:

динамическую экологию , которая изучает перенос вещества, энергии и информации между системами, элементы которых взаимосвязаны;

аналитическую экологию – методическая основа современной экологии, включающая в себя сочетания системного подхода, натурных наблюдений, эксперимента и моделирования,

общую экологию , которая объединяет разнообразие экологических знаний на едином научном уровне,

геоэкологию , изучающую взаимоотношения организмов и среды обитания с точки зрения их географической принадлежности, т.е. экологию суши, пресных вод, морей и высокогорий, а также исследует антропогенное воздействие на окружающую среду,

прикладную экологию – большой комплекс дисциплин, связанных с различными областями деятельности и взаимоотношений между обществом и природой,

социальную экологию , которая исследует связи общественных структур с природой и социальной средой их окружения;

экологию человека – комплекс дисциплин, посвященный изучению взаимодействия человека как индивида (биологической особи) и личности (социального субъекта) с окружающей природой и социальной средой.

В свою очередь, общая экология включает в себя:

аутэкологию , изучающую взаимоотношения отдельных организмов или особей со средой обитания;

демэкологию , которая исследует взаимоотношения между организмами одного вида и средой обитания;

синэкологию – рассматривающую взаимоотношения различных сообществ организмов и средой обитания;

биогеоценологию – научную дисциплину, которая изучает закономерность формирования, функционирования и развития биогеоценозов;

глобальную экологию – учение о биосфере, а также экологию растений, животных, микроорганизмов и водных организмов.

Прикладная экология включает в себя промышленную, сельскохозяйственную, медицинскую и химическую.

Социальная экология состоит из экологии города и экологии народонаселения. Урбаэкология включает в себя экологию личности, экологию человечества и экологию культуры.

Одной из наиболее характерных особенностей современного экологического знания является непрерывно возрастающая его актуальность.

В философской литературе экологические проблемы весьма активно об - суждаются на разных уровнях и в самых разнообразных аспектах, относительно предмета экологии, чёткости в определении границ её компетентности и методов исследования существуют самые разные мнения. Предлагается множество вариантов названия современной экологии: глобальная экология, мегаэкология, экология человека, ноогеника, натурсоциология, ноология, созология, экология общества, социальная экология и др.

Если смотреть на эту проблему с точки зрения философии, то составить адекватное представление о биосфере невозможно без достоверных аналитических данных о каждом её фрагменте, и наоборот, решить какую какую - либо конкретно- экологическую задачу нельзя без знаний основных закономерностей развития биосферы в целом, не определив, какую роль играет исследуемый конкретный объект в этом целом. Здесь в полной мере реализуется принцип диалектической взаимосвязи всеобщего, особенного и единичного, где не только отдельные компоненты биосферы отражают её природу, но и сама она как целостное образование определяет природу и сущность отдельных слагающих её компонентов. Тщательное исследование возможно большего круга отдельных конкретных экологических взаимодействий является необходимым условием для развития общеэкологических концепций. Причём развитие развитие последних благотворно воздействует на совершенствование первых. Взаимообусловливающее одновременное развитие общеэкологических и конкретно - экологическх концепций приводит к усложнению структуры современного экологического знания и порождает существенные затруднения гносеологического и методологического характера. Специализация и интеграция экологических направлений, усиление роли вероятностно - статистических методов, синтез исторического и структурно -функционального подходов определяют довольно сложную гносеологическую ситуацию, сложившуюся в экологическом исследовании.

Традиционное разделение экологического знания осуществляется на основании следующих основных критериев (11).

ПО ТИПАМ ОРГАНИЗМОВ (таксономическое деление). В основе лежит принцип специфичности таксономических ответвлений органического мира. Согласно этому критерию, экология прежде всего подразделятся на экологию животных и экологию растений. Как первая, так и вторая экология подразделяется на ряд более частных экологий. Надо отметить, что экология человека носит специфичный характер, ибо объектом ее рассмотрения является человек, сущность которого неотрывна от его социальной природы, от форм его практической и общественной деятельности. Возрастающее влияние факторов антропогенного происхождения на естественное окружение придает особую значимость экологии человека, выводит ее за рамки экологии биологического профиля.

ПО ТИПАМ СРЕДЫ (биомам). Несколько упрощая особенности строения биосферы, можно сказать, что она. подобна мозаике, слагается из множества разнообразных компонентов (биомов, место-обитаний), каждый из которых имеет отчетливо выраженные естественные границы и характеризуется особым набором климатических, биотических и абиотических факторов, специфическим соотношением между интенсивным развитием (сукцессией) и периодом относительного равновесия в развитии экологических систем (климаксом). Однако следует оговорить, что дифференциация экологического знания по особенностям местообитания акцентирует внимание не на функциональных, а скорее на структурных характеристиках, учитывая целостность природных комплексов географических ландшафтов. При разработке частных экологии, образовавшихся на основе ландшафтного подхода, внимание исследователя концентрируется на конкретном, четко обозначенном участке земной поверхности. Такое подразделение дает возможность не только охарактеризовать каждый природный комплекс в отдельности, но и исследовать связь между ними.

ПО ТИПАМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ как между самими организмами, так и между многообразными формами органического мира, посредством которых органические формы осуществляют трофический и детритный перенос веществ и энергии, всегда поражали исследователей своей сложностью и многоплановостью.

ПО УРОВНЯМ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОГО. Здесь дифференциация экологического знания проведена в соответствии с концепцией структурных уровней организации живого. Так, Ю. Одум выделяет следующие подразделения: экологию особей, экологию популяций и экологию сообществ.

Подразделение экологических исследований на отдельные специальные направления, согласно концепции структурных уровней организации живого, представляется ведущим в современной экологии. Эта концепция основывается на объективной иерархической упорядоченности материального мира, которому в равной степени присущи как единство, так и многообразие. Концепция структурных уровней организации жизни, подчеркивая одновременно сущностное единство жизни и многокачественность ее проявлений в каждый конкретный момент и на определённом структурном уровне, приводит к важному заключению о неразрывной связи специфики живого со способом его организации.

ПО ВИДАМ ВОЗДЕЙСТВИЯ АНТРОПОГЕННЫХ ФАКТОРОВ НА ПРИРОДНУЮ СРЕДУ. Сюда можно отнести такие специальные отделы экологического исследования, как ресурсоведение, почвоведение, экологию города (урбанизационная экология), инженерная экология, изучение круговоротов воды и воздуха, продуктивности окультуренных биоценозов (агроценозов), агрохимическая экология, исследование всевозможных видов загрязнения промышленными отходами, химикатами, радиацией (радиоэкология), шумовое загрязнение и др. К этому типу можно отнести и космическую, или, как её ещё называют экологию космического полета (экзо-экологию).

Развитие этих частных отраслей современного экологического исследования обусловлено рядом отрицательных последствий сопутствующих научно-техническому прогрессу и имеющих определяющее влияние на современную экологическую ситуацию. Как справедливо отмечает Ю. Одум, "" совершенствование техники исследований требует от нового поколения экологов усиления активности с этих малоизученных направлениях, ибо более глубокое познание природы стимулируется ныне не одним лишь любопытством: невежество в вопросах поддержания равновесия в экосистемах становится угрозой самому существованию человека "" (18).

Все названные отрасли современной экологии, образованные согласно этому критерию, представляют собой компоненты одной из самых важных сфер приложения экологии - охраны природы и рационального использования ее ресурсов. Поэтому эти отрасли получили наименование прикладных и технологических аспектов экологии.

Отдельно выделяются группа ОБЩИХ экологий, отражающих тенденцию объединения в единую концепцию всего многообразия фундаментального отношения " человек-природа" и синтеза всех частноэкологических аспектов. Они и являются в настоящее время предметом дискуссий в литературе. Это прежде всего глобальная экология (мегаэкология), экология человека, экономическая экология (эконология), экология общества, социальная экология.

Дискуссия о статусе современной общей экологии во многом основывается на попытках отнести её к компетенции обществоведения или только естествознания. “Глобальную экологию интересуют не все виды и формы связей человека (и общества) с природой, а лишь определенные, прежде всего отношения с природой Земли как целостной системой. Глобальная экология не разрабатывает и вопрос о духовных отношениях человека с природой Земли” (7).

© 2024 nowonline.ru
Про докторов, больницы, клиники, роддома