Медико биологические дисциплины. Развитие медико-биологических дисциплин. Учение о наследственности и изменчивости

Патологическая анатомия является составной частью пато­логии - науки, изучающей закономерности возникновения и развития болезней, отдельных патологических процессов и со­стояний.

В истории развития патологической анатомии выделяют че­тыре основных периода: анатомический (с древности до начала XIX века), микроскопический (с первой трети XIX века до 50-х годов XX века), ультрамикроскопический (после 50-х годов XIX века); современный, четвертый период развития патологи­ческой анатомии можно охарактеризовать как период патологи­ческой анатомии живого человека.

Возможность изучения патологических изменений органов человеческого тела появилась в XV-XVII веках благодаря воз­никновению и развитию научной анатомии. Наиболее значитель­ную роль в создании метода анатомического исследования, опи­сании строения всех важнейших органов и их взаиморасположе­ния сыграли в середине XVI века работы А.Везалия, Г.Фаллопия, Р.Коломбо и Б.Евстахия.

Анатомические исследования второй половины XVI - нача­ла XVII веков не только укрепили позиции анатомии, но и спо­собствовали появлению интереса к анатомии у врачей. Значи­тельное влияние на развитие анатомии в этот период оказали фи­лософ Ф.Бэкон и анатом У.Гарвей.

В 1676 г. Т.Боне сделал первую попытку на значительном ма­териале (3000 вскрытий) показать существование связи между обнаруженными при этом морфологическими изменениями и клиническими проявлениями болезни.

В XVII веке в Европе появились богатейшие анатомические музеи (Лейден), в которых были широко представлены патолого-анатомические препараты.

Важнейшим событием в истории патологической анатомии, определившим ее выделение в самостоятельную науку, стал вы­ход в свет в 1761 г. основного труда Дж.Б.Морганьи "О местопо­ложении и причинах болезней, выявленных анатомом".

На рубеже XVIII и XIX веков во Франции Ж.Корвизар, Р.Ла-эннек, Г.Дюпюитрен, К.Лобштейн, Ж.Буйо, Ж.Крювелье широ­ко внедрили патологическую анатомию в клиническую практи­ку; М.К.Биша указал дальнейший путь ее развития - изучение повреждений на тканевом уровне. Ученик М.К.Биша Ф.Бруссе создал учение, которое отвергало существование болезней, не имеющих материального субстрата. Ж.Крювелье выпустил в 1829-1835 гг. первый в мире цветной атлас по патологической анатомии.

В середине XIX века наибольшее влияние на развитие этой отрасли медицины оказали труды К.Рокитанского, в которых он не только представил изменения в органах на различных этапах развития заболеваний, но и уточнил описание патологических из­менений при многих болезнях. В 1844 г. К.Рокитанский основал в Венском университете кафедру патологической анатомии, соз­дал крупнейший в мире патологоанатомический музей. С именем К.Рокитанского связывают окончательное выделение патологи­ческой анатомии в самостоятельную научную дисциплину и вра­чебную специальность.

Переломным моментом в развитии этой дисциплины явилось создание в 1855 г. Р.Вирховым теории клеточной патологии.

В России первые попытки организации прозекторского дела относятся к XVIII веку. Они связаны главным образом с деятель­ностью видных организаторов здравоохранения - И.Фишера и П.З.Кондоиди. Эти попытки не дали ощутимых результатов в связи с низким уровнем развития российской медицины и состоя­нием медицинского образования, хотя уже в то время проводи­лись отдельные вскрытия с контрольно-диагностическими и ис­следовательскими целями.

Становление патологической анатомии как научной дисцип­лины началось лишь в первой четверти XIX века и совпало по времени с улучшением преподавания нормальной анатомии в университетах. Одним из первых анатомов, обращавших внима­ние студентов на патологические изменения органов во время вскрытия, был Е.О.Мухин.

Впервые вопрос о необходимости включения патологической анатомии в число обязательных предметов преподавания на ме­дицинском факультете Московского университета был постав­лен в 1805 г. М.Я.Мудровым в письме к попечителю университета М.Н.Муравьеву. По предложению Ю.Х.Лодера, преподавание патологической анатомии в виде курса при кафедре нормальной анатомии было отражено в университетском уставе 1835 г. В со­ответствии с этим уставом преподавание самостоятельного курса патологической анатомии было начато в 1837 г. проф. Л.С.Сев-руком на кафедре нормальной анатомии. Профессора Г.И.Со­кольский и А.И.Овер начали использовать новейшие патолого-анатомические сведения в преподавании терапевтических дисци­плин, а Ф.И.Иноземцев и А.И.Поль - при чтении лекций по кур­су хирургии.

В 1841 г. в связи с созданием нового медицинского факульте­та в Киеве Н.И.Пирогов поставил вопрос о необходимости от­крытия кафедры для преподавания патологии в Университете Св. Владимира. В соответствии с уставом этого университета (1842) было предусмотрено открытие кафедры патологической анатомии и патологической физиологии, которая начала функ­ционировать в 1845 г.: ее возглавил ученик Н.И.Пирогова Н.И.Козлов.

7 декабря 1845 г. было принято "Дополнительное постановле­ние о медицинском факультете Императорского Московского университета", которое предусматривало создание кафедры па­тологической анатомии и патологической физиологии. В 1846 г. профессором этой кафедры был назначен Ю.Дитрих - адъюнкт факультетской терапевтической клиники, которой заведовал А.И.Овер. После смерти Ю.Дитриха в конкурсе на замещение ва­кантной должности приняли участие четыре адъюнкта терапев­тических клиник Московского университета - Самсон фон Гиммелыптерн, Н.С.Топоров, А.И.Полунин и К.Я.Млодзиевский. В мае 1849 г. профессором кафедры патологической анатомии и патологической физиологии был избран А.И.Полунин - адъ­юнкт госпитальной терапевтической клиники И.В.Варвинского.

Для современной медицины характерен постоянный поиск наиболее объективных материальных критериев диагностики и познания сущности болезни. Среди этих критериев морфологи­ческий приобретает исключительное значение как наиболее дос­товерный.

Современная патологическая анатомия широко использует достижения других медико-биологических дисциплин, обобщая фактические данные биохимических, морфологических, генети­ческих, патофизиологических и других исследований с целью ус­тановления закономерностей, касающихся работы того или ино­го органа, системы при различных заболеваниях.

Благодаря задачам, которые решает в настоящее время пато­логическая анатомия, она занимает особое место среди медицин­ских дисциплин. С одной стороны, патологическая анатомия - это теория медицины, которая, раскрывая материальный субстрат болезни, непосредственно служит клинической практике, с другой - это клиническая морфология для диагноза, дающая ма­териальный субстрат теории медицины - общей и частной пато­логии человека [Серов В.В., 1982].

Под общей патологией понимают наиболее общие, т.е. свой­ственные всем болезням, закономерности их возникновения, раз­вития и исходов. Уходя своими корнями в частные проявления различных болезней и основываясь на этих частностях, общая па­тология одновременно синтезирует их, дает представление о ти­повых процессах, характерных для той или иной болезни.

В результате прогресса медико-биологических дисциплин (физиология, биохимия, генетика, иммунология) и сближения с ними классической морфологии стало очевидным существование единого материального субстрата проявлений жизнедеятельно­сти, включающего весь диапазон уровней организации - от мо­лекулярного до организменного, и никакие, даже ничтожные функциональные нарушения не могут возникнуть и исчезнуть, не отразившись в соответствующих структурных изменениях на мо­лекулярном или ультраструктурном уровне. Таким образом, дальнейший прогресс общей патологии не может быть поставлен в зависимость от развития какой-либо одной дисциплины или их группы, так как общая патология сегодня представляет собой концентрированный опыт всех отраслей медицины, оцененный с широких биологических позиций.

Каждая из современных медицинских и медико-биологиче­ских дисциплин вносит свою лепту в построение теории медици­ны. Биохимия, эндокринология и фармакология раскрывают тонкие механизмы процессов жизнедеятельности на молекуляр­ном уровне; в патологоанатомических исследованиях законы об­щей патологии получают морфологическую интерпретацию; па­тологическая физиология дает их функциональную характери­стику; микробиология и вирусология являются важнейшими ис­точниками разработки этиологического и иммунологического аспектов общей патологии; генетика раскрывает секреты инди­видуальности реакций организма и принципы их внутриклеточ­ного регулирования; клиническая медицина завершает оформле­ние законов общей патологии человека на основе собственного богатейшего опыта и окончательной оценки получаемых экспе­риментальных данных под углом зрения психологических, соци­альных и других факторов. Итак, общая патология подразумева­ет такой подход к оценке наблюдаемых явлений, который харак­теризуется их широким медико-биологическим анализом.

Для современного этапа развития медицины характерно то, что дисциплины, ранее бывшие преимущественно или даже ис­ключительно экспериментальными (генетика, иммунология, биохимия, эндокринология, патологическая физиология и др.), становятся в равной мере и клиническими.

Таким образом, современная общая патология включает:

▲ обобщение фактических данных, полученных с помощью методов исследования, используемых в различных медико-биологических дисциплинах;

▲ изучение типовых патологических процессов (см. лекцию 2); а разработку проблем этиологии, патогенеза, морфогенеза бо­лезней человека;

▲ развитие философско-методологических аспектов биологии и медицины (проблемы целесообразности, соотношения структу­ры и функции, части и целого, внутреннего и внешнего, социаль­ного и биологического, детерминизма, целостности организма, нервизма и др.) на основе осмысления всей совокупности фактов, полученных в различных областях медицины; а формирование теории медицины вообще и учения о болезни в частности.

Быстрое развитие клинической физиологии, клинической морфологии, клинической иммунологии, клинической биохимии и фармакологии, медицинской генетики, принципиально новых методов рентгенологического исследования, эндоскопии, эхогра­фии и др. чрезвычайно обогатило наши знания о фактических де­талях и общих закономерностях развития болезней человека. Все более широкое использование неинвазивных методов исследова­ния (компьютерная томография, ультразвуковая диагностика, эн­доскопические методы и др.) позволяет визуально определять ло­кализацию, размеры и даже в известной степени характер патоло­гического процесса, что по существу открывает пути развития прижизненной патологической анатомии - клинической морфологии, которой посвящен курс ча­стной патологической анатомии.

Сфера применения морфологического анализа в клинике по­стоянно расширяется благодаря все возрастающей хирургиче­ской активности и успехам медицинской техники, а также в связи с совершенствованием методических возможностей морфологии. Совершенствование медицинских инструментов привело к тому, что практически не осталось таких областей организма человека, которые были бы недоступны для врача. При этом особое значе­ние для совершенствования клинической морфологии приобре­тает эндоскопия, позволяющая клиницисту заниматься морфоло­гическим изучением болезни на макроскопическом (органном) уровне. Эндоскопические исследования служат и целям био­псии, с помощью которой патологоанатом получает материал для морфологического исследования и становится полноценным участником решения вопросов диагностики, терапевтической или хирургической тактики и прогноза заболевания. Используя материал биопсии, патологоанатом решает и многие теоретиче­ские вопросы патологии. Поэтому биоптат становится основным объектом исследования при решении практических и теоретиче­ских вопросов патологической анатомии.

Методические возможности современной морфологии удов­летворяют стремления патологоанатома ко все возрастающей точности морфологического анализа нарушенных процессов жизнедеятельности и все более полной и точной функциональ­ной оценке структурных изменений. Современные методические возможности морфологии огромны. Они позволяют изучать па­тологические процессы и болезни на уровне организма, системы, органа, ткани, клетки, клеточной органеллы и макромолекулы. Это макроскопические и светооптические (микроскопические), электронно-микроскопические, цито- и гистохимические, иммуногистохимические и авторадиографические методы. Наблюда­ется тенденция к комплексированию ряда традиционных методов морфологического исследования, в результате чего возникли электронно-микроскопическая гистохимия, электронно-микро­скопическая иммуноцитохимия, электронно-микроскопическая авторадиография, существенно расширившие возможности пато­логоанатома в диагностике и познании сущности болезней.

Наряду с качественной оценкой наблюдаемых процессов и яв­лений появилась возможность количественной оценки при использовании новейших методов морфологического анализа. Морфометрия дала в руки исследователей возможности применения электронной техники и математики для суждения о достоверности результатов и правомочности трактовки выявлен­ных закономерностей.

С помощью современных методов исследования патологоана­том может обнаружить не только морфологические изменения, свойственные развернутой картине того или иного заболевания, но и начальные изменения при болезнях, клинические проявле­ния которых еще отсутствуют в силу состоятельности компенса­торно-приспособительных процессов [Саркисов Д.С., 1988]. Сле­довательно, начальные изменения (доклинический период болез­ни) опережают их ранние клинические проявления (клинический период болезни). Поэтому главным ориентиром в диагностике начальных стадий развития заболевания служат морфологиче­ские изменения клеток и тканей.

Патологическая анатомия, располагая современными техни­ческими и методическими возможностями, призвана решать за­дачи как клинико-диагностического, так и научно-исследова­тельского характера.

Вырастает значение экспериментального направления, когда ответы на сложные вопросы этиологии и патогенеза заболеваний ищут и клиницист, и патолог. Эксперимент используется пре­жде всего для моделирования патологических процессов и болез­ней, с его помощью разрабатываются и испытываются новые ме­тоды лечения. Однако морфологические данные, полученные в экспериментальной модели болезни, должны быть соотнесены с подобными данными при той же болезни у человека.

Несмотря на то что в последние годы во всех странах число вскрытий неуклонно снижается, патологоанатомическое иссле­дование остается одним из главных методов научного познания болезни. С его помощью осуществляется экспертиза правильно­сти диагноза и лечения, устанавливаются причины смерти. В свя­зи с этим вскрытие трупа как завершающий этап диагностики не­обходимо не только клиницисту и патологоанатому, но и меди­цинскому статистику и организатору здравоохранения. Этот ме­тод является базой научных исследований, преподавания фунда­ментальных и прикладных медицинских дисциплин, школой вра­ча любой специальности. Анализ результатов вскрытия играет важную роль в решении ряда крупных научно-практических про­блем, например проблемы изменчивости, или патоморфоза, бо­лезней. Значение этой проблемы постоянно возрастает, так как все чаще и чаще перед клиницистом и патологоанатомом встает вопрос: где кончается патоморфоз и где начинается патология терапии?

Выберите один правильный ответ.

76. И.М. СЕЧЕНОВ – ОСНОВОПОЛОЖНИК ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

1) микробиологии

2) физиологической школы

3) кардиологии

4) ревматологии

77. С.П. БОТКИН – ОСНОВОПОЛОЖНИК ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

1) микробиологии

2) физиологической школы

3) кардиологии

4) ревматологии

78. ОБОСНОВАЛ НЕВРОГЕННУЮ ТЕОРИЮ ПАТОГЕНЕЗА БОЛЕЗНЕЙ

1) Н.Е. Введенский

2) И.И. Мечников

3) С.П. Боткин

4) Г.А. Захарьин

79. ИНИЦИАТОРЫ СОЗДАНИЯ ПЕРВОЙ БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ В РОССИИ

1) И.М. Сеченов и Б.Ф. Вериго

2) И.И. Мечников и Н.Ф. Гамалея

3) С.П. Боткин и Г.А. Захарьин

4) Г.И. Сокольский и Ж. Буйо

80. «РЕФЛЕКСЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА» (1863 Г.) НАПИСАЛ

1) Г.Н. Габричевский

2) И.М. Сеченов

3) Н.Е. Веденский

4) В.В. Пашутин

81. Г.Н. ГАБРИЧЕВСКИЙ – ОСНОВОПОЛОЖНИК ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

1) микробиологии

2) физиологической школы

3) кардиологии

4) ревматологии

82. УЧЕНИЕ О ЗОНАХ КОЖНОЙ ГИПЕРЕСТЕЗИИ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ВНУТРЕННИХ ОРГАНОВ СОЗДАЛ

1) Н.Е. Введенский

2) И.И. Мечников

3) С.П. Боткин

4) Г.А. Захарьин

83. ОДИН ИЗ ОСНОВОПОЛОЖНИКОВ ШКОЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ

1) Н.Е. Введенский

2) И.И. Мечников

3) С.П. Боткин

4) Г.А. Захарьин

84. ПЕРВЫЙ ОРГАНИЗАТОР САНИТАРНОГО ДЕЛА В ПЕТЕРБУРГЕ

1) С.П. Боткин

2) Н.В. Склифосовский

3) И.М. Сеченов

4) И.И. Мечников

85. ОСНОВАТЕЛЬ УЧЕНИЯ О РЕАКТИВНОСТИ ОРГАНИЗМА

1) Г.А. Захарьин

2) Н.В. Склифосовский

3) С.П. Боткин

4) И.М. Сеченов

86 АКТИВНО ВЫСТУПАЛ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ЛЕЧЕНИИ БОЛЬНЫХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ МИНЕРАЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ

1) Г.А. Захарьин

2) Н.В. Склифосовский

3) С.П. Боткин

4) И.М. Сеченов

87. ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ФАГОЦИТОЗА ПРИМЕНЯЛ

1) С.П. Боткин

2) Н.В. Склифосовский

3) И.М. Сеченов

4) И.И. Мечников

88. ОДНОЙ ИЗ ТЕОРИЙ ПАТОЛОГИИ В XIX ВЕКЕ БЫЛА

1) психологическая

2) онкологическая

3) вирусологическая

4) целлюлярная

89. В ОСНОВЕ УЧЕНИЯ ВИРХОВА О МЕХАНИЗМЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В ОРГАНИЗМЕ ЛЕЖИТ ОТКРЫТИЕ

1) гуморальных факторов иммунитета

2) строения сердечно-сосудистой системы

3) клеточного строения организма

4) теории нервизма

90. ОДНИН ИЗ ИНИЦИАТОРОВ ОРГАНИЗАЦИИ КОМИССИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДРАВИЯ

1) Г.А. Захарьин

2) Н.В. Склифосовский

3) С.П. Боткин

4) И.М. Сеченов

91. РОЛЬ МИКРООРГАНИЗМОВ В ИНФЕКЦИОННОЙ ПАТОЛОГИИ ПЕРВЫМ ПРИЗНАЛ

1) Г.А. Захарьин

2) Н.В. Склифосовский

3) С.П. Боткин

4) И.М. Сеченов

92. В КОНЦЕ XIX СТОЛЕТИЯ ВЕДУЩЕЙ ТЕОРИЕЙ ПАТОЛОГИИ БЫЛА

1) вирусологическая

2) травматологическая

3) нейрофизиологическая

4) конституционная

93. Г.И. СОКОЛЬСКИЙ – ОСНОВОПОЛОЖНИК ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

1) микробиологии

2) физиологической школы

3) кардиологии

4) ревматологии

94. ГЛАВНУЮ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ИММУНИТЕТА И.И. МЕЧНИКОВ ОТВОДИЛ

1) иммуноглобулинам

2) Т-хелперам

3) В-лимфоцитам

4) фагоцитам

95. ИНИЦИАТОРОМ ВЫДЕЛЕНИЯ ПЕДИАТРИИ И ГИНЕКОЛОГИИ В САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ КЛИНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ БЫЛ

1) И.М. Сеченов

2) Г.Н. Габричевский

3) И.И. Мечников

4) С.П. Боткин

5) Г.А. Захарьин

Дополните.

96. Основателем первого Российского бактериологического общества был ________.

97. Одним из основоположников школьной гигиены был ________.

98. Правительственную комиссию по улучшению санитарных условий и уменьшению смертности в России в 1885 г. возглавлял _______.

99. При участии С.П. Боткина в Петербурге открылась первая в мире Высшая медицинская школа для ____.

100. Председателем Пироговского общества врачей начиная с 1904 г. был ________.

101. И.И. Мечников 28 лет проработал в научно-исследовательском институте в Париже под руководством ________.

102. И.М. Сеченов создал теорию центрального ________.

103. Г.Н. Габричевский – один из основоположников отечественной ________.

104. В 1882 г. С.П. Боткин добился введения должности думского ________.

105. Сывороточное лечение дифтерии впервые было введено в России Н.Ф. Филатовым и ____.

106. И.И. Мечников считал, что главную роль в формировании иммунитета играют ________.

107. Противодифтерийная сыворотка впервые была создана в России в ________ году.

108. Инициаторами организации женского медицинского образования были ________ и ____.

Установите соответствие.

109. СОБЫТИЕ: УЧЕНЫЙ:
1) создатель фагоцитарной теории иммунитета 2) основоположник клинико-физио­логического направления 3) основоположник материалистичес­кой психологии А. С.П. Боткин
Б. П.А. Загорский
В. И.И. Мечников Г. Т.Н. Овцын
Д. М. Я. Мудров Е. И.М. Сеченов
110. НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: УЧЕНЫЙ:
1) изучение физиологии нервной системы 2) развитие эволюционного учения 3) совершенствование методов хирургии А. А.П.Нелюбин
Б. М.А. Нечаев
В. И.Е. Дядьковский
Г. Н.Ф. Кайданов
Д. Н.В.Склифосовский
Ответ: 1 – __; 2 – __; 3 – __. Е. А.А. Иовский
111. СОБЫТИЕ: УЧЕНЫЙ:
1) основоположник учения о ревматизме 2) активный сторонник учения об асептике и антисептике 3) один из основателей науки о школьной гигиене Ответ: 1 – __; 2 – __; 3 – __. А. И.И. Мечников
Б. Г.И. Сокольский
В. Н.В. Склифосовский
Г. М.М. Тереховский Д. Г.А. Захарьин
112. СОБЫТИЕ: УЧЕНЫЙ:
1) разработал метод остеопластической операции «русский замок» 2) создал первую бактериологическую лабораторию в России 3) основоположник клинико-анатоми­ческого направления в медицине А. И.И.Мечников
Б. Г.И.Сокольский
В. Н.В.Склифосовский
Г. М.М.Тереховский
Д. Г.А. Захарьин
Ответ: 1 – __; 2 – __; 3 – __.
113. УЧЕНЫЙ: ГОДЫ ЖИЗНИ:
1) И.М. Сеченов А. 1845–1916
2) И.И. Мечников Б. 1832–1989
3) С.П. Боткин В. 1845–1905
Г. 1832–1911
Ответ: 1 – __; 2 – __; 3 – __. Д. 1829–1905
114. УЧЕНЫЙ: ГОДЫ ЖИЗНИ:
1) Г.А. Захарьин А. 1812–1889
2) Г.И. Сокольский Б. 1832–1893
3) Н.В. Склифосовский В. 1829–1897
Г. 1807–1886
Д. 1836–1904
Ответ: 1 – __; 2 – __; 3 – __. Е. 1836–1911

Установите последовательность.

115. ЭТАПЫ ЖИЗНИ ЛАУРЕАТА НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ И.И. МЕЧНИКОВА

1) учеба в Харьковском университете

2) работа в Одесском университете

3) защита докторской диссертации в Петербурге

4) издание "Этюдов о природе человека"

116. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СОБЫТИЙ

1) первое издание «Клинических лекций» А.А. Остроумова

2) выход в свет «Клинических лекций» Г.А. Захарьина

3) издание первого выпуска «Клинических лекций» С.П. Боткина

4) защита С.П. Боткиным диссертации «О всасывании жира в кишках»

117. ИЗДАНИЕ МЕДИЦИНСКИХ ГАЗЕТ И ЖУРНАЛОВ

1) «Больничная газета Боткина»

2) «Современная медицина»

3) «Архив клиники внутренних болезней»

4) «Еженедельная клиническая газета»

118. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С.П. БОТКИНА

1) работа в клинике внутренних болезней в Петербурге

2) участие в деятельности правительственной комиссии по улучшению санитарных условий населения

3) создание инфекционного стационара

4) участие в Крымской войне

119. ЭТАПЫ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И.М. СЕЧЕНОВА

1) издание труда «Рефлексы головного мозга»

2) заведование кафедрой в Одесском университете

3) работа в Петербургском университете

ОТВЕТЫ:


Похожая информация.


Три крупнейших открытия определили новую эпоху в естествознании и повлияли решающим образом и на медицине: «Познание взаимной связи процессов, совершающихся в природе, двинулось гигантскими шагами вперед... Во-первых, благодаря открытию клетки... Во-вторых, благодаря открытию закона сохранения и превращения энергии... Наконец, в-третьих, благодаря впервые представленному Ч. Дарвином связному доказательству того, что все окружающие нас теперь организмы возникли в результате длительного процесса развития» (Ф. Энгельс).

Из отраслей медицинской науки, влиявших на другие ее отрасли и способствовавших их развитию в духе новых запросов, одно из главных мест заняла физиология.

Позднее, во второй половине 19 века, такое же влияние на другие отрасли медицины оказали новые науки - микробиология и биохимия.

Основным методом физиологии, а затем и других медико-биологических дисциплин в 19 веке стал эксперимент. Экспериментальный метод приблизил медицину к точному естествознанию.

Особенно большие успехи были достигнуты физиологией в области уяснения деятельности нервной системы. Большое значение имел экспериментально доказанный рядом ученых (чехом И. Прохаской, шотландцем Ч. Беллом и французом Ф. Мажанди) факт, что передние корешки спинномозговых нервов проводят двигательные импульсы, а задние - чувствительные. «Врач будущего есть врач-экспериментатор», учил французский физиолог К. Бернар (1813-1878). Развитие естествознания и медицины он делил на две стадии: стадию наблюдения (представитель ее Гиппократ) и стадию эксперимента. К. Бернар изучал образование в печени животного крахмала-гликогена, роль в пищеварении многочисленных желез пищеварительного тракта, симпатическую нервную систему, сосудистые нервы, установил участие нервной системы в теплообразовании, в углеводном обмене и др. Большое значение имел «сахарный укол»: повреждением дна IV желудочка мозга К. Бернар впервые экспериментально получил у животного сахарное мочеизнурение (1849).

Не меньшее значение имел для развития экспериментальной физиологии другой классический эксперимент, который произвел за 5 лет до этого (в 1842 г.) русский физиолог А. М. Филомафитский (1807- 1849) совместно с В. А. Басовым, впоследствии видным хирургом: искусственный свищ желудка. Позднее сделал эту операцию одним из основных методов для изучения физиологии пищеварения, отделения «психического сока», предшествовавшего изучению условных рефлексов. А. М. Филомафитский положил начало экспериментальному преподаванию физиологии в России. В «Физиологии, изданной для руководства своих слушателей» он отстаивал, в противовес умозрительному подходу натурфилософов, «путь опыта и наблюдения» (1836). Филомафитский одновременно с Н. И. Пироговым положил начало научному изучению наркоза (эфирного, хлороформного), предложил маску для наркоза, разработал теорию и практические мероприятия по переливанию крови.

«Жизненную силу» - понятие, имевшее тогда широкое хождение,- Филомафитский предлагал «не смешивать с душою, как это сделал Шталь», а трактовать как «свойство органической материи обнаруживать жизнедеятельность, выраженную или внутренним, или наружным движением».

Утверждение в физиологии материалистического направления связано с деятельностью И. М. Сеченова (1829-1905). Его исследования в области физиологии нервной системы легли в основу материалистической физиологии и психологии. Содержание главного произведения Сеченова - «Рефлексы головного мозга» (1863) раскрывается в первоначальном названии этого труда, не допущенном цензурой,- «Попытка свести способ происхождения психических явлений на физиологические основы». «Рефлексы головного мозга» и последующие работы Сеченова («Элементы мысли», «Кому и как разрабатывать психологию» и др.) положили начало новому этапу в развитии физиологии и психологии. Значение этого этапа И. П. Павлов определил так: «Мозг, который в высшей его формации - человеческого мозга - создавал и создает естествознание, сам становится объектом этого естествознания».

Лекция 1

Межличностная дистанция

Мимика

Жесты

Позы

Выражают отношение к происходящему, к партнеру, эмоциональное состояние, а может быть просто привычка. Позы очень многозначны.

Открытая поза:

Поворот корпуса и головы к собеседнику;

Смотрит в глаза, но не пристально;

Раскрытые ладони;

Нескрещенные руки и ноги;

У деловых мужчин расстегнут пиджак;

Жесты классифицируются на основе функций, которые они выполняют:

· коммуникативные (заменяющие речь)

· описательные (их смысл понятен только при словах)

· жесты, выражающие отношение к людям, состояние человека.

Одинаковые жесты могут иметь разное значение в разных культурах. Например, ОК. США – ОК, Франция – ноль, Япония – деньги, Средиземноморье – голубые. Виктория. Европа – победа, в Англии ладонью к себе – заткнись.

Это наиболее часто используемое средство невербального общения. Мимика может быть произвольной и непроизвольной. Разные половины лица контролируются разными полушариями. Правая часть больше контролируется, на левой эмоции лучше отражаются, особенно негативные.

Это средство невербального общения и фактор, который свидетельствует о том, в каких отношениях находятся люди друг с другом. Зависит от пола, возраста, социального статуса и национальности.

Интимная зона, меньше 45 см. Хорошо знакомые или близкие люди. Возможен контакт глаз, негромкий голос, прикосновения.

Персональная зона, 45-120 см. Знакомые люди. Зрительный контакт, выразительные движения, средняя громкость голоса.

Социальная зона, 120-400 см. Деловые вопросы, формальное общение с малознакомыми людьми.

Публичная зона, 4-7,5 м. С аудиторией.

Сокращение дистанции способствует совместной деятельности, взаимной заинтересованности, появлению симпатии. У каждого человека есть персональное пространство, своя зона общения, в которую он никого не пускает. В случае вторжения туда постороннего человек испытывает физический дискомфорт.

Список литературы

1. Введение в психологию/ Под общ. ред. проф. А.В. Петровского – М., 1996.

2. Немов P.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн.1. Общие основы психологии. – М., 1994.

3. Психология. Учебник для экономических вузов./Под ред. В.Н.Дружинина. – СПб, 2000.

4. Психология. Учебник./Под ред. А.А.Крылова. – М., 2000.

5. Рубинштейн С.Л. Основы обшей психологии. – СПб, 2000.

Патологическая анатомия является составной частью пато­логии - науки, изучающей закономерности возникновения и развития болезней, отдельных патологических процессов и со­стояний.


В истории развития патологической анатомии выделяют че­тыре основных периода: анатомический (с древности до начала XIX века), микроскопический (с первой трети XIX века до 50-х годов XX века), ультрамикроскопический (после 50-х годов XIX века); современный, четвертый период развития патологи­ческой анатомии можно охарактеризовать как период патологи­ческой анатомии живого человека.

Возможность изучения патологических изменений органов человеческого тела появилась в XV-XVII веках благодаря воз­никновению и развитию научной анатомии. Наиболее значитель­ную роль в создании метода анатомического исследования, опи­сании строения всех важнейших органов и их взаиморасположе­ния сыграли в середине XVI века работы А.Везалия, Г.Фаллопия, Р.Коломбо и Б.Евстахия.

Анатомические исследования второй половины XVI - нача­ла XVII веков не только укрепили позиции анатомии, но и спо­собствовали появлению интереса к анатомии у врачей. Значи­тельное влияние на развитие анатомии в этот период оказали фи­лософ Ф.Бэкон и анатом У.Гарвей.

В 1676 г. Т.Боне сделал первую попытку на значительном ма­териале (3000 вскрытий) показать существование связи между обнаруженными при этом морфологическими изменениями и клиническими проявлениями болезни.

В XVII веке в Европе появились богатейшие анатомические музеи (Лейден), в которых были широко представлены патолого-анатомические препараты.

Важнейшим событием в истории патологической анатомии, определившим ее выделение в самостоятельную науку, стал вы­ход в свет в 1761 г. основного труда Дж.Б.Морганьи "О местопо­ложении и причинах болезней, выявленных анатомом".

На рубеже XVIII и XIX веков во Франции Ж.Корвизар, Р.Ла-эннек, Г.Дюпюитрен, К.Лобштейн, Ж.Буйо, Ж.Крювелье широ­ко внедрили патологическую анатомию в клиническую практи­ку; М.К.Биша указал дальнейший путь ее развития - изучение повреждений на тканевом уровне. Ученик М.К.Биша Ф.Бруссе создал учение, которое отвергало существование болезней, не имеющих материального субстрата. Ж.Крювелье выпустил в 1829-1835 гг. первый в мире цветной атлас по патологической анатомии.

В середине XIX века наибольшее влияние на развитие этой отрасли медицины оказали труды К.Рокитанского, в которых он не только представил изменения в органах на различных этапах развития заболеваний, но и уточнил описание патологических из­менений при многих болезнях. В 1844 г. К.Рокитанский основал в Венском университете кафедру патологической анатомии, соз­дал крупнейший в мире патологоанатомический музей. С именем К.Рокитанского связывают окончательное выделение патологи­ческой анатомии в самостоятельную научную дисциплину и вра­чебную специальность.

Переломным моментом в развитии этой дисциплины явилось создание в 1855 г. Р.Вирховым теории клеточной патологии.

В России первые попытки организации прозекторского дела относятся к XVIII веку. Они связаны главным образом с деятель­ностью видных организаторов здравоохранения - И.Фишера и П.З.Кондоиди. Эти попытки не дали ощутимых результатов в связи с низким уровнем развития российской медицины и состоя­нием медицинского образования, хотя уже в то время проводи­лись отдельные вскрытия с контрольно-диагностическими и ис­следовательскими целями.

Становление патологической анатомии как научной дисцип­лины началось лишь в первой четверти XIX века и совпало по времени с улучшением преподавания нормальной анатомии в университетах. Одним из первых анатомов, обращавших внима­ние студентов на патологические изменения органов во время вскрытия, был Е.О.Мухин.

Впервые вопрос о необходимости включения патологической анатомии в число обязательных предметов преподавания на ме­дицинском факультете Московского университета был постав­лен в 1805 г. М.Я.Мудровым в письме к попечителю университета М.Н.Муравьеву. По предложению Ю.Х.Лодера, преподавание патологической анатомии в виде курса при кафедре нормальной анатомии было отражено в университетском уставе 1835 г. В со­ответствии с этим уставом преподавание самостоятельного курса патологической анатомии было начато в 1837 г. проф. Л.С.Сев-руком на кафедре нормальной анатомии. Профессора Г.И.Со­кольский и А.И.Овер начали использовать новейшие патолого-анатомические сведения в преподавании терапевтических дисци­плин, а Ф.И.Иноземцев и А.И.Поль - при чтении лекций по кур­су хирургии.

В 1841 г. в связи с созданием нового медицинского факульте­та в Киеве Н.И.Пирогов поставил вопрос о необходимости от­крытия кафедры для преподавания патологии в Университете Св. Владимира. В соответствии с уставом этого университета (1842) было предусмотрено открытие кафедры патологической анатомии и патологической физиологии, которая начала функ­ционировать в 1845 г.: ее возглавил ученик Н.И.Пирогова Н.И.Козлов.

7 декабря 1845 г. было принято "Дополнительное постановле­ние о медицинском факультете Императорского Московского университета", которое предусматривало создание кафедры па­тологической анатомии и патологической физиологии. В 1846 г. профессором этой кафедры был назначен Ю.Дитрих - адъюнкт факультетской терапевтической клиники, которой заведовал А.И.Овер. После смерти Ю.Дитриха в конкурсе на замещение ва­кантной должности приняли участие четыре адъюнкта терапев­тических клиник Московского университета - Самсон фон Гиммелыптерн, Н.С.Топоров, А.И.Полунин и К.Я.Млодзиевский. В мае 1849 г. профессором кафедры патологической анатомии и патологической физиологии был избран А.И.Полунин - адъ­юнкт госпитальной терапевтической клиники И.В.Варвинского.

Для современной медицины характерен постоянный поиск наиболее объективных материальных критериев диагностики и познания сущности болезни. Среди этих критериев морфологи­ческий приобретает исключительное значение как наиболее дос­товерный.

Современная патологическая анатомия широко использует достижения других медико-биологических дисциплин, обобщая фактические данные биохимических, морфологических, генети­ческих, патофизиологических и других исследований с целью ус­тановления закономерностей, касающихся работы того или ино­го органа, системы при различных заболеваниях.

Благодаря задачам, которые решает в настоящее время пато­логическая анатомия, она занимает особое место среди медицин­ских дисциплин. С одной стороны, патологическая анатомия - это теория медицины, которая, раскрывая материальный субстрат болезни, непосредственно служит клинической практике, с другой - это клиническая морфология для диагноза, дающая ма­териальный субстрат теории медицины - общей и частной пато­логии человека [Серов В.В., 1982].

Под общей патологией понимают наиболее общие, т.е. свой­ственные всем болезням, закономерности их возникновения, раз­вития и исходов. Уходя своими корнями в частные проявления различных болезней и основываясь на этих частностях, общая па­тология одновременно синтезирует их, дает представление о ти­повых процессах, характерных для той или иной болезни.

В результате прогресса медико-биологических дисциплин (физиология, биохимия, генетика, иммунология) и сближения с ними классической морфологии стало очевидным существование единого материального субстрата проявлений жизнедеятельно­сти, включающего весь диапазон уровней организации - от мо­лекулярного до организменного, и никакие, даже ничтожные функциональные нарушения не могут возникнуть и исчезнуть, не отразившись в соответствующих структурных изменениях на мо­лекулярном или ультраструктурном уровне. Таким образом, дальнейший прогресс общей патологии не может быть поставлен в зависимость от развития какой-либо одной дисциплины или их группы, так как общая патология сегодня представляет собой концентрированный опыт всех отраслей медицины, оцененный с широких биологических позиций.

Каждая из современных медицинских и медико-биологиче­ских дисциплин вносит свою лепту в построение теории медици­ны. Биохимия, эндокринология и фармакология раскрывают тонкие механизмы процессов жизнедеятельности на молекуляр­ном уровне; в патологоанатомических исследованиях законы об­щей патологии получают морфологическую интерпретацию; па­тологическая физиология дает их функциональную характери­стику; микробиология и вирусология являются важнейшими ис­точниками разработки этиологического и иммунологического аспектов общей патологии; генетика раскрывает секреты инди­видуальности реакций организма и принципы их внутриклеточ­ного регулирования; клиническая медицина завершает оформле­ние законов общей патологии человека на основе собственного богатейшего опыта и окончательной оценки получаемых экспе­риментальных данных под углом зрения психологических, соци­альных и других факторов. Итак, общая патология подразумева­ет такой подход к оценке наблюдаемых явлений, который харак­теризуется их широким медико-биологическим анализом.

Для современного этапа развития медицины характерно то, что дисциплины, ранее бывшие преимущественно или даже ис­ключительно экспериментальными (генетика, иммунология, биохимия, эндокринология, патологическая физиология и др.), становятся в равной мере и клиническими.

Таким образом, современная общая патология включает:

▲ обобщение фактических данных, полученных с помощью методов исследования, используемых в различных медико-биологических дисциплинах;

▲ изучение типовых патологических процессов (см. лекцию 2); а разработку проблем этиологии, патогенеза, морфогенеза бо­лезней человека;

▲ развитие философско-методологических аспектов биологии и медицины (проблемы целесообразности, соотношения структу­ры и функции, части и целого, внутреннего и внешнего, социаль­ного и биологического, детерминизма, целостности организма, нервизма и др.) на основе осмысления всей совокупности фактов, полученных в различных областях медицины; а формирование теории медицины вообще и учения о болезни в частности.

Быстрое развитие клинической физиологии, клинической морфологии, клинической иммунологии, клинической биохимии и фармакологии, медицинской генетики, принципиально новых методов рентгенологического исследования, эндоскопии, эхогра­фии и др. чрезвычайно обогатило наши знания о фактических де­талях и общих закономерностях развития болезней человека. Все более широкое использование неинвазивных методов исследова­ния (компьютерная томография, ультразвуковая диагностика, эн­доскопические методы и др.) позволяет визуально определять ло­кализацию, размеры и даже в известной степени характер патоло­гического процесса, что по существу открывает пути развития прижизненной патологической анатомии - клинической морфологии, которой посвящен курс ча­стной патологической анатомии.

Сфера применения морфологического анализа в клинике по­стоянно расширяется благодаря все возрастающей хирургиче­ской активности и успехам медицинской техники, а также в связи с совершенствованием методических возможностей морфологии. Совершенствование медицинских инструментов привело к тому, что практически не осталось таких областей организма человека, которые были бы недоступны для врача. При этом особое значе­ние для совершенствования клинической морфологии приобре­тает эндоскопия, позволяющая клиницисту заниматься морфоло­гическим изучением болезни на макроскопическом (органном) уровне. Эндоскопические исследования служат и целям био­псии, с помощью которой патологоанатом получает материал для морфологического исследования и становится полноценным участником решения вопросов диагностики, терапевтической или хирургической тактики и прогноза заболевания. Используя материал биопсии, патологоанатом решает и многие теоретиче­ские вопросы патологии. Поэтому биоптат становится основным объектом исследования при решении практических и теоретиче­ских вопросов патологической анатомии.

Методические возможности современной морфологии удов­летворяют стремления патологоанатома ко все возрастающей точности морфологического анализа нарушенных процессов жизнедеятельности и все более полной и точной функциональ­ной оценке структурных изменений. Современные методические возможности морфологии огромны. Они позволяют изучать па­тологические процессы и болезни на уровне организма, системы, органа, ткани, клетки, клеточной органеллы и макромолекулы. Это макроскопические и светооптические (микроскопические), электронно-микроскопические, цито- и гистохимические, иммуногистохимические и авторадиографические методы. Наблюда­ется тенденция к комплексированию ряда традиционных методов морфологического исследования, в результате чего возникли электронно-микроскопическая гистохимия, электронно-микро­скопическая иммуноцитохимия, электронно-микроскопическая авторадиография, существенно расширившие возможности пато­логоанатома в диагностике и познании сущности болезней.

Наряду с качественной оценкой наблюдаемых процессов и яв­лений появилась возможность количественной оценки при использовании новейших методов морфологического анализа. Морфометрия дала в руки исследователей возможности применения электронной техники и математики для суждения о достоверности результатов и правомочности трактовки выявлен­ных закономерностей.

С помощью современных методов исследования патологоана­том может обнаружить не только морфологические изменения, свойственные развернутой картине того или иного заболевания, но и начальные изменения при болезнях, клинические проявле­ния которых еще отсутствуют в силу состоятельности компенса­торно-приспособительных процессов [Саркисов Д.С., 1988]. Сле­довательно, начальные изменения (доклинический период болез­ни) опережают их ранние клинические проявления (клинический период болезни). Поэтому главным ориентиром в диагностике начальных стадий развития заболевания служат морфологиче­ские изменения клеток и тканей.

Патологическая анатомия, располагая современными техни­ческими и методическими возможностями, призвана решать за­дачи как клинико-диагностического, так и научно-исследова­тельского характера.

Вырастает значение экспериментального направления, когда ответы на сложные вопросы этиологии и патогенеза заболеваний ищут и клиницист, и патолог. Эксперимент используется пре­жде всего для моделирования патологических процессов и болез­ней, с его помощью разрабатываются и испытываются новые ме­тоды лечения. Однако морфологические данные, полученные в экспериментальной модели болезни, должны быть соотнесены с подобными данными при той же болезни у человека.

Несмотря на то что в последние годы во всех странах число вскрытий неуклонно снижается, патологоанатомическое иссле­дование остается одним из главных методов научного познания болезни. С его помощью осуществляется экспертиза правильно­сти диагноза и лечения, устанавливаются причины смерти. В свя­зи с этим вскрытие трупа как завершающий этап диагностики не­обходимо не только клиницисту и патологоанатому, но и меди­цинскому статистику и организатору здравоохранения. Этот ме­тод является базой научных исследований, преподавания фунда­ментальных и прикладных медицинских дисциплин, школой вра­ча любой специальности. Анализ результатов вскрытия играет важную роль в решении ряда крупных научно-практических про­блем, например проблемы изменчивости, или патоморфоза, бо­лезней. Значение этой проблемы постоянно возрастает, так как все чаще и чаще перед клиницистом и патологоанатомом встает вопрос: где кончается патоморфоз и где начинается патология терапии?

Краткая характеристика эпохи : социально-экономические сдвиги и общественное движение в России во второй половине XIX в. Влияние русской материалистической философии Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева на развитие естествознания и медицины. Основание первых клинико-экспериментальных лабораторий. Разработка С.П. Боткиным, А.А. Остроумовым и другими клиницистами вопросов экспериментальной патологии как естественнонаучных основ клинической медицины. Открытия в области медицины, научные достижения, связанные с именами И.М. Сеченова, С.П. Боткина, И.И. Мечникова и др. Разработка и внедрение инструментальных методов обследования больных (термометрия, внутриполостные исследования с помощью зеркал – цистоскопия, бронхоскопия, гастроскопия и др.). Лабораторные методы. Система опроса и осмотра больного (анамнез Захарьина). Влияние микробиологии на развитие медицины. Дифференциация медицинских дисциплин. Значение открытий в медицине во второй половине XIX – начале XX в. для последующего ее развития.

Основные сведения об ученых сеченов иван михайлович (1829 – 1905)

Основоположник отечественной физиологической школы и материалистической психологии, почетный член (1904) Петербургской Академии наук. В 1851 г. поступил на медицинский факультет Московского университета (окончил до этого Главное инженерное училище в Петербурге, но, проработав 3 года в саперном батальоне, подал в отставку). По окончании университета был направлен за границу для подготовки к профессорской деятельности. Работал в крупнейших лабораториях И. Мюллера, К. Бернара и др. Вернувшись на родину, защитил в 1860 г. докторскую диссертацию на тему «Материалы для будущей физиологии алкогольного опьянения» и был избран профессором кафедры физиологии Петербургской медико-хирургической академии. Кафедра стала центром пропаганды материалистических идей в медицине и биологии.

И.М. Сеченов разрабатывал многие вопросы в различных областях физиологии: газообмен и обмен энергии, алкогольное отравление, физиология дыхания и крови, растворение газов в жидкостях, физиология центральной нервной системы; заложил основы материалистической психологии. И.М. Сеченову принадлежит открытие центрального торможения, которое принесло ему всемирную славу и вошло в науку под названием «сеченовское торможение».

И.М. Сеченов выступил против существовавших идеалистических взглядов на процессы психической деятельности. Он считал психическую деятельность функцией головного мозга, которая возникает под влиянием воздействий условий существования внешнего мира, убедительно показал, что «все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения – суть рефлексов, т.е. психическая деятельность имеет рефлекторную основу. Свои взгляды И.М. Сеченов изложил в работе «Рефлексы головного мозга» (1863), в которой показал, что душевная (психическая) деятельность человека подчиняется тем же самым законам, что и телесная, и может быть изучена с помощью физиологических методов. Эта книга оказала большое влияние на развитие русской материалистической философии.

В последующие годы изучал закономерности и физиологические особенности трудовой деятельности человека, разработал основы режима труда и отдыха. Его статья «Физиологические критерии для установки длины рабочего дня» (1895) была первым в мире исследованием, посвященным научному обоснованию 8-часового рабочего дня. Эти исследования явились новым разделом физиологии – физиологии труда.

Участвовал в заложении основ высшего женского медицинского образования. Связанный с передовыми общественными кругами России, И.М. Сеченов подвергался преследованиям официальными властями за материалистические научные взгляды и за общественную деятельность, поэтому вынужден был часто менять место работы. Он вынужденно покинул Медико-хирургическую академию, работал в качестве химика в лаборатории Д.И. Менделеева, затем возглавлял кафедру в Одесском университете. С 1876 г. работал в Петербургском университете, а затем в Московском университете.

В 1899 г. И.М. Сеченов отказался от заведования кафедрой, но продолжал заниматься исследовательской работой в созданной им при кафедре лаборатории. Такие талантливые ученые, как Б.Ф. Вериго, Н.Е. Введенский, В.В. Пашутин, Г.В. Хлопин были его учениками. И.М. Сеченов являлся почетным членом многих научных обществ в России, а в 1904 г. был избран почетным членом Петербургской Академии наук.

© 2024 nowonline.ru
Про докторов, больницы, клиники, роддома