Вас постигло искушение. Большая христианская библиотека. Свт. Иоанн Златоуст

«Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести.»
(1-е Коринф 10 -13)
«Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит.»
(Мф 18-7)

Когда под Новый год, с телеэкрана,
Расскажет президент всем Россиянам,
Какая будет замечательная жисть -
Во искушенье не впади. Перекрестись!

«Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его.»
(Иаков 1-12)
"Возлюбленные! Огненного искушения для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь..."
(1 Петра 4:12).
"С великою радостью принимайте, братья мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение..."
(Иаков 1:2).
"Ты искусил меня и ничего не нашел"
(Псалом 16:3).

Огромное спасибо замечательному художнику Васе Ложкину за его удивительно чуткое выражение момента.

Рецензии

«Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» (Рим. 13:1). А посему и власть Лейбы Бронтейна, и Иосифа Джугашвили - власть богоугодная.

Нет, Евгений. Есть Противник Божий, он назван Князем мира сего, ему отдана власть по воле человеческой через грехопадение. Вспомните искушение Христа в пустыне. Бог ДОПУСКАЕТ многие нехорошие вещи (вспомните книгу Иова) для одной-единственной вещи: "Во дни благополучия пользуйся благом, а во дни несчастья размышляй: то и другое соделал Бог для того, чтобы человек ничего не мог сказать против Него". Поэтому не стоит из Бога делать эдакого кровожадного монстра, верно? - потому что кровожадность - это сущность Диавола, который, кстати, назван бога века сего (2Кор.4:4).

Книга Иова? Это байка, когда Яхве и Сатана поспорили на тему "завоет - не завоет" раб божий Иов и давай его 3.14здить, что называется, "от души"?
Мне особенно нравится финал этой садистской байки, когда старый маразматик Иегова милостиво так разрешил жене Иова новых детей нарожать. Взамен убитых.

Ну байка так байка...чего так кипятиться-то? Лично для Вас, Евгений, приведу еще одну выдержку из Евангелия, дабы Ваше кипячение достигло критической точки))):
"Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого".

Есть ещё более идиотские и смешные слова: "сказал безумец в сердце своём бога нет" из тринадцатого псалма, если мне не изменяет память. О чём это говорит? Да о том, что примитивная религиозная литература, написанная для сугубо определённого типа читателей, как правило не блещущих интеллектом, была и остаётся узкоспециализированной и только.
И да, меня ваша стандартная, полностью предсказуемая защитная реакция, ну когда вас и подобных вам, начинаешь в очередной раз мордкой в лужицу библейской мерзости тыкать, а вы начинаете верещать про "злобу и ненависть" ваших обидчиков, не могла не порадовать! На очереди от вас такие "вкусности", как "мневасжали" и "вамнепоняти". И разумеется обсуждение биографии оппонента с акцентированием внимания на "несчастной судьбе" обсуждаемого.)))

Так и для меня, Евгений, ваша "защитная реакция" так же предсказуема, ибо с подобными Вам и даже более агрессивными я наобщался вдоволь. Поэтому мне не интересно, поверьте, "метать бисер", как, впрочем, и любому верующему человеку, ибо мы-то знаем, в Кого уверовали и что нас ожидает в будущей жизни, также знаем и то, что ожидает всех, противящихся Истине (с большой буквы). А кто был прав или не прав, прояснит время и всё расставит по своим местам... Лично к Вам я не испытываю ненависти, злобы или ожесточения. Наоборот, мне Вас искренне жаль, поверьте.

Специально для вас, свинья, проведу ликбез. "Не мечите бисер перед свиньями"... Что-то более глупое сложно придумать, но тем не менее фразу знает каждый. Смотрим Быдлию: "Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас." Оп-па, уже бисер стал жемчугом, а ведь это далеко не одно и то же. Зачем же спрятали слово "бисер"? Слово "БИСЕР" в прямом смысле значит "ВЕСТЬ". БИСЕР = ВЕСТЬ. Евангелие (греч. - «благая весть») А для кого бродячий еврейский раввин нес эту весть? Для "погибших овец дома Израилева". То есть Иисус Иосифович в Нагорной Проповеди ЗАПРЕЩАЕТ иудеям подпускать гоев (т.е. не иудеев) к чтению библейских книг. И НАЗЫВАЕТ ГОЕВ СОБАКАМИ И СВИНЬЯМИ. То есть вас и таких как вы. Вам понятно, свинья?)))

Я уже обращал Ваше внимание, что Ваш ум ОСЛЕПЛЕН, Вы калека, уважаемый, духовный калека. Поэтому так всё искажено и извращено в Вашем сознании. Вам нужен Врач, но Вы Его гоните с бранью прочь.

Очень рад, дорогие коллеги, блестящей палемикой, развернувшейся на моей страничке. С удовольствием второй день читаю глубокомысленные диалоги, боясь вякнуть и по неразумности оказаться раздавленным глыбами умищь. Радует одно - видимо стишок задел за живое и не оставил никого равнодушным. Нельзя ли господа в заключение, пока Вы не загнали друг друга в инфаркт или инсульт, пока Вы слава Богу живы, оценочку получить. Мол, полное говно стишок то. Или нет? Я то, глупый, старался несколько в другом уровне раскрыть тему искушения.

Андрей Муз 12.03.2017 13:47

На вопрос "Не введи нас во искушение"... Разве Бог вводит в искушение? Не правильней ли "отведи нас от искушения"?.. заданный автором Ольга Иванущак лучший ответ это Логично.
13 В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого,
14 но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью;
15 похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть.
(Иак. 1:13-15)

Ответ от 22 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: "Не введи нас во искушение"... Разве Бог вводит в искушение? Не правильней ли "отведи нас от искушения"?..

Ответ от Броситься [гуру]


Ответ от Полосовать [гуру]


Ответ от Агапи [гуру]


Ответ от шеврон [гуру]
Доброго вам вечера.


Ответ от Вера Ефимова [гуру]


Ответ от Василий [новичек]


Ответ от Марк Крестовский [гуру]


Ответ от Ѐатибор [гуру]
Отец,
Отец любящий нас,
сущий на небесах.
Да святится Имя Твое --
Бог любви.
Да сойдет Царствие Твое --


в высоких мирах и сердцах,
на земле, как на небесах.
Из чаши Грааля нас упои,
частицы змеевы изми
и не введи нас во искушение
ложного отождествления
с князем мира сего,
ибо нет в нем ничего
от нашего Всевышнего.
Непорочные составы Твои
претвори,
да обнимет пространство земли


Ответ от Catleen [гуру]
Все в переводе с греческого. В искушение вводит дьявол.


Ответ от Агапи [гуру]
И искушает и исцеляет только Господь!
А давайте все исправим на свой лад... этого и добиваются экуменисты.


Ответ от Андроид [гуру]
Доброго вам вечера.
Бог не может нас искушать. Произнося эти слова, я прошу у Бога, чтобы он не давал мне более того, что Сам считает полезным для меня. И не прошу о том, что мне будет во вред (моей душе) . На всё воля Твоя Господи.


Ответ от Вера Ефимова [гуру]
«И не введи нас в искушение» (Матфея 6:13; Луки 11:4). Это не значит, что Господь искушает нас, чтобы мы грешили. В Библии иногда говорится, что Бог делает или причиняет что-нибудь, что в действительности он только допускает (Руфь 1:20, 21; сравни Екклесиаст 11:5). Но «Бог не искушается злом, и Сам не искушает никого» , - сказал ученик Иаков (Иакова 1:13). Поэтому давайте никогда не будем обвинять нашего небесного Отца за искушения и испытания, так как искусителем является Сатана, который старается маневрировать нами так, чтобы ввести нас в грех против Бога (Матфея 4:3; 1 Фессалоникийцам 3:5).
Словами «не введи нас в искушение» мы, фактически, просим Бога не допустить, чтобы мы поддались, когда мы искушаемся или испытываем давление с целью заставить нас не повиноваться ему. Мы можем просить нашего Отца направлять наши шаги так, чтобы у нас не возникло слишком тяжелое искушение. В этом отношении Павел писал: «Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так-чтобы вы могли перенести» (1 Коринфянам 10:13). Мы можем просить Бога так вести нас, чтобы мы не испытывались сверх того, что мы можем перенести, и чтобы он создал выход из положения, когда мы крайне подавлены. Искушения создаются Сатаной, нашей грешной плотью и слабостями других, но наш любящий Отец может вести нас так, чтобы мы не были преодолены.


Ответ от Malachiev Malachi [гуру]
Вот так и менялось учение Иисуса (мир ему) . Соберите еще один вселенский собор и проголосуйте за новый вариант.


Ответ от Василий [новичек]
Чтобы приблизиться к пониманию Священного текста, необходимо разобрать, что означает слово искушение. Первоначально в Библии искушать означало подвергнуть испытанию. Соответственно, различаются и виды искушений/испытаний. Если у Бога испытание всегда ведет к выявлению в человеке всего доброго, становясь закалкой человека, педагогическим процессом; то испытание от диавола является искушением негативного плана. Задача диавола – погубить человека, а значит, его испытание – всегда подножка, ловушка, непреодолимое препятствие. Как замечают св. Киприан и св. Иоанн Златоуст, это прошение обнажает нашу слабость и немощь. Молясь, чтобы не впасть нам в искушение, «убеждаемы бываем в своей немощи и своем бессилии тем самым, что так молимся


Ответ от Ѐатибор [гуру]
Отец,
Отец любящий нас,
сущий на небесах.
Да святится Имя Твое --
Бог любви.
Да сойдет Царствие Твое --
Брачные покои Богоцивилизации "3 ".
Церковь любви в Премудрости утверди,
в высоких мирах и сердцах,
на земле, как на небесах.
Из чаши Грааля нас упои,
частицы змеевы изми
и не введи нас во искушение
ложного отождествления
с князем мира сего,
ибо нет в нем ничего
от нашего Всевышнего.
Непорочные составы Твои
претвори,
да обнимет пространство земли
Царство вечной и чистой любви!


Ответ от Марк Крестовский [гуру]
,Этими словами Писание показывает, что кто полностью не примирился с согрешающими (против него) и не представил Богу сердце, чистое от скорби и просвещённое светом примирения с ближними, тот не только не получит благодати тех благ, о которых молится, но и предан будет праведным судом искушению и лукавому, чтобы ему научиться очищаться от прегрешений, устраняя свои жалобы на других. " (преп. Максим Исповедник) Не введи нас во искушение = не предавай нас дьяволу за наши грехи, но избави нас от лукавого.


На вопросы отвечает клирик Ярославской епархии протоиерей Пётр Винник

- Почему приходят искушения? Как вести себя во время искушения и почему?

Все искушения приходят с восьми сторон, т.е. спереди и сзади, сверху и снизу, справа и слева, извне и изнутри. Однако можно выделить те искушения, которые попускаются по воле Божьей в наше назидание, и те, в которых мы искушаемся сами. Чем сильнее в духовной жизни подвижник, тем сильнее ему предстоит духовная брань. Апостол Павел восхищен был до третьего неба, слышал неизреченные глаголы и при этом просил Господа избавить его от пакостника века сего. Но чтобы не впасть в сатанинскую прелесть, Господь оставил его с этой бранью: «Довлеет тебе моя благодать, сила Моя в немощи совершается».

Господь наш Иисус Христос в человеческой природе не избежал искушений. Дьявол искал возможности погубить Его, когда Сын Божий ещё не родился. Искушения были среди братьев, среди законников и фарисеев. После Крещения искушения к Богочеловеку приходили от дьявола, от плоти и от мира. Не оставили Господа искушения и при последнем Его вздохе на Голгофе, Христос страдал от чувства Богооставленности.

По сути, искушение - это обстоятельство, в котором человеку приходится испытать свою волю, сделать свободный выбор в сторону добра или зла.

Искушение - ещё не грех. Нет греха искушения, есть грех, побеждающий нас. То, что так легко утратил в раю первый человек Адам, прельстившись от дьявола, второй Адам Христос должен был возвратить, пережив всю тяжесть греха человечества, пострадав на Кресте, принеся Себя во Всемирную Жертву, чтобы вернуть утраченный рай. И этот рай заключается в полной преданности воле Божьей с отсечением первородного греха.

Всякий христианин, следуя за Спасителем, непременно будет испытуем о силе своей веры и преданности Христу. Сама жизнь будет проверять насколько человек близок или далёк от Бога, насколько близок к Правде. «Искусил еси сердце мое, посетил еси нощию, искусил мя еси, и не обретеся во мне неправда» (Пс.2:16). Пророк говорит: «Чадо, если приступаешь работать Господу Богу, уготовь душу твою в искушение» (Сир. 2: 1). Для опытного человека в духовной жизни искушения необходимы, ибо от них приходит мудрость. Искушения посылаются нам для испытания нашей веры, нашей любви, нашего повиновения Богу, нашей нестяжательности, как у праотца Иова.

Какими бы не были искушения в жизни человека, в них все равно присутствует милость Божья, ибо все происходит Промыслом Божьим. Так одна игуменья монастыря была подвержена блудной страсти вплоть до самой кончины. Борьба с такой страстью как у преподобной Марии Египетской вменилась ей великой добродетелью, приведя её к ангельскому подобию. Часто люди творческие подвержены испытанием страсти блуда для того, чтобы не превозноситься в тщеславии. Вот как об этом говорит прп. Паисий Святогорец: «Бог не попускает испытание, если из него не выйдет чего-то хорошего. Видя, что добро, которое произойдёт, будет больше, чем зло, Бог оставляет диавола делать своё дело». О том же говорит и апостол Павел: «вас постигало искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1 Кор. 10: 13). И поскольку искушения соответствуют человеческим слабостям, в них всегда есть опасность падения - по причине немощи плоти.

Если человек не покорит тело духу, если оставляет духовное бодрствование и молитву, тогда приходит напасть. «Плоть желает противного духу, дух противного плоти. Они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы» (Гал.5:17). Человек, одарённый талантами, может страдать алкогольной зависимостью и впадать в грех блуда. Противостать искушениям помогает сопротивление греху и удаление от греха, твёрдая вера в Бога, надежда на помощь Божью, призвание имени Иисуса Христа, внимание слова Божия, пост и молитва, Таинства покаяния и Крещения.

Если постигает нас искушение, мы должны безропотно пребывать в нём, в надежде, что милостивый Господь не оставит нас без благодатной помощи. Но по своей воле нельзя искать искушений, как сказано в молитве Господней «не введи нас во искушение». Об этом говорит и свт. Василий Великий: «не должно самому кидаться в искушения прежде времени, до Божия на то попущения, а напротив, надо молиться, чтобы не впасть в них». Пока человек не искоренит в себе самость и своеволие, искушения ему во вред и в погибель, а тот, кто в смирении ищет во всем волю Божью, тому и зло во благо.

Вспомним друзей библейского Иова, которые полагали, что он страдает за грехи в то время, как он просто был испытуем Богом. Бедствующий в некотором смысле и сам является искушением для окружающих, он словно зеркало, в котором каждый может увидеть собственное отражение — верно?

Страдания - это горнило испытаний для человека. Как для ювелира требуется очистить драгоценный металл, переплавляя золото или серебро до того момента, пока мастер в жиже метала не увидит своё отражение, так и Господь нас испытывает страданиями и скорбями, пока не отразится в нас Его Образ. Святитель Лука Крымский прямо говорит о том, что полюбил страдание. Кто любит Христа, тот любит и страдания Христа ради, и всякий страждущий блажен тем, что уподобляется Христу.

Лишь пребывая в Духе Святом мы видим в человеке образ Божий. Святой праотец Иов, как и все другие праотцы, свидетельствовали о Христе задолго до Его Рождества. Они в Ветхом Завете были прообразами Иисуса через действо Святого Духа, почивавшем на них. Искушения, постигшие праведного Иова - пример преданности воле Божьей даже до смерти, благодарения Бога не только в благоденствии, но и в суровых испытаниях, за что он и был вознаграждён великими дарами от Бога.

Это кажется странным, но искушением для человека может стать и его добрый поступок, если человек по-настоящему до него ещё не дорос, а как бы подпрыгнул — и у него получилось, но в том и заключается особенность «подпрыгивания»: от высшей точки легко докатиться до низшей, добро в таком случае претворяется в зло или нет? Всё же доброе дело, даже если сам доброделатель потом возгордился или начал чванится всё равно остаётся добрым (по плодам) или нет?

Вся беда наша заключается в том, что мы не можем идти по жизни Царским Путём, не уклоняясь ни влево, ни вправо, то подпрыгиваем, набивая шишки, то скатываемся в пропасть. Царский Путь - это как «хождение по водам». Если усомнились в этом, будем утопать в море страстей, как апостол Петр по маловерию. Всё, что мы делаем, делаем о Господе по вере и любви. Не обретается такого умонастроения - нет и добрых дел. Важно есть ли польза для нас самих в тех добрых делах, которые мы совершаем. Если дела сделаны в тщеславии и по гордости, они перестают быть так таковыми по отношению к тому, кто их совершил. Что бы мы ни делали, всегда будем говорить, что мы рабы недостойные сделали то, что должны были, и даже меньше должного. Смиренномудрие должно лежать в основе всякого делания.

Добродетель как дар Божий, воспитывает нас самих. Если священник совершает Литургию и при этом недостаточно подготовлен в меру своих немощей и слабостей, это не значит, что Таинство недействительно. Он его совершает без пользы для себя, а причастники по своей вере примут Таинство достойно. Чтобы добродетель не стала искушением, она должна быть в тайне. Некоторые аскеты утверждают, что если она уже открылась, то перестаёт быть добродетелью. Достаточно вспомнить слова Евангелия о молитве и милостыне в тайне.

Да, искушения и полезны, и страшны для человека. Как должен вести себя христианин, чтобы не напрашиваться на испытания?

Искушение высотой, скоростью, лихачеством, самонадеянностью и многими другими явлениями современной жизни должны быть пресечены словами Христа: «не искушай Господа Бога Твоего». К сожалению, ныне современные люди все чаще погибают от чрезмерной самоуверенности и бахвальства. Отсутствие страха Божия является главной причиной их гибели. Если человек будет ценить жизнь как дар Божий, спасёт себя и ближнего.

Могли бы Вы прокомментировать высказывание свт. Николая: «Все, что ты потеряешь во имя Божие, ты сохранишь; все, что ты хранишь ради себя, ты потеряешь. Все, что ты даёшь во имя Божие, ты получишь с прибылью; все, что ты даёшь ради собственной славы и гордости, ты все равно что бросаешь в воду. Все, что ты принимаешь от людей как от Бога, принесёт тебе радость; все, что ты принимаешь от людей как от людей, принесёт тебе заботы» (свт. Николай Сербский. Ты нужен Богу)? Что значит принимать от людей как от людей и от людей как от Бога? В чём разница?

Евангелие нам повествует рассказ о Закхее. Он занимал большую должность среди мытарей - сборщиков податей. Как известно, собирая подати, многие мытари обогащались посредством этого. Принимая сбор налогов как повинность от римских властей, некоторые мытари, чувствуя пренебрежение от единокровных иудеев, приходили в смирение и желали милости от Бога. Не лишён был таких противоречивых чувств и Закхей. Принимая подати людей, как от людей, вероятно, его сердце было озабоченно. И услышав о грядущем в толпе людей нестяжательного Иисуса, он душой возжелал увидеть Его. Он предпринял усердие, чтобы подняться на дерево, так как был мал ростом. И старания увенчались вниманием со стороны Христа. Господь посетил Закхея в его доме. На радостях, что Господь не отверг его, как многие иудеи, Закхей обещает раздать половину имения неимущим и возвратить тому, кого, чем обидел вчетверо больше. Оставив человекоугодие, Закхей ревнует о Богоугодии. Его не волновало, что скажут о нём подчинённые или начальствующие, когда он полез на дерево.

Есть разница между тем, что человек чувствует, когда угождает людям, и когда угождает Богу. Есть разница между тяготой человеческого греха и лёгким бременем благости Иисуса. Если человек ищет Бога, он Его найдёт, потому что «близ Господь сокрушённых сердцем» (Пс.5:33).

Выходит, можно на все свои встречи, на события жизни смотреть как на Промысел Бога обо мне, об окружающих людях, о мире в целом? Почему это так трудно и мало кому удаётся?

Все, что происходит с нами, с окружающими нас людьми в целом мире, происходит по воле Божьей. Только видеть этот Промысел Божий, может человек очищенный от грехов в духовном видении. Не освободившись от духовной темницы грехов, человек так и пребывает в застенках своей самости «ростом мал», и только духовный рост позволяет увидеть Христа и всех окружающих, как это увидел Закхей.

Говорится о том, что Апостолы были чрезмерно отягчены скорбями сверх их сил. Да, в итоге Господь избавил их от смерти, но ведь сами испытания были то сверх сил! Как же понимать тогда это обетование?"
Мир вам, Олег!

В размышлениях над этими двумя отрывками необходимо быть очень внимательным к словам. Присмотритесь к текстам и вы обязательно увидите, где пока ещё допускаете ошибку:

"Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести" () .

"Ибо мы не хотим оставить вас, братия, в неведении о скорби нашей, бывшей с нами в Асии, потому что мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых" () .

В первом случае речь идёт об искушениях , а во втором - об испытаниях , о скорби для людей, которые уже знают, как противостоять искушениям.

В Первом Послании Коринфянам, апостол Павел, обеспокоенный тем, что происходило в Коринфской церкви, пытается помочь верующим изменить ситуацию. Дело в том, что в этой церкви постепенно начали проявляться разделения (например, ; ; ; ) и даже появился открытый грех () . Т.е. церковь оказалась перед лицом искушений , которым она уже даже начала поддаваться. Поэтому апостол напоминает уверовавшим ветхозаветные истории о том, как поддавшиеся искушениям люди так и не дошли до земли обетованной:

«Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море; и все ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос. Но не о многих из них благоволил Бог (*из-за того, что они не желали жить по Его правилам, а ведь только в этом – спасение) , ибо они поражены были в пустыне» ().

Далее Павел сообщает, что всё «это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы» . И призывает верующих перестать искушать Христа своими разногласиями и грехами, потому что в этом случае Ему, чтобы сохранить хотя бы некоторых, которые ещё не поддались развращающему действию искушений, обязательно придётся вмешаться и помочь им радикальным образом... так, как Он, например, сделал это, когда Израиль, теряя последние остатки духовного слуха, добровольно прыгнул в яму блудодеяний, тогда погибло из них двадцать три тысячи ().

Павел призывает верующих быть очень осторожными и внимательными, чтобы не впадать в искушения , но стараться хранить дарованную им чистоту и святость незапятнанными. Если они думают, что стоят в своей вере твёрдо, надо бы эту веру постоянно проверять, чтобы «задумавшись» и возгордившись своими достижениями, не упасть. Конечно, искушения будут, и даже очень сильные (апостол Пётр называет их огненными в ) , но важно, чтобы верующие могли противостоять им, не поддаваясь, не рождая грех.

Здесь Павел говорит о духовной , а не о физической жизни. Он говорит о том, что падшая плоть верующих будет постоянно стремиться захватить их сознание и заставить их действовать вопреки воле Бога, т.е. совершать грех. Но апостол даёт верующим потрясающее заверение в том, что любое такое искушение можно преодолеть, потому что «верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил (*не позволит вашей падшей плоти стать сильнее вашей веры) , но при искушении (*когда кажется, что невозможно не согрешить) даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести».

Это обещание Павел даёт коринфским верующим, которые стояли на пороге греха идолослужения, но это же обещание имеет силу для любого человека, который верит Слову Бога, но при этом оказывается перед искушениями согрешить в любой другой сфере жизни.

Понимаете ли вы теперь, дорогой друг, что здесь речь идёт о противостоянии греху и возможности согрешить ? Таковое противостояние есть всегда: и когда в жизни всё идёт хорошо и спокойно, и когда человек проходит через испытания, потрясения, предельное напряжение духовных и физических сил, когда уже не надеешься остаться в живых.

То, о чём Павел говорит во , - это слова о физических потрясениях. Павел и Тимофей не стояли перед выбором: согрешить или не согрешить – для них это уже не было вопросом, но они поверглись испытаниям, которые страшным грузом навалились на их физическую природу, грозя сокрушить её. Они оказались в чрезмерной, сверх сил ситуации не относительно их веры и способности противостоять искушению, а относительно сил тьмы, которые желали смять и сокрушить их жизни , их физическое тело.

Да пребудет с нами со всеми Бог, научающий нас не грешить, чтобы когда настанет страшное время испытаний нашей веры, мы смогли бы устоять, не жалея своей плоти.

Саша.

Читайте еще по теме "Толкование Писания":

21 фев Не понимаю что значат слова Втор 23:2 Сын блудницы не может войти в общество Господне? Значит, он не имеет права на спасение, потому что не может быть крещён? (Лаура)

Пример Израильтян (1–11). Почему христианам нельзя участвовать в языческих жертвенных трапезах (12–22). Правила для тех, кто вкушает идоложертвенные яства (23–33)

. В пример того, что можно при небрежности о собственном спасении, потерять его Ап. представляет древних Израильтян, вышедших с Моисеем из Египта. Этот народ видел многочисленные чудеса – эти знамения милости Божией к нему, – и, однако, весь погиб в пустыне, потому что ему не доставало способности к самоотречению. Такая же судьба предстоит и коринфским христианам, если они будут поступать как эти погибшие Израильтяне.

. Не хочу оставить вас, братия, в неведе­нии, что отцы наши все были под облаком, и все про­шли сквозь море;

«Не хочу оставить вас, братия, в неведении» . Коринфские христиане, конечно, знали историю изведения евреев из Египта, но не имели достаточно ясного представления о значении событий, соединенных с этим изведением. – "Отцы наши" . Ап. говорит не как иудей. Он видит в христианской Церкви как бы высшую ступень развития ветхозаветной Церкви, и для него отцы иудейского народа суть вместе и отцы христиан. – "Были" (ῆσαν ) – указывает на продолжительное состояние. – «Под облаком» . Это выражение (под – υπό ) дает мысль о защите Божией, символом которой служило облако, двигавшееся над ополчением Израильским (Исх.13и сл.).

. и все крестились в Мо­исея в облаке и в море;

Переход евреев чрез Чермное море имел сам по себе символическое значение и, кроме того, прообразовал собою христианское крещение. Как крещаемый, погружаясь в воду, в то время как над ним произносится формула таинства, находит в этой воде, так сказать, опору для своего спасения, так и евреи, стоя под облаком и проходя чрез море, получили в этом видимое знамение божественного благоволения и спасения. Они теперь уходили из Египта, страны рабства и идолослужения, как христиане чрез крещение обособляются от прежней жизни во грехе и под осуждением Божиим. – «Крестились в Моисея» . Евреи пошли в след за Моисеем с полною верою в него, соединились с ним самым тесным образом, именно так, как христиане в крещении соединяются всецело со Христом и становятся телом Его (Рим. VÏ3–5). – «В облаке и в море» , т. е. чрез покрытие их облаком и чрез прохождение чрез Чермное море.

. и все ели одну и ту же духовную пищу;

. и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного по­следу­ю­щего камня; камень же был Христос.

Евреи, можно сказать, не только приняли крещение, но и удостоились св. причащения. Как святая Евхаристия служит к укреплению в человеке духовной жизни, которая началась в нем с момента принятия крещения, так и евреи, по освобождении из египетского рабства, стали получать благодатные дары, необходимые для их сохранения. Именно они вкушали «духовную пищу» , т. е. манну и пили «духовное питие» , т. е. воду, которую им дважды источил из камня Моисей ( и ). То и другое называется "духовным" по необычайности, чудесности своего происхождения (манна – с неба, вода – из камня). – "Все" . Да, все евреи вкушали эти, чудесные дары Божии, а спаслись и дожили до вступления в обетованную землю только двое – Иисус Навин и Халев. – «Пили из духовного последующего камня» . Чудесный характер вытекшей из камня воды объясняется тем, что самый камень имел "духовную" природу. Здесь слово "духовный" , очевидно, указывает на существо камня. Камень, по природе, по существу своему, был такой, что мог творить такие чудесные действия, т. е. он был божественной природы, ибо творчество свойственно только Богу. Ясно, что Ап. здесь имеет в виду не каменную скалу, в которую Моисей, по повелению Божию, два раза ударил жезлом (Исх. 17и ), а невидимую, духовную скалу, которая невидимо следовала («последующего» ) с евреями по пустыне Аравийской и была истинным источником воды. Это, как замечает сам Ап. тут же, «был Христос» . Почему Ап. назвал Христа камнем или скалою? Собственно говоря, так неоднократно назван у Моисея Сам Иегова (; ср. ). Но Ап. представлял себе и Христа предсуществовавшим от вечности () Творцом мира – тем Ангелом Иеговы, который являлся неоднократно патриархам народа еврейского и вел евреев по пустыне (ср. Ис. LXIIÏ9). Источение воды из камня было только часть тех чудес, какие творил в пустыне Христос, невидимо шедший с народом еврейским. – Таким образом, внутреннее сродство Ветхого и Нового Завета основывается на том, что там и здесь один Глава – Христос. А следствие, какое из этого выводится, таково: Христос жил среди ветхозаветных Израильтян – и все-таки они погибли! Могут ли христиане после этого быть уверены, что и их не постигает такая же судьба, если они будут подражать евреям в неверии?!

. Но не о многих из них благо­волил Бог, ибо они по­ражены были в пустыне.

. А это были образ­ы для нас, чтобы мы не были по­хотливы на злое, как они были по­хотливы.

Теперь Ап. начинает выяснять, что великие благодеяния, какие получили от Бога коринфяне, не могут их обезопасить окончательно от суда Божия. – "А это" , т. е. отвержение Израиля после стольких милостей Божиих. – «Были образы для нас» . Случившееся с евреями предуказывало собою на то, что может случиться и с христианами, и сообщил в Писании об этом, чтобы христиане старались избегать тех похотей, какие погубили некогда евреев, вышедших из Египта.

. Не будьте также идолопокло­н­никами, как некоторые из них, о которых написано: народ сел есть и пить, и встал играть.

. Не станем блудодей­с­т­во­­вать, как некоторые из них блудодей­с­т­во­вали, и в один день по­гибло их двадцать три тысячи.

Ап. указывает на четыре примера грехопадений Израильского народа: два из них, о которых Ап. говорит в 7–8 ст., относятся к наслаждениям, которые были Богом воспрещены, а два последующие (ст. 9–10) – к ропоту, который был вызван в народе Израильском материальными лишениями во время путешествия в пустыне. – «Не будьте также» . От похотей евреи перешли и к делу, когда Аарон создал им золотого тельца и в честь его устроил праздник. – "Играть" – правильнее: «плясать». – «Не станем блудодействовать» . Этот был тесно связан с идолослужением. Ап. припоминает здесь тот случай, когда евреев, по совету Валаама, пригласили мадианитяне к празднеству в честь их бога, Ваал-Пеора, где евреи и впали в грех блудодеяния – «Двадцать три тысячи» . По кн. Числ () – 24 тысячи. Может быть, предание иудейское намеренно отбавляло здесь одну тысячу, подобно тому, как то же предание говорило, что при Моисее преступнику давали не сорок, а 39 ударов (ср. ).

. Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и по­гибли от змей.

. Не ропщите, как некоторые из них роптали и по­гибли от истребителя.

Третьим грехом евреев был ропот на однообразие пищи, которую посылал им в пустыне. – «Не станем искушать Христа» . Этим ропотом евреи искушали Бога , т. е. побуждали Его проявить свою чудесную силу для удовлетворения их прихоти. Это был очень большой грех. Коринфяне также совершают этот тогда, когда ходят на праздники в языческие капища и вкушают там идоложертвенное мясо, как бы вызывая этим Христа к тому, чтобы Он своею силою устранил от них все вредоносное влияние идолослужения и этого мяса, принесенного в жертву идолам. – «Не ропщите» . Четвертым грехом евреев был ропот их против Моисея и Аарона – по поводу внезапной смерти тех, которые возмутились на строгость суда Божия, покаравшего врагов Моисея и Аарона – Корея, Дофана и Авирона (). Русский перевод относит этот ропот к возмущению народа по прибытии соглядатаев см. , но выступление ангела «истребителя» указывает на внезапную казнь возроптавших, тогда как в последнем случае казнь не была совершена немедленно и внезапно, а объявлен был только приговор, который должен был быть исполнен в течение целых сорока лет. Приводя этот пример, Ап. очевидно имел в виду то недовольство, какое существовало против него в некоторой части коринфской христианской Церкви по поводу неодобрения, которое было высказано Апостолом по отношению к лицам, посещавшим языческие пиршества. Среди этих недовольных мог подняться даже вопрос о том, имеет ли Павел право делать из себя главу местной Церкви. В таком случае сходство у коринфян с Кореем, Дофаном и Авироном, восстававшими против прав Моисея и Аарона, было, конечно, большое.

. Все это про­исходило с ними, как образ­ы; а описано в наставле­ние нам, достигшим по­следних веков.

Ап. не то хочет сказать, что этих событий в действительности не было. Нет, они происходили в действительности, но имели значение не только для евреев, а и для нас, христиан, – для нас даже большее, чем для евреев, потому что мы «достигли последних веков» . Слово "века" (αιῶνες ) означает все периоды жизни мира. «Последние века» (точнее: концы веков). История мессианского царства для Апостола состоит из двух периодов – период чисто духовного владычества Мессии и время Его славного царствования. «Концы веков» – это, конечно, окончание первого периода. Это время окончательного решения участи людей и поэтому то все предшествующие периоды как благодеяний, так и судов Божиих, имели значение только мимоходящее и подготовительное (прообразовательное) . Когда окончится этот последний период, предшествующий открытию славного царства Христова, Ап. не указывает.

. Ап. теперь прилагает сказанное выше к духовному состоянию коринфян. Они должны избегать того, что может лишить их благодатного общения со Христом, – именно идолослужения. Всякое богослужение соединяет человека с тем существом, которому оно посвящено. Так Евхаристия ставит христиан в общение со Христом, иудейская жертва приводила евреев в соприкосновение с алтарем Иеговы, а языческая – ставят человека под влияние демонов, – от которых произошло и самое идолослужение, – а этого и не хочет допустить Ап. Павел.

. Посему, кто думает, что он сто­и́т, берегись, чтобы не упасть.

. Вас по­стигло искуше­ние не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не по­пустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искуше­нии даст и облегче­ние, так чтобы вы могли пере­нести.

Коринфяне, считавшие себя твердыми в вере, должны не упускать из виду возможности впадения в грехи (ср. ). – «Вас постигло» . Смысл этого места такой: «если бы вы пали, то не имели бы себе никакого извинения, потому что те искушения, какие вас до сих пор постигали, вовсе не были невыносимо-трудными; что же касается «будущих» искушений, то Бог может подать вам силу перенести их». Ап., очевидно, хочет выяснить коринфянам, что пока они борются с искушениями, посылаемыми Богом, до тех пор они не подвергаются опасности впасть в и отпасть от веры; когда же они сами, дерзновенно, бросаются в искушения, то они не могут быть уверены в победе над ними. – «Искушение» – см. . – «Человеческое» (ανθρώπινος ). Это выражение лучше понимать как обозначение качества искушения: «соразмерное с человеческими силами».

. Итак, воз­люблен­ные мои, убегайте идолослуже­ния.

. Я говорю вам как рас­суди­тель­ным; сами рас­суди́те о том, что говорю.

Здесь – вывод из сказанного в предыдущем стихе. Берегитесь – говорит Ап., – чтобы вам не впасть в искушения, которые вам не определил и которых вы, вероятно, не выдержите. – "Итак" – правильнее: «посему» (διόπερ ), именно потому, что вы можете рассчитывать на помощь Божию только в тех искушениях, какие посылает Сам Бог, а не в других. – «Убегайте идолослужения» – правильнее: «бегите прочь от (από ) идолослужения», т. е. бегите от всего, что имеет какое-либо отношение к идолослужению и, конечно, прежде всего от жертвенных трапез в языческих капищах. Хотя эти трапезы и не были сами по себе идолослужением – христианин мог участвовать в них не веруя в идолов, – однако они граничили с идолослужением и могли вести к нему. – «Говорю вам как рассудительным» . Коринфяне гордились своей мудростью, и Ап. теперь взывает к этой мудрости. – «Что говорю» . Этим Ап. указывает на следующие далее свои рассуждения (ст. 16–22).

. Чаша благо­слове­ния, которую благо­словля­ем, не есть ли при­обще­ние Крови Христовой? Хлеб, который пре­ломля­ем, не есть ли при­обще­ние Тела Христова?

. Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все при­чащаемся от одного хлеба.

Таинство Евхаристии соответствует пиру, каким в Ветхом Завете заключалась жертва мира или спасения. По принесении этой жертвы, приносивший ее обедал с своею семьею при скинии и приглашал к этому обеду священника, закалавшего жертву, оставшиеся части которой съедались за этим обедом. Это было знаком примирения, которое снова утверждалось между Иеговою и человеком – грешником. Точно также в таинстве Евхаристии, которое есть бескровная жертва , через вкушение тела и крови Христовой верующий входил в теснейшее общение со Христом, принимал в себя Христа. – «Чаша благословения» . Так называлась у евреев чаша, которую во время пасхальной вечери отец семейства благословлял, читая особую благодарственную молитву Богу за Его благодеяния всей вселенной и народу Израильскому. Христос во время совершения пасхи пред страданиями Своими также благословил эту чашу – третью по счету, – но произнес при этом, вероятно, уже новую благодарственную молитву, относившуюся к совершенному Им искуплению людей. Таким образом первую половину 16-го стиха можно передать так: «чаша, над которою Господь произнес благодарственную молитву, повторяемую нами всякий раз при совершении Евхаристии».

«Не есть ли приобщение Крови Христовой?» В таинстве Евхаристии хлеб и вино таинственно пресуществляются в Тело и Кровь Христа. Кальвинисты спрашивают: какая это кровь – принадлежит ли она телу Христову еще не прославленному или уже прославленному? Более естественный ответ на этот вопрос был бы такой: это та кровь, которую Христос пролил для спасения людей, след., кровь Его еще не прославленного организма(Злат.). Но кальвинисты возражают: а как же Господь преподал эту кровь Апостолам на вечери, прежде чем она была пролита в действительности? Отвечаем: жертва Христова уже была принесена Им в Его решении , что и сделало возможным предложение Апостолам Его истинной крови. – «Хлеб, который преломляем» . Хотя и хлеб также был благословлен Господом (), однако Ап., чтобы не повторяться в выражениях, упоминает только об одном преломлении его. – Ап. сначала упоминает о крови, а потом о теле Христовом потому, что кровь собственно составляла самую существенную часть жертвоприношения (ср. ). – "Один хлеб" . Из общения верующих со Христом Ап. выводит мысль об общении их друг с другом. Смысл 17-го ст. такой: «так как (ότι – по слав. "яко" ) только один хлеб есть у нас, то мы, хотя нас и много, образуем из себя единое тело, ибо все причащаемся от одного и того же хлеба». Союз, какой связывает христиан с их общим Главою, связывает их и между собою как членов единого тела. – "Одно тело" , т. е. .

. Посмотрите на Израиля по плоти: те, которые едят жертвы, не участ­ники ли жертвен­ника?

Сказавши об Евхаристии и ее значении для верующих, Ап. говорит о значении жертв, какие вкушали Израильтяне при алтаре. – «Израиля по плоти» . Это показывает, что истинными чадами Израиля Ап. считал христиан, которые были действительно близки Израилю или Иакову по духу . – «Участники жертвенника» . Израильтяне посредством жертвы вступали в общение только с алтарем, принимались снова в теократическое общество, из которого их удаляла на время нечистота греха, а мы, христиане, делаемся причастниками не жертвенника, а Самого Христа (Злат.).

. Что же я говорю? То ли, что идол есть что-нибудь, или идоложертвен­ное значит что-нибудь?

. Нет, но что язычники, при­нося жертвы, при­носят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в обще­нии с бесами.

Обращаясь теперь к языческим жертвам, Ап. и здесь находит ясно выраженную идею общения человека с божеством, на этот раз уже ложным. Но как допустить это общение, если самые эти божества не существуют в действительности, если нет ни Аполлона, ни Венеры, ни Марса? Может ли иметь какое-либо значение и вкушение мяса, принесенного этим мнимым божествам? Нет, конечно, – отвечает Апостол, – идольских божеств – нет, но зато существуют стоящие за этими идолами злые, бесовские силы, которым удалось так ослепить умы людей, что те стали считать идолов за действительные существа, на самом же деле преклонялись пред бесами. – "Бесам" (δαιμονίοις ). Слово δαιμόνιον имеет в Новом Завете совершенно иное значение, чем у классических писателей. Последние считали его подобозначащим выражению θεῖον ­ нечто божественное, и Платон говорил, что демон есть посредник между Божеством и смертными (нечто в роде доброго ангела). В переводе LXX это слово означает уже падшего ангела (ср. ; ), беса, и в этом значении оно употребляется и в Новом Завете. Впрочем, Ап. вовсе не говорит, чтобы за каждым идольским божеством стоял особенный бес: он хочет сказать только, что все идолослужение вообще обязано своим происхождением бесам.

. Не можете пить чашу Го­с­по­дню и чашу бесовскую; не можете быть участ­никами в трапезе Го­с­по­дней и в трапезе бесовской.

. Не­ужели мы решимся раз­дражать Го­с­по­да? Разве мы сильнее Его?

"Не можете" . Ап. говорит здесь с принципиальной точки зрения: «является нравственно невозможным, чтобы они участвовали в одно время в двух столь противоположных культах – это значило бы, что вы противоречите сами себе!» – «Чашу бесовскую» . За языческой трапезой в праздники совершались возлияния из чаш в честь разных богов. Первая чаша с вином была посвящаема Юпитеру, вторая – Юпитеру и нимфам и третья – Юпитеру Спасителю (Salvator). Кто испивал из этих трех чаш, которыми обносили всех гостей, тот, очевидно совершал служение идолам и вместе с ними ставил себя под влияние бесов. – «Раздражать» – точнее: «возбуждать ревность» (παραζηλοῦν ). Господь мыслится здесь как супруг, который пылает ревностью по поводу неверности своей супруги. – Под "Господом" здесь, как и в других местах этого послания Ап. Павла (ср. 4, 9 и 21) лучше разуметь Христа.

. Теперь Ап. обращается к сильным в вере (ср. ст. 23, 24, 32, 33), учит их вкушать без стеснения всякое продающееся на торгу мясо и без смущения же обедать у язычников. Но – прибавляет он – вы должны воздержаться от вкушения мяса на этом обеде, если кто-нибудь из немощных в вере скажет вам, что это мясо – идоложертвенное. Словом, все нужно делать во славу Божию и никого не соблазнять своим поведением.

. Все мне по­зволи­тель­но, но не все по­лезно; все мне по­зволи­тель­но, но не все назидает.

Ап. повторяет правило, высказанное им в , но прилагает его к другому случаю. – "Полезно" . Это выражение указывает на духовную пользу вообще, включая и собственную пользу человека. – "Назидает" , – т. е. специально полезно для душевного спасения нашего ближнего.

. Никто не ищи своего, но каждый пользы другого.

Этот стих прибавлен Апостолом для выяснения того, что он разумел под выражением: "назидает" . Кто заботится о благе ближнего, тот перестает заботиться об угождении самому себе, своей чувственной природе.

. Все, что про­дает­ся на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести;

. ибо Го­с­по­дня земля, и чтó наполняет ее.

«Для спокойствия совести» – правильнее: по совести (διά τήν συνείδησιν ). Эти слова относятся к выражению: «без всякого исследования» , представляя их разъяснение. Ап. хочет сказать: «ешьте, не расспрашивая о мясе, раз вам в этом не препятствует ваша совесть!» – «Господня земля» . Все, что наполняет землю, след. и мясо, принадлежит Господу. Говорят (Heinrici), что эти слова Псалма 23 () входили у евреев в состав застольной молитвы.

. Если кто из неверных по­зовет вас, и вы захотите пойти, то все, пред­лагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести.

«И захотите пойти» . Ап. не запрещает принимать приглашения язычников, раз с ними христианина связывают семейные, дружеские или деловые отношения. Но он предполагает, что верующий сначала обсудит вопрос, идти ему или не идти: об этом ясно говорит выражение: «если захотите» – точнее: «если решите».

. Но если кто скажет вам: это идоложертвен­ное, – то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Го­с­по­дня земля, и чтó наполняет ее.

. Совесть же ра­зу­мею не свою, а другого: ибо для чего моей свободе быть судимой чужою совестью?

«Если кто...» , т. е. кто-нибудь из гостей, также христиан. – "Ради него" , т. е. чтобы не побудить слабого в вере соблазниться примером сильного и не побудить слабого съесть кусок идоложертвенного мяса против своей совести. – «Ради совести» – т. е. чтобы не смутить совесть слабого своим поступком; даже если слабый и не вкусит идоложертвенного мяса, он все-таки приведен будет в смущение, когда увидит, как другой христианин ест это мясо. – «Ибо господня земля...» – это повторение цитаты из XXIII Псалма здесь не должно бы иметь места, как видно из многих древних кодексов Нового Завета, где ее не имеется. Наш Textus Receptus заимствовал ее у диакона Евфалия. – «Совесть же разумею не свою» . Сильный верою, отказываясь на обеде у язычника от мяса идоложертвенного ради пользы своего брата – слабого по вере, этим самым вовсе не отказывается от своих убеждений и прав; совесть его остается независимою от совести его брата по вере даже и тогда, когда он соразмеряет свое поведение с требованиями совести слабого. – «Ибо для чего...» , т. е. «какую пользу принесло, если бы о моей свободе высказано было суждение по чужой совести?» За обедом не должно возникать никаких пререканий между христианами из-за яств – это бы только унизило достоинство их веры.

. Если я с бла­го­даре­нием при­нимаю пищу , то для чего по­рицать меня за то, за что я бла­го­дарю?

Ап. здесь показывает, еще сильнее, как неосторожно поведение сильного в вере. Он вкушает идоложертвенное, воссылая за это благодарение Богу, и между тем это возбуждает смущение в слабом и тот начинает вслух осуждать его тут же, на обеде ("порицать" – по греч. βλασφημειν – обозначает именно порицание на словах). Здесь Ап. говорит то же, что сказано им во 2-й половине 29-го стиха.

. Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию.

. Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией,

В заключение рассуждений об идоложертвенных яствах Ап. высказывает общее положение, которое христианин должен всегда иметь в виду, когда ему придется принимать какие-либо решения в вопросах, касающихся христианской свободы в вещах безразличных с нравственной точки зрения, как еда и питье, христианин должен избирать не то, что ему самому более приятно или выгодно, а то, что всего больше может служить к прославлению Бога и к пользе ближнего. А так как слава Божия состоит в обнаружении Божеских совершенств, особенно же святости и любви, то христианин тогда будет прославлять Бога, когда своим поведением даст своим собратьям познать любовь и святость своего Отца Небесного. Затем, нужно заботиться о том, чтобы наше поведение не соблазняло наших ближних, будут ли иудеи, греки (т. е. язычники вообще) или же христиане («Церковь Божия» – так называет Ап. христиан, чтобы внушить больше уважения к самым слабым по вере, которые все-таки составляют собою общество избранных Божиих). Конечно, поведение христианина может воспрепятствовать иудеям и язычникам войти в Христову, а некоторым из христиан подать повод к отпадению от Церкви.

. так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей по­льзы, но пользы многих, чтобы они спаслись.

Ап. понимает, что других лучше всего учить своим собственным примером. И вот он указывает на пример собственного самопожертвования на благо ближнего (ср. IX). – «Угождаю всем и во всем» . Об «угождении» – см. выше гл. ст. 20–22 (об оппортунизме ). Конечно, Ап. разумеет здесь угождение в тех случаях, к каким каждый христианин может относиться свободно, не будучи связан общецерковною дисциплиною.

© 2024 nowonline.ru
Про докторов, больницы, клиники, роддома