Быть человеком - это главное. Молоко - русский литературный журнал Поэт и прозаик авдеев валерий николаевич

, Рязанская область , РСФСР , СССР

Валерий Николаевич Авдеев (26 декабря (1948-12-26 ) , посёлок Сынтул , Касимовский район , Рязанская область - 15 июля , там же) - поэт и прозаик, член Союза писателей СССР , лауреат Международного литературного конкурса имени А. П. Платонова «Умное сердце» (2001).

Биография

Родился в семье врача и медсестры. После окончания средней школы работал слесарем-монтажником на Сынтульском чугунолитейном заводе, служил в Советской Армии. В 1976 году окончил факультет русского языка и литературы . Преподавал в сельской школе, работал редактором Рязанского отделения издательства «Московский рабочий», заместителем директора бюро пропаганды художественной литературы при областной писательской организации, заведующим отделом поэзии ежеквартальника «Рязанское узорочье». Представлял "страну берёзового ситца" на седьмом Всесоюзном совещании молодых писателей, творческих семинарах в Дубултах и Сыктывкаре, неделях литературы в Черновцах и Одессе.

Литературная деятельность

В 1989 году был принят в члены Союза писателей СССР. Печатался в журналах "Молодая гвардия", "Октябрь", "Север", "Смена", еженедельниках "Литературная Россия", "Московский железнодорожник", газетах "Советская Россия", "Учительская газета", "Рязанское узорочье", "Рязанская глубинка", альманахах "Поэзия", "Литературная Рязань", "Литературное эхо", "Литературный Касимов", коллективных сборниках "Дружба", "Песни над Окой и Днестром", "Молодая гвардия-82", "Голубая Мещёра", "Певцам бревенчатой избы", "Венок Есенину", "Окские зарницы", "Серебряные мгновения жизни", трёхтомнике "Собрание сочинений рязанских писателей", антологиях "Час России", "Мать", "Умное сердце", "Поэзию любят красивые люди", хрестоматии "Литература Рязанского края", книге Евгения и Романа Маркиных "Летят журавли, летят...", книге Оксаны Гоенко "Журавлиная песня". Произведения Валерия Авдеева звучали по Всесоюзному радио, переведены на болгарский, украинский, молдавский языки. Он и сам занимался стихотворными переводами. Автор поэтических книг «Сосновый хлеб», «Родня», «Трилистник», «Время высмолить лодку» (вышла в дни прощания с поэтом), сборника рассказов «При своем деле». За месяц до гибели подготовил и передал в издательство рукопись стихотворного сборника "Разнотравье" (выпущен сигнальный экземпляр). Лауреат Международного литературного конкурса имени А.П. Платонова «Умное сердце», областных творческих конкурсов Валерий Авдеев был выдающимся представителем касимовской поэтической школы, одним из самых пронзительных и тонких лириков средней полосы России, наставником многих молодых литераторов.

Владимир ХОМЯКОВ, лауреат Международного литературного конкурса имени Андрея Платонова "Умное сердце" Г. САСОВО, РЯЗАНСКАЯ ОБЛ.


Член Союза писателей России Валерий Николаевич Авдеев (1948-2003) своей гибелью и теперь уже годовщиной посмертной судьбы подтвердил расхожую фразу о том, что "поэты уходят, а их стихи живут". На следующий день после его похорон в Рязанскую писательскую организацию передали из областной типографии только что выпущенную в издательстве "Узорочье" книгу "Время высмолить лодку". Выхода этого томика Валерий ждал 10 (!) лет. Помнится, еще весной 1993 года мы занимались с ним первоначальной редактурой будущего сборника. Сюда, помимо новых для читателей стихов, вошли лучшие произведения из предыдущих книг Авдеева - "Соснового хлеба", "Родни", "Трилистника" - и публикаций в столичных журналах "Октябрь", "Смена", "Молодая гвардия", еженедельниках "Литературная Россия", "Московский железнодорожник" и других изданиях.


Стоит отметить, что поэтическое творчество Валерия получило самые добрые оценки таких мастеров словесности, как Виктор Астафьев, Виктор Коротаев, Борис Олейник, Эрнст Сафонов, Федор Сухов - всех и не перечислить. Стихи Авдеева наряду с произведениями отечественных классиков включались в антологии "Час России", "Мать", "Умное сердце". И хотя стихотворения рязанского самородка были отмечены всего лишь единственной наградой, но награда эта - Международная Платоновская премия за 2001 год.


Не скрою, чтение новой книги высветлило в душе не только чувство боли за безвременно прервавшуюся жизнь талантливого человека, но и чувство радости, что творческая судьба Авдеева продолжается. К безусловным шедеврам относятся опубликованные в сборнике стихотворения: "Время высмолить лодку", "Сколько горькой и сладкой...", "Радость обнажения воды", "" О чем книга? О счастливых тяготах поэтического труда, природе мещерского края, бесконечных сельских заботах, сложности человеческих взаимоотношений, дружбе и любви. И обо всем сказано с той неповторимой авдеевской интонацией, с его улыбкой - то восторженной, а то и печальной. И какое отменное чутье слова, какое глубинное знание народного языка! Многие строки Валерия Авдеева афористичны. Эпиграфом к новой книге большого русского поэта вполне можно поставить такое вот его коротенькое стихотворение:


Быть Человеком -


Это главное.


А нужно-то


Совсем немного:


Не опуститься бы


До дьявола


И не подняться бы



Этому правилу поэт и следовал всю свою жизнь. Человек удивительной для нашего времени бескорыстности и душевной чистоты, он в стихах искренне и пронзительно отстаивал веру в доброе людское начало. Поэты уходят? Поэты не уходят! На моем письменном столе лежит новая стихотворная рукопись Валерия Николаевича Авдеева, которую он успел в целом подготовить буквально за месяц-другой до кончины. И по этим машинописным листам видно, как трудно, но смело преодолевал поэт рубеж тысячелетий, а значит, и в новом веке его стихам жить и восхищать читателей.



Валерий АВДЕЕВ (1948-2003), лауреат Международного литературного конкурса имени Андрея Платонова "Умное сердите"


Время высмолить лодку


Время высмолить лодку:


Уходят последние льды,


Недалече веселье -


Недолго до Первого мая.


Подмывает плотину


Напор бесноватой воды,


Сторожам на беду


И щиты, и заслоны ломая!


Время высмолить лодку...


Уже изумрудным пушком


Просквозило леса


И подернуло берег далекий,


И до этих друзей


Мне теперь не добраться пешком -


Раскромсала весна,


Унесла ледяные дороги.


Время высмолить лодку -


Уж я ль не заядлый рыбак!


Спиннинг славится мой


И катушкой, и жилкой тугою!


Я ль с десяток пятнистых,


Зубастых подводных бродяг


Золотою блесной


Не надую да не объегорю!


Время высмолить лодку


К приезду любимой моей,


Щели проконопатить,


Играя веселой киянкой, -


Будет просто беда,


Если нам не споет соловей -


Греховодник,



Зажигатель сердец окаянный!


Время высмолить лодку...


Над берегом вьются дымки.


Время высмолить лодку...


Открылись озерные шири!


Время высмолить лодку -


С тревогою,


С чувством таким


Я опять по весне


В городской просыпаюсь


Квартире...



Радость обнажения воды


Буду я и мрачным,



Выбреду с клюкой


На берег мая -


Радость обнажения воды


Все же всколыхнет меня,



Радость обнажения воды -


Это как любимой


Обнаженье.


Блеск и свежесть,


И дурман движенья


Открывают,




Ветерка весеннего рука


Гладит волны


Бархатистой кожи,


В лоне берегов


Лежит река,


Будто бы любимая



Сколько горькой и сладкой


Отравушки


Выдыхают в ложбинах



В бочажке


Средь запутанной травушки


Выпил кепкой


Студеной воды.


Утра сумерки сонные



"Что ж, возьмемся за дело,



Серебриста,


Как иней крупитчатый,


По калиннику


Тает роса.


Под калиной -


Косынка измятая...


Кто забыл ее здесь,



Ах, минувшая ноченька



Молодая и грешная! ..




Умереть хотел бы ранней осенью...


Умереть хотел бы ранней осенью,


Чтобы меньше мучился народ;


Гроб несущим не прозябнуть в просини


Сентября, и зной не бросит в пот.


Чтобы мужики, могил копатели,


Мерзлый грунт иль вязкий не кляли,


А под их умелыми лопатами


Мягко обнажалась глубь земли.


Умереть хотел бы ранней осенью.


Все в хозяйстве сделано почти:


Привезли дровец, отсенокосились


И не грех усопшего почтить.


И с харчами на помин не маяться,


Не гонять машин во все концы -


Ветки от антоновки ломаются,


Просолились в кадках огурцы.


Боровок подрос за изгородкою,


Подошла картошка в аккурат...


Только, правда, туговато с водкою...


Ну да ничего, сообразят.


Умереть хотел бы ранней осенью...


Не рыдайте, сродники мои:


Песенку прощальную и слезную


В небесах проплачут журавли.


Осенью... И есть еще желание:


Лишь бы разом - ткнулся и затих,


Чтоб не тлеть в бреду, в полусознании -


Муторной обузой для других.


Осенью - пусть так оно и сбудется! -


Оборвись, моя живая нить,


А печаль за свадьбами забудется -


Много их по осени звенит! ..

Валерий Николаевич Авдеев (26 декабря (19481226 ) , посёлок Сынтул , Касимовский район , Рязанская область - 15 июля , там же) - поэт и прозаик, член Союза писателей СССР и России , лауреат Международного литературного конкурса имени А. П. Платонова «Умное сердце» (2001).

Биография

Родился в семье врача и медсестры. После окончания средней школы работал слесарем-монтажником на Сынтульском чугунолитейном заводе, служил в Советской Армии. В 1976 году окончил факультет русского языка и литературы . Преподавал в сельской школе, работал редактором Рязанского отделения издательства «Московский рабочий», заместителем директора бюро пропаганды художественной литературы при областной писательской организации, заведующим отделом поэзии ежеквартальника «Рязанское узорочье». Представлял "страну берёзового ситца" на седьмом Всесоюзном совещании молодых писателей, творческих семинарах в Дубултах и Сыктывкаре, неделях литературы в Черновцах и Одессе. В 1989 году был принят в члены Союза писателей СССР. Печатался в журналах "Молодая гвардия", "Октябрь", "Север", "Смена", еженедельниках "Литературная Россия", "Московский железнодорожник", газетах "Советская Россия", "Учительская газета", "Рязанское узорочье", "Рязанская глубинка", альманахах "Поэзия", "Литературная Рязань", "Литературное эхо", "Литературный Касимов", коллективных сборниках "Дружба", "Песни над Окой и Днестром", "Молодая гвардия-82", "Голубая Мещёра", "Певцам бревенчатой избы", "Венок Есенину", "Окские зарницы", "Серебряные мгновения жизни", трёхтомнике "Собрание сочинений рязанских писателей", антологиях "Час России", "Мать", "Умное сердце", "Поэзию любят красивые люди", хрестоматии "Литература Рязанского края". Произведения Валерия Авдеева звучали по Всесоюзному радио, переведены на болгарский, украинский, молдавский языки. Он и сам занимался стихотворными переводами. Автор поэтических книг «Сосновый хлеб», «Родня», «Трилистник», «Время высмолить лодку» (вышла в дни прощания с поэтом), сборника рассказов «При своем деле». За месяц до гибели подготовил и передал в издательство рукопись стихотворного сборника "Разнотравье" (выпущен сигнальный экземпляр). Лауреат Международного литературного конкурса имени А.П. Платонова «Умное сердце», областных творческих конкурсов Валерий Авдеев был выдающимся представителем касимовской поэтической школы, одним из самых пронзительных и тонких лириков средней полосы России, наставником многих молодых литераторов. Знаменитая частушка, сочинённая им в конце сентября 1992 года, вошла в обиход. Вот её первоначальный текст: "Мы с Иваном Карлычем с утра пропили ваучер. А на другой на ваучер купили девку на вечер". На произведения Валерия Авдеева написано немало песен, в том числе и им самим. Поэт погиб 15 июля 2003 года на Сынтульском озере, предсказав свою кончину в стихотворных строках: "Цепь на колу расплету, лодку столкну в темноту" и "Лишь бы разом ткнулся и затих". В посёлке Сынтул, на доме, где жил Валерий Авдеев, установлена мемориальная доска. В честь замечательного поэта проводились литературные чтения, названо творческое содружество "Родня", которое действует в рамках Рязанского регионального отделения Союза писателей России.

К одному путеводному свету
Буду рваться до смертного дня!
Знаю, каждый уверует в это:
Все мы люди одни - Родня!

Валерий Авдеев

Сочинения

  • [Сосновый хлеб]: [Стихи] // Песни над Окой и Днестром. - М.: Московский рабочий, 1982. - С. 31-39.
  • При своём деле/ В.Авдеев. Авария/ Ю.Веденин. Два круга/ А. Овчинников. - М.: Московский рабочий, 1984.
  • Сосновый хлеб: Стихи. - М.: Молодая гвардия, 1987.
  • Родня: Стихи. - Рязань: Московский рабочий, 1988.- 104 с.:ил.
  • Трилистник: Стихи. - Рязань: Узорочье, 1997. - 112 с.
  • Время высмолить лодку: Стихи. - Рязань: Узорочье, 2001 (фактически 2003). - 228 с.: ил.
  • К путеводному свету: Стихи [Буклет]. - Рязань, 2003.
  • Стихи // Час России: Aнтология одного стихотворения. - М.: Современник, 1988. - С. 82.
  • Стихи // «Певцы бревенчатой избы…». - М., 1990.
  • Родня. Соловьи [Поэмы] // Собрание сочинений рязанских писателей в трёх томах. - Т.1. - Рязань: Пресса, 2008. - С. 40-56.
  • Красный сарафан: Pассказ // Собрание сочинений рязанских писателей в трех томах. - Т. 2. - Рязань: Пресса, 2008.
  • Устаёт душа от монотонности: подборка стихотворений // Рязанское узорочье. - 2009. - № 7-1 (52-53).
  • [Стихи] // Рязанское узорочье. - 2009. - № 2-3 (54-55). - С. 20.

Напишите отзыв о статье "Авдеев, Валерий Николаевич"

Отрывок, характеризующий Авдеев, Валерий Николаевич

– Еще как! – сказал он. – У меня бывало, что всё хорошо, все веселы, а мне придет в голову, что всё это уж надоело и что умирать всем надо. Я раз в полку не пошел на гулянье, а там играла музыка… и так мне вдруг скучно стало…
– Ах, я это знаю. Знаю, знаю, – подхватила Наташа. – Я еще маленькая была, так со мной это бывало. Помнишь, раз меня за сливы наказали и вы все танцовали, а я сидела в классной и рыдала, никогда не забуду: мне и грустно было и жалко было всех, и себя, и всех всех жалко. И, главное, я не виновата была, – сказала Наташа, – ты помнишь?
– Помню, – сказал Николай. – Я помню, что я к тебе пришел потом и мне хотелось тебя утешить и, знаешь, совестно было. Ужасно мы смешные были. У меня тогда была игрушка болванчик и я его тебе отдать хотел. Ты помнишь?
– А помнишь ты, – сказала Наташа с задумчивой улыбкой, как давно, давно, мы еще совсем маленькие были, дяденька нас позвал в кабинет, еще в старом доме, а темно было – мы это пришли и вдруг там стоит…
– Арап, – докончил Николай с радостной улыбкой, – как же не помнить? Я и теперь не знаю, что это был арап, или мы во сне видели, или нам рассказывали.
– Он серый был, помнишь, и белые зубы – стоит и смотрит на нас…
– Вы помните, Соня? – спросил Николай…
– Да, да я тоже помню что то, – робко отвечала Соня…
– Я ведь спрашивала про этого арапа у папа и у мама, – сказала Наташа. – Они говорят, что никакого арапа не было. А ведь вот ты помнишь!
– Как же, как теперь помню его зубы.
– Как это странно, точно во сне было. Я это люблю.
– А помнишь, как мы катали яйца в зале и вдруг две старухи, и стали по ковру вертеться. Это было, или нет? Помнишь, как хорошо было?
– Да. А помнишь, как папенька в синей шубе на крыльце выстрелил из ружья. – Они перебирали улыбаясь с наслаждением воспоминания, не грустного старческого, а поэтического юношеского воспоминания, те впечатления из самого дальнего прошедшего, где сновидение сливается с действительностью, и тихо смеялись, радуясь чему то.
Соня, как и всегда, отстала от них, хотя воспоминания их были общие.
Соня не помнила многого из того, что они вспоминали, а и то, что она помнила, не возбуждало в ней того поэтического чувства, которое они испытывали. Она только наслаждалась их радостью, стараясь подделаться под нее.
Она приняла участие только в том, когда они вспоминали первый приезд Сони. Соня рассказала, как она боялась Николая, потому что у него на курточке были снурки, и ей няня сказала, что и ее в снурки зашьют.
– А я помню: мне сказали, что ты под капустою родилась, – сказала Наташа, – и помню, что я тогда не смела не поверить, но знала, что это не правда, и так мне неловко было.
Во время этого разговора из задней двери диванной высунулась голова горничной. – Барышня, петуха принесли, – шопотом сказала девушка.
– Не надо, Поля, вели отнести, – сказала Наташа.
В середине разговоров, шедших в диванной, Диммлер вошел в комнату и подошел к арфе, стоявшей в углу. Он снял сукно, и арфа издала фальшивый звук.
– Эдуард Карлыч, сыграйте пожалуста мой любимый Nocturiene мосье Фильда, – сказал голос старой графини из гостиной.
Диммлер взял аккорд и, обратясь к Наташе, Николаю и Соне, сказал: – Молодежь, как смирно сидит!
– Да мы философствуем, – сказала Наташа, на минуту оглянувшись, и продолжала разговор. Разговор шел теперь о сновидениях.
Диммлер начал играть. Наташа неслышно, на цыпочках, подошла к столу, взяла свечу, вынесла ее и, вернувшись, тихо села на свое место. В комнате, особенно на диване, на котором они сидели, было темно, но в большие окна падал на пол серебряный свет полного месяца.
– Знаешь, я думаю, – сказала Наташа шопотом, придвигаясь к Николаю и Соне, когда уже Диммлер кончил и всё сидел, слабо перебирая струны, видимо в нерешительности оставить, или начать что нибудь новое, – что когда так вспоминаешь, вспоминаешь, всё вспоминаешь, до того довоспоминаешься, что помнишь то, что было еще прежде, чем я была на свете…
– Это метампсикова, – сказала Соня, которая всегда хорошо училась и все помнила. – Египтяне верили, что наши души были в животных и опять пойдут в животных.
– Нет, знаешь, я не верю этому, чтобы мы были в животных, – сказала Наташа тем же шопотом, хотя музыка и кончилась, – а я знаю наверное, что мы были ангелами там где то и здесь были, и от этого всё помним…
– Можно мне присоединиться к вам? – сказал тихо подошедший Диммлер и подсел к ним.
– Ежели бы мы были ангелами, так за что же мы попали ниже? – сказал Николай. – Нет, это не может быть!
– Не ниже, кто тебе сказал, что ниже?… Почему я знаю, чем я была прежде, – с убеждением возразила Наташа. – Ведь душа бессмертна… стало быть, ежели я буду жить всегда, так я и прежде жила, целую вечность жила.
– Да, но трудно нам представить вечность, – сказал Диммлер, который подошел к молодым людям с кроткой презрительной улыбкой, но теперь говорил так же тихо и серьезно, как и они.
– Отчего же трудно представить вечность? – сказала Наташа. – Нынче будет, завтра будет, всегда будет и вчера было и третьего дня было…

Вспоминая Валерия Авдеева

В конце 80-х годов прошлого века попался на глаза альманах «Литературная Рязань», который сразу привлёк внимание. Альманах начал выходить ещё в 50-х годах, но после появления нескольких номеров выпуск его прекратился, и вот второе «рождение»! Помнится, весьма обрадовался всколыхнувшему событию, и теперь говорю об этом издании неспроста: в тот день открыл для себя замечательного поэта - Валерия Николаевича Авдеева, которому 26 декабря 2008 года исполнилось бы 60 лет.

Рязанская земля богата поэтическими талантами, но даже среди многообразия дарований стихотворения Валерия Авдеева (1948-2003) заворожили пронзительностью, а первая строфа одного их них моментально запомнилась глубокой образностью. Четыре строчки сразу создали в душе безмятежную картину деревенской жизни, солнечного летнего дня, нетронутого покоя:

Птичья возня в кустарнике,
Луга цветочный мёд,
Бабочка на татарнике
Вкусное что-то пьёт.

И сразу захлестнули воспоминания детства, тогдашнее романтическое сближение с природой, когда, не понимая этого, воспринимал себя частицей окружающего натурального мира, многообразие которого показано у Авдеева в следующей строфе:

А за мостками тонкими
Блещет вода слюдой,
Ходят весёлые окуни
На глубине золотой.

Здесь уже другая стихия, другое, многомерное изображение, но та же интонация, то же детское тепло, которое буквально окутывает лирического героя, ещё не подозревающего о грядущей взрослой жизни, которую он приближает своим «прытким бегом»:

Каждая тропка здешняя
Знает мой прыткий бег.
Словно росинка,
Безгрешен я,
Маленький человек.
Свеж, как рубашка чистая,
Бережный ветерок…

Это потом я вырасту,
Это потом,
В свой срок,
Будут ветра колючие,
Бьющие до беды,
Будут валы кипучие
Самой лихой воды,
Будут друзья хорошие
Вдруг предавать меня,
Будет слепить порошею,
Будет колоть стерня.
Самая милая женщина
Ложью хлестнёт подчас…
Дерзко и опрометчиво
Сам поступлю не раз:
В гневе обижу ближнего,
Зряшный подам совет.
Будет мне в гнили выжженной
Мниться великий свет!..
Это потом -
Как лезвие,
Пламенна и тонка,
В душу войдёт поэзия -
Всё потом…

Да, «всё потом», а пока поэт будто спохватывается, не решаясь расстаться с воспоминаниями о милой картине, «продлевает» детство, продолжая им любоваться, ещё сильнее обнажая поэтическую душу:

А пока -
Птичья возня в кустарнике,
Луга цветущий мёд,
Бабочка на татарнике
Вкусное что-то пьёт…

Стихотворение, конечно же, необходимо прочитать без комментариев, которые разрывают целостность восприятия. Цитирую его по книге «Время высмолить лодку» (Авдеев В. Н. Время высмолить лодку. Стихи. - Рязань: Узорочье, 2001. - 231с.), за которой буквально охотился, когда узнал о её выходе. В этом сборнике стихотворение несколько отличалось от варианта, опубликованного в «Литературной Рязани» за 1989 год, но это право автора дорабатывать стихотворение, причём, чем талантливее стихотворение, тем больше внимания ему обычно уделяется. Хочется вновь и вновь возвращаться к тексту, желая довести до совершенства.

Да, «Бабочка на татарнике» - возвращение в детство, которое, как и всё хорошее, быстро проходит. Человек даже не замечает, как созревает для взрослой жизни и, коснувшись её, переносит свой пока ещё небогатый жизненный опыт в новые реалии, даже какое-то время чувствует себя много повидавшим человеком, многое познавшим, хотя это и не так. Авдеев - не исключение. После окончания средней школы в поселке Сынтул он работает на местном чугунолитейном заводе, служит в армии. С 1976 года, окончив факультет русского языка и литературы Рязанского государственного педагогического института, преподавал в сельской школе, трудился редактором. Во время учёбы и работы, создания семьи и воспитания сына, стихи по-прежнему не отпускают его душу, и Валерий Авдеев отдаёт им всякую свободную минуту. Усердие не проходит даром: он начал публиковаться в «толстых» журналах и в журналах меньшей «упитанности». Не сразу, но проложил тропку в центральные издательства. Это - «Молодая гвардия», «Московский рабочий», где у него вышли книги «Родня», «Сосновый хлеб» и другие. В 1989 году стал членом Союза писателей СССР. В общем, ничего необычного, всё как у многих поэтов и писателей того времени. Не всегда лучезарная жизнь заставляла думать не только о будущем, но и вспоминать минувшие годы. Может, именно по этой причине поэтика детства по-прежнему волновала его и не отпускала. Только так можно воспринимать строки из стихотворения «Желание молодого старика»:

Так захотелось, ей-богу,
Выйти к вечернему стогу,
К зеркалу летней воды,
Где, чистотой поражая,
Воды меня отражают
Радостным и молодым…

Здесь прорывается вернувшийся юношеский максимализм, заставляющий забыть о серьёзности и вспомнить тогдашние переживания. Оказывается, перебравшись на жительство в город, автор в душе по-прежнему соединён с родной природой, сынтульскими лугами и лесами, озером, рекой Окой. Поэтому, бывая на родине, он находит радость в крестьянской работе, отдохновение от городской суеты и по-прежнему зорок к повседневным деталям, которые вдруг неожиданно тревожат душу:

Сколько горькой и сладкой
Отравушки
Выдыхают в ложбинах цветы!
В бочажке
Средь запутанной травушки
Выпил кепкой
Студёной воды.
Утра сумерки сонные
Дымчаты.
«Что ж, возьмёмся за дело,
Коса!»
Серебриста,
Как иней крупитчатый,
По калиннику тает роса.
Под калиной -
Косынка измятая…
Кто забыл её здесь,
У ручья?
Ах, минувшая ноченька
Мятная,
Молодая и грешная!..
Чья?..

Это стихотворение с завораживающим лаконизмом соединяет две стихии: крестьянскую заботу о сене и таинство минувшей ночи, потому что нет, наверное, такого человека, которого это не касалось бы, который, хотя бы раз в жизни, не задавал загадку другим, будучи на ночном лугу, в тенистом парке или на дачной прогулке. Автор сравнивает опыт зрелого человека с опытом собственной молодости, и появляется лёгкая зависть не к ушедшему времени, нет, а к той ситуации, в какой он когда-то, возможно, сам бывал. И потому с такой пронзительностью он, обнажая собственную душу, рассказывает понимающему читателю о, казалось бы, мимолётной новости, тем самым помогая вспомнить золотые денёчки. В какой бы строке ни обнажалась его лёгкая душа - она неизменно привлекает интонацией, искренностью, словно автор говорит сам с собою, но вдруг оказывается, что его мысли и чувства близки многим читателям, доверившим поэту сокровенные тайны и не решившимся поведать о них миру самостоятельно.

Это подтверждает ещё одно стихотворение, загадочно размещённое Валерием Авдеевым в заключение сборника «Время высмолить лодку», который, хотя в выходных данных значится год выпуска как «2001», поступил из типографии в Рязанскую областную писательскую организацию на другой день после похорон автора, состоявшихся 22 июля 2003 года на его родине - в посёлке Сынтул. Называется оно так: «Умереть хотел бы ранней осенью»:

Умереть хотел бы ранней осенью,
Чтобы меньше мучился народ:
Гроб несущим не прозябнуть в просини
Сентября, и зной не бросит в пот.

Чтобы мужики, могил копатели,
Мёрзлый грунт иль вязкий не кляли,
А под их умелыми лопатами
Мягко обнажалась глубь земли.

Умереть хотел бы ранней осенью.
Всё в хозяйстве сделано почти:
Привезли дровец, отсенокосились
И не грех усопшего почтить.

И с харчами на помин не маяться,
Не гонять машин во все концы -
Ветки от антоновки ломаются,
Просолились в кадках огурцы.

Боровок подрос за изгородкою,
Подошла картошка в аккурат…
Только, правда, туговато с водкою…
Ну да ничего, сообразят.

Умереть хотел бы ранней осенью…
Не рыдайте сродники мои:
Песенку прощальную и слёзную
В небесах проплачут журавли.

Осенью… И есть ещё желание:
Лишь бы разом - ткнулся и затих,
Чтоб не тлеть в бреду, в полусознании -
Муторной обузой для других.

Осенью - пусть так оно и сбудется! -
Оборвись моя живая нить,
А печаль за свадьбами забудется -
Много их по осени звенит.

Поэты-классики по-настоящему живут в душах большинства читателей несколькими стихотворениями. Зачастую четырёх-пяти бывает для этого достаточно. В этих заметках довелось прикоснуться лишь к нескольким творениям Валерия Авдеева, но и по ним можно судить о силе его поэтического дарования, отмеченного премией Международного литературного конкурса имени Андрея Платонова. Ведь, чтобы по-настоящему запомнить замечательного поэта, иногда действительно хватает нескольких стихотворных строк. Глубокое же изучение творчества - удел специалистов да тех любителей поэзии, которые не останавливают своё любопытство на нескольких популярных стихотворениях того или иного автора, зачастую превращающихся в любимые песни.

Поэты любят предугадывать свою судьбу. Говорят, это часто у них получается. Валерий Авдеев ненамного ошибся, чуток не дожив до очередной осени, но это уже неважно. В жаркий июльский день воды любимого с детства сынтульского озера-пруда приняли Валеру в своё тёплое лоно, и завершилась его земная жизнь, подчас суматошная, неустроенная. Может, поэтому он более других находил утешение в поэзии, жил ею и не замечал за собой такого «греха», но всегда заклинал себя простой истиной, создавая очередную трогательную поэтическую историю, зная, что для этого и нужно-то «немного»: «Не опуститься бы// До дьявола// И не подняться бы// До Бога».

Вы можете высказать свое суждение об этом материале в

© 2024 nowonline.ru
Про докторов, больницы, клиники, роддома