Цель — процесс или результат. Что лучше – ориентация на процесс или на результат

Замечали ли вы когда-нибудь, что мы разные? Некоторым людям проще работать увлеченно над одной задачей, и они так увлекаются процессом , что совершенно не задумываются над результатом, точкой назначения. Другие же стараются выполнить больше разных задач и мечтают поскорее завершить их для получения результата , и не получая большого удовлетворения от процесса их выполнения. И ещё бывает, что человек наслаждается тем состоянием , в котором он находиться, совершенно не заботясь о том, куда и как дальше двигаться. Работодатели любят определять тип мышления человека во время собеседований, чтобы узнать, подходит человек для работы, ориентированной на процесс (например, работник службы поддержки), или ориентированной на результат (инженер-программист 1-й категории). Полагаю, людей, ориентированных на состояние наниматели вообще не берут, (только если в качестве президента компании, пусть наслаждается, главное, чтобы не мешал работать J ). Эти три категории являются крайностями. Хотя люди из каждой категории умеют радоваться и получать удовольствие по-своему – от состояния, процесса либо результата – не стоит лишать себя удовольствия от остальной 2/3 части своей жизни.

Когда впервые устраивался на работу специалистом по тестированию программного обеспечения, я был больше ориентирован на процесс. Для меня было обычным делом засиживаться ночью и программировать, просто ради удовольствия. У меня было много идей, и я часто бросался их выполнять, не обдумывая, к чему они приведут. Некогда было остановиться и подумать, кем же я являюсь, чего я уже достиг? Влечение к процессу вылилось в желание устроиться на две работы на полную ставку сразу (8ч на одной, 8ч на другой, 1.5ч на дорогу, 1 ч на завтрак, обед и ужин, остаётся 5.5ч на друзей, личную жизнь, хобби, сон и т.д. J ). Не сложно представить, какой был бы исход такого расписания, и как скоро бы он наступил. Спасибо заведующему кафедрой (второй «потенциальный» работодатель), который отговорил меня от этой затеи.

Через полгода я познакомился со своей будущей женой. Целое лето мы проводили почти все вечера вместе. Я наслаждался каждым моментом нашей встречи, в то время как на работе дела шли по инерции. У меня не было того обилия новых идей, что раньше, и ни одна из существовавших не применялась на практике. Одним словом, я был заморочен на моём состоянии, не думая о будущем, о результатах, и не сильно уж наслаждаясь процессом, так как не было никакого прогресса. Это длилось 3-4 месяца.

Во время ночной беседы после моего мальчишника один мой друг заметил, что я сильно изменился со времени предыдущей нашей встречи. Дело в том, что я тогда был сильно поглощён идеей постановки и достижения целей, процесс рассматривался как путь, который вторичен, не важно какой мы его выберем, главное – достичь цели в кратчайшие сроки и тут же поставить себе следующую. Возможно, всё было не так патологически, но факт остаётся фактом, – в тот момент я был сильно ориентирован на результат.

Я верю, что каждый из нас в разные моменты может наслаждаться как состоянием, так и процессом, так и результатом. Правда в том, что эти чаши трёхплечных весов не находятся всегда в равновесии – какая-то часть все время перевешивает. Всегда полезно остановиться, и насладиться тем, что вы имеете сейчас. Потом, подумайте, как бы это состояние можно было улучшить, чего бы я хотел достичь ещё в жизни? Определившись, выберите самый приятный путь достижения цели – он может быть сложным, новым, но все же приятным. Развивайтесь, двигайтесь по направлению к своей цели, наслаждайтесь каждым моментом движения, получайте от этого удовольствие. Получив результат, насладитесь этим моментом – вы сделали то, что по истинному хотели. Ваше состояние изменилось, наслаждайтесь тем, что вы получили.

Интересно, что все эти типы отношения к жизни очень связанны между собой. Если хорошенько увлечься процессом, то непроизвольно мы будем получать какие-то результаты, правда, неосознанно. Наслаждаясь полученным результатом, мы непроизвольно наслаждаемся тем состоянием, в котором находимся. Получая удовольствие от состояния, мы, так или иначе, вовлечены в какой-то процесс, правда, опять же, неосознанно.

Полноценную и счастливую жизнь можно прожить благодаря гармонизации между тремя составляющими: состоянием, процессом и результатом. Определите, какая часть в вас перевешивает, и пробуйте получать больше удовольствия от других сторон вашей личности.

Кто вы сейчас, человек состояния, человек процесса или человек результата?

Сегодня мы поговорим о простом рецепте счастья, который некоторые мудрые люди открыли для себя уже давно, а потом пришла наука психология и всё это подтвердила официально.

Начнём с того, что...

Психология различает два вида деятельности: 1) деятельность, направленную на результат и 2) деятельность, в которой важнее - процесс, а результат как бы отсутствует, размыт.

Поговорим об этих двух видах деятельности.

Действия, направленные на результат, на цель или Целенаправленные действия

Как различить эти действия из моря многообразных действий, совершаемых нами?

Целенаправленные действия:

  1. Изначально очень чётко ориентированы на некий конкретный результат (пойти в лес и повалить топором дерево для обогрева дома).
  2. Имеют очень точные и чёткие критерии своей успешности или не успешности (Вовочка: Я стихотворение уч-и-и-и-л! Учительница Марь Иванна: Вовочка, я не спрашиваю: учил или не учил. Я спрашиваю - «Ты его выучил ?»)
  3. Чаще всего имеют вполне определённую структуру, пошаговый алгоритм, план действий (Чтобы испечь пирог, нужна серия последовательных и чётких действий).
  4. Через эти действия мы обычно успешно (или не успешно, если не получилось) адаптируемся и выделяемся в социуме, в обществе). Нарисовал чертёж. Победил в конкурсе архитекторов - тут тебе и слава и первое место от жюри, и денежная премия.
  5. С помощью этих действий мы можем довольно предсказуемо менять свою жизнь. (Если я буду пять лет сдавать в срок экзамены и зачёты, по по истечении пяти лет мне вручат диплом о высшем образовании).

Целенаправленные действия - они очень полезные, не так ли?

Но с ними есть одна беда. Даже две беды.

Во-первых , они стараются заполонить собой ВСЮ деятельность человека (а ведь есть ещё и второй тип деятельности, Вы помните?).

Во-вторых, ПРОЦЕСС их выполнения как правило лишается: и романтики, и удовольствия и осознанности-мотивированности. Всё это вынесено в РЕЗУЛЬТАТ.

В чём же проблема? А в том, что результат - это всего лишь - миг. А процесс может занимать годы. Лишать себя годами удовольствия, чтобы наполнить радостью... миг? Но «миг» в последствии может не выдержать такого наполнения и... порваться.

Именно поэтому люди, которые в момент своего триумфа должны вроде бы радоваться, на самом деле грустят и даже паникуют. Вот он, миг, пришёл...Чего ж я не радуюсь?

Ну а теперь рассмотрим второй вид деятельности человека, оставшийся. Его наполняют

Процессуальные действия

Как отличить их от других, в море разнообразных действий, которые мы совершаем?

Процессуальные действия:

  1. Никогда не ориентированы чётко и конкретно на некий чёткий и конкретный результат . (Когда я тяну бокал лёгкого французского вина, на какой я нацелена результат? Чтоб сосуды стали здоровыми? Или чтоб захотелось запеть «Ой, калина»?)
  2. Чаще всего процессуальные действия не обладают точными критериями некоего «правильного» или «неправильного» протекания . (Когда я играю в песочнице в пасочки и строю замки на пляже, я не сверяюсь с инструкцией)
  3. Такие действия лишены очевидного и прямолинейного практического смысла и пользы (болтовня с подругой).
  4. Если таким действиям искусственно придать направленность, подталкивая их к одному определённому исходу... то они сразу же теряют привлекательность и смысл. «Погибают», обессмысливаются.
  5. Это события, о которых можно сказать: они имеют смысл сами по себе .

Что мы отнесём к процессуальным действиям?

Дружеское общение,

Любование природой и людьми,

Философские (только непрофессиональные философские) рассуждения,

Секс (если только он не направлен на какую-то конкретику),

Вообще любование прекрасным, контакт с прекрасным и созидание чего-либо ПРЕКРАСНОГО.

Внимание!

Знаете, что говорит психология о процессуальных действиях? Она говорит, что именно и только эти действия позволяют нам быть... самими собой!

А нехватка процессуальных действий заставляет человека задыхаться и ощущать себя несчастным.

В самом деле. Сравним дружескую вечеринку «просто так» и дружескую вечеринку «со смыслом» (Например, когда в гости приглашается начальник с супругой, и для них печётся фирменный торт).

Не поэтому ли некоторые дети ненавидят, когда к их родителям в дом собираются гости? Не поэтому ли эти дети устраивают гостям саботаж?

Скорее всего они чувствуют, что гостей созвали не просто так, а со смыслом.

Будьте как дети...

В чём же заключается рецепт счастья, выдуманный мудрыми людьми и подтверждённый психологией?

А вот в чём. Нужно взять целенаправленное действие и превратить его в... процессуальное.

И чем меньше останется в Вашей жизни действий первого типа, а чем больше будет действий второго типа (процессуальных действий) - тем Вы будете счастливее.

Приведу пример из спорта.

Вы слышали такую фразу: «Важна не победа, важно - участие»?

То есть, мы приехали не «чтобы победить»... победить ценой сорванных связок и поломанных костей, а чтобы... по тусоваться в приятном нам обществе единомышленников, провести с пользой время.

А теперь маленькое задание-тест

Возьмите лист, расчертите его пополам. В первую колонку напишите все ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЕ действия, которые приходят Вам в голову.

Во вторую колонку напишите все ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ действия, которые приходят Вам в голову.

Сравните обе колонки.

Первый вопрос

Каким действиями из обоих списков Вам действительно хотелось бы заниматься преимущественно всю жизнь?

Первый вопрос «прим»

Так отчего ж не занимаетесь?

Второй вопрос

Какие «целенаправленные действия» (из первой колонки) Вы можете перенести во вторую колонку, то есть: изменить своё отношение к ним и сделать их процессуальными?

Например, можете ли Вы сделать мытьё посуды или полов действием на целенаправленным, а процессуальным?

Путь на работу сделать не целенаправленным действием, а процессуальным?

Иными словами, «действие-каторгу » превратить в«действие-прикольный досуг» ?

Не можете? А что, какое действие можете? Запишите.

Психология говорит, что выполнение целенаправленных действий помогает нам адаптироваться и выделяться в социуме.

А я задаю вопрос: может быть хватит уже адаптироваться в социуме? Не пора заняться собственным счастьем?

Странная возникает дилемма — почему когда человек чего-то долго ждет, и это происходит, он быстро теряют к этому интерес? Реализованная мечта просто попадает в список достигнутых целей и теряет свое магическое действие.

Все потому, что человеку зачастую удовольствие приносит лишь процесс, а не результат. Чем сложнее процесс, тем тем лучше потом получается результат.

Простой пример: охотники не любят мертвых животных, им не доставляет удовольствие смерть. Зато они так любят преследовать зверюшек и охотиться на них, что именно процесс является для них настоящим развлечением.

Или же наоборот, получается, что процесс не настолько важен как результат и без плодов труда любое действие теряет всякий смысл.

Если классифицировать эти два процесса, то получиться, что на земле существует два типа людей: человек процесс и человек результат.

Человек — процесс долго наслаждается временем, предназначенным на достижение цели. Он получает удовольствие от действий и событий, которые предшествуют результату. Процесс в играет главную роль в его жизни, это выражается везде: в общении с людьми, в приеме пищи, в работе, в сексе и других вещах.

Как определить человека подобного типа?
Чаще всего, таких людей можно вычислить прежде всего по нескольким признакам:

1. Медленная, растянутая речь. В рассказах много воды и мало конкретики

2. Медленная походка. Человек процесс никуда не спешит, ведь он живет по принципу — кто понял жизнь — тот не спешит. Проходя мимо интересных объектов, он обязательно остановится около них и будет внимательно рассматривать.

3. Привычка опаздывать. Если бы в сутках было больше 24 часов, человек- процесс был бы счастлив, ведь он редко успевает делать все вовремя и в срок.

4. В большинстве случаев, люди подобного типа обладают творческим мышлением. Это художники, дизайнеры, писатели или артисты.

Человек — результат видет цель и не видет препятствий. Его интересует лишь сама цель и результат от действий, затраченных на достижение цели. Получая результат, он счастлив как никогда, это и есть для него главный приз. Чем больше в копилке призов и медалей, тем лучше. Достигая цели, человеку — результату обязательно нужна новая цель.

Как же определить, что перед вами человек- результат?

  1. Быстрая и четкая речь. Каждое слово сказано с определенным смыслом, так что это помогает передать другому человеку точную информацию.
  2. Активные действия и неусидчивость. Человек — результат не может долго сидеть на одном месте, ему необходимо знать все быстро и сразу, ни одно событие не должно произойти без его участия.
  3. Быстрая походка или бег. Он идет к своей цели быстрой походкой, а если нужно и вовсе бежит, лишь бы не опоздать.
  4. Нервозность и паника. Если что-то выходит из под контроля, он должен незамедлительно решить все, возникшие проблемы, склонить к содействию как можно большее количество других людей, лишь бы все уладить.
  5. В большинстве случаев, люди подобного типа обладают логическим мышлением. Это математики, логисты, менеджеры, управленцы, юристы.

Также встречаются люди смешанного типа, которые получают одинаковое удовольствие как от процесса так и от результата. Правда такие люди встречаются довольно редко.

В кадровом делопроизводстве принято разделение кандидатов на должность по ориентированности на процесс или результат. Например, человек-процесс не боится однообразной работы, и может занимать позицию системного администратора, бухгалтера и т.д. Человек-результат, напротив, настроен на , например, выполнения плана продаж или других планируемых показателей эффективности. Конечно, в каждом человеке присутствует что-то от каждого из описанных случаев, абсолютные крайности встречаются редко. Цель этой статьи – определить, в каких случаях лучше ориентироваться на процесс, а в каких – на результат.

Человек-процесс и человек-результат в каждом из нас

Поскольку мы растем, меняемся и переживаем разные жизненные этапы, в один промежуток времени человек может больше значения придавать результату, а в другой – процессу, идеальная комбинация – гармония между этими крайностями. Если у вас стоит четкая задача и сроки ее выполнения поджимают, конечно, акцент смещается в сторону результата, о наслаждении процессом как-то не думаешь. Но если постоянно функционировать в таком режиме, рано или поздно перестаешь наслаждаться вообще, поэтому многие люди не умеют , а это, в свою очередь, ведет к .

Как не устают повторять многие , если процесс занятия чем-либо не приносит вам удовольствия, то результаты не оправдают ваших ожиданий. Открывая свое дело, устраиваясь на работу, выбирая себе профессию, даже решая, стоит ли , всегда отдавайте предпочтение тому занятию, которое приносит вам удовлетворение, а придет как приятное дополнение. Я уже не раз говорила о том, что заниматься чем-то просто ради денег не эффективно – и желаемого уровня вы не достигнете, и удовольствия не получите, только потеряете свою .

Что же получается, всем нужно просто наслаждаться процессом и бесцельно двигаться по жизни, не ориентируясь на результат? Давайте посмотрим на это утверждение по-другому:

  • Цель процесса – получение приятных .
  • Наслаждаясь процессом своей деятельности, подумайте, чего бы вы еще хотели достичь в жизни или как можно усилить то приятное состояние, в котором вы находитесь сейчас.
  • и выберите тот путь к ней, который принесет вам удовольствие.
  • Достигнув цели, наслаждайтесь результатом.

Как видите, наслаждение процессом не обязательно бесцельно, оно может привести вас к желаемым результатам. Не отказывайтесь от того, что вам действительно нравится, соглашаясь на какие-то выгоды взамен ненавистной вам деятельности. Это не принесет вам , гарантирую. Имейте делать то, что вам нравится, даже если никто этого не понимает, даже если пока это не приносит вам желаемого дохода – не ждите денег, продолжайте получать удовольствие от процесса, и они придут сами!

Напоследок хочется сказать, что в жизни каждого человека должно быть что-то, что он делает исключительно ради «фана», не ожидая вообще никаких результатов. Может быть, вам нравится ставить кляксы гуашью на листах бумаги – и плевать, что это не картины, а странная мазня – наслаждайтесь процессом! Делайте то, что доставляет вам радость само по себе.

Образовательная система функционирует и развивается в образовательном процессе обучения и воспитания человека, конкретнее - в учебно-воспитательном процессе. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Еще в конце XIX века П. Ф. Каптерев отмечал, что образовательный процесс не есть лишь передача чего-то от одного другому, он не есть только посредник между поколениями и представлять его в виде трубки, по которой культура переливается от одного поколения к другому, нельзя. (См. дополнительный иллюстративный материал.) По П. Ф. Каптереву, сущность образовательного процесса с внутренней стороны заключается в саморазвитии организма; а передача важнейших культурных приобретений и обучение старшим поколением младшего - это только внешняя сторона этого процесса.
По сути, в таком определении образовательного процесса подчеркивается, что на всем его протяжении основной задачей образования является развитие и саморазвитие человека как личности в процессе его обучения. Образование как процесс не прекращается до конца сознательной жизни человека. Оно непрерывно видоизменяется по целям, содержанию, формам. Непрерывность образования в настоящее время, характеризуя его процессуальную сторону, выступает в качестве основной черты. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Образование как результат может рассматриваться в двух значениях:

  • Первое - образ того результата, который должен быть получен конкретной образовательной системой, и фиксированный в форме образовательного стандарта. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Современные образовательные стандарты включают требования к качествам человека, завершающего определенный курс обучения, к его знаниям и умениям. Очевидно, что содержание стандарта есть потенциально достижимое представление социокультурного опыта, сохраняющееся в идеальной форме. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
  • Второе значение существования результата образования - это сам человек, прошедший обучение в определенной образовательной системе. Его опыт как совокупность сформированных интеллектуальных, личностных, поведенческих качеств, знаний и умений позволяет ему адекватно действовать на этой основе в любой ситуации. Результатом образования в этом плане является образованность, которая может быть общей и профессиональносодержательной. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Так, школа формирует общую образованность выпускника. Выпускник любого высшего учебного заведения на этой основе характеризуется специальным профессиональным образованием. Широкое и системное образование, делающее человека образованным, закладывает основу чувства собственного достоинства, уверенности, конкурентоспособности в меняющихся условиях жизни. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Проблемы для обсуждения :
1. Понимание образования как образа Божия.
2. Два значения образования как результата.

© 2024 nowonline.ru
Про докторов, больницы, клиники, роддома