Наука алхимия. Основные законы и принципы алхимии. Что изучала алхимия

Язык тайных символов всегда скрывал алхимию от любопытства непосвященных. Нам до сих пор не ясна ее подлинная суть: для одних это изготовление золота, для других – нахождение эликсира бессмертия, для третьих – трансформация человека.

Королевское искусство

Алхимия – мать химии. Именно в алхимических лабораториях впервые были получены серная, азотная и соляная кислоты, селитра и порох, «царская водка» и многие лекарственные вещества.
Средневековые алхимики ставили перед собой вполне конкретные задачи. Один из родоначальников европейской алхимии Роджер Бэкон (XIII век) пишет следующее:

«Алхимия есть наука о том, как приготовить некий состав, или эликсир, который, если его прибавить к металлам неблагородным, превратит их в совершенные металлы».

Превращая простые металлы в благородные, алхимик бросает вызов самой природе.

Несмотря на то, что в Средневековой Европе алхимия была фактически вне закона, многие церковные и светские властители покровительствовали ей в расчете на выгоду, которую сулило получение «презренного металла». И не только покровительствовали, но и сами занимались. Алхимия стала поистине «Королевским искусством».

Курфюрст Саксонский Август Сильный (1670-1733), чьи претензии на польскую корону требовали значительных денежных расходов, превратил Дрезден в настоящую столицу алхимии. Для пополнения казны золотом он привлек талантливого алхимика Фридриха Бёттгера. Насколько преуспел на золотом поприще Бёттгер, история умалчивает.

Алхимиков в Европе было много, но адептами – тех, кому открылся секрет философского камня – становились единицы.

На языке символов

Истоки алхимии восходят к герметизму – учению, впитавшему в себя традиции древнегреческой натурфилософии, халдейской астрологии и персидской магии. Отсюда столь загадочный и многозначный язык алхимических трактатов. Металлы для алхимика - это не просто вещества, а олицетворение космического порядка. Так, золото в алхимических манускриптах превращается в Солнце, серебро – в Луну, ртуть – в Меркурий, свинец – в Сатурн, олово – в Юпитер, железо – в Марс, медь – в Венеру.

Выбор семи небесных тел также неслучаен. Семерка – знак полноты и совершенства, высшая степень стремления к знанию и мудрости, свидетельство магического могущества и хранительница тайны.
Загадочной выглядит и рецептура, записанная в герметических трактатах. Английский алхимик Джордж Рипли (XV век) для того, чтобы приготовить эликсир мудрецов, предлагает накаливать философскую ртуть, пока она не превратится сначала в зеленого, а затем в красного льва. Возникшие при этом жидкости он советует собрать, в результате чего появятся «безвкусная флегма, спирт и красные капли».

«Киммерийские тени покроют реторту своим тусклым покрывалом. Он загорится и, приняв вскоре великолепный лимонный цвет, вновь воспроизведёт зелёного льва. Сделай так, чтобы он пожрал свой хвост, и снова дистиллируй продукт. Наконец, сын мой, тщательно ректифицируй, и ты увидишь появление горючей воды и человеческой крови».

Как превратить символическое алхимическое слово в живую практическую реальность?

Некоторые пытались, понимая его буквально. Например, соратник Жанны Д`Арк, прославленный маршал Жиль де Ре, дошел до убиения младенцев ради молодой крови, которая, как полагали, необходима была для успеха Великого Делания.
Потомкам, которые захотят приоткрыть завесу тайн алхимических текстов, философ Артефий пишет: «Несчастный глупец! Как можешь ты быть столь наивен и верить, что станем мы тебя учить столь открыто и ясно самой великой и важнейшей из наших тайн?». Герметическая символика должна была навсегда скрыть секреты адептов от непосвященных.

Ученым XIX столетия удалось разгадать аллегорию алхимиков. Что такое «лев, пожирающий солнце»? Это процесс растворения ртутью золота. Расшифрован и рецепт Рипли, в котором описана процедура получения ацетона. Впрочем, химик Никола Лемери замечает, что делал этот опыт много раз, но никогда не получал красных капель – вещества, которое, по мнению адептов, обладало свойством философского камня. Химический экстракт был извлечен, но алхимическое чудо не свершилось.

Алхимическая символика – это больше, чем отражение химического процесса. Например, один из главных алхимических символов – дракон, проглатывающий собственный хвост – олицетворение многократности рождений-умираний. Символический язык сакральных текстов обращен не только к технологии, но и ко всем структурам бытия, баланс между которыми и может привести к успеху в алхимических превращениях.

Философский камень

Центральный элемент алхимического учения – философский камень или эликсир, способный превращать неблагородные металлы в благородные. Его представляли не только в виде камня, он мог быть порошком или жидкостью. Некоторые адепты оставили нам рецепт приготовления своего «Великого Магистерия».
Например, Альберт Великий в качестве компонентов философского камня предлагает использовать ртуть, мышьяк, серебряную окалину и нашатырь. Все это пройдя через стадии очищения, смешения, нагревания, перегона должно превратиться в «белую субстанцию, твердую и ясную, близкую по форме к кристаллу».

Свойством философского камня была не только трансмутация металлов. Алхимики Средневековья и Возрождения признавали за эликсиром способность выращивать драгоценные камни, усиливать плодоносность растений, исцелять все болезни, продлевать жизнь и даже даровать вечную молодость.

Французский алхимик XIV столетия Николас Фламель отнесен к числу тех мастеров, кому удалось получить философский камень. Познакомившись с трактатом Авраама Еврея, он всю жизнь потратил на расшифровку оставленного там «ключа к Деланию». И, в конце концов, нашел его, обретя, по преданию, бессмертие.

Распространению легенды способствовали неоднократные свидетельства очевидцев, якобы встречавших Фламеля через многие годы после его официальной смерти. Вскрытие могилы алхимика только укрепило миф – Фламеля в ней не оказалось.
Впрочем, философский камень не следует рассматривать исключительно как материальную субстанцию. Для многих адептов поиск «Великого Магистерия» был сродни обретению истины, которая могла бы решить наивысшую задачу герметизма – избавление человечества от первородного греха.

Алхимия - это наука?

Церковь считала алхимию источником суеверия и мракобесия. Для поэта Данте Алигьери алхимия - «наука вполне жульническая и ни на что более не годная». Даже Авицена негативно смотрел на герметические таинства, утверждая, что «алхимики могут делать лишь превосходнейшие имитации, окрашивая красный металл в белый цвет – тогда он становится похожим на серебро, или, окрашивая его в желтый цвет – и тогда он становится похожим на золото».

Еще в IV веке до н. э. Аристотель писал о том, что из меди при соединении с цинком или оловом образуются золотисто-желтые сплавы. Часто алхимический опыт считался успешным, когда простой металл всего лишь приобрел окраску благородного.
Впрочем, существуют косвенные свидетельства того, что в своих лабораториях алхимикам удавалось произвести на свет золото, по своим качествам ничем не уступающее природному металлу.

В одном из музеев Вены выставлена золотая медаль, вес которой соответствует 16,5 дукатам. На одной стороне медали выгравирована надпись «Золотой потомок свинцового родителя», на другой – «Химическое превращение Сатурна в Солнце (свинца в золото) произведено в Инсбруке 31 декабря 1716 года при покровительстве его сиятельства пфальцграфа Карла Филиппа».
Конечно, свидетельство знатного лица никак не может гарантировать того, что при выплавке медали не было использовано настоящее золото. Однако есть и другие аргументы.

В XIV веке король Англии Эдуард II заказал испанскому алхимику Раймунду Луллию выплавку 60 тыс. фунтов золота, предоставив ему ртуть, олово и свинец. Неизвестно смог ли Луллий справиться с заданием, однако исторические документы свидетельствуют о том, что при заключении крупных торговых сделок англичане стали использовать золотые монеты в количестве, значительно превышавшем золотые запасы страны.

Никто не знает, откуда в наследстве императора Священной Римской империи Рудольфа II (1552-1612) появилось 8,5 тонн золотых слитков. Позднее было установлено, что золото Рудольфа II практически не содержало примесей, в отличие от природных слитков, использовавшихся для чеканки монет.
Принесшее из глубины веков свои тайны, алхимическое искусство по-прежнему их ревностно хранит, вероятно, навсегда лишив потомков возможности проникнуть в секреты Великого Делания.

Брат Марсий.

А лхимия - это Искусство и Наука преображения. Постичь ее нелегко, потому что правила и методы алхимии описываются по большей части через аллегории и мифологические символы, которые могут толковаться одновременно и на материальном, и на духовном уровне. Основная цель алхимии - привести все сущее, включая и человечество, к предопределенному для всех и каждого состоянию совершенства. В связи с этим алхимическая теория утверждает, что Вечная Мудрость остается сокрытой и беспробудно дремлет в человечестве до тех пор, пока люди пребывают в мирском невежестве и судят обо всем поверхностно. Таким образом, задача алхимии - в том, чтобы выявить эту Сокровенную Мудрость и устранить завесы и препятствия между человеческим разумом и его изначально чистым Божественным Источником.

Именно на эту духовную алхимию (в противовес чисто химическому искусству) и должна быть ориентирована работа мага. С момента посвящения начинается процесс духовной алхимии. Неофит (новообращенный) - это грубая первоматерия, которую предстоит трансмутировать средствами Искусства в ходе Работы - движения по Герметическому Пути. Ему предстоит овладеть элементальными стихиями, из которых состоит его душа, научиться управлять ими (то есть пройти процессы сепарации и пурификации), дабы впоследствии все элементы личности мага воссоединились в новое очищенное целое (процесс когобации), а затем Адепт должен вобрать в свою сущность пятый элемент - Квинтэссенцию, то есть совершить операцию Познания и Собеседования со своим Священным Ангелом Хранителем. На это у него может уйти целая жизнь. Великая Работа, или поход за золотом духа, - это долгий путь. Но несмотря на то, что цель далека, каждый шаг на этом Пути приносит неисчислимые награды.

Как сказано в материалах Герметического Ордена Золотой Зари:

«алхимия как особая дисциплина, основывается на некоторых других дисциплинах. Это астрология, магия и каббала. Невозможно быть хорошим алхимиком, не будучи хорошим каббалистом. Невозможно быть хорошим каббалистом, не освоив магию, а освоить магию невозможно, не изучив предварительно астрологию».

Основные положения алхимии таковы:

1. Вселенная имеет божественное происхождение. Космос - это эманация Единого Божественного Абсолюта. Следовательно, все сущее едино.

2. Все физические проявления существуют в силу Закона Полярности, или Двойственности. Любое понятие можно определить через его противоположность: мужское/женское, солнце/луна, дух/тело и т.д.

3. Все физические проявления в каждом из так называемых трех царств (растительном, животном и минеральном) состоят из Духа, Души и Тела - аналогов трех алхимических первоначал.

4. Всякая алхимическая работа, будь то практические опыты в лаборатории или духовная алхимия, подразделяется на три основных эволюционных процесса: сепарацию (разделение), пурификацию (очищение) и когобацию (воссоединение). На эти же три стадии подразделяются и природные процессы.

5. Вся материя состоит из четырех стихий: Огня (тепловая энергия), Воды (жидкость), Воздуха (газ) и Земли (твердые тела).

6. Во всех четырех элементах содержится квинтэссенция, или пятая стихия. Это одно из трех первоначал, именуемое также Философской Ртутью.

7. Все сущее движется к предопределенному для него состоянию совершенства.

Символами этапов философского процесса алхимической трансмутации служат четыре цвета: черный (вина, истоки, латентные силы) - цвет Первоматерии, символ Души в ее исходном состоянии, или нерасчлененной массы стихий, таящей в себе бесконечные возможности; белый (Малая Работа, первая трансмутация, ртуть); красный (сера, страсть) и, наконец, золотой (духовная чистота).

В алхимической науке выделяется три основных субстанции , наличествующие во всем сущем. В индийских текстах эти три начала фигурируют под названием «три гуны», а у алхимиков Названия и символы этих Трех Первоначал (Tria Principia) таковы: «сера» , «соль» и «ртуть» («меркурий»).

Эти субстанции не следует путать с обычными веществами, известными под теми же названиями. Три Первоначала тесно связаны между собой и изначально составляют единое и неделимое целое. Но в этом объединенном состоянии они остаются лишь до тех пор, пока алхимик не приступит к сепарации, цель которой - разделить гомогенную смесь Первоначал на три отдельных компонента. Затем эти три компонента очищаются средствами Искусства и воссоединяются в новое целое более высокого порядка.

Сера (копт. then, др.-греч. theion, лат. sulfur).

Это динамическое, расширяющееся, летучее, кислое, объединяющее, мужское, отцовское и огненное начало. Сера - это эмоции, чувства и страсти, побуждающие нас к жизни и деятельности. Это символ стремление к положительным переменам и жизненного тепла. Весь процесс трансмутации зависит от правильного приложения этого активного принципа. Огонь - важнейшая из стихий в искусстве алхимии. Сера - это сущность Души.

В практической алхимии Серу обычно выделяют из Ртути посредством дистилляции. Сера - это стабилизирующий аспект Ртути, из которой она выделяется и в которой растворяется вновь.

В мистической алхимии Сера - это сила, кристаллизующая вдохновение, которое рождается из Ртути.

Соль (копт. hemou, др.-греч. hals, лат. sal).

Это принцип, или субстанция, формы - тяжелое и инертное минеральное тело, составляющее часть природы всех металлов. Это тенденция к затвердеванию, фиксации, сжатию и кристаллизации. Соль считается тем носителем, в котором закрепляются свойства Серы и Ртути. Она представляет собой сущность Тела. Иногда ее называют просто Землей.

Ртуть (копт. thrim, др.-греч. hydrargos, лат. mercurius).

Это водное, женское начало, связанное с принципом сознания. Ртуть - универсальный Дух, или Жизненная Сила, пронизывающая всю живую материю. Этот текучий и творящий принцип символизирует сам акт трансмутации: Ртуть - это преобразующий агент алхимического процесса. Она представляет собой сущность Духа и считается важнейшим из всех Трех Первоначал, посредником между остальными двумя, смягчающим их крайности.
В практической алхимии Ртуть существует в двух состояниях. Оба они - жидкие. Первое состояние, летучее, - то, в котором Ртуть находится до освобождения от Серы. Второе, фиксированное, - то, в которое она приходит после воссоединения с Серой. Это окончательное, стабилизированное состояние иногда называется Тайным Огнем.

Алхимические стихии, или элементы :

Primus -TERRA: первый элемент, Земля. Субстанция жизни. Порождение Природы.

Secundus -AQUA.: второй элемент, Вода. Вечная жизнь, обретаемая через подразделение вселенной на четыре части.

Tertius -AER: третий элемент, Воздух. Сила, обретаемая через связь с пятым элементом - Духом.

Quartus - IGNIS: четвертый элемент, Огонь. Трансмутация материи.

Алхимик воспринимает металлы совершенно по-иному, чем металлург. Для алхимика металлы - это живые сущности, такие же как животные или растения. И, подобно всем живым существам в природе, они проходят естественную эволюцию: рождаются, растут и приумножаются. Каждый металл содержит в себе собственное «семя» - залог дальнейшего роста. При определенных - особых для каждого металла - условиях это семя можно преобразить, но только естественным путем. Вот почему во многих алхимических трактатах снова и снова рекомендуется на определенных этапах оставлять трансформацию вещества на волю Природы - выжидать, пока процесс не завершится естественным путем, и не вмешиваться.

Наука алхимии играет важную роль в работах Алистера Кроули. Хотя ничего неизвестно о том, чтобы Кроули проводил алхимические опыты в лабораторных условиях, его интерес к духовной алхимии очевиден. В трудах Кроули неоднократно встречаются упоминание алхимии и различные алхимические термины («Черный Дракон», «Зеленый Лев», «Лунная Вода», Азот, Радуга, V.I.T.R.I.O.L.и др.). Именно чтение книг по алхимии пробудили в юном Кроули интерес к эзотерике и заставили его встать на путь посвящения. Также стоит помнить, что своей реинкарнацией Алистер Кроули считал знаменитого алхимика сэра Эдварда Келли (1555–1595), возможно потому, что он «писал с позиций Мага». Среди книг, рекомендованных Кроули для чтения, были трактат «Аш Мезареф» (др.-евр. «Огонь плавильщика») и книга Михаэля Майера «Atalanta Fugiens» (1617). Сам он написал небольшую работу, посвященную алхимии: Liber LV «Химический турнир Брата Perardua, на котором он преломил семь Копий», представляющую собой Магический и Мистический Путь, описанный на языке алхимии. Алхимические символы и идеи также используются в тайных наставлениях, относящихся к высшим степеням О.Т.О.

В своей книге «Магия в теории и на практике» Алистер Кроули утверждал, что

«по сути своей Алхимия также представляет собой область Магии и что ее можно рассматривать попросту как частный случай более общего явления - отличающийся от эвокационной и талисманической Магии лишь теми значениями, которые в нем приписываются неизвестным параметрам в составе ее многоликих уравнений» .

В алхимическом процессе Кроули видел аналог трансформации, которую переживает человек, проходящий посвящения, когда он очищается от скверны и выявить в своем истинном «Я» бессмертный разум, свою Истинную Волю. Алхимические образы Алистер Кроули активно использует в описании символизма карт Таро, и различных магических операций (например, Причастия).

Много веков назад человек полагал, что все окружающее нас, дело рук Божьих, а выяснять как что устроено – является ужасным грехом. С грешниками тогда не церемонились, их подвергали пыткам и сожжению.

Потому чтобы стать ученым в темные времена, необходимо было обладать острым умом и незаурядной храбростью . Такие люди были и назывались алхимиками.

Если объяснять просто, то алхимия – это натурфилософия, учение о природе, изучающее метаморфозы.

Наукой алхимию назвать сложно, это наблюдения, которые не имеющие доказательств, поэтому её часто называют псевдонаукой.

Когда появилась наука физика, отпала необходимость в её существовании, ведь алхимия сочетала в себе оккультизм и базировалась на магических явлениях, известных в то время химических взаимодействиях и представления о живых организмах, существовавшими в тот период.

Алхимики пытались выяснить из чего состоит окружающий нас мир, принципах его функционирования и питали надежду суметь превращать одни элементы в другие, в частности, их интересовало превращение металлов в золото .

Еще алхимики надеялись создать универсальное лекарство, дарующее молодость – «эликсир жизни» .

Поскольку инакомыслящие подвергались гонениям со стороны церкви и государства, то алхимики вынуждены были обустраивать в темных подземельях свои лаборатории, а чтобы уберечь таинство от посторонних, использовали шифры. Изображение горящей рыбы означало соединение ртути и серы, а ключ – поваренную соль.

Они считали, что для успешного опыта необходимо, чтобы особым способом выстраивались планеты и звезды, поэтому алхимики были еще и немного астрономами. Во время экспериментов изучалось всё – жидкости животного происхождения (слюну, желчь, кровь), глина, металлы, вода, дерево, помёт… Многое пробовали на вкус, подвергали сжиганию, растворению, смешиванию, то есть проводили элементарные химические реакции.

Возникновение алхимии

Сейчас уже никто не знает, кто же положил начало алхимической деятельности. Однако доподлинно знаем, что в античности на основе учения Аристотеля об изначальных элементах (их было четыре – воздух, огонь, земля и вода).

Аристотель считал материю единой, а то, что мы созерцаем – её видоизмененным состоянием. В этот исторический период человек приступил к исследованию процессов горения и начал ставить первые химические опыты.

Известно, что как учение, алхимия развивалось в Римской империи, Древнем Египте, в арабских странах (именно на Востоке жили сильнейшие алхимики), в эпоху Возрождения в Европе (когда Парацельс воспользовался достижениями химии для нужд медицины).

В поисках философского камня

Алхимики стремились к совершенствованию знаний, одной из основных целей ставили создание магического реактива, позволяющего облагородить металл (например, свинец), превратив его в золото. Философский камень имел несколько названий, среди них магистериум, пятый элемент, великий эликсир.

Но на самом деле золото не являлось их целью, их цель была создание инструмента (философского камня), дарующего колоссальные возможности и свободу. Кроме того он должен был в растворенном виде, называемом «золотым напитком» , выполнять функции лекарства.

Считалось, что философский камень удавалось находить, этих алхимиков называли адептами. Однако это не доказано, но часть опытов-рецептов, придуманных алхимиками можно сделать и в домашних условиях. И пусть магистериум принято считать сказкой, но ученым удалось осуществить трансмутацию веществ в золото, в частности, это происходит в результате реакций, происходящих в ядерном реакторе.

Тем не менее, лекарством результат таких трансмутаций не является.

Способы получения философского камня, описываемые алхимиками разнообразны. Например, монах Рогерус считал, что сначала нужно в темном подвале вывести василиска из яйца, снесенного петухом, затем взять его кровь, кровь рыжеволосого мужчины и красную медь и прокаливать на огне до получения золота.

А вот Джордж Рипли использовал для этой цели более приземленные предметы, чем мифический василиск. Он брал виноградный спирт, ртуть, реторту, закаленную в глине и проводил дистилляцию.

Алхимики часто проводили испытание веществ на себе, гибли от взрывов, травились газами. Бывало, им удавалось изобрести полезные соединения, например, монах Бертольд Шварц случайно, проводя алхимические опыты, получил порох, а Иоганн Бетгер – нашел метод производства фарфора.

Алхимики систематизировали полученные ими в ходе опытов данные о веществах, химических реакциях, предпосылки для метаморфоз веществ и создавали базу для химии. А ведь их идея о том, что вещества способны изменяться была верной, что доказали современные ученые. Жаль, что эликсир жизни еще не удалось открыть.

Алхимия как наука появилась в Средние века. Однако она существовала еще во времена глубокой древности, но ее секреты были потеряны, за исключением некоторых рецептов, практических предписаний и советов. Поэтому в Средние века было проведено очень много экспериментов. Существует масса исторических свидетельств об алхимиках, сумевших добиться того, что может большинству людей показаться нереальным - они произвели золото. Также есть и упоминания о тех, кто за годы опытных работ и устремлений так и не добился поставленной цели. В истории были и такие мастера алхимии, которые исчезали вместе со своими лабораториями.

Рассвет алхимии начался с таких имен как Гермес Трисмегист, Гебер, Парацельс , Ван Гельмонт, Александро Калиостро, Сен-Жермен и других. Именем Гермеса впоследствии стали называть алхимию и другие «тайные» науки, недоступные для непосвященных (герметические науки).

Что известно об этой тайной науке?

Алхимию очень часто связывают с поисками философского камня, который может обращать все металлы в золото; он же был и «эликсиром жизни», дающим бессмертие и вечную молодость. К этому можно приписать еще одну задачу алхимии - достижение счастья. Такие мнения часто встречаются в современной литературе, однако задача алхимии заключается совсем в другом...

Ученые Древнего Китая обладали сакральными знаниями алхимии, которая развивалась наряду с китайской культурой и поэтому стала неотъемлемой ее частью. Первые упоминания известны со времен легендарного Желтого Императора Хуан Ди, чьи годы правления относят к третьему тысячелетию до н.э. Считается, что он был посвящен во все секреты алхимии и владел рецептом философского камня; его также считают первопредком всех китайцев и основателем религиозно-философского учения даосизма. Еще одним из наиболее известных мастеров алхимии был древнекитайский философ Лао-цзы (VI - V в. до н.э.).

Сакральные знания Древнего Китая вобрала в себя , которая была разделена на внутреннюю алхимию и внешнюю. Внутренняя алхимия занимается трансформацией (духовного и физического бессмертия) и приведением внутреннего мира человека в соответствие с космическим порядком посредством специальных практик и упражнений. При этом все эти практики ведут не просто к какому-либо конкретному эффекту, который, несомненно, будет оказан на человека, а к тому, чтобы помочь практикующему найти или собрать ингредиенты, необходимые для «выплавки» так называемой «пилюли бессмертия», употребив которую человек обретет вечную жизнь.

Перед внешней стороной даосской алхимии также стоит задача трансформации тела, энергии и духа с целью достижения бессмертия. Только акцент в данном случае делается на использование альтернативных средств, например: определенный набор химических ингредиентов, с которыми можно было бы проводить эксперименты в лабораторных условиях. 3десь также применяются различные средства для подготовки тела: практикующий принимает внутрь эликсиры, изготовленные из минеральных веществ.

Алхимию изучали и в Древней Индии. В индийской алхимии есть две параллельные техники: первая, расаяна является «мистической» техникой, она примыкает к тантризму и к иным магико-аскетическим школам; вторую можно определить как предхимию , она предположительно зародилась в Средние века и была связана с медициной, металлургией и эмпириоиндустриальными техниками. У этих техник различный строй мыслей со своей характерной целью. У первой алхимии - метафизическая природа, у второй - прагматическая. Таким образом, в расаяне занимаются разработкой приема «трансмутации души», ищут секреты бессмертия и духовного освобождения, а в предхимии разрабатывают медицинские рецепты.

Есть версия, согласно которой родоначальником алхимии был Древний Египет. Его лучшие умы знали много о природе камней и металлов, человека и Вселенной. Это видно, хотя бы из того, на что они были способны: без соединительного раствора древние египтяне умудрялись установить камни пирамид один на другой; без соответствующих инструментов, как известно из книг по истории, они делали измерения и обрабатывали диорит медными орудиями (о наличии следов меди свидетельствует радиоуглеродный анализ), а это - как резьба по дереву бумажным ножом. Отсюда напрашивается вывод о том, что египтяне владели тайнами, позволявшими вносить изменения в структуру природных тел.

С алхимическим процессом и поисками философского камня египтяне ассоциировали миф о боге возрождения и властелине загробного царства - Осирисе. Миф говорит о бессмертности человеческой души и тела. Согласно ему, тело умирает, но продолжает существовать в другом состоянии, а душа может жить вечно, но, только в своем теле. Тело - это сосуд души, который нужно сохранить, поскольку она принадлежит только одному телу.

Алхимические учения римско-эллинистического Египта передавались до IV-V веков, развиваясь в философских школах Александрии. В VII-VIII веках эту многовековую мудрость переняли арабы, после завоевательных походов.

Возможно, само название «алхимия», было заложено арабами. У них была такая наука, как Ал-кимийя , которая имела отношение к работе с черной землей. В основу названия науки, вероятно, вошло Древнее имя Египта - Кем, Кему или Кеми, что значит - «Черная земля». В целях той науки было великое открытие, великая трансформация, превращение.

Арабская алхимия не содержала той таинственности, что была присуща алхимикам Европы. В основе учения арабской алхимии стоят идеи древнегреческого философа Аристотеля, в частности, идеи о взаимопревращаемости элементов. Среди арабских алхимиков выделяется Айюб ал Рухави (769-835), который, согласно аристотелевому учению, дал такое занимательное объяснение свойств некоторых металлов:

Золото содержит больше влажности, чем серебро, поэтому оно более ковко. Золото желтое, а серебро белое, так как первое содержит больше тепла, а второе - больше холода. Медь суше, чем серебро или золото, и ее цвет более красен, так как она теплее. Олово более влажно, чем серебро или золото, так же обстоит дело и со свинцом. Это объясняет, почему они так легко плавятся на огне. Больше всего влажности в ртути, поэтому она, подобно воде, испаряется на огне. Что касается железа, то оно землистее и суше, чем все остальные, ... и оно с трудом поддается действию огня и не плавится, подобно другим, если только плавящая сила не приведена в тесное соприкосновение с ним.

Развитие алхимических исследований и практик привело к созданию новой теории - ртутно-серной теории происхождения металлов. В ее основе легли знания о химических свойствах веществ. Разработал ее Джабир ибн Хайан (721-815), наиболее известный как Гебер. Данная теория стала теоретической основой для алхимии на несколько столетий вперед. Она была направлена на более конкретное объяснение свойств металлов (в частности, таких, как ковкость, блеск, горючесть) и обоснование возможности трансмутации. Следует выделить, что новая теория являлась попыткой теоретического обобщения опытных данных в довольно частном вопросе, не ориентированной на всеобщность объяснения.

Для Европы алхимия начала возрождаться в XI веке, во времена Крестовых походов. Там, на Востоке, захватчики увидели совсем другой мир, полный давно забытыми знаниями, авторов которых никто не знал.

Вокруг европейской алхимии висела завеса мистики и таинственности. Именно поэтому ее главной задачей было найти философский камень. При этом самым благоприятным временем для алхимии стало раннее средневековье, когда европейцы были не в состоянии значительно расширить добычу золота, потребность в котором росла постоянно. При таких обстоятельствах каждый, кто был горазд более или менее убедительно рассказать о своей способности делать золото, мог получить самую великодушную поддержку власти, остро нуждающуюся в этом металле. Практической стороне алхимии уделяли внимание и средства такие правители, как: Польский король Август II, Франц I, Филипп IV Красивый, Фридрих II, Эдуард II, во Франции - Карл VII, в Англии - Генрих VI, и многие другие. Некоторые из них весьма серьезно увлекались тайной наукой. Так, например, король Дании, Фридрих III, потратил миллионы денежных средств на алхимические опыты за период своего 20-летнего правления.

Одним из самых восторженных любителей алхимии был Рудольф II - император Священной Римской империи. Он сыграл особую роль в судьбе Праги и Чехии. Благодаря ему, Прагу ныне считают мировой столицей алхимии, мистики и черных сил. Легенда о том, что он открыл секрет философского камня ходит и по сей день. Император предпочитал уделять внимание ни сколько проблемам страны, сколько личным оккультным увлечениям. По его указу в Прагу были приглашены английские астрологи, алхимики Эдвард Келли и Джон Ди; при его дворе работал алхимик и великий астроном Тихо Браге. Некоторые из них проживали на знаменитой Золотой улочке. До сих пор в Прагу совершают паломничество приверженцы алхимии, магии и чародейства.

Надо сказать, что сами поиски долголетия и бессмертия начались с работ Парацельса (1493-1541 гг.). Европейские алхимики сформулировали дополнительные задачи своей науки:

1. Приготовление Эликсира или Философского Камня.

2. Создание гомункулуса.

3. Приготовление алкагеста - универсального растворителя.

4. Палигенез, или восстановление растений из пепла.

5. Приготовление мирового духа - магической субстанции, одно из свойств которой - способность растворять золото.

6. Извлечение квинтэссенции.

7. Приготовление жидкого золота (aurum potabile), совершеннейшего средства для излечения.

В XIV-XV веках алхимики Европы добились существенных успехов в постижении свойств веществ, чем превзошли арабов. В 1270 году итальянский алхимик Бонавентура (Джованни Фиданца, 1121-1274) приготовил универсальный растворитель (aqua Regis, т.е. «царская водка»), которым можно растворять золото («царь металлов»).

Стоит отметить, что мистической стороне алхимии особое внимание оказывала и церковь, т.е. всячески препятствовала, запрещала. Призывы не заниматься этой «темной» наукой содержались, например, в булле «Против алхимиков» (1317) папы Иоанна XXII, который, однако, сам был увлеченным алхимиком и, возможно, понаделал немало золота. И это не единственный в своем роде пример, алхимией тайно занимались многие церковные деятели: Фома Аквинский, Альберт Великий, папа Бенедикт II и другие. Церковные же запреты не имели достаточной силы, поскольку вера в то, что золото можно «сделать», всегда жила в сердцах, подпитываемая всевозможными, иногда и сознательно организованными слухами и свидетельствами очевидцев процесса создания золота.

Знания алхимии всегда старались охранять, прятать ее секретные формулы, используя для записей засекреченную символику, дабы они не попали в недостойные руки и не были употреблены во вред. Но, как любое выгодное дело обрастает массой шарлатанов, так и здесь появилось много желающих «сделать» золото. Европу заполонила целая толпа мошенников, которым удавалось обманывать не только простых людей, но даже образованных вельмож и королей. Частенько «золото» псевдоалхимиков оказывалось латунью, томпаком или бронзой, хотя еще у Аристотеля можно найти информацию о том, что при нагревании меди с оловом или цинком, можно изготовить золотистые сплавы.

Засчет весьма активной деятельности расплодившихся жуликов прославленная в Средние века герметическая наука стала исчезать. Закат алхимии в Европе начался в конце XVI века и продлился до конца XVIII века, чему в немалой степени способствовали скептически настроенные химики многих стран и, прежде всего, Германии, Франции, Голландии, Англии и России.

Католическая церковь прокляла занятие алхимией, впоследствии она была запрещена во Франции, в Англии, на территории Венеции. Причем, из-за этого невинно гибли и настоящие ученые: французского химика Жан Барилло казнили только за то, что он изучал в своей лаборатории химические свойства элементов.

Хоть есть и ни мало ученых скептиков, которые называют алхимию псевдонаукой и занятие ею приписывают только шарлатанам, да иллюзионистам, все же трудно поверить в то, что примерно четыре тысячи лет исследований и сто тысяч томов рукописей могли быть посвящены всего лишь вульгарному мошенничеству. Алхимия была вполне серьезной наукой, ее экспериментальная деятельность привлекла внимание таких крупнейших ученных, как И. Ньютон, Р. Бойль, Г.В. Лейбниц и многих других. Среди ее адептов были настоящие ученые-естествоиспытатели, чьими трудами был накоплен огромный материал, позволивший глубже копнуть в тайны нашего мироздания.

Алхимия является предшественницей современной химии . Алхимики исследуя различные вещества, их взаимодействие друг с другом пытались найти рецепт вечной молодости и возможность превращения простых веществ в серебро и золото.
Термин "Алхимия " был заимствован из арабского языка "Al-kimia ",что в переводе на русский означает "производится ".
Другие исследователи считают,что это понятие было заимствовано от слова "kemi ",так народ коптов называл Египет,либо от греческого термина,которое означает сок или жидкость.

История Алхимии

Это древнее искусство возникло в незапамятные времена в Египте.Толчком к развитию этой науки стали полу мифические труды бога Гермеса Трисмегиста.Существовала эта личность на самом деле или она является выдумкой сложно теперь узнать,хотя до нашего времени множество его книг не дошло,вероятно были утеряны.

Известные книги Гермеса Трисмегиста

  • Посвятительная речь или Асклепий
  • О правиле молчания и о возрождении,тайная проповедь на горе
  • О всеобщем уме
  • Мудрость
  • Ум к Гермесу
  • Ключ
  • О ощущении и о мысли
  • Ничто не исчезает
  • Благо в одном боге и нигде больше
  • Великое зло для всех людей - неведение бога
  • Невидимый бог весьма явен
  • Монада или Кратир
  • Священное слово Гермеса Тресмигиста
  • Вселенское слово Герместа Асклепию
Найдены так же три больших части из произведения "Дева мира", 10 отрывков из разговора сына с Гермесом,8 частей из книг Гермеса к Аммону, девять неизвестных отрывков не имеющих названия, три определения Асклепия царю Аммону, о похвале царю и о телесных страстях, о демонах и солнце.
Алхимики предписывали создание изумрудной таблице Трисмегисту - это странный отрывок непонятного содержания и неизвестного происхождения.В этой изумрудной таблице ученые мужи нашли описание в аллегорической форме философского камня,большинство Алхимиков признали этот отрывок главным текстом своего учения,которое и было названо Алхимией или Герметическим учением.

Целеустремленно и усилено занимались Герметическим учением греки,после них эстафетную палочку перехватили арабы в эпоху расцвета исламской империи.После установления прочных связей с Европой этим учение стали увлекаться и на западе.

Самые известные Алхимики

Абу-Муза Джафара-аль-Софи , проживал в Севилье в конце восьмого и начале девятого века.Сделал предположение,что металы являются телами из ртути(меркурия) и серы,поэтому у них можно изъять то что у них в избытке и добавить то,что им недостает.

Альберт Великий(Альберт фон Больштедт) жил в Париже в 1200 - 1280 годах.Являлся немецким схоластом и философом.Интересовался многими вещами в том числе и Алхимией.Впервые создал чистый мышьяк.

Роджер Бэкон - проживал в Париже 1214 - 1292 годах.Является английским ученым и философом.Занимаясь Алхимией разделял ее на "практическую" - занимающуюся вопросами очистки и добывания металлов,изготовления красок и "теоретическую" - Предполагал,что такая наука,как Алхимия окажет неоценимую помощь медицине.(согласно Википедии)

Арнольдо Вилланова - проживал в Испании в 1235 - 1311 годах.Являлся врачом и занимаясь Алхимией издает 20 научных трудов,о лечебных растениях и способах их применения, о ядах и противоядиях.Создает так называемую медицинскую Алхимию .

Раймонд Луллиус - проживал во Франции, Испании, Италии,годы жизни 1235 - 1315.Являлся писателем, богословом, философом.Издал несколько известных своих произведений,такие как:"Опыты", "Сборник правил или путеводитель по Алхимии ", "Завещание".

Все эти Алхимики пытались найти или создать так называемый Философский камень или жизненный эликсир или красную тинкуру или панацея жизни или красный лев.Они предполагали,что с помощью этого вещества получиться простые вещества и серебро превращать в золото,а так же напиток созданный на основе Философского камня "aurum potabile ",принимая внутрь в небольших дозах помогал бы исцелять все болезни и продлевать жизнь до бесконечности.

Алхимическая лаборатория


"Размеры этой комнаты были 8 футов в длину, 6-ть в ширину и 6-ть в высоту,к трем стенам из четырех были прикреплены множество ящиков,в которых стояло большое количество книг,над этими ящиками располагались полки на которых располагались огромное количество алхимической утвари,колбочки, реторты, склянки, коробочки.Рядом со входом находилась небольшая печь с колосниковой решеткой, мехами и козырьком.На этой чудесной печи стоял раскаленный тигель с каким то кипящим составом,пар от которого выходил через кирпичную трубу на крыше.На полу же среди склянок, коробочек и книг, были заметны куски угля, щипцы отмокающие в каком то растворе,полупустая чаша с водой,на потолке сушились какие то травы свисая на нитках,некоторые из них по видимому были свежими,а другие вероятно собраны уже давно "А. Дюма "Жозеф Бальзамо"

Читайте еще :

Зашифрованное послание Алхимиков видео

© 2024 nowonline.ru
Про докторов, больницы, клиники, роддома