Образ простаковой в комедии недоросль презентация. Д.И.Фонвизин «Недоросль. Действие происходит в течение одних суток

Презентация к уроку
литературы.
900igr.net

(1745-1792)
Переводчик, сатирик и драматург.
Происходил из дворянского рода.
Предки по отцовской линии были
обрусевшими немцами, которые
честно служили России.
Фонвизин рос в большой, дружной
семье. Получив образование,
служил в Коллегии иностранных
дел, считал неограниченную
монархию пагубной, мечтал о
преобразованиях.

Автор негодует на порок
И клеймит его без пощады.
П.А.Вяземский.
Первой комедией о русских
нравах стал «Бригадир».
На вопрос, почему в обществе
появляются люди, подобные
героям «Бригадира», Фонвизин
ответил в комедии «Недоросль»,
где главной стала проблема
воспитания.

ЗАДАЧИ АВТОРА
1. Указать на основное зло времени: крепостничество и
произвол помещиков, поддерживаемый властью на самом высоком
уровне.
2. Обличить пороки дворянства: считал, что дворянство
несет ответственность за положение в стране, однако понимал,
что в подавляющем большинстве дворяне не достойны такой
высокой роли.
3.Выяснить причины, уродующие личность.
4.Осмеять невежество (дворян и их детей): дело в том, что
детей, достигших 15 лет, называли тогда «новиками», а младших -
«недорослями», но закон 1736 г. продлил право оставаться не
дорослями до 20 лет (для получения образования).
5.Обострить основной конфликт времени - конфликт
между невежеством и просвещением.
6.Вынести на обсуждение тему воспитания.
7.Правдиво изобразить жизнь: расширял рамки классицизма,
вводил элементы реалистического изображения действительности.

Первые постановки

Первая русская социальная комедия, прежде чем стать классикой,
испытала ряд сложностей и отказов, которые теперь навсегда стали достоянием
истории - пьеса «Недоросль» вошла в сокровищницу русской литературы и
русского театра.
Постановка «Недоросля» была связана со многими трудностями. Получив отказ в
Петербурге, драматург в мае 1782 года выезжает вместе с актёром И. А.
Дмитревским в Москву. Но и здесь его ждёт неудача: «московского российского
театра цензор», испугавшись смелости многих реплик, не пропускает комедию на
сцену.
Через несколько месяцев Фонвизину всё-таки удалось «пробить» постановку
комедии: 24 сентября 1782 года состоялась премьера в Петербурге (Вольный
Российский Театр, он же Театр Карла Книпера), где роль Стародума исполнял
сам И.А.Дмитревский, Правдина - К.И. Гамбуров, Цифиркина - А.М.Крутицкий,
Скотинина - С.Е.Рахманов. О необыкновенном успехе пьесы «Недоросль» при
ее первой постановке на сцене в Вольном Российском Театре на Царицыном лугу
свидетельствовал неизвестный автор «Драматического словаря»: «Несравненно
театр был наполнен, и публика аплодировала пьесу метанием кошельков».
А 14 мая 1783 года пьеса впервые игралась в Москве, на сцене театра Медокса.
Успех «Недоросля» в Москве был огромен. Его поставили на своей сцене
студенты университета. Появилось множество любительских постановок.

Пьеса «Недоросль» является самым известным
произведением Фонвизина и самой репертуарной пьесой
XVIII века на русской сцене последующих веков. Это
первая в истории русской драматургии социальнополитическая комедия. Автор изобличает в ней пороки
современного ему общества. Героями комедии являются
типичные представители разных социальных слоев 18
столетия в России: государственные мужи, дворяне, рабыкрепостники, слуги, самозваные модные учителя. Главные
персонажи: сам недоросль Митрофанушка и его мать,
барыня-крепостница XVIII века - госпожа Простакова,
управляющая всем и всеми - в её руках и хозяйство с
дворовыми слугами, не считаемыми ею за людей, и
собственный муж, которого не стесняясь она может
поколотить, и воспитание сына Митрофана - на самом
деле воспитанием и образованием его она не
обременена, а лишь старательно исполняет модные
условности общества и своего положения в нем: «То
бранюсь, то дерусь, тем и дом держится».

Как и другие пьесы эпохи классицизма,
«Недоросль» прямолинеен по своей
проблематике - осуждению традиционного
дворянского воспитания и «злонравия»,
«дикости» провинциального дворянства;
персонажи чётко делятся на положительных и
отрицательных, им даны говорящие имена
(Простаковы, Скотинины, Митрофан -
«проявление матери» по-гречески, Стародум,
Милон, Правдин, Софья - «мудрость» погречески, Цыфиркин, Вральман, Кутейкин). Однако огромную
популярность у публики и читателей комедия получила не только из-за
мастерски поставленной общественно-политической проблематики, но и
из-за чрезвычайно ярких образов отрицательных персонажей
(положительные получились скорее резонёрами, передающими
авторскую точку зрения), живости диалога, юмора, многих быстро
вошедших в пословицу цитат («Не хочу учиться - хочу жениться», «Вот
злонравия достойные плоды»). Имена Митрофанушки и Простаковой
стали нарицательными.
Недоросль - молодой дворянин, не достигший совершеннолетия.

ГОСПОЖА ПРОСТАКОВА
Возраст героини: хочется назвать ее старой, но Митрофану 16-й год, а,
следовательно, «госпоже бесчеловечной» чуть более 30 и вряд ли более 40 лет
(это была эпоха ранних браков). Такое возрастное восприятие героини
происходит, вероятно, из-за того, что все ее боятся и никто не любит.
Выросла в невежественной семье, не получила ни воспитания, ни образования.
Считает, что образование излишне: «Без наук люди живут и жили». Зачем же она
наняла сыну учителей? Во-первых, «мы не хуже других», а во-вторых, она
вынуждена следовать указу Петра I о дворянских детях.
Беспощадна к тем, кто в ее власти, крепостных считает своей
собственностью, обобрала их до нитки: «С тех пор как все, что у крестьян ни
было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!» Главное для нее в
жизни - личная выгода.
С окружающими не церемонится. Если не встречает сопротивления,
становится наглой. Но если наталкивается на силу, становится трусливой, перед
сильными даже унижаться готова. Деспотична по отношению к мужу, помыкает
им.
Самовластная, безнравственная, «презлая фурия» любит только сына: с ним
нежна и заботлива, в общении проявляется даже что-то человеческое.
Смысл ее жизни - забота о его счастье и благополучии. Но слепая
материнская любовь не облагораживает, а уродует Митрофана.

МИТРОФАНУШКА
Избалованный сынок. Его имя
означает «подобный матери».
Действительно, он зеркало
Простаковой с ее грубостью,
невежеством, жестоким
отношением к окружающим его
людям.
Лентяй (испытывает отвращение к
труду и учению), капризен, приучен к
сытной и обильной еде, свободное
время проводит на голубятне. Не
умеет любить - не знает любви
даже к своим близким.
Несмотря на его невежество,
нельзя сказать, что он дурак ни в
умении подластиться к матери, ни
в роковой сцене похищения Софьи,
ни в сцене экзамена. Он умеет
схитрить и извернуться.

ИДЕАЛЫ СТАРОДУМА
Просветительские и нравственные идеалы
Стародума отразились в его афоризмах. Сродни
народным поговоркам, они запоминались легко (и
даже жили самостоятельной жизнью), воздействуя
на умы читателей. Эти афоризмы и в наше время
интересны и актуальны.
Просвещение возвышает одну добродетельную
душу.
Невежда без души - зверь.
Великий государь есть государь премудрый.
Начинаются чины - перестает искренность.
Имей сердце, имей душу, и будешь человек во
всякое время.
Совесть всегда, как друг, остерегает прежде,
нежели как судья наказывает.
Для прихоти одного человека всей Сибири мало.
Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут
врач не пособит, разве сам заразится.
Наглость в женщине есть вывеска порочного
поведения.
Наличные деньги - не наличные достоинства.
Золотой болван - все болван.
Последуй природе, никогда не будешь беден.

Значение комедии

Комедия Фонвизина читалась и изучалась всеми
последующими поколениями - от Пушкина, Гоголя, Лермонтова до
нашего времени. Значение пьесы - непреходяще:
«Всё в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на всё русское.
А между тем нет ничего в ней карикатурного: всё взято живьём с
природы…» (Н.В. Гоголь).
«Его дураки очень смешны и отвратительны, но это потому, что они не
создания фантазии, а слишком верные списки с натуры» (В.Г.
Белинский) (цитирование: Изучение комедии «Недоросль»).
Однако Екатерина II поняла свободолюбивое значение произведения,
посмевшего задеть государственные и социальные устои. «После
публикации в 1783 году ряда сатирических произведений, попытки
Фонвизина опубликовать что-либо в печати пресекались самой
императрицей. В последнее десятилетие своего царствования
Екатерина II открыто пошла по пути жестокой реакции, жертвой
которой стал и Фонвизин. Несмотря на тяжелую болезнь, он рвался к
деятельности. В 1788 году он задумал издавать журнал „Стародум“,
получил разрешение и стал готовить материал, но по распоряжению
Екатерины журнал был запрещен. Незадолго до смерти Фонвизин
обращался с просьбой к Екатерине о разрешении ему издать перевод
Тацита, но разрешения не было дано»

СООТВЕТСТВИЯ В ПОСТРОЕНИИ КОМЕДИИ ЗАКОНАМ
КЛАССИЦИЗМА
ЗАКОНЫ КЛАССИЦИЗМА
ПОСТРОЕНИЕ КОМЕДИИ
Правила «трех единств»
единство места
поместье Простаковых
единство времени
в течение одних суток
единство действия
борьба трех претендентов за право стать
мужем Софьи
Разделение всех героев на положительных и
отрицательных
Положительные герои: Стародум,
Правдин, Милон, Софья
Отрицательные герои: Простаков,
Простакова, Митрофан, учителя
(Вральман, Кутейкин, Цыфиркин)
Назначение комедии: смехом казнить пороки
«Говорящие» фамилии персонажей
Скотинин, Простакова (а в девичестве
Скотинина), Митрофан, Вральман,
Кутейкин, Правдин, Стародум, Софья
(греч. «мудрость»)
Все любимые (положительные) герои Фонвизина в соответствии с правилами классицизма
говорят «высоким штилем», правильным литературным языком, так как рассуждают они о
высоких понятиях государственного служения и нравственного долга.
Главный итог комедии: порок наказан, а добродетель торжествует.

НЕСООТВЕТСТВИЯ В ПОСТРОЕНИИ КОМЕДИИ ЗАКОНАМ КЛАССИЦИЗМА
Автор стремится к более правдивому изображению жизни. Многогранность
характеров главных персонажей - основное отступление от традиций
классицизма.
Тщательно прописаны характеры не только главных, но и второстепенных
персонажей.
Есть персонажи, которых нельзя четко отнести ни к положительным, ни к
отрицательным героям (это Еремеева, Тришка). Они нужны автору для
изобличения крепостного права.
Каждый персонаж - не схема, не олицетворение какого-либо одного
качества (как это было в произведениях классицизма), а живой образ.
Кроме комических сцен, в пьесе есть и такие картины, которые раскрывают
тяжелые стороны крепостного быта, а в комедиях классицизма смешение
героического и трагического не допускалось.
Автор не скрывает своего отношения к персонажам: выражает симпатию,
негодование, насмешку, кого-то язвительно обличает.
Героями комедий классицизма были люди низкого сословия и имели
низменные интересы, достойные осмеяния. У Фонвизина разница между
положительными и отрицательными героями так велика, что комедия стала
для современников поучительна и назидательна (редкий случай в литературе
XVIII в.). Существует легенда, что после премьеры
«Недоросля» в Петербурге к Фонвизину подошёл
князь
Потёмкин и сказал: «Умри, Денис, лучше не напишешь».
Однако, по утверждению
историков,
Потёмкин
такого сказать не мог, поскольку его не
было в тот
момент в Петербурге. По другой версии,
эти слова
принадлежат Державину, а не князю Потёмкину.
Во время обучения в Нежинской гимназии
Николай Гоголь играл в студенческих спектаклях
роль
Простаковой.

Проблема воспитания и образования молодого поколения в пьесе Д.И.Фонвизина «Недоросль»

Первоначально задумав пьесу о воспитании
дворянского сословия, Д.И.Фонвизин поднимается до
обличения самодержавия и крепостничества. Автор
недоволен системой образования и воспитания
«недорослей» в эпоху Екатерины. Он пришел к выводу, что
само зло заключено в крепостнической системе, возлагал
надежды на «просвещенную» монархию.
«Недоросль» служит важной цели – исправлению
пороков общества и воспитанию добродетели.
Автор не оставляет надежды на изменение общества к
лучшему. К лучшему и призывает нас его бессмертная
комедия.

Слайд 1

Комедия «Недоросль»

Денис Иванович Фонвизин

Слайд 2

«Фонвизин казнил в своих комедиях дикое невежество старого поколения и грубый лоск поверхностного и внеш­него европейского полуобразования новых поколений», - писал В.Г.Белинский.

Слайд 3

Фонвизин работал над комедией около трёх лет. Премьера состоялась в 1782 году. Имеется также текст, предположительно начала 1760-х годов, на ту же тематику и с тем же названием, но иными персонажами и сюжетом (так называемый «Ранний „Недоросль“»); неизвестно, принадлежит ли эта пьеса молодому Фонвизину или какому-то его анонимному предшественнику.

Слайд 4

Героями комедии являются представители разных социальных слоев XVIII столетия в России: государственные мужи, дворяне, крепостники, слуги, самозваные модные учителя. Главные персонажи: сам недоросль Митрофанушка и его мать, барыня-крепостница XVIII века - госпожа Простакова, управляющая всем и всеми - в её руках и хозяйство с дворовыми слугами, не считаемыми ею за людей, и собственный муж, которого, не стесняясь, она может поколотить, и воспитание сына Митрофана - на самом деле воспитанием и образованием его она не обременена, а лишь старательно исполняет модные условности общества и своего положения в нем: «То бранюсь, то дерусь, тем и дом держится».

Слайд 5

Как и другие пьесы эпохи классицизма, «Недоросль» прямолинеен по своей проблематике - осуждению традиционного дворянского воспитания и «злонравия», «дикости» провинциального дворянства; персонажи чётко делятся на положительных и отрицательных, им даны говорящие фамилии (Простаковы, Скотинины, Митрофан - «проявление матери» по-гречески, Стародум, Милон, Правдин, Софья - «мудрость» по-гречески, Цыфиркин, Вральман, Кутейкин).

Слайд 6

Действующие лица

Слайд 7

Простаков - глава семейства. Сам по себе человек «маленький» и слабый. Во всем старается угодить своей жене «При твоих глазах мои ничего не видят» - говорит он в начале произведения, когда она спрашивает про кафтан. Любит сына. «По крайне мере я люблю его, как надлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя и от радости истино не верю, что он мой сын». Не умеет читать. Когда его просят прочитать письмо присланное Софье, он только отвечает: «Мудрено».

Госпожа Простакова - жена его, главный отрицательный персонаж пьесы. Очень любит сына и стремится женить его на Софье, после того, как узнает об её наследстве. Дворянка, из-за чего считает, что ей всё позволено.

Митрофан - сын их, недоросль. Довольно безразличный ко всем вокруг и к тому же расхлябанный мальчик, внешне очень любит мать, но только притворяется из-за её властности. В финале его отправляют в армию, и он показывает, что на самом деле думает о матери («Да отвяжись, матушка, как навязалась…»).

Слайд 8

Еремеевна, мама (то есть кормилица) Митрофана.

Правдин.-государственный чиновник, призванный разобраться в делах Простаковых. Он узнает о зверствах Простаковой, а также о том, что она обкрадывает Софью. При помощи Стародума и Милона уличает Простакову и отбирает у нее имение в пользу государства.

Стародум - дядя и опекун Софьи. Именно из-за его состояния Простакова пыталась женить Митрофана на Софье.

ГЕРОИ КОМЕДИИ
Публику
в комедии «Недоросль» привлекли, в первую очередь, положительные герои. С большим энтузиазмом воспринимались серьезные сцены, в которых выступали Стародум и Правдин.
Одним
из главных героев пьесы Фонвизина является Стародум. Он по своему мировоззрению - носитель идей русского дворянского Просвещения. Стародум служил в армии, храбро воевал, был ранен, но обойден наградой. Ее получил его бывший приятель, граф, отказавшийся ехать в действующую армию. Выйдя в отставку, Стародум пытается служить при дворе. Разочаровавшись, он уезжает в Сибирь, но остается верен своим идеалам. Он является идейным вдохновителем борьбы с
Простаковой
.
Художественное своеобразие

Увлекательный
, стремительно развивающийся сюжет, острые реплики, смелые комические положения, индивидуализированная разговорная речь персонажей, злая сатира на русское дворянство, насмешки над плодами французского просвещения - всё это было ново и привлекательно. Молодой Фонвизин нападал на дворянское общество и его пороки, плоды
полупросвещения
, на поразившую людские умы и душу язву невежества и крепостного рабства. Он показал это тёмное царство как оплот тяжёлого самодурства, повседневной бытовой жестокости, безнравственности и бескультурья. Театр как средство социальной публичной сатиры требовал понятных для зрителей персонажей и языка, острых актуальных проблем, узнаваемых коллизий. Всё это есть в знаменитой комедии Фонвизина «Недоросль», которая ставится и сегодня.
ХАРАКТЕР КОНФЛИКТА в КОМЕДИИ
Конфликт
комедии заключается в столкновении двух противоборствующих взглядов на роль дворянства в общественной жизни страны. Госпожа
Простакова
заявляет, что указ «о вольности дворянской» (освободивший дворянина от обязательной службы государству, установленной Петром I) сделал его «вольным» прежде всего в отношении к крепостным, освободив
его от
всех обременительных для него человеческих и нравственных обязанностей перед обществом. Иной взгляд на роль и обязанности дворянина Фонвизин вкладывает в уста Стародума -- лица, наиболее близкого автору. Стародум по политическим и нравственным идеалам - человек Петровской эпохи, которая противопоставлена в комедии эпохе Екатерины.
В
конфликт втягиваются все герои комедии, действие как бы выносится из помещичьего дома, семьи и приобретает социально-политический характер: произвол помещиков, поддержанный властью, и бесправие крестьян.
Сюжет и композиция комедии
В
основу сюжета комедии Фонвизин положил конфликт эпохи, общественно-политической жизни 70 - начала 80-х годов 18 в. Это борьба с крепостницей
Простаковой
, лишение ее права владения своим поместьем. Одновременно в комедии прослеживаются другие сюжетные линии: борьба за Софью
Простаковой
, Скотинина и Милона, история соединения любящих друг друга Софьи и Милона. Хотя они не составляют основного сюжета.
ДЕНИС ИВАНОВИЧ ФОНВИЗИН
КОМЕДИЯ «НЕДОРОСЛЬ»
Значение произведения
Народная, по
словам
Пушкина,
комедия «Недоросль» отразила острые проблемы русской жизни. Зрители, видя её в театре, сначала от.души смеялись, но потом ужасались, испытывали глубокую печаль и именовали веселую пьесу Фонвизина современной русской трагедией.
Гоголь
, ученик и наследник Фонвизина, метко назвал «Недоросля» подлинно общественной комедией: «Комедия Фонвизина поражает огрубелое зверство человека, происшедшее от долгого бесчувственного,
непотрясаемого

застоя в отдалённых углах и захолустьях России... Нет ничего в ней карикатурного: всё взято живьем с природы и проверено знанием души». Реализм и сатира помогают автору комедии заговорить о судьбах просвещения в России. Фонвизин устами Стародума назвал воспитание «залогом благосостояния государства». А все описанные им комические и трагические обстоятельства и самые характеры отрицательных персонажей смело можно назвать плодами невежества и злонравия.
В
комедии Фонвизина есть и гротеск, и сатирический комизм, и фарсовое начало, и очень много серьезного, такого, что заставляет зрителя задумываться. Всем этим «Недоросль» оказал сильнейшее воздействие на развитие русской национальной драматургии, как и всей «великолепнейшей и, может быть, наиболее социально плодотворной линии русской литературы - линии обличительно-реалистической» (М. Горький).
ИДЕЯ Комедии

Основная идея
комедии: осуждение невежественных и жестоких помещиков, которые считают себя полноправными хозяевами жизни, не соблюдают законов государственных и нравственных, утверждение идеалов гуманности и просвещения.
ТЕМАТИКА комедии
В
основе комедии «Недоросль» лежат две проблемы, которые особенно волновали писателя. Это проблема нравственного разложения дворянства и проблема воспитания
.
Комедия
«Недоросль» (1782) стала этапным событием в развитии русской комедии. Она представляет сложную по структуре, продуманную систему, в которой каждая реплика, каждый персонаж, каждое слово подчинены выявлению авторского замысла. Начав пьесу как бытовую комедию нравов, Фонвизин не останавливается на этом, а смело идет дальше, к первопричине «злонравия», плоды которого известны и автором строго осуждены. Причиной же порочного воспитания дворянства в крепостнической и самодержавной России является установившийся государственный строй, порождающий произвол и беззаконие. Таким образом, проблема воспитания оказывается неразрывно связанной со всем жизненным и политическим укладом государства, в котором живут и действуют люди снизу доверху.
Фонвизин
создал язык отечественной драмы, верно понимая её как искусство слова и зеркало общества и человека. Он вовсе не считал этот язык идеальным и окончательным, а своих героев положительными персонажами. Будучи членом Российской академии, писатель всерьёз занимался изучением и совершенствованием современного ему языка. Фонвизин мастерски строит языковые характеристики своих героев: это и грубые, оскорбительные слова в неотесанных речах
Простаковой
; характерные для военного быта словечки солдата
Цы-фиркина
; церковно-славянские слова и цитаты из духовных книг семинариста Кутейкина; ломаная русская речь Вральмана и речь благородных героев пьесы - Стародума, Софьи и Правдина. Отдельные слова и фразы из комедии Фонвизина стали крылатыми. Так уже при жизни драматурга имя Митрофана стало нарицательным и обозначало лентяя и невежду. Широкую известность приобрели фразеологизмы: «тришкин кафтан», «не хочу учиться, а хочу жениться» и др.
Центральной
фигурой этой группы, одним из значимых персонажей пьесы Фонвизина является госпожа
Простакова
. Она сразу становится основной пружиной, движущей сценическое действие, ибо в этой провинциальной дворянке есть какая-то мощная жизненная сила, которой не хватает не только положительным персонажам, но и её ленивому эгоисту сыну и свиноподобному братцу. «Это лицо в комедии необыкновенно удачно задуманное психологически и превосходно выдержанное драматически», - говорил о
Простаковой
знаток эпохи историк В.О. Ключевский.
«Недоросль» - первая русская реалистическая комедия
Сделав жизненно достоверными и отрицательных и положительных персонажей, Фонвизин сумел создать новый тип реалистической комедии. Гоголь писал, что сюжет «Недоросля» помог драматургу глубоко и проникновенно вскрыть важнейшие стороны социального бытия России, «раны и болезни нашего общества, тяжелые злоупотребления внутренние, которые беспощадной силой иронии выставлены в очевидности потрясающей» (Н.В. Гоголь, полн. собр. соч. т. VIII).
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ГЕРОИ
С
удивительным реализмом представлены Фонвизиным отрицательные персонажи: госпожа
Простакова
, ее муж и сын Митрофан, злобный и жадный брат
Простаковой
Тарас
Скотинин
. Все они враги просвещения и закона, преклоняются только перед властью и богатством, боятся только материальной силы и всё время хитрят, всеми средствами добиваются своих выгод, руководствуясь только практическим умом и своим интересом. Нравственности, идей, идеалов, каких-то моральных устоев у них просто нет, не говоря уже о знании и уважении законов.
МЕСТО Второстепенных ПЕРСОНАЖЕЙ
На
сцене действуют и другие персонажи: забитый и запуганный муж
Простаковой
, и брат ее Тарас Скотинин, больше всего на свете любящий своих свиней, и дворянский «недоросль» - любимец матери, не желающий ничему учиться сын
Простаковых
Митрофан, избалованный и развращенный материнским воспитанием. Рядом с ними выведены: дворовый
Простаковых
- портной
Тришка
, крепостная нянька, бывшая кормилица Митрофана
Еремеевна
, его учитель - сельский дьячок Кутейкин, отставной солдат
Цифиркин
, хитрый пройдоха немец-кучер Вральман.
Имена
Простаковой

.

Имена
Простаковой
, Митрофана, Скотинина, Кутейкина, Вральмана стали нарицательными

1 слайд

2 слайд

Волшебный край! Там в стары годы, Сатиры смелой властелин, Блистал Фонвизин, друг свободы… А.С.Пушкин

3 слайд

4 слайд

Родился в богатой дворянской семье. С 1755 по 1760 год учился в гимназии при Московском университете, а в 1761-1762 году - на философском факультете того же университета. В студенческие годы занимался переводами. В 1762 году Фонвизин определился переводчиком в Коллегию иностранных дел и переехал в Петербург.

5 слайд

Дворянин по происхождению, Фонвизин десяти лет поступил в только что открывшуюся при Московском университете гимназию. В 1760 г. в числе десяти лучших учеников его возили в Петербург на встречу с основателем университета - М.В. Ломоносовым. Студент философского отделения, Фонвизин зарекомендовал себя переводами с латинского, французского и немецкого. Отличное знание иностранных языков привело его на службу в Коллегию иностранных дел. В Петербурге он сближается с выдающимися писателями своего времени - Державиным, Херасковым, Княжниным...

6 слайд

Литературная деятельность Фонвизина начинается в 60-е годы XVIII в. Пытливый и остроумный человек, он создан был для того, чтобы стать сатириком. А поводов для горького смеха было достаточно в российской действительности того времени. Фонвизин видел, что вокруг трона Екатерины II собрались казнокрады, взяточники, карьеристы, что волны крестьянских восстаний - это грозные признаки надвигающейся народной бури.

7 слайд

В результате общения с кружком молодых офицеров-вольнодумцев создал «Послание к слугам моим...» (1769 г.) - сатирическое произведение, опиравшееся на традиции русской басни и сатиры. В это же время писатель проявляет интерес к драме, у него возникает замысел оригинальной русской сатирической комедии. Первым образцом в этом роде явился его «Бригадир» (1766-1769 гг.).

8 слайд

Драма как один из родов художественной литературы существенно отличается от лирики и эпоса прежде всего тем, что она предназначена для исполнения на сцене. Ее содержание составляют речи, разговоры действующих лиц в форме диалога (разговор двух или более персонажей) и монолога (речи, рассказа, выражения мыслей и чувств от первого лица). Речь действующих лиц сопровождается ремарками - авторскими указаниями об обстановке действия, о внутреннем состоянии героев, их мимике и жестах.

9 слайд

Основные виды драматических произведений - трагедия, драма, комедия. В комедии осмеиваются те или иные стороны общественной жизни, отрицательные черты и свойства характеров людей. Сатира (от лат. sature- смесь, мешанина) - вид комического, наиболее беспощадно осмеивающий человеческое несовершенство, резкое осуждающий посредством осмеяния человеческие пороки или несовершенство человеческой жизни

10 слайд

В своем самом значительном произведении - комедии «Недоросль» (1781 г.)- Фонвизин указывает на корень всех бед России - крепостное право. Автор оценивает и судит не людские пороки сами по себе, а прежде всего общественные отношения. Положительные герои - просвещенные дворяне - не просто осуждают крепостное право, но борются с ним. Комедия строится на остром социальном конфликте. Жизнь в доме Простаковых представлена не как суммарная картина нелепых обычаев, а как система отношений, основанных на крепостничестве.

11 слайд

Автор создает многоплановые характеры, обнажая внутреннюю драму таких отрицательных персонажей, как Еремеевна и Простакова. По словам Н.В.Гоголя, «Недоросль» - «... истинно общественная комедия». В 1782 году Фонвизин подает в отставку и занимается только литературной деятельностью. В 1783 году он публикует ряд сатирических произведений. На них с раздражением отвечала сама императрица.

12 слайд

Последние годы жизни Фонвизин был тяжело болен (паралич), но писать продолжал до самой смерти. В 1789 году он начал работу над автобиографической повестью «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях», но не закончил эту работу. Повесть является замечательным произведением русской прозы. Здесь в образе автора воссоздан характер человека и писателя - русского по складу ума, юмору, иронии, показано духовное богатство личности, умеющей подняться над своими слабостями и бесстрашно рассказать о них своим соотечественникам.

Денис Иванович Фонвизин. Комедия «Недоросль»

Урок литературы 8 класс


Д.И. Фонвизин 1745-1792

Родился в Москве. Отец его, помещик, служил в Москве чиновником и отличался прямотой, честностью и неподкупностью.


  • В 1755-1760 годах он учился в дворянской гимназии при Московском универсисетете.
  • В 1761 году по заказу одного из московских книгопродавцов Фонвизин перевёл с немецкого басни основоположника датской литературы Людвига Гольберга . Всего Фонвизин перевёл 228 басен.

  • В 1768 был написан "Бригадир", который произвел сильнейшее впечатление.
  • 14 мая 1783 на сцене московского театра Медокса состоялась премьера комедии "Недоросль", имевшая большой успех.

Умер Фонвизин в декабре 1792 г. и похоронен в Александро-Невской лавре.



Дворянин, не получивший должного образования, которому поэтому запрещено было вступать в службу и жениться. (во времена Фонвизина).

  • Недоросль-балбес, тупица, подросток (сейчас).

Простакова

урожденная Скотинина (до замужества носила эту фамилию).


Простакова

Центральный отрицательный персонаж:

  • необразованна, невежественна, злобна;
  • принадлежит власть в семье;
  • двулична;
  • безумно любит сына.

Простаков

простак,

глупец.


Простаков

  • Безвольный и слабый;
  • Подчиняется супруге и боится её;
  • Не имеет своего мнения;
  • Неграмотный;
  • «он смиренен» (по словам Правдина).

Митрофан

в переводе с греческого имя "Митрофан" означает "похожий на свою мать", маменькин сынок.


Митрофан

  • Двуличный;
  • Невежественен, глуп, ленив;
  • Грубый, жестокий;
  • Питает отвращение к учебе;
  • Единственное занятие –

гоняет голубей.


Скотинин

скотоподобный и скотолюбивый.


Скотинин

  • самовлюбленный;
  • жестокий;
  • единственная страсть – любовь к свиньям.

Правдин

  • Государственный чиновник;
  • Образован;
  • Полная противоположность

госпожи Простаковой.


Стародум

  • Честный;
  • Прямодушен;
  • Нетерпенение к

несправедливости.


Софья

  • добрая, умная, мудрая;
  • Честная;
  • Образованная.

Милон

  • Молодой офицер;
  • Образован;
  • Честный;
  • Достойный жених.

Соответствия в построении комедии законам классицизма

Законы классицизма

Построение комедии

Правила «трех единств»

Единство места

Поместье Простаковых

Единство времени

Действие происходит в течение одних суток

Единство действия

Борьба трех претендентов за право стать мужем Софьи

Разделение всех героев на положительных и отрицательных

Положительные герои: Стародум, Правдин, Милон, Софья

Отрицательные герои: Простакова, Простаков, Митрофан, Скотинин


Назначение комедии: смехом казнить пороки

«Говорящие» фамилии персонажей

Скотинин, Митрофан, Простакова, Вральман, Кутейкин, Правдин, Стародум, Софья (греч. «мудрость»)

Все положительные герои Фонвизина в соответствии с правилами классицизма говорят «высоким штилем», правильным литературным языком, так как рассуждают они о высоких понятиях государственного служения и нравственного долга.

Главный итог комедии: порок наказан, а добродетель торжествует.


Несоответствия в построении комедии законам классицизма

  • Автор стремится к более правдивому изображению жизни. Многоранность характеров главных персонажей – основное отступление от традиций классицизма.
  • Тщательно прописаны характеры и второстепенных персонажей.
  • Есть персонажи, которых нельзя четко отнести ни к положительным, ни к отрицательным героям (Еремеевна, Тришка, учителя). Они нужны автору для изобличения крепостного права.

  • Каждый персонаж не олицетворение какого-либо одного качества, а живой образ.
  • Кроме комических сцен, в пьесе есть и такие картины, которые раскрывают тяжелые стороны крепостного быта, а в комедиях классицизма смешение комического, героического и трагического не допускалось.

Реализм в комедии

  • Достоверность образов
  • Изображение дворянского рода и социальных отношений

Тематика

  • проблема нравственного разложения дворянства
  • проблема воспитания

Идея: Беззаконие дворян.

  • Дворяне знают и чтут только свои права, о своих же обязанностях они забыли и с
  • легкостью преступают закон.

© 2024 nowonline.ru
Про докторов, больницы, клиники, роддома