Почему выносят покойника вперед ногами? Погребальный обряд

Языческая архаика в погребальном обряде славян

Христианский погребальный обряд органично впитал черты древних языческих ритуалов. С одной стороны, усопшему надевают крест, на голову Кладут венчик – ленту с священными знаками. В руку вкладывают разрешительную грамоту с особой молитвой, подтверждающую. что перед смертью ему были отпущены грехи.

С другой стороны, многие элементы погребального обряда напоминают языческие ритуалы и направлены на отведение от живых смерти. Так, в доме, где находится усопший, закрывают зеркала (окна в потусторонний мир) , если душа «увидит себя в зеркале» , она может остаться. Во многих местах у славян в поминальные дни и накануне Рождества дверь открывали или хотя бы оставляли незапертой, чтобы души умерших могли прийти на совместный семейный ужин. Усопшего – выносят из дома вперед ногами, иногда даже не через дверь, а через окно, чтобы он не увидел дороги и не нашел дорогу домой. Если же это не соблюдалось, то в доме мог остаться дух умершего человека.С этой же целью перед возвращением с кладбища обязательно перепрягали лошадей. Во время панихиды в храме гроб с покойником заносят вперед ногами, и ставят его так, чтобы лицо его было направлено к алтарю. Во многих народах этот ритуал называется «последняя молитва». Дверь отворяли, чтобы помочь душе покинуть тело, и оставляли незакрытой до тех пор, пока родные не возвратятся с похорон. В ряде районов Сербии и Черногории при выносе покойника было принято снимать с петель дверь и переворачивать ее. В южносербской области Косово при выносе умершего дверь снимали и ставили на место только после того, как гроб выносили со двора. Категорически запрещалось приносить с кладбища какие-либо; предметы или еду, поскольку покойный мог явиться за ними и нанести вред живым.

У древних славян считалось, что дверь – это проход в потусторонний мир. Дверь противопоставлена окну, что проявляется в обычае выносить «нечистого» покойника не через Дверь, а через окно (или специально проделанный проем в стене). Когда в 1015 году Владимир Святой умер, люди из его ближнего круга разобрали помост между двумя клетями в его дворце, завернули князя в ковёр и, спустив верёвками на землю, отвезли в церковь. Разобранное в помосте место, разумеется, тут же заделали. Это не для того, чтобы скрыть его смерть, как пишет летописец Нестор, это для того, чтобы не выносить покойника через дверь. Как известно: выносить плохого покойника через дверь никак нельзя, ибо он может вернуться. А вот так, через пролом в стене, который сразу заделают, гораздо надёжней. Покойник уже не сможет найти дорогу назад. Не сможет вернуться и вредить живым. Вот и выходит, что и самые близкие люди считали равноапостольного князя Владимира упырём.

Связи с этим есть еще одно «правило» – не спать ногами к двери. Это связано с тем, что во время сна состояние человека, по представлениям древних славян, близко к смерти. Душа на время сна покидает тело и отправляется в другой мир, а с пробуждением – возвращается. Современные ученые подтверждают, что спать ногами к двери действительно нельзя, так как во время сна подсознательно человек будет понимать, что он менее защищен и от этого его сон будет тревожным, неспокойным.

Во многих обычаях есть мнение, что иной мир – это «мир наоборот». Человек появляется на свет головой вперед. Если же по каким-то причинам ребенок рождается ногами вперед, то роды проходят либо очень тяжело, либо же заканчиваются летальным исходом ребенка (реже и матери). В родинном обряде открывание дверей, окон и шкафов использовалось как магическое средство для облегчения родов.

Но, между тем, у некоторых народов есть традиция выносить покойника головой вперед. «Как пришел на сей свет, так и уйдешь». Такой традиции придерживаются, например, Крымские караимы. Это небольшой тюркский народ, поселившийся в Крыму.

«Тайны России»

Почему покойника всегда несут вперед ногами?

    Если уж приход на эту Землю осуществляется (так матушка-Природа распорядилась - не дай Бог с ней поспорить: последствия будут очень печальные, когда ребнок появляется на свет ножками вперд) головой/головкой вперд, то уходить отсюда он должен, естественно, в обратном порядке.

    Это уже потом (когда Христианство было на Руси введено) было придумано про душу, которая должна из дома выйти и не возвращаться и про то, что во время отпевания (при входе в церковь) покойник должен был находиться лицом к алтарю.

    А на самом деле, кому приятно смотреть лицом-в-лицо покойнику: вот и отворачивают тело покойника от себя люди живые, вынося его из помещения ногами вперд, а также при выносе тела усопшего во время траурного шествия.

    Тут нет никаких ни традиций и ни языческих предрасположений.

    Нужно всего-то навсего включить логику...

    Просто, покойник - это не мертвец, ибо он усопший. Он покоится. То есть, ка бы спит. А живой же ходит. Вот он и идет навстречу Востоку, навстречу Божия Света, навстречу Христова Воскресения, ... (при помощи единоверцев, собратьями, родными и близкими, а также друзьями)

    А вот, когда человек ходит, то... его же ноги всегда идут впереди .

    Да-да! А вы попробуйте шагать... где нога? - Впереди.

    А если нести ка бы головой вперд, то это уже не его добровольное движения к Царствию Безсмертных. То есть, ка бы его волокут, то есть тащат, ибо ноги отстают (типа, неживой; типа, мертвец).

    Вот и все! И никаких суеверий.

    • Вот и несут вперд ногами.
  • Покойника необходимо выносить вперед ногами, это делается для того, чтобы симитировать его последний выход из дома на своих ногах. Существует поверье, что, если совершить ошибку и вынести вперед головой, душа умершего будет периодически возвращаться в жилище, а потом и вовсе кого-нибудь из родных заберет к себе. Так что желающих проверить все это на себе нет.

    Наверное следует данную традицию, нести (выносить) покойника ногами вперед (хотя не у всех народов именно так принято делать), подразделить на две составляющие. Первое, идущая от верований наших предков, считавших, что покидать этот мир покойному следует именно так, ногами вперед. Рождение и смерть человека это два таинства, связывающих нас с потусторонним миром. Можно сказать, что это два зеркальных события, поэтому, если появлятся на свет лучше головой вперед, то уходить в мир иной правильнее ногами.

    Вполне логично это было связать и с душой, которая не должна была видеть того, что остается позади не, смотря только вперед.

    Второе и более приземленное объяснение этой традиции то, что покойника нести ногами вперед легче морально. Люди, несущие его, просто не видят его лица.

    Считается, что жизнь после смерти есть. И человек умирая попадет в вечность. Несут умершего человека ногами на восток, который и обозначает вечность. То есть чтобы он шагнул в вечность. Ну примерно так.

    Так принято, умерший человек в последний раз шагает по этой земле.

    Есть еще другие объяснения, основанные на суеверии наших предков, но это не обязательно, что сбудется. Просто этого своего рода последнее уважение умершему, похоронить его по человечески, так как хоронят умерших людей.

    Думаю все это пошло из древних времен и та суеверная примета осталась и сейчас. Врачи больше всех ей уделяют внимание и стараются никогда не вести пациента вперед ногами, так что это данность и переделать людей не получится, для этого нужно слишком много времени и усилий.

    Человека выносят вперед ногами потому,чтобы он не видел то откуда его выносят, чтобы он не вернулся сюда. А еще раньше считалось, если плод рождается ногами вперед это повлечет за собой смерть. Человек,младенец, идет против света, и возвращается в царство тьмы, именуемой смертью. Так и с покойником, он возвращается в царство тьмы.

    И по той же причине больного человека выносят головой вперед, чтобы он обязательно выздоровел и вернулся домой.

    Есть такая примета, что если вынесешь покойника не вперед ногами, а вперед головой, он будет знать, откуда его вынесли, и он может еще вернуться в дом и натворить разных дел, поэтому принято нести покойников ногами вперед.

    Если коротко, чтобы знал куда несут, но не помнил откуда и чтобы не возвращался. Традиция уходит далеко в языческое прошлое, когда покойника выносили не в дверь, а в окно или даже в специально прорубленное отверстие в стене дома. Считалось. что душа тогда уйдет спокойной в иной мир и не будет привлечена обратно. Также есть версия, что иной мир рассматривался как противоположность миру живущих, некое зазеркалье. Сюда мы приходим (во время родов) головой вперед, значит уходить должны наоборот.

К:Фильмы 1930 года

Сюжет

Гарольд Хорн (играет Гарольд Ллойд) - амбициозный продавец обуви из Гонолулу . Однажды он случайно встречается с дочерью своего босса (играет Барбара Кент), не зная кто она, и выдаёт себя за миллионера -бизнесмена .

В течение фильма Гарольд пытается, чтобы его обман не вскрылся.

В конце ленты незадачливый продавец оказывается в почтовом багаже на вершине небоскрёба и только чудом остаётся жив.

Премьерный показ в разных странах

  • США - 8 ноября
  • Финляндия - 23 февраля
  • Франция - 30 апреля 1931
  • Великобритания - 5 октября 1931
  • Австрия , Германия - 1931

Кроме того, фильм официально переводился на испанский , греческий и итальянский языки .

См. также

  • - фильм 1962 года, обобщающий комедийное творчество Гарольда Ллойда.

Напишите отзыв о статье "Ногами вперёд"

Примечания

Ссылки

  • на tcm.com

Отрывок, характеризующий Ногами вперёд

Основной, существенный смысл европейских событий начала нынешнего столетия есть воинственное движение масс европейских народов с запада на восток и потом с востока на запад. Первым зачинщиком этого движения было движение с запада на восток. Для того чтобы народы запада могли совершить то воинственное движение до Москвы, которое они совершили, необходимо было: 1) чтобы они сложились в воинственную группу такой величины, которая была бы в состоянии вынести столкновение с воинственной группой востока; 2) чтобы они отрешились от всех установившихся преданий и привычек и 3) чтобы, совершая свое воинственное движение, они имели во главе своей человека, который, и для себя и для них, мог бы оправдывать имеющие совершиться обманы, грабежи и убийства, которые сопутствовали этому движению.
И начиная с французской революции разрушается старая, недостаточно великая группа; уничтожаются старые привычки и предания; вырабатываются, шаг за шагом, группа новых размеров, новые привычки и предания, и приготовляется тот человек, который должен стоять во главе будущего движения и нести на себе всю ответственность имеющего совершиться.
Человек без убеждений, без привычек, без преданий, без имени, даже не француз, самыми, кажется, странными случайностями продвигается между всеми волнующими Францию партиями и, не приставая ни к одной из них, выносится на заметное место.
Невежество сотоварищей, слабость и ничтожество противников, искренность лжи и блестящая и самоуверенная ограниченность этого человека выдвигают его во главу армии. Блестящий состав солдат итальянской армии, нежелание драться противников, ребяческая дерзость и самоуверенность приобретают ему военную славу. Бесчисленное количество так называемых случайностей сопутствует ему везде. Немилость, в которую он впадает у правителей Франции, служит ему в пользу. Попытки его изменить предназначенный ему путь не удаются: его не принимают на службу в Россию, и не удается ему определение в Турцию. Во время войн в Италии он несколько раз находится на краю гибели и всякий раз спасается неожиданным образом. Русские войска, те самые, которые могут разрушить его славу, по разным дипломатическим соображениям, не вступают в Европу до тех пор, пока он там.
По возвращении из Италии он находит правительство в Париже в том процессе разложения, в котором люди, попадающие в это правительство, неизбежно стираются и уничтожаются. И сам собой для него является выход из этого опасного положения, состоящий в бессмысленной, беспричинной экспедиции в Африку. Опять те же так называемые случайности сопутствуют ему. Неприступная Мальта сдается без выстрела; самые неосторожные распоряжения увенчиваются успехом. Неприятельский флот, который не пропустит после ни одной лодки, пропускает целую армию. В Африке над безоружными почти жителями совершается целый ряд злодеяний. И люди, совершающие злодеяния эти, и в особенности их руководитель, уверяют себя, что это прекрасно, что это слава, что это похоже на Кесаря и Александра Македонского и что это хорошо.

С точки зрения религии.

Будучи людьми высоко религиозными, мы считаем, что даже после смерти человек должен держать ответ перед Богом. Во время панихиды в храме гроб с покойником заносят вперед ногами, и ставят его так, чтобы лицо его было направлено к алтарю. Во многих народах этот ритуал называется «последняя молитва».

У древних славян считалось, что дверь – это проход в потусторонний мир. Связи с этим есть еще одно «правило» - не спать ногами к двери. Это связано с тем, что во время сна состояние человека, по представлениям древних славян, близко к смерти. Душа на время сна покидает тело и отправляется в другой мир, а с пробуждением – возвращается. Современные ученые подтверждают, что спать ногами к двери действительно нельзя, так как во время сна подсознательно человек будет понимать, что он менее защищен и от этого его сон будет тревожным, неспокойным.

С точки зрения традиции

Традиция уходит в далекие времена, когда покойника выносили из дома не через дверь, а через окно или специально проделанное в стене отверстие. После того, как прошли похороны, это отверстие заделывают. Делается это для того, чтобы душа покойника ушла вслед за ним и не нашла дорогу домой. Если же это не соблюдалось, то в доме мог остаться дух умершего человека.

Так же тело выносят ногами вперед для того, чтобы душа знала, куда ее несут, но не имела возможности запомнить дорогу назад.

Во многих обычаях есть мнение, что иной мир – это «мир наоборот». Человек появляется на свет головой вперед. Если же по каким-то причинам ребенок рождается ногами вперед, то роды проходят либо очень тяжело, либо же заканчиваются летальным исходом ребенка (реже и матери).

Связи с этим связан и обычай накрывать зеркала какой-либо тканью или материей. Считается, что зеркало это окно в потусторонний мир, что если душа «увидит себя в зеркале» , она может остаться.

Но, между тем, у некоторых народов есть традиция выносить покойника головой вперед. «Как пришел на сей свет, так и уйдешь». Такой традиции придерживаются, например, Крымские караимы. Это небольшой тюркский народ, поселившийся в Крыму.

Рациональная точка зрения.

Оставим вопросы, связанные с религией и традициями и перейдем к вопросам здравого смысла. Покойника выносят из дома вперед ногами для того, чтобы человек, который несет его сзади, имел возможность не смотреть на лицо умершего. У некоторых людей могут просто сдать нервы при виде покойника. Чувствительные люди могут так испугаться сего зрелища, что подают в обморок.

Живого человека выносят вперед головой. Это делается как раз таки для того, чтобы человек, который несет сзади, мог оценить его состояние и в случае чего сориентироваться и оказать помощь своевременно.

Так же по сложившимся традициям, люди, которые увидели, как несут человека, сразу понимают, что с ним случилось – жив он или мертв.

С другой стороны, многие элементы погребального обряда напоминают языческие ритуалы и направлены на отвод от живых смерти. Так, в доме, где находится покойник, закрывают зеркала (окна в потусторонний мир), если душа «увидит себя в зеркале», она может остаться. Во многих местах у славян в поминальные дни и накануне Рождества двери открывали или хотя бы оставляли незапертой, чтобы души умерших могли прийти на общий семейный ужин. Покойного - выносят из дома вперед ногами, иногда даже не через дверь, а через окно, чтобы он не увидел дороги и не нашел дорогу домой. Если же это не соблюдалось, то в доме мог остаться дух умершего человека.С этой же целью перед возвращением с кладбища обязательно перепрягали лошадей. Во время панихиды в храме гроб с покойником заносят вперед ногами, и ставят его так, чтобы лицо его было направлено к алтарю. Во многих народах этот ритуал называется «последняя молитва». Двери открывали, чтобы помочь душе покинуть тело, и оставляли незакрытых до тех пор, пока родные не вернутся с похорон. В ряде районов Сербии и Черногории при вынесении покойника было принято снимать с петель двери и переворачивать ее. В южносербской области Косово при вынесении умершего двери снимали и ставили на место только после того, как гроб выносили со двора. Категорически запрещалось приносить с кладбища какие-либо; предметы или еду, поскольку покойный мог появиться за ними и нанести вред живым.

Христианский похоронный обряд органично впитал черты древних языческих ритуалов. С одной стороны, покойному надевают крест, на голову Кладут венчик - ленту с священными знаками. В руку вкладывают разрешительную грамоту с особой молитвой, подтверждающую. что перед смертью ему были отпущены грехи.

Во многих обычаях мнение, что мир - это « мир наоборот». Человек появляется на свет головой вперед. Если же по каким-то причинам ребенок рождается ногами вперед, то роды проходят или очень трудно, или заканчиваются летальным исходом ребенка (реже и матери). В родину обряде открывания дверей, окон и шкафов использовалось как магическое средство для облегчения родов.

Связи с этим есть еще одно « правило » - не спать ногами к двери. Это связано с тем, что во время сна состояние человека, по представлениям древних славян, близко к смерти. Душа на время сна покидает тело и отправляется в мир иной, а с пробуждением - возвращается. Современные ученые подтверждают, что спать ногами к двери действительно нельзя, так как во время сна подсознательно человек будет понимать, что он менее защищен и от этого его сон будет тревожным, беспокойным.

На самом деле, сон ногами к двери не рекомендуется впечатлительным людям. Да и то только потому, что они в таком положении будут на уровне подсознания чувствовать себя незащищенными. Именно поэтому некоторые люди в таком положении спят очень беспокойно, при этом темный дверной проем в затуманенном сознании человека рисует жуткие картины, способные стать причиной ночных кошмаров, усталости и разбитости.

О том, что сон ногами к двери совершенно недопустим, утверждали еще в Древней Скандинавии. Индоевропейская мифология имела свое, особое понимание устройства мира. По нению древних, мир состоит из 3-х частей. Первая - Мидгард представляла собой мир людей, окруженный со всех сторон второй частью - Утгард - миром страшных чудовищ, неизвестности и опасности. Ну и, конечно же, была и третья часть мира, которая называлась мир Богов Асгард.

Покойника необходимо выносить вперед ногами, это делается для того, чтобы сымитировать его последний выход из дома на своих ногах. Существует поверье, что, если сделать ошибку и вынести вперед головой, душа умершего будет периодически возвращаться в жилье, а потом и вовсе кого -нибудь из родных заберет к себе. Так что желающих проверить все это на себе нет.

А на самом деле, кому приятно смотреть лицом -в- лицо покойнику: вот и отвлекают тело покойника от себя люди живые, вынося его из помещения ногами вперед, а также при вынесении тела покойного во время траурного шествия.

Если коротко, чтобы знал куда несут, но не помнил откуда и чтобы не возвращался. Традиция уходит далеко в языческое прошлое, когда покойника выносили не в дверь, а в окно или даже в специально прорубленные отверстие в стенедома. Считалось. что душа его пойдет спокойной в другой мир и не будет вовлечена назад. Также есть версия, что остальной мир рассматривался как противоположность мира живут, какое зазеркалье. Сюда мы приходим (во время родов) головой вперед, значит идти должны наоборот.

Думаю все это пошло с давних времен и и суеверный примета осталась и сейчас. Врачи больше всех ей уделяют внимание и пытаются никогда не вести пациента вперед ногами, так что это данность и переделать людей не получится, для этого нужно очень много времени и усилий.

В случае пожара, то это объяснить трудно - разве только если уже горит что-то. Тогда собака поднимает голову как можно выше, чтобы ее лай был хорошо и далеко слышен - как сигнал тревоги.А что касается покойника - действительно так. Лошадь и собака предчувствуют смерть в доме (когда речь идет о естественной смерти, а не насильственной, внезапной). Вероятно, это связано с их развитым обонянием. Человеческий организм за недолгое время до смерти по-другому функционирует: у него замедляется обмен веществ, убывает энергия, изменяется запах и т. Д.Многие врачи и те, кто по долгу службы наблюдал за больными и умирающими людьми, сами научились почти безошибочно определять, будет человек жить или нет.Собака же в землю воет не потому, что туда покойника зарывать будут, а потому, что запах земли перебивает то, улавливает ней который ее и пугает. Воет она при этом негромко и жалобно (в отличие от вой "в небо "), скорее - скулит.Мне приходилось видеть, как пес, поджав хвост, сторонился хозяина, к которому ранее радостно бросался. Это было ранним вечером, а утром его хозяин умер. Кстати, всю ночь пес действительно подвывал.

Как мы только что говорили, зеркало -один из самых сакральных предметов, граница между реальным и потусторонним мирами.Считается, что все, кто отражался в зеркале, продолжают там жить. Если не закрыть зеркало, душа покойного может заблудиться в нем (поскольку не телесна и не отображается) и потом все время будет возвращаться в дом. А умерший за этого может стать вампиром.В бытовом плане - достаточно и одного гроба, зачем еще и размножать его зеркалами?

Мы уже говорили о том, что мусор, мусор в народном сознании ассоциируется с душами умерших, как это ни странно. И еще - с понятием своего целостного, домашнего мира, от которого при выметания вычитается какая часть.Особенно не рекомендовались выметать мусор прямо на улицу (на улицу) через порог.Другое дело - смести в кучку в доме, а потом сжечь.В Одновременно с мусором связаны и диаметрально противоположные приметы, запрещающие его сжигать.В любом случае мести сор из избы порог - запрещено действие, негативно характеризует хозяйку. Отсюда и переносное значение: "Не выноси сор из избы ", то есть не болтай о том, что происходит в семье, не делай это достоянием всех.

Это делается по старинному поверью: покойному на том свете надо себе место выкупить, иначе будет бродить неприкаянным. Иногда с той же целью кладут деньги и в гроб. В данном случае мы видим явный отголосок дохристианских обрядов, когда вместе с покойным на тот свет отправляли и вещи, которые могли бы ему пригодиться.Несколько лет назад автор этих строк наблюдал, как старушка-вдова передавала на тот свет (!) Запасная белье и очки. Ли догадавшись положить все это в гроб мужа, она дождалась еще одних похорон на той же улице и исправила свою ошибку. Прося разрешения родных, старушка объяснила, что попросил ее об этом приснился покойный муж. Видимо, сама не раз думала о его потребностях на том свете.

Если у покойника глаза открыты, нужно обязательно их закрыть, чтобы он не смог выведать следующему. Для этого умершим клали на глаза медные деньги. Если человек умер на закате, быть еще одному покойнику в скором времени. Две смерти в доме (во дворе) - третьей не избежать. Как только человек умер, нужно обязательно поставить на окно стакан с водой, делается это для того, чтобы душа очистилась (обмылась). После покойника в течение шести недель в окне должен стоять стакан воды, а на угол дома необходимо вывесить полотенце, чтобы душа купалась и вытирает. После того как вынесли покойника, нужно обязательно вымыть пол холодной, желательно ключевой или колодезной водой, а вот мести не рекомендуется, чтобы не вымести остались домочадцев. Нельзя выносить мусор, пока покойник не похоронен, считается, что таким образом можно всех из дома вынести, то есть навлечь смерть на других домочадцев. Покойнику в руки дают платок, чтобы он мог вытереть пот во время Страшного суда. Нельзя по покойнику лить много слез, чтобы он не утонул в слезах на том свете. Люди, которые вернулись с похорон, обязательно должны погреть руки над огнем, чтобы не занести в дом могильного холода.

В 40-й день душа снова возносится к Богу и поклоняется ему, а Отец Небесный в свою очередь определяет, какого же места достойна душа покойного. А на земле в это время отмечают сорок. Кроме того, принято осуществлять панихиду - богослужение по умершим. Заупокойную службу проводят над еще непогребенным умершим, а так же на 3, 9 и 40-й день после смерти. Во время поминок никто не должен остаться голодным, чтобы душа усопшего не испытывала ни в чем нужды на том свете. Если снится покойник, на следующий день закажите заупокойную службу, помянуть его или раздайте бедным угощение и деньги на помин души.

Далее, вознесшись, душа поклоняется Богу, после чего ей позволяют увидеть обители святых и райские кущи. Радости райской жизни душа покойного наблюдает в течение 6 дней. Если покойный много грешил, при виде райских наслаждений душа его скорбит, печалится и упрекает себя за неправедную жизнь. Пройдя это испытание, душа снова поклоняется Богу. В это время и справляются на земле 9 - дневные поминки.

О том, что поминовение усопших проводится на 3 , 9 и 40 - й день после смерти, знают все. Но многие даже не догадываются, откуда пошел такой обычай. Церковь считает, что весь сорокадневный период знаменателен: он дается для того, чтобы душа усопшего подготовилась к новой жизни и получила благословение Отца Небесного.

© 2024 nowonline.ru
Про докторов, больницы, клиники, роддома