Псалтирь кафизма 4. Псалтырь. Псалом Давида. Прежде помазания

К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать скачать это видео и затем посмотреть его.

Толкование Псалма 4

Для изучающих Библию очевидно, что Псалмы 3 и 4 - по настроениям и мыслям, выраженным в них, - тесно между собой связаны. По всей вероятности, и этот псалом был Давиду навеян обстоятельствами его бегства от мятежного сына его - Авессалома.

Стих 1 соответствует указанию на то, что автором псалма был царь Давид, и что исполнять его следовало под аккомпанемент на струнном инструменте.

А. Обращение к Богу (4:2)

Пс. 4:2 . В стесненных своих обстоятельствах (в тесноте Давид взывает к Богу. Помилуй меня и услышь, молит он.

Авессалом, который рвался к власти, всячески старался развенчать образ своего отца в глазах народа, выставлял его неумелым правителем и бессердечным судьей. Оболганный сыном и его сторонниками, Давид взывает к Богу, знающему правду о нем (Боже правды моей!). Вероятно. Давид вспоминает здесь о том, как прежде (может быть, в дни, когда он спасался от Саула) Господь не раз выводил его на простор из "тесноты" тех его обстоятельств, вызволял из них. Он молит помиловать его и теперь.

Б. Предостережение врагам. (4:3-6)

Пс. 4:3 . Вместе с Авессаломом против Давида восстали многие представители иерусалимской знати. Их он называет Сыны мужей (подразумевая "сыны знатных мужей"). Он упрекает их, пошедших за Авессаломом, в суетности и тщеславии (позоря теперь его, Давида, царское достоинство - "славу его" - они надеются выслужиться перед мятежным принцем и, возведя его на трон, более чем теперь "приблизиться к трону"), в любви к неправде (лжи).

Пс. 4:4 . Давид предупреждает их об обреченности их попыток низложить его, потому что Господь отделил его для Себя, как святого Своего, и слышит, когда он призывает Его.

Пс. 4:5-6 . Не грешите в гневе своем на меня, говорит им Давид, и прежде чем поверить клевете обо мне, подразумевает он, проверьте факты, поразмыслив о них спокойно (на ложах ваших, в ночной тишине). Подумайте, взвесьте и утихомирьтесь. Если они последуют совету Давида, то раскаются в своем предприятии и засвидетельствуют об этом принесением жертвы правды (в знак того, что ото лжи обратились к правде, и раскаяние их - искренне). Ища же жизни лучшей, чем та, которую они имеют при дворе Давида, пусть уповают на Господа, а не на призрачную силу свою.

В. Безопасность и "веселие" в Господе (4:7-9)

Пс. 4:7 . Многие - это люди, преданные Давиду, но едва не впавшие в отчаяние. В пустыне Маханаим, когда у них истощились запасы продовольствия, они не знали, откуда им ждать "благо". Но воззвали к Господу: Яви нам свет лица Твоего! - и вера их была вознаграждена; помощь пришла от Сови, Махира и Верзеллия, которые пригнали в лагерь Давида овец, принесли муку, мед, ячмень и т. д. (2-Цар. 17:27-29).

Пс. 4:8-9 . В свете этих обстоятельств и надо понимать стих 8. Подводя итог происшедшему, Давид благодарит Господа, спокойно отходя ко сну: Ты… един даешь мне жить в безопасности, завершает он этот псалом-молитву.

П салом Давида, 24

1 К Тебе, Господи, возношу душу мою. Боже мой, на Тебя уповаю, да не буду посрамлен вовеки, и да не посмеются надо мною враги мои!

2 Ибо все надеющиеся на Тебя не посрамятся.

3 Да посрамятся творящие беззакония тщетно!

4 Пути Твои, Господи, укажи мне, стезям Твоим научи меня.

5 Наставь меня на истину Твою и научи меня, ибо Ты Бог, спасающий меня; и на Тебя надеюсь всяк день.

6 Вспомни щедроты Твои, Господи, и милости Твои, ибо вечны они.

7 Грехов юности моей и неведения моего не помяни; по милости Твоей вспомни меня, по благости Твоей, Господи!

8 Благ и праведен Господь, посему дарует закон Свой согрешающим на пути.

9 Укажет кротким истину, научит кротких стезям Своим.

10 Все пути Господни - милость и истина для тех, кто ищет завета Его и откровений Его.

11 Во славу имени Твоего, Господи, очисти меня от греха, ибо он велик.

12 Кто из людей боится Господа? Дарует ему Бог закон на пути, уготованном ему.

13 Душа его обретет блаженство, и потомство его наследует землю.

14 Господь - опора боящимся Его, и явит Он им завет Свой.

15 Очи мои всегда взирают на Господа, и Он исторгнет из сети стопы мои.

16 Воззри на меня и помилуй меня, ибо одинок я и беден.

17 Скорби сердца моего умножились, от бед моих избавь меня!

18 Воззри на смирение мое и на бремя тяжкое мое и отпусти грехи мои!

19 Воззри на врагов моих, умножились они и ненавистью неправедной возненавидели меня.

20 Сохрани душу мою и избавь меня от бед, да не постыжусь, что уповал на Тебя!

21 Незлобивые и праведные примкнули ко мне, ибо надеялся я на Тебя, Господи.

22 Избавь, Боже, Израиля от всех скорбей его!

Псалом Давида, 25

1 Суди меня, Господи, по правде Твоей, ибо живу я в незлобии и, на Господа уповая, не изнемогу.

2 Искуси меня, Господи, испытай меня, разожги утробу мою и сердце мое!

3 Милость Твоя пред очами моими, и угождал я Тебе, соблюдая истину Твою.

4 Не сидел я в совете суетных и к беззаконным не войду.

5 Возненавидел я сборище лукавых и с нечестивыми не сяду.

6 Умою с невиновными руки мои и вокруг жертвенника Твоего пойду, Господи;

7 Да услышу я песнь во славу Твою и поведаю чудеса Твои.

8 Господи, возлюбил я благолепие дома Твоего и место святое, где обитает слава Твоя.

9 Да не погубишь с нечестивыми душу мою и с мужами, проливающими кровь, жизнь мою!

10 В руках у них беззаконие, полны они корысти.

11 Я же в незлобии живу; избавь меня,

12 Господи, и помилуй меня! Стопы мои стоят на правом пути; в церквах благословлю Тебя, Господи!

Псалом Давида, до помазания, 26

1 Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюсь? Господь Защитник жизни моей, кого устрашусь?

2 Когда приближались ко мне злобствующие оскорбители мои и враги мои, желая погубить меня, изнемогли они и пали.

3 Если ополчится на меня полк, не убоится сердце мое; если восстанет на меня рать, на Бога я уповаю.

4 Одно просил я у Господа и к тому стремлюсь: жить мне в доме Господнем во все дни жизни моей, взирать на красоту Господню и посещать храм святой Его.

5 Ибо сокрыл Он меня в обители Своей в день бед моих, укрыл меня в тайном покое обители Своей, на скалу вознес меня;

6 И вот ныне вознес Он главу мою над врагами моими. Обошел я вокруг жертвенника и принес в обители Его жертву хвалой своей и ликованием. Пою и воспеваю Господа.

8 Сказало Тебе сердце мое: «Господа ищу». Ищут Тебя очи мои; лица Твоего, Господи, ищу.

9 Не отвращай лица Твоего от меня, не уклонись в гневе от раба Твоего; подай помощь мне, не отвергни меня и не оставь меня, Боже, Спаситель мой!

10 Ибо отец мой и мать моя оставили меня, а Господь принял меня.

11 Даруй мне закон, Господи, на пути Твоем и наставь меня на стезю правую пред лицом врагов моих.

12 Не предай меня в руки гонителей моих, ибо восстали на меня свидетели неправедные и обманулись в неправде своей.

13 Верю: увижу я блага Господни на земле живых!

14 Надейся на Господа, мужайся, и да укрепится сердце твое; надейся на Господа!

Псалом Давида, 27

1 К Тебе, Господи, взываю, Боже мой; не безмолвствуй предо мною, да при безмолвии Твоем не уподоблюсь нисходящим в гроб!

2 Услышь, Господи, моление мое, когда молюсь я Тебе, когда воздеваю руки мои ко храму святому Твоему!

3 Не привлеки меня с грешниками и с творящими неправду не погуби меня, с теми, кто говорит «мир» ближним своим со злобою в сердце своем!

4 Воздай им, Господи, по делам их и по лукавству замыслов их, по делам рук их воздай им, воздай им заслуженное ими!

5 Ибо не уразумели они деяний Господних, деяний рук Его. Срази их и не дай им восстать!

6 Благословен Господь, ибо услышал Он моление мое!

7 Господь Податель помощи и Защитник мой; на Него уповало сердце мое, и помог Он мне, и процвела плоть моя; и по доброй воле прославляю Его.

8 Господь твердыня людей Своих, Защитник и спасение помазанника Своего.

9 Спаси людей Твоих и благослови достояние Твое, спаси их и возвышай их вовеки!

Псалом Давида, на перенесение скинии, 28

1 Принесите Господу, сыны Божии, принесите Господу в жертву агнцев! Воздайте Господу славу и честь!

2 Воздайте Господу славу имени Его! Поклонитесь Господу во дворе святом Его!

3 Глас Господень на водах: Бог славы возгремел, Господь на водах многих.

4 Глас Господа в силе, глас Господа в великолепии.

5 Глас Господа сокрушает кедры; и низвергнет Господь кедры ливанские.

6 И сотрет их в прах, как тельца ливанского, а возлюбленный Израиль силен, как молодой единорог.

7 Глас Господа, пресекающего пламя огня.

8 Глас Господа, сотрясающего пустыню; и сотрясет Господь пустыню Каддийскую.

9 Глас Господень разрешает от бремени ланей и обнажает дубравы; и в храме Его всяк возгласит Ему славу.

10 Господь после потопа населяет землю. И воссядет Господь как Царь навеки.

11 Господь крепость народу Своему дарует, Господь благословит народ Свой миром.

Псалом, песнь на

обновление дома Давидова, 29

2 Превознесу Тебя, Господи, ибо поднял Ты меня и не дал торжествовать врагам моим надо мной.

3 Господи Боже мой, воззвал я к Тебе, и Ты исцелил меня.

4 Господи, извел Ты из ада душу мою, удалил меня от нисходящих в гроб.

5 Пойте Господу, праведные Его, помните и прославляйте святыню Его!

6 Ибо карает ярость Его, и дарует жизнь воля Его: с вечера водворится плач, а наутро радость.

7 А я сказал в благоденствии моем: «Не поколеблюсь вовеки!»

8 Господи, по воле Твоей дай силу душе моей! Но отвратил Ты лицо Свое, и впал я в смятенье.

9 К Тебе, Господи, воззову и Богу моему помолюсь. Что даст мне кровь моя, когда подвергнусь я тлению?

10 Разве прославит Тебя прах мой, или возвестит он истину Твою?

11 Услышал Господь и помиловал меня; Господь даровал мне помощь.

12 Обратил Ты плач мой в радость, разодрал рубище мое и препоясал меня веселием.

13 Да воспою Тебя в славе моей, и не буду скорбен. Господи Боже мой, вовеки прославлю Тебя!

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков, аминь

В конец, псалом Давида, в исступлении, 30

2 На Тебя, Господи, уповал, да не посрамлюсь вовеки. Правдою Твоей избавь меня от бед и спаси меня!

3 Приклони ко мне ухо Твое, поспеши избавить меня; будь мне Защитником, прибежищем моим, соверши спасение мое!

4 Ибо Ты держава моя и оплот мой! Наставь меня и напитай благами во имя Твое!

5 Изведи меня из сети, что расставили мне, ибо Ты Защитник мой, Господи!

6 В руки Твои предаю дух мой. Избавил Ты меня, Господи Боже истины!

7 Возненавидел Ты преданных напрасной суете; я же на Господа уповал.

8 Возрадуюсь и возвеселюсь о милости Твоей, ибо воззрел Ты на смирение мое, избавил от бед душу мою,

9 И не отдал меня в руки врагов моих, вывел меня на простор.

10 Помилуй меня, Господи, ибо я скорблю; от горести помутились око мое, душа моя и утроба моя.

11 Ибо в недугах тает жизнь моя, и годы мои проходят в воздыханиях. Изнемогли в лишениях силы мои, и кости мои содрогнулись.

12 От врагов моих терпел я поношения, а всего более - от соседей моих; внушал страх всем, кто знал меня; завидев меня, бежали они прочь.

13 Забыт я был и словно умер в сердце их; был как сосуд разбитый.

14 Ибо слышал я злословие многих, живущих окрест, когда собирались они и совещались, как исторгнуть душу мою.

15 А я, уповая на Тебя, Господи, сказал: «Ты Бог мой!

16 В руке Твоей жребий мой. Избавь меня от руки врагов моих и гонителей моих.

17 Яви сияние лица Твоего рабу Твоему; спаси меня милостью Твоею!»

18 Господи, да не постыжусь, что призывал я Тебя! Да постыдятся нечестивые и сойдут во ад!

19 Да онемеют уста лукавые, что с гордыней и презрением обвиняют праведника в беззаконии!

20 Как много благости хранишь Ты, Господи, для тех, кто боится Тебя, кто уповает на Тебя пред лицом сынов человеческих!

21 Сокроешь Ты их под сенью лица Твоего от мятежа человеческого, укроешь их в обители Твоей от распрей людских.

22 Благословен Господь, ибо Он дивно явил мне милость Свою, уподобив меня граду огражденному.

23 Я же сказал в исступлении: «Отвержен я от очей Твоих!» И вот услышал Ты молитву мою, когда взывал я к Тебе.

24 Возлюбите Господа, праведники Его, ибо истины требует Господь и грозно карает являющих гордыню!

25 Мужайтесь, и да укрепится сердце ваше, все уповающие на Господа!

Псалом Давида, в наставление, 31

1 Блаженны те, кому отпущены беззакония и чьи грехи прощены.

2 Блажен муж, которому Господь не вменит греха и в чьих устах нет лжи.

3 Когда умолчал я о грехах моих, изнемогли кости мои, ибо стенал я весь день.

4 Ибо день и ночь тяготела на мне рука Твоя; и вновь изведал я муки, когда совесть моя уязвила меня, как терн.

5 Но беззаконие мое познал я и греха моего не сокрыл; сказал я: «Исповедую беззаконие мое Господу», и Ты простил нечестие сердца моего.

6 Посему помолится Тебе всяк праведный во время благоприятное, и воды многие не потопят его.

7 Ты прибежище мое в скорби, объявшей меня! Радость моя, избавь меня от обступивших меня!

8 «Я, Господь, вразумлю тебя и наставлю тебя на путь сей, и пойдешь по нему; устремлю на тебя очи Мои».

9 Не будьте непокорны, словно конь и мул, лишенные разума! Удилами и уздою ведет их человек, чтобы шли они за ним.

10 Тяжело наказан будет грешник, а того, кто уповает на Господа, милость объемлет.

11 Веселитесь о Господе и радуйтесь, праведные, и торжествуйте в правоте сердца!

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков, аминь

Надписание указывает на назначение псалма для общественного употребления на струнных инструментах (евр. негиннот, греч. ἐν ῦμνοις в слав. "в конец" , т. е. для окончательного исполнения; но каким способом не указывается, а выясняется термином "в песнех" , т. е. для вокального исполнения). В евр., греч. и латинской Библиях псалом приписывается Давиду. Близкое сходство содержания его с (ср. Пс. 3и ), равно также соответствие его содержания с обстоятельствами бегства Давида из Иерусалима в восстание Авессалома подтверждают достоверность надписания. Давид изображает себя "в тесноте" , а врагов называет "люб ящими суету и и щущими л ожь» (Пс.4_2–3 ст.), указывает на недостаток продовольствия бывших с ним людей, на отчаяние последних и получение пропитания (Пс.4_7–8). В таком положении был Давид во время бегства от Авессалома, когда он находился в пустыне Маханаим и когда недостаток в продовольствии был восполнен даром, принесенным Сови, Махиром и Верзеллием и состоявшим из муки, меда, ячменя, овец и зерен ().

После обращения к Богу с молитвой о помощи Давид предлагает своим врагам одуматься в мотивах воздвигнутых ими преследований и покаяться пред Богом (2–6). Сам же Давид, уже получивший помощь от Бога, спокойно засыпает. По заключительным словам псалма последний можно назвать вечерней молитвой к Богу, дополняющей третий псалом, как молитву утреннюю (ср. ).

. Когда я взываю, услышь меня, Боже правды моей! В тесноте Ты давал мне простор. Помилуй меня и услышь молитву мою.

В стесненном положении преследуемого Давид просит защиты от «Господа правды своей». Восстание на Давида народа было подготовлено Авессаломом, который выставлял пред ним своего отца как негодного правителя, не любившего свой народ, не радевшего о его благе и как несправедливого судью. Восставший на Давида народ верил этим словам. Давид, сознавая несправедливость этих обвинений, и называет Бога "Бог ом своей правды" , видящим неправоту воздвигнутого на него преследования. Бедствия, испытываемые человеком, являются узами для него, оковами, стесняющими его, поэтому «вывести на простор" значит освободить от бедствий. Давид вспоминает здесь о прежних к нему благодеяниях Бога, напр., во время гонений от Саула, когда Господь спасал его, праведного страдальца. Сейчас Давид страдает также незаслуженно, почему и молит «помилуй и услышь» !

. Сыны мужей! доколе слава моя будет в поругании? доколе будете любить суету и искать лжи?

. Знайте, что Господь отделил для Себя святаго Своего; Господь слышит, когда я призываю Его.

Сознание своей правоты и проистекающая отсюда уверенность в божественной помощи вызывают в Давиде смелое обращение к врагам и обличение их. – «Сыны мужей» – сыновья из знатного рода, т. е. вельможи. – "Слава моя" – мое царское достоинство. – «Любить суету» – любить мелочное, тщеславное и непрочное. Давид смотрит на знатных, восставших на него, как действовавших по тщеславным, властолюбивым расчетам, в надежде выслужиться пред Авессаломом и занять почетное положение при его воцарении. Их попытки к низложению царя бесплодны, так как Господь «отделил для Себя святаго Своего» , которого и защитит. Под "свят ым» Давид разумеет себя, невинного страдальца в переживаемых им бедствиях.

. Гневаясь, не согрешайте: размыслите в сердцах ваших на ложах ваших, и утишитесь;

. приносите жертвы правды и уповайте на Господа.

Давид советует своим врагам одуматься и раскаяться. – «Гневаясь, не согрешайте» . Гнев на Давида проистекал от признания Давида негодным администратором и несправедливым судьей. Такой гнев, как ратоборство за попранную правду, законен, но он не должен доводить людей до греховных действий, до несправедливостей над другими, в данном случае Давидом: нужно сначала проверить, справедливы ли возводимые на него обвинения, а это возможно в спокойном состоянии духа, к чему он и приглашает («размыслите... на ложах.., утишитесь» ). Следствием поверки своих действий в них явится раскаяние, которое они должны запечатлеть принесением Богу искренней жертвы ("жертв а правды" ) и возложить надежду в устроении жизни на Него, а не на свою силу.

. Многие говорят: «кто покажет нам благо?» Яви нам свет лица Твоего, Господи!

. Ты исполнил сердце мое веселием с того времени, как у них хлеб и вино [и елей] умножились.

. Спокойно ложусь я и сплю, ибо Ты, Господи, един даешь мне жить в безопасности.

Искренняя вера в Бога всегда оправдывается. Окружавшие Давида немногие преданные ему люди, близки были к отчаянию, когда у них не оказалось никаких средств пропитания и взывали к Богу: «яви нам свет» – и тогда Господь помог им (см. введение к псалму). В этом Давид видит над собой руку Бога, почему, вверяя себя Его защите, «спокойно лож ится и сп ит», хотя вблизи его враги.

Псалтирь. Кафизма 4 — вы сможете посмотреть видео с субтитрами, чтение на церковнославянском языке, текст русским шрифтом и прочесть толкование.

Видео с субтитрами на церковнославянском, шрифт церковнославянский.

Видео с субтитрами на церковнославянском, шрифт русский.

Псалтирь. Кафизма 4. Святоотеческое толкование.

Псалтирь. Кафизма 4. Псалом 24

Псалом Давиду, 24

Псалом этот написан Давидом, когда окружало его множество врагов. Поэтому приводит на память он свои прежние грехи и умоляет об избавлении от них. Преподает же и полезный для людей совет (Феодорит).

1 К Тебе, Господи, воздвигох душу мою, Боже мой, на Тя уповах, да не постыжуся во век, ниже да посмеют ми ся врази мои:

Тот искренне свою душу воздвигает к Богу, кто не отягощается на молитве житейскими заботами, но ищет благ духовных в надежде на милость Божию (Феодорит).

2 Ибо вси терпящии Тя не постыдятся.
3 Да постыдятся беззаконнующии вотще.

Вси, возложившие упование на Бога, не постыдятся. Да постыдятся же живущие беззаконно, а не просто согрешающие по какому-либо обстоятельству или естественной немощи (Афанасий, Феодорит).

4 Пути Твоя, Господи, скажи ми, и стезям Твоим научи мя.

Пути и стези есть заповеди Господни, которыми мы восходим к Богу. Аще ли хощеши внити в живот, соблюди заповеди (Мф. 19, 17 ) – сказал Христос (Афанасий, Кирилл).

5 Настави мя на истину Твою, и научи мя, яко Ты еси Бог Спас мой, и Тебе терпех весь день.

Не все могут благоразумно постигать благую волю Божию. Смотри, даже богоносный Пророк, который имел в себе Духа Святаго (глаголавшего его устами), часто молился об этом даровании: настави мя на истину твою и научи мя (Лествичник).

6 Помяни щедроты Твоя, Господи, и милости Твоя, яко от века суть.
7 Грех юности моея, и неведения моего не помяни: по милости Твоей помяни мя Ты, ради благости Твоея, Господи.

Во всю настоящую жизнь должно подвизаться, начиная с самого раннего возраста. Ибо с этого возраста непременно потребуется ответ во грехах. Истину этого показывает пожрание медведицами отроков за ругательства их над Елисеем. Грехи, совершенные в юности и неведении, прощаются и за одну молитву, а по злости творимые грехи требуют не только молитвы, но и глубокого покаяния, и немалого утруждения тела (Златоуст).

8 Благ и прав Господь, сего ради законоположит согрешающым на пути.

Испытующий сердца и утробы праведно (Пс. 7, 17 ) наказывает за всякое злое стремление сердца и награждает миром и радостью сердечною всякое благое произволение. О, сколь благ и прав Господь! (Иоанн Кронштадтский).

9 Наставит кроткия на суд, научит кроткия путем Своим.

Наставит кроткия на суд – на рассуждение – и научит их тайнам Своего домостроительства. Ни одной почти добродетели так не боятся бесы, как кротости. Ибо кто победил гнев – тот победил и бесов. Показывай всякую кротость ко всем людям и низлагай злые помыслы (Феодорит, Евагрий).

10 Вси путие Господни милость и истина, взыскающым завета Его, и свидения Его.

Непрестанно поучающиеся в божественных Писаниях познают, что все домостроительство Спасителя растворено милостию и истиною (Афанасий, Феодорит).

11 Ради имене Твоего, Господи, и очисти грех мой: мног бо есть.
12 Кто есть человек бояйся Господа; законоположит ему на пути, егоже изволи.
13 Душа его во благих водворится, и семя его наследит землю.

Во всяком роде жизни благочестивой, какой бы кто себе не избрал, можно угодить Богу. Любящим Бога вся поспешествует во благое (Рим. 8, 28 ) (Феодорит).

14 Держава Господь боящихся Его, и завет Его явит им.

Держава есть тайна, которую открывает Господь боящимся Его (как перевел это и Симмах). Тот никого не боится, кто не сознает в себе никакого зла, а порочно живущий смотрит на всех подозрительно, потому что не сносит суда своей совести. Не только внешние, но и внутренние помыслы тревожат его, и не позволяют ему быть спокойным (Златоуст).

15 Очи мои выну ко Господу, яко Той исторгнет от сети нозе мои.

Очами Пророк называет очи ума. Очи мои выну ко Господу – и приводит причину этого, – яко той исторгнет от сети нозе мои. Взирание ко Господу приносит глубокий мир и спокойствие сердцу, святое рвение воле и избавление от сетей вражиих. Душе никогда не должно давать времени быть праздною от размышления о Боге. Этим достигается нерассеянность во всем и во всякое время (Василий В., Иоанн Кронштадтский, Феодорит).

16 Призри на мя и помилуй мя, яко единород и нищ есмь аз.

Весьма трогательно выразился: призри на мя яко единород; по другим переводам: «воззри на мое одиночество» и на множество осаждающих меня врагов и сжалься, помилуй мя (Феодорит).

17 Скорби сердца моего умножишася, от нужд моих изведи мя.

Заметь, что скорби называет сердечными: ибо всякая скорбь, приключающаяся человеку через злых людей или через злые помыслы, устремляется к сердцу, которое страдает более других частей тела, как самое чувствительное (по Зигабену).

18 Виждь смирение мое, и труд мой, и остави вся грехи моя.

Кто постарается по силе своей понести терпеливо досады, поношения, безчестия и лишения за сделанные им грехи, – тот получает навык ко смирению и труду, ради которых Бог милует душу. Истинный труд не может быть без смирения; ибо сам по себе труд суетен и не вменяется ни во что. Но кто соединяет труд со смирением, тот получает прощение грехов (Варсонофий В., Дорофей).

19 Виждь враги моя, яко умножишася, и ненавидением неправедным возненавидеша мя.
20 Сохрани душу мою, и избави мя: да не постыжуся, яко уповах на Тя.

Достоверно действительно, что в страданиях нет обиды страждущему. Бог знает твои страдания и может отвратить их, однако ж не отвращает, потому что промышляет и печется о тебе. Когда мы терпим оскорбления от людей, Бог вменяет нам терпение скорбей в уплату долга по Своему милосердию. Хотя бы терпящий (неправду) и недостоин был помощи Божией, но если он чрезмерно страдает – то это одно преклоняет Бога к прощению Его и к наказанию обидевшего. Терпение обид имеет такую силу, что часто оно одно умилостивляло Бога (Златоуст).

21 Незлобивии и правии прилепляхуся мне, яко потерпех Тя, Господи.

Общением с простыми людьми Давид угождал Владыке. Добродетели свойственно также ненавидеть общение с людьми порочными. И этим Пророк чествовал Бога (Афанасий, Феодорит).

22 Избави, Боже, Израиля от всех скорбей его.

Прилична Царю – Пророку эта молитва. Ибо тому, кто поставлен правителем, надлежит прилагать всякое попечение о подданных. Израилем правильно могут быть названы и видящие верою Христа христиане, так как Израиль означает ум, видящий Бога (Феодорит).

Псалтирь. Кафизма 4. Псалом 25

Псалом Давиду, 25

Оклеветанный пророк Давид предъявляет свое незлобие пред Богом и просит Его об избавлении от предстоящих бед. Содержится в псалме и молитва Сына Божьего к Богу Отцу, оклеветанного иудеями перед Пилатом, говорившими: Сего обретохом развращающа язык наш, и глаголюща Себе Христа Царя быти (Лк. 23, 2 ). Пророк также напоминает в псалме о необходимости нравственной чистоты для достойного приношения Богу молитвы и, тем самым, объясняет внутренний смысл омовения (Псалтирь с толкованием).

1 Суди ми, Господи, яко аз незлобою моею ходих, и на Господа уповая, не изнемогу.

Никто так не приятен Богу, как человек незлобив. Он совершен и богоподобен. Отличительные черты его: простота, благородство, безыскусность нрава. Он исполнен радости и есть покоище Святаго Духа (Василий В., Антоний В., Руфин, Палладий).

2 Искуси мя, Господи, и испытай мя, разжзи утробы моя и сердце мое.

Сказать эти слова может лишь такой человек, который подвизается и просит, чтобы чрез искушение, исходящее по попущению Божьему, дано было ему испытать себя: сохранит ли он терпение в тесноте искушения. Сильнейшим холодом греха умертвил диавол сердца людей. Поэтому, всякому христианину не должно предаваться безпечности, но всегда ожидать искушения и быть готову принять его: не почитать его странным и не смущаться им, но благодарно претерпевать тяготу скорби; утробами и сердцем называет помыслы и желания (Златоуст, Варсонофий).

3 Яко милость Твоя пред очима моима есть, и благоугодих во истине Твоей.

Милость Божия воистину несказанная пред очима как праведного, так и грешного человека. Яко солнце Свое сияет на злыя и благия, и дождит на праведныя и на неправедныя (Мф. 5, 45 ).

4 Не седох с сонмом суетным, и со законопреступными не вниду.
5 Возненавидех церковь лукавнующих, и с нечестивыми не сяду.

Описывает Пророк виды своего благоугождения Богу: избегал злочестивых собраний и вредных бесед с ними (сонмом суетным). Возненавидел всякое сборище злых людей (церковь лукавнующих) (Феодорит).

6 Умыю в неповинных руце мои, и обыду жертвенник Твой, Господи:
7 Еже услышати ми глас хвалы Твоея, и поведати вся чудеса Твоя.

Древние, когда хотели засвидетельствовать свою невинность, умывали пред народом свои руки водою – показывая этим омовением чистоту рук и совести своей. В подобном смысле поступил и Пилат касательно Господа нашего Иисуса Христа.
Для чего, не иначе, как умыв руки, начинают молитву? – во свидетельство неделания никакого зла. Приступающим к священнейшему священнодействию нужно очищать самые последние помыслы души, ибо в таком только случае они озаряются яснейшими богоявлениями. Омовения рук совершаются пред святейшими символами, как бы перед Самим Христом, видящим все сокровеннейшие помыслы наши (Феодорит, Астерий, Дионисий).

8 Господи, возлюбих благолепие дому Твоего, и место селения славы Твоея.

Душа, воспламененная сильною любовию к Богу, ничего прекраснее не обретает на земле, как только место явственного присутствия Божия – храм Господень (Афанасий).

9 Да не погубиши с нечестивыми душу мою, и с мужи кровей живот мой.
10 Ихже в руку беззакония, десница их исполнися мзды.

Мужи кровей – убийцы и богоубийцы, возопившие на Христа Бога: кровь Его на нас и на чадех наших (Мф. 27, 25 ). В руку их беззаконие, когда они дали Иуде сребренники на неповинную кровь и смерть Христову. Десница их исполнися мзды, когда воинам дали много сребренников, чтобы оклеветать Христово воскресение (Афанасий).

11 Аз же незлобою моею ходих: избави мя, Господи, и помилуй мя.

Незлобивый Христос Спаситель пришел в мир грешников призвать к покаянию. Хулителям и распинателям Своим не воздал Он злом за зло, но, вися на кресте, молился за неблагодарных, прося: Отче, отпусти им (Лк. 23, 34 ).

12 Нога моя ста на правоте: в церквах благословлю Тя, Господи.

Молящийся в Церкви лучше бывает выслушиваем, чем в дому: ибо так молиться в доме невозможно, как в Церкви. Здесь такое множество отцов. Здесь совокупно воссылается вопль к Богу. Здесь – единодушие, согласие, союз любви и молитва священников. Ибо для того-то и предстоят священники, чтобы молитвы народа, как слабейшие, соединялись с их молитвами, сильнейшими, вместе с ними восходили на небо (Златоуст).

Псалтирь. Кафизма 4. Псалом 26

Псалом Давиду, прежде помазания, 26

Псалом содержит в себе предсказание о борьбе с врагами. Слова же: прежде помазания означают то, что Давид, хотя и будет помазан в Царя, однако же не избежит и искушения, ибо многими скорбьми подобает нам внити в Царствие Божие (Деян. 14, 22 ) (Афанасий).

1 Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся; Господь Защититель живота моего, от кого устрашуся;

Господь есть Свет, просвещающий всякого человека (Ин. 1, 9 ) и Спаситель – Той бо спасет люди Своя от грех их (Мф. 1, 21 ). Ангели являются зрителями твоей жизни. Если увидят, что ты побеждаешь – радуются твоему успеху; если увидят твою неудачу – отступают опечаленные, зато демоны смеются над тобой. Поэтому вместо меча вооружись страхом Божиим, который есть меч обоюдоострый, поражающий всякую дурную похоть (Златоуст).

2 Внегда приближатися на мя злобующым, еже снести плоти моя, оскорбляюшии мя и врази мои, тии изнемогоша и падоша.

Не убойтеся (злобующих) убивающих тело, души же не могущих убити: убойтеся же паче могущаго и душу и тело погубити в геенне (Мф. 10, 28 ). Находящиеся (бьющиеся) в борьбе наносят удары и взаимно принимают их; и демоны, состоящие с нами в борьбе, конечно и сами принимают их от нас (Евагрий).

3 Аще ополчится на мя полк, не убоится сердце мое: аще востанет на мя брань, на Него аз уповаю.

Кто не обучен еще брани со врагом, тому приходят помыслы боязни, уныния и блуда. Противостать им надо твердым сердцем: ибо борцы, если не подвизаются, не бывают увенчаны; и воины, если не покажут своего искусства в брани, не удостаиваются почестей. Смотри, какой был Давид! Не поешь ли ты его псалмы? (Дорофей).

4 Едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню, и посещати храм святый Его.

Вот наше сокровище, наша радость! Нужно посещать святый храм Господень с усердием и думать о том, чтобы устроить достойный Владыке и душевный храм. В Церкви со страхом и трепетом должно предстоять: Сам Бог присутствует в ней (Феодор).

5 Яко скры мя в селении Своем в день зол моих, покры мя в тайне селения Своего, на камень вознесе мя:

Селения есть Церкви Божии, а Камень – есть Христос (1 Кор. 10, 4 ) (Афанасий, Феодорит).

6 И ныне, се вознесе главу мою, на враги моя. Обыдох и пожрох в селении Его жертву хваления и воскликновения: пою и воспою Господеви.

Давид пророчествует здесь о будущем, как о прошедшем. За то, что Бог покроет меня от врагов, я принесу Ему жертву благодарную и хвалебную. Восклицания – это голоса более смелых против робких во время сражения, так и песнопения есть голоса благодушествующих, как сказано: благодушен ли кто, пусть поет псалмы (Иак. 5, 13 ). Пою (голосом) и воспою (с помощью псалтирного инструмента) Господеви (Феодорит).

7 Услыши, Господи, глас мой, имже воззвах: помилуй мя, и услыши мя.

Благоприемная молитва – не от гласа только устного, но наиболее от вопля сердечного; уста с сердцем должны быть согласованы: сердцем бо веруется в правду, усты же исповедуется во спасение (Рим. 10, 10 ) (Афанасий).

8 Тебе рече сердце мое: Господа взыщу. Взыска Тебе лице мое, лица Твоего, Господи, взыщу.

Кто истинным сердцем молится Богу, тот истинно ищет Бога и обретает Его в этой жизни, а в будущей жизни удостоится видения и лица Его Божественного, по слову апостола: видим убо ныне якоже зерцалом в гадании, тогда же лицем к лицу (1 Кор. 13, 12 ) (Афанасий).

9 Не отврати лица Твоего от мене, и не уклонися гневом от раба Твоего: помощник мой буди, не отрини мене, и не остави мене, Боже Спасителю мой.

Лице милости Своей Бог отвращает от человека за грехи его. Уклоняется гневом – когда не наказывает за грехи здесь и не обращает в покаяние. Помощник Бог человеку, когда он творит добро; если же в праздности проводит жизнь, то как Бог помогать ему будет? И не остави мене пребывать во грехах, но «имиже веси судьбами спаси мя, Господи» (Афанасий, Августин).

10 Яко отец мой и мати моя остависта мя, Господь же восприят мя.

Давид употребляет такое выражение для изображения совершенной своей безпомощности – именно то, что он покинут самыми близкими людьми, к которым он относился с такой любовью и доверчивостью, как к своему отцу и матери. Одна остается надежда на Господа, что Он не покинет его в несчастии, но как брошенное родителями или подкинутое дитя восприемлет его (по Зигабену).

11 Законоположи ми, Господи, в пути Твоем и настави мя на стезю правую враг моих ради.

Просит дарования божественной благодати, чтобы исполнить заповеди Божии. Законоположи («просвети») или «покажи мне Путь Твой» (Афанасий).

12 Не предаждь мене в душы стужающих ми: яко восташа на мя свидетеле неправеднии, и солга неправда себе.

Так говорит Дух Святый от лица души человеческой, описывая ее невидимую борьбу с невидимыми врагами спасения. Солга неправда себе означает, что клевета, возводимая на праведника от злых людей, обращается в собственную их погибель. Подобно как Даниил пророк сказал одному из неправедных старцев, обвинявших Сусанну: право солгал еси на свою главу (Дан. 13, 55 ) (Игнатий).

13 Верую видети благая Господня на земли живых.

Как телесные очи видят все ясно, так и душам святых явственны и видимы те лепоты божества, о которых помышляют христиане. Но от очей телесных сокрыта такая слава, ясно же открывается она душе верующей, которая была умерщвлена грехом и которую Господь воскрешает, – уготовляя ей новое небо, новую землю, и Солнце правды, подавая ей все от божества Своего. Ибо есть истинный мир, и земля живых, и хлеб жизни, и вода живая (Макарий В.).

14 Потерпи Господа, мужайся, и да крепится сердце твое, и потерпи Господа.

Это увещание Пророка всем людям. Не приходи в нерадение от изнеможения, но имей в виду упование. Ибо где подвиги – там награды, где брани – там и почести, где борьба – там и венцы. Взирая на это, укрепляй себя уроками терпения, взывай себя непрестанно; мужайся, да укрепится сердце твое (Ефрем).

Псалтирь. Кафизма 4. Псалом 27

Псалом Давиду, 27

Псалом, от Духа Святаго Давиду вдохновенный, в котором Пророк приносит свою молитву Богу при нашедшей скорби, когда отступили от него верные друзья во время гонения Саула. Приличествует же этот псалом и всякому впадшему в подобные обстоятельства. Ибо кто хочет, тому возможно, подобно Давиду, и быть терпеливым, и умолять Бога, и сподобиться Его промышления (Феодорит).

1 К Тебе, Господи, воззову, Боже мой, да не премолчиши от мене: да не когда премолчиши от мене, и уподоблюся низходящым в ров.

Бог дает благодать Свою просящим у Него. Взывайте к Нему день и ночь, чтобы Он вам явил Свою благость, чтобы открыл, что благоугодно Его святой воле. Воззванием здесь называет не высокий или громкий голос, ибо так молиться не прилично святым, но усилие и усердие, и непрестанное углубление ума к Богу. Рвом священное Писание обычно именует ад (Антоний В., Афанасий, Кирилл).

2 Услыши, Господи, глас моления моего, внегда молити ми ся к Тебе, внегда воздети ми руце мои ко храму святому Твоему.

Так и Даниил, молясь в Вавилоне, открывал окна, обращенные к Иерусалиму, не в том предположении, что божество описуется там местом, но зная бывшее там божественное явление, устремлял туда ум. Или под храмом можно разуметь и небо, где пребывает Живый на небесех (Пс. 2, 4 ) (Феодорит).

3 Не привлецы мене со грешники, и с делающими неправду не погуби мене, глаголющими мир с ближними своими, злая же в сердцах своих.

Не от явных грехов, как-то: блуда, убийства, татьбы, чревоугодия и тому подобных надлежит быть чистой душе – деве, возжелавшей сочетаться с Богом; но гораздо более от грехов тайных: похоти, тщеславия, человекоугодия, ненависти, злонравия, зависти и т. п. Ибо Господь одинаково гнушается как тайными, так и явными грехами (Макарий В.).

4 Даждь им, Господи, по делом их, и по лукавству начинаний их, по делом руку их даждь им, воздаждь воздаяние их им.

Тем, которые одно говорят, а иное думают, Пророк просит воздать воздаяние, соответствующее злоумышлениям их, чтобы они чрез наказание изменились к лучшему. Этим сугубым прошением Давид выражает скорбь и болезнь души своей, воспламеняясь ревностью, которую питал против греха. Никто да не подумает, что праведник желает зла врагам (это не зложелание, а справедливый приговор): пусть впадут в собственные козни те, которые устрояют их другим – воздаждь воздаяние их им! (Феодорит).

5 Яко не разумеша в дела Господня, и в дела руку Его: разориши я, и не созиждеши я.

Некоторые люди, причиняя зло другим, не думают, что имеют дело с Богом, но считают, что Бог только к ним милостив, а о других не заботится. Но отвергая всеобщий Промысел Божий, они навлекают сами на себя наказание от Господа, обличающее их заблуждение. Ибо Пророк предсказывает, что Бог разрушит их и не созиждет (разориши я и не созиждеши я) (Феодорит).

6 Благословен Господь, яко услыша глас моления моего.
7 Господь Помощник мой, и Защититель мой: на Него упова сердце мое, и поможе ми: и процвете плоть моя, и волею моею исповемся Ему.

Благодарит Пророк Господа и показывает причину скорой помощи – упование сердца его на Бога. Ибо когда сердце веселое, тогда и лицо цветет, а пребывающее в печали – помрачается. Ибо скорби сильно изнуряют лицо, а веселие – восстановляет (Кирилл, Лествичник).

8 Господь утверждение людей Своих, и Защититель Спасений христа Своего есть.

Хотя и получал Давид помощь от людей, но видел в этом божественное промышление. Христос означает «помазанник», которым является всякий верующий, помазующийся при святом крещении в христианина, который благодатью Божиею защищается от злобы демонов (Златоуст).

9 Спаси люди Твоя, и благослови достояние Твое: и упаси я, и возми я до века.

Достойно же удивления в великом Давиде и то, что он, будучи гоним народом (который против него воевал вместе с Саулом), приносил Богу молитву о нем. Ибо он предвидел будущую перемену в народе, и взирал не на обиду, но на будущую покорность его. Господь Бог пасет нас: вместо Себя и как Себя послал Он нам Утешителя – Духа Святаго Своего. Возьми – значит вознеси в безконечные веки (Афанасий, Феодорит).

Псалтирь. Кафизма 4. Псалом 28

Псалом Давиду, исхода скинии, 28

В духовном смысле под исходом из скинии подразумевается отшествие из этой жизни и разлучение души от тела. Тело является для нас скинией, как учит божественный Павел, говоря, что сущии в теле сем (скинии) воздыхаем (2 Кор. 5, 4 ). Пророк наставляет нас добрыми делами приносить славу и честь Богу, чтобы собрать себе сокровище славы и чести ко времени праведного воздаяния божественного Судии (Василий В.).

1 Принесите Господеви сынове Божии, принесите Господеви сыны овни, принесите Господеви славу и честь.

Прежде чем станешь совершать свое жертвоприношение пред Богом, прилежно испытай сам себя – принадлежишь ли ты к благодатным сынам Божиим? Ибо как добрыми делами прославляется Бог, так делами порочными славится враг. Не представляй, что враги далеко, но обрати взор на себя и увидишь, когда ум борется со страстью и своим усилием одерживает верх, то успехом своим как бы увенчивает самого Бога; а когда ум пленяется сластолюбием, тогда доставляет врагу случай к похвальбе и превозношению (Василий В.).

2 Принесите Господеви славу имени Его: поклонитеся Господеви во дворе святем Его.

Славу мы приносим Господеви чрез свои добрые дела. И когда на всякое начинаемое нами доброе дело призываем мы имя Божие – тогда также мы воздаем славу Богу. Двор святый – есть Церковь Божия. Многие по наружности хотя и стоят на молитве в храме, но не поклоняются Господеви, потому что мыслями своими носятся туда и сюда и ум их развлекается суетными заботами (Василий В., Августин).

3 Глас Господень на водах: Бог славы возгреме, Господь на водах многих.

И у нас есть голос, но глас Господень – это голос совершенно иного рода, и слышит его ум только того человека, которому Бог хочет явить Свой голос (подобно, как бывает во сне). Глас Господень – это благодать Святаго Духа. Глас Господень творит чудеса в стихиях чувственных: в морях и реках, в воздухе и в облаках…
Все неодушевленные вещества имеют глас от Господа: по указанию Писания «всякая тварь едва не вопиет, возвещая о Своем Создателе». В пророческом смысле – это предсказание о гласе с Неба на Иордане, который «возгремел над водами многими, Своему свидетельствуяй Сыну» (канон на Богоявление) (Василий В., Феодорит).

4 Глас Господень в крепости, глас Господень в великолепии.

Глас Господень не в немощной и расслабленной душе, но в той, которая с напряжением и крепостью творит добро. Великолепие есть доблесть особенно великая. Ведь великолепный презирает все телесное. Никакое обстоятельство его не оскорбит, никакое страдание его не возмутит, проступки негодных людей не приведут его в движение… по причине его мысли (Василий В.).

5 Глас Господа, сокрушающаго кедры, и стрыет Господь кедры Ливанския.

Глас Господень сокрушает покаянием сердца гордых грешников и высокомерных, подобных безплодным кедрам Ливанским. Вообще же и нравы животных и виды растений берутся к показанию различного произволения в людях. Здесь под кедрами подразумеваются жестокие и непреклонные нравы в людях (Василий В.).

6 И истнит я яко тельца Ливанска: и возлюбленный яко сын единорожь.

Единородный сын единорожь, возлюбленный Богу Отцу истнит и низложит владычество ожесточенных и непокорных людей, подобно идоложертвенному тельцу ливанскому, которого Моисей истнил и напоил народ (см. Исх. 32, 20 ) (Василий В.),

7 Глас Господа, пресецающаго пламень огня.

Лик святых апостолов получил дар Всесвятаго Духа в огненном виде, который светил для них, но не жег. И в будущей жизни сугубое действие огня будет разделено: он будет светить праведникам и жечь деятелей порока. Поэтому наказание беззаконных и огнем именуется и тьмою, так как действие света для них прекратится. Подобное случилось в купине. Отделив силу огня жгучую, Бог показал Моисею одну светящую (Феодорит).

8 Глас Господа, стрясающаго пустыню: и стрясет Господь пустыню Каддийскую.

Пустынею назвал Давид язычников, как лишенных Богопознания. Эту пустыню Христос, потрясши, пересоздал в пустыню Каддийскую – т.е. в Церковь Святую (ибо так переводится слово кадис) (Афанасий, Феодорит).

9 Глас Господень свершающий елени, и открыет дубравы: и в храме Его всякий глаголет славу.

Глас свершающий елени – это тот глас, как говорит Святый Дух, который преподан Господом через Евангелие всему миру для попрания сопротивления диавольского. Ибо всем «земным» ненавистно небесное. Праведник именуется еленем за противодействие злу; и где есть святой елень, оттуда прогоняется всякая пресмыкающаяся злоба, потому что ядовитые гады не терпят запаха животного, бегут даже оттуда, где есть запах оленьих рогов.
Слово очищает и дубравы, то есть души огрубелые, в которых, подобно диким животным, гнездятся различные страсти. Кто со страхом Божиим молится в храме – тот в храме Его глаголет славу (Василий В., Епифаний).

10 Господь потоп населяет, и сядет Господь Царь в век.

Потоп – это разлитие воды, которая очищает прежде оскверненное. Пророк поэтому потопом называет благодать крещения, чтобы душа, омытая от грехов и очищенная от ветхого человека, соделалась способною стать обителью Духа Святаго. Бог, утвердившись в душе, просветленной потопом, делает ее как бы престолом Своим (Василий В.).

11 Господь крепость людем Своим даст, Господь благословит люди Своя миром.

От народа грешного отымет Господь крепость (Ис. 3, 11 ) и даст ее народу, творящему правду. И этот народ удостоится Божьего благословения миром, как одним из совершеннейших благословений. Ибо одним из признаков мирного мужа является умирение нрава; боримый же страстями не причастен мира Божьего (Василий В.).

Псалтирь. Кафизма 4. Псалом 29

Псалом песни, обновления дому Давидова, 29

Обновление дому бывает, когда чрез искреннее покаяние истлевает внешний наш человек и обновляется внутренний. В честь этого обновления великий Давид воспевает этот псалом, подразумевая под обновленным домом нас, христиан, удостоившихся именоваться и соделаться Храмом Божиим (см. 1 Кор. 3, 16). Пророк, испытав на себе обновление ума Духом Святым, преподает нам свои наставления (Григорий Богослов, Афанасий).

2 Вознесу Тя, Господи, яко подъял мя еси, и не возвеселил еси врагов моих о мне.

Давид прославляет Господа за избавление его от скорбей. Но не скорби, посылаемые святым для испытания, доставляют веселие невидимым врагам, а наоборот, когда падаем мы под тяжестью скорбей, и когда от утомления многочисленными бедствиями наш рассудок приходит в недоумение, – они веселятся и радуются (Василий В.).

3 Господи Боже мой, воззвах к Тебе, и исцелил мя еси.

Блажен, кто знает внутреннюю язву свою и может придти ко Врачу (Василий В.).

4 Господи, возвел еси от ада душу мою, спасл мя еси от низходящих в ров.

Где добродетель – там восхождение, где порок – там снисхождение. Ров – есть место темное и холодное во аде (Златоуст, Василий В., Афанасий).

5 Пойте Господеви, преподобнии Его, и исповедайте память святыни Его.

Не всякий, кто произносит устами псалмы, поет Господу. Некоторые люди хотя и поют чувственно, но не истинно. Ибо нечистое сердце не может износить из себя слов жизни и добродетели, как говорит Премудрый: не красна похвала во устех грешника (Сир. 15, 9 ) (Василий В.).

6 Яко гнев в ярости Его, и живот в воли Его: вечер водворится плачь, и заутра радость.

Бедствия не волею Божиею производятся, но навлекаются достоинством самих согрешающих. И кто с покорностью принимает ниспосылаемые скорби и оплакивает свои грехи, тот возрадуется при наступлении утра будущей жизни, ибо сказано: блажени плачущии, яко тии утешатся (Мф. 5, 5 ). Вспомни время страданий Господних и ты найдешь значение этих слов: вечером – плач учеников, видящих Его на кресте, заутра воскресение Его из мертвых (Василий В., Афанасий).

7 Аз же рех во обилии моем: не подвижуся во век.

Слова эти были причиною, по которой Бог попустил падение Давида. Ибо наслаждаясь благоденствием, он возмечтал о всегдашнем продолжении его, как будто бы сам был его виновником, – забыв при этом, что всякое благо ниспосылается от Бога. Поэтому здесь Давид объясняет причину своего падения (Афанасий).

8 Господи, волею Твоею подаждь доброте моей силу. Отвратил же еси лице Твое, и бых смущен.

Чтобы в душе была красота и сила к совершению добродетелей, для этого имеем мы нужду в благодати Божией. Прекрасна душа всякого человека, живущего добродетельно; напротив, что неблагообразнее и отвратительнее души, преданной страстям. В ней душевное расположение выступает на самые оконечности тела, равно как и следы душевной красоты бывают видимы во внешности святого мужа. Ибо каким обычно видится тело, пространно питаемое, – цветущим и полным, таковою духовно делается душа через воздержание, так, что смирив тело, мы придаем красоту душе.
Отвращает Бог лице Свое, когда благодать Свою отнимает за грехи от человека и тогда человек бывает смущен. И если кто надеется на самого себя, а не на Бога, и от того Бог отнимает благодать Свою. Отвращение Божие бывает и тогда, когда ум занимается суетностями и предается греховным помыслам (Василий В., Афанасий, Студит).

9 К Тебе, Господи, воззову, и к Богу моему помолюся.

Справедливо песнословить и благодарить Творца этими словами. Верный человек, если и скорби претерпевает, то не унывает, вменяя их ни во что, но еще сильнее взывает в сердце сокрушенном к Богу о получении небесных благ: взывать свойственно только желающему великого и небесного. А кто просит у Бога малого и земного, тот употребляет слабый и низкий голос (Василий В., Димитрий).

10 Кая польза в крови моей, внегда сходити ми во истление; еда исповестся Тебе персть; или возвестит истину Твою;

Разве не знаешь, что чем более изнеженною сделаешь ты плоть свою, тем более тягостное узилище приготовишь душе? Поэтому умерщвляю тело мое и порабощаю (1 Кор. 9, 27 ), чтобы хорошее состояние тела не послужило поводом ко греху, препятствием к исповеданию и уразумению истины (Василий В.).

11 Слыша Господь и помилова мя: Господь бысть Помощник мой.
12 Обратил еси плачь мой в радость мне, растерзал еси вретище мое, и препоясал мя еси веселием.

Не всякой душе дается радость от Бога, но кто много плакал о грехе своем. Для нас пророки рыдают и призывают к плачу, чтобы мы пришли в сознание своих грехов и оплакивали свою погибель, смиряя свою плоть утомлением и трудами. Ибо кто из святых без борьбы и скорби прошел путь мира всего? Их стопам последуя, уразумеем, что спасение наше в претерпении скорбей. Вретищем наименовал плач, потому что во время плача обычно облекаются во вретище. Оно изготовлялось из волос «проклятых козлищ» и содействовало покаянию, как символ смирения (Василий В., Пахомий, Афанасий).

13 Яко да воспоет Тебе слава моя, и не умилюся: Господи Боже мой, во век исповемся Тебе.

Под славою здесь разумеется душа человека, которая через покаяние получает прощение грехов и благодарственно прославляет своего Создателя во веки. Не умилюся, значит не умолчу о том, что воспринял прежнюю славу свою (Афанасий, Феодорит).

Псалтирь. Кафизма 4. Псалом 30

В конец, псалом Давиду, изступления, 30

Давид воспевает этот псалом в состоянии изступления – «смятения», от величайшей скорби о собственном падении: аз же рех во изступлении моем: отвержен есмь от лица очию Твоею (т.е. думал я, что, согрешив, лишился Твоего промышления). Написан псалом Давидом в то время, когда преследовал его сын его Авессалом. Пророчески изображается в псалме и моление Христа Спасителя в предсмертной скорби Его к Богу Отцу, во время пречистых страстей. Приличествует псалом и всякому скорбящему и кающемуся о грехах своих (Феодорит).

2 На Тя, Господи, уповах, да не постыжуся во век: правдою Твоею избави мя и изми мя.

Блажен, кто удалил себя от всякой надежды на мир и имеет упование единственно на Бога. Ибо как проклят человек иже надеется на человека (Иер. 17, 5 ), так благословен утверждающийся в Господе, ибо надежда на Бога не колеблется. Господь не подает Своей помощи тому, кто иногда надеется на деньги, человеческую славу и силу мира, а иногда ограждается надеждою на Него (Кирилл).

3 Приклони ко мне ухо Твое, ускори изъяти мя: буди ми в Бога Защитителя, и в дом прибежища, еже спасти мя.

Поскольку вопль мой не достигает в высоту, то, по снисхождению ко мне, приклони ухо Твое (Афанасий).

4 Яко держава моя, и прибежище мое еси Ты, и имене Твоего ради наставиши мя, и препитаеши мя.

Заметь скромность мысли о себе Давида: ибо он просил божественной помощи не ради собственной своей добродетели, но ради имени Божьего и правды Его, и ради того, что на Бога надеялся (Феодорит).

5 Изведеши мя от сети сея, юже скрыша ми: яко Ты еси Защититель мой, Господи.

Под сетию подразумеваются тайные скрытые козни врагов.

6 В руце Твои предложу дух мой: избавил мя еси, Господи, Боже истины.

Эти слова произнес Господь на кресте, когда предавал Свою всесвятую душу Отцу (см. Лк. 23, 46 ). Мы также находимся в руках Божиих и Он властен исполнить над нами Свою волю. Когда мы в руце Божией, то зачем кого-то боимся? Покаемся Богу и Он умиротворит и ублагоустроит все. Да и разве есть кто сильнее Бога? (Варсонофий).

7 Возненавидел еси хранящыя суеты вотще: аз же на Господа уповах.

Суетою называет развлечения настоящей жизни, богатство и благоденствие, отводящие ум от памятования о Боге (Афанасий).

8 Возрадуюся и возвеселюся о милости Твоей, яко призрел еси на смирение мое, спасл еси от нужд душу мою.

Смирением называет Пророк здесь свое уничижение во время гонений; ибо иногда смирением называют неимение гордости, а иногда – злострадания и бедствия тела, как здесь (Феодорит).

9 И неси мене затворил в руках вражиих, поставил еси на пространне нозе мои.

Можно разуметь здесь и избавление Давида от опасностей во время гонений. Поставил на пространне нозе мои – то есть дал мне покой и простор (Афанасий).

10 Помилуй мя, Господи, яко скорблю: смятеся яростию око мое, душа моя и утроба моя.

Око – ум в душе; утроба – память в душе, которая сохраняет понятия, собираемые через чувства (Афанасий, Феодорит).

11 Яко исчезе в болезни живот мой, и лета моя в воздыханиих: изнеможе нищетою крепость моя, и кости моя смятошася.

Костями называет душевные силы (Афанасий).

12 От всех враг моих бых поношение, и соседом моим зело, и страх знаемым моим: видящии мя вон бежаша от мене.

Все приводимые слова Давида и бедствия должны быть примером для тех, которые хотят истинно покаяться и получить прощения грехов. По другому толкованию эти слова могли быть произнесены и от лица Христа Спасителя, во время страдания Его, когда враги – иудеи поносили Его, а знакомые и ученики Его бежали от страха их, и, когда верховный Петр отрекся, а другой предал Его (Никита, Кирилл).

13 Забвен бых яко мертв от сердца: бых яко сосуд погублен.

Сосуд погублен – негодный разбитый сосуд.

14 Яко слышах гаждение многих, живущих окрест: внегда собратися им вкупе на мя, прияти душу мою совещаша.

Гаждением называет злоречие и укоризны. Как Давида поносил Семей во время бегства (см. 2 Цар. 16), так нечестивые богоубийцы укоряли распятого Христа Господа, говоря: уа, разоряй Церковь (Мк. 15, 29 ); другие досаждали: ины спасе, Себе ли не может спасти (Мк. 15, 31 ); некоторые же говорили: Илию глашает Сей… да видим, аще приидет Илия спасти Его (Мф. 27, 29 ). Да и после распятия не умолкли от злобы своей, всячески стараясь утаить и очернить светлое Воскресение Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа (Димитрий).

15 Аз же на Тя, Господи, уповах, рех: Ты еси Бог мой.
16 В руку Твоею жребии мои: избави мя из руки враг моих, и от гонящих мя.

Ничего не бывает такого, на что бы не было воли божественной. Всемогущий Бог или Сам творит, или попускает все приключающееся. Ибо жребий каждого в руках Божиих: каждому Он определил меру жизни и назначил предел, которого никто не может нарушить, хотя бы и ухищрялся. Скорби и радости каждому Он уделяет и изменяет, как Ему угодно.
Мы же, маловерные, часто обвиняем диавола, или иногда безрассудность, злоумышение или же зависть наших недругов – но сами не видим Божьего провидения, управляющего всеми большими и малыми делами. Поревнуй великому Давиду, который с полной верой предал свой жребий жизни в волю Божию (Афанасий, Никита, Августин, Иоанн Тобольск.).

17 Просвети лице Твое на раба Твоего, спаси мя милостию Твоею.

О даровании божественного света просит Пророк Спасителя не ради своих дел, но ради милости Божией. Ибо когда отвращается Бог от человека за его грехи – тотчас восстают душевные враги; а когда воссиявает Свет Божества – тогда посрамляются делатели тьмы (Неизвестный толковник).

18 Господи, да не постыжуся, яко призвах Тя: да постыдятся нечестивии, и снидут во ад.

Из этого видим, как велико различие греха и нечестия. Ибо грех есть беззаконие, а нечестие – есть безбожие или многобожие. Поэтому Давид просит Господа освободить его от стыда, порожденного грехом, а нечестивых со стыдом предать смерти (Феодорит).

19 Немы да будут устны льстивыя, глаголющыя на праведнаго беззаконие, гордынею и уничижением.

«Да онемеют уста лживые, которые против Праведника говорят злое, с гордостью и презрением».

20 Коль многое множество благости Твоея, Господи, юже скрыл еси боящымся Тебе, соделал еси уповающым на Тя пред сыны человеческими.

Господь скрывает многочисленные награды и воздаяния за подвиги и труды боящимся Его, поэтому и попускает им бороться с большими бедствиями и искушениями; однако, иногда Он обнаруживает эти воздаяния явно, для поощрения подвижников в подвиге (Феодорит).

21 Скрыеши их в тайне лица Твоего от мятежа человеческа, покрыеши их в крове от пререкания язык.

Блаженна душа, которая чрез жаждание Бога истинно уготовила себя к принятию даров Его; потому и Он ни в чем не оставляет ее, но во всем покровительствует ей, даже и в том, о чем она по неведению и не просит. Хорошо сказал Премудрый: муж мудрый пребывает под кровом Бога. Сколько раз Саул покушался умертвить блаженного Давида? Что ни делал? Как ни ухищрялся? Но как Давида покрывал Господь, то всякий замысел Саула оставался тщетным; и не только это, но и сам он часто был предаваем в руки Святого, который, однако же, щадил его (авва Зосима).

22 Благословен Господь, яко удиви милость Свою во граде ограждения.

Под градом ограждения разумей Церковь Святую, которой Господь посылает особую Свою милость (Кирилл).

23 Аз же рех во изступлении моем: отвержен есмь от лица очию Твоею: сего ради услышал еси глас молитвы моея, внегда воззвах к Тебе.

Во изступлении – в сильном смущении духа по причине соделанного греха. А при всяком искушении большую силу имеет сокрушенная молитва в надежде на милость Божию (Феодорит).

24 Возлюбите Господа, вси преподобнии Его: яко истины взыскает Господь, и воздает излише творящым гордыню.

Какой истины взыскает Господь? – Непорочной и неложной жизни; истины в словах, делах и исповедании помыслов (Кирилл, Каллист и Игнатий Ксанфопулы).

25 Мужайтеся, и да крепится сердце ваше, вси уповающии на Господа.

Мужество верных состоит в отречении своей воли и покорении ее воле Божией; в противлении всякому злу, в непрестанной молитве и благодарности Богу за все неизъяснимые пути Его Божественного Промысла (Афанасий).

Псалтирь. Кафизма 4. Псалом 31

Псалом Давиду, разума, 31

Псалом этот научает читателя разуму, когда говорит: не будите яко конь и меск, имже несть разума (ст. 9) и указывает согрешившим на необходимость скорейшего исповедания грехов и раскаяния пред Богом. Иудеи называют этот псалом «сердцем Давида» – за выраженные здесь чувства скорби и раскаяния о соделанном грехе. Церковные учители весьма прилично определили его в число седьми покаянных псалмов: ибо весь он состоит в оплакивании грехов и в увещании людей к покаянию. Второй покаянный (по Зигабену, Палладию и Толковой Псалтири).

1 Блажени, ихже оставишася беззакония, и ихже прикрышася греси.

Под беззаконием Пророк разумеет грех первородный, которому все люди подвержены. От причастности к нему человек освобождается благодатью крещения. Повседневные же грехопадения омываются при милосердии Божием водою слез покаяния. Покрываются же грехи любовью к Богу и ближнему, зане любовь покрывает множество грехов (1 Петр. 4, 8 ). Под покровением подразумевается такое истребление грехов, которое уже не вменится человеку на Страшном суде (Афанасий).

2 Блажен муж, емуже не вменит Господь греха, ниже есть во устех его лесть.

Не вменяет Господь греха тому, кто перестает более грешить, очистившись от грехов глубоким сердечным покаянием. Несть лести во устех того, кто не лицемерно исповедует грехи свои, но истинно, и с сокрушенным сердцем кается, принося достойные покаяния плоды (Псалтирь с толкованием).

3 Яко умолчах, обетшаша кости моя, от еже звати ми весь день.

Неисповеданные грехи производят ужасные нравственные мучения, поскольку собственную совесть невозможно ни обмануть, ни успокоить. Упреки совести и чувство естественного стыда терзают душу и не дают покоя. Одновременно чувствуется оскорбление такого милостивого Господа – и это увеличивает внутренние терзания. Умолчах от истощения духовных и телесных сил (Афанасий).

4 Яко день и нощь отяготе на мне рука Твоя, возвратихся на страсть, егда унзе ми терн.

Угрызения совести день и ночь изнуряют меня. Тернием Пророк называет грех, как пронзающий совесть грешника и причиняющий боль. Возвратихся на страсть – «вооружился против греховной страсти» постом, молитвою, слезами, бдением и частыми коленопреклонениями, удручая себя и изнуряя плоть свою (Августин, Максим Грек).

5 Беззаконие мое познах, и греха моего не покрых, рех: исповем на мя беззаконие мое Господеви: и Ты оставил еси нечестие сердца моего.

Что может сравниться с такою благостынею? Чему уподобим такое человеколюбие? – Бог, будучи человеколюбив, и великие прегрешения изглаждает. Для грешника нет большей пользы, как всегда иметь в уме и пред глазами свои грехи и как можно чаще сокрушаться. Ничто скорее этого не умилостивляет гнев Божий: ни посты, ни лежание на земле, ни бдение, ни иное прочее в этом роде.
Если бы мы постоянно вспоминали о грехах своих, то ничто из предметов внешних не могло бы возбудить в нас гордость: ни богатство, ни могущество, ни власть, ни слава; когда бы даже мы сидели на царском седалище, и тогда плакали бы горько. Смотри, Давид был царь и однако же говорил: измыю на всяку нощь ложе мое (Пс. 6, 7 ), ибо сознавал, что он есть человек, а потому имел сердце сокрушенное и… плакал.
Если будешь исповедывать грехи как должно, то душа смирится, потому что совесть, терзая ее, делает смиренною. Врачевство покаяния состоит в сознании своих грехов и исповедании их чрез внешнее посрамление, чтобы избавиться от вечного суда и получить отраду измученной душе. Прежде всего молись о получении слез, чтобы плачем умягчить сущую в душе жестокость (дикость), и исповедав «на себя» беззаконие Господеви, получить от Него оставление грехов (Златоуст, Лествичник, Нил).

6 За то помолится к Тебе всяк преподобный во время благопотребно: обаче в потопе вод многих к нему не приближатся.

За то – за оставление грехов своих должен человек просить помолиться святых к Богу: много бо может молитва праведного поспешествуема (Иак. 5, 16 ) во благое, как сказали и все пресвитеры Иудифи: молися за нас, ибо жена благочестива еси (Иф. 9, 31). Время благопотребно всякое, в течение дня и ночи, по заповеди: непрестанно молитеся (2 Сол. 5, 17 ). Потоп вод многих – есть множество искушений и напастей, которые не одолеют кающегося в сокрушении сердца за молитвы святых (Иероним, Афанасий).

7 Ты еси прибежище мое от скорби обдержащия мя: радосте моя, избави мя от обышедших мя.

Когда и нас со всех сторон окружают гнусные и враждебные помыслы, то и мы станем взывать ко Христу и скажем: радосте моя, избави мя от обышедших мя. Исповедав свое беззаконие, Давид умоляет освободить его от последствий греха и удостаивается ответа от Господа (Максим).

8 Вразумлю тя и наставлю тя на путь сей, воньже пойдеши, утвержу на тя очи мои.

Искренне кающегося Господь сподобляет услышать в своем сердце кроткий отеческий голос: «Тебя, совратившегося и познавшего заблуждения, снова изведу на правый путь, и вложу в тебя познание и ведение истины; возвращу и прежнее к тебе благоволение» (Феодорит).

9 Не будите яко конь и меск, имже несть разума: броздами и уздою челюсти их востягнеши, не приближающихся к тебе.

Пророк просит Господа обратить к покаянию нераскаянных грешников как бы некоторою уздою. Меск (полуосел или мул) всегда в священном Писании принимается как предосудительное животное: ибо его не было в начале при творении мира, оно появилось впоследствии через вымысел и любопытство людей; поэтому и принимается для изображения зла (Афанасий, Григорий Нисский).

10 Многи раны грешному: уповающаго же на Господа милость обыдет.

Господь правосудно воздает каждому по делам его. От Бога посылается людям наказание за грехи. Раны грешнику некающемуся – страдания временные и вечные. Уповающего же на Господа везде и отовсюду охраняет божественная благодать (Кассиан, Евагрий).

11 Веселитеся о Господе, и радуйтеся, праведнии, и хвалитеся, вси правии сердцем.

Никто да не радуется пусть собственным своим преспеянием, но да высокомудрствует о Боге, как Помощнике и Покровителе, и в этом обретает для себя услаждение. Ибо любые добродетели не могут быть тверды без Божьего охранения их. Хваляйся же, о Господе да хвалится (2 Кор. 10, 17 ) (Феодорит).

Кафизма 4

Поклонение Пресвятей Богородице

Придите, поклонимся Царице нашей Богородице.

Приидите, поклонимся Деве Марии, Царице нашей Богородице.

Приидите, поклонимся и припадем к самой Госпоже Деве Марии, Царице нашей Богородице.

Псалом 24

К Тебе, Госпоже, воздвигох душу мою, яко да на страшнем суде Божием Твоими молитвами не постыжуся, ниже да посмеются о мне врази мои и поднебесной злобы лукавнующии полки да не преткнут стопы моя, ниже да не превзыдут мене сети смертныя; с кротостию притецы к душе моей, путеводительница буди ко отечеству небесному и к блаженному собору избранных Божиих сопричти мя.

Псалом 25

Суди мя, Госпоже, яко аз незлобою моею ходих, уповая на Тя не изнемогу. Воспламени сердце мое огнем любви Твоея и поясом чистоты Твоея востягни утробу мою, милость и щедроты Твоя пред очима моима суть; наслаждуся во гласе хвалы Твоея, Госпоже; возлюбих святолепное лице Твое, покланяюся ему и почитаю святое владычество Твое. Исповедайтеся имени Ея, яко свято есть, и Поведите в век чудеса Ея.

Псалом 26

Госпоже, небесное сияние лица Твоего да будет просвещение мое и светлость благодати Твоея да возблистает во уме моем; вознеси главу мою на враги моя, яко аз преславное имя Твое воспою, и не отврати лица Твоего от мене; красоту и доброту Твою возжела душа моя и Тя во дни и в нощи ищет сердце мое, Царице небесная, не отстави благодати и милости Твоея от мене и прославлю во языцех славу Твою, еюже прослави Тя Отец, Сын и Святый Дух.

Песнь вместо славы

Преукрашенная и во веки благословенная всеми Приснодево Богородице Марие, невместимаго Бога храме, Духа Святаго приятелище, двере небеснаго царствия, всея вселенныя Мати, приклони ухо Твое к недостойному моему молению и буди мне, грешному, милостивая попечительница и во всем помощница.

Псалом 27

К Тебе, Госпоже, воззову и услыши мя, и во гласе хвалы Твоея возвеселиши мя. Помилуй мя в день тесноты моея и светом истины Твоея озари мя; сам Господь во утешение наше Тя дал есть и Ты крепость моя и хвала о Господе; почерпну убо воду благодати Твоея с веселием и испию от источника милости, и не вжажду во веки.

Псалом 28

Принесите Госпоже нашей, сынове Божии, принесите Госпоже нашей славу и хвалу. Даждь силу рабом Твоим, Мати пресвятая, и благословение славящим и хвалящим Тя. Услыши сердечное воздыхание взирающих к Тебе и не презри молитвы призывающих Тя; да будет рука Твоя распростерта и готова к вспоможению нам и ухо Твое слышащее горестный и утомленный глас наш, Ты бо еси едина наша Матерь сердобольная.

Псалом 29

Вознесу Тя, Госпоже, яко Ты еси прекрасное жилище Святаго Бога; вознесу Тя, Госпоже, яко восприяла еси мя в милость Твою и от душевнаго врага, противника моего, избавила мя еси: не отвратися и до конца множества ради грехов моих, оживотвори дух мой и окаменелое сердце мое умягчи в покаяние, яко да и аз принесу Тебе жертву славы и хвалы. Радуйтеся, небеса, и веселися, земля, понеже утешает Мати Мария верных рабов Своих и нищих духом милует и благоволит о них.

Песнь вместо славы

Радуйся, небес радосте! Радуйся и земли истинное веселие, Марие, Мати Христа Бога нашего! Ты умы любящих Тя любезно просвещаеши и верныя Твоя певцы со тщанием приводиши к сладости райских обителей; к Тебе, к Тебе, Госпоже, обращаю лице мое, на Тя взирают очи сердца моего, на Тя уповает душа моя; помилуй мя, Владычице, приведи к отечеству любви вечныя.

Псалом 30

На Тя, Госпоже, уповах, и не постыжуся во век: благодатию Твоею приими мя и воззрением матерним утеши мя; Ты еси крепость моя, и прибежище мое, и утешение мое, и покров мой, и надеждо моя непостыдная; в руце Твоего матерняго заступления вручаю убогую мою душу, весь живот мой, последний день, конечную минуту дыхания моего и ужасное прехождение воздушных мытарств.

Псалом 31

Блажени, ихже сердца любят Тя, преблагословенная Приснодево; Воплощимбося из Тебе грехи их милостивно очистятся и беззакония их покрыются, от плода бо святыя и пречистыя утробы Твоея излияся на всех кающихся грешников благоутробие Божие; и Ты, Владычице, прямая еси стезя к царству небесному, блудящих в мрачной нощи греховной просвещаеши и уклоняющихся в законопреступныя дебри милосердно на путь истинный наставляеши: слава Тебе, всех верующих скорая помощнице и заступнице.

Песнь вместо славы

Радуйся, Приснодево Богородице Марие, нетленный ковчеже, от потопа греховнаго весь род человеческий спасший. Радуйся, всех к Тебе притекающих надежное и безопасное прибежище. О, всеблагодатная, всепрекрасная, всесладчайшая, всеблагословенная, помяни нас, грешных, у престола владычества Господня, Ему же Ты во славе предстоиши и нас призираеши, аминь.

По 4‑й кафисме тропари, гл. 4

В мори мя плавающа, на пути шествующа, в нощи спяща соблюди, бдящу просвети ум мой, Госпоже, и настави творити волю Господню: яко да обрящу в день судный в житии содеянных ми разрешение, прибегая в кров Твой, Благословенная.

Слава: Не вниди со мною в суд Христе, аз бо вем моя осуждающыя мя грехи, и Тебе взываю: молитвами Рождшия Тя помилуй мене смиреннаго и недостойнаго, яко разбойника и блудницу, мытаря и блуднаго, Человеколюбче, не бо праведных пришел еси спасти, но паче грешныя.

И ныне: Даров Твоих честных наслаждающеся, не умолчим пети, Богородице, милости Твоя всегда раби Твои, зовуще и глаголюще: Пресвятая Дево, всех нас изми от козней вражиих и нужд и всякаго прещения: Ты бо еси наше заступление.

Молитва

Владычице, преблагословенная Защитнице рода человеческаго, прибежище и спасение притекающих к Тебе! вем, воистину вем, яко зело согреших и прогневах, премилостивая Госпоже, рожденнаго по плоти от Тебе Сына Божия; но имам многие образы прежде мене прогневавших Его благоутробие: мытари, блудницы и прочие грешники, имже дадеся прощение грехов покаяния их ради и исповедания. Тыя убо образы помилованных очесам грешныя моея души представляя и на толикое Божие милосердие, оных приемшее, взирая, дерзнух и аз, грешный, прибегнути с покаянием к Твоему благоутробному, сильному и непрестанному ходатайству. О, Всемилостивая Владычице! да подаси ми руку помощи и испросиши у Сына Твоего и Бога матерними и святейшими Твоими молитвами тяжким моим грехом прощение. Верую и исповедую, яко Той, Его же родила еси, Сын Твой, есть воистину Христос, Сын Бога живаго, Судия живых и мертвых, воздаяй комуждо по делом его; верую же паки и исповедую Тебе быти истинную Богородицу, милосердия источник, утешение плачущих, взыскание погибших, сильную и непрестанную к Нему ходатаицу, зело любящую род христианский, и споручницу покаяния. Воистину бо несть человеком иныя помощи и покрова, разве Тебе, о Госпоже премилостивая! и никтоже, уповая на Тя, постыдеся когда и, Тобою умоляя Того, никтоже оставлен бысть. Того ради молю Твою неисчетную благость; отверзи двери милосердия Твоего мне, заблуждающему и падшему в тимения глубины; не возгнушайся мене сквернаго, не презри грешнаго моления моего, не остави мене, окаяннаго, егоже во погибель злобный враг похити; но умоли всемощными и святейшими Твоими молитвами, о, милосердая! рожденнаго от Тебе милосердаго Бога, да простит великия моя грехи и избавит мя от пагубы моея, яко да и аз со всеми получившими прощение воспою и прославлю безмерное милосердие Божие и Твое непостыдное о мне заступление в жизни сей и в некончаемом веце. Аминь.

© 2024 nowonline.ru
Про докторов, больницы, клиники, роддома