«Московский герб: герой пронзает гада

Московское княжество

Основание Москвы

Москва была основана на высоком Боровицком холме, в месте слияния рек Москвы и Неглинной, выше реки Яузы (Аузы). Согласно археологическим данным, первые поселения на этой территории датируются вторым тысячелетием до Нашей эры. Место было очень благоприятным для жизни, и издревле здесь селились племена рыболовов и охотников, а позже на эти земли пришли славянские племена.

Боровицкий холм

Боровицкий холм и его близлежащие окрестности вполне можно назвать местом встречи мирных по сути своей людей, которые стали забредать в эти глухие места еще в V—VI веках нашей эры., когда по Евразии кружились в непрерывном движении племена, невольные участники Великого переселения народов. Почти все они тянулись на берега Средиземноморья, особенно на Апеннинский полуостров, возделанный десятками поколений мирных тружеников. Заокская же земля в самом центре Восточной" Европы, хоть и богатая, да сложная для обживания, прельстила лишь племена кривичей да вятичей. Они поладил» здесь с финно-угорскими племенами и зажили мирно.

Боровицкий холм

Боровицкий холм

Следующий крупный приток населения в ближние и дальние окрестности Боровицкого холма начался во второй половине XI века, когда в древнерусском государстве вспыхнула распря князей. Воевать хотелось далеко не всем. Самые мирные люди покидали обжитые земли Киевской Руси, разбросанные в основном в Поднепровье, и устремлялись на поиски спокойной, невоенной жизни.

Они сворачивали с Днепра, уходили с захоженных дружин-никами дорог на небольшие реки, добирались с запада через Угру до Оки, часть их оседала на берегах этой быстрой реки, а самые миру преданные люди сворачивали на Москву-реку, совсем уж небурную, которую вполне можно назвать Окской заводью, и не только Окской, но и заводью бурного потока истории. Здесь жизнь протекала спокойно у спокойной реки, не круто петляющей меж покатых холмов, густо поросших, как и вся местность кругом, сосновыми борами вперемежку с широколи-ственными лесами, с березовыми рощами, прозрачными, как апрельская вода; здесь ти-шина стояла благостная, озвученная лишь нетронутой людьми природой.

Добирались бродники до Боровицкого холма, останавливались. Дальше начинались, на реке пороги, некрутые, не страшные, как на Днепре, но зачем-то Москва-река свое дно забродала острыми каменьями да тяжелую гладь воды искромсала бурунами! Будто подсказывала она пришельцам: не плывите дальше, здесь ищите счастье свое.

Всходили люди на Боровицкий холм, осматривали местность и радовались. Так Москва начиналась. С Боровицкого холма. С бродников.

Версии о том, что Москва появилась в 9 веке, во время князя Олега не имеют под собой никаких документальных оснований. Первое упоминание о Москве встречается в летописи 12 века, когда период Киевской Руси подходил к концу, и государство распадалось на удельные княжества.

О поселении, которое было предшественником Москвы известно крайне мало. Впервые оно встречается в летописях 1147 года, когда Великий князь киевский и ростово-суздальский Юрий Владимирович Долгорукий, шестой сын Владимира Мономаха, пригласил на военный совет к берегам Москвы-реки, «на Московь», своего союзника, новгород-северского князя Святослава Олеговича (отца князя Игоря).

Тверская летопись говорит, что спустя 9 лет, в 1156 году Юрий Долгорукий заложил на месте древнего поселения город и выстроил новую деревянно-земляную крепость. Эта запись вызывает сомнения у историков, так как существуют некоторые противоречия, например, в 1156 году Юрий Дологорукий княжил в Киеве, и если, как предполагают историки, он основал Москву во время своего визита в Ростово-Суздальское княжество, то удивительно, что этот факт остался незамеченным летописцами.

Часть историков относят основание города Москвы к 1153 году. Существуют также предположения, что укрепительные сооружения возводились не Юрием Долгоруким, а его сыном Андреем.

Юрий Долгорукий

памятник Ю.Долгорукому в Москве

На тот момент Москва являлась мелким приграничным военным пунктом Суздальского княжества, который обладал большим потенциалом. Именно здесь встречались границы нескольких княжеств: Северского, Новгородского, Рязанского, Суздальского и Смоленского. В этом месте пересекались крупные дороги и водные пути.

Князь Суздальский Юрий, получивший от своего отца Владимира Мономаха Залесье, не стал довольствоваться Суздалем и Ростовом, он принялся строить новые города и заселять их. Так появились Переяславль Залесский, Юрьев Польский, Дмитров. Москва-река в ту пору была окружена буйными лесами, это была крупная судоходная водная артерия, соединявшая несколько княжеств. На тот момент, когда Владимир Мономах передал эти владения сыну Юрию Долгорукому, вдоль Москвы-реки стояло несколько сел, которые принадлежали боярину Кучке. Эти поселения, несмотря на то, что в них были и храмы, и боярские хоромы, не были объединены в один город и не имели крепости. В то же время, месторасположение как нельзя лучше подходило для основания укрепленного города, пограничного пункта.

Причины, по которым Юрий Долгорукий казнил Боярина Кучку, доподлинно неизвестны, скорее всего, боярин не хотел передавать свои земли князю и оказывал сопротивление его планам. Предания рассказывают, что после казни Юрий оглядел близлежащие земли и повелел строить на них деревянный град. В результате этого были возведены укрепленные деревянные стены Кремля, которые служили для защиты жителей бывших сел Кучкова и новых поселенцев, постройки княжего двора и некоторые другие строения. Кроме того, заслуга Юрия Долгорукова в том, что он способствовал распространению христианства среди населения этой местности, которое все еще находилось под сильным влиянием язычества и волхвов.

Некоторое время город назывался Кучков, а затем за ним укрепилось название по имени Москвы-реки. Что означает слово Москва - лингвисты и на сегодняшний день не пришли к единому мнению. Предполагают, что слово Москва - финского происхождения, и означает по разным версиям: смородина, мутная, искривленная.

Сведений о том, навещал ли Юрий Долгорукий, основанный по его повелению город, нет. Умер основатель Москвы в Киеве, 15 мая 1157 года, проболев пять дней после того, как занедужал после буйного пира, который устраивал его боярин Петрил.

Рост и становление Москвы


Становление Москвы было медленным. Сменились три поколения потомков Юрия Долгорукова прежде, чем Москва вышла из тени древних городов Владимирско-Суздальской Руси, и начала приобретать черты крупного города, играющего важную роль в жизни русского государства. В первой половине 13 века Александр Ярославич Невский основывает в Москве княжескую династию, передав Москву во владение своему сыну Даниилу.

Даниил Александрович

С момента утверждения в Москве княжеского стола, и роста ее авторитета, все большее внимание стало уделяться увековечиванию памяти основателя Москвы Юрия Долгорукого. Московские князья, начиная с Даниила давали своим старшим сыновьям имя Юрий, а Иоанн III сделал Георгия Победоносца - ангела Юрия Долгорукого, гербом московского княжества.

Герб Московского княжества

После того, как в 1319 году сын князя Даниила Юрий получил великое княжение, он переехал в Новгород, а княжеский престол в Москве перешел к его брату Ивану Данииловичу Калите, который был настоящим князем-собирателем Руси.

ИВАН ДАНИЛОВИЧ КАЛИТА (ум. 1340, Москва) - моcковский князь с 1325, великий князь владимирский с 1328. Сын удельного московского князя Даниила Александровича. Внук Александра Невского. Прозвище Калита (кошель) получил за щедрость к нищим ("даяше нищим сколка вымётся") и огромные богатства, которые использовал для увеличения своей территории "куплями" в чужих княжествах. Когда в 1327 в Твери началось восстание против ханского баскака Чолхана, И. 1 предложил Орде свою помощь для расправы. После сожжения и разграбления Твери И. 1 получил в Орде ярлык на вел. княжение. Установив мирные отношения с Ордой, для к-рой собирал с населения огромную дань, он добился покоя "от насилья татарского, и была оттоле тишина велия по всей земли". Иван Калита уговорил переехать в Москву митрополита, что сделало Москву духовным центром Руси и обеспечило князю поддержку церкви. Пригласив ко двору бояр, Иван Калита создал мощную опору своей власти. В 1339 Калита ввел в действие земледельческий закон, основанный на византийском праве, и установил новый порядок наследования, сформулированный в его духовной грамоте. При Иване Калите появились первые каменные здания в Москве и прежде всего Успенский собор. Кремль был обнесен дубовым частоколом, вокруг него возникли слободы. Способствуя развитию ремесел и торговли, Иван Калита сумел распространить свое влияние на многие земли Северо-Восточной Руси. Деятельность Ивана Калиты неоднозначно оценивалась историками. Так, В.О. Ключевский не особо выделял его "в череде серых личностей на московском престоле вплоть до появления Дмитрия Донского". М.Н. Тихомиров считал, что "Калита заложил основы могущества Москвы", видел в нем незаурядного политика, дипломата. Иван Калита был погребен в Архангельском соборе Москвы, построенном при его княжении.

Набожный человек и разумный хозяин, лишенный "молодеческих замашек", и, в то же время, жестокий и расчетливый, он сумел вывести Москву на новый уровень, поставив ее вровень с влиятельными городами того времени. Москва стала городом всероссийского значения, таким, какими раньше были Владимир и Киев.

Важное значение в обретении Москвой статуса главного русского города сыграло перемещение резиденции митрополита Русской Православной Церкви из города Владимира в Москву (1326 год). После того, как в середине 15 века Константинополь (Царьград) был захвачен турками, русских митрополитов стал возводить на престол не Константинопольский патриарх, а Собор русских иерархов.

Последующие годы были для Москвы нелегкими. Войскам Дмитрия Донского пришлось защищать Москву от нападения литовского князя Ольгерда.

В 1238 году Москва была дотла разорена ханом Батыем. Ужасный Всесвятский пожар почти уничтожил Москву в 1365 году. После того, как в 1380 году на Куликовом поле русское войско одержало победу над полками татарского темника (военачальник «тьмы», 10 тыс. воинов) Мамая, появилась возможность освободить Русь от татаро-монгольского ига.

Пересвет на Куликовском поле

Однако, спустя 2 года, в 1382 году, хан Тохтамыш из Золотой Орды обманным путем смог захватить Москву, уничтожил большое количество москвичей и сжег Кремль дотла. Но, несмотря на все трудности, Москва продолжала расти и крепнуть.

Разорение Москвы Тахтамышем

Москва - столица единого государства


Иван III


В период правления великого князя Ивана III (1462-1505), Москва уже была столицей русского государства. Из-под ига Орды окончательно освободились земли Северо-Восточной Руси, Московская держава обрела независимость, и Ивана III прилагал все усилия для того, чтобы превратить Москву в «Третий Рим».

После того, как Иван III взял в жены племянницу последнего константинопольского императора, Софью Палеолог, символом московского самодержца становится византийский двуглавый орел. Его изображения появляются на княжеских печатях.

Герб Московского княжества

В процессе укрепления русского государства большое внимание уделялось в Москве строительству, в частности, Кремлевских укреплений, храмов. Именно в это время начала формироваться площадь, в наше время известная как Красная площадь. До 16 века она называлась Торгом, позже получила название Троицкой, после того, как в 1571 году здесь бушевал пожар - площадь стали называть Пожаром, и только в середине 17 века площадь обрела свое теперешнее название.

Для того, чтобы оправдать звание преемницы Византии, главного православного государства, Русская Православная Церковь стала проводить активную деятельность по укреплению религиозной веры в народе. Прославлялись и канонизировались русские князья, боровшиеся с захватчиками, подвижники и государственные деятели.

Последовательные и грамотные действия московских князей, направленные на «собирательство Руси» привели к тому, что Московское княжество овладело 70 волостями и 25 городами, которые располагались в верховьях Оки, Десны и её притоков, а также Днепра. Среди прочих городов были: Чернигов, Брянск, Путивль, Рыльск, Смоленск. Завоевание Смоленска в 1514 году стало важной вехой в укреплении западных кордонов русской державы.

15 век ознаменован превращением Москвы в крупнейший культурный центр. В начале 15 века в Москве в одном из монастырей живет и работает величайший русский иконописей Андрей Рублев, здесь пишутся от руки самые лучшие книги того периода.

Первый русский царь Иван Грозный и его последователи

Иван IV Грозный

Судьбоносным событием для русского государства стало венчание на царство первого русского царя, которым стал юный московский князь Иван IV (Грозный). Это событие произошло в 1547 году. Глава русской церкви Митрополит Макарий возложил на голову Ивана IV шапку Мономаха и официально провозгласил его русским самодержцем.

шапка Мономаха

Однако, в 1561 году от Вселенского Константинопольского патриарха Иосафа пришло письмо за подписью 37 иерархов Восточной Православной Церкви, в котором говорилось, что они благословляют на царствие Ивана IV, однако, совершенное митрополитом Макарием не может считаться законным, ибо только Римский и Константинопольские первосвященники имеют право венчать царей. Это письмо оскорбило русских. Россия на данный момент была свободным государством, прямой наследницей Византийской империи, и она должна была испрашивать разрешения у патриарха, который сам не был независим, а нуждался в признании своего сана турецким правителем.

После смерти Ивана Грозного правители Москвы делают все возможное для того, чтобы в России появился свой первосвятитель - высший церковный иерарх, который поможет сделать царскую власть общепризнанной. В результате в 1589 году из Константинополя в Москву приезжает патриарх Иеремия со свитой, и вместе со священным Собором (епископы Русской Церкви) возводит митрополита Иова на престол всероссийского патриарха. Таким образом, Русская Православная Церковь стала автокефальной - самостоятельной церковью.

Патриарх Иов

Русское царство при Иване IV Грозном

Свое прозвище суздальский князь Юрий Владимирович получил еще от древнерусских летописцев. Новгородская летопись называет князя Юрия «Долгые Рукы», «Долгоругыи» или «Долгая Рука». При этом летописцы, столь щедрые на похвалы его отцу Владимиру Мономаху, не очень жаловали князя Юрия.

Не удивительно, что в начале XIX столетия Н. Карамзин в своей знаменитой «Истории государства Российского», вслед за древними хронографами, весьма критически оценил личность князя Юрия: «…Георгий (Юрий) властолюбивый, но беспечный, прозванный Долгоруким, знаменит в нашей истории гражданским образованием восточного края древней России, в коем он провёл все цветущие лета своей жизни. Распространив там Веру Христианскую, сей князь строил церкви в Суздале, Владимире, на берегах Нерли, оживил дикие мёртвые пустыни знамениями человеческой деятельности; основал новые селения и города… Но Георгий не имел добродетелей великого отца; не прославил себя в летописях ни одним подвигом великодушия, ни одним действием добросердечия, свойственного Мономахову племени. Скромные летописцы наши редко говорят о злых качествах государей, усердно хваля добрые; но Георгий без сомнения отличался первыми, когда, будучи сыном князя столь любимого, не умел заслужить любви народной. Мы видели, что он играл святостию клятв и волновал изнурённую внутренними несогласиями Россию для выгод своего честолюбия».

Можно поспорить с тем, что Карамзин отождествил богатую и плодородную Суздальскую землю с «пустыней». Но не это главное: за 860 лет, прошедших со смерти Юрия Долгорукого, мы окончательно утратили понимание смысла его деятельности.

Седьмой сын

Юрий Владимирович родился около 1090 года. Он был седьмым сыном Великого князя Киевского Владимира Мономаха. В этом заключалась главная коллизия его последующей политической биографии: шансы седьмого сына оказаться старшим в роду были ничтожны. Один из самых младших сыновей Владимира по сути не мог рассчитывать на Киевский престол. Ему досталась Ростовская земля, окраина Руси, слишком далекая от берегов Днепра, где в X-XI вв.еках делалась «большая политика».

Ростово-Суздальская земля занимала междуречье Оки и Волги. Древнейшими жителями этого края были финно-угорские племена - весь и меря, а также славянские племена вятичей. Спрятанная в лесах Северо-Восточная Русь была вдалеке как от набегов степных кочевников, так и от контроля княжеской администрации.

Древнейшими городами Северо-Востока были Ростов и Суздаль. После смерти Ярослава Мудрого этой землей владели его сын Всеволод и внук Владимир Мономах, после которого удел, в свою очередь, перешел к его сыну Юрию Долгорукому.

В год смерти отца Юрий Владимирович перенес столицу Северо-Востока из Ростова в Суздаль и княжество с тех пор стало именоваться Ростово-Суздальской землей. Укрепляя свой удел, Юрий Долгорукий на протяжении всей жизни строил по Северо-Восточной Руси города-крепости: Кснятин, Москву, Юрьев-Польский, Переяславль-Залесский, Дмитров, Звенигород, Городец… Им же были основаны церкви и монастыри, в частности Георгиевский монастырь во Владимире-на-Клязьме, Борисоглебский монастырь на берегах Нерли, церковь Богоматери и церковь Спаса в Суздале, церковь святого Георгия во Владимире, церковь святого Георгия в Юрьеве, церковь Спаса в Переяславле-Залесском.

Политика «длинных рук»

После смерти отца в 1125 году, Киевский престол занял старший Мономахович - Мстислав. Противится новому князю мог только его дядя Ярослав Святославич Черниговский, старший в роду, но фактически не способный в делах управления и не авторитетный даже в собственном роду. Пока в Чернигове Святославичи дрались между собой, потомки Мономаха выступали сплоченной группой.

Но, будучи основателем многих городов и строителем храмов на Северо-Востоке Руси, Юрий до конца жизни стремится на юг, в недоступный Киев. Великокняжеский престол стал для него целью всей жизни. Это стремление стало выражением четкой политической программы князя. Долгорукий стал первым русским правителем, осознавшим единство русской земли в самом широком смысле. Русь XII века - еще достаточно аморфное образование, состоящее из собственно «Русской земли» (небольшого района между Киевом и Черниговом с входящими в него Переяславлем Русским и Вышгородом) и окраинных земель-княжений. Особняком стояла Новгородская земля, на огромных пространствах которой действовали совершенно иные - договорные - отношения.

Второй целью князя Юрия был Новгород. Колыбель династии, сохранившая принцип договорных отношений с княжеским родом, в XII веке успешно манипулировала разногласиями между различными ветвями разросшегося древа Рюриковичей. Долгорукий же добивался исключительных прав на княжеское администрирование в боярской республике за собственным родом.

Наконец, третья, самая труднодостижимая цель - Киев. Киевский великий князь, обладая небольшим доменом в Среднем Поднепровье, являлся главой всего «Рода Русского». Он мог влиять на политические процессы на огромной территории, от Карпат до Волги, и от Черного до Белого морей. Юрий Владимирович стремился достичь всего этого законно, не нарушая действовавшего порядка наследования. Именно поэтому возникло язвительное прозвище: «Долгая рука». Казалось бы, цель Юрия - утопия. Но история показала, что целенаправленное воплощение замыслов может привести к успеху.

Раздоры

Понимание этих мотивов заставляет иными глазами взглянуть на многие политические шаги князя и понять, казалось бы, необъяснимое.

Старший сын Мономаха Мстислав Великий скончался в 1132 году, утвердив веру в род Мономаха и усмирив Черниговских князей. Наследовал Мстиславу в порядке старшинства бездетный Ярополк Владимирович, пятый сын Мономаха (остальные к тому времени скончались). Mежду Киевским престолом и Юрием оставался только шестой сын Мономаха - Вячеслав, князь Туровский (человек слабый и бесхарактерный). Правда, заботам дяди были поручены дети Мстислава и самый старший из них Всеволод. Перевод Всеволода на переяславский престол (по сути, это был престол наследника - дофина) был сигналом для Юрия и Андрея Владимировичей о том, что Ярополк задумал сломать порядок наследования, согласно которому киевский стол занимает не старший сын правителя, а старший в роду. Князья высказали озабоченность этим обстоятельством. По словам летописца, не успел Всеволод въехать в Переяславль, как был выгнан своим дядей Юрием.

По логике, Юрий и был наследником Ярополка. Но сам он пробыл в Переяславле не более восьми дней. Ярополк посадил в Переяславль другого племянника - Изяслава. Это был сигнал к началу раздоров в семье Мономаховичей. Юрий был активен в спорах со своими племянниками, никогда при этом не выступая против старших братьев.

Удалившись в 1138 году в Суздаль, Юрий вдруг получил приглашение от новгородцев для своего сына Ростислава. Ростислав становится новгородским князем. Призвание на престол Юрьевича (внука Мономаха) для новгородцев означало мир с Мономаховичами и обеспечивало им защиту от черниговских Ольговичей. А для Юрия это было укрепление политических позиций на Северо-Востоке и Северо-Западе Руси.

Киевский князь Ярополк Владимирович умер в 1139 году. Старший Мономахович - Вячеслав вступил на Киевский престол беспрепятственно, сделав Юрия еще ближе к Киеву. Но Всеволод Ольгович Черниговский проявил необычайную расторопность, оказавшись под Киевскими стенами. Через восемь дней своего княжения Вячеслав уступил место захватчику. Всеволод Ольгович занял Киевский престол. Справедливое, по мнению Юрия, течение дел вновь было нарушено.

Юрий вновь развил бурную деятельность. Он добился некоторых успехов в объединении дома Мономаха, но был потеснен на другом «фронте»: новгородцы удалили из Новгорода Ростислава Юрьевича, чем вызвали гнев Юрия. В отместку он взял Торжок.

1 августа 1146 года скончался Великий князь Всеволод II Ольгович, который возвратился из галицкого похода против князя Владимирка. Но престол достался его брату Игорю Ольговичу, а не Изяславу Мстиславичу из рода Мономаха, которого вновь отодвинули от Киева. Киевляне симпатизировали Изяславу - внуку Мономаха и сыну Мстислава, они видели в нём князя доблестного и храброго, поэтому тот счел возможным, опираясь на киевлян, отказаться от признания старшинства Игоря Ольговича. Всеволода II Изяслав почитал как отца и старшего брата, но не желал далее дожидаться отцовского и дедовского престола. Дружина, видя народную поддержку, перешла на сторону Изяслава Мстиславича и тот вошел в Киев. Игорь Ольгович бежал, а престол вновь перешел в род Мономаха. Правда, Юрий опять остался не у дел. На престоле сидел его племянник, а старший брат Вячеслав мешал борьбе за Киев.

Начало Москвы

Юрий начал войну с племянником. Союзником в этой борьбе он выбрал Святослава Ольговича, князя Черниговского. Следует напомнить, что еще в 1107 году дочери двух половецких ханов, которые именуются в летописях Аепами, крестились. Одна из них вышла замуж за Юрия Владимировича Ростовского, другая за Святослава Ольговича Черниговского.

Весной 1147 года Юрий начал наступление на Новгородское княжество, а Святослав на Смоленск. Именно в ходе этой военной компании состоялась встреча союзников на Москве-реке, в бывшем селе бояр Кучковичей. Юрий Владимирович и Святослав Ольгович пировали, клялись друг другу в верности и строили планы по изгнанию из Киева Изяслава. Этому событию навсегда было суждено остаться в мировой истории только из-за того, что так городок Москва впервые попал на страницы летописей.

Москва как город складывалась в кругу ранее известных местных центров, таких, как Ростов, Суздаль, Ярославль, Владимир. Москву Юрий велел укрепить деревянной крепостью - Кремлём. Она стала одним из важных княжеских центров Владимиро-Суздальской Руси. Новая крепость была и местом сбора войск, и объектом взаимных споров враждующих правителей.

Едва ли суздальский князь мог предугадать столь славное будущее основанного им городка, но и в XII столетии строительство новой крепости стало важным шагом в осуществлении политической программы князя. Средоточием новгородской власти на границах с Ростово-Суздальской землей в XII веке были города Торжок на реке Тверце и Волок Ламский. Верховья Волги тогда тоже были новгородскими. Таких опорных пунктов у суздальских князей не было. Основание новых поселений послужило укреплению ростовской территории городами-крепостями. Еще в 1135 году князь Юрий Долгорукий «заложи градъ на усть Нерли на Волзе», названный Константином (Кснятином). Другими городами Юрия Долгорукого были Тверь, Шоша и Дубна, запиравшие движение по Волге и ее притокам вглубь Ростовской земли. С завершением этого строительства уже в 30−40-е годы XII века была оформлена новгородско-ростовская граница. Опираясь на эти пункты, владимиро-суздальские князья расширили контролируемую ими территорию.

Кто старший в роду?

В 1149 году Юрий начал поход на Киев, сопровождаемый Святославом Ольговичем и половцами. Киевляне не пожелали воевать, тем более что, как старший, Юрий имел на Киевский престол больше прав, чем его племянник Изяслав Мстиславич. При всех симпатиях к последнему, киевляне не хотели рисковать. Изяслав все же уговорил их, но киевляне оставались ненадежными союзниками. 23 августа состоялась битва у Переяславля: с поля бежали и киевляне, и переяславцы. На другой день Юрий вошел в Переяславль, а через три дня выступил на Киев. Киевляне просили Изяслава с дядей помирится, не губить в битвах, обещали принять Мстиславичей позднее.

Изяслав покинул Киевский стол, но обратился за помощью к Венгерскому королю Гейзе II, польскому королю Болеславу, а также вспомнил, что на Киевском столе должен сидеть старший брат Юрия, старейший Мономахович - Вячеслав. Дядю Вячеслава он поставил перед выбором: сесть на великокняжеский престол или обещал предать огню его владения. Вячеслав предпочел перебежать на сторону родного брата Юрия. На помощь Вячеславу двинулись полки сыновей Юрия, на выручку спешил Галицкий князь Владимирко. Поляки и венгры решили, что сил у них маловато и удалились восвояси. Битва Изяслава и Юрия не состоялась. Племянник с дядей примирились, за Изяславом Мстиславичем остался Владимир Волынский и Луцк. Юрий Владимирович остался князем в Киеве, а Вячеслав Владимирович получил в управление Вышгород.

Вскоре Изяслав все же заставил Юрия покинуть Киев. Не успел он это сделать, как на Киевский престол сел старший брат Вячеслав Владимирович. Изяслав потребовал от дяди освободить престол и возвратиться в Вышгород, убивать дядю он не хотел и всё в конце концов решилось мирно. Более того, Вячеслав назвал Изяслава сыном, а тот его отцом. Так Изяслав Мстиславич второй раз стал Великим князем.

Тем временем к Юрию подошли союзники из Чернигова (Ольговичи и Давыдовичи), а главной ударной силой стали войска Владимирка Галицкого. Силы были явно не равны, битва не состоялась. Владимир Галицкий на другой день ввел Юрия в Киев. Так Юрий второй раз сел на престол отца своего Мономаха.

Но теперь вступил в дело уже зять Изяслава, венгерский король. Изяслав с венграми оказался под стенами Киева. Юрий не нашел ничего лучше, как бежать, оставив город. Такое поведение Юрия вызвало негодование у киевлян. Любимого же князя Изяслава они в третий раз приняли с радостью.

«Золотой стол»

С 1151 по 1154 годы Юрий Владимирович неоднократно пытался отбить Киевский престол у старшего брата и племянника, но удача так и не улыбнулась ему. Все, чего он смог добиться - это Переяславль, откуда продолжал угрожать Киеву.

В 1154 году Изяслав, любимец киевлян, скончался. Теперь старейший в роду Вячеслав призвал к себе другого племянника Ростислава и назвал его сыном. Ростислав же видел перед собой две задачи: усмирить Черниговского князя Изяслава Давыдовича, предупредить нападение дяди Юрия Владимировича и либо прогнать последнего, либо заключить мир. Но как только Ростислав выступил на Чернигов, из Киева пришла скорбная весть: скончался князь Вячеслав, шестой сын Владимира Мономаха. Это означало, что теперь именно Юрий имел полные права на Киевский престол.

…Черниговский поход Ростислава окончился неудачей. Он вынужден был отправиться в Смоленск, оставив киевлян перед половецкой угрозой, фактически уступив стольный град Киев князю Черниговскому Изяславу Давыдовичу. Эта весть и дошла до Юрия: путь на Киев свободен.

…Требование освободить Киевский престол Юрий предъявил Изяславу. Тот не смел противиться воле старшего и уступил Киев Юрию, а тот в свою очередь «…не помяна злобы… давъ ему миръ, а сам иде к Кыеву…».

Третий раз Юрий Владимирович въехал в Киев 20 марта 1155 года. Это его княжение в Киеве продлилось недолго и было неспокойным. Особенно трудно было усмирить разгулявшихся половцев, которых за свою жизнь Юрий несколько раз самолично приводил на русские земли.

…С именем Юрия Долгорукого связано появление на Руси её главной святыни - иконы Владимирской Богоматери. Именно в тот момент, когда князь правил в Киеве, образ прибыл на Русь из Константинополя, а затем непокорный сын князя Юрия Андрей Боголюбский вопреки воле отца, уехав в Суздальскую землю, вывез с собой и чудотворную икону, ставшую заступницей Русской земли и покровительницей основанной Долгоруким Москвы.

Последний пир

Причины скромной оценки деятельности князя южнорусскими летописцами проясняют обстоятельства смерти князя. В 1157 году Юрий пошел на сына своего врага, Мстислава Изяславича, осадил его во Владимире Волынском, стоял десять дней, но ушел, так ничего и не добившись. Возвратившись в Киев, Юрий 10 мая 1157 года пировал с дружиной, в ночь занемог, а через пять дней умер. В день похорон случилось много зла, говорит летописец: киевляне разграбили двор Юрьев и другой его двор за Днепром, который он сам звал «раем», а также двор его сына Василька в городе, перебили суздальцев по городам и селам, а имущество их разграбили. Даже тело Юрия киевляне не разрешили похоронить рядом с телом его отца Мономаха в Киево-Печерской лавре, и он был погребен в обители Спаса в Берестове.

Гораздо приветливее относились к Юрию на севере. Обустройству Ростовской земли он посвятил лучшие годы своей жизни. Согласно известию В. Татищева князь Юрий Долгорукий, вытесненный из Южной Руси, в своей отчине, Ростово-Суздальской земле стал ставить города «теми же имяны, иж в Руси суть, хотя тем утолити печаль свою, иже лишися Руския власти».

Но за сухими строчками летописи проявляется и другой образ. Князь Юрий, первый правитель богатого края и основатель Москвы, явно обнаружил стремление к единодержавию на Руси, пытаясь распространить свою власть на главные города севера и юга страны - на Новгород и даже на Киев.

Осознание подлинного значения исторических личностей иногда приходит лишь спустя столетия после их смерти. Юрий Долгорукий из их числа.

Четверг, декабря 6, 2012

Все мы привыкли к Московскому гербу, к изображению Георгия Победоносца на коне, поражающего змея. Однако, мы не задумываемся о его истории, о том, откуда и когда он попал в Россию. Стоит сказать, что святой Георгий – общехристианский святой, почитаемый и во многих других странах, например он покровитель Англии. И иностранцы порой очень удивляются, откуда он тут – в Москве, на гербе города и даже страны.

Так кем же был Георгиий Победоносец, где произошла история со змием, как он попал ни герб Москвы и почему ему очень удивляются иностранцы —>

Официально герб города Москвы существует с 20 декабря 1781 года. В этот день он был «высочайше утвержден» вместе с гербами других городов Московской губернии. В Полном собрании законов Российской империи наш столичный герб описан так: «Святый Георгий на коне против того ж, как в средине государственного герба, в красном поле, поражающий копием чернаго змия». Отмечалось также, что герб «старый». Это означало, что эмблема была известна ранее. Действительно, всадник, поражающий копьем дракона, использовался в течение нескольких столетий как составная часть державного российского герба. То есть как такового герба в древности не существовало, но зато были печати и монеты, с подобными изображениями.

Обычай помещать на печатях и монетах портрет князя, а также изображение святого, которого князь считал своим покровителем, пришел на Русь из Византии в конце Х столетия. В начале XI века на монетах и печатях князя Ярослава Мудрого, принявшего имя Юрий (Георгий), появляется изображение святого Георгия. Основатель Москвы Юрий Долгорукий продолжил эту традицию. На его печати тоже святой, стоящий во весь рост и вынимающий меч из ножен. Изображение святого Георгия было на печатях и брата Юрия Долгорукого Мстислава, воин-змееборец присутствовал на многочисленных печатях Александра Невского, встречается он на монетах Ивана II Красного и сына Дмитрия Донского Василия. А на монетах Василия II Темного эмблема святого Георгия приобретает вид, близкий к тому, что позднее утвердился на московском гербе. Покровителем Москвы святой Георгий считается со времён Дмитрия Донского.


Печать Ивана III

Первое письменное сообщений о всаднике, поражающем дракона, приносит Ермолинская летопись. В ней говорится, что в 1464 году скульптурный образ святого Георгия был помещен над въездными воротами Фроловской башни - главной башни Кремля. Ставил сей образ Василий Ермолин. Ряд историков XIX века принимали это изваяние знаменитого русского зодчего за московский герб, ведь Фроловские ворота считались главными, даже князья снимали шапку, проходя через них. Очень заманчиво было бы считать эту скульптуру гербом Москвы, но здесь, скорее всего, это скульптурное изображение имело охранительные функции, так как через два года тот же Ермолин поставил над воротами башни с внутренней стороны образ святого Дмитрия.

Окончательное утверждение всадника-змееборца как герба Московского княжества произошло при Иване III (княжил с 1462 по 1505 гг.) и совпало по времени с завершением объединения основной части русских земель вокруг Москвы. Сохранилась печать 1497 года, на которой всадник, поражающий копьем змея-дракона, окружен надписью: «Печать великого князя Ивана Васильевича», а на обороте печати, не имеющей рисунка, надпись повторена, но к ней добавлено - «всея Руси». С этого момента можно считать, что герб Московского княжества на какое-то время становится и гербом всея Руси.

Интересно, что до XVIII века «московский ездец» не воспринимался никем из современников как святой Георгий.
Простые жители, объясняя это символическое изображение, говорили, что это «царь на коне победил змия», или «великий государь наш на аргамаке», или «сам царь с копьем», а то и «человек на коне с копьем колет змея». «Святым Егорием» называет всадника царь Петр I только в XVIII веке.


Герб Москвы, 1730.

Окончательное имя всадника как Георгий Победоносец утвердилось в связи с развитием в России геральдики и созданием городских гербов. Городская символика в петровское время появилась вместе с созданием системы формирования и размещения полков русской армии. Полки распределялись по городам и получали название по имени города, реже - губернии. Вместе с названием полк получал на свое знамя и эмблему города. Московские полки с 1712 года помещали на своих знаменах двуглавого орла под тремя коронами, а на груди орла, в щитке, располагался всадник, колющий копьем дракона.


Герб Москвы, 1781.

В 1729 - 1730 годах на знаменах московских полков остался только всадник в короне, колющий копьем змея. С утверждением статуса городского знака святой Георгий, будучи частью государственного герба, именовался гербом Москвы - исторического центра Российской империи. Московский герб сделан был по «образу и подобию» фигуры, размещенной на груди орла в государственном гербе.


Герб Москвы, XVIII век.

В указе 1781 года об утверждении гербов Московской губернии описание московского герба почти полностью повторяет герб 1730 года: «Москва. Святой Георгий на коне против того же как в середине Государственного герба, в красном поле, поражающий копьем черного змия». Герб Москвы просуществовал в таком виде вплоть до середины XIX века, когда в результате реформы в русской геральдике, проведенной по указанию императора Николая I, он был значительно изменен. Подобный же вид имеет «герб столичного города Москвы», который высочайше утвержден несколько позднее - 16 марта 1883 года, он и просуществовал до 1917 года. А в 1993 году был введен новый московский символ, созданный по мотивам герба Москвы, утвержденного в 1781 году.


Герб Мосвквы, 1856.


Герб Москвы, 1883.


Современный герб Москвы, c 1993 года. За основу взят герб не XIX века, а XVIII.

Георгий победоносец и змей
Убийство змея (дракона) является одним из самых известных посмертных чудес святого Георгия. По легенде, змей опустошал землю одного языческого царя в Бейруте. Как гласит предание, когда выпал жребий отдать на растерзание чудовищу царскую дочь, явился Георгий на коне и пронзил змея копьем, избавив царевну от смерти. Явление святого способствовало обращению местных жителей в христианство. Это сказание часто толковалось иносказательно: царевна - церковь, змей - язычество. Также это рассматривается как победа над дьяволом - «древним змием».
Существует вариант описания данного чуда, относящегося к жизни Георгия. В нём святой покоряет змея молитвой и предназначенная в жертву девушка ведёт его в город, где жители, видя это чудо, принимают христианство, а Георгий убивает змея мечом.


Святой Георгий на иконе второй половины XVI века, из Новгорода.

Почитание святого Георгия в других странах
Этот святой стал необычайно популярен ещё со времен раннего христианства. Он претерпел муки в Никомидии, а вскоре его стали почитать в Финикии, Палестине, затем и на всем востоке. В Риме в VII веке было уже две церкви в честь него, а в Галлии его почитают с V века.


Святой Георгий на Грузинской иконе.

Георгий считается покровителем воинов, земледельцев и пастухов, а в ряде мест - путешественников. В Сербии, Болгарии и Македонии верующие обращаются к нему с молитвами о ниспослании дождя. В Грузии к Георгию обращаются с просьбами о защите от зла, о даровании удачи на охоте, об урожае и приплоде скота, об исцелении от недугов, о чадородии. В Западной Европе считается, что молитвы святому Георгию (Джорджу, Хорхе) помогают избавиться от ядовитых змей и заразных болезней. Святой Георгий известен исламским народам Африки и Ближнего Востока под именами Джирджис и аль-Хадр. Георгий является также покровителем Португалии, Генуи, Венеции (вместе с ап. Марком) и Барселоны. Ну, и конечно же, Англии. Ещё в X веке в Англии строили церкви, посвящённые св. Георгию, а в XIV веке он был официально признан небесным покровителем Англии.


Святой Георгий на русской иконе XVI века, из города Устюжна.

Изображения святого Георгия
Самой популярной темой для изображений конечно же является «чудо о змие». Рисовали его во все времена и во многих странах, но особенно много – в эпоху ренессанса, в Италии. В качестве примеров несколько икон и картин про Георгия Победоносца, убивающего змея.


1471 год, Джованни Беллини (Италия).


1456 год, Паоло Уччелло (Италия)


1505-06 годы, Рафаэль Санти (Италия)


1606-07 годы, Рубенс (Голландия)


1890 год, Гюстав Моро (Франция)


1912, Август Маке (Германия)

В цвете всего этого становится понятным, почему иностранцы так странно реагируют на изображения святого Георгия в Москве.

Откуда появился герб Москвы - ? Петр I объяснял это так: «Сие имеет начало свое оттуда, когда Владимир, монарх российский, свою империю разделил 12 сынам своим, из которых Владимирские князья возымели себе сей герб Святого Егория».

Казалось бы, все правдоподобно. Святой Георгий или, как звали его в народе, Егорий Храбрый, был один из самых почитаемых на Руси святых, олицетворением воина-защитника. Все знали историю о том, как в стародавние времена он избавил жителей одного города от «великого змия». Сын Владимира Мономаха - князь владимиро-суздальский Юрий Долгорукий выбрал себе гербом изображение Георгия Победоносца, тем более что князь и святой носили одно имя (Георгий, Гюргий, Юрий значили в старину одно и то же). Ну, а затем Святой Георгий перешел на герб наследницы Владимира - Москвы, основанной все тем же Юрием Долгоруким.

Однако все это - только красивая легенда. В древности в русских княжествах просто не было гербов, они - черта исключительно западного средневековья. Ни Киевская Русь, ни Византия не знали геральдики в ее классическом понимании. Само слово «герб» имеет в своей основе немецкий корень, означающий «наследство». Это символ, который передавался из поколения в поколение без изменений.

Русские князья, как и европейские короли и бароны, тоже пользовались символическими изображениями, например, на печатях. Но в отличие от Запада эти эмблемы не передавались по наследству, каждый следующий князь выбирал себе новый символ. Обычно на печати изображался сам князь или покровительствующий ему святой. Долгое время русские следовали византийской традиции, согласно которой правитель в короне или святой с нимбом вокруг головы изображались сидящими на престоле или стоя. На Западе же более привычным было изображение верхом на коне.

Печать Юрия Долгорукого

На Руси всадник на печати впервые появился у Мстислава Удалого, которого в начале XIII в. пригласил на княжение Великий Новгород, тесно связанный торговлей с Западной Европой. Сходную печать имел во время княжения в Новгороде и Александр Невский, родоначальник московских князей. На одной стороне печати изображен князь «сам на коне». На другой стороне поражает копьем змея Святой Федор Стратилат. Он пеший, но держит коня под уздцы.

Когда в 1318 г. в Новгород был приглашен внук Александра Невского московский князь Юрий Данилович, он тоже сделал себе печать по «европейской моде». Первым из правителей Москвы он использовал в качестве эмблемы своего небесного покровителя Георгия Победоносца. Но фигура святого всадника-змееборца недолго служила символом Московского княжества.

Следующий московский князь Иван I Калита (1325-1340) скреплял грамоты печатью с изображением собственного святого покровителя - Иоанна Предтечи. Выполненные в традиционном византийском стиле эмблемы имели и наследники Калиты Семен Гордый (1340-1353) - Святого Симона и Иван II Красный (1353-1359) - Иоанна Предтечу. Правда, Иван Красный пользовался и другой печатью - пеший воин, сражающийся с драконом. Мотив борьбы со змеем - олицетворением зла - характерен для древнерусской и вообще славянской символики.

Эмблемой сына Ивана II Дмитрия Донского (1359-1389) был Святой Дмитрий Солунский, стоящий в полном боевом вооружении. При Дмитрии Ивановиче в Москве впервые стали чеканить монеты, на одних была выбита фигура воина с топором, на других - повернутый боком орел. Орел - царь птиц, как и лев - царь зверей, были традиционными эмблемами великих князей владимирских, титул которых тогда окончательно перешел к московским князьям.

Наследник Дмитрия Донского Василий I (1389-1425) имел печать с традиционным изображением святого покровителя - Василия Кесарийского, но на другой княжеской печати появляется эмблема с фигурой всадника. Существует версия, что этот символ, аналогичный литовскому гербу «Погоня», Василий I получил от своей жены - дочери литовского князя Витовта Софьи.

С Василия I эмблема всадника стала наследственной, то есть приобрела признаки герба. Московский всадник, которого часто называли просто «Ездецом» (наездником), изображался на коне, он держал в руке то копье, то меч, то охотничьего сокола. Следует заметить, что «Ездец» был совсем не похож на изображение Святого Георгия на иконах того времени - верхом на вставшем на дыбы коне, поражающим копьем дракона. Главное же, голову святого окружал нимб.

Георгий Победоносец на короткое время стал символом Москвы во время междоусобной войны при Василии II Темном (1425-1462). Изображение святого было эмблемой главного врага Василия II - его дяди, удельного князя звенигородского Юрия Дмитриевича. Князь Юрий дважды захватывал Москву, был провозглашен великим князем. Свое второе правление Юрий начал с того, что стал чеканить монету с изображением своего небесного покровителя – Георгия Победоносца, поражающего копьем змея. Но Юрий умер, пробыв на престоле всего два месяца.

На печатях Василия II кроме «Ездеца» были и другие эмблемы - изображения религиозных сцен, эпизодов охоты. В конце своего правления Василий Темный стал все чаще использовать великокняжеский символ - сидящего боком одноглавого орла.

Проблема выработки единой государственной символики встает при сыне Василия II Иване III (1462-1505), подчинившем Москве остальные русские земли. Появляется новый герб России - двуглавый орел. Этот царственный орел, с одной стороны, продолжал традицию великокняжеских одноглавых орлов на эмблемах владимирских князей, с другой - символизировал претензии правителя Москвы на императорский титул.

Обычно появление двуглавого орла на гербе России связывают с женитьбой Ивана III на византийской принцессе Софье Палеолог. Однако другая версия, что Иван III принял этот герб, практически идентичный гербу императора Германии («Священной Римской империи»), чтобы обозначить равный статус своей державы с могущественнейшим государством Запада.

Но Иван III не забыл и о существующей уже столетие эмблеме московских князей. Впервые эта символика украсила Москву – 15 июля 1464 г. над воротами Фроловской башни Кремля было установлено вырезанное мастером Василием Ермолиным из белого камня изображение Георгия Победоносца, поражающего дракона. В 1491 г., в связи с перестройкой Кремля, белокаменный всадник был помещен в специально выстроенный в Кремле напротив Спасской башни храм во имя Святого Георгия.

Два символа - «Ездеца» и двуглавого орла - Иван III соединил на появившейся в 1497 г. государственной печати. На одной ее стороне был изображен орел, на другой - конный воин. Наездник теперь поражал копьем дракона, что сближало его с образом Георгия Победоносца. Однако отсутствие нимба говорило, что это - светский всадник-правитель. Печать как бы олицетворяла его «двойной» титул - «великий князь московский» и «государь всея Руси».

При сыне Ивана III Василии III (1505-1533) двуглавый орел на время исчезает, и гербом России служит один московский всадник. Двуглавого орла вернул на государственный герб Иван IV Грозный. Приняв в 1547 г. царский титул, он, конечно, не мог довольствоваться скромной московской эмблемой. На новой государственной печати всаднику нашлось место посередине орла. Правда, в 1561 г. появилась и другая печать, где наездника не было. Вместо него на груди двуглавого орла была личная эмблема Ивана IV - единорог.

Конный воин-змееборец в центре российского орла по-прежнему не связывался со Святым Георгием. Из старинных эмблем перешла трактовка наездника как правителя: «В истинной Московского княжения печати вырезано - царь на коне победил змия». В Западной Европе же обычно видели в фигуре на гербе небесного покровителя. Поэтому, когда в 1659 г. русское посольство прибыло в Италию, тосканский герцог прямо спросил, не святой ли Георгий изображен на груди двуглавого орла. На это русский посол ответил, что нет, «это - Великий государь наш на аргамаке».

Закреплению понимания всадника-змееборца как московской эмблемы мешало использование его изображения в качестве общегосударственного, а не городского символа. В частности, его несли на себе русские монеты. Интересно, что помимо серебряных денег с изображением конного копейщика («копейки»), которые ходили по всей стране, в отдельных городах чеканили мелкую медную монету - пулы с местной символикой. В Москве на пулах изображали не наездника, а сидящего боком одноглавого орла - великокняжеский символ. Документы, касающиеся внутримосковских дел, скреплялись печатью Земского приказа - административного учреждения, управлявшего хозяйством столицы. На этой печати было изображено здание самого приказа.

Окончательное оформление эмблемы всадника, побеждающего дракона, как официального герба Москвы произошло после петровских реформ. В 1722 г. по указу Петра I в России была создана Герольдмейстерская контора, которой Правительствующий Сенат поручил в 1724 г. представить гербы всех русских городов. «Для отправления геральдического художества» пригласили уроженца Пьемонта (Италия) Франциска Санти, в помощь ему придали русского «живописного мастера» Ивана Чернавского.

Выполнение колоссальной задачи по составлению более чем сотни городских гербов затянулось. К тому же Санти попал в опалу. Рисунок герба Москвы был выполнен Санти на основе изученных им древних печатей. Наездник изображался без нимба, как воин, а не святой; повернутым к зрителям вправо. Только в 1728 г., уже после смерти Петра I, появилось описание герба Москвы: «Георгий на коне белом, побеждающий змия, епанча и копье желтые. Венец желтый же, змей черный, поле кругом белое, а в середине красное». Данное описание нетерминологично. У составителей списков гербов на знамена, вероятно, были на руках только цветные рисунки гербов без подробного их описания, на которых золото было передано желтой охрой, поэтому они назвали цвет венца и епанчи желтым. Белый же цвет в геральдике – серебро. Окончательно этот герб вместе с другими городскими гербами был утвержден Сенатом в 1730 г.

Герб Москвы 1730 г.

То, в какую сторону повернут московский наездник, является принципиальной деталью. На всех старинных государственных печатях всадник повернут к зрителю. Русские мастера подходили к изображению на печати реалистично, поворачивали фигуру к зрителю так, чтобы было видно оружие в правой руке.

В то же время в Западной Европе по строгим правилам геральдики фигуры на гербах должны быть повернуты влево (смотреть вправо). Это правило было установлено для того, чтобы всадник или, например, лев, изображенные на щите рыцаря, который он держал у левого своего бока, не казались убегающими от противника. Для московского всадника это выливалось в проблему – либо правая рука не была видна зрителю, либо всадник должен держать копье левой рукой. Первым попытался «развернуть» московского наездника по-европейски Лжедмитрий в начале XVII в., но после его свержения всадник снова был обращен по-старому вправо.

Герб Москвы, оформленный Санти в старинных русских традициях, служил городу почти полтораста лет почти без изменений. В указе 1781 года об утверждении гербов Московской губернии описание московского герба почти полностью повторяет описание 1730 года: “Москва. Святой Георгий на коне против того же как в середине Государственного герба, в красном поле, поражающий копьем черного змия”.

Герб Москвы 1781 г.

Но в середине XIX в. было решено привести гербы российских городов в соответствие с правилами западной геральдической науки. Исправлением гербов руководил «ученый геральдик» барон Бернгард Кёне. На утвержденном в 1856 г. гербе Москвы всадник был повернут от зрителя влево, в соответствии с законами геральдики, и «переодет» из средневековых доспехов в облачение римского воина, чтобы лучше соответствовать образу Святого Георгия. Плащ всадника вместо желтого стал лазоревым (синим), дракон из черного превратился в золотого с зелеными крыльями, а белый конь назван серебряным: “В червленом щите Святой Великомученик и Победоносец Георгий, в серебряном вооружении и лазоревой приволоке (мантии) на серебряном покрытом багряною тканью, с золотой бахромою, коне, поражающий золотого с зелеными крыльями дракона золотым с осьмиконечным крестом наверху копьем.” Чтобы заколоть дракона с левой стороны, всадник на рисунке Кёне неестественно выгнулся в седле. Кроме императорской короны в обрамление добавились за щитом два накрест положенные золотые скипетра, соединенные Андреевскою лентою - знак первопрестольного города. Гербы прочих губернских городов обрамлялись дубовыми листьями.

Герб Москвы 1883 г.

Помимо разворота всадника любопытен также вопрос цвета плаща (епанчи) всадника. В указе 1781 года названы только цвета щита, коня и змия, соответственно – красный, белый и черный. Выяснить, какими были первоначальные, исконные цвета московского герба, помогает его подробное описание, приведенное в статуте ордена святого Георгия, утвержденном Екатериной II 26 ноября 1769 года. Это ближайшее из предшествующих указу 1781 года официально утвержденное описание. В середине орденского креста был помещен московский герб: “…в красном поле Святой Георгий, серебряными латами вооруженный, с золотою сверх оных висящею епанчою, имеющей на голове золотую диадему, сидящий на коне серебряном, на котором седло и вся сбруя золотые, черного змия, в подошве излита, золотым копьем пронзающий”. Изменение в 1883 г. желтого (золотого) цвета плаща всадника на лазоревый (синий) было, возможно, следствием желания герольдии привести цвета московского герба в соответствие с цветами национального флага России – белым, синим и красным (конь белый, плащ синий, щит красный). Стоит отметить, что канонический, то есть утвержденный церковью, цвет плаща святого Георгия – красный, поэтому почти на всех русских иконах он красный, очень редко – зеленый, но не синий.

Москвичи всегда любили свой герб, гордились им. В старину день чествования церковью великомученника Георгия - «Егорьев день» - 26 апреля (6 мая по н. ст.) отмечали в народе как своеобразный день города. Писатель Иван Шмелев описал в своих воспоминаниях беседу московских подмастерьев в один из «Егорьевых дней» XIX в.:
- Москва этот день особь празднует. Святой Егорий сторожит щитом и копием Москву нашу, потому на Москве и писан.
- Как на Москве писан?
- А ты пятак посмотри, чего в сердечке у нашего орла-то? Москва писана на гербу: сам Святой Егорий, наш, стало быть, московский. С Москвы во всю Россию пошел, вот оттуда Егорьев день.

Кроме весеннего «Егория» праздновался еще и «Георгий осенний». В этот день - 26 ноября (9 декабря по н. ст.) 1051 г. митрополит Илларион освятил в Киеве первую на Руси церковь Георгия Победоносца, построенную по велению Ярослава Мудрого, чье имя, полученное при крещении, было Георгий.

После революции 1917 года герб Москвы был упразднен. Новый герб города с советской символикой был составлен архитектором Д. Осиповым и утвержден Президиумом Моссовета 22 сентября 1924 года.. Новым герб имел советскую и «промышленную» символику. В сознании москвичей этот герб так и не прижился.

Герб Москвы 1924 г.

Распоряжением мэра Москвы “О восстановлении исторического герба Москвы” 23 ноября 1993 года столице был возвращен ее древний герб. В положении о гербе сказано: “На темно-красном щите (отношение ширины к высоте 8:9) развернутый вправо Георгий Победоносец в серебряных доспехах и лазоревой приволоке (мантии) на серебряном коне, поражающий золотым копьем черного змия”.

Герб Москвы 1993 г.

Итак, слились в одно разворот направо от Санти и синий плащ от Кёне. Кроме этого, современное исполнение герба Москвы грешит и другими странностями: – на изображении герба Москвы всадник как и дракон - чёрного цвета, что не соответствует блазону (описанию герба). – золотое копье, преимущественно проходящее по «серебряным» коню и всаднику не соответствует правилу тинктур. В геральдике запрещено наложение золота на серебро и наоборот. Единственное принятое исключение – герб Иерусалимского королевства.

В отличие от дореволюционного периода, в настоящее время изображения Святого Георгия на гербах Москвы, Московской области (бывшей губернии) и на центральном щитке российского герба отличаются друг от друга. Московская область поместила в своем гербе изображение Святого Георгия, выполненное Кёне, - античный всадник, повернутый влево; то есть на двух московских гербах всадники смотрят в разные стороны.


Герб Московской области

В царской России герб на груди государственного двуглавого орла всегда совпадал с московским гербом. В Российской Федерации это не так. Всадник-змееборец с герба РФ повернут в правую сторону и очень похож на Георгия с городского герба. Однако изображения не идентичны. Московский всадник вооружен золотым копьем, а российский - серебряным; конь под московском наездником скачет, под российским - идет шагом; дракон на московском гербе распластался на лапах, на российском змей опрокинут навзничь и попирается конскими копытами.

Казалось бы, бесспорная истина: святого Георгия Победоносца издревле считали покровителем русской столицы, и его образ запечатлен на московском гербе, ставшем позднее частью герба государственного. Но почему святой изображен без нимба? И действительно ли на гербе, который за свою историю претерпел много символических изменений, изображен святой Георгий? Об этом до сих пор не утихают дискуссии.

Кем возвысилась Москва

На Русь святой Георгий пришел из Византии вместе с принятием христианства. Сын святого Владимира Великого, князь Ярослав Мудрый первым принял крещение с именем Георгий, положив традицию почитания святого Георгия Победоносца на государственном уровне. Согласно византийскому же обычаю изображать на монетах и печатях как самого правителя, так и его святого покровителя, на монетах Ярослава впервые появляется пеший образ святого Георгия. Ярослав основал и первые на Руси Георгиевские храмы: Юрьев монастырь под Новгородом, для которого в 1170 году была написана древнейшая из сохранившихся икон святого Георгия – по заказу сына благоверного Андрея Боголюбского, князя Георгия, княжившего в Новгороде и ставшего первым мужем грузинской царицы Тамары. В Москву этот образ привез Иван Грозный, и ныне он хранится на северном клиросе Успенского собора. В Киеве Ярослав Мудрый основал Георгиевский монастырь, наподобие Георгиевских храмов Константинополя. День освящения его собора, 26 ноября, стал вторым, «зимним», праздником святого Георгия Победоносца. (По преданию, именно в этот день святой Георгий победил змия.) Имя «Георгий» в переводе с древнегреческого означает «земледелец», и два его праздника ознаменовали цикл сельских работ на Руси: «Юрьем починают, Юрьем и кончают». На Руси его называли Егором и Юрием – от сокращенного Гюргия.

Судьбоносное для Москвы событие произошло в конце ХI века, когда киевский князь Владимир Мономах нарек своего новорожденного сына Юрием – так святой Георгий Победоносец стал небесным покровителем основателя Москвы князя Юрия Долгорукого. На его печати был изображен святой Георгий пешим и вынимающим меч – еще без змия. Предание гласит, что однажды по дороге из Киева во Владимир Юрий Долгорукий остановился в гостях у боярина Кучки; прогневавшись за непочтительный прием, велел казнить его, но, возлюбив его прекрасные владения, повелел поставить там город Москву. И будто бы дал в ее герб образ своего небесного покровителя – всадника, попирающего копьем змия.

Это, конечно, предание, но с него и начинаются все загадки. Бесспорно, что на московском гербе, созданном в XVIII веке, изображен Георгий Победоносец. Но когда именно он появился в государственной символике, к общему мнению историки не пришли до сих пор. Считается, что эмблема святого Георгия как московский великокняжеский знак впервые появилась при старшем брате Ивана Калиты князе Юрии Даниловиче – как его небесного патрона. Образ пешего змееборца (воина, замахнувшегося мечом на змия) в Московском княжестве встречается на монете великого князя Ивана II Красного, сына Ивана Калиты. На печати Дмитрия Донского появился первый образ конного всадника с копьем. На печати его сына Василия I тоже изображен всадник с копьем, направленным острием вниз, и с тех пор этот символ утвердился в качестве московской эмблемы, став наследственным. На монетах Василия II, внука Дмитрия Донского, появляется отчетливое изображение всадника, поражающего копьем змия в раскрытую пасть, напоминающее иконографию «Чуда святого Георгия о змие». Историк В.Б Муравьев, исследовавший драматичную историю московского герба в недавней книге «Легенды древней Москвы», считает, что здесь определенно узнается святой Георгий и что с этого времени – середины XV века – образ святого Георгия Победоносца становится устойчивым символом московского князя и Московского княжества. А при Иване III изображение всадника обретает свой окончательный, классический вид.

Однако поскольку до начала XVIII века этого всадника называли «ездецом», то у исследователей сложились две полярные точки зрения. «Православная» версия гласит, что это – святой Георгий как покровитель Москвы и московских князей. Сторонники «светской» версии считают «ездеца» сугубо русским символом князя-воина, государя, который лишь во времена Петра Великого стал ассоциироваться с Георгием Победоносцем. Эти разногласия возникли, во-первых, из-за русской традиции изображать на печатях и монетах как святых покровителей князей, так и их самих, оттого зачастую без нимба и в короне, что дало повод увидеть в «ездеце» изображение правителей. Отсутствие нимба является главным фактом, позволяющим считать «ездеца» светской персоной. Во-вторых, судя по сохранившимся историческим свидетельствам, сами русские часто называли этого всадника князем или царем, тогда как святого Георгия в «ездеце» на московской эмблеме узнавали в основном иностранцы, благодаря сходству всадника с иконографическим образом святого Георгия Победоносца, а в Европе он был тоже очень популярен и почитался покровителем рыцарства. Есть примирительные версии, что это одновременно и образ святого Георгия, и московского князя, уподобленного святому воину. Или что изначально это был образ святого Георгия, затем со времени Ивана Грозного, венчавшегося на царство, стал образом государя вплоть до петровской эпохи. Версий множество. Но сегодня «георгиевцы» упрочивают свои позиции, приводя аргументы в защиту того, что московский всадник – это образ святого Георгия Победоносца.

Его почитание на Руси всегда усиливалось в тяжкие, но судьбоносные для страны времена. Когда Дмитрий Донской собирал силы русских земель для отпора врагу, Русь томилась под чужеземным игом, и образ святого Победоносца был особенно близок русскому народу как христианский покровитель воинства, ратников за Отечество. О том свидетельствует и благодарственная Георгиевская церковь в Коломенском, которую основал Дмитрий Донской, возвращаясь с Куликовской битвы, где святого Георгия видели на поле брани сражавшимся на стороне русских. (Существовало предание, будто святой Георгий убил змия в овраге Коломенского.) Чудо Георгия о змии было образом победы христианства над иноверцами. И вероятно, со времен Дмитрия Донского святого Георгия почитают покровителем Москвы.

Великий князь Иван III начал новую эпоху в истории России, когда Москва, созидавшая вокруг себя русские земли в единое сплоченное государство, стала преемницей Второго Рима после падения Константинополя. Возможно, и с этим было связано усиление государственного почитания в Москве святого Георгия Победоносца, который был покровителем византийских императоров. В 1464 году на кремлевской Фроловской башне появилась белокаменная икона-горельеф святого Георгия. Образ водрузили над главными воротами города с наружной стороны, а через два года с внутренней стороны поместили образ другого покровителя Москвы, святого Димитрия Солунского, вверив святым охрану Кремля от врагов. Когда же итальянские мастера построили Спасскую башню на месте Фроловской, над ее воротами позднее поместили образ Спасителя, а скульптура святого Георгия была перенесена в Георгиевскую церковь около Спасской башни, а потом в Вознесенский монастырь. (В XVII веке святому Георгию вновь вверили охрану города, поместив его образ над Воскресенскими воротами Китай-города, ведущими на Красную площадь. Именно к этой иконе в 1918 году взывала Марина Цветаева в своем знаменитом стихотворении: «Страж роковой Москвы, сойди с ворот!».) Образ святого Георгия был на великокняжеских стягах Ивана III, с которыми он вышел на Великое стояние на Угру, и одержанную победу приписали покровительству святого Георгия.

Во время формирования национального государства личная эмблема московского князя становится эмблемой державы. И при Иване III окончательно появился прообраз московского герба. Знаменитая государственная печать 1497 года, которую Н.М. Карамзин считал истоком символики русского государственного герба, имела на лицевой стороне изображение конного всадника, поражающего копьем змия, а на ее обратной стороне впервые появился двуглавый орел. Во всаднике легко узнается иконографический образ «Чуда святого Георгия о змии». По мнению О.В. Яхонта, всадник на этой печати точно воспроизводит образ скульптурной иконы святого Георгия с Фроловской башни. Есть другая версия, что образ всадника был заимствован с надгробия митрополита Феогноста в Успенском соборе, где было вычеканено «Чудо Георгия о змии». Исследователи, те, что видят в этом всаднике святого Георгия, считают, что его изображение на государственной печати и в московской символике времен Ивана III было и знаком преемственности московских князей владимирским и киевским князьям. Кроме того, так символически подчеркивалась роль московского князя как оплота Православия.

Однако нимб у этого всадника отсутствует.

Авторы книги «Символы, святыни и награды Российской державы» дают очень интересное объяснение. По их мнению, данное изображение всадника не соответствует древним православным канонам и в некоторых других элементах, например он колет змия в шею, а не в глотку, но зато этот образ Георгия Победоносца «более всего напоминает свое воплощение в произведениях западноевропейского искусства эпохи Возрождения, прежде всего итальянского». Иными словами, итальянские мастера, прибывшие по зову Ивана III строить соборы и крепости Третьего Рима, могли по его же заказу выполнить и государственную печать, где изобразили святого Георгия в более привычных им традициях, как было принято в Европе – без нимба.

При Иване Грозном всадник-змееборец утверждается на груди двуглавого орла как символ сплочения русских княжеств вокруг Москвы. На голове всадника появляется корона, очевидно, в знак принятия Иваном Грозным царского титула. Приверженцы «светской» версии, считающие всадника образом царя как защитника России, подкрепляют ее такими свидетельствами. Послы Ивана Грозного заявляли, что на печати изображен «государь на коне». Когда в середине XVII века герцог Тосканский спросил русского посла, изображен ли во всаднике Георгий Победоносец, тот ответил: «Великий государь наш на аргамаке» (породистой лошади). В описи Оружейной палаты о гербовом знамени 1666–1667 годов сказано, что на груди двуглавого орла «царь на коне колет копием змия». Подьячий Посольского приказа Григорий Котошихин утверждал, что на печати Московского княжества вырезано: «Царь на коне победил змия». (Встречается и совсем простое пояснение: «Человек на коне колет змия»). Если всадник – государь, то что же змий? О символе змия разногласий нет: это библейский образ зла и олицетворение врагов русской земли.

Сторонники «георгиевской» версии дают свои трактовки перечисленным фактам. Во-первых, то самое отсутствие нимба в изображении Георгия Победоносца (и прочие отступления от канонов) на печати Ивана III и при его преемниках сделало всадника в представлении русских «царем» или «человеком на коне», то есть светским символом. Отсюда и неопределенное именование «ездец». В.Б. Муравьев предложил более сложное объяснение: всадника на московском гербе называли «государем» русские официальные лица. Подобная идентификация изображения на государственном знаке (монете, печати, эмблеме) с самим государем (или его небесным патроном, что тоже символизировало государя) «была издревле традиционна для России, и отказаться от этой традиции русская бюрократия не решалась». Таким образом, это официальная трактовка государственных лиц, явившаяся из древнего правила чеканить на государственных знаках образ правителя или его небесного покровителя. Иностранцы же, не связанные с русской бюрократией, открыто называли всадника на груди орла святым Георгием, в том числе и Самуэль Коллинс, личный лекарь царя Алексея Михайловича. Но, по мнению Г.В. Вилинбахова и Т.Б. Вилинбаховой, европейцы легко узнавали во всаднике святого Георгия потому, что он был изображен без нимба, как было принято в Европе.

Сторонники «светской» версии указывают и на тот факт, что на государственном гербе, помещенном на титульном листе Библии, изданной в Москве в 1663 году, всаднику-змееборцу на груди двуглавого орла придано портретное сходство с царем Алексеем Михайловичем. Однако крупнейшие исследователи православной средневековой Москвы М.П. Кудрявцев и Г.Я. Мокеев утверждают, что изображение царя на коне, убивающего копьем змия, здесь дано вместо традиционного герба Москвы – Георгия Победоносца. И указывают на надписи над гербом из книги пророка Исаии: «Аз поставих царя с правдою и вси пути его прави»; «Сей созиждет Град Мой» (Ис. 45: 13).

Алексей Михайлович считал себя защитником Вселенского Православия. Московское царство стало главным покровителем Восточных Патриархатов, прозябавших под османским игом. Появилась идея об освобождении Константинополя и создания православной империи на территории бывшей Византии и Балкан под властью московского царя. Москву же, устроенную во образ Небесного Иерусалима – Града Божия, называли и Новым Иерусалимом на земле, согласно пророчествам книги Исаии об избрании нового народа и города, на который перейдет слава народа Божия: «Оставите бо имя ваше в насыщение избранным Моим, вас же избиет Господь; работающим же Мне наречется имя новое» (Ис. 65: 15). Изображение Алексея Михайловича воином, убивающим змия, здесь символизирует идею Руси как последнего мирового оплота Православия, и такая вариация вполне могла иметь место на книге.

Ученые не пришли к единому выводу об идентификации московского всадника, но именно он стал прообразом герба Москвы. Слово «герб», буквально означающее «наследство», стало входить в русский обиход при Алексее Михайловиче. В 1672 году появился «Титулярник», где были собраны изображения 33 гербов областей и городов, входивших в полный царский титул. Еще раньше, в 1669 году, царь приказал мастерам изобразить в росписях на стенах Коломенского дворца 14 печатей «в гербах», то есть поместить государственные эмблемы в щитах, по аналогии с европейскими гербами. На них и обратил внимание юный Петр I.

Святой Егорий на коне

Считается, что Петр Великий, не мудрствуя лукаво, первым из русских назвал московского всадника святым Георгием Победоносцем. Сохранилась его записка, датируемая предположительно 1710 годом: «Сие имеет свое начало оттуду, когда Владимир, монарх российский, свою империю разделил двенадцати сынам своим, из которых владимирские князи возымели себе герб с[вятого] Егория, но потом ц[арь] Иван Вас[ильевич], когда монархию, от деда его собранную, паки утвердил и короновался, когда орла за герб империи Российской принял, а княжеский герб в груди оного поставил». В правление Петра I начинается создание московского герба, на котором святой Георгий был изображен в русской традиции, берущей истоки в православной иконографии.

В 1722 году император учредил Герольдию, которая должна была среди прочего заниматься составлением городских гербов – по замыслу Петра, эти гербы предполагалось поместить на знаменах войск, размещавшихся в том или ином городе. На должность «для сочинения гербов» по рекомендации Якова Брюса определили пьемонтского графа Франциска Санти, хорошо знавшего европейские геральдические правила – по ним и собирались создавать русские гербы и исправлять традиционные русские эмблемы. Однако Санти мудро расценил, что успех придет лишь в том случае, если он не скопирует для России европейскую геральдику, а создаст русскую по русским традициям. К тому же, основательно изучив «Титулярник», русские печати и портреты государей, он увидел, что гербы на Руси фактически существуют, в чем-то отвечая и положениям западноевропейской геральдики, и это вызвало у него уважительное отношение к древним русским и московским эмблемам. Оттого он сохранил за русской геральдикой право иметь свои законы. Так, святой Георгий на московском гербе изображался к зрителю правым боком (как на большинстве икон «Чуда святого Георгия о змии»), то есть в левой геральдической стороне. Тогда как по правилам геральдики надлежало сделать наоборот и развернуть всадника в правую геральдическую сторону, левым боком к зрителю. В Западной Европе такое правило возникло по естественным причинам: живые существа, например всадник или лев, всегда изображались левой стороной к зрителю, чтобы в бою или на турнире эти фигуры на щите рыцаря, который он держал в левой руке, не казались убегающими от противника.

Эскиз московского герба выглядел так: в красном поле святой Георгий с золотой короной, в греческом полудоспехе, закрывающем грудь и спину, колет копьем, увенчанным крестом, в пасть черного змия. И здесь он изображен без нимба, но на его святость указывал крест наверху копья. В дальнейшей истории московского герба его все больше приближали к требованиям европейской геральдики.

После смерти Петра Великого Санти ложно обвинили в заговоре против Петра II, и он пробыл в сибирской ссылке 15 лет. Его проект, хотя так и не стал официальным гербом Москвы, был утвержден Сенатом в 1730 году как герб для знамени московских полков. Тогда же был утвержден государственный герб с московским гербом на груди орла: «Георгий на коне белом, побеждающий змия, епанча (плащ. – Е.Л. ) и копье желтые, венец желтый же, змий черный». Итак, плащ святого на гербе не красный, как на иконе, – символ пролитой крови великомученика, а золотой. Геральдические каноны все более утверждаются.

Новая эра московского герба наступила при Екатерине Великой. В зимний Юрьев день 26 ноября 1769 года она учредила в России орден святого великомученика и победоносца Георгия. С тех пор 26 ноября в Зимнем дворце устраивался ежегодный прием в честь орденского празднования. Для торжественных обедов императрица заказала фарфоровый Георгиевский сервиз: все его предметы несли изображения орденских знаков и георгиевской ленты. И тронным залом в Зимнем дворце был Георгиевский зал, созданный Джакомо Кваренги по приказу императрицы.

При Екатерине II Москва вернулась к созданию своего официального герба после реформы местного управления, когда каждый русский город был обязан иметь собственный, высочайше утвержденный герб, по аналогии со свободными городами Западной Европы. Товарищ герольдмейстера подполковник И.И. фон Энден неудачно исправил уже имевшийся московский герб, а именно: переоблачил всадника из древнего полудоспеха в полный панцирь средневекового рыцаря. Такая традиция была принята в Европе, поскольку святой Георгий почитался покровителем рыцарства, но для православной России такая трактовка святого Георгия Победоносца была чужеродна. Кроме того, копье на гербе утратило крест. Однако русская традиция изображения в левой геральдической стороне была сохранена. Сохранились и цвета: красное поле, белый конь и черный змий. Неизвестен цвет плаща, но считается, что он был золотым, как описано в статуте ордена святого Георгия. 20 декабря 1781 года императрица утвердила именно этот герб Москвы как официальный.

Лишь в середине XIX века он был создан по правилам европейской геральдики. Это изменение связано с пожеланием Николая I и с деятельностью немецкого барона Б.В. Кене, управляющего Гербовым отделением Департамента герольдии, который занимался и созданием Большого государственного герба. «Согласно с требованиями геральдики», он развернул фигуру всадника в правую геральдическую сторону – левым боком к зрителю. Еще Лжедмитрий I на своей печати попытался по-европейски «развернуть» московского всадника, и посягательство на московский герб казалось «уделом» иностранцев. Чтобы поразить копьем змия, находящегося слева от коня, всаднику пришлось бросить узду и взять копье обеими руками. Однако копью был возвращен венчавший его крест. Изображался всадник по-прежнему в сплошных рыцарских латах, но при Александре III в 1883 году ему был возвращен полудоспех. Мантия же святого Георгия вместо золотой стала «лазуревой» – синей. (О.А. Рево предположительно связывает это с возможным желанием герольдии привести цвета московского герба в соответствие с цветами национального флага России: белый конь, синий плащ, красный щит). Вместо черного змия появился золотой дракон с зелеными крыльями. В старину не разделяли змия и дракона – это было одно и то же существо, образ библейского врага. Историк Г.И. Королев, написавший блестящее исследование «Змий или дракон», одной из возможных причин переделывания змия в дракона в XIX веке считает то же желание привести отечественную геральдику в согласие с западноевропейскими геральдическими правилами.

Отечественные геральдисты были очень расстроены этими переменами, ведь именно московский герб, как самый твердый и ранний, установившийся на Руси, следовало охранять от произвольных новшеств. Примененные формально западные геральдические правила без учета особенностей отечественного герба казались чуждыми началами, пренебрежением к национальным традициям.

Любимым в народе оставался иконописный образ святого Георгия Победоносца, воспринимавшийся как святой символ древней Москвы. Писатель Иван Шмелев приводит услышанный им разговор двух московских подмастерьев: «Святой Егорий сторожит щитом и копием Москву нашу, потому на Москве и писан… Чего в сердечке у нашего орла-то? Москва писана на гербу: сам святой Егорий, наш, стало быть, московский. С Москвы во всю Россию пошел».

Победоносец

После революции герб Москвы был упразднен. 27 февраля 1925 года президиум Моссовета утвердил первый советский герб, составленный архитектором Д. Осиповым, – Москва стала первым городом, получившим герб c революционной, пролетарской символикой. Место святого Георгия заняла пятиконечная звезда – победный символ Красной Армии. На фоне звезды был изображен обелиск, являвшийся первым революционным монументом РСФСР, – символ твердости Советской власти. (Этот обелиск – памятник первой советской Конституции, стоял на месте памятника Юрию Долгорукому). Серп и молот – эмблема рабоче-крестьянского правительства. Зубчатое колесо и ржаные колосья, изображенные по овалу щита, символизировали смычку города и деревни, а внизу располагалась динамо-машина – эмблема электрификации.

К образу святого Георгия Победоносца как воина, сокрушающего врага, обратились во время Великой Отечественной войны. И кавалерист на плакате, поражающий копьем свастику со змеиными головами, и карикатуры Кукрыниксов, где советский воин колет штыком фашистскую гадину или в череп Гитлера, навеяны мотивами московского герба. Знаменательно, что битва за Москву началась накануне зимнего праздника святого Георгия, а взятие Берлина состоялось накануне весеннего. 6 мая 1945 года пришлось на Пасху, что верующие восприняли как знак скорой победы, и через день была подписана капитуляция фашистской Германии. Медаль «За победу над Германией» носили на георгиевской ленте.

23 ноября 1993 года распоряжением мэра Москвы «Овосстановлении исторического герба Москвы» столице был возвращен ее исторический герб по образцу первого официально утвержденного герба Москвы 1781 года: на темно-красном щите Георгий Победоносец, в серебряных доспехах и лазоревой мантии, на серебряном коне, поражает золотым копьем черного змия. И хотя жаль, что на нашем гербе сохранился облик средневекового рыцаря, далекий от православного образа святого Георгия, но теперь он хотя бы развернут в традиционную для России левую геральдическую сторону. И самое главное: святой Георгий Победоносец снова вернулся на московский герб.

При написании статьи частично использованы материалы сайта

© 2024 nowonline.ru
Про докторов, больницы, клиники, роддома