Бумажный дневник путешественника. Как составить маршрут путешествия самостоятельно

Рассмотрены процесс возникновения и развития печатных изданий о путешествиях и этапы их становления, приведены определения литературного жанра «путешествие», проанализирована деятельность классиков русской литературы и публицистики по созданию путевых заметок. Первым этапом возникновения и становления туристской прессы в России следует считать ХIХ в., когда появляются первые журналы о путешествиях и географии: «Журнал новейших путешествий», «Известия русского географического общества», «Вокруг света», «Всемирный путешественник», «Русский турист» и др. Второй этап, охватывающий первую треть ХХ в. и довоенные годы, интересен тем, что издания туристской и спортивной тематики составляют чуть более 1% от всей периодики и в то же время являются агитационными и просветительскими, поднимая темы не только путешествий, но и здорового образа жизни. Третий этап (1946-1990 гг.) - это время идеологического и тематического развития туристской прессы. Пропаганда спорта, спортивного туризма, физической культуры, которые являются неотъемлемой частью жизни советского человека, становится основной задачей практически всех изданий, а особая роль здесь, естественно, отводится туристским СМИ. После 1990 г. условно начинается четвертый этап развития журналистики путешествий - «тревел-журналистики» (от англ. travel journalism). Туристская пресса в этот период переживает трансформацию, коммерциализацию, дифференциацию, глобализацию и, как результат, типологическое обновление всего класса.

Ключевые слова: журналистика путешествий, тревел-журналистика, туристская пресса, травелог, литература путешествий.

В современной журналистике туристская тематика широко представлена во всех видах массовой коммуникации - в газетах, журналах, телевизионных передачах, Интернет-ресурсах. Рост популярности изданий туристской тематики обусловлен значительным интересом аудитории к путешествиям, к получению новых знаний об истории и традициях стран и народов, памятниках природы и архитектуры всего мира.

Начало журналистике путешествий или тревел-журналистике было положено развитием и трансформацией литературного жанра «путешествие», который и заложил основы нового публицистического направления. Исследованием жанра «путешествие» как литературного явления занимались Н.Г. Чернышевский , В.М. Гуминский , В.А. Михайлов , Н.М. Маслова , Ю.М. Лотман , В.А. Шачкова , Ю.В. Ростовская и др.

Н.Г. Чернышевский акцентировал внимание на разноплановой сущности «путешествия», критик так характеризовал этот жанр: «Соединяя в себе элементы истории, статистики, государственных наук, естествознания и приближаясь к так называемой легкой литературе своею формою, как рассказ о личных приключениях, чувствах и мыслях отдельного человека в столкновениях его с другими людьми, - людьми, жизнь которых тем любопытнее для нас, что они живут в условиях иной обстановки, нежели публика, для которой предназначается книга, - путешествие совмещает в самой легкой форме самое богатое и заманчивое содержание. Путешествие - это отчасти роман, отчасти сборник анекдотов, отчасти история, отчасти политика, отчасти естествознание. Каждому читателю дает оно все, что только хочет найти он» [Чернышевский, 1986, С.368-394]. Тем не менее, это определение еще не дает четкого понимания принадлежности жанра к тому или иному виду литературно-публицистической деятельности.

В.М. Гуминский считает, что путешествие - это жанр, в основе которого лежит «описание путешественником (очевидцем) достоверных сведений о каких-либо, в первую очередь, незнакомых читателю или малоизвестных странах, землях, народах в форме заметок, записок, дневников, журналов, очерков, мемуаров» . Здесь речь идет скорее о документальном, нежели художественном повествовании, основанном на конкретных фактах и достоверных данных, собранных в процессе путешествия. Автор занимает позицию наблюдателя и исследователя чужого мира, противопоставляя его своему привычному, сравнивает и предлагает читателю художественное описание, используя изобразительно-выразительные средства языка, дает оценку, но с точки зрения носителя и для носителей своей национально-культурной традиции.

Однако В.М. Гуминский не исключает и иного поворота, говоря о том, что «помимо собственно познавательных, путешествие может ставить дополнительные - эстетические, политические, публицистические, философские и другие задачи; особый вид литературных путешествий - повествования о вымышленных, воображаемых странствиях с доминирующим идейно-художественным элементом, в той или иной степени следующие описательным принципам построения документального путешествия» . Такой литературный принцип «путевых записок» на начальном этапе развития «путешествия» является его формообразующим признаком, вместе с тем, становление жанра происходило на протяжении нескольких веков.

Прототипами печатных изданий о путешествиях можно считать историко-географические сочинения философов античных времен. Первые описания ионийских логографов и периклов VI в. н.э. получили дальнейшее развитие в историко-географических сочинениях Геродота, Страбона («География»), Тацита («Германия» - около I в.н.э.), а также Юлия Цезаря («Записки о Галльской войне» - 58-50 гг. до н.э.).

Современный французский ученый Ролан Ле Унен посвятил свою работу «Что такое дневник о путешествии? Виды рассказов о путешествиях» историческому исследованию, охватив период от античности до XV в. В частности, он приходит к выводу о том, что «путевые записки - очень старый жанр, имеющий в своей основе историю путешествия Геродота (около 484 до н.э. - около 425 до н.э.) в Персию, Египет и в Вавилон в V в. до н.э. и «Анабасис» Ксенофонта (не позже 444 до н.э. - не ранее 356 до н.э.) [Ле Унен, 1990]. Книга Марко Поло (1254-1324 гг.) способствовала превознесению богатства и чудес Индии и Китая, первое путешествие вокруг света Фернана Магеллана (1519-1522 гг.) успешно описано Антонио Франческо Пигафетта (от 1480 г. - после 1534 г.) и т.д.

Другой исследователь А.А. Майга, продолжая тему, поднятую Роланом Ле Уненом, полагает, что развитие торговых путей, в том числе и через Европу и Азию способствует распространению и расширению искомого жанра. Основными вехами в области «туристических записок» являются «Книга о разнообразии мира» Марко Поло (1299 г.), рассказ Петрарки о походе на Мон-Ванту (1336 г.), путевые рассказы паломников, в частности, записки знаменитого марокканского путешественника Ибна Баттута (1304-1377 гг.), которые рассматриваются как путеводители для паломников и арабских и европейских купцов по описанию маршрутов, валют, кулинарных и иных традиций различных стран [Майга, 2014, С.254].

Таким образом, мы наблюдаем, как функции путевых записок и очерков расширяются, и они становятся уже не только инструментами передачи географических знаний, но и популяризаторами культуры стран и мест путешествий и паломничеств, отражают местные традиции и этнографические реалии.

Распространение бумаги, которое обогнало книгопечатание в Европе почти на сто лет, и изобретение печатного станка приводят к взрыву литературы путешествий в эпоху Возрождения.

«Именно в то время… травелог представал в виде отчетов миссионера, дипломата или дневника ученого. А к концу XVI в. больше развивались очерки купцов, таких как Франсуа Бернье, который посетил Индию (1605-1688 гг.) и стал первым европейцем в Кашмире; или Жан-Батист Тавернье (1605-1689 гг.), совершивший за сорок лет пять путешествий в через Турцию, Сирию, Ирак и Иран, преодолевший на своем пути более 240 000 км по дороге в Персию» [Майга, 2014, С.254].

Черты литературного жанра, по мнению исследователя Норманда Дуарона, путевые записки приобретают только в конце первой половины XVII в. Он считает, что «начиная с 1632 г. термин “récitdevoyage”, т.е. “рассказ о путешествии” (или “травелог”. - А.Р. ), появился в литературе как самостоятельный жанр. Это то время, когда “рассказ о путешествии” признают и современные читатели, и путешественники, как четко сформированный литературный жанр, обладающий собственным стилем, поэтикой и риторикой…» [Дуарон, 1988].

Таким образом, если для XV-XVII вв. характерны путевые заметки, содержащие географическую и этнографическую информацию, то в XVIII в. (время научных географических экспедиций) путевые очерки начинают приобретать литературную форму. Уже в XIX в. путевой дневник становится не результатом путешествия, а его целью. Путешественники создают свои материалы для образовательных периодических изданий.

Одним из таких был учрежденный в 1888 г. журнал «National Geographic» (официальный печатный орган Географического общества). В нем публиковали свои материалы знаменитые путешественники и писатели - Фредерик де Стендаль, Виктор Гюго, Жорж Санд, Гюстав Флобер, Ги де Мопассан, и многие другие.

Появление фотографии, телеграфа и телефона дало следующий толчок развитию и популяризации жанров, связанных с путешествиями, например, путевого репортажа. Ярким примером служит «журналистский трюк» владельца газеты «The New York World» Джозефа Пулитцера, который в 1889 г. оплатил журналисту Нелли Блай (настоящее имя - Элизабет Кокрейн) кругосветное путешествие. Реклама гласила: «Нелли Блай со своим несессером отправляется в невиданное до сих пор человечеством путешествие». Передвигаясь на различных видах транспорта по маршруту героя романа Жюля Верна «Вокруг света за 80 дней», Нелли Блай с мест остановок отправляла Пулитцеру по телеграфу короткие репортажи, которые издание публиковало на первых полосах. Так, в Амьене Блай взяла интервью у самого Жюля Верна. Тираж газеты многократно вырос, сенсация удалась, Нелли Блай за 72 дня, 6 часов, 11 минут и 14 секунд проделала путь в 24899 миль и вернулась в Нью-Йорк, побив рекорд вымышленного персонажа Верна и заложив основы путевого репортажа и очерка. Толпы восторженных читателей встречали репортера нью-йоркской газеты на каждой станции по всему пути следования. Весь англоязычный мир следил за перемещениями самой известной путешественницы и читал путевые заметки, а позднее и книгу «В 72 дня вокруг света», где Блай описала свои приключения. Путевые репортажи и книга вызвали большой интерес не только к путешествиям, но и к исследуемому нами жанру.

Первые признаки зарождения жанра «путешествие» в России можно проследить в XVIII в. Знаменитые писатели создавали путевые заметки, очерки, дневники и время от времени публиковали их в периодических изданиях. Д.И. Фонвизин, А.Н. Радищев, А.С. Пушкин, А.И. Герцен, А.Н. Островский, И.А. Гончаров, И.С. Тургенев, Н.Е. Салтыков-Щедрин, а также другие классики русской литературы и публицистики внесли свой вклад в становление жанра.

Несомненно, одним из значительных явлений русской литературы в XVIII в. является роман «Путешествие из в ». Вслед за английским писателем Лоренсом Стерном, издавшем в 1767 г. «Сентиментальное путешествие», А.Н. Радищев избирает новый для себя и в целом для литературы жанр - «путешествие», и даже обозначает его в названии своего произведения. Он один из первых, как отмечают исследователи, кто «сочетает беллетристику с публицистикой» [Ростовская, Виктовская, 2015]. И с этим сложно спорить, но важен более всего тот факт, что писатель в лучших русских литературных традициях закладывает начало жанра - просветительского путешествия, тем самым обогащая его и расширяя художественные и идейные возможности замысла. В начале романа, в «Посвящении» своему другу Алексею Кутузову, автор пишет: «Я взглянул окрест меня - душа моя страданиями человечества уязвленна стала» [Радищев, 2015]. Поэтому форма подачи материала в романе не соответствует в полной мере определению литературного жанра «путешествие». «Сквозным сюжетом “Путешествия” является история человека, познавшего свои политические заблуждения, открывшего правду жизни, новые идеалы и “правила”, ради которых стоило жить и работать, история идейного и морального обновления путешественника» [Лебедева, 2000, С.347].

А.Н. Радищев уделяет значительное внимание острым социально-политическим вопросам: крепостничеству, неизбежности насильственного свержения самодержавия и революции, приводит в тексте разговоры с попутчиками и другими людьми о будущем России, свои размышления о том, каким должен быть дворянин и крестьянин. «Новый в русской литературе жанр “путешествий” открывал перед литературой большие возможности изображения жизни народа, раскрытия нравственного облика человека, “чувствительного к крестьянскому состоянию”, ненавидящего рабство и ищущего путей к общественной деятельности» [Макогоненко, 1971, С.10].

Но большие творческие возможности жанр просветительского путешествия давал не только литераторам, но и публицистам. Характерные материалы можно обнаружить и в прессе XVIII в. Например, в 1772 г. в журнале Н.И. Новикова «Живописец» был опубликован очерк «Отрывок Путешествия В*** И*** Т***», наиболее сильное и значительное выступление по крестьянскому вопросу, о котором Н. А. Добролюбов писал: «Тирада эта очень резка, и, кажется, тогдашнее благочиние вообще строго посмотрело на эту статью. Некоторых мест из нее даже нельзя было напечатать» . В «Отрывке…» автор рассказывает о случае, который произошел с ним в деревне с говорящим названием «Разоренная», взывает к совести «жестокосердечного тирана», подразумевая барина, а может и самого государя, которые заставляют терпеть лишения и несправедливое жестокое отношение «младенцев» - крепостных крестьян. Этот путевой очерк несомненно имеет просветительский характер, а «создание образа Путешественника, человека, открыто обвиняющего дворянский корпус, желающего служить истине, вступающего на опасную стезю общественной просветительской деятельности, - большая удача Новикова, важная художественная победа писателя. “Удалитесь от меня, ласкательство и пристрастие, низкие свойства подлых душ: истина пером моим руководствует!” - восклицает Путешественник» [Макогоненко, 1971, С.10].

Д.И. Фонвизин также пробовал свои силы в жанре просветительского путешествия, жизнь русской провинции он исследовал в «Повествовании мнимого глухого и немого», впервые напечатанном в ежемесячном журнале Академии наук «Собеседник любителей российского слова» в 1783 г.

Но произведение оказалось под запретом Екатерины II из-за острой сатиры, направленной против самодержавия, поэтому до нас дошли только первые несколько глав, опубликованных в журнале. Замысел и опыт писателя, использованные им новые формы и средства выразительности заложили фундамент жанра просветительского путешествия в целом, открыли его новые сатирические грани в частности.

Таким образом, жанр «путешествие», получивший широкое распространение в России в конце XVIII - начале ХIХ в., наряду с описанием особенностей быта, природы, мест и проч., представляя собой пересказ событий, произошедших с автором в пути, и разговоров на злободневные темы, давал возможность поднимать острейшие общественно-политические вопросы. Некоторые авторы писали произведения, используя форму путешествия, даже не выходя из-за стола, черпая информацию и вдохновение лишь в собственном воображении, но это давало им возможность затронуть острые проблемы царской России. Очевидно, некоторые из них, как и герой Радищева, полагали, что если «открыть монарху правду» о бедствиях, рабстве и унижении русского народа, то все будет немедленно исправлено.

Однако такой подход был неприемлем для Н.М. Карамзина, «Письма русского путешественника», опубликованные в 1791 г. в «Московском журнале», служили отличным образовательным и просветительским материалом для читателей конца XVIII в. В своих очерках он сообщал множество информации о культуре, быте, искусстве, национальных особенностях людей Запада, приводил описания музеев, архитектурных памятников. В предисловии к письмам автор указывает на то, что они создавались не в кабинете, а в пути - «описывал свои впечатления не на досуге, не в тишине кабинета, а где и как случалось, дорогою, на лоскутках, карандашом», и предупреждает читателя: «А кто в описании путешествий ищет одних статистических и географических сведений, тому, вместо сих “Писем”, советую читать Бишингову “Географию”» [Карамзин, 1980].

В произведении Н.М. Карамзина, наряду с проводимыми идеями об отмене крепостного права и происшествиями, появляются описания увиденных мест, природы, традиций, особенностей быта и проч. Жанр «путешествие», представленный в форме путевого очерка, начинает переживать трансформацию.

Литературно-политический журнал «Русская мысль» на протяжении полутора лет (1893-1994 гг.) опубликовал 19 путевых заметок А.П. Чехова, которые потом в том числе вошли в книгу «Остров Сахалин», как и те, что были запрещены цензурой. «Опасные» с точки зрения цензоров очерки были посвящены описанию того тяжелого положения, в котором находилось население, много внимания автор уделил медицинской помощи, наказаниям, побегам и проч.

XIX в. ознаменован целым рядом событий, положивших основу для появления первых журналов о путешествиях - «Журнала новейших путешествий» (1809 г., бывший «Гений времен»), «Известий русского географического общества» (1865 г.), «Вокруг света» (1861 г.), «Всемирного путешественника» (1867 г.), «Русского туриста» (1899 г.) и др. К предпосылкам их появления можно отнести волну географических открытий, возрастающий интерес к естественным наукам, в том числе географии, изобретение Куком «“организованного” туризма в качестве коммерческого продукта» [Ростовская, Виктовская, 2015], создание географических обществ, некоторые политические события и проч.

«Журнал новейших путешествий», издаваемый Федором Шредером и Николаем Гречем, выходил в Петербурге с октября 1809 г. по сентябрь 1810 г., ежемесячно. В связи с тем, что журнал был создан по модели немецкого географического издания «Allgemeine geographische Ephemeriden», Греч выбирал из него материалы для русской версии, их переводили и публиковали. В «Журнале новейших путешествий» размещались воспоминания и отчеты о путешествиях, географических открытиях, например, «Путешествие для открытий в Австралии с 1800 до 1804 г., изданное Перроном», «Путешествие Оливьера в Персию и Малую Азию в 1796 г.», главы из книг, в том числе глава из книги Крузенштерна «Описание жителей острова Нукагивы», литературные описания экспедиций - «История географических открытий» А. Гаспари и др. Большинство материалов сопровождалось географическими картами.

После закрытия журнала Н. Греч продолжил тему путешествий в знаменитом журнале «Сын Отечества», создав в нем специальный раздел «Путешествия». Публикации отличались высокой научностью, так как в основном они были посвящены серьезным географическим экспедициям и совершенным во время них открытиям, или представляли собой дневниковые записи, содержащие в себе фиксацию произошедшего.

Литераторы также продолжали свою деятельность по созданию путевых очерков, но публиковали их в прессе, не имеющей географической направленности. Например, М.П. Погодин на протяжении всего 1843 г. публиковал свой «Дорожный дневник» в «Москвитянинах». Рост интереса аудитории к путевым очеркам объясняется тем, что поездки куда-либо в XIX в. требовали значительных финансовых вложений, а значит, были доступны не каждому. Те, кто не мог позволить себе путешествовать, покупали журнал и читали о них, а автору это давало возможность получить доход или окупить совершенное путешествие. А.И. Герцен в очерке «Путевые записки г. Ведрина» отмечает, что путевые очерки издавались авторами как для «покрытия издержек, неминуемых при путешествиях, так отчасти для пользы и удовлетворения читателей» .

В 1821 г. во Франции было создано первое в мире географическое общество. «Это произошло в эпоху, когда в Европе возрастал неподдельный интерес в отношении других территорий, что, во многом, было связано с расширением колониальной экспансии государств континента» [Ростовская, Виктовская, 2015]. Русское географическое общество было учреждено Указом императора Николая I в 1845 г. в Санкт-Петербурге. В 1865 г. начал выходить журнал «Известия императорского русского географического общества». Он существует по сей день, хотя его название за это время менялось шесть раз. Сейчас журнал известен как «Известия Русского географического общества».

В 1867 г. А. Ильин и С. Зыков начали издавать в Санкт-Петербурге еженедельный журнал «Всемирный путешественник» (после 1871 г. ежемесячный - «Всемирный путешественник, иллюстрированный журнал путешествий и географических открытий»). Публикации традиционно для издания такой тематики были посвящены путешествиям, географии, известиям из провинции России, отчетам Русского географического общества и зарубежных географических сообществ. В 1878 г. «Всемирный путешественник» перестает существовать как отдельное издание, трансформируясь в отдел журнала «Природа и люди».

Туристская пресса создавалась и развивалась на волне растущего интереса к путешествиям и стремления к знаниям о мире самых широких слоев населения. Результатом такого интереса стал выход в свет в 1861 г. научно-популярного журнала-долгожителя «Вокруг света». Он имел подзаголовок «Журнал землеведения, естественных наук, новейших открытий, изобретений и наблюдений», который, являясь лишь формальностью, помогал редактору М.О. Вольфу обойти цензурные запреты. Начиная с первых номеров, в издании публиковались очерки об азиатской части России и населявших ее народностях, о Санкт-Петербурге, поморском селе Холмогоры и проч., значительное внимание уделялось этнографии, географии, путешествиям, естествознанию, открытиям, спорту и проч. Но в 1868 г. Вольф из-за финансовых трудностей был вынужден прекратить издание журнала.

Свою деятельность «Вокруг света» возобновил лишь в 1885 г. в качестве журнала «путешествий и приключений на суше и на море». После 1908 г. публиковались очерки о путешествиях, совершенных специально по заданию редакции, что сразу стало характерной чертой издания и вывело его на совершенно иной, более высокий уровень. Если в 1897 г. тираж журнала составлял 12000 экземпляров, то в 1908 г. он достиг 48 000 экземпляров. Именно в этот период успешного функционирования «Вокруг света» начали формироваться журналистские черты и принципы, характерные для современных изданий туристкой тематики. К сожалению, в 1917 г. журнал, как и многие другие издания, приостановил свой выход.

В послереволюционные годы газеты и журналы в России начинают потихоньку развиваться. В 1918-1919 гг. существует 23 периодических издания, рассказывающих о физической культуре, спорте и туризме, что составляет 1,1% по отношению к общей массе журнальной периодики [Ростовская, 2012, С.206-213]. В этот период туризм воспринимается как одна из составляющих физической культуры и спорта. Данная тенденция отразилась на содержании журналов о туризме, в которых основной акцент делается на спортивной тематике, а не на путешествиях. Кроме спортивной тематики туристская пресса публиковала приключенческие, географические и научные материалы. Примерами таких изданий стали вновь начавший свой выход в 1927 г. журнал «Вокруг света» и выходивший с 1925 по 1931 г. «Всемирный следопыт».

В 20-е гг. XX в. начинает развиваться советское туристское движение, в рамках которого профсоюзы и Наркомпрос организовывают поездки для учащихся и рабочих, но массового характера в этот период непосредственно сам туризм не обретает. Однако растущие тиражи туристских изданий подтверждают значительный интерес читательской аудитории к тематике путешествий и туризма. Например, если тираж советского журнала «Всемирный следопыт» в 1925 г. составлял всего 15 тысяч экземпляров, то в 1929 г. он насчитывал уже 100 тысяч. Тем не менее статьи про туризм на страницах таких ведущих изданий, как «Вокруг света» и «Всемирный следопыт» не могли охватить данную тематику в полной мере, в связи с этим в 1928 г. начало выходить приложение к «Всемирному следопыту» - «Всемирный турист».

В 1930-е гг. всесоюзное добровольное Общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ) проводило активную работу по вовлечению населения в туристские экскурсии, походы, по развитию сети туристских маршрутов и баз. Печатным органом организации был журнал «Всемирный турист», который позже стал называться «На суше и на море». На страницах издания публиковались очерки, путевые заметки авторитетных путешественников, ученых, геологов и проч.

С наступлением войны количество периодических изданий значительно сократилось, многие прекратили свое существование или приостановили выпуск. К их числу относятся «Вокруг света» и «На суше и на море».

В послевоенные годы ситуация с изданиями о физической культуре, спорте и туризме изменилась в лучшую сторону. Произошла структурная перестройка индустрии туризма в целом, ее география расширилась, восстановилась материально-техническая база, большей популярностью начали пользоваться путешествия внутри страны, организовывались слеты и соревнования, создавались новые туристские клубы и секции, школы туристской подготовки, появлялись федерации туризма, маршрутно-квалификационные комиссии. Данная стратегия развития туризма в послевоенном советском государстве позитивно отразилась на укреплении позиций и функционировании изданий туристской тематики, которые способствовали удовлетворению информационных потребностей читателей, публиковали материалы про туризм и путешествия.

Так, научно-популярный журнал «Вокруг света» возобновил свою деятельность в 1946 г., позиционируя себя как «научно-художественный ежемесячный журнал путешествий, приключений и фантастики ЦК ВЛКСМ». Он публиковал путевые очерки, отчеты из экспедиций, информацию развлекательного и познавательного характера, в том числе и о зарубежных странах, фантастические рассказы и приключенческие повести и главы романов. Сочетание тематики путешествий и литературных текстов обеспечивало изданию высокие тиражи и небывалую популярность среди населения. Кроме того, любая информация о зарубежных странах вызывала повышенный интерес у читателей в связи с «железным занавесом», обеспечивающим надежную изоляцию граждан СССР практически от всего мира.

В 1966 г. возобновил выход еще один туристский журнал предвоенного периода - «На суше и на море», но уже под другим названием - «Турист». Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов (ВЦСПС), который осуществлял руководство деятельностью профсоюзов в СССР вплоть до 1990 г., сформулировал задачи журнала следующим образом: «Содействовать дальнейшему развитию туризма в нашей стране, как важного средства организации активного отдыха и воспитания миллионов трудящихся. Особенно молодежи… Рассказывая об успехах советского народа в коммунистическом строительстве, широко знакомя читателей с памятниками материальной и духовной культуры, природными богатствами и достопримечательностями родной страны, с героическим прошлым нашего народа и его революционными традициями, журнал должен активно способствовать воспитанию убежденных борцов за коммунизм, пламенных патриотов Советской Родины».

«Турист» создал разветвленную сеть корреспондентов по всей стране, освещал походы, экскурсии, спортивные путешествия и мероприятия, вопросы краеведения, рассказывал о работе туристских организаций, баз, слетов и проч. Журнал «Турист», в отличие от «Вокруг света» с его художественно-публицистическими и литературными текстами, имел более информационно-пропагандистскую направленность, делал акцент на развитии активного туризма внутри страны. В общем, соответствовал требованиям времени, ВЦСПС и, несомненно, потребностям читателей. В 2014 г. «Турист» отметил свое 85-летие и продолжает существовать.

Кроме «Вокруг света» и «Туриста», в послевоенный период издавались специализированный журнал «Туристские обзоры» для работников сферы туризма (выходил по мере необходимости) и журнал «Путешествие в СССР» (позднее - «Путешествие в Советский Союз») для иностранных туристов, выходивший раз в квартал и имевший определенную идеологическую нагрузку.

Вплоть до 90-х гг. ХХ в. издания туристской тематики в большей степени были посвящены вопросам, проблемам, маршрутам и событиям внутреннего туризма, «Вокруг света» в своем сегменте оставался монополистом в освещении зарубежной жизни. Однако интерес населения к событиям, происходившим за границей, культуре и особенностям быта людей других стран и национальностей с каждым годом возрастал, но мог быть удовлетворен только в результате трансформации системы СМИ, связанной с изменением политического курса страны.

Принятие закона СССР «О печати и других средствах массовой информации» в 1990 г. дал начало развитию новой российской периодики и изменению облика старой, в том числе и туристской. Значительное сокращение тиражей изданий происходило за счет центральной прессы, однако в условиях свободной конкуренции и развивающегося рынка масс-медиа количество новых газет и журналов продолжало расти. В конкурентной борьбе издатели периодических СМИ о путешествиях и туризме осознали необходимость адресного выхода на свои потенциальную и целевой аудитории. Чтобы удержать читателя, удовлетворить его интересы, внутри ниши была проведена более глубокая дифференциация изданий по тематике - научная, профессиональная, развлекательная, спортивная и т.д.

Стабилизация экономической ситуации, произошедшая после 1993 г., и окончательное обрушение «железного занавеса» привели к развитию массового международного туризма и туристских организаций. Теперь читателям требовалась информация не только познавательного, но и информационно-вспомогательного характера. Так, выходят издания, посвященные путешествиям за границу, - «Вояж» (1994 г.), «Вояж и отдых» (1995 г.) и др. Потребность в специализированной информации появляется и у профессионалов индустрии туризма, поэтому возникают издания для специалистов отрасли - газета «Туринфо» (1993 г.), журнал «Турбизнес» (1998 г.) и др.

Конец ХХ - начало XXI в. ознаменован появлением на российском медиарынке зарубежных конкурентов в сфере туристской прессы - «GEO» (1998 г.), «National Geographic» (2003 г.) и «Discovery» (2009 г.). Приход на российский рынок транснациональных медиахолдингов характеризуется, прежде всего, экспансией глянцевых изданий с высоким уровнем полиграфии, перераспределением доходов в сфере туристских СМИ в частности и увеличением доли рекламы издательского сегмента в целом, переходом «количества в качество», т. е. небольшие издания закрываются, а оставшиеся заметно повышают показатели по тиражу, волосности, доходности и качеству.

Основная тенденция в структурно-тематическом развитии туристской прессы данного периода заключаются в сочетании познавательного и практического аспектов. Научно-популярные журналы публикуют, кроме познавательных, литературно-художественных, теоретических и научных материалов, информацию прикладного характера, в то время как развлекательные информационно-рекламные издания туристской тематики размещают на своих страницах базисную информацию, исторические и географические сведения и проч.

Новые для российского медиаландшафта типы туристской прессы появляются в 2000-е гг.: детские («Пашка», «GEOленок») и инфлайты (бортовые издания).

Активное развитие туристской прессы, начавшееся несколько столетий назад, продолжается и в настоящее время. Ее основной исторической чертой является стремление к достоверному изображению мира, познанного путешественником.

Литературный жанр «путешествие», реализованный при помощи путевых заметок, очерков и дневников, публиковавшихся как отдельными книгами, так и в периодических изданиях, волна географических открытий, интерес к естественным наукам, в том числе географии, обусловили появление такого класса прессы, как «туристская», основным видовым признаком которой является тематика.

Первым этапом возникновения и становления туристской прессы в России следует считать ХIХ в., когда появляются журналы о путешествиях и географии: «Журнал новейших путешествий», «Известия русского географического общества», «Вокруг света», «Всемирный путешественник», «Русский турист» и др.

Второй этап , охватывающий первую треть ХХ в. и довоенные годы, интересен тем, что издания туристской и спортивной тематики составляют чуть более 1% от всей периодики и в то же время являются агитационными и просветительскими, поднимая темы не только путешествий, но и здорового образа жизни.

Третий этап (1946-1990 гг.) - это время идеологического и тематического развития туристской прессы. Пропаганда спорта, спортивного туризма, физической культуры, которые являются неотъемлемой частью жизни советского человека, становится основной задачей практически всех изданий, а особая роль здесь, естественно, отводится туристским СМИ. Пользуются популярностью и овеяны романтической славой профессии геологов, географов и полярников, туризм пока воспринимается, как поход с рюкзаком и палаткой по необъятным просторам нашей страны. Опыт продвижения внутреннего туризма, которым занимаются СМИ в этот период, будет востребован на последующих этапах развития исследуемого феномена.

После 1990 г. условно начинается четвертый этап развития журналистики путешествий - «тревел-журналистики» (от англ. travel journalism ), под которой понимается «особое, современное на сегодняшний день направление в масс-медиа, сосредоточенное на представлении информации о путешествиях в контексте разработки таких тем, как география, история, культура, туризм и проч.» [Шуляк, 2013, С.89].

Растущий интерес к путешествиям и туризму, повышение платежеспособности граждан, расширение географии туристских маршрутов и направлений, технологический прогресс способствуют развитию не только печатных изданий данной тематики, но и . Туристская пресса в этот период переживает трансформацию, коммерциализацию, дифференциацию, глобализацию и, как результат, типологическое обновление всего класса.

Туристские СМИ могут и должны играть важную, если не главенствующую, роль в развитии внутреннего туризма. Именно этим и обусловлена новая качественная ступень в деятельности и развитии отечественной туристской журналистики, которая тесно связана с поворотом государственной политики в сторону популяризации культурного наследия страны, формирования высокоразвитого и патриотического гражданского общества, знающего отечественную историю, многонациональную культуру, культурно-исторические традиции, природно-географические возможности и потенциал регионов России.

Список литературы

1. Герцен А.И. Путевые записки г. Ведрина // Русская журналистика XVIII-XIX веков. Тексты / Под ред. Б.И. Есина. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. - 320 с.
2. Гуминский В.М. Путешествие // Литературный энциклопедический словарь. - М.: Сов. энциклопедия, 1987. - С.314-315.
3. Добролюбов Н. А. Русская сатира екатериниского времени // Добролюбов Н.А. Полн. собр. соч. - М., 1935. - Т.2. - 562 с.
4. Дуарон Н. Искусство путешествовать. Понятие дневника о путешествии классической эпохи // Поэтика. Нантер, 1988. - №73. - С.83-108.
5. Карамзин Н.М. Письма русского путешественника. - М.: Правда, 1980. - 608 с.
6. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII века. - М., 2000. - 416 с.
7. Ле Унен Р. Что такое дневник о путешествии? Виды рассказов о путешествиях // Литералы. - Париж, 1990. - №7. - С.11-27.
8. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. «Письма русского путешественника» Карамзина и их место в развитии русской культуры // Карамзин Н.М. Письма русского путешественника. - Л.: Наука, 1984. - 720 с.
9. Майга А.А. Литературный травелог: специфика жанра // Филология и культура. Philology and Culture. - 2014. - №3(37). - 347 с.
10. Макогоненко Г. Русская проза в эпоху просвещения // Русская проза XVIII века. М.Д. Чулков, Н.И. Новиков, Д.И. Фонвизин, A.H. Радищев, И.А. Крылов, Н.М. Карамзин. - М., 1971. - 716 с.
11. Маслова Н.М. Путевые заметки как публицистическая форма (становление и развитие жанра «путешествия»в публицистике). - М.: МГУ, 1977. - 153 с.
12. Михайлов В.А. Энциклопедия жанра литературного путешествия в произведениях русских писателей XVIII-XIX веков: Дис... канд. филол. наук. - Волгоград, 1999. - 199 с.
13. Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву. - Санкт-Петербург: Азбука, 2015. - 288 с.
14. Ростовская Ю.В. Журналы путешествий. История развития специализированной периодики в России // Вопросы теории и практики журналистики. - 2012. - №2. - С.206-213. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: .
15. Ростовская Ю.В., Виктовская Н.Г. Туристическая пресса: этапы становления // Вестн. Волж. ун-та им. В.Н. Татищева. - 2015. - №2(18) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: .
16. Чернышевский Н.Г. Письма об Испании B.П. Боткина. СПб., 1857 г. // Н.Г. Чернышевский. Соч.: В 2 т. - М.: Мысль, 1986. - Т.1. - C.368-394.
17. Шачкова В.А. «Путешествие» как жанр художественной литературы: вопросы теории // Вестн. Нижегород. ун-та им. Н.И. Лобачевского. - 2008. - №3. - С.277-281. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: .
18. Шуляк Ю.Ю. «Вокруг света»: влияние времени на композиционно-графическую модель издания // Современная медиасреда: функциональные, тематические, профессиональные аспекты. Взгляд молодых исследователей: Межвуз. сб. науч. работ студентов и аспирантов. - СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций, 2013. - Вып.13.

Revenko A.A. Background Origin and Stages of Publications about Travels

In modern journalism tourist themes well represented in all forms of mass media - newspapers, magazines, television broadcasts, Internet - resources. The rise in popularity of tourist publications subjects due to the significant interest of the audience to travel, to gain new knowledge about the history and traditions of the countries and peoples, monuments of nature and architecture around the world. There are considered emergence process and development process of prints about travels and stages of their becoming in the article, definitions of literary genre «travels» listed, analysis of activities of the classics of Russian literature and journalism, who created travel notes made. The first stage of becoming in travel press in Russia was in 19 century, when first magazines about travels and geography appeared: «Latest travel magazine», «News of Russian Geographical Society», «Around the world», «World traveler», «Russian tourist» and etc. The second stage, which was in the first third of 20 century and pre-war years, is interesting that part of travel and sport press is up just over 1% of periodicals, and at the same time they were not only agitators and educators of travels, but agitators and educators of healthy lifestyle. The third stage (1946-1990 years) is time of ideological and thematic development of the tourism press. The main goal of mostly all press is promotion of sport, sport travel, physical culture, and special role in here plays travel media. After 1990 the fourth stage starts, which names travel journalism. Tourism press in this period experiencing transformation, commercialization, differentiation, globalization and, as a result, typological update the entire class.

The beginning of journalism travel or travel-journalism was supposed to development and transformation of the literary genre of «journey», which laid the foundations for a new journalistic direction. Over time, the functions of travel notes and sketches are expanding, and they are not only instruments of transmission of geographical knowledge, but also the culture of the countries and popularizers of travel destinations and pilgrimages to refect local traditions and ethnographic realities.

The growing interest in travel and tourism, improving the solvency of the citizens, expanding the geography of tourist routes and trends, technological advances contribute to the development not only of publications on this topic, but also the tourist internet resources.

Tourist media can and should play an important, if not dominant role in the development of domestic tourism. It is with this and related new qualitative step in the operation and development of domestic tourism journalism, which, in turn, is an important turning state policy towards the promotion of the cultural heritage of the country, the formation of a highly patriotic and civil society, knowing the national history, multinational culture, cultural historical traditions, natural and geographical features and potential of the Russian regions.

Keywords: travel journalism, travel-journalism, travel press, travelogue, travel literature.

По возвращении из путешествия у туриста с собой оказывается масса впечатлений, куча буклетов, целый ворох визиток и билетов и, конечно, бесчисленное количество восхитительных памятных фотографий о поездке. А еще сувениры, колбочки с песком, ракушки, камушки с пляжа и много других приятных мелочей. Но после возвращения они вдруг утрачивают свою значимость и в лучшем случае лежат в отдельной коробочке. Но ведь все эти воспоминания можно систематизировать, сделав дневник путешественника своими руками. Это увлекательное занятие, которое вновь оживит приятные воспоминания. Его можно впоследствии показывать друзьям и родным.

Основа

Перед тем как сделать дневник путешественника своими руками, необходимо определится с основой. Можно купить готовый блокнот в твердом переплете. Желательно, чтобы страницы были скреплены пружинкой или ленточкой. Это позволит оформлять листы, не боясь деформировать переплет. Блокнот не должен быть большим. Формат А5 вполне подойдет.

Если не удалось найти подходящий блокнот, можно сделать его самостоятельно. Для этого нужно скрепить пачку лисов плотной бумаги (ватман, тонкий картон или крафт-бумага). Самый простой вариант - пробить блочки дыроколом и вставить ленту. Не забудьте об обложке, которая должна быть из более плотного материала.

Оформление обложки

Если в готовом блокноте, который послужит дневником путешественника, обложка соответствует тематике, то можно оставить все как есть. А можно оформить ее по своему усмотрению - приклеить оттиск с надписью, которая будет отражать суть путешествия.

Важны и декоративные элементы, которые дополнят обложку и придадут ей индивидуальность. Такие элементы подбираются в зависимости от общего стиля дневника.

Наброски и эскизы

Перед тем как начать оформление дневника путешественника своими руками, нужно продумать содержание каждой страницы. Необходимо подобрать фон: для этого можно раскрасить лист карандашами или красками или вклеить красивую бумагу, которая будет поддерживать общую идею. А можно оставить листы белыми и украсить их декоративными штампами, фигурными прорезями, контрастными подложками под снимками или прочертить рамочки карандашами/фломастерами. Оформление - это полет фантазии, который не нужно сдерживать.

Сперва нужно разложить подготовленные материалы в хронологическом порядке или по местам пребывания. Рассортировать фотографии и памятные детали. Можно сделать эскиз каждой странички в черновике или распределить все по листу. Только когда все встанет на свои места, можно приступать к фиксации. Для бумаги лучше использовать клей-карандаш - он не деформирует даже тонкие листы.

Оформление страниц

Каждая страница дневника путешественника, сделанного своими руками, - это отчет о каком-то конкретном этапе поездки. Если было несколько пунктов во время тура, то уместно вложить или вклеить карту с отмеченными городами и населенными пунктами. Можно на ней отметить схему передвижения и прочие детали.

Лучше всего оформлять странички в хронологическом порядке. Так путешествие будет восприниматься более целостно и детально. На первом листе можно приклеить билеты или записать дату начала и конца поездки.

В дневник путешественника своими руками можно вклеивать визитки из отелей, в которых проживали во время путешествия, обертки от съеденных местных деликатесов, билеты от посещения зоопарков, музеев, выставок. Под фотографиями и памятными вклейками можно сделать надписи, под фото с достопримечательностью - вписать краткую справку и описать свои эмоции.

Альбом дополнят фотографии с новыми знакомыми. Можно попросить каждого из них написать небольшой автограф на память и вклеить его под снимком.

Функциональное наполнение

Хорошая идея - вклеить на страницы небольшие конвертики из бумаги или пластика, куда можно вложить привезенный песок с пляжа, засушенный цветок или другие хрупкие предметы, которые будут напоминать об отпуске. В таком виде они лучше сохранятся. В дневник также можно вложить привезенные буклеты, которые раздают в музеях.

Можно купить блокнот до путешествия, составить план поездки с указанием мест, которые планируется посетить. Во время турне вносить заметки и делать записи, а по возвращении закончить оформление.

То, как оформить дневник путешественника своими руками, зависит от ваших возможностей и пожеланий. Его можно сделать в виде судового журнала или книги с комиксами. Или, может, это будет винтажный альбом. Важно, чтобы он отражал дух путешествия и приносил радость при просмотре.

Путешествия - это время для развития и новых впечатлений, а также возможность больше исследовать мир. Если вы отправляетесь в поездку, вам захочется на долгие годы оставить в памяти все, что вы делали. Дневник путешественника поможет не только сохранить воспоминания о полученном опыте, но и в целом сделает поездку увлекательнее.

Шаги

Приобретите вспомогательные материалы

    Купите легкий, но прочный дневник в твердом переплете. Переплет должен быть крепким. И, как правило, в дневнике удобнее писать и рисовать эскизы, если его можно свободно раскрыть и положить на стол. Кроме того, дневник должен быть достаточно большим, чтобы вмещать стандартные открытки (105 х 148 мм).

    • В то же время он должен быть довольно компактным, чтобы его можно было спокойно носить с собой в сумке, куда бы вы ни пошли.
    • Лучше не пожалеть денег и приобрести дневник с антикоррозионной бумагой, так как это гарантирует, что ваши записи и эскизы сохранятся на долгие годы.
  1. Купите цветные ручки, карандаши, акварельные краски и маркеры. Вам понадобятся ручки, которыми удобно писать, а также принадлежности для зарисовок увиденных мест и украшения других материалов, которые вы добавите в дневник.

    • Хороший вариант - гелевые ручки, потому что ими легко писать на большинстве материалов. Кроме того, их производят самых разных цветов.
    • Если вы будете рисовать акварельными красками прямо в дневнике, скорее всего, он будет выглядеть неряшливо. Поэтому, возможно, будет лучше раскрашивать открытки или другие листы бумаги, а потом добавлять их в дневник.
  2. Купите клей-карандаш и/или скотч. Когда придет время вклеивать фотографии, открытки и другие материалы в дневник, вам понадобится какой-нибудь липкий материал. Клей-карандаш хорошо подойдет, потому что он не развозит грязь и не занимает много места в чемодане или рюкзаке. Однако, вы также можете использовать декоративный скотч, чтобы фиксировать моменты путешествий на страницах дневника.

    • Декоративный скотч хорошо подходит для дневника путешественника потому, что он выпускается в большом количестве цветов и оттенков. Вы можете найти его в местном магазине товаров для творчества и рукоделия.
  3. Возьмите с собой ножницы и линейку. Возможно, вам потребуется подрезать некоторые материалы, которые вы поместите в дневник, поэтому было бы неплохо иметь при себе ножницы. Линейка поможет отрезать прямой край или писать по прямым линиям, если страницы не расчерчены.

    • Подумайте о том, чтобы взять с собой две пары ножниц: одни обычные, а другие - фигурные. Края фигурных ножниц - декоративные, например, зубчатые или зигзагообразные. Благодаря этому ваш дневник будет выглядеть более оригинально.
    • Если вы летите на самолете, не кладите ножницы в ручную кладь. Иначе вам придется оставить их у работников службы безопасности.
  4. Найдите прозрачную папку-конверт. Во время путешествия вы будете собирать различные материалы, чтобы добавить их в дневник, но, возможно, вам не захочется тратить время на их оформление прямо на месте. Чтобы все лежало по порядку и ничего не потерялось, возьмите с собой прозрачную папку-конверт и храните все памятки в одном месте.

    • Папка особенно важна, если вы не хотите оформлять дневник во время самого путешествия. Можно просто делать записи по ходу движения, а остальное добавить по возвращении домой, так как в папке все материалы сохранятся упорядоченными.
  5. Распечатайте карту места назначения. В интернете можно найти множество интересных старомодных карт. Выберите ту, что вам больше всего понравится, и приклейте на обложку дневника. Возможно, вам потребуется уменьшить карту, чтобы она подошла по размеру, особенно если вы путешествуете по нескольким странам.

    Опишите людей. Скорее всего, во время поездки вы встретите множество интересных людей, поэтому обязательно включите их в свои записи. Неважно, будет ли это попутчик из вашей туристической группы, с которым вы провели целый день, или водитель такси, который подвез вас на небольшое расстояние. Подумайте о том, как они выглядели, говорили и, что наиболее важно, какие чувства они вызывали у вас, а потом добавьте это в свои заметки.

  6. Собирайте напоминания о поездке. С момента, когда начнется ваше путешествие, начните собирать материалы, которые помогут вести хронику поездки. Посадочные талоны на самолет, открытки, билеты в местные достопримечательности, визитки ресторанов и отелей, бумажные меню и салфетки с логотипами ресторанов, вырезки из местных газет, этикетки от местных продуктов и напитков, а также чеки покупок - все это может вдохнуть жизнь в воспоминания в дневнике.

    • Вам необязательно приклеивать или прикреплять все это в дневник во время путешествия. Просто отложите собранные материалы в папку, чтобы вы могли добавить их, когда вернетесь домой. Главное, не забудьте оставлять пространство между записями, чтобы заполнить его соответствующими материалами.
  7. Делайте фотографии. Ни одна поездка не может быть полноценной без фотографий, которые помогут вспомнить, что вы видели и делали, и дневник станет визуальным напоминанием вашего путешествия. Цифровые камеры упрощают работу с высококачественными фотографиями, потому что всегда можно удалить то, что не понравилось. Комбинируйте фотографии пейзажей и непринужденные портретные снимки, чтобы разнообразить дневник.

    • Вероятно, вы не будете останавливаться, чтобы распечатать фотографии во время путешествия, поэтому не забудьте оставить место в дневнике, чтобы вклеить снимки по возвращении домой.
  8. Добавьте несколько рисунков. И хотя фотографии идеально подходят для того, чтобы передать, что вы видели или сделали во время поездки, зарисовки некоторых достопримечательностей помогут вам сосредоточиться на деталях, которые вы могли упустить. Используйте цветные карандаши, ручки или акварельные краски, чтобы разнообразить записи личным творчеством.

    • Необязательно быть выдающимся художником. Набросайте простую карту окрестностей, где вы останавливались, или симпатичный букет цветов, который увидели. Достаточно того, чтобы рисунок помог вам вспомнить делали поездки позже.
  • Соберите все свои принадлежности, такие как ручки, карандаши, маркеры, скотч и ножницы в сумку или пенал, чтобы сохранять организованность даже в поездке.
  • Если вы хотите сделать дневник еще более интересным визуально, сходите в магазин товаров для творчества и рукоделия, чтобы найти стикеры/наклейки и другие принадлежности для скрапбукинга, которые подойдут к теме поездки.
  • Чтобы завести привычку вести дневник, подумайте о том, чтобы сделать несколько заметок еще до путешествия. Опишите процесс планирования или старых друзей, с которыми собираетесь встретиться. Вы даже можете составить список того, что ожидаете от поездки, а когда вернетесь домой, пересмотреть его и понять, насколько отпуск оправдал ваши ожидания.

Предупреждения

  • И хотя ведение дневника поможет вам еще больше ценить даже мельчайшие детали поездки, это не должно мешать вам получать удовольствие от путешествия в данный момент. Например, прежде чем фотографировать еду и записывать свой заказ, найдите время, чтобы по-настоящему насладиться ее потрясающим вкусом.
  • Избегайте простого перечисления вещей, которые вы видели и делали, так как это может быть скучно. Лучше сосредоточьтесь на том, какие чувства вызвала у вас эта поездка.

Грамотно составленный маршрут путешествия - это основа любой самостоятельной поездки! От того, насколько хорошо Вы составите маршрут самостоятельного путешествия зависят и Ваши расходы, и Ваш комфорт, и Ваши впечатления. Неважно, куда Вы собираетесь - в одну страну или сразу несколько... На европейские каникулы, за азиатской экзотикой или из столицы в деревню к бабушке... Главное - знать, с чего начать, и учесть все важные нюансы. Если у Вас хороший маршрут путешествия - поездка будет удачной!

В этой статье мы не коснемся автотрипа (путешествия на автомобиле) - это большая тема для отдельной статьи со своими тонкостями и нюансами...

Итак, с чего же начать составление маршрута путешествия?

Для начала, не зацикливайтесь и не считайте его законом, обязательным к неукоснительному исполнению. Ничего хорошего не выйдет, если Вы распланируете свое путешествие слишком тщательно, расписав каждый километр и каждую минуту поездки... Почему?

Во-первых , у Вас никогда не получится следовать слишком распланированному маршруту. Это невозможно!

Путешествие как брак. Главное заблуждение – думать, что у вас все под контролем... Джон Стейнбек

Ваш маршрут, наверняка, неоднократно поменяется в процессе его составления, и с большой долей вероятности - в процессе путешествия. И это хорошо!

Во-вторых , Вы не получите от настолько спланированного путешествия удовольствия. Ведь, согласитесь, не слишком увлекательно заниматься сексом строго во вторник в 23:00 и в субботу ровно в 15:00... В путешествии, как и в сексе, должна присутствовать доля спонтанности, фантазии и экспромта! Только тогда Вы получите от него удовольствие.

Но, спланировать основные этапы и учесть важные нюансы все-же придется...

Хороший маршрут путешествия. Этапы составления

Сроки, ориентировочные даты и бюджет.

Определитесь, когда и на сколько Вы хотите отправиться в путешествие и сколько Вы готовы на него потратить? И помните - путешествовать можно практически за любые деньги!

Наш опыт: Мы потратили на два абсолютно разных путешествия (включая авиабилеты, транспорт, отели и питание) абсолютно идентичные суммы в рублевом эквиваленте... 10 дней "медового месяца" на Мальдивах (с одним перелетом туда-обратно) в 2008 году и почти 3 месяца в Азии с двумя детьми через Гонконг, Филиппины (Манилу и Миндоро), Малайзию (Куала-Лумпур и Лангкави), Таиланд (Ао Нанг, Краби) и Стамбул (6 перелетов, паром, автобусы и пр.) в 2014 году. Обе эти поездки, причем совершенные с разницей в 6 лет, обошлись нам примерно в 150 тысяч рублей. Соответственно, первая поездка обошлась в 15"000 рублей в день на двоих, вторая - почти в 10 раз дешевле на четверых!!!

Чем дольше путешествие, тем дешевле оно обойдется в сутки.

Пункт назначения.

Решите, куда Вы хотите поехать? О чем Вы мечтаете? Объехать всю Европу или посетить все достопримечательности Парижа? Узнать всю Юго Восточную Азию или провести неделю в Тибете? Насладиться пляжами Карибских островов или городами Золотого Кольца России? Какая бы ни была мечта - это Ваша мечта и она выполнима!

Откройте карту Мира и Интернет. На этом этапе у Вас уже будет предварительный маршрут путешествия. Вы определитесь со страной/странами и городами.

Обязательно поинтересуйтесь в Интернете климатом и погодой в регионе на выбранные даты, чтобы не попасть в "сезон дождей" и не прятаться в здании отеля от тропического ливня или урагана.

Визы.

В большинство азиатских стран визу заранее можно не оформлять - она выдается автоматически по прибытии, в среднем, на срок от двух недель до месяца. А вот в большинство европейских стран понадобится "шенгенская виза".

В любом случае, перед поездкой обязательно выясните актуальные визовые требования интересующих Вас стран. Надежнее всего это сделать на сайтах консульств и официальных визовых центров.

При поездке в Европу, выбирайте страной первого въезда или самого длительного пребывания те страны, в которые оформить и получить "шенгенскую" визу проще. Например: Финляндию, Чехию, Испанию...

Как добраться?

Есть множество способов отправиться в путешествие! На автомобиле или автостопом, на автобусе или поезде, ну и конечно же на самолете... Самолет - самый популярный вариант. И, при поиске авиабилетов к пункту назначения, путешественника очень сильно выручит Aviasales - поисковый сайт-агрегатор, который найдет для Вас самые дешевые авиабилеты по всему Миру! Причем, абсолютно бесплатно !

Ищите билеты заранее. При поиске авиабилетов пробуйте менять даты, города и аэропорты вылета и прилета. Используйте "Календарь низких цен" и "Карту низких цен" . Билеты, купленные за несколько месяцев до путешествия, с вылетом в середине недели и прилетом в соседний аэропорт, могут оказаться в разы дешевле!

Подробнее обо всех нюансах покупки авиабилетов можно прочитать в отдельной статье: Как купить дешевые авиабилеты?

Иногда, при посещении нескольких стран, есть смысл заглянуть и напрямую на сайты low-cost авиакомпаний в поисках акций... Недорогих low-cost авиакомпаний много и в Европе, и в Азии. И билет на самолет в соседнюю страну очень часто можно приобрести буквально за 10 евро!

При перемещении по стране или в соседние страны одного региона, не стоит забывать и о другом транспорте помимо самолетов... В Европе очень развито скоростное железнодорожное сообщение (например, поезда TGV ). А в Азии можно очень дешево добраться куда угодно на автобусах и паромах .

Мы замечательно, быстро и недорого добирались из Амстердама до Парижа в Европе. Да и в Азии (Таиланде, Малайзии, Филиппинах) пользовались паромами и автобусами неоднократно - чтобы добраться из Манилы до острова Миндоро, чтобы добраться из Бангкока в Паттайю или на остров Ко Чанг, чтобы добраться с острова Лангкави в Таиланд до Краби и Ао Нанга... Но первоначально попасть к основному месту назначения быстрее и удобнее все-же на самолете...

На этих этапах маршрут Вашего путешествия, скорее всего, будет откорректирован. На него повлияют цены на билеты, даты вылетов, а может и визовые требования.

Наш опыт: Когда мы собирались в Таиланд (Бангкок, Паттайя, остров Ко Чанг) и подобрали билеты авиакомпании Emirates с пересадкой в Дубае, мы узнали об услуге авиакомпании под названием "Остановка в Дубае" (Dubai Stopover) . В рамках этой услуги Emirates можно с очень хорошей скидкой получить кратковременную визу ОАЭ, отель и трансфер. Соответственно, мы приняли решение воспользоваться услугой "Остановка в Дубае" (Dubai Stopover) и на обратном пути из Таиланда провели один незабываемый день в Дубае .

Наш опыт: Когда мы планировали поездку в Амстердам и Париж, мы узнали, что очень дешево долететь до Амстердама из Хельсинки, да и финскую визу оказалось оформить гораздо проще французской... А авиабилеты из Парижа в Москву оказались намного дешевле не напрямую, а через Берлин... В итоге, мы побывали еще и в Хельсинки, и в Берлине.

Достопримечательности.

Где Вы хотите побывать, куда съездить и что увидеть? Это - самый интересный и увлекательный этап составления маршрута путешествия. При планировании, Вы уже очень много узнаете о культуре и истории страны, ее кухне, природе, красивых местах и достопримечательностях... А предвкушение, как известно, еще больше усиливает аппетит...

На этом этапе очень важно не только выбрать места и достопримечательности, но у узнать, как они работают, сколько стоит посещение и как до них добраться! Да, и не гонитесь за всеми достопримечательностями или самыми популярными... Выберите те достопримечательности, которые наиболее интересны именно Вам. А при составлении маршрута их посещения, постарайтесь отметить достопримечательности на карте и двигаться к ним последовательно, а не метаться туда-сюда из одного уголка города или страны в другой.

Наш опыт: Три дня в Париже во время нашей поездки по Европе мы распланировали следующим образом: один день на одну половину города, второй день - на вторую половину, а третий - на Диснейленд в пригороде Парижа. В итоге, пятки мы конечно стерли, но никуда не торопясь увидели абсолютно все, что хотели, упустив лишь одну единственную достопримечательность из запланированных.

При планировании поездки обязательно выясните праздничные дни в стране посещения. Неожиданное событие может кардинально поломать все планы даже опытного путешественника... Крупный католический, мусульманский или буддистский праздник может обернуться как интересными праздничными мероприятиями, так и полностью "вымершей" инфраструктурой с закрытыми торговыми центрами, магазинами, банками, обменниками, ресторанами и даже аптеками!

Наш опыт: Мы дважды абсолютно неожиданно для нас оказывались в такой ситуации в Варшаве - на католический праздник "Трех королей" и в канун пасхи... Оборотной стороной медали стали загубленный на корню шоппинг из-за закрытых торговых центров, невозможность перекусить в ресторане и даже обменять деньги...

Выбор отеля.

Остановиться в другой стране можно, конечно, не только в отеле... Это может быть и бесплатный каучсерфинг, и апартаменты на airbnb, и аренда дома... Но самый дешевый, надежный и удобный способ, по нашему мнению - это бронирование отеля на сайтах-поисковиках Hotellook или RoomGuru . Просто введите в форму поиска Ваш запрос и получите самые выгодные предложения по отелям...

Общественный транспорт.

Как передвигаться по городу/стране/странам? Обязательно найдите в Интернете информацию заранее! Иначе, уже находясь в другой стране, Вы не будете знать ничего: ни как куда доехать, ни где купить билеты, ни сколько они должны стоить, на способы сэкономить...

Вот теперь Ваш маршрут путешествия становится уже чем-то цельным и завершенным... Пора перейти к оформлению страховки...

Страховка.

Страховка - это, наверное, самая недорогая, но самая значимая составляющая любого путешествия. Какие-то 10 долларов, потраченных на страховку, могут сохранить Вам десятки тысяч долларов, потраченных на медицинское обслуживание, сохранить Ваши нервы, время, здоровье и даже жизнь!

При поиске любой информации в Интернете, используйте только надежные источники. Это официальные сайты министерств по туризму и сайты консульств разных стран Мира. Это тревел-блоги путешественников с отчетами о реальных поездках, Википедия, некоторые форумы (например, форум Винского) или хорошие туристические порталы. Остерегайтесь множества форумов и некоторых даже крупных порталов (не говоря уже о небольших сайтах), где зачастую часто перепечатывается одна и та же недостоверная и неактуальная копирайтерская информация от авторов, которые никогда нигде не были...

Загляните на нашу страничку с секретной информацией для путешественников . Там Вы найдете ссылки на самые лучшие и полезные сервисы для путешественников, скидки и выгодные предложения...

Вы также можете воспользоваться нашей новой рубрикой Распродажи , где можно найти очень выгодные предложения по авиабилетам, отелям и страховке и соединить их вместе...

Санкт-Петербург – крупнейший культурный центр в нашей стране. Многие классные руководители из других городов стараются обязательно побывать там со своими учениками.

Но такое же увлекательное путешествие можно совершить по улицам и музеям своего собственного города. Рассказ о культурно-образовательной программе исследования Петербурга послужит моделью для изучения любого места. Если вы научите ребят быть активными и заинтересованными зрителями, тогда даже небольшой краеведческий музей может оказаться источником неожиданных открытий.

Татьяна Алексеева

Город в подарок

Образовательные путешествия по Санкт-Петербургу

В ходе культурно-образовательных программ, подготовленных Центром «Среда», школьники из разных городов России знакомятся с историей Петербурга, отыскивая ответы на множество вопросов: «О чем может рассказать город?», «Способен ли город влиять на образ жизни своих обитателей?», «Зачем городу храм?», «Что такое национальное достояние и откуда оно берется?», «Что такое музей и зачем в него ходить?», «Как изменяются представления о событиях и людях во времени?» и др. Знакомство с Петербургом проходит поэтапно: от XVIII – к культуре и истории XIX и XX столетий.

Образовательное путешествие
как педагогический метод

Сам термин «образовательное путешествие» помогает определить сущность метода. Путешествие – это не только средство освоения мира, но и способ найти себя, обрести свое собственное «Я». Оно позволяет соотнести себя с другими, расширяет границы общения, дает ученикам возможность проверить себя на жизненную зрелость и оценить свою готовность к различным нестандартным ситуациям.

Путешествие становится образовательным в том случае, когда из простого передвижения в пространстве в поисках новых впечатлений оно превращается в процесс познания мира. Главным результатом такого путешествия становится пробуждение личности, ее самоопределение в культурном пространстве.

Метод образовательного путешествия может рассматриваться как уникальная стратегия освоения мира культуры . Образовательное путешествие – это всегда путешествие в культуру, оно ориентировано не столько на приобретение фактической информации о мире, сколько на освоение историко-культурного опыта человечества.

Все объекты окружающего мира могут рассматриваться как своеобразные «тексты» культуры. Расшифровка этих «текстов» позволяет установить взаимосвязь между объектами материального мира и воплощенными в них идеями, соотносясь с которыми человек способен в будущем выбирать стратегии своего поведения, планы и сценарии собственного развития.

Главный результат образовательного путешествия – личностное освоение тех культурных ценностей, которые не постигаются в процессе традиционного обучения, направленного на передачу вербальной информации.

Определяющим критерием является не столько тема путешествия, сколько его идея , тот культурный «текст», который освоит ученик в результате путешествия: то, с какими понятиями и явлениями культуры он познакомится, какие новые представления приобретет, какие взаимосвязи между различными объектами культурной среды выявит. В программах Центра культурно-образовательных инициатив «Среда» эта идея обычно формулируется в виде «вопроса дня» или проблемы. Ее и предлагается решить старшеклассникам в ходе путешествия.

Образовательное путешествие – это метод, направленный на развитие личности. Поэтому для образовательного путешествия сам процесс приобретения знания является не менее важным, чем его результат – освоение культурных текстов и понятий. Процесс познания, в ходе которого обретается и усваивается исследовательский опыт, навыки освоения мира и его личностного «переживания», строится особым образом:

Предполагает непосредственное взаимодействие человека с окружающим миром, который становится основным средством получения информации;

Идет не от теории к иллюстрации, а от личных ощущений и наблюдений к формированию новых представлений;

Основывается на активной и самостоятельной деятельности участников путешествия;

Рассчитан на работу в малых группах, что позволяет каждому участнику высказывать собственные версии и корректировать их на основе коллегиального обсуждения;

Предполагает свободу выбора источников получения информации об объектах окружающего мира;

Исключает посредническую деятельность педагога (экскурсовода) в процессе «диалога» личности с объектом исследования и изучения (взрослый, если он сопровождает группу, выступает не в качестве объясняющего и показывающего руководителя, а в роли организатора исследовательской деятельности учеников).

Метод образовательного путешествия позволяет создать систему, ориентированную на целостное освоение культуры , не разъятой на отдельные области познания. Санкт-Петербург для школьников выступает как своеобразная микромодель культуры.

Основные этапы путешествия

Образовательное путешествие по Петербургу, предлагаемое Центром культурно-образовательных инициатив «Среда», состоит из трех взаимосвязанных этапов: подготовка к путешествию, работа на маршруте и подведение итогов путешествия (защита).

Каждый день программы начинается с краткого вводного занятия. Затем, разделившись на небольшие команды (по 7–8 человек), под руководством кураторов-групповодов школьники отправляются на маршруты – пешеходные прогулки, во время которых они исследуют город. Маршрутный лист и карта города помогают им не сбиться с пути. Сопровождающие группу взрослые выступают не в качестве экскурсоводов, а как помощники, направляющие и организующие деятельность группы.

Продолжением маршрута обычно становится посещение музеев. Подведение итогов дня носит название «защиты» и может проходить в самых разных формах: ролевая игра, дискуссия, аукцион, творческая мастерская, блиц-турнир и т.д. В некоторых игровых днях «защита» проводится в музее (Эрмитаже, Русском музее, музее Достоевского). Суть «защиты» – обсуждение всего, что удалось найти и узнать в течение дня: что поразило, что стало открытием.

Младшие школьники узнают город по программе «Сказки Петербурга», ученики 5–7-х классов – по программе «Что во граде», а ученики 8–11-х классов – по программе «Город в подарок».

Подготовка к путешествию

Подготовка к образовательному путешествию начинается с определения его темы и, что не менее важно, – идеи, выбора объектов для исследования и составления маршрута. Каждое путешествие имеет название – тему, а идея путешествия формулируется в виде «вопроса дня».

Следующий этап – это определение алгоритма деятельности учеников в процессе освоения различных объектов городской или музейной среды. Дети получают специальные рабочие тетради. В них включены не только маршрутные листы путешествий по Санкт-Петербургу, но и стратегия исследовательской деятельности: вопросы для обсуждения, темы для размышления.

Важной частью предварительного этапа является деятельность педагога по подготовке школьников – его участников. Выбирая маршруты, педагог должен учитывать уровень подготовки своих учеников, их интеллектуальные возможности. Коллегиальное обсуждение, практикуемое во время работы в городском пространстве, способствует «реанимации» школьных знаний, введению их в оборот и практическому применению. Но, возможно, этих знаний окажется недостаточно, или работа на маршруте потребует специфических сведений, которыми дети не обладают.

Такие сведения они могут получить на экскурсии, предшествующей самостоятельной работе, или же этот материал станет содержанием очередного школьного урока. Но, в любом случае, перед тем как ученики выйдут на маршрут, педагогу необходимо обсудить с ними цель путешествия, очертить круг проблем, которые им предстоит решать в процессе самостоятельной работы, и наметить пути их решения.

Педагогу необходимо также учитывать, что, помимо знаний, путешествие требует от его участников наличия определенных навыков исследования, рассматривания, ориентирования, общения. Поэтому для начинающих путешественников Центр культурно-образовательных инициатив «Среда» предлагает тренинг, включающий в себя задания по развитию визуальной грамотности, коммуникативных навыков, навыков ориентирования на местности с помощью карты.

Целостность представлений достигается за счет изучения и исследования городского пространства по нескольким содержательным (тематическим) линиям.

– Тема «Каменные лики» дает представление о географических особенностях города, его пространственной структуре, знакомит с языком архитектуры, учит анализировать особенности предметно-пространственной среды, а также ориентироваться с использованием карты местности и системы городских ориентиров.

– Тема «Город как исторический памятник» помогает исследовать город как непосредственное место исторических событий, сохраняющее в той или иной форме память о них, учит читать городскую среду как исторический документ, помогающий сформировать собственное отношение к истории города и страны.

– Тема «Город как центр мировой культуры» рассматривает город как форму «диалога культур», предполагает научить «путешествиям» в культуру различных времен и народов, не выходя за пределы городской черты.

– Тема «Центры городской жизни» знакомит с видами социокультурной практики, выработанными человечеством, рассказывает о законах существования институтов культуры, дает представление о способах приобщения к их деятельности.

– Тема «Горожане» знакомит с законами социальной жизни города, его инфраструктурой, дает возможность показать разнообразие и богатство форм жизни горожанина в исторической ретроспективе и способы его существования в современном городе.

– Тема «Город как художественный образ» раскрывает секреты сложного художественно-образного языка, в котором преломляется своеобразие города, соединяется реальность и вымысел, учит рассматривать город не только как живописное приложение к художественному тексту, но и как возможность расширения и обогащения этого текста, помогает соотнести художественный образ города с ним самим.

– Тема «Город как центр научно-технического прогресса» выявляет технологические аспекты развития городской жизни, показывает взаимосвязь любых культурных явлений с уровнем научно-технических достижений общества, учит рассматривать объекты городской среды как технические сооружения, отражающие их функциональное назначение; использовать техническую информацию как один из возможных каналов «диалога» с городом.

Каждая из семи содержательных линий реализуется посредством образовательных маршрутов по городу, раскрывающих различные ее аспекты. Маршруты составляют цикл путешествий.

Работа на маршруте

Основной частью образовательного путешествия является самостоятельная работа учеников на маршруте. Маршрут проходит в пространстве города или по экспозициям петербургских музеев, а зачастую предполагает совмещение того и другого. Как правило, объекты городского маршрута подбираются таким образом, чтобы расстояние между ними было невелико, это дает возможность совершить путешествие пешком. Для реализации целей образовательного путешествия этот факт немаловажен. Путешествие предполагает тщательное и вдумчивое постижение пространства, в ходе которого устанавливаются коммуникация человека с миром, открываются новые каналы получения информации, в ряду которых – телесные ощущения и переживания играют немаловажную роль.

Образовательное путешествие наиболее эффективно проходит в малых группах, по 6–9 человек, в связи с чем в Центре культурно-образовательных инициатив «Среда» по многим темам подготовлено сразу несколько маршрутов. Они могут проходить в различных районах города, в разных музеях, но при этом решать (частично или в полном объеме) вопросы, поставленные перед путешественниками на предварительном обсуждении. Совокупность исследований, совершенных учениками на разных маршрутах, помогает изучить проблему многогранно, посмотреть на нее с разных точек зрения, а в дальнейшем обсудить ее различные аспекты.

В маршрутных листах четко определена последовательность действий учеников при работе в городском и/или музейном пространстве. Выявлены объекты, которые предстоит исследовать, иногда задана последовательность в их изучении. В некоторых случаях составление маршрута доверяется самим участникам путешествия.

Главное же – маршрутный лист содержит вопросы, которые позволяют сконцентрировать внимание учеников на объектах городской и музейной среды, побудить их тщательно рассматривать и исследовать, анализировать полученную информацию. Вопросы носят открытый характер, то есть не предполагают ответов по типу «правильно – неправильно», «да – нет». Они стимулируют детей высказывать версии и предположения, аргументировать их, вновь и вновь обращаясь к объекту исследования.

К тому же вопросы построены таким образом, что ответы на большинство из них можно дать, только находясь непосредственно возле объекта, изучив его, обобщив информацию и сделав логические выводы. Однако ученики могут обратиться и к иным источникам информации, которые они вправе выбрать самостоятельно, – общение с горожанами, обращение за консультацией к специалистам, исследования в библиотеках, архивах или в Интернет-пространстве.

Необходимо отметить, что в маршрутный лист, могут быть включены дополнительные дидактические материалы: карты, схемы, иллюстрации и пр., которые служат вспомогательными источниками информации. Кроме этого, важно снабдить учеников картой Санкт-Петербурга, по которой они самостоятельно смогут ориентироваться в городе.

На первых порах, пока у учеников не выработались навыки исследовательской деятельности, предпочтительно, чтобы каждую группу сопровождал педагог. Во время работы на маршруте он направляет внимание ребят, помогает найти пути получения информации, организует их исследования, оперируя вопросами и заданиями маршрутного листа.

Не менее важно научить детей работать в группе: выслушивать суждение каждого участника путешествия; помнить, что каждый имеет право на собственное «видение» и собственное мнение; уметь аргументированно отстаивать свою точку зрения; принимать к обсуждению все возможные версии и гипотезы; корректировать собственные представления в процессе обсуждения; вести конструктивный диалог.

Возможно, что, изучая предлагаемые объекты, путешественники столкнутся с «неразрешимыми» вопросами. Задача педагога заключается не в том, чтобы дать готовые ответы, а в том, чтобы указать возможные пути получения недостающей информации. Результатом этого могут стать последующие самостоятельные исследования учеников в библиотеках, архивах, музеях, обращение к компьютерным программам, встречи с уникальными людьми и новые образовательные путешествия.

Подведение итогов творчества

Путешествие не может считаться завершенным до тех пор, пока не будет проведено итоговое занятие. Это занятие получило название «защита», так как на нем ученикам предоставляется возможность отстоять свое, часто отличное от общепринятого мнение, основываясь на тех фактах, с которыми они познакомились во время путешествия.

Защита менее всего напоминает отчет о работе или последовательное изложение того, что удалось увидеть или узнать в процессе прохождения маршрута. Она строится как проблемное обсуждение. Ученикам предлагается изложить свой взгляд на вопросы, которые обозначены в маршрутном листе под рубрикой «Поразмышляйте...» и аргументировать собственную точку зрения результатами своих исследований. Первоначально эта работа проводится в каждой из подгрупп, в итоге – вырабатывается общая позиция, которая либо обсуждается с педагогом, либо выносится на общую защиту. Возможность представления различных маршрутов на общей защите позволяет выявить многогранность рассматриваемого явления или события, познакомиться с различными точками зрения, выстроить логически завершенную картину, наиболее полно отражающую заявленную тему путешествия.

Форма проведения подобного занятия может быть различна и зависит от фантазии и возможностей педагога: выступления подгрупп или диспут, театрализация или создание визуальных образов, создание выставок или коллекций и т.п. В любом случае – это не урок, а обучающая игра, имеющая свои правила и определенную систему оценивания. Ее основу составляют следующие положения:

Защита строится таким образом, чтобы высказалось как можно больше участников путешествия; чем больше выступающих в подгруппе, тем выше оценивается ее работа;

За педагогом закрепляется право задавать уточняющие вопросы, а также вопросы, позволяющие поддерживать и разворачивать дискуссию;

Обсуждение носит свободный характер и требует как от педагога, так и от учеников мобильности мышления и способности к импровизации;

Задача педагога – поддерживать динамику дискуссии и направлять ее в контексте решения задач, обозначенных в данном конкретном путешествии;

За участниками защиты признается право на ошибку, неверные высказывания не влекут за собой отрицательной оценки;

Поощряются размышления, построение версий и гипотез; доминантой обсуждения являются не знания учеников, а выдвигаемые предположения и их аргументация;

Приветствуется коллективная работа учеников, подсказки и дополнение ответов товарищей рассматриваются на защите как положительный фактор;

Высоко оцениваются не только ответы учеников на вопросы, но и их собственные вопросы, которые возникают в процессе обсуждения.

Защита подводит черту под конкретным путешествием, но не является его окончательным итогом. Дальнейшее исследование тем и вопросов, заинтересовавших учеников, может иметь продолжение в их школьной жизни уже после возвращения.

Сроки путешествия

Все три этапа образовательного путешествия: подготовка, работа на маршруте и защита – составляют единое целое и реализуются последовательно. Наибольший эффект достигается в том случае, если все компоненты одного общего путешествия будут осуществлены друг за другом в течение небольшого промежутка времени – одного-двух дней, максимум недели. Это позволяет погрузиться в материал, не растерять остроту переживаний и впечатлений, сконцентрироваться на поставленных проблемах. Для старшеклассников – гостей города образовательное путешествие становится одним из пунктов экскурсионной программы. Все его этапы могут быть реализованы в течение одного дня пребывания в Санкт-Петербурге.

Образовательное путешествие является альтернативой обычной экскурсионной поездке, преследующей, как правило, просветительские цели. Оно может больше – не только познакомить с достопримечательностями Санкт-Петербурга, но и стать своеобразной школой становления человека в культуре.

Найти дополнительную информацию о программах Санкт-Петербургского Центра культурно-образовательных инициатив «Среда», а также задать вопросы его сотрудникам и завязать контакты классный руководитель может на сайте:

© 2024 nowonline.ru
Про докторов, больницы, клиники, роддома