Замечали ли вы когда-нибудь, что мы разные? Некоторым людям проще работать увлеченно над одной задачей, и они так увлекаются процессом , что совершенно не задумываются над результатом, точкой назначения. Другие же стараются выполнить больше разных задач и мечтают поскорее завершить их для получения результата , и не получая большого удовлетворения от процесса их выполнения. И ещё бывает, что человек наслаждается тем состоянием , в котором он находиться, совершенно не заботясь о том, куда и как дальше двигаться. Работодатели любят определять тип мышления человека во время собеседований, чтобы узнать, подходит человек для работы, ориентированной на процесс (например, работник службы поддержки), или ориентированной на результат (инженер-программист 1-й категории). Полагаю, людей, ориентированных на состояние наниматели вообще не берут, (только если в качестве президента компании, пусть наслаждается, главное, чтобы не мешал работать J ). Эти три категории являются крайностями. Хотя люди из каждой категории умеют радоваться и получать удовольствие по-своему – от состояния, процесса либо результата – не стоит лишать себя удовольствия от остальной 2/3 части своей жизни.
Когда впервые устраивался на работу специалистом по тестированию программного обеспечения, я был больше ориентирован на процесс. Для меня было обычным делом засиживаться ночью и программировать, просто ради удовольствия. У меня было много идей, и я часто бросался их выполнять, не обдумывая, к чему они приведут. Некогда было остановиться и подумать, кем же я являюсь, чего я уже достиг? Влечение к процессу вылилось в желание устроиться на две работы на полную ставку сразу (8ч на одной, 8ч на другой, 1.5ч на дорогу, 1 ч на завтрак, обед и ужин, остаётся 5.5ч на друзей, личную жизнь, хобби, сон и т.д. J ). Не сложно представить, какой был бы исход такого расписания, и как скоро бы он наступил. Спасибо заведующему кафедрой (второй «потенциальный» работодатель), который отговорил меня от этой затеи.
Через полгода я познакомился со своей будущей женой. Целое лето мы проводили почти все вечера вместе. Я наслаждался каждым моментом нашей встречи, в то время как на работе дела шли по инерции. У меня не было того обилия новых идей, что раньше, и ни одна из существовавших не применялась на практике. Одним словом, я был заморочен на моём состоянии, не думая о будущем, о результатах, и не сильно уж наслаждаясь процессом, так как не было никакого прогресса. Это длилось 3-4 месяца.
Во время ночной беседы после моего мальчишника один мой друг заметил, что я сильно изменился со времени предыдущей нашей встречи. Дело в том, что я тогда был сильно поглощён идеей постановки и достижения целей, процесс рассматривался как путь, который вторичен, не важно какой мы его выберем, главное – достичь цели в кратчайшие сроки и тут же поставить себе следующую. Возможно, всё было не так патологически, но факт остаётся фактом, – в тот момент я был сильно ориентирован на результат.
Я верю, что каждый из нас в разные моменты может наслаждаться как состоянием, так и процессом, так и результатом. Правда в том, что эти чаши трёхплечных весов не находятся всегда в равновесии – какая-то часть все время перевешивает. Всегда полезно остановиться, и насладиться тем, что вы имеете сейчас. Потом, подумайте, как бы это состояние можно было улучшить, чего бы я хотел достичь ещё в жизни? Определившись, выберите самый приятный путь достижения цели – он может быть сложным, новым, но все же приятным. Развивайтесь, двигайтесь по направлению к своей цели, наслаждайтесь каждым моментом движения, получайте от этого удовольствие. Получив результат, насладитесь этим моментом – вы сделали то, что по истинному хотели. Ваше состояние изменилось, наслаждайтесь тем, что вы получили.
Интересно, что все эти типы отношения к жизни очень связанны между собой. Если хорошенько увлечься процессом, то непроизвольно мы будем получать какие-то результаты, правда, неосознанно. Наслаждаясь полученным результатом, мы непроизвольно наслаждаемся тем состоянием, в котором находимся. Получая удовольствие от состояния, мы, так или иначе, вовлечены в какой-то процесс, правда, опять же, неосознанно.
Полноценную и счастливую жизнь можно прожить благодаря гармонизации между тремя составляющими: состоянием, процессом и результатом. Определите, какая часть в вас перевешивает, и пробуйте получать больше удовольствия от других сторон вашей личности.
Кто вы сейчас, человек состояния, человек процесса или человек результата?
Сегодня мы поговорим о простом рецепте счастья, который некоторые мудрые люди открыли для себя уже давно, а потом пришла наука психология и всё это подтвердила официально.
Начнём с того, что...
Психология различает два вида деятельности: 1) деятельность, направленную на результат и 2) деятельность, в которой важнее - процесс, а результат как бы отсутствует, размыт.
Поговорим об этих двух видах деятельности.
Как различить эти действия из моря многообразных действий, совершаемых нами?
Целенаправленные действия:
Целенаправленные действия - они очень полезные, не так ли?
Но с ними есть одна беда. Даже две беды.
Во-первых , они стараются заполонить собой ВСЮ деятельность человека (а ведь есть ещё и второй тип деятельности, Вы помните?).
Во-вторых, ПРОЦЕСС их выполнения как правило лишается: и романтики, и удовольствия и осознанности-мотивированности. Всё это вынесено в РЕЗУЛЬТАТ.
В чём же проблема? А в том, что результат - это всего лишь - миг. А процесс может занимать годы. Лишать себя годами удовольствия, чтобы наполнить радостью... миг? Но «миг» в последствии может не выдержать такого наполнения и... порваться.
Именно поэтому люди, которые в момент своего триумфа должны вроде бы радоваться, на самом деле грустят и даже паникуют. Вот он, миг, пришёл...Чего ж я не радуюсь?
Ну а теперь рассмотрим второй вид деятельности человека, оставшийся. Его наполняют
Как отличить их от других, в море разнообразных действий, которые мы совершаем?
Процессуальные действия:
Дружеское общение,
Любование природой и людьми,
Философские (только непрофессиональные философские) рассуждения,
Секс (если только он не направлен на какую-то конкретику),
Вообще любование прекрасным, контакт с прекрасным и созидание чего-либо ПРЕКРАСНОГО.
Знаете, что говорит психология о процессуальных действиях? Она говорит, что именно и только эти действия позволяют нам быть... самими собой!
А нехватка процессуальных действий заставляет человека задыхаться и ощущать себя несчастным.
В самом деле. Сравним дружескую вечеринку «просто так» и дружескую вечеринку «со смыслом» (Например, когда в гости приглашается начальник с супругой, и для них печётся фирменный торт).
Не поэтому ли некоторые дети ненавидят, когда к их родителям в дом собираются гости? Не поэтому ли эти дети устраивают гостям саботаж?
Скорее всего они чувствуют, что гостей созвали не просто так, а со смыслом.
Будьте как дети...
В чём же заключается рецепт счастья, выдуманный мудрыми людьми и подтверждённый психологией?
А вот в чём. Нужно взять целенаправленное действие и превратить его в... процессуальное.
И чем меньше останется в Вашей жизни действий первого типа, а чем больше будет действий второго типа (процессуальных действий) - тем Вы будете счастливее.
Приведу пример из спорта.
Вы слышали такую фразу: «Важна не победа, важно - участие»?
То есть, мы приехали не «чтобы победить»... победить ценой сорванных связок и поломанных костей, а чтобы... по тусоваться в приятном нам обществе единомышленников, провести с пользой время.
Возьмите лист, расчертите его пополам. В первую колонку напишите все ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЕ действия, которые приходят Вам в голову.
Во вторую колонку напишите все ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ действия, которые приходят Вам в голову.
Сравните обе колонки.
Каким действиями из обоих списков Вам действительно хотелось бы заниматься преимущественно всю жизнь?
Так отчего ж не занимаетесь?
Какие «целенаправленные действия» (из первой колонки) Вы можете перенести во вторую колонку, то есть: изменить своё отношение к ним и сделать их процессуальными?
Например, можете ли Вы сделать мытьё посуды или полов действием на целенаправленным, а процессуальным?
Путь на работу сделать не целенаправленным действием, а процессуальным?
Иными словами, «действие-каторгу » превратить в«действие-прикольный досуг» ?
Не можете? А что, какое действие можете? Запишите.
Психология говорит, что выполнение целенаправленных действий помогает нам адаптироваться и выделяться в социуме.
А я задаю вопрос: может быть хватит уже адаптироваться в социуме? Не пора заняться собственным счастьем?
Странная возникает дилемма — почему когда человек чего-то долго ждет, и это происходит, он быстро теряют к этому интерес? Реализованная мечта просто попадает в список достигнутых целей и теряет свое магическое действие.
Все потому, что человеку зачастую удовольствие приносит лишь процесс, а не результат. Чем сложнее процесс, тем тем лучше потом получается результат.
Простой пример: охотники не любят мертвых животных, им не доставляет удовольствие смерть. Зато они так любят преследовать зверюшек и охотиться на них, что именно процесс является для них настоящим развлечением.
Или же наоборот, получается, что процесс не настолько важен как результат и без плодов труда любое действие теряет всякий смысл.
Если классифицировать эти два процесса, то получиться, что на земле существует два типа людей: человек процесс и человек результат.
Человек — процесс долго наслаждается временем, предназначенным на достижение цели. Он получает удовольствие от действий и событий, которые предшествуют результату. Процесс в играет главную роль в его жизни, это выражается везде: в общении с людьми, в приеме пищи, в работе, в сексе и других вещах.
Как определить человека подобного типа?
Чаще всего, таких людей можно вычислить прежде всего по нескольким признакам:
1. Медленная, растянутая речь. В рассказах много воды и мало конкретики
2. Медленная походка. Человек процесс никуда не спешит, ведь он живет по принципу — кто понял жизнь — тот не спешит. Проходя мимо интересных объектов, он обязательно остановится около них и будет внимательно рассматривать.
3. Привычка опаздывать. Если бы в сутках было больше 24 часов, человек- процесс был бы счастлив, ведь он редко успевает делать все вовремя и в срок.
4. В большинстве случаев, люди подобного типа обладают творческим мышлением. Это художники, дизайнеры, писатели или артисты.
Человек — результат видет цель и не видет препятствий. Его интересует лишь сама цель и результат от действий, затраченных на достижение цели. Получая результат, он счастлив как никогда, это и есть для него главный приз. Чем больше в копилке призов и медалей, тем лучше. Достигая цели, человеку — результату обязательно нужна новая цель.
Как же определить, что перед вами человек- результат?
Также встречаются люди смешанного типа, которые получают одинаковое удовольствие как от процесса так и от результата. Правда такие люди встречаются довольно редко.
В кадровом делопроизводстве принято разделение кандидатов на должность по ориентированности на процесс или результат. Например, человек-процесс не боится однообразной работы, и может занимать позицию системного администратора, бухгалтера и т.д. Человек-результат, напротив, настроен на , например, выполнения плана продаж или других планируемых показателей эффективности. Конечно, в каждом человеке присутствует что-то от каждого из описанных случаев, абсолютные крайности встречаются редко. Цель этой статьи – определить, в каких случаях лучше ориентироваться на процесс, а в каких – на результат.
Поскольку мы растем, меняемся и переживаем разные жизненные этапы, в один промежуток времени человек может больше значения придавать результату, а в другой – процессу, идеальная комбинация – гармония между этими крайностями. Если у вас стоит четкая задача и сроки ее выполнения поджимают, конечно, акцент смещается в сторону результата, о наслаждении процессом как-то не думаешь. Но если постоянно функционировать в таком режиме, рано или поздно перестаешь наслаждаться вообще, поэтому многие люди не умеют , а это, в свою очередь, ведет к .
Как не устают повторять многие , если процесс занятия чем-либо не приносит вам удовольствия, то результаты не оправдают ваших ожиданий. Открывая свое дело, устраиваясь на работу, выбирая себе профессию, даже решая, стоит ли , всегда отдавайте предпочтение тому занятию, которое приносит вам удовлетворение, а придет как приятное дополнение. Я уже не раз говорила о том, что заниматься чем-то просто ради денег не эффективно – и желаемого уровня вы не достигнете, и удовольствия не получите, только потеряете свою .
Что же получается, всем нужно просто наслаждаться процессом и бесцельно двигаться по жизни, не ориентируясь на результат? Давайте посмотрим на это утверждение по-другому:
Как видите, наслаждение процессом не обязательно бесцельно, оно может привести вас к желаемым результатам. Не отказывайтесь от того, что вам действительно нравится, соглашаясь на какие-то выгоды взамен ненавистной вам деятельности. Это не принесет вам , гарантирую. Имейте делать то, что вам нравится, даже если никто этого не понимает, даже если пока это не приносит вам желаемого дохода – не ждите денег, продолжайте получать удовольствие от процесса, и они придут сами!
Напоследок хочется сказать, что в жизни каждого человека должно быть что-то, что он делает исключительно ради «фана», не ожидая вообще никаких результатов. Может быть, вам нравится ставить кляксы гуашью на листах бумаги – и плевать, что это не картины, а странная мазня – наслаждайтесь процессом! Делайте то, что доставляет вам радость само по себе.
Образовательная система функционирует и развивается в образовательном процессе обучения и воспитания человека, конкретнее - в учебно-воспитательном процессе. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Еще в конце XIX века П. Ф. Каптерев отмечал, что образовательный процесс не есть лишь передача чего-то от одного другому, он не есть только посредник между поколениями и представлять его в виде трубки, по которой культура переливается от одного поколения к другому, нельзя. (См. дополнительный иллюстративный материал.) По П. Ф. Каптереву, сущность образовательного процесса с внутренней стороны заключается в саморазвитии организма; а передача важнейших культурных приобретений и обучение старшим поколением младшего - это только внешняя сторона этого процесса.
По сути, в таком определении образовательного процесса подчеркивается, что на всем его протяжении основной задачей образования является развитие и саморазвитие человека как личности в процессе его обучения. Образование как процесс не прекращается до конца сознательной жизни человека. Оно непрерывно видоизменяется по целям, содержанию, формам. Непрерывность образования в настоящее время, характеризуя его процессуальную сторону, выступает в качестве основной черты. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Образование как результат может рассматриваться в двух значениях:
Проблемы для обсуждения
:
1. Понимание образования как образа Божия.
2. Два значения образования как результата.