Образовательная система в америке. Cистема образования в США

Образование США отличается высоким уровнем просвещения, масштабной популярностью американских дипломов, безупречностью английского языка и наличием блистательных возможностей устройства на работу не только в стране процветания и безграничных реальностей, но и в различных уголках мира. Американская образовательная система знаменита своей многообразностью. Доказательством этому является:

Схема получения образования

Несмотря на отсутствие единой государственной системы образования и определение ее структуры каждым штатом в отдельности обучение в Америке имеет многоступенчатый характер. Образовательную систему страны составляют:


Подготовка детей к школе

Привитие интереса к учению, развитие способностей ребенка, формирование его как личности – основные задачи дошкольного образования в США, которое представлено такими учреждениями, как ясли, детские сады, дошкольные центры (общественные и частные). Довольно распространенным явлением на этой ступени образования стало создание школ – яслей для самых маленьких воспитанников.

В основу методической деятельности всех дошкольных учреждений положен принцип игры, от которого осуществляется плавный переход к чтению, письму, формированию соответствующих навыков для занятий учебным трудом в школе. Между тем основной упор делается на всестороннее развитие ребенка, чему в определенной мере способствуют занятия лепкой, изготовлением поделок, музыкой, рисованием, пением, физическими упражнениями.

Некоторые штаты осуществляют выдачу сертификатов общих достижений воспитанника по окончании дошкольного учреждения (в определенных случаях необходимый документ для зачисления в начальную школу).

Известен опыт открытия небольших частных детских садов для русских малышей с двухлетнего возраста (количество воспитанников не превышает 8 человек).

Обучение в школе

Школьное обучение представляет собой образование детей в начальной школе и средней. Начальные школы в Америке предполагают дифференцированный принцип комплектования классов. В зависимости от результатов теста, который проверяет сообразительность, гибкость и глубину умственных способностей ребенка, учащиеся зачисляются в группы («одаренные», «нормальные», «неспособные»). Следовательно, преподавание в группе «А» ориентирует учащихся на поступление в колледж с первых дней занятий, отличающихся высоким уровнем требований к знаниям учащихся.

Содержание обучения на начальной ступени определяется учебным планом, который включает: чтение, письмо, литературу, орфографию, родной язык (на устной основе). В соответствии с планированием происходит изучение арифметики, географии, истории, естествознания, гигиены. Определенная роль отводится ручному труду и физическому воспитанию, музыке и изобразительному искусству. Однако распределение учебного времени на изучение предметов неоднозначно: арифметика, музыка, ручной труд и изобразительное искусство занимают равные позиции.

Продолжительность обучения в средней школе составляет 6 лет (младшая ступень – 3 года, старшая ступень – такой же срок). Младшая средняя школа отличается отсутствием единых программ, планов и учебников. Универсальность обучения на этой ступени обуславливается следующими факторами:

  • продолжительность учебного года, включающего семестры (170-186 дней);
  • пятидневная учебная неделя;
  • продолжительность занятий (с 8.30 до 15.30);
  • наличие системы выбора предметов с 8 класса;
  • обязательность изучения английского языка, математики, естествознания, обществоведения, гигиены, физкультуры, музыки, труда и изобразительного искусства.

Профилирующими дисциплинами учебной программы на старшей ступени средней школы являются такие предметы, как английский язык (4 года изучения), математика (2 года), естественные науки (2 года) и социальные (3 года изучения).

Наличие различных типов средних школ (академические, профессиональные, многопрофильные) предопределяет их направленность. Академический тип школ ориентирует учащихся на последующее получение образования на высшей ступени. Обязательным условием при поступлении является сдача теста, по которому определяется коэффициент умственной одаренности ученика (90 и выше).

Профессиональные средние школы занимаются подготовкой учащихся к практической деятельности.

Многопрофильная средняя школа предполагает наличие с 9 класса различных отделений: индустриальное, сельскохозяйственное, коммерческое, академическое, общее. Причем два последних профиля не обеспечивают учащихся должным уровнем подготовки для поступления в колледжи и университеты.

По причине обязательности среднего образования в распоряжение американских школьников предоставлены общественные школы (обучение бесплатно), частные школы с высоким уровнем образования на платной основе, специализированные частные школы для одаренных детей возможность домашнего обучения.

Наличие 3000 частных школ, где плата за обучение составляет боле 2 000 долларов в год, свидетельствует о состоятельности определенного числа американцев, которые могут позволить своим детям (около 3%) обучаться в таких учебных заведениях. Выходцы частных школ занимают посты дипломатов, руководителей, членов правительства. Большинству частных школ придан статус пансионатов (проживание учащихся на протяжении учебного года).

Определенный процент американских родителей использует возможность обучения на дому по заранее утвержденной программе обучения. Объяснением этому являются их религиозные убеждения, наличие особенностей физического развития ученика, желание родителей обезопасить своего ребенка от оружия, наркотиков и алкоголя.

Если раньше специальное образование в США было представлено сетью особых учреждений для детей с нарушениями умственного, эмоционального развития или с отклонениями в поведении, то в настоящее время большинство детей данной категории получают возможность обучения в обычных классах нормальных школ.

Наличие русских эмигрантов в Америке поспособствовало появлению на территории страны школ, обеспечивающих образовательный процесс для их детей. Ярким примером этому явилось открытие бесплатной русской школы в штате Флорида (город Джексонвилл) в 2009 году, где преподавание ведется на английском языке (помимо предметов русский язык и литература).

Широкое распространение в Штатах получили такие русские учреждения, как школы продленного дня, воскресные церковные школы при православных приходах, еврейских центрах.

Возможность развивать и совершенствовать свои способности и таланты предоставляют русским детям различные студии, учебные центры разной направленности (спорт, театр, изобразительное искусство).

Общенациональной системы оценок в США нет (для некоторых школ – шкала в цифрах, для других – буквенная). Широкое распространение в школах страны получила пятибалльная буквенная шкала с самой высокой оценкой A (отлично), B (хорошо), C (средне), D (ниже среднего), F (неудовлетворительно).

Основная форма проверки знаний учащихся – тестирование (ежегодные тесты умственных способностей, внутриклассовые тесты с буквенной шкалой оценивания).

Завершение обучения на средней ступени сопровождается получением диплома об окончании средней школы. Реальность данного явления возможна при условии сдачи зачета по 16 академическим курсам, которые учащиеся выбирают самостоятельно на протяжении 4 лет учебы.

Некоторые школы практикуют организацию специальных курсов, приравнивающихся к уровню университетских, для талантливых учащихся с последующей выдачей рекомендательных писем для поступления в элитные университеты.

Необходимым условием осуществления попытки получения высшего образования в США является сдача теста SAT (определение навыков грамотного письма, уровня решения проблем).

Обучение в Штатах на каникулах

Образовательный процесс на каникулах осуществляется посредством организации детских лагерей в США, предоставляющих ребятам из многих стран уникальную возможность отдыха и совершенствования уровня языковой подготовки.

Эффективность летнего обучения достигается сочетанием высокого профессионализма преподавателей и современного уровня оснащения аудиторий для проведения занятий. Обучение английскому языку в лагере предусматривает наличие обязательной учебной программы, рассчитанной примерно на 20 часов занятий в неделю. Совершенствование грамматических, лексических навыков, тренировка умений правильного построения фраз происходит естественным путем, в процессе проведения различных мероприятий (ролевых игр, экскурсий, встреч с интересными людьми, дискотек и спортивных состязаний).

Самое главное преимущество летних школ и лагерей – обеспечение подростку возможности избавления от языкового барьера по причине полнейшего погружения в языковую среду. Открытием летних лингвистических лагерей в Америке занимаются частные средние школы, предлагая ребятам индивидуальные языковые курсы и тематические программы, ориентированные на обучение английскому языку. Такие лагеря могут организовываться весной, на зимних и осенних каникулах. Особую популярность завоевали среди подростков программы: «Язык + спорт», «Английский + фото», « Английский + театр».

Возможность учебы в США для русских школьников может реализоваться посредством следующих вариантов:

  • обучение в государственной школе на протяжении года по программе обмена опытом (FLEX) для подростков от 15 до 18 лет;
  • поступление и учеба в частной школе;
  • получение ПМЖ в Америке и выбор учебного заведения для учебы (государственного или частного).

Получение высшего образования

После окончания средней школы американские подростки обеспечены возможностью подступа к высшему образованию благодаря существованию колледжей (community colleges), которые и составляют основу системы профессионального образования в США.

Данные колледжи пользуются спросом не только у американских, но и зарубежных студентов по причине наличия современных программ обучения, упрощенной системы подачи документов, приемлемой стоимости обучения, комфортных условий проживания. Профессиональные колледжи дают возможность студенту продолжить образование в университетском колледже с получением степени бакалавра.

Высшая школа в США представлена университетами и колледжами, которые могут быть государственными (финансирование штатом) и частными.

Основная особенность учреждений высшей ступени образования – возможность выбора студентом программы обучения в США. Это означает, что им выбираются предметы для изучения (помимо обязательных по специальности). Университеты в должной мере обеспечивают своих выпускников практическим опытом работы по специальности благодаря сочетанию научно-исследовательской деятельности и практике в процессе обучения. Продолжительность обучения в университетах и колледжах составляет 4 года. Выпускникам присваивается степень бакалавра.

Получение ученых степеней

Магистратура в США предоставляет возможность получения степени магистра после продолжения образования в течение двух лет. Обучение на второй ступени высшего образования сводится к подготовке студентом большого исследования по специальности и его защите.

Самым высоким уровнем образования является степень доктора философии. Реальность ее получения обуславливается следующими факторами:


Для выпускников вузов и аспирантов России существует возможность самостоятельного получения образования и поступления в аспирантуру в Америке. Кандидаты наук имеют шанс поступления в аспирантуру, но с последующим обучением на протяжении 2-3 лет. Для них реальна стажировка в американских учреждениях высшей ступени образования, участие в исследовательской деятельности или чтение лекций при эвалюации (легализации) диплома для США.

Образование для русских в Америке

При желании получения образования за рубежом следует подумать о том, сколько стоит обучение в США. Исходное число – от 30 тысяч долларов в год. Следовательно, стоит поискать возможности получения бесплатного образования в США, реальность которого может быть осуществлена посредством:

  • стипендий, выдаваемых по результатам достижений студента;
  • грантов, предоставляемых в случае невозможности оплаты за обучение;
  • различных видов финансовой помощи, оказываемых учебным заведением.

Особой популярностью пользуются следующие программы грантов на обучение в США: программа Фулбрайт, программа стипендий Э.Маски, программа образовательного фонда AAUW.

Для получения образования в Штатах следует сдать тесты (GRE, GMAT, SAT) на высокий балл, подготовить мотивационное письмо предельно высокого качества, доказывающего уникальность кандидатуры на отбор приемной комиссией.

Поиск стипендии или гранта для бесплатного обучения следует начинать за два года до поступления, ведь сроки подачи заявок имеют свой дедлайн.

Для выдающихся спортсменов существует шанс получения возможности бесплатного обучения благодаря спортивным стипендиям в США. Однако выдача этого уникального американского пособия осуществляется только на 1 год, ее продление реально по окончании сезона при условии улучшения спортсменом своих результатов.

Студенты из России могут обучаться в Штатах по программе обмена студентами, которая предполагает договоренность между учебными заведениями на прохождение стажировки или обучение на протяжении 1-2 семестров с проживанием в студенческих городках или принимающих семьях.

Сегодняшняя система образования Соединенных Штатов Америки обладает целым рядом отличительных черт, сформировавшихся под влиянием специфических условий развития страны. Самой существенной особенностью можно считать факт отсутствия в США единой государственной системы обучения: любой из штатов имеет возможность проводить самостоятельную политику в этой сфере.

Система образования в США включает:

  • Дошкольные учреждения - здесь воспитываются и овладевают элементарными знаниями малыши 3–5 лет.
  • Начальная школа, 1-8 класс - учатся дети 6-13 лет.
  • Средняя школа, 9-12 класс - обучение подростков 14-17 лет.
  • Высшее образование длится от 2 до 4 лет.

Американская система образования устроена более демократично, чем европейская, и не имеет жесткой иерархической структуры.

Дошкольное

К учреждениям дошкольного образования в США относятся детские сады, имеющие ясельные группы для совсем маленьких, и специальные центры, готовящие малышей к будущему обучению. Эти заведения находятся в собственности государства или частных лиц. Деятельность приватных предприятий контролируют органы власти, стимулируя внедрение передовых методик в практику обучения и оказывая финансовую помощь. Несомненное преимущество такой организации дошкольной системы образования - мобильность в отношении различных педагогических инноваций.

Это благотворно влияет на повышение общего уровня следующего школьного этапа образования, поскольку каждый ребенок имеет возможность с самого раннего возраста приобщиться к учебному процессу, проявить и развить свои способности.

По достижении пятилетнего возраста воспитанники переходят в старшие группы детского сада, которые условно можно считать нулевыми классами начальной школы. На этом этапе происходит плавный переход от игровой формы проведения занятий к традиционной.

В США существуют так называемые дошкольные лаборатории, которые открываются при высших педагогических заведениях и служат исследовательской базой для подготовки будущих преподавателей. Такие экспериментальные отделы замечательно оборудованы и создают оптимальные условия для воспитания и развития детей. Рассчитаны они на малышей от 3 до 6 лет.

Школьное

Система школьного образования в США представлена различными типами заведений, которые самостоятельно устанавливают периоды обучения. Но обязательное для всех учреждений условие - наличие дошкольной группы предварительной подготовки.

Осваивать знания дети начинают в шестилетнем возрасте и, в зависимости от политики и программы конкретного учебного учреждения, учатся 6-8 лет до следующего этапа - младшей средней школы, где их обучают с 7 по 9 класс. Завершающая ступень - старшая средняя школа (10–12 классы) обязательна для тех, кто собирается поступать в вузы.

В маленьких населенных пунктах среднеобразовательная школа придерживается традиционной схемы: восьмилетний стартовый курс плюс четыре года полного среднего образования. В последнее время проявляется тенденция к урезанию начальной ступени в пользу более скорого перехода к системе предметного преподавания.

В США параллельно функционируют различные типы школ - государственные, частные и заведения при церквях (образование в них получает примерно 15% учащихся).

В общей сложности в Соединенных Штатах насчитывается более 90 000 государственных и почти 30 000 частных школ. В них 3 миллиона учителей не менее 55 миллионов учеников.

Система частных школ - это привилегированное платное обучение, которое предоставляет выпускникам хорошие стартовые возможности, открывая двери элитных высших учебных заведений. Таких школ в США насчитывается около трех тысяч.

Образование в Америке не носит обязательного характера, но практически все дети из детских садов и подготовительных центров переходят в школы, а 30% выпускников средних школ становятся студентами вузов. Продолжительность учебного года, разделенного на четверти, составляет в среднем 180 дней. Рабочая неделя - пятидневка. Занятия длятся с половины девятого утра до трех-четырех дня. С восьмого класса школьники имеют право выбора предметов для изучения, но существуют и обязательные для всех – математика, родной язык, естествознание, обществоведение и еще ряд дисциплин.

Средние школы могут быть академическими, профессиональными и многопрофильными. Учреждения первого типа готовят учащихся к поступлению в вузы. В них каждый ребенок обязательно проходит тест IQ для выяснения уровня интеллекта (умственной одаренности). Если показатель ниже 90, ученику рекомендуют сменить учебное заведение. Профессиональные школы ориентируют учащихся на получение прикладных знаний, которые можно применять в практической деятельности, а многопрофильные – сочетают в себе черты школ первого и второго типа.

Высшее

Американская система высшего образования представлена университетами и колледжами. В США понятия «вуз» в привычном для нас понимании не существует - есть в буквальном переводе «послесредняя школа» (в оригинале – postsecondary school), включающая в себя как высшие учебные заведения, так и те, которые у нас принято относить к средним профессиональным. В разговорной речи все вузы американцы называют колледжами, даже если имеются в виду университеты.

Система высшего образования в США включает разнообразные типы и виды учебных организаций и базируется на следующих принципах:

  • Гибкость учебных программ, их мобильная адаптация к насущным социальным потребностям.
  • Многообразие форм обучения, курсов и программ.
  • Высокая демократичность образовательного процесса.
  • Децентрализованное управление учреждениями.
  • Свобода выбора студентом формы и программы обучения.

Наряду с государственными в стране функционируют и частные вузы, которые играют отнюдь не последнюю роль в системе высшего образования США. Обучение стоит дорого и в тех, и в других, но для особо одаренных студентов существуют специальные стипендии.

Всего в США более 4000 колледжей и университетов, из них 65 % - частные. Соотношение количества преподавателей и студентов в американских высших учебных заведениях – приблизительно 1к 7,5 (2 и 15 миллионов соответственно).

Каждое учебное заведение имеет собственную процедуру приема, которая зависит от уровня и престижа отдельно взятого колледжа или университета. В одних вузах для зачисления понадобятся вступительные экзамены, в других - собеседования, тесты или конкурс школьных дипломов. Есть и такие, где достаточно представить диплом об успешном окончании средней школы (это, как правило, колледжи). Дополнительным преимуществом будут рекомендательные письма от общественных и религиозных организаций, свидетельства об активном участии в фестивалях, олимпиадах, спортивных состязаниях и т. д. Немаловажное значение придается мотивации абитуриента в отношении сделанного им профессионального выбора. Наиболее престижные университеты проводят конкурсный отбор, поскольку количество желающих поступить на учебу намного превышает число свободных мест.

Американский абитуриент имеет право одновременно подать документы сразу в несколько вузов для увеличения своих шансов на поступление. Вступительные испытания – тесты или экзамены - проводят специальные службы, а не преподаватели этого университета или колледжа. Каждый вуз сам определяет количество студентов, которое будет принято - единого плана в стране нет. Любопытно, что и срок обучения не ограничивается, поскольку у всех учащихся разные финансовые возможности и жизненные обстоятельства.

Интересно, что в стенах американских вузов каждый студент проходит обучение в соответствии с индивидуальной программой, а не в рамках традиционной для наших учебных заведений академической группы.

Колледжи в большинстве случаев имеют четырехлетний учебный курс, завершающийся присвоением степени бакалавра. Для ее получения надо сдать соответствующие экзамены и набрать определенное количество баллов. Магистром можно стать, добавив к бакалавриату еще год или два и защитив научный аналитический доклад.

Высший этап вузовского образования - докторские программы, ориентированные на самостоятельную работу в области науки. Чтобы поступить в докторантуру, кандидату в большинстве случаев нужна магистерская степень.

В итоге можно сказать, что система образования в США прекрасно адаптирована к постоянно растущим потребностям общества и готова к гибким изменениям для соответствия направлениям развития научно-технического прогресса

Общеизвестен тот факт, что система образования в США является одной из самых лучших в мире. Именно поэтому молодежь из разных стран нашей планеты стремится попасть на учебу в американские университеты, которые занимают ведущие места в рейтинге лучших вузов мира.

Пытаясь решить проблемы, существующие в системе образования России, многие специалисты стараются применить позитивный опыт других стран. Но прежде чем внедрить какое-либо новшество в наши детские сады, школы и вузы, с ним стоит внимательно ознакомиться и проанализировать все его плюсы и минусы.

Итак, рассмотрим особенности системы образования США и сравним ее с той, которая существует в нашей стране.

Обучение в Америке

Современная система образования США сложилась под непосредственным влиянием многих экономических, социальных и исторических факторов. Именно поэтому для нее характерны некоторые особенности, которые не совпадают с западноевропейскими стандартами. Так, в США нет единой государственной системы образования. К тому же каждый из штатов Америки имеет право самостоятельно определять ее структуру.

Вся территория США разбита на 15,5 тыс. школьных округов. Как правило, это небольшие образования, которые посещает до 50 тысяч учащихся. Но некоторые из таких школьных округов просто огромны. Примером тому может служить Нью-Йорк. В расположенном на его территории школьном округе обучаются около миллиона детей. Каждое из таких образований выполняет работы по взиманию налогов, направляемых на нужды учебных заведений, по разработке и принятию программ, набору педагогов и т. д.

В современной американской системе обучения присутствуют принципы самофинансирования, самоуправления и самоопределения. При этом осуществляется ее эффективное взаимодействие с федеральными и местными властями.

На сегодняшний день в систему образования США входят:

Дошкольные учреждения;
- общеобразовательные «всеохватывающие» 12-летние школы, дающие полное среднее образование;
- профессиональные и высшие учебные заведения.

Как правило, американские дети начинают свое обучение с дошкольного класса, а затем продолжают его в школе в течение двенадцати лет.

Начальное образование

Начальное обучение в США ребенок получает уже в возрасте пяти лет, находясь в старшей группе детского сада. Это время, когда начинается плавный переход от игры к чтению и письму.

Начальная система образования в США ориентируется на переживании малышом собственного социального опыта. В английском языке это именуется таким многозначным словом, как experience. Под этим подразумевается получение ребенком навыка самостоятельности, воспитания в нем уважительного отношения к сверстникам, а также адекватного понимания окружающего его мира, что достигается без многознания и излишнего теоретизирования.

Система образования в США предусматривает, что на данном этапе с группой, состоящей из двадцати детей, работает педагог с помощником. Большую роль в воспитательной работе играют и волонтеры. Они помогают организовать досуги, экскурсии и занятия.

Кто такие волонтеры? Это, как правило, мужчины и женщины зрелого возраста, которые безвозмездно трудятся ради общественного блага. В школах и детских садах они помогают учителям и воспитателям, занимаясь с детьми и отдавая им тепло своей души.

Но не только этим система образования в США отличается от российской. Еще находясь в детском саду, каждый ребенок может посещать библиотеку и работать на компьютере. А те дети, которые имеют определенные проблемы с общением, выделяются в отдельные небольшие группы. В каждой из них с тремя воспитанниками работает только один педагог. Это позволяет уделить больше внимания каждому ребенку и развить в маленькой личности индивидуальные творческие способности.

Чем еще система дошкольного образования в США отличается от российской? Удивительно, но в детских садах Америки вы не найдете кроваток. Дети, решившие отдохнуть, просто расстилают полотенце на ковре и спят, пока воспитатель читает им сказку. Такие принципы существуют в общественных детских садах, которые посещают более пятидесяти процентов пятилетних американцев. Но в США существуют и частные дошкольные учреждения. Они удовлетворяют более широкий спектр родительских требований.

Комплектование классов

Система среднего образования в США включает в свой состав школы, которые, в отличие от российских, располагают каждое из своих звеньев (начальное, среднее и старшее) в отдельных зданиях. В этом есть свои плюсы и минусы. С одной стороны, межвозрастные группы не пересекаются между собой, что исключает вероятность возникновения конфликтов. Но при этом дети из одной семьи, обучающиеся в разных звеньях, не имеют возможности ходить в одно учебное учреждение.

Система школьного образования в США, представленная начальным уровнем, включает в себя обучение с 1-го по 5-й класс. В этом звене все занятия проводятся одним педагогом. Формируются классы целенаправленно. В каждый из них детей направляют по результатам предварительного тестирования. При этом выделяют три основные группы. В первую из них попадают самые способные ученики. Занятия с ними проводятся на самом серьезном уровне. Это группа одаренных детей, к которым предъявляют самые серьезные требования. Каждый год в таком классе меняется педагог и состав учеников.

Переформирование групп проводится с целью воспитания у ребенка индивидуализма, а также ровных и доброжелательных отношений с разными людьми. В этом случае американским школьникам просто нет времени на установку личных привязанностей с учителями и одноклассниками. Конечно, отношения в таком коллективе складываются довольно прохладные, но это позволяет детям не центрироваться на каком-либо одном человеке. Ежегодная смена преподавателей и одноклассников позволяет американскому ребенку сохранять спокойствие в ситуациях неопределенности, а также снизить общую тревожность за свое будущее.

Начальная система образования России и США отличается и тем, что в наших школах учитель проводит занятия с одними и теми же учениками с первого по четвертый класс. Кроме того, в Америке меньше времени отводится на арифметику. Набор же остальных предметов практически ничем не отличается от того, который существует в российских школах. Длина учебной недели составляет пять дней.

Средняя школа

В этом звене дети обучаются с шестого по восьмой класс. Причем для средней школы в США нет единых учебников и программ. Разработкой своих собственных рекомендаций занимается каждый из округов, а программы по предмету разрешено составлять самим преподавателям. Стоит заметить, что школьные учителя в Америке – это люди, закончившие соответствующие факультеты в колледжах и университетах. Другими словами, их уровень квалификации по соответствующему предмету не вызывает никаких сомнений. Но и после получения диплома работать с детьми они могут только лишь имея подтверждение педагогической квалификации.

Основные школьные предметы

В Америке существует определенный перечень уроков, которые должны входить в школьную программу. Действует система образования США на английском языке. Именно поэтому его изучение относят к обязательным предметам. Кроме того, в школьную программу входит математика и естествознание, физкультура с гигиеной, труд, изобразительное искусство и домоводство. Все уроки длятся от 40 до 50 минут.

Перемены же в США короткие. Детям дают от 3 до 5 минут только для того, чтобы достать из шкафчика тетради и учебники для следующего урока. Именно поэтому, в отличие от российских школ, в США невозможно найти детей, которые не знают, чем себя занять между звонками.

В Америке учащиеся занимаются не более чем на шести уроках в день. В средней школе, так же, как и в начальной, учебная неделя состоит из пяти дней.

Если провести сравнение системы образования России и США, то в Америке дети с огромным удовольствием занимаются спортом и поют. В этой стране школы гордятся подобными коллективами. У наших детей также есть возможность для развития своих спортивных и музыкальных способностей. Однако все это включается в систему дополнительного образования. А самые талантливые дети посещают специализированные спортивные и музыкальные школы. В США одаренные школьники имеют возможность развиваться, не покидая стен своего учебного заведения. В этой стране считается, что интеллектуальное, духовное и физическое развитие ребенок должен получать одновременно. Именно поэтому здесь не существует делений на культурно-спортивные мероприятия и непосредственно учебные занятия. Это большой плюс американской школы, так как происходит гармоничное развитие детей без «перекосов» то ли в область излишнего развития мускулатуры, то ли в сферу художественного отрыва от существующей реальности.

Старшая школа

На данной ступени образования детей обучают с девятого по двенадцатый класс. В этом звене разрабатываются такие учебные программы, в которых предусматривается непрерывное обучение английскому языку. Среди других предметов находятся социальные науки, изучению которых отводится не менее трех лет. Математику и предметы естествознания детям преподают на протяжении двух лет.

Среди особенностей американской школы старшего звена можно выделить существование трех направлений – академического, профессионального и многопрофильного. Ученик имеет право на свой выбор только после проведения независимого компьютерного тестирования.

Тот из учеников, кто выбрал академический профиль, может получить хорошую научную подготовку. Она понадобится для получения дальнейшего образования. Профессиональный профиль позволит получить навыки, нужные для непосредственной практической деятельности. При этом детям дается меньший объем общеобразовательных знаний.

Обоснованный выбор того или иного профиля старшего школьного звена школьникам помогают сделать консультанты. При этом каждый ребенок получает то образование, на которое он способен.

Российские же старшеклассники, как правило, представляют себя в будущем только в качестве студентов престижных вузов. К получению ребенком высшего образования стремятся практически и все родители. Что касается американской системы обучения, то она, в отличие от нашей, ориентирует учеников на то, что, несмотря на любые способности, они всегда найдут свое место в жизни. Это позволяет детям не бояться своего будущего и быть более раскованными.

В разных странах мира обучение может отличаться весьма существенно. Так, разнится и система образования Великобритании и США. На уровне старшей школы в Англии у детей нет каких-либо обязательных предметов, по которым им предстоит сдача экзаменов. Здесь все связано с теми требованиями, которые выдвигают университеты, в которые будут поступать нынешние старшеклассники. То есть выбор своей будущей профессии английские дети делают заранее, чтобы обратить особое внимание на тот или иной предмет.

А вот в Японии старшее звено не дает детям возможность выбора. Здесь существует большое число обязательных предметов, которые должны знать все без исключения.

Школьные рейтинги

Оценка знаний в американской школе предусматривает существование пятибалльной шкале, имеющей буквенные обозначения. В ней А означает отлично, В – хорошо, С – удовлетворительно, D – плохо, а F – неудовлетворительно. Часто к оценкам американских детей преподаватели добавляют плюс или минус.

Внутриклассный контроль состоит из тестов и зачетов. Он проводится на усмотрение учителя. Есть в американской школе и внутришкольный контроль. Его осуществляет администрация школы. Все это очень похоже на российскую систему.

Профессиональное образование

Этот тип обучения проводится в средних школах. Также его осуществляют региональные профессиональные центры и центры профессиональных навыков. Здесь учащимся предлагается освоение разнообразных специальностей до достижения ими уровня квалифицированного рабочего.

Система профессионального образования США имеет весьма внушительные масштабы. Как правило, ученики проходят не менее двух-трех курсов обучения. В некоторых школах по такой программе занимается практически две трети детей.

Система профессионального образования готовит не только рабочих, но и персонал, которых будет занят в сфере услуг, конторских служащих и т. д.

Для того чтобы учащиеся овладели подобными навыками, в средних школах Америки формируются специализированные потоки и отделения. Во многих учебных заведениях работают мастерские, а изучение предметов по профессиональной специализации организуется непосредственно на уроках.

Высшее образование

Удивительно, но в Америке такого понятия, как вуз, просто не существует. Система высшего образования в США считается послешкольной. При этом она включает в себя разнообразные учреждения, работа которых базируется на:

Гибкости учебных программ, а также их мобильной адаптации к различным социальным потребностям;
- многообразии форм обучения;
- высокой демократичности учебных процессов;
- свободе выбора самим студентом программы и формы обучения.

Система высшего образования в США включает в себя государственные и частные вузы, которые играют весомую роль в обучении студентов. Это многочисленные колледжи и университеты, представляющие собой заключительный этап образовательного процесса.

Абитуриентам США предоставляется возможность подачи документов одновременно в несколько вузов. Это значительно увеличивает шанс на поступление.

Колледжи предлагают своим студентам четырехлетний курс обучения. При его завершении и сдаче соответствующего экзамена выдается степень бакалавра. В колледжах можно получить и степень магистра. Для этого необходимо проучиться еще один-два года и защитить аналитический доклад научного направления.

Высшим этапом вузовского образования являются докторские программы. Они ориентированы на самостоятельную научную работу тех учащихся, которые имеют степень магистра.

Заключение

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что система образования в США принципиально отличается от той, которая существует в России. Она адаптирована к потребностям, существующим в обществе. К тому же американскую систему отличает гибкость и способность к изменениям для осуществления дальнейшего развития научно-технического прогресса. Конечно, она отучает детей от способности создавать решения, предлагая готовые варианты ответов к тестам. Но, с другой стороны, такая система готовит отличных специалистов своего дела, пусть даже и очень узкого. При этом экономика страны получает именно те кадры, которые ей нужны.

Система образования США характеризуется гибкостью и демократичностью: при высоком разнообразии программ у учащихся - как школьников, так и студентов - есть возможность самостоятельного выбора изучаемых дисциплин, а также смены специализации. Даже в университете можно переходить с одного факультета на другой, изучать дополнительные предметы и составлять собственную образовательную программу.

Дошкольное образование в США

Дошкольное образование в США начинается практически с пеленок. В ясли или детский сад ребенка можно отдать уже с 6 месяцев. Там он может находиться с шести утра до шести вечера. В отличие от российских детских садов, ребенка могут приводить в детский сад и после школы, так как по закону до 12 лет он не может находиться дома один. Все детские сады в Америке платные, средний ежемесячный взнос составляет около 1200 долларов.

Для детей от трех до пяти лет при школах действуют «подготовительные группы» . На данном этапе большое внимание будет уделяться общему развитию, социализации, а также литературе, так как дошкольная система образования ставит перед собой задачу в первую очередь обучить ребенка навыкам чтения.

Однако детский сад и дошкольные классы - это все же необязательная ступень. Обязательное образование в Америке начинается в школе и длится 12 лет.

Система школьного образование в США

В отличие от многих стран, единого образовательного плана в Америке не существует: в общем виде план формирует совет по образованию при администрации штата, более точный определяет совет конкретной школы.

Школьное образование в США делится на три этапа:

  • начальное (1-5 классы) - дети изучают основные обязательные предметы, занимаются спортом и творчеством.
  • среднее : Middle School (6-8 классы) или Junior High School (7-9 классы) - помимо обязательных предметов появляются дисциплины по выбору.
  • старшие классы : High School (9-12) или Senior High School (11-12) - сокращение числа обязательных предметов, максимальная свобода в выборе изучаемых дисциплин. Последние 2 года одаренные школьники могут изучать программы повышенной сложности (Advanced Placement). По окончании High School американскому школьнику предстоит сдавать экзамен SAT (Scholastic Aptitude Test).

В зависимости от штата, дети начинают учиться в возрасте от пяти до восьми лет. Как правило, каждая из ступеней американской школы имеет свое собственное здание и представляет из себя полностью обособленное учебное заведение.

Учебный год в американской школе делится на два семестра. Продолжительность учебных занятий составляет 5-6 часов в день с обеденным перерывом. Послеобеденное время чаще всего посвящается спорту, клубам по интересам и другой общественно-полезной работе, которые являются обязательной составляющей американского школьного образовании. Оценки выставляются в буквенной форме: A, B, C, D, F будут эквивалентны российским оценкам от пятерки до двойки.

В отличие от системы высшего образования США, которая является мировым лидером, школьный сектор оценивается контроверсивно. С одной стороны, набор обязательных предметов мал: среди них математика, английский, естествознание науки, история, искусство, физкультура.

С другой стороны, у учеников огромный выбор профильных занятий : от театра до экологии. В этот список входят и иностранные языки. Во многих школах старшеклассникам предлагают программы повышенной сложности (Advanced Placement): самые целеустремленные и способные ученики могут дополнительно изучать тот или иной предмет на университетском уровне. Таким образом, школьная система образования в США хороша для тех, кто хочет учиться, но не нацелена на общее повышение образованности в стране.

Государственные и частные школы в США

По типу финансирования школы в США делятся на государственные (public schools) и частные (private schools). Уровень преподавания в государственных очень разнится не только от штата к штату, но и даже внутри одного города. Дело в том, что финансирование государственных школ происходит за счет бюджета округа (чаще всего из налогов на недвижимость). В результате школы в «дорогих» районах имеют хорошее обеспечение, и как следствие - материальное оснащение, сильный преподавательский состав и общие высокие показатели успеваемости. Так как по законам США ребенок может посещать только ту школу, к которой он относится по месту проживания, такая система приводит к увеличению стоимости недвижимости в районах с «сильными» школами. Налоги возрастают, школа получает еще большее финансирование. Обратная ситуация в «дешевых» районах: недостаток финансирования приводит к тому, что школы так и остаются слабыми.

Частные школы - это финансово независимые организации, получающие дотации от спонсоров, а также взымающие плату за обучение. Наличие высокого уровня финансирования позволяет поддерживать высокий уровень успеваемости: великолепное материально-техническое оснащение, сильный преподавательский состав и небольшие по размеру классы делают эти заведения «колыбелями» будущих дипломатов, политиков и топ-менеджеров. Полученное здесь образование открывает двери в большинство топовых вузов мира. Стоит сказать, что число граждан США в частных школах зачастую составляет менее 50%: больший интерес они представляют для иностранных школьников. Отчасти это связано с миграционным законодательством страны: иностранец может учиться в государственной школе только если семья переезжает в Америку и имеет вид на жительство или если школьник участвует в годичной программе обмена.

Значительные различия между элитными частными школами и «средними» муниципальными также усиливают общую неоднородность в сфере среднего образования Америки.

Высшее образование в США

В систему высшего образования США входят колледжи и университеты - частные и государственные. По данным международных рейтингов, большинство из них входит в число лучших учебных заведений мира. Стоит заменить, что в отличие от европейской системы образования, в Америке между колледжем и университетом качественной разницы нет. К примеру, даже Гарвард, первый в рейтинге за 2016 год , на самом деле делится на школы, колледжи и институты. Различие заключается лишь в том, что колледжи предлагают только программы бакалавриата, а университеты и институты дают возможность заниматься научными исследованиями и продолжить академическую карьеру в магистратуре (1-2 года), аспирантуре (от 3 до 6 лет) и заниматься исследованиями после защиты докторской диссертации. В случае, если специализация студента связана с медициной, правовым или теологическим образованием, схема обучения несколько отличается: по окончанию программы бакалавра учащийся может поступить в высшую профессиональную школу. Подобные учебные заведения существуют при крупных университетах, длительность обучения в них составляет 3 года.

Технические институты и муниципальные колледжи относятся к профессиональному образованию (аналог российских ПТУ), однако могут служить первой ступенью высшего в случае, если после обучения в них студент переводится в университет на программу бакалавриата. Как правило, перевод осуществляется на 2 или 3 курс.

Система высшего образования США характеризуется еще большей свободой в сравнении со школами. Большинство вузов принимают студентов не на конкретный факультет, а просто в университет. Впрочем, абитуриенты чаще всего выбирают все-таки вуз, который наиболее силен в той области, изучать которую они и планируют. Например, Массачусетский Технологический Институт знаменит разработками в области роботехники и искусственного интеллекта, но, если планы поменялись, там можно изучать и историю, и театр, и литературу. Это связано с тем, что в течение двух первых лет студент может брать практически любые курсы, предлагаемые в стенах учебного заведения. Единственным требованием является достаточное количество заработанных «кредитов» (credits ), которые учащийся получает за успешно освоенные дисциплины. На 3 курсе требуется определиться со своей специализацией и выбрать major - основную область профессиональных интересов. Именно по ней и будет получен диплом. Однако благодаря тому, что студент волен сам формировать свой учебный план, в США возможно получение самых редких специальностей на стыке различных профессий.

Демократичность в формировании учебного плана однако предполагает достаточно дисциплинированное отношение к учебе: это и посещение занятий, и своевременная сдача всех контрольных и исследовательских работ. Последнему в системе высшего образования США уделяется особое внимание: помимо привычных россиянам лекций и семинаров, студентам американских вузов приходится много времени проводить над исследованиями или проектами. Зачастую они выполняются не индивидуально, а группой студентов: в США уверены, что обучение может строиться не только по схеме «от преподавателя к студенту», но и «от учащегося к учащемуся». Также подобная работа развивает умение трудиться в команде, что высоко ценится не только в учебной среде, но и впоследствии работодателями.

Наконец, не последним фактором, сделавшим американскую систему высшего образования столь почитаемой во всем мире, является финансово-материальное обеспечение. Оно позволяет не только поддерживать прекрасное оснащение вузов, но и содержать штат действительно сильных преподавателей, которые зачастую приезжают в США из других стран.

Все вместе - сильная академическая подготовка, возможность выбора дисциплин исходя из собственных профессиональных планов, ориентированность образования на реальные секторы экономики - позволяет оставаться системе высшего образования в США сильнейшей в мире.

Система образования в Америке неоднородна. Начальные и средние государственные школы США не всегда внушают доверие. Они предлагают набор базовых предметов, которых одаренному ученику, скорее всего, покажется недостаточно. Родители, прочащие своим детям успешную карьеру, предпочитают отправлять их в частные школы. Однако американские вузы и колледжи, как частные, так и государственные, из года в год венчают мировые рейтинги. В них сочетается демократичность учебного процесса и высокий уровень образования, поэтому целеустремленный студент может быть уверен, что получит от учебы именно то, что нужно.

Организация высшего образования США значительно отличается от российской. В системе высшего образования в США выделяются три этапа: бакалавриат, магистратура и аспирантура.

Преодоление первой ступени означает получение полноценного высшего образования. Выпускник с дипломом бакалавра в США может претендовать на работу по полученной специальности. Следующая степень – магистр наук ориентирована скорее на углубление или смену специализации, а доктор философии (PhD) – на преподавание и научные исследования.

Подобная система начала внедряться в России в 2000-ых – после того, как страна присоединилась к «Болонскому процессу», цель которого – унифицировать образовательные стандарты европейских стран. Сегодня российский диплом бакалавра формально означает наличие высшего образования, однако в обществе по-прежнему действуют стереотипы, оставшиеся от советской системы.

Это хорошо заметно по стандартным полям в резюме или анкетах, заполняемых при трудоустройстве. Далеко не во всех крупных и серьезных компаниях на позицию, требующую высшего образования, возьмут соискателя, окончившего только бакалавриат. В США же степень бакалавра – это полноценное высшее образование.

Бакалавриат в США

Об учебном плане студента американского вуза

Учеба в американских колледжах требует от студентов намного больше самостоятельности. Фактически, обучение в американских вузах осуществляется по индивидуальным планам. Для получения степени бакалавра необходимо набрать не менее определенного количества часов лекционных и семинарских занятий - так называемых "кредитов". О том, сколько кредитов нужно набрать бакалавру, смотрите здесь.

Оценки и успеваемость в вузах США

Оценка успеваемости производится по результатам семестровых экзаменов, защиты проектов и т.д. Система оценок – пятибалльная, буквенная (A, B, C, D, E ), но итоговый показатель успеваемости - GPA (Grade Point Average) имеет числовое значение.

Об американских вузах

Государственные и частные вузы США

Еще одна характерная для американской системы высшего образования деталь – деление вузов на государственные и частные. Эти две категории довольно существенно отличаются. Государственные университеты, как правило, крупные организации, количество студентов там существенно больше, а стоимость обучения - ниже. В то же время большинство четырехлетних колледжей – частные, и их масштабы намного скромнее.

Государственные вузы в США находятся в ведении не федеральных властей, а властей штата. Это влияет на стоимость обучения даже для граждан США – она разная для резидентов и нерезидентов штата. Любопытно, что уровень вуза не связан напрямую с типом финансирования – среди высокорейтинговых университетов встречаются как государственные (Калифорнийский университет в Беркли, Мичиганский университет), так и частные (Принстон, Гарвард, Калтех, Стэнфорд).

Иностранные студенты в вузах США

Американские вузы охотно принимают иностранных студентов, в стране постоянно обучается около миллиона человек, приехавших из-за рубежа. Стремление многих людей со всего мира получить образование в США понятно – диплом американского вуза практически гарантирует высокооплачиваемую работу на родине. Кроме того, существует перспектива по окончании колледжа остаться работать в США , если удастся найти компанию, готовую оформить выпускнику рабочую визу.

О поступлении на бакалавра в Америке

Стоимость образования в вузах Америки

Но качество и престижность американского высшего образования имеют и оборотную сторону: учиться в США достаточно дорого, хотя цена может сильно разниться в зависимости от вуза.

Год в престижном частном вузе или государственном университете из первой сотни мировых рейтингов обойдется в 35000 - 45000 долларов; обучение в менее рейтинговом государственном университете может стоить и менее 20000 долларов. Это плата только за обучение, без учета стоимости проживания и прочих расходов, которые составят примерно столько же. О стоимости учебы в США читайте в этом разделе.

Как удешевить обучение в американском вузе

Существует способ удешевить обучение в американском вузе – начать учебу не на бакалавриате, а в так называемом коммьюнити-колледже в США . Эти двухгодичные профессиональные учебные заведения не входят в систему высшего образования, но по окончании такого учебного заведения можно сразу поступать на третий курс университета – при условии набора необходимого количества часов по соответствующим предметам и хорошей успеваемости. Стоимость обучения там намного ниже, порядка 7-10 тыс. долларов в год - также, как и требования к поступающим.

Магистратура в США

Следующей ступенью после бакалавриата является магистратура, по окончании которой учащийся получает, соответственно, степень магистра (master). Это возможно уже только в университете.

Получение степени магистра может занимать до двух лет. Система обучения сходна бакалавриатом, но сложность и интенсивность учебы значительно выше. Возрастает и степень индивидуальности и самостоятельности обучения. Для завершения магистратуры студент защищает дипломную работу.

О типах программ магистратуры

Различают два основных типа магистерских программ: подготовка магистров в профессиональных областях и «академических» магистров, которые нацелены на продолжение образования в аспирантуре и последующую научную деятельность. Во втором случае большое значение приобретает участие в научных исследованиях.

О поступлении на магистра в Америке

О стоимости магистратуры в вузах США

Обучение в магистратуре в США платное. Стоимость сильно варьируется в зависимости от вуза, но в целом находится на том же уровне или несколько дешевле, чем цена бакалавриата, а шансы найти финансирование значительно выше.

Аспирантура в США

Третья и последняя стадия американского постдипломного образования – аспирантура в США (докторантура). Этот выбор делают те, кто намерен заниматься наукой или преподаванием. Обучение продолжается от 4 до 6 лет, по окончании присваивается степень доктора философии – PhD (название историческое, к философии как таковой отношения не имеющее) или доктора наук – ScD . Эта степень примерно соответствует российскому кандидату наук.

© 2024 nowonline.ru
Про докторов, больницы, клиники, роддома