Государственное регулирование деятельности корпоративных структур. Государственное регулирование корпоративной деятельности Государственное регулирование деятельности корпоративных структур

Цель – рассмотреть методы государственного регулирования корпоративной деятельности. уяснить значение государственного контроля и регулирования в сфере экономики.

План:

1. Понятие государственного регулирования экономики. Предпосылки усиления вмешательства государства в экономику.

2. Государственный контроль за деятельностью корпораций: общая характеристика и виды.

3. Законодательные средства ограничения корпоративной деятельности.

1. Понятие государственного регулирования экономики. Предпосылки усиления вмешательства государства в экономику.

Государственное регулирование экономики в рыночном хозяйстве – это система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями в целях стабилизации и приспособления существующей социально – экономической системы к изменяющимся условиям.

По мнению ряда ученых, усиление государственного вмешательства в экономику в условиях интенсивного развития промышленности является процессом объективным, предопределенным рядом предпосылок:

Экологические проблемы – человечество подошло к такому рубежу, когда его деятельность ставит под угрозу само существование человека: интенсивное и экстенсивное использование природных ресурсов нарушает баланс в естественной среде, что изменяет условия жизни на земле, делая их непригодными для человека; контроль за использованием природных ресурсов под силу только государству, посредством осуществления определенных мер, как – то: введение льгот за сокращение производства, выдача лицензий, установление экологических норм и проч.

Политические причины, которые не позволяют государству играть роль пассивного наблюдателя; прочность государства как социального института зависит от экономики; экономический упадок, различного рода экономические кризисы, делают неустойчивой саму власть. Государство вынуждено заниматься экономическим прогнозом и заранее принимать меры против дисбаланса в экономических отношениях.

Предотвращение стратификации общества – провозгласив принцип всеобщего равенства, государство обязано позаботиться об инвалидах, престарелых, малоимущих, малолетних и т.д., для чего государство должно взять на себя неблагодарную миссию перераспределения материальных благ – изъять часть произведенного продукта у наиболее обеспеченного слоя общества – предпринимателей, и распределить его среди малообеспеченных слоев населения (пособия, ночлежки, детские дома, система индексации заработка и проч.).

Необходимость жесткого контроля за теми сферами бизнеса, где со всей очевидностью просматривается угроза безопасности населения; бизнес все более активно использует сложные технологии, незначительные отступления от которых могут нанести существенный вред обществу, поставить под угрозу здоровье и жизнь людей (производство медикаментов, перевозка воздушным транспортом и т.д.).



Участие в мировом разделении труда, принадлежность к тому или иному блоку вынуждает государство прогнозировать свою экономическую политику, а также прибегать в целях решения сугубо политических вопросов на международной арене вводить различного рода экономические ограничения: экономические санкции, запрет на экспорт, лицензии, пошлины и проч.

2. Государственный контроль за деятельностью корпораций: общая характеристика и виды.

Прямой государственный контроль за корпоративной деятельностью осуществляется в нескольких формах:

1.Владение государственными предприятиями и организация их деятельности. Согласно законодательству Республика Казахстан может иметь в собственности предприятия и заниматься предпринимательской деятельностью. Управление этими предприятиями, в основном доминирующими на транспорте, в энергетике, в сфере связи, обороны и т.д., возлагается на государственные исполнительные органы. Таким образом, владея государственными предприятиями, государство само же контролирует их деятельность.

2.Контроль за размещением и строительством предприятий. Ошибки в размещении производства могут нанести существенный вред: безработица со стороны людей, вовлеченных в производство, имущественные потери. Государственные органы, располагающие большей информацией, чем бизнесмены, будут контролировать размещение предприятий, что позволит уменьшить процент ошибок в размещении производства, а также позволит государству одновременно осуществлять структурную политику, регулировать территориальные пропорции, заботиться о развитии инфраструктуры, о социальной политике и т.д. Методы же могут быть либо жесткими (выдача лицензий, заключение контрактов со строительными фирмами), либо мягкими (дача рекомендаций на размещение производства).

3.Финансовая помощь или финансовое участие. Это могут быть собственные капиталовложения (как правило, направляются на развитие инфраструктуры), а также дотации, инвестиции выдаваемые как частному сектору, так и государственным предприятиям.

4.Экологический контроль. Он может быть представлен непосредственным осуществлением мер природоохранного характера, экономическим стимулированием и поддержкой природоохранной деятельности предприятий (выдача субсидий, займов, кредитов, налоговые льготы и проч.), нормативным регулированием природоохранной деятельности (установление экологических нормативов, платежей за загрязнение окружающей среды), практической реализацией этих норм (инспектирование предприятий, наложение штрафных санкций).

5.Санитарный контроль. Особое значение здесь должно быть придано решению вопроса о субъектах контроля. Т.е. не должно быть монополизации того или иного участка контроля в руках одного государственного органа, поскольку это может служить почвой коррупции, но и не допустима ведомственная разобщенность в контроле.

6.Пожарный надзор.

7.Контроль качества продукции, прежде всего пищевой и медикаментов. Наилучшим методом контроля в данном случае является не взимание штрафных санкций за некачественный товар, а выдача подтверждающих стандарт свидетельств, лицензий на выполнение того или иного вида деятельности.

8.Система лицензирования во внешней торговле. Выдача уполномоченными государственными органами специальных разрешений на ввоз, вывоз, транзит определенного количества товаров, свободное перемещение которых не допускается.

9.Установление трудового и социального законодательства т.е. в целях сохранения человеческих ресурсов установление в нормах правах пределов использования рабочей силы: минимальная заработная плата и отпуска, максимальная продолжительность рабочего времени, ограничения на право увольнения работников, установление квот приема на работу инвалидов, охрану труда женщин и подростков, соблюдение правил техники безопасности.

10.установления трудового и социального законодательства, - антимонопольный контроль, основные меры в данном случае могут и должны быть достаточно суровыми, как то: значительные штрафы, вынесение решений о ликвидации фирм или их реорганизации путем разделения, вынесение предписаний о продаже составных частей корпораций, запреты на слияние предприятий.

11.контроль за ценами, наиболее целесообразным в данном контексте использовать политику доходов, например, устанавливать максимальные пределы роста цен и заработной платы.

12.ответственность перед вкладчиками, появление данного вида государственного контроля предопределено проблемами существования на начальных этапах становления рыночной экономики финансовых пирамид, как одного из наиболее серьезных способов мошенничества, при котором страдает значительная часть населения, поэтому в целях предотвращения манипулирования инвестициями установлен данный вид контроля.

Таким образом, прямой государственный контроль над корпоративной деятельностью достаточно обширен и оправдан, так как сферы на которые он распространяется, затрагивают жизненно важные общественные интересы. И именно те страны, где государственный патернализм был выше, осуществили переход к рыночной экономике с гораздо большей легкостью, так как там использовались более мощные инструменты.

Помимо перечисленных выше средств прямого контроля, государство располагает и такими, которые позволяют оказывать на предпринимательскую деятельность косвенное влияние:

Налоги, которые представлены двумя разновидностями – прямые (изымаемые из доходов или с имущества) и косвенные (касаются определенных операций и включатся в цену товара – акцизы, таможенные пошлины).

Налоговые льготы, с помощью которых государство определяет приоритеты в социально – экономическом развитии страны либо строит региональную политику.

Влияние на динамику цен и доходов, например, ограничение денежных средств в обороте может привести к снижению цен, а кредитно – фискальные меры (повышение налогов, ограничение инвестиций и гос.закупок) приводят к ограничению спроса.

Регулирование занятости и профессиональной подготовки работников, напрмер, взыскивать с предпринимателей плату за каждого освобожденного работника, вставшего на учет на бирже труда, либо, наоборот, выплачивать ему вознаграждение за прием на работу безработных, а также путем определения сети образовательных учреждений, готовящих специалистов нужных профессий.

Стимулирование конкурентоспособности предприятий с помощью комплекса правительственных мер, направленных на развитие одной или нескольких отраслей (государственные закупки, поддержка венчурных или рискованных фирм).

Осуществление мероприятий по развитию инфраструктуры того или иного региона в целях стимулирования притока капитала в данную местность.

Прогнозирование и обеспечение бизнеса полученной в результате прогнозирования информацией, у нас пока практически не используется, но, например в Японии, ежегодно публикуются такие экономические прогнозы, которые в большей стпени служат скорее справочным материалом.

Прямые и косвенные способы регулирования корпоративной деятельности не являются взаимоисключающими, а скорее должны дополнять друг друга.

3. Законодательные средства ограничения корпоративной деятельности.

Пределы корпоративного регулирования - это установленные законом рамки, в которых корпорациям предоставляется возможность действовать самостоятельно.

Для установления пределов корпоративной деятельности используется множество средств и способов. К ним относятся следующие.

2. Политические нормы. В основном они содержатся в Конституции, но могут содержаться и в преамбулах других нормативно – правовых актов. Например, человек провозглашен высшей ценностью, следовательно, корпорации не могут устанавливать корпоративные нормы, умаляющие его права и свободы.

3. Программные положения. Они необходимы для того, чтобы в процессе регулирования очертить для субъектов права перспективу социального развития.

4. Целевые установки, определяющие стратегию в процессе правового регулирования. Если целью общественного развития является повышение благосостояния народа, то усиление милитаризации экономики, переключение деятельности большинства корпораций в данном направлении вряд ли будет способствовать достижению вышеназванной цели.

5. Задачи общества, государства, закрепленные в том или ином нормативном акте определяют тактику в правовом регулировании. Например, в ЗоТ РК одной из задач является повышение материального и культурного уровня жизни трудящихся. Следовательно, вопрос о выплате дивидендов участникам акционерного общества должен быть увязан с вопросом о том, достойную ли заработную плату получают наемные работники АО.

6. Правовые принципы определяют требования, обращенные к субъектам корпоративной деятельности, выраженные в обобщенной форме.

7. Установление пределов осуществления прав, в разных отраслях права эти пределы различны.

8. Установление способов защиты и самозащиты прав корпораций.

9. Фиксирование временных границ (сроки исковой давности, обжалования, опротестования и проч.).

10. Установление стандартов.

Контрольные вопросы:

1. Что такое государственное регулирование экономики.

2. Какие органы государства занимаются регулированием бизнеса.

3. Какие средства использует государство для прямого регулирования бизнеса.

4. Как можно косвенно влиять на бизнес.

5. Как можно в законодательном порядке упорядочить предпринимательскую деятельность.

Основная цель курса - получение студентами обширных знаний в области корпоративного права, основных направлений деятельности юриста на предприятии.

Задачи курса:

Дать студентам широкое представление об основных вопросах корпоративного права, тенденциях его развития;

Определить основные аспекты корпоративно-правовых отношений и их реализации;

Определить основы построения организации и деятельности корпораций;

Привить студентам навыки самостоятельной практической работы и дальнейшего развития теоретических знаний корпоративно-правового регулирования.

Изучение курса "Корпоративное право", помимо получения студентами теоретических знаний, имеет целью практическую подготовку будущих специалистов. Основное значение курса заключается в необходимости понимания студентами природы и сущности корпоративно-правовых отношений.

Курс "Корпоративное право" окажет помощь студентам в освоении профессии, развитии знаний и навыков правовой, аналитической, научной работы, способности определять задачи практической деятельности.

Введение

Становление рыночной экономики диктует необходимость создания ее организационно-правовых основ. В этих процессах роль государства по-прежнему остается значительной, хотя несомненным является приоритетность развития частного регулирования, ориентированного на обеспечение предпринимательства.

В настоящее время все чаще в повседневной жизни используется такое неизвестное еще недавно понятие, как "корпорация", которое определяется как одна из форм предпринимательства и обозначает юридическое лицо, прежде всего в странах иностранного правопорядка.

В российской юридической науке понятие корпорации и ее применение в российской правовой действительности также не оставлено без внимания. Начиная с 90-х годов в России идет активный процесс становления правовой базы хозяйственной деятельности юридических лиц, признаваемых корпорациями, в связи с чем корпоратизация рассматривается как явление реальной действительности, обусловленное развитием частноправовых форм в экономике.

Процессы глобализации, концентрации капитала, развития внешнеэкономических связей определяют формирование не государственных, а частно-экономических отношений между хозяйствующими субъектами (корпорациями и объединениями) различных стран.

В связи с этим повышается роль изучения правовых аспектов экономики, организации и функционирования корпораций в условиях свободного экономического пространства. Регулирование данных правоотношений осуществляется различными отраслевыми институтами, входящими в корпоративное право.

Корпоративное право - комплексное образование правовых норм, направленных на урегулирование общественных отношений по функционированию предприятий и организаций, являющихся субъектами хозяйственной деятельности. При этом корпоративное право представляет собой динамично развивающуюся систему норм, регулирующих внешние и внутренние отношения корпорации.

В настоящее время развитие правового обеспечения частных организаций в экономике и нормативные нововведения можно связывать с формированием, во-первых, корпоративного законодательства, представляющего собой систему нормативных актов о корпорациях, а во-вторых, корпоративного права, как науки и учебной дисциплины.

Необходимо обратить внимание на то, что учебная дисциплина "Корпоративное право" вошла в учебные планы многих юридических вузов и представляет собой специальный правовой курс. Поэтому значимость регулирования деятельности корпораций воспринята также и юридическим образованием. Не остаются в стороне и экономические специальности - современный менеджмент требует грамотного представления о сущности корпорации, от правильности которого во многом зависит эффективность управленческой работы.

В настоящий курс корпоративного права входят теоретические и практические вопросы корпораций, рассматриваются основные правовые институты в корпоративной сфере: корпоративные нормы, субъекты корпоративной деятельности, органы корпораций, договорная работа, корпоративная ответственность, защита прав корпорации.

Особое место в корпоративно-правовом регулировании занимают вопросы осуществления коммерческой деятельности, отношений с государственными структурами, формирования локальной корпоративной политики организации как системы.

1. Деятельность Корпорации регулируется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

3. Корпорация является уполномоченным органом управления использованием атомной энергии, осуществляющим полномочия и функции, предусмотренные настоящим Федеральным законом в отношении организаций Корпорации и иных юридических лиц, осуществляющих виды деятельности в области использования атомной энергии, установленные Федеральным законом "Об использовании атомной энергии", а также виды деятельности, связанные с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения.

4. Корпорация является наделенным полномочиями от имени Российской Федерации в соответствии с Конвенцией о физической защите ядерного материала государственным компетентным органом по ядерной и радиационной безопасности при перевозках ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий из них, центральным государственным органом и пунктом связи и национальным компетентным органом по выполнению обязательств Российской Федерации в области обеспечения физической защиты ядерного материала в Международном агентстве по атомной энергии и других международных организациях.

5. Корпорация осуществляет в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, функции уполномоченного Правительством Российской Федерации органа управления государственным запасом специального сырья и делящихся материалов, ядерными материалами, находящимися в федеральной собственности, за исключением ядерных материалов, передаваемых в составе изделий Министерству обороны Российской Федерации.

6. Со дня принятия в установленном порядке решения о ликвидации Федерального агентства по атомной энергии Корпорации передаются в том же объеме и на тех же условиях права и обязанности главного распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, администратора доходов бюджета, государственного заказчика государственных программ Российской Федерации в области обороны и безопасности, долгосрочных целевых программ, межгосударственных программ, федеральной адресной инвестиционной программы, государственным заказчиком которых определено Федеральное агентство по атомной энергии, а также передаются права и обязанности по исполнению государственных функций и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности, право учреждать ведомственные знаки отличия в труде и награждать ими работников организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии. Со дня государственной регистрации Корпорации в качестве юридического лица к ней переходят все права и обязанности по государственным контрактам, заключенным Федеральным агентством по атомной энергии от имени Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

6.1. Корпорация в установленном законодательством Российской Федерации порядке осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, администратора доходов бюджета и государственного заказчика государственного оборонного заказа в установленной сфере деятельности, государственного заказчика государственных программ Российской Федерации в области обороны и безопасности, в области развития и устойчивого функционирования Северного морского пути, включая развитие инфраструктуры морских портов, расположенных на побережье акватории Северного морского пути, а также обеспечения навигации и круглогодичной проводки судов по Северному морскому пути, долгосрочных целевых программ, научно-технических и инвестиционных программ и проектов, специальных экологических программ реабилитации радиационно загрязненных участков территории, и создания объектов инфраструктуры, обеспечивающих безопасное обращение с отходами I и II классов опасности, межгосударственных программ, федеральной адресной инвестиционной программы, осуществляет размещение заказов, включая размещение государственного оборонного заказа, заключает государственные контракты на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектно-изыскательских и технологических работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности, а также иные гражданско-правовые договоры.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Корпорация на основании решений Правительства Российской Федерации наделяется полномочиями по осуществлению в установленной сфере деятельности от имени Российской Федерации прав собственника федерального имущества. Перечень такого имущества и порядок осуществления от имени Российской Федерации прав собственника такого имущества утверждаются Правительством Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

7.1. Корпорация наделяется полномочиями по осуществлению от имени Российской Федерации в порядке и в пределах, которые определены настоящим Федеральным законом, прав собственника имущества федеральных государственных унитарных предприятий, включенных в перечень , утверждаемый Президентом Российской Федерации в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (далее также - подведомственные предприятия).

8. Корпорация по решениям Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации обеспечивает выполнение заданий в установленной сфере деятельности.

9. Со дня принятия в установленном порядке решения о ликвидации Федерального агентства по атомной энергии Корпорации передаются полномочия Федерального агентства по атомной энергии, предусмотренные Законом Российской Федерации от 14 июля 1992 года N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" для федеральных органов исполнительной власти, в ведении которых находятся предприятия и (или) объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.

10. Корпорация осуществляет полномочия по управлению и распоряжению принадлежащими Российской Федерации правами на результаты интеллектуальной деятельности, созданные при выполнении работ по заказам Министерства Российской Федерации по атомной энергии и Федерального агентства по атомной энергии, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

11. Корпорация реализует от имени Российской Федерации права акционера (участника) в отношении хозяйственных обществ, акции (доли в уставном капитале) которых находятся в федеральной собственности и приобретены путем внесения в качестве вклада Российской Федерации в уставные капиталы указанных обществ исключительных прав Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности, управление и распоряжение которыми осуществляет Корпорация.

законом от 5 февраля 2007 года N 13-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

(см. текст в предыдущей редакции)

14. Корпорация на основании решения Правительства Российской Федерации может осуществлять от имени Российской Федерации права акционера акционерного общества, сто процентов акций которого принадлежат Российской Федерации и которое определено Правительством Российской Федерации в качестве управляющей компании, осуществляющей функции по управлению территориями опережающего социально-экономического развития, созданными на территориях закрытых административно-территориальных образований, на которых расположены учреждения Корпорации, акционерные общества Корпорации и их дочерние общества, а также подведомственные предприятия, по роду деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования.

Негативные последствия бизнеса и роль государства в экономике. Государственные органы, регулирующие и контролирующие корпоративную деятельность. Прямой государственный контроль за корпоративной деятельностью. Косвенное влияние государства на деятельность корпораций.

Тема. Понятие о корпоративном праве РФ. Нормы, регулирующие корпоративные отношения, и их источники (4 часа)

Вопросы:

1.Понятие «корпорация» и его признаки. Социально-экономическая природа корпоративных отношений.

2.Понятие и признаки корпоративного права. Место корпоративного права в гражданском праве.

3.Предмет корпоративного права. Соотношение с предметом гражданского права.

4. Метод корпоративного права. Соотношение с методом гражданского права.

5.Функции корпоративного права.

6. Система корпоративного права. Элементы системы корпоративного права. Соотношение корпоративного права с отраслями российского частного и публичного права.

7. Понятие норм, регулирующих корпоративные отношения. Корпоративные нормы и централизованные нормы, их соотношение.

8. Признаки корпоративных норм. Их структура.

9. Признаки централизованных норм. Их структура.

10. Понятие источника корпоративных норм, виды.

11.Источники централизованных норм, регулирующих корпоративные отношения.

12.Корпоративное нормотворчество.

13. Понятие и принципы корпоративного нормотворчества.

14. Виды корпоративного нормотворчества.

Тема. Субъекты корпоративных отношений (4 часа).

Вопросы:

1. Система корпораций в РФ. Их правосубъектность.

2.Учредительные документы корпораций.

3. Соотношение правового статуса полных товариществ и товариществ на вере.

3.1. Общие положения.

3.2.Права и обязанности участников.

3.3.Управление.

4.Соотношение правового статуса ООО и ОДО.

4.1.Общие положения.

4.2.Права и обязанности участников.

4.3.Управление.

5. Соотношение правового статуса ОАО и ЗАО.

5.1.Общие положения.

5.2.Права и обязанности участников.



5.3.Управление.

6.Отличие дочерних обществ от зависимых.

Тема. Имущественные основы деятельности корпорации (4 часа).

Вопросы:

1. Понятие корпоративных финансов. Уставный капитал АО и ООО: понятие, состав, порядок формирования. Распределение прибыли в корпорации. Дивиденды.

2. Фонды и резервы корпорации. Налоговое планирование в корпорациях. Финансовая отчетность корпорации.

3. Понятие корпоративных ценных бумаг, их виды. Общая характеристика и признаки корпоративных облигаций и акций. Виды акций, права удостоверяемые акциями.

4. Выпуск и размещение акций. Обращение ценных бумаг, их регистрация.

Тема. Организационно-управленческие основы деятельности корпорации (4 часа).

Вопросы:

1. Понятие и принципы корпоративного управления. Понятие и виды корпоративных органов. Системы органов управления АО и ООО.

2. Общее собрание участников АО и ООО: полномочия, порядок созыва и статус.

3. Совет директоров (наблюдательный совет) АО и ООО: порядок формирования, компетенция и место в системе органов корпорации.

4. Исполнительные органы АО и ООО: виды, порядок формирования, компетенция и место в системе органов корпорации.

5. Понятие и цели корпоративного контроля, субъекты. Ревизионная комиссия (ревизор): порядок формирования и компетенция. Организация деятельности ревизионной комиссии (ревизора).

6. Контроль за совершением сделок корпорацией.

7. Понятие и виды корпоративной ответственности. Юридическая ответственность корпорации: понятие, виды. Юридическая ответственность должностных лиц корпорации: понятие и виды.

Тема. Государственное регулирование корпоративной деятельности (2 часа).

Вопросы:

1. Негативные последствия бизнеса и роль государства в экономике.

2. Государственные органы, регулирующие и контролирующие корпоративную деятельность.

4. Прямой государственный контроль за корпоративной деятельностью.

5. Косвенное влияние государства на деятельность корпораций.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Корпоративное право [Текст] : учебник для вузов / отв. ред. И. С. Шиткина. - Москва: Wolters Kluwer, 2008. - 648 с. - Гриф УМО "Рекомендовано".
  2. Кашанина, Т. В. Корпоративное право [Текст] : учебник для вузов / Т.В. Кашанина. - 5-е издание, переработанное и дополненное. - Москва: Юрайт: Высшее образование, 2010. - 899 с. - (Университеты России).
  3. Юридические лица как субъекты гражданских правоотношений // Гражданское право. Том 1 [Электронный ресурс]: учебник / Г.Н. Черничкина, В.В. Бараненков, И.В. Бараненкова и др.; под ред. Г.Н. Черничкиной. – Электрон. текстовые данные. - Москва: ИЦ РИОР: НИЦ Инфра-М, 2013. – Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=349678

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Егорова, М.А. Институциональная принадлежность категорий "группа лиц" и "аффилированные лица" [Текст] // Юрист. - 2013. - N 11. - С. 32 - 36.

2. Мельникова, Т.В. К вопросу о правовом статусе полного товарищества (на примере сравнительного анализа российского и североамериканского права) [Текст] / Т.В. Мельникова // Юрист. - 2013. - N 7. - С. 26 - 30.

3. Поваров, Ю.С. Содержание устава и соглашения об управлении хозяйственным партнерством: актуальные аспекты соотношения [Текст] / Ю.С. Поваров // Юрист. - 2012. -N 18. - С. 14 - 17.

4. Сикачев, М.Н. Сторона договора о создании юридического лица: закон и практика [Текст] // Юрист. - 2011. - N 1. - С. 24 - 30.

5. Мельникова, Т.В. К вопросу о правовом статусе полного товарищества (на примере сравнительного анализа российского и североамериканского права) [Текст] // Юрист. - 2013. -N 7. - С. 26 - 30.

Самостоятельная хозяйственная деятельность корпорации в рамках закона, собственное усмотрение - это право корпорации. Сущность предпринимательской деятельности состоит в свободе распоряжения средствами с целью получении прибыли. В хозяйственную деятельность предприятия не вправе вмешиваться не только государственные органы, а вообще никто, кроме случаев, установленных законом.

Определенными полномочиями в отношении корпоративных субъектов обладают различные государственные органы. Эти полномочия распространяются на хозяйствующие субъекты - корпорации в той мере, в какой это необходимо для защиты публичных интересов.

К числу органов, уполномоченных осуществлять регулирование деятельности корпорации, можно отнести Федеральную службу по финансовым рынкам, Федеральную антимонопольную службу, Федеральную налоговую службу, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, Федеральную инспекцию труда и иные.

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) осуществляет государственное регулирование рынка ценных бумаг корпораций путем установления обязательных требований к деятельности эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг, государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг, лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, создания системы защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг, запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии. ФСФР России принимает нормативные акты в пределах своей компетенции, осуществляет контроль и надзор в сфере финансовых рынков.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) проводит государственную политику по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, осуществлению государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, а также предупреждению и пресечению монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и иных ограничивающих конкуренцию действий.

В целях осуществления своих полномочий ФАС России вправе при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства возбуждать дела, по результатам которых принимать решения и выдавать предписания, привлекать корпорации и их руководителей к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства, проводить проверку соблюдения антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, обращаться в суд (арбитражный суд) с заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства, участвовать в рассмотрении судом (арбитражным судом) дел, связанных с применением и нарушением антимонопольного законодательства, устанавливать наличие доминирующего положения на рынке, давать разъяснения по вопросам применения антимонопольного законодательства, формировать и вести реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более 35%, давать в установленном порядке заключения о наличии или об отсутствии ограничения конкуренции на товарном рынке при введении, изменении и прекращении действия таможенных тарифов и введении нетарифных мер, проводить анализ состояния товарных рынков.

Федеральная налоговая служба (ФНС России) осуществляет систему контроля за соблюдением корпорациями законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов.

Для осуществления контрольных функций налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика (налогового агента) документального подтверждения правильности исчисления и своевременности уплаты налогов, проводить налоговые проверки, производить выемку документов при проведении налоговых проверок, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, вызывать в налоговые органы налогоплательщика (налоговых агентов) для дачи пояснений, приостанавливать операции по счетам и налагать арест на имущество налогоплательщиков (налоговых агентов), осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества, требовать от налогоплательщиков (налоговых агентов) устранения нарушений законодательства о налогах и сборах, взыскивать недоимки и пени по налогам и сборам, заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных корпорациям лицензий на право осуществления определенных видов деятельности, предъявлять в суды общей юрисдикции (арбитражные суды) иски, связанные с нарушением налогового законодательства.

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование) осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением требований технических регламентов. Технические регламенты принимаются с целью защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений и т.п. При этом корпорации могут самостоятельно разрабатывать и утверждать стандарты для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг.

Для обеспечения своих функций Ростехрегулирование вправе требовать от изготовителя (продавца и т.п.) предъявления декларации о соответствии сертификата соответствия требованиям технических регламентов, или их копий, если применение таких документов предусмотрено соответствующим техническим регламентом, осуществлять мероприятия по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов, выдавать предписания об устранении нарушений требований технических регламентов в установленный срок, принимать мотивированные решения о запрете передачи продукции, полном или частичном приостановлении процессов производства, эксплуатации, хранении, перевозки, реализации и утилизации, если иными мерами невозможно устранить нарушение требований технических регламентов, приостановить или прекратить действие декларации о соответствии или сертификата соответствия, привлекать изготовителя (продавца и т.п.) к установленной ответственности.

Федеральная инспекция труда - единая централизованная система государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, на территории РФ.

В целях реализации своих контрольных полномочий должностные лица - государственные инспекторы труда вправе осуществлять проверки предприятий и организаций различных организационно-правовых форм на предмет соблюдения действующего трудового законодательства. В случае обнаружения нарушений государственный инспектор вправе применять меры, направленные на пресечение нарушений и восстановление нарушенных прав работников предприятий (организации).

Вопросы для самоконтроля

1. Определите роль и принципы экономической деятельности.

2. Определите основные сферы государственного регулирования корпораций.

3. Назовите методы регулирования экономики корпораций.

4. В чем проявляются и как реализуются ограничительная и разрешительная деятельность государства?

5. Назовите основные органы регулирования корпораций и их основные регулирующие функции.

© 2024 nowonline.ru
Про докторов, больницы, клиники, роддома