Учет резервов по сомнительным долгам проводки. Какие резервы стали обязательными

Уже в 2011 году компаниям предстоит изменить порядок создания резервов по сомнительным долгам, а также на оплату отпусков, ремонт основных средств и др.
Приказ Минфина России от 24 декабря 2010 г. № 186н внес существенные изменения в порядок формирования резервов в бухгалтерском учете. Во-первых, резерв по сомнительным долгам компаниям придется создавать в обязательном порядке. Во-вторых, резервы предстоящих расходов фирмы могут создавать только под те затраты, формирование резервов под которые прямо предусмотрено ПБУ или иными нормативными актами по бухгалтерскому учету. Рассмотрим эти новшества подробнее.

Сомнительная задолженность и резерв
Новая редакция пункта 70 Положения (утв. приказом Минфина России от 29 июля 1998 № 34н) предусматривает, что организация создает резервы по сомнительным долгам в случае признания дебиторской задолженности сомнительной с отнесением сумм резервов на финансовые результаты. Иными словами, если у компании возникает сомнительная задолженность, она обязана создать резерв. В то время как ранее у фирм был выбор, создавать резерв по сомнительным долгам или нет.
По-новому звучит и определение понятия «сомнительная дебиторская задолженность».
Теперь для создания резерва по сомнительным долгам не требуется проводить инвентаризацию дебиторской задолженности организации. Норма об инвентаризации признана утратившей силу.
В остальном же правила формирования резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете остались прежними. Так, величину резерва определяют отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.
Обратите внимание, что в качестве сомнительной задолженности не рассматриваются обязательства поставщика, связанные с отгрузкой за перечисленную ему предоплату. А значит, резерв по такой задолженности не создают. Данное мнение высказал Минфин России (письмо Минфина России от 15 октября 2003 г.№ 16-00-14-316) еще в 2003 году. Кстати сказать, на суммы претензий к контрагентам также не формируют резерв по сомнительным долгам.

Пример
Контрагент компании не перечислил деньги за оказанные ему услуги в срок, предусмотренный договором. Размер долга – 236 000 руб. Руководство фирмы приняло решение создать резерв по сомнительным долгам в сумме указанного долга и вести дальнейшие переговоры.

Приказ Минфина России от 24 декабря 2010 г. № 186н 16. <...> б) «Сомнительной считается дебиторская задолженность организации, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями».<...>

В бухгалтерском учете будет запись:
ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 63
236 000 руб. – создан резерв по сомнительным долгам.
Далее возможны 2 варианта развития событий:
контрагент перечислит деньги;
контрагент не погасит долг никогда.
1. Контрагент пообещал частями погасить задолженность и в течение 4 месяцев равными частями перечислил 236 000 руб. (по 59 000 руб. ежемесячно).
В учете будут ежемесячно сделаны записи:
ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 62
– 59 000 руб. – получены деньги от контрагента;
ДЕБЕТ 63 КРЕДИТ 91-1
– 59 000 руб. – неиспользованная часть резерва учтена в прочих доходах
2. Контрагент признан банкротом, и получить от него деньги стало невозможно:
ДЕБЕТ 63 КРЕДИТ 62
– 236 000 руб. – списан за счет резерва долг контрагента;
ДЕБЕТ 007
– 236 000 руб. – сумма списанного долга отражена за балансом.
Если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва сомнительных долгов, этот резерв в какой-либо части не будет использован, неизрасходованные суммы присоединяются при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года к финансовым результатам.

Резерв предстоящих расходов
Из Положения исключена норма (п. 72), которая предполагала создание резервов для равномерного включения предстоящих расходов в состав производственных расходов или издержек обращения. Теперь компании вправе создавать в бухгалтерском учете резерв предстоящих расходов только в том случае, если это предусмотрено ПБУ.
Отметим, что ПБУ 8/2010, в частности, не предусматривает создание резервов на оплату отпусков, ремонт основных средств и т. д. Поэтому возникает резонный вопрос: может ли компания и дальше создавать резервы предстоящих расходов в бухгалтерском учете?
Вместе с тем пункт 7 ПБУ 1/2008 позволяет фирмам самостоятельно разработать способ ведения бухгалтерского учета и закрепить его в учетной политике, если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены такие способы. При этом следует учитывать нормы ПБУ 1/2008, других ПБУ, а также Международных стандартов финансовой отчетности. Российские стандарты применяются для разработки способа учета в части аналогичных или связанных фактов хозяйственной деятельности, определений, условий признания и порядка оценки активов, обязательств, доходов и расходов.
Как мы отмечали выше, ПБУ не упоминают, в частности, о резервах на оплату отпусков, выплату премий работникам. Поэтому компании могут воспользоваться положениями МСФО 19 (IAS 19) при разработке способа учета резерва предстоящих расходов на выплату вознаграждений сотрудникам.
Что касается резерва на ремонт основных средств, то упоминание о нем исключено из Методических указаний по учету основных средств: пункт 69 признан утратившим силу. ПБУ 8/2010 содержит указание на то, что оценочное обязательство по предстоящим расходам на ремонт основных средств организации не признается. Положения МСФО также не признают резерв на ремонт основных средств.

Довольно долго большинство бухгалтеров считали, что создание резервов - это дело добровольное. Причем как в налоговом учете, так и в бухгалтерском. Поэтому те, кто не хотел прибавлять себе работы, их вообще не создавали. Однако в прошлом году, внеся поправки в Положение по ведению бухучета и бухотчетности (Положение по и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (далее - Положение по ведению бухучета и бухотчетности); Приказ Минфина России от 24.12.2010 N 186н) и приняв ПБУ 8/2010 (ПБУ 8/2010 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы", утв. Приказом Минфина России от 13.12.2010 N 167н), Минфин четко дал понять, что в бухучете создание резервов не дело вкуса. И только у малых предприятий вопрос создания некоторых из резервов может быть основан на желании. А все остальные организации либо должны создавать бухгалтерский резерв, либо не должны и не могут.
В налоговом учете все по-прежнему. Для тех, кто считает доходы и расходы методом начисления, есть ряд резервов, которые можно как создавать, так и не создавать. Таким образом, все резервы можно разделить на три группы.
1. Резервы, предусмотренные как в налоговом, так и в бухгалтерском учете.
2. Исключительно бухгалтерские резервы.
3. Исключительно налоговые резервы.

Резервы, предусмотренные как в налоговом, так и в бухгалтерском учете

В бухгалтерском учете не означает, что в налоговом учете тоже надо создать этот резерв. К тому же принципы налогового и бухгалтерского учета резервов не зависят друг от друга (Письмо Минфина России от 16.05.2011 N 03-03-06/1/295). А разные принципы формирования резервов могут привести к необходимости отражения разниц по ПБУ 18/02.



Исключительно бухгалтерские резервы

Резерв под снижение стоимости материальных ценностей

1. Все организации (в том числе и малые) обязаны создавать этот резерв на конец года (31 декабря). Его годовая инвентаризация обязательна. Однако резерв создается, только если рыночная стоимость материальных ценностей на конец года снизилась (Пункт 25 ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов", утв. Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н; п. 20 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н):
а) при проверке рыночной стоимости товаров (счет 41 "Товары") смотрим, за какую цену мы можем продать наши товары. И если эта цена меньше стоимости, по которой товары числятся у нас в учете (независимо от того, учитываете ли вы их по цене приобретения или по цене реализации), то резерв придется создавать. Аналогично создается резерв и по готовой продукции;
б) при проверке стоимости сырья и материалов вопрос о создании резерва зависит от рыночных цен на готовую продукцию (работы или услуги), для которых приобретены эти сырье и материалы (Пункт 20 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов):
(если ) на отчетную дату рыночная стоимость продукции (работ, услуг) больше или равна ее фактической себестоимости , то не надо создавать резерв под снижение стоимости сырья и материалов, используемых при ее производстве;
(если ) на отчетную дату рыночная стоимость продукции (работ, услуг) меньше ее фактической себестоимости , то резерв под снижение стоимости сырья и материалов создавать придется. И его сумму надо определить как разницу между рыночной ценой сырья и материалов и той стоимостью, по которой они учитываются.
2. Резерв учитывается на счете 14 "Резервы под снижение стоимости материальных ценностей". Отчисления в резерв - в составе прочих расходов (дебет счета 91-2 "Прочие расходы" кредит счета 14). В балансе сумма резерва отдельно не отражается, на нее уменьшается стоимость МПЗ (Пункт 25 ПБУ 5/01).
3. Резерв корректируется в случае изменения оценки МПЗ (доначисления отражаются в прочих расходах, восстановление - в прочих доходах проводкой дебет счета 14 кредит счета 91-1 "Прочие доходы") (Инструкция по применению Плана счетов, утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н; п. п. 2, 4 ПБУ 21/2008). Сумма резерва уменьшается также при выбытии и ином списании МПЗ, под которые он создан, сумма восстанавливаемого резерва учитывается в прочих доходах.

Резерв под обесценение финансовых вложений

1. Резерв под обесценение финансовых вложений надо создавать на конец года (31 декабря), если выявлено устойчивое существенное снижение стоимости вложений, по которым не определяется их текущая рыночная стоимость. Малые предприятия, не эмитирующие публично размещаемые ценные бумаги, могут оценивать все финансовые вложения по их первоначальной стоимости (Пункты 19, 21 ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений", утв. Приказом Минфина России от 10.12.2002 N 126н). Но это не освобождает от создания резерва. Наоборот, если есть признаки обесценения этих вложений (Пункт 37 ПБУ 19/02), придется создавать резерв по всем своим финансовым вложениям: как имеющим текущую рыночную стоимость, так и нет (Пункт 38 ПБУ 19/02).
2. Резерв учитывается на счете 59 "Резервы под обесценение финансовых вложений". Отчисления в него - в составе прочих расходов (Пункт 38 ПБУ 19/02) (дебет 91-2 "Прочие расходы" кредит 59). В случае повышения стоимости финансовых вложений резерв уменьшается. Сумма такого уменьшения включается в прочие доходы (Пункт 39 ПБУ 19/02).
3. В балансе сумма резерва отдельно не отражается, на нее корректируется сумма финансовых вложений.

Иные резервы, связанные с оценочными обязательствами

1. Малые предприятия, отказавшиеся от применения ПБУ 8/2010, могут не создавать такие резервы. Все остальные организации должны признавать оценочные обязательства, учитывая их на счете 96 "Резервы предстоящих расходов".
Оценочные обязательства признаются при соблюдении трех условий (Пункт 5 ПБУ 8/2010):
- с большой долей вероятности можно утверждать, что есть обязанность совершить определенные действия (вытекающая, к примеру, из договора). Причем от исполнения этой обязанности организация не может уклониться;
- в результате исполнения этой обязанности вероятно уменьшение экономических выгод (к примеру, придется выплатить кому-то деньги);
- можно обоснованно определить сумму оценочного обязательства.
В качестве примеров, когда придется формировать резервы, можно привести следующие ситуации:
- у организации есть заведомо убыточный договор. То есть договор, неизбежные расходы на исполнение которого превосходят выручку по нему, а отказ от договора грозит штрафами (Пункт 2 ПБУ 8/2010);
- организация нарушила законодательство, из-за чего ей грозят штрафы;
- организация участвует в судебном разбирательстве, которое, весьма вероятно, будет ею проиграно;
- предстоит реструктуризация деятельности, влекущая неизбежные расходы, причем ее вероятность велика и о ней уже объявлено работникам (Пункт 11 ПБУ 8/2010).
2. Оценочные обязательства отражаются по дебету счета учета расходов и кредиту счета 96 "Резервы предстоящих расходов" (Пункт 8 ПБУ 8/2010). Для каждого вида оценочных обязательств лучше завести отдельный субсчет. Порядок расчета ежемесячных отчислений в резерв надо разработать самостоятельно и закрепить в учетной политике.

Исключительно налоговые резервы

Резерв расходов на ремонт основных средств

1. Его могут создавать организации, проработавшие более 3 лет (Письмо Минфина России от 17.01.2007 N 03-03-06/1/9) и закрепившие в учетной политике решение о создании резерва.
2. Отчисления в резерв учитываются как прочие расходы (Пункт 3 ст. 260, ст. 324 НК РФ).
3. Затраты на ремонт списываются только за счет резерва. Если его недостаточно, до конца года учесть затраты на ремонт как самостоятельные расходы нельзя.
4. Резерв состоит из двух частей: на текущий и на капитальный ремонт. В налоговой учетной политике надо закрепить предельную величину отчислений в резерв.

Резерв на текущий ремонт

Резерв на капитальный ремонт

1. Резерв на текущий ремонт
рассчитывается исходя из годовой
сметы, но он не должен быть больше
средней величины фактических
расходов на ремонт ОС за 3
предыдущих года

1. Резерв можно создавать, если
на ремонт нужно копить деньги более
года. Для определения годовой суммы
отчислений в резерв надо:
- определить перечень основных
средств, требующих капремонта;
- разработать график ремонта и
посчитать сметную стоимость ремонта;
- общую сумму расходов на капремонт
разделить на количество лет, в течение
которых планируется создание резерва

2. Отчисления признаются в расходах равными долями на последнее число
каждого отчетного и затем налогового периода. Их сумма определяется путем
деления предельной величины резерва:
(или) на 4, если отчетный период - квартал;
(или) на 12, если отчетный период - месяц

3. На конец года у резерва
на текущий ремонт не должно быть
остатка - его надо включить
во внереализационные доходы. Если
резерва было недостаточно
для покрытия всех ремонтных
расходов, списываем такой
перерасход как прочие расходы

3. Переходящий остаток резерва может
быть, если ремонт еще не завершен и
в следующем году такой резерв тоже
будет создаваться

Иные специфические налоговые резервы

В налоговом учете предусмотрено создание ряда резервов, зависящих от специфики деятельности организации:
- резерв предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов. Его при определенных условиях могут создавать общественные организации инвалидов и организации, использующие труд инвалидов (Подпункт 38 п. 1 ст. 264, ст. 267.1 НК РФ);
- резервы, предназначенные для обеспечения безопасности особо радиационно опасных и ядерно опасных объектов (Подпункт 33 п. 1 ст. 264 НК РФ; Правила, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.01.2002 N 68);
- резерв под обесценение ценных бумаг - для профессиональных участников рынка (Статья 300, п. 10 ст. 270 НК РФ);
- банковские резервы (Статья 292 НК РФ), резервы страховых организаций (Статья 294 НК РФ), резервы страховых организаций, занимающихся обязательным медицинским страхованием (Статья 294.1 НК РФ).

Сложность правил создания бухгалтерских резервов, как это обычно бывает, оборачивается необязательностью их исполнения. Иногда бухгалтеры сознательно идут на нарушение и вообще отказываются от трудоемкого создания резервов. Инспекция, конечно, может оштрафовать организацию за искажение бухотчетности. Но это маловероятно. К тому же для многих гораздо легче согласиться на штраф в 10 000 руб. или даже в 30 000 руб. (Пункты 1 - 3 ст. 120 НК РФ), чем вести сложные расчеты. И лишь малым предприятиям повезло: они от создания большинства бухгалтерских резервов освобождены.

96 счет бухгалтерского учета «Резервы предстоящих расходов» используется для создания резерва запланированных расходов. Резерв позволяет равномерно распределять расходы в целях налога на прибыль. Включает в себя субсчета по резерву расходов на оплату труда, сезонных работ работ по подготовке оборудования, на ремонт ОС и др.

Счет 96 — пассивный. Создание резерва производится по Кт, списание — по Дт.

Таблица 1. Виды резервов

Субсчета 96 счета:

Создание резерва по отпускам будущего периода

Резерв на оплату отпусков создается следующим образом:

  • рассчитывается сумма резерва на отпуска;
  • исходя из суммы резерва отпуска, рассчитываются суммы резервов страховых взносов;
  • резерв отпусков создается ежеквартально или ежемесячно.

Способов формирования резерва существует несколько. Самый точный способ — рассчитывать средний дневной заработок и количество оплачиваемых дней отпуска по каждому работнику, но он же и самый трудоемкий. Выбранный способ устанавливается в учетной политике организации.

Для расчета суммы резерва можно воспользоваться менее трудозатратным способом:

  1. распределить сотрудников по группам — в соответствии со счетами отнесения затрат;
  2. для каждой группы посчитать общее количество отпусков сотрудников, приходящихся на период, включая дополнительные;
  3. для каждой группы вычислить средний дневной заработок;
  4. вычислить сумму резерва: средний дневной заработок умножить на количество дней отпусков.

Допустим, у нас получилась сумма резерва на отпуск за 1 квартал 100000 рублей. Операция по созданию резерва создается на последнее число квартала, предшествующего рассчитываемому.

Создание резерва по ремонту основных средств

Резерв на ремонт вычисляется на основании совокупной стоимости ОС и нормативов отчислений.

Резерв по ремонту основных средств создается на 20, 44 счете и т. д.

Годовая сумма резерва не должна превышать среднее арифметическое суммы фактических ремонтов за предыдущие 3 года.

Вычислив годовую сумму, находим сумму регулярных отчислений на резерв. Если эти отчисления производятся ежемесячно, то годовая сумма делится на 12. Если один раз в квартал, то годовая сумма делится на 4.

Допустим, сумма резерва по ремонту основных средств для нашей организации определена как 150000 рублей.

Проводки по созданию резерва:

Ежемесячное списание в резерв:

Списание резервов

Списание резерва отпусков (пример)

В нашем примере был создан резерв по отпускам в размере 124900 руб (100000+22000+2900).

В течение первого месяца сумма затрат по отпускам сотрудников производственного подразделения составила 60000. Сумма взносов на пенсионное страхование по этим отпускам — 13200, страховые взносы в ФСС — 1740.

Проводки по списанию резерва отпусков

Проводки по списанию резерва по ремонту основных средств

Был произведен ремонт основного средства на сумму 56000 рублей.

Закрытие 96 счета

Нужно понимать, что суммы резервов невозможно рассчитать с абсолютной точностью. Резерв по заработной плате, например, может изменяться по таким причинам, как:

  • увольнение сотрудников;
  • изменение заработной платы;
  • изменения в фактическом графике отпусков и т. д.

При превышении резерва сумма «сверху» списывается за счет текущих затрат.

Если резерв израсходован не полностью, то он переносится на следующий год, либо сторнируется.

Для резерва на ремонт ОС неизрасходованный остаток может закрываться на счет 99.1 при закрытии года, если ремонт не закончен в текущем году.

ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ

Счет-фактура: строку «идентификатор госконтракта» можно не заполнять

С 01.07.2017 года в счетах-фактурах появилась новая строка 8 «Идентификатор государственного контракта, договора (соглашения)». Естественно, заполнять этот реквизит нужно лишь при его наличии. В противном случае эту строку можно просто оставить пустой.

Налог на прибыль: как подтвердить расходы на электронный авиабилет

Если авиабилет для командированного сотрудника был приобретен в электронной форме, для подтверждения в «прибыльных» целях «дорожных» расходов, среди прочего, требуется посадочный талон с отметкой о досмотре. А что делать, если в заграничном аэропорту такие отметки ставить не принято?

Определение суммы «детских» вычетов больше не вызовет трудностей

Чаще всего работники обращаются к работодателю за получением вычета по НДФЛ на детей. И хорошо, если у работника только один ребенок. А если их, к примеру, четверо и двое из них уже совершеннолетние, то у бухгалтера может возникнуть вопрос, в каком размере предоставить «детский» вычет. На помощь в подобной ситуации придет наш новый .

Получение льготы по имущественным налогам упростили

Со следующего года гражданам, имеющим право на льготу по налогу на имущество, транспортному и/или земельному налогу, не придется представлять в ИФНС подтверждающие право на льготу документы.

Не каждый НДС-вычет можно отложить на три года

Норма, позволяющая применять вычет НДС не только в периоде, в котором возникло право на него, но в последующие периоды, распространяется не на все виды вычетов.

Прийти с проверкой налоговики могут и к уже недействующему ИП

Даже если «физик» исключен из ЕГРИП в связи с прекращением деятельности в качестве ИП, сотрудники ИФНС все равно могут назначить в отношении него выездную проверку и проверить «предпринимательский» период.

Содержание журнала № 23 за 2011 г.

Л.А. Елина, экономист-бухгалтер

Все о резервах, налоговых и бухгалтерских

Довольно долго большинство бухгалтеров считало, что создание резервов - это дело добровольное. Причем как в налоговом учете, так и в бухгалтерском. Поэтому те, кто не хотел прибавлять себе работы, их вообще не создавали. Однако в прошлом году, внеся поправки в Положение по ведению бухучета и бухотчетностиПоложение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н (далее - Положение по ведению бухучета и бухотчетности); Приказ Минфина России от 24.12.2010 № 186н и приняв ПБУ 8/2010ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы», утв. Приказом Минфина России от 13.12.2010 № 167н , Минфин четко дал понять, что в бухучете создание резервов - не дело вкуса. И только у малых предприятий вопрос создания некоторых из резервов может быть основан на желании. А все остальные организации либо должны создавать бухгалтерский резерв, либо не должны и не могут.

Тексты указанных в статье ПБУ можно найти: раздел «Законодательство» системы КонсультантПлюс (информационный банк «Версия Проф»)

В налоговом учете все по-прежнему. Для тех, кто считает доходы и расходы методом начисления, есть ряд резервов, которые можно как создавать, так и не создавать. Таким образом, все резервы можно разделить на три группы.

1. Резервы, предусмотренные как в налоговом, так и в бухгалтерском учете.

2. Исключительно бухгалтерские резервы.

3. Исключительно налоговые резервы.

Резервы, предусмотренные как в налоговом, так и в бухгалтерском учете

Создание резерва в бухгалтерском учете не означает, что в налоговом учете тоже надо создать этот резерв. К тому же принципы налогового и бухгалтерского учета резервов не зависят друг от друга . А разные принципы формирования резервов могут привести к необходимости отражения разниц по ПБУ 18/02.

Порядок создания резерва
в налоговом учете (при методе начисления) в бухгалтерском учетеп. 3 ПБУ 21/08 «Изменения оценочных значений», утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н ; п. 77 Положения по ведению бухучета и бухотчетности ; п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утв. Приказом Минфина России от 06.05.99 № 33н
Резерв по сомнительным долгам
1. Организации могут создавать его по собственному желанию, а могут и отказаться от него. Свое решение организации лучше (безопаснее) закрепить в учетной политике. Такого требования в ст. 266 НК нетПостановления ФАС ВВО от 19.03.2008 № А79-3573/2007 ; ФАС СЗО от 03.07.2008 № А56-12980/2007 . Но налоговики на местах считают, что это нужно делатьст. 313 НК РФ ; Письмо УФНС России по г. Москве от 09.04.2007 № 20-12/031921 . Поэтому, закрепив в учетной политике создание такого резерва, вы избежите споров с проверяющими 1. Все организации обязаны создавать этот резерв, если у них есть сомнительная дебиторская задолженностьп. 70 Положения по ведению бухучета и бухотчетности ; Письмо Минфина России от 16.05.2011 № 03-03-06/1/295 . В том числе и малые - никаких особых указаний, освобождающих их от создания резерва по сомнительным долгам, нет.
2. Отчисления в резерв учитываются в составе внереализационных расходовподп. 7 п. 1 ст. 265 , ст. 266 НК РФ .
Для учета резерва сомнительных долгов можно завести отдельный налоговый регистр.
2. Сам резерв учитывается на счете 63 «Резервы по сомнительным долгам».
Отчисления в него - в составе прочих расходовп. 11 ПБУ 10/99 (дебет 91-2 «Прочие расходы» – кредит 63).
3. Для определения суммы отчислений в резерв сомнительных долгов надо на последний день отчетного/налогового периода (то есть на конец каждого квартала или месяца) провести инвентаризацию дебиторской задолженности и составить акт по форме № ИНВ-17п. 4 ст. 266 НК РФ . 3. Инвентаризация - больше не обязательное условие для создания резерва. Главное - правильно определить, сомнительна задолженность или нет. Для этого не обязательно составлять инвентаризационные унифицированные формы. А годовую инвентаризацию дебиторской задолженности по-прежнему проводить нужно.
4. Сомнительным долгом признается задолженность покупателей, связанная с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, котораяст. 266 НК РФ :
  • не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией;
  • не погашена в установленный договором срок.
4. Сомнительная - любая задолженность, которая:
  • не обеспечена гарантиями;
  • не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором. Причем не важно, наступил срок ее погашения или еще нет.
В бухгалтерском учете сомнительной нужно признавать задолженность не только по расчетам за товары, работы, услуги, но и за нечто иное - к примеру, долг по выданному займу.
5. Сумма отчислений в резерв зависит от сроков возникновения каждого сомнительного долга в отдельности. 5. Сумму отчислений в резерв бухгалтер определяет в зависимости от риска неполучения денег.
В учетной политике организация может закрепить конкретный порядок определения сумм отчислений в резерв.
В бухгалтерском учете по просроченной задолженности можно установить такие же проценты отчислений в резерв, как и в налоговом учете.
Срок возникновения сомнительного долга (с даты оплаты по договору) Процент от суммы долга (с учетом НДСПисьмо Минфина России от 03.08.2010 № 03-03-06/1/517 ), учитываемый при формировании резерва по сомнительным долгам
Менее 45 дней 0
От 45 до 90 дней (включительно) 50
Более 90 дней 100
6. Общая сумма создаваемого резерва не может быть больше 10% выручки от реализации отчетного (налогового) периода без НДСабз. 5 п. 4 ст. 266 НК РФ . 6. Сумма создаваемого резерва по каждому долгу ограничена лишь суммой самого долга. Никаких иных ограничений нет.
7. Использовать резерв можно только на списание долгов, признаваемых безнадежными.
При этом за счет резерва вы можете списывать только те долги, которые участвовали при его формировании. Другие долги, которые в расчете величины резерва не учитывались (например, не рассматривались в качестве сомнительных), можно учесть сразу в составе внереализационных расходов, как только они стали безнадежнымиподп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ ; Письма Минфина России от 22.04.2010 № 03-03-06/1/283 , от 05.03.2010 № 03-03-06/1/117 , от 12.11.2009 № 03-03-06/1/744 .
7. Списание безнадежных долгов оформляется проводкой дебет 63 – кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» (или другого счета для расчетов).
В балансе резерв отдельно не отражается. На его сумму корректируется (уменьшается) сумма самой дебиторской задолженности.
8. По окончании года неиспользованную сумму резерва можно перенести на следующий годп. 5 ст. 266 НК РФ .
Но при создании резерва в I квартале следующего года надо будет учитывать этот переходящий остаток. И общее ограничение в 10% от выручки надо будет рассчитывать с выручки за I кварталПисьмо Минфина России от 22.03.2010 № 03-03-06/1/165 .
8. На конец года надо проверить оценку каждого сомнительного долга.
Если резерва недостаточно, нужно сделать дополнительные отчисления. Если резерв больше, чем нужно, - надо учесть сумму превышения в прочих доходах.
Резерв на предстоящую оплату отпусков работникам
(аналогично начисляется резерв на выплату ежегодных вознаграждений по итогам работы за год и выслугу лет)
1. Резерв можно создавать по желанию.
еп. 1 ст. 324.1 НК РФ .
1. Малые предприятия, могут не создавать эти резервы.
Обязаны ли другие организации создавать такой резерв как оценочное обязательство - вопрос дискуссионный. Безопаснее его создавать.
2. Организация, решившая создать резерв, должнап. 1 ст. 324.1 НК РФ определить в учетной политике: предельную сумму отчислений (то есть предполагаемую годовую сумму расходов на оплату отпусков с учетом страховых взносов) и ежемесячный процент отчислений в резерв. 2. Резерв нужно формировать так, чтобы его хватало на выплату отпускных (вознаграждений по итогам года) и страховых взносов с них. Правила формирования резерва лучше отразить в своей учетной политике.

Подробнее о формировании резерва на оплату отпусков в бухучете мы рассказывали в , 2011, № 8, с. 25 .

Процент отчислений в резерв

=

Предполагаемая годовая сумма расходов на оплату отпусков, включая обязательные страховые взносы

/

Предполагаемый годовой размер расходов на оплату труда, включая обязательные страховые взносы

х
Тогда сумма отчислений в резерв будет такая.

Ежемесячная сумма отчислений в резерв

=

Процент отчислений в резерв

х

Сумма расходов на оплату труда за этот месяц

3. Отчисления в резерв учитываются в составе расходов на оплату трудап. 24 ст. 255 , ст. 324.1 НК РФ .
Учет резерва можно вести в отдельном налоговом регистре.
3. В зависимости от того, с чем связана работа сотрудников, отчисления в резерв учитываются:
  • <или> как затраты производства;
  • <или> как расходы на продажу;
  • <или> как иные расходы;
  • <или> в стоимости внеоборотного актива (к примеру, при создании основного средства).
Учет ведется на счете 96 «Резервы предстоящих расходов».
4. В течение года затраты на выплату отпускных и взносов на них надо списывать только за счет созданного резерва.
Если суммы созданного резерва недостаточно, то перерасход до конца года нельзя признать в качестве текущего расхода. Только по итогам года сумму перерасхода можно учесть во внереализационных расходахпп. 2, 3 ст. 324.1 НК РФ .
4. В случае если зарезервированной суммы недостаточно для покрытия всех расходов, сумма превышения расходов над резервом сразу учитывается в расходахп. 21 ПБУ 8/2010 .
5. Порядок переноса резерва на следующий год:
  • <если> в следующем году вы будете создавать такой же резерв, то в конце года надо определить сумму, необходимую для оплаты переходящих неиспользованных отпусков всех работников (и обязательных страховых взносов с них). Эта сумма может быть перенесена на следующий год.
Суммы излишних отчислений в резерв надо учесть как внереализационные доходы на конец годапп. 3 , 4 ст. 324.1 НК РФ .
5. Оценочное обязательство по оплате отпускных надо проверять на каждую отчетную дату. Если сформированного резерва недостаточно, нужно сделать дополнительные отчисления. Если резерв больше, чем нужно, - надо учесть сумму превышения в прочих доходах.

Восстанавливаемая сумма резерва, которую надо включить в доходы на конец года

=

Сумма отчислений в резерв в течение всего года

Сумма выплаченных отпускных за счет резерва, включая обязательные страховые взносы

Сумма, необходимая для оплаты переходящих неиспользованных отпусков, включая обязательные страховые взносы

Если же вашего резерва не хватает для того, чтобы в переходящем остатке числилась сумма, достаточная для оплаты переходящих отпусков, то на конец года надо сделать доначисления в резерв и учесть их как внереализационные расходыпп. 3 , 4 ст. 324.1 НК РФ ;
  • <если> в следующем году вы не будете создавать такой резерв - надо включить весь остаток резерва в доходы на конец годап. 5 ст. 324.1 НК РФ .
Резерв по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию
1. Организации могут создавать резерв, если у них есть гарантийные обязательства перед покупателями и клиентамип. 1 ст. 267 НК РФ .
Решение о создании резерва должно быть закреплено в учетной политикеп. 2 ст. 267 НК РФ .
1. Малые предприятия, отказавшиеся от применения ПБУ 8/2010, могут не создавать этот резерв.
Другие организации обязаны создавать резерв, если у них есть обязательства по гарантийному ремонту и обслуживанию.
2. Предельный размер резерва определяется такпп. 2-4 ст. 267 НК РФ :
  • <если> вы более 3 лет предоставляете гарантии покупателям и клиентам, то используйте формулу:
2. Резерв (оценочное обязательство на гарантийный ремонт и обслуживание) надо создавать так, чтобы его хватило для выполнения гарантийных обязательств.
Порядок формирования резерва лучше отразить в своей учетной политике.
Для сближения двух видов учета отчисления можно делать по тому же принципу, что и в налоговом учете (как определенный процент от выручки, полученной от реализации товаров и работ с гарантией). Но предельного размера у резерва не должно быть.

Предельный размер резерва на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание

=

Сумма расходов на гарантийный ремонт и обслуживание за предыдущие 3 года

/

Сумма выручки от реализации товаров (работ) с предоставлением гарантии за предыдущие 3 года

x

Сумма выручки от реализации товаров (работ) с предоставлением гарантии за отчетный (налоговый) период

  • <если> вы предоставляли гарантии менее 3 лет, то в приведенную выше формулу вместо показателей, определяемых за предыдущие 3 года, надо подставить данные за период реализации гарантийных товаров (работ)ст. 267 НК РФ . При этом предельный размер резерва не должен превышать ожидаемых расходов по гарантийному ремонту и обслуживанию;
  • <если> до текущего года вы не продавали товары (работы) с гарантией, предельный размер резерва надо определять на основе ожидаемых расходов.
3. Суммы отчислений в резерв определяются на дату реализации гарантийных товаров, работ. Отчисления в резерв учитываются как прочие расходы, связанные с производством и реализациейподп. 9 п. 1 ст. 264 , ст. 267 НК РФ . 3. Учет ведется на счете 96 «Резервы предстоящих расходов». Отчисления в резерв включаются в затраты производства (расходы на продажу).
4. Расходы на гарантийный ремонт и обслуживание списываются в течение года только за счет созданного резерва. Если суммы созданного резерва недостаточно, то перерасход на конец года надо учесть в прочих расходахп. 5 ст. 267 НК РФ . 4. В случае если зарезервированной суммы недостаточно для покрытия всех затрат, сумма их превышения над резервом сразу учитывается в расходах.
5. В конце года надо проверить резерв:
  • <если> вы создавали такой резерв в 2011 г. впервые, то на 31 декабря надо скорректировать размер созданного резерва исходя из доли реальных расходов по гарантийному ремонту и обслуживанию в объеме годовой выручки от реализации этих товаров (работ). В итоге резерв должен быть начислен в сумме ваших затрат и на эти же затраты он будет истрачен. Получается, что переходящего остатка резерва быть не должноп. 4 ст. 267 НК РФ ;
  • <если> вы создавали резерв и в 2010 г., то остаток резерва 2011 г. можно перенести на 2012 г. без ограниченийп. 5 ст. 267 НК РФ . Но если сумма вновь создаваемого резерва в I квартале 2012 г. будет меньше, чем сумма остатка резерва 2011 г., то разницу между ними надо будет включить во внереализационные доходып. 5 ст. 267 НК РФ .
5. Остаток резерва можно перенести на следующий год. Однако сумму оценки резерва надо уточнять на каждую отчетную датуп. 23 ПБУ 8/2010 . В результате может потребоваться уменьшение или увеличение созданного резервап. 22 ПБУ 8/2010 .

Исключительно бухгалтерские резервы

Резерв под снижение стоимости материальных ценностей

Подробнее о создании резерва на оплату отпусков работникам в бухучете можно узнать из интервью со специалистом Минфина России И.Р. Сухаревым: 2011, № 18 Также о создании отпускного резерва можно прочитать в издании «Главная книга. Конференц-зал»: 2011, № 12, с. 46

1. Все организации (в том числе и малые) обязаны создавать этот резерв на конец года (31 декабря). Его годовая инвентаризация обязательна. Однако резерв создается, только если рыночная стоимость материальных ценностей на конец года снизиласьп. 25 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утв. Приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н ; п. 20 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. Приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н :

а) при проверке рыночной стоимости товаров (счет 41 «Товары») смотрим, за какую цену мы можем продать наши товары. И если эта цена меньше стоимости, по которой товары числятся у нас в учете (независимо от того, учитываете ли вы их по цене приобретения или по цене реализации), то резерв придется создавать. Аналогично создается резерв и по готовой продукции;

б) при проверке стоимости сырья и материалов вопрос о создании резерва зависит от рыночных цен на готовую продукцию (работы или услуги), для которых приобретены эти сырье и материалып. 20 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов :

  • <если> на отчетную дату рыночная стоимость продукции (работ, услуг) больше или равна ее фактической себестоимости, то не надо создавать резерв под снижение стоимости сырья и материалов, используемых при ее производстве;
  • <если> на отчетную дату рыночная стоимость продукции (работ, услуг) меньше ее фактической себестоимости, то резерв под снижение стоимости сырья и материалов создавать придется. И его сумму надо определить как разницу между рыночной ценой сырья и материалов и той стоимостью, по которой они учитываются.

2. Резерв учитывается на счете 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей». Отчисления в резерв - в составе прочих расходов (дебет счета 91–2 «Прочие расходы» – кредит счета 14). В балансе сумма резерва отдельно не отражается, на нее уменьшается стоимость МПЗп. 25 ПБУ 5/01 .

3. Резерв корректируется в случае изменения оценки МПЗ (доначисления отражаются в прочих расходах, восстановление - в прочих доходах проводкой дебет счета 14 – кредит счета 91-1 «Прочие доходы»)Инструкция по применению Плана счетов... утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н ; пп. 2, 4 ПБУ 21/2008 . Сумма резерва уменьшается также при выбытии и ином списании МПЗ, под которые он создан, сумма восстанавливаемого резерва учитывается в прочих доходах.

Резерв под обесценение финансовых вложений

1. Резерв под обесценение финансовых вложений надо создавать на конец года (31 декабря), если выявлено устойчивое существенное снижение стоимости вложений, по которым не определяется их текущая рыночная стоимость. Малые предприятия, не эмитирующие публично размещаемые ценные бумаги, могут оценивать все финансовые вложения по их первоначальной стоимостипп. 19 , 21 ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений», утв. Приказом Минфина России от 10.12.2002 № 126н . Но это не освобождает от создания резерва. Наоборот, если есть признаки обесценения этих вложенийп. 37 ПБУ 19/02 , придется создавать резерв по всем своим финансовым вложениям: как имеющим текущую рыночную стоимость, так и нетп. 38 ПБУ 19/02 .

2. Резерв учитывается на счете 59 «Резервы под обесценение финансовых вложений». Отчисления в него - в составе прочих расходовп. 38 ПБУ 19/02 (дебет 91-2 «Прочие расходы» – кредит 59). В случае повышения стоимости финансовых вложений резерв уменьшается. Сумма такого уменьшения включается в прочие доходып. 39 ПБУ 19/02 .

3. В балансе сумма резерва отдельно не отражается, на нее корректируется сумма финансовых вложенийп. 38 ПБУ 19/02 .

Иные резервы, связанные с оценочными обязательствами

1. Малые предприятия, отказавшиеся от применения ПБУ 8/2010, могут не создавать такие резервы. Все остальные организации должны признавать оценочные обязательства, учитывая их на счете 96 «Резервы предстоящих расходов».

Оценочные обязательства признаются при соблюдении трех условийп. 5 ПБУ 8/2010 :

  • с большой долей вероятности можно утверждать, что есть обязанность совершить определенные действия (вытекающая, к примеру, из договора). Причем от исполнения этой обязанности организация не может уклониться;
  • в результате исполнения этой обязанности вероятно уменьшение экономических выгод (к примеру, придется выплатить кому-то деньги);
  • можно обоснованно определить сумму оценочного обязательства.

В качестве примеров, когда придется формировать резервы, можно привести следующие ситуации:

  • у организации есть заведомо убыточный договор. То есть договор, неизбежные расходы на исполнение которого превосходят выручку по нему, а отказ от договора грозит штрафамип. 2 ПБУ 8/2010 ;
  • организация нарушила законодательство, из-за чего ей грозят штрафы;
  • организация участвует в судебном разбирательстве, которое, весьма вероятно, будет ею проиграно;
  • предстоит реструктуризация деятельности, влекущая неизбежные расходы, причем ее вероятность велика и о ней уже объявлено работникамп. 11 ПБУ 8/2010 .

2. Оценочные обязательства отражаются по дебету счета учета расходов и кредиту счета 96 «Резервы предстоящих расходов»п. 8 ПБУ 8/2010 . Для каждого вида оценочных обязательств лучше завести отдельный субсчет. Порядок расчета ежемесячных отчислений в резерв надо разработать самостоятельно и закрепить в учетной политике.

Исключительно налоговые резервы

Резерв расходов на ремонт основных средств

Подробнее о создании резерва на ремонт основных средств в налоговом учете мы писали: 2011, № 9, с. 37

1. Его могут создавать организации, проработавшие более 3 летПисьмо Минфина России от 17.01.2007 № 03-03-06/1/9 и закрепившие в учетной политике решение о создании резерва.

2. Отчисления в резерв учитываются как прочие расходып. 3 ст. 260 , ст. 324 НК РФ .

3. Затраты на ремонт списываются только за счет резерва. Если его недостаточно, до конца года учесть затраты на ремонт как самостоятельные расходы нельзя.

4. Резерв состоит из двух частей: на текущий и на капитальный ремонт. В налоговой учетной политике надо закрепить предельную величину отчислений в резерв.

Резерв на текущий ремонт Резерв на капитальный ремонт
1. Резерв на текущий ремонт рассчитывается исходя из годовой сметы, но он не должен быть больше средней величины фактических расходов на ремонт ОС за 3 предыдущих годап. 2 ст. 324 НК РФ . 1. Резерв можно создавать, если на ремонт нужно копить деньги более года.
Для определения годовой суммы отчислений в резерв надо:
  • определить перечень основных средств, требующих капремонта;
  • разработать график ремонта и посчитать сметную стоимость ремонта;
  • общую сумму расходов на капремонт разделить на количество лет, в течение которых планируется создание резерва.
2. Отчисления признаются в расходах равными долями на последнее число каждого отчетного и затем налогового периода. Их сумма определяется путем деления предельной величины резерваст. 260 , п. 2 ст. 324 НК РФ :
  • <или> на 4, если отчетный период - квартал;
  • <или> на 12, если отчетный период - месяц.
3. На конец года у резерва на текущий ремонт не должно быть остатка - его надо включить во внереализационные доходы. Если резерва было недостаточно для покрытия всех ремонтных расходов, списываем такой перерасход как прочие расходып. 7 ст. 250 , п. 1 ст. 260 , п. 2 ст. 324 НК РФ . 3. Переходящий остаток резерва может быть, если ремонт еще не завершен и в следующем году такой резерв тоже будет создаватьсяп. 2 ст. 324 НК РФ .

Иные специфические налоговые резервы

В налоговом учете предусмотрено создание ряда резервов, зависящих от специфики деятельности организации:

  • резерв предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов. Его при определенных условиях могут создавать общественные организации инвалидов и организации, использующие труд инвалидовст. 292 НК РФ , резервы страховых организацийст. 294 НК РФ , резервы страховых организаций, занимающихся обязательным медицинским страхованиемст. 294.1 НК РФ .

Cложность правил создания бухгалтерских резервов, как это обычно бывает, оборачивается необязательностью их исполнения. Иногда бухгалтеры сознательно идут на нарушение и вообще отказываются от трудоемкого создания резервов. Инспекция, конечно, может оштрафовать организацию за искажение бухотчетности. Но это маловероятно. К тому же для многих гораздо легче согласиться на штраф в 10 000 руб. или даже в 30 000 руб. пп. 1- 3 ст. 120 НК РФ , чем вести сложные расчеты. И лишь малым предприятиям повезло: они от создания большинства бухгалтерских резервов освобождены.

Популярные статьи

© 2024 nowonline.ru
Про докторов, больницы, клиники, роддома