Идеальным методом укрепления организма и повышения здоровья является массаж ребенку 5 месяцев. Именно в этом возрасте малыш начинает активно двигаться. Он уже не лежит на кровати – малыш все чаще начинает переворачиваться с живота на спину и наоборот. Ребенок требует особого внимания и родительской любви в этот непростой период. Хоть малыш и не может встать с кроватки, он испытывает нетерпение и требует общения, если долгое время находится там один. Почему бы не совместить приятное с полезным: поиграть с малышом и сделать ему массаж?
Цель массажных и гимнастических упражнений – укрепление опорно-двигательного аппарата и развитие спинных мышц. Процедура оказывает благотворное влияние на нервную и иммунную системы, укрепляет мышцы и способствует правильному развитию ребенка. Также массаж активизирует малыша и подталкивает его к физической активности. Вскоре ваше чадо начнет ползать и сидеть, и мускулы спины должны быть подготовлены к этому периоду.
Массаж необходимо проводить при перекосе тазовых костей, кривошее, сколиозе, любых видах плоскостопия. Процедуру также назначают при неврологических болезнях. Если малыш поворачивает головку только налево или только направо, массаж также обязателен к проведению. Снизить беспокойство ребенка при коликах, избавить его от головной боли и бессонницы поможет расслабляющий вариант процедуры.
Процедура массажа ребенку 5 месяцев и гимнастика имеют некоторые противопоказания. Это онкологические заболевания, болезни сердца, период после операции и различные гнойные заболевания кожи. Будьте осторожны, если у ребенка увеличена печень – в области этого органа необходимо снижать нагрузку. Противопоказаны любые активные движения в области живота: органы брюшной полости сформированы не до конца.
По сравнению с прошлыми месяцами, массаж пятимесячному ребенку можно проводить с помощью активных и интенсивных движений. Но все же следите за тем, чтобы малышу не было больно.
Чтобы помочь ребенку сделать движения согласованными, научить управлять своим телом, необходимо регулярно проводить массаж и гимнастику. Пока ему не хватает навыков и силы, чтобы двигаться полноценно. Итак, как делать массаж ребенку 5 месяцев? Пользуйтесь следующими советами и рекомендациями:
Внимательно следите за настроением ребенка. Подбирайте упражнения индивидуально: если малышу не нравится какой-либо прием, исключите его из программы.
Упражнения техники схожи с занятиями, которые вы проводили с ребенком один месяц назад. В массаже используются движения поглаживания, разминания и растирания. Так же добавлены более активные движения и упражнения на развитие моторики рук и лицевых мышц. Чтобы выполнить массаж 5-месячному ребенку, следуйте рекомендуемой технике:
Если вы сомневаетесь, можно ли вашему ребенку выполнять то или иное упражнение, проводите сеанс массажа только после консультации с врачом.
Процедура массажа ребенку в 5 месяцев поможет укрепить организм и сделать ваши отношения с ребенком еще крепче и ближе. Родители для малыша – весь мир, поэтому особенно важно как можно больше общаться с ребенком, налаживая телесный и эмоциональный контакт. Ребенок должен чувствовать, что о нем заботятся. Проводите сеансы ежедневно, и тогда ваш малыш обязательно вырастет крепким, здоровым и счастливым.
Благотворное влияние на физическое и психическое развитие грудного ребенка оказывают массаж и гимнастика. Они улучшают дыхание и кровообращение, тонизируют нервную систему, активизируют обмен веществ, повышают двигательную активность ребенка, оказывают положительное действие на его настроение, сон и аппетит.
Перед тем, как приступать к массажу и гимнастике, надо ознакомиться с техникой этих процедур. Полезные советы по этим вопросам мать может получить у врача-педиатра и медицинской сестры, которые наблюдают ребенка в условиях детской поликлиники. Мы остановимся лишь на общих принципах проведения массажа и гимнастики у детей первого года жизни.
Общий массаж выполняется детям до 6 мес, позже его делают только детям с ослабленными мышцами и дряблой кожей при рахите, гипотрофии (истощении) и некоторых других зат болеваниях. Однако местный массаж (спины, живота) полезен совершенно здоровым детям и во втором полугодии жизни.
Техника массажа бывает разная: поглаживание, растирание, разминание, похлопывание. Перед массажем ребенка раздевают, укладывают на стол, покрытый вчетверо сложенным байковым одеялом. Поверх одеяла кладут клеенку, а на нее – пеленку. Руки матери должны быть чистыми, теплыми, сухими, без колец и часов. Нельзя делать массаж руками, если на пальцах длинные ногти, заусеницы, грубые мозоли, гнойнички. Во время массажа желательно поддерживать с ребенком речевой контакт: обращать к нему ласковую речь, улыбаться. Каждое массирующее движение делают неторопливо, плавно и повторяют 2-4 раза. Массаж производят раз в день за 1 ч до еды или через 1 ч после приема пищи. Обязательно учитываются возраст ребенка, его индивидуальные реакции на процедуру. Перед последней необходимо хорошо проветрить комнату. Оптимальная температура в помещении – 22-24 °С.
Техника массажа. Во время массажа рук и ног ребенок лежит на спине. Большой палец своей левой руки мать вкладывает в правую кисть ребенка, придерживая его руку остальными пальцами, правой рукой она делает поглаживающие движения в направлении от кисти к плечу. При массаже левой руки ребенка ее держат правой рукой, а массируют левой. Правую ногу ребенка мать кладет на свою правую ладонь и поглаживает ее левой рукой. Массаж левой ноги осуществляется правой рукой, а левой рукой удерживают ногу ребенка. Коленные суставы на массируют.
Поглаживание – основная форма массажа в грудном возрасте, которую применяют уже с 3-4-й недели жизни ребенка. В первые месяцы полезно поглаживание ладонью передней поверхности грудной клетки, межреберных промежутков кожи и спины. Продолжительность массажа постепенно увеличивают с 1 до 3-4 мин.
С 3-4 мес применяют более энергичные формы массажа – растирание, разминание и похлопывание. Растирать ребенка можно одной или двумя ладонями, производя продольные либо круговые движения. Разминать мышцы удобно тремя пальцами – указательным, средним и безымянным, делая поступательные и круговые движения.
Массаж целесообразен перед гимнастическими упражнениями и после них. Нельзя делать массаж при гнойничковых и других распространенных заболеваниях кожи у ребенка, а также при острых заболеваниях организма.
Гимнастику можно начинать, когда ребенку исполнится полтора месяца. Для детей грудного возраста приемлемы три вида движений – рефлекторные, пассивные и активные. Рефлекторные движения являются реакцией на изменения положения тела, конечностей или головы, на раздражение кожи (например, легкое щекотание). Пассивные движения ребенок совершает не по своей воле, а благодаря усилиям матери, приводящей в движение руки, ноги, туловище, голову малыша в соответствии с задачами гимнастики. Активные же движения ребенок выполняет самостоятельно, в процессе гимнастических упражнений, проводимых по определенной системе.
До 3 мес у ребенка сохраняется характерное для этого возраста повышение тонуса (напряжение) сгибательных мышц рук и ног, поэтому пассивные движения противопоказаны, но допустимы движения рефлекторные. Так, когда ребенка кладут на живот, он рефлекторно поднимает голову и верхнюю часть туловища. Если положить младенца на живот с согнутыми ногами, а затем приставить ладонь к его стопам, он будет рефлекторно разгибать ноги и продвигаться вперед (рефлекторное ползание).
Весьма просто вызвать двигательные рефлексы на звуковые и зрительные раздражения, например на большую погремушку. Движения игрушки вправо, влево, вверх обусловливают соответствующие движения головы и туловища ребенка, лежащего на животе или спине. Можно сделать так, чтобы малыш пополз за игрушкой. Например, ребенок лежит на животе с полусогнутыми ногами, которые упираются в ладонь матери. Мать кладет игрушку недалеко от него и словами «достань игрушку» стимулирует ползание. В дальнейшем, когда ребенок научится ползать самостоятельно, этот двигательный акт стимулируется при помощи яркой игрушки, которую мать кладет в манеже на расстоянии 50-60 см от него так, чтобы игрушка была в поле зрения малыша.
Для развития хватательных движений мать прикасается игрушкой к ладони ребенка, вызывая хватательный рефлекс. Это упражнение можно делать при положении ребенка на животе или спине. Укреплению мышц ног в возрасте 3-5 мес способствует пританцовывание: мать поддерживает стоящего ребенка под мышки и несколько раз (3-4) приподнимает его и опускает ножками на поверхность стола. Ребенок при этом рефлекторно упруго отталкивается, как бы пританцовывая. К рефлекторным движениям относится также поворот со спины на живот, осуществляемый с помощью матери. Для этого она удерживает снизу голени ребенка левой рукой, в указательный палец правой руки вкладывает в кисть левой руки ребенка (он рефлекторно сжимает палец матери). Затем мать осторожно переворачивает младенца со спины на живот.
Начиная с 3-4-го месяца жизни ребенка в комплексы пассивных движений постепенно включают движения активные. Так, в 3 мес полезны такие активные движения, как скрещивание рук на груди и отведение их, сгибание и разгибание ног и рук. Допустимы и такие активные движения, как «скользящие» шаги: ребенок лежит на спине, а мать поочередно сгибает и разгибает его ноги, которые скользят своими внутренними поверхностями одна о другую.
В 4-6 мес ребенок пытается приседать, удерживаясь за руки матери или какой-либо предмет, с 5-6 мес дети могут садиться, опираясь лишь слегка, или даже самостоятельно. В этот период мать должна всячески поощрять ползание ребенка, для чего удобен небольшой манеж с твердым дном. Вначале с помощью взрослых, а затем самостоятельно ребенок поворачивается с живота на спину и наоборот.
Целый ряд упражнений подготавливают ребенка к устойчивому стоянию и ходьбе. Они выполняются с 8 до 12 мес. В это время дети довольно хорошо стоят, делают первые неуверенные шаги. Свободная, уверенная ходьба вырабатывается на втором году жизни. К таким упражнениям относится вставание на ноги из положения сидя или лежа: мать берет ребенка 7-8 мес под мышки и ставит его на ножки, через несколько секунд она возвращает его в положение сидя или лежа. Необходимо, чтобы ребенок, находясь в вертикальном положении, хорошо упирался ножками. Это упражнение повторяют несколько раз в течение дня. Полезно доставать игрушку, находящуюся выше сидящего ребенка. При этом он встает. Упражнение можно повторять, меняя игрушки.
Укреплению мышц спины и брюшного пресса способствуют наклоны туловища. Это упражнение выполняется в положении ребенка стоя, мать стоит сзади, лица обоих обращены в одну сторону. Удерживая ребенка обеими руками за переднюю часть ног и живот, мать чуть наклоняет туловище малыша и в это время убирает ту руку, которая располагается на животе. Ребенок при этом наклоняется, рефлекторно напрягая мышцы спины и брюшного пресса, а затем выпрямляется. Упражнение повторяют 3-4 раза.
Существует и много других упражнений для физического развития ребенка. Родители, однако, не должны добиваться, чтобы ребенок преждевременно садился, стоял, ходил, так как возможны искривление ног и позвоночника, деформация грудной клетки.
|