Вознесенская пустынь. Мужской монастырь давидова пустынь. Праздники и чтимые даты

Давидова пустынь – мужской монастырь Московской области.

Его официальный сайт содержит много информации для паломников, здесь можно подробно ознакомиться с расписанием, узнать в какое время проходит конкретная служба.

Давидово Вознесенская обитель принадлежит Русской Православной церкви.

Вконтакте

Месторасположение

Почему обитель называется пустынью, ведь в поговорке говорится, что свято место пусто не бывает? Раньше так называли уединенный православный монастырь, или скит, или келью, расположенные в безлюдной местности. Пусто было вокруг, не было людских поселений — потому и пустынь. Но время вносит свои коррективы — ныне Вознесенская Давидова пустынь – это не отдельное здание, а целый комплекс, в состав которого входят несколько храмов и церквей, корпуса настоятелей и братства, часовня и колокольня, также тут имеется липовая роща, которую посадил сам основатель.

Важно знать : рядом с комплексом расположены больница, памятник бойцам спецназа и мемориал ВОВ, через остановку – продуктовый магазин.

Адрес Давидовой пустыни: Московская область, Чеховский район, неподалеку от села Новый Быт. Она относится к Сельскому поселению Баранцево. Рядом расположены села Голыгино, Колычево, Семеновское, Пронино, Старый Спас и другие.

Ближайшие крупные города – Чехов и Серпухов. Вблизи протекает река Лопасня. Рядом с комплексом проходит улица Молодежная: она соединяет Симферопольское шоссе (М-2) и шоссе А-108.

История мужского монастыря от начала основания

Начало истории положено в XVI веке, когда в июне 1515 года началось основание обители. Руководил строительство преподобный Давид, благословил проект преподобный Иосиф Волоцкий.

Основатель монастыря - выходец из княжеского рода Вяземских, его прошлое имя - Даниил.

Будучи молодым человеком, он покинул дом отца и ушёл в Пафнутьево-Боровский монастырь, а через 20 лет основал Давидову пустынь. Земли, на которых она была построена, принадлежали куму Василия III, князю Стародубскому.

Обратите внимание : первые записи о пустыни появились только в начале XVII века в монастырской памятной книге, но некоторые историки сомневаются в ее достоверности из-за ошибок.

Дальнейшая судьба комплекса насыщена событиями: монастырь подвергся атаке литовцев и был разорен. Он восстановился только через 6 лет, после выдачи царем Михаилом Романовым льгот на его перестройку.

Через 30 лет Патриарх Никон приписал ее к Новоиерусалимскому монастырю Воскресения, но через несколько лет указом царя Алексея Михайловича она была исключена. К тому времени монастырь владел подворьем (представительством) в Серпухове и Москве, а также в Московском и Коломенском уездах.

С приходом к власти Петра Первого положение изменилось в худшую сторону: из-за реформ доход храмов и церквей стал поступать в казну, братия получала только малую часть. Все владения были отданы в казну. Давидова пустынь была приписана сперва к Чудову монастырю, затем – к Златоусовскому монастырю.

Во второй половине XVIII века монастырь стал отдельным и содержался на собственные средства. К нему была приписана московская часовня Христа Спасителя, в которой находился чудотворный образ Всемилостивого Спаса. Часовня приносила значительный доход из-за постоянного притока паломников.

Давидова пустынь успешно просуществовала несколько столетий вплоть до появления Советского Союза.

Монастырь был закрыт в 1929 году, когда в нем проживало около 100 монахов. Часть братии репрессировали, остальные разошлись сами. Помещения использовались властью совсем не по назначению: сюда перенесли сельскохозяйственный техникум, устроили склады и гаражи, основали клуб.

На колокольню повесили советское красное знамя, в Успенском соборе расположился спортивный зал. Кладбище, на котором были упокоены представители дворянских родов (Оболенские, Головкины и другие), колокола и купола храмов - всё уничтожили.

Возьмите на заметку: в обители монахов разместили самих студентов техникума, фундамент для полов сделали из могильных плит.

Давидова пустынь стала местом проведения дискотек и антирелигиозных диспутов, тут же собирались атеистические общества.

Современное состояние монастыря

Восстановление началось в 90-х годах ХХ века: жители Нового Быта собрали православную общину, которой государство передало права на Спасский собор. Тогда же начался сбор средств на восстановление. Через 3 года в монастырь пришел настоятель Герман, успевший «поработать» настоятелем Покровского храма.

В 1995 году прошла первая литургия, и по велению Священного Синода была возобновлена монашеская жизнь.

Прихожане подарили монастырю семиколокольную звонницу, и через 2 года началось восстановление всего комплекса.

Восстановление длилось несколько лет. На сегодня практически все здания успешно восстановлены и функционируют, но в некоторых храмах все еще длится ремонт.

К сожалению, монастырь не может похвастать абсолютно безупречной репутацией: в свое время ходили слухи, что настоятель принимал значительные пожертвования от людей с сомнительной репутацией, могилы которых сегодня находятся на его кладбище. Также в начале XXI века настоятель Герман был убит в своей келье, монастырский сейф был разграблен. Преступник так и не был найден.

Описание и архитектурные особенности

Первая постройка появилась в Давидовой пустыни в начале XVI века: преподобный Давид поселился тут с 4 иноками и возвел первые деревянные постройки. Ими стали 2 церкви, трапезная и кельи для самих монахов.

После появились и другие сооружения: все они составляют прекрасный ансамбль, выполненные в едином стиле.

Паломники и посетители отмечают, что вся территория монастыря чистая и ухоженная, есть свой пруд, в котором плавает рыба.

Основные цвета комплекса теплые – белый, желтый, розовый. Храмы купольные, украшены лепниной и мозаикой. На территории монастыря есть памятник герою Отечественной войны с Наполеоном — генералу Дохтурову.

Собор Вознесения Господня

Его также называют Вознесенским собором. Это первое каменное сооружение, которое начали возводить при Иване Грозном. Однако собор так и не достроили: через некоторое время его разобрали и перестроили заново.

Открытие произошло в 1682 году, а с приходом власти СССР сюда перенесли сельскохозяйственный техникум. Отреставрировали здание только в конце ХХ века, повторно освятили в 2003 году.

Интересный факт: в алтаре Вознесенского храма находится частица мощей преподобноисповедника Максима Грека.

Собор выполнен из белоснежного камня и увенчан 5 куполами, барабан центрального является световым. Его внешний вид довольно строг и более сдержан, особенно по сравнению с «соседями».

Из-за изменения первоначального замысла и перестройки, здание имеет непривычную для русского храма внутреннюю планировку: северный и южный нефы перекрыты лотковыми сводами. На начало ХХ века собор имел пятиярусный алтарь – его удалось восстановить.

Никольская церковь

Ее история началась в первой половине XVIII века, когда было решено освятить новую церковь, вплотную примыкающую к Вознесенскому собору.

Однако уже в начале XIX века ее пришлось разобрать и перестроить вновь: было решено слегка «отодвинуться» от «соседа» и заодно построить кухню и братскую трапезную. После там же была сооружена духовная печь.

В конце XIX века начался пожар: в нем сгорели панихидный столик и икона Владимирской Богоматери, обгорел пол, а иконостас сильно закоптился. Все разрушения устранили, и в 10-х годах ХХ века церковь освятили вновь.

В Советском Союзе ее отдали под местный клуб: в нем устраивали дискотеки и антирелигиозные собрания. Купола были уничтожены – их восстановили только в конце ХХ века. Повторное освящение произошло в 2004 году.

Никольская церковь, выполненная в стиле классицизма, окрашена в светлый персиковый цвет и украшена белоснежной лепниной, гирляндами, масками и мозаикой с изображениями серафимов. Само здание прямоугольное, сверху – полукруглая «крыша» (фронтон), барабан и один золоченый купол. На востоке к церкви прилегает полукруглая апсида, равная ширине основного здания.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы

Это вторая по времени постройки церковь, сохранившаяся до наших дней. Она была сооружена в 1740 году над северными воротами на месте старой церкви, которая буквально разваливалась на части.

Тут же устроили трапезную. На начало ХХ века в церкви был установлен четырехъярусный иконостас, который обновили всего век назад. При Советском Союзе тут был устроен спортивный зал.

Исторический факт: в первой половине XIX века при сооружении нового иконостаса митрополит приказал все сохранившиеся старые иконы раздать в бедные церкви.

«Низ» церкви представляет собой четырехугольное основание, на котором установлен восьмигранник. Строение венчает «крыша» и барабан с одним куполом. Это белоснежное здание, украшенное колоннами и пилястрами.

Знаменская церковь

Является своеобразным центром главного церковного ансамбля, хоть и выглядит меньше, чем остальные. Ее освятили в честь иконы Богоматери «Знамение».

Первое время на ее месте была деревянная часовня, в которой был похоронен отец Давид, в 30-х годах XVIII века вместо нее поставили каменную колокольню. В 1740 году, благодаря усердию жены советника Бобрищева-Пушкина, было получено разрешение на постройку собора.

В середине XIX века собор разобрали и построили на его месте нынешнюю церковь. При СССР тут были устроены склады и гаражи. После восстановления церковь была освящена в 1999 году.

Интересный факт: самые известные святыни храма – частица Гвоздя Распятия Господня, голова Вифлеемского младенца и мощи преподобного Сергея Радонежского.

Строительство началось и закончилось в 60-х годах XIX века. Церковь небольшая, четырехугольная, увенчанная одним куполом. Она выкрашена в яркий желтый цвет и украшена белыми кокошниками и пилястрами.

Собор Всемилостивого Спаса

Его также называют Спасским собором. Он появился только в 1900 году на месте трапезной церкви.

Как и прочие здания, он был передан советской властью под техникум. Восстановление началось в 90-х годах, освящение произошло в 2004 году, но восстановительные работы ведутся до сих пор.

Информация для туристов : тут расположены мощи Риз Христа и Богородицы, мощи князя Александра Невского и других святых.

Внешне собор выглядит очень нарядным: он покрашен в персиковый цвет и обильно украшен белыми декоративными элементами, а также вытянутыми окнами. В его основании лежит четырехугольник, сверху расположен массивный световой барабан и один темный купол. С севера и юга пространство украшено 4 маленькими куполами, с востока к нему примыкает апсида, с запада — трапезная.

Храм Всех Святых

Он расположен за группой основных храмов (если смотреть от ворот), возле братских корпусов. Он был возведен в начале ХХ века, в годы Советской власти в нем расположили столовую местного техникума.

Восстановление храма началось в конце ХХ века, сегодня он полностью восстановлен и действует. Его освятили в 2003 году.

Важно знать: на иконостасе изображены мало известные святые: Савва Стромынский, Константин Богородский и другие.

С первого взгляда может показаться, что здание мало похоже на храм: оно вытянутое, с небольшим темным барабаном, украшенным красивой золотой росписью, и небольшим куполом. Стены ярко-желтого цвета с белоснежными украшениями.

Колокольня

Она возвышается над главными воротами, пройдя через которые, можно сразу увидеть группу из 4 главных соборов – Вознесенского, Спасского, Знаменской и Никольской церквей. Она расположена в середине западной стены. Колокольня была построена в середине XIX века, ее высота составляет 70 метров.

Постройка выполнена в русско-византийском стиле: на ворота «поставлен» восьмигранный цилиндр, на него – круглый цилиндр, сверху все венчает золотой купол. Между последним цилиндром и куполом расположены часы с боем: они «смотрят» в 4 стороны и каждый час играют одну мелодию из церковных песнопений.

На ней размещены 7 колоколов, которые были подарены в конце ХХ века прихожанами. Историки отмечают, что восьмигранный ярус построен так, будто в нем должны были быть колокола, но были ли они там на самом деле – неизвестно.

Святыни Вознесенской Давидовой Пустыни

В монастыре можно найти более 200 святых предметов: мощей святых и частей их одежды. К наиболее ценным и известными относятся:

  1. Мощи святого Давида, покровителя пустыни;
  2. Частицы ризы Христа и Богородицы;
  3. Головка Вифлеемского младенца;
  4. Частица Гвоздя с Креста Христа;
  5. Частицы мощей Николая Чудотворца, князя Александра Невского, святой Матроны Московской, Сергея Радонежского, евангелистов Луки, Марка и Матфея.

Но это далеко не полный список: увидеть полный перечень можно на сайте монастыря в разделе «Святые». Там же будет указано, где их найти. В Знаменском храме расположены несколько «одиночных» ковчегов, малый (с мощами 15 святых) и большой (с мощами 150 святых).

Святой источник

В 20 км от пустыни, в селе Талеж (Чеховский район, 16 км от Чехова), находится святой источник преподобного Давида. На самом деле, на этом месте протекает несколько родников, с одним из которых связана красивая легенда: якобы однажды граф Орлов обидел девушку и, чтобы загладить свою вину, подарил ей бриллиантовый перстень.

Вознесенская Давидова пустынь — мужской монастырь, расположенный в посёлке Новый Быт Чеховского района Московской области. Находится в восьмидесяти пяти километрах от Москвы и в двадцати четырех километрах от Серпухова, недалеко от города Чехова.

Наиболее удобный подъезд из Москвы по Симферопольскому шоссе до второй бетонки, далее на неё налево и через пару километров опять налево по указателю Новый быт, ещё через пару километров справа у дороги вы увидите монастырь. Фотографировать внутри запрещено.

Преподобный Давид Серпуховской (в миру Даниил) происходил из рода князей Вяземских. Он был пострижеником и учеником великого Пафнутия Боровского.

После смерти Пафнутия (1447 год) Давид остался в Боровском монастыре под покровительством и руководством Иосифа Волоцкого (еще одного ученика Пафнутия), который впоследствии станет ключевой фигурой спора иосифлян и нестяжателей. И возьмет верх в этом споре, создав предпосылки для разложения русского монашества.

Но все это позже, а пока Иосиф руководит Пафнутьевской братией. При этом (по поводу ужесточения режима общежития) входит в клинч почти со всеми. Среди семи монахов, поддержавших в этом конфликте Иосифа, был Давид.

Результатом раздора стал уход Иосифа в странствие по русским обителям. Оно длилось два года, а, вернувшись и увидав, что плетью обуха не перешибешь, Иосиф решает уйти насовсем. Вскоре он откроет свой знаменитый Иосифо-Волоцкий монастырь, где уж устроит все по своему вкусу.

А Давид остался в Боровске. Но постепенно в нем тоже созрело желание покинуть Пафнутьеву обитель. В 85 км. от Москвы, на высоком берегу реки Лопасни он нашел прекрасное сильное место и поселился в нем.

В мае 1515 года там возник монастырь. Говорят, на праздник Успения Богородицы 1515 года, его посетил Иосиф Волоцкий. Отобедал с Давидом, остался всем очень доволен, благословил новую обитель и ее настоятеля.

Умер Давид в 1529 году. И вскоре стал являться во снах разным людям, помогать им, совершать чудеса. Сейчас его мощи открыто покоятся в Знаменской церкви и являются главной святыней монастыря. Вообще-то, столько разных частиц мощей и прочих святынь, как в Давидовой пустыни, нет, наверное, нигде на Святой Руси.

Тут имеются фрагменты честных тел Николы Угодника, Евстафия Плакиды, Германа Аляскинского, Дмитрия, Авраамия и Исаии Ростовских, Ферапонта Лужецкого, Моисея Угрина и прочих, и прочих, и прочих.

Есть даже ковчег с мощами святых Вифлеемских младенцев, частица подлинного Гвоздя Распятия Господня, частица Хитона Господня, частица ризы Пресвятой Богородицы и честная глава неизвестного мученика из Киева.

В смутное время в 1619 году монастырь был разорен литовцами и запорожцами. В 1657 пустынь была приписана к Новоиерусалимскому Воскресенскому монастырю (по указу Патриарха Никона).

В 1667 году, по указу Алексей Михайловича, пустынь исключается из состава Новоиерусалимского монастыря. Последняя треть XVII века - наиболее благополучные времена в истории Давидовой пустыни.

В XVIII веке расцвет сменился упадком. В 1712 пустынь приписана к Чудову монастырю, с 1721 по 1727 — к Златоустовскому. В 1764, после введения монастырских штатов, пустынь стала заштатной, то есть содержалась на собственные средства, но уже без владений, забранных в казну.

Окончательно обитель была закрыта в октябре 1929 года. Братия обители была частью репрессирована, частью разошлась.

После того, как монастырь был закрыт, последний его настоятель о. Валентин стал жить у одной из благочестивых прихожанок. Однажды ночью за ним пришли. И с тех пор он исчез.

Одни говорят, что его расстреляли не здесь, в Новом Быте, а в Чехове. Другие считают, что убили его рядом с монастырем, на берегу Лопасни. А тело увезли, чтобы не было лишних разговоров. Разговоры все равно пошли. Люди шептались о том, что на месте гибели праведника забил родник.

Действительно, под монастырем, возле моста через реку, есть небольшой и совсем почти неухоженный источник. Старики утверждают, что открылся он в 1937 году. И допускают, что именно в этом источнике живет дух мученика Валентина. Во всяком случае, называют его Валентинов родник.

Возможно, покойный отец Герман, ставший в 1995 году настоятелем воссоздаваемой Вознесенской Давидовой пустыни, вдохновлялся идеями Иосифа Волоцкого, о том, что монастыри должны быть богаты, ибо это необходимо для просвещения и прочего общественного служения. То есть вдохновлялся идеями, противоположными нестяжательству. Потому и готов был пойти на многое, чтобы сделать свой монастырь богатым и сильным, но был убит.

На монастырской территории были погребены: полководец генерал от инфантерии Д. С. Дохтуров, а также представители княжеских и дворянских фамилий Оболенских, Ромодановских, Васильчиковых, Головкиных и др.

Но кроме духовных отцов и дворян в монастыре похоронены и другие люди. Их могилы я не снимал. Первый из них Антон Малевский, человек, которого называли алюминиевым королем России и лидером Измайловской преступной группировки. Он был гражданином России и Израиля и парашютистом. Прыгнув в ноябре 2001 года над Южной Африкой, Антон как-то по-чеховски глупо разбился.

Рядом с ним лежит Геннадий Недосека, кличка «Гена Большой», бывший руководитель администрации Чеховского района. Он много сделал для монастыря, но имел неоднозначную репутацию (в глазах милиции). Погиб тоже очень двусмысленно: в декабре 2004 чуть не дотла сгорел в своем «Хаммере».

Еще до избрания главой Чеховского района Подмосковья Недосека был замешан в громком уголовном деле о расправе над бандой братьев Корчагиных. Это произошло вечером 21 марта 1996 года в кафе-баре "Грот" на окраине Чехова.

По данным милиции, в этом заведении должна была состояться встреча лидеров так называемой корчагинской группировки с конкурентами - "бригадой" Гены Большого. Однако в бар неожиданно ворвались вооруженные люди в камуфляже.

Десятерых "корчагинцев" бросили в кузов "ЗИЛа" и увезли в неизвестном направлении. Трое из них вскоре появились в городе - избитые и насмерть запуганные, остальных же нашли через 4 года - под метровым слоем бетона в гараже неподалеку от Чехова.

Доказать причастность Недосеки (к этому моменту он уже стал главой района) к расправе над конкурентами следствие не смогло из-за отсутствия улик, но покойный попал в базу данных Управления по борьбе с оргпреступностью Московской области как лидер ОПГ, контролирующий "добычу нерудных ископаемых в Серпуховском и Чеховском районах, Центральный рынок Чехова и различные коммерческие структуры в Чеховском районе".

И наконец, могила настоятеля Давидовой пустыни отца Германа (Хапугина), который в июле сего года был убит после пыток в своей монастырской келье. Ценные вещи и пять тысяч долларов, хранившиеся в его письменном столе бандиты не тронули, а вот сейф был вскрыт и пуст.

Сердобольные паломники, проходя мимо этих могил, крестятся и тепло поминают погибших. В конце концов, чудеса в этой тихой обители наблюдаются уже давно: кажется, ни один монастырь в России не поднялся из руин так быстро и не благоустроился так основательно, как Давидова пустынь.

Монастырь любил и неоднократно посещал А.П.Чехов. Вот что он пишет другу семьи С.А.Петрову, приглашая его приехать в Мелихово: «Имение мое плохонькое, зато окрестности великолепные, и в четырех верстах от нас находится красивая Давидова пустынь, куда бы мы поехали с вами».

Часть текста взята с сайта «Перемены» из рубрики «Места силы» Олега Давыдова, часть с сайта газеты «Известия».

Fais se que dois adviegne que peut.

Давидова пустынь это один из самых красивых и ухоженных монастырей Подмосковья. На первый взгляд кажется, будто бы перед тобой не реальные постройки, а умело раскрашенная фотография. Такое преображение произошло недавно. Лишь несколько лет назад у монастыря появились деньги, на которые были привлечены профессиональные архитекторы и реставраторы.

Давидова пустынь.

Что касается истории, то пустынь основал в глухих лесах на берегу Лопасни преподобный Давид в 1515 году. Он пришел сюда с несколькими послушниками и иконой Знамения Богоматери. Давид посадил около своей пустыни липовую рощу. По преданию, преподобный выкапывал липы в лесу и, принося в монастырь, сажал вверх корнями. И по молитвам преподобного деревья принимались. Иноки обители при новых посадках сохраняли традицию вплоть до закрытия монастыря в 1930-х гг.

История Давидовой пустыни.

Особое внимание оказывал обители царь Иоанн Васильевич Грозный. Он выдал монастырю жалованную грамоту на владение «вотчинами, рыбными ловлями и всякими угодьями». При нем была начата постройка каменного храма в честь Вознесения Господня. В 1930 году монахам было велено покинуть монастырь, остался один 90-летний старец отец Валентин. Большевики испугались покончить с ним открыто и поэтому инсценировали самоубийство. После чего из-под горы, на которой стоит монастырь, забил ключ чистой воды. Монахи называют его «Валентинов источник».

В храмах устроили гаражи и склады. В частности, в Никольском храме был открыт поселковый клуб, в Успенском – спортзал, а в храме Всех Святых – столовая. С 1992 года жителями поселка Новый Быт была образована православная община и начато восстановление монастыря. Из христианских редкостей в монастыре хранится 150 частиц мощей угодников Божиих, а в специально устроенном ковчеге хранится частица Гвоздя Распятия Христова.

Давидова пустынь Вознесенский собор.

Строительство Вознесенского собора началось еще в XVI веке, вероятно, при Иване Грозном. Лишь в 1676 году по непосредственному указу Патриарха Иоакима строительство продолжили, а после его окончания, в 1682 году, был выдан антиминс к освящению новопостроенной церкви. От XVI столетия сохранились фундаменты и частично стены. К настоящему времени сохранились лишь придел на юго-востоке, посвященный Успению Пресвятой Богородицы, а также южная и частично западная галереи. Центральную часть свода несут четыре подпружные арки, которые, в свою очередь, опираются на два несущих внутренних столпа. Южный и северный нефы перекрыты лотковыми сводами. Такая конструкция является необычной для русской храмовой архитектуры и во второй половине XVII века практически не встречается.

Давидова пустынь Никольская церковь.

Храм в честь святителя Николая Чудотворца, выстроенный в стиле классицизма, примыкает к Вознесенскому собору с севера. Здание в плане прямоугольное, увенчано фронтонами и куполом на барабане с главкой над ним. Исследователи отмечают, что купол Никольской церкви перекрывает и как бы маскирует сомкнутые своды в интерьере, которые являются архаичными для построек такого типа начала XIX столетия. С восточной стороны к зданию прилегает полукруглая апсида, равная по ширине и высоте основному объему храма. Два ряда окон прорезывают пространство церкви, включая апсиду. Церковь имеет богатый декор, представленный лепными фризами с растительными орнаментами, гирляндами и масками.

Давидова пустынь Церковь Успения.

Второй по времени возведения сохранившейся постройкой Давидовой пустыни является церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Она была выстроена в 1740 году над северными воротами обители. Храм принадлежит к распространенному в то время типу «восьмерик на четверике». С востока к его основному объему примыкает граненая апсида, с запада – трапезная с воротами под ней. Над восьмериком возвышается купол, увенчанный в свою очередь небольшой главкой на граненом барабане. Четверик храма прорезан с севера и юга двумя рядами полуциркульных окон, украшенных прямоугольными наличниками. Каждая грань восьмерика имеет по одному окну, обведенному наличниками в виде колонок с килевидными завершениями. Углы объемов храма отмечены пилястрами.

Давидова пустынь Знаменская церковь.

Центральное храмовое ядро ансамбля Давидовой пустыни завершает здание церкви в честь иконы Божией Матери «Знамение». Она была построена в 1867-1870 годах перед Вознесенским собором и Никольской церковью с запада, вплотную к ним. Это одноглавый четверик, перекрытый сомкнутым сводом с притвором. Фасады церкви украшены декоративными кокошниками, окна – наличниками с килевидными завершениями. Стены над фундаментами декорированы поясом филенок. По углам расположены пилястры.

Давидова пустынь Собор Всемилостивого Спаса.

Наряду с монастырской колокольней этот храм является одной из архитектурных доминант Давидовой пустыни. Собор освящен 7 октября 1900 года митрополитом Московским Владимиром (Богоявленским). Здание храма в плане представляет прямоугольник, центральная часть которого увенчана массивным световым барабаном и куполом над ним. К подкупольному пространству примыкает с востока апсида, а с запада – трапезная. С северного и южного фасадов подкупольное пространство выделено ризалитами, завершенными четырьмя декоративными главками. Стены собора богато декорированы в соответствии с требованиями псевдорусского стиля в архитектуре: декоративные элементы стилизованы под килевидные арки, поребрики, кокошники. Здание прорезано продолговатыми высокими окнами.

Давидова пустынь Храм Всех Святых.

Одноглавый Всехсвятский храм построен незадолго до начала Первой мировой войны – последним из храмов Давидовой пустыни. Он находится в здании трапезной, примыкающей к северо-восточной башне монастырской ограды. В настоящее время храм полностью восстановлен и расписан.

Колокольня Давидовой пустыни.

Колокольня является доминантой монастырского архитектурного ансамбля. Расположена она в середине западной части стены, окружающей пустынь. Колокольня сооружена под влиянием русско-византийского стиля. На четверик, в котором расположены главные проездные ворота монастыря, поставлен восьмерик; на нем – цилиндрический ярус звона; еще выше – увенчанный массивной главой небольшой барабан с часами на четыре стороны света. Фасады украшены декорированными наличниками, нитками с филенками, кокошниками. Историками подмечено, что второй – восьмигранный – ярус колокольни имитирует ярус звона, характерный для древних колоколен, однако остается неясным, выполняет ли он исключительно декоративные функции или предназначался для размещения в нем колоколов. По крайней мере, известно, что на этом ярусе никогда не звонили.

Неподалеку от города Чехова, в восьмидесяти километрах от Москвы, лежит Свято-Вознесенская Давидова пустынь. Обитель расположена на берегу Лопасни, которая впадает в Оку, на высокой и живописной белокаменной горе. Ее основал в мае 1515 года преподобный Давид. Рядом с монастырем (деревня Талеж) находится его подворье.

Немного истории

Как утверждают историки, преподобный Давид принадлежал к княжескому роду Вяземских. Настоящее его имя - Даниил. В двадцатилетнем возрасте он решил уйти в где и прожил более двадцати лет.

В 1515 году Давид основал обитель, ныне известную как Вознесенская Давидова пустынь.

Во времена царствования Ивана Грозного началось возведение большого каменного храма Вознесения Господня. Но ему не суждено было быть достроенным. Этому есть объективные причины. Вначале монастырь и его территория подверглась нападению литовцев и черкесов, которые сожгли и уничтожили многие ценности, разрушили уже существовавшие постройки и разграбили все припасы. По повелению патриарха Иоакима храм был полностью разобран. Иоаким распорядился на его месте возводить новый храм. Каменная церковь выросла над гробом Давида. Прежде на этом месте находилась деревянная часовня. Ее размеры были не слишком велики.

В самом конце XVII века на территории монастыря построили еще одну часовенку, рядом с Арбатскими воротами. Просуществовала она немногим более века. Затем на ее месте раскинулось монастырское подворье.

Свято-Вознесенская Давидова пустынь до середины XVIII века принадлежала разным монастырям. Основная причина такого положения - низкие доходы. Пустынь владела несколькими небогатыми вотчинами, приносившими очень мало денег. Средств совсем не хватало - даже на то, чтобы содержать храмы и монашескую братию. В 1765 году к пустыни была присоединена часовня, находящаяся у Москворецких ворот. Прежде она принадлежала прекратившей свое существование Морчуговской пустыни. В этой часовне имелась

В это же время Давидова пустынь получила еще одну часовню, которая находилась у Калужской заставы. В конце XVIII века в обители построили жилье для значительно увеличившейся братии. К началу XX века там проживало около ста монахов. Среди них был и Алексий, который в свое время предсказал окончание Севастопольской войны.

Давидова пустынь в XIX веке

Начало XIX века отметилось заметным улучшением состояния обители. Находящаяся в ужасном состоянии церковь святителя Николая была полностью разобрана и отстроена вновь. Появилось множество новых небольших хозяйственных построек.

В храме Вознесения Господня полностью обновился иконостас. К середине века был перестроен Знаменский храм, а также отреставрирована старая колокольня. Для нее отлили колокол, вес которого превышал 205 пудов.

Конец XIX века был ознаменован открытием мужской приходской школы. К началу 1900 года относят строительство собора Всемилостивого Спаса.

Как и десятки обителей монастырь Вознесенская Давидова пустынь был закрыт в 1929 году. Здесь функционировал сельскохозяйственный техникум, а в помещениях, где раньше жили монахи, организовали общежития для студентов.

Древние храмы новая власть превратила в гаражи и склады. Никольский храм стал местом сборов атеистических обществ. Здесь стали устраивать антирелигиозные диспуты и проводить дискотеки.

Успенский собор превратился в спортивный зал. На колокольню водрузили красное знамя. Святые могилы были раскопаны, а надгробные плиты использовали в качестве фундамента для нового общежития. Ограда монастыря была уничтожена полностью, как и купола на храмах.

Свято-Вознесенский монастырь: новейшая история

Давидова пустынь пребывала в полнейшем запустении до 1992 года. В это время стали собирать средства для восстановления святого места. У монастыря в 1995 году появился настоятель. Это место занял иеромонах Герман. До этого он служил настоятелем Покровского храма.

В первую очередь он начал подготовку соборов к полному дневному кругу богослужений, так как в те времена литургия не совершалась. С двумя послушниками настоятель начал подготавливать один храм.

В 1995 году в монастыре была проведена первая литургия. Вскоре произошло долгожданное событие - 1 июня того же года было озвучено решение Священного Синода о том, что в пустыни возобновляется монашеская жизнь, а Герман получил сан игумена, и ему вручили игуменский жезл.

В 1996 году супруги Истомины подарили монастырю звонницу из семи колоколов. Она была освящена владыкой Ювеналием.

Зимой 1997 года в пустыни начались восстановительные работы. В 1998 году обители был пожертвован колокол, который весит тонну. Его установили 5 июня.

В 1999 году полностью восстановили купола соборов и церквей, была освящена Знаменская церковь. В 2003 году освятили Вознесенский собор. В нем полностью восстановлен иконостас.

В Знаменский храм перенесли мощи преподобного Давида, а затем начались восстановительные работы.

В это же время в монастыре собрали более двухсот фрагментов мощей Божьих угодников. В пустыни хранятся частицы Ризы Богородицы и гвоздя с Христова распятия. К концу 1999 года были восстановлены внутреннее убранство, купола соборов, пруд и ограда монастыря.

Обитель сегодня

При подъезде к поселку Новый Быт, за одним из поворотов, перед вами откроется великолепный вид. С этого места прекрасно просматривается Свято-Вознесенская Давидова пустынь - весь архитектурный ансамбль и его жилые корпуса.

Спустя 63 года запустения обитель ожила. Православной общине, организованной в поселке Новый Быт, был передан Собор Всемилостивого Спаса.

Монастырь Давидова пустынь восстанавливался непросто. столкнулся с массой проблем, но от своей цели не отступил. В 1995 году был зверски убит. По официальной версии, преступление было совершено ради наживы - был ограблен монастырский сейф.

Великолепное восстановление монастыря омрачают различные слухи, которые окутывают этот процесс. Священнослужителей обвиняют в том, что они принимали крупные пожертвования на восстановление обители от людей с сомнительной репутацией. Это Геннадий Недосека и Сегодня на кладбище монастыря можно видеть их могилы, которые отличаются от других захоронений своей роскошью. Малевский - бывший российский «алюминиевый король» и лидер преступной группировки Измайлово, Недосека - работник администрации города Чехова, с весьма сомнительной репутацией. Несмотря ни на что, благодаря помощи и этих, не самых праведных, людей Давидова пустынь восстановлена.

Экскурсия по пустыни

Войти в обитель можно через Святые ворота. Над входом высится надвратная колокольня. Ее высота более 70 м.

Вашему взору предстанет необыкновенно ухоженная, чистая территория. Здесь же находится маленький, но очень живописный прудик. На его зеркальной поверхности отражаются сверкающие церковные купола. Это место очень отличается от других обителей. Посмотрите на фото. Вознесенская Давидова пустынь застроена зданиями, которые окрашены в теплые, но в то же время насыщенные цвета (оранжевый, желтый, розовый).

Основные строения пустыни:

  • Успенская надвратная церковь.
  • Знаменская церковь.
  • Всехсвятский трапезный храм.
  • Собор Всемилостивого Спаса.
  • Знаменская церковь.
  • Храм Николая Чудотворца.
  • Вознесенский пятиглавый храм.

Стены Знаменской церкви окрашены оранжевым цветом, Никольской - желтым. Вознесенский собор покоряет своей белизной, Успенская церковь привлекает нежным розово-бежевым оттенком.

Они построены в разное время, но удивительным образом очень гармонично сочетаются между собой. Кроме того, на территории пустыни есть монастырское кладбище. Здесь захоронены не только монахи. К примеру, покоится на погосте Д. С. Дохтуров - герой русско-французской войны (1812 г.).

Сегодня в монастыре насчитывается 12 насельников. Настоятель его - игумен Сергий (Куксов). Каждый день в обители проводится литургия.

Знаменская церковь

В этом храме до Октябрьской революции находился гроб с мощами Моисея Угрина. Его привез в монастырь митрополит Московский - Платон. К сожалению, до наших дней он не сохранился. Главной достопримечательностью церкви является древняя икона Пресвятой Богородицы. С ней в пустынь пришел преподобный Давид, здесь же он нашел свое упокоение.

Кроме чудотворной иконы здесь хранится множество святынь. Слева от алтаря находится резная рака с мощами Давида. Как утверждают обитатели пустыни, после кончины преподобного он стал приходить во снах к людям, исцелять их.

Слева от входа хранится головка младенца из Вифлиема (один из 14 тысяч, убитых по Указу царя Ирода), частицы мощей Сергия Радонежского.

Собор Вознесения (1682 г.)

Двустолпный, пятиглавый кирпичный храм с обходными галереями. Сооружен при помощи Патриарха Иоакима. Основой для него послужил недостроенный собор конца XVI века. В южной галерее находится Успенский придел. Отреставрирован в конце прошлого века. Повторно освящен в 2003 году.

Святая роща

Особенно гордятся обитатели монастыря Вознесенская Давидова пустынь липовой рощей. Ее сажал сам преподобный Давид. Но не только поэтому она дорога православным. Как гласит легенда, Давид сажал все деревья вверх корнями, и все они приживались. Так Преподобный стремился всем показать силу Божью.

Святой источник

Неподалеку от святого монастыря, в небольшом селе Талеж, находится его подворье. Это место прославил уникальный источник. Давидова пустынь, по словам верующих, является поистине уникальным местом. Упомянутый родник освящен во имя преподобного Давида. На протяжении сотен лет он утолял жажду паломников. Со всех уголков земли Русской сюда шли православные, дабы испить живительной влаги. Она освящалась молитвами Давида, ходившего на этот источник пешком из пустыни. На подворье стоит храм преподобного, имеются купальни. Все, кто побывал в этом месте, уходят отсюда умиротворенными, с частицей Божьей благодати в душе.

Лечебные свойства воды

Источник (Давидова пустынь), по словам священнослужителей, знаменит многочисленными чудесными исцелениями тяжелобольных людей. Как они утверждают, омовение в его водах способно излечить весьма страшные недуги.

Давидова пустынь: как доехать

Чтобы побывать в этом святом месте, можно воспользоваться личным автомобилем или общественным транспортом. Множество паломников мечтают приехать в эти места и своими глазами увидеть, что собой представляет Давидова пустынь (монастырь). Как доехать сюда, мы вам подскажем. Для этого надо сесть в электричку, идущую с Курского вокзала и проехать до станции Чехов. Затем необходимо сесть в автобус № 36 и доехать до поселка Новый Быт.

Этот путь можно преодолеть и на междугороднем автобусе, который следует по маршруту «Москва-Нерастанное». Кроме того, до поселка можно добраться со станции метро «Южная».

Если вы соберетесь в путь на автомобиле, то вам надо будет ехать по Симферопольскому шоссе, до его пересечения с А-108, повернуть налево (на Каширу), затем следовать по указателям.

Если вы собрались посетить Давидову пустынь, то вам необходимо знать, что вы должны быть одеты соответствующим образом: голова женщины должна быть покрыта платком. Мужчин в «пляжном виде» в монастырь не пустят.

    Вознесенская Давидова - общежительная мужская пустынь, заштатная. Находится в Московской губ., в 18 вер. от г. Серпухова, близ дер. Баранцевой. Основана в 1515 г. Храмов два. В обители покоятся мощи местночтимого Давида … Полный православный богословский энциклопедический словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Пустынь (значения). Пустынь термин, обозначающий монашеское поселение в традиции православия, обычно удалённый от основного монастыря скит. Прежде пустынями называли небольшие мужские… … Википедия

    ДАВИДОВА В ЧЕСТЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ - (Московской епархии), находится в пос. Нов. Быт Чеховского р на Московской обл. Согласно записи в синодике 1602 г., Д. п. основана прп. Давидом Серпуховским, к рый вместе с 2 старцами и 2 «простыма мужи» 31 мая 1515 г. поселился в пустынной… … Православная энциклопедия

    Московская еп., в окрестностях Серпухова, при р. Лопасне. Основана в 1515 учеником прп. Пафнутия Боровского Давидом (ск. 1520), который и покоился здесь в Знаменском приделе Вознесенского собора. Здесь же хранился гроб прп. Моисея Угрина, взятый… … Русская история

    У этого термина существуют и другие значения, см. Зосимова пустынь. Монастырь Троице Одигитриевская Зосимова пустынь … Википедия

    Монастырь Екатерининская пустынь … Википедия

    Панорама на Вознесенскую Давидову Пустынь Вознесенская Давидова пустынь мужской монастырь Московского Патриархата; расположена на высоком правом берегу реки Лопасни (приток р. Оки), на территории древней Хатунской волости, рядом с нынешним… … Википедия

    Спасо Преображенский собор, Николо Угрешский монастырь, Дзержинский … Википедия

    Монастрыский благочиннический округ Московской епархии Русской православной церкви объединяет 12 мужских и 12 женских монастырей. Благочинный округа c 10 декабря 2004 епископ Серпуховской Роман (Гаврилов), настоятель Высоцкого мужского… … Википедия

Книги

  • Давидова пустынь , Н.П.Виноградов. Вознесенская второклассная общежительная давидова пустынь, Серпуховского уезда, Московской губернии. Книга представляет собой репринтное издание 1915 года (издательство`Рус. печатня (Б. В.…
  • Давидова пустынь , Н.П.Виноградов. Вознесенская второклассная общежительная давидова пустынь, Серпуховского уезда, Московской губернии. Книга представляет собой репринтное издание 1915 года (издательство "Рус. печатня (Б. В.…
  • Вознесенская второклаввная общежительная Давидова пустынь Серпуховского уезда, Московской губернии 1515-1915 гг. , Без автора. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1915 года (издательство`Москва`). В…

© 2024 nowonline.ru
Про докторов, больницы, клиники, роддома