История основания Троицкого монастыря. Роль Преподобного Сергия Радонежского. Сергий радонежский основатель русской идеи Осада Троицкой лавры

СЕРГИЕВ ПОСАД (Московская область), 18 июл — РИА Новости. Величайшему подвижнику, преподобному Сергию Радонежскому принадлежит судьбоносная роль в истории российского государства, заявил президент России Владимир Путин, выступая на праздничном концерте, посвященном 700-летию основателя Троице-Сергиевой Лавры.

"В истории нашего государства ему принадлежит поистине судьбоносная роль… Его мудрое и твердое слово наставника было духовной опорой, поддержкой в тяжелый период иноземного нашествия и внутренних раздоров", — сказал президент.

"Именно тогда прозвучали его пророческие слова — "любовью и единением спасемся", и этот призыв, наполненный непоколебимой верой, послужил объединению русских земель и навсегда вошел в душу нашего народа, в нашу историческую память", — сказал Путин.

Торжества, посвященные 700-летию преподобного Сергия Радонежского Одним из самых ярких событий торжеств в честь преподобного Сергия паломники и организаторы считают состоявшийся накануне крестный ход, который возглавил сам предстоятель РПЦ.

По его словам, масштаб и влияние личности преподобного Сергия отразились не на одной эпохе, он стал вдохновителем патриотического, национального, нравственного подъема, содействовал укреплению православной церкви и строительству монастырей, которые были не только духовными центрами, но и крепостями, стражами России. "Среди них особая роль принадлежит Троице-Сергиевой лавре, она по праву считается православной твердыней, чистым истоком веры и сокровищницей общенациональной культуры", — отметил Путин.

"Заветы Сергия Радонежского — это ключ к пониманию России, к познанию первооснов, ее исторических традиций, единства и сплоченности. В этом единстве, в правде и справедливости, в наших вековых ценностях сила России, ее великое прошлое, настоящее и будущее", — сказал глава государства.

Торжества, посвященные 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, проходят 16-18 июля практически во всех регионах страны.

Биография Сергия Радонежского

Преподобный Сергий родился в селе Варницы под Ростовом 3 мая 1314 года (по другим данным — 1322 года) в семье знатных и благочестивых бояр. В крещении он получил имя Варфоломей. Согласно церковному преданию, с первых дней жизни Варфоломей удивлял всех постничеством: по средам и пятницам он не принимал молока матери, а также отказывался от молока и в другие дни, если мать употребляла в пищу мясо.

В семилетнем возрасте Варфоломея отдали учиться, но, несмотря на усердные занятия, он отставал в учении от сверстников. Однажды мальчик встретил на дороге ангела в образе инока и попросил его: "Помолись за меня Богу, чтобы Он помог мне познать грамоту". Старец помолился — и желание благочестивого отрока исполнилось. С этого момента науки давались отроку Варфоломею легко. Поэтому в православной традиции святой считается помощником в учении.

Около 1328 года Варфоломей с семьей переселился в Радонеж. Еще в самом юном возрасте он хотел оставить мир и избрать монашеский путь, однако родители просили Варфоломея при их жизни не оставлять их, и будущий святой покорился их воле.

После смерти родителей он построил в лесу келью во имя Троицы и стал отшельником. В 1337 году Варфоломей принял монашеский постриг с именем святого мученика Сергия. Постепенно к нему стекались другие иноки, ища духовного руководства — и вскоре в маленькой обители составилось братство из 12 человек. Так было положено начало духовному центру Руси, жемчужине православия — Троице-Сергиевой лавре.

Преподобный Сергий совершил немало чудес — воскрешал мертвых, исцелял больных. Он также активно способствовал примирению враждовавших князей.

Великий князь Дмитрий Донской, собрав войско, пришел в обитель преподобного Сергия испросить благословения на Куликовскую битву. В помощь великому князю преподобный благословил двух иноков своей обители — легендарных Андрея (Ослябю) и Александра (Пересвета), и предсказал победу князя Дмитрия.

Дожив до глубокой старости, преподобный Сергий скончался в безмолвном уединении 8 октября 1392 года. Накануне кончины преподобный в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания: "Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную…".

В 1422 году, во время строительства нового храма в честь Живоначальной Троицы на месте деревянного, были обретены мощи преподобного Сергия — Русская православная церковь отмечает это событие 18 июля (5 июля по старому стилю).

О роли преподобного Сергия в ис­тории русской государственности сказано очень много в предшест­вующую знаменательную дату – 500-летие его кончины (25 сентября 1392 г.). Трудно дать новую характе­ристику значению преподобного Сергия в духовно-нравственной жизни Руси после знаме­нитой речи В.О. Ключевского, произнесенной им в Московской Духовной академии во время празднования такой же юбилейной, даты сто­летием ранее . Однако осталась одна черта, или область, духовной и мистической жизни преподобного, которая не раскрывалась, а лишь называлась в жизнеописаниях. Привлечь к ней внимание и указать ее значение в ду­ховной жизни Русской земли я и ставлю своей задачей.

Троекратный крик младенца, еще находив­шегося во чреве матери, во время Херувимской песни, разговор отрока Варфоломея с встре­ченным им в лесу старцем и слова последнего, обращенные к родителям Варфоломея, тради­ционно истолковываются как пророчества о создании Сергием обители в честь Святой Тро­ицы, о роли его в духовном возрождении Руси, находившейся в унынии и «нравственном оце­пенении». Напомним слова старца: «Господь даровал благословенное детище, которое ради добродетельного жития будет великим пред Богом и людьми человеком». Дивный старец был ангелом, он дал Варфоломею частицу про­сфоры как дар овладения грамотой, постиже­ния Святого Писания, благодати Божией и богоизбранности.

Для того чтобы спасти Русь, должна была явиться некая «Присноблаженная Троица». В начале 1340-х годов совершилось три знаме­нательных события: из московского Богоявленского монастыря был вызван 40-летний инок Алексей; тогда же 20-летний искатель пустыни, будущий преподобный Сергий, в дре­мучем лесу поставил маленькую деревянную келию с церковью; а в Устюге у бедного со­борного причетника родился сын Стефан, бу­дущий просветитель пермской земли .

Все они послужили духовному возрожде­нию Руси. Святитель Алексей сделался митрополитом Московским и советником трех ве­ликих князей. Он ездил в Орду «отмаливать» Русскую землю от жестокости ордынских ханов, но, главное, он видел свою задачу в укреплении значения «Москвы как церков­ного средоточия политически разбитой Рус­ской земли». Стефан продолжал «дело обру­сения и просвещения заволжских инородцев» , способствуя колонизации заволжских земель вплоть до русского Севера.

Исключительную роль в духовном возрож­дении Руси сыграл именно преподобный Сер­гий Радонежский.

Он не оставил никаких письменных пору­чений, даже в устной традиции предание не сохранило его речей. Однако он учил своим примером, примером великих монашеских подвигов в глубоком уединении своей лесной келии.

Мы знаем из жития, составленного Епифанием Премудрым, о непрестанной молитве, посте, смирении преподобного, долгое время отказывавшегося принять на себя игуменство над теми 12-ю иноками, которые поселились около его келии и желали отдать себя ему в послушание. С благословения Патриарха Кон­стантинопольского Филофея и митрополита Московского Алексея преподобный Сергий ос­новал общежительный монастырь нестяжате­лей. Об этом свидетельствуют сохранившиеся до нашего времени вещи преподобного и ха­рактеристика, данная обители крестьянином, посетившим игумена-подвижника: «Все худо­сти, все нищетно, все сиротинско».

В общежительном монастыре игумен рабо­тает «как раб купленный», заботясь о пропи­тании братии, быте монастыря, его строитель­стве, а главное, неуклонно руководя духовной жизнью каждого монаха.

Ряд фактов позволяет оценить историчес­кое значение государственной деятельности Сергия Радонежского. Прежде всего речь должна идти о главном его «деянии» – победе на Куликовском поле. Он благословил Димит­рия Донского на битву, дал ему двух опытных воинов – Пересвета и Ослябю – и на протяже­нии всего хода битвы не переставал молиться о победе, поминая убитых воинов, чьи отхо­дящие души, как повествует житие, он видел «духовными очами». Миротворческая деятель­ность преподобного Сергия Радонежского также имела большое государственное значе­ние. «Тихими и кроткими речами», «благоуветливыми глаголами» ему удалось убедить, по выражению В.О. Ключевского, «самого уп­рямого русского человека XIV в.» – Олега, князя Рязанского, и отговорить «суровейшего Рязанца» от войны с Москвой.

Другим реальным результатом его деятель­ности является увеличение в это время монас­тырского строительства. Создание ряда монас­тырей, куда в качестве строителей, игуменов, духовных наставников были направлены уче­ники преподобного, говорит о том, сколь боль­шое значение придавал Сергий Радонежский роли иночества в самом процессе духовного возрождения Руси.

Я попытаюсь «реконструировать» сущность духовного опыта Сергия, передаваемого его ученикам, содругам и «собеседникам».

Именно духовный опыт служения Святой Троице, полнота его личного богообщения, так поразившая современников во время совмест­ной молитвы, позволяет говорить о существо­вании почти не раскрытой для нас стороны его духовной жизни, которая собственно и по­зволила ему осуществить духовное возрожде­ние русских людей (не только в XIV в.!).

Как повествует житие, когда преподобный совершал Божественную Евхаристию, огонь по­крывал Престол. Когда же Пресуществление Даров совершилось, огонь «свился», наполнил Чашу, и этим Божественным огнем причастил­ся преподобный.

Ни в житии, ни в известных нам фактах его личного духовного опыта (в отличие от Нила Сорского) нет упоминаний об учении Симеона Нового Богослова или Григория Па ламы. Как и многие другие аскеты (начиная еще с традиций Феодосия Печерского), препо­добный, что можно заключить из особенностей его руководства иноками Троицкой обители, полагал в основу своих подвижнических под­вигов «Лествицу» Иоанна Лествичника, а также опыт о поучении великих учителей IV–XI вв., начиная с Григория Богослова, Василия Ве­ликого, Григория Нисского, Иоанна Златоуста. Григорий Нисский, по-видимому, был особен­но дорог преподобному в силу его особой любви и прославления Божией Матери. Все эти ут­верждения основаны, главным образом, на кос­венных данных.

Есть и еще один источник – икона «Свя­тая Троица», написанная преподобным Анд­реем Рублевым «в похвалу Сергию Радонеж­скому». Именно она позволяет сделать ряд предположений о сущности учения преподоб­ного Сергия Радонежского, о том, что же собственно послужило духовному возрождению Руси его времени, что продолжало одушевлять его последователей. Речь идет об учении пре­подобного Сергия о деяниях трех Лиц Святой Троицы для спасения человека.

Все писавшие об иконе утверждают, что Андреем Рублевым запечатлен момент, когда Бог Отец обрекает Сына своего на крестную смерть для искупления всего человечества, а Дух Святой свидетельствует эту жертву. Таким образом, это первая Божественная Евхаристия, знаком чего и является Чаша, стоящая перед Ангелами. Позади левого Ангела, т.е. Бога Отца, изображен дом, символ божественного домостроительства, позади среднего Ангела – дерево, символ Древа Крестного, а позади пра­вого Ангела – гора, символ богомыслия и Гор­него Царства Духа Святого. Исполнены сим­волики и одежды ангелов, особенно сияющий голубец. Однако средний ангел в знак своего богочеловечества облачен в двуцветную одеж­ду, но украшенную клавом в знак божественного достоинства.

Хотелось бы обратить внимание на своеоб­разие ритма расположения ангельских фигур, что имеет первостепенное значение для рас­крытия образности рублевской иконы. Левый и средний Ангелы ведут тихую беседу. Ее смысл угадывается во властном жесте левого Ангела – Бога Отца, – по неизреченной любви обрекающего Сына единородного в жертву.

Легкое склонение среднего Ангела в сторону Бога Отца выражает согласие на Крестную Жер­тву. Эти два Ангела связаны между собой: «тако возлюбил Бог» человека, что отдал Сына своего на крест, чтобы кровию Его искупить грех и избавить от смерти весь род человечес­кий. Это деяние Пресвятой Троицы обращено ко всему человечеству без исключения. В строе иконы есть едва уловимая пространственная цезура между фигурой правого Ангела, знаме­нующего Дух Святой, и фигурами левого и среднего Ангелов.

По-видимому, особая роль преподобного Сергия в служении Пресвятой Троице заклю­чается в стяжении благодати Святого Духа как раскрытии основной цели человеческой жизни. Это учение и определило духовное воз­рождение Руси XIV в. Вера и надежда на жизнь вечную, содержащиеся в этой цели, должны были оживотворить дух русских людей, указать им на необходимость жертвен­ного спасения родной земли. Отсюда – и Ку­ликовская победа.

Искупительная жертва, явившаяся актом любви человечеству, учила жертвенной любви друг к другу, необходимой в условиях тата­ро-монгольского завоевания. Но основным путем духовного восхождения по лествице ос­тавалось самоочищение и борьба со страстями. Всему этому учил личный пример и повсе­дневный опыт руководства своими иноками преподобного.

Чтобы продолжить характеристику того, что сделано преподобным Сергием, следует дать обзор святоотеческих учений о Духе Святом.

Круг учителей Церкви, писавших о благо­дати Духа Святого, включает: 1) мужей апо­стольских; 2) древнейших апологетов; 3) св. Иринея Лионского; 4) Тертуллиана; 5) св. Киприана Карфагенского; 6) Климента Алек­сандрийского; 7) Оригена; 8) свт. Кирилла Иерусалимского; 9) свт. Василия Великого; 10) свт. Григория Богослова; 11) свт. Григория Нисского; 12) прп. Макария Египетского; 13) свт. Иоанна Златоуста. В виде прямых и скрытых цитат их речения обнаруживаются в писаниях ближайших «содругов» Сергия и яв­ствуют из самого его подвижнического опыта.

К сожалению, мистические отсветы особой на­правленности подвигов преподобного можно увидеть лишь в описаниях видений, созерца­тельном характере подвигов таких близких по духу учеников и содругов, как Михей, Исаакий и Симон.

Литургические мистические явления (вплоть до постоянного сослужения ему Ангела Божия) свидетельствуют о том, как мало из­вестно о подлинном содержании духовной жизни преподобного Сергия. Можно со всей опре­деленностью повторить утверждение Г.П. Фе­дотова о том, «что в лице прп. Сергия мы имеем первого русского святого, которого в православном смысле этого слова можем на­звать мистиком, то есть носителем особой, та­инственной духовной жизни, не исчерпываю­щейся подвигом любви, аскезой и неотступ­ностью молитвы. Тайны его духовной жизни остались скрытыми для нас. Видения суть лишь знаки, отмечающие неведомое».

В какой мере его «ученики, содруги и со­беседники» воплотили в своих подвигах эту мистическую сторону духовного делания пре­подобного, нам неизвестно. Именно эта сторона подвига не может раскрываться миру, а лич­ность преподобного была единственной, и если раскрывался он в своих дарованиях, то только перед ближайшими (все теми же Михеем, Исаакием и Симеоном). Преподобный Сергий – первый русский святой, удостоившийся не только видения Богоматери, но и эпитета «любимиче мой».

Значительность и неповторимость роли Сергия Радонежского в духовной жизни древней Руси нашла свое отражение прежде всего в исторических событиях: молитвенный под­виг вдохновил на ратный подвиг Димитрия Дон­ского и всех русских воинов, сражавшихся и одержавших победу на Куликовском поле.

Окружавшие преподобного Сергия Радо­нежского близкие ему по духу люди, которых современники определяли тремя категориями близости, позволили распространить на весьма значительное пространство (включая Завол­жье, русский Север) духовное воздействие лич­ности Сергия Радонежского. И оно было не кратковременным, поскольку выстроенные его ближайшими сподвижниками монастыри в свою очередь превратились в очаги интенсив­ной духовной жизни, а идеалы преподобного воплотились как в формах, так и в росписях монастырских храмов.

Эпоху преподобного Сергия отличает ис­ключительный подъем русской художественной культуры, отдельные памятники кото­рой – а, может быть, и вся их совокупность – должны быть вновь оценены в непосредствен­ной связи с ее содержанием.

Примечательна (и требует своего осмысле­ния в исторической перспективе) идея избран­ности Русской земли в качестве хранительни­цы ценностей собственно духовной жизни, идея особого покровительства со стороны Бо­жией Матери.

Личность Сергия Радонежского, его роль в возрождении Руси, «поверженной духовно» татаро-монгольским нашествием, будут малопо­нятны, если мера национального бедствия будет смягчена или неправильно оценена. Главное же, что является первоочередным, – это оценка и понимание исключительности мистического облика преподобного и достигну­того им духовного величия. Именно в этом ве­личии, при полноте смирения – подлинное значение исторического прошлого Русской земли.

О.И. Подобедова

Древнерусское искусство. Сергий Радонежский и художественная культура Москвы XIV-XV вв. - СПб., 1998.


Примечания

Ключевский В.О. Значение прп. Сергия для русского народа и государства // Богословский вестник. 1892. Вып. 11. С. 199–215 (далее – Ключевский, 1892). Переизд.: Очерки и речи: Второй сборник статей В. Ключевского. – М., 1913.

Ключевский, 1892. С. 202.

Там же. С. 201.

Там же. С. 203.

Там же.

Там же. С. 205.

Там же. С. 205.

Напомню, что епифаниевская редакция жития сохранилась в составе Второй Софийской и Никоновской летописей и в Лицевом летописном своде второй полови¬ны XVI в. Что же касается остальных списков жития, в частности лицевого Жития 1590-х годов (РГБ), то там текст несет следы переработки и редактуры Пахомия Серба. См. об этом: Арциховский А. В. Древнерусские ми¬ниатюры как исторический источник. – М., 1944; Голубинский Е. Преподобный Сергий и созданная им Лавра. – М., 1909. С. 11; Подобедова О.И. Миниатюры русских исторических рукописей. – М., 1965. С. 274; Щепкина М.В. Царские лицевые рукописи конца XVI – начала XVII века: (Художественные и бытовые особенности): Дис. ... канд. искусствоведения. – М., 1947. Что касается состава текста и содержания иллюстрирующих его мини¬атюр, вошедших в Лицевой летописный свод, то они от¬личаются особой конкретностью и независимы ни от ико¬нографии клейм житийных икон преподобного Сергия, ни от известных иллюстраций лицевых житий (тем более, что все они возникли позднее). «Повесть о препо¬добном Сергии» в Лицевом летописном своде имеет 77 миниатюр. Характерно, что столь же самостоятельны по иконографии и содержанию миниатюры «Сказания о Сте-фане Пермском» в Лицевом летописном своде (см. так на¬зываемый «Древний летописец», Т. 3. – Л. 571–677 об.). Том хранится в ВАН.

Ключевский, 1892. С. 208.

Ключевский, 1892. С. 199–215. (см.: Лицевой летописный свод второй половины XVI в.). Там же, на л. 54 тома 2 «Древнего летописца» изображено «затворение» преподобным новгородских храмов.

В.О. Ключевский приводит примечательные данные о числе монастырей, возникших на протяжении 1240–1340 гг. Их было всего несколько десятков, тогда как за 100 лет – с 1340 по 1440 г. – было по¬строено 150 (Ключевский, 1892. С. 210).

Голубинский Е. Преподобный Сергий и создан¬ная им Лавра: Жизнеописание прп. Сергия и путево¬дитель по Лавре: Изд. 2, испр. и доп. – М., 1909. С. 19. Весьма интересно сопоставить эту часть Жития со «Сказанием о преподобном Сергии», читающемся в Со-фийской II, Никоновской летописях и Лицевом лето¬писном своде. Софийская II летопись содержит житие преподобного Никона, где повествуется о том, что именно он поручил Андрею Рублеву написать икону Пресвятой Троицы «в похвалу» Сергию Радонежскому. См.: ПСРЛ. – СПб., 1853. Т. 6 (под 1408 г.).

Первым, кто дал, с моей точки зрения, самое точное истолкование как содержания, персонификации Ангелов, так и символики отдельных деталей иконы, был И.Э. Грабарь. Его работа и сегодня не утратила своего значения (см.: Грабарь И. Андрей Рублев: Во¬просы реставрации. – М., 1926. Т. 1. Не утратила, впро¬чем, свой основной пафос и работа Н.П. Лихачева (Лихачев Н.П. «Манера письма Андрея Рублева»: Реф., чит. 17-го марта 1906 г. / Изд. ОЛДП. – СПб., 1907. Т. 126). Сегодня почти забыты и статьи Н. Пу¬нина (Пунин Н. Андрей Рублев // Аполлон. 1916. № 2, особенно С. 19), а также наблюдения А.Н. Свирина (Щербаков Н., Свирин А. К вопросу о творчестве Анд¬рея Рублева. – Сергиев, 1928).

Богатый материал см.: Катанский А.Л. Учение о благодати Божией в творениях св. Отцов и учителей Церкви до блаженного Августина. – СПб., 1902 (далее: Катанский, 1902). Известно, что и сам преподобный, и его ближайшее окружение не только читали, но и перепи¬сывали святых Отцов. Митрополит Алексий перевел с гре¬ческого и собственноручно написал текст Евангелия. К этому тексту не раз обращались русские справщики (пе¬чатники) и в эпоху Ивана IV, и в эпоху Патриарха Ни¬кона как к тексту, не имевшему погрешностей. Что ка¬сается других учеников и «собеседников», то можно уве-ренно говорить о высокой образованности Нила Сорского, отчасти Кирилла Белозерского и Саввы Сторожевского. Однако наибольшие данные о круге чтения содержат пи¬сания Нила Сорского. См.: Преподобный Нил Сорский и его устав о жительстве скитском (изложенный еп. Иустином). – Берлин, 1939. «Устав» Нила Сорского – это, как свидетельствуют исследователи, «почти исчерпывающий трактат по православной аскетике. Недаром его называют „Малым Добротолюбием"» (см.: Там же. С. 17).

Катанский, 1902. С. 21.

Федотов Г.П. Святые Древней Руси. – М., 1990. С. 150.


17 Июля 2019

О роли преподобного Сергия в истории русской государственности сказано очень много в предшествующую знаменательную дату – 500-летие его кончины (25 сентября 1392 г.). Трудно дать новую характеристику значению преподобного Сергия в духовно-нравственной жизни Руси после знаменитой речи В.О. Ключевского, произнесенной им в Московской Духовной академии во время празднования такой же юбилейной, даты столетием ранее. Однако осталась одна черта, или область, духовной и мистической жизни преподобного, которая не раскрывалась, а лишь называлась в жизнеописаниях. Привлечь к ней внимание и указать ее значение в духовной жизни Русской земли я и ставлю своей задачей.

Троекратный крик младенца, еще находившегося во чреве матери, во время Херувимской песни, разговор отрока Варфоломея с встреченным им в лесу старцем и слова последнего, обращенные к родителям Варфоломея, традиционно истолковываются как пророчества о создании Сергием обители в честь Святой Троицы, о роли его в духовном возрождении Руси, находившейся в унынии и «нравственном оцепенении». Напомним слова старца: «Господь даровал благословенное детище, которое ради добродетельного жития будет великим пред Богом и людьми человеком». Дивный старец был ангелом, он дал Варфоломею частицу просфоры как дар овладения грамотой, постижения Святого Писания, благодати Божией и богоизбранности.

Для того чтобы спасти Русь, должна была явиться некая «Присноблаженная Троица». В начале 1340-х годов совершилось три знаменательных события: из московского Богоявленского монастыря был вызван 40-летний инок Алексей; тогда же 20-летний искатель пустыни, будущий преподобный Сергий, в дремучем лесу поставил маленькую деревянную келию с церковью; а в Устюге у бедного соборного причетника родился сын Стефан, будущий просветитель пермской земли.

Все они послужили духовному возрождению Руси. Святитель Алексей сделался митрополитом Московским и советником трех великих князей. Он ездил в Орду «отмаливать» Русскую землю от жестокости ордынских ханов, но, главное, он видел свою задачу в укреплении значения «Москвы как церковного средоточия политически разбитой Русской земли». Стефан продолжал «дело обрусения и просвещения заволжских инородцев», способствуя колонизации заволжских земель вплоть до русского Севера.

Исключительную роль в духовном возрождении Руси сыграл именно преподобный Сергий Радонежский.

Он не оставил никаких письменных поручений, даже в устной традиции предание не сохранило его речей. Однако он учил своим примером, примером великих монашеских подвигов в глубоком уединении своей лесной келии.

Мы знаем из жития, составленного Епифанием Премудрым, о непрестанной молитве, посте, смирении преподобного, долгое время отказывавшегося принять на себя игуменство над теми 12-ю иноками, которые поселились около его келии и желали отдать себя ему в послушание. С благословения Патриарха Константинопольского Филофея и митрополита Московского Алексея преподобный Сергий основал общежительный монастырь нестяжателей. Об этом свидетельствуют сохранившиеся до нашего времени вещи преподобного и характеристика, данная обители крестьянином, посетившим игумена-подвижника: «Все худости, все нищетно, все сиротинско».

В общежительном монастыре игумен работает «как раб купленный», заботясь о пропитании братии, быте монастыря, его строительстве, а главное, неуклонно руководя духовной жизнью каждого монаха.

Ряд фактов позволяет оценить историческое значение государственной деятельности Сергия Радонежского. Прежде всего речь должна идти о главном его «деянии» – победе на Куликовском поле. Он благословил Димитрия Донского на битву, дал ему двух опытных воинов – Пересвета и Ослябю – и на протяжении всего хода битвы не переставал молиться о победе, поминая убитых воинов, чьи отходящие души, как повествует житие, он видел «духовными очами». Миротворческая деятельность преподобного Сергия Радонежского также имела большое государственное значение. «Тихими и кроткими речами», «благоуветливыми глаголами» ему удалось убедить, по выражению В.О. Ключевского, «самого упрямого русского человека XIV в.» – Олега, князя Рязанского, и отговорить «суровейшего Рязанца» от войны с Москвой.

Другим реальным результатом его деятельности является увеличение в это время монастырского строительства. Создание ряда монастырей, куда в качестве строителей, игуменов, духовных наставников были направлены ученики преподобного, говорит о том, сколь большое значение придавал Сергий Радонежский роли иночества в самом процессе духовного возрождения Руси.

Я попытаюсь «реконструировать» сущность духовного опыта Сергия, передаваемого его ученикам, содругам и «собеседникам».

Именно духовный опыт служения Святой Троице, полнота его личного богообщения, так поразившая современников во время совместной молитвы, позволяет говорить о существовании почти не раскрытой для нас стороны его духовной жизни, которая собственно и позволила ему осуществить духовное возрождение русских людей (не только в XIV в.!).

Как повествует житие, когда преподобный совершал Божественную Евхаристию, огонь покрывал Престол. Когда же Пресуществление Даров совершилось, огонь «свился», наполнил Чашу, и этим Божественным огнем причастился преподобный.

Ни в житии, ни в известных нам фактах его личного духовного опыта (в отличие от Нила Сорского) нет упоминаний об учении Симеона Нового Богослова или Григория Па ламы. Как и многие другие аскеты (начиная еще с традиций Феодосия Печерского), преподобный, что можно заключить из особенностей его руководства иноками Троицкой обители, полагал в основу своих подвижнических подвигов «Лествицу» Иоанна Лествичника, а также опыт о поучении великих учителей IV–XI вв., начиная с Григория Богослова, Василия Великого, Григория Нисского, Иоанна Златоуста. Григорий Нисский, по-видимому, был особенно дорог преподобному в силу его особой любви и прославления Божией Матери. Все эти утверждения основаны, главным образом, на косвенных данных.

Есть и еще один источник – икона «Святая Троица», написанная преподобным Андреем Рублевым «в похвалу Сергию Радонежскому». Именно она позволяет сделать ряд предположений о сущности учения преподобного Сергия Радонежского, о том, что же собственно послужило духовному возрождению Руси его времени, что продолжало одушевлять его последователей. Речь идет об учении преподобного Сергия о деяниях трех Лиц Святой Троицы для спасения человека.

Все писавшие об иконе утверждают, что Андреем Рублевым запечатлен момент, когда Бог Отец обрекает Сына своего на крестную смерть для искупления всего человечества, а Дух Святой свидетельствует эту жертву. Таким образом, это первая Божественная Евхаристия, знаком чего и является Чаша, стоящая перед Ангелами. Позади левого Ангела, т.е. Бога Отца, изображен дом, символ божественного домостроительства, позади среднего Ангела – дерево, символ Древа Крестного, а позади правого Ангела – гора, символ богомыслия и Горнего Царства Духа Святого. Исполнены символики и одежды ангелов, особенно сияющий голубец. Однако средний ангел в знак своего богочеловечества облачен в двуцветную одежду, но украшенную клавом в знак божественного достоинства.

Хотелось бы обратить внимание на своеобразие ритма расположения ангельских фигур, что имеет первостепенное значение для раскрытия образности рублевской иконы. Левый и средний Ангелы ведут тихую беседу. Ее смысл угадывается во властном жесте левого Ангела – Бога Отца, – по неизреченной любви обрекающего Сына единородного в жертву.

Легкое склонение среднего Ангела в сторону Бога Отца выражает согласие на Крестную Жертву. Эти два Ангела связаны между собой: «тако возлюбил Бог» человека, что отдал Сына своего на крест, чтобы кровию Его искупить грех и избавить от смерти весь род человеческий. Это деяние Пресвятой Троицы обращено ко всему человечеству без исключения. В строе иконы есть едва уловимая пространственная цезура между фигурой правого Ангела, знаменующего Дух Святой, и фигурами левого и среднего Ангелов.

По-видимому, особая роль преподобного Сергия в служении Пресвятой Троице заключается в стяжении благодати Святого Духа как раскрытии основной цели человеческой жизни. Это учение и определило духовное возрождение Руси XIV в. Вера и надежда на жизнь вечную, содержащиеся в этой цели, должны были оживотворить дух русских людей, указать им на необходимость жертвенного спасения родной земли. Отсюда – и Куликовская победа.

Искупительная жертва, явившаяся актом любви человечеству, учила жертвенной любви друг к другу, необходимой в условиях татаро-монгольского завоевания. Но основным путем духовного восхождения по лествице оставалось самоочищение и борьба со страстями. Всему этому учил личный пример и повседневный опыт руководства своими иноками преподобного.

Чтобы продолжить характеристику того, что сделано преподобным Сергием, следует дать обзор святоотеческих учений о Духе Святом.

Круг учителей Церкви, писавших о благодати Духа Святого, включает: 1) мужей апостольских; 2) древнейших апологетов; 3) св. Иринея Лионского; 4) Тертуллиана; 5) св. Киприана Карфагенского; 6) Климента Александрийского; 7) Оригена; 8) свт. Кирилла Иерусалимского; 9) свт. Василия Великого; 10) свт. Григория Богослова; 11) свт. Григория Нисского; 12) прп. Макария Египетского; 13) свт. Иоанна Златоуста. В виде прямых и скрытых цитат их речения обнаруживаются в писаниях ближайших «содругов» Сергия и явствуют из самого его подвижнического опыта.

К сожалению, мистические отсветы особой направленности подвигов преподобного можно увидеть лишь в описаниях видений, созерцательном характере подвигов таких близких по духу учеников и содругов, как Михей, Исаакий и Симон.

Литургические мистические явления (вплоть до постоянного сослужения ему Ангела Божия) свидетельствуют о том, как мало известно о подлинном содержании духовной жизни преподобного Сергия. Можно со всей определенностью повторить утверждение Г.П. Федотова о том, «что в лице прп. Сергия мы имеем первого русского святого, которого в православном смысле этого слова можем назвать мистиком, то есть носителем особой, таинственной духовной жизни, не исчерпывающейся подвигом любви, аскезой и неотступностью молитвы. Тайны его духовной жизни остались скрытыми для нас. Видения суть лишь знаки, отмечающие неведомое».

В какой мере его «ученики, содруги и собеседники» воплотили в своих подвигах эту мистическую сторону духовного делания преподобного, нам неизвестно. Именно эта сторона подвига не может раскрываться миру, а личность преподобного была единственной, и если раскрывался он в своих дарованиях, то только перед ближайшими (все теми же Михеем, Исаакием и Симеоном). Преподобный Сергий – первый русский святой, удостоившийся не только видения Богоматери, но и эпитета «любимиче мой».

Значительность и неповторимость роли Сергия Радонежского в духовной жизни древней Руси нашла свое отражение прежде всего в исторических событиях: молитвенный подвиг вдохновил на ратный подвиг Димитрия Донского и всех русских воинов, сражавшихся и одержавших победу на Куликовском поле.

Окружавшие преподобного Сергия Радонежского близкие ему по духу люди, которых современники определяли тремя категориями близости, позволили распространить на весьма значительное пространство (включая Заволжье, русский Север) духовное воздействие личности Сергия Радонежского. И оно было не кратковременным, поскольку выстроенные его ближайшими сподвижниками монастыри в свою очередь превратились в очаги интенсивной духовной жизни, а идеалы преподобного воплотились как в формах, так и в росписях монастырских храмов.

Эпоху преподобного Сергия отличает исключительный подъем русской художественной культуры, отдельные памятники которой – а, может быть, и вся их совокупность – должны быть вновь оценены в непосредственной связи с ее содержанием.

Примечательна (и требует своего осмысления в исторической перспективе) идея избранности Русской земли в качестве хранительницы ценностей собственно духовной жизни, идея особого покровительства со стороны Божией Матери.

Личность Сергия Радонежского, его роль в возрождении Руси, «поверженной духовно» татаро-монгольским нашествием, будут малопонятны, если мера национального бедствия будет смягчена или неправильно оценена. Главное же, что является первоочередным, – это оценка и понимание исключительности мистического облика преподобного и достигнутого им духовного величия. Именно в этом величии, при полноте смирения – подлинное значение исторического прошлого Русской земли.

О.И. Подобедова

Древне-русское искусство. Сергий Радонежский и художественная культура Москвы XIV-XV вв. Санкт-Петербург. 1998.

Примечания

Ключевский В.О. Значение прп. Сергия для русского народа и государства // Богословский вестник. 1892. Вып. 11. С. 199–215 (далее – Ключевский, 1892). Переизд.: Очерки и речи: Второй сборник статей В. Ключевского. – М., 1913.

Ключевский, 1892. С. 202.

Там же. С. 201.

Там же. С. 203.

Там же. С. 205.

Там же. С. 205.

Напомню, что епифаниевская редакция жития сохранилась в составе Второй Софийской и Никоновской летописей и в Лицевом летописном своде второй полови¬ны XVI в. Что же касается остальных списков жития, в частности лицевого Жития 1590-х годов (РГБ), то там текст несет следы переработки и редактуры Пахомия Серба. См. об этом: Арциховский А. В. Древнерусские ми¬ниатюры как исторический источник. – М., 1944; Голубинский Е. Преподобный Сергий и созданная им Лавра. – М., 1909. С. 11; Подобедова О.И. Миниатюры русских исторических рукописей. – М., 1965. С. 274; Щепкина М.В. Царские лицевые рукописи конца XVI – начала XVII века: (Художественные и бытовые особенности): Дис. … канд. искусствоведения. – М., 1947. Что касается состава текста и содержания иллюстрирующих его мини¬атюр, вошедших в Лицевой летописный свод, то они от¬личаются особой конкретностью и независимы ни от ико¬нографии клейм житийных икон преподобного Сергия, ни от известных иллюстраций лицевых житий (тем более, что все они возникли позднее). «Повесть о препо¬добном Сергии» в Лицевом летописном своде имеет 77 миниатюр. Характерно, что столь же самостоятельны по иконографии и содержанию миниатюры «Сказания о Сте-фане Пермском» в Лицевом летописном своде (см. так на¬зываемый «Древний летописец», Т. 3. – Л. 571–677 об.). Том хранится в ВАН.

Ключевский, 1892. С. 208.

Ключевский, 1892. С. 199–215. (см.: Лицевой летописный свод второй половины XVI в.). Там же, на л. 54 тома 2 «Древнего летописца» изображено «затворение» преподобным новгородских храмов.

В.О. Ключевский приводит примечательные данные о числе монастырей, возникших на протяжении 1240–1340 гг. Их было всего несколько десятков, тогда как за 100 лет – с 1340 по 1440 г. – было по¬строено 150 (Ключевский, 1892. С. 210).

Голубинский Е. Преподобный Сергий и создан¬ная им Лавра: Жизнеописание прп. Сергия и путево¬дитель по Лавре: Изд. 2, испр. и доп. – М., 1909. С. 19. Весьма интересно сопоставить эту часть Жития со «Сказанием о преподобном Сергии», читающемся в Со-фийской II, Никоновской летописях и Лицевом лето¬писном своде. Софийская II летопись содержит житие преподобного Никона, где повествуется о том, что именно он поручил Андрею Рублеву написать икону Пресвятой Троицы «в похвалу» Сергию Радонежскому. См.: ПСРЛ. – СПб., 1853. Т. 6 (под 1408 г.).

Первым, кто дал, с моей точки зрения, самое точное истолкование как содержания, персонификации Ангелов, так и символики отдельных деталей иконы, был И.Э. Грабарь. Его работа и сегодня не утратила своего значения (см.: Грабарь И. Андрей Рублев: Во¬просы реставрации. – М., 1926. Т. 1. Не утратила, впро¬чем, свой основной пафос и работа Н.П. Лихачева (Лихачев Н.П. «Манера письма Андрея Рублева»: Реф., чит. 17-го марта 1906 г. / Изд. ОЛДП. – СПб., 1907. Т. 126). Сегодня почти забыты и статьи Н. Пу¬нина (Пунин Н. Андрей Рублев // Аполлон. 1916. № 2, особенно С. 19), а также наблюдения А.Н. Свирина (Щербаков Н., Свирин А. К вопросу о творчестве Анд¬рея Рублева. – Сергиев, 1928).

Богатый материал см.: Катанский А.Л. Учение о благодати Божией в творениях св. Отцов и учителей Церкви до блаженного Августина. – СПб., 1902 (далее: Катанский, 1902). Известно, что и сам преподобный, и его ближайшее окружение не только читали, но и перепи¬сывали святых Отцов. Митрополит Алексий перевел с гре¬ческого и собственноручно написал текст Евангелия. К этому тексту не раз обращались русские справщики (пе¬чатники) и в эпоху Ивана IV, и в эпоху Патриарха Ни¬кона как к тексту, не имевшему погрешностей. Что ка¬сается других учеников и «собеседников», то можно уве-ренно говорить о высокой образованности Нила Сорского, отчасти Кирилла Белозерского и Саввы Сторожевского. Однако наибольшие данные о круге чтения содержат пи¬сания Нила Сорского. См.: Преподобный Нил Сорский и его устав о жительстве скитском (изложенный еп. Иустином). – Берлин, 1939. «Устав» Нила Сорского – это, как свидетельствуют исследователи, «почти исчерпывающий трактат по православной аскетике. Недаром его называют „Малым Добротолюбием»» (см.: Там же. С. 17).

Катанский, 1902. С. 21.

Федотов Г.П. Святые Древней Руси. – М., 1990. С. 150.

В 2014 году весь христианский мир отметил семисотлетие с момента появления на земле великого праведника Сергия Радонежского. В этой статье мы постараемся познакомить вас с жизнью великого русского игумена, расскажем, как называлась Россия при Святом Сергии. Объясним, почему столь велико значение его деятельности в истории нашего Отечества.

Рождение преподобного Сергия

Шестнадцатого мая (по новому стилю) 1314 года родился будущий игумен Русской Земли. Через сорок дней после рождения младенца назвали Варфоломеем, что означает "Сын радости". Это имя было редким в то время среди боярства. Его носил один из Христа.

Усадьба его родителей располагалась в селе Варницы, неподалеку от Ростова Великого. С детских лет Варфоломей был отмечен особой благодатью. С каждым годом Мария и Кирилл убеждались в богоизбранности сына.

Радонеж - вторая родина Сергия

В 1328 году семейство переехало в Радонеж, где Варфоломей начал проявлять интерес к монашеской жизни и впервые задумался о том, чтобы уйти в монастырь. Эта идея принадлежала его брату Стефану, ушедшему в монахи. Отец Варфоломея был недоволен таким решением и всячески старался отговорить среднего сына от подобного шага.

Сергий не стал расстраивать отца и остался с родителями, чтобы помогать им по хозяйству. В 1337 году родители Сергия умерли, и он, отдав свою часть наследства младшему брату, вместе со старшим Стефаном стал вести жизнь отшельника в глухом лесу.

Как называлась Россия при Святом Сергии? Наше Отечество в те времена звалось Русью, где испокон века отшельничество считалось высшей степенью монашеского совершенства. Братья построили келью и зажили уединенной жизнью. Стефан не смог выдержать испытания и покинул келью. Сергий остался в полном одиночестве. Вскоре об отшельнике разнеслась молва как о святом человеке (праведнике). К нему стали идти монахи и простые верующие.

Вокруг Сергия образовалась небольшая община из двенадцати человек. Они построили деревянную церквушку во имя От преподобного Сергия начался культ Троицы. Это была община, возродившая дух единомыслия и братской любви. Они проповедовали жизненный принцип «Не совершай того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе». Для того времени это было ново и необычно. В монастырях процветали ненависть, склоки, жадность.

Верующие стали идти к Сергию, чтобы убедиться в существовании «земного чуда». Вскоре они стали говорить, что рядом с ними живет праведник - посланец Бога. При Святом Сергии Россия называлась Русью. И в то время считалось, что нашествие монголо-татарских племен - это наказание за ее грехи. Помочь ей спастись может только возрождение милости божьей. Община Сергия - показатель истинно праведного образа жизни.

Чудеса Святого праведника

Христиане уверены, что лишь благодаря великой вере в Господа и постоянным искренним получил дар исцеления людей, которые молили его о помощи. Он мог одним прикосновением руки исцелять слепоту, лечил бесноватых и немощных, немых и хромых.

Однажды в одном из монастырей, где в то время находился Преподобный, закончилась вода. Он стал усиленно молиться Всевышнему, нашел место, освятил его крестом, и свершилось чудо - на этом месте забил родничок, который сегодня называют Сергиевым.

Как-то поздней ночью Великий праведник молился и читал о житии Богородицы. Сильный порыв ветра задул лампадку. Сергий так воспылал своим духом, что книга просияла небесным светом.

Как многие святые, Преподобный был наделен даром провидения. Именно благодаря этому дару его благословение знаменитого князя Дмитрия Донского на бой с татарами оказалось столь действенным. Эта победа стала началом возмужания и укрепления Московской Руси, как называлась Россия при Святом Сергии. И вдохновителем ее стал Великий Праведник.

Сергий Радонежский в истории России

За свою долгую и праведную жизнь Сергий основал двадцать монастырей, и не только в Москве. Россия при Святом Сергии с помощью монастырей начинает осваивать новые земли. У него появляется много учеников, с возрастом его авторитет становится непоколебим.

Большую роль сыграл преподобный Сергий в победе ополчения на У Дмитрия Донского не хватало воинов, чтобы противостоять Золотой Орде. Было необходимо собрать ополчение. Требовалось разъяснить народу, что это Дмитрий приехал к Сергию и попросил благословения на ратный подвиг. Преподобный благословил воина, а кроме того, по его совету в русское войско вступили два монаха.

Значение деятельности Сергия

Он никогда не принимал участия в боевых действиях, ни с кем не воевал. Но по исторической значимости своей деятельности Сергий был выше полководцев того времени. Тот, кто интересовался историей, знает, что в тринадцатом-четырнадцатом веках было иное название России. При Сергии Радонежском славянский народ объединяло гордое и емкое название Русь (Московская).

Великий праведник был истинным церковным дипломатом, величайшим христианином, создателем новых монастырей, учителем, воспитавшим очень много учеников и последователей, которые несли его мысли и идеи в жизнь.

День памяти Сергия

Скончался Сергий Радонежский двадцать пятого сентября 1392 года в возрасте семидесяти восьми лет. Этот день у христиан считается днем памяти Святого Сергия. В это время в основанный им монастырь - - нескончаемым потоком идут люди. Они молятся, преклоняются мощам Святого Сергия. Издавна в этот день к его мощам приезжали князья и цари русские и шли к монастырю пешком.

После смерти Сергий причислен к лику великих святых. Прожив долгую и праведную жизнь, он смог объединить русских князей, убедить их подчиниться князю московскому и вместе выступить против татар.

Душа русской церкви

Многие верующие считают, что и сегодня в Свято-Троицкой Лавре, которую основал Преподобный, живет душа Церкви Руси, так как называлась Россия при Святом Сергии именно так. Русский игумен почитаем нашим народом и христианами всего мира, как никакой другой. Поэтому пребывание в Троицкой Лавре - это всегда благодать. Сергий Радонежский - наш полководец в видимых и невидимых сражениях. На протяжении семи веков русские люди говорят о Великом праведнике, что с ним нам не страшна никакая беда.


ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО


Сергий Радонежский жил на Руси в XIV веке. Свою небесную миссию Российского путеводителя он исполнил указанием задач ближайшей и всей последующей истории России: свержение татарского ига и независимость государства, прекращение усобиц и свободное объединение под единодержавною властью Московского государя.
Преподобный Сергий не только благословил Дмитрия Донского на решительную битву с татарами, но и помог своим непосредственным участием до конца побороть нетерпимое иго. И на Куликовском поле, и под Казанью он сам чудесно являлся Русским героям и своим явлением уже заранее решал их победу. Недаром татары и после смерти Преподобного, взявши Москву, не считали еще законченным свое дело разорения Русского государства, но шли еще сжечь и Троицкую Лавру Преподобного, как это было, например, при Едигее в 1408 году. Они отлично знали, что там именно поднято вечно живое знамя. Мы не говорим уже о других величайших посмертных чудесах Преподобного в деле освобождения Русской земли от врагов, как, например, поднятие Минина и нижегородцев в 1612 году и т.п.
Вместе с этим Преподобный Сергий дал положительные начала внут-ренней жизни России. Он сам ходил к мятежным князьям Нижнего Новгорода, Рязани, Твери и Ростова и всеми мерами склонил их помириться с Москвой и дружно стать на общую взаимную службу под единой державой великого князя Московского. Он сам утвердил, а может быть, и внушил духовную грамоту Дмитрия Ивановича, завещавшего престол своему старшему сыну Василию Дмитриевичу, и этим прекратил повод к усобицам, указав порядок самодержавную власть Московского государства. Можно сказать, великая самодержавная Россия стоит Преподобным Сергием.
Во главу своего дела освобождения, собирания и укрепления России Преподобный Сергий положил собственноручное создание в 1340 году храма Святой Троицы, около которого и основалась потом его знаменитая Троице-Сергиева Лавра, залог единства земли и независимости Московского государства от материального подчинения Востоку, а в будущем – и от материального подчинения Западу. В Троице им было указано не только святейшее совершенство вечной жизни, но и образец для жизни человеческой, знамя, под которым должно стоять все человечество, потому что в Троице, как Нераздельной, осуждаются усобицы и требуется собирание, а в Троице Неслиянной осуждается иго и требуется освобождение. И если в области, куда население удалялось от татарских и других вражеских погромов, возник и процвел монастырь с именем Святой Троицы, то несомненно, что в этом имени крылась надежда спасения всей земли и ее независимости. Если он сам с покорностью объединился около Москвы, ничего не утратив из своего духовного богатства, если он собирал под ее державу многоразличные племена и языки, если в этом множестве он сумел найти объединяющий центр в само-державной власти Московского государя, то очевидно, что свое кафоличе-ское, вселенское православие, собирающее всех в одно стадо к одному пас-тырю, не уничтожая национальности и языки. Само собой разумеется, что вся история Московского государства может служить только началом, только далеко не совершенным выражением Образца, которому воздвиг храм Преподобный Сергий.
Как скоро почитание Святой Троицы стало внешним выражением стремления Русского народа к Святейшему Образцу жизни, Троицкие храмы явились сами собой. Вслед за первым Троицким храмом, построенным в 1340 году руками самого Преподобного Сергия, в течение одного столетия их построено так много, что нет возможности сосчитать их на всем пространстве России. Явились даже целые Троицкие города и села.
Но русский народ не забыл того, кто научил его почитать Святую Троицу. Вскоре после смерти Преподобного на его родине был создан монастрыь Святой Троицы и при главном храме его – придел Преподобного Сергия (Варницкий Троицкий монастырь в 4 верстах от Ростова). Можно сказать, было даже правилом при Троицких храмах строить Сергиевские приделы. Даже в наше время они редко где разъединены. Это присоединение имен Троицы и Сергия и это постоянство в храмосоздании ясно свидетельствуют, кому Россия обязана почитанием Троицы и Троицкими храмами.
Немаловажно значение Преподобного Сергия и в экономическом плане. Он сумел создать и развить новый для русских земель XIV в. тип монастырей - общежительных, опиравшихся не на подаяние, а на собственную хозяйственную деятельность, что привело к образованию богатой и влиятельной монашеской корпорации. Благодаря этому с XIV века монастыри и церковь в общем стали иметь все более влияния на светскую власть вследствие их возросших возможностей.

© 2024 nowonline.ru
Про докторов, больницы, клиники, роддома