Любовь наивысшая ценность. Философия любви (любовь как ценность). Любовь и секс

Дополнительные потоки и их верная активация способны очень помочь человеку в обыденной жизни и избавить от множества проблем.

Существуют космоэнергетические каналы для привлечения денег, а также для быстрого исполнения желаний, для счастья в личной жизни, повышения удачливости и многие другие. Эти частоты не входят в классическую программу обучения практика, однако пользуются не меньшей популярностью, чем основные.

Использование каналов практического направления

Такое мощное энергетическое явление, как космические каналы, способно на многое. В большинстве случаев, конечно, применяют эту невероятную силу в целительных целях. Энергия Космоса способна сделать реальностью то, что порой не под силу ни одной лечебной практике.

Но существуют не только лечебные и защитные каналы. Огромная мощь Вселенной способна перевернуть что угодно с ног на голову, повернуть время вспять или даже поменять судьбу. В масштабах Космоса и время, и судьба человека столь незначительны, что даже малейшее его прикосновение может изменить кардинально жизнь любого из нас.

Использование определенных каналов способно сделать вашу жизнь по-настоящему счастливой. Эта мощная сила готова дать все, что только вы пожелаете, нужно только знать где и как грамотно подключиться к этим энергетическим потокам. Многие люди на подсознательном уровне уже подключены к таким каналам, именно этих людей вы видите по телевизору, их изображения пестрят на обложках журналов.

Большинству людей, конечно, не так повезло и им следует провести некоторую работу по настройке своего тела и духа на частоты этих благоприятных каналов, но результат будет стоить того.

Уже через некоторое время вы сможете увидеть реальные результаты своей работы, ваши доходы повысятся в несколько раз, жизнь станет более гармоничной и счастливой. Постоянная наработка подобных каналов позволяет усиливать эффект в геометрической прогрессии, а полное открытие повлечет за собой достижение невероятных карьерных высот и счастья в жизни в целом.

Существует несколько вариантов для достижения намеченных целей. Можно просто прибегнуть к открытию денежного канала напрямую, ниже мы подробнее рассмотрим этот канал и решим, стоит ли оно того. А можно попытаться найти причину плохого финансового благосостояния, неудач в жизни и отсутствия счастья как такового. Ведь всем известно, что ничего не происходит просто так.

Если вы чувствуете, что с вашей жизнью что-то не так, во всех делах вас преследует один негативный исход, а финансов едва хватает, чтобы свести концы с концами, то стоит задуматься. Вы трудитесь в поте лица и прикладываете максимум усилий к каждому своему начинанию — логично предположить, что причина этого давящего негатива происходит извне.

Многие специалисты из сферы космоэнергетики советуют не бросаться стремглав к подключению денежного канала, а попытаться найти причину финансового упадка. Дело в том, что даже если вы воспользуетесь силой денежного потока, которую предоставит вам этот канал, то далеко не факт, что эти деньги задержатся у вас.

Вполне возможно, что вы итак являетесь одним из тех счастливчиков, которые были рождены уже подключенными к денежному каналу, просто-напросто этот поток уходит от вас к так называемому энергетическому вампиру, который дистанционно перекачивает всю благоприятную энергию в себя. В этом случае, вам просто необходимо сначала поставить защитные барьеры, которые оградят вашу энергетику от внешнего воздействия, а уже потом подключать благоприятные потоки.

Также бывают случаи, когда недоброжелатели не используют вашу благоприятную энергию в своих целях, а просто ставят всевозможные блоки. При таком положении дел подключение к благоприятному потоку не даст вообще никаких результатов, а вы разуверитесь в действенности космоэнергетики как проверенного метода.

Прежде, чем начинать подключать какой-либо канал, проведите полную диагностику, поищите возможные места в своей энергетической оболочке, куда благоприятные потоки могут утекать. Поставьте один или несколько защитных барьеров, а также почистите энергетику от возможных проклятий и сглазов. Только после этой предварительно проделанной работы можно будет настроиться на денежный канал и получать благоприятную энергию со стопроцентной мощностью.

Благоприятные каналы

Денежный канал

Этот канал отвечает только за финансовое благополучие. Дело в том, что зачастую человек самостоятельно ставит себе блоки на пути к богатству.

Открытие денежного канала позволяет разрушить их и открыть доступ к привлечению больших денежных потоков.

Конечно, разрушить сильные блоки, которые были установлены недоброжелателями, у этого потока не получится, поскольку он обладает ограниченной энергией.

Также не следует ожидать резкого эффекта, на вас не свалятся с неба кучи золота, и вы не выиграете на следующий день несколько миллионов в лотерею. Помните, что всему нужно время.

Представьте, что денежный поток – маленький ручеек, сначала он незначителен и не несет в себе огромных масс воды, но с течением времени ручеек будет разрастаться. Его пойма будет становиться глубже и шире, а поток будет настолько сильным, что на его пути ничего не устоит. Точно также работает и денежный поток, сохраняйте терпение и в итоге вы получите поистине огромную прибавку к своим финансам, причем этот процесс не будет заканчиваться, а только будет становиться сильнее и сильнее.

Особенность этого канала заключается еще и в том, что он позволяет хорошим и благоприятным ситуациям, которые приносят с собой деньги в вашу жизнь, случаться гораздо чаще. Также хороший космоэнергет способен запрограммировать именно ту ситуацию, которую вы пожелаете.

Только следует помнить, что наша Вселенная устроена таким образом, что ничего нельзя получить из ничего. Поэтому с осторожностью загадывайте большие суммы или высокую степень богатства, возможно, денежному каналу удастся выполнить такое пожелание сразу, но расплачиваться за него вы, скорее всего, будете своим здоровьем или здоровьем близких вам людей. Помните, что везде хороша мера.

Христианские каналы

Эти каналы относятся как раз к той категории потоков, о которых говорилось выше.

Благодаря посвящению в Христианские каналы, решаются сразу несколько проблем, удаляется негативное воздействие отрицательной энергетики и излечиваются многие болезни.

Именно этот набор каналов является наиболее действенным и невероятно светлым средством для создания защиты разных уровней. Также определенные Христианские потоки способны принести много счастья человеку, подключившемуся к ним. Процесс посвящения в эти каналы абсолютно идентичен стандартному.

Начинать свой путь специалисты советуют с канала Иисуса, поскольку именно этот канал является самым мощным и является своего рода проводником в мир Христианских каналов. Без использования канала Иисуса было бы невозможно подключение к каналам различных святых и ангелов, поскольку их невероятная сила просто-напросто уничтожила бы ваш дух. Этот поток является своего рода проводником, который пропускает через себя всю эту мощь и передает вам уже более ослабленный поток.

Следует отметить, что сам по себе канал Иисуса является мощным очищающим и целительным потоком, его можно использовать как абсолютно самостоятельную процедуру. Подключение к каналам других святых происходит в тех случаях, когда имеется конкретная проблема и ее решение нужно выполнить в кратчайшие сроки. Если же у вас не имеется никакой определенной цели, а единственное, что бы вы хотели получить от использования данного канала – очищение ауры и небольшое улучшение здоровья, то использованием канала Иисуса можно и ограничиться.

Мы же сейчас рассмотрим наиболее мощные Христианские каналы, использование которых позволяет добиться исполнения своих желаний.

Канал Святого Николая Чудотворца

Этот канал является одним из наиболее действенных в вопросах исполнения каких-либо желаний. Данный поток дарует свою помощь абсолютно всем, кто обращается к нему. Его действие направлено не только на какую-то определенную сферу вашей жизни, в которой вам требуется поддержка и достижение успеха, но и на все ваше бытие в общем.

Кроме того, поток Святого Николая оказывает целительный эффект, восстанавливает и очищает чакры, а также наполняет человека радостью и жизнелюбием.

Защита, предоставляемая этим каналом, способна разрушить любое колдовство и черную магию. В кратчайшие сроки происходит очистка ауры от сглазов и проклятий, выполняется удаление горя из вашей жизни как такого.

Приносит счастье семейным людям и помогает найти его тем, кто страждет этого. При помощи Николая Чудотворца возможно обрести материальное благополучие и сохранить его.

Канал Ангела Хранителя

Связь с Ангелом Хранителем является одной из наиболее сильных из всех существующих в нашей Вселенной.

Именно этот канал способен создать самые действенные защитные барьеры вокруг вас, поскольку у каждого человека Ангел Хранитель свой собственный, а, следовательно, защита будет носить индивидуальный характер.

Мощный энергетический щит, созданный при помощи своего Ангела, способен огородить вас от абсолютно любых внешних негативных воздействий, а его уникальность сделает невозможным как-либо обойти эту защиту вашим врагам.

Следует помнить, что этот канал несколько отличается от остальных, и хоть является также космическим, но для его открытия требуется некоторая подготовка. Боязнь человека показать свои мысли или поступки из прошлого, которые способны огорчить или разозлить Ангела, мешает настройке этого потока. Просто помните, что даже самые, по вашему мнению, негативные поступки не могут отторгнуть вашего Ангела Хранителя, его задача правильно направлять вас по этой жизни, а не судить.

Также подключению к каналу может помешать загрязнение вашей ауры негативными поступками, которые отражаются на ней и на карме. Для восстановления и очищения своей энергетической оболочки воспользуйтесь подключением к каналу Иисуса. Эта практика быстро исцелит ваш энергетический кокон, тем более эти каналы находятся на одинаковых частотах, что позволит быстро переключиться на Ангела Хранителя и лишний раз подготовит вас к связи.

Как только произойдет открытие канала Ангела Хранителя, вы сможете задать какой-либо вопрос, попросить поддержки и помощи. Также этот поток способен исполнять ваши желания и устанавливать мощную защиту, о которой говорилось ранее. Данный канал отличается повышенной интуитивностью, поскольку Ангел Хранитель видит ваши мысли. Он способен распознать желания хозяина, даже тайные и спрятанные от самого себя и устраивает их исполнения в самый подходящий для этого момент.

Как и практически все Христианские каналы, поток Ангела Хранителя приносит в дом человека, который его открыл, гармонию и радость. Улучшает взаимопонимание между членами семьи, а также способен отвести от жилища любую беду и защитить его от воздействия негативной энергетики.

Матрица Силы Учителя

Этот канал не похож на остальные, которые были описаны в статье, поскольку работает он только в тех случаях, когда Учитель остался на более высокой ступени, чем Ученик.

В процессе подключения к этому каналу космоэнергет как бы взывает к своему учителю – человеку, который обучил его этой методике.

Во время установления связи Учитель как бы переносит свою энергетику на Ученика, в результате чего тот получает его умения, знания и силу. Этот метод используется в тех случаях, когда космоэнергет понимает, что своими силами ему не справиться. Кроме того, благодаря использованию энергетических каналов, происходит усиление способностей Учителя, они как бы добавляются к способностям ученика и их работа продолжается синхронно и с удвоенной силой.

Открытие данного канала и применение этой техники рекомендуется в тех ситуациях, когда силы одного целителя и правда недостаточно, например, смертельные заболевания, разновидности очень сильных проклятий, предсмертное состояние больного, безвыходные жизненные ситуации.

Будьте аккуратны, когда используете космоэнергетические каналы для привлечения денег, вполне возможно, что материальные блага вам совершенно не нужны, а для достижения счастья вам требуется что-то другое. Ведь не зря говорят, что не в деньгах счастье.

Сущность философии заключается не только в мудрости и знаниях. Философия есть, прежде всего, любовь, на что указывает первая часть этого слова – «phileo», по-гречески означающая «я люблю». Философом в полном смысле этого слова можно назвать только того, кто любит мудрость, искренне стремится к ней, находит удовольствие в поиске истины. Возможно, что самая большая мудрость философии заключается не в том, чтобы знать и уметь, а именно в том, чтобы любить.

В любви и через любовь проявляется человечность. Не случайно тема любви возникает в философии с момента её зарождения и остаётся одной из ведущих тем на всём протяжении её развития.

Философский анализ любви разворачивается в нескольких направлениях, которые можно передать такими вопросами: что есть любовь? Какова её природа и сущность? В чём проявляется многообразие любви? Что такое псевдолюбовь? Каким образом философия объясняет сексуальность? Как связаны любовь и семейные отношения?

Природа и сущность любви.

Природа любви так же сложна,как и природа самого человека. В ней соединяются смыслы счастья и страдания, взаимности и безответности, духовности и сексуальной близости. Многообразны и объекты любви: они варьируются в широких границах от любви к истине до любви к власти; от абстрактной любви к человечеству до конкретной и уникальной любви к близкому человеку.

Словарь синонимов русского языка (М., 1994) даёт такое определение любви: «Любовь – влечение, увлечение, привязанность, склонность, наклонность, слабость (к чему), страсть, пристрастие, преданность, тяготение, мания, симпатия, верность, благоволение, благорасположение, благосклонность, доброжелательноство, предрасположение».

Описать любовь во всех её качествах, признаках и проявлениях невозможно. Такой список можно дописывать бесконечно, но он всегда будет далёк от завершённости, поскольку каждое конкретное проявление любви само по себе уникально и неповторимо.

Наука в силу своей объективности и отстранённости не способна описать глубокие эмоциональные состояния в чётких понятиях и терминах, не потеряв при этом самой сути чувств человека. Художественное познание (например, поэзия или музыка) подходит к раскрытию природы любви ближе всего, но в сложных художественных символах трудно отделить универсальные признаки от индивидуальных авторских переживаний. Философия , где научное понятие и художественный образ сливаются, стремится показать природу любви в её целостности и разнообразии, пользуясь и образами, и понятиями. В этой двойственности содержатся как положительные моменты (философия способна охватить свой предмет целиком), так и отрицательные (говоря о любви, философия должна балансировать на неустойчивой границе между научной официальностью и художественной метафоричностью).

В центре философского рассмотрения находится самая богатая смыслами и переживаниями форма любви – любовь, связывающая мужчину и женщину. Именно здесь сливаются потребность и ценность, биологическое духовное, природа и культура: такая любовь может рассматриваться как исходный образец и самая общая парадигма любви как таковой.

Лишь тебя увижу,

Уже я не в силах вымолвить слово.

Но немеет тотчас язык,

Под кожей быстро лёгкий жар пробегает,

Смотрят, ничего не видя, глаза,

В ушах же – звон непрерывный.

Потом жарким я обливаюсь,

Дрожью члены все охвачены,

Зеленее становлюсь травы, и вот-вот

Как будто с жизнью прощусь я.

Сафо , греческая поэтесса (VII в. до н.э.)

Природу этой любви легче всего раскрыть через совокупность явных признаков, отличающих её от других чувств. В самом общем смысле любить – значит выделять кого то из массы людей; искать общения с ним; видеть в другом то, что не способны увидеть и оценить другие; радоваться встречам и испытывать грусть в разлуке; искать подтверждений взаимности и страдать от невнимания; сопереживать другому, печалиться вместе с ним, радоваться, когда ему хорошо; испытывать к нему духовное и физическое влечение и т.д.

Конечно, все эти признаки способны отграничить любовь от других состояний только в том случае, если они присутствуют в связном единстве. Так, сопереживание возможно без любви, но любовь невозможна без сопереживания. То же можно сказать о любом из явных признаков любви.

Т.О., природа любви включает в себя биологические, психологические, нравственные и культурные составляющие; по своей сложности и многообразию она сопоставима с природой самого человека.

Философия не ограничивается только явными признаками любви, пытаясь выявить в ней и глубинные , сущностные черты. Если сложить все высказывания о любви, то можно сформулировать общий список этих черт:

· любовь – яркое личностное чувство и поэтому она свойственна только человеку;

· любовь проявляется свободно независимо от внешнего давления: никого нельзя заставить любить;

· из всех человеческих ценностей любовь наиболее эмоциональна;

· любовь иррациональна – она возникает без помощи рассудка и даже иногда вопреки его доводам;

· любовь подразумевает сложный комплекс чувств , таких, как восхищение, уважение, забота, интерес, и невозможна вне этих чувств;

· любовь – это творческая созидательная активность;

· любовь имеет глубокое нравственное значение и подразумевает ответственность за другого человека;

· любовь - объединяющее чувство, вовлекающее человека в сферу личной жизни другого.

Хотя эти и подобные им перечисления способны более точно указать на любовь, отграничив её от других человеческих чувств, но они не способны дать ответ на вопрос «Что такое любовь?», т.е.раскрыть сущность любви.

В истории философии представлено множество вариантов понимания того, что составляет эту сущность, самые известные из них:

· Любовь есть жажда целостности и стремление конечного существа к совершенной полноте бытия и красоте. Платон (427-347 до н.э.).

· Любовь состоит в том, чтобы отказаться от сознания самого себя, забыть себя в другом и, однако, в этом же исчезновении и забвении впервые обрести самого себя и обладать самим собою. Георг Гегель(1770-1831).

· Любовь есть чувственное и страстное отношение между полами. В любви мужчина и женщина дополняют друг друга и в единении представляют собой совершенного человека. Людвиг Фейербах (1804-1872).

· Любить – значит жить жизнью того, кого любишь. Лев Толстой (1828-1910).

· Любовь - признание за другим безусловно центрального значения, которое в силу эгоизма мы ощущаем только в самих себе; это полное и постоянное утверждение себя в другом. Владимир Соловьёв (1853 -1900).

· Любовь есть ответственность Я за Ты. Мартин Бубер (1878-1965).

· Любовь есть активная сила в человеке, которая рушит стены, отделяющие человека от его ближних; которая объединяет его с другими; помогает преодолевать чувство изоляции и одиночества; при этом позволяет ему оставаться самим собой, сохранять свою целостность. Эрик Фромм (1900-1980).

Несмотря на различия в понимании любви разными философами, почти во всех определениях можно найти нечто общее. Любовь чаще всего рассматривается как раскрытие ценности в другом, выраженное в стремлении единения с ним. В любви всегда представлены два равноправных человека, каждый из которых дополняет другого, оставаясь при этом самим собой.

Типология любви.

Слову «любовь», существующему в русском языке и многих других языках современной Европы различные слова в древних языках. Так, в Древней Греции можно выделить по крайней мере четыре понятия, обозначающие «любовь»; каждое из них имеет своё значение и особое употребление:

· эрос (eros) – любовь-вожделение;

· филия (philia) – любовь-дружба;

· строге (sroge) – любовь-забота;

· агапэ (agape) – любовь-самоотдача.

Эрос – пылкое чувство, страстное желание полного обладания своим объектом. Это глубокое эмоциональное желание того, чего лишён человек. В чистом виде эрос есть стремление к объединению дополняющих друг друга противоположностей и, следовательно, к восстановлению целостности.

В диалоге Платона «Пир» Аристофан (ок.444- после 387) объясняет происхождение эроса, используя древний миф об андрогинах. Согласно этому мифу, некогда мужчины и женщины были двуполыми существами – андрогинами, объединяющими в себе лучшие черты обоих полов. Они были умнее и физически сильнее обычного человека и решили завоевать Олимп, заняв место богов. Зевс, разгневавшись на дерзость, разделил их на части – мужчин и женщин, разбросав их по всему миру:

«Каждый из нас – это половинка человека, рассечённого на две камбаловидные части, и поэтому каждый ищет всегда соответствующую ему половину… Таким образом, любовью называется жажда цельности и стремление к ней».

Эрос – не только соединение противоречий и жажда единения, это чувство противоречиво и внутри себя. Платон писал о полярных видах такого чувства, разделяя «простонародную любовь» - любовь к телу, и «небесную любовь» - к душе, к идее, к прекрасным деяниям и высоким нравственным достоинствам. Если первая – эротическое желание физического обладания, то второе - страстное стремление души воссоединиться с прекрасным «миром идей», с красотой и истиной, отблески которых он видит в любимом человеке. «Небесная любовь» - любовь к истинному миру добра и красоты называется также платонической.

В отношениях мужчины и женщины эти полярные виды эроса соединяются: любовь к чистым идеям сама по себе слишком абстрактна, а любовь без эротизма превращается в дружбу.

Филия более спокойна. Это единение близких в духовном отношении людей с похожими взглядами на жизнь и общими интересами. Такая любовь избирается свободно на основе симпатии, приязни, внутренней склонности. В филии человек ищет не того, чего он лишён, а того, что приносит ему радость («Любить – значит быть радостным, писал о такой любви Аристотель). В самом общем понимании филия – это поиск блага и счастья и в отличие от эроса здесь сложно говорить о муках неразделённой и несчастной любви. Филия многообразна в своих проявлениях и распространяется на множество объектов, не только одушевлённых. Например, возможна любовь ко всему человечеству - «филантропия» или любовь к мудрости – «философия». Часто слово «philia» переводится как дружба. Однако это понятие гораздо шире – оно употребляется и по отношению к детям, к взаимоотношениям между супругами. Так, фраза «я тебя люблю» по-гречески переводится как «philio sou». Поскольку все виды любви могут смешиваться, в филии могут присутствовать и элементы эроса. Такое сочетание страсти и дружбы, как правило, обеспечивает наиболее крепкую эмоциональную связь между влюблёнными.

Строге – надёжная семейная любовь, возникающая из родственного тяготения. Она подразумевает не вожделение, а благожелательность. Это уже не поиск чего-либо недостающего или стремление к радости. Скорее это желание спокойствия, уверенности в родственной поддержке. Строге основывается на доверии и выражается в нежности отношений между любящими. Такова любовь между родителями и детьми, супругами. Этим же словом греки выражали основанную на доверии любовь граждан к государству, отечеству. Первоосновой строге является любовь матери к ребёнку, подразумевающая высокую степень заботливости и безусловное принятие на себя ответственности за всех, кто зависит от другого и нуждается в помощи. В таком аспекте строге – моральное чувство, ставшее основой для формирования ценности и добродетели ответственности.

Агапэ – духовная любовь, основанная на жертвенности и самоотречении. Это любовь активная, страстная, мироутверждающая и предельно альтруистическая в своих основах. Понятие «агапэ» появилось довольно поздно: его не употребляли ни Платон, ни Аристотель. Необходимость в таком слове возникла вместе с христианством, провозгласившим «Бог есть любовь» и «Любите врагов ваших». Для обозначения такой любви не годятся ни понятия страсти, ни дружбы, ни нежной заботы. Такая любовь не основывается на жажде слияния, радости или нежности. Это и не предрасположенность к любимому, другу или родственнику. Агапэ – любовь ко всякому человеку безотносительно от того, кем он нам приходится, и независимо от его ценности, даже от его отношения к нам, поскольку он может быть и врагом. Такая любовь проявляется как милосердие, способность прощать и умение не разделять людей на своих и чужих. Это же слово обозначает и любовь бога к людям (христианство основано на жертвенном поступке. Христа ради спасения людей). Нравственная заповедь любви в Новом Завете (2возлюби ближнего как самого себя») построена именно на любви-агапэ.

Некоторые философы помимо вышеперечисленных выделяют и другие разновидности любви.

Любовь-игра – это любовь в поисках удовольствий, приключений побед. Иногда для такой любви используют понятие «людус» (от лат. ludus – игра). В окончательном виде людус оформился в римской поэзии I в.до н.э., прежде всего в поэме «Наука любви» Овидия (43 до н.э. -18). Здесь любовь поэтизировалась и эстетизировалась, приобрела, игровые моменты и особые правила. Овидий подробно описывал способы завоевания женской и мужской любви и приёмы соблазнения, и давал практические советы влюблённым: как разжечь страсть, как удержать и подчинить себе партнёра и т.д.

Цель чувственной любовной игры – победа, а глубина отношений не играет роли и даже мешает насладиться тонкой игрой. Влюблённые не спешат раскрывать друг перед другом душу или привязываться друг к другу, поскольку победа, по сути означает, что игра окончена и пора начинать новую игру. Отношения в любви-игре беззаботны и не отягощены размышлением о будущем, а сексуальное влечение воспринимается как естественное и свободное от большинства запретов. Любовь-игра в чмстом виде – наиболее поверхностная разновидность любви, страсть в ней заменяется кокетливостью, близость интересов, забота и тем более жертвенность отсутствуют. Многие философы на этом основании считают любовь-игру псевдолюбовью, суррогатом настоящей любви. В тоже время для сексуальной любви всегда важен игровой элемент, позволяющий поддерживать чувства в напряжении и получать удовольствие от игровых отношений. Игра ценна и тем, что она может стать стартовой точкой, в которой могут возникнуть более глубокие чувства.

Романтическая любовь имеет свои непосредственные истоки в средневековой культуре, в возвышенной и галантной любви рыцаря к прекрасной даме. Подобная любовь, называемая куртуазной , вдохновляла на подвиги, требовала жертвенной преданности и верности. Это - восторженное служение и преклонение, построенное на преодолении трудностей. В завершенном виде романтическая любовь оформляется в XVIII-XIX вв. Можно сказать, что оно представляет собой агапэ, но обращённое не на Бога, а на идеализируемого возлюбленного. Такая любовь возвышенна, эстетична, лирична, поэтична и понимается как прорыв из приземлённого мира повседневности в иной, прекрасный мир высоких чувств и идеальных отношений. Романтическая любовь – любовь свободная от любых расчётов и выгод.

Прагматичная любовь полностью противопоставлена романтической. Она предельна, рассудочна, приземлена и направлена на повседневность, «земную жизнь». Прагматик спрашивает не о чувствах, а о том, насколько хорошо ему будет с другим, какие выгоды он получит от предполагаемого союза. Прагматическая связь расчётлива и малоэмоциональна, хотя и не отрицает симпатии и привязанности. Большая часть философов не усматривает в такой разновидности любви какого-либо ценностного значения. Тем не менее, во многих традициях (например, в этике протестантизма) семейная любовь как любовь по расчёту принималась как должное. Например, Артур Шопенгауэр считал брак по расчёту более крепким, чем брак по любви. Он полагал, что страсть рано или поздно угасает и люди обнаруживают, что их ничего, кроме этой страсти, не связывало. Если люди сошлись ради взаимной пользы, то у них больше шансов не разочаровываться друг в друге и сохранять отношения.

Философским представлениям о любви свойственна тенденция к обобщению. Целостная любовь объединяет и гармонизирует элементы страсти и удовольствия, заботы и прощения, поэтичности и рассудочности, не абсолютизируя при этом значения ни одного из этих элементов. Гармоничная любовь сплав лучшего из всех существующих форм любовных отношений.

Превратности любви.

Многие философы обращают внимание на уязвимость любви в современном мире. Философ и психоаналитик Эрих Фромм (1900-19800 в «Искусстве любить» пишет, что в обществе потребления процветает собственническая психология, заключающаяся в том, что человек стремиться иметь, а не быть. Он пытается удовлетворить свои потребности штампованными увеселениями – модной музыкой, фильмами, алкоголем, лишаясь, при этом своего Я и, превращаясь в автомат для потребления. Всё становится продуктом обмена, покупки и продажи, в том числе и любовь, которая превращается из формы духовного единения в форму «справедливой сделки».

Английский социолог Энтони Гидденс (р.1938) в этом контексте говорит, что в современности формируется новая форма любви, которую он называет конфлюэнтной (от англ. сonfluent – текущий, преходящий). Основой такой любви является исключительно сексуальность. Она подразумевает лёгкость завязывания отношений и их разрыва, отсутствие планов на будущее, отказ от института семьи и всё чаще от традиционных сексуальных норм.

Сведение любви к потреблению и поверхностным отношениям значительно ограничивает её лишая целостности. Конечно, нельзя не признать, что в реальной жизни целостная любовь является редкостью. Однако причина этого – не только в том, что в жизни сложно встретить того, кто полностью будет соответствовать мечтам и ожиданиям. Основная причина – нежелание самого человека каждодневно трудиться над налаживанием отношений с другими: гораздо проще довольствоваться видимостью любви.

Различные варианты «подделок под любовь» Фромм называл формами псевдолюбви.

Псевдолюбовны отношения, основанные только на сексуальных наслаждениях . Сам по себе секс важен и необходим для любви между мужчиной и женщиной. Но любовь остаётся любовью и после удовлетворения сексуальных потребностей, а секс без любви только технологичен, он не избавляет от одиночества, а усугубляет его:

Эрик Фромм в «Искусстве любить» пишет: «Половое влечение создаёт на краткий миг иллюзию единства, однако, без любви это единство оставляет чужих такими же чужими друг другу, какими они были прежде, иногда оно заставляет их стыдиться и даже ненавидеть друг друга, потому что когда иллюзия исчезает, они ощущают свою отчуждённость ещё сильнее чем прежде».

Псевдолюбовью являются и чисто функциональные отношения, основанные не на чувствах, а на принятых образцах. В такой ситуации внешне отношения могут казаться счастливыми: партнёры обмениваются любезностями, помогают друг другу в жизни. Однако внутренне они не испытывают никаких чувств; тогда это не любовь, а поиск убежища от одиночества, своеобразный взаимовыгодный «эгоизм вдвоём», социально смоделированная патология.

Патологична любовь-поклонение, когда любящий полностью растворяется в любимом, теряя своё Я. Такая одержимость другим была известна ещё в Древней Греции и носила имя мании. Мания или близка к душевной болезни, или является таковой. Рабская зависимость мании не тождественна жертвенности: в ней нет нравственных ограничений. Любящий готов на аморальные поступки и преступления и ради своей любви и тогда, когда он считает себя отвергутым. Такая псевдолюбовь часто сопровождается чрезмерной ревностью и легко переходит в ненависть.

Г.Торо писал: «Буйной любви надо страшиться так же, как ненависти. Когда любовь прочна, она всегда ясна и спокойна».

Патологией является и инфантильная любовь , когда человек переносит на партнёра чувства, которые он испытывает к отцу или матери, и требует родительской заботы, тепла, заботы и восхищения, решения за него всех проблем. Такая невротическая любовь часто приводит к конфликтам и обвинениям в невнимательности и небрежении, инфантильной ревности к работе, родственникам, окружению и т.д.

Другая форма псевдолюбви – сентиментальная любовь . Человек, склонный к ней, черпает представления о любви в романах, фильмах, модных журналах. Его искренне волнуют вымышленные любовные истории. Но в мире реальности он оказывается неспособным на глубокие чувства к конкретному человеку, объясняя свою холодность неромантичностью и приземлённостью окружающих.

Любовь в современном мире чрезвычайно уязвима. Даже гармоничная любовь, лишённая всякого притворства невозможно без конфликтов и разногласий. Тем не менее, эти конфликты вторичны и малозначимы на фоне настоящего единства и глубины чувств: «Любя, мы осознаём, что именно такой способ существования по-настоящему естествен – в отличие от унылого самоутверждения и скудоумной прагматики, по сути лишь подставляющих на место подлинного человеческого Я продукта его распада» (Малахов В.А. Уязвимость любви).

Любовь и секс.

Сексуальность обычно рассматривается как необходимая составляющая часть любви, хотя далеко не единственная. Поскольку любовь понимается как единение биологического и духовного начал, сексу отводится место низшей, биологической составляющей и его обычно противопоставляют элементам более возвышенным – нравственным, эстетическим и т.д. Но человеческая сексуальность более сложна.

Ещё в философской мысли древнего мира, особенно в Индии, Китае и Персии, где появились первые трактаты по искусству любви, сексуальность рассматривалась с точки зрения не только телесных аспектов, но и духовных качеств. В целом такой подход был следствием мифологического сознания, где все стороны жизни воспринимались слитыми воедино, душа и тело мысль и чувство, человек и природа мыслились только в нераздельной целостности. Например, в индийском трактате «Камасутра» специально оговаривается, что любовь – возвышенное, священное, целостное чувство, а любая сексуальная техника – лишь её часть и сама по себе пуста и бесполезна без любви:

«Влечение человека имеет три истока – душу, разум и тело. Влечение души порождает дружбу, разум – уважение, тело – желание близости. Соединение трёх влечений порождает любовь. Любовь же несёт восторг, облегчение и нежность» (Камасутра, СПб., 1988. С.4)

В библейской Песне Песней любовь описывается как страстная и полная вожделения:

«Положи меня, как печать, на сердце твоё, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность; стрелы огненные; она – пламень весьма сильный» (Библия. Книга Песни Песней соломона,7:6.

Эротизмом проникнуты поэзия и изобразительное искусство эпохи античности; в философской мысли Древней Греции любовь также никогда полностью не отрывается от чувственности, даже если эта любовь направлена не на другого человека, а на божественный «мир идей».

В средневековье ситуация значительно меняется: душа и тело разводятся по разным мирам. Душа причастна «горнему миру», поскольку хранит в себе отражение бога, а плоть принадлежит «миру дольнему», так как сама по себе она бездуховна и греховна. Всё духовное приближает к богу, дьявол же в полной мере использует слабости плоти, чтобы сбить человека с истинного пути. Сильное сексуальное желание в христианстве, объявлялось животной похотью, и было зачислено в список самых тяжких пороков. Вожделение осуждалось; секс мог оправдываться только необходимостью деторождения.

Христианская любовь к ближнему и богу (агапэ) предельно духовна и лишена любых плотских оттенков. Более эротична куртуазная любовь. Однако и здесь при всём стремлении рыцаря к прекрасной даме эта эротичность не могла реализовать себя в физическом обладании. Рыцарь должен был восхищаться своей дамой издали: низкая реальность разрушает прекрасный идеал. В целом средневековая любовь есть любовь не к телу, а к образу совершенства. Однако всё это не означает, что культура Средневековья полностью подавляет сексуальность. Она скорее вытесняет её в другую сферу – неофициальной народной культуры. Самые жёстские ограничения на отношения между полами снимались на народных праздниках и карнавалах с их скабрезностями, непристойностями, неприкрытым эротизмом и богохульством. Однако в официальной культуре влияние христианств было настолько сильным, что тема сексуальности вплоть до конца XIX в. оставалась непристойной, греховной и запретной.

Новое время, хотя и освободилось от всеобщей религиозности в обыденной жизни, в области сексуального повендения стремилось установить ещё более жёсткий контроль над человеком. Распущенность объявлялась формой умственной отсталости; педагоги и моралисты резко осуждали любые отклонения от узкой нормы. Подавленная сексуальность становилась причиной неврозов, патологий, девиаций, а запреты приводили к возрастающему соблазну их нарушить.

Стремление к «запретным плодам» рождало крайности, примером которых явилась философия маркиза Донасьена де Сада (1740-1814). В своих произведениях де Сад обосновал право на наслаждение, оплаченное страданием других. Такой разрушенный эротизм, ненормальную страсть к жестокости сейчас принято называть садизмом.

В философской мысли особый интерес к сексуальности как к нерациональному комплексу чувств и важной составляющей человеческой природы начала проявлять философия иррационализма XIX-XX вв. Артур Шопенгауэр, стоявший у истоков этого направления, объявляет, что любовь есть прежде всего половой инстинкт, стремление жизненной воли к воспроизведению совершеннейших представителей рода.

На вопрос о причине выбора того или иного человека как объекта любви Шопенгауэр отвечает предельно просто: любовь вызывает не тот, кто обладает красотой, умом или иными качествами, а тот, кто может стать родителем самого совершенного ребёнка. Мы не можем рационально объяснить причины любви: выбор совершает не разум, а бессознательный инстинкт, «чувство рода».

В XIX в. сексуальность становится объектом интереса науки, возникает дисциплина сексология, говорящая о сексе строгими научными терминами. Престиж науки в то время был столь велик, что общество одобряло любые её выводы, даже радикальные. Благодаря этому сексуальные отношения постепенно превращались из закрытой темы в предмет публичного обсуждения.

Научные термины и философия были соединены Зигмундом Фрейдом. Он пошёл гораздо дальше Шопенгауэра, усматривая во всех формах любви (включая любовь к родителям, богу, своей стране) сексуальные основания, отклонённые культурой и перенаправленные на иные объекты. Так, любовь к красоте и искусство в целом он объяснял перенесением на творчество неудовлетворённых сексуальных желаний. Идеи Фрейда и его последователей стали одними из наиболее влиятельных в XX в.

Ученик Фрейда Вильгельм Райх (1897-1957) в работе «Сексуальная революция» (1936) писал, что в обществе господствует система подавления сексуальности. Институт семьи, политика и культура поддерживают ханжество и невежество, ограничивают естественные желания, что приводит к политической несвободе и массовым неврозам. Свобода сексуальных отношений, по мнению Райха, должна была раскрепостить людей, уничтожить эксплуатацию и привести человечество к гармонии.

Значительные сдвиги в этом направлении проходили в начале XX в. и во второй его половине. Пик сексуальной революции в Западной Европе пришёлся на 1960-е гг.: поведение молодёжи стало более свободным, были реабилитированы добрачный секс и разводы. Начало половой жизни сменилось на более ранние этапы, эротизм был включён в состав культуры. Секс быстро стал элементом массовой и коммерческой культуры и переместился из личной сферы в публичную.

Тем не менее, уже к концу XX в. стало ясно, что надежды на построение «культуры полной свободы» оправдались только отчасти. Ханжество консервативной культуры действительно сменилось более здоровым реализмом. Но раскрепощение отношений не привело к улучшению их качества, а ускоряющееся распространение СПИДа, болезней передающихся половым путём, и сексуальных отклонений только усугубило ситуацию. Современная молодёжь всё чаще возвращается к ценностям семьи, говоря о приоритетах постоянства, верности. Качественности сексуальных отношений, а политика и право всё жёстче относится к свободным проявлениям сексуального желания.

Любовь и семья.

Понятия семьи и брака тесно взаимосвязаны, однако не тождественны: семья может существовать без оформления брака, так же как не всякий брак является показателем реальности и прочности семейных отношений.

Семья это социально-культурный институт, связывающий индивидов общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Основаниями семьи являются совместная жизнь и хозяйство, взаимопомощь, духовное общение. В семье осуществляется воспроизводство человека, обеспечиваются воспитание новых поколений и забота о стариках. Все стороны семьи связываются в единое целое чувствами супружеской и родительской любви, заботы и привязанности. Согласно Аристотелю, семья -фундамент общества, именно она формирует все качества человека и вводит его в мир социальных отношений.

Брак это юридически оформленный добровольный союз женщины и мужчины. Основаниями брака признаются правовые нормы, а не моральные: брачный союз лишь определяет систему прав и обязанностей. Таким образом, брак есть средство оформления семьи и форма общественного контроля над ней. Как правило, брак подразумевает регистрацию в государственных органах или религиозных институтах, наделённых соответствующими полномочиями.

Любовь, семья и брак во многом являются культурными и социальными следствиями физиологической противоположности мужского и женского пола, характерной для высокоразвитых форм жизни. Каждый пол сам по себе ограничен, поэтому для создания новой жизни и возмещения своей ограниченности он должен стремиться к другому полу. В этом стремлении усматривается биологическая основа для формирования социальных связей.

Тем не менее, на самых ранних этапах развития человека семьи не существовало. Многие исследователи говорят о промискуитете состоянии, когда каждый мужчина и каждая женщина в равной мере принадлежали всем другим. Половые связи были беспорядочными и не ограничены запретами. На этапе родового общества возникает понимание того, что близкородственные отношения ведут к ослаблению рода, и на подобные связи налагается табу. В это время появляется групповая семья, в которой все женщины одного рода принадлежат мужчинам другого. Групповая семья, однако, является ещё не семьёй в полном смысле слова, а только переходной формой к ней.

С распадом родоплеменного общества возникают три развитые формысемьи, особенности которых обусловлены культурно и социально:

· моногамия - представляет собой брак одного мужчины с одной женщиной. Такая форма семьи возникла в период, когда развитие земледелия позволило супружеской паре прокормить и воспитать детей без помощи всего рода; с тех пор она является наиболее распространённой;

· полигамия - представляет собой брак одного супруга с несколькими супругами. Полигамия бывает двух видов: полигиния – брак одного мужчины с несколькими женщинами и полиандрия – брак одной женщины с несколькими мужчинами. Полигиния форма семьи, традиционная для исламской культуры и некоторых первобытных обществ. В Древней Греции существовала и временная полигиния: после больших войн, резко сокращавших мужское население, мужчинам разрешалось иметь несколько жён. После восполнения потерь населения такие браки официально отменялись. Полиандрия достаточно редка и существовала в труднодоступных районах Индии, Тибета, Крайнего Севера и некоторых островов Полинезии Причиной многомужества, как правило, выступала необходимость ограничить численность населения на территории со скудными ресурсами. У примитивных народов полиандрия обычно сопровождалась жестокой традицией умерщвления большей части девочек после рождения.

В европейской культуре при господстве иудеохристианских традиций семейными признаются только моногамные отношения. Религия и сейчас является ведущим институтом, поддерживающим традиционную семью и наиболее последовательно выступающим против разводов, абортов, внебрачного секса и т.д. Традиционной, как правило, считают сложную семью, состоящую из представителей разных поколений и обеспечивающую развитую систему взаимопомощи. Такие семьи обычно не только многопоколенны, но и многодетны.

С развитием буржуазных отношений и улучшением качества жизни формируется нуклеарная семья - это семья, состоящая из родителей и их детей, то есть из двух поколений (без бабушек и дедушек). Такая семья отличается мобильностью, самостоятельностью в принятии решений и свободой самовыражения. Эти качества более соответствуют современности, поэтому нуклеарная семья сейчас является самой распространённой.

Сексуальная революция XX в. противопоставила семье как «институту порабощения» свободу половых отношений. Идеологи революции призывали вернуться к групповому браку и промискуитету. В скандинавских странах в 1960-х гг. создавались многочисленные молодёжные коммуны «групповых семей». Но в реальности, ни одна из них не просуществовала достаточно долго: возникновение симпатий и антипатий заставляло людей или покидать коммуну, или формировать устойчивые отношения только с одним партнёром.

В современную эпоху крайности сексуальной революции мало кем воспринимаются как оправданные, а ценность семьи признаётся большинством в качестве первостепенной для сохранения стабильности в обществе. Тем не менее на практике институт семьи переживает самый разрушительный в истории кризис. Сложные семьи сохранились практически только в традиционных сообществах, где важную роль играет религия. Неуклонно сокращается и число нуклеарных семей. Многие молодые люди вступают во временные отношения без образования семьи или образуют такую семью, где не планируется рождение детей. Увеличивается число неполных семей (где отсутствует один из родителей) и т.д. Показателем разрушения традиционных институтов является и узаконивание в некоторых странах однополых семей .

Самой притягательной нравственной силой на протяжении всей истории была любовь. Ее могущество заключается в том, что она радикально преображает человека, побуждает его всеми силами души стремиться к совершенству. Любовь в широком смысле - это нравственно-эстетическое чувство, выражающееся в бескорыстном и самозабвенном стремлении к своему объекту, в потребности и готовности к самоотдаче. Построить иерархию нравственной ценности видов любви достаточно сложно. Можно выделить: 1) общую установку на любовь, т.е. открытость миру, потребность в близости, способность к заботе, жалости, состраданию, нравственная ценность которой - в возвышении личности; 2) любовь к объектам высшего порядка - Родине, своему народу, которая в соединении с чувством долга, чести, ответственности образует основу нравственного мировоззрения; 3) индивидуальную любовь к родителям, детям, мужчине или женщине, придающую особый смысл жизни конкретному человеку; 4) любовь к предметам и процессам, имеющая опосредованную нравственную ценность. Индивидуальная половая любовь - межличностное единство с другим человеком. Но любовь - это не любое единство, а связь, предполагающая сохранение целостности человеческой личности; сила, позволяющая преодолеть отчуждение между людьми. Любить в нравственном смысле означает прежде всего давать, а не получать. Но, делясь своей жизнью, человек духовно обогащает другого. Способность любить, отдавая, зависит от развития личности. Это предполагает, что человек должен выработать в себе установку на плодотворную деятельность, преодолев склонность к самолюбованию, бессмысленному времяпрепровождению, накопительству и насилию над другими. Таким образом, в моральном смысле ценность половой любви в том, насколько она облагораживает человека, и в том, каково соотношение обладания и дарения в процессе любви. Любовь так же многообразна по своим формам и содержанию. Нравственная ценность любви в том, что она мобилизует все силы личности. Например, страстная любовь - причина подвигов и гениальных произведений, придает смысл жизни и уничтожает страх смерти. Но ее особенность - в динамичности и недолговечности, в ее обязательной связи с физическим влечением, в ее способности лишить личность рационального контроля за своим сознанием и поведением. Общественное сознание признает силу и значение страстной любви, но относится к ней настороженно, поскольку именно страстная любовь чаще других видов любви приводит личность к внутреннему конфликту между долгом и любовью, между влечением и совестью. Существует любовь-дружба, которая соединяет в себе признаки любви и дружбы, требует взаимопонимания и поддержки. Любовь-дружба возникает как развитие страстной любви или независимо от нее. Сила и ценность любви- дружбы - в ее постоянстве и долговечности, соединения рационального и эмоционального основания, в меньшей опасности разрушительного влияния на личность. Можно назвать и любовь-заботу: материнская и отцовская любовь, братская любовь и т.д., означающие глубокое чувство ответственности, заботу, уважение, знание другого человека, желание помочь ему в жизни. В истории развития нравственного сознания человеческого общества у каждого вида любви свое место. С древних времен существуют нравственные требования любить свою родину, свой народ, во всех культурах существует почитание своих родителей, позже нравственной ценностью оказывается любовь к детям. Противоречивым было и осмысление индивидуальной половой любви в морали и искусстве. Древнее общество не знало любви в нашем понимании этого слова: любви-привязанности одного человека к другому, мужчины и женщины. Семья как общественная группа выполняла задачи экономического обеспечения, обеспечения безопасности ее членов и воспроизводства населения. Мы можем предполагать, что в культуре этого общества не было такой ценности, как индивидуальная любовь, будь то любовь родительская, братская или эротическая. И далее в течение длительной человеческой истории семейная жизнь и любовные переживания существуют раздельно, знаменуя собой либо разные возрастные этапы, либо разные сферы частной жизни человека. Отражение именно такого положения вещей можно увидеть в произведениях искусства любой эпохи: супружеская любовь представляется как привычка или притворство, скрывающие пресыщение, скуку и конфликт. Любовь как ценность и условие брака утверждается в общественном мировоззрении, культуре и обыденном сознании к концу XIX в. Можно утверждать, что в XX в. в Европе, Америке и России стало считаться безнравственным заключать браки без любви. В России такие властители дум, как Толстой, Тургенев, Чехов пытались доказать пошлость и аморальность брака, построенного на расчете и необходимости.

Движение, которое предохранит себя от искажения идеала и методики нерушимой броней высокой нравственности, – такое движение не может не быть признано прогрессивным, перспективным и творчески молодым. Броней нравственности! Но на каких основах может создаться такая нравственность? На праведности . Но разве не утопия праведность целых общественных кругов, а не единиц? Следует уточнить, что понимается здесь под праведностью. Праведность не есть непременно плод монашеской аскезы.
Праведность есть высшая ступень нравственного развития человека ; тот, кто её превысил,- уже не праведник, а святой. Формы же праведности разнообразны; они зависят от времени, места и человеческого характера. Можно сказать обобщенно: праведность – в негативном аспекте – есть такое состояние человека, устойчивое и оканчивающееся только с его смертью, при котором его воля освобождена от импульсов себялюбия, разум – от захваченности материальными интересами, а сердце – от кипения случайных, мутных, принижающих душу эмоций. В позитивном же аспекте – праведность есть проницание деятельной любовью к себе, людям, миру и Богу… "

Личность человека содержит единые с Божеством способности творчества и любви . В этом заключена абсолютная ценность личности. Относительная же её ценность зависит от стадии её восходящего пути, от суммы усилий – её собственных и Провиденциальных, – затраченных на достижение ею этой стадии, и от того, в какой степени она эти способности богосотворчества и любви выявляет в жизни. Старинные религии усматривали мерило относительной ценности личности в степени выполнения ею предписаний данного религиозно-нравственного кодекса. Религии аскетической окраски наивысшей ступенью полагали святость, понимая под нею чистейший образец иноческого служения либо мученичество за веру. При этом любовь отступала на второй план. Иноческий или мученический подвиг совершался не в силу любви к людям и ко всему живому, но в силу жажды воссоединения с Богом и избавления от посмертных мук… Будда как свеча горел огнём сострадания, но и он учил только тому, как вырваться из круга железных законов мира, а не тому, как просветить и преобразить их…

Большинство людей движется по медленному и широкому пути. Этот путь проходит через браки и деторождения, сквозь причастность различным формам деятельности, сквозь полноту и пестроту впечатлений жизни, сквозь её радости и наслаждения. Но есть и Узкий Путь: он принадлежит тем, кто носит в своей душе особый дар, требующий жёсткого самоограничения: дар святости. Несправедливы религиозные учения, утверждающие Узкий Путь как единственно правильный или наивысший.

Система ценностей – это приоритеты распределения любви в пространстве

Зачастую мы даже не представляем, насколько человеку важно понять, что является для него главным. Именно система ценностей определяет: куда направить свою любовь, что поставить во главу угла в каждый момент времени, какой путь выбрать на жизненном перекрёстке. И в результате, когда человек оказывается на краю жизни, он вдруг осознаёт, что прожил жизнь в ложной системе ценностей, что стремился совсем не туда и не к тому, и угробил здоровье, и потерял время, и ничего путёвого не сделал.

Неверная система жизненных ценностей создаёт наибольшие трудности в жизни человека и чаще всего уводит его из жизни. Если жизненные ценности установлены неверно, то человек имеет множество проблем, как бы возникающих на ровном месте. И, действительно, достаточно человеку выстроить свою систему ценностей, сделать её более верной, то есть, соответствующей истине (Атма), в жизни начинают происходить удивительные изменения в лучшую сторону.

Любовь гармонией живет,
В пространстве наших душ сияет,
И этим светом озаряет все вокруг,
Струится музыкой и цветом,
Выражает всю многоликость
Сути бытия. Любовь неразделима! Бог есть сама Любовь! Любовь присутствует везде - от зачатия человека и до его смерти, во всех проявлениях жизни.

2. ЛЮБОВЬ между МУЖЧИНОЙ и ЖЕНЩИНОЙ. ОН+ОНА.

Второй уровень единства - единство пары, семьи. Если вы стремитесь к единству в своей семье, то вам нужно сперва достичь единства своей собственной личности. Можно сколько угодно учить и проповедовать: "Мужья, любите своих жен…" (Кол. 3:19), но пока конкретные мужья и конкретные жены не достигнут единства своих собственных личностей, истинное единство в этих конкретных семьях все равно не наступит.

Наиболее эффективное Пространство Любви творится любовью мужчины и женщины. Таким образом, первый круг любви включает СЕБЯ, а уже потом и ПАРУ (ОН+ОНА).

Довольно часто это место, предназначенное для половинки, бывает занято детьми, работой, родителями, духовным учителем, вознесённым владыкой и даже животным! Естественно, что в этом случае, как бы человек ни бился, он будет одинок и ему будет трудно иметь всю полноту счастья. Только сформированный и наполненный любовью центр Я+ОН (ОНА) позволит достичь желаемого Пространства Любви.

Это основа жизни. И их нельзя разделить и выделить главного среди них – они РАВНОЗНАЧНЫ .

Когда муж с женой соединяются в любви, происходит рождение солнца, излучающее свет и тепло, в котором прекрасно чувствуют себя дети-планеты. Если же родители не любят себя, и между ними нет любви, то они светят тускло и не дают достаточно тепла. Если кто-то из них активно претендует на первенство в семье, не уважает свою половину, то возникает эксцентризм, приводящий к распаду светила (пары), к нарушению орбит планет (детей).

Второй ценностью является то пространство, которое создают мужчина и женщина для своей жизни. Это тот комплекс психологических, социальных и экономических отношений, которые создают семью. Это и жильё, и всё необходимое для совместной жизни.
В принципе, для всех форм отношений на первом месте неизменным остаётся самоценность человека, любовь к себе и к партнёру. То есть, ни дети, ни работа, ни деньги, ни животные, а мужчины и женщины остаются в центре. И это главное! И желательно никого не выделять среди них. Это относится как к мужчине, так и к женщине.
Мужчина и женщина, как два полюса, два мира, две Вселенные со своими законами, свойствами, предназначениями-миссиями на этой земле. Они призваны соединиться, дабы взаимообогатиться, познать друг в друге то, чего не хватает для эволюции каждого. Мужчина и женщина объединяются, чтобы научиться друг у друга, а потому они друг для друга являются величайшими учителями в мире.
Оттого каждая женщина ищет прежде всего СВОЕГО мужчину-учителя, и каждый мужчина ищет СВОЮ женщину-учителя, хотя это истинное желание может быть скрыто от сознания, то есть люди не дают себе отчёта в этом. Они ощущают только переливы чувств, но не понимают подлинное намерение души - найти половинку-учителя и слиться с нею. Ведь человек приходит на Землю для совершенствования души, а не для того, чтобы просто прожить, просуществовать, как это делают животные и растения.

Мужчина и женщина, как два полюса, два мира, две Вселенные со своими законами, свойствами, предназначениями-миссиями на этой земле. Они призваны соединиться, дабы взаимообогатиться, познать друг в друге то, чего не хватает для эволюции каждого. Высший смысл, какой Бог вложил в создание человека, - это позволить человеку вернуться в его эволюции, в его совершенствовании к безусловной любви.

3. ЛЮБОВЬ К ДЕТЯМ

Главная цель семьи не рождение детей, а раскрытие себя в тесном взаимодействии мужчины и женщины, в условиях совместного проживания . Пара, создав семью, может родить ребёнка.

Теперь мы пришли к третьей ценности любви – к детям. Дети в Пространстве Любви располагаются на третьем месте!
Для многих это неожиданное положение, но осознание именно этого наиболее важно. К сожалению, очень многие, особенно женщины, ставят детей на более высокую позицию и даже на первое место. Вот где кроется беда родителей и детей! Отсюда и психический инцест, и проблема отцов и детей, и отсутствие здоровья у родителей, и поломанные судьбы детей, и ранний их уход из жизни. Если вы живёте ради детей, переживаете за них, то забираете их энергию, буквально проживаете за них жизнь. Как правило, такое случается в тех семьях, где остро ощущается дефицит Любви, а значит, и дефицит жизненной энергии. А так как энергии не хватает, родители начинают подсознательно тянуть её у детей. И дети начинают болеть.
Существует золотое правило: «Если я хочу, чтобы мои дети были счастливы, то я должен быть сам счастливым человеком».

Воспитание ребёнка – это, прежде всего, воспитание самого себя . Должна быть забота родителей не только о детях, но и о своём теле, душе и духе. Нужно просто жить вместе со своими детьми в пространстве Любви, которое вы создаёте на протяжении всей своей жизни. Воспитать настоящего человека можно только в пространстве Любви . Именно Человека с большой буквы, Богу подобного, Человека-Творца, а не потребителя.

Раньше одной из главных задач брака являлось репродукция потомства. Большое число детей в семье было экономической и социальной потребностью. Дети обладали ценностью, как будущие работники, они служили страхованием от старости, являлись защитниками семьи, рода и государства. Сейчас потребность в большом количестве детей уходит, увеличивается продолжительность жизни, ведутся серьёзные разговоры о вечной жизни и воскрешении. Таким образом, и эта ценность Семьи уходит с первых позиций. Пришло время коренных преобразований семейных отношений.

Многие родители не могут любить, они не знают, что такое любовь, они никогда, не расцветали в безусловной любви. Вспомните ваших собственных родителей. Они любили вас условной любовью. Каждый родитель угрожает выгнать ребёнка из своего сердца, отказать ему в любви, тепле, заботе. "Если ты не будешь слушать, если ты не будешь хорошо себя вести, тебя накажут". И, естественно, ребенок боится потерять нужное ему тепло и внимание. Он начинает манипулировать, он перестаёт быть самим собой, он уже стремится стать другим, таким каким по его мнению он будет получать больше внимания, тепла, заботы. Он не хочет улыбаться, но если приходит его мать и он хочет внимания, он улыбается. Теперь это политика - начало, азбука политики. В глубине он начинает ненавидеть, потому что его не уважают; в глубине он начинает чувствовать огорчение, потому что он не любим таким, какой он есть. От него ожидают определённых вещей, и только после этого он будет любим. Условная любовь ставит некоторые условия; он не достоин её такой, какой он есть. Сначала ему нужно стать достойным, тогда будет возможна родительская любовь. Он начинает становиться достойным и начинает становиться фальшивым; он теряет внутреннюю ценность. Вскоре пропадает его уважение к себе, он начинает чувствовать, что он не достоин.

Мать, любящая своего ребенка, не должна отрывать его от Неба, где все создания должны расцветать. Если она забывает Господа и думает только о своём ребёнке, то её мысль не содержит больше этих невесомых элементов, приходящих из светлых районов - от самого Бога и она питает своего ребёнка мёртвой пищей. Мать, не сохраняющая в себе привычку быть всё время рядом с Господом, не может излучать около своего ребенка живые и светлые частицы, способные сделать из него существо духовное. Она будет бедна и не сможет дать ему настоящей безусловной любви.
Чтобы избежать страданий, вы должны быть разумными, мудрыми, и на первое место поставить Господа.
Если мы целью делаем Бога, то мы силы и любовь берём от Него. А если мы целью делаем любимого человека, то силы и любовь мы отбираем у него, а это уже энергетический вампиризм. Вот так матери, безумно любя своих детей, неосознанно воруют у них здоровье и счастье.

Некоторые святые и великие деятели искусства заменили обыкновенное отцовство на отцовство другого рода. Данте, Леонардо, Рафаэль, Микеланджело, Сервантес, Шиллер, Моцарт, Бетховен, Лермонтов, Гоголь, Чехов, Глинка, Чайковский, Мусоргский и десятки других художественных гениев и вестников не имели детей, но "долг отцовства" был ими выполнен, хотя и не так, как это происходит обыкновенно.

4. ЛЮБОВЬ К БЛИЖНЕМУ

Четвёртая ценность – любовь к родителям, к своим корням, Родине.

А) Любовь к родителям
Если мать и отец любят друг друга, то в доме есть Пространство Любви, в котором любовь цветёт, тогда ребёнок начинает действовать как любовное существо, и он никогда не спросит: "Что такое любовь?" Он будет знать это с самого начала, это станет его основой. Дети - самостоятельные души, которые пришли в эту жизнь решать свои, а не родительские, задачи. Они ничем не обязаны родителям! Ведь это родители сами пригласили их в свою жизнь для своей радости, для продолжения рода. Для того, чтобы отдать им свою любовь. Дети дарят родителям много радости, а если была не только радость, то её создали не дети, а родители. Это они не создали нужного Пространства Любви и тем самым породили много проблем. Детям можно дать только то, что имеешь сам, чем больше счастья у родителей, тем больше его у детей.
См. Любовь к родителям .

Б) Любовь к Роду
Без корней, без этой любви человек существует как перекати-поле. Поэтому для гармоничного развития человека так важны родовые связи. К ним относятся взаимоотношения со всеми родственниками.
Это очень важно – построить добрые отношения с родом своим!
В таком случае человек стоит на земле крепко, как дерево с мощными корнями.
Человек, не любящий своих родителей, не уважающий их, обижающийся на них, рубит сук, на котором сидит, он лишает себя энергетической связи с землёй.
Пара, Семья, Род – это всё этапы раскрытия любви, это только формы, в которых находится сама суть – любовь во всех проявлениях. Пришло время ещё глубже осознать, что мы все – Одно и более эффективно использовать имеющиеся формы для раскрытия любви – своего главного предназначения в жизни.
В) Любовь к своему наРоду
Я, как представитель своего народа.
Каждый народ живёт по своим уникальным законам. Есть замечательная поговорка: «Что для русского хорошо – для немца смерть». И наоборот.
Нет плохих или хороших народов. Есть разные народы. У каждого народа свой образ жизни. Каждая раса и каждый народ должны выполнять строго свои функции в Едином Организме Человечества. То есть жить по своим правилам и традициям. С этим все согласны. Ведь если печень захочет взять на себя функции сердца или почек, то случится катастрофа. Именно поэтому должны прекратиться все войны на Земле и должны установиться мир и согласие между народами.

Любовь к людям колоссальная ценность, она рождает способности, таланты. И когда человек начинает реализовывать свои способности, свой талант, в нём всегда звучит голос любви к людям, но за этим голосом всегда должен звучать не слышимый но главный любовь к Богу. Если его нет, человеку не позволят раскрыть его талант, чтобы он не обманул и не увёл своих почитателей.
Любовь к людям это огромное счастье и богатство. Но если мы ставим её выше Бога, она оборачивается несчастьем. Любовь к людям не может быть самоцелью это только средство для любви к Богу.
Когда мир любишь больше Бога, то начинаешь терять зрение, чтобы меньше зацепляться за него. Многие к старости теряют зрение, потому что слишком привязываются к этому миру. Преодоление всех систем ценностей при устремлении к Богу позволят нам почувствовать и описать окружающий мир.

Г) Любовь к своей Родине
В этот же круг входит и любовь к Родине. «Любовь к Родине начинается с любви к своему народу». Понятие родины объёмно: это место, где родился, где выросло дерево рода, где провёл детство, природа родного края страна...
Часто государство претендует на то, что именно оно является родиной и навязывает любовь к себе, и ставит её на первое место. В Советском Союзе была даже песня, в которой звучало: «Прежде думай о родине, а потом о себе!» Это глубочайшее заблуждение сказалось на судьбах десятков миллионов людей. Ценность человека была определена ниже, чем ценность государства. В то же время любовь к родине, когда она на своём, естественном месте – очень важный фактор формирования личности и энергетической полноты человека.
Возрождение своей державы следует начинать не с создания новых политических партий, а с изменения себя. Если человек не способен создать и сохранить единство в себе, то он не сможет добиться единства в семье, коллективе, в государстве.
От нас самих зависит, какова будет наша жизнь и, соответственно, – государственное обустройство.
Пусть каждый станет мудрым. Тогда не будет проблем в управлении Державой. У власти должны находиться люди целостные внутри, обладающие чистыми помыслами, любящие свою Землю и заботящиеся о процветании своего народа, своей Родины.
Если вам не нравятся законы страны или отдельные действия существующей власти, то начните сами активно участвовать в решении конкретных вопросов, способствуя тем самым улучшению и разрешению ситуаций. Но помните, что всё, что вам не нравится в других – есть в вас самих. Поэтому все изменения на любом уровне начинайте с себя. См. Любовь к своей Родине

5. ЛЮБОВЬ К РАБОТЕ, Животным, Природе

А) Любовь к работе .
Пятая ценность в Пространстве Любви – творческая реализация человека в социуме, проще говоря, – его деятельность, работа.
На пятом месте не по времени, отдаваемому работе, а по месту в душе, по значимости в сознании. А что мы видим в реальности? Большинство людей этой сфере жизни отдают значительно больше не только времени и сил, но и любви. Довольно часто работа выходит на первый план. В таком случае человек может добиться больших результатов, но при этом может потерять здоровье, семью, детей и даже жизнь. Есть даже такое выражение: «Сгорел на работе» – это как раз о таких людях.
В нашей стране особенно важно труд поставить на соответствующее место в системе ценностей.
«Труд на благо родины» десятки лет считался самой большой ценностью. Идеологическая машина много потрудилась над этим вопросом и заложила в сознание нескольких поколений систему ценностей, поставленную с ног на голову. Государство, предприятие, труд, работа стала намного ценней самого человека! И вот люди, болея, идут на работу, женщины в семь утра тащат не проснувшихся детей в детские сады, чтобы самим успеть на работу. Не человек, а работа для многих стала самой большой ценностью, что привело ко многим сложностям в жизни самих людей и общества в целом.

Творчество , как и любовь, не есть исключительный дар, ведомый лишь избранникам. Никаких избранников не существует. Но это – лишь раскрытие потенций, заложенных в каждой душе. Пучины любви, неиссякаемые родники творчества кипят за порогом сознания каждого из нас. Будущие поколения будут стремиться разрушить эту преграду, дать пробиться живым водам сюда, в жизнь. В этих поколениях раскроется творческое отношение ко всему, и самый труд станет не обузой, но проявлением неутолимой жажды создавать новое, создавать лучшее, творить своё. Все люди будут наслаждаться творческим трудом, обучая этой радости детей и юношество. Творить во всём: в слове и в градостроительстве, в точных науках и в садоводстве, в украшении жизни и в её умягчении, в богослужении и в искусстве мистериалов, в любви мужчины и женщины, в пестовании детей, в развитии человеческого тела и в танце, в просветлении природы и в игре… Потому что всякое творчество (кроме демонического, совершаемого во имя своё) есть богосотворчество : им человек поднимает себя над собой, обоживая и собственное сердце, и сердца других.

Далее в Пространстве Любви находится всё остальное: друзья, хобби, общественные, религиозные и другие интересы, любовь к животным...
Б) Любовь к Природе .
Бережно относитесь к Природе. Помните, что Природа – это приданное Рода, которое Бог дал человеку для полноценной жизни.
В) Любовь к животным .

Следующая религиозная эпоха провозгласит и будет стремиться осуществить охват любовью всего человечества, всех царств Природы и всех восходящих иерархий. Любовь в крайне суженном смысле: к своему государственному коллективу, к его союзникам и сторонникам за рубежом, к своей семье и своим друзьям – явление сугубо временное, обусловленное всем характером безрелигиозной эпохи с её ограниченной и сниженной моралью, и срок ему – тот же, что и всему безрелигиозному этапу развития.

6. ЛЮБОВЬ к ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ

Если человек выбирает, кого он больше всех любит, то это уже условная любовь. Этот выбор отделяет любимого от других, оставляя других нелюбимыми. Такое выделение - знак разделения. Небесная Любовь безраздельна, она не делит людей, не выбирает, она существует без выбора - для всех .

Небесная любовь - это любовь тотальная. Она полностью свободна от каких-либо эгоистических притязаний, и охватывает при этом все планы сознания. Небесная любовь - это любовь ко всему сущему. Эти люди слышат и чувствуют Бога. Это ведёт их к возвышенным и благородным мыслям, красивым желаниям и непорочным поступкам.

Вы скажете, а как же святые, которые всю свою жизнь посвятили служению Богу? Эти люди добились внутреннего Единства, очистились и любовь к мужчине/женщине, любовь к детям, любовь к Родине в их душах слились в одно Единое Целое. У многих Святых, Великих Учителей не было семей, но они всё человечество любили как членов своей семьи, у многих не было своих детей, но они всех детей любили как своих, и своими корнями они считают всю историю человечества, которая начинается с первых людей - Адама и Евы...
А) Любовь к человечеству .
Ценность человечества в целом. Служение миру (См. Служи миру), служение людям.
Б) Любовь к Иерархии Света .
Основателями многих религий были люди, для которых целью был только Бог. И это гармонизировало и лечило разум и тела их последователей.
Ваша любовь к Господу и к Иерархии Света (Учителю, Наставнику, Ангелу-Хранителю, святому Покровителю…) даст вам хороший совет, и вы будете в безопасности.

7. ЛЮБОВЬ к БОГУ

Для многих предложенная схема явится большим откровением, и даже может вызвать её неприятие. Но не спешите отвергать! Задумайтесь, проанализируйте, прочувствуйте, и Вы согласитесь с этими положениями. А если найдёте в своём Пространстве Любви некоторые резервы и их реализуете, то многое изменится в жизни!
Государственная система заинтересована в ином мировоззрении и много сделала для того, чтобы укрепить человека в перевёрнутой системе ценностей, где на первых позициях страна, работа, дети…, а сам человек где-то на окраине. Человеком, с перевёрнутым мировоззрением, легче управлять.
Пришло время встать с головы на ноги!

Религиозные люди могут задать вопрос: «А где здесь любовь к Богу? Почему она не на первом месте?»
Бог есть сама любовь и жизнь! И Бог есть везде и во всём . Всё, что мы рассмотрели, является ПРОСТРАНСТВОМ ЛЮБВИ БОГА .

ВЫСШАЯ ЦЕЛЬ ЧЕЛОВЕКА – ЛЮБОВЬ к БОГУ

Ни деньги, ни материальные блага не должны быть главными в жизни, иначе человек станет их рабом, даже если у него денег будет огромное количество. Когда начинаешь «молиться на деньги», тогда начинаешь презирать того, у кого их нет. Поэтому Христос говорил, что"…удобнее верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому войти в Царство Божие". То есть у богатого большее искушение сделать деньги смыслом жизни. Если для человека деньги являются абсолютной ценностью, то они становятся выше всего. Значит, они выше любви к Богу, выше человеческой жизни. Следовательно, в конечном счёте, он будет готов убить человека из-за денег. Он будет готов убить кого угодно, если они будут покушаться на его деньги.
Христос говорил ещё одно: "Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное". То есть у богатого духом больше искушения сделать духовность целью и смыслом жизни. Если же вы делаете целью духовность, то значит она в системе жизненных ценностей стоит выше любви к Богу, выше любви к людям и выше человеческой жизни. И тогда будете готовы убить уже не одного, двоих, троих, а миллионы бездуховных.
Какая духовность у поющей птицы, набегающей волны, цветущей сирени, малинового заката, у блеска далеких звезд? - Никакой. Они и не знают, что это такое - они просто пребывают в своей естественной, природной стихии: поют, цветут, летят, сияют, растут, плодоносят.

Бог есть любовь! Если Вы делаете основной целью одну из ступеней, ведущих к Богу, ваша лестница обрушивается. Поэтому вашей целью должна быть лишь любовь к Богу . Если Вы продолжаете любить человека, который Вас предал и оскорбил, значит, Вы любите Бога в нём.
Любимый человек и любовь к нему, как любовь к семье и детям, это всего лишь средство для любви к Богу. Высшей целью может быть только То, что неразрушимо и вечно иначе неизбежно возникнет страх или агрессия. Бог ни от чего не зависит, и любовь к Богу сияет как солнце, ничему не подчиняясь.
Любовь к Богу это фундамент, который лежит в основании всего. Молитва, в которой человек просит у Бога, чтобы ему была дана любовь к Богу как высшее счастье, особенно эффективна.
"Возлюби господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим"... Иисус подразумевал под этим, что все способности человека должны быть поставлены на службу Богу.

Бог-Любовь везде: и в самом человеке, и в тех, кто рядом с ним, и в их детях, и в родителях, и в делах, и во всём, что его окружает. Эта любовь Бога как воздух, который заполняет всё, и без которого нет жизни.
Когда человек в своём сознании под Богом понимает не Любовь, не состояние, не саму Жизнь, а какую-то конкретную сверхличность, он выводит Бога из себя, и ставит Его вне себя. Если внутри вас борьба, если вы живете с мыслью о том, что этот мир преисполнен несправедливостью и беззаконием – вы возводите хулу на Бога и нарушаете Заповеди Его, ибо мир, вас окружающий, вы создаете сами, своими мыслями и проживаемыми состояниями, наделяя оные могуществом претворения, и является этот мир для каждого человека прежде всего зеркалом, в коем и дано ему увидеть лик своей Любви или своего невежества!

В позитивном аспекте – праведность есть проницание деятельной любовью к Богу, людям и миру всей внешней и внутренней деятельности человека.
См. Любовь к Богу .

Построение такой системы ценностей только этап в развитии сознания. В какой-то момент времени человек приходит к следующему состоянию:

У меня нет приоритетов ценностей! Всё ценно одинаково.
Всё Одно, всё Божественно! Всё есть БОГ!

Так создаётся Пространство Любви, в которое с большим желанием приходят души – дети, и в нём нет места болезням и страданьям, и из него не торопятся уходить на тот свет. В такое Пространство Любви желают прийти друзья, хорошие люди и в него будут стремиться ушедшие раньше души. Мало просто родиться, то есть чисто биологически, а надобно родиться ещё и Свыше. Что означает открыть душу свою любви, которая источается не только с Небес, но и отовсюду, ибо Всевышний повсюду. Когда человек познает любовь, когда откроется ей, тогда и происходит второе, а точнее сказать - подлинное рождение души, а по сути, и человека.

Каждому человеку нужно самому по себе стать островом любви и искренности, открытости и нежности. И тогда вокруг себя он будет излучать любовь и красоту, которая начнёт отражаться на всем, к чему только ни прикоснутся его рука, душа, мысль. Всё будет делать, творить, созидать красиво, божественно. Мир вокруг такого человека станет преображаться, меняться, превращаться в сказку, в оазис чудес, в страну нескончаемого праздника.

Список литературы:
12. Даниил Андреев. Роза мира. М. 2001.
32. Лууле Виилма. Прощаю себе. Учение о выживании. Справочник для самостоятельно мыслящих. Перевод с эстонского Ирины Рююдья.
33. Анатолий Некрасов. Построение пространства любви.

Copyright © 2015 Любовь безусловная

© 2024 nowonline.ru
Про докторов, больницы, клиники, роддома