Нет на свете такого человека, которому никогда бы не приходилось выслушивать критику в свой адрес. Реакция на это неприятное жизненное явление у всех разная и зависит от многих обстоятельств: самооценки, установки по отношению к миру, стрессоустойчивости, уровня профессионализма, воспитания, погоды и настроения в этот конкретный день и много чего еще... Мне хотелось бы подробней рассказать о видах критики и наиболее типичных способах реакции на нее.
Критика бывает трех видов:
справедливая, несправедливая и общая.
Начнем со справедливой: вам указывают на конкретные ошибки и промахи, которые действительно имели место. Обычная реакция в таких случаях - самооправдание или ответный наезд. Последствия подобных действий наверняка хорошо известны каждому, потому что наверняка вы так уже поступали раньше. Я хочу предложить альтернативный вариант: признайте факты и извинитесь. Например, ваш партнер по работе говорит:
Три дня я безрезультатно добиваюсь от вас конкретного ответа. Вы не представляете, как я возмущен!
В ответ первым делом вы должны безоговорочно признать его правоту:
- Я понимаю ваше возмущение и приношу извинения.
И только после этих слов имеет смысл говорить хоть что-то в свое оправдание, причем лучше всего - правду. Например:
- Вопрос оказался сложнее, чем я предполагал, и потребовал больше трех дней.
Обычно человек после такого ответа перестает злиться и готов к дальнейшему конструктивному диалогу.
Следующий тип критики - несправедливая. Она встречается чаще, и выслушивать ее гораздо обидней. Но зато она дает гораздо больший простор для творчества отвечающего, который, к сожалению, редко пользуется возникающими возможностями. Типичные реакции - агрессия, игнорирование, самоуничижение, физическое молчание - в этой ситуации не являются эффективными. Все в этом убеждались сотни раз, но, к сожалению, почему-то в момент ответа ничего другого в голову обычно не приходит. В качестве альтернативы можно предложить:
1. Подведение итога с последующим переводом темы в конструктивную плоскость.
- Вы считаете, что из-за нее страдают все сотрудники. Что бы вы могли предложить, чтобы это исправить?
2. Признание права на существование другой точки зрения (что не означает согласия с ней).
Вам абсолютно наплевать, что из-за плохой работы Марь Иванны страдает весь наш отдел!
- Я вижу, что вас это очень волнует, и давайте разберемся. Да, меня это действительно не беспокоит, но можем узнать мнение других сотрудников.
3. Перевод критических замечаний в позитивную плоскость.
Ничего лучшего я от вас и не ожидал!
- Уточните, пожалуйста, ваши ожидания.
И наконец, последний вид критики - общая . Типичная реакция - обида. Я предлагаю уточнить, чего именно хочет нападающий.
Ты всегда несправедливо относишься ко мне!
- Какие конкретно случаи ты имеешь в виду?
Надо помнить, что важна именно первая реакция , и что именно она определяет, куда пойдет беседа дальше - на возрастание конфликта или на его снижение. Также очень многое зависит от тона: если произносить даже правильный текст злобно или с издевкой, толку от этого не будет.
Для снижения конфликта полезно держать в голове, что человек не хочет вас обидеть на самом деле, а просто что-то недопонял, и это легко уладить. Даже если на самом деле это не так, и собеседник хочет именно конфликта, лучше об этом не думать, потому что вам пользы это не принесет.
Для того чтобы уметь в полевых условиях воспользоваться вышеприведенными советами, я рекомендую проделать небольшое упражнение . Вдвоем с каким-нибудь приятным вам человеком потренируйтесь в быстром поиске правильных ответов. Для этого по очереди говорите друг другу гадости, причем желательно делать это разнообразно, чтобы были задействованы все три вида критических замечаний, а ваш партнер должен определить, какой вид был использован и что можно на это сказать.
Еще небольшая подсказка: обычно больше всего проблем возникает именно с тем типом наездов, который больше всего любили использовать наши родители в детстве. Именно в этот момент возникают самые сильные эмоции, и найти правильный ответ оказывается непросто. Так что советую этот тип критики отработать наиболее тщательно, во избежание привычных проколов.
Вообще же говоря, делать это упражнение - легко и приятно. Попутно можно сказать своему визави все, что накипело, узнать много нового про себя, и при этом не поругаться. Желаю творческих успехов.
Критика - форма контроля и оценки действий, которые не соответствуют требованиям, предъявляемым коллективом к каждой личности.
Выделяют два вида критики: деловую и морализующую.
Деловая критика - направлена на выявление ошибок в работе. Она вскрывает их причины и указывает на конкретные пути выхода из создавшегося щепетильного положения.
Морализующая критика - это обвинительная речь, направленная против провинившегося.
Аргументы для критики должны быть всегда обоснованными фактами. Необоснованная критика обычно легко парализуется обоснованной контркритикой.
Правильно воспринять критику обычно мешает задетое чувство собственного достоинства, т.е. наше "я".
По форме критика может быть щадящей или наказывающей.
Щадящую критику применяют тогда, когда ошибки не носят систематического характера и не вызваны халатностью или недобросовестностью работника.
Если нарушение, опоздание или брак допускаются регулярно, то применяют наказывающую критику. При такой критике уровень самоуважения и уважения личности падает. Критикуя, необходимо не только наказывать и указывать на отрицательные факты, но и тщательно анализировать причины их возникновения.
Следует напомнить, что преследование за критику запрещается законом.
Классификация критики
Глубокий и всесторонний анализ конфликтной ситуации содержит в себе элементы критики, которую оригинально классифицировал Ю.Краковский .
По его мнению, критика может быть:
1) подбадривающая ("Ничего. В следующий раз сделаете лучше. А сейчас не получилось".);
2) критика-упрек ("Ну что же вы, я так на вас рассчитывал!");
3) критика-надежда ("Надеюсь, что в следующий раз вы это задание сделаете лучше".);
4) критика-аналогия ("Раньше я допускал точно такую же ошибку".);
5) критика-похвала ("Работа сделана хорошо, но только не учтен данный конкретный случай".);
6) безразличная похвала ("В нашем коллективе есть люди, которые не справились со своими служебными обязанностями, не будем называть их фамилии".);
7) критика-озабоченность ("Я очень озабочен сложившимся положением дел, особенно у таких товарищей, как...".);
8) критика-сопереживание ("Я хорошо вас понимаю, вхожу в ваше положение, но...".);
9) критика-сожаление ("Я очень сожалею, но должен отметить, что работа выполнена некачественно...".);
10) критика-ирония ("Работа, что надо. Только как мы будем теперь в глаза друг другу смотреть?..");
11) критика-удивление ("Как? Неужели вы не смогли сделать эту работу?");
12) критика-намек ("Я знал одного человека, который поступил точно так же, как вы. Однако ему потом было очень плохо".);
13) критика-смягчение ("Наверное, в том, что произошло, виноваты не только вы...".);
14) критика-укоризна ("Что же вы сделали так неаккуратно?");
15) критика-замечание ("Вы сделали не так, в следующий раз обязательно посоветуйтесь".);
16) критика-предупреждение ("Если вы еще раз повторите эту ошибку, она может стать стереотипом служебного поведения".);
17) критика-требование ("Работу придется переделать".);
18) критика-вызов ("Если вы допустили столько ошибок, сами и решайте, как выходить из положения".);
19) конструктивная ("Работа выполнена неверно. Что собираетесь сейчас предпринять?");
20) критика-опасение ("Я очень опасаюсь, что в следующий раз работа будет выполнена на том же уровне".).
Критические замечания должны высказываться в этичной форме, чтобы они были приняты адресатом, остались в его памяти, положительно влияя на его личную и служебную профессиональную деятельность.
Самокритика - критика недостатков собственной работы, вскрытие своих ошибок. Внутренний регулятор самокритики - чувство ответственности.
Стиль критики следует менять в зависимости от темы разговора и уровня самокритики партнера. Выбирая меры воздействия, всегда старайтесь понять, почему личность совершила проступок. Самокритика часто реализуется в самоиронии. Известна народная мудрость: "Самоирония спасает от стрессов, ирония - от дураков".
Критика – это логическая операция, направленная на разрушение ранее состоявшееся процесса аргументации.
По форме:
Явная – указание на явные недостатки, направленная на разрушение аргументации.
Неявная – скептическая оценка позиции пропонента без конкретного анализа недостатков.
По направленности аргументационного процесса:
деструктивная – критика, направленная на опровержение тезиса, аргументов и демонстрации.
(Приёмы)
Критика тезиса-установление ложности тезиса
1.тезис пропонента(Т)-2.следствие из тезиса(С1,С2)-3.опровержение следствий фактами(С1,С2)-4.строится умозаключение(от отрицания следствия к отрицанию основания(ТС1,С2,С1С2)-5.тезсс опровергнут(Т)
Критика аргумента – ложность аргумента
Критика демонстрации – отсутствие логической связи между тезисом и аргументами.
Конструктивная – обоснование оппонентом собственного тезиса с целью альтернативного утверждения пропонента.
1. Т(тезис пропонента)-2.А(тезис оппонента)-3.оппонент доказывает А.-4. Разделительно-категорическое умозаключение
Смешанная – конструктивная + деструктивная.
Пропонент – выдвигающий тезис
Оппонент – не согласный с позицией
Тезис является центральным пунктом рассуждения, раскрытию и обоснованию которого подчинен весь процесс аргументации.
Логичное рассуждение предполагает соблюдение двух правил в отношении тезиса: определенность тезиса и неизменность тезиса.
(1) Определенность тезиса
Правило определенности означает, что тезис должен быть сформулирован ясно и четко.
Четкое определение тезиса наряду с выявлением смысла употребляемых терминов включает также анализ суждения, в форме которого выставляется тезис. Если он представлен как простое суждение, то надо точно выявить субъект и предикат суждения, что не
всегда является очевидным. Требуется также уяснить качество суждения: содержится в нем утверждение или нечто отрицается.
Важное значение имеет количественная характеристика суж-f, дения: формулируется оно как общее суждение (А или Е) или как] частное (I или О). При этом надо выяснить, является оно неопреде-1 ленным («некоторые, а может быть, и все») или определенным («только некоторые») частным суждением.
(2) Неизменность тезиса
Правило неизменности тезиса запрещает видоизменять или отступать от первоначально сформулированного положения в процессе данного рассуждения.
Требование логической точности, определенности и неизменности тезиса достаточно просты и, как правило, выполняются при наличии элементарных навыков логической культуры. Однако в практике встречаются отступления от этих правил.
Первое из них - потеря тезиса.
Подмена тезиса. Общее название ошибки по отношению к тезису - подмена тезиса, которая бывает полной или частичной.
(1) Полная подмена тезиса проявляется в том, что, выдвинув определенное положение, пропонент в итоге фактически обосновывает нечто другое, близкое или сходное с тезисом положение и тем самым подменяет основную идею другой.
(2) Частичная подмена тезиса выражается в том, что в ход, выступления пропонент пытается видоизменить собственный тезис сужая или смягчая свое первоначально слишком общее, npeyaeJ ченное либо излишне резкое утверждение.
2. Правила и ошибки по отношению к аргументам
Логическая состоятельность и доказательное значение рассужде- , ния во многом зависят от качества исходного фактического и теоре-"| тического материала - убеждающей силы аргументов.
Решение стратегической задачи аргументации определяется выполнением следующих требований, или правил в отношении доводов:
(1) Требование достоверности, т.е. истинности и доказанности аргументов определяется тем, что они выступают логическими основаниями, опираясь на которые выводят тезис. Сколь бы вероятными ни были доводы, из них может следовать лишь правдоподобный, но не достоверный тезис. Сложение вероятностей в посылках приводит лишь к увеличению степени вероятности заключения, но не гарантирует получения достоверного результата.
(2) Автономное обоснование аргументов означает: поскольку доводы должны быть истинными, то, прежде чем обосновывать тезис, следует проверить сами аргументы.
(3) Требование непротиворечивости аргументов вытекает из логической идеи, согласно которой из противоречия формально следует все что угодно - и тезис пропонента, и антитезис оппонента.
(4) Требование достаточности аргументов связано с логической мерой - в своей совокупности доводы должны быть такими, чтобы из них по правилам логики в необходимости следовал доказываемый тезис.
При поспешном, не всегда продуманном анализе фактического материала встречается использование и такого аргумента, который не только не подтверждает, а наоборот, противоречит тезису выступающего. В этом случае говорят, что пропонент использовал «самоубийственный довод».
3. Правила и ошибки демонстрации
Логическая связь аргументов с тезисом протекает в форме таких умозаключений, как дедукция, индукция и аналогия.
1) Дедуктивный способ аргументации предполагает соблюдение ряда методологических и логических требований. К важнейшим из них относятся следующие.
1 (1) Точное определение или описание в большей посылке, выполняющей роль довода, исходного теоретического или эмпирического1 положения. Это дает возможность убедительно продемонстриро-1 вать научные позиции или практические соображения, которыми I руководствуются при оценке конкретного события. |
(2) Точное и достоверное описание конкретного события, которое дано в меньшей посылке.
Это требование диктуется методологическим принципом конкретности истины. В противном случае дедуктивное рассуждение будет двусмысленным и далеким от истины.
(3) Дедуктивная аргументация приводит к достоверному обоснованию тезиса при соблюдении структурных правил этой формы вывода, относящихся к терминам, количеству, качеству и логическим связям между посылками умозаключения. Это прежде всего правила категорических, условных, разделительных и смешанных форм силлогизмов, которые изложены в главе о дедуктивных умозаключениях.
2) Индуктивный способ аргументации применяется, как правило, в тех случаях, когда в качестве доводов используются фактические данные.
3) Аргументация в форме аналогии применяется в случае уподобления единичных событий и явлений. При обращении к аналогии надо соблюдать следующие правила этого вида умозаключения.
Во-первых, аналогия состоятельна лишь тогда, когда два явления сходны между собой не в любых, а лишь в существенных признаках.
Во-вторых, при уподоблении двух явлений или событий следует учитывать различия между ними.
Ошибки в демонстрации связаны с отсутствием логической связи между аргументами и тезисом.
Ошибка мнимого следования имеет место и в тех случаях, когда для обоснования тезиса приводят логически не связанные с обсуждаемым тезисом аргументы. Среди множества такого рода уловок назовем следующие.
Аргумент к силе- вместо логического обоснования тезиса прибегают к внелогическому принуждению - физическому, экономическому, административному, морально-политическому и другим видам воздействия.
Аргумент к невежеству - использование неосведомленности или непосвященности оппонента или слушателей и навязывание им мнений, которые не находят объективного подтверждения либо противоречат науке.
Аргумент к выгоде - вместо логического обоснования тезиса агитируют за его принятие потому, что так выгодно в морально-политическом или экономическом отношении.
Аргумент к здравому смыслу используется часто как апелляция к обыденному сознанию вместо реального обоснования. Хотя известно, что понятие здравого смысла весьма относительное, нередко оно оказывается обманчивым, если речь идет не о вещах домашнего обихода.
Аргумент к состраданию проявляется в тех случаях, когда вместо реальной оценки конкретного поступка взывают к жалости, человеколюбию, состраданию. К этому аргументу прибегают обычно в тех случаях, когда речь идет о возможном осуждении или наказании лица за совершенные проступки.
Аргумент к верности - вместо обоснования тезиса как истинного склоняют к его принятию в силу верности, привязанности, почтения и т.п.
Соблюдение логических правил по отношению к тезису, демонстрации и аргументам обеспечивает выполнение стратегической задачи рационального рассуждения, которая выступает ведущим фактором убедительности процесса аргументации в научной и практической областях знаний.
Критика – это то, чего легко можно избежать, ничего не говоря, ничего не делая и будучи никем. Так категорично выразился Аристотель еще в свои античные времена. То есть критика, она как политика - если ты сам не критикуешь, то кто-нибудь будет критиковать тебя. Каждый день люди сталкивается с выражением чувств и оценкой результата не только своих действий.
Часто можно услышать – «я не выношу критики в свой адрес» или «этот критик с одобрением отозвался о фильме». И еще много других фраз, в которых фигурирует слово критика, пришедшее из древнегреческого языка. Kritikos у греков означало «искусство разбирать». Критика – это:
Критик это не только человек, который судит и оценивает, это еще и специальность. Профессиональный критик анализирует художественные произведения:
Для него критиковать это взвешивать все аспекты – рассматривать способы передачи материала, оценивать степень того, насколько автору удалось достичь своей цели, оправданы ли выбранные средства. Хороший критик владеет предметом, который он разбирает. Известным культурным критиком был философ Фридрих Ницше. Он писал критические эссе о религии, морали, современном искусстве и науке.
Критика в психологии – предмет большого интереса. Психология исследует когнитивные и эмоциональные эффекты критики. Психологам интересны:
Для психологов критика – это форма защиты эго. Они обнаружили, что людей, склонных постоянно оценивать других, часто критиковали в детстве, когда это больнее всего. Дети в возрасте до семи лет во фразе «ты хороший мальчик, но это плохое поведение» видят только вторую часть. Любая критика, даже очень мягкая, означает для ребенка, что он плохой и недостойный.
Критика – это хорошо, если иметь к ней позитивное отношение. Это важный жизненный навык. Каждый человек подвергается критике, порой – профессиональной. Иногда ее трудно принять, но все зависит от реакции. Можно использовать критику:
Существует множество разновидностей критики. Они отличаются по сфере употребления, способу подачи и восприятия, и целям, которые преследуют. Критика бывает:
Видов критики много - она неотъемлемая часть практически всех сфер человеческой жизни. Но самых известных два типа– и деструктивная критика. Действительно, сколько бы вариантов критики не существовало, все их можно поделить на эти два «лагеря». Разница между конструктивной и деструктивной критикой заключается в способе подачи суждения.
Конструктивная критика предназначена для выявления ошибок и помощи, что, где и как можно улучшить. Ее следует рассматривать как полезную обратную связь. Когда критика конструктивна, ее, как правило, легче принять, даже если она немного обижает. Важно помнить, что ее можно использовать в своих интересах. Поэтому отпуская критику в чей-то адрес, стоит задуматься над тем, какую пользу она принесет. Правила конструктивной критики:
Деструктивная критика задевает гордость и негативно влияет на самооценку, лишает уверенности. Разрушительная критика иногда бывает просто бездумным действием другого человека, но также может быть преднамеренно злой, и в некоторых случаях привести к гневу и агрессии. Виды деструктивной критики:
Существуют два типа критического поведения:
Последний часто сопряжен с жестокостью. Критика в этом случае проистекает из внутреннего чувства неудовлетворенности и непрерывного усилия противостоять ему. Человек, склонный "эмоционально" критиковать, пытается повысить чувство собственного достоинства, отрицая ценность другого человека. Такая критика основана на самонадеянности и является «убийцей» отношений.
Золотое правило, которого психологи рекомендуют придерживаться - «Уважайте человека. Сосредоточьте критику на поведении, которое нужно изменить – на том, что люди делают и говорят на самом деле» . В любом случае, какая бы критика не настигла, нужно помнить, что она может быть крайне полезной, если помнить: