Сколько людей погибло на "Титанике"? Сколько выжило после крушения? Гибель Титаника не катастрофа, это была казнь

14 апреля 1912 года мир еще был сытым, наглым и непотопляемым. Человечество подчинило себе силу пара и электричества — оно больше не нуждалось в Боге. Поэтому к исходу черной субботы 14 апреля рок напомнил о себе. Тяжелые соленые волны сомкнулись над самой амбициозной после Вавилонской башни мечтой человечества — роскошным «Титаником». Никто не должен был выжить. Это была казнь.

Изучая подробности кораблекрушения, исследователи не могут избавиться от странного чувства: все происшедшее выстраивалось в бесконечную цель абсурдных, необъяснимых и трагических недоразумений. Тысячи мелких людских оплошностей слились в одну чудовищную несуразность, так, как если бы все вокруг сознательно трудились с целью похоронить гигантский лайнер в черной атлантической глубине.

Буквально за неделю до катастрофы, когда лайнер шел из Саутгемптона в Шербу, у всех дозорных были бинокли. А когда четырехтрубное судно на полной скорости ринулось в забитую льдинами Атлантику, биноклей не оказалось ни у кого, кроме капитана, но тот вовсе не собирался быть впередсмотрящим.

У пассажирки второго класса мисс Мэри Янг был театральный бинокль, и она видела роковой айсберг за полчаса до столкновения, но никому ничего не сказала. Матрос в смотровом «гнезде» на мачте заметил его за две с половиной минуты до того, как край льдины пропорол «Титанику» борт и вода устремилась в «водонепроницаемые» отсеки трюма.

Но даже без бинокля опытный дозорный способен разглядеть гораздо раньше — если, конечно, речь не идет о чем «черном» айсберге. Они встречаются крайне редко нарушая все законы физики, ледяные глыбы почему-то переворачиваются в воде, выставляя на поверхность не белую заиндевевшую корону айсберга, а полупрозрачную темно-зелёную часть. Считается, что шанс встретиться с «черным айсбергом» — примерно один на тысячу. Разумеется, «Титаник» этот шанс получил.

Между тем черный ледяной убийца был замечен одним из кораблей, шедших впереди «Титаника» по оживленному маршруту на Нью-Йорк. Обычно информация об опасных льдинах немедленно передается на следующие позади корабли. Но … именно 14 апреля судовая радиостанция «Титаника» вышла из строя. Радиотелеграфисты Филлипс и Брайд семь часов подряд возились с аппаратом фирмы «Маркони» и починили его за несколько часов до катастрофы.

Однако за семь часов скопилось сразу 250 телеграмм, которые надо было отправлять в Нью-Йорк. Они были заранее оплачены пассажирами, спешившими сообщить своим родственникам, что «Титаник» прибыл в порт назначения на день раньше графика, устанавливая новый рекорд скорости перехода через Атлантический океан. Поэтому у телеграфистов просто не было времени принять предупредительные сообщения, поступавшие с других кораблей.

Тысяча несуразностей! Из 32 шлюпок на лайнере почему-то оказалось только 20. Но и эти 20 в свою очередь отходили от корабля загруженными лишь наполовину, отчего на тонущем корабле остались еще 473 человека. У пассажиров третьего класса не оказалось спасательных жилетов. Мало того, никого из членов экипажа не обучали пользоваться жилетами вплоть до выхода в океан из Куинстауна.

У капитана судна не было прямой телефонной связи с радиорубкой, хотя телефоны стояли в 50 пассажирских каютах первого класса. При этом в трагедии нелепостей и ошибок есть несколько роковых сцен, которые невозможно объяснить с точки зрения человеческой логики. В двенадцати милях от гибнущего судна находился замерзший на ночь пароход «Калифорниен», команда которого с интересом наблюдала, как над незнакомым кораблем на горизонте вспыхивают сигнальные ракеты белого цвета.

«Падающие звезды?» — предположил вахтенный офицер «Калифорниена». «Да нет — шутихи!» — с улыбкой ответил юнга. Напрасно четвертый офицер Боксхолл, едва удерживаясь на накренившейся палубе «Титаника», восемь раз выпускал свои «шутихи» в звездное небо. Ведь сигнальные ракеты, означающие призыв о помощи, красного цвета. Это знают на море все. И выпусти офицер с «Титаника» красную ракету, «Калифорниен» успел бы поднять на борт 1400 человек, замерзших в ледяной воде среди обломков.

Но он выпускал белые. Потому что на борту парохода были турецкие бани и бассейны, пальмы и часовни, попугаи в клетках и ящики с первоклассным бургундским, но не оказалось красных сигнальных ракет. По чьей воле радист «Калифорниена» выключил свой приемник и отправился спать всего за несколько минут до того, как с находившегося поблизости «Титаника» в эфир был выпущен первый сигнал о помощи.

«CQD» — тогдашний аналог «SOS» — услышали даже в… Египте, в Порт-Саиде, в 3000 милях от места трагедии, но только не на «Калифорниене», в зоне прямой видимости. Между двумя судами в ту ночь выросла непроницаемая магическая стена — они были рядом, но навсегда далеко друг от друга. И потому на тонущем пароходе не заметили и сигналов, которые подавал фонарем офицер «Калифорниена.

А он их подавал на всякий случай, но не получил ответа. Из двух тысяч человек, метавшихся по вздыбленной палубе лайнера, вспышек света на горизонте не заметил никто.
Горькие совпадения уже на следующий день после трагедии породили устойчивые слухи о мистической обреченности «Титаника». Вспомнили о «дурном знаке» — в первые же минуты плавания, выходя из порта Саутгемптон, «Титаник» едва не столкнулся с судном «Нью-Йорк», стоявшим у соседнего причала.

Мощные винты «Титаника» создавали подводные течения такой силы, что «Нью-Йорк» неудержимо потянуло к лайнеру-гиганту — столкновения удалось избежать с трудом. Затем вы-жившие пассажиры стали рассказывать о все новых таинственных знаках, не предвещавших «Титанику» ничего хорошего с первых же минут его плавания.

Церемонию спуска «Титаника» на воду 31 мая 1911 года организовали с большой помпой: были приглашены тысячи гостей и журналистов, выпущены специальные открытки и сувениры, для смазки «салазок», по которым чудовищная туша парохода съехала со стапеля в воду, было использовано 23 тонны паровозного масла и жидкого мыла. В небо пускались ракеты, дюжинами разбивались бутылки с шампанским… Устроители почему-то забыли только об одном — они не освятили корабль по христианскому морскому обычаю.

Может быть, все началось уже тогда, когда пароходу дали имя? Титаны, дети богини земли Геи, в эллинской мифологии олицетворяли слепые, безудержные и агрессивные силы природы. Титаны бросали вызов небожителям-олимпийцам, намереваясь захватить власть над миром, — и всякий раз бывали повержены и загнаны обратно в глубинные недра своей матери земли.

Создатели «Титаника» — боссы трансатлантической компании «Уайт Стар» Брюс Исмэй и лорд Джеймс Пирри — задумывали свое детище как некий ультрасовременный вызов природе, брошенный ей научно-технической революцией. Подобно Эйфелевой башне, пароход был призван продемонстрировать торжество дерзновенного человеческого разума. Он был на сто футов длиннее прежнего чемпиона Атлантики — «Лузитании», принадлежавшей конкурирующей фирме «Кунард», и на 1004 тонны тяжелее своего младшего брата — «Олимпика».

Приступ гигантомании овладел создателями настолько, что они построили на «Титанике» четыре трубы, хотя в действительности работали лишь три (поэтому вызывают улыбку кадры из фильмов, где и всех четырех труб «Титаника» валит дым). Четвертую приказал добавить хозяин холдинга, мультимиллионер Пирсон Морган..

Первый рейс «Титаника» задумывался как событие, сравни мое по масштабу с главными супершоу столетия. Билет в первом классе стоил в пересчете на сегодняшние деньги около $ 50 000 Сотни людей платили деньги не потому, что им нужно было в Нью-Йорк. Они покупали билеты на шоу. Они его получили.

О «непотопляемости» «Титаника» писали все газеты: создана система, положившая конец многовековой борьбе человека со стихией. Даже айсберги теперь не страшны, ведь уже не в первый раз, столкнувшись со льдинами, пароходы оставались на плаву — в 1879 году это произошло с «Аризоной», в 1879 — ‘ «Конкордией», в 1911 году — с «Колумбией». Все суда получили пробоины ниже ватерлинии, но ни одно из них не затонуло. «Титаник» был подготовлен к встрече с айсбергом гораздо лучше любого из этих пароходов.

Он затонул за полтора часа. Когда весть о его гибели достигла Лондона, кто-то из тамошних магистров- чернокнижников вычислил, что судовой номер лайнера — 390904 — после операции «превращения» цифр в буквы читается как короткая богохульная фраза «No Pope». Это наблюдение стало еще одним доводом в копилке «фактов» и «пророчеств», предопределивших, по мнению многих, судьбу «Титаника».

В числе первых кстати, возникла версия о таинственном «проклятом бриллианте», который якобы находился у одного из пассажиров (информацию о бриллианте проверить не удалось, зато доподлинно известно, что жемчужное колье благополучно спасшейся миссис Уайденер стоило тогда 16 млн). Говорили и о некоем «вселенском злодее», который находился на борту лайнера: будто бы провидение, отправляя на дно полторы тысячи человек, преследовало на самом деле цель погубить только одного из пассажиров. Поиск злодея продолжается до сих пор.

Список знаменитых личностей весьма велик — вместе с «Титаником» погибли полковник Арчибальд Батт, военный советник президента США Тафта, миллионер Гутенгейм, успевший, согласно легенде, переодеться во фрак, чтобы по джентельменски встретить свою смерть в затопленной каюте. Жертвой «Титаника» стал еще один миллионер, 21 -летний Эсли Уайденер (его мать приехала в порт Нью-Йорка встречать «Титаник» на собственном поезде из четырех пульмановских вагонов).

Океанское дно стало могилой супругов Штраус, владельцев и поныне процветающей в США сети магазинов «Мэйсиз». Гибель этих людей тоже необъяснима. Если рассуждать логично, уж кому-кому, но миллионерам и аристократам в первую очередь нашлись бы места в спасательных шлюпках.

Людей низших сословий среди погибших было почти втрое больше — свидетельствует статистика. И до сих пор не утихают споры: правда ли, что пассажиров третьего класса заперли в трюмах. Это заставляет некоторых ученых выдвинуть свою версию фатальной обреченности корабля. По их мнению, роковое предназначение катастрофы — вызвать обострение классовой борьбы в Старом и Новом Свете.

Действительно, совокупно богатство пассажиров первого класса на «Титанике» превысило $ 500 млн. И пассажире мужчин из первого класса спаслось больше, нежели женщин детей из третьего. И это несмотря на жесткое морское правил «Места в шлюпках — для женщин и детей!» «На примере «Титаника» бедные убедились: если мир будет гибнуть, выживут только богатые», — проронил в одном интервью спасшийся пассажир третьего класса…

Однако, если следовать этой логике, среди 705 спасшихся обязательно должен был оказаться Джон Джейкоб Астор, один из самых богатых людей своего Времени. Он возвращался с юной женой (второй по счету и уже беременной) из путешествия по Египту. Через день после гибели лайнера светское издание «Америкен» поместило 4-полосную статью о погибшем мистере Асторе и лишь в конце упомянуло об остальных жертвах катастрофы.

Жена Астора спаслась, а обезображенное тело мужа опознать удалось только по монограмме на рубашке — его выловили из воды спустя неделю. Астор должен был спастись, — в шоке повторяли друг другу пораженные нью-йоркские богачи. Многое в ту ночь не должно было случиться, но у провидения был свой взгляд на «Титаник». Разве не гордыней продиктовано каждое слово в книге погибшего Джона Джейкоба Астора, в которой он рассказывает, как человек в 2000 году будет жить на Марсе и Сатурне, а гигантские пароходы «будут пересекать Атлантику за четыре с половиной дня» и «будут устойчивы, как крепость»?

Когда «Титаник» погружался в океанскую глубину, восемь музыкантов на искореженной палубе продолжали играть — они так и умерли, все восемь, когда волны в одночасье смыли их за борт. Когда нос парохода оторвался и ушел вглубь, они играли «Осень». А потом начали последнюю песню. Она называлась «Бог становится ближе».

Мертвая туша «Титаника» обрушилась в глубину, и теперь люди в спасательных шлюпках медленно замерзали насмерть. Стоявший неподалеку «Калифорниен», словно во власти наваждения, по-прежнему был не в силах заметить их и прийти на помощь. Остальные суда находились страшно далеко — русский пароход «Бирма» услышал «SOS» и спешил на помощь, но даже на всех парах мог поспеть только к утру.

«Маунт Темпль» — в 60 милях, «Балтик» — в 55 милях, «Олимпик» — в 70… Соленая вода не замерзает при минус одном градусе Цельсия. Гребни холодных волн перекатывались через низкие борта шлюпок, в которых были в основном женщины и дети, многие из них в истерике пытались выпрыгнуть за борт, чтобы разделить участь своих близких.

В лодке «А» люди сидели по пояс в ледяной воде, и уже через полчаса за борт пришлось выбросить трупы двух женщин — они замерзли прямо в шлюпке. Спасательную лодку номер 12 дважды накрывало волной — она не затонула только чудом. Как потом вычислили врачи, любой из 705 спасшихся пассажиров не имел шансов прожить более 12 часов…

Небольшое маломощное судно «Карпатия» было в 58 милях к юго-востоку от места катастрофы, когда судовой радист Фрэнсис Коттам услышал истерический «CQD» с тонущего «Титаника». Он вспоминал потом, что уловил сигнал в самый последний момент, уже снимая с головы наушники и собираясь спать. Сменщика у Коттама не было. Если бы он заснул на пять минут раньше, капитан «Карпатии» никогда бы не узнал, что «Титаник» уже гибнет. Капитана звали Артур Рострон. Он ни когда не пил, не курил и не бранился. Даже в век пара и электричества, в эпоху самых амбициозных мечтаний человечества он не разучился молиться.

Подчиненные прозвали Рострона «электрической искрой» — за умение мгновенно принимать волевые решения. Сила воли этого человека была хорошо известна. В 23 года, когда Рострон поступил на службу в компанию «Кунард», он раз и навсегда запретил себе употреблять спиртное. Спустя два года перестал курить. Бранился крайне редко — ровно один раз в месяц, как подсчитал кто-то из офицеров, — и всякий раз потом вслух просил у Господа прощения за сорвавшееся с языка сквернословие.

Впервые Артур Рострон вышел в море еще мальчишкой, в 13 лет — вместе с отцом. Говорят, что именно во время «морского крещения» мальчика произошел некий случай, оказав-ший сильное воздействие на его психику, — с тех пор Рострон молился каждый день.

Когда радист Коттам с перекошенным от ужаса лицом ворвался на капитанский мостик и сбивчиво забормотал что-то про тонущий «Титаник», Артур Рострон, как обычно, принял решение мгновенно. Во-первых, он повернулся к висевшему на стене распятию и прошептал несколько слов. Затем обернулся к подчиненным. «Мы разворачиваем корабль», — сказал он. Это было весьма рискованным решением — на борту «Карпатии» уже было восемьсот пассажиров.

Бросившись на помощь жертвам катастрофы, капитан направил пароход в страшный район скопления айсбергов, один из которых и оказался роковым для «Титаника». «Карпатия» со своей единственной трубой развивала скорость всего в 14 узлов — поэтому Рострон приказал перевести к котлам все дополнительные ресурсы пара, горячей воды и электричества. На полном ходу маленькое и неказистое судно влетело в царство айсбергов. Стоит ли говорить, что у дозорных, увы, тоже не было биноклей? Провидение учло многое, оно не учло воли Артура Рострона.

Владельцы «Титаника» собирались привести лайнер в Нью-Йорк на день раньше графика, чтобы был рекорд. Рекорд поставила «Карпатия» — она пришла на место катастрофы почти на час раньше, чем могла и чем все ожидали. Капитан Рострон отвоевал у судьбы лишь час времени, но час оказался дороже целого дня. Они успели. 705 пассажиров были подняты на борт.

«Карпатия» теперь действительно напоминала переполненный Ноев — ковчег: столовые и коридоры наспех переоборудовали в больничные палаты, столы превратили в койки, и все-таки десяткам людей хватило места только на полу.. Все медики из числа пассажиров «Карпатии» были мобилизованы для лечения больных и раненых, все здоровые женщины отряжены на кухню варить горячий бульон и кофе…

Когда перегруженная людьми «Карпатия» медленно и осторожно вошла в нью-йоркский порт и пришвартовалась у пирса номер 41, когда отрыдала толпа на пристани и отмелькали фотовспышки, второй офицер «Карпатии» припомнил в разговоре с журналистами одну деталь: на протяжении всего четырехчасового рейда к месту гибели «Титаника» капитан Рострон… молился.

«Его губы шевелились, — сказал офицер, — это вполне объяснимо: на такой скорости у нас тоже почти не было шанса вовремя заметить айсберг». Спустя несколько дней сам Рострон признался кому-то из журналистов: «До сих пор не могу избавиться от странного ощущения.

Когда мы шли среди льдов, мне казалось, что на штурвале была чья-то другая рука. Именно она вела корабль». Не исключено, что именно это ощущение заставило его отдать приказ о проведении короткой церковной службы на борту «Карпатии» сразу же после того, как последний из потерпевших был поднят на борт. Только после окончания службы Рострон отдал приказ идти дальше, на Нью-Йорк.

Артур Рострон преодолел волю провидения. А может быть, оно просто потеснилось. Ведь главное уже было сделано: самолюбию человечества нанесен страшный удар. Этого довольно… А в честь Артура Рострона была выпущена специальная медаль конгресса США.

Британским королевским указом он был посвящён в рыцари. Через некоторое время сэр Артур возглавил весь пассажирский флот компании «Кунард». Во многих городах АНГлии, США, Франции и Ирландии ему установлены памятники. На одном из них — в окрестностях Саутгемптона — выбита надпись — «Сэру Артуру Рострону. Превратившему «век пара» в «век духа».

Ноев ковчег под названием «Карпатия» тихо и незаметно для всех затонул 1 июля 1918 года. Старенькое 13600 — тонное судно было поражено тремя торпедами, выпущенными немецкой подводной лодкой. Из 75 человек пятеро погибли от взрыва, остальные 70 благополучно добрались до стоящего рядом британского военного корабля «Сноудроп». «Карпатия» скрылась под водой очень быстро всего за 15 минут. Впрочем, она никогда не претендовала название «непотопляемой».

А что же стало с другим капитаном, Стэнли Лордом, который увел свой «Калифорниен» из-под самого носа беды? И английская, и американская комиссии по расследованию обстоятельств гибели «Титаника» признали его в этом косвенно виновным. Он был отстранен от морской службы и умер в безвестности. Сын Стэнли Лорда упорно пытался реабилитировать имя отца. В 50-х годах он неоднократно обращался в обе комиссии с просьбами о повторном расследовании. Но все было напрасным. Стэнли Лорд выполнил волю провидения. Оно в нем больше не нуждалось и наградило его забвением.

«Титаник» - самый огромный и шикарный лайнер своего времени. Его, не стесняясь, называли непотопляемым, и он действительно казался таким. Он отправился в своё первое плавание в полдень десятого апреля из английского порта Саутгемптон. Конечным пунктом следования должен был стать американский город Нью-Йорк. Но до берегов США «Титаник», как известно, не доплыл…

Столкновение «Титаника» с айсбергом

14 апреля 1912 года лайнер на всех парах (со скоростью 22,5 узла, это была чуть ли не максимальная скорость) нёсся по Северной Атлантике. Ничто не предвещало трагедии, был полный штиль. На верхней палубе в ресторане с красивым интерьером играл оркестр. Богатые люди из первого класса пили шампанское, гуляли под открытым небом и наслаждались замечательной погодой.

Поздним вечером 14 апреля, в 23:39, двое впередсмотрящих (так официально называются матросы, наблюдающие с удобной позиции за обстановкой во время плавания) заметили айсберг прямо по курсу и сообщили об этом по телефону на мостик. Офицер Уильям Мэрдок тут же скомандовал «Лево руля». Таким образом он пытался предотвратить столкновение.

Но многотонный корабль не мог повернуть мгновенно, хотя в данном случае каждая секунда была на вес золота - глыба льда становилась всё ближе. И лишь спустя примерно полминуты нос «Титаника» начал клониться налево. В конечном счёте видимая часть айсберга «разминулась» с кораблём, не задев правый борт.

«Титаник» получилось повернуть на два румба, этого хватило, чтобы предотвратить лобовое столкновение, но полностью уйти от ледяной глыбы лайнер всё же не смог - он напоролся на её скрытую часть, находившуюся под водой. Этот контакт длился примерно девять секунд. В итоге образовалось шесть пробоин - все они были ниже ватерлинии.

Вопреки популярному заблуждению, айсберг не «разрезал» дно лайнера. Всё было немного иначе: от сильного давления заклёпки на обшивке полопались, стальные листы выгнулись и между ними появились зазоры. Через них в отсеки начала проникать вода. И скорость проникновения, конечно, была огромной - больше семи тонн за секунду.

Айсберг погнул обшивку корабля, в результате чего герметичность была нарушена

Дальнейшая хронология трагедии

Большинство пассажиров, находившихся на верхней палубе, поначалу не почувствовали никакой угрозы. Стюарды, разносившие в ресторане по столам закуску, отметили лишь лёгкий звон ложек и вилок на столах. Некоторые из пассажиров ощутили несильный толчок и дребезжание, которое быстро закончилось. Кое-кто посчитал, что от судна просто отвалилась винтовая лопасть.

На нижних палубах первые последствия были более ощутимыми: здешние пассажиры услышали неприятный скрежет и грохот.

Ровно в полночь на мостик пришёл Томас Эндрюс - человек, сконструировавший «Титаник». Он должен был оценить характер и серьёзность возникших повреждений. После доклада о случившемся и об осмотре корабля Эндрюс сказал всем собравшимся, что «Титаник» точно утонет.

Вскоре корабль стал заметно крениться. 62-летний капитан судна Эдвард Смит отдал приказ готовить шлюпки и начать созыв пассажиров для эвакуации.

А радистам в свою очередь было приказано посылать сигналы SOS всем близлежащим кораблям. Они занимались этим все последующие два часа, и лишь за несколько минут до полного потопления Смит освободил телеграфистов от работы.

Сигналы бедствия приняли несколько кораблей, но почти все они были чересчур далеко от «Титаника» В 00:25 сообщение о трагедии на «Титанике» получило судно «Карпатия». Оно находилось на расстоянии 93 километров от места крушения. Тут же капитан «Карпатии» Артур Рострон направил своё судно в этот район. «Карпатия», спеша на помощь людям, сумела развить в ту ночь рекордную для себя скорость в 17,5 узлов - ради этого на судне были выключены все приборы, работающие на электричестве, и отопление.

Был ещё один корабль, который находился даже ближе к «Титанику», чем «Карпатия» - всего в 10 морских милях (это равно 18,5 километрам). Теоретически он мог бы оказать помощь. Речь идёт о лайнере «Калифорниэн». «Калифорниэн» был окружён льдами, и поэтому его капитан решил остановить судно – вновь начать движение планировалось только следующим утром.

В 23:30 радист «Титаника» Филлипс и радист «Калифорниэна» Эванс общались между собой. Причём Филлипс в самом конце этого диалога достаточно грубо попросил Эванса не засорять эфир, так как он в этот момент он передавал сигнал на мыс Рейс (это мыс на острове Ньюфаундленд). После этого Эванс просто отключил питание в радиорубке и пошёл спать. А через 10 минут «Титаник» столкнулся с айсбергом. Спустя ещё некоторое время «Титаник» отправил первый сигнал бедствия, но на «Калифорниэне» его уже не могли принять.

Вдобавок ко всему на «Титанике» не оказалось красных аварийных сигнальных ракет. Уверенность в непотопляемости корабля была такой высокой, что никто не удосужился взять красные ракеты с собой. Тогда было решено давать залпы обыкновенными белыми. Расчёт был на то, что экипаж корабля, находящегося поблизости, догадается, что с «Титаником» случилась беда. Офицеры «Калифорниэна» действительно видели белые ракеты, но они решили, что это лишь какой-то праздничный салют. Фантастическая череда недоразумений!

В полвторого ночи пассажиров начали рассаживать в шлюпки. Сразу же стало понятно, что мест не хватит на всех. Всего на борту было двадцать шлюпок и их общая вместимость составляла 1178 человек.

По приказанию капитана Смита его помощника Чарльза Лайтоллера, контролировавшего процесс эвакуации на левом борту лайнера, в шлюпки брали исключительно детишек и женщин. Мужчины, по мнению капитана, обязаны были находиться на судне до последнего. А вот Уильям Мэрдок, ещё один помощник Смита, руководивший эвакуацией на правом борту, давал места в лодках и мужчинам, когда в очереди собравшихся отсутствовали женщины и дети.

Примерно в 02:15 нос лайнера внезапно опустился вниз и оставшаяся часть корабля сдвинулась вперёд. По палубам пронеслась большая холодная волна, многих людей просто унесло за борт.

Около 02:20 «Титаник» полностью скрылся под океанской водой. Лайнер был настолько огромен, что тонул целых 160 минут.

После того, как корма полностью погрузилась под воду, на поверхность выплыли сотни человек. Они плавали в ледяной воде среди всяческих вещей с корабля: деревянных балок, предметов мебели, дверей и т. д. Многие пытались использовать всё это как плавсредство.

Температура океанской воды в ту ночь составляла −2°С (морская вода не замерзает при такой температуре из-за концентрации соли в ней). Человек здесь умирал от сильнейшего переохлаждения в среднем в течение получаса. И многие из удалявшихся от потонувшего корабля на шлюпках слышали душераздирающие крики тех, кому не хватило места в лодках...

Примерно в 04:00 в районе тонущего «Титаника» появилась «Карпатия». Этот корабль поднял на борт 712 человек, после чего взял курс на Нью-Йорк. Среди спасённых 394 человека - это женщины и дети, 129 человек - мужчины, ещё 189 человек - члены корабельного экипажа.

Число погибших в этом кораблекрушении составило, по разным сведениям, от 1400 до 1517 человек (точную цифру трудно назвать, потому что на «Титанике» оказалось много безбилетников). Таким образом, сумели спастись 60% пассажиров из кают первого класса, 44% - из кают второго класса, 25% - из тех, кто купил билеты третьего класса.

Характеристики «Титаника»

При введении в эксплуатацию длина «Титаника» была 269 метров, ширина - около 30 метров. Высота лайнера тоже была впечатляющей: от ватерлинии до самой верхней шлюпочной палубы здесь было 18,5 метров (а если считать от киля до верхней точки первой трубы, то получилось бы вообще 53 метра). Осадка этого лайнера составляла 10,5 метров, а водоизмещение равнялось 52310 тоннам.

«Титаник» в 1912 году в порту Белфаста (именно здесь он строился)

Лайнер приводился в движение несколькими четырёхцилиндровыми паровыми машинами и паровой турбиной. При этом пар для них, а также для всевозможных вспомогательных механизмов производился в 29 котлах. Стоит специально отметить, что ни один из тридцати механиков корабля не выжил. Они оставались в машинном отделении и поддерживали работу паровых агрегатов до последнего.

Роль движителей на «Титанике» выполняли три винта. Диаметр центрального винта был равен 5,2 метрам, у него было четыре лопасти. Винты, располагавшиеся по краям имели больший диаметр – 7,2 метров, но у них было по три лопасти. Винты с тремя лопастями могли совершать до 80 оборотов в минуту, а центральный - до 180 оборотов в минуту.

Над верхней палубой торчали ещё и четыре трубы, каждая высотой 19 метров. «Титаник» обладал двойным дном и имел шестнадцать герметичных отсеков. Они разделялись водонепроницаемыми переборками. Согласно подсчётам, судно оставалось бы на плаву даже в том случае, если бы были затоплены любые два отсека или четыре идущих подряд отсека на носу или на корме. Но в ночь трагедии айсберг повредил пять отсеков - на один больше допустимого.

Состав экипажа и пассажиров

Известно, что в трагическом плавании в корабельной команде было много людей, не прошедших спецподготовку: стюарды, кочегары, штивщики (так назывались люди, в задачу которых входило подносить уголь к топкам и выкидывать за борт золу), коки. Квалифицированных моряков было совсем немного - всего 39 матросов и семь офицеров, помощников капитана. Причём некоторые из матросов ещё даже не успели хорошо ознакомиться с устройством «Титаника», так как их приняли на службу всего за несколько суток до отплытия.

Стоит немного рассказать и о пассажирах. Пассажирский состав был крайне разношёрстным - от нищенствующих эмигрантов из Швеции, Италии, Ирландии, плывших за лучшей жизнью в Новый Свет, до потомственных миллионеров, таких как Джон Джейкоб Астор IV и Бенджамин Гуггенхайм (оба погибли).

Бенджамин Гуггенхайм надел свой лучший фрак и стал пить виски в холле - так он провёл последние часы жизни

В соответствии со стоимостью купленного билета существовало разделение на три класса. Для тех, кто плыл в первом классе, были предоставлены бассейн, зал для занятий физической культурой, баня, корт для сквоша, электрованна (своеобразный «предок» солярия) и особое отделение для домашних питомцев. Также здесь были ресторан, изящно обставленные залы для обеда, комнаты для курения.

Кстати, сервис в третьем классе тоже был достойным, лучше чем на некоторых других трансатлантических пароходах того времени. Каюты были светлые и уютные, в них было не холодно и достаточно чисто. В обеденном зале подавались не слишком изысканные, но вполне приемлемые блюда, имелись специальные палубы для прогулок.

Помещения и пространства корабля были строго разделены в соответствии с классами. И пассажирам, допустим, третьего класса воспрещалось находиться на палубе первого класса.

«Титаник» в книгах и фильмах

Жуткие события, случившиеся на лайнере «Титаник» в апреле 1912 года, послужили основой для многих литературных произведений, картин, песен и фильмов.

Первая книга о «Титанике» была написана, как это ни парадоксально, задолго до его крушения. Малоизвестный американский писатель Морган Робертсон выпустил повесть «Тщетность, или Гибель Титана» ещё в 1898 году. В ней описывался будто бы непотопляемый корабль «Титан», потерпевший катастрофу апрельской ночью, столкнувшись с неким айсбергом. Шлюпок на «Титане» было недостаточно, и поэтому многие пассажиры погибли.

Повесть поначалу плохо раскупалась, но после происшествия 1912 года интерес к книге резко возрос -- между событиями, описанными в повести, и настоящим крушением «Титаника» было довольно много совпадений. И ключевые технические характеристики вымышленного «Титана» были похожи на характеристики реального «Титаника» - поистине удивительный факт!

Морган Робертсон и его повесть, где в какой-то степени была предсказана гибель «Титаника»

А первый художественный фильм о трагедии был выпущен в мае того же 1912 года - он назывался «Спасшаяся с «Титаника». Его длительность составляла 10 минут, он был немым и чёрно-белым. Главную роль здесь играла Дороти Гибсон, актриса, которая сама в ту злополучную ночь оказалась на «Титанике» и нашла своё спасение в шлюпке под номером семь.

В 1953 году к теме трагического путешествия «Титаника» обратился режиссёр Жан Негулеско. Согласно сюжету, на «Титанике» выясняют между собой отношения муж, жена и их двое детей. И вроде бы всё налаживается, но тут лайнер натыкается на айсберг и начинает идти на дно. Семье приходится пережить разлуку, жена и дочь уплывают на шлюпке, сын и отец остаются на тонущем судне. Фильм, кстати, получил один «Оскар» в том же 1953 году.

Но самый известный фильм о гибели лайнера - это фильм «Титаник» Джеймс Кэмерона, появившийся в кинотеатрах (а потом и на DVD) в 1997 году. Он завоевал целых одиннадцать премий «Оскар» и долгое время считался самым кассовым фильмом вообще в истории.

В подготовке сценария и создании декораций к фильму Кэмерона приняли участие авторитетные специалисты по крушению «Титаника» (например, историк Дон Линч и художник-маринист Кен Маршалл). Сотрудничество с уважаемыми экспертами позволило достаточно достоверно передать некоторые эпизоды крушения. Кэмероновский «Титаник» вызвал новую волну интереса к истории лайнера. В частности, после выхода фильма увеличился спрос на книжки и выставки, связанные с этой темой.

Обнаружение «Титаника» на дне Атлантики

Легендарный корабль пролежал на дне целых 73 года, прежде чем его обнаружили. Если конкретней, его в 1985 году нашла группа водолазов под руководством океанографа Роберта Балларда. В результате выяснилось, что под громадным давлением воды «Титаник» (глубина здесь была около 4000 метров) развалился на три части. Обломки лайнера были раскиданы по площади радиусом 1,6 километров. Баллард и его соратники первым делом нашли носовую часть судна, которая, видимо, из-за своей большой массы, сильно ушла в грунт. В 800 метрах от неё была обнаружена корма. Неподалёку были замечены и останки средней части.

Между крупными элементами лайнера на дне можно было разглядеть и мелкие предметы, свидетельствующие о той эпохе: набор медных столовых принадлежностей, непочатые винные бутылки, чашечки для кофе, дверные ручки, канделябры и керамические детские куклы…

Позднее несколько экспедиций к останкам «Титаника» провела компания RMS Titanic, которая юридически имела права на фрагменты лайнера и прочие связанные с ним артефакты. В ходе этих экспедиций со дна подняли больше 6000 предметов. Их впоследствии оценили на сумму в 110 миллионов долларов. Эти предметы выставлялись в тематических экспозициях или распродавались с аукционов.

Но почему же «Титаник» не подняли наверх полностью? Увы, это невозможно. Специалисты установили, что всякая попытка поднять корпус лайнера приведёт к его разрушению, и поэтому он, скорее всего, останется на дне навсегда.

Документальный фильм «Титаник»: Гибель мечты»

100 лет назад, в ночь на 15 апреля 1912 года, после столкновения с айсбергом в водах Атлантического океана затонул лайнер "Титаник", на борту которого находились более 2200 человек.

"Титаник" (Titanic) - крупнейшее пассажирское судно начала XX века, второй из трех пароходов-близнецов, произведенных британской компанией "Уайт Стар Лайн" (White Star Line).

Длина "Титаника" составляла 260 метров, ширина - 28 метров, водоизмещение - 52 тысячи тонн, высота от ватерлинии до шлюпочной палубы - 19 метров, расстояние от киля до верхушки трубы - 55 метров, предельная скорость - 23 узла. Журналисты сравнивали его по длине с тремя городскими кварталами, а по высоте - с 11‑этажным домом.

На "Титанике" имелось восемь стальных палуб, расположенных друг над другом на расстоянии 2,5-3,2 метра. Для обеспечения безопасности корабль имел двойное дно, а его корпус разделяли 16 водонепроницаемых отсеков. Водонепроницаемые переборки поднимались от второго дна до палубы. Главный конструктор корабля Томас Эндрюс заявлял, что, даже если четыре отсека из 16 будут заполнены водой, лайнер сможет продолжить свой путь.

Интерьеры кают на палубах B и C были выполнены в 11 стилях. Пассажиры третьего класса на палубах E и F были отделены от первого и второго класса воротами, находящимися в разных частях судна.

До выхода "Титаника" в его первый и последний рейс особо подчеркивалось, что на борту корабля в первом рейсе будут находиться 10 миллионеров, а в его сейфах - золото и драгоценности на сотни миллионов долларов. американский промышленник, наследник горного магната Бенджамин Гуггенхайм, миллионер с молодой супругой, помощник президентов США Теодора Рузвельта и Уильяма Говарда Тафта майор Арчибальд Уиллингем Батт, член конгресса США Исидор Штраус, актриса Дороти Гибсон, состоятельная общественная деятельница Маргарет Браун, британский модельер Люси Кристиана Дафф Гордон и многие другие известные и состоятельные люди того времени.

10 апреля 1912 года в полдень суперлайнер "Титаник" отправился в свое единственное путешествие по маршруту Саутгемптон (Великобритания) - Нью-Йорк (США) с остановками в Шербуре (Франция) и Куинстауне (Ирландия).

В течение четырех дней пути погода была ясная, а море спокойным.

14 апреля 1912 года, на пятый день пути, несколько кораблей послали сообщения об айсбергах в в районе маршрута следования корабля. Большую часть дня рация была сломана, и многие сообщения не были замечены радистами, а на другие капитан не обратил должного внимания.

К вечеру температура начала понижаться, достигнув к 22:00 нулевой отметки по Цельсию.

В 23:00 с судна "Калифорниан" поступило сообщение о наличии льдов, но радист "Титаника" оборвал радиообмен раньше, чем "Калифорниан" успел сообщить координаты района: телеграфист был занят отправкой личных сообщений пассажиров.

В 23:39 двое впередсмотрящих заметили айсберг перед лайнером и доложили об этом по телефону на мостик. Самый старший из офицеров Уильям Мэрдок дал команду рулевому: "Лево руля".

В 23:40 "Титаник" в подводной части судна. Из 16 водонепроницаемых отсеков судна шесть были прорезаны.

В 00:00 15 апреля на капитанский мостик был вызван конструктор "Титаника" Томас Эндрюс для того, чтобы оценить степень серьезности повреждений. После доклада о происшествии и осмотра судна Эндрюс сообщил все присутствующим, что лайнер неизбежно потонет.

На судне стал ощутим крен на нос. Капитан Смит приказал расчехлить спасательые шлюпки и созвать членов экипажа и пассажиров для эвакуации.

По приказу капитана радисты начали посылать сигналы бедствия, которые они передавали в течение двух часов, пока капитан не освободил телеграфистов от исполнения обязанностей за несколько минут до потопления корабля.

Сигналы бедствия , но они находились слишком далеко от "Титаника".

В 00:25 координаты "Титаника" приняло судно "Карпатия", находившееся от места крушения лайнера на расстоянии 58 морских миль, что составляло 93 километра. приказал немедленно направиться к месту бедствия "Титаника". Спеша на помощь, корабль смог достигнуть рекордной скорости в 17,5 узлов - при максимально возможной для судна скорости в 14 узлов. Для этого Рострон приказал отключить все приборы, потребляющие электроэнергию, и отопление.

В 01:30 оператор "Титаника" телеграфировал: "Мы в маленькие шлюпки". По приказу капитана Смита его помощник, Чарлз Лайтоллер, руководивший спасением людей по левому борту лайнера, в шлюпки сажал только женщин и детей. Мужчины, по мнению капитана, должны были оставаться на палубе, пока все женщины не сядут в лодки. Первый помощник капитана Уильям Мэрдок на правом борту мужчинам, если в очереди собиравшихся на палубе пассажиров не было женщин и детей.

Около 02:15 нос "Титаника" резко опустился, судно значительно сдвинулось вперед, и по палубам прокатилась огромная волна, которая смыла многих пассажиров за борт.

Около 02:20 минут "Титаник" затонул.

Около 04:00 утра, примерно через три с половиной часа после получения сигнала бедствия, "Карпатия" прибыла на место крушения "Титаника". Судно приняло на борт 712 пассажиров и членов экипажа "Титаника", после чего благополучно прибыло в Нью-Йорк. Среди спасенных были 189 членов экипажа, 129 пассажиров мужчин и 394 человек - женщины и дети.

Число погибших , по различным данным, составило от 1400 до 1517 человек. Согласно официальным данным, после катастрофы 60% пассажиров кают первого класса, 44% - кают второго класса, 25% - третьего класса.

Последняя выжившая в катастрофе пассажирка "Титаника" - , путешествовавшая на борту лайнера в возрасте девяти недель от роду, скончалась 31 мая 2009 года в 97 лет. Прах женщины был развеян над морем с причала в порту Саутгемптона, откуда "Титаник" в 1912 году отправился в свое последнее плавание.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Вы уже много раз читали и слышали про Титаник. История создания и крушения лайнера обросла слухами и мифами. Британский пароход больше 100 лет будоражит умы людей, пытающихся найти ответ – почему утонул Титаник?

История легендарного лайнера интересна по трем причинам:

  • это было самое большое судно на 1912 год;
  • количество жертв превратило катастрофу в мировой провал;
  • наконец, Джеймс Кэмерон своим фильмом выделил историю лайнера из общего списка морских катастроф, а их было не мало.

Мы расскажем вам все о Титанике, как было в реальности. О том, какова длина Титаника в метрах, сколько тонул Титаник, и кто на самом деле стоял за масштабной катастрофой.

Откуда и куда плыл Титаник

По фильму Кэмерона мы знаем, что лайнер направлялся в Нью-Йорк. Американский развивающийся город должен был стать конечной остановкой. А вот откуда плыл Титаник, далеко не все знают точно, считая, что отправной точкой был Лондон. Столица Великобритании не была в рядах морских портов, потому и пароход оттуда не мог отправиться.

Роковой рейс начался из Саутгемптона – крупного английского порта, откуда пролегали трансатлантические рейсы. Путь Титаника на карте четко показывает движение. Саутгемптон – это и порт, и город, расположенный в южной части Англии (графство Хэмпшир).

Посмотрите, как пролегал маршрут Титаника на карте:

Размеры Титаника в метрах

Чтобы понять больше про Титаник, причины катастрофы нужно раскрывать, начиная с габаритов парохода.

Сколько метров Титаник в длину и по другим размерам:

точная длина – 299,1 м;

ширина – 28,19 м;

высота от киля – 53,3 м.

Встречается и такой вопрос - сколько палуб было у Титаника? Всего 8. На верху располагались шлюпки, потому верхнюю палубу называли шлюпочной. Остальные распределялись согласно буквенному обозначению.

А – палуба I класса. Ее особенность в ограниченных размерах – она не ложилась на всю длину судна;

В – в передней части палубы располагались якоря и ее размеры тоже были короче – на 37 метров палубы С;

С – палуба с камбузом, столовой для экипажа и прогулочной площадкой для III класса.

D – прогулочная зона;

Е – каюты I, II классов;

F – каюты II и III классов;

G – палуба с котельными посередине.

Наконец, сколько весит Титаник? Водоизмещение самого большого судна начала 20 века составляет 52 310 тонны.

Титаник: история крушения

В каком году утонул Титаник? Знаменитая катастрофа произошла ночью 14 апреля в 1912 году. Это был пятый день путешествия. Хроники указывают, что в 23:40 лайнер пережил столкновение с айсбергом и уже через 2 ч 40 мин (2:20 ночи) ушел под воду.

Вещи с Титаника: фото

Дальнейшие расследования показали: экипаж получал 7 погодных предупреждений, но это не мешало судну снижать предельную скорость. Айсберг прямо по курсу заметили слишком поздно, чтобы предпринять меры предосторожности. В результате – пробоины в правом борту. Лед повредил 90 м обшивки и 5 носовых отсеков. Этого было достаточно, чтобы потопить лайнер.

Билеты на новый лайнер были дороже, чем на другие корабли. Если человек привык путешествовать первым классом, то на Титанике ему пришлось бы пересаживаться во второй класс.

Эдвард Смит, капитан корабля, начал эвакуацию за полночь: отправлен сигнал бедствия, привлечено внимание других судов сигнальными ракетами, спасательные шлюпки отправились на воду. Но спасение проходило медленно и неслаженно – в шлюпках пустовало место, пока тонул Титаник, температура воды не поднималась выше двух градусов ниже нуля, а первый пароход подоспел только через полчаса после катастрофы.

Титаник: сколько человек погибло и выжило

Сколько человек выжило на Титанике? Никто не скажет точных данных, как не могли сказать этого в роковую ночь. Список пассажиров Титаника изначально менялся на деле, но не на бумаге: одни отменили поездку в момент отплытия и не были вычеркнуты, другие путешествовали анонимно под вымышленными именами, третьи занесены в список погибших на Титанике несколько раз.

Фотографии гибели Титаника

Только приблизительно можно сказать, сколько человек утонуло на Титанике – около 1500 (минимум 1490 – максимум 1635). Среди них был и Эдвард Смит с некоторыми помощниками, 8 музыкантов из знаменитого оркестра, крупные инвесторы и бизнесмены.

Классовость чувствовалась даже после смерти – тела мертвых из первого класса бальзамировали и укладывали в гробы, второму и третьему классу доставались мешки и ящики. Когда бальзамирующие вещества закончились, тела безвестных пассажиров из третьего класса просто выкидывали в воду (по правилам в порт нельзя было привезти незабальзамированные трупы).

Тела находили в радиусе 80 км от места крушения, а из-за течения Гольфстрим многих рассеяло еще дальше.

Фото погибших людей

Изначально было известно, сколько пассажиров было на Титанике, хотя и не досконально:

экипаж 900 человек;

195 человек первого класса;

255 человек второго класса;

493 человека третьего класса.

Часть пассажиров сходила в промежуточных портах, часть – заходила. Считается, что на роковую трассу лайнер пошел с составом в 1317 человек, из которых 124 – дети.

Титаник: глубина затопления – 3750 м

Английский пароход мог вместить 2566 человек, из которых 1034 места – для пассажиров первого класса. Половинная загруженность лайнера объясняется тем, что в апреле трансатлантические рейсы не были популярны. В те времена разгорелась забастовка угольщиков, это нарушило поставки угля, графики и изменение планов.

На вопрос о том, сколько человек спаслось с Титаника, трудно было ответить, потому что спасательные операции проходили с разных судов, а медленная связь не обеспечивала быстрое предоставление данных.

После крушения опознали только 2/3 доставленных тел. Часть похоронили на местах, остальных отправили на родину. В районе катастрофы еще долго находили тела в белых жилетах. Из 1500 погибших человек обнаружили только 333 тела.

На какой глубине лежит Титаник

Отвечая на вопрос о том, на какой глубине затонул Титаник, нужно помнить о разнесенных течениями кусках (кстати, об этом узнали только в 80ых, до этого считалось, что лайнер погрузился на дно целиком). Обломки лайнера в ночь крушения отправились на глубине в 3750 м. Носовую часть отбросило на 600 м от кормы.

Место, где затонул Титаник, на карте:


В каком океане утонул Титаник? – в Атлантическом.

Титаник подняли со дна океана

Поднять пароход хотели с момента крушения. Инициативные планы выдвигали родственники погибших из первого класса. Но 1912 год еще не знал нужных технологий. Война, недостаток знаний и средств оттянули поиски затонувшего корабля на сотню лет. С 1985 года провели 17 экспедиций, в ходе которых подняли на поверхность 5 000 предметов и крупную обшивку, но сам судно осталось на дне океана.

Как выглядит Титаник сейчас

За время с момента крушения корабль покрылся морской жизнью. Ржавчина, кропотливая работа беспозвоночных и естественные процессы разложения изменили конструкции до неузнаваемости. Тела к этому времени уже успели разложиться полностью, а к 22 столетию от Титаника останутся только якоря и котлы – самые массивные металлические конструкции.

Уже сейчас интерьеры палуб уничтожены, каюты и залы развалились.

Титаник, Британик и Олимпик

Все три корабля производились судостроительной компанией «Харланд энд Вольф». До Титаника мир увидел Олимпик. Несложно увидеть в судьбе трех кораблей роковую предрасположенность. Первый лайнер потерпел крушение в результате столкновения с крейсером. Не столь масштабная катастрофа, но все-таки внушительная неудача.

Затем история Титаника, получившая широкий резонанс в мире, и, наконец, Гигантик. Этот корабль постарались сделать особенно прочным, учитывая ошибки предыдущих лайнеров. Его даже спустили на воду, но Первая мировая нарушила планы. Гигантик превратился в госпитальное судно под названием Британик.

Ему то как раз и удалось осуществить 5 спокойных рейсов, а на шестой случилась катастрофа. Подорвавшись на немецкой мине, Британик стремительно пошел ко дну. Ошибки прошлого и подготовленность капитана позволили спасти максимальное количество человек – 1036 из 1066.

Можно ли говорить о злом роке, вспоминая Титаник? История создания и крушения лайнера были детально изучены, раскрыты факты, даже сквозь время. И все же правда раскрывается только сейчас. Причина, по которой Титаник привлекает внимание, - сокрытие истинного мотива – создание валютной системы и уничтожение противников.

Впервые Титаник попал на главные страницы газет в качестве самого большого судна в истории человечества, и первый его рейс должен был совершить длинное путешествие через всю Атлантику в апреле 1912 года. Как всем известно, вместо триумфального плавания историю судоходства дополнила величайшая катастрофа. В свой четвертый день путешествия 105 лет тому назад в 643 километрах от берега Новой Шотландии судно столкнулось с айсбергом и затонуло в течение 2 часов и 40 минут. В тот страшный день погибло 1500 пассажиров, которые главным образом умерли не от травм или асфиксии, а от переохлаждения. Мало кому удалось выжить в ледяной воде Атлантического океана, температура которой в апреле 1912 года опустилась до – 2 °С. Не спешите удивляться, вода вполне может оставаться жидкой при таком холоде, если учитывать, что в океане она представляет собой раствор соли с прочими питательными веществами, а не чистую H2O.

Но если изучить историю Титаника глубже, вы найдете также и рассказы о людях, которые во время непредвиденной катастрофы действовали решительно, избежали смерти и помогли другим утопающим. Свыше 700 человек пережили бедствие, хотя для некоторых из них это было дело счастливой случайности. Перед вами 10 историй выживших в самой трагической катастрофе Атлантики.

10. Франк Прентис – член экипажа (помощник на складе)

Прямо перед тем, как Титаник окончательно погрузился под воду, корма судна ненадолго поднялась в воздух перпендикулярно уровню воды. Тогда же член команды Франк Прентис (Frank Prentice), один из последних на корабле людей, вместе с 2 своими товарищами решился спрыгнуть с тонущего лайнера в холодную воду. Один из его коллег во время падения ударился об винтовой пропеллер Титаника, но Прентису удалось пролететь 30 метров до самой воды, где его уже ждало бездыханное тело друга. К счастью, Франка вскоре подобрала спасательная шлюпка.

В историю Прентиса легко проверить, тем более что его часы остановились ровно в 2:20, а это точное время окончательного погружения Титаника в воды Атлантического океана. Примечательно то, что через несколько лет Прентис пережил еще одно кораблекрушение, когда служил на борту военного судна Океаник (Oceanic) во время Первой мировой войны.

9. Восемь китайских пассажиров из третьего класса

Это может удивить, но если почитать отчеты о крупномасштабной эвакуации с тонущего Титаника, вы поймете, что сначала это был очень цивилизованный процесс. Все пассажиры послушно выполняли приказы экипажа парохода, и многие из них были рады отдать свои места в спасательных лодках женщинам и детям. Они делали это добровольно и без принуждения. Паника не лишила людей благоразумия и чести. По крайней мере, не всех и не сразу.

Но если вы хотите узнать, как в кораблекрушении начала 20 века удалось выжить пассажирам с более практичным подходом к испытаниям, вам будет интересно послушать про 8 китайских иммигрантов, которые взошли на борт легендарного судна все по одному билету. Это была группа выходцев из Гуанчжоу, лишившаяся работы из-за угольного кризиса, и плывшая домой в Гонконг.

В разных иммиграционных отчетах их имена изменялись, но сегодня это уже не важно. Когда произошло столкновение с айсбергом, семеро из них прокралось в спасательные лодки, прежде чем эти шлюпки были направлены к посадочным площадкам. Китайцы скрылись в шлюпках под одеялами, и долго оставались незамеченными. Пятеро из них выжили. Восьмой китаец тоже перенес кораблекрушение – его подобрала спасательная шлюпка №14 (спасшая и Гарольда Филлимора, о котором мы расскажем чуть позже). Спасение 6 человек из группы 8 товарищей – неплохая статистика, но героическим их поведение назвать сложно.

8. Олаус Йоргенсен Абелзет – пассажир второго класса

Олаус Йоргенсен Абелзет (Olaus Jorgensen Abelseth) был норвежским пастухом, работавшим на животноводческой ферме в Южной Дакоте (South Dakota). Он возвращался из поездки домой после посещения родственников, и в апреле 1912 года сел на Титаник с пятью членами своей семьи.

Во время эвакуации с Титаника людей рассаживали по спасательным шлюпкам по определенным соображениям. Взрослый мужчина мог попасть на борт спасательной лодки, только если у него был хороший опыт в судоходстве, который пригодился бы для управления плавательным средством в водах открытого океана. Спасательных шлюпок было всего 20, и на каждой из них должен был присутствовать хотя бы один опытный моряк.

Абелсет имел шесть лет опыта мореходства, в прошлом он был рыбаком, и ему предложили место в очередной лодке, но мужчина отказался. А все потому что некоторые из его родственников не умели плавать, и Олаус Йоргенсен решил остаться с ними, чтобы позаботиться о выживании своей семьи. Когда Титаник полностью затонул, и родственников Олауса все же смыло в воду, мужчина оставался на плаву в холодном океане целых 20 минут, пока его не спасли. Когда Абелсет оказался в лодке, он активно помогал спасать других жертв кораблекрушения, откачивая перемерзших в ледяной воде.

7. Хью Вулнер и Мауриц Бйорнштрем-Штеффансзон – пассажиры первого класса

Хью Вулнер и Мауриц Бйорнштрем-Штеффансзон (Hugh Woolner, Mauritz Björnström-Steffansson) сидели в курительном салоне, когда услышали о столкновении с айсбергом. Джентльмены сопроводили свою подругу к спасательным лодкам и помогли экипажу Титаника в организации посадки женщин и детей в шлюпки. Хью и Мауриц находились на нижней палубе, когда решили запрыгнуть в последнюю шлюпку, пока та спускалась на . Их прыжок был совершен за 15 минут до окончательного затопления Титаника, так что это была попытка из разряда «сейчас или никогда».

Бйорнштрем-Штеффансзон успешно запрыгнул в шлюпку, но Вулнер оказался менее удачливым и промахнулся. Однако мужчина успел ухватиться за край лодки, и его друг сумел задержать Хью, пока тот свисал над океаном. В конечном счете, Вулнеру помогли забраться в лодку. Это было спасение, полное драматизма.

6. Чарльз Джоин – член экипажа (главный пекарь)

Большинство жертв крушения Титаника умерли от гипотермии (переохлаждения) в течение 15 - 30 минут в ледяной воде, но Чарльз Джоин (Charles Joughin) – настоящее доказательство того, что у каждого правила есть свои исключения. Джоин был пьян, когда пароход столкнулся с айсбергом. Несмотря на чрезвычайные условия и свое нетрезвое состояние пекарь очень помог другим тонущим, выбрасывая за борт Титаника шезлонги и стулья, чтобы людям было за что ухватиться, и не утонуть. После того как лайнер окончательно погрузился под воду, Чарльз дрейфовал в районе места крушения больше двух часов, пока его не прибило к одному из спасательных судов.

Эксперты по выживанию связывают успех Джоина с тем, что алкоголь повысил температуру его тела, а также с тем, что, как утверждал сам пекарь, он старался не погружать голову в ледяную воду. Некоторые критики сомневаются в том, что мужчина пробыл в воде так долго, но факт остается фактом, и у Джоина есть свидетели со спасательной шлюпки.

5. Ричард Норрис Уильямс – пассажир первого класса

Ричард Норрис Уильямс (Richard Norris Williams) путешествовал со своим отцом первым классом, и вместе они плыли на теннисный турнир. После того, как произошло столкновение айсбергом, оба они сохраняли невозмутимость, требуя открыть бар, и провели немного времени в тренажерном зале. Уильямсы даже успели помочь одному пассажиру, когда поняли, что не время прохлаждаться.

В итоге Ричарду довелось наблюдать за тем, как его отца накрыло дымовой трубой и унесло в море одной из волн, смывшей в океан складную шлюпку модели Collapsible A. Это была одна из 2 последних лодок на борту тонущего Титаника, и экипаж физически не успел приготовить оба этих спасательных средства для посадки в них людей и правильного спуска на воду.

Позже на борту британского парохода Карпатия (Carpathia), первого пришедшего на помощь жертвам Титаника, врачи советовали выжившему Норрису ампутировать обе обмороженные ноги. Спортсмен воспротивился рекомендациям докторов, и вопреки первоначальным прогнозам медиков не только не потерял свои ноги, но и восстановил их функциональность. Более того, мужчина вернулся в теннисный спорт и выиграл золотую медаль на Олимпийских играх 1924 года. Вдобавок он был награжден за безупречную службу в Первой мировой войне.

4. Рода «Роза» Эбботт – пассажир третьего класса

Все знают морское правило «сначала женщин и дети», но не всем известно, насколько оно было жестким. Если мальчику было больше 13 лет, его больше не считали ребенком. Это не устроило пассажирку третьего класса Роду Эбботт (Rhoda Abbott), которая не собиралась отказываться от двух своих сыновей 13-ти и 16-ти лет. Эбботт отдала место в шлюпке, чтобы до конца оставаться со своими детьми. Она была женщиной твердых убеждений, членом христианской гуманитарной миссии Армия Спасения и матерью-одиночкой. Рода схватила каждого ребенка за руку, и вместе они прыгнули за борт тонущего судна.

К сожалению, оба ее сына утонули, и на поверхность воды мать-героиня всплыла без них. Как и Ричард Норрис Уильямс, Роза ухватилась на борт перевернувшейся складной шлюпки Collapsible A. Ее ноги пострадали от переохлаждения почти так же сильно, как и ноги теннисиста. Эбботт провела в больнице 2 недели, но это не отменяет того факта, что она оказалась единственной женщиной, выжившей после плавания в ледяных водах Атлантического океана в ночь крушения Титаника.

3. Гарольд Чарльз Филлимор – член экипажа (стюард)

Знаменитый персонаж Розы Декатура, которую в фильме Джеймса Кэмерона сыграла Кейт Уинслейт (Rose Decatur, James Cameron, Kate Winslet), был вымышленным, но прототипом этой романтической истории мог быть пример стюарда Гарольда Чарльза Филлимора (Harold Charles Phillimore).

Мужчину обнаружили цепляющимся за плавающие обломки посреди моря трупов, когда к месту крушения в поисках выживших прибыла последняя спасательная шлюпка. Филлимор поделился частью дрейфующей деревянной балки с другим пассажиром, чего по сюжету Кэмерона не сделала Роза Декатур, позволив любви всей ее жизни умереть от переохлаждения. После трагического кораблекрушения Гарольд Филлимор продолжил свою морскую карьеру, добился выдающихся успехов и заслужил медали за службу в военно-морском флоте во время Первой мировой войны.

2. Гарольд Брайд – представитель компании Marconi Wireless

Гарольд Брайд (Harold Bride) был одним из двух операторов телеграфа британской компании Marconi Wireless, задача которой состояла в том, чтобы обеспечивать связь между пассажирами судна и материком. Брайд также отвечал за навигационные сообщения и предупреждения от других судов. Во время крушения Гарольду и его коллеге Джеймсу Филлипсу (James Phillips) было позволено оставить свой пост, чтобы как можно скорее спасаться, но оба они поддерживали связь Титаника с остальным миром до последних минут легендарного парохода.

Телеграфисты работали до тех пор, пока вода не начала заполнять их каюту. Тогда они и поняли, что пришло время покинуть судно. Коллеги сели на последнюю спасательную шлюпку, известную под названием Collapsible B. К сожалению, во время спуска на воду она перевернулась вверх дном, и все ее пассажиры оказались в ледяной воде. Гарольд Брайд так сильно поморозил ноги, что с трудом забрался по спасательной лестнице на борт британского парохода Карпатия, когда тот прибыл к месту аварии чтобы помочь выжившим жертвам.

На пути к своему спасению Гарольд проплыл мимо мертвого тела, которым оказался его товарищ Джеймс Филлипс, умерший этой страшной ночью от переохлаждения. Впоследствии Брайду не нравилось говорить на публике о произошедшем, потому что он был «глубоко поражен всем этим опытом, особенно потерей своего коллеги и друга Джека Филлиса».

1. Чарльз Лайтоллер – капитан второго ранга

Чарльз Лайтоллер (Charles Lightoller) начал свою морскую карьеру с 13-летнего возраста, и ко времени службы на Титанике в качестве капитана второго ранга он успел повидать многое. До того как заключить контракт с британской судоходной компанией White Star, которой принадлежал гигантский пароход, Лайтоллер уже пережил кораблекрушение в Австралии, циклон в Индийском океане, и путешествие автостопом от западной Канады до самой Англии после участия в неудачной разведке золотоносных мест в Юконе (Yukon).

Когда Титаник столкнулся с айсбергом, Лайтоллер был одним из первых, кто начал спускать спасательные шлюпки на воду. Примерно в 2:00 (за 20 минут до полного затопления лайнера), начальство приказало ему садиться в лодку и спасаться самому, на что Чарльз отважно ответил примерно следующее: «нет, чертовски навряд ли я это сделаю» (not damn likely).

В итоге он оказался в воде, подплыл к опрокинутой складной шлюпке Collapsible B, о которой мы уже упоминали выше, и помог поддержать порядок и моральный дух среди оставшихся в живых. Офицер проследил, чтобы лодка не перевернулась снова со всеми пассажирами на борту, и рассадил людей так, чтобы никого не смыло в ледяной океан.

Капитан второго ранга Чарльз Лайтоллер был самым последним спасенным человеком, спрыгнувшим с Титаника в Атлантический океан, и на борт Карпатии его подняли спустя почти четыре часа после появления спасателей с других пароходов. Кроме того он был самым старшим по должности среди всех выживших членов экипажа, и согласно уставу участвовал в слушаниях Конгресса США по делу трагического крушения Титаника.

© 2024 nowonline.ru
Про докторов, больницы, клиники, роддома