Холистический подход. Холистический подход к определению «индивидуальное здоровье В одном мгновенье видеть вечность

Идеи целостного подхода к больному в работах русских врачей 19 века.

У истоков европейской медицины стоят две клинические школы, которые отличаются пониманием сущности патологии – это школы первых анатомов и первых психиков (шк.Гиппократа).

  1. Первые анатомы полагали, что болезнь человека — это показатель патологии и врачу необходимо лечить болезнь.
  2. Первые психики считали,что болезнь – это нарушение отношений между человеком и миром. Основной принцип – болен человек, следовательно, врачу нужно лечить человека в целом.

Холистический подход восходит к опыту врачей Древней Греции. Платон передал высказывание Сократа: «Нельзя лечить тело, не леча душу».

Гиппократ выделил следующие принципы лечения:

1) Лечить не болезнь, а больного.

2) Знать и учитывать индивидуальные особенности пациентов (в частности, темперамент).

3) Не навредить, щадить больного, помогать природе, учитывать компенсаторные ресурсы человека.

4) Положение деонтологии (наука о врачебном долге) сформулированное в школе Гиппократа: врач должен обладать мудростью, быть философом, «должен обладать знанием всего того, что необходимо для жизни».

В рамках холистического подхода специфика психоматической проблемы еще не выделяется, нет экспериментов, факт психосоматической связи рассматривается, как данный априори.

Представители холистического подхода:

А) Врач-клиницист Мудров, первая треть 19 века. Работал во время холеры, заразился и умер. Его идеи:

1) Болен целостный организм, а не отдельный орган. «Врачевание не состоит ни в лечении больного, ни в лечении причин болезни, врачевание состоит в лечении самого больного и для этого нужно узнать человека во всех отношениях».

2) Многие болезни возникают вследствие воздействия негативных психических причин. «Одни болезни возникают от телесных причин, другие – от телесных возмущений».

3) Психика больного, каким бы заболеванием он не страдал, всегда изменяется.

4) Требование психотерапевтического подхода к больному: «душевные лекарства врачуют тело и эти лекарства черпаются из науки мудрости – психологии».

Б) Захарьин, 19 в , учитель Чехова на медицинском факультете Московского университета.

Захарьин разработал оригинальный метод исследования больных с соматической патологией – расспрос, в ходе которого врача последовательно интересует анамнез (история жизни), а также предложил изучать субъективные жалобы больного (ВКБ, но так не называет).

В) Остроумов выдвинул идею о необходимости изучения семейного анамнеза, чтобы знать наследственные факторы, которые могут вносить вклад в патологию. Речь идет не только о биологическом наследовании, но и о психологическом – наследование житейских стереотипов образа жизни и т.д.

Г) Бехтерев, Корсаков, Ганнушкин – холистический подход, ятрогения.

Середина 19 века – поворотный момент, знания расширились: появилось учение о клетке. Идеи холистического подхода были оттеснены и далее (вплоть до настоящего момента) на первый план вышла организмическая идея. Возникновение психосоматического подхода в медицине – это реакция на организмический вирховский подход в медицине.

Термин психосоматика появился в 1818 году, его вел немецкий врач Хейнрот. Якоби уже в 1828 году использовал термин соматопсихика. В действительности становление психосоматического направления началось в конце 19, начале 20 века. Основным стимулом к появлению психосоматического направления стал психоанализ, в нем же появились и первые психосоматические работы.

Т.о. история современной психосоматики насчитывает 100 с небольшим лет. В этот период сформировалось 2 основных направления в изучении проблемы: 1) специфическое направление; 2) неспецифическое направление.

1. В рамках первого направления исходно выдвигалась задача поиска некоторого психического качества, которое вносит вклад в появление телесной патологии.

2. Неспецифическое направление такой исходной задачей не задается. Сюда относится теория кортико-вискулярной патологии (физиологическая теория) и направление в рамках концепции стресса.

Философия холизма предполагает, что вся вселенная - это единая целостная система и что в этом огромном целом есть гораздо меньшие целые, структуры, функции и паттер­ны которых полностью соответствуют структурам, функциям и паттернам большего целого. Астрологи и философы сред­невековья использовали концепцию микрокосм-макрокосм, чтобы выразить эту идею, т.е. вся вселенная в миниатюре сосредоточена в человеке, а звездные паттерны, в свою оче­редь, рассматриваются как Огромный Человек или Космиче­ский Человек. Пример такого соответствия можно увидеть, сравнивая строение атома с нашей солнечной системой. Атом - это макрокосмическая солнечная система в миниатюре. Английскими поэтами-метафизиками такая же идея была на­звана «принципом соответствия». Важная особенность этого подхода заключается в том, что, изучая циклы и паттерны большего целого (планет), мы можем узнать о циклах и пат­тернах самого человека.

Холистический подход не предполагает, что причинность представляет собой основной закон вселенной, так как, если вселенная действительно является единым целым, как может быть все в итоге причиной чего-то еще? Скорее, более умест­ный способ рассмотрения холистического подхода - это древ­ний закон соответствий между частями целого. Карл-Густав Юнг называет этот закон соответствия «синхронностью»,

некаузальным связующим принципом, а в отношении астроло­гии указывает на то, что все, что родилось или было сделано в конкретный момент времени, неизбежно несет на себе каче­ства этого момента. Юнг использует пример знатока вин, который может оценить просто по вкусу вина тип винограда, область, в которой он был выращен, и год сбора. Этот закон синхронности объясняет, почему гороскоп строится на момент первого вдоха человека, так как именно в этот момент време­ни новорожденный ребенок начинает свой индивидуальный ритм в гармонии с огромным целым всей окружающей его жизни.

Другой психолог, Зиппора Добинс, объясняет свой взгляд на синхронность следующим образом:

Я полагаю, что планеты - это, прежде всего, часть космического порядка, а их паттерны пред­ставляют собой очень полезные ключи к такому же порядку, который существует везде. Я думаю, что роль планет в поддержании или создании порядка ми­нимальна по сравнению с их ценностью в качестве карты или плана порядка.

Эту же идею можно обнаружить в древней и современной литературе и философии. Эмерсон, например, пишет: «Зако­ны, по которым организована вселенная, появляются вновь в каждой точке и будут управлять ей». Линкольн Барнетт про­должает: «Цель Эйнштейна в широчайшем смысле заключа­лась в том, чтобы показать, что все формы в природе - звез­ды, планеты, свет, электричество и, возможно, даже элемен­тарные частицы - подчиняются одним и тем же универсаль­ным законам». Основное использование и ценность астроло­гии - применение знания универсальных законов в нашей индивидуальной жизни.

Дэйн Радьяр, больше, чем любой другой современный аст­ролог или философ, ясно и обстоятельно разъяснял холистический

подход к астрологии, а также к психологии, филосо­фии и всем вещам, затрагивающим человека как индивиду­альную личность. В течение последних пятидесяти лет Радьяр опубликовал десятки книг и сотни статей, рассматривающих астрологические, психологические, культурные и философ­ские темы. К наиболее известным его работам относятся сле­дующие: «Астрология личности» (1936), «Практика астро­логии» (1968), «Паттерны рождения нового человечества» (1969), «Планетаризация сознания» (1970) и «Астрологиче­ское исследование психологических комплексов и эмоцио­нальных проблем» (1966). Кроме того, Радьяр развивал то, что он называет «гуманистической астрологией» - новый и современный подход к астрологии, который полностью совме­стим с современной психологией. Больше, чем любой другой автор, Радьяр представлял астрологию тонким и вдумчивым образом, который превосходно сочетается с наиболее много­обещающим пониманием современной науки, философии и психологии.

Философия, лежащая в основе всех работ Радьяра, - это философия холизма, основная предпосылка которой заклю­чается в том, что существование проявляется на всех уровнях в рамках целых, т.е. организованных взаимозависимых по­лей. Для Радьяра астрология является наиболее полным язы­ком формы, структуры и ритма функциональных целых. В одной из своих первых книг «Астрология личности» Радьяр говорит об астрологии как о «алгебре жизни», т.е. о способе понимания порядка, свойственного всей жизни, индивидуаль­ной и коллективной. В дальнейших работах он пишет об аст­рологии следующее:

Астрология, если мы внимательно рассмотрим, что она в силах интерпретировать и чему придать смысл, предстает символическим языком, в котором структура во времени и пространстве больших це­лых (подобно солнечной системе) связана со структурным

развитием меньших целых (индивидуального человека или человечества как целого). Астрология - это практическое применение холистического фи­лософского подхода к существованию. Согласно этой философии, каждое существующее целое содержится в большем целом, которое, в свою очередь, представ­ляет собой меньшее целое, содержащееся в еще боль­шем целом. Существующая организованная система активности, следовательно, является как вмести­лищем меньшей системы, так и содержимым боль­шей системы.

Астрология, как я понимаю ее, по существу име­ет дело с циклами движения и космическими (или био­космическими) ритмами. Она имеет дело с формой или гештальтом - со структурными принципами, свойственными каждой организованной системе активностей, следовательно, каждому целому. Это не вопрос буквального, прямого, внешнего влияния, ока­зываемого некоторым небесным телом на сущности, живущие на планете Земля. Астрология - это спо­соб изучения и понимания устройства или организа­ции определенных существенных функций и факто­ров в каждом организованном целом. В былые времена эта концепция выражалась как структурное соот­ветствие между микрокосмом и макрокосмом; но пер­воначально в качестве микрокосма рассматривалась вся Земля, аналогичная по своей основной структуре целой вселенной. Только позднее, когда получил раз­витие процесс человеческой индивидуализации и из всеохватывающей и полностью контролирующей системы племенных сообществ начали появляться индивидуальные личности, такие индивидуальные личности начали рассматриваться как микрокосм - факт, подтвержденный словами Иисуса: «Царство небесное внутри вас».

Даже столь выдающийся ученый, как Тейяр де Шарден, подтверждает ценность холистического подхода к жизни, ког­да пишет, например, о том, что простое может быть понято только с точки зрения более сложного. Психолог Ролло Мей высказывает аналогичную мысль:

... это только половина истины, что организм должен быть понят с точки зрения более простых элементов, стоящих ниже его на эволюционной шка­ле; это так же верно, как то, что каждая новая функ­ция формирует новую совокупность, которая обус­лавливает все более простые элементы в организме.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Астрология, психология & четыре стихии

На сайте сайт читайте: "астрология, психология & четыре стихии"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Энергетический подход к
астрологии и его использование в консультировании Москва Центр астрологических исследований 9

Стефан Арройо
Астрология, психология & четыре стихии: Пер. с англ. О. Матвеевой. - М.: ЦАИ, 1997 .-264 с.: ил ISBN 5-86721-108-8 Эта книга Стефана Арройо, автора известного бестселлера «Аст

Астрологии гарантировано признание совре­менной
психологии, потому что астрология представляет собой совокупность всех психо­логических знаний древности. Карл-Густав Юнг * * *

Почему и как
Хотя многие современные астрологи (а также не астроло­ги) проводят статистическое исследование астрологических предпосылок, мы должны осо

Универсальные принципы
Multa renascentur, quae jam cecidere cadentque, quae nunc sunt in honore... (Многое из того, что давно было предано заб­вению, воскреснет снова, а многое из того, к чему сегодня

Причинный подход
К вопросу «почему астрология работает?» можно подхо­дить с разных позиций. Если рассматривать астро­логию в причинной структуре, то существует большое ко­личество свидетельств, подк

Символический подход
Другой подход к астрологии, который может быть назван символическим подходом, рассматривает планеты и знаки как символы космических процессов и универсальных прин­ципов. В ка

Энергетический подход
В настоящее время холистическая философия является для многих людей наиболее эстетическим и интеллектуально удовлетворяющим подходом к астрологии. Однако есть еще один подход к астр

Преподавателя и студента
Астрология может помочь нам относиться друг к другу как к отдельным, индивидуальным личностям, в то же время осоз­навая, что все мы части одной вселенной, просто различные проявлени

Астрологов-консультантов
Любой, кто имел прямое отношение к астрологической сфере в течение последних нескольких лет, хорошо осведом­лен о трудностях,

Карт рождения
Астрология: язык энергии Хотя астрология обычно описывалась с точки зрения символизма, кармы, синхронности, психологических функ

Зодиакальные знаки как энергетические паттерны
Четыре стихии (огонь, земля, воздух и вода) - это основ­ные строительные блоки всех материальных структур и орга­нических целых. Каждая стихия представляет основной вид энергии и со

Мутабельный: Рыбы
Ключевая концепция Целительное сострадание ко всем, кто страдает. Планета здесь будет окрашена данными качествами Стремления души, идеализм, вдохновение, уя

Четвертый дом
Четвертый дом - это сфера непосредственного действия на эмоциональном и духовном уровне. Все действия на этом уровне опыта обязательно обусловлены факторами, на

Восьмой дом
Срединный водный дом, восьмой дом, представляет по­требность найти эмоциональную надежность и духовную уве­ренность. Люди с акцентом этого дома в картах рождения неизб

Двенадцатый дом
Падающий водный дом, двенадцатый дом, - это сфера обучения на эмоциональном и духовном уровне. Это обучение происходит через постепенный рост осознания, сопрово

Десятый дом
Угловой земной дом связан с действием на материальном уровне; этот дом традиционно считается представляющим

Второй дом
Ключевое слово срединного земного дома - это матери­альная надежность. Это объясняет, почему второй дом свя­зывается с деньгами, заработком, имуществом и желанием контролировать вещи и людей

Шестой дом
Падающий земной дом - это шестой дом, который связан с работой, здоровьем и обязанностями. Когда мы увидим, что основной принцип шестого дома - это обучение через непос­редственный опыт в

Первый дом
Угловой огненный дом - это первый дом, представляю­щий индивидуальность в действии, фазу жизни, в которой человек отождествляется с определенным нацеленным дейст­вием. Люди с сильным

Пятый дом
Срединный огненный дом, пятый дом, представляет по­иски индивидуальной уверенности и надежности. Люди с ак­центом этого дома ищут надежное чувство своего «Я», отож­дествляясь

Девятый дом
Падающий огненный дом, девятый дом, представляет обу­чение на уровне индивидуальности, другими словами, позна­ние того, что вы реально собой представляете. Из этого ос

Седьмой дом
Угловой воздушный дом, седьмой дом, символизирует дей­ствие на общественном и интеллектуальном уровне. По­скольку основным значением седьмого дома являются взаи­моотношения оди

Одиннадцатый дом
Срединный воздушный дом - это одиннадцатый дом, представляющий поиски общественной и интеллектуаль­ной уверенности и надежности. Люди с сильным акцентом одиннадцатого дома в натальных

Третий дом
Падающий воздушный дом, третий дом, - это сфера обу­чения на интеллектуальном и общественном уровне. Поэто­му он представляет все формы обмена информацией, таки

Четыре стихии
В терапии полярности (а также в Аюрведе) стихия воздуха связывается с нервной системой, умственным восприятием и выражением. Огонь - это согревающий и сообщающий энер­гию принцип к

Хочу сказать спасибо всем врачам, Валерию за то, что так быстро закончили процесс обследования, поставили моему сыну точный диагноз и дали лекарства. Мы будем с Вами на связи, обязательно приедем на лечение! Также спасибо за внимание, за чуткое отношение и профессионализм!

Елена, 36 лет, Уфа

Целый год я находилась в глубочайшей депрессии. И чем дальше, тем становилось все хуже. Я не хотела выходить из дома, перестала за собой следить, перестала радоваться жизни. Если бы не моя подруга, которая общалась с вами и консультировалась по поводу моего состояния... Если бы она не уговорила меня ехать к вам... Я боюсь говорить или думать об этом, потому что сейчас у меня все хорошо. Нет у меня все отлично! Вы знаете, вы открыли для меня новый мир, новую вселенную. Спасибо, что открыли мне гл...

Игорь, 47 лет

Хотелось бы поблагодарить персонал IsraClinic за профессионализм и высокую компетентность. Спасибо всему административному персоналу за терпение, готовность оказать помощь в любое время дня и ночи. Спасибо врачам - я не верил, что мою проблему можно решить, а тем более в столь сжатые сроки. Отдельное спасибо за конфиденциальность.
С глубоким уважением,
Игорь

В литературе приводится целый ряд терминов: «психическое здоровье» (Б.С. Братусь, 1988), «психологическое здоровье» (И.В.Дубровина, 1991) «душевное здоровье» (О.И. Даниленко, 1996), «личностное здоровье» (Л.Н. Митина, 2002), «духовное здоровье» (Ю.А. Кореляков, 2002), которые вызывают путаницу в восприятии понятия «индивидуальное здоровье».

Эту определенную несогласованность нетрудно избежать, если рассматривать человека с холистических (целостных) позиций, предложенных еще античными учеными. К пониманию целостности человека можно приблизиться с помощью системного подхода. Система представляет собой совокупность элементов и связей между ними, функционирующих как единое целое и имеющих единую цель функционирования. Человек – это система с пирамидальным принципом построения (так называемая пирамида Maslow). В ней можно выделить три уровня: низший – телесный (греч. soma – тело), средний – душевный (греч. psyche – душа), и вершину – духовный элемент (греч. nous – дух). Пирамида имеет свои законы организации.

Системообразующим фактором являются цели функционирования элементов системы «человек»:

На телесном уровне – формирование и сохранение своей индивидуальной структуры, а также процессы репродукции, обеспечивающей интересы вида, сохранение популяции;

На душевном уровне – стремление реализовать себя как личность, то есть прожить полноценную жизнь в обществе;

На духовном уровне – психическая трансформация, ведущая к достижению состояния творца как духовной индивидуальности [Апанасенко, Попова 2000].

В соответствии с целостным (холистическим) подходом, индивидуальное здоровье мы рассматриваем в качестве сложной системы, представляющей собой совокупность телесного, душевного, духовного компонентов и связей между ними. Организация системы иерархична, определяющим элементом, задающим режим деятельности всей системы, является вершина – духовный компонент. Это носитель высших информационных аспектов в системе, высшие уровни сознания, которые в современной науке принято называть сверхсознанием, а в общекультурном диапазоне – духовной сферой.

Рассматривая основные проблемы здоровья и патологии в аспекте высшей целостности, К. Юнг (1996) отмечал, что «целостность», «целый» и «исцеление», «исцелять» – в силу неслучайного совпадения – в немецком, английском, русском языках как однокорневые несут сходное значение. Эти лингвистические данные доказывают, что в языке отразилась изначальная связь здоровья с интегрированностью, целостностью личности.

А.Г. Щедриной (2003) в структуре здоровья были выделены следующие компоненты: 1) уровень и гармоничность физического развития; 2) резервные возможности организма; 3) уровень иммунной защиты и неспецифической резистентности; 4) наличие или отсутствие хронического заболевания, дефекта развития; 5) способность выводить метаболиты; 6) уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок. Но пять из вышеприведенных компонентов относятся к телесному здоровью, последний – к душевному, духовное же здоровье оказалось за рамками интересов автора.

В отличие от ныне используемых моделей здоровья (медицинской, биомедицинской, биосоциальной, ценностно-социальной), характеризующих лишь некоторые характеристики здоровья человека, мы предлагаем рассматривать индивидуальное здоровье с холистических позиций как состояние телесного, душевного и духовного благополучия, которое дает возможность человеку, полностью реализуя свой генетический потенциал, наилучшим образом решать жизненные задачи в целях продолжения рода, оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни. Здоровье позволяет человеку при осуществлении своего высшего предназначения (творческого преобразованию мира во имя Истины, Добра и Красоты) переживать полноту жизни и удовлетворенность ею.

Вышеописанная структура индивидуального здоровья (как совокупность телесного, душевного и духовного) детерминирует определенные его функции, которые непосредственным образом связаны с функциями жизнеобеспечения, определяющими не просто существование человека как индивида, а реализацию его Человеческой сущности.

Наиболее полно отражают суть телесного и душевного здоровья функции, описанные в витально-аксиологической концепции личности В.Ф. Сержантова (1974, 1990). Определяя витальные функции в качестве совокупности основных детерминирующих факторов поведения человека, некой внутренней системы, на которой основываются его поведение и деятельность, автор сводит их в следующие четыре класса: индивидуально-органический, родовой (сексуальная потребность и родительский инстинкт), когнитивно-праксеологический (познание и деятельность), социабельный (потребность в общении, сочувствие, альтруизм, чувство справедливости).

В нашем случае соматические и физические составляющие телесного здоровья выполняют индивидуально-органическую, репродуктивная – родовую функции, душевное здоровье – когнитивно-праксеологическую и социабельную функции.

При определении функции духовного здоровья мы берем за основу понятие «трансценденция» А. Маслоу: «Трансценденция относится к высшим и в максимальной степени включающим, или холистическим, уровням человеческого сознания, поведения и отношения – как к цели, а не средству – к себе, значимым другим, к людям вообще, к другим видам, к природе и космосу» [Маслоу 1999]. То есть, духовное здоровье выполняет трансцендентальную функцию.

Таким образом, вышеприведенный «поуровневый» подход позволяет говорить о взаимосвязанных характеристиках индивидуального здоровья. Высший уровень – духовный – определяется качеством смысловых отношений человека, критерием и отражением которых является духовно-нравственная ориентация человека. Он выполняет трансцендентальную функцию. Оценка уровня душевного здоровья зависит от способностей человека выстраивать адекватные способы смысловых устремлений (в основе его лежат нейрофизиологические особенности структур мозга). Душевное здоровье выполняет когнитивно-праксеологическую и социабельную функции. Низший уровень (телесный) – анатомо-физиологический – отвечает за сохранение индивида как биологического вида и продолжение рода, то есть выполняет индивидуально-органическую и родовую функции.

Каким образом можно охарактеризовать холистический научный метод? Греческое слово "холон" переводится как "цельность" или "целостность". Соответственно, холизм как учение базируется на непосредственной целостной взаимосвязи материального и духовного . Это теория о нераздельной взаимосвязи всего, что нас окружает, о постоянном обновлении и преобразовании всех видов живой материи в их неразрывном торжестве всеединства . Сегодня это учение пустило корни и в философии, и в психологии, и в медицине. Так или иначе, доктрина холизма продолжает оставаться актуальной для человечества даже спустя много сотен лет.

В одном мгновенье видеть вечность

С точки зрения холизма, человек и Вселенная представляют собой единое целое. Будучи по своей природе микрокосмом, Вселенной в миниатюре, человек воплощает в собственном существовании элементы макрокосмического масштаба. "Знай, что ты — иное мироздание в миниатюре, и что в тебе — солнце, луна и все звёзды ", — писал в древности философ Ориген. Разве не удивительно, что строение солнечной системы в точности повторяет строение атома? Возможно, это свидетельствует о глубинном сродстве всего окружающего нас бытия — начиная от микроорганизмов, и заканчивая планетами. Так или иначе, концепция целостности всего сущего — это ключевая концепция холизма .

В средневековье и в Возрождение холистический подход к науке стал одним из главных философских принципов того времени . И Гален, и Парацельс следовали в своих изысканиях теориям холистической медицины. Позднее, поборники эмпирического метода заклеймили холизм как антинаучное направление. Когда главенствующее место в науке занял эксперимент, холизм, не могущий доказать на экспериментальном уровне тезис о взаимосвязи человека и окружающего мира, на несколько столетий утратил свою связь с наукой.

Лишь в начале XX века холизм был возрожден из пепла . Основоположником современного холизма стал южноафриканский ученый Ян Смэтс, в своей книге "Холизм и эволюция" утвердивший целостность как высшее философское понятие . По Смэтсу, носителем всех физических качеств того или иного материального объекта является нематериальное тонкое психоэнергетическое поле. Поля, порождаемые разными объектами, соприкасаются и взаимодействуют друг с другом, тесно кооперируются между собой. Электроны встраиваются в атомы, атомы образуют органические соединения, из которых рождаются растения и животные. Таким образом, вся эволюция живой природы основана на неотъемлемой нераздельности многообразия видов и форм, которые нас окружают .

Яну Смэтсу удалось восстановить в правах холизм как научное направление. Не отвергая материализм, Смэтс сумел примирить извечное противоборство физического и духовного, временного и вечного . Дальнейшее развитие холистический подход получил в связи с появлением направления нью-эйдж, когда вновь оказались востребованы знания, на протяжении долгого времени бывшие в забвении.

Примирение с самим собой

Сегодня холистическая медицина становится все более популярной. В первую очередь, по причине ее безопасности для здоровья. Парадоксально, но факт: в США существует статистика, по которой бездумное и бесконтрольное лечение препаратами традиционной медицины входит в тройку главных причин, приводящих к смерти больных. Холистическая медицина же абсолютно безвредна для организма: она апеллирует к практикам тысячелетней давности, базовым принципом которых является принцип "не навреди".

На сегодняшний день холистическая медицина представлена широким спектром течений. На данный момент это и акупунктура , и гомеопатия , и фитотерапия, и ароматерапия , и аюрведа , и остеопатия , и цигун . Последователи холистической медицины считают, что нельзя изолированно исследовать заболевания одного органа. Нужно смотреть на недуг шире, стоит отслеживать не только физиологическую подоплеку болезни, но и то, каким образом болезнь может быть связана с текущим душевным и духовным состоянием человека.

Вообще, в холистической медицине много внимания уделяется предшествующему травматическому опыту пациента и его ментальным установкам. Позитивный настрой может сам по себе активизировать иммунологический резерв организма , в то время как негативные мысли, депрессия могут спровоцировать падение иммунитета и в дальнейшем привести к торможению процессов выздоровления.

Две стороны одной медали

По мнению представителей холистической терапии, внутри человека постоянно происходит борьба — "хочу" и "надо", долга и желания, внутреннего родителя и внутреннего ребенка. Эта проблема раздвоенности часто чревата неврозами. Довольно часто многие из нас сталкивались с жутким ощущением разорванности, расколотости души. Холистическая психология ставит своей целью устранить эту раздробленность и снять противоречие между теми дуальными началами, для которых душа человека является бойцовской площадкой. Цель холистической психологии — примирить между собой эти начала и предложить им сотрудничество как альтернативу борьбе.

Холистическая психология и психотерапия ставят во главу угла интеграцию противоречащих друг другу чувств и переживаний . Лишь обретя гармонию с самим собой, человек может созреть для того, чтобы осознать единство с окружающим миром и понять, какую миссию здесь и сейчас он выполняет на Земле.

Великий древнегреческий ученый Гераклит как-то писал: "Из одного — все, из всего — одно ". Лишь воспринимая священную взаимосвязь всего, что нас окружает, мы можем ощутить себя одним из звеньев невидимой цепочки, которая пронизывает все бытие — начиная от муравья, и заканчивая целой Вселенной.

© 2024 nowonline.ru
Про докторов, больницы, клиники, роддома