Бобренев монастырь. Старое Бобренево. Бобренев монастырь Бобренев монастырь икона феодоровской божьей матери

3 июня, в рамках празднования 300-летия учреждения российской полиции, Бобренев монастырь посетила делегация сотрудников УМВД России по Коломенскому городскому округу, возглавляемая начальником управления полковником полиции В. Б. Зверевым. В этот день игумен Бобренева монастыря епископ Луховицкий Петр совершил заупокойную панихиду по сотрудникам правоохранительных органов, погибшим при исполнении служебного долга. Его Преосвященству сослужили братия обители в…

30 мая Бобренев монастырь посетила паломническая группа Московского краеведческого общества, возглавляемая председателем Союза краеведов России В. Ф. Козловым. Настоятель Бобренева монастыря епископ Луховицкий Петр провел для гостей экскурсию, в ходе которой рассказал об истории и святынях обители. Затем состоялось открытие выставки литературы по истории святынь Коломенского края, подготовленной совместно с библиотекой Государственного социально-гуманитарного университета. С…

5 апреля, в Великий Четверг, митрополит Ювеналий совершил архипастырский визит в Бобренев монастырь. В Феодоровском храме обители Владыка митрополит возглавил служение Божественной литургии и панихиды по новопреставленному архиепископу Можайскому Григорию, 40-й день преставления которого выпал на этот день. Его Высокопреосвященству сослужили: епископ Видновский Тихон; благочинный монастырей Московской епархии епископ Серпуховской Роман; ректор Коломенской духовной семинарии…

26 марта в Бобреневом монастыре прошел педагогический совет на тему «Духовно-нравственное воспитание в школе», в котором приняли участие педагоги Сергиевской средней школы, ответственный в Коломенском благочинии за религиозное образование и катехизацию протоиерей Дионисий Басов, ответственный в Коломенском благочинии за работу с молодежью священник Константин Баранов.

25 марта, в день памяти святителя Григория Двоеслова, в Феодоровском храме игумен Бобренева монастыря епископ Луховицкий Петр совершил Божественную литургию. Его Преосвященству сослужили секретарь Московского епархиального управления протоиерей Михаил Егоров, благочинные церковных округов Московской епархии и насельники монастыря в священном сане. По окончании богослужения по новопреставленному архиепископу Можайскому Григорию была отслужена панихида.

5 марта, на девятый день преставления архиепископа Можайского Григория, в Бобреневом монастыре прошло поминальное богослужение. По благословению митрополита Ювеналия в Феодоровском храме обители Литургию Преждеосвященных Даров и заупокойную панихиду по новопреставленному владыке архиепископу совершил ректор Коломенской духовной семинарии епископ Зарайский Константин в сослужении благочинного церквей г. Коломны и Коломенского округа епископа Луховицкого Петра, благочинных церковных округов…

24 декабря по окончании Божественной литургии игумен Бобренева монастыря епископ Луховицкий Петр освятил новый колокол весом две тонны, предназначенный для звонницы обители. На освящении присутствовали благотворители и прихожане Бобренева монастыря.

30 января в Бобреневом монастыре состоялось собрание духовенства Коломенского округа. Благочинный епископ Луховицкий Петр ознакомил собравшихся с циркулярами митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, и типовым положением об учетной политике, предложенным для применения приходами Московской епархии. Ответственные за направления церковного служения в Коломенском благочинии выступили с докладами о своей деятельности. Обсуждалась подготовка предстоящего Великого освящения Свято-Духовского…

24 декабря братией Бобренева монастыря была отслужена Божественная литургия в новоустроенной молитвенной комнате в селе Троицкие Озерки Коломенского района. Первую в селе с 1930-х годов Литургию совершил иеромонах Макарий (Белов) в сослужении иеродиакона Иоанна (Четвертнова). По окончании богослужения отец Макарий поздравил сельчан с праздником и пожелал помощи Божией в деле возрождения разрушенного богоборческой властью Троицкого…

В августе 1380 г. около Успеньева дня у Коломны собрались союзные русские войска для похода на Золотую Орду. Под Коломной состоялся смотр войска, отсюда пошли на Куликово поле.

Перед битвой Святой Димитрий Донской со своим полководцем объехал место будущего сражения, испытывая старые воинские приметы, сходя с коней и «слушая землю». Тогда-то, говорят, и дали обет два Димитрия: Донской и Волынец (Волынскйй), в случае победы построить монастырь на коломенских землях Боброка.
Битва пришлась на праздник Рождества Богородицы, 8 сентября 1380 г. На следующий год, в 1381 г. у Коломны был основан монастырь. У него три имени: Богородицерождественский, поскольку битва пришлась на этот праздник, Бобренев - по семейному прозвищу Боброка-Волынца: Бобреня, и Обетный - в знак того, что монастырь заложен по обету.

Участие великого князя в обете Боброка вполне объяснимо. Знаменитый полководец был связан с московским князем семейными узами: св. Дмитрий выдал за Волынца свою сестру Анну.
С тех пор и до наших дней возносят в этих святых стенах молитвы об упокоении «вождей и воинов, на поле Куликове убиенных».
Хотя документальных свидетельств о времени строительства не сохранилось, данные археологии подтверждают раннюю датировку монастыря. При раскопках обнаружены остатки грубой красной и серой керамики, характерной для рубежа XIV–XV вв.
В 1969–1970 г. г. при исследовании современного Богородицерождественского собора М. Х. Алешковским и Б. Л. Альтшуллером были найдены фундаменты древнего храма. Его датировали второй половиной XIV в. Это позволяло предполагать, что найден храм, в закладке которого принимал участие сам Св. благоверный Димитрий Донской.

Современные исследователи датируют собор более поздним временем, относя здание (по особенностям тески камня) к началу XV в. Так что, возможно, каменная церковь имела предшественницу, сложенную из бревен.
Облик белокаменного собора реконструируется достаточно ясно. Это был высокий трехапсидный храм, сложенный из гладкотесанных блоков, одноглавый, украшенный изящной резьбой. Фасады имели трехчастное возвышенное строение, кровля, вероятно, венчалась кокошниками, на которых покоился барабан со шлемовидной главой и крестом.

Богородицерождественский собор был хорошо виден из Кремля, он сверкал, подобно евангельской жемчужине. Вместе с Успенским собором Коломны эти два храма составляли грандиозный ансамбль, связанный не только архитектурно, но и духовно; ведь оба памятника посвящены победе над Золотой Ордой. Монастырь мог иметь (и, вероятно, имел) значение стратегического сторожевого пункта, чтобы подавать в Кремль сигнал о приближении врага огнем или набатным звоном. В этом случае коломенцы успевали развести наплавной Бобреневский «живой» мост и подготовиться к обороне.

Вероятно, с этим временем связано предание о тайном подземном ходе, шедшем от Бобренева к Москве-реке, дабы в случае военной опасности братия могла речным путем уйти в Кремль, где тоже существовал тайный ход к воде.

Уже тогда в монастыре складывается библиотека. Древнейшая книга средневековой Коломны - Палея толковая, была переписана в 1407 г.

А. Б. Мазуров достаточно убедительно относит ее к Бобреневу монастырю. Если это так, то мы можем назвать имя одного из первых насельников обители - Варсонофия, который и заказал эту рукопись. Книга находится в отделе рукописей Российской Государственной библиотеки.

Благодаря другой книге XV в. - «Лествице» мы устанавливаем, почти с полной уверенностью) имя первого известного настоятеля Бобренева. Вероятнее всего, что в 1470-е годы обителью управлял игумен Пахомий, он упоминается в одной из вкладных записей коломенской «Лествицы».

Примерно в середине XVI в. строится шатровая Входо-Иерусалимская церковь (возможно - по замыслу и при участии коломенского владыки Феодосия). Именно при Феодосии Коломенском строятся первые шатровые храмы в Брусенском монастыре и в селе Прусы. По их виду можно представить себе облик церкви во имя Входа Господня в Иерусалим.

Основу храма составлял кубообразный четверик, по всей видимости, сразу переходящий в 8-гранный шатер. С запада к четверику примыкала трапезная, под которой находились поварня и келья.

Выбор престола связан с характерной для средневековья Коломны традицией. Храмы, расположенные у Святых ворот, освящали в честь праздников, в именах которых упоминается вход или выход (Введения Богородицы - в Голутвине, Происхождения Честных Древ - в Спасо-Преображенском).
Писцовые книги 1577–1578 г. г. оставляют двойственное впечатление. С одной стороны они перечисляют богатства монастыря, а с другой - мы видим черты упадка.

При описании убранства собора упоминается праздничная икона Рождества Богородицы украшенная «Микифором Юрьевым сыном Петровым, а свеча пред нею великого князя».Никифор Юрьев - первый благотворитель монастыря, известный нам по документам.Далее описывается церковь «Вход Еросалима, да трапеза каменны... да на церкви двои колокола, да в монастыре жь келья игуменская, да II келей пустых, а ворота святыя обволилися, городьба была в замете, погнила, обвалилась, да у монастыря двор конюшенный».
Как мы видим - во время эпидемий и голода обитель тоже оскудевала и терпела бедствия.
В ту эпоху многие монастыри, в том числе и в Коломне, приходили в упадок и даже исчезали вовсе, так что сейчас нельзя установить хотя бы место, где они находились.Но Бобренев стойко перенес все невзгоды позднего правления Ивана Грозного, царствование Бориса Годунова, Смуту начала XVII в., неизменно возрождаясь на прежнем месте.

В середине XVII в. секретарь посольства Антиохийского Патриарха Макария архидиакон Павел Алеппский описывает цветущее состояние обители: «По ту сторону реки, насупротив города, стоит великолепный монастырь, весь выбеленный, с высокими куполами, во имя Рождества Богородицы, а трапезная церковь в честь Ваий».Заметим, что описание сделано в 1654 г., когда в Коломенской земле свирепствовал ужасающий мор. Из-за него, собственно говоря, посольство и задержалось в Коломне. Однако последствия эпидемии не сказались на внешнем облике обители. Она и на сей раз выдержала испытание.

В XVII в. братию возглавляли: игумен Александр (упоминается в 1634 г.), игумен Иоасаф (1637 г.), игумен Иона (1649 г.), строитель Никон (1659 г.), строитель Пафнутий (1664 г.), строитель Иоаким (1666 г.), игумен Вассиан (1673 г.), игумен Боголеп (1675 г.).
К концу XVII столетия возникла насущная необходимость нового обустройства монастыря. Его стиль казался слишком устаревшим: и ограду и здания надо было отстраивать в камне. Поэтому игумен Сильвестр, казначей старец Иона и монастырская братия с благотворителями собирают средства и материалы. Завозится изрядное количество извести и кирпича.
Как раз в это время, в 1701 г., по указу царя Петра Алексеевича и по распоряжению Монастырского приказа сюда приезжает сотник И. В. Кикин. На основании приходорасходных книг и наружного осмотра он сделал опись Бобренева, в которой зафиксирована подготовка строительных работ.
Опись 1701 г. интересна еще и тем, что в ней запечатлено состояние древних памятников монастыря, не дошедших до нашего времени.
«В том Бобреневе монастыре церковь каменная об одной главе покрыта тесом, а глава деревянною черепицею… В том Бобреневе же монастыре другая церковь теплая каменная, верх шатровый... с трапезою под нею поварня, да келья, церковь и глава покрыты черепицею, а трапеза тесом... У монастыря святые ворота с калиткою каменны, а покрыты тесом...».
Все остальные постройки - деревянные. Звонницы в монастыре не было. Пять колоколов висело на столбах.
Однако ни игумен Макарий (упоминается в 1721–1724 г. г.), ни игумен Аристарх (1735–1739 г. г.), так и не решились на главное дело - строительство нового собора.
В 1753 г. архимандрит Игнатий направил доношение Преосвященнейшему Гавриилу (Кременецкому), епископу Коломенскому и Каширскому, в котором говорил о значительных разрушениях, как в здании собора, так и во всем монастыре. Свидетельствуя о крайней бедности, архимандрит и братия просили Синод исполнить волю покойного владыки Саввы и передать три тысячи рублей, завещанных им, на строительство обители.
Прошение было уважено, судя по тому, что уже в 1757 г. начинается созидание нового кирпичного собора. Эти работы осуществлялись при игумене Антонии (1757–1759 г. г.). Далее монастырем управлял игумен Андрей (1760–1768 г. г.).
В 1763 г. была сделана так называемая Офицерская опись, в которой описано и состояние строительства, и весь монастырь. Видно, что храм почти готов; не достроена лишь колокольня, у которой выложили только часть первого яруса.
Входо-Иерусалимская церковь к этому времени еще сохраняла свой древний облик.
В описи упомянуты каменные Святые ворота. Кельи и прочие постройки - деревянные.
Братию составляли: игумен Андрей, три иеромонаха, два иеродиакона, один монах. При монастыре жил один отставной солдат.
Однако само составление подобной описи оказалось неблагоприятным предзнаменованием. Екатерина II готовила монастырскую реформу, так называемую секуляризацию, при которой монастырские земли отторгали в казну, а обители разделяли на классы, а каждый монастырь получал жалованье соответственно классу. Бобренев был хорошо обеспечен. Ему принадлежало свыше тысячи ста душ крестьян, около 500 десятин земли, и свыше 35 тысяч рублей капитала.
Реформы привели к упадку многих памятников древности. Некоторые монастыри вообще остались «за штатом». То есть они и владений своих лишались и жалованья от государства не получали.
В числе таких монастырей оказался и Бобренев. В 1764 г. он оставлен за штатом и последующие два десятка лет сказались на нем самым губительным образом. Почти завершенное строительство нового собора остановилось...
Такое бедственное положение обители не могло не тревожить коломенскую кафедру. Особое внимание восстановлению прежнего величия уделил Преосвященный Афанасий (Иванов), поставленный во епископа Коломенского 12 ноября 1788 г.
Последний Коломенский владыка, епископ Афанасий, входил в число образованнейших людей России. До занятия кафедры он был архимандритом московского Заиконоспасского монастыря и ректором Славяно-греко-латинской академии. Владыку Афанасия естественно волновала судьба памятника Куликовской битвы, и с первых дней своего архиерейства он стал изыскивать средства к возрождению этого возвышенного свидетельства древности, овеянного многовековой славой.

Владыка определил монастырю быть своей летней резиденцией; и в 1790 г. обитель возрождается. При епископе Афанасии в монастыре начинается бурное строительство. Во-первых, в 1790 г. был завершен Рождественский собор. Достроили его колокольню; и прекрасный белый храм, словно свеча, озарил просторную коломенскую равнину. Обращает на себя внимание величаво-архаичный облик памятника. В нем нет пышных украшений, столь характерных для эпохи барокко. Вся его суровая мощь говорит скорее о духе XVII столетия, что, видно, и сбивало с толку многих исследователей, которые датировали монастырскую звонницу XVII в., хотя достоверно известно, что она завершена в 1790 г. Во-вторых, в этом же году начали строить монастырскую ограду.

Стены Бобренева заслуживают отдельного повествования. Они выстроены в стиле русской готики, вероятно - по проекту великого зодчего Матвея Казакова. Напротив Коломенского Кремля появился как бы маленький кремль: белые стены, Святые ворота, украшенные причудливыми резными пирамидками, а по углам - алые башни с узорчатой белокаменной резьбой и шпилями. Нарядный городок, словно в зеркале отражающий Коломну. Этот зеркальный эффект «двух крепостей» придал небывалую художественную мощь всему пространству между монастырем и Кремлем. Когда от Бобреневской переправы идешь к монастырю, то чувствуешь себя будто в огромном храме, а небо между Кремлем и Бобреневым кажется огромным лазурным куполом, простертым между этими святынями.

В XVIII в. ограда составляла неправильный четырехугольник с четырьмя башнями по углам. Она была завершена в 1795 г., причем для этой цели Коломенская консистория разрешила специальный сбор по указу от 27 июля 1795 г. Нужно еще упомянуть, что кирпич для ограды брали из упраздненной коломенской церкви Симеона Богоприимца. По преданию, этот храм был основан еще в XIV в., великим князем Московским Симеоном Гордым. На рубеже XVII–XVIII в. в. его отстроили в камне. Но потом церковь сгорела, прихожане оказались не в состоянии ее восстановить, и было принято решение об ее упразднении и разборке..
Рассказывали, что престол перенесли в кафедральный Тихвинский собор Коломны. А материал после разборки храма направили на строительство бобреневских стен. Выходит, что обитель, хоть и косвенно, является преемницей одной из древнейших коломенских церквей.

И, наконец, в 1790-е годы, в Бобреневе строятся новые жилые корпуса: архиерейский и келейный. Их первый этаж был каменным, а второй - деревянным. Деревянные покои исстари считались более полезными для здоровья.

Можно предположить, что владыка перенес в свою летнюю резиденцию часть личной библиотеки. Известно также, что в монастырских покоях находилась художественная галерея, составленная из портретов коломенских епископов. Вероятно, владыка любил всматриваться в лица своих предшественников, когда на досуге предавался размышлениям об их славных деяниях.

Пора необычайного расцвета была недолгой и оборвалась неожиданно и в одночасье. В1799 г. Коломенская епархия закрывается, кафедру переносят в Тулу. В 1800 г. в Архиерейский дом Коломны переводят братию Голутвина монастыря. Так был основан Ново-Голутвин Троицкий монастырь в Кремле.

А Богоявленский Старо-Голутвин и Богородице-Рождественский монастыри соединяются в один, Бобренево-Голутвин. В Старо-Голутвин переселяется часть братия из Пешношского монастыря, а средства для него поступают от бобреневских угодий.29 февраля 1800 г. строителем Бобренево-Голутвина монастыря определен Самуил (Колесницын), Указом консистории от 24 мая 1800 г. штат монастыря определялся в составе одного иеромонаха и двух послушников. Бобренев оказался приписным к Голутвину.

27 июля 1802 г. Митрополит Платон (Левшин) распорядился исправить положение.«Бобренево-Голутвина монастыря строителю иеромонаху Самуилу. В былом Бобреневе монастыре теперь только один иеромонах, послушников никого; а Голутвин монастырь пользуется его землею и доходами. Почему мы и признаем за справедливое: определить в Бобренев от Голутвина монастыря еще одного иеромонаха или священника, да одного иеродиакона или диакона и двух послушников. О сем стараться строителю и тем доставить нам удовольствие и всему городу». Попечением о. Самуила обустройство монастыря продолжалось. В марте 1813 г. о. Самуил освятил в Бобреневе новый придел во имя Феодоровской иконы Божией Матери, устроенный на средства уездного казначея П. И. Алисова. В качестве помощника о. Самуила Бобреневым монастырем управлял иеромонах Назарий (Барданосов). При его участии в 1822 г. был возобновлен иконостас Богородице-Рождественского собора, а вместо ветхих строений: архиерейского дома и келий с деревянным верхом и каменным низом, он выстроил новый каменный корпус в два этажа. В верхнем были настоятельские покои с шестью братскими кельями, а внизу - еще 8 келий и трапеза с поварней.

Строитель Самуил скончался 12 февраля 1829 г. И уже 4 марта о. Назарий был назначен на его место строителем Старо-Голутвина монастыря. Возглавив Голутвин, он не забыл и Бобренев

В 1830 г. был довольно значительно реконструирован Рождественский собор, Свод между ярусами главного помещения разобрали. Получился цельный красивый, необыкновенной высоты, храм. Престол Рождества Богородицы перенесли вниз, а престол Алексия человека Божия упразднили.

Для зимнего богослужения приспособили трапезную. Холодный четверик закрывался на зиму, а в трапезе служили в двух приделах: справа - в честь Казанской, а слева - во имя Феодоровской иконы Божией Матери.
Около этого времени или несколько раньше, в 1820-х годах, рядом с Пятницкими воротами Коломенского Кремля выстроили часовню Св. Антипия. Эта святыня пользовалась большим. почитанием коломенцев. Она была приписной к Бобреневу - пожертвования с нее шли в пользу обители.

В 1830-х или 1840-х годах Бобренев посетил известный ученый-краевед XIX в., Николай Иванчин-Писарев, Он упоминает монастырь на страницах своей книги «Прогулка по древнему Коломенскому уезду»: «Монастырь Бобреневский, во имя Рождества Богородицы, есть памятник 8-го сентября 1380 года, то есть битвы Задонской. После храма села Монастырского, сооруженного на самом месте этой битвы, Бобреневский был ее первым памятником: вероятно Донской, на пути в Москву после победы, велел заложить его. В нем есть несколько древних икон и утварей... Название монастыря Бобреневским, говорит предание, происходит от лова тут бобров, которые, как и лоси, были не редки в этой некогда лесистой области...».

И все же, не в укор другим благотворителям, отдельное слово нужно посвятить Давиду Ивановичу Хлудову. Он не просто свершал обильные доброхотные даяния во славу Божию. Именно благодаря его стараниям Бобренев монастырь возрождается в прежнем блеске. Посетив обитель около 1850 г., Д. И. Хлудов был удручен бедственным состоянием обители. Богослужения тогда совершались лишь в Богородицерождественским соборе, а Входо-Иерусалимская церковь пришла в такую ветхость, что там было опасно находиться. И вот в середине XIX в. начинаются хлопоты о возобновлении монастыря, как самостоятельной обители.
В 1853 г. делается опись монастыря, которая фиксирует его состояние перед новым строительством. В описи перечислены 7 колоколов, из них самый большой весом 191 пуд 31 фунт. В этом же документе есть указания о вышеупомянутой часовне близ Пятницких ворот.

В 1858 г. на должность строителя монастыря был назначен иеромонах Феоктист. Благодаря жертвам щедрого храмоздателя строителю Феоктисту удалось в короткие сроки возвести на месте прежних руин Входо-Иерусалимской церкви новый храм. Посвящение выбрали в честь Феодоровской иконы Божией Матери. В 1860 г. храм был завершен. Его строили по хорошему проекту в стиле позднего классицизма. Он, может был несколько суховат во внешней отделке, но в целом производит достойное впечатление. Спокойно-величавый облик здания хорошо гармонирует с общим аскетичным и сдержанным духом древней обители. Веяния «деградирующего классицизма» и пестрого «русского стиля» миновали эту постройку. В 1864 г. Д. И. Хлудов для усиления доходов монастыря пожертвовал участок земли в Коломенском уезде - 65 десятин, 2202 сажени.
2 июля 1864 г. Высокопреосвященный Филарет Митрополит Московский и Коломенский, написал следующую резолюцию: «Божие благословение благотворителю, а от нашей мерности, вместе с братиею обители, благодарность...».

В 1860-х годах поновляются или строятся заново келейные корпуса. Принимает свои окончательные формы монастырская ограда. После многолетнего с троительства она превратилась в неправильный многоугольник с 8-ю башнями, Святыми воротами, обиходными воротами с калиткой и задней калиткой с двумя примыкающими корпусами служб. По высочайшему повелению 29 июля 1865 г. Бобренев монастырь был возведен на степень самостоятельной обители, с тем, чтобы иметь в нем одного настоятеля и 15 человек братии.
Окончательное утверждение штата монастыря стало венцом стараний замечательного благотворителя Давида Хлудова, И после этого он продолжает жертвовать на обитель; в частности им увеличивается число колоколов на монастырской звоннице. Некоторое представление о благолепии Бобренева дает краткое описание 1870 г. В октябре этого года в Коломенском уезде побывал Преосвященный Игнатий, епископ Можайский, викарий Московский. Он посетил и Бобренев и его новоукрашенный собор. «В этом благолепном храме преос. Игнатий совершил 3-го октября с обычной торжественностью Божественную литургию (всенощная была накануне в градском архиерейском доме), и на малом входе посвятил Бобреневского строителя иеромонаха Феоктиста, 12 лет управляющего монастырем, - в сан игумена. Поселяне из слободы Бобреневской и окрестных деревень с любопытством смотрели на торжественные обряды богослужения и усердно молились. Приятно было смотреть на этот верующий, молящийся коленопреклонный народ!». Так описал памятный визит владыки архимандрит Григорий в Московских епархиальных ведомостях 1870 г.

Труды Д. И. Хлудова получили заслуженную оценку. 1 апреля 1879 г. почетный потомственный гражданин Давид Иванович Хлудов за пожертвования в пользу Московского епархиального училища иконописания и общежительного Бобренева монастыря был награжден чином статского советника. Это можно назвать символическим событием. Дела бобреневского ктитора были вознаграждены накануне 1880 г., когда праздновали 500-летие Куликовской битвы. Очень торжественно эта дата отмечалась в Коломне. А в 1881 г. справляли уже 500-летие Бобренева монастыря.В 1887 г., подобно другим святыням Коломенского уезда, Бобренев монастырь получил свою Метрику, т. е. подробное описание архитектурных и церковных сокровищ. Там описывается трехъярусный вызолоченный резной иконостас Богородице-Рождественского собора, старинные иконы. Стенная живопись к этому времени уже требовала поновления. На звоннице насчитывалось 15 колоколов, из них 3 - пожертвованные К. М. Кисловым и Д. И. Хлудовым. Описана также Феодоровская церковь и ее реликвии.

Дивную, умиротворяющую картину являл собой монастырь в конце XIX века!.. За причудливо - сказочной оградой белели, словно два облака, монастырские храмы, рядом стояли два строгих и аккуратных двухъярусных корпуса. В одном из них размещались покои настоятеля и кельи, в другом - помещения для трудников и хозяйственных принадлежностей. Имелись также погреба, сараи, баня и конюшня, - все, что нужно для правильного хозяйственного обихода.Слева от Святых ворот располагался небольшой садик с примыкающим к нему огородом, а дальше, направо, к востоку от собора, за его алтарями, лежало братское кладбище, осененное зеленеющими тополями и березами. Здесь, кроме братии, находили упокоение также благотворители монастыря. Сколь поучительно было бродить по этому своеобразному парку, всматриваться в белокаменные, гранитные и мраморные надгробия, читать назидательные тексты, начертанные на этих скрижалях и благоговейно молиться о, упокоении душ «зде лежащих и повсюду православных христиан!»...

Но монастырь жил не только молитвой. Как раз на рубеже XIX–XX в- в. выявляются две формы общественного служения, насущно необходимые местным жителям: медицинская помощь и просвещение.
Сюда собирались многие болящие. Промыслительно, что среди святынь обители почитался крест с частицей мощей целителя Пантелеймона.

В то же время при монастыре 14 апреля 1903 г. игуменом Варлаамом была открыта церковно-приходская школа. Для нее отвели помещение в особом монастырском здании; здесь же располагалась квартира учителя.
В 1912 г, настоятель Бобренева монастыря игумен Филарет, казначей иеромонах Дамиан и вся братия готовились молитвенно встретить в грядущем 1913 г. 300-летие династии Романовых. Россия переживала тогда пору невиданного экономического расцвета.

В 1917–1918 г- г. в монастыре происходили ужасные вещи. Обитель была разграблена, погибла галерея портретов коломенских владык. По преданию, именно в годы гражданской войны предпринимается попытка ограбления Феодоровской иконы; рассказывали, что один из церковнослужителей при этом погиб. В начале 1920-х г- г. монастырь закрыли. Но, в силу определенной консервативности Коломенского уезда, это не проходило так стремительно, как в городе. Некоторые монахи оставались еще на своих местах, продолжали прием и лечение больных. Совершалась служба в соборе и Феодоровском храме.

Потомственная коломенка, Надежда Михайловна Миронова, рассказывала, что примерно в 1929 г., когда ей было пять лет, ее поразила тяжелая болезнь - катаракта на оба глаза. Отец договорился со знакомым извозчиком, и они отправились в Бобренев, к монаху, который лечил людей. Он дал капли для питья - прозрачную воду. Это был старый монах, и очень известный; у него на приеме всегда было много народу. Пузырьки он давал трижды - и постепенно, по волокну, катаракты стали уменьшаться, пока не исчезли вовсе. Но лечение не закончили - бобреневских монахов выселили из обители. Впрочем, сохранилось предание, что, по крайней мере, некоторых из них предупредили добрые люди о готовящемся аресте, и монахи успели уехать, в том числе, кажется, и этот врач. В 1930-е годы они подавали вести о себе из Москвы. Церкви монастыря были закрыты в 1930 г.

«1. Вследствие ходатайства Пр. Кол. У. И. К. и К. РИК, а также местного населения о закрытии церквей бывшего Бобреневского монастыря, села Черкизова, с. Мячково, пог. Старки, с. Гололобово и с. Коробчеева и использования их помещений в культурно-просветительских целях и принимая во внимание, что от содержания первых 3-х культовых зданий верующие отказались, и что все испрашиваемые д. здания пригодны для указанных целей и руководствуясь постановлением ВЦИК и СНК от 8.4.29 г. «О религиозных объединениях» все указанные церкви закрыть и здания их после фотографирования передать КРИК для использования в культурно-просветительских целях, а с предметами религиозного культа поступить согласно постановлению от 8.4.29 г.

2. В случае жалобы верующих во ВЦИК (в 2-х недельный срок со дня объявления настоящего постановления), ликвидация церквей может быть произведена не ранее рассмотрения жалобы ВЦИКом. Постановление Мос. С.РиКД. от 9 марта 1930 г.».

Монастырь разрушался постепенно. В братском корпусе устроили квартиры для рабочих совхоза. В настоятельском корпусе разместилась начальная школа, медпункт и квартиры для рабочих.
Так что не одно поколение бобреневцев было свидетелями и участниками осквернения обители. Рассказывали, что однажды (примерно в 1930-х г. г.) на территории монастыря решили оборудовать теплицы. Стали готовить фундамент на... кладбище. И при этом открылось старинное погребение одного монаха. Тело сохранилось нетленным, будто его вчера положили в могилу. Судьба этого погребения неизвестна.В течение десятилетий в церквях хранили минеральные удобрения. Однако еще в середине XX в. в ризнице находилась часть монастырской библиотеки. Окончательно добило монастырь устройство гаража в церкви Феодоровской иконы. Алтарная стена была пробита, и через нее в храм заезжали трактора. Монастырские книги и рукописи вышвырнули на улицу, В бобреневском магазине, по соседству, в эти страницы, на которых была запечатлена история обители, заворачивали селедку. Важно было, чтобы осквернение святыни носило тотальный, массовый характер, чтобы кощунство стало всеобщим грехом.В конце концов, монастырь превратили просто в свалку. Сюда свозили падежный скот, битое стекло, мусор.

Ни празднование 800-летия города (1977 г.), ни 600-летие Куликовской битвы (1980 г.), никак не отразилось на судьбе монастыря. Его часто упоминали в краеведческой и научной литературе, в нем проводили раскопки: все понимали необходимость восстановления ансамбля, но иного применения памятника, кроме как в качестве свалки, начальство найти не могло. В этом было что-то символичное. Монастырь свидетельствовал, что он может быть только домом молитвы. А попытка «использовать» его «в культурно-просветительских целях» неизбежно оборачивается мерзостью запустения. Хаос, воцарившийся на месте некогда величественного памятника, вызывал возмущение общественности, 24 октября 1986 г. газета «Коломенская правда» опубликовала подборку материалов, где подробно рассказывалось об истории монастыря и о его плачевном современном состоянии, Однако резкая критика не возымела действия. Положение изменилось лишь в 1989 г, когда в Коломне начала возрождаться церковная жизнь. Все более настойчивыми становятся требования православных о восстановлении монашеской общины в Бобреневе.

В марте 1991 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Священный Синод благословили открытие Бобренева монастыря. И сразу же в нем начались восстановительные работы. Когда в 1990 г. Управляющий Московской Епархией Высокопреосвященнейший Митрополит Крутицкий и Коломнеский Ювеналий впервые посетил руины Бобренева монастыря, даже маститые служители алтаря, сопровождавшие Владыку, обомлели от царящей здесь разрухи и мерзости запустения. Они отговаривали Митрополита от восстановления здесь монашеской жизни, так как не в человеческих силах было вернуть святыне утраченный облик. И всё же Владыка Ювеналий почувствовал, что благодать и милость Божия не оставила древние стены. С 1991 года начинается восстановление славного памятника Куликовской победы. Реставрацию святыни взяла на себя община московского храма Всех Святых на Соколе во главе со старостой Б. С. Кудинкиным. Этот храм не закрывался в годы гонений и в нем сложился сильный и богатый приход, способный взяться за серьезное дело. А масштаб этих дел был огромен. Достаточно сказать, что перед началом реставрации было вывезено полторы тысячи КАМАЗов мусора.

В братском корпусе открыли небольшую домовую церковь. 18 июля 1992 г. первую Божественную литургию в обновляющемся монастыре совершил Высокопреосвященнейший Митрополит Коломенский и Крутицкий Ювеналий. Первоначально обитель возглавил игумен Игнатий (Крекшин). Подворьем монастыря стала древняя церковь Иоанна Предтечи на Городище.

В день Святого Духа 7 июня 1993 г. обитель посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
С 21 июня 1998 г. настоятелем монастыря стал игумен Игнатий (Жидков), назначенный на это место с должности благочинного Балашихинского церковного округа.
С 29 мая 2013 года настоятелем монастыря назначен игумен Петр (Дмитриев), ныне епископ Луховицкий, викарий Московской епархии.

Братия монастыря ведет большую социальную работу, ежедневно десятки нуждающихся получают здесь пищу, одежду, обувь, медикаменты и другую помощь. Ежегодно проводятся Рождественские елки и Пасхальные вечера. Братия монастыря духовно окормляет многих военнослужащих. Ежегодно обитель посещают тысячи паломников со всех уголков нашей необъятной Родины.

Богородице-Рождественский Бобренев монастырь был основан в 14 веке по благословлению Сергия Радонежского. На средства Дмитрия Донского – героя Куликовской битвы.Во имя дня победы над Мамаем в сентябре 1380г., князь дал слово построить монастырь. По обещанию своему в 1381 году началось строительство Богородице-Рождественского монастыря, который получил наименование «Бобренев», в честь поражения войск Мамая воеводы Дмитрия Боброка, который стал главным строителем монастыря.

Бобренев играл роль не только святой обитель, но также оборонительной точкой и имел значительную роль в обороне Москвы.

Расцвет

К началу 18 века, старый монастырь стал довольно ветхим. Согласно офицерским описям 1763 года, в 1757 году началось возведение нового кирпичного собора. Та же опись гласит о том, что было еще одно каменное здание – Святые ворота. Остальные сооружения были деревянные. В 1790 году на месте существующего храма, было возведено сооружение новой архитектурной формы, состоящее из двух этажей, трапезная находилась наверху. Построены были так же игуменские покои и архиерейский дом.По проекты зодчего Матвея Казакова в 1795 году монастырь был огражден каменной оградой с башнями по углам. По переводу Коломенской архиерейской кафедры в Тулу, освобожденный архиерейский дом был обращен в Троицкий Ново-Голутвин монастырь. В 1830 году двухэтажный храм был переделан в одноэтажный, верхний этаж был убран. Так как зимой в храме было холодно, то были устроены два придела: В честь Казанской и Феодоровской икон Божией Матери. Настоятельский корпус является двухэтажным кирпичным помещением, нижний этаж которого принадлежит архиерейскому дому, а верхний надстроен в 1861 году. Келейный корпус представляет собой кирпичное здание, нижняя часть которого отведена под игуменские кельи, верхний возведен в 1861 году. Одноэтажные конюшенные и келейные корпуса интересны формой оконных и дверных проемов с треугольным верхом. Построенная в 1795 году ограда вдоль восточной и южной границы с четырьмя двухэтажными башнями имеет форму псевдоготики. Декоративность придает сочетание белых башен на фоне красных стен. Возведенная в 19 веке ограда северной и западной сторон, имеет характер архитектуры 18 века. В 1861 году Д.И. Хлудовым был сооружен утепленный храм Феодоровской Божией Матери с двумя приделами, которые были возведены на месте, где было жилое здание с церковью. Старые братские помещения заменили на новые каменные, кроме этого Хлудов пожертвовал пахотную землю.

Во второй половине 19 века на территории монастыря начинают появляться новые хозяйственные помещения. Земля, которая была пожертвована Дмитрием Хлудовым, была окружена оградой, которая по своему стилю повторяла каменную ограду 18 века.

14 апреля 1903 года в соборе открылась приходская школа. Инициатором ее открытия был игумен Варлаам.

Упадок

С приходом советской власти Бобренев монастырь, как и многие другие, подвергся осквернению. В 1929 году он был закрыт, а прилегающие здания и помещения постепенно пришли в упадок и запустение. В Феодоровской церкви и Богородице-Рождественском соборе долгие десятилетия хранились минеральные удобрения. В течении более чем полвека использования монастырского комплекса в качестве складских помещений он пришел в ничтожное состояние: были разобраны конюшенный и сенной сараи, собор, два жилых корпуса и крепостные стены.

Возрождение.

Возрождение обители началось в 1991 году после благословления его Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. С этого момента начинаются работы по ремонту и восстановлению Бобренева монастыря. Расходы на восстановление взял на себя староста общины храма Всех Святых на Соколе Борис Сергеевич Кудинкин. Однако выделенные деньги большей частью были расхищены и не нашли должного применения.

Первым настоятелем монастыря был назначен ученик протоирея Александра Меня игумен Игнатий (Крешкин). В состав братии помимо него вошли иеромонах Амвросий (Тимрот), иеромонах Филипп (Симонов) и диакон Димитрий. В 1992 году 18 июня здесь состоялась первая Божественная Литургия. Ее провел Высокопреосвященнейший Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. После смерти старосты Бориса Кудинкина 4 сентября 1992 года прекратился приток всяких средств, и монастырь остался без попечения. В это время его посещали многие знаменитые люди, журналисты. В числе посетителей были: дееписатель и супруга Александра Солженицына, члены многих общин (Александра Борисова, Георгия Кочеткова), главный редактор издательства ИМКА-Пресс, Валентина Терешкова и даже православные из Франции и Великобритании. По мнению игумена Игнатия Крешкина христианство, будучи элитарным по своей сути, не могло быть адекватно и в полной мере воспринято обыкновенными людьми. Ведь многие его соотечественники подвержены обрядоверию и совершенно не владеют богослужебными текстами. В то время как английские, например, верующие совершенно свободно владеют церковнославянским языком.

Еще одна существенная трудность, с которой пришлось столкнуться во время восстановительных работ – варварское отношение сельских жителей. Местная молодежь нещадно разворовывала строительные материалы. Немногочисленные послушники монастыря боролись с ними как могли и чем могли.

Дальнейшее развитие событий, к сожалению, не несло никаких улучшений. Один за другим настоятели покидали обитель. И только после назначения настоятелем игумена Игнатия (Жидкова) монастырь наконец-то начал по-настоящему возрождаться и восстанавливаться.

7 июня в день Святого Духа монастырь снова почтил своим присутствием Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Легенды и версии.

С названием Бобренева монастыря связано множество легенд. По одной из версий он был основан воеводой Боброком. По другой версии основателем был разбойник по прозванию Бобреня, который впоследствии раскаялся в своих злодеяниях, и таким образом решил искупить грехи.

В монастыре есть не многим известный храм «Поющих Ангелов». Несмотря на то, что он открыт для посетителей, туристы редко его посещают как раз по этой причине. А ведь этот храм достоин поистине неугасаемого внимания. А все потому, что в нем совершенно уникальная акустическая система. Она устроена так, что создается впечатление множества голосов, даже если поет только один человек.

Бобренев монастырь,Богородице-Рождественский, был основан в 14 веке по благословлению Сергия Радонежского. На средства Дмитрия Донского – героя Куликовской битвы. Во имя дня победы над Мамаем в сентябре 1380г., князь дал слово построить монастырь. По обещанию своему в 1381 году началось строительство Богородице-Рождественского монастыря, который получил наименование «Бобренев», в честь поражения войск Мамая воеводы Дмитрия Боброка, который стал главным строителем монастыря.
Бобренев играл роль не только святой обитель, но также оборонительной точкой и имел значительную роль в обороне Москвы.

Расцвет

К началу 18 века, старый монастырь стал довольно ветхим. Согласно офицерским описям 1763 года, в 1757 году началось возведение нового кирпичного собора. Та же опись гласит о том, что было еще одно каменное здание – Святые ворота. Остальные сооружения были деревянные.

В 1790 году на месте существующего храма, было возведено сооружение новой архитектурной формы, состоящее из двух этажей, трапезная находилась наверху. Построены были так же игуменские покои и архиерейский дом.
По проекты зодчего Матвея Казакова в 1795 году монастырь был огражден каменной оградой с башнями по углам.
По переводу Коломенской архиерейской кафедры в Тулу, освобожденный архиерейский дом был обращен в Троицкий Ново-Голутвин монастырь.

В 1830 году двухэтажный храм был переделан в одноэтажный, верхний этаж был убран. Так как зимой в храме было холодно, то были устроены два придела: В честь Казанской и Феодоровской икон Божией Матери.

Настоятельский корпус является двухэтажным кирпичным помещением, нижний этаж которого принадлежит архиерейскому дому, а верхний надстроен в 1861 году. Келейный корпус представляет собой кирпичное здание, нижняя часть которого отведена под игуменские кельи, верхний возведен в 1861 году. Одноэтажные конюшенные и келейные корпуса интересны формой оконных и дверных проемов с треугольным верхом.

Построенная в 1795 году ограда вдоль восточной и южной границы с четырьмя двухэтажными башнями имеет форму псевдоготики. Декоративность придает сочетание белых башен на фоне красных стен.

Возведенная в 19 веке ограда северной и западной сторон, имеет характер архитектуры 18 века.
В 1861 году Д.И. Хлудовым был сооружен утепленный храм Феодоровской Божией Матери с двумя приделами, которые были возведены на месте, где было жилое здание с церковью. Старые братские помещения заменили на новые каменные, кроме этого Хлудов пожертвовал пахотную землю.

Во второй половине 19 века на территории монастыря начинают появляться новые хозяйственные помещения. Земля, которая была пожертвована Дмитрием Хлудовым, была окружена оградой, которая по своему стилю повторяла каменную ограду 18 века.
14 апреля 1903 года в соборе открылась приходская школа. Инициатором ее открытия был игумен Варлаам.


Упадок

С приходом советской власти Бобренев монастырь, как и многие другие, подвергся осквернению. В 1929 году он был закрыт, а прилегающие здания и помещения постепенно пришли в упадок и запустение. В Феодоровской церкви и Богородице-Рождественском соборе долгие десятилетия хранились минеральные удобрения. В течении более чем полвека использования монастырского комплекса в качестве складских помещений он пришел в ничтожное состояние: были разобраны конюшенный и сенной сараи, собор, два жилых корпуса и крепостные стены.

Возрождение

Возрождение обители началось в 1991 году после благословления его Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. С этого момента начинаются работы по ремонту и восстановлению Бобренева монастыря. Расходы на восстановление взял на себя староста общины храма Всех Святых на Соколе Борис Сергеевич Кудинкин. Однако выделенные деньги большей частью были расхищены и не нашли должного применения.

Первым настоятелем монастыря был назначен ученик протоирея Александра Меня игумен Игнатий (Крешкин). В состав братии помимо него вошли иеромонах Амвросий (Тимрот), иеромонах Филипп (Симонов) и диакон Димитрий. В 1992 году 18 июня здесь состоялась первая Божественная Литургия.

Ее провел Высокопреосвященнейший Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. После смерти старосты Бориса Кудинкина 4 сентября 1992 года прекратился приток всяких средств, и монастырь остался без попечения. В это время его посещали многие знаменитые люди, журналисты.

В числе посетителей были: дееписатель и супруга Александра Солженицына, члены многих общин (Александра Борисова, Георгия Кочеткова), главный редактор издательства ИМКА-Пресс, Валентина Терешкова и даже православные из Франции и Великобритании.

По мнению игумена Игнатия Крешкина христианство, будучи элитарным по своей сути, не могло быть адекватно и в полной мере воспринято обыкновенными людьми. Ведь многие его соотечественники подвержены обрядоверию и совершенно не владеют богослужебными текстами. В то время как английские, например, верующие совершенно свободно владеют церковнославянским языком.

Еще одна существенная трудность, с которой пришлось столкнуться во время восстановительных работ – варварское отношение сельских жителей. Местная молодежь нещадно разворовывала строительные материалы. Немногочисленные послушники монастыря боролись с ними как могли и чем могли.

Дальнейшее развитие событий, к сожалению, не несло никаких улучшений. Один за другим настоятели покидали обитель. И только после назначения настоятелем игумена Игнатия (Жидкова) монастырь наконец-то начал по-настоящему возрождаться и восстанавливаться.
7 июня в день Святого Духа монастырь снова почтил своим присутствием Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Легенды и версии.

С названием Бобренева монастыря связано множество легенд

По одной из версий он был основан воеводой Боброком. По другой версии основателем был разбойник по прозванию Бобреня, который впоследствии раскаялся в своих злодеяниях, и таким образом решил искупить грехи.
В монастыре есть не многим известный храм «Поющих Ангелов». Несмотря на то, что он открыт для посетителей, туристы редко его посещают как раз по этой причине. А ведь этот храм достоин поистине неугасаемого внимания. А все потому, что в нем совершенно уникальная акустическая система. Она устроена так, что создается впечатление множества голосов, даже если поет только один человек.

(Свято-Бобренев мужской монастырь Рождества Пресвятой Богородицы) основан по благословению Сергия Радонежского в 1381 году Дмитрием Донским, расположен в Московской области вблизи Коломны. В XVIII веке монастырь был перестроен и сейчас здесь можно увидеть постройки XVIII-XIX вв. На территории монастыря есть некрополь с сохранившимися старинными надгробиями с солярными знаками и орнаментом (так называемые "вилообразные кресты").
Фото кликабельны, с географическими координатами и привязкой к яндекс-карте, 10.2014г.

Богородице-Рождественский Бобренев монастырь основан по благословению преподобного Сергия Радонежского в XIV веке на вклад героя Куликовской битвы сподвижника святого благоверного князя Дмитрия Донского — Дмитрия Михайловича Боброка-Волынца. Раскопки подтверждают возникновение монастыря на рубеже XIV и XV веков.
Первая каменная церковь была воздвигнута еще при открытии монастыря (её останки найдены археологами при исследовании современного Богородицерождественского собора), при чем до нее стояла деревянная церковь. В то время монастырь играл важную роль как оборонительное сооружение на подступах к Москве.
В середине XVIII века старые постройки обветшали и монастырь подвергся перестройке. В 1790 г. при епископе Коломенском Афанасии вместо существующего храма воздвигнута церковь новой архитектурной формы в два этажа с трапезною вверху — церковь во имя Алексия человека Божия. Затем выстроены были игуменские покои и архиерейский дом, который в летнее время служил дачей коломенского архиерея.
В 1795 г. монастырь обнесён каменной оградой с башнями по углам по проектузодчего Матвея Казакова.
В 1830 г. построенный в 1790 г. храм перестроен, престол Алексия человека Божия упразднён.
В 1861 г. был сооружён на том месте, где существовало и временем уничтожено жилое здание с церковью внутри Входа в Иерусалим, отдельный тёплый храм во имя Феодоровской иконы Божией Матери с двумя приделами: Казанской иконы Божией Матери и преподобного Давида Солунского.
В 1929 г. монастырь был закрыт и к 1987 г. весь комплекс пришел в упадок. При этом в разное время на территории монастыря проводились археологические раскопки.
В 1991 г. монастырь вновь был открыт и начались восстановительные работы.
Подробную историю монастыря можно узнать на оф сайте

1. Схема Богородице-Рождественского Бобренева монастыря

Храмы монастыря:

1. Собор Рождества Пресвятой Богородицы

2. Колокольня Собора Рождества Пресвятой Богородицы

3. Церковь Иконы Божией Матери Феодоровская

4. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (в братском корпусе)

Другие постройки монастыря:

5.Братский корпус (XIX в.)

6. Конюшенный корпус (XIX в.)

7. Святые врата (XVIII в.)

8. Стены башни ограды (середина XIX в.)

9. Стены и башни ограды (середина XVIII в.)

10.Башня (середина XVIII в.)и первоначальная территория монастыря

11.Монастырский пруд.

Схема с сайта sobory.ru

2. Богородице-Рождественский Бобренев монастырь (Свято-Бобренев мужской монастырь Рождества Пресвятой Богородицы) со стороны пруда. Западная и северная ограда сооружены в 19 веке

3. Братский корпус, за ним колокольня Собора Рождества Пресвятой Богородицы

4. Юго-западная и южная башенки, справа ворота монастыря

5. Юго-восточная башенка, ограда и башенки восточной и южной стороны построены в 1790х. гг.

6. Входные ворота, справа - Святые ворота

7. Вид от монастыря в сторону Коломны

8. Вид от входных ворот, слева - братский корпус, справа - церковь Иконы Божией Матери Феодоровская

9. Колокольня Собора Рождества Пресвятой Богородицы, 18 век

10.

11.

12. Собор Рождества Пресвятой Богородицы с колокольней. Построен в 1790 г. взамен обветшавшего, в 1830 г. переделаны внутренние помещения (перенесён вниз престол Рождества Пресвятой Богородицы, верхний этаж выломан и заложены окна, упразднён престол Алексия человека Божия)

13. Церковь Феодоровской иконы Божией Матери, 1860 г.

14.

15. Северо-западная башенка

16. Братский корпус с домовым храмом Рождества Пресвятой Богородицы

17. Северная стена

18. Северная башенка

19. Северо-восточная башенка

20. Братский корпус и Собор Рождества Пресвятой Богородицы

21.

22.

23. Юго-восточная башенка и некрополь

24. Некрополь на фоне церкви Феодоровской иконы Божией Матери

26. Надгробие Марии Трефиловны Королевой

27. Орнамент на боковых гранях надгробной плиты

28. Еще надгробия с "вилообразным крестом"

29. Лунный и солярный знаки (?) на надгробной плите

© 2024 nowonline.ru
Про докторов, больницы, клиники, роддома