Резной орнамент по дереву. Узоры по дереву: разновидности и особенности нанесения. Сквозная, глухая и скульптурная резьба

Дерево традиционно являлось материалом, который использовался для наружной и внутренней отделки жилых помещений. И сегодня ажурная резьба по дереву, фотографии рисунки и эскизы которой можно встретить в красочных искусствоведческих изданиях и в Интернете, поражают воображение своей красотой и изяществом.

Люди, которые любят изготавливать декор собственными руками, способны освоить мастерство художественной резки. Древесина позволяет создавать жанровые картины и декоративные композиции, которыми можно украсить собственный дом и дарить знакомым. Любимое мастерство в руках ценителя красоты природного материла может стать основной профессией. Спрос на деревянные резные изделия сегодня высок как никогда.

Инструменты для работы

Для того чтобы начать работу потребуется подобрать специальные инструменты и изучить особенности технологии. В этом деле есть свои нюансы, которые позволяют сильнее раскрыть красоты древесины в орнаменте.

Также нужно запастись подходящими заготовками и эскизами, которые будут повторяться на дереве в виде узоров, кружев, композиций или жанровых сценок.

Для своей работы резчик использует большой набор инструментов:

  1. ножи;
  2. лобзики;
  3. надфили;
  4. стамески;
  5. электродрель;
  6. сверла;
  7. бруски;
  8. долота;
  9. ложкорезы;
  10. фрезеровальную машину;
  11. бормашину.

Совет новичку:п ри выборе инструментов для работы необходимо ориентироваться на качество и прочность таких изделий. На первых этапах можно обойтись небольшим количеством приспособлений.

Для новичка предназначен специальный набор инструментов. Его хватит для освоения азов художественной обработки деревянный заготовок.

Еще потребуется сырье из определенных пород. От этого будет зависеть качество исполнения изделия. Есть твердые и мягкие сорта деревьев. Каждый вид имеет свои плюсы и минусы, в каждом конкретном случае выбирается специфическая технология обработки.

К мягким породам относятся:

  1. липа;
  2. береза,
  3. осина
  4. сосна;
  5. можжевельник.

Мягкий материал легче поддается обработке, но его проще испортить одним неверным движением ножа или стамески. Другое дело – твердые породы древесины. К ним относятся:

  1. красное дерево;
  2. самшит.

Твердое сырье стоят дорого, но и изделия из него получаются красивые, долговечные и востребованные. С дорогими породами работают опытные мастера, которые знают как нужно обрабатывать твердую поверхность так, чтобы не сломать инструмент или не получить травму. Поэтому новичкам стоит начать с более дешевого и более податливого обработке материала.

Для выбора сырья необходимо учитывать не только твердость, но и цвет дерева. Для начинающих резчиков идеальным вариантом для творчества станет береза. Она может резаться в разных направлениях, хорошо поддается сверлению и прорезыванию. При выборе эскиза изделия необходимо учитывать, что со временем светлая древесина березы может потемнеть.

Для изделий с большим количеством прорезей подходят хвойные породы. Мягкий материал сосны, ели, кедра позволяет наносить крупные рисунки и создавать замысловатый орнамент. Новички могут начинать с хвойных пород, а также с липы, березы и осины.

Начинающий резчик должен осваивать азы мастерства с простых орнаментов. Для первой работы понадобиться небольшой набор инструментов. Сначала можно обойтись лобзиком, шилом и ножом.

Прежде чем приступить к резке, следует организовать свое рабочее место с хорошим освещением. Подобрав подходящую заготовку с ровной поверхностью и без сучков, необходимо перевести выбранный рисунок на поверхность заготовки. Для этого можно использовать кальку. Когда трафарет будет переведен, его покрывают сверху лаком, чтобы во время работы он не пропал и не испортился.

Новичку потребуются ножи, стамески, шило. Для сквозных прорезей лучше использовать лобзик или ручную фрезеровальную машину, это позволит сохранить время и силы.

Резчик должен освоить все техники, которые он потом будет использовать в своей работе над изделием. С помощью разнообразных способов декоративной обработки древесины можно создавать художественные шедевры.

Художественные темы и сферы использования

Резчик использует в работе различные эскизы, с которых он снимает изображение и переносит его на поверхность заготовки. Сегодня для этого не обязательно использовать изображение, выполненное от руки карандашом. Современные технические достижения позволяет применять фотографии и отсканированные цифровые изображения, которые можно взять в Интернете.

Эскиз орнамента

Образцы для художественной обработки древесины отличаются декоративным и тематическим разнообразием. В Интернете на сайтах, посвященных этому прикладному ремеслу, представлен большой выбор тем для резки. Деревянным узорочьем украшают фасадную часть деревянного дома. Такой декор отлично будет смотреться на дверях и на стенах. Художественная резка используется для производства и отделки мебели и посуды.

Большой популярностью у покупателей пользуется кухонная утварь и интерьерные деревянные изделия, украшенные замысловатым ажуром. В каждом конкретном случае мастер выбирает материал, создает эскиз будущего изделия и приступает к работе.

Рисунки бывают разнообразные по своей тематике. Используются геометрические растительные мотивы. Часто деревянную поверхность украшают жанровыми сценками, на которых изображены животные, люди и деревья. Дерево очень пластичный материал, и в руках опытного резчика оно превращается в настоящее художественное полотно.

Для каждого вида художественной резки применяется особенная технология обработки поверхности. Используя разные техники, мастер создает объемной полотно, на котором можно заметить самые мельчайшие детали изображения.

Разнообразие приемов

Для художественной обработки древесины используются различные технологии. В каждом конкретном случае выбор метода определяет само изделие, его назначение и сорт древесины, из которого его будут изготавливать. За время существования этого прикладного вида искусства выделилось несколько резки:

  1. плоскорельефная;
  2. рельефная;
  3. выемочная, или геометрическая;
  4. прорезная;
  5. контурная;
  6. объемная.

Узор может быть сквозным, плоским, рельефным, объемным, мелким и крупным. Выбор отделки напрямую зависит от размера и функционального назначения деревянного изделия. Для крупных вещей, таких как декоративная резная отделка для фасадов домов, используется крупный рисунок. Для интерьерных вещей и для мебели мастера наносят на изделие мелкие узоры, которые тщательно прорабатываются.

Плосковыемчатый узор

Такое изображение отличается небольшим рельефом. Изображение имеет форму силуэта, и все детали располагаются в одной плоскости. Для выполнения может использоваться заоваленный контур, подушечный и подобранный фон узора.

Как подвиды этой технологии выделяют:

  1. контурную,
  2. скобчатую
  3. геометрическую (трехгранную).

Для выполнения контурной техники используются углубленные линии, идущие по основному фону.

Скобчатая технология использует для создания отделки специальные насечки в виде скоб. При использовании геометрической резьбе мастер наносит контур при помощи трехгранных пирамид и колышков. Многократно повторенный в разных вариантах вид резки позволяет создавать разнообразные рельефные декоры, которые немного заглублены в общий фон. Для такой техники характерны многочисленные композиции из геометрических фигур в виде ромбов, треугольников, сот, витейек и т.п.

Ажурная или сквозная техника

При создании ажурных изображений применяется полное удаление древесины из центра изделия. Такой рисунок не имеет фона. Технологию резьбы этого типа называют сквозной. Она может быть простой и ажурной. При ажурном исполнении декор делают разной высоты.

Все фото из статьи

Художественная резьба по дереву для начинающих может показаться достаточно сложным процессом. В принципе, на первых порах так оно и есть, но освоив основные приемы и методы обработки заготовки, мы сможем постепенно совершенствовать свое мастерство, создавая каждый раз куда более сложные украшения.

Естественно, для этого необходимы различные приспособления, и в их число обязательно стоит включить шаблоны, трафареты и схемы для резьбы по дереву. Мастеру, осваивающему методику, будет куда проще ориентироваться по готовому рисунку, чем пытаться импровизировать.

Общая информация об эскизах и трафаретах

Создание изображения

Прежде чем приступать к , нам необходимо определиться, что именно мы будем вырезать. Орнамент для резьбы по дереву может быть самым разным, а если речь идет о создании сюжетной композиции (плоской или объемной), то перечень доступных вариантов будет бесконечным в принципе.

Обратите внимание!
В сети можно найти самые разные эскизы, но трафареты для резьбы по дереву для начинающих, т.е. не отличающиеся сложностью, среди них встречаются довольно редко.
Куда чаще авторы выкладывают схемы для поделок среднего уровня, но ими стоит пользоваться, только освоив основные приемы.

При изготовлении эскиза лучше всего следовать такому алгоритму:

  • Вначале подбираем заготовку и решаем, что именно мы будем из нее вырезать . Новичкам стоит отдавать предпочтение резьбе на плоскости или же изготовлению простой фигурки.
  • Затем создаем набросок будущего эскиза, выделяя основные части и отмечая места, где будет наноситься орнамент .

  • На следующем этапе с помощью циркуля и линейки переносим набросок на миллиметровую бумагу . Если деталь будет иметь достаточно большие размеры, то от миллиметровки можно отказаться в пользу кальки, на которую для удобства работы наносим масштабную сетку.
  • Если в орнаменте есть несколько повторяющихся элементов, то для них можно изготовит отдельные трафареты из плотного картона, вырезав деталь по контуру .

Отдельно стоит упомянуть технологию механизированной резьбы с использованием фрезерных станков. В принципе, фрезы вполне позволяют выполнять выборку по разметке, но чаще всего для украшения плоских деталей используются металлические или полимерные трафареты для резьбы по дереву фрезером. Они ограничивают движение режущей кромки, и потому практически исключают влияние человеческого фактора.

Обратите внимание!
Подобные изделия достаточно сложны в изготовлении, потому цена у них соответствующая.
Так что приобретать их стоит только в том случае, если вам нужно выполнить большое количество однотипных изображений.

Перенос на заготовку

Итак, шаблон или эскиз у нас уже есть, теперь необходимо понять, как перенести изображение на заготовку.

Инструкция предполагает использование нескольких методик:

  • Шаблоны для резьбы по дереву фрезером использовать проще всего – достаточно закрепить пластину на поверхности изделия таким образом, чтобы пазы находились точно напротив места размещения орнамента.
  • Картонные шаблоны также не представляют сложности в использовании: прикладываем их по разметке и аккуратно обводим карандашом по контуру.

  • При перенесении простых геометрических форм можно использовать методику выкалывания. Для этого закрепляем эскиз на детали и иголкой/шилом намечаем все ключевые точки. Затем отметки на древесине соединяем ровными линиями.
  • Наконец, можно использовать копировальную бумагу: подкладываем ее под эскиз и обводим линии на рисунке, перенося изображение на дерево.

Технология резьбы по готовому контуру

Когда рисунок будет перенесен ан заготовку, начинается самая сложная часть работы, а именно – процесс обработки дерева.

  • Если наша задача состоит в сквозной резьбе, то для начала необходимо в каждом элементе проделать стартовое отверстие. Делается это с помощью дрели со сверлом, диаметр которого соответствует ширине полотна используемой .
  • После этого в отверстие вставляется пила, и часть древесины выпиливается. Затем края отверстия выравниваются либо с помощью ножа, либо с использованием напильников и абразивных материалов.

Плоская и объемная резьба выполняется иначе:

  • Вначале острым ножом прорезаются контуры будущих углублений.

Обратите внимание!
Желательно вести линию реза по внутренней части контура, так как обычно при работе площадь обработанного участка несколько увеличивается.

  • Затем краем косяка или резака выполняем центральную прорезку самой глубокой части. После этого начинаем формировать углубления, выбирая древесину между контуром и центральным углублением.
  • Мелкие детали и текстуры формируем с использованием стамески. В идеале она должна быть достаточно острой, чтобы срезать материал без применения киянки, но иногда (особенно если приходится резать дуб, бук или клен) без дополнительных усилий не обойтись.

  • Глубокие пазы удобно выбирать стамесками с изогнутым лезвием – так называемыми клюкарзами. При этом нужно стараться, чтобы режущая кромка не погружалась ниже выбранного уровня.
  • После завершения резьбы стоит еще раз пройтись ножом по контурам, восстановив ровные края. Когда этот этап будет завершен, можно переходить к шлифовке поверхностей.

Заключение

Резьба по дереву своими руками будет куда проще поддаваться освоению, если на начальных этапах работы вы будете использовать подходящие эскизы и трафареты. Чтобы разобраться в тонкостях применения этих приспособлений, рекомендуем внимательно изучить видео в этой статье.

При декорировании жилого помещения можно использовать разнообразный материал, но традиционно для этих целей используют дерево. На сегодняшний день художественная обработка ведется с применением огромного числа техник, но, пожалуй, самые эффектные результаты получаются при применении прорезной резьбы по дереву.

Технологию не назовешь сложной, но получаемые в итоге изделия поражают своей красотой и изяществом. Более подробно об этой технике мы расскажем дальше.

Что представляет собой резьба?

Сквозное высверливание и прорезание какого-либо фона составляют суть ажурного прорезывания. По завершении работ получаются легкие и воздушные узоры. Существуют сквозной и накладной варианты резьбы. Первый вариант создает нужный эффект при просвете, второй подразумевает накладывание на какой-либо фон (основу).


Чтобы сделать сквозное прорезание древесины используют сверла, специальные стамески, пилки. Самым подходящим инструментом будет электрический лобзик, позволяющий быстро и без особых сложностей выполнить практически любой рисунок.

Сам процесс работы предполагает наличие заранее подготовленных чертежей для прорезной резьбы. Поэтому рассмотрим кратко некоторые шаги, которые важно пройти на предварительном этапе.

Подготовительный этап

Тем, кто занимается резьбой впервые, имеет смысл сфокусировать свое внимание на теории. Печатные издания, сайты рукоделия предоставят исчерпывающую информацию о рассматриваемом способе декорирования.

После изучения технологии стоит подготовить инструменты, при необходимости приобрести их в магазине. Кроме лобзика могут понадобиться стамески разных размеров, дрель и сверла, резаки, расходные материалы для шлифовки и т.д.


Еще одной важной вехой на этом этапе станет выбор узоров и эскизов будущего украшения. Последние можно попробовать сделать самому или найти подходящие в сети, благо специализированных сайтов по этой тематике предостаточно. Распечатка в нужном масштабе завершит предварительный этап.

Древесина

Главными требованиями к материалу являются его сухость и качество. Немало заготовок есть в специализированных магазинах, посвященных ручной работе. Подходящая древесина бывает в строительных магазинах и на лесопилках.

Кроме того, можно неплохо «поживиться» на мебельных предприятиях, где всегда в наличии большое количество ненужных обрезков. Еще один возможный вариант – ящики и поддоны, бывшие в употреблении.

Качество работы зависит не только от мастера, но и от породы и сорта древесины. Каждая имеет уникальные свойства, что немаловажно при наличии конкретных творческих целей. Рассмотрим вкратце некоторые варианты материала.

Сосна является самой доступной и недорогой породой. Однако подходит она лишь в редких случаях. Причин несколько: смолистость, разная плотность слоев, заметная текстура, мешающая при создании мелкого рисунка.

Осина считается мягким материалом и для новичка малоподходящим. Ее легко резать, древесина мнется и нужен большой опыт для работы с ней.

Береза и липа отличаются превосходной структурой, имеют нужную плотность, что дает возможность воплотить даже самые смелые эскизы прорезной резьбы.


Слива превосходна ввиду своей податливости в обработке, в то же время она обладает нужной твердостью. Мелкий рисунок и женские украшения из сливы станут превосходным изделием в руках мастера. Новичкам тоже стоит попробовать себя на этом материале.

Во избежание последующего растрескивания и искривления прорезного изделия важно помнить о сухости материала. Произвольная сушка в тепле и с хорошей вентиляцией помещения станет самым оптимальным способом. Доски ставятся на торец и на плашки для обеспечения доступа воздуха ко всем сторонам.

Творческий процесс

Работа по дереву начинается с переноса рисунка на заготовку. Для этого на предварительном этапе готовились все шаблоны. Когда рисунок нанесен на деталь, наступает этап рассверливания отверстий рядом с проведенными линиями.

Сверло должно быть такого диаметра, чтобы в полученное отверстие легко прошла пилка лобзика. Там, где не получается осуществить пропилы лобзиком (слишком мелкий рисунок и крутые изгибы), используют узкое ножовочное полотно.

Опытные мастера советуют использовать пили с мелкими зубьями, в противном случае края прорезей будут иметь рваный контур и изделия потеряет эстетичность. Сверлить желательно перьевыми сверлами, заранее подготовив тонкое отверстие.

От рваных краев при прорезной резьбе по фанере помогает приклеивание плотной бумаги с обратной стороны заготовки. Новичкам лучше пробовать выполнять простые узоры с крупными деталями и минимальным количеством углов.

Финишная обработка

Доработку изделия совершают для получения ровных и чистых краев. Используют стамески, на труднодоступных участках пригодится острый нож.

Зачистку ведут при помощи наждачной бумаги, надфиля или абразивного круга. Готовое изделие шлифуется с двух сторон до получения должного внешнего вида.

Взглянув на фото прорезной резьбы, становится понятно, что полученные узоры являются превосходным декоративным элементом для мебели, оконных наличников, карнизов. Изящность изделия дает возможность создавать превосходные женские украшения, оформлять ширмы и многое другое.

Фото прорезной резьбы

Геометрическая резьба по дереву состоит из разных элементов, имеющих геометрическую форму, и выполняется одним резаком. может быть: линии, квадраты, трехгранные и четырехгранные углубления и т. д. Эта техника позволит сделать даже резные работы таких форм – листки, цветы, ягоды, колосья. Если развивать умение, то она перейдет в форму контурной резьбы.

Оригинальная шкатулка выполненная геометрической резьбой

Можно поискать в интернете или придумать самому. Геометрическая резка довольно проста в исполнении, для этого потребуется: резак, пара полукруглых стамесок. Уроки геометрической резьбы покажут, как можно играть светотенью и необычными узорами. Особенно это красиво в разных треугольниках, ногтевидной резке и трехгранно-выемчатой форме. Такая резка позволяет полировку и матовую отделку.

Для резьбы треугольно-выемчатой вам нужен только нож-косяк, у него имеется скошенное лезвие. В дополнение нужны следующие инструменты:

  • стамеска плоская, шириной 2 см;
  • стамеска полукруглая;
  • ножовка;
  • напильники: круглые, квадратные, полукруглые;
  • линейка;
  • карандаш простой;
  • циркуль;
  • ластик.
Элементы и узоры для выполнения геометрической резьбы по дереву

Технология резки проста, но каждая составляющая играет свою роль в работе.

Древесина

Древесина бывает следующих типов: твердая, очень твердая и мягкая. Для новичков лучше использовать мягкую древесину, она легче поддается работе (липа, сосна или осина).

Липу достать сложнее, чем остальные виды, так как она часто используется у профессионалов. Сосна имеет недостаток – при резке колется.

Осина хороший вариант для работы. Есть много наглядных фото, какое дерево должно быть, и как выглядят продольные волокна, вдоль которых нужно вести работу.

Подготовка к работе

Для первого урока нужна дощечка размером 170 на 110 мм и толщиной 2 см. Эскизы для этой работы будут приведены ниже. Поверхность доски нужно отшлифовать шкуркой. Теперь используя линейку и простой карандаш расчертим всю поверхность дерева клетками по 5 см.


Узоры для резьбы по дереву

Потом рисуем все фигурки, как показано ниже на рисунке. Всего получилось 7 фигур: сколышки, ромбы, витейка, пирамидка, звездочки, квадратики и розетка. Из этих фигур потом можно складывать новые узоры. Фотография, на которой видно какие композиции можно составить из одних элементов, как смотрится композиция после обработки и покраски древесины.

Сколышки –первая фигура

В треугольно-выемчатой резьбе весь процесс состоит из двух операций – наколка и подрезка. Это простые движения, которые легко выполнимы на практике. Берем нож в руку, большой палец ложится на скошенную часть рукояти.
Надавите на резак в вертикальном положении, чтобы он углубился на несколько мм, потом опускаем лезвие под углом для пересечения линии боковой ножа в соответствии с разметкой. Таким же образом делается накол и с левой стороны треугольника.


Для подрезки требуется:

  • режущую часть ножа приложить к левой стороне треугольника, так он соединится с вершиной своим скосом;
  • отводим ручку ножа, назад соблюдая параллель между правой стороной узора и режущим лезвием (это движение делается кистью руки, как будто натягиваем лук);
  • надавливаем на нож, возвращаясь в первое положение кисти; так носик ножа оказывается на вершине, а режущая часть на правой стороне треугольника.

Читайте также

Стили резьбы по дереву

Подрезанный треугольник отколется в итоге, отсюда и название – «сколышек». Это движение называется «выстрел». Когда делаете его, старайтесь держать угол 45 градусов. Рисунок выходит простым с этой фигурой, но это основа геометрии.

Меры безопасности

Все движения должны идти от кисти руки, это упрощает работу и снимает нагрузку с плеча.


Рабочая рука (в которой находится резак) плотно прижимается к рабочему столу, чтобы освободить движения кисти. Когда удерживаете заготовку свободной рукой, необходимо следить за расположением пальцев, чтоб они не были на рабочей части, когда идет процесс резки.

Ромбик – вторая фигура

Орнаменты для геометрической резьбы составляют простые детали, такие как сколышки и ромбики. Ромб состоит из двух треугольников, соединенный своими основаниями.

Технология та же, только сначала нужно вырезать верхний ряд, а потом повернуть доску и сделать нижний.

Витейка – третья фигура

Заключается в освоении основных приемов резьбы и основных фигур. Витейка – это та же разновидность сколышек. Они просто смещены в сторону по отношению друг к другу.


Фигуры для геометрической резьбы

В результате получится извилистая дорожка. Для этого нужно вырезать и наколоть нижние треугольники, а повернув дощечку – верхние. Так мы увидим, что посередине остается «змейка».

Пирамида – четвертая фигурка

Первые узоры были самые простые. И справиться с ними можно без труда. Следующие будут тяжелее в выполнении, так как они состоят из нескольких треугольников и располагаются в определенном порядке по отношению друг к другу.
Так пирамида состоит их трех треугольников, она имеет в центре точку соприкосновения всех углов. Поэтому при резке данной фигуры, каждый элемент при накалывании соприкасается с одной и той же точкой несколько раз. Самое главное — подрезка выполняется по направлению слоя древесины.


Если резать поперек, то получаться нежелательные сколы, которые испортят узоры.

Звездочка – пятая фигура

Орнаменты геометрической резки могут быть разнообразны, но в основном состоят из одних элементов, которые компонуют вместе. Также и с фигурой звездочка. Она состоит из четырех пирамид, и эту фигуру несложно будет сделать. Просто нужно последовательно вырезать одну за другой четыре пирамидки.

Квадраты – фигура шестая

Этот элемент явно отличается от всех остальных. В нем нет треугольников, и вырезается он совсем иначе, чем все фигуры. Этот метод резки называется – соломка. Многие эскизы, включают в себя именно квадраты. Они могут являться как каемкой работы, рамкой, так и частью основных элементов рисунка.
Режется эта фигура таким образом:

  • отступаем от разметки на 1 мм справа, держа нож под углом в 45градусов, углубляем его на 2 или 3 мм и режем вдоль линии до конца;
  • с левой стороны полоски делаем все также;
  • делаем прокол в конце и начале полосы, при этом нож направлен вертикально.

Из всех видов резьбы рельефная техника является одной из наиболее выразительных. Реалистичные деревянные барельефы, с аккуратной деталировкой, эффектной игрой теней и правильно построенной композицией, способны по-настоящему завораживать. Рельефную технику можно рассматривать как переходную ступень к скульптурной резьбе, по праву считающуюся венцом резного искусства.

В этом материале мы расскажем о базовых принципах рельефной резьбы по дереву. Наши советы будут полезны не только для начинающих резчиков, но и для мастеров уже попробовавших свои силы в этой технике. На примере предложенного проекта вы познакомитесь с основными принципами чистой и аккуратной резки, научитесь правильно моделировать объем, освоите профессиональные секреты, которые помогут подчеркнуть трехмерные качества резной композиции.

В чем отличие рельефной резьбы от других техник?

От плоскорельефной, контурной, геометрической и других видов необъемной резьбы рельефную технику отличает, прежде всего, ее подчеркнутый трехмерный характер. Основная композиция здесь выступает на передний план за счет обрезанного фона, благодаря чему изображение становится более выразительным, с характерным обилием светотеней.

Если основной рисунок композиции возвышается лишь слегка, не более чем на половину от толщины всего изделия, то такую резьбу называют барельефной (а само изделие барельефом). При более высоком и выступающем рельефе резьбу именуют горельефной.

Набор инструментов для новичка

Чтобы научиться резьбе по дереву, вовсе не обязательно обзаводиться арсеналом стамесок, ножей и других резцов, как многие склонны думать. Для освоения базовых навыков рельефной техники будет достаточно нескольких уголковых стамесок (геймусов), например, 10 мм и 6 мм , прямой стамески 12 мм , радиусной (полукруглой) 10 мм , подрезного ножа и небольшого штихеля. Остальные виды стамесок для резьбы по дереву уместно приобретать по мере роста резчицкого мастерства.

Всегда следите за остротой инструмента. Если резец оставляет грубый след и скалывает древесину небольшими щепками, вместо того чтобы легко снимать аккуратные слои – это верный признак того, что стамеска нуждается в заточке. Тупой инструмент портит качество работы, требует больших усилий при резьбе и не дает возможности правильно «почувствовать» стамеску начинающему резчику.

Какое дерево выбрать для рельефной резьбы?

Правильный выбор древесины – залог успеха для мастера, осваивающего тонкости этой техники. Для нужд резчиков оптимально подходят почти все мягкие лиственные породы: осина, ольха, береза, орех и т.д. Но главной древесиной для большинства мастеров, занимающихся не только объемной, но и плоской, плосковыемчатой, геометрической и другими видами резьбы по дереву, является липа.

Липа – мягкая и легкая древесина, с равномерной плотностью, за счет чего особенно хорошо поддается обработке: легко режется, точится и строгается во всех направлениях. Липа почти не коробится и не усыхает, не выделяет дубильных веществ, поэтому считается идеальным сырьем, в том числе, для изготовления посуды. Недостатком липы является ее плохая окрашиваемость в другие цвета.

Отработка навыков рельефной резьбы на примере проекта «Лис»

Как сделать барельефную резьбу на дереве мы пошагово расскажем на примере несложного проекта «Лис». В качестве заготовки рекомендуем использовать спил липы или же обычную дощечку из любой другой мягкой лиственной породы.

Для перевода рисунка на деревянную основу используют копирку, как наиболее простое и эффективное решение. При необходимости, линии копировальной бумаги можно легко стереть, внеся нужные изменения по ходу работы. Во избежание смещения рисунка в процессе переноса зафиксируйте деревянную заготовку или подложите под нее резиновую подложку. Подумайте, где лучше расположить изображение, чтобы композиция выглядела наиболее оживленной и интересной. В нашем случае мы сместим ее от центра к низу (фото 1).

Для вырезания внешнего контура используйте уголковую стамеску #12 (ширина лезвия 10 мм /угол 60° ). Она позволит не только сделать аккуратную обводку основной фигуры, но и сразу удалит значительную часть фона (фото 2).

Техника выполнения реза уголковой стамеской:

  • Левой рукой фиксируйте плотно инструмента, а правой толкайте его вперед; правильный хват стамески позволит точно направлять резец, вести аккуратную линию реза и не давать лезвию соскальзывать с контура.
  • Намечайте резцом основной контур линий, после прорезайте их до желаемой глубины (в нашем случае 4-5 мм ). Срезая древесину понемногу, вы будете лучше контролировать процесс резьбы и уменьшите риск образования сколов.
  • Преодолевая сопротивление древесины, равномерно распределяйте давление на стамеску, достигая гладкой и однородной поверхности.
  • Работая стамеской, учитывайте направление волокон древесины, т.к. резец всегда стремится двигаться вдоль твердых годовых колец.
  • Не при каких обстоятельствах не направляйте стамеску в свою сторону: режьте от себя или держите инструмент параллельно груди.
  • Работайте резцом прямо за карандашными линиями, оставляя их видимыми.

В правильном и аккуратном удалении фона во многом и заключается суть рельефной резьбы по дереву. Освоение этого навыка – ответственная задача для начинающего резчика. Удалить много фона с минимальными усилиями помогают радиусные стамески (полукруглые или отлогие). В нашем случае мы оставим фон композиции в виде широких декоративных канавок (фото 3). При необходимости его можно сделать ровным, используя плоскую стамеску.

Сформировав фон, вернемся к уголковой стамеске и еще раз «на чистовую» пройдемся по контуру основной композиции (фото 4). После подровняем фон (фото 5).

В качестве инструмента для тонкой контурной проработки оптимальны уголковые стамески #15 (ширина лезвия 6 мм /угол 45° ) или #16 (ширина лезвия 6 мм /угол 35° ).

Очертите глаз лисы, сохранив карандашный контур (фото 6). Опуститесь вниз и займитесь проработкой пасти: аккуратно выберите фон вокруг зубов и внутри рта (фото 7). Ориентируйтесь на объемность и законы перспективы в композиции: поскольку передние зубы находятся на переднем плане, они должны быть немного завышены. Проработайте область носа.

Для проработки формы головы используйте радиусную (отлогую) стамеску шириной 10 мм . Начните с ушей: левое ухо на переднем плане сделайте более высоким (фото 8).

Скруглите форму головы (фото 9), сделав плавный переход к морде, которая должна остаться более плоской и без выраженного объема (фото 10).

Работая над конкретными областями, не забывайте периодически оценивать общую композицию: насколько правильно перетекает объемность, как проработана перспектива и пр. Здесь каждая деталь взаимосвязана друг с другом. Рельефная резьба должна восприниматься как целостная композиция, а не коллаж из набора резных элементов.

Для работы над этим элементом используйте церазик – глубокую полукруглую стамеску шириной 5 мм (фото 11). Этот узкий инструмент хорошо подойдет для проработки мелких элементов и создания рельефа листа.

По всему периметру листа сделайте аккуратную подрезку, чтобы он хорошо выделялся из общей композиции и как бы был оторван от фона (фото 12). Очертив основной контур и выбрав фон вокруг листа, приступайте к вырезанию прожилок (фото 13). Закончив формирование рельефа, срежьте штихелем все оставшиеся плоские места (фото 14).

С помощью подрезного ножа создайте глубокую тень над глазом, подведите резцом нижнее веко и придайте глазу округлость (фото 15).

Завершите резцом проработку мелких элементов пасти (фото 16).

Имитация текстуры шерсти – важный навык, который нужно отработать каждому резчику, т.к в будущем вы неоднократно будете сталкиваться с резьбой различных животных. В представленном проекте шерсть лисы создается по самой простой схеме: церазиком 5 мм делаются короткие и неглубокие штрихи (стрелки указывают направление естественного роста шерсти животного) (фото 17).

Для большей натуралистичности можно проработать текстуру шерсти тонким стальным резцом – штихелем. Работайте над текстурой, пока не останется ни одного плоского места.

Чем зачистить резьбу по дереву?

При аккуратной работе самыми остро заточенными резцами почти всегда остаются грубые места и незначительные дефекты, требующие устранения. Для зачистки углубленных мест и подрезки небольших сколов используйте мелкий штихель. Объемные поверхности зачищают наждачной бумагой P150 . Чтобы окончательно убедиться в отсутствии незамеченных мелких дефектов, протрите картину тряпкой, смоченной в уайт-спирите, и еще раз внимательно рассмотрите ее под разными углами. Когда все недостатки зачищены, можно приступать к отделке.

Чем покрыть резьбу по дереву?

Для однотонной отделки используют следующие составы:

Морилка . В плоскорельефной резьбе используют не только для того, чтобы придать древесине более благородный внешний вид. С помощью морилки усиливают контраст определенных участков, они в свою очередь подчеркивают рельеф и объемность композиции. Для достижения такого эффекта достаточно нанести морилку на глубокие участки резьбы, которые должны казаться затененными.

Если вы решили полностью тонировать свою работу, использовать морилку нужно аккуратно, принимая во внимание породу дерева и особенности заготовки на которой вырезана композиция. Под воздействием влаги мелкорельефная резьба может разбухнуть, покоробиться, на ней может образоваться поднятый ворс и прочие дефекты, которые непоправимо испортят внешний вид работы. Распространенным изъяном при морении резьбы является неоднородность тона, особенно часто проявляющаяся в местах склейки брусков.

© 2024 nowonline.ru
Про докторов, больницы, клиники, роддома