Плетение из лыка. Русские лапти

С давних времен наши предки достаточно легко адаптировались, приспосабливались, эволюционировали и развивались, были на шаг впереди своих западных соседей. Русские леса, если вырубались, то исключительно из строгой необходимости — построить дом например, или баню — настоящую русскую баню.

Ведь, уже доказано, что русский человек уже тогда считался самым чистоплотным. У нас так принято было — ходить каждую неделю в баню, ходили все — вне зависимости от социального статуса и сословия. Но русский человек был еще и дальновидным, рациональным и весьма практичным — рубил лес, чтобы дом с баней построить, из веток готовил дрова на зиму, а из коры дерева лапти вязал на всю семью. Именно о лаптях сегодня наша статья.

ЛАПТИ — ВСЕ, ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ

Лапти — обувь из лыка, которую на протяжении многих веков носило славянское население Восточной Европы. В России в лапти обувались только деревенские жители, то есть крестьяне. Ну а крестьяне составляли подавляющее население Руси. Лапоть и крестьянин были почти синонимами. Вот откуда пошла поговорка «лапотная Россия».

И действительно, даже в начале XX века Россию еще нередко называли страной «лапотной», вкладывая в это понятие оттенок примитива и отсталости. Лапти стали как бы рода символом, вошедшим во множество пословиц и поговорок, их традиционно считали обувью беднейшей части населения. И неслучайно. Вся русская деревня, за исключением Сибири и казачьих районов, круглый год ходила в лаптях.

Когда же впервые появились лапти на Руси?

На этот, казалось бы, простой вопрос точного ответа нет до сих пор. Принято считать, что лапти — один из самых древних видов обуви. Так или иначе, но костяные кочедыки — крючки для плетения лаптей — археологи находят даже на неолитических стоянках. Неужели ещё в каменном веке люди плели обувь, используя растительные волокна?

С глубокой древности плетеная обувь была широко распространена на Руси. Плели лапти из коры многих лиственных деревьев: липы, березы, вяза, дуба, ракиты и т.д. В зависимости от материала плетеная обувь называлась по-разному: берестяники, вязовики, дубовики, ракитники. Самыми прочными и мягкими в этом ряду считались лыковые лапти, изготовленные из липового лыка, а самыми плохими — ивовые коверзни и мочалыжники, которые делали из мочала.

Нередко лапти назывались по числу лыковых полос, использованных в плетении: пятерик, шестерик, семерик. В семь лык обычно плели зимние лапти. Для прочности, тепла и красоты лапти проплетали вторично, для чего применяли пеньковые веревки. С этой же целью иногда пришивали кожаную подметку.

Для праздничного выхода предназначались писаные вязовые лапти из тонкого лыка с черной шерстяной тесьмой, которая закреплялась на ногах. Для осенне-весенних хозяйственных работ во дворе более удобными считали простые высокие плетеные ступни без всякой тесьмы.

Обувь плели не только из древесной коры, в дело шли и тонкие корни, а потому и сплетенные из них лапти звались коренниками.

Модели лаптей, изготавливаемые из полосок ткани, называли плетешками. Ещё лапти делали из пеньковой веревки — крутцы, и даже из конского волоса — волосянника. Такую обувь чаще носили дома или ходили в ней в жаркую погоду.

У каждого народа своя техника

Техника плетения лаптей была тоже очень разнообразной. К примеру, великорусские лапти, в отличие от белорусских и украинских, имели косое плетение, тогда как в западных районах использовали прямое плетение, или «прямуя решетку». Если на Украине и в Белоруссии лапти начинали плести с носка, то русские крестьяне делали работу с задника. Так что о месте появления той или иной плетеной обуви можно судить по форме и материалу, из которого она изготовлена. Для московских моделей, плетенных из лыка, характерны высокие борта и округлые носки. На Севере, в частности, в Новгороде, чаще мастерили лапти из бересты с треугольными носками и сравнительно низкими бортами. Мордовские лапти, распространенные в Нижегородской и Пензенской губерниях, плели из вязового лыка.

Способы плетения лаптей — например, в прямую клетку или в косую, с пятки либо с носка — были свои у каждого племени и вплоть до начала нашего века разнились по областям. Так, древние вятичи предпочитали лапти косого плетения, новгородские словене — тоже, но большей частью из берёсты и с более низкими бортиками. А вот поляне, древляне, дреговичи, радимичи носили лапти в прямую клетку.

Плетение лаптей считалось несложной работой, но требующей сноровки и навыков. Не зря про крепко напившегося человека и сейчас говорят, что он, мол, «лыка не вяжет», то есть не способен к элементарным действиям! Зато, «связывая лыко», мужчина обеспечивал обувью всю семью — тогда специальных мастерских ещё не было очень долгое время.

Главные инструменты для плетения лаптей — кочедыки делали из костей животных или из металла. Как уже говорилось, первые кочедыки относятся к каменному веку. В русских письменных источниках слово «лапоть», а точнее, производное от него — «лапотник» впервые встречается в «Повести временных лет».

РЕДКО КТО В КРЕСТЬЯНСКОЙ СРЕДЕ НЕ УМЕЛ ПЛЕСТИ ЛАПТИ.

Существовали целые артели плетенщиков, которые, по сохранившимся описаниям, отправлялись в лес целыми партиями. За десятину липового леса они платили до ста рублей. Снимали лыко специальным деревянным пырком, оставляя совершенно голый ствол. Лучшим считалось лыко, добытое весной, когда на липе начинали распускаться первые листочки, поэтому чаще всего такая операция губила дерево, зачастую его просто рубили. Отсюда пошло выражение «ободрать как липку».

Тщательно снятые лыки затем завязывали в пучки и хранили в сенях или на чердаке. Перед плетением лаптей лыко в течение суток обязательно отмачивали в теплой воде. Затем кору соскабливали, оставляя луб. Из воза лык получалось приблизительно 300 пар лаптей. Плели лапти от двух до десяти пар в день в зависимости от опыта и сноровки.

Говорят, что сам Петр I учился плести лапти и что сплетенный им образец хранился среди его вещей в Эрмитаже еще в начале прошлого столетия.

Кожаная обувь или лапти

Кожаная обувь ценилась не дешево. В 19 веке пару хороших лыковых лаптей можно было купить за три копейки, тогда как самые грубые крестьянские сапоги стоили пять-шесть рублей. Для крестьянина-земледельца это большие деньги, чтобы собрать их, нужно было продать четверть ржи (одна четверть равнялась почти 210 литрам сыпучих веществ).

Сапоги, отличавшиеся от лаптей удобством, красотой и прочностью, для большинства крепостных крестьян были недоступны. Даже для зажиточного крестьянина сапоги оставались роскошью, их надевали лишь по праздникам. Вот и обходились лаптями. О недолговечности плетеной обуви свидетельствует поговорка: «В дорогу идти, пятеры лапти сплести». Зимой мужик носил одни лапти не более десяти дней, а летом в рабочую пору стаптывал их в четыре дня.

Еще во время Гражданской войны (1918-1920) в лаптях ходила бoльшая часть Красной армии. Их заготовкой занималась специальная комиссия, снабжавшая солдат валяной обувью и лаптями.

Любопытный факт

Возникает интересный вопрос. Сколько же требовалось берёсты и лыка, чтобы столетиями обувать целый народ? Простые подсчёты показывают: если бы наши предки усердно рубили деревья ради коры, березняки и липовые леса исчезли бы ещё в доисторическую эпоху. Однако этого не произошло. Почему?

Дело в том, что наши далёкие предки-язычники с большим почитанием относились к природе, к деревьям, водам, озерам. Окружающая природа обожествлялась и считалась священной. Языческие боги охраняли и оберегали поля, реки, озера и деревья. Поэтому, вряд ли древние славяне поступали душегубски с деревьями. Скорее всего, русичи владели различными способами брать часть коры, не губя дерева, и умудрялись раз в несколько лет снимать кору с одной и той же берёзы. А может быть они владели ещё какими-то неведомыми нам секретами добывания материала для лаптей?

Лапти просуществовали не одно столетие, и теперь являются символом русской деревни и добрым памятником о наших славных предках.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .

Можно с уверенностью сказать, что история обуви так же стара, как и история человеческой культуры. Когда первобытному человеку пришлось встать на две конечности и сделать первые шаги по каменистой, мокрой и холодной, после глобального похолодания, земле, мысль о защите ног стала актуальной. Чем больше человек приспосабливался к нелегким и, почти всегда, враждебным условиям окружающей среды, тем больше изобретательности он проявлял. Необходимо было мыслить конструктивно, чтобы защитить свои ноги от холодного снега, горячего песка, острых камней и мокрой травы. Ученые предполагают, что с тех давних пор прошло приблизительно 150-200 веков.

Вероятно, все началось с того, что к ступне древнего охотника прилип подходящий по размеру кусок дерева, кожи или лист какого-нибудь растения. Человек это оценил и, вооружившись самыми простыми инструментами и используя доступные подручные материалы, попытался закрепить эту спасительную прослойку чем-нибудь, чтобы она держалась на ноге. Исследователи считают, что первая в истории человечества обувь могла быть представлена в виде портянок из шкур убитых на охоте животных, утепленных изнутри сухой травой. Правда, это всего лишь догадки - до наших дней меховые туфли со стельками из сена не дожили, а доказательств их существования древние люди нам не оставили. Зато, по дошедшим до нас произведениям письменности и скульптурных изображений, известно, что носили человеческие цивилизации, начиная от древних египтян, римлян и греков.

История рождения своего неповторимого для каждого народа варианта обуви напрямую зависит от самых разных факторов: природных условий, культуры, быта, традиционных занятий населения, торговых связей и соседских отношений. И, конечно же, пытаясь вспомнить, какую обувь носили наши далекие предки – славяне, возможно, первое, что приходит на ум - это лапти.

Выдвигаю гипотезу: История русского лаптя неразрывно связана с историей самой России, отражает самобытность культуры русского народа.

История лаптя

Принято считать, что лапти - один из самых древних видов обуви. Во всяком случае, крючки для плетения лаптей - костяные кочедыки из ребер животных - археологи находят даже на древних стоянках, относящихся к раннему железному веку (I тыс. до н.э.). Это дает основание предполагать, что уже начиная с каменного века люди плели обувь из растительных волокон. Лапти были распространенны не только на Руси. Их плели белорусы, украинцы и карелы, встречаются лапти и у поволжских народов - мордвы, чувашей и татар. Оказывается, даже индейцы в штате Миссури носили лапти! В одной из пещер этого штата была найдена целая коллекция обуви. Самому старому "лаптю" оказалось 8300 лет. В Полинезии в лаптях, сплетенных из кокосовых волокон, ходили по дну океана, чтобы не поранить ноги о кораллы и морских ежей.

Так что же такое в сущности - русский лапоть? Традиционные русские лапти - это низкая обувь, плетенная из древесного лыка и привязывавшаяся к ноге длинными верёвочными завязками – оборами. Завязки несколько раз перекрещивались на голени, прихватывая портянки, обернутые вокруг ноги - онучи. Летом носили холщовые онучи из льняной или конопляной ткани, зимой - суконные из шерстяной ткани

Плели лапти из коры и подкорья многих лиственных деревьев: липы, березы, вяза, дуба, ракиты и т.д. В зависимости от материала и плетеная обувь называлась по-разному: берестяники, вязовики, дубовики, ракитники... Самыми распространёнными и дешёвыми были лапти из липы. По весне или в начале лета деревенские мужики отправлялись в лес драть лыко - в эту пору оно легко снималось с деревьев. Снимали лыко специальным инструментом – деревянным пырком. Лапти, сплетенные из липового лыка, были прочными и достаточно мягкими. Если лапти плели из ивовой коры, то их называли коверзнями. Такие лапти считались самыми плохими, даже плести их было зазорно. Там, где лыка не было, приноровились плести лапти из корней - «коренники» и конского волоса «волосяники». Чтобы укрепить и утеплить свои лапти, крестьяне «подковыривали» их подошвы конопляной верёвкой. Ноги в таких лаптях не замерзали и не промокали.

Для работы плели лапти с невысоким голенищем, по типу калош, которые прозвали ступнями. Обычно в ступнях занимались хозяйством во дворе, особенно в осеннюю или весеннюю грязь, когда лапти с онучами одевать было некогда. Отправляясь на покос, обувались в лапти редкого плетения, не удерживающие воду, - рачки. Верёвочные лапти назывались чуни, их надевали дома или для работы в поле в жаркую, сухую погоду

Носили лапти и по праздникам. На этот случай лапти плелись писаные: полосы лыка у таких лаптей были узкими и из них мастера выплетали красивые узоры. Иногда вместе с лыком вплетали тесьму или выдержанные в горячей воде полоски вязового лыка, отчего они приобретали розовый цвет. Такие лапти одевали с чёрными или красными оборами, которые сразу выделялись на белоснежных праздничных онучах.

Русские лапти подразделялись на зимние и летние. Зимние были на пару размеров больше, чтобы пользоваться более тёплыми портянками. Также сохранились сведения о том, что сначала лапти были разными для правой и левой ноги. А вот у мордвы, татар и чувашей обувь не имела таких отличий. Возможно, именно у них на Руси научились делать лапти одинаковыми. Тем более, что это было в два раза практичнее: потеряется один лапоть, так другой не надо выкидывать.

Изготовление русского лаптя

Лапти делали всей семьёй. Плести лапти считалось исключительно мужским делом. Умение женщины сплести хороший лапоть вызывало недоверие мужиков и особое уважение женщин-односельчанок. Обучать мальчиков плетению лаптей начинали рано, в 7 – 8 лет, а наблюдать за этим процессом они могли с пеленок, поскольку все мужики в семье в зимнее время готовили лапти для всей семьи на весь год. Уже к 10-12 годам подросток мог сплести лапоть не хуже взрослого, хотя и не так быстро.

Содранное с дерева лыко вымачивали в тёплой воде, а потом держали в запруде, чтобы легче снять кору. Плели лапти на колодке, причём легче всего было делать нос, подошву и обушник лаптей, а вот запятник давался с большим трудом. Сохранилась народная байка о том, как царь Пётр, которому всё всегда удавалось, как-то решил сплести лапти. Хорошо у него дело пошло, да как стал он запятник делать, так "над лаптём и задумался". В Эрмитаже Санкт-Петербурга, среди личных вещей Петра I, тот незаконченный лапоть даже хранили и показывали. Самые сноровистые работники успевали за сутки сплести не больше пяти пар лаптей. Отсюда поговорка: "Лапти плести – не бородой трясти".

Лапти – обувь удобная, легкая, дешевая, единственный недостаток - непрочная. Зимой они пронашивались за десять дней, после оттепели - за четыре, летом, в рабочую пору, - и вовсе за три. Собираясь в дальний путь, с собой брали не одну пару запасных лаптей. «В дорогу идти - пятеры лапти сплести» - гласила пословица. А у наших соседей шведов существовал даже термин «лапотная миля» - расстояние, которое можно пройти в одной паре лаптей. О непрочности лаптей гласит и народная поговорка "В одних лаптях до царя не дойдешь".

Лапти снашивались очень быстро. Для крестьянина в год надобно было изготовить 50-60 пар лаптей! Ещё более впечатляющим выглядят затраты материала: на 50 лаптей требовалось 150 липовых заготовок - лутошек, каждая из которых была годна только если "содрана" с дерева возрастом не моложе 3-х лет. Сколько же требовалось лыка и бересты, чтобы столетиями обувать целый народ? Простые подсчёты показывают: если бы наши предки усердно рубили деревья ради коры, березняки и липовые леса исчезли бы ещё в доисторическую эпоху. Трудно предположить, славяне, особенно в стародавние времена, поклоняясь духам природы и бережно относясь к любой живности, так легко могли расправляться с деревьями. Вероятнее всего, они владели различными способами брать часть коры, не погубив дерево.

Способы плетения лаптей - например, в прямую клетку или в косую, с пятки либо с носка - были свои у каждого племени и вплоть до начала нашего века разнились по областям. Так, древние вятичи предпочитали лапти косого плетения, новгородские словене - тоже, но большей частью из берёсты и с более низкими бортиками. А вот поляне, древляне, дреговичи, радимичи, по-видимому, носили лапти в прямую клетку.

Существуют поговорки ("лыка не вяжет", "не лыком шит", "лыком подпоясан", "не всякое лыко в строку", "по парче лыком не шьют"), в которых фигурирует понятие «лыко». Что это такое? Обратимся за помощью к словарям.

Что говорят словари?

В справочниках это слово трактуется как молодой луб некоторых деревьев, который разделяется на полоски и тонкие волокна. Словарь Даля добавляет определение: лыко - это неокрепшее подкорье. Ткань дерева, размещенная непосредственно под корою, называется луб. За ним расположена молодая древесина. Словарь Брокгауза и Ефрона поясняет, как добывали лыко: срубали молодое деревце, обрубали ему сучья и срезали кору вдоль ствола. Это занятие называется «драть лыко». Лучшее лыко получается из липы. Поговорка «ободрал, как липку» как раз говорит об этом виде промысла.

Словари единодушно утверждают, что "лыко" - слово, употребляемое только в единственном числе. То есть нельзя говорить: «Надрал много лык». Правильно будет: «Надрал много лыка».

Лыко дерут и с ивы, и с вяза, и с дуба. Научно-технический энциклопедический словарь говорит, что это делают весной. Деревья подбирают не старше десяти лет. Снимают кору приблизительно трех аршин длины. Это около двух с небольшим метров. После удаляют верхнюю корочку, лыко вымачивают, сушат и пускают в дело.

На колу висит мочало

Присказка про мочало имеет реальные корни. Сняв с дерева молодой луб (что значит лыко), его укладывали в наполненные водой канавы для вымачивания - мочила. Их устраивали возле лесных ручьев и речек. К осени его развешивали сушить, а потом по снегу везли на санях в деревню. Когда основательно вымоченное лыко связывали в связки, оно распадалось на множество волокон.

Порой это случалось уже на просушке. Такие волокна можно увидеть на рынке или сельскохозяйственной ярмарке. На Руси их называют «мочало». Отсюда пошло слово «измочалить», то есть разделать на мелкие волокна так, что уже теряется прежняя форма.

Русская баня без мочала и веника не бывает. Этот экологичный материал использовали для массажа, и наши предки не знали хвори. Традиция мыться мочалом очень древняя. Из лыковой связки делали кисти и помазки, ими белили печи и заборы, чистили кухонную утварь, вили веревки и делали грубые нитки, которые применяли для сшивания сетей для ловли рыбы.

Из лыка вязали кукол, и не только для детских игр. В крестьянской избе было множество оберегов: кувадка, кубышка. На каждое событие семейной жизни была своя кукла.

Из мочала плели не только рыбацкие сети, но и лошадиную упряжь, рогожи, а в Германии - даже плащи. Мягкая мебель набивалась в старину именно лыком. Вместо холодильников использовали липовую тару. Туески плели по примеру лаптей. В них хорошо хранить масло и икру.

Лапти

Пожалуй, значение слова «лыко» легче всего объяснить на примере лаптей. А что такое лапти, известно всем. Эта незамысловатая обувь служила людям не только на Руси, но и в Финляндии. Если в Европе предпочитали деревянные башмаки - сабо, то нашим предкам нравились легкие лыковые лапоточки.

На пару такой обуви для взрослого человека требуется три липовых деревца. Мужчина, занятый крестьянским трудом, снашивает их за неделю. Поэтому лапти умели плести все. Это было обычным, несложным делом. Для плетения использовали колодку.

Почти все люди на Руси носили лапти, поэтому страну называли «лапотной Россией». Костяные кочедыки (приспособления для археологи находят при раскопках эпохи каменного века. В «Повести временных лет» находим слово «лапотник». Были артели, ходившие в лес драть лыко пырком - деревянным инструментом, оставлявшим голый ствол. Из воза лыка получалось триста пар лаптей. Сам Петр Первый учился плести лапти.

Какое значение слова «лыко» в поговорках?

До нас дошло немало пословиц и поговорок со словом «лыко». Лишь часть из них относится непосредственно к изделиям из луба, процессу их изготовления. Остальные же народная мудрость использует как наглядные примеры для аналогии, сравнения или гиперболы. Рассмотрим некоторые:

  • Лыка не вяжет - так говорят сейчас о человеке, не способном к элементарным самостоятельным действиям, или про ленивого, который уклоняется от работы. Почему именно лыко? Что это такое? Аллегория? Нет. Вязать лыко (связывать в пучки) - это элементарная операция, которую может делать даже ребенок. Связывали лыко для плетения веревок, изготовления кистей, мочалок, заготавливания пучков для будущих работ.
  • Не лыком шит - сейчас поговорка означает человека, которого не обманешь. Он не прост, имеет знания и опыт. Раньше вконец разорившийся крестьянин мог носить одежду, сшитую грубыми лыковыми волокнами, которые пригодны разве что на починку рыбацких сетей. Пояс тоже мог быть скручен из лыка. Но если у него были друзья или родственники, долго это продолжаться не могло. В конце концов человек с руками и головой на плечах обрастал новым имуществом. Те же, кто не хотел работать, пропивали поданную из милости одежду, не пользовались уважением в обществе. Про таких говорили: лыком шит, лыком подпоясан.
  • Не всякое лыко в строку - это присказка лапотников. При плетении лаптей различали строки, то есть ряды. Их подбирали по цвету и качеству. Некоторые не годились. Так говорили про тех, кто не годится для какого-то дела, выбивается из общей массы каким-то недостатком.

Лыковая одежда

Римляне, путешествуя по территории современной Германии, с удивлением обнаруживали людей, одетых в плащи из лыка. «Что это такое?», - удивлялись они. Народ, населявший германские земли, казался диким в их глазах. А напрасно. Хорошо сплетенная лыковая одежда предохраняет от укуса насекомых. В ней можно собирать В ней не холодно и не жарко. Она не промокает от дождя.

Даже по сей день некоторые индейские племена используют древнее умение изготавливать одежду из лыка. На фото представлены специально изготовленный костюм и аккуратный чемодан. Все сделано из лыка методом плетения лаптей.

Подведем итоги

Многим нравится лыко. Что это такое, вы уже знаете. Мы подробно рассмотрели добычу и обработку этого доступного и прочного природного материала. Много сотен лет человек работал с ним, и оно надежно служило ему. Сейчас есть различные мастер-классы, возрождающие народные промыслы. Не пойти ли в ближайший выходной в лес и не надрать ли там немного лыка?

24.07.2016 0 10465


Почему-то лапти считаются чисто русским видом повседневной обуви. Но это далеко не так. Конечно, в разных странах их плели по-разному и не только из лыка. Но сам принцип плетения обуви использовали карелы, финны, мордвины, татары, чуваши. Похожий вид обуви был также у японцев (варадзи), индейцев Северной Америки и даже австралийских аборигенов.

По названию лаптей - этой легкой и дешевой обуви - получили свое прозвище участники средневековой крестьянской войны в Норвегии. Они носили лапти из бересты, за что их и окрестили биркебейнерами («березовоногими» или «лапотниками»).

Дешево и сердито

Почему же лапти получили такое распространение на Руси? Прежде всего, они были дешевле добротной кожаной обуви. Плели лапти чаще всего из липового лыка, которого в лесу можно было заготовить в огромном количестве.

Конечно, лапти были менее долговечной обувью, чем сапоги. Недаром русская пословица гласила: «В дорогу идти-пятеры лапти сплести». Зимой одни лапти носились не более 10 дней, а летом в самую страду крестьянин стаптывал одни лапти за четыре дня. В среднем за год один деревенский житель изнашивал около 50-60 пар лаптей.

Техника плетения лаптей в каждом из регионов России была своя. К примеру, великорусские лапти, в отличие от белорусских и украинских, имели косое плетение - «косую решетку», тогда как в западных районах предпочитали прямое плетение, или «прямую решетку».

Если на Украине и в Белоруссии лапти начинали плести с носка, то русские крестьяне делали заплетку с задника, так что знающий человек мог сразу определить - из каких краев мастер. Причем в каждой местности был и свой материал, из которого плели лапти, и «фасон».

Например, для Москвы и прилегающих к Первопрестольной губерний характерны были лапти, плетенные из лыка, с высокими бортами и округлыми головками (носками). Северный, или новгородский, тип лаптей чаще всего плели из бересты, с треугольными носками и сравнительно низкими бортами. Мордовские лапти, распространенные в Нижегородской губернии, плели из вязового лыка. Головки этих моделей имели обычно трапециевидную форму.

Часто лапти получали название по числу лыковых полос, использованных в плетении: пятерик, шестерик, семерик. В семь лык обычно плели зимние лапти, хотя порой для особо зябких количество лык доходило до 12. Для прочности, тепла и красоты лапти проплетали вторично, для чего в ход шли пеньковые веревки. С этой же целью иногда пришивали кожаную подметку (подковырку).

Для праздников - «на выход» - предназначались писаные вязовые лапти из тонкого лыка с черными шерстяными (а не пеньковыми) оборами (то есть тесьмой, закрепляющей на ногах лапти) или вязовые красноватые семерики. Для осенних и весенних работ во дворе более удобными крестьяне считали высокие плетеные ступни, вовсе не имевшие обор.

Лапти носились с портянками, или, как их еще называли, онучами. От лаптя вверх и вокруг голени, на манер древнегреческой сандалии, шел лыковый шнурок, который крепился внизу и удерживал портянку от разматывания. Тем не менее при длительной ходьбе периодически приходилось переобуваться и перематывать сбившиеся портянки.

Лыковая индустрия

Чаще всего крестьяне сами изготавливали для себя лапти. Редко кто в деревенской среде не умел плести подобную обувь. Но были села, где лапти изготовляли не только для своих нужд, но и на продажу.

Сохранилось описание этого промысла в Симбирской губерниии. Лыкодеры отправлялись в лес целыми артелями.

Снимали лыко специальным деревянным пырком, оставляя совершенно голый ствол. Лучшим считалось лыко, добытое весной, когда на липе начинали распускаться первые листочки. Поэтому чаще всего такая операция губила дерево (отсюда и известное народное выражение «ободрать как липку»).

Перед плетением лаптей лыко в течение суток обязательно отмачивали в теплой воде. Затем кору соскабливали, оставляя луб. Из воза лык -от 40 до 60 пучков по 50 трубочек в каждом - получалось приблизительно 300 пар лаптей. Таким образом, крестьянин мог сплести от двух до десятка пар в день.

Порой изготовление лаптей ставилось, если можно так выразиться, на «индустриальные рельсы». Так, в конце XIX века в селе Смирнове Ардатовского уезда Нижегородской губернии этим делом занималось до 300 человек, причем каждый из них в зиму заготовлял около 400 пар лаптей. В селе Семеновском, неподалеку от Кинешмы, про- * изводили лаптей на 100 тысяч рублей. А из села Мыт Шуйского уезда Владимирской губернии отправлялось в Москву до полумиллиона пар лаптей.

Сейчас лапти носят разве что участники фольклорных ансамблей, но некоторые артели продолжают изготовлять их - на продажу в качестве сувениров.

Виктор ЦВЕТКОВ

Крестьянское население на Руси всегда было очень бедным, а жителям деревни приходилось выкручиваться в сложных ситуациях любыми способами. Поэтому вплоть до начала ХХ века самым популярным здесь оставались лапти. Это даже привело к тому, что Россию стали называть «лапотной». Такое прозвище оттеняло бедность и отсталость простого народа государства.

Значение слова "лапти"

Они всегда были обувью самого бедного населения, в том числе крестьянства, поэтому неудивительно, что лапти стали неким символом, который часто упоминался в фольклоре, в различных сказках и пословицах. Эту обувь носили практически все жители страны, независимо от возраста и пола, кроме и казачества.

Сложно объяснить, что такое лапти, не упомянув о материале, из которого они сделаны. Чаще всего их изготавливали из лыка и мочала, взятых с таких деревьев, как липа, ива, береза или вяз. Иногда использовали даже солому или конский волос, поскольку это весьма практичный, доступный и послушный материал, и из него можно сделать обувь различных форм и размеров, которая подойдет как для взрослых, так и для детей.

Из чего делали лапти

Из-за того, что эта обувь не отличалась долговечностью и очень быстро стаптывалась, надо было постоянно изготавливать новую, вплоть до нескольких пар за неделю. Чем прочнее был материал, тем качественнее получалась обувь, поэтому умельцы очень тщательно подходили к его выбору. Самым лучшим считалось лыко, получаемое от деревьев не моложе 4 лет. Порядка трех деревьев надо было ободрать, чтобы получить достаточно материала для одной пары. Это был длительный процесс, который отбирал много времени, а в результате получалась обувь, которая в любом случае скоро приходила в негодность. Вот что такое лапти на Руси.

Особенности

Некоторые умельцы умудрялись делать лапти, используя сразу несколько материалов. Иногда они были разных цветов и с различным орнаментом. Примечательно, что оба лаптя были абсолютно одинаковыми, не было различия между правым и левым.

Несмотря на то, что сам процесс изготовления подобной обуви не был сложным, людям все равно приходилось делать очень много лаптей. Зачастую этим занимались мужчины в зимний период, когда было меньше работы по хозяйству. "лапти" подразумевает под собой просто плетеную обувь, однако это абсолютно не отражает все ее особенности. Так, чтобы надеть их, сначала надо было использовать специальные холщовые портянки, а потом завязывать их специальными кожаными подвязками.

Сапоги

Более долговечным видом обуви в это время были сапоги, которые были намного более прочными, красивыми и, кроме того, удобными. Однако далеко не все могли себе позволить такую роскошь, они были доступны только обеспеченным людям, которым не доводилось почувствовать на себе, что такое лапти. Сапоги делали из кожи или ткани, праздничные украшали вышивкой, шелком и даже различными красивыми камнями. Они были намного наряднее обычных, в повседневной жизни люди чаще носили простые сапоги без каких-либо украшений, поскольку это намного более практичное решение.

Итог

В современном мире очень сложно судить о тяжестях жизни в деревне в XIX веке на Руси, однако осознание того, что такое лапти и сколько проблем приходилось преодолевать крестьянам, просто чтобы изготовить обувь, может показать людям, насколько сложной была жизнь раньше. Они были довольно непрактичны и очень быстро снашивались, однако у бедной прослойки населения не было выбора, им приходилось в холодные зимние вечера собираться у плиты и делать лапти для всей семьи, а иногда даже и на продажу.

© 2024 nowonline.ru
Про докторов, больницы, клиники, роддома