Звенигородский чудотворец. Мир стоит молитвою

О необходимости принять срочные меры по спасению скита преподобного Саввы Сторожевского сообщил эконом Саввино-Сторожевского ставропигиального монастыря игумен Петр (Дергунов). Постройки скита разрушаются: из-за аномально теплых зимних месяцев усилились оползневые процессы. По словам о. Петра, выпадают фундаментные блоки из основания алтаря храма прп. Саввы. «Есть опасность, что алтарь этого храма и пещера прп. Саввы, находящаяся под ним, могут быть разрушены», — отец Петр.

Наместник Саввино-Сторожевского мужского монастыря игумен Савва (Фатеев) также выразил тревогу по поводу состояния зданий скита: «Скит постепенно сползает в сторону реки Сторожка. Если сейчас мы не озаботимся решением этой проблемы — укреплением фундаментов зданий скита, то можем вообще потерять величайшую святыню русского Православия. У нас также есть заключение специалистов о том, что в связи с оттепелью ноября-декабря 2006 г. процесс разрушения скита только усугубился», — сообщил игумен Савва.

Как рассказал игумен Петр, за последние годы в монастыре велись большие восстановительные работы — обитель готовилась к памятной дате: 600-летию со дня преставления прп. Саввы, которая отмечается в 2007 г. «На протяжении последних лет основные средства благотворителей были направлены, в основном, на восстановление самого монастыря. Скит находился у нас на положении «скромного родственника» — в 1998 г., когда праздновали 600-летие основания монастыря, там были проведены консервационные работы. Но за последние 8 лет работы носили эпизодический характер, т.к. средств на восстановление скита было явно недостаточно», — отметил эконом.

Монастырь пригласил сотрудников реставрационного объединения «Инженерная геология исторических территорий», которые обследовали состояние Малого скита и дали «строгое заключение», предписывающее предпринять срочные меры в течение полугода. Были найдены подрядчики из известных реставрационных организаций, которые составили сметы — порядка 120 млн.руб. По словам о. Петра, эта сумма «реальная, но заоблачная для монастыря», который на средства благотворителей содержит приют (35 мальчиков в возрасте от 4 до 17 лет), постоянно помогает инвалидам, престарелым, беспризорным детям, и все эти социальные программы только расширяются. Однако монастырская братия не теряет надежды и молится о восстановлении скита.

Скит был построен в километре от монастыря в 1862 г. на средства купца Цурикова на месте пещеры, которую, по преданию, выкопал сам преп. Савва и в которой он в посте и молитве провел последние два года жизни. Храм во имя преп. Саввы Сторожевского был освящен святителем митрополитом Филаретом (Дроздовым). Постепенно достраиваясь, скит к началу ХХ в. включал всего 17 построек: это каменные кельи при храме, двухэтажный братский корпус с домовой церковью святителя Николая и трапезной, деревянные кельи для монахов и паломников, подсобные помещения. Вся эта территория была обнесена кирпичной стеной с башнями. По словам о. Петра, скит предназначался «для духовной жизни престарелой братии, которые там молились и трудились на собственном огороде и в саду». В годы советской власти 15 построек были уничтожены, остались только Малый скит и двухэтажный корпус, превращенный в военное общежитие. В настоящее время в скиту живет братия под началом скитоначальника игумена Феодосия, однако богослужения в храме совершать запрещено в виду критического состояния здания.

«Необходимо собрать все усилия — братии, историков, реставраторов, власть предержащих, чтобы не дать погибнуть святыне и памятнику федерального значения», - заключил о. Петр.

Как сообщает сайт Саввино-Сторожевского монастыря, в юбилейном 2007 году в скиту преподобного Саввы планируется осуществить следующие работы: отвод ливневых стоков, террасирование окружающего рельефа с укреплением склонов и устройством подпорных стенок на прилегающей к скиту территории, дренирование верхней части склона, укрепление фундамента и стен, выполнение гидроизоляции и др.

Совсем недавно восстановить национальную святыню — скит преподобного Саввы Сторожевского в Звенигороде, призвал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, находясь в декабре 2006 г. в Саввино-Сторожевском монастыре на открытии юбилейного года, посвященного памяти святого Саввы, игумена Сторожевского, Звенигородского и всея Руси чудотворца. «Юбилейные торжества 2007 года должны пройти не только в монастыре, но и в возрожденном скиту святого Саввы, который надо восстанавливать и которому надо придать ему прежнее значение, прежнее благолепие и духовную ценность», — отметил Предстоятель Русской Православной Церкви.

29 января к открытию XV Рождественских Международных образовательных чтений в фойе Государственного Кремлевского дворца была принесена икона с изображениями и частицами мощей преподобного Сергия Радонежского и его ученика преподобного Саввы Сторожевского, а также представлена экспозиция, посвященная 600-летию преставления преподобного Саввы, Звенигородского и всея России чудотворца.

1 февраля, в день обретения мощей преподобного Саввы Сторожевского, после Божественной литургии в Саввино-Сторожевском ставропигиальном мужском монастыре открылась церковно-научная конференция «Преподобный Савва — «забрало Москве, утверждение царствию, всем грешным прибежище», посвященная 600-летию преставления преподобного.

July 7th, 2012

1. Звенигородская старина

Итак, по счастливому совпадению, путешествие моё началось с Мозжинки, где, как уже писалось в первой части, располагалось одно из дьяковских городищ. К сожалению, найти его точное месторасположение по указаниям в "Археологической карте России" не удалось... отчасти из-за того, что берег Москва-реки в ближнем Подмосковье представляет собой лакомый кусок для разного рода богатеев, отчасти из-за того. что дачи РАН, расположенные в Мозжинке ныне огорожены всевозможными заборами, и наконец от большей части из-за того, что дорога к предполагаемому городищу шла по непроходимому бурелому на склоне оврага, что в сочетании с бессонной ночью, палящим солнцем и тяжеленным рюкзаком было существенным отягчающим обстоятельством. Название этого место - Мозжинка - привлекает внимание своим неславянским звучанием. Не сможет ли оно пролить свет на языковую принадлежность более древних обитателей края? Е. М. Поспелов возводит название к русскому некалендарному имени Мозжа ("Географические названия Московской области. Топонимический словарь.", Москва, 2007, стр. 367). Однако один из местных жителей, бывших в нашей купальской компании, поведал, что деревня называется от речушки Мозжа, а также забавное народное топонимическое предание о том, что это потому, что здесь некогда обитали разбойники, "мозжившие" всем головы. На этой версии мы заострять внимание не станем (это как Яхрома от царевны, воскликнувшей "Я хрома!" и прочие истории, никак не связанные с реальностью). К сожалению, кроме единичного устного свидетельства мне не удалось найти сведений о ручейке Мозже, текущем здесь... Зато есть река Мозжинка, протекающая на стыке Башкирии, Татарии, Удмуртии и Перми. Возможно ли финно-угорское происхождение этого топонима? В данном случае, судить не возьмусь.

Фотография очень слабо передаёт крутизну этого оврага

Дальше предстоял четырёхкилометровый переход до звенигородского Городка через территорию самого города, вдоль магистральной дороги, прямо скажем, без большого удовольствия, и в самом городе внимание моё привлёк разве что вот этот памятник: князю Юрию Дмитриевичу, сыну Дмитрия Донского, при котором в конце XIV - начале XV века город достиг наибольшего "расцвета" в качестве удельно-административного и торгового центра, и "святому" Савве, основателю Саввино-Сторожевского монастыря по благоволению того же князя Юрия. Сей скорбный монумент олицетворяет собою извечную нашу российскую "симфонию властей", соединяющую тиранов духовных и угнетателей мирских с тех самых пор. как русская жизнь была отравлена сложением централизованного государства и насильственным крещением в православие, проведённым по инициативе всё того же государства... с тех пор крест и скипетр рука об руку простираются над всеми горестями нашей земли.

На подступах к Городку - историческому центру Звенигорода, месту первой княжеской крепости на месте города, перпендикулярно руслу реки Москвы вклинивается улица Красная Горка, уходящая резко вверх. Название, разумеется, не случайно. Это тот случай, когда имя улицы прямо наследует от локального географического объекта, что подтверждается крутым подъёмом данной улицы. Красными горками на Руси называли возвышенности, раньше других освобождающиеся от снежного покрова весной и служившие местом народных языческих торжеств. И в Подмосковье и во многих других регионах нашей страны название Красная Горка достаточно широко распространено. Это значимое для духовной жизни наших предков место непосредственно прилегает к бывшей крепости с востока, здесь же поблизости были городские посады, расположившиеся за крепостной стеной.

Подъём на Красную Горку

Сам Городок, он же звенигородский Кремль, являет собою небольшую площадку на довольно крутом холме, с трёх сторон окружённом оврагами, а с четвёртой - резким склоном в долину Москвы-реки. На городке сохранились старинные церкви, хорошо сохранился крепостной вал, кажущийся прямо таки громадным на фоне оплывших валов более древних городищ. Здесь снова резко дали о себе знать уже упоминавшиеся усталость, рюкзак и жара вместе с жаждой. Это было прямо таки изменённое состояние сознание сознания. Мне показалось, что я в шкуре средневекового перехожего калики, что охаживал своими пыльными башмаками сотни вёрст родной земли, ничего не ища, но идя навстречу и встречая, и вновь в пути...
Пройдя за Городок я очутился в лабиринте глубоких оврагов, поросших густым лесом... Я диву дался, как этот город ухитрились дважды взять татары и однажды поляки в Смутное Время, как их конница и пешие полки не увязли в этом лабиринте, не осеклись об угрюмые обрывы крепостного вала?

Кстати, прямо из склонов этого холма бьёт несколько ключей, почитающихся в народе за священные и целебные. К "парадному" роднику, бьющему со стороны дороги и основного входа на Городок, оборудован подход и все условия для сбора воды, чем там постоянно и занимается жиденький, но не прекращающийся поток посетителей. Мне же, честно говоря, вода оттуда показалась невкусной и отдающей серо-водородом... Два ключа в более отдалённом месте, на западном склоне холма, производят куда более чистое и девственное впечатление.

Крепостные валы на Городке, вид изнутри

Один из родников на западном склоне

Теперь путь лежал к месту второго дьяковского городища, что, по указанию в "Археологической карте", должно было находиться в "300 метров к западу от Городка, у ответвления шоссе к д/о Связист, 100 м. от русла, при впадении оврага в долину"... Однако на предполагаемом месте опять едва ли можно было различить следы древних. возможно, оно и вовсе сгинуло под дорожным асфальтом и пансионатной застройкой. Лишь угрюмая почерневшая деревянная статуя советского времени, изображающая богатыря, словно хмурый древний идол возвышается примерно на месте обитания древних "дьяковцев".

К Саввино-Сторожевскому монастырю я уже и вовсе еле плёлся. Кажись, было все +35, хорошо восславили Солнышко накануне! Но после непродолжительного полудремотного отдыха на автобусной остановке в Саввинской Слободе, тоже кстати весьма старинном поселении, ровеснице монастыря, я начал карабкаться в гору, на вершине которой виднелись островерхие крепостные башни и купола... Чтобы пояснить, почему мне на каждом шагу приходилось покорять вершины, словно бы я в Альпах, а не на равнине, уточню, что путь мой в целом пролегал вдоль течения Москвы-реки, по её левому берегу, где сразу за пологой долиной, чуть поодаль от реки начинается длинная гряда холмов, идущая также вдоль реки. на этих-то холмах и расположились многие исторические достопримечательности...

Как вы, должно быть, уже догадались никаким мощам я поклоняться не стал, равно как и свечки не ставил:-) правда грешным делом прикупил в церковной лавке свежего хлеба и медовухи, поскольку с ночи был не емши- не пивши (кстати, цены святые отцы ломят весьма немилосердные)... Вновь посетил местный краеведческий музей, освежил память. В этот раз особенно пристально разглядывал немногочисленные выставленные находки из "домика мёртвых", поскольку к стыду своему я впервые обратил должное внимание на то, что один из немногих дьяковских погребальных памятников находится именно здесь. Потом наслаждался видом с местной смотровой площадки у монастырской стены, вид и правда великолепный, а ещё там был вожделенный тенёк.

Вид с монастырского холма. Можно себе представить какой простор открывается с башен!

Коллекция находок дьяковской археологической культуры в Звенигородском краеведческом музее. А в верхнем левом углу - находки из того самого "домика мёртвых". Описанные в первой части моего повествования бронзовые привески и миниатюрные глиняные сосудики

Домик мёртвых и городище на Сторожке

Однако главным мотивом моего посещения монастыря был не музей и не хлебушек, а то, что он служил для меня ориентиром, чтобы найти самое древнее дьяковское городище на звенигородской земле. Согласно археологической карте, Место лежало в одном километре к северо-северо-западу от монастыря, на мысу левого берега Сторожки. Надо сказать, что после двух неудачных попыток найти места других городищ, я уже сильно сомневался в успехе своего предприятия... Тут мне немного помогла консультация со смотрительницей музея, подсказавшей, где проще пройти берегом речки. Левый берег сторожки являет собой, не сказать, что крутой, но довольно ощутимый склон длиной несколько десятков метров, ведущий в самый низ речной долины. По верху этого склона пролегает дорога от монастыря к монашескому скиту, святому источнику и дому отдыха. Это очень сильно облегчило поиск - поскольку в самом низу городище быть не могло (так вообще не бывает. да и в карте указана высота 27-30 метров над рекой), на склоне тоже особо не разживёшься, мне оставалось лишь искать подходящие плоские площадки у самого склона и окружённые оврагами. Мне удалось это не с первого раза, но вот... взгляд мой упал на тропу, ведущую в сторону от дороги к оврагу, но при этом немного вверх, и вот - радостное предвкушение сменилось эйфорией. когда стало отчётливо видно, как тропа перемахивает через оплывший вал и ведёт дальше на весьма характерную площадку, окружённую со всех сторон кроме одной овражками. Это оно! Здесь жили достойные люди давно минувших лет, я стоял и смотрел вниз на длинный лесистый спуска там же, где полторы тысячи лет назад стояли они, там же, куда и спустя столетия их потомки приносили прах своих почтенных предков. Удивительное чувство обуревает меня всякий раз. когда я в таких местах.

На этот раз, однако, радость моя была сильно подгажена половником дёгтя в виде мусора и алко-столика, вносивших в общую атмосферу ощущение бомжатника и осквернения. Надо бы там устроить субботник! Облазив городище и побыв там некоторое время, я понял. что надо бы сюда вернуться - в более сосредоточенном настроении...

Тропа форсирует три вала, которые тысячелетия назад были призваны остановить врага при подступе с незащищённой оврагами стороны

Весёлый столик. Нет, здорово конечно, но почему именно здесь и почему бы мусор за собой хотя бы не унести?!

Яма от раскопок, в центре площадки городища. Возможно именно здесь располагался "домик мёртвых"

Починка моста на Сторожке и отъезд

Хронологический принцип неумолимо требует от меня поставить один их самых интересных эпизодов путешествия в самый конец. В этот раз получилось до неприличия много букв, да и потом я с горечью чую, что мой стиль письма год от года становится всё более тяжёл и громоздок.... Но надеюсь, кто-то всё же читает ещё эти строки.

Итак, с городища я отправился к святому роднику, рядом с которым, как мне сказали, должен был быть мост через речку и дальше можно было бы пройти на станцию окружной железной дороги (БМО), где как раз должна была быть вечерняя электричка...

Но на подходе я увидел. что мостик со своего места вывернут, вокруг возится толпа мужиков, среди них пара монахов и священник, а чуть поодаль ходят и причитают живописные тётушки в косынках... я почти машинально решил пройти мимо и искать брод выше по течению. не то. чтобы мне не хотелось помочь разобраться с мостом. Просто, "в одном челне" с попами мне право не уютно. Есть у меня на это ряд своих причин. Но одна из тётушек заприметила меня и позвала на помощь. поведав попутно, что мост "снесло водой" (не знаю, правда, что это за паводок там у них в конце-то июня, что вода мосты уносит?). Ну тут отказываться вариантов не было, и я присоединился к коллективному труду. Коллектив был тот ещё: толпа человек пятнадцать алкоголично-гопницкого вида мужичков с южнорусским или украинским говорком, руководимые уже помянутыми представителями священства. Кто были эти мужички? Монастырские трудники или ещё кто? Для меня осталось это тайной. Головой был отец Феодосий, игумен скита святого Саввы, про него кое-что есть в сети даже. Он, похоже, ветеран Афганистана. Мне он предстал как такой грубовато-простоватый и слегка экзальтированный старец с седой бородой. Любопытно было наблюдать за его взаимоотношением с остальными: он явно пользовался определённым авторитетом, хотя и достаточно зыбким и неформальным.
Деятельность заключалась в том, чтобы, пихая и перекатывая, водрузить на своё место мосток, сколоченный из трёх массивных, прямо неподъёмных, брёвен и досчатого настила... Долго ничего не получалось, в итоге примостили кое-как, до приезда трактора. За это время я успел схлопотать от отца Феодосия по рукам, то ли за нерадивость. то ли за площадную брань. Вообще работка не из простых. Очень горьким для меня эпизодом стал момент, когда отчаявшись справиться только руками, решили подложить под мост брёвна, чтобы катить по ним. Ну и разумеется "венцы божьего творения" в растеньях ни малейшей ценности не видя, принялись рубить живые деревца на берегу. Теперь жалею и друзья упрекают, что постеснялся запечатлеть Феодосия, рассекающего по берегу с бензопилой в руках. Попутно к реке подбегали тётушки-косыночки - просили Феодосия их благословить, что было довольно забавно. Говорить за деревья я им ничего не стал. ясно было, что от этой публики я бы получил в лучшем случае насмешки. Но вот, мост стал проходим и, смущённо выслушав похвалы и благодарности отца Феодосия в свой адрес, я в смешанных чувствах отправился к станции.

Слева, на заднем плане, уже за рекой, кирпичные постройки скита Саввино-Сторожевского монастыря. вид со станции

Станция это отдельная песня. Станция Дюдьково. Она необычная - она на Большой Московской Окружной железной дороге, которая соединяет все радиальные железнодорожные ветки из столицы и по которой гоняют, в основном, товарняки. Однако три раза в день (на разных участках по-разному) ходят и электрички. Станции тут низенькие, плиты на земле. Электрички стабильно ходят с опозданием, а на подъезде помощник машиниста спросил меня с подножки кабины, куда я еду - на станциях, где никто не стоял и никому не надо было выходить, поезд попросту не останавливался. В общем, ощущение глухой железной дороги где-то очень-очень глубоко в глубинке... Вспомнилось как летом минувшим я запрыгивал почти на ходу в поезд в Центральной Карелии, на станции Химолы... после высадки с той электрички приключения закончились - мне оставалось лишь добраться до постели и, наконец, забыться крепким сном...

Многими молитвенниками богата была русская земля. Один из самых известных современников преподобного Сергия Радонежского - его ученик Савва Сторожевский. Он по сей день пользуется заслуженной славой и любовью верующих.


История жизни

Еще юношей пришел в монастырь, потому что всю свою жизнь решил посвятить Господу. Мысли его уже тогда пребывали только лишь в Царстве небесном, поэтому святой всегда выходил из храма позже всей братии. Такая преданность Христу не могла остаться незамеченной. Монахи сделали Савву Сторожевского своим духовником - это очень почетная обязанность и большая ответственность.

  • Очень быстро о духовных дарах инока стало известно окружающим. К нему стали приходить князья и простой люд - все просили мудрого совета в духовной жизни. Хотя монах любил молиться в уединении, это не всегда ему удавалось.
  • Преподобный постоянно находился в трудах - сам носил воду из реки, подавая пример другим жителям монастыря. Ведь лень и праздность являются началом многих грехов.
  • Князь поручил мудрому священнику основать новую обитель, что он и сделал. Монастырь был построен и освящен в честь Рождества Девы Марии.

Уже при жизни преподобный обладал даром предвидеть грядущие события. Например, он предсказал князю Георгию победу в сражениях с болгарами. Спустя несколько месяцев так и произошло, первым делом воины пришли благодарить своего наставника.

Скончался старец в преклонных летах. В летописях точно не указана дата его рождения. Умер он в 1407 г. Церковь прославила его как святого через сто с лишним лет. Мощи Саввы Сторожевского в настоящее время находятся в Саввино-Сторожевском монастыре, который был основан самим преподобным.


Святая обитель

Хотя в нашей стране великое множество монастырей, есть самые знаменитые. Они прославлены благодаря великим подвижникам, которые жили в их стенах. Такой обителью является Саввино-Сторожевский монастырь. Находится знаменитое место паломничества в Звенигороде, основана обитель в конце 14 в.

Начиналось все по просьбе местного князя с одной деревянной церквушки, которая стояла на горе Стороже. Поначалу Савва жил там один в своей пещерке, но вокруг него собирались единомышленники.

  • Монастырь находился в стратегически важном месте, являясь защитой Московской области с западной стороны. Здесь любили молиться многие представители царской семьи - Иван Грозный, Алексей Михайлович и др.
  • После кончины великого монаха сюда была проложена специальная дорога, по которой цари приезжали в обитель на моление. Сейчас это Рублево-Успенская трасса.
  • В монастыре хранились великие святыни - Иверская икона Божией Матери, Владимирский образ Богородицы.
  • Обитель благополучно пережила многие страшные времена, но в годы революции большевиков все же была закрыта.
  • Здесь находился огромный колокол, чей благовест было слышно даже в столице, но большевики уничтожили его.

Возрождение монашеской жизни началось в 1995 г., сегодня здесь проживают несколько десятков монахов.


Почитание

В православной культуре принято приобретать для дома лики святых. Люди верят, что эти святыни способны защитить их, подарить душевный покой. Икона Саввы Сторожевского пишется в традиционном восточном стиле.

Прямо на молящегося смотрит старец с длинной бородой, волосы с проседью немного вьются, лоб открыт.

  • Изображен монах на золотистом фоне - это символ райских обителей, где будут обитать души праведников. Православная Церковь верует, что там находятся святые, которые своими молитвами могут помогать живущим на земле.
  • Монашеская мантия накинута поверх облачения, она символизирует ангельскую душу тех, кто отрекается от грешного мира.
  • Правой рукой наставник благословляет верующих, в левой держит свиток (символ мудрости и просвещенности Духом Святым).

Перед образом можно не только произносить молитву святому, но и петь акафист Савве Сторожевскому. Это поможет преодолевать страсти, сосредоточиться на том, что действительно важно - жизни духа, его воспитания в христианских добродетелях.

Чтобы приложиться к святым мощам, верующие стараются совершить паломничество в храм Саввы Сторожевского, он находится в Звенигороде. Там можно посетить скит, где который находится немного в стороне от монастыря, среди леса. Именно над оврагом, где совершались молитвенные подвиги, был возведен храм. Это сделано ради сохранения памяти подвижника православной веры. Средства на строительство были пожертвованы одним достойным купцом.

Здесь была начата традиция крестного хода, который совершается в день церковной памяти преподобного. Сюда приезжали для молитвы многие известные люди. Сегодня монахи стараются вести такую же строгую жизнь, образец которой показал преподобный Савва. Считается, что по молитвам преподобному можно исцелиться от болезней тела, обрести душевный покой, найти правильный путь в жизни. Молитвами преподобного Саввы, помилуй нас, Господи!

Текст православной молитвы Савве Сторожевскому

О пречестная и священная главо! Небеснаго Иерусалима гражданине, Пресвятыя Троицы обиталище, преподобне отче Савво! Велие имея дерзновение ко Всемилостивому Владыце, молися о стаде ограды твоея и о всех по духу чадех твоих. Не премолчи вопия за ны ко Господу и не презри верою и любовию чтущих тя. Испроси предстательством твоим у Царя царствующих мир Церкви, под знамением креста воинствующей, архиереом святительства благолепие, монашествующим доброе в подвизех течение; святей обители сей, граду сему и всем градом и странам охранение; миру безмятежие и мир, глада и пагубы избавление; старым и немощным утешение и подкрепление, юным и младенцам благое в вере возрастание, в Евангельском учении твердое обучение, и в чистоте и целомудрии пребывание; вдовицам и сиротам милость и заступление, плененным отраду и возвращение, болящим исцеление, малодушным успокоение, заблуждшим исправление, согрешающим дух сокрушения, бедствующим, и всем, благодатной помощи требующим, благовременну помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих, споспешествуй, яко чадолюбивый отец чадам, и нам понести иго Христово во благодушии и терпении, и всех управи в мире и покаянии скончати живот свой непостыдно и преселитися со упованием во обители небесныя. Идеже ты, по трудех и подвизех, ныне водворяешися со Ангелы и Святыми, зря и прославляя Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Савва сторожевский - храм, икона, мощи was last modified: Июнь 6th, 2017 by Bogolub

подвижники

Вверху: Последний обер-прокурор Синода

А.Д. Самарин - один из фигурантов «дела церковников».

Вверху справа: Зима. Вид со звонницы.

Справа: Молчаливая стена.

дучи вызван для осмотра раки преподобного. Некоторые другие члены совета вели себя в алтаре не менее нагло. Когда святые мощи вновь поместили в раку, безбожники сами разложили их так, «чтобы посмешнее выглядели», и запретили что-либо менять.

Несколько дней спустя в Москву, в наркоматы внутренних дел и юстиции, было направлено письмо-жа-лоба с просьбой прекратить безобразия. Его подписали 113 человек, среди которых были монахи обители и местные жители (почти всех их в дальнейшем ожидала страшная участь). Но ничего не помогло: уже 5 апреля мощи преподобного вывезли из монастыря.

15 апреля несколько прихожан отправились в Москву к профессору церковного права Н.Д. Кузнецову, бесстрашному защитнику церковных святынь. На следующий день в Совнарком было подано заявление с протестом по поводу увоза святых мощей и просьбой произвести дознание и привлечь виновных к ответственности. Заявление завершалось кратким объяснением со ссылками на святых отцов, что под святыми мощами подразумеваются любые останки (не только нетленные) и поэтому борьба большевиков против так называемого церковного обмана нелепа.

Вести следствие поручили следователю Наркомюс-та Шпицбергу. Этот специалист по борьбе с религией, открыто подтасовав показания свидетелей и, видимо,

не побрезговав физическим воздействием, перевернул дело с ног на голову: одинаковыми штампованными фразами свидетели отказывались от своего апрельского заявления и по большей части признавали, что никаких кощунств не было. Игумен Иона направил из Таганской тюрьмы обширное заявление в трибунал, в котором разоблачал лживые показания, сфабрикованные Шпицбергом.

Карикатурное «расследование» закончилось обвинением монахов и прихожан в дискредитации советской власти. Действия распоясавшихся хулиганов признали «правильными и соответствующими революционной дисциплине». Профессора Кузнецова привлекли к делу в качестве обвиняемого как «интеллектуального руководителя всей этой компании» (хотя арестован он был еще до выводов «следствия»), монахов обвинили в инсценировке событий. Дело о кощунствах при вскрытии мощей переросло в «дело церковников». Профессора Кузнецова и последнего обер-прокурора Синода А. Д. Самарина приговорили к расстрелу (по амнистии заменили расстрел на фактически пожизненный срок - «до окончательной победы рабоче-крестьянской власти над мировым империализмом»), а отца Иону - к пятнадцатилетнему сроку (по амнистии срок сократили до пяти лет). Остальные получили по десять лет (по амнистии - три).

Освободившись из заключения (сокращенного в результате очередной амнистии до 20 месяцев), отец Иона вернулся игуменом в Гефсиманский скит, откуда пропал (возможно, будучи репрессирован) в 1929 году.


Всего 69 фото

Сегодня мы побываем в Саввино-Сторожевском монастыре. Вообще удивительно складываются собственные пути, как и пути Господни, что касаются лично тебя. Не планировал я в самое ближайшее время побывать здесь. Но так случилось, что, обсуждая со своим другом мршрут куда можно выехать в субботу в Подмосковье для осмотра достопримечательностей у меня каким-то непостижимым и нежданным образом тут же вырвалось слово Звенигород. И оказалось, что мой товарищ несмотря на богатую историю его путешествий по Московской области заявил, что не был там уже шесть лет и с удовольствием тут же согласился. Сразу скажу, что в этот день мы много чего увидели, но Саввино-Сторожевский монастырь инициировал в моей душе такое теплое спокойное и неповторимое воодушевление какого я очень давно не испытывал. Что любопытно, основал монастырь монах Савва, ученик Сергия Радонежского. А в воскресенье, то есть на следующий день я уже ехал на съемки в древний Радонеж, туда где все и начиналось для нашего государства, где формировались основы духовной крепости, единения и величия русского народа. Вот такая вот предистория этой поездки в Звенигород.

В общем пост будет большой, подробный и наполненный моими впечатлениями, которые я обычно и выражаю фото работами. Поэтому рекомендую с пониманием отнестись к достаточному количеству фотографий, что и являются для меня мерилом и глубиной моих личных впечатлений. Надеюсь обычное представление о том, что рядовой зритель и читатель смотрит только первые 15-25 фото, а потом теряет интерес в этот раз не проявит себя таким материальным образом. Этот материал для тех кто хочет поподробней и глубже ознакомиться с этим историческим местом.


Для начала немного о духовном основателе монастыря.

Са́вва Стороже́вский (Савва Звенигоро́дский; умер 16 декабря 1407) - преподобный Русской православной церкви, основатель и первый игумен Богородице-Рождественского (Саввино-Сторожевского) монастыря в Звенигороде; Звенигородский чудотворец. Один из наиболее известных русских святых, духовный подвижник России, «покровитель царей» и «защитник Москве», исцелитель, прозорливец, «всем грешным прибежище». Считается одним из первых (по времени и положению) учеников преподобного Сергия Радонежского.
02.

Известно, что большую часть своей жизни святой Савва прожил в Троицком монастыре у Сергия Радонежского. Он был избран духовником Троицкой братии, включая самого Сергия, а после кончины Сергия Радонежского в 1392 году был некоторое время игуменом Троицкого монастыря (когда Никон Радонежский, которому преподобный Сергий передал игуменство, ушёл в затвор). Был духовным отцом вдовы князя Дмитрия Донского Евдокии (в монашестве Евфросинии) и их третьего сына (второго по праву наследования) Юрия Звенигородского.
03.

Первый деревянный храм Рождества Богородицы на горе Сторожи у Звенигорода начали строить ещё в начале 1390-х годов по благословению Саввы и под покровительством призывавшего переехать к нему в удел князя Юрия Дмитриевича. По летописям, в 1395 году преподобный Савва благословил князя Юрия на поход в Волжскую Булгарию, который завершился полной победой и взятием 14 городов, включая Великий Булгар, Джуке-Тау и Казань. Сразу после похода появились средства на грандиозное строительство, которое и было произведено в Звенигороде с 1396 по 1405 годы.

04.

Основание монастыря на Сторожи можно отнести к 1396-1398 годам. Именно в разгар строительства и после кончины владыки Звенигородского Даниила, в 1398 году, преподобный Савва оставил Троицкую обитель и по приглашению князя Звенигородского и Галичского Юрия пришёл в Звенигород со Смоленской иконой Божией Матери.

Северные ворота монастыря
05.

Вид окрестностей монастыря со смотровой площадки.

06.

В 1650-1656 гг. были построены основные здания и крепостные стены (длина 760 м, высота 8-9 м, толщина около 3 м) с 7 башнями, из которых до наших дней сохранилось 6.
07.

Крепость строилась по царскому указу под руководством Н.М. Боборыкина и А. Шахова.
08.

В монастырской ограде были сооружены храмы: надвратный во имя преподобного Сергия Радонежского (1651-1652 гг.), позже переосвященный в честь Живоначальной Троицы; Преображенский (вторая половина XVII в.)
09.

Мы входим на территорию монастыря. Это Трапезная палата (1652-1654 гг.).
10.


11.

Трапезная (найденные при раскопках старая трапезная и Святые ворота были построены в XVI веке) - четырёхэтажное строение, выдающееся достижение русской архитектуры XVII века, одна из крупнейших по площади каменных построек своего времени, которую с восхищением описал еще Павел Алеппский. В белокаменном подклете, углублённом на 6 м в землю, помещался ле́дник и имелся колодец глубиной 15 м. На втором этаже находилась кухня, вокруг которой были кельи для служителей.

На третьем этаже располагалась собственно столовая палата, перекрытая крестовыми сводами, площадью около 500 м² (для сравнения - площадь Грановитой палаты Московского Кремля - 495 кв. м). Трапезная освещалась «кругом» окнами, причём со стёклами, а не со слюдой. Отапливалась палата проходившими в стенах трубами кухонных печей. В верхнем этаже хранилась монастырская казна. Передний фасад трапезной имел архитектурные украшения, в частности, карниз, что являлось новинкой для XVII столетия. В 1806 году, после того как перекрытия четвёртого этажа обрушились, здание было сильно перестроено. В XX веке проведена научная реставрация памятника.
12.

Для росписи этих храмов, построенных в так называемом «звенигородском» стиле, был приглашён молодой иконописец Андрей Рублёв. По благословению Саввы он создал уникальный Звенигородский чин, часть которого была найдена в 1918—1919 годах на Городке, включая знаменитый «Спас Звенигородский» («Русский Спас»; ныне хранится в Третьяковской галерее). Предположительно старец Савва мог благословить преподобного Андрея Рублёва на создание знаменитой иконы «Троица» для Троицкого собора.

Напротив Трапезной палаты - Часовня-беседка построенная в 1989 году на старом фундаменте алтарной части храма преподобного Иоанна Лествичника.
13.

Часовня построена в память о больничном храме во имя прп. Иоанна Лествичника, который был разобран в XIX веке.
14.

В стенах обители находился так называемый «больничный монастырь» с больничными кельями и церковью Иоанна Лествичника...
15.

Преподобный Савва Сторожевский умер 3 (16) декабря декабря 1407 года. Звенигородского чудотворца почитали местно, а затем он был канонизирован по инициативе монастырской братии и митрополита Макария на церковном соборе 1547 года. Особое значение монастырю придавал царь Алексей Михайлович, 19 (29) января 1652 года по его инициативе состоялось обретение мощей игумена. В эти же годы произошло переустройство обители, внешний вид которой сохранился с этого времени до наших дней. Саввино-Сторожевский монастырь получил статус Лавры первым в истории Руси. Ныне по посещаемости паломниками монастырь стоит на третьем месте в России после Троице-Сергиевой лавры и Серафимо-Дивеевской обители.
16.

С монастырём и именем Саввы связано множество чудес, два из которых (посмертные) стали историческими. Первое - это спасение преподобным Саввой царя Алексея Михайловича от медведя во время охоты...,
17.

А второе - явление преподобного пасынку Наполеона Бонапарта Евгению Богарне в дни захвата французами Москвы в 1812 году. Богарне, не разорив по просьбе явившегося ему старца монастырь, успешно пережил эпоху наполеоновских войн, как и предсказал ему Савва, а его потомки породнились с русской царской семьёй и жили в России.
18.


19.


20.

Около 1405 года был сооружен белокаменный Рождественский собор, у входа в который в 1406/1407 году был погребен преподобный Савва, причисленный к лику святых на Макарьевском соборе 1547-го года.
21.

17 марта 1919 года мощи Саввы в Звенигородской обители были вскрыты и изъяты VIII отделом Народного комиссариата юстиции РСФСР. Сама обитель была закрыта. До начала 1930-х годов мощи преподобного Саввы хранились на Лубянке, затем были переданы жителю Звенигорода М.М. Успенскому, который завещал вернуть их Церкви. Его наследники в 1985 году передали мощи в московский Данилов монастырь, в августе 1998 года они были торжественно перенесены в родную обитель - в Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря, где они хранятся в настоящее время.
22.

Наиболее известным источником сведений о Савве Сторожевском явилось его самое первое Житие, написанное в XVI веке агиографом (исследователем описания жития святых) и знатоком крюкового пения Маркеллом Хутынским (по прозванию Безбородый). Краткое Житие игумена Саввы переложил в своё время на современный ему русский язык Александр Пушкин. Первая икона преподобного Саввы была написана в начале XVI века игуменом Саввино-Сторожевского монастыря Дионисием. Памятник преподобному Савве открыт у входа в Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде в августе 2007 года.

23.

Вид на другие храмы Саввино-Сторожевского монастыря (о них и не только будет идти речь во второй части моего рассказа).
24.

К северу от собора можно увидеть фундаменты древних построек.
25.

В ходе раскопок 1955-1957 гг. удалось выяснить, что в начале XVI в. Звенигородским князем Юрием Ивановичем на этом месте были построены Святые ворота с храмом во имя преподобного Сергия Радонежского и трапезной палатой. Реставраторами раскрыта апсида храма и одна четвертая часть подвального этажа трапезной.
26.


27.


28.


29.

Надо сказать что мне удалось заглянуть внутрь за кованую решетку. Эти подвальные помещения очень глубокие - метров пять-шесть наверное и в хорошей сохранности. Дух захватывает...
30.

Рождественский собор - один из древнейших из сохранившихся на Московской земле храмов (1404-1405 гг.). Выстроен на месте деревянного храма из белого камня - известняка в традициях владимиро-суздальской архитектуры. Четырехстолпный, крестовокупольный, с позакомарным покрытием. Белый камень для строительства храма добывался в верховьях Москвы-реки.
31.


32.

Собор Рождества Богородицы - композиционный центр всего монастырского ансамбля и редкий образец древнерусского зодчества, сохранившийся до наших дней.
33.

Он был построен на средства князя Юрия Звенигородского немногим позже собора Успения на Городке, также из белого камня, хотя и, по всей вероятности, другими мастерами, которые, по мнению исследователей, стремились скопировать собор в крепости князя, но обладали меньшим искусством, нежели строители последнего. Поэтому собор Рождества Богородицы более раздается вширь, нежели ввысь.

Храм увенчан одной главой. Изначально она была, по-видимому, шлемовидной, но в XVII веке ее заменили новой, луковичной формы. В массивном барабане прорезаны высокие узкие окна.
34.

35.

Во второй половине XVI века к храму Рождества Богородицы с юго-восточной стороны был пристроен придел преподобного Саввы. Это, по сути, небольшой храм с одной главой и отдельно выступающей апсидой. К тому же времени относится и новая двусторонняя паперть.
36.

37.

38.

Украшения стен храма - резной белокаменный пояс на уровне середины высоты фасадов и повторяющие тот же узор окаймления верха барабана и апсид.
39.


40.

Собор Рождества Богородицы является уникальным памятником монументальной живописи XV-XX веков. Сохранившиеся фрагменты самых ранних росписей храма относятся к XV в. и принадлежат мастерам круга преподобного Андрея Рублева. На фасадах обнаружены красочные слои XVI в.
41.

В начале XVII в. обитель пострадала во время польско-литовской интервенции. «Монастырь Пречистыя Богородицы и монастырские деревни разорили, монастырские казенные деньги и лошадей и всякия монастырския запасы и хлеб забрали, игумена Исаию с братиею оградили и огнем жгли». Монастырь и Звенигородскую округу грабили войска двух самозванцев - Лжедмитрия I и Лжедмитрия II, а также польского королевича Владислава.
42.

Монастырь стал возрождаться уже при первом Государе из династии Романовых - Михаиле Федоровиче и его отце Патриархе Филарете, которые приезжали на богомолье в «Дом Пречистыя на Стороже» и по молитвам прп. Саввы получали исцеление от своих недугов.
43.


44.

45.

Перспективные порталы с килевидным завершением - также немаловажная часть декора храма. Схожие порталы можно увидеть и внутри собора.
46.

В 1650 г. царь Алексей Михайлович издал указ о строительстве нового монастырского ансамбля на горе Стороже, с которого начался второй в монастырской истории строительный период. Уже весной - осенью 1649 г. в Рождественском соборе были проведены необходимые строительные работы и сделаны заново росписи по золотому фону. Тогда же вблизи монастыря были заложены кирпичные заводы, которые обеспечивали стройку большемерным кирпичом.
47.


48.

В XVII в., когда были обретены (в 1652 г.) мощи Звенигородского чудотворца, сложилась традиция благоговейного почитания трех мест, связанных с памятью Преподобного: сама рака со святыми мощами; место погребения и старая дубовая рака в Саввинском приделе. Здесь висели особо почитаемые иконы святого, горели неугасимые лампады. Первоначально рака святого Саввы была деревянной и помещалась в литом ажурном шатре. По обещанию царя Алексея Михайловича его сыном царем Федором Алексеевичем была пожертвована монастырю серебряная рака. Позже над ней была устроена сначала деревянная, затем бронзовая сень.
49.

Храмосданные доски собора.

© 2024 nowonline.ru
Про докторов, больницы, клиники, роддома