Розыск, скрывшихся подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных - розыск в оперативно-розыскном процессе. Приостановление предварительного расследования

Большое значение законодатель придает розыску подозреваемого, обвиняемого. Как и в УПК РСФСР, так и в новом УПК России розыску подозреваемого, обвиняемого посвящена отдельная статья, которая регламентирует деятельность следователя в этом направлении.

210 УПК РФ указывается:

Если место нахождения подозреваемого, обвиняемого неизвестно, то следователь поручает его розыск органам дознания, о чем указывает в постановлении о приостановлении предварительного следствия или выносит отдельное постановление.

Розыск подозреваемого, обвиняемого может быть объявлен как во время производства предварительного следствия, так и одновременно с его приостановлением.

В случае обнаружения обвиняемого он может быть задержан в порядке, установленном главой 12

17 Инструкция о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внут- ренних дел (с изменениями от 18 марта 2003 г.) п. 22. // Бюллетень Н/А федеральных органов исполнительной власти. 2000. № 11. С. 36- 48.

18 См.: Быков В.М., Ломовский В.Д. Приостановление производства по уголовному делу. М.: Юридическая литература, 1978. С. 41- 53.

4 При наличии оснований, предусмотренных ст. 97 УПК РФ, в отношении разыскиваемого обвиняемого может быть избрана мера пресечения. В случаях, предусмотренных ст. 108 УПК РФ, в качестве меры пресечения может быть избрано заключение под стражу.

Под розыском подозреваемого, обвиняемого следует понимать систему мероприятий, проводимых следователем и органом дознания, каждым в пределах своей компетенции, и направленных на установление места пребывания и задержания подозреваемого, обвиняемого.

Под необходимыми мерами следователя следует понимать: во-первых, проведение им соответствующих следственных действий, направленных на установление места пребывания подозреваемого, обвиняемого (обыск, арест и выемка почтово-телеграфной корреспонденции, допросы родственников, знакомых, сослуживцев и т.д.); во-вторых, осуществление им розыскных мер непроцессуального характера (получение справок через паспортно-визовую службу органов милиции, в домоуправлении, в учреждениях, предприятиях и организациях, дача информации по телевидению, в печати и т.д.); в-третьих, направление в ходе расследования отдельных поручений о производстве розыскных действий в те места, где, исходя из материалов дела, возможно пребывание скрывшегося подозреваемого, обвиняемого.

Поручая производство розыска органу дознания, следователь не вправе определять методы, которыми должен осуществляться такой розыск. Эти методы, а также тактические приемы определяют самостоятельно органы дознания, исходя из своих полномочий и конкретных обстоятельств дела.

Розыск скрывшегося подозреваемого, обвиняемого составляют несколько элементов: проверка данных об уклонении подозреваемого, обвиняемого от ответственности; сбор процессуальных и оперативно-розыскных сведений; объявление розыска и его поручение органам дознания; планирование розыска (во взаимодействии с органами дознания); производство следственных и розыскных действий, а также тактических операций, направленных на установление местонахождения подозреваемого, обвиняемого.

Прежде чем объявить розыск подозреваемого, обвиняемого, следователь обязан установить и документально удостоверить его уклонение от следствия либо отсутствие сведений о его местонахождении. Одно лишь отсутствие подозреваемого, обвиняемого не может служить достаточным основанием для вывода об уклонении лица от следствия. Проверочные действия включают: получение сведений о подозреваемом, обвиняемом по месту жительства и работы; наведение справок в адресном бюро; отработку версий о проживании подозреваемого, обвиняемого у родственников, друзей, знакомых, о наступлении смерти, о нахождении в больнице, санатории, доме отдыха, под стражей (за совершение иного противоправного деяния), на воинской службе или сборах, на сезонных работах. Кроме того, надо проверить подозреваемого, обвиняемого по учетам ИЦ МВД, УВД, спецприемников, приемников-распределителей и т.д.

Следователь осуществляет проверку сам или поручает ее органам дознания на основании ст. 38 УПК РФ. Все данные, полученные в ходе проверки местонахождения подозреваемого, обвиняемого и изучения его личности, должны быть зафиксированы в протоколах следственных действий и справках соответствующих учреждений, а также сведены в справку о личности разыскиваемого.

Поручение о производстве розыска не снимает со следователя обязанности использовать все имеющиеся возможности для обнаружения подозреваемого, обвиняемого, передавать органу дознания полу-20

чаемые им данные.

В работе следователя по приостановленным делам о нераскрытых преступлениях важно обеспечить реальное взаимодействие следователя и органов дознания. Это взаимодействие осуществляется в различных формах, под которыми понимают основанные на уголовно-процессуальном законе конкретные способы сотрудничества этих органов, средства связи между ними, обеспечивающие их совместную согласованную работу при расследовании преступлений. Следственная практика показывает, что в работе по приостановленным уголовным делам следователи и органы дознания чаще и наиболее успешно используют следующие формы взаимодействия:

совместное изучение, анализ и обсуждение имеющихся материалов и последующее согласованное планирование работы по приостановленному уголовному делу;

систематический взаимный обмен информацией между следователем и органом дознания в процессе их деятельности по приостановленному уголовному делу;

20 См.: Закатов А.А. Розыскная деятельность следователя // Криминалистика: Учебник для вузов МВД России. Т. 2: Техника, тактика, ор- ганизация и методика расследования преступлений / Редкол.: Б.П. Смагоринский (отв. редактор), А.Ф. Волынский, А.А. Закатов, А.Г. Филип- пов. Волгоград: ВСШ МВД России, 1994. С. 263-274.

Поручения и указания следователя органу дознания о производстве розыскных действий;

содействие органов дознания следователю при проведении им следственных и розыскных действий по приостановленному делу;

совместная работа следователя и оперативных работников органов дознания в следственно-оперативных группах, создаваемых для работы по приостановленным делам о нераскрытых преступлениях.

Практика показывает, что наиболее эффективной формой взаимодействия следователя и органа дознания по приостановленным делам о нераскрытых преступлениях является создание постоянных следственно-оперативных групп в ОВД и прокуратуре. Эта форма взаимодействия позволяет:

согласовать всю деятельность следователя и органов дознания;

обеспечить четкое разграничение компетенции следователя и оперативных работников органов дознания, входящих в следственно-оперативную группу;

упростить использование такой формы взаимодействия, как дача следователем органу дознания поручений и указаний о производстве следственных и розыскных действий, и давать эти поручения и указания непосредственно исполнителю - оперативному работнику органа дознания, работающему вместе со следователем;

непосредственно использовать помощь оперативного работника при выполнении следователем розыскных и следственных действий;

постоянно осуществлять взаимный обмен информацией по вопросам расследования, раскрытия преступления и розыска подозреваемого, обвиняемого;

осуществлять постоянный личный контакт следователя и оперативного работника, помогать формированию между ними правильных, деловых взаимоотношений, основанных на взаимном уважении и товарищеском сотрудничестве;

создать условия для организации работы по приостановленным делам о нераскрытых преступлениях в соответствии с принципами и рекомендациями научной организации труда.

При рассматриваемой форме взаимодействия по приостановленным уголовным делам следователи и оперативные работники органов дознания, освобожденные от расследования и раскрытия других преступлений, получают возможность сосредоточить свои силы на работе по приостановленным делам и самым тесным образом координировать по ним свою деятельность.21

В ходе проведения розыска наиболее распространенными тактическими приемами являются:

создание условий, побуждающих разыскиваемого действовать в затруднительной для него обстановке, мешающих ему свободно передвигаться, отыскивать убежища и длительное время скрываться от них;

проведение комплекса следственных действий и розыскных мероприятий во взаимодействии с оперативными работниками и представителями общественности в местах вероятного нахождения или появления подозреваемого, обвиняемого;

создание ситуации, вынуждающей скрывающегося посетить то или иное место (например, почту, квартиру родственников, знакомых), где ведут наблюдение работники милиции;

введение в заблуждение разыскиваемого лица относительно розыскной ситуации;

склонение подозреваемого, обвиняемого к явке с повинной с помощью лиц, пользующихся у него авторитетом;

установление каналов связи и мест возможного нахождения разыскиваемого, а также членов его семьи;

неоднократное проведение комплекса следственных действий и розыскных мероприятий в местах, где может появиться подозреваемый, обвиняемый;

использование помощи соучастников подозреваемого, обвиняемого.

В криминалистике известен также метод "суживающегося круга поисков" (или метод "просеивания"). Анализируя отдельные признаки, следователь постепенно сужает круг лиц, среди которых может оказаться разыскиваемый.

См.: БыковВ.М., Ломовский В.Д. Указ. раб. С. 37-39. 22 Если уголовное дело к моменту розыска оказывается уже приостановленным, то следователь перед проведением следственных действий должен производство по уголовному делу возобновить.

Тактические методы и приемы реализуются следователем при производстве следственных, розыскных и иных действий, а также тактических операций.

Осмотр места происшествия может быть источником важных для розыска сведений. Он позволяет обнаружить следы рук, ног, орудий и инструментов, транспортных средств, предметы и документы, следы крови, иные биологические объекты. По следам, выявленным на месте происшествия, можно судить о психологических чертах, телосложении лица, его силе, профессиональных навыках, возрасте, поле, физических недостатках, что важно для обнаружения разыскиваемого. Специалист-криминалист на месте происшествия составляет информационно-розыскные карты (таблицы) на основе следов рук, орудий взлома, транспортных средств.

Освидетельствование, как и предъявление для опознания позволяет следователю на основе индивидуальных признаков разыскиваемого решить, задержан ли именно он.

Следственный эксперимент позволяет проверить версии, в том числе и следственно-розыскные, установить возможность наблюдения (восприятия) какого-либо факта, явления и тем самым облегчить задачу обнаружения и задержания подозреваемого, обвиняемого.

Одной из целей обыска может быть обнаружение разыскиваемых лиц, трупов, а также имущества, на которое требуется наложить арест для обеспечения гражданского иска или возможной конфискации. Особое внимание при обыске нужно уделять поискам писем, записных книжек, дневников, т.е. всего, что позволяет судить о круге и характере связей разыскиваемого, его намерениях и интересах.

Изъятию в ходе обыска подлежат фотоснимки скрывшегося лица. Обыск в розыскных целях может быть произведен и у лиц, связанных с подозреваемым, обвиняемым. Предметами поиска в этом случае выступают письма, талоны и счета на междугородные телефонные переговоры, продукты, подготовленные к пересылке, и др.

Объектами выемки при розыске служат документы, содержащие сведения о подозреваемом, обвиняемом, фотоснимки, образцы изделий и т.д. Например, изучая личность разыскиваемого, следователь может произвести выемку его личного дела в отделе кадров предприятия (организации).

При розыске подозреваемого, обвиняемого органы предварительного следствия часто налагают арест на почтово-телеграфные отправления (письма, телеграммы, бандероли, денежные переводы), так как большинство скрывающихся пытается установить почтовую и телеграфную связь с родственниками, другими лицами.

Не менее эффективно для осуществления розыска подозреваемого, обвиняемого, особенно в настоящее время, осуществление контроля и записи переговоров, поскольку в процессе телефонного разговора современные технические средства позволяют установить не только номер телефона и содержание разговора, но и ориентировочное местонахождение разыскиваемого.

Умелое проведение допроса нередко приводит к получению важных сведений от родственников, знакомых, соседей, сослуживцев, соучастников скрывшегося подозреваемого, обвиняемого, от других лиц, что-либо о нем знающих.

Допрашивая свидетелей, надо постараться получить подробную информацию о личности подозреваемого, обвиняемого, его связях, образе жизни, профессии, наклонностях, высказанных намерениях. Особое внимание нужно уделять выяснению сведений о документах и вещах, взятых подозреваемым, обвиняемым с собой, о признаках его внешности и особых приметах, которые можно использовать в розыскных целях.

Описание признаков внешности осуществляют по методу словесного портрета. Если допрашиваемый обладает изобразительными навыками, можно предложить ему нарисовать портрет или фрагмент внешности подозреваемого, обвиняемого, орудие преступления либо иное разыскиваемое вещественное доказательство. Рациональным способом фиксации показаний о внешности является изготовление приглашенным художником рисованного портрета разыскиваемого лица со слов допрашиваемого. Результативен этот прием при наличии нескольких потерпевших или свидетелей, которые охарактеризовали внешность одного лица. Изготовленные портреты размножают, что значительно облегчает розыск.

В ходе очной ставки могут быть получены данные о местонахождении подозреваемого, обвиняемого и других разыскиваемых объектов, о причинах и условиях, способствовавших уклонению или укрывательству, другие важные для розыска сведения.

Путем проверки показаний на месте удается установить адреса, по которым скрываются разыскиваемые.

К назначению судебных экспертиз следователь обращается, чтобы проверить следственно-розыскные версии, сузить круг поисков подозреваемых, обвиняемых, а при наличии достаточных данных - идентифицировать их. Помимо криминалистических, могут быть успешно использованы судебно-медицинские, судебно-химические, судебно-товароведческие и другие экспертизы.

Правильно организованный следователем розыск подозреваемого, обвиняемого обычно завершается его задержанием, личным обыском, допросом, а при необходимости - освидетельствованием и предъявлением для опознания. Эффективность завершения розыска резко возрастает, когда все эти (или некоторые) следственные действия производятся в комплексе с иными действиями следователя и оперативно-розыскными мероприятиями органов дознания, т.е. в пределах единой тактической операции.

Чтобы разыскать подозреваемого, обвиняемого и обнаружить укрываемые объекты, следователь должен выявить личностные характеристики субъектов противодействия. Сведения о личности разыскиваемого позволяют прогнозировать его поведение, разработать и реализовать программу обнаружения и задержания. При этом надо учесть типичные особенности поведения лиц различных категорий. Например, при розыске женщин, имеющих детей, и несовершеннолетних принимают во внимание склонность первых к поискам контактов с детьми, а вторых - с родителями. Наличие специального образования и профессиональных навыков побуждает разыскиваемого попытаться воспользоваться ими в период уклонения от следствия и суда. При моделировании поведения разыскиваемого следователю

важно учесть преступный опыт скрывшегося подозреваемого, обвиняемого и его отношения с участ-

вующими в деле лицами.

Поручение о розыске оформляется постановлением следователя, в котором излагается сущность общественно опасного деяния, его квалификации, данные о личности разыскиваемого, а также указывается вид розыска: местный или федеральный. К постановлению прилагается справка о личности скрывшегося обвиняемого, в которой указывается: его внешность, одежда, привычки, особые приметы, родственные и иные связи; последнее место работы и жительства, откуда и когда скрылся; места, где возможно его нахождение или появление; серия и номер паспорта, кем и когда выдан, а также другие сведения, способствующие розыску. В частности, должно указываться наличие или отсутствие прежних судимостей, имеются ли у разыскиваемого соучастники преступления и где они находятся, уклонился ли от следствия обвиняемый или его местопребывание неизвестно по иным причинам и так далее. Кроме того, следователь выносит постановление об этапировании обвиняемого, санкционированное судом, в случае, если обвиняемый будет задержан в другой местности. В постановлении об этапировании, помимо основных исходных данных, указывается орган внутренних дел, являющийся инициатором розыска, место, куда необходимо доставить задержанного, а также кому поручается этапировать обвиняемого. В случае необходимости работнику милиции должна быть предоставлена возможность лично ознакомиться с уголовным делом и сделать из него требующиеся для организации успешного розыска выписки.

Постановление о розыске с приложением копий постановлений об избрании (изменении) меры пресечения скрывшемуся обвиняемому и о привлечении в качестве обвиняемого, постановление об этапировании, если к обвиняемому будет применена мера пресечения - заключение под стражу при объявлении международного розыска, а также справки о личности следователь не позднее 3 дней передает через канцелярию в розыскное подразделение.

На основании поручения следователя, руководствуясь ведомственными актами, приказами органы МВД осуществляют местный, федеральный, межгосударственный и международный розыск. Условия и порядок проведения международного розыска определяются главами 53 и 54 УПК РФ.

Местный розыск - это комплекс оперативно-розыскных, поисковых, информационно-справочных и иных действий органа внутренних дел, направленных на обнаружение разыскиваемого лица по местам его возможного пребывания, при котором сигнальная система оперативно-справочных учетов ИЦ и адресных бюро используется локально. Он осуществляется после проведения первоначальной проверки.

23 См.: ЗакатовА.А. Указ. раб. С. 263-274.

Орган внутренних дел не позднее 10 суток с момента получения постановления следователя об объявлении розыска заводит розыскное дело, по которому в дальнейшем в плановом порядке осуществляются все мероприятия.

Федеральный розыск - это комплекс оперативно-розыскных, информационно-справочных и иных действий органа внутренних дел, направленных на обнаружение разыскиваемого лица, при котором используется сигнальная система всех оперативно-справочных учетов ИЦ и адресных бюро, МВД, УВД регионов, входящих в Российскую Федерацию. Он объявляется тогда, когда меры местного розыска исчерпаны, а обвиняемый не обнаружен. Однако лица, совершившие тяжкие преступления, побег из мест лишения свободы и предварительного заключения или из-под стражи, а также вооруженные огнестрельным оружием либо имеющие при себе вещества, применение которых может привести к гибели людей или причинить вред их здоровью, объявляются в федеральный розыск немедленно, после принятия процессуального решения о производстве розыска.

Объявление в федеральный розыск производится по истечении шести месяцев со дня начала местного розыска специальным постановлением, выносимым органом внутренних дел. Начальник органа внутренних дел может принять решение об объявлении в федеральный розыск обвиняемого ранее установленного срока, если есть достаточные основания считать, что меры местного розыска исчерпаны.

Межгосударственный розыск - это розыск, осуществляемый на территории государств-участников СНГ, при котором используются сигнальные системы всех оперативно-справочных учетов ИЦ и адресных бюро стран содружества.

Международный розыск - это комплекс оперативно-розыскных и информационно-справочных мероприятий правоохранительных органов России и зарубежных стран, направленных на обнаружение скрывшегося обвиняемого, находящегося за пределами государства, осуществляемых через посредничество национальных бюро Интерпола.

Ответственным за объявление международного розыска за пределами России являются розыскные подразделения МВД, УВД и НЦБ Интерпола МВД РФ.

Основанием для международного розыска является официальное обращение (запрос) в органы внутренних дел, направляемое в НЦБ Интерпола в России. Оно должно содержать исчерпывающую информацию о событиях, фактах и лицах, составляющих предмет обращения, наименования зарубежных городов и других населенных пунктов, конкретные адреса, имена и фамилии физических лиц, названия предприятий и учреждений. Кроме того, сообщается номер и дата возбуждения уголовного дела, статья уголовного кодекса, по которой привлекается обвиняемый; необходимость задержания разыскиваемого и последующей его выдачи.

К запросу о выдаче для уголовного преследования должна быть приложена заверенная копия постановления судьи об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу. К запросу о выдаче для исполнения приговора должны быть приложены заверенная копия вступившего в законную силу приговора и справка о неотбытом сроке наказания (ч. 5 ст. 460 УПК РФ).

При обнаружении разыскиваемого обвиняемого, объявленного в международный розыск, которому избрана мера пресечения заключение под стражу, орган внутренних дел водворяет его в ИВС, о чем составляется протокол задержания. Документ - основание прилагается к протоколу задержания.

О водворении обвиняемого в ИВС уведомляется прокурор по месту задержания, а также телеграммой - инициатор розыска.

Инициатор розыска, получив телеграмму о заключении под стражу разыскиваемого, обязан не позднее одних суток выслать факсимильной или фельдсвязью постановление на арест органу, водворившему разыскиваемого в ИВС, уведомив его об этом телеграммой с указанием даты, исходящего номера и каким способом направлен документ. Указания телеграммы являются основанием для содержания лица под стражей до поступления постановления на арест.

При обнаружении разыскиваемого обвиняемого, которому избрана мера пресечения, не связанная с заключением под стражу, орган внутренних дел принимает меры, указанные в розыскном задании (ори-ентировке).

Под скрывшимися лицами понимаются подозреваемые, обвиняемые, подсудимые и осужденные, скрывшиеся от следствия и суда; совершившие побег из ИВС, из-под конвоя милиции, из зала судебного заседания, из исправительных и воспитательных колоний, тюрем, лечебных ИУ, СИЗО, из-под конвоя, а также уклонившиеся от исправительных работ -- после принятия судом решения о замене исправительных работ другими видами наказания.

Розыск скрывшихся лиц начинается с проведения первоначальных проверочных и поисковых мероприятий, направленных на обнаружение и физическое задержание разыскиваемых. В зависимости от категории разыскиваемых и обстоятельств их сокрытия от правоохранительных органов первоначальные мероприятия по розыску могут осуществляться в безотлагательном либо обычном порядке. Правоохранительные органы обязаны безотлагательно реагировать на информацию, содержащую данные о побегах задержанных, арестованных и осужденных из ИВС, СИЗО, ИУ, а также из-под конвоя милиции или из-под охраны подразделений ГУИН.

Организационное обеспечение неотложных действий при побеге задержанного или арестованного из ИВС или от конвоя милиции возложено на дежурные части ОВД. Они организуют преследование бежавших по горячим следам; поиск на местности; выставление постов, заслонов на маршрутах наиболее вероятного движения и засад в местах возможного появления разыскиваемых; ориентирование на розыск по приметам личного состава; использование в розыске СМИ. Барсукова Т.В. Понятие неотложных следственных действий // Всероссийская научно-практическая конференция "Современные проблемы борьбы с преступностью": Сборник материалов (юридические науки) - Воронеж; Изд-во Воронеж. ин-та МВД России, 2004. - с.20-21

При побеге арестованных и осужденных из СИЗО и ИУ первоначальные мероприятия по розыску осуществляются розыскными подразделениями этого ведомства. ОВД в этом случае оказывают содействие подразделениям ГУИН согласно заранее разработанным совместным планам.

В случае побега подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления по решению руководителя ОВД может вводиться в действие специальный план по розыску под условным наименованием «Сирена». Этот план включает в себя предварительный расчет сил и средств, необходимых для проведения широкомасштабной операции по задержанию преступников, а также порядок оповещения, сбора и расстановки личного состава. В нем с учетом особенностей местности устанавливаются конкретные места для выставления постов, заслонов и засад, позволяющие надежно блокировать территорию административного района; определяется состав поисковых групп и групп захвата; разрабатываются функциональные обязанности участников операции и предусматриваются меры по организации устойчивой связи между ними.

Планы розыскных операций «Сирена» имеются в каждом территориальном ОВД, они органически взаимосвязаны с аналогичными планами в масштабе республики, края, области и скоординированы с соответствующими планами соседних ОВД, в том числе и на транспорте. В необходимых случаях они могут вводиться на территории нескольких административных образований либо на территории субъекта РФ в целом.

В обычном порядке осуществляются первоначальные мероприятия по розыску подозреваемых, обвиняемых, скрывшихся от следствия, в отношении которых была избрана мера пресечения, не связанная с лишением свободы. Этот порядок предполагает активное участие в розыске следователей и дознавателей, в производстве которых находится уголовное дело. При этом следует иметь в виду, что неявка подозреваемого и обвиняемого по вызову или отсутствие его по месту постоянного проживания еще не являются основанием для вывода о сознательном уклонении от следствия или суда. В таких случаях необходимо удостовериться, что отсутствие подозреваемого или обвиняемого вызвано умышленным уклонением от привлечения к уголовной ответственности. Воронцов С.А. О соотношении понятий: розыскные действия, следственные действия, оперативно-розыскные мероприятия // Проблемы развития юридической науки и образования: Материалы научно-практической конференции, посвященной десятилетию Ростовского юридического института Северо-Кавказской академии государственной службы (16 апреля 2004 года). - Ростов-на-Дону; Изд-во СКАГС, 2004. - с.154-163

Розыскное дело является одним из видов ДОУ, заведение которых предусмотрено ст. 10 ФЗ об ОРД. Оно служит для накопления информации о ходе и результатах розыска, ее анализа, систематизации, планирования работы, а также контроля за ее законностью и эффективностью. В нем сосредоточиваются уголовно-процессуальные документы, являющиеся юридическим основанием для объявления розыска и осуществления ОРМ; общие планы работы по розыскному делу и частные планы решения отдельных тактических задач; справки об их выполнении; материалы служебной переписки и другие оперативно-служебные документы.

О заведении розыскного дела выносится постановление, которое утверждается руководителем территориального правоохранительного органа.

Одновременно заполняются предусмотренные ведомственными нормативными актами учетно-регистрационные документы на разыскиваемое лицо, включающие в себя статистическую и розыскную карточки, информационно-поисковую и опознавательную карты, а также сторожевой листок. Все учетно-регистрационные документы направляются в информационный центр МВД, УВД субъекта РФ, а сторожевые листки помещаются в картотеке адресного бюро паспортно-визовой службы.

При заведении розыскного дела составляется план мероприятий, являющийся организационной основой работы в период местного розыска. План розыскных мероприятий утверждается руководителем правоохранительного органа. В плане работы по розыскному делу должны быть сформулированы розыскные версии о предполагаемом месте пребывания разыскиваемого, указаны необходимые общепоисковые мероприятия и конкретные мероприятия по проверке каждой выдвинутой версии. Баянов А.И. Стратегия и практика в структуре следственного действия // Криминалистические чтения посвященные 100-летию со дня рождения профессора Б.И. Шевченко: Тезисы выступлений. - М.; МАКС-Пресс, 2004. - с.46-49

Общепоисковые мероприятия, планируемые по любому розыскному делу, должны включать в себя: опрос родственников, знакомых, соседей и сослуживцев разыскиваемого лица с целью установления мест возможного нахождения, маршрутов движения, связей, примет, характеристики личности; информирование о розыске бюро ЗАГС по месту рождения и последнего жительства скрывшегося подозреваемого или обвиняемого, куда он может обратиться с просьбой об изменении фамилии, о получении копии свидетельства о рождении, браке, разводе и т.д.;

сообщение в отдел кадров по месту последнего места работы -- для внесения отметки о розыске в его личное дело;

извещение военкомата о розыске подозреваемого или обвиняемого с целью воспрепятствования снятия его с воинского учета без уведомления об этом ОРО;

получение фотографий, образцов почерка, установление группы крови разыскиваемого; направление розыскных ориентировок в ОРО, на территории, обслуживания которых вероятно появление разыскиваемых;

направление заданий в спецприемники для административно арестованных и приемники-распределители с целью выявления разыскиваемых среди задержанных лиц;

ориентирование работников специальных оперативно-поисковых групп о приметах разыскиваемых;

истребование дактилоскопических карт с отпечатками пальцев рук или иной идентификационной информацией, имеющейся в информационных центрах правоохранительных органов;

использование конфиденциального содействия граждан, располагающих необходимой для розыска информацией;

в необходимых случаях внесение предложений о наложении ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию, поступающую в адрес разыскиваемого, его родственников или иных связей. Инструкция “Об основах организации и тактики проведения оперативно-технических мероприятий”: утверждена приказом ФСБ России, МВД России, СВР России, ФСО России, СБ. Президента России, ФПС России, ФСНП России, ГТК России от 19 июня 1996 г. №281/ дсп./306/ дсп./30/ дсп./215/ дсп./66/ дсп./390/ дсп./191/ дсп./374/ дсп. (зарегистрировано в Министерстве России 16 июля 1996 г. рег. №1125 (с изм. от 7 апреля 1999 г.).

розыск скрывшийся пропавший интерпол

Уклонению обвиняемых от следствия и суда способствуют: ошибки при избрании меры пресечения, поверхностное изучение личности обвиняемых, недостатки в производстве следственных действий и осуществлении оперативно-розыскных мероприятий, неумение использовать криминалистические и оперативные учеты, а также помощь общественности, недостатки во взаимодействии субъектов розыска и другие обстоятельства.

До возбуждения уголовного дела наиболее негативные последствия имеют медлительность при рассмотрении информации о преступлениях, проволочки с возбуждением уголовного дела. На этапе неотложных и первоначальных следственных действий следователь может предупредить уклонение от следствия, вовремя и правильно избрав меру пресечения.

Анализ практики показывает, что, избрав меру пресечения, не связанную с лишением свободы, отдельные следователи зачастую не информируют начальников горрайорганов о принятом решении и не обращаются с просьбами об установлении наблюдения за обвиняемыми по месту жительства; не выставляют сторожевых листков в паспортных столах, по месту прописки обвиняемого и т.д.

Обстоятельное собирание сведений о личности обвиняемого начинается обычно лишь после того, как он скрылся от следствия. Поэтому необходимо уже в протоколах первых допросов лица, привлекаемого к уголовной ответственности, фиксировать сведения о его родственниках и знакомых; о местах его жительства, как в данный момент, так и ранее; о профессии, увлечениях и т.п.

Если следователю становится известно, что обвиняемый может уклониться от следствия, надо срочно, где это допустимо, изменить меру пресечения на заключение под стражу, дать поручение оперативным работникам об установлении наблюдения и т.д.

Розыск скрывшегося обвиняемого состоит из нескольких элементов:

    проверка данных об уклонении обвиняемого от ответственности;

    сбор процессуальных и оперативно-розыскных сведений;

    объявление розыска и его поручение органам дознания, планирование розыска (во взаимодействии с органами дознания);

    производство следственных и розыскных действий, а также тактических операций, направленных на установление местонахождения обвиняемого.

Прежде чем объявить розыск обвиняемого, следователь обязан установить и документально удостоверить его уклонение от следствия либо отсутствие сведений о его местонахождении. Одно лишь отсутствие обвиняемого не может служить достаточным основанием для вывода об уклонении от следствия. Проверочные действия включают: получение сведений об обвиняемом по месту его жительства и работы, наведение справок в адресном бюро, отработку версий о проживании обвиняемого у родственников, друзей, знакомых, о наступлении смерти, о нахождении в больнице, санатории, доме отдыха, под стражей. Кроме того, нужно проверить обвиняемого по учетам ИЦ МВД, УВД, паспортных аппаратов, ОВИР, спецприемников.

Проверку следователь осуществляет сам или поручает органам дознания на основании ст.38 ч.4 УПК РФ. Все данные, полученные в ходе проверки местонахождения обвиняемого и изучения его личности, должны быть зафиксированы в протоколах следственных действий и справках соответствующих учреждений, а также сведены в справку о личности разыскиваемого.

Решив объявить розыск, следователь выносит об этом постановление, в котором обосновывает принятое решение, указывает основные установочные данные обвиняемого и орган дознания, которому поручается розыск. К постановлению прилагается справка о личности скрывшегося лица. Поручение о производстве розыска не снимает со следователя обязанности использовать все имеющиеся возможности для обнаружения обвиняемого, передать органу дознания, получаемые им данные.

Постановление следователя с приложенными материалами поступает к начальнику горрайоргана внутренних дел, который поручает его исполнение сотрудникам уголовного розыска.

Местный розыск. Оперативный работник, получив для исполнения постановление следователя, в срок не позднее пяти суток заводит розыскное дело, оформляет статистические и розыскные карточки, а также наблюдательные дела на лиц, с которыми может быть связан обвиняемый. Розыскное дело регистрируется в журнале горрайоргана и заносят в лицевой счет оперативного работника, которому поручен розыск. Последний передает сведения о разыскиваемом в дежурную часть органа внутренних дел, затем они вносятся в картотеку разыскиваемых лиц.

Всероссийский розыск - это продолжение и развитие местного розыска. Отправной его точкой является рассылка сторожевых карточек во все областные бюро и информационные центры МВД, УВД. Продолжает вести розыск и следователь.

Тактические приемы розыска:

    Создание условий, побуждающих разыскиваемого действовать в затруднительной для него обстановке, мешающих ему свободно передвигаться, отыскивать убежища и длительное время скрываться в них;

    Проведение комплекса следственных действий и розыскных мероприятий во взаимодействии с оперативными работниками и представителями общественности в местах вероятного нахождения или появления обвиняемого;

    Создание ситуации, вынуждающей скрывающегося посетить то или иное место (например, почту, квартиру родственников, знакомых), где ведут наблюдение работники милиции;

    Введение разыскиваемого в заблуждение относительно розыскной ситуации;

    Склонение обвиняемого к явке с повинной с помощью лиц, пользующихся у него авторитетом;

    Установление каналов связей и мест возможного нахождения разыскиваемого, а также членов его семьи;

    Неоднократное проведение комплекса следственных действий и розыскных мероприятий в местах, где может появиться обвиняемый;

    Использование помощи соучастников обвиняемого.

В криминалистике известен также “метод суживающегося круга поисков” (“метод просеивания”). Суть этого метода заключается в том, что следователь, анализируя отдельные признаки, постепенно сужает круг лиц, среди которых может оказаться разыскиваемый.

Тактические методы и приемы реализуются следователем при производстве следственных, розыскных и иных действий, а также тактических операций.

Одним из источников важных для розыска сведений, является, конечно же, осмотр места происшествия. Именно, осмотр места происшествия дает возможность обнаружить следы рук, ног, орудий и инструментов. транспортных средств, предметы и документы, следы крови, иные биологические объекты. Естественно, по следам, обнаруженным на месте происшествия, можно судить о психологических чертах, телосложении лица, его силе, профессиональных навыках, возрасте, поле, физических недостатках. Что важно для обнаружения разыскиваемого. Далее на основе следов, изъятых с места происшествия, специалист-криминалист или следователь составляет информационно-розыскные карты (таблицы) на основе следов рук, орудий взлома, транспортных средств.

Умелое проведение допроса позволяет добыть важные сведения от родственников, знакомых, соседей, сослуживцев, соучастников скрывшегося обвиняемого и других лиц, что-либо о нем знающих.

Допрашивая свидетелей, необходимо получить как можно более подробную информацию о личности обвиняемого, его связях, образе жизни, профессиях и наклонностях, высказанных намерениях. Особое внимание надо уделить выяснению сведений о документах и вещах, захваченных обвиняемым с собой, о признаках его внешности и особых приметах, которые можно использовать в розыскных целях.

Описание признаков внешности следует производить по методу словесного портрета. Если фотографии разыскиваемого нет, а допрашиваемый обладает изобразительными навыками, можно предложить ему нарисовать портрет или фрагмент внешности обвиняемого, а также орудие преступления или иное разыскиваемое вещественное доказательство. Рациональным способом фиксации показаний о внешности является изготовление приглашенными художниками рисованного портрета со слов допрашиваемого. Результативен этот прием при наличии нескольких потерпевших или свидетелей, описывающих внешность одного лица. Изготовленные портреты размножают, что значительно облегчает розыск.

В ходе очной ставки могут быть получены данные о местонахождении обвиняемого и других разыскиваемых объектов, о причинах и условиях, способствовавших уклонению или укрывательству, другие важные для розыска сведения.

Путем проверки показаний на месте могут быть установлены адреса, по которым могут скрываться обвиняемые.

Следственный эксперимент позволяет проверить версии, включая следственно-розыскные, установить возможность наблюдения (восприятия) какого-либо факта, явления и тем самым облегчить задачу обнаружения и задержания обвиняемого.

Целью обыска может быть обнаружение разыскиваемых лиц, трупов, а также имущества, на которое необходимо наложить арест в целях обеспечения гражданского иска или возможной конфискации. Особое внимание при обыске нужно уделять поискам писем, записных книжек, дневников, т.е. всего, что позволяет судить о круге и характере связей разыскиваемого, его намерениях и интересах. Изъятию при обыске подлежат его фотокарточки. Обыск в розыскных целях может производиться и у лиц, связанных с обвиняемым. Предметами поиска в этом случае являются письма, талоны и счета на международные телефонные переговоры, продукты, подготовленные к пересылке, и пр.

Объектами выемки при розыске могут быть документы со сведениями об обвиняемом, фотоснимки, образцы изделий и т.д. Например, изучая личность разыскиваемого, следователь может произвести выемку личного дела в отделе кадров предприятия, иной организации.

При розыске обвиняемого часто применяют выемку почтово-телеграфной корреспонденции (писем, телеграмм, бандеролей, денежных переводов),так как большинство скрывающихся пытается установить почтовую и телеграфную связь с родственниками, другими близкими.

К назначению судебных экспертиз следователь прибегает, чтобы проверить следственно-розыскные версии, сузить круг поисков обвиняемых, а при наличии достаточных данных идентифицировать их. Помимо криминалистических, могут успешно использоваться судебно-медицинские, судебно-химические, судебно-товароведческие и другие экспертизы.

Освидетельствование, как и предъявление для опознания, позволяет следователю на основе индивидуальных признаков разыскиваемого решить, задержан ли именно он.

Правильно организованный следователем розыск обвиняемого обычно завершается задержанием разыскиваемого, его личным обыском, допросом, а при необходимости - освидетельствованием и предъявлением для опознания. Эффективность такой “концовки” розыска резко повышается, когда все эти (или некоторые) следственные действия производятся в комплексе с иными действиями следователя и оперативно-розыскными мероприятиями органов дознания в рамках единой тактической операции.

Розыск свидетелей и потерпевших обычно не сложен, за исключением случаев умышленного уклонения этих лиц от дачи показаний. Тогда следователь использует тактические приемы розыска обвиняемого.

Розыск лиц, без вести пропавших, осуществляется одновременно с проверкой версий об их убийстве и имеет сходство с розыском обвиняемых. Важная роль, в частности, отводится изучению личности пропавшего. Для этого собирают максимально полные сведения о его внешности, изыскивают фотоизображения, устанавливают связи, выявляют данные об одежде, предметах и документах, бывших при нем к моменту исчезновения.

Сведения о пропавшем без вести необходимо проверить по учетам задержанных, арестованных, а также несчастных случаев, навести справки в больницах, моргах, медвытрезвителях, спецприемниках, инспекциях по делам несовершеннолетних. Если пропавший не обнаружен в течение пяти суток, в органах внутренних дел оформляют специальным протоколом, к которому прилагаются фотокарточки и документы пропавшего. По истечении трех месяцев после объявления местного розыска объявляют всероссийский розыск без вести пропавшего лица. Розыск прекращается, если со времени исчезновения прошло 15 лет.

В органах внутренних дел ведутся специальные централизованные учеты лиц, пропавших без вести, неопознанных трупов, а также неизвестных больных, на которых следователь или оперативный работник, ведущий розыск, составляют опознавательные карты, служащие основой учета. Судьба лица, без вести пропавшего, иногда может быть выяснена путем сопоставления составленной на него карты с картами неопознанных трупов.

Розыск трупов ведется чаще всего по делам об убийствах. Если труп обнаружен, говорить о завершении розыска еще нельзя. Необходимо установить личность погибшего. В осмотре принимает участие судебный медик. Труп дактилоскопируют, фотографируют по правилам опознавательной фотосъемки, а в морге вновь тщательно осматривают, с помощью специалистов отбирают образцы волос, частицы из-под ногтей, из ушей микрочастицы с различных участков тела и другие образцы, необходимые для экспертных исследований.

Особое значение для установления личности имеет судебно-медицинская экспертиза трупа или его частей. Эксперт выявляет важные данные: признаки хронических заболеваний, операций и травм, особенности зубного аппарата, группу и тип крови, признаки так называемой привычной деятельности (например, деформация конечностей, проникновение какого-либо вещества под кожу, патологические изменения внутренних органов, вызванные специфическими условиями труда).

Розыск животных, их трупов или частей чаще всего ведут при расследовании краж скота. Розыскные ориентировки на похищенный скот целесообразно направлять соседним горрайорганам, администрации акционерных обществ, рынков, заготовительных контор, убойных пунктов (площадок). В розыскных целях используют криминалистический учет похищенного и пригульного скота.

Розыск может быть завершен предъявлением обнаруженного животного или его частей (головы, шкуры, рогов) для опознания по индивидуальным признакам (порода, масть, пол, возраст, клеймо, способ ковки). При необходимости назначают зоотехническую, ветеринарную или другую судебную экспертизу.

Розыск предметов. Объектами розыска могут быть похищенное имущество, ценности, нажитые преступным путем, вещественные доказательства. При организации розыска имущества и иных ценностей следователь должен учитывать многие факторы, в частности дефицитность разыскиваемого, а значит, и время, необходимое для его реализации, размер и количество материальных ценностей, возможности сбыта, предполагаемый способ транспортировки.

Розыск транспортных средств . Осмотр места дорожно-транспортного происшествия при отсутствии транспортного средства позволяет выявить его вид, индивидуальные признаки, время и механизм происшествия, направления движения транспортного средства до и после происшествия и другие важные для розыска данные. На их основе сразу после осмотра выдвигают следственно-розыскные версии о местонахождения транспортного средства. Оно может быть в пути, на приусадебном участке, на платной стоянке, в пункте ремонта, в месте, пригодном для укрытия, и т.д.

Осуществляемый ГИБДД учет всех автомототранспортных средств является единым для всей территории России и обязательным для всех предприятий, учреждений, организаций и граждан. Помимо номеров учитываются многие другие данные о транспортных средствах, включая сведения о месте стоянки и документах, подтверждающих принадлежность транспортного средства.

При розыске транспортных средств хорошие результаты может дать назначение автотехнической, криминалистической и других судебных экспертиз. В качестве объектов экспертных исследований в последнее время все чаще выступают микрочастицы, обнаруженные при осмотре ДТП.

Розыск лиц, совершивших преступление, был и остается одной из наиболее приоритетных задач в деятельности следователя, органа дознания, органов внутренних дел России. В последнее время образовалась стабильная тенденция увеличения числа лиц, объявленных в уголовный розыск. Государство вынуждено затрачивать значительные ресурсы для того, чтобы обнаружить местонахождение скрывшихся обвиняемых, подозреваемых. Лица, скрывающиеся от следствия и суда, остаются причиной роста количества совершенных преступлений в стране, так как зачастую они продолжают заниматься незаконной криминальной деятельностью. Из этого следует, что в стране не реализуется принцип неотвратимости наказания за совершенные преступные деяния. Для восстановления социальной справедливости важным является то, что ни один случай преступления черты законы не остался безнаказанным. Только так можно обеспечить наиболее полное соблюдение прав и законных интересов лиц, пострадавших от преступных посягательств. Розыскные действия могут осуществляться как в целях установления лица, совершившего преступление, так и для розыска скрывшегося обвиняемого (подозреваемого).

Деятельность следователя по установлению местонахождения лица, которое совершило преступление, до приобретения этим лицом статуса подозреваемого или обвиняемого не стоит называть розыскной. Так как в данной ситуации имеет место поиск лица, который подозревается в совершении преступления с целью установления сведений о нем и данных о его личности.

Розыск скрывшегося обвиняемого или подозреваемого осуществляется в несколько этапов: проверка информации об уклонении конкретного обвиняемого от ответственности; сбор процессуальных и оперативно-розыскных сведений; само объявление розыска, его поручение органам дознания; планирование розыска; производство следственных и розыскных действий, а так операций, направленных на установление местонахождения обвиняемого. Наиболее результативными следственными действиями при розыске являются допрос, обыск и следственный осмотр, так как именно с их помощью следователь может получить наибольшее количество информации, необходимой для розыска. Качество розыскной работы во многом зависит от уровня знаний оперативных работников, а также от их стремления улучшить процесс розыска. Но современная ситуация показывает, что оперативно-розыскные мероприятия во многом шаблонны, малоэффективны, содержат однотипные версии, которые в полном объеме не проверяются .

Эффективной работе по розыску способствует обращение к средствам массовой информации, а также наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию, поступающую не только в адрес скрывшегося лица, но и его родственников, знакомых, и выемка ее в почтово-телеграфных учреждениях. Помимо этого, считает Гаврилин Ю.В., привлечение общественности дает дополнительные возможности следователю в решении задач розыскной деятельности. Нередко важные очевидцы устанавливаются после обращения органов расследования к коллективам предприятий, учреждений, организаций (особенно к тем из них, которые расположены недалеко от места происшествия) и населению с просьбой о том, чтобы лица, осведомленные о местонахождении объекта розыска, сообщили следователю или в полицию. Многие проблемы, характерные для современной практики розыскной деятельности, возникают из-за недооценки данных о личности обвиняемого, особенно на начальном этапе расследования, отсутствия умения и навыков составления психологического портрета обвиняемого, а также невнимания к исследованию вопросов психологии. Существенную помощь в розыске лица, совершившего преступление, может оказать судебная экспертиза. Благодаря экспертному исследованию следователь получает информацию о разыскиваемом лице и на этой основе может организовать его задержание. Путем, например, экспертного исследования фонограммы телефонных переговоров устанавливается не только дословное содержание зафиксированной устной речи, но и решается целый комплекс диагностических задач, включающих в себя: определение социальных характеристик лица - образование, профессия, уровень культуры; установление некоторых физических характеристик человека - его внешние признаки, возраст, пол, заболевание, состояние речевого аппарата и т.д. По смыслу ст.210 УПК РФ "Если местонахождение подозреваемого, обвиняемого неизвестно, то следователь поручает его розыск органам дознания", при этом в ч.1. ст.152 УПК РФ предусматривается только один случай, когда следователь может поручить органам дознания производство розыскных действий, - если их необходимо осуществить не по месту производства предварительного расследования.

Если розыскные действия нужно произвести по месту предварительного расследования, то следователь, если исходить из буквального толкования закона, должен их осуществлять только самостоятельно. По мнению Бекетова Михаила, в УПК РФ следует четко обозначить норму, согласно которой следователь будет вправе поручить органу дознания проведение розыскных действий и по месту производства предварительного следствия. Так как практике следователи все же поручают производство розыскных действий органу дознания по месту производства предварительного следствия, руководствуясь при этом п.4 ч.2 ст.38 УПК РФ. Такая практика, считает Бекетов, не отвечает положениям УПК РФ. В отношении разыскиваемого обвиняемого при наличии оснований может быть избрана мера пресечения, в том числе заключение под стражу. Но в отсутствии обвиняемого избрание данной меры пресечения не может состояться (только, если лицо объявлено в международный розыск). Тем не менее, законодатель предусмотреть правило, согласно которому в случае обнаружения обвиняемого он может быть задержан в порядке, установленном главой 12 УПК РФ.

По мнению Мириева Б.А., есть смысл ориентировать законодателя на такое разрешение ситуации, когда в отношении разыскиваемых обвиняемых, особенно в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, в качестве меры пресечения предписывалось бы избрание заочного заключения под стражу . На необходимость последнего неоднократно в своих выступлениях указывали и Президент Российской Федерации Д.А. Медведев, и представители юридического сообщества. Внесение в УПК РФ изменений, предоставляющих суду право на заочное избрание заключения под стражу в отношении подозреваемого, обвиняемого, скрывшегося от органов предварительного расследования и объявленного в федеральный розыск, с соблюдением определенных правовых процедур, выступающих в качестве процессуальных гарантий защиты его конституционных прав и основных свобод, должно способствовать обеспечению неотвратимости наказания за совершенное преступление и соблюдению разумных сроков расследования уголовного дела .

Азаренок Николай Васильевич в одной из своих статей считает, что следует осуществлять розыск не только обвиняемых и подозреваемых, но также потерпевших и свидетелей, так как на практике возникают случаи, когда после возбуждения дела пострадавший переставал являться на допросы, игнорировал повестки в суд, менял место жительства без извещения компетентных лиц и т.д. Хотя УПК РФ и допускает возможность применения к свидетелям и потерпевшим таких мер процессуального принуждения, как обязательство о явке, привод, а также денежное взыскание (глава 14 УПК РФ), в УПК отсутствуют нормы, допускающие возможность розыска свидетелей и потерпевших. Считается, что названных субъектов нельзя подвергать такого рода воздействию .

Розыск скрывшихся преступников – это самостоятельное направление оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел. Под розыском скрывшихся преступников понимается система организационных, процессуальных, оперативно-розыскных и иных специальных мероприятий, комплексное осуществление которых обеспечивает быстрое обнаружение привлекаемых к уголовной ответственности лиц и принятие в отношении их предусмотренных законом мер. Розыск может быть объявлен как во время производства предварительного следствия, так и одновременно с его приостановлением.

Основанием для начала розыска скрывшегося преступника являются постановление органа дознания, следователя, определение суда, постановление судьи об объявлении розыска обвиняемого, подсудимого и материалы проверки по учетам бюро регистрации несчастных случаев, больниц, моргов, определение суда о направлении лица на принудительное лечение в психиатрическую больницу и сообщение администрации о его побеге. При этом должностным лицом, подготовившим постановление, должны быть представлены копия постановления о возбуждении уголовного дела, копия постановления о привлечении в качестве обвиняемого, процессуальный документ об избрании меры пресечения, справка со сведениями о разыскиваемом, фотография, справка о принятых мерах по розыску (отдельное поручение органу дознания, допросы, обыски и т.д.).

При поступлении вышеуказанных документов сотрудники уголовного розыска обязаны не позднее 10 суток, кроме случаев, не терпящих отлагательства, завести розыскное дело. Процедура заведения розыскного дела включает в себя вынесение постановления о заведении розыскного дела и составление плана оперативно-розыскных мероприятий. Одновременно заполняются предусмотренные ведомственными нормативными актами учетно-регистрационные документынаразыскиваемое лицо, включающие в себя статистическую и розыскную карточки, информационно-поисковую и опознавательную карты, а также сторожевой листок. Все учетно-регистрационные документы направляются в информационный центр МВД, УМВД субъекта Федерации, а сторожевые листки помещаются в картотеке адресного бюро.

При заведении розыскного дела особое внимание должно уделяться плану мероприятий, являющемуся организационной основой работы в период местного розыска. В плане работы по розыскному делу должны быть сформулированы розыскные версии о предполагаемом месте пребывания разыскиваемого, указаны необходимые общерозыскные мероприятия и конкретные мероприятия по проверке каждой выдвинутой версии.

При организации розыска необходимо всесторонне учитывать условия, в которых он проводится, а также конкретные обстоятельства совершения преступления. Чтобы правильно организовать розыск конкретного лица, необходимо прежде всего знать особенности его личности и поведения. Отсутствие достаточно полной информации о скрывшемся преступнике затрудняет выдвижение розыскных версий и проведение эффективных мероприятий по их проверке. При выдвижении версии о местонахождении разыскиваемого лица помимо личности скрывшегося лица в обязательном порядке следует учитывать характер его взаимоотношений с близкими, круг связей, преступный опыт, авторитет в преступной среде и ряд других аспектов.

Следующим разделом плана являются общерозыскные мероприятия. Сюда, как правило, включаются типовые мероприятия, осуществляемые независимо от личности разыскиваемого. В свою очередь они могут быть разделены на первоначальные и последующие.

К первоначальным розыскным мероприятиям относятся: мероприятия по сбору оперативно значимой информации, информирование личного состава ОВД; информирование ОВД, на территории которых может находиться разыскиваемый; поиск по маршруту предполагаемого движения и в местах вероятного появления; опрос связей разыскиваемого о его местонахождении; получение фотографий, образцов почерка; проверка по учетам специальных приемников, приемников-распределителей, медицинских вытрезвителей, военкоматов, учреждений по использованию трудовых ресурсов, больниц, моргов, а также бюро регистрации несчастных случаев; информирование отдела кадров по месту последней работы разыскиваемого; оповещение населения через средства массовой информации, направление запросов в организации и учреждения для получения информации.

К последующим розыскным мероприятиям относятся такие, как направление ориентировок и заданий в ОВД, на территории которых проживают родственники или знакомые разыскиваемого; повторная проверка учреждений по использованию трудовых ресурсов, моргов, загсов, больниц, военкоматов; истребование копии дактилоскопической карты; проверка по учетам ИЦ МВД, УМВД ГУ МВД России; проведение необходимых оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных Законом об ОРД; проверка лиц в местах лесоразработок, геологоразведочных партий, сезонных и подрядных бригад в сельской местности.

Местный розыск начинается после проведения первоначальной проверки. Все мероприятия розыска осуществляются в рамках розыскных дел. При организации местного розыска необходимо всесторонне учитывать региональные условия, в которых он проводится, а также конкретные обстоятельства совершения преступления. Чтобы правильно организовать розыск конкретного лица, необходимо, прежде всего, знать особенности его личности и поведения. Отсутствие достаточно полной информации о скрывшемся преступнике затрудняет выдвижение розыскных версий и проведение эффективных мероприятий по их проверке.

Кроме того, необходимо учитывать, скрылся преступник непосредственно с места происшествия либо из дома в период проведения следственных действий. Если преступники скрываются непосредственно после совершения преступления, то, как правило, не осуществляют подготовки к укрывательству от органов внутренних дел, а лица, скрывающиеся во время проведения следственных действий, нередко обеспечивают себя необходимыми документами, деньгами, одеждой, подыскивают места, куда они предполагают скрыться, и т.д.

При розыске преступников, скрывшихся с места преступления, особое значение имеют физические розыскные мероприятия, осуществляемые по "горячим следам". Крайне важная роль в организации таких мероприятий принадлежит дежурной части органа внутренних дел. Прежде всего должно быть организовано преследование скрывшегося преступника поисковой группой. В то же время необходимо организовать осмотр места, откуда скрылся разыскиваемый. В ходе его проведения особое внимание следует обращать на выявление лиц, от которых можно получить сведения о разыскиваемом. При наличии данных об использовании преступником транспортных средств, необходимо ввести в действие оперативный план "Перехват".

Наряду с изложенным, в местах возможного появления преступника, особенно у известных родственных и иных близких связей, исходя из имеющейся информации, должны быть выставлены засады. Важным условием правильной организации перечисленных мероприятий является своевременный обмен информацией всех задействованных в розыске сотрудников.

Первоначальные мероприятия по розыску лиц, скрывшихся в период проведения предварительного следствия, имеют несколько иную направленность. Как правило, такие разыскиваемые стремятся использовать родственные и иные близкие связи. Их помощь может выражаться в предоставлении денежных средств, одежды, мест укрытия, приобретении документов и т.п. Необходимо также определить места, которые наиболее часто посещал разыскиваемый и где вероятно его появление.

В тех случаях, когда перечисленные мероприятия не дают результата, возникает необходимость проведения дополнительных мероприятий. Особое внимание при этом следует обращать на сбор информации о личности разыскиваемого, выявление его намерений. В обязательном порядке необходимо навести справки о судимости. Если разыскиваемый был ранее судим, целесообразно выяснить, где он отбывал наказание, и запросить из этих учреждений сведения о его связях в местах лишения свободы, где эти связи находятся сейчас; о поведении разыскиваемого в период отбывания наказания; с кем вел переписку.

В случае объявления в розыск преступника, ранее разыскивавшегося органами внутренних дел, целесообразно запросить из архива розыскное дело и изучить его для получения сведений о его связях, месте, где он был обнаружен и задержан, способах укрытия и т.д.

Когда меры местного розыска исчерпаны, а разыскиваемые лица не обнаружены, они объявляются в федеральный розыск. Немедленному объявлению в федеральный розыск, с момента принятия процессуального решения о производстве розыска, подлежат лица, привлеченные к уголовной ответственности, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления; вооруженные огнестрельным оружием либо имеющие при себе вещества, применение которых может привести к гибели людей или причинить вред их здоровью; а также при наличии информации о выезде разыскиваемых обвиняемых, осужденных за пределы Российской Федерации, одновременно с международным розыском.

Решение об объявлении в федеральный розыск ранее установленных сроков может принять начальник органа внутренних дел, если есть достаточные основания полагать, что меры местного розыска исчерпаны.

Межгосударственный розыск аналогичен существующей системе федерального розыска и не подменяет собой международный розыск. Он объявляется, когда меры розыска внутри одного из государств – участников СНГ исчерпаны и имеются основания полагать, что разыскиваемое лицо выехало за пределы данной страны.

Органы внутренних дел России осуществляют международный розыск в случаях наличия информации: получены данные о выезде разыскиваемого за пределы Российской Федерации; достоверно установлены имеющиеся у разыскиваемого родственные, дружеские и иные связи за пределами страны; получена информация об имевшемся у разыскиваемого намерении выехать из страны с деловой или другой целью.

Международный розыск скрывшихся лиц в целях их выдачи для уголовного преследования или исполнения приговора объявляется на основании постановления следователя (дознавателя) и осуществляется только при избрании в отношении их меры пресечения в виде заключения под стражу. Международный розыск лиц на территории Российской Федерации осуществляется на основании официальных обращений компетентных органов зарубежных государств, поступивших в компетентные органы Российской Федерации в установленном порядке.

Новые статьи

© 2024 nowonline.ru
Про докторов, больницы, клиники, роддома