Как создать и использовать резерв по сомнительным долгам в налоговом учете
Для налогообложения прибыли сомнительным признается долг покупателя по оплате отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), если этот долг одновременно Письмо Минфина от 17.04.2017 N 03-03-06/1/22608 :
не погашен в срок, установленный договором;
не обеспечен залогом , или поручительством , или банковской гарантией .
Долги заемщиков и поставщиков (по поставке товаров (работ, услуг) или по возврату аванса), а также долги по уплате договорных санкций и оплате переданных имущественных прав (требований) в налоговом учете сомнительными долгами не признаются Письма Минфина от 23.06.2016 N 03-03-06/1/36577 , от 01.02.2016 N 03-03-06/1/4148 , от 29.09.2011 N 03-03-06/2/150 .
Порядок создания и использования резерва по сомнительным долгам в налоговом учете:
Укажите в налоговой учетной политике , что будете создавать этот резерв Письмо Минфина от 11.12.2015 N 03-03-06/1/72636 .
Для целей налогообложения прибыли сомнительным признается долг покупателя по оплате отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), если этот долг одновременно (п. 1 ст. 266 НК РФ):
Долги поставщиков (по поставке товаров (работ, услуг) или по возврату аванса) и заемщиков, а также долги по уплате договорных санкций и оплате переданных имущественных прав (требований) в налоговом учете сомнительными долгами не признаются (Письма Минфина от 29.09.2011 N 03-03-06/2/150, от 12.05.2009 N 03-03-06/1/318).
Порядок создания и использования резерва по сомнительным долгам в налоговом учете:
Пример. Создание и использование резерва по сомнительным долгам
Организация приняла решение создавать резерв по сомнительным долгам с 2013 г. Выручка организации составила:
По результатам инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности, проведенной по состоянию на 31.03.2013, выявлены следующие долги:
Общая сумма долгов, включаемых в резерв на 31.03.2013, составляет 147 500 руб. (118 000 руб. + 29 500 руб.), что превышает норматив 100 000 руб. (1 000 000 руб. x 10%). Поэтому резерв составит 100 000 руб. Поскольку резерв создается впервые, сумма отчислений в резерв, включаемая в состав внереализационных расходов на 31.03.2013, составит 100 000 руб.
По результатам инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности, проведенной по состоянию на 30.06.2013, выявлены следующие долги:
Общая сумма долгов, включаемых в резерв, составляет 295 000 руб. (236 000 руб. x 100% + 59 000 руб. x 100%), что не превышает норматив 400 000 руб. (4 000 000 руб. x 10%). Сумма отчислений в резерв, включаемая во внереализационные расходы на 30.06.2013, составит 195 000 руб. (295 000 руб. - 100 000 руб.).
По результатам инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности, проведенной по состоянию на 30.09.2013, выявлено, что:
Общая сумма долгов, включаемых в резерв, составляет 236 000 руб. (236 000 руб. x 100%), что не превышает норматив 900 000 руб. (9 000 000 руб. x 10%). Сумма отчислений в резерв составит 0 руб. (236 000 руб. - (295 000 руб. - 59 000 руб.)).
По результатам инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности, проведенной по состоянию на 31.12.2013, выявлено, что:
Общая сумма долгов, включаемых в резерв, составляет 236 000 руб. (236 000 руб. x 100%), что не превышает норматив 1 400 000 руб. (14 000 000 руб. x 10%). Сумма отчислений в резерв, включенная во внереализационные расходы на 31.12.2013, составит 100 000 руб. (236 000 руб. - (236 000 руб. - 100 000 руб.)).
Остаток резерва по состоянию на 31.12.2013 - 236 000 руб.
По результатам инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности, проведенной по состоянию на 31.03.2013, новых сомнительных долгов не выявлено.
Общая сумма долгов, включаемых в резерв, составляет 236 000 руб. (236 000 руб. x 100%), что превышает норматив - 200 000 руб. (2 000 000 руб. x 10%). Сумма резерва составит 200 000 руб., что больше остатка резерва предыдущего года (236 000 руб.). Во внереализационные доходы на 31.03.2014 надо включить 36 000 руб. (236 000 руб. - 200 000 руб.).
При применении УСН резервы по сомнительным долгам не создаются. Ведь упрощенцы признают доходы от реализации товаров (работ, услуг) только при фактическом поступлении в их оплату денег, иного имущества (товаров, работ, услуг) или имущественных прав, т.е. при их оплате покупателем (кассовый метод) (п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Кроме этого, отчисления в резерв по сомнительным долгам не поименованы в перечне расходов, учитываемых при УСН (п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
Формирование резерва по сомнительным долгам – один из обязательных инструментов управления дебиторской задолженностью. Финансовый кризис увеличивает долю неплатежеспособных предприятий и соответственно повышает риски во взаимоотношениях с покупателями и другими контрагентами. Формировать резервы по сомнительным долгам в такой ситуации является не только обязанностью, установленной законодательством, но и разумным способом сохранения устойчивости бизнеса.
Резерв по сомнительным долгам формируется по правилам, определенным Налоговым кодексом РФ, в частности – статьей 266 НК. Для создания резерва необходимо получить сведения о платежеспособности контрагента–должника и предполагаемые сроки исполнения обязательства. Результаты проведенной инвентаризации задолженности определяют, имеются ли основания для формирования резерва.
Налоговое законодательство дает определение сомнительного долга как любой задолженности перед плательщиком, если она соответствует одновременно двум критериям:
Начисление резерва по сомнительным долгам происходит в порядке, описанном в п.4-5 ст.266 НК. По установленным правилам суммы средств для формирования резерва относятся на затраты, включаемые в состав внереализационных расходов. Размер отчисляемых в резерв средств определяется на основании итогов инвентаризации дебиторской задолженности. Результаты проведенной инвентаризации отражаются по данным на последнюю дату отчетного периода.
Величина резерва по сомнительным долгам зависит, прежде всего, от срока образования сомнительной задолженности и определяется:
По задолженности, образовавшейся ранее, чем 45 дней, резерв не формируется.
Налоговый кодекс устанавливает ограничения по суммам, отчисляемым на формирование резерва – она не должна превышать 10% выручки, полученной компанией в течение отчетного (налогового) периода. Сумма выручки определяется на основании статьи 249 НК РФ. Средства резерва носят сугубо целевой характер и могут быть направлены только на покрытие убытков, полученных компанией по безнадежным долгам. Критерии отнесения долга к безнадежному определяются на основании п.2 ст. 266 НК РФ. Согласно этой норме, к категории безнадежных долгов можно отнести задолженность, если:
Как осуществляется бухгалтерский учет резервов по сомнительным долгам? Для учета данных операций существует счет 63 «Резервы по сомнительным долгам». При создании резерва сомнительных долгов проводки выглядят следующим образом:
Организация обязана в течение 5-ти лет после списания задолженности осуществлять мониторинг возможностей ее взыскания. Для этого списанная безнадежная задолженность учитывается на забалансовом счете 007.
С 01.07.2017 года в счетах-фактурах появилась новая строка 8 «Идентификатор государственного контракта, договора (соглашения)». Естественно, заполнять этот реквизит нужно лишь при его наличии. В противном случае эту строку можно просто оставить пустой.
Получение льготы по имущественным налогам упростили
Со следующего года гражданам, имеющим право на льготу по налогу на имущество, транспортному и/или земельному налогу, не придется представлять в ИФНС подтверждающие право на льготу документы.
Не каждый НДС-вычет можно отложить на три года
Норма, позволяющая применять вычет НДС не только в периоде, в котором возникло право на него, но в последующие периоды, распространяется не на все виды вычетов.
Как заполнить расчет по взносам в сложных ситуациях
Некоторые плательщики взносов не могут понять, как им заполнять расчет, поскольку их ситуация не прописана ни в Порядке заполнения расчета, ни в многочисленных письмах ФНС и Минфина. За разъяснениями мы обратились к специалисту налоговой службы.
Создавать резервы в налоговом учете могут только те организации, которые применяют метод начисления для целей налогообложения прибыли. Перечислим резервы, которые могут быть созданы (ст. 266 , ст. 267 , ст. 267.1 , ст. 267.2 , ст. 324 , ст. 324.1 НК РФ):
Сразу скажем, что обязательных резервов в налоговом учете нет. То есть формирование резервов в налоговом учете - это право организации.
Порядок создания и использования любого резерва должен быть закреплен в учетной политике организации. Если организация по каким-то видам расходов создает резерв, то возникающие расходы должны списываться именно за счет резерва. И только если резерва не хватает, то остаток расходов уменьшает налоговую базу.
По некоторым резервам сумма неиспользованного по состоянию на 31 декабря резерва может быть перенесена на следующий год, если в следующем году организация будет создавать этот вид резерва.
Имейте в виду, создание резервов в бухгалтерском и налоговом учете может различаться. К примеру, организация обязана создавать резерв на оплату отпусков в бухучете (ПБУ 8/2010), но она может не формировать такой резерв в налоговом учете.
Резерв сомнительных долгов может быть создан только по задолженности покупателей, связанной с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, которая не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией и не погашена в установленный договором срок (ст. 266 НК РФ).
Отчисления в резерв учитываются в составе внереализационных расходов.
Для определения суммы отчислений в резерв на последний день каждого квартала (месяца) нужно проводить инвентаризацию.
Общая сумма резерва не может превышать 10% выручки от реализации отчетного (налогового) периода без учета НДС.
Резерв по отпускам в налоговом учете создается в порядке, определенном самой организацией (ст. 324.1 НК РФ). То есть нужно установить предельную сумму отчислений (предполагаемую годовую сумму расходов на оплату отпусков с учетом страховых взносов) и ежемесячный процент отчислений в резерв.
Отчисления в резерв на оплату отпусков учитываются в составе расходов на оплату труда.
Этот резерв могут создавать лишь те организации, у которых есть гарантийные обязательства перед покупателями (ст. 267 НК РФ). Порядок создания резерва четко прописан в ст. 267 НК РФ и изменять его нельзя. Суммы отчислений в резерв учитываются как прочие расходы, связанные с производством и реализацией.