Что такое критика и какой она бывает? Понятие о критике и ее виды

Нет на свете такого человека, которому никогда бы не приходилось выслушивать критику в свой адрес. Реакция на это неприятное жизненное явление у всех разная и зависит от многих обстоятельств: самооценки, установки по отношению к миру, стрессоустойчивости, уровня профессионализма, воспитания, погоды и настроения в этот конкретный день и много чего еще... Мне хотелось бы подробней рассказать о видах критики и наиболее типичных способах реакции на нее.

Критика бывает трех видов: справедливая, несправедливая и общая.

Начнем со справедливой: вам указывают на конкретные ошибки и промахи, которые действительно имели место. Обычная реакция в таких случаях - самооправдание или ответный наезд. Последствия подобных действий наверняка хорошо известны каждому, потому что наверняка вы так уже поступали раньше. Я хочу предложить альтернативный вариант: признайте факты и извинитесь. Например, ваш партнер по работе говорит:

Три дня я безрезультатно добиваюсь от вас конкретного ответа. Вы не представляете, как я возмущен!

В ответ первым делом вы должны безоговорочно признать его правоту:

- Я понимаю ваше возмущение и приношу извинения.

И только после этих слов имеет смысл говорить хоть что-то в свое оправдание, причем лучше всего - правду. Например:

- Вопрос оказался сложнее, чем я предполагал, и потребовал больше трех дней.

Обычно человек после такого ответа перестает злиться и готов к дальнейшему конструктивному диалогу.

Следующий тип критики - несправедливая. Она встречается чаще, и выслушивать ее гораздо обидней. Но зато она дает гораздо больший простор для творчества отвечающего, который, к сожалению, редко пользуется возникающими возможностями. Типичные реакции - агрессия, игнорирование, самоуничижение, физическое молчание - в этой ситуации не являются эффективными. Все в этом убеждались сотни раз, но, к сожалению, почему-то в момент ответа ничего другого в голову обычно не приходит. В качестве альтернативы можно предложить:

1. Подведение итога с последующим переводом темы в конструктивную плоскость.

- Вы считаете, что из-за нее страдают все сотрудники. Что бы вы могли предложить, чтобы это исправить?

2. Признание права на существование другой точки зрения (что не означает согласия с ней).

Вам абсолютно наплевать, что из-за плохой работы Марь Иванны страдает весь наш отдел!

- Я вижу, что вас это очень волнует, и давайте разберемся. Да, меня это действительно не беспокоит, но можем узнать мнение других сотрудников.

3. Перевод критических замечаний в позитивную плоскость.

Ничего лучшего я от вас и не ожидал!

- Уточните, пожалуйста, ваши ожидания.

И наконец, последний вид критики - общая . Типичная реакция - обида. Я предлагаю уточнить, чего именно хочет нападающий.

Ты всегда несправедливо относишься ко мне!

- Какие конкретно случаи ты имеешь в виду?

Надо помнить, что важна именно первая реакция , и что именно она определяет, куда пойдет беседа дальше - на возрастание конфликта или на его снижение. Также очень многое зависит от тона: если произносить даже правильный текст злобно или с издевкой, толку от этого не будет.

Для снижения конфликта полезно держать в голове, что человек не хочет вас обидеть на самом деле, а просто что-то недопонял, и это легко уладить. Даже если на самом деле это не так, и собеседник хочет именно конфликта, лучше об этом не думать, потому что вам пользы это не принесет.

Для того чтобы уметь в полевых условиях воспользоваться вышеприведенными советами, я рекомендую проделать небольшое упражнение . Вдвоем с каким-нибудь приятным вам человеком потренируйтесь в быстром поиске правильных ответов. Для этого по очереди говорите друг другу гадости, причем желательно делать это разнообразно, чтобы были задействованы все три вида критических замечаний, а ваш партнер должен определить, какой вид был использован и что можно на это сказать.

Еще небольшая подсказка: обычно больше всего проблем возникает именно с тем типом наездов, который больше всего любили использовать наши родители в детстве. Именно в этот момент возникают самые сильные эмоции, и найти правильный ответ оказывается непросто. Так что советую этот тип критики отработать наиболее тщательно, во избежание привычных проколов.

Вообще же говоря, делать это упражнение - легко и приятно. Попутно можно сказать своему визави все, что накипело, узнать много нового про себя, и при этом не поругаться. Желаю творческих успехов.

Критика - форма контроля и оценки дейст­вий, которые не соответствуют требованиям, предъявляемым коллективом к каждой личности.

Выделяют два вида критики: деловую и мора­лизующую.

Деловая критика - направлена на выявление ошибок в работе. Она вскрывает их причины и указывает на конкретные пути выхода из создав­шегося щепетильного положения.

Морализующая критика - это обвинительная речь, направленная против провинившегося.

Аргументы для критики должны быть всегда обоснованными фактами. Необоснованная крити­ка обычно легко парализуется обоснованной контркритикой.

Правильно воспринять критику обычно меша­ет задетое чувство собственного достоинства, т.е. наше "я".

По форме критика может быть щадящей или наказывающей.

Щадящую критику применяют тогда, когда ошибки не носят систематического характера и не вызваны халатностью или недобросовестностью работника.

Если нарушение, опоздание или брак допуска­ются регулярно, то применяют наказывающую критику. При такой критике уровень самоуваже­ния и уважения личности падает. Критикуя, необ­ходимо не только наказывать и указывать на отри­цательные факты, но и тщательно анализировать причины их возникновения.

Следует напомнить, что преследование за кри­тику запрещается законом.

Классификация критики

Глубокий и всесторонний анализ конфликтной ситуации содержит в себе элементы критики, которую оригинально классифицировал Ю.Краковский .

По его мнению, критика может быть:

1) подбадривающая ("Ничего. В следующий раз сделаете лучше. А сейчас не получилось".);

2) критика-упрек ("Ну что же вы, я так на вас рассчитывал!");

3) критика-надежда ("Надеюсь, что в следую­щий раз вы это задание сделаете лучше".);

4) критика-аналогия ("Раньше я допускал точ­но такую же ошибку".);

5) критика-похвала ("Работа сделана хорошо, но только не учтен данный конкретный слу­чай".);

6) безразличная похвала ("В нашем коллективе есть люди, которые не справились со своими служебными обязанностями, не будем называть их фамилии".);

7) критика-озабоченность ("Я очень озабочен сложившимся положением дел, особенно у таких товарищей, как...".);

8) критика-сопереживание ("Я хорошо вас по­нимаю, вхожу в ваше положение, но...".);

9) критика-сожаление ("Я очень сожалею, но должен отметить, что работа выполнена некачест­венно...".);

10) критика-ирония ("Работа, что надо. Только как мы будем теперь в глаза друг другу смот­реть?..");

11) критика-удивление ("Как? Неужели вы не смогли сделать эту работу?");

12) критика-намек ("Я знал одного человека, который поступил точно так же, как вы. Однако ему потом было очень плохо".);

13) критика-смягчение ("Наверное, в том, что произошло, виноваты не только вы...".);

14) критика-укоризна ("Что же вы сделали так неаккуратно?");

15) критика-замечание ("Вы сделали не так, в следующий раз обязательно посоветуйтесь".);

16) критика-предупреждение ("Если вы еще раз повторите эту ошибку, она может стать стереотипом служебного поведения".);

17) критика-требование ("Работу придется пе­ределать".);

18) критика-вызов ("Если вы допустили столь­ко ошибок, сами и решайте, как выходить из по­ложения".);

19) конструктивная ("Работа выполнена не­верно. Что собираетесь сейчас предпринять?");

20) критика-опасение ("Я очень опасаюсь, что в следующий раз работа будет выполнена на том же уровне".).

Критические замечания должны высказывать­ся в этичной форме, чтобы они были приняты ад­ресатом, остались в его памяти, положительно влияя на его личную и служебную профессиональ­ную деятельность.

Самокритика - критика недостатков собст­венной работы, вскрытие своих ошибок. Внутрен­ний регулятор самокритики - чувство ответствен­ности.

Стиль критики следует менять в зависимости от темы разговора и уровня самокритики партне­ра. Выбирая меры воздействия, всегда старайтесь понять, почему личность совершила проступок. Самокритика часто реализуется в самоиронии. Из­вестна народная мудрость: "Самоирония спасает от стрессов, ирония - от дураков".

Критика – это логическая операция, направленная на разрушение ранее состоявшееся процесса аргументации.

По форме:

    Явная – указание на явные недостатки, направленная на разрушение аргументации.

    Неявная – скептическая оценка позиции пропонента без конкретного анализа недостатков.

По направленности аргументационного процесса:

    деструктивная – критика, направленная на опровержение тезиса, аргументов и демонстрации.

(Приёмы)

Критика тезиса-установление ложности тезиса

1.тезис пропонента(Т)-2.следствие из тезиса(С1,С2)-3.опровержение следствий фактами(С1,С2)-4.строится умозаключение(от отрицания следствия к отрицанию основания(ТС1,С2,С1С2)-5.тезсс опровергнут(Т)

Критика аргумента – ложность аргумента

Критика демонстрации – отсутствие логической связи между тезисом и аргументами.

    Конструктивная – обоснование оппонентом собственного тезиса с целью альтернативного утверждения пропонента.

1. Т(тезис пропонента)-2.А(тезис оппонента)-3.оппонент доказывает А.-4. Разделительно-категорическое умозаключение

    Смешанная – конструктивная + деструктивная.

Пропонент – выдвигающий тезис

Оппонент – не согласный с позицией

48.Правила и ошибки по отношению к тезису

Тезис является центральным пунктом рассуждения, раскрытию и обоснованию которого подчинен весь процесс аргументации.

Логичное рассуждение предполагает соблюдение двух правил в отношении тезиса: определенность тезиса и неизменность тезиса.

(1) Определенность тезиса

Правило определенности означает, что тезис должен быть сформулирован ясно и четко.

Четкое определение тезиса наряду с выявлением смысла употребляемых терминов включает также анализ суждения, в форме которого выставляется тезис. Если он представлен как простое суждение, то надо точно выявить субъект и предикат суждения, что не

всегда является очевидным. Требуется также уяснить качество суждения: содержится в нем утверждение или нечто отрицается.

Важное значение имеет количественная характеристика суж-f, дения: формулируется оно как общее суждение (А или Е) или как] частное (I или О). При этом надо выяснить, является оно неопреде-1 ленным («некоторые, а может быть, и все») или определенным («только некоторые») частным суждением.

(2) Неизменность тезиса

Правило неизменности тезиса запрещает видоизменять или отступать от первоначально сформулированного положения в процессе данного рассуждения.

Требование логической точности, определенности и неизменности тезиса достаточно просты и, как правило, выполняются при наличии элементарных навыков логической культуры. Однако в практике встречаются отступления от этих правил.

Первое из них - потеря тезиса.

Подмена тезиса. Общее название ошибки по отношению к тезису - подмена тезиса, которая бывает полной или частичной.

(1) Полная подмена тезиса проявляется в том, что, выдвинув определенное положение, пропонент в итоге фактически обосновывает нечто другое, близкое или сходное с тезисом положение и тем самым подменяет основную идею другой.

(2) Частичная подмена тезиса выражается в том, что в ход, выступления пропонент пытается видоизменить собственный тезис сужая или смягчая свое первоначально слишком общее, npeyaeJ ченное либо излишне резкое утверждение.

2. Правила и ошибки по отношению к аргументам

Логическая состоятельность и доказательное значение рассужде- , ния во многом зависят от качества исходного фактического и теоре-"| тического материала - убеждающей силы аргументов.

Решение стратегической задачи аргументации определяется выполнением следующих требований, или правил в отношении доводов:

(1) Требование достоверности, т.е. истинности и доказанности аргументов определяется тем, что они выступают логическими основаниями, опираясь на которые выводят тезис. Сколь бы вероятными ни были доводы, из них может следовать лишь правдоподобный, но не достоверный тезис. Сложение вероятностей в посылках приводит лишь к увеличению степени вероятности заключения, но не гарантирует получения достоверного результата.

(2) Автономное обоснование аргументов означает: поскольку доводы должны быть истинными, то, прежде чем обосновывать тезис, следует проверить сами аргументы.

(3) Требование непротиворечивости аргументов вытекает из логической идеи, согласно которой из противоречия формально следует все что угодно - и тезис пропонента, и антитезис оппонента.

(4) Требование достаточности аргументов связано с логической мерой - в своей совокупности доводы должны быть такими, чтобы из них по правилам логики в необходимости следовал доказываемый тезис.

При поспешном, не всегда продуманном анализе фактического материала встречается использование и такого аргумента, который не только не подтверждает, а наоборот, противоречит тезису выступающего. В этом случае говорят, что пропонент использовал «самоубийственный довод».

3. Правила и ошибки демонстрации

Логическая связь аргументов с тезисом протекает в форме таких умозаключений, как дедукция, индукция и аналогия.

1) Дедуктивный способ аргументации предполагает соблюдение ряда методологических и логических требований. К важнейшим из них относятся следующие.

1 (1) Точное определение или описание в большей посылке, выполняющей роль довода, исходного теоретического или эмпирического1 положения. Это дает возможность убедительно продемонстриро-1 вать научные позиции или практические соображения, которыми I руководствуются при оценке конкретного события. |

(2) Точное и достоверное описание конкретного события, которое дано в меньшей посылке.

Это требование диктуется методологическим принципом конкретности истины. В противном случае дедуктивное рассуждение будет двусмысленным и далеким от истины.

(3) Дедуктивная аргументация приводит к достоверному обоснованию тезиса при соблюдении структурных правил этой формы вывода, относящихся к терминам, количеству, качеству и логическим связям между посылками умозаключения. Это прежде всего правила категорических, условных, разделительных и смешанных форм силлогизмов, которые изложены в главе о дедуктивных умозаключениях.

2) Индуктивный способ аргументации применяется, как правило, в тех случаях, когда в качестве доводов используются фактические данные.

3) Аргументация в форме аналогии применяется в случае уподобления единичных событий и явлений. При обращении к аналогии надо соблюдать следующие правила этого вида умозаключения.

Во-первых, аналогия состоятельна лишь тогда, когда два явления сходны между собой не в любых, а лишь в существенных признаках.

Во-вторых, при уподоблении двух явлений или событий следует учитывать различия между ними.

Ошибки в демонстрации связаны с отсутствием логической связи между аргументами и тезисом.

Ошибка мнимого следования имеет место и в тех случаях, когда для обоснования тезиса приводят логически не связанные с обсуждаемым тезисом аргументы. Среди множества такого рода уловок назовем следующие.

Аргумент к силе- вместо логического обоснования тезиса прибегают к внелогическому принуждению - физическому, экономическому, административному, морально-политическому и другим видам воздействия.

Аргумент к невежеству - использование неосведомленности или непосвященности оппонента или слушателей и навязывание им мнений, которые не находят объективного подтверждения либо противоречат науке.

Аргумент к выгоде - вместо логического обоснования тезиса агитируют за его принятие потому, что так выгодно в морально-политическом или экономическом отношении.

Аргумент к здравому смыслу используется часто как апелляция к обыденному сознанию вместо реального обоснования. Хотя известно, что понятие здравого смысла весьма относительное, нередко оно оказывается обманчивым, если речь идет не о вещах домашнего обихода.

Аргумент к состраданию проявляется в тех случаях, когда вместо реальной оценки конкретного поступка взывают к жалости, человеколюбию, состраданию. К этому аргументу прибегают обычно в тех случаях, когда речь идет о возможном осуждении или наказании лица за совершенные проступки.

Аргумент к верности - вместо обоснования тезиса как истинного склоняют к его принятию в силу верности, привязанности, почтения и т.п.

Соблюдение логических правил по отношению к тезису, демонстрации и аргументам обеспечивает выполнение стратегической задачи рационального рассуждения, которая выступает ведущим фактором убедительности процесса аргументации в научной и практической областях знаний.

Критика – это то, чего легко можно избежать, ничего не говоря, ничего не делая и будучи никем. Так категорично выразился Аристотель еще в свои античные времена. То есть критика, она как политика - если ты сам не критикуешь, то кто-нибудь будет критиковать тебя. Каждый день люди сталкивается с выражением чувств и оценкой результата не только своих действий.

Критика – что это?

Часто можно услышать – «я не выношу критики в свой адрес» или «этот критик с одобрением отозвался о фильме». И еще много других фраз, в которых фигурирует слово критика, пришедшее из древнегреческого языка. Kritikos у греков означало «искусство разбирать». Критика – это:

  1. Вынесение суждения о достоинствах чего-либо.
  2. Порицание, поиск ошибок.
  3. Искусство анализа и оценки художественной работы.

Кто такой критик?

Критик это не только человек, который судит и оценивает, это еще и специальность. Профессиональный критик анализирует художественные произведения:

  • литературные;
  • музыкальные;
  • театральные;
  • архитектурные;
  • кинематографические.

Для него критиковать это взвешивать все аспекты – рассматривать способы передачи материала, оценивать степень того, насколько автору удалось достичь своей цели, оправданы ли выбранные средства. Хороший критик владеет предметом, который он разбирает. Известным культурным критиком был философ Фридрих Ницше. Он писал критические эссе о религии, морали, современном искусстве и науке.

Критика – психология

Критика в психологии – предмет большого интереса. Психология исследует когнитивные и эмоциональные эффекты критики. Психологам интересны:

  1. Намерения, которые люди имеют для критики.
  2. Влияние, которое оказывает критика на людей.
  3. Как люди реагируют на критику и как справляются с ней.
  4. Формы критики.
  5. Отрицание критики.

Для психологов критика – это форма защиты эго. Они обнаружили, что людей, склонных постоянно оценивать других, часто критиковали в детстве, когда это больнее всего. Дети в возрасте до семи лет во фразе «ты хороший мальчик, но это плохое поведение» видят только вторую часть. Любая критика, даже очень мягкая, означает для ребенка, что он плохой и недостойный.


Критика – это хорошо или плохо?

Критика – это хорошо, если иметь к ней позитивное отношение. Это важный жизненный навык. Каждый человек подвергается критике, порой – профессиональной. Иногда ее трудно принять, но все зависит от реакции. Можно использовать критику:

  • в позитивном ключе, что ведет к совершенствованию;
  • отрицательном, что снижает самооценку и вызывает стресс, гнев или даже агрессию.

Какая бывает критика?

Существует множество разновидностей критики. Они отличаются по сфере употребления, способу подачи и восприятия, и целям, которые преследуют. Критика бывает:

  1. Эстетическая . О красоте и уродстве, вкусе и безвкусице, стиле и моде, смысле и качестве произведения.
  2. Логическая . Об идее, аргументе, действии или ситуации, не имеющих рационального смысла.
  3. Фактическая . Об отсутствии достаточного количества доказательств.
  4. Позитивная . О положительных, но игнорируемых аспектах. Часто люди видят только отрицательную сторону чего-либо, поэтому возникает необходимость выделить положительную. Нередко используется для самозащиты и оправдания.
  5. Негативная . О том, что неправильно и бессмысленно. Выражает неодобрение, несогласие и подчеркивает недостатки. Зачастую интерпретируется как нападение.
  6. Практическая . О полезном эффекте.
  7. Теоретическая . О смысле идей, на которых основана практика.

Видов критики много - она неотъемлемая часть практически всех сфер человеческой жизни. Но самых известных два типа– и деструктивная критика. Действительно, сколько бы вариантов критики не существовало, все их можно поделить на эти два «лагеря». Разница между конструктивной и деструктивной критикой заключается в способе подачи суждения.

Конструктивная критика

Конструктивная критика предназначена для выявления ошибок и помощи, что, где и как можно улучшить. Ее следует рассматривать как полезную обратную связь. Когда критика конструктивна, ее, как правило, легче принять, даже если она немного обижает. Важно помнить, что ее можно использовать в своих интересах. Поэтому отпуская критику в чей-то адрес, стоит задуматься над тем, какую пользу она принесет. Правила конструктивной критики:

  1. Следовать методу «сэндвича»: сначала акцент на сильные стороны, затем - недостатки, и в конце - повтор преимуществ и возможные положительные результаты после устранения минусов.
  2. Делать фокус на ситуации, а не на .
  3. Конкретизировать обратную связь.
  4. Давать рекомендации, как сделать лучше.
  5. Избегать сарказма.

Деструктивная критика

Деструктивная критика задевает гордость и негативно влияет на самооценку, лишает уверенности. Разрушительная критика иногда бывает просто бездумным действием другого человека, но также может быть преднамеренно злой, и в некоторых случаях привести к гневу и агрессии. Виды деструктивной критики:

  1. Необъективность . Критикующий не допускает, что может ошибаться.
  2. Туманность . Оценка дается без конкретики.
  3. Неуместность . Доводы не имеют отношения к делу.
  4. Неуважение . Высказывание суждений в грубой манере.
  5. Голословность . Без примеров и обоснований.
  6. Огульность . Неприятие альтернативных точек зрения.

Как критиковать правильно?

Существуют два типа критического поведения:

  1. Человек объективно взвешивает плюсы и минусы, после – делает заключение.
  2. Критикующий выдает суждения на основе эмоций.

Последний часто сопряжен с жестокостью. Критика в этом случае проистекает из внутреннего чувства неудовлетворенности и непрерывного усилия противостоять ему. Человек, склонный "эмоционально" критиковать, пытается повысить чувство собственного достоинства, отрицая ценность другого человека. Такая критика основана на самонадеянности и является «убийцей» отношений.

Золотое правило, которого психологи рекомендуют придерживаться - «Уважайте человека. Сосредоточьте критику на поведении, которое нужно изменить – на том, что люди делают и говорят на самом деле» . В любом случае, какая бы критика не настигла, нужно помнить, что она может быть крайне полезной, если помнить:

  1. Критика – это форма общения. Принимая критику, получаешь отзыв, а вместе с ним возможность исправиться в лучшую сторону.
  2. Обратная связь помогает стать лучше. Если всегда думать, что ты прав, не получая отзывов ни от кого, как узнать, что это действительно так?
  3. Правильная критика дает преимущество. Особенно это касается профессиональной сферы, если клиент может рассказать, какой идеальный продукт или услуга ему нужны.
  4. Отвечать на критику нужно правильно – язык очень важен. Лучше не вступать в спор.
  5. Не нужно принимать критику, даже кажущуюся крайне несправедливой, близко к сердцу.

© 2024 nowonline.ru
Про докторов, больницы, клиники, роддома