Объяснения тайны Благодатного огня учеными

«Существует множество веществ, которые могут самовозгораться»

Схождение благодатного огня - большое пасхальное чудо. В этом году 7 апреля его появления, как всегда, в храме Воскресения Христова будут ждать тысячи паломников. Однако многие годы скептики спорят: действительно ли огонь имеет божественное происхождение, или же это дело рук человеческих? Последний скандал, связанный с разоблачением этого чуда, произошел почти за месяц до Пасхи: представитель Армянской патриархии Самуил Агоян заявил, что патриархи сами зажигают восковые свечи от масляной лампады.

«МК» решил поставить эксперимент и получить огонь химическим способом - без спичек, зажигалок или прочих атрибутов, которые священник точно не может пронести с собой.

Сразу отметим: мы не хотим этим текстом оскорбить ничьих чувств и не ставим себе цели опровергнуть божественное происхождение огня. Если с помощью фокуса или эксперимента можно имитировать некое явление, это не значит, что само явление - фокус. Мы показываем, что с помощью простых химических манипуляций можно воспроизвести нечто подобное, получить огонь. А вот чудо ли сам благодатный огонь или результат химической реакции - каждый решает сам. В конце концов, каждому будет дано по его вере.

Что мы знаем об обстановке, в которой сходит огонь? Известно, что это закрытое явление - в часовню над Гробом Господним заходит всего один человек, патриарх Иерусалимской греческой православной церкви. Происходящее внутри не могут увидеть даже те, кто стоит непосредственно у стен кувуклии. Известно также, что патриарха, перед тем как он зайдет внутрь для молитвы о схождении огня, обыскивают: при нем не должно быть ни спичек, ни зажигалок.

Огонь - обычный, человеческий - можно получить разными способами. Механическим: например трением, или с помощью лупы, очков или бинокля, или даже сделав линзу изо льда. Однако вряд ли священник сможет пронести с собой некое приспособление - тогда уж проще действительно спрятать зажигалку. Лучше всего сымитировать внезапно самовозгорание свечи можно химическими способами.

Есть классический способ, который использовали фокусники еще в XIX веке. Кусочек белого фосфора растворяют в четыреххлористом углероде - летучей ядовитой жидкости. В раствор макают фитилек. После того как тетрахлорметан испарится, фосфор загорается сам и зажигает свечу. Удобно, что самовозгорание происходит не сразу - времени как раз достаточно, чтобы перенести свечку или лампаду в нужное место.

Существует множество веществ, которые могут самовозгораться, например щелочные металлы, - рассказал «МК» профессор РХТУ им. Менделеева Дмитрий Мустафин. - Если взять кусочек калия или натрия и бросить в воду, то он начнет гореть. Кроме того, горят карбиды щелочных металлов. Достаточно многие активные металлы, особенно если их раскрошить в порошки, алюминий, цинк, кобальт, - все самовозгораются на воздухе. Одни сразу, другие через какой-то промежуток времени. Можно смешать два вещества - окислитель и восстановитель. Если взять селитру или перманганат калия и смешать со спиртом, то смесь должна загореться.

Белый фосфор или другие самовоспламеняющиеся вещества просто так в магазине не купишь. Мы выбрали самый простой и относительно безопасный способ получения огня - смешивание глицерина и перманганата калия, известного как марганцовка. Предупреждаем: не надо повторять этот опыт дома. Делать это следует только в специально предназначенных для этого помещениях (например, в химических лабораториях) и только с огнетушителем наготове.

Марганцовка - сильный окислитель. При реакции он разлагается до атомарного кислорода, который окисляет глицерин. Реакция экзотермическая, то есть сопровождается сильным выделением тепла и воспламенением суспензии.

Простой глицерин из аптеки не подойдет. По сути, это даже не глицерин, а глицерол - 85%-ный раствор. Такой концентрации действующего вещества не хватит: раствор кипит, но не горит. Поэтому в специализированном химическом магазине мы купили 99,5%-ный раствор глицерина. Марганцовка же, в свою очередь, просто не продается в аптеке - только по рецепту. Ее мы достали из старых собственных запасов.

Проводить эксперимент нужно только в стеклянной или фарфоровой посуде - ни в коем случае не в пластике и лучше не в металле. Секрет «сколько вешать в граммах» мы раскрывать не будем. В стеклянную посуду наливается глицерин (в концентрированном виде - тягучая прозрачная жидкость). Добавляется порошок марганцовки - разводить ее перед этим не надо. Через какое-то время резко начинается реакция - все бурлит, кипит и горит ярким синеватым пламенем. Рядом мы поставили свечку, фитилек которой и зажегся от химического огня.

Понятно, что никакую стеклянную посуду в кувуклию проносить не будут, да и вряд ли члены духовенства втихую химичат в уголке. Но существует похожий метод, где вместо глицерина берут концентрированную серную кислоту. Из компонентов, взятых в определенном соотношении, делают кашицу. Ее небольшое количество - буквально спичечная головка или меньше - наносят на фитиль свечи, который через какое-то время загорается. Для верности на фитиль можно прикрепить крошечный кусочек бумаги. Увы, у нас при опыте с глицерином нужен был довольно большой объем марганцовки, который нанести на свечку незаметно точно не получится.

Есть еще одно свойство благодатного огня - в первые минуты он не обжигает, а паломники могут даже умываться им. Аналогичное явление химической природы используют в своей работе иллюзионисты.

Каждый год с наступлением Пасхи православную публику охватывает тяга к чудесам. И ей в очередной раз такое чудо показывают – схождение Благодатного огня. С трансляцией в прямом эфире федеральных российских каналов. Функционеры Фонда Андрея Первозванного организуют дистрибуцию Благодатного огня во всероссийском масштабе.

О том, что Благодатный огонь есть дело рук человеческих, говорилось не раз, начиная с раннего Средневековья. Первыми разоблачителями чуда были, разумеется, мусульмане, заинтересованные в дискредитации христианства (а мусульмане владели Иерусалимом чуть меньше двенадцати веков – с 637-го по 1917-й с двумя перерывами). Исламские богословы и путешественники оставили такие свидетельства.

Ибн-ал-Каланиси (середина 12 века) : «Когда они находятся на Пасху там… то вешают лампады в алтаре и устраивают хитрость, чтобы огонь к ним дошел по маслу бальзамового дерева и приспособлений из него, а его свойством является возникновение огня при соединении с жасминовым маслом. Он обладает ярким светом и блестящим сиянием. Они ухитряются провести между соседними лампадами натянутую железную проволоку… и натирают ее бальзамовым маслом, скрывая это от взоров… Когда они молятся и наступает время нисхождения, открываются двери жертвенника… Они входят и зажигают много свечей… Кто-нибудь из стоящих старается приблизить огонь к нити, он…переходит по всем лампадам от одной к другой, пока не зажигает все. Кто смотрит на это, думает, что с неба сошел огонь…»

Ал-Джаубари (первая половина 13 века) : «Дело в том, что в вершине купола есть железная шкатулка, соединенная с цепью, на которой подвешена. Она укреплена в самом своде купола, и ее не видит никто… А когда наступает вечер субботы света, монах поднимается к шкатулке и кладет в нее серу… а под ней огонь, рассчитанный до того часа, когда ему нужно нисхождение света. Цепь он смазывает маслом бальзамового дерева и, когда наступает время, огонь зажигает состав в месте соединения цепи с этой прикрепленной шкатулкой. Бальзамовое масло собирается в этой точке и начинает течь по цепи, спускаясь к лампаде. Огонь касается фитиля лампады…и зажигает его».

Ибн-ал-Джаузи (середина 13 века) : «Я исследовал, как зажигается лампада в воскресение – праздник света… Когда же солнце заходит и делается темно, один из священников пользуется невнимательностью, открывает нишу в углу часовни, где его никто не видит, зажигает свою свечу от одной из лампад и восклицает: «Сошел свет и смилостивился Христос»…»

Упомянутая наместником Мисаилом «движущаяся мраморная икона» закрывает «нишу в углу часовни», о которой шестью веками ранее писал Ибн-ал-Джаузи.

Разумеется, для христианина свидетельства иноверца не дорого стоят. Но и в христианском мире отношение к чуду Благодатного огня тоже местами было скептическое. В 1238 году папа Григорий IX отказался признавать его чудесную природу, и с тех пор Римская католическая церковь придерживается мнения, что Благодатный огонь – «фокусы восточных схизматиков».

Православные иерархи и сами избегают заявлений о природе Благодатного огня, предоставляя возможность высказаться «простым людям». Но даже люди духовного звания писали о рукотворности огня. Так, основатель и первый глава Русской Духовной Миссии в Иерусалиме епископ Порфирий (Успенский) записал два рассказа: «Иеродиакон, забравшись в часовню Гроба в то время, когда по общему верованию, сходит Благодатный огонь, видел с ужасом, что огонь зажигается просто из лампады, которая никогда не угасает, и так Благодатный огонь не есть чудо. Об этом сам он говорил мне сегодня», – со слов иеродиакона Григория , «Книга Бытия моего», ч.1.

«Когда знаменитый господин Сирии и Палестины Ибрагим, паша египетский, находился в Иерусалиме… Этому паше вздумалось удостовериться, действительно ли внезапно и чудесно является огонь на крышке Гроба Христова… Что же он сделал? Объявил наместникам патриарха, что ему угодно сидеть в самой кувуклии во время получения огня и зорко смотреть, как он является, и присовокупил, что в случае правды будут даны им 5 000 пунгов (2 500 000 пиастров), а в случае лжи пусть они отдадут ему все деньги, собранные с обманываемых поклонников, и что он напечатает во всех газетах Европы о мерзком подлоге. Наместники петроаравийский Мисаил, и назаретский митрополит Даниил, и филадельфийский епископ Дионисий (нынешний вифлеемский) сошлись посоветоваться, что делать. В минуты совещаний Мисаил признался, что он в кувуклии зажигает огонь от лампады, сокрытой за движущейся мраморной иконою Воскресения Христова, что у самого Гроба Господня.

После этого признания решено было смиренно просить Ибрагима, чтобы он не вмешивался в религиозные дела и послан был к нему драгоман Святогробской обители, который и поставил ему на вид, что для его светлости нет никакой пользы открывать тайны христианского богослужения и что русский император Николай будет весьма недоволен обнаружением сих тайн. Ибрагим-паша, выслушав это, махнул рукою и замолчал… Рассказавши все это, митрополит домолвил, что от одного Бога ожидается прекращение (нашей) благочестивой лжи. Как он ведает и может, так и успокоит народы, верующие теперь в огненное чудо великой субботы. А нам и начать нельзя сего переворота в умах, нас растерзают у самой часовни Св. Гроба…» – со слов митрополита Дионисия , «Книга Бытия моего», ч. 3.

Уже в наше время имеется свидетельство Феофила, Патриарха Иерусалимского – в чьем ведении находится Храм Гроба Господня. В апреле 2008-го, принимая делегацию Фонда Андрея Первозванного, он, помимо прочего, ответил и на вопрос о природе Благодатного огня. Вот как описывает это участвовавший во встрече дьякон Андрей Кураев: «Не менее откровенным был и его ответ о благодатном огне: «Это церемония, которая является representation, как и все другие церемонии Страстной седмицы. Как некогда пасхальная весть от гроба воссияла и осветила весь мир, так и ныне мы в этой церемонии совершаем репрезентацию того, как весть о воскресении от кувуклия разошлась по миру». Ни слова «чудо», ни слова «схождение», ни слов «благодатный огонь» в его речи не было. Откровеннее сказать о зажигалке в кармане он, наверно, и не мог».

Почему отцы церкви не хотят признать рукотворный характер огня и продолжают вести разговоры о «необычном и чудесном явлении»? Видимо, видят в чуде средство укрепления веры и умножения численности паствы. Между тем, истинная вера не имеет причин и, как следствие, не нуждается в чудесах как средстве укрепления. Несколько лет назад представители Фонда христианского просвещения и милосердия имени св. Луки (Войно-Ясенецкого) обратились к патриарху Кириллу с просьбой дать «богословскую, литургическую и историческую оценку как самому «огню Великой Субботы», возжигаемому в Иерусалиме, так и распространившейся практике его чрезмерного почитания в дни празднования Светлого Христова Воскресения». Ответа не последовало.

Тайна места. Кувуклия – вовсе не Гроб Господень

Какой бы ни была природа Благодатного огня, он, возможно, представляет ценность уже потому, что зажжен у Гроба Господня. Проблема, однако, в том, что Кувуклия – это вовсе не Гроб Господень.

Как известно, после снятия с креста тело Спасителя было положено в пещеру, располагавшуюся на участке, который принадлежал Иосифу Аримафейскому – члену Синедриона, приятелю Пилата и тайному последователю Христа. Этот участок в садах за городской стеной Иосиф прикупил для будущего погребения членов своей семьи, но к моменту распятия похоронить там еще никого не успели.

В 41 году – менее чем через 10 лет после распятия Иисуса – Ирод Агриппа затеял очередное расширение Иерусалима. К 44 году и Гроб Господень, и все ближайшие к нему захоронения оказались внутри новой – третьей – городской стены. Поскольку по тогдашним иудейским представлениям кладбище не могло находиться внутри города, захоронения были перенесены на новое место, а освободившаяся территория стала интенсивно застраиваться.

В 66 году – через 33 года после распятия Иисуса началась знаменитая Иудейская война, представлявшая собою затейливое сочетание освободительной войны иудеев против римлян и гражданской войны иудеев между собой – секарии с зелотами занимались взаимоистреблением, убивая попутно всех попавших под руку. В ходе междоусобиц они сожгли большую часть Иерусалима. Немногое оставшееся доломали римляне, взявшие город. Уже тогда место расположения Гроба Господня можно было указать лишь очень приблизительно. Но этим дело не кончилось.

В 132 году грянуло восстание Бар-Кохбы. В 135-м оно было подавлено. Иерусалим был в очередной раз сожжен, а его население – включая тех, кто мог хранить память о месте расположения Гроба Господня, – вырезано. После этого евреям под страхом смерти было запрещено даже приближаться к месту, где находился город. Было запрещено само название Иерусалим. На его развалинах по приказу императора Публия Элия Адриана начал строиться новый город Элия Капитолина. Участок между остатками второй и третьей стен был отведен для строительства казарм. Местность была выровнена – возвышения стесали, углубления засыпали, пространство между строениями замостили камнем. На месте, где некогда – предположительно – находился Гроб Господень, был построен храм Венеры, рядом с ним прошла центральная улица нового города – Кардо Максимус.

Можно ли было после всего этого отыскать место погребения Христа?

Императрица Елена – мать императора Константина, основателя Византийской империи, – решила, что можно. В 325 году она организовала раскопки, направленные на поиски Гроба Господня. В 326-м была открыта пещера, которую решено было считать Гробом Господним.

На месте Гроба Господня, вернее, над этим местом, был выстроен внушительный храмовый комплекс. Но в 637 году Иерусалим захватили мусульмане. Три с лишним лет они демонстрировали невероятную веротерпимость, но в 1009 году Храм Гроба Господня был разрушен, а сам Гроб Господень полностью уничтожен: небольшое каменное возвышение с нишей – той самой пещерой, где некогда покоилось тело Христа, – было расколото на множество камней, камни разбиты в щебенку, щебенка растерта в пыль, пыль развеяна по ветру…

Таким образом, неизвестно, то ли место нашла императрица Елена, а если то – значит, реальный Гроб Господень уничтожили десять веков назад.

Максим Трошичев

В православном мире в преддверии Пасхи разгорелся скандал. Армянский священник заявил, что Благодатный огонь не спускается к людям с небес, а зажигается от обычной лампады. По преданию, отсутствие этого чуда предвещает скорый конец света. В чем значение Благодатного огня, есть ли у слов священника основания и как на них отреагировали представители РПЦ - в материале «360».

Следующая новость

Чудо из масляной лампы

Благодатный огонь — одно из главных чудес для православных христиан, которое символизирует воскресение Иисуса Христа. Считается, что это нерукотворный свет, и в канун Пасхи от него зажигают свечи и лампады в храме Гроба Господня в Иерусалиме. Это одна из главных пасхальных церемоний, ради которой в Иерусалим съезжаются тысячи паломников. И вот один из священников заявил, что нерукотворность Благодатного огня — выдумка, и ничего мистического в нем нет.

Представитель армянской патриархии в храме Гроба Господня Самуил Агоян выступил на израильском телеканале «Хадашот 2», сообщает сайт «Новости Израиля ». Священник заявил, что трижды находился в Кувуклии — то есть часовне, где расположен Гроб Господень, — при зажигании Благодатного огня. Он видел, что патриархи поджигают восковые свечи от масляной лампы. «Бог творит чудеса, но не на потеху людям», — сказал Агоян.

Эти слова возмутили представителя Коптской церкви, который в момент интервью находился неподалеку. Священник обвинил Агояна во лжи и потребовал прекратить съемку. Армянский священник парировал, что представитель Коптской церкви не может знать, как происходит схождение Благодатного огня, потому как коптцы не присутствуют на этом таинстве.

«360» пообщался с протоиреем РПЦ отцом Олегом, который объяснил, что и армяне не заходят в место, где снисходит Благодатный огонь. Они стоят лишь в притворе Ангела — у пьедестала с частью священного камня, отваленного ангелом. Представители РПЦ при зажигании Благодатного огня тоже не присутствуют.

«Вообще, чудо не является в христианстве чем-то решающим. Чудо — это костыли для сомневающихся. И есть опасность — когда люди гоняются за чудесами, то они могут добегаться: когда придет главный чудесник — Антихрист — будет огонь валить с неба», — добавил священнослужитель.

Считается, что день, когда Благодатный огонь не сойдет, станет последним для людей, которые находятся в храме. Сам храм будет разрушен. По преданию, это станет и одним из знаков приближающегося конца мира.

Скандал перед Пасхой

Русская православная церковь посчитала заявление армянского священника провокацией. Заместитель председателя синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе заявил «360», что слова Агояна — попытка в Пасху.

У нас вызывает глубокое сожаление то, что во время Великого поста, когда многие верующие, относящиеся к православной церкви, в России в других странах готовятся встретить великое событие Пасхи Христовой, осуществляются попытки скомпрометировать духовную традицию схождения Благодатного огня. Мы считаем, что эти попытки имеют своим последствием нарушение молитвенного строения, которое сопутствует многим верующим во время Великого поста

— Вахтанг Кипшидзе.

Протоирей храма Феодора Студита у Никитских ворот Всеволод Чаплин в беседе с «360» заявил, что Агоян поддался на провокацию израильского телеканала. По мнению Чаплина, многие хотят принизить значимость Благодатного огня. «Есть силы в Израиле и в мире, которые хотели бы всячески принизить схождение Благодатного огня, но, с другой стороны, не первый раз некоторые люди, которые служат или раньше служили в Иерусалиме, говорят о том, что огонь зажигается от лампады», — сказал он.

Он призвал иерусалимский патриархат прокомментировать эти слухи и дать четкий ответ, откуда происходит Благодатный огонь.

Я убежден в том, что чудо совершалось многие века, но если то, что рассказал армянский клирик — правда, и то, что я слышал относительно зажигания Благодатного огня от некоторых людей, служивших в Иерусалиме — правда, то возникает очень серьезный вопрос: не отнял ли у нас Господь это чудо, видя, как мир отступает от него. Если действительно Благодатный огонь много лет не сходит, значит, с нашим миром что-то не в порядке, значит, от него отнимается Божья милость. <…> Если чудо от нас отнято, значит, наш мир обречен

— Всеволод Чаплин.

Что такое Благодатный огонь?

Схождение Благодатного огня происходит в Великую субботу в храме Гроба Господня. Это символическое изображение страстей Христовых, Погребения и Воскресения Иисуса Христа. Церемонию проводят священники Иерусалимской православной церкви, Иерусалимского патриархата Армянской апостольной церкви, представители Сирийской и Коптской церквей.

Накануне таинства все свечи и лампады в церкви гасят, а незадолго до прихода патриарха вносят главную лампаду. В ней должен разгореться Благодатный огонь и 33 свечи. Количество свечей равно возрасту Христа.

Председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи Дмитрий Смирнов рассказал «360», как происходит таинство схождения Благодатного огня и какие события его сопровождают.

Те священники, которых я хорошо знаю, которые были там, в Великую субботу, они наблюдали такое явление: огонь появлялся в атмосфере Кувуклии в виде молний и сияний. И наблюдали самозажигание свечей. Это совсем не каждый год, но это рассказывали те, которые ездили на Пасху в Иерусалим. Огонь не просто локально был в одной точке, а по всему храму

— Дмитрий Смирнов.

Православные приезжают встретить Благодатный огонь со всего мира. Возле Кувуклии они вместе со священнослужителями ждут выхода патриарха с огнем. Появившись, он раздает пламя от своей свечи. Считается, что первые несколько минут огонь не обжигает и не опаляет волосы, поэтому верующие будто умываются им.

Позднее Благодатный огонь доставляют на самолете в православные страны, где его с почетом встречают и используют на пасхальной службе.

человек поделились статьей

Следующая новость

В 2001 году Местоблюститель Патриаршего престола Иерусалимской Церкви митрополит Петрский Корнилий в интервью программе “GКРIZES ZONES” на греческом телеканале «MEGA» напомнил о том, что «всякое творение Божие хорошо, потому что освящается словом Божиим и молитвою» (1Тим. 4, 4-5). По его словам, в случае с Благодатным Огнем, или как его называют по-гречески – Святым Светом, «речь идет о естественном, природном свете, но молитвы, которые читают Патриарх или иной, замещающий его архиерей, освящают этот естественный свет, и вследствие этого он имеет благодать Святого Света. Это естественный свет, который зажигают от Неугасимой Лампады, хранящейся в ризнице храма Воскресения. Но молитвы имеют силу освящать естественный свет, и он становится и сверхъестественным светом. Чудо – в эпиклезе, в молитве архиерея; ею освящается этот свет»

Я, конечно же, с благоговением отношусь к этому событию. И, конечно, очень не люблю кликушества, из каких бы авторитетных уст оно не происходило. Еще хочу сказать, что мы в Русской Духовной Миссии стали исследовать текст Чин Святого Света. В этом чинопоследовании речь идет о том, что «Христос есть Свет Истинный», что «Свет Христов просвещает всех». Когда произошло Воскресение Христово, то было видно свечение. Понятно, что Свет Христов или Фаворский свет не есть собственно пламя, это именно Божественный Свет. Но мы, люди, все время пытаемся живого Бога заменить Его образом, Его иконой – нам удобнее так молиться, иначе мы не можем вместить Его в свое ограниченное сознание. У нас – Тело и Кровь Христовы под видом хлеба и вина, поэтому и Божественный Свет преподносится в виде Огня, который мы можем реально увидеть, который мы можем даже сами возжечь."

Явление благодатного огня в Иерусалиме сегодня считает чудом только одна из христианских церквей - русская православная. Остальные честно признаются, что это просто обряд, имитация, а никакое не чудо.

Накануне православной Пасхи в иерусалимском храме Гроба Господня, Бог сотворяет удивительное чудо - зажигает огонь. Этот огонь, однако, «самовозгорается» не у всех на виду. Два священника высокого ранга заходят в небольшую каменную каморку, которую называют кувуклией. Это особое помещение внутри храма, типа часовенки, где якобы располагается каменное ложе, на котором лежало тело распятого Христа. Зайдя внутрь, они закрывают за собой дверь, а через некоторое время выносят из кувуклии огонь - горящую лампаду и пучки пылающих свечек. К ним тут же кидаются толпы фанатиков, что-бы зажечь от благодатного огня принесенные с собой свечки. Считается, что огонь этот в первые минуты не жжется, поэтому впавшие в экстаз паломники, которые до этого много часов томились в ожидании, «омывают» им свои лица и руки.

«Во-первых, огонь этот не обжигает, что является доказательством чуда, - пишут сотни верующих на десятках форумов. - А во-вторых, чем, как не Божьим чудом, можно объяснить, что при такой скученности народу и таком количестве огня в храме никогда не было пожаров?»

На самом деле, храм уже несколько раз горел, что не удивительно при старой постройке и такой тесноте прихожан с огнем. Во время одного из пожаров в храме заживо сгорели 300 человек. А в другой раз из-за пожара у храма обвалился купол, серьезно повредив при этом кувуклию. Технология огня, который не обжигает, проста - возить огнем по лицу в районе подбородка или проводить рукой сквозь пламя надо быстро. Именно так паломники и делают, в чем может убедиться каждый, посмотрев телевизионную хронику с места события. И многие из них - те, что недостаточно проворны, - таки обжигаются «нежгущим» огнем! Они выходят из храма с ожогами и опаленными бородами.

Ещё в середине XX века профессор кафедры Священного писания Ветхого Завета и кафедры древнееврейского языка, магистр богословия и протоиерей Александр Осипов, обработав огромный исторический материал, показал, что никакого регулярного «чуда самовозгорания» не было. А был древний символический обряд благословения огня, который зажигали священники над Гробом Господним в кувуклии.

Примерно в то же время, что и Осипов, похожую работу провел магистр богословия, доктор церковной истории, почетный член Московской духовной академии, а также член двух Поместных Соборов профессор Н. Успенский. Человек он в церкви не последний и очень уважаемый, награжденный многими церковными орденами... Так вот, в октябре 1949 года на Совете Духовной академии он сделал обширный научный доклад об истории иерусалимского огня, в котором констатировал факт обмана паствы, и даже объяснил причины возникновения легенды о самовозгорании.

«Перед нами стоит еще вопрос: когда появляются сказания о чудесном происхождении Святого огня, и что было причиной к их возникновению?.. Очевидно, когда-то, не дав своевременно энергичного разъяснения своей пастве об истинном смысле обряда Святого огня, в дальнейшем иерархи оказались не в силах поднять этот голос перед все возраставшим в силу объективных условий фанатизмом темных масс. Если это не было сделано своевременно, то позднее стало невозможным делом без риска за личное благополучие и, пожалуй, целость самих святынь. Им осталось - совершать обряд и молчать, утешая себя тем, что Бог "как ведает и может, так и вразумит и успокоит народы"».

А что касается морального аспекта этого обмана, Успенский восклицает: «Сколь велика и священна в православном отечестве молва о возжжении Святого огня, столь тягостно для взоров и сердца самое зрелище оного в Иерусалиме!»

Выслушав доклад Успенского, церковники возмутились: зачем выворачивать грязное белье перед верующими? Тогдашний ленинградский митрополит Григорий Чуков выразил общее мнение: «Я не хуже вас знаю, что это только благочестивая легенда. По существу - миф. Знаю, что есть в практике церкви немало и других мифов. Но не разрушайте легенд и мифов. Ибо, сокрушая их, вы можете сокрушить в доверчиво верующих сердцах простых людей и саму веру».

По его мнению, простые люди - это простаки, которые без обмана верить не смогут... Ну что тут скажешь, кроме того, что возмутитель спокойствия Успенский - честный человек?..

Вот и недавно Армянская апостольская церковь, непосредственно участвующая в церемонии схождения благодатного огня, рассказала правду о природе огня, выносимого из Гроба Господня. «Чуда не происходит, мы никогда об этом не заявляли, что огня не было, и он с небес сходит» - прокомментировал настоятель церкви святых архангелов Иерусалима архимандрит Гевонд Оганесян.

На фоне политических конфликтов была создана легенда о сверхъестественном схождении благодатного огня, что приводило очень много паломников в Иерусалим, в частности из России. «По словам очевидцев, на протяжении последних пятидесяти лет до времени захождения греческого патриарха и армянского архимандрита лампада там уже горела» - сообщил Гевонд Оганесян.

© 2024 nowonline.ru
Про докторов, больницы, клиники, роддома