Андрей большой углицкий. Рыцарь Средневековья – князь Андрей Большой. С. Ф. Платонов. Полный курс лекций по русской истории

АНДРЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ВОЛОГОДСКИЙ (АНДРЕЙ МЕНЬШОЙ) (1452-1481)


Вологодский удельный князь (1461-1481), участник походов великого князя Ивана III, покровитель Спасо-Каменного монастыря


Князь Андрей Васильевич - младший из семерых сыновей великого князя Василия II Васильевича Темного от княгини Марии Ярославны Боровской. Родился 8 августа 1452 года. Имел прозвище Меньшой для отличия от старшего брата, князя Андрея Васильевича Большого Угличского («Горяя»),

По духовной грамоте своего отца (1461) князь Андрей Меньшой получил Вологду с Кубеною и Заозерьем и часть других вологодских волостей (Иледам и Обнора на вологодско-костромском рубеже, Комела, Лежский Волок, Авнега, Шиленга, Пельшма, Бохтюга, Ухтюжка, Сяма, Тошна, Янгосарь). Из-за малолетства Андрея Вологдой и отдельными вологодскими волостями до 1466 - 1467 годов управляли Иван III, великая княгиня Мария Ярославна и дьяк Федор Иванович Мячков. Затем, как говорится в летописной редакции родословных книг, «отпущала великая княгиня Марфа сына своего меньшого Ондрея на удел на Вологду, а с ним послала бояр своих Семена Фе¬доровича Пешка Сабурова да Федора Безноса». Наиболее ранняя точно датированная грамота князя Андрея Меньшого - 22 февраля 1467 года - была выдана Кирилло-Белозерскому монастырю на воло¬годский двор (сам Андрей тогда еще был в Москве). При князе Ан¬дрее Меньшом начались, по-видимому, первые землеописательные работы в окрестностях Вологды. Воевода Семен Пешек-Сабуров предводительствовал вологжанами в походе на Казань в 1469 году и на Кокшеньгу в 1471 году.

Что касается проводимой князем Андреем Меньшим политики на Вологде, то в его завещании упоминается о каком-то повышении таможенных пошлин по сравнению со временем Василия II. В этой связи князь Андрей просил Ивана III после своей смерти «учинить всё по старине». В одной грамоте князя Андрея Меньшого Кириллову монастырю от 19 декабря 1471 года находим наиболее раннее документальное свидетельство существования «города» (кремля) и посада в Вологде.

Административно-судебный аппарат удельного князя включал «боярина введенного» как вторую после него судебную инстанцию, наместников, волостелей, тиунов, праведчиков, до¬водчиков, различных «пошлинников». Содержание перечисленных должностных лиц осуществлялось на основе системы кормлений. Судебный иммунитет крупных монастырей был ограничен в пользу княжеского аппарата по наиболее тяжким уголовным преступле¬ниям - душегубству, разбою и татьбе с поличным. «Янгосарские, Маслянские и Говоровские» села были унаследованы князем Андреем от своих бабки и матери, великих княгинь Софьи Витовтовны и Марии Ярославны, а после 1472 года еще и от брата, князя Юрия Васильевича Дмитровского. Специальные «слободщики» занимались привлечением нового населения на свободные княжеские земли.

У Андрея Меньшого имелись также свои служилые князья (из ярославской ветви Шаховских), бояре, дети боярские и «дворные люди». За служилыми князьями, боярами и детьми боярскими князя Андрея Меньшого находились княжеские села и деревни.

В систему обложения Вологодского княжества при Андрее Меньшом входили следующие налоги, повинности и пошли¬ны - дань, писчая белка, ям, подвода, сторожевое, «служба моя», обязанность черного тяглого населения «делать город». Большое значение для Вологды, занимавшей ключевое положение на Сухоно-Двинском пути, имели и различные таможенные пошлины, шедшие в княжескую казну, - мыт, тамга, костки, резанка, восмничее, гостиное, явленное, пятенное. Для обладающего льгота¬ми Кирилло-Белозерского монастыря князь Андрей установил впервой половине 1470-х годов более облегченный оброчный статус - ежегодную выплату с его вологодских владений шести рублей «после Крещенья».

В 1477-1478 годах в составе передового полка князь Андрей участвовал в общерусском походе на Новгород Великий. В период войны с ордынским ханом Ахматом 1480 года князь Андрей вместе со старшим сыном Ивана III, Иваном Ивановичем Молодым, держали оборону по Оке, от Калуги до реки Угры. Когда же река Угра покрылась льдом, князь Андрей Меньшой с великим князем Иваном Молодым пришли в ставку Ивана III в Кременец.

Документальное наследие князя Андрея Меньшого невелико. До нас дошло 18 его грамот, из которых 11 было выдано Кирилло-Белозерскому монастырю. Большая часть кирилловских грамот - восемь - была выдана князем Андреем в один день - 6 де¬кабря 1471 года, когда он находился в Вологде. Завещание (духовная грамота) князя датируется временем не позднее марта 1481 года. В духовной грамоте князь Андрей на¬зывает «своим» Спасо-Каменный монастырь, которому он явно покровительствовал. На средства князя Андрея на острове среди Кубенского озера был сооружен первый в вологодской земле каменный Спасо-Преображенский собор.

В завещании князя Андрея Меньшого фигурируют его круп¬ные долги в 30 тысяч рублей Ивану III, «что за меня в Орды давал и в Казань и в Городок царевичю и что есми у него собе имал». Следовательно, до 1481 года с Вологодского удела шла уплата дани («выхода») в Орду, которую своими силами князь Андрей собрать не мог. Как частное лицо князь Андрей Меньшой имел долги перед множеством купцов, перечисленных в завещании (Иван Фрязин, Иван Сырков, Таврило Саларев и др.).

Князь Андрей Меньшой тяжелобольным отмечен в лето¬писи в августе 1479 года, во время освящения Успенского собора Московского Кремля. Умер князь 5 июля 1481 года, не дожив до полных 29 лет, и похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля. Вологодский удел как выморочный (у Андрея не было жены и не осталось потомства) перешел к его старшему брату, великому князю Ивану III. Вологодское удельное княжество на¬всегда прекратило свое недолгое существование.


Изложено по: Черкасова М. Андрей Васильевич Вологодский //Вологда в минувшем тысячелетии: Человек в истории города. – Вологда, 2007

Работаем угличской командой с Владимиром Гречухиным -автором книги о выдающемся князе "Лики четвертого Рима". В одном из номеров "Углече Поле" (28-ом) было очень интересное интервью с Владимиром Александровичем, в котором он раскрывает роль князя Андрея Большого не только для истории Углича, но и всей России.
"Андрей Большой не просто Угличский и даже «семиградский» князь, – говорил нам Гречухин, – он сыграл великую роль и в истории всей Руси. Эта роль выше значения Углича, Можайска и Звенигорода, да и всех семи городов его удела. И она выше роли и образа любого другого провинциального исторического деятеля той поры. Это фигура по своей значимости равная образу Ивана III, но антиподная ему. И, увы, до сих дней этот исторический образ, оттолкан на задний план знаний о русской истории. Закамуфлированный так, что его, вроде и не было. И даже хуже – оболганный до бесстыдства.
Этот человек для меня, современного россиянина, есть любимый герой средневековья. Мыслительно и душевно выше Андрея Большого в истории того времени для меня никого нет. Он уникален в своем понимании отношения Власти и человека. Он единственный кто пытался кроме целесообразности помнить и о нравственности. Андрей Большой все время старался заявить каждым своим поступком, что в русском государстве нужно жить по праву, по законам. Что жить по чести, по человеческим нормам, семьей и обществом утвержденным.
Своими делами он заявлял, что ради своевластия и властительной прихоти нельзя губить города, рубить головы людям, через колено ломать и всех и каждого. Труды и дни Андрея Большого вещали всем людям, что в ряду всерусского единства каждому нужно обрести свое место. Вот тогда в русском всенародстве и будут лад и надежность бытия.
Я вижу образ Андрея Большого громадным, исторически необычайно масштабным, всерусским… И этот образ, этот человек – главный герой Углича. Вот здесь Угличу одновременно катастрофически не повезло и столь же катастрофически повезло в русской истории. (Сразу скажем, что именно при Андрее, во время его гибели Углич пережил страшное крушение своего величия и значимости. Он и раньше уже был некой русской династической Голгофой, а тут взошел на одну из вершин своей Беды).
В своей книге «Лики четвёртого Рима» я называю этим четвёртым Римом именно Углич. А почему? Потому что при Андрее вокруг Углича сочувственно (и с надеждой!) витали мысли русского провинциального многолюдства. Углич был при князе Андрее надеждой в их глазах. Что вот так надо объединяться – не страхом и мучительствами, а единением дружинным – все как строители страны, и монахи, и иноки, и живописцы, и летописцы, и каменщики обыкновенные. Мы, как дружина, строящая свое Отечество. Это и есть соборность.
Москва уже тогда имела один-единственный обруч единства - страх. А у Андрея было добро, у него был «обруч» другой совершенно. То, чего Русь ждала и хотела, и что намечалось раньше, и при Святославе, и при Ольге, и при Владимире. Этот путь шёл, он продолжался при Дмитрии Донском - последнем рыцаре тех времен, который сам вышел на поле, не в пример дальнейшим князьям.
Андрей Большой, на этом пути – последний свет в окошке. Как назвал я его в своей книге, последний вольный человек на Руси. После него - сплошное холопство. После него любой служивый князь писал Ивану III: «Я, холоп твой...» И это КНЯЗЬ называет себя холопом?! А Андрей обращался к Ивану: возлюбленный брат мой, государь, как же так? Отец не велел нам держать себя так, а тебе, старшему нужно держать нас достойно!
На равных, достойно обращался. Подчиняясь, но напоминая о праве. Он - человек рыцарски действующий и мыслящий".
Вот таким мы и хотим показать Андрея Большого в своем фильме, сквозным ведущим которого будет замечательный рассказчик харизматичный Владимир Гречухин.
Андрей Большой -князь-созидатель. Он очень много строил по всему своему "семиградскому" княжеству. Но мало что сохранилось. В Угличе-княжеская палата. На Красном холме - руины Никольского собора в Антониевом монастыре... Покровский монастырь и Кассианова пустынь ушли под воду. Артефактов для фильма маловато, но они есть. В один съемочный день мы съездили запечатлеть все еще величественные руины Никольского собора, строительство которого скорее всего велось итальянскими мастерами, приглашенными Андреем Большим, и было закончено в 1493 году. В тридцатые годы двадцатого века собор взрывали, но разрушить до конца так и не смогли. Сейчас под эгидой министерства культуры идет консервация руин под эгидой. Каким-то чудом это произошло после десятилетий забвения. Антониев монастырь тоже восстанавливается и в нем даже есть игумен-иеромонах Силуан.
Куда нас заведут съемки, мы еще и сами до конца не знаем. Но начало положено. И мы постараемся с помощью фильма восстановить историческую справедливость: пора перестать считать князя Андрея Большого (Горяя) безвинно пострадавшего от рук родного брата Ивана Третьего, "сепаратистом", "бунтовщиком", "опальным", а воздать должное настоящему рыцарю Средневековья, благородному и многое созидавшему.
По следам Андрея Большого
Съемки фильма про князя Андрея Большого уводят нас далеко. На север. Мы отправились в Ферапонтово, поскольку известный исследователь жизни Андрея Угличского - искусствовед Анатолий Горстка - считает, что тамошний храм Рождества Богородицы - аналог собора, построенного в угличском кремле героем нашего фильма, но до наших дней не сохранившегося. Больше того, Анатолий Николаевич считает, что при дворе Андрея Большого работал сам Дионисий, гениальные фрески которого украшают собор в Ферапонтово. "Темный" период жизни Мастера никому до конца не известен, но гипотезу Горстки подтверждают и раскопки - найденные фрагменты фресок смело можно отнести к кисти Дионисия.
Как бы там ни было, мы с большим воодушевлением засняли прекрасный собор XV века (первый каменный храм на Белозерье) и с земли, и с воздуха. С особым трепетом снимали шедевры Дионисия и его двух сыновей. Представить только - они расписали собор неповторимыми росписями всего за 34 дня! Как нам сказал заместитель директора музея фресок Игорь Хоботов, Николай Чудотворец кисти Дионисия считается непревзойденным творением художника всех времен в мире.
Недаром ЮНЕСКО охраняет этот монастырь, недаром о нем печется министерство культуры. Там действительно можно потерять дар речи или наоборот запеть (что и делают нередко оперные певцы) от восхищения перед Божественным Творением Дионисия. И вся аура древнего монастыря просто настраивает на восхищение и умиление. Там, стоя неподалеку от монастыря, можно долго созерцать прекрасную гармонию его архитектуры, дивясь искусностью рук его создателей, дышать кристальным воздухом, наблюдать за удивительными людьми, такими, например, как Марина Сергеевна Серебрякова (бывший директор музея, прикоторой работал Анатолий Николаевич Горстка), с такой любовью и так занимательно рассказывающей приехавшим из Москвы ребятам из школы искусств, с каким Чудом они сейчас встретятся...
А прозрачное озеро с нависшими над ним причудливыми облаками! Да, это место - предел мечтаний любого художника, способного понять суровую красоту русского Севера. Один нам встретился в монастыре: на закате солнца он не спешно собрал холсты, потом задумчиво кругом обошел весь монастырь, потом тихо вышел за ворота... А через некоторое время мы увидели его, все такого же рефлексирующего, входящего в октябрьские воды Спасского озера, в котором он спокойно искупался. Много интересных людей, видимо, приезжает в Ферапонтово в тех семидесяти тысячах, которые посещают монастырь в течение года. Многие едут и за духовной поддержкой.
Нам монастырь близок еще и потому, что здесь принял монашеский постриг князь Мангупский Константин, которого мы знаем и чтим как Преподобного Кассиана Учемского. Именно тут он познакомился со многими интересными людьми своего времени - философами Нилом Сорским, Спиридоном Киевским и Дионисием, дружил с митрополитом Ростовским Иоасафом. Но потом Кассиан Грек отправился из Ферапонтова поближе к своему угличскому покровителю - угличскому князю Андрею Большому, интересующему нас, и занялся масштабным строительством монастыря в Учме, селе под Угличем.
Мы же, вдохнув силы обители, устремились в Вологду, в Спасо-Прилуцкий монастырь, где нужно было найти следы сыновей Андрея Большого - Ивана и Димитрия. Именно туда подальше от Углича отправил в заточение юных князей (старшему было 13, младшему - 12) родной дядя Иван III, чтобы не было о них ни слуху, ни духу. И томились в темнице братья всю свою жизнь, неподалеку от монастыря. Иван проводил дни в молитве и не давал младшему брату Димитрию унывать, поддерживал его и утешал. Страстотерпцы так и жили в молитвах, зная что тюрьма должна стать их могилой, тридцать два года, пока Иван, приняв постриг (его нарекли Игнатием), не скончался. Дмитрий сильно горевал после смерти брата. А схимник Игнатий был признан святым, поскольку сразу же после его кончины начались чудеса исцеления. Он был погребен в нижней церкви Спасо-Прилуцкого монастыря в ногах чудотворца Димитрия. А младший брат Димитрий еще почти двадцать лет оставался в заключении, и только перед смертью с него сняли оковы. Он провел в темнице пятьдесят лет всеми забытый, как бы заживо погребенный. Князь Димитрий завещал, чтобы его погребли в ногах брата. Он не принимал пострига, но помещен в списке угодников Божьих как благоверный князь.
Все это мы в подробностях узнали в Спасо-Прилуцком монастыре от иноков. Мы сами не чаяли, что следы угличских князей так быстро обнаружатся. Даже Виктор Иванович говорил нам, напутствуя, не совсем уверенно: "Поищите..." Но искать и не пришлось, один инок отвел нас в нижний храм, где покоятся под спудом преподобный Игнатий и благоверный князь Дмитрий, а благочинный отец Александр дал благословение на съемки... Мы с особым чувством запечатлели величественную богатую позолоченную раку над мощами святого Игнатия и деревянную, в ногах у него, над местом упокоения брата его Димитрия.
Куда в следующий раз занесет нас сюжет, Бог весть... Но мы продолжаем снимать.
Гречухин поразил
Продолжаем снимать фильм про нашего средневекового рыцаря Древней Руси Андрея Большого. Ведущий фильма Владимир Александрович Гречухин в очередной раз поразил своим Даром. Произошло это во время записи, пожалуй, самой главной составляющей фильма – разговор об удивительном угличском князе у камина. Перед этим мы изрядно поморозили Владимира Гречухина, заставляя ходить кругами вокруг кремлевской палаты, которая стоит незыблемый артефактом созидательной строительной деятельности Андрея Большого. Так вот, с первой минуты скорее монолога, чем диалога Владимир Александрович завладел нами, нашим вниманием, нашим слухом, зрением… и не «отпускал» пока не поставил точку в разговоре. С нами говорил не только увлеченный историк и талантливый писатель, пламенно восхищающийся неординарной для Средневековья личностью угличского князя – честного Рыцаря, подлинного Гуманиста, неутомимого Зиждителя… (эта любовь к герою минувших дней тут же передалась и нам!) С нами говорил трибун, актер, поэт, публицист… Говорил ярко, очень артистично, доходчиво и пламенно! От его слов становилось то так же жарко, как от пламени в камине, то зябко, то снова бросало в жар, и вдруг, каменный холод сковывал ноги и руки, когда Владимир Гречухин дошел до страшного замысла Ивана III: схватить родного брата, приглашенного самим же Государем Московским на пир и брошенного на утро в тюрьму, колодец каменный, где предстояло и сгинуть Андрею Большому Горяю через два года страданий… Мощный монолог нашего ведущего о шекспировской драматургии правителя московского трудно передать. Лучше послушать минуту-другую (мы подготовили трейлер), а потом подождать, пока мы закончим фильм.

Андрей Васильевич Большой родился 13 августа 1446 года в Угличе, во время пребывания там в заточении его родителей - великого московского князя Василия II (Темного) и княгини Марии Ярославны.

С конца марта 1462 года - удельный Угличский князь. «Время его княжения, - по словам угличского краеведа XIX века И.П. Серебренникова, - продолжавшееся около тридцати лет, составляет самый блестящий период в местной истории». Князь получил в наследство от отца, кроме Углича, города Звенигород (ныне Московская область), Бежецкий Верх (ныне Тверская область), Велетов, Кистьма, Рожалов, Устюжна Железопольская (ныне Вологодская область). В1472 году к этим городам добавился Романов (ныне Левобережная сторона Тутаева), а с 1481 года - Можайск (ныне Московская область). Таким образом, к 35 годам угличский князь стал правителем обширных владений, простиравшихся от верховьев реки Москвы на юге до низовин реки Мологи на севере.

В 70-е и 80-е годы князь Андрей разворачивает масштабные строительные работы: было начато сооружение каменных стен вокруг Кремля, и был выстроен дворцовый ансамбль, в состав которого вошли соборная церковь Спасо-Преображения, княжеские палаты, жилые покои и хозяйственные помещения. В 1469-1470 годах к востоку от палат была воздвигнута домовая церковь Андрея Большого «во имя царя Константина и матери его Елены», патрональной святой жены князя. Из всего этого «каменного строения» в Угличском кремле сохранилась лишь каменная палата, да и та - существенно перестроенная в последующие столетия.

На средства князя Андрея Большого в 1479-1482 годах в трех верстах от Углича при впадении реки Нимошны в Волгу в старом Покровском монастыре, основанном еще в 1461 году при Василии Темном, был выстроен каменный собор. По своим размерам - 23х 17 метров - он превосходил все известные тогда монастырские соборные храмы (взорван и затоплен в конце 30-х годов). По утверждению некоторых угличских краеведов XIX века, при Андрее Большом был построен каменный собор во имя Иоанна Предтечи и в Успенской пустыни на реке Учме (полностью разрушен в советское время).

Каменное строительство велось тогда и на окраинных землях угличского княжества. Так, в 1481 году в Красном Холме у Бежецкого Верха в Никольском монастыре, стоявшем у слияния реки Могочи с Нелединкой, было начато строительство каменного храма во имя Николая Чудотворца, завершенное лишь к середине XVI века. По мнению крупного знатока каменного зодчества Древней Руси В.П. Выголова, в его сооружении принимал участие итальянский архитектор. Сейчас от собора остались только три стены с великолепными каменными резными порталами.

К числу храмов, построенных в княжение Андрея Большого, некоторые исследователи, в частности А. И. Некрасов, относят и сооружение Никольского собора в Можайске (он кардинально перестроен в последующие столетия). Кое-какие ремонтные работы велись тогда и во втором по значению городе в Угличском княжестве - Звенигороде, а также в соседнем с ним древнем Саввино-Сторожевском монастыре.

Каменные храмы, сооруженные князем, нуждались в устройстве их внутреннего убранства, в создании фресок и икон. С этой целью Андрей Большой создает в Угличе иконописную мастерскую, для руководства которой приглашает крупнейшего художника той поры - Дионисия. К сожалению, ни одной работы этого мастера в городе не сохранилось, но печать его гениального дарования видна на иконах «Леонтьевского» чина, созданных около 1482 года для Покровского собора монастыря (ныне размещены в экспозиции музея). По одной из версий, Дионисием по заказу угличского князя был написан ныне находящийся в Воскресенском соборе города Тутаева чудотворный образ Спаса, почитаемый всеми православными России.

В 1477 году для повышения духовного престижа княжества Андрей Большой приглашает на игуменство в соседний Рождественно-Богородинский монастырь (ныне село Прилуки на Волге) выдающегося книжника тех лет, постриженика Кирилло-Белозерской обители старца Ефросина, а в самом городе при «княжьем дворе» организует скрипторий - книгописную мастерскую. Из ее стен вышла знаменитая псалтырь 1485 года Федора Шарапова (сейчас находится в Российской Государственной библиотеке в Санкт-Петербурге). В те же годы устроителем угличского Покровского монастыря Паисием (Гавреневым) было написано «Евангелие» с изумительными по красоте инициалами и заставками (ныне в Государственном архиве Ярославской области).

Андрей Большой прославился и как полководец, неоднократно участвовавший в сражениях против казанских татар. Но главное - именно приход его войска вместе с ратью его брата Бориса Волоцкого и решил исход «стояния на Угре», что ознаменовало конец двухсотсорокалетнего татаро-монгольского ига.

К сожалению, бурный расцвет уг¬личской культуры был жестоко прерван железной рукой великого князя Ивана III. 19 сентября 1491 года несправедливо обвиненный в измене своему старшему брату Андрей Большой был взят под стражу и посажен в темницу на «казенном дворе» в Москве. На другой день были схвачены его сыновья - Иван и Димитрий, они были отправлены в Переславль-Залесский. В 1496 году обвиненных в заговоре против Ивана III братьев разлучили - Ивана перевели в Вологду в Прилуцкий монастырь, где он умер 19 мая 1523 года под именем схимонаха Игнатия. Позднее Игнатий Прилуцкий был причислен к лику святых. Димитрий был освобожден лишь 20 декабря 1540 года. В 1492 году Андрея Большого перевели в Переславль-Залесский и заключили в тюремную келью одного из тамошних монастырей. Минул год, и в ночь с 6 на 7 ноября Андрей Большой скончался.

Как писал в своей «Истории о великом князе Московском» наш земляк - выдающийся полководец и талантливый писатель Андрей Курбский, Иван III «в малое время удушил в темнице тяжелыми веригами своего единоутробного брата Андрея Угличского, человека весьма рассудительного и умного». Так закончилась страдальческая жизнь Андрея Большого, начавшаяся в 1446 году в угличской тюрьме и завершившаяся в 1493 году в Переславле-Залесском. Неслучайно в народной памяти он остался´ под скорбным именем Горяя.

Андрей Васильевич Большой (Горяй) (1446-1493) - угличский удельный князь, 3-й сын князя Василия II Васильевича Темного, брат великого князя Ивана III. Получил удел (Углич, Бежецкий верх и Звенигород) после смерти отца в 1462 году. Боролся против объединительных усилий Ивана III и укрепления его великокняжеской власти. Вместе с братом князя Борисом Волоцким в 1480 году вступил в союз с польским королем Казимиром и помирился с Иваном III ценой прибавки к его уделу Можайска (1480). В 1491 году отказался выслать свои войска на службу к великому князю, за что был посажен в темницу, где и умер.

Советская историческая энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 1. ААЛТОНЕН – АЯНЫ. 1961.

Андрей Васильевич Большой Горяй (колено 18) Из рода Московских Великих князей . Сын Василия II Васильевича Темного и кн. малоярославской Марии Ярославны. Род. в авг. 1446 г. Кн. Углицкий и Звенигородский в 1462-1492 гг.

В 1479 году Андрей и его брат Борис, не выдержав притеснений старшего брата Ивана III, решили с оружием в руках защищать свои права. Они завязали тайные сношения с новгородцами и Литвой. В начале 1480 года, соединив свои полки, братья двинулись к Ржеву через" Тверскую область. Великий князь послал к ним боярина уговаривать не начинать усобицы, но братья не послушались и с 20-тысячным войском пошли к Новгороду. Как раз в это время ждали нашествия Ахмата со всею ордынской силой. Иван III оказался в сложном и опасном положении. Он послал уговаривать братьев епископа Вассиана Ростовского. Тому удалось помирить их, и братья послали в Москву бояр для переговоров. Но, не дождавшись их окончания, двинулись в Луки и здесь завязали переговоры с Казимиром Литовским.

Казимир не торопился с помощью. Между тем Иван III предложил Андрею Калугу и Алексин за то, чтобы тот отступил от Бориса. Андрей не согласился. Переговоры затянулись. Братья ездили в Псков просить помощи против великого князя. Псковичи отказали. Тогда Андрей и Борис, рассердившись, велели опустошать псковскую волость. Их люди, по словам летописца, повоевали все как неверные, церкви пограбили, жен и девок посквернили, в-домах не оставили ни цыпленка. Псковичи, чтобы избавиться от напасти, выплатили братьям 200 рублей. Тем временем стало известно, что на Москву идет хан Ахмат. Андрей и Борис воспрянули духом, послали сказать Ивану: "Если исправишься, притеснять нас больше не будешь, а станешь держать нас как братьев, то мы придем к тебе на помощь". Иван обещал выполнить все их требования, и братья явились с войском к Угре, где русские держали оборону против татар. Андрей получил Можайск, то есть значительную часть вымороченного удела своего брата Юрия.

В 1484 г,оду умерла мать Андрея, любившая его более всех своих сыновей и Защищавшая его всегда перед старшим, братом. После этого Андрей пребывал всегда в великом страхе, ожидая от Ивана какой-нибудь каверзы. В 1492 году Иван, узнав, что на союзника его,. крымского хана Менгли-Гирея, идут татары с востока, выслал свои полки к нему "на помощь и велел братьям также отправить своих воевод. Борис послал свои полки вместе с великокняжескими, но Андрей не послал. Это было в мае, а в сентябре Андрей приехал в Москву и был принят старшим братом очень почетно и ласково. На другой день явился к нему посол с приглашением на обед к великому князю. Андрей поехал немедленно, чтоб ударить челом (то есть поблагодарить) за честь. Иван принял его в комнате, называвшейся западней, посидел с ним, поговорил немного и вышел в другую комнату, повалушку, приказавши Андрею подождать, а боярам его идти в столовую гридню. Но как скоро вошли туда, все были схвачены и разведены по разным местам. В то же время в западню к Андрею вошел князь Семен Ряполовский со многими другими- князьями и боярами и, обливаясь слезами, едва мог промолвить Андрею: "Государь князь Андрей Васильевич! Пойман ты Богом да государем великим князем Иваном Васильевичем и всея Руси, братом твоим старшим". Андрей встал и отвечал: "Волен Бог да государь, брат мой старший, князь великий Иван Васильевич, а суд мне с ним впредь перед Богом, что берет меня невинно". С первого часа дня до вечера сидел Андрей во дворце, потом свели его на казенный двор и приставили стражу из многих князей и бояр. В то же время послали в Углич схватить сыновей Андреевых, Ивана и Дмитрия, которых посадили в железах в Переяславле; дочерей же не тронули. Несмотря на просьбы духовенства, Иван не освободил брата. Андрей так и умер в заключении.

Погребен в Москве, в Архангельском соборе.

Все монархи мира. Россия. 600 кратких жизнеописаний. Константин Рыжов. Москва, 1999.

АНДРЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ БОЛЬШОЙ (1446-1493), князь, сын Василия Темного. По смерти отца в 1462 получил Углич, Звенигород и Бежецк. В 1472 Андрей и его братья поссорились с вел. князем из-за наследства Юрия Дмитровского, которое вел. князь взял себе. Затем братья снова поссорились из-за права младших князей принимать к себе бояр, отъезжавших от вел. князя. Андрей вошел тогда в сношения с новгородцами и Казимиром Литовским. Вел. князь помирился было с Андреем, но ненадолго, и Андрей не послал даже свои полки на помощь вел. князю во время борьбы его с татарами. В 1492 Иван III схватил Андрея и посадил в тюрьму, где он и умер.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru

АНДРЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ БОЛЬШОЙ ГОРЯЙ - удельный князь углицкий, 4-й из семерых сыновей великого князя московского Василия II Васильевича Темного от брака с боровской княжной Марией Ярославной. Род. 13 августа 1446 г. в Угличе. В 1460 г. «ходил князь великы к Новугороду Великому миром, а с ним сынове его, князь Юрьи да князь Андреи Болши». После смерти отца (1462 г.) получил в удел: Углич, Бежецкий Верх, Звенигород «и многи ины власти и села». В 1469 г. женился на Елене, дочери мезецкого князя Романа Андреевича. Зимой 1470/71 г. участвовал со своим полком в общерусском походе на Новгород Великий. Всю дальнейшую жизнь А. В. Б. Г. боролся против старшего брата - великого князя Ивана III Васильевича Великого и укрепления его власти. В последнем походе на Новгород, зимой 1477/78 г., А. В. Б. Г. командовал полком правой руки. В 1480 г. вместе с братом, волоцким князем Борисом Васильевичем, вступил в союзнические отношения с польским королем Казимиром IV Ягеллончиком и двинулся со своим двором к литовской границе. Помирился с Иваном III лишь ценой уступки последним Можайска, поскольку великому князю необходима была тогда помощь братьев в отражении хана Ахмата. В мае 1491 г. отказался выслать свое войско против татар Большой Орды, о чем его просил Иван III, и потому в 1492 г. «сентября в 20 князь великы Иван Васильевичь всея Руси сложив с себя крестное целование брату своему Ондрею Васильевичю за его измену... повеле его князь великы изымати и посади его на казенном дворе на Москве, а по дети по его, по князя Ивана, да по князя Дмитрея, посла на Углечь того же дни... и повеле их изымати и посадити в Переславле». Умер А. В. Б. Г. в темнице в 1493 г. Похоронен был в Архангельском соборе Московского Кремля. Кроме упоминавшихся сыновей Ивана и Дмитрия, имел еще двух дочерей: Евдокию, выданную за удельного курбского князя Андрея Дмитриевича, и Ульяну, вышедшую за удельного кубенского князя Ивана Семеновича Большого.

Далее читайте:

Рюриковичи (биографический справочник).

В post

Руки не дошли до истории про еще одного князя, так что пока вот такой вот коленкор вышел. Пишет наш первый диссидент-полтэмигрант (ну или не первый, но самый распиаренный) князинька Андрей про тезку своего: "В малое время уморил он (Иван III - Thor) в темнице тяжкими веригами своего единоутробного брата Андрея Углицкого, человека весьма разумного и мудрого...". Ну да, разумного и мудрого. Поведения князя Андрея в 1479 - нач. 1480 гг. очень наглядно демонстрирует его разумность и мудрость.
Впрочем, тут даже не это самое интересное. Вот в Вики жалостливое такое окончание печальной повести про житие князя Андрея: "Он остался в народной памяти под скорбным именем «Горяй»". А тут вспомнил, что читал как то про прозвище его, "Горяй", и его происхождение:
"Андрей Васильевич Большой Горяй именовался Большим в отличие от своего родного брата - тоже Андрея Васильевича, но Меньшого (родился в 1452 году). Название же Горяй применительно к Андрею Васильевичу Большому можно объяснить двояко. В языковой истории славян XV век - время, когда в их речи еще были обычны нестрадательные причастия. В именительном падеже единственного числа мужского рода настоящего времени они имели такие формы: веля "велящий" - от велит, кипя "кипящий" или "кипучий" от кипит, коля "колющий" или "колючий" от колет, ходя "ходящий" или "ходячий" от ходит и т. п. В этот ряд образований входило и горя "горящий", "горячий" или "горючий" от горит. Полные формы получались прибавлением к краткой -й: получалось веляй, кипяй, коляй, ходяй и т. п. Отсюда вполне возможно и прозвание угличского князя - Горяй: князь имел к тому же горячий (вспыльчивый, порывистый, напористый, непокладистый) характер. Другая причина, возможно, состояла в том, что на Руси в XV в. существовала традиция именовать новорожденного не только христианским именем, но еще и бытовым, не календарным. Правда, этому предположению как будто противоречит то, что в летописях о рождении Андрея Большого под 1446 г. читается следующее: «Того же лета родися великому князю на Углече сын Андрей августа 13». О том, что этому Андрею тогда дали еще и второе имя - Горяй, в летописях, как и в иных источниках, ничего не сказано.
В нелингвистической литературе по угличской истории распространено мнение, будто князь Андрей Васильевич Большой получил прозвище Горяй после смерти: был вероломно замучен в темнице по приказу Ивана III; в этом случае Горяй толкуется как производное от горе. Но это мнение ошибочно. Оно не соответствует русским словообразовательным нормам XV в. и противоречит историческому факту: Горяй в составе указанного наименования употреблялось в письменности при жизни князя. В Синодальном списке второй Псковской летописи, возникшем в 80-е гг. XV в., сказано под 1480 г.: «Разгневашася на князя великого Ивана Васильевича на брата своего князь Андрей Горяй и Борис» (Н. Д. Русинов. Андрей Васильевич Большой Горяй // Русская ономастика и ономастика России).

Смерть князя Андрея (миниатюра ил Лицевого свода)

P.S. Иван III якобы заявил митрополиту, который пришел было печаловаться за князя Андрея: "Жаль мне брата и очень я не хочу погубить его и на себя положить упрёк; но освободить его не могу, потому что не раз он замышлял на меня зло, потом каялся, а теперь опять начал замышлять и моих людей к себе притягивать. Да это бы ещё ничего; но когда я умру, то он будет искать великого княжения под внуком моим и если сам не добудет, то смутит детей моих и станут они воевать друг с другом, а татары будут русскую землю губить, жечь и пленить и дань опять наложат и кровь христианская опять литься будет, как прежде, и все труды мои останутся напрасны и вы будете рабы татар".

© 2024 nowonline.ru
Про докторов, больницы, клиники, роддома