Сознательное самовнушение как путь к господству над собой — Эмиль Куэ. Эмиль куэ, обманчиво наивный

«Надейтесь не на меня, а на самих себя, ибо в вас самих скрыта сила, которая вас исцелит.» Эмиль Куэ

В конце XIX века молодой француз Эмиль Куэ, в 21 год получив ученую степень фармакологии, стал работать аптекарем. Будучи человеком наблюдательным, он обратил внимание на тот факт, что одно и то же лекарство могло по разному влиять на разных людей с одним и тем же заболеванием. И зависела эффективность лечения от того, насколько пациент верил в то, что лекарство ему поможет. Молодой аптекарь пришел к выводу, что одной из основных причин большинства болезней является человеческое воображение.

Куэ, отпуская лекарства, стал говорить каждому из клиентов, что лекарство очень хорошее и обязательно поможет. Когда же человек во время очередного визита рассказывал, что ему действительно стало лучше, аптекарь отвечал, что с каждым днем самочувствие будет только улучшаться.

Как-то раз в его аптеку явилась дама, которая требовала, чтобы ей продали препарат, который не разрешалось отпускать без рецепта. Женщина упорствовала, и тогда Куэ во избежание конфликта, пошел на небольшую уловку: под маркой более эффективного лекарства, он предложил даме флакончик с обычной дистиллированной водой. Через несколько дней женщина заглянула в аптеку и поблагодарила аптекаря за чудесное лекарство, благодаря которому она совершенно поправилась.

Куэ был настолько воодушевлен результатами своих наблюдений, что занялся изучением методов прикладной психологии. В результате им был разработан метод, который он назвал «сознательным самовнушением».

В 1910 году Эмиль Куэ открыл клинику психотерапии, руководителем которой оставался до конца жизни. Вкратце суть метода Куэ заключается в следующем:

  • человек с помощью врача составляет для себя так называемую «формулу самовнушения» (сейчас мы их называем аффирмациями) – фразу (максимум 3-4 короткие фразы), состоящую из простых , без частиц «не» (формулировка «я не болен» неправильная, правильно будет «я здоров»). Чем проще формула, тем она более эффективна. Слова могут относиться как к отдельному органу («с каждым днем мой слух улучшается»), так и ко всему организму в целом («с каждым днем мне становится все лучше и лучше во всех отношениях»).
  • По мнению Куэ, не имеет значения, соответствует ли эта «формула» действительности, так как она адресуется не сознанию, а подсознательному, которое, по его словам, «отличается легковерием».
  • Очень важно, чтобы самовнушение происходило просто, равнодушно, несколько отстраненно, без каких-либо волевых усилий, поэтому самым подходящим временем для таких сеансов считается время полудремы – утром, сразу после просыпания и вечером, перед отходом ко сну. Это пограничное состояние между сном и явью еще называют «альфа –состоянием», когда на стыке бодрствования и сна устанавливается связь между сознанием и подсознанием.
  • «Формулу» нужно произносить не менее 20 раз, а для счета можно использовать шнурок с завязанными на нем узелками, которые можно перебирать как четки. С помощью многочисленных экспериментов было установлено, что около 20 повторений приводит к желаемому результату. Многократное повторение «формулы» создает усыпляющий эффект, вводит в легкий транс и внушение легче проникает в бессознательное.
  • Лечение по методу Куэ рекомендуется проводить на протяжении 6-8 недель, каждый сеанс занимает 3-4 минуты и повторяется 2-3 раза в день.

Куэ сравнивал бессознательное с необъзженным конем. И задача человека – найти способ обуздать, усмирить этого коня, суметь направить его в нужную сторону.

В свое время метод Эмиля Куэ имел много противников и многократно подвергался критике, однако сейчас его эффективность доказана, метод имеет много последователей (аффирмации Луизы Хэй, исцеляющие настрои Георгия Сытина и пр.), и самовнушения успешно используется и как самостоятельный способ оздоровления, и как вспомогательное средство при различных заболеваниях и психологических проблемах.

ЭМ И ЛЬ КУЭ

СОЗНАТЕЛЬНОЕ САМОВНУШЕНИЕ КАК ПУТЬ К ГОСПОДСТВУ НА Д СОБОЙ Авторизованный переводс французского и предисловиеМих. Кадиш

Печатается по изданию Э. Куэ «Сознательное самовнушение как путь господства над собой», Берлин, 1932.

Предисловие1

Сознательное и бессознательное «Я»8

Воля и воображение9

Внушение и самовнушение12

Как научиться применению сознательного самовнушения?16

Применение внушения для лечебных целей19

Как практически применять сознательное самовнушение?22

Преимущества метода23

Как действует внушение?25

Применение метода внушения при душевных заболеваниях и при врожденных или благоприобретенных моральных дефектах.26

Несколько случаев излечения28

Заключение32

Что достигается самовнушением?32

Отрывки из писем, адресованных Э. Куэ37

Мысли и изречения Эмиля Куэ49

Советы и указания ученикам и последователям55

На «сеансах» у Эмиля Куэ58

Заметки о пребывании Эмиля Куэ в Париже в октябре 1918 года66

Все обо всем!68

Чудо внутри нас72

Каким должно быть воспитание детей?76

Предисловие

Широкая популярность, выпадающая на долю того или иного нового течения, открытия или изобретения, всегда таит в себе большую опасность. Как ни заманчива перспектива проникновения нового слова в самую гущу широких слоев населения, как ни велика и ни достойна задача - сделать новое завоевание мысли достоянием всех и каждого, - во всех, почти без исключения случаях, этот желательный путь популяризации сопряжен неизбежно свульгаризацией, с искажением и извращением «нового слова».

Этой участи не суждено было избегнуть и методу самовнушения Эмиля Куэ. Его широкому распространению способствовал целый ряд причин: чрезвычайная общедоступность и простота применения, множество успешных результатов, которыми он по праву может гордиться, и, наконец, личное обаяние самого Куэ, в котором редкий фанатизм в служении идее сочетался с полным бескорыстием и величайшей скромностью.

Но успех неизбежно породил увлечение, своего рода «моду». А с этим неразрывно были связаны и те искажения, которые совершенно затмевают сущность нового метода и в конечном результате - благодаря извращенному толкованию и неправильному применению - подрывают к нему доверие. Вполне прав, поэтому проф. Ш.Бодуэн, последователь Куэ и научный его истолкователь, который в предисловии к своей книге: «La psychologie de la suggestion et de l"autosuggestion» говорит: «He в меру фанатические приверженцы метода - его злейшие враги. Они доходят до самых нелепых преувеличений, которые дискредитируют новый метод в глазах серьезных людей».

С этим печальным явлением необходимо всемерно бороться. Совершенно несомненно, что разъяснение истинной сущности метода, его роли и значения и правильного его применения должно составлять основную задачу всех тех, кто, так или иначе, стал очевидцем его благотворного действия.

В этом отношении первый упрек следовало бы послать по адресу представителей научной медицины, врачей. «Я часто убеждался», говорит проф. Бодуэн, «что как раз наиболее ожесточенные нападки на новый метод исходят от тех ученых, которые не дали себе даже труда, наряду с книжкой самого Куэ, ознакомиться с моими работами». Руководствуясь ходячим, вульгаризованным представлением о методе, врачи очень часто отмахиваются от него с пренебрежением, как от знахарства или в лучшем случае предостерегают от него, как от чего-то вредного и опасного.

Со знахарством и прочим медицинским шарлатанством метод Куэ, не имеет никаких точек соприкосновения. Базируясь целиком на воспринятом научной медициной учении о «бессознательном» (или подсознательном»), метод самовнушения в его разработанном проф. Бодуэном теоретическом обосновании может, естественно, вызывать те или иные возражения, ту или иную серьезную критику, - он может в периоде дальнейшей научной работы претерпеть те или иные изменения и дополнения, - но, во всяком случае, сам метод, как таковой, - с точки зрения смелой постановки проблемы, так и с точки зрения неоспоримых благотворных результатов - заслуживает самого пристального внимания и серьезного изучения.

Что касается мнимого вреда и опасности, сопряженной с применением метода, то все нападки по этому поводу сводились и сводятся исключительно к одному: метод самовнушения, будучи способен устранять болезненные симптомы, а не первопричину того или иного недуга, отвлекает якобы больного от необходимости систематического медицинского лечения и уводит его от воздействия врача. Не углубляясь в разрешение вопроса о пределах воздействия метода, необходимо резко и решительно опровергнуть делаемое отсюда заключение. Ни сам создатель метода, ни его многочисленные последователи, насчитывающие в своих рядах не мало видных и известных врачей, никогда не подрывали пиетета по отношению к научной медицине, не противопоставляли ей метода самовнушения и не «уводили»

больного от врача. Наоборот, и в предлагаемой книжке Эмиля Куэ, и во всех работах его учеников и друзей и, наконец, на всех сеансах массовой и индивидуальной подготовки к восприятию метода, - повсюду во главу угла ставится предпосылка необходимости обычных форм медицинского лечения. Больным настойчиво и вразумительно внедряется мысль: «если вы не были еще у врача, пойдите раньше к нему; если вы уже лечитесь, - продолжайте неизменно ваше лечение». Метод самовнушения может и должен быть испробован, как единственный способ лечения, лишь в тех случаях, когда медицина либо бессильна в борьбе с заболеванием, либо же, когда она сама указывает больному на этот путь, сознательно отдавая себе отчет в том, что с недугом психогенного происхождения наиболее целесообразно бороться активным и непосредственным воздействием на психику. Во всех остальных случаях достойная и ответственная задача нового метода - быть необходимым, действенным подспорьем обычным формам лечения.

Естественно поэтому, что будущее метода самовнушения предопределится, на наш взгляд, его дальнейшей теоретической разработкой и серьезным, добросовестно-вдумчивым отношением со стороны практикующих врачей.

***

Предлагаемая вниманию читателей книжка не может почитаться исчерпывающим научным исследованием. Теоретической разработке метода посвящена, как уже было указана, солидная работа проф. Бодуэна.

Задачи книжки Эмиля Куэ - совершенно иные. Этими же иными задачами обуславливается и вся его жизнь, и вся его плодотворная деятельность.

""Надейтесь не на меня, а на самих себя, ибо в вас самих скрыта сила, которая исцелит вас. Моя роль заключается лишь в том, чтобы научить вас пользоваться этой силой""

В начале ХХ в. французский аптекарь Куэ (1857-1926) обратил внимание на интересный факт. Одни и те же лекарства действуют по-разному на больных с одинаковыми симптомами. Причем выявилась закономерность: если больной верил в эффективность средства, то эффект был очень сильным, и значительно снижался в случае неверия в благополучный исход лечения. Вот тогда-то он и понял – действует не только, а иногда и не столько, лекарство, сколько воля больного и его намерение выздороветь. Он открыл психотерапевтическую клинику, которой проруководил 16 лет. В чем же метод аптекаря Куэ? Он предписывал больным вместе с приемом лекарств повторять дважды в день очень простую фразу: «С каждым днем и во всем я чувствую себя лучше и лучше». Причем фразу эту предписывалось повторять расслабленно и максимально отстраненно, как будто нас это вообще не касается. Усилий прилагать не надо, они только мешают. На новоявленного психотерапевта обрушился весь медицинский Париж. Его высмеивали на все лады, но никто ничего поделать не мог – публика валом валила в клинику, потому что метод реально помогал. Интересно, что Куэ считал, что его методом можно не только лечить, но и корректировать характер.

Веревочка с двадцатью узелками

Каждое утро, проснувшись, и каждый вечер, как только вы легли в постель, закройте глаза и, не заставляя себя сосредотачивать внимания на том, что вы говорите, произнесите двадцать раз, отсчитывая на бечевке с двадцатью узелками - и притом достаточно громко, чтобы слышать собственные слова - следующую фразу:""С каждым днем я чувствую себя все лучше и лучше во всех отношениях"". Сам Куэ называл ее ""методом сознательного самовнушения"". Ведь в этом случае именно наше Сознание решает, что оно будет внушать Бессознательному.

""Болезнь никогда не бывает простой. На самом деле, к каждому физическому заболеванию всегда присоединяется еще и психологическое. Если физический недуг мы обозначим коэффициентом 1, то коэффициент психологической составляющей может быть 1, 2, 10, 20, 50, 100 и больше. Благодаря методу самовнушения психологическое заболевание исчезает очень быстро, и если его коэффициент был очень высоким, например, 100, а коэффициент физического недуга - всего лишь 1, то в результате остается лишь одна сто первая от общего заболевания"".(Эмиль Куэ)

Что касается тяжелых больных, которые не могут заниматься самовнушением, то Куэ рекомендовал, чтобы сеансы внушения проводились друзьями или родственниками больного. Надо лишь дождаться момента, когда больной уснет, а затем шепотом проговаривать слова позитивного внушения. Тот же метод следует использовать для страдающих тяжелой депрессией, а также для тех, кто потерял волю к выздоровлению. Он подходит и для маленьких детей, которые еще не способны заниматься самовнушением.

В оригинале, по-французски, знаменитая фраза Куэ звучит так: ""Tous les jours, de tous points de vue, je vais de mieux en mieux"".

К сожалению, дословный перевод этих слов на русский язык невозможен. Каких только версий не предлагали переводчики! Например:

""С каждым днем я чувствую себя все лучше и лучше во всех отношениях""

""С каждым днем мне становится все лучше и лучше во всех отношениях""

""С каждым днем я становлюсь все здоровее и здоровее во всех отношениях""

""С каждым днем мое здоровье становится все лучше и лучше во всех отношениях""

""С каждым днем, везде и во всем, я становлюсь все лучше и лучше во всех отношениях""

Но какой бы ни была формула самовнушения, в нее обязательно должны быть включены слова ""во всех отношениях"". Именно поэтому данная формула называется обобщенной - она относится к жизни человека в целом, а не только к отдельным проблемам.

По мнению Куэ, самовнушение должно применяться при всех болезнях, по крайней мере, как дополнительное, вспомогательное средство.

Куэ дает и кое-какие дополнительные советы. Например, он рекомендует не обсуждать метод самовнушения с людьми, настроенными негативно, скептически, или имеющими склонность смеяться надо всем новым и непонятным. Ведь это уменьшит веру в эффективность самовнушения, а чем меньше человек верит в какой- либо метод лечения, тем меньше пользы этот метод принесет.

По мнению Куэ, полезным самовнушением может быть также чтение книг, которые содержат здоровые и оптимистичные идеи. Веселая, бодрая музыка тоже является разновидностью позитивного самовнушения. И разумеется, хорошим, полезным самовнушением будет общение с людьми, которые настроены оптимистично. Эмиля Куэ называли ещё Королём оптимизма - за его весёлый нрав и доброжелательность.

Разумеется, Куэ не считал, что все болезни вызваны "вредным" самовнушением. Он лишь предполагал, что некоторые заболевания имеют скрытую психологическую природу - их можно быстро излечить с помощью правильного, позитивного самовнушения. В остальных заболеваниях вредное самовнушение присутствует лишь в определенной степени. Но не существует болезней, которые вообще никак не зависят от психологических факторов. Ведь убеждение ""я серьезно болен, я не могу выздороветь"" делает болезнь более тяжелой и мешает выздоровлению.

Почему на веревочке Куэ узелков именно двадцать? Это просто удобное круглое число. С помощью многочисленных экспериментов создатель метода самовнушения установил, что приблизительно двадцать повторений приводят к желаемому эффекту.

Но почему формулу самовнушения следует проговаривать много раз, как мантру?

Для этого есть несколько причин.

Во-первых, повторение имеет убаюкивающий эффект, создающий легкую форму гипнотического транса. Именно поэтому Куэ советует проговаривать формулу самовнушения ровным монотонным голосом, не вдумываясь в ее содержание.

Во-вторых, Сознание обычно реагирует лишь на новое, неожиданное. Так уж оно устроено. А вот Бессознательное слышит все.

В-третьих, даже если Сознание не дремлет и норовит сказать свое последнее слово, то при многократном проговаривании одних и тех же фраз все-таки есть надежда, что хотя бы одна фраза все-таки обойдет контроль Сознания и проникнет в область Бессознательного.

Ну и наконец, если мозг занят повторением одних и тех же слов, то у Сознания просто нет возможности вмешаться со своим обычным возражением: ""Ничего у тебя не получится"".

Никогда не ропщите на судьбу, ведь все зависит от вас самих…

Многие люди счастливы или несчастны лишь потому, что они воображают себя счастливыми или несчастными: из двух людей, находящихся в совершенно равных условиях, один может чувствовать себя совершенно счастливым, а другой - абсолютно несчастным.

Э.Куэ, ""Власть над собой с помощью сознательного самовнушения""

Куэ сравнивает Бессознательное с диким конем. Надо лишь найти способ укротить этого коня, суметь направить его по верному пути. Бессознательное также похоже на бурную горную реку:


""Она увлекает за собой того, кто упал в нее, несмотря на все его усилия добраться до берега. Этот поток кажется нам неукротимым; однако если вы знаете, как с ним обращаться, вы можете направить его в другое русло, установить на нем турбину и превратить его мощь в движение, в тепло, в электричество"".

Кстати, здесь следует уточнить, что Куэ понимал под ""оптимизмом"". С его точки зрения, это вовсе не уверенность в том, что жизнь прекрасна, и что никаких несчастий в ней нет и быть не может. Для Куэ ""оптимизм"" - это уверенность в том, что большинство проблем можно решить, что усилия никогда не бывают напрасными, и что даже самую тяжелую ситуацию все-таки можно улучшить.


Притча

Десять слуг феи Вердо

Жила во Франции одна бедная девушка. Ее мать умерла, и девушка боялась, что она не сможет справиться со всей работой на ферме своего отца.

О, если бы добрая фея помогла мне, - плача, повторяла девушка.

И фея Вердо действительно пришла ей на помощь. Чародейка сказала:

Я дам тебе десять помощников. Они будут беспрекословно слушаться тебя, они сделают все, что ты захочешь. Но чтобы никто не заметил, что тебе помогает колдовство, я сделаю твоих помощников невидимыми: твои десять слуг спрячутся в твоих десяти пальцах. А теперь за работу! Тебе стоит лишь взяться за дело, и твои десять слуг сделают все.

Добрая волшебница действительно совершила чудо. С тех пор никакая работа не страшила дочь фермера - ведь она знала, что в ее пальцах прячутся десять чудесных помощников.



В книге «Сознательное самовнушение» описан разработанный Куэ метод лечения самых разных болезней, получивший название метода сознательного (преднамеренного), или произвольного, самовнушения, и позволяющий больному управлять заложенными в каждом человеке силами воли и воображения.

Предисловие

Широкая популярность, выпадающая на долю того или иного нового течения, открытия или изобретения, всегда таит в себе большую опасность. Как ни заманчива перспектива проникновения нового слова в самую гущу широких слоев населения, как ни велика и ни достойна задача — сделать новое завоевание мысли достоянием всех и каждого, — во всех, почти без исключения случаях, этот желательный путь популяризации сопряжен неизбежно с вульгаризацией, с искажением и извращением «нового слова».

Этой участи не суждено было избегнуть и методу самовнушения Эмиля Куэ. Его широкому распространению способствовал целый ряд причин: чрезвычайная общедоступность и простота применения, множество успешных результатов, которыми он по праву может гордиться, и, наконец, личное обаяние самого Куэ, в котором редкий фанатизм в служении идее сочетался с полным бескорыстием и величайшей скромностью.

Но успех неизбежно породил увлечение, своего рода «моду». А с этим неразрывно были связаны и те искажения, которые совершенно затмевают сущность нового метода и в конечном результате — благодаря извращенному толкованию и неправильному применению — подрывают к нему доверие. Вполне прав, поэтому проф. Ш.Бодуэн, последователь Куэ и научный его истолкователь, который говорит: «He в меру фанатические приверженцы метода — его злейшие враги. Они доходят до самых нелепых преувеличений, которые дискредитируют новый метод в глазах серьезных людей».

С этим печальным явлением необходимо всемерно бороться. Совершенно несомненно, что разъяснение истинной сущности метода, его роли и значения и правильного его применения должно составлять основную задачу всех тех, кто, так или иначе, стал очевидцем его благотворного действия.

В этом отношении первый упрек следовало бы послать по адресу представителей научной медицины, врачей. «Я часто убеждался», говорит проф. Бодуэн, «что как раз наиболее ожесточенные нападки на новый метод исходят от тех ученых, которые не дали себе даже труда, наряду с книжкой самого Куэ, ознакомиться с моими работами». Руководствуясь ходячим, вульгаризованным представлением о методе, врачи очень часто отмахиваются от него с пренебрежением, как от знахарства или в лучшем случае предостерегают от него, как от чего-то вредного и опасного.

Со знахарством и прочим медицинским шарлатанством метод Куэ, не имеет никаких точек соприкосновения. Базируясь целиком на воспринятом научной медициной учении о «бессознательном» (или подсознательном»), метод самовнушения в его разработанном проф. Бодуэном теоретическом обосновании может, естественно, вызывать те или иные возражения, ту или иную серьезную критику, — он может в периоде дальнейшей научной работы претерпеть те или иные изменения и дополнения, — но, во всяком случае, сам метод, как таковой, — с точки зрения смелой постановки проблемы, так и с точки зрения неоспоримых благотворных результатов — заслуживает самого пристального внимания и серьезного изучения.

Что касается мнимого вреда и опасности, сопряженной с применением метода, то все нападки по этому поводу сводились и сводятся исключительно к одному: метод самовнушения, будучи способен устранять болезненные симптомы, а не первопричину того или иного недуга, отвлекает якобы больного от необходимости систематического медицинского лечения и уводит его от воздействия врача. Не углубляясь в разрешение вопроса о пределах воздействия метода, необходимо резко и решительно опровергнуть делаемое отсюда заключение. Ни сам создатель метода, ни его многочисленные последователи, насчитывающие в своих рядах не мало видных и известных врачей, никогда не подрывали пиетета по отношению к научной медицине, не противопоставляли ей метода самовнушения и не «уводили» больного от врача.

Наоборот, и в предлагаемой книжке Эмиля Куэ, и во всех работах его учеников и друзей и, наконец, на всех сеансах массовой и индивидуальной подготовки к восприятию метода, — повсюду во главу угла ставится предпосылка необходимости обычных форм медицинского лечения. Больным настойчиво и вразумительно внедряется мысль: «если вы не были еще у врача, пойдите раньше к нему; если вы уже лечитесь, — продолжайте неизменно ваше лечение». Метод самовнушения может и должен быть испробован, как единственный способ лечения, лишь в тех случаях, когда медицина либо бессильна в борьбе с заболеванием, либо же, когда она сама указывает больному на этот путь, сознательно отдавая себе отчет в том, что с недугом психогенного происхождения наиболее целесообразно бороться активным и непосредственным воздействием на психику. Во всех остальных случаях достойная и ответственная задача нового метода — быть необходимым, действенным подспорьем обычным формам лечения.

Естественно поэтому, что будущее метода самовнушения предопределится, на наш взгляд, его дальнейшей теоретической разработкой и серьезным, добросовестно-вдумчивым отношением со стороны практикующих врачей.

Предлагаемая вниманию читателей книжка не может почитаться исчерпывающим научным исследованием. Теоретической разработке метода посвящена, как уже было указана, солидная работа проф. Бодуэна.

Задачи книжки Эмиля Куэ — совершенно иные. Этими же иными задачами обуславливается и вся его жизнь, и вся его плодотворная деятельность.

Не будучи по натуре своей кабинетным ученым, подойдя лишь в зрелом возрасте вплотную к интересовавшей его проблеме и после длительных наблюдений «конструировав» свой метод, — Куэ с самого начала отдал всё свои силы его практическому применению. Неустанно работая, день за днем, год за годом, он дал — и продолжает давать — на десятках тысяч — примеров доказательство высокой практической ценности нового метода.

Его цель — помочь всем и каждому. Он спешит жить. Его с утра ждут десятки и сотни страждущих. Он знает, он убежден, что, научив их применению метода самовнушения, он им поможет. У него нет и не может быть времени для теоретической работы, для углубления метода. Он принадлежит людям, живому делу, любви к ближнему, И недаром во Франции он заслужил имя «друга человечества».

Работа Куэ длится непрерывно около 25 лет. Но начало ее относится еще к более раннему периоду: в 80-х годах прошлого столетия он, скромный аптекарь из небольшого городка возле Нанси, стал внимательно приглядываться к работе известных французских ученых, проф. Льебо и Бернгейма, родоначальников «научного гипнотизма». Подмечая практические недостатки гипнотического лечения, зорко следя за дальнейшим состоянием здоровья многочисленных пациентов, Куэ задумывался над созданием собственного метода. В основу его, вместо принципа подчинения психики пациента воздействию гипнотизера, он с самого начала положил развитие самодеятельности больного. От специальной и узкой в своем практическом применении терапевтической формы гипнотического внушения, Куэ перешел, таким образом, к самовнушению, которое, по его мнению, является действительно могущественной, действительно универсальной психической способностью человека. Дальнейшим фазисом развития метода было установление взаимоотношения между сознательной волей и воображением. Вопрос этот подробно и наглядно изложен на последующих страницах. Здесь достаточно лишь отметить, что этот принцип представляет собою попытку последовательного развития учения о подсознании, конструированного школой Фрейда, Брейера и других.

Долгое время — свыше 15 лет — Куэ не решался применять свой новый метод. Первые практические попытки, относящиеся к началу нынешнего столетия, в полной мере подтвердили его предположения. Сперва осторожно и робко — в кругу близких друзей и родных, — потом все более расширяя круг своих пациентов, Куэ, к началу войны имел уже обширную аудиторию. Война не приостановила его работы, но, конечно, сузила ее рамки. Однако и под обстрелом германских орудий он продолжал оказывать в Нанси свою активную и бескорыстную помощь.

Расцветом его славы было появление в 1918—19 гг. книги профессора Ш.Бодуэна. Выдающийся ученый, профессор Женевского института Жан-Жака Руссо, он собрал в своем труде все достижения нового метода, подверг строгому научному анализу его основные предпосылки и установил его взаимоотношение с другими видами психотерапии. Книга проф. Бодуэна имела огромный успех: ее переводы на английский и другие языки вызвали большую литературу. Имя Куэ стало сразу популярным в Старом и Новом Свете.

Гипноз: самоучитель. Управляй собой и окружающими Зарецкий Александр Владимирович

Метод Куэ

Метод Куэ

Разработан метод французским аптекарем Эмилем Куэ. Каждый день, общаясь с покупателями лекарств, Куэ сделал важный вывод: лечебный эффект медикаментов зачастую обусловлен не столько его фармакологическим действием, сколько верой больного в исцеление. Куэ обратил внимание на роль воображения в процессе лечения. Постепенно была создана целая система оказания помощи, так называемая школа самообладания путем сознательного самовнушения.

Цель воздействия в этой системе - подавление болезненных, вредных представлений и замена их полезными, здоровыми. Причем формулы внушений должны быть простыми и понятными и необязательно отражать действительное положение вещей. Наше подсознание примет эту фразу как истину, как приказ, который должен быть выполнен.

Э. Куэ обратил внимание на роль воображения в процессе лечения

«Формулы должны быть „детскими“… они предназначаются не для нашего сознательного, критически настроенного „Я“, а исключительно как представление, как детские формулы», - говорил Э. Куэ.

Его классическая фраза: «С каждым днем во всех отношениях мне становится все лучше и лучше!» - пример таких внушений. Здесь нет фиксации на определенной проблеме, слова внушений вскоре запоминаются и произносятся без всякого усилия, механически. Можно выбрать и другие формулы внушений, например: «Я здоров», «Я сильный, смелый, настойчивый», «Я весел, счастлив, талантлив» и др.

Выбранную фразу Куэ рекомендовал произносить примерно 20 раз подряд, монотонно в любом уединенном месте, оптимально - каждое утро после пробуждения и каждый вечер перед сном. Такой сеанс самовнушения продолжается примерно 3–4 минуты и проводится он 2–3 раза в день в течение 1,5–2 месяцев. Предлагал Куэ во время групповых занятий и развернутый сеанс самовнушения, который запоминался и повторялся человеком самостоятельно перед сном.

Привлекает в методе Куэ прежде всего простота. Вы подбираете значимую фразу и повторяете ее многократно до автоматизма, пока она не начинает действовать. Не требуется изучать специальные упражнения, добиваться релаксации. Отсутствуют и противопоказания, что немаловажно. Для кого-то этот метод станет основным, для кого-то - первой ступенькой на пути к освоению других методов саморегуляции организма.

Из книги Соблазнение автора Огурцов Сергей

Из книги Сердце разума. Практическое использование методов НЛП автора Андреас Коннира

Метод Данный метод, названный «разрушением решения», был не так давно разработан Ричардом Бэндлером, одним из авторов НЛП. Метод опирается на утверждение, которого многие из нас придерживаются: наше прошлое влияет на наше настоящее и будущее. Если прошлый травмирующий

Из книги Групповое лечение [На вершине психотерапии] автора Берн Эрик

Метод Метод, которым я воспользовался в работе с Кейт называется «свистящей» моделью, так как в момент, когда человек взаимозаменяет два образа, бывает полезно издать звук, напоминающий свист. Данная модель была разработана Ричардом Бендлером. Многие годы люди говорили о

Из книги Серьёзное творческое мышление автора Боно Эдвард де

МЕТОД Установив цель или последовательность целей, терапевт должен избрать метод, наиболее подходящий для достижения этих целей. Начинающий обычно заимствует методы, с которыми познакомился во время обучения индивидуальной терапии, такие, как психоаналитический

Из книги Психология развития [Методы исследования] автора Миллер Скотт

АКТИВНЫЙ МЕТОД Наше мышление в основном носит реактивный характер. Это ответная реакция на давление внешнего мира - требования, проблемы, трудности. У нас почти не остается времени для любого другого мышления и еще меньше стимулов, чтобы взваливать на себя

Из книги Депривация сна как лёгкий наркотик автора Deathwisher

Метод В разделе «Метод» рассказывается о том, что было проделано в исследовании. Эта часть обычно делится на несколько подразделов, по крайней мере на подразделы «Испытуемые» и «Процедура». В зависимости от характера исследования можно также включить отдельные разделы

Из книги Психология автора Робинсон Дейв

МЕТОД. Что такое «депривация сна»? Собственно, отказ от сна как такового. Но, надо запомнить, не полный отказ, а частичный.Как было сказано выше, метод работает только с людьми, привыкшими спать более 4 часов в сутки. Сама суть метода состоит в «сбивании» биологических часов

Из книги Измененные состояния сознания автора Тарт Чарльз

Из книги Аутогенная тренировка автора Решетников Михаил Михайлович

Метод В процессе клинической работы Шульц постепенно разработал ряд употребимых вербальных формул, которые в соответствии с тем, на что они больше ориентированы - на тело или на разум, - сформировали две базовые серии мысленных упражнений: стандартные и

Из книги Гипноз: самоучитель. Управляй собой и окружающими автора Зарецкий Александр Владимирович

Из книги Нет прокрастинации автора Бабаута Лео

Из книги Животворящая сила. Помоги себе сам автора Сытин Георгий Николаевич

Метод Куэ Разработан метод французским аптекарем Эмилем Куэ. Каждый день, общаясь с покупателями лекарств, Куэ сделал важный вывод: лечебный эффект медикаментов зачастую обусловлен не столько его фармакологическим действием, сколько верой больного в исцеление. Куэ

Из книги Свободный сон наяву. Новый терапевтический подход автора Ромэ Жорж

Простой метод Этот метод работает для меня всегда. Честно, он ни разу меня не подводил с того момента, когда я решил применить его.И этот ключ - решить применить этот простой метод. Когда вы осознаете его, он не подведёт. Прокрастинация проявляется тогда, когда мы не

Из книги Семейное воспитание ребенка и его значение автора Лесгафт Пётр Францевич

Глава 1 Метод СОЭВУС - метод психокоррекции

Из книги автора

Из книги автора

МЕТОД Необходимо теперь разобрать различные методы воспитания и выяснить, какой метод выгоднее применять в семье и какой - в школе. Главных методов два: один - практический, а другой-теоретический, или систематический.Практический метод основан, главным образом, на

© 2024 nowonline.ru
Про докторов, больницы, клиники, роддома