Слайд 2
Петр ясно сознавал необходимость просвещения, и предпринял с этой целью ряд решительных мер. 14 января 1700 года в Москве была открыта школа математических и навигационных наук. В 1701-1721 были открыты артиллерийская, инженерная и медицинская школы в Москве, инженерная школа и морская академия в Петербурге, горные школы при Олонецких и Уральских заводах. В 1705 была открыта первая в России гимназия. Целям массового образования должны были служить созданные указом 1714 года цифирные школы в провинциальных городах, призванные «детей всякого чина учить грамоте, цифири и геометрии». Предполагалось создать по две такие школы в каждой губернии, где обучение должно было быть бесплатным. Для солдатских детей были открыты гарнизонные школы, для подготовки священников создана сеть духовных школ 1721. По оценке ганноверца Вебера, за время правления Петра несколько тысяч россиян были отправлены учиться за границу. Указами Петра было введено обязательное обучение дворян и духовенства, но аналогичная мера для городского населения встретила яростное сопротивление и была отменена. Попытка Петра создать всесословную начальную школу не удалась (создание сети школ после его смерти прекратилось, большинство цифирных школ при его преемниках закрылись), но тем не менее в его царствование были заложены основы для распространения образования в России.
Слайд 3
ПАМЯТНИК
Слайд 4
Пётр Первый
Слайд 5
Благодаря Петру в России возникла система профессионального образования. В 1701 г. были созданы навигацкая, пушкарская, госпитальная, приказная и другие школы, находившиеся в ведении соответствующих государственных органов. Кроме того, к 1722 году в разных городах России было открыто 42 так называемых “цифирных школы”, обеспечивавших начальное обучение математике. Учителя для них готовились в навигацкой школе, получившей в 1715 г. название “Морская академия”. Гуманитарное образование обеспечивалось духовными школами, преподавателей для которых готовила Славяно-греко-латинская академия. Всего в России к 1725 году было около 50 епархиальных школ. Правда, количество учеников в цифирных школах резко сократилось в связи с открытием епархиальных школ, куда перешли почти все дети священников и дьяконов, и нежеланием “посадских людей” (купечества и ремесленников) отдавать своих детей в цифирные школы (их предпочитали обучать ремеслу). Поэтому основным контингентом цифирных школ стали солдатские дети и дети приказных, а часть школ пришлось закрыть. Уже после смерти Петра, в 1732 г. возникли гарнизонные школы, дававшие не только начальное военное, но и начальное математическое и инженерное образование. Часть духовных (”архиерейских”) школ расширили свой курс за счет “средних” и “высших” классов и стали именоваться “семинариями”. В них, кроме грамоты, изучались грамматика, риторика, философия и богословие.
Слайд 6
Петр мечтал о создании единой внесословной системы образования. На деле созданная им система оказалась и не единой (профессиональная школа - духовная школа), и не внесословной. Не ставилась и задача общего образования, оно давалось попутно, как часть и условие профессионального образования. Но она, эта система, сыграла гигантскую роль в развитии российского образования, “вписав” его в европейскую систему образования. Кроме того, именно при Петре, в 1714 году, образование было объявлено обязательным для детей всех сословий (кроме крестьян). Кстати, именно Петру мы обязаны введением гражданской азбуки, которой пользуемся и сейчас. Любимым детищем Петра была Академия наук. При ней был учрежден первый российский университет в Санкт-Петербурге, а при университете - гимназия. Вся эта система, созданная Петром, начала действовать уже после его смерти - в 1726 году. Студентов в университете было сначала очень мало. В основном это были дети дворян или живших в России иностранцев; однако уже вскоре были введены стипендии и особые места для “казеннокоштных” студентов (учившихся за счет государства). Среди казеннокоштных студентов были разночинцы и даже крестьяне (например, М.В. Ломоносов).
Правительство Петра I осуществило реформы в области культуры, науки и техники. Эти реформы способствовали возвышению дворянства,т.к. все командные и государственные посты были закреплены за ними.Для развития педагогики и школы большое значение имели такие просветительные реформы, как введение гражданского алфавита и возникновение периодической прессы, в частности издание первой газеты «Ведомости», выпуск светской оригинальной и переводной литературы, учреждение Академии наук.Крупнейшим событием было открытие первых светских государственных школ.
Школа математических и навигационных наук была открыта в Москве в 1701 году. Другое, открытое в 1708 году в Германии реальное учебное заведение, называвшееся «Математическое, механическое и экономическое реальное училище», было частным, имело мало учеников (12 человек) и просуществовало всего несколько лет.Московская школа, функционировавшая в течение первой половины XVIII века, была государственной, в ней обучалось ежегодно не менее 200, а иногда до 500 учащихся.В учебный план школы входили математика, астрономия, географические сведения, геодезия, мореплавание и др. светские науки. Являясь уч. заведением широкого профиля, школа выпускала специалистов разных профессий.Сюда в принудительном порядке зачислялись дворянские дети, не желавшие учиться.
Большое количество учащихся принадлежало к «низшим» сословиям, заинтересованным в получении образования.В 1715 году морские классы школы были переведены в Петербург, где на их основе открылась Морская академия.В школе не было определенных сроков обучения. По мере усвоения одной науки учащиеся в индивидуальном порядке переходили к изучению другой и, т.о., выпускались из нее в разное время в зависимости от личных успехов, а иногда по требованию различных ведомств.По окончании этой школы ее воспитанники направлялись в разные отрасли хозяйства, управления, культуры и науки, а некоторые учителями открываемых училищ. Дворянские дети могли продолжать образование в Морской академии, в которую иногда попадали из «низшего чина» люди, отличившиеся в Московской школе своими способностями и усердием. Многие питомцы школы принимали самое активное участие в экспедициях, организуемых Академией наук для изучения России.
В период царствования Петра I были открыты артиллерийские школы в Петербурге, в Москве и других крупных городах, навигацкие школы - в портовых городах, а также хирургическая, инженерная и «разноязычная» школы в Москве.В начале XVIII века были созданы первые металлургические заводы по разработке уральской руды, которым нужны были специалисты горнорудного дела.В 1721 году на Урале создается первая горнозаводская школа под руководством русского ученого и государственного деятеля В. Н. Татищева, который управлял горными заводами.
Позже при всех уральских государственных заводах были открыты арифметические школы, на некоторых - горнозаводские школы, в Екатеринбурге-Центральная школа, руководившая всеми арифметическими и горнозаводскими школами Урала. Эти школы умело сочетали общеобразовательную и специальную подготовку учащихся.В начале XVIII века была сделана попытка создать государственные общеобразовательные школы. В 1714 году был разослан указ по всем церковным епархиям об открытии цифирных училищ для обучения грамоте, письму и арифметике, а также элементарным сведениям по алгебре, геометрии и тригонометрии.
В 1718 году было открыто 42 цифирных училища, в них, так же как и в школе математических и навигацких наук, зачислялись не только добровольно, но и принудительно дети всех сословий, за исключением крепостных крестьян. Наряду с организацией светских школ была проведена реформа духовного образования: созданы начальные архирейские школы и духовные семинарии, имевшие довольно широкую общеобразовательную программу. В них обучались иногда и дети податного населения. Крепостное крестьянство было лишено возможности получать образование в государственных школах. Только редкие одиночки из народа учились у дьячков и домашних учителей церковной грамоте.
В 1725 году, уже после смерти Петра I, в Петербурге была открыта Академия наук. Еще при его жизни, в 1724 году, был опубликован Устав Академии, приглашены из Западной Европы крупные ученые, заказано оборудование, проведены другие мероприятия по организации Академии. При Академии были открыты университет и гимназия, в которых иностранные ученые должны были готовить русских ученых и специалистов.В Академии наук не было представлено богословие, и вся ее работа носила светский характер. В ее стенах совместно трудились крупнейшие иностранные ученые и русские люди
В этих строках выражена самая суть характера Петра 1 - царя-реформатора. Еще с детства Петр отличался любознательностью, и поражал всех живостью и непоседливостью. Образование Петр ставил во главу всех реформ. В Москве одна за другой открывались школы - навигацкая, инженерная, артиллерийская, медицинская, немецкая.
В конце XVII в начале XVIII вв. Россия пересматривает курс развития, в том числе в сфере школьного образования, равняясь на западный опыт. По сути дела происходил поворот к школе и педагогике Нового времени. Примером этого может служить воспитание и образование самого Петра I. До 10 лет будущий государь воспитывался даже более по старому, чем его старшие братья и отец. Он обучался грамоте, изучал азбуку, псалтырь, евангелие и апостол, русскую историю. С 1683 года он обучался математике, арифметике, геометрии, баллистике, кораблестроению, тогда же Петр I овладел немецким и голландским языками. Петр и его сподвижники предпринимали попытку направить страну по общеевропейскому пути. Был введен обычай посылать за границу молодых людей для обучения корабельному и мануфактурному делу, военным наукам. По главным промышленным городам Европы были рассеяны сотни русских учеников. Для осуществления экономической реформы Петру требовались специалисты. Последовал указ "всех мобилизовать на труд, на государеву службу". Это определяло развитие практического образования. Создается сеть профессиональных учебных заведений и трудовых школ, что определялось государственными интересами. Можно говорить о создании элементов системы трудовой и профессиональной подготовки. В начале XVIII в. в России появляются государственные школы различных типов. Подобная реформа образования была одним из направлений преобразований Петра I. Эти школы отличались практической направленностью и в то же время не были узкопрофессиональными. В них не только готовили моряков, строителей, моляров, мастеровых, писарей и т.д., но и давали общее образование: родной язык, иностранный язык, арифметика, политика, философия и т.д. По преимуществу создавались дворянские школы, но сословный характер нередко нарушался. Первым из созданных при Петре I учебных заведений была Школа математических и навигационных наук в Москве в Сухаревой башне (1701 г.). Директором школы назначили профессора Г. Фарварсона (Англия). В учебную программу входили: арифметика, география, астрономия, математическая география. До того как приступить к изучению этой программы учащиеся могли пройти два начальных класса, где учили читать, писать, считать. В школе могли учиться до 500 человек. Возраст учащихся - от 12 до 20 лет. Готовили моряков, инженеров, архитекторов, служилых людей. Ученики получали кормовые деньги, жили при школе или в наемных квартирах. За прогулы учащимся грозил немалый штраф. За побег из школы полагалась смертная казнь. В школу математических наук был приглашен Леонтий Федорович Магницкий (1669-1739 гг). Он возглавлял эту школу. Им был создан учебник прикладного характера "Арифметика". По этому учебнику шло освоение алгебраических, логарифмических действий. Обучение шло последовательно от простого к сложному и было связано с профессиональной деятельностью: фортификация, корабельное дело и пр., широко использовались наглядные пособия. Была введена система наказаний. В школе из числа "лучших учеников" выделяли "десятских", которые следили за поведением своих товарищей. Учились дети низших сословий. В 1715 году старшие классы школы математических и навигационных наук перевели в Петербург. На этой базе была организована Морская академия - военно-учебное заведение, где готовили к морской службе. В 1707 году в Москве при военном госпитале была создана Химическая школа. По образцу навигационной школы в Москве в 1712 году были открыты еще две школы: инженерная и артиллерийская.
28 февраля 1714 году выходит Указ о введении обязательной учебной повинности для дворянских детей, детей дьяков и подьячих: "во всех губернских дворянских и приказного чина, дьячих и подьячих детей от 10 до 15 лет учить цифири и некоторую часть геометрии и для того учения послать математических школ учеников по несколько человек в губернию ко архиереям и в знатные монастыри и в архиерейских домах и монастырях отвести им школы и во время того учения тем учителям давать кормовых по 3 алтына, по 2 деньги на день из губернских доходов, а как ту науку те их ученики выучат совершенно: и в то время давать им свидетельственные письма за своею рукою, а без таких свидетельственных писем жениться их не допускать и венечных памятей не давать". Было заложено начало созданию светских элементарных школ с математическим уклоном - Цифирные школы. В этих школах обучали арифметике и отчасти геометрии. В качестве учителей в каждую губернию было послано по два выпускника Московской навигационной школы и Морской академии. Но постепенно эти школы пришли в упадок. Значительная их часть закрылась. Ученики из духовного сословия уходила в церковные Архиерейские школы. С 1721 года при сибирских заводах стали создаваться Горные училища. Для специальной подготовки специалистов по иностранным языкам в Москве было учреждено особое учебное заведение которым руководил Эрнст Глюк. Здесь детей бояр, служилых и торговых людей обучали греческому, латинскому и итальянскому, французскому, немецкому, шведскому языкам. Обучение языкам занимало три четверти учебного времени. Остальное время отводилось на преподавание философии, истории, арифметики, географии. Обучали бесплатно. Э. Глюк разработал учебные пособия: русскую грамматику, пособия по географии, молитвенник в стихах. Использовался "Мир в картинках" Я.А. Коменского. После закрытия школы Э. Глюка единственным учебным заведением повышенного образования в Москве оказалась Славяно-греко-латинская академия. В 1724 году выходят указы об открытии Горнозаводских школ и Технических училищ строительного дела, металлургии и др. 28 января 1724 года издается Указ об учреждении Академии наук. "Учинить Академию, в которой бы учились языкам, прочим наукам и знатным художественным и переводили б книги". "Науки, которые в сей Академии могут, учинены быть, свободно бы в три класса разделить можно:
1) все науки математические и которые от оных зависят
2) все части физики
3) гуманитарные знания, история и право.
В конце 1725 года в Петербурге был создан важный научно-правительственный центр Академия наук. В её состав входили университет и гимназия. В университете было четыре факультета: теологии, юриспруденции, медицины, философии. В 1731 году в Петербурге было учреждено первое среднее учебное заведение закрытого типа для знати Корпус кадет. В нем готовили офицеров и гражданских чиновников. В 1737 году издан закон, предоставивший дворянам право на домашнее обучение. В 1744 году некоторые цифирные школы были присоединены к полковым и гарнизонным школам, остальные слились с архиерейскими школами, деятельность которых определялась "Духовным регламентом" (1721г.)- Феофан Прокопович. В "Регламенте" излагалась новая программа школьного образования. Преследовалось сочетание светского и религиозного обучения. В них готовили священнослужителей. Обучали: началам религии, письму, чтению, арифметике, геометрии. Предусматривалось создание Академии с семинариями (8-ми летние средние духовные учебные заведения). Они были закрытыми. В программу входили: латинский язык, грамматика, история, география, геометрия, арифметика, логика и диалектика, риторика, физика, политика, богословие. Предусматривалось использование дидактических приемов: ознакомление учащихся с программой в начале преподавания, установление межпредметных связей. В учебных заведениях начала XVIII в. обучали на русском языке. Вместо прежнего Псалтыря используется Букварь Федора Поликарпова. Учебные пособия впервые вводили латинский и греческий шрифты, содержали сравнение славянского, греческого и латинского языков и пр. Петровские реформы образования и воспитания встретили глухое и явное недовольство, которое беспощадно и жестоко подавлялось. В тоже время возникновение новых типов школ - важное явление в организации национальной системы образования. В 1755 году в Москве создается Университет и университетские гимназии. Университет предназначался детям дворян. Первые студенты были набраны из духовных семинарий. Вторая четверть XVIII в. ознаменована заботой государства об организации обучения дворян. В 1759 году основано привилегированное дворянское учебное заведение Пажеский корпус при императрице Елизавете в Петербурге. В Петровскую эпоху в обществе укрепилось понимание необходимости светского государственного регулярного воспитания и обучения. Примером служит проект Федора Салтыкова. В его "Пропозициях" предлагалось учредить в каждой губернии академии. Проектируемые академии напоминали западноевропейские учебные заведения Дворцовые школы:
грамматика, философия, история, география, математика, физика;
механика, фортификация, архитектура;
танцы, фехтование, верховая езда.
Кроме того, в каждой губернии предусматривалось создание по две женские школы. Реально указ об открытии Горнозаводских школ осуществил Василий Никитич Татищев (1686-1750 гг.) Он разрабатывал проекты построения широкой системы образования по сословному принципу. Им были открыты горнозаводские школы на Урале. В.Н. Татищев планировал создание школ и для детей приписанных к заводам крестьян. Его наиболее известная работа "Разговор о пользе наук и училищ". Главной наукой Татищев считал такую "чтоб человек мог себя познать". Высшие ступени школы должны обучать: математике, логарифмическим исчислениям, приборному искусству, иностранным языкам, производственным навыкам, токарному, коммерческому, столярному, граверному, горному делу. "Однако ж я вам скажу: в начале науки разделяются сугубо: душевное богословие и телесное философия. По первому к совершенству, нужно стараться, чтоб память, смысл и суждения в добрый порядок привести и сохранить. Другое внешнее, еже душа с телом толико связаны, что от повреждения телесных органов повреждаются и силы ума". При организации училищ Татищев опирался на указ Петра I от 1714 года, но при этом он отмечал, что "I низшие слои нужно особы от подлости отделять, II учителя к наставлению нужного и полезного способны и достаточны, III низшим слоям, чтоб без всякого недостатка к научению могло быть показано - материальная база, IV чего не вынесет казенное, то нужно низшим слоям на то доходы сложить, V чтоб над всем назирание таким было поручено, которые довольно искусны в науках". В.Н.Татищев приходит к заключению, что воспитание и обучение человека должно соответствовать его возрасту. Татищев считал, что учитель не только должен знать свой предмет, но и обладать умением обучать. Он выдвинул идею создания гимназий и академий ремесел. Знания делились им на:
нужные - домоводство, мораль, религия;
полезные - письмо, красноречие, иностранные языки, математика, естественные науки;
щегольские - поэзия, музыка, танцы, верховая езда;
любопытные - астрономия, алхимия;
вредные - ворожба, чернокнижие.
Таким образом, можно говорить о становлении профессионального образовании в России. При Петре I укрепляется дворянское землевладение. Организуются торгово-промышленные предприятия, заводы, фабрики. Наука и школа служили нуждам армии, флота, государственного управления.
В этих строках выражена самая суть характера Петра 1 - царя-реформатора. Еще с детства Петр отличался любознательностью, и поражал всех живостью и непоседливостью. Образование Петр ставил во главу всех реформ. В Москве одна за другой открывались школы - навигацкая, инженерная, артиллерийская, медицинская, немецкая.
В конце XVII в начале XVIII вв. Россия пересматривает курс развития, в том числе в сфере школьного образования, равняясь на западный опыт. По сути дела происходил поворот к школе и педагогике Нового времени. Примером этого может служить воспитание и образование самого Петра I. До 10 лет будущий государь воспитывался даже более по старому, чем его старшие братья и отец. Он обучался грамоте, изучал азбуку, псалтырь, евангелие и апостол, русскую историю. С 1683 года он обучался математике, арифметике, геометрии, баллистике, кораблестроению, тогда же Петр I овладел немецким и голландским языками. Петр и его сподвижники предпринимали попытку направить страну по общеевропейскому пути. Был введен обычай посылать за границу молодых людей для обучения корабельному и мануфактурному делу, военным наукам. По главным промышленным городам Европы были рассеяны сотни русских учеников. Для осуществления экономической реформы Петру требовались специалисты. Последовал указ "всех мобилизовать на труд, на государеву службу". Это определяло развитие практического образования. Создается сеть профессиональных учебных заведений и трудовых школ, что определялось государственными интересами. Можно говорить о создании элементов системы трудовой и профессиональной подготовки. В начале XVIII в. в России появляются государственные школы различных типов. Подобная реформа образования была одним из направлений преобразований Петра I. Эти школы отличались практической направленностью и в то же время не были узкопрофессиональными. В них не только готовили моряков, строителей, моляров, мастеровых, писарей и т.д., но и давали общее образование: родной язык, иностранный язык, арифметика, политика, философия и т.д. По преимуществу создавались дворянские школы, но сословный характер нередко нарушался. Первым из созданных при Петре I учебных заведений была Школа математических и навигационных наук в Москве в Сухаревой башне (1701 г.). Директором школы назначили профессора Г. Фарварсона (Англия). В учебную программу входили: арифметика, география, астрономия, математическая география. До того как приступить к изучению этой программы учащиеся могли пройти два начальных класса, где учили читать, писать, считать. В школе могли учиться до 500 человек. Возраст учащихся - от 12 до 20 лет. Готовили моряков, инженеров, архитекторов, служилых людей. Ученики получали кормовые деньги, жили при школе или в наемных квартирах. За прогулы учащимся грозил немалый штраф. За побег из школы полагалась смертная казнь. В школу математических наук был приглашен Леонтий Федорович Магницкий (1669-1739 гг). Он возглавлял эту школу. Им был создан учебник прикладного характера "Арифметика". По этому учебнику шло освоение алгебраических, логарифмических действий. Обучение шло последовательно от простого к сложному и было связано с профессиональной деятельностью: фортификация, корабельное дело и пр., широко использовались наглядные пособия. Была введена система наказаний. В школе из числа "лучших учеников" выделяли "десятских", которые следили за поведением своих товарищей. Учились дети низших сословий. В 1715 году старшие классы школы математических и навигационных наук перевели в Петербург. На этой базе была организована Морская академия - военно-учебное заведение, где готовили к морской службе. В 1707 году в Москве при военном госпитале была создана Химическая школа. По образцу навигационной школы в Москве в 1712 году были открыты еще две школы: инженерная и артиллерийская.
28 февраля 1714 году выходит Указ о введении обязательной учебной повинности для дворянских детей, детей дьяков и подьячих: "во всех губернских дворянских и приказного чина, дьячих и подьячих детей от 10 до 15 лет учить цифири и некоторую часть геометрии и для того учения послать математических школ учеников по несколько человек в губернию ко архиереям и в знатные монастыри и в архиерейских домах и монастырях отвести им школы и во время того учения тем учителям давать кормовых по 3 алтына, по 2 деньги на день из губернских доходов, а как ту науку те их ученики выучат совершенно: и в то время давать им свидетельственные письма за своею рукою, а без таких свидетельственных писем жениться их не допускать и венечных памятей не давать". Было заложено начало созданию светских элементарных школ с математическим уклоном - Цифирные школы. В этих школах обучали арифметике и отчасти геометрии. В качестве учителей в каждую губернию было послано по два выпускника Московской навигационной школы и Морской академии. Но постепенно эти школы пришли в упадок. Значительная их часть закрылась. Ученики из духовного сословия уходила в церковные Архиерейские школы. С 1721 года при сибирских заводах стали создаваться Горные училища. Для специальной подготовки специалистов по иностранным языкам в Москве было учреждено особое учебное заведение которым руководил Эрнст Глюк. Здесь детей бояр, служилых и торговых людей обучали греческому, латинскому и итальянскому, французскому, немецкому, шведскому языкам. Обучение языкам занимало три четверти учебного времени. Остальное время отводилось на преподавание философии, истории, арифметики, географии. Обучали бесплатно. Э. Глюк разработал учебные пособия: русскую грамматику, пособия по географии, молитвенник в стихах. Использовался "Мир в картинках" Я.А. Коменского. После закрытия школы Э. Глюка единственным учебным заведением повышенного образования в Москве оказалась Славяно-греко-латинская академия. В 1724 году выходят указы об открытии Горнозаводских школ и Технических училищ строительного дела, металлургии и др. 28 января 1724 года издается Указ об учреждении Академии наук. "Учинить Академию, в которой бы учились языкам, прочим наукам и знатным художественным и переводили б книги". "Науки, которые в сей Академии могут, учинены быть, свободно бы в три класса разделить можно:
1) все науки математические и которые от оных зависят
2) все части физики
3) гуманитарные знания, история и право.
В конце 1725 года в Петербурге был создан важный научно-правительственный центр Академия наук. В её состав входили университет и гимназия. В университете было четыре факультета: теологии, юриспруденции, медицины, философии. В 1731 году в Петербурге было учреждено первое среднее учебное заведение закрытого типа для знати Корпус кадет. В нем готовили офицеров и гражданских чиновников. В 1737 году издан закон, предоставивший дворянам право на домашнее обучение. В 1744 году некоторые цифирные школы были присоединены к полковым и гарнизонным школам, остальные слились с архиерейскими школами, деятельность которых определялась "Духовным регламентом" (1721г.)- Феофан Прокопович. В "Регламенте" излагалась новая программа школьного образования. Преследовалось сочетание светского и религиозного обучения. В них готовили священнослужителей. Обучали: началам религии, письму, чтению, арифметике, геометрии. Предусматривалось создание Академии с семинариями (8-ми летние средние духовные учебные заведения). Они были закрытыми. В программу входили: латинский язык, грамматика, история, география, геометрия, арифметика, логика и диалектика, риторика, физика, политика, богословие. Предусматривалось использование дидактических приемов: ознакомление учащихся с программой в начале преподавания, установление межпредметных связей. В учебных заведениях начала XVIII в. обучали на русском языке. Вместо прежнего Псалтыря используется Букварь Федора Поликарпова. Учебные пособия впервые вводили латинский и греческий шрифты, содержали сравнение славянского, греческого и латинского языков и пр. Петровские реформы образования и воспитания встретили глухое и явное недовольство, которое беспощадно и жестоко подавлялось. В тоже время возникновение новых типов школ - важное явление в организации национальной системы образования. В 1755 году в Москве создается Университет и университетские гимназии. Университет предназначался детям дворян. Первые студенты были набраны из духовных семинарий. Вторая четверть XVIII в. ознаменована заботой государства об организации обучения дворян. В 1759 году основано привилегированное дворянское учебное заведение Пажеский корпус при императрице Елизавете в Петербурге. В Петровскую эпоху в обществе укрепилось понимание необходимости светского государственного регулярного воспитания и обучения. Примером служит проект Федора Салтыкова. В его "Пропозициях" предлагалось учредить в каждой губернии академии. Проектируемые академии напоминали западноевропейские учебные заведения Дворцовые школы:
грамматика, философия, история, география, математика, физика;
механика, фортификация, архитектура;
танцы, фехтование, верховая езда.
Кроме того, в каждой губернии предусматривалось создание по две женские школы. Реально указ об открытии Горнозаводских школ осуществил Василий Никитич Татищев (1686-1750 гг.) Он разрабатывал проекты построения широкой системы образования по сословному принципу. Им были открыты горнозаводские школы на Урале. В.Н. Татищев планировал создание школ и для детей приписанных к заводам крестьян. Его наиболее известная работа "Разговор о пользе наук и училищ". Главной наукой Татищев считал такую "чтоб человек мог себя познать". Высшие ступени школы должны обучать: математике, логарифмическим исчислениям, приборному искусству, иностранным языкам, производственным навыкам, токарному, коммерческому, столярному, граверному, горному делу. "Однако ж я вам скажу: в начале науки разделяются сугубо: душевное богословие и телесное философия. По первому к совершенству, нужно стараться, чтоб память, смысл и суждения в добрый порядок привести и сохранить. Другое внешнее, еже душа с телом толико связаны, что от повреждения телесных органов повреждаются и силы ума". При организации училищ Татищев опирался на указ Петра I от 1714 года, но при этом он отмечал, что "I низшие слои нужно особы от подлости отделять, II учителя к наставлению нужного и полезного способны и достаточны, III низшим слоям, чтоб без всякого недостатка к научению могло быть показано - материальная база, IV чего не вынесет казенное, то нужно низшим слоям на то доходы сложить, V чтоб над всем назирание таким было поручено, которые довольно искусны в науках". В.Н.Татищев приходит к заключению, что воспитание и обучение человека должно соответствовать его возрасту. Татищев считал, что учитель не только должен знать свой предмет, но и обладать умением обучать. Он выдвинул идею создания гимназий и академий ремесел. Знания делились им на:
нужные - домоводство, мораль, религия;
полезные - письмо, красноречие, иностранные языки, математика, естественные науки;
щегольские - поэзия, музыка, танцы, верховая езда;
любопытные - астрономия, алхимия;
вредные - ворожба, чернокнижие.
Таким образом, можно говорить о становлении профессионального образовании в России. При Петре I укрепляется дворянское землевладение. Организуются торгово-промышленные предприятия, заводы, фабрики. Наука и школа служили нуждам армии, флота, государственного управления.
Все представленные на рассмотрение Петра I проекты организации образования в полной мере реализованы не были. Однако под влиянием этих проектов единый тип образования, характерный для допетровского времени, разделился на два направления - церковное и светское, причем в рамках последнего возникли различные профессиональные школы. Профессиональная направленность новой организации образования являлась его главной характеристикой. В новых учебных заведениях главное место занимали специальные предметы: математика, навигация, инженерия, артиллерия, медицина и т.д.
Другой важнейшей чертой образования стало преобладание сословности. Внутренняя политика Петра I характеризовалась стремлением к возвышению дворянского сословия. В итоге все создававшиеся государством средние и высшие школы предназначались в основном для детей дворян, готовившихся к занятию главных должностей в государственном аппарате, в армии, на флоте, для руководства промышленностью и торговлей. Однако нередко в эти школы принимали детей и из других сословий. В целом же для различных сословий создавались свои школы. Исключение составляло лишь крестьянство, ибо крестьянский труд, как считалось, не требовал какого-либо образования. Все школы создавались по указам Петра I и даже при личном его контроле.
Первой попыткой петровского правительства создать в России сеть государственных начальных школ, доступных достаточно широким народным слоям, было открытие цифирных школ. Они учреждались согласно указу царя от 1714 г. для детей от 10 до 15 лет с целью подготовки части народа к государственной светской и военной службе в качестве низшего обслуживающего персонала, для работы на заводах, верфях. Цифирные школы рассматривались также как подготовительный этап для последующей профессиональной подготовки. Поэтому первоначально предполагалось, что эти школы будут посещать не только дети солдатские и посадские, но и дети духовенства, дворян, приказных. В содержание обучения входили грамота, арифметика, начальная геометрия. В качестве учителей использовались ученики московской школы математических и навигацких наук. Однако организация и работа этих учебных заведений столкнулись с трудностями, поскольку они располагались на большом расстоянии от домов учеников. Для предупреждения побегов из школы и прогулов занятий учеников нередко содержали под караулом, применяли жестокие дисциплинарные меры, набирали в школу силой. Поскольку военная и гражданская служба дворянина с этого времени требовала первоначального обучения, своего рода прохождения учебной повинности, без которой ему запрещалось даже жениться, то родители изыскивали причины, по которым дети могли бы не посещать эти школы. В 1716 г. Петр I разрешил дворянским детям обучаться дома или столичных школах. Вскоре была удовлетворена аналогичная просьба купцов, а возвращения церковных детей в духовные школы потребовал синод. Таким образом, цифирные школы не получили поддержки практически среди всех сословий и не могли стать базовым типом новой русской школы. Трудности материального плана постепенно привели к почти повсеместному их закрытию. Однако опыт их создания, безусловно, обогатил отечественную педагогическую практику.
Для обучения детей солдат и матросов в начале XVIII в. открывались гарнизонные и адмиралтейские школы, цель которых состояла в подготовке младшего командного состава армии и флота, мастеров по строительству, обслуживанию кораблей. Первая гарнизонная школа начала работу еще в 1698 г. при артиллерийской школе Преображенского полка. В ней обучали грамоте, счету, бомбардирскому (артиллерийскому) делу, а в 1721 г. вышел указ о создании такого рода школ при каждом полку. Первая адмиралтейская школа была открыта в Петербурге в 1719г., затем аналогичные школы - в Ревеле и Кронштадте. Все эти новые школы назывались «русскими», так как там преподавали чтение, письмо и счет на русском языке, в отличие от других - «разноязычных», где главным образом изучались иностранные языки с целью подготовки переводчиков.
В это же время создавались горнозаводские школы, в которых готовили квалифицированных рабочих и мастеров. Первая была открыта в 171бЛиНа Петровском заводе в Карелии, куда собрали 20 детей из бедных дворянских семей и стали обучать их чтению, письму, геометрии, арифметике, артиллерии, горному делу. Здесь же учили горному делу юношей, уже работающих на заводах, а воспитанников Московской школы математических и навигацких наук - доменному, кузнечному, якорному.
В 1701 г. в Москве под руководством широко образованного ученого-математика, астронома, географа и видного государственного деятеля Якова Вилимовича Брюса (1670-1735) начала работу государственная артиллерийско-инженерная школа для обучения «пушкарских и иных посторонних чинов людей детей их словесной письменной грамоте, цифири и иным инженерным наукам». Однако постепенно школу стали посещать почти исключительно дворянские дети. Школа делилась на две ступени: нижняя, или «русская», учила письму, чтению, счету; верхняя - арифметике, геометрии, тригонометрии, черчению, фортификации и артиллерии.
В начале XVIII в. преимущественно для дворянских детей последовательно открывались новые учебные заведения, такие как Московская инженерная школа (1703), Петербургская инженерная школа (1719), Петербургская артиллерийская школа и др.
В 1707 г. в Москве при военном госпитале была открыта школа для подготовки врачей - хирургическая школа. В содержание обучения входили анатомия, хирургия, фармакология, латынь, рисование; обучение велось преимущественно на латинском языке. Теоретическая подготовка сочеталась с практической работой в госпитале. При школе имелся «аптекарский огород», на котором учащиеся выращивали лекарственные растения. Был свой анатомический театр.
Проблема профессиональной подготовки коснулась и государственного аппарата. Для удовлетворения этой потребности открывались школы, где готовились канцелярские служащие (1721).
Все эти и другие новые «петровские» школы развивались, играя положительную роль в распространении грамотности и определенных профессиональных знаний и умений среди низших и высших сословий России.
Образцом для большинства из них служила Школа математических и навигацких наук, открытая в Москве в помещении Сухаревой башни. Личным указом Петра I в 1707 г. здесь была введена жесткая система наказаний учащихся за провинности разного рода. За прогулы взимали денежные штрафы, которые пополняли школьную казну. В случае неуплаты штрафов применялись телесные наказания; за побег из школы предусматривалась смертная казнь, за ходатайство об отсрочке от школы ученика могли отправить в ссылку. Вообще принудительный характер обучения в петровскую эпоху, когда казарма, канцелярия и школа одинаково являлись местом службы, подкреплялся еще и жесткой солдатской дисциплиной, применением к школам уголовного кодекса. Такими варварскими методами Россия приобщалась к западноевропейской культуре. В 1715 г. школа была переведена в Петербург и переименована в Морскую академию.
При достаточно поспешном учреждении школ в петровскую эпоху организация их зачастую не была удовлетворительна. Часто это были, по сути, школы полурусские, так как русских учителей было мало и для преподавания приглашалось большое число иностранцев. Кроме того, первые профессиональные школы, несмотря на свою конкретную образовательную задачу, выпускали «служилых людей на всякую государственную потребу», т.е. одновременно и военных и гражданских чиновников, как, например, Навигацкая школа. Отсюда энциклопедичность образования, многопредметность, граничившая с хаотичностью: учебный курс мог включать математику, историю, географию, статистику, философию, технологию, рисование и т.д. При этом сами по себе предметы были весьма обширны, в философию, например, одно время входила логика, психология, эстетика, риторика, нравоучение, право естественное, право народное. Такое положение приводило к тому, что курс за недостатком времени проходился не полностью, уровень образования тем самым снижался. Вместе с тем акцент на профессиональную подготовку в начале XVIII в. привел к тому, что государственных школ действительно общеобразовательного характера в России долго не создавалось.
Эту задачу пытались решить школы частные. Пользовавшиеся в то время субсидиями от государства, именно они во многом послужили основой для последующего развития школьного дела в России.
Значительные преобразования произошли в петровское время и в традиционных для России духовных учебных заведениях, через которые еще в XVII в. в страну стало проникать западноевропейское образовательное влияние. Именно оно способствовало расширению целей обучения и изменению образовательных курсов и тем самым косвенно положило начало российским просветительским реформам. Однако жесткая политика Петра I по отношению к церкви, стремление полностью подчинить ее царской власти и государству, желание иметь духовенство, поддерживающее преобразования в стране, а также появление нового, светского направления в обучении и воспитании не могли не отразиться на духовно-церковных учебных заведениях.
Сначала доступ в епархиальные школы и духовные семинарии был достаточно открытым. Однако по мере возникновения светских, профессиональных школ эти учебные заведения стали восприниматься как профессиональные. Кроме того, правительство стало требовать, чтобы в духовные школы принимались лишь дети духовенства, для чего даже составлялись специальные списки. Наборы в школы происходили в неопределенные сроки в зависимости от количества учеников. Поступившие испытывались в течение года, а затем решался вопрос об их возможности учиться, однако исключали крайне редко: «буде покажется детина непобедимой злобы, свирепый, до драки скорый клеветник, непокорив». Принятый ученик должен был оставаться в школе до конца учения, о чем давал письменное обязательство. В школах были распространены суровые наказания, однако ученики, несмотря ни на что, часто убегали. За укрывательство беглецов из школы духовенство подвергалось денежным штрафам, лишению места и телесным наказаниям. Таким образом, постепенно устанавливался новый порядок образования духовенства: все дети этого сословия должны были учиться в духовных школах, в ином случае по указу 1708 г. их велено было отдавать в солдаты.
В первой четверти XVIII в. была создана сеть новых духовных школ. Они получили название архиерейских, были только начальными и открывались по инициативе тех духовных служителей, которые поддерживали преобразования в государстве. Такие школы были созданы в Чернигове, Тобольске, Ростове, Смоленске. Вскоре епископов обязали открывать школы для подготовки священников при всех архиерейских домах. Предполагалось, что в них будут обучать детей чтению, письму, славянской грамматике, арифметике и геометрии.
Наиболее значительной была деятельность Новгородской архиерейской школы. Она давала ученикам широкий курс образования и, по сути, являлась повышенной школой. Она была открыта в 1706 г. братьями Лихудами, которые работали в ней учителями. По примеру Московской славяно-греко-латинской академии в Новгороде изучали греческий и латинский языки. Петр I использовал эту школу для подготовки к государственной службе дворянских детей. За 20 лет работы в ней было обучено большое количество православных россиян.
Новгородская школа являлась образцом при создании новых духовных школ и одновременно готовила учителей для них. В 20-е гг. XVIII в. под началом этой школы было открыто 15 «меньших школ», в которых работали ученики из Новгорода.
Конец работы -
Эта тема принадлежит разделу:
От зарождения воспитания в первобытном обществе... До конца XX в... Учебное пособие для педагогических учебных заведений...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Творческий
Москва 2001
ББК 74.03(0)
Авторский коллектив:
академик РАО А.И. Пискунов (руководитель); чл.-кор. РАО, проф. Р.Б. Вендровская; проф. В.М. Кларин;
Происхождение воспитания и его развитие в условиях первобытного общества
Обращение к проблеме происхождения воспитания обусловлено логикой развития научного знания и помогает представить себе и понять характер воспитания в условиях весьма отдаленных исторических реал
Возникновение дифференциации воспитания в условиях разложения первобытнообщинного строя
С развитием производящих форм хозяйства были связаны дальнейшие изменения в средствах производства. Этим был обусловлен переход от использования каменных орудий к производству орудий и оружия из
Зарождение организованных форм воспитания в условиях формирования и развития древнейших цивилизаций
Появление воспитания и образования как особых форм человеческой деятельности восходит к эпохе древнейших цивилизаций Ближнего и Дальнего Востока, становление которых принято относить к 5-му тыся
Школа и воспитание в Древнем Египте
Первые сведения о школьном обучении в Египте восходят к 3-му тысячелетию до н.э. Школа и воспитание в эту эпоху должны были формировать ребенка, подростка, юношу в соответствии со сложившимся на пр
Воспитание и школав Израильско-Иудейском царстве
В истории древних цивилизаций Востока становление религиозного принципа единобожия было решающим фактором в развитии культуры, что было связано с возникновением новых нравственных представлений.
Воспитание и школа в Древнем Иране
Древний Иран - это страна, которую населял один самых загадочных народов Земли - арийцы. Индусы, немцы, кельты, италийцы, греки, прибалты, некоторые славянские народности находятся в историческом
Воспитание и школа в Древней Индии.
История Древней Индии условно Древней Индии условно распадается на два периода: дравидско-арийский - до VI в. до н.э. и буддистский - с VI в. до н.э. Особенность индийской культуры состояла в ее з
Школьное дело и зарождение педагогической мыслив Древнем и средневековом Китае
В основе воспитательно-образовательных традиций воспитания и обучения детей в Древнем Китае, как и в других странах Востока, лежал опыт семейного воспитания, уходивший истоками в первобытную эпоху.
Воспитание и педагогическая мысль в античном мире
Древневосточные цивилизации дали человечеству первые образцы школ. Дальнейшее развитие школы осуществлялось уже на следующей ступени исторического развития - в эпоху античности, греко-римской древ
Воспитание и педагогическая мысль в Древней Греции
На островах Эгейского моря, прежде всего на Крите, и на материковой территории Греции в 3-2-м тысячелетиях до н.э. сложился особый тип культуры, во многом схожий с древними восточными цивилизац
Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем Риме.
Рим, по преданию, был основан в 752 году до н.э. В конце 6 века до н.э. здесь сложилась Римская республика, которая на протяжении нескольких столетий вела захватнические войны. С 31 г. до н.э. Рим
Зарождение христианской традиции воспитания
В восточных провинциях Римской империи в I в. н.э. возникают раннехристианские общины, отражавшие надежду наиболее угнетенных слоев народа на приход мессии, спасителя. Христианская идея воздаяния
Просвещение и педагогическая мысль в Византии
Византийская империя просуществовала с 395 по 1453г. Она сложилась при распаде Римской империи в ее восточной части, охватывающей Балканский полуостров. Малую Азию, Юго-Восточное Средиземноморье.
Основные этапы развития культуры
Ориентируясь на принятую в современном византиноведении периодизацию, можно выделить несколько этапов в развитии культуры и просвещения Византии.
Ранний этап связан с длительным процессом
Воспитание и образование в Византии.
Византийской империи высокого уровня развития достигли домашние формы воспитания и обучения детей и молодежи, характерные еще для греко-римского мира. Если в простонародных семьях в основе лежало т
Педагогическая мысль в Византии
В IV-V вв. в Византийской империи научную и учительскую деятельность осуществляли эллинистически образованные философы, риторы, которые перенесли в новую эпоху наследие греко-римской цивилизации в
Византийское влияние на дальнейшее развитие просвещения
В развитии мировой культуры Византия сыграла роль моста, соединившего античную образованность со средневековой культурой. Следует иметь в виду, что и после 1453 г., когда сама империя фактически п
Воспитание, школа и педагогическая мысль в Западной Европе в средние века и эпоху Возрождения
Начало западноевропейского средневековья связано с распадом Римской империи. В этот период, начавшийся с конца V в., на смену изжившему себя рабовладельческому обществу приходит новый жизненный укл
Влияние церковной культуры на развитие образования
Возникновение и развитие средневекового образования связывается обычно с развитием церковной культуры, которая использовала его как для проповедования церковной догматики, так и для борьбы с еретик
Педагогическая мысль и школа эпохи Возрождения
Эпохе Возрождения, охватывавшей три с лишним столетия (XIV-XVI), человечество обязано признанием самоценности личности, достойной уважения и специального изучения. Захват в 1453 г. турками Констан
Реформация и ее влияние на образование и воспитание
На рубеже XV-XVI вв. гуманизм уже не только в Италии, но и на всей территории от Англии и Нидерландов до Швейцарии и стран Пиренейского полуострова был ведущей идеологией эпохи. Но именно в этот п
Контрреформация и формирование иезуитской системы воспитания
С конца 50-х гг. XVI в. в качестве противостоящей лютеранству силы выступила Контрреформация, которая была не только католической реакцией на реформаторское религиозное движение, но и противост
Возникновение ислама и формирование исламской традиции в воспитании
Если в развитии Европы в эпоху средних веков самым характерным явлением было распространение и господство христианской религии и ее идеологии, то в жизни большинства народов Ближнего и Среднего В
Практика школьного образования в странах Ближнего и Среднего Востока
В ходе формирования мусульманской теологии складывались различные ее школы, в рамках которых развивались научные знания - математика, астрономия, грамматика арабского языка. В подходах к науке яв
Педагогическая мысль Ближнего и Среднего Востока эпоху средневековья
Период IX-XIII вв. в востоковедении считается эпохой восточного Ренессанса, поскольку задолго до европейского Возрождения ученые арабо-мусульманского мира подвергли глубокому изучению духовное нас
Просвещение на территории средневековых государств Закавказья.
Существовавшие в начале средних веков школы на территории Западной Грузии (Колхиды) и Армении во многом напоминали школы античного мира.
В Колхиде школы открывались обычно при церквях или
Воспитание и обучение у древних славян.
Письменные свидетельства южных соседей, а также данные археологии помогают восстановить картину характерного для VI-IX вв. родоплеменного общества у восточных славян. Так, в сочинениях Прокопия Ке
Воспитание и обучение в Киевской Руси (10-13 вв.).
В 988 г в значительной степени под влиянием киевского князя Владимира славяне присоединились к восточной христианской церкви, приняв православную веру от Византийской империи. С этого времени насе
Воспитание и обучение в 14-16 вв.
В XIV-XVI вв. получают развитие воспитательно-образовательные тенденции, которые наметились в предыдущую эпоху. В феодальных странах Западной Европы под давлением экономических факторов увеличива
Образование в Русском государстве в XVII в.
Московское государство, возрождаясь после потрясений Смутного времени, постепенно стало менять свою политику. Начавшиеся позитивные социально-экономические процессы стимулировали развитие просвещен
Педагогическая мысль в России к концу XVII в.
Развитие педагогической мысли в Древней Руси можно проследить, лишь начиная с XI-XIII вв., о более ранней эпохе достоверных сведений нет. Педагогические представления, которые сложились в Древней
В XVII-XVIII вв.
XVII в., с которого традиционно начинают отсчет Нового времени, в значительной мере сохранил многие социально-экономические устои и особенности духовной жизни средневековья, и поэтому по крайней м
Педагогические идеи В. Ратке
Одним из основоположников педагогики Нового времени в Германии был, несомненно, Вольфганг Ратке (1571 - 1635), известный также под латинизированным именем Ратихий или Ратихиус. Он родился
Воспитание и педагогическая мысль в странах Западной Европы к началу 18 века.
В XVII-XVIII вв. в западноевропейских странах шел процесс становления национальных государств, утверждались рыночные отношения и новые способы ведения хозяйства. Получаемое людьми образование должн
Движение за обновление школьного образования и методов обучения
Преобладание схоластической ортодоксии и формализма в содержании школьного образования и методах обучения стало превращаться к началу XVII в. в тормоз, который мешал развитию естественнонаучных зн
Школьное бразованиев Англии 17-18 вв.
В обстановке завершавшейся эпохи первоначального накопления капитала сложившаяся к этому времени в Англии система школьного образования пришла в глубокое противоречие с новыми социокультурными ус
Эмпирико-сенсуалистическая концепция воспитания и образования Джона Локка
Д. Локк (1616-1704), английский философ, просветитель и государственный деятель, был одним из основоположников эмпирико-сенсу-алистической теории познания. Его жизнь и деятельность совпали
Педагогическая концепция Жан-Жака Руссо
Ж.-Ж. Руссо (1712-1778) родился в Женеве в семье часовщика. В жизни переменил много разных профессии: был учеником нотариуса, а потом - гравера; служил лакеем и секретарем; домашним воспитателем и
Школа и просветительско-педагогическая мысль в Североамериканских Штатах в эпоху европейского Просвещения
Развитие педагогической мысли и школы всегда тесно связано с историей, экономическим и социально-политическим развитием страны. Становление школьного образования в северных, центральных и южных
Просвещение в России в начале XVIII в.
Серьезные изменения в политической, экономической, культурной жизни России, начавшиеся еще в середине XVII в. и связанные с ее постепенным выходом из средневековой изоляции по отношению к Европе,
Деятельность Л. Ф. Магницкого и дальнейшее развитие школ
Выдающимся деятелем просвещения в петровскую эпоху был видный математик, преподаватель школы математических и навигацких наук в Москве Леонтий Филиппович Магницкий (1669-1739). Он внес огром
В.Н. Татищев и начало профессионального образования в России
Василий Никитич Татищев (1686- 1750) автор многотомной «Истории Российской», философ, составитель энциклопедического словаря «Лексикон Российский», был создателем и ряда интересных педагоги
Просвещение и школа после Петра I
Преемники Петра I - Екатерина! Петр II, Анна Иоанновна, отчасти Елизавета Петровна - лишь декларировали продолжение образовательной политики своего великого предшественника. Петровские школы, за р
Педагогическая деятельность М. В. Ломоносова
Развитие педагогической мысли и школьной практики в России 40-60-х г. 18 века неразрывно связано с именем Михаила Васильевича Ломоносова (1711-1765) - ученого-энциклопедиста, художника и п
Педагогические взгляды и деятельность И.И. Бецкого
Иван Иванович Бецкой (1704-1795) был профессиональным педагогом, получившим образование за границей, где под влиянием идей французских просветителей он сформировался как мыслитель и деятель
Педагогическая теория И. Г. Песталоцци
Одним из первых педагогов конца 18 - начала 19 в, оказавшим своими идеями и опытом практической деятельности огромное влияние на все последующее развитие мировой педагогической мысли, был швейцарец
Педагогическая теория И.Ф. Гербарта
Иоганн Фридрих Гербарт (1776 – 1841) родился в семье юриста в северогерманском городке Ольденбурге, недалеко от Бремена. Получив хорошую общеобразовательную подготовку с домашним учителем,
Педагогические идеи и практическая деятельность Ф. А. В. Дистервега
Фридрих Адольх Вильгельм Дистервег (1790-1866) родился в городке Зигене в Вестфалии в семье судебного служащего. Он учился сначала в обычной народной, а потом в латинской школе, которые пра
Педагогические идеи Спенсера
Герберт Спенсер (1820-1903) родился в семье потомственного учителя и получил первоначальное образование под руководством отца. Поступив в обычную для того времени школу, где все обучение ст
Вопросы воспитания в европейских социальных учениях XIX в.
В первые десятилетия XIX в. для Западной Европы было характерно возрождение идей раннего утопического социализма, о чем речь велась ранее.
Наиболее яркими представителями этого направле
Развитие школы и становление школьной системы
Просвещение в России, столетиями развивавшееся в рамках религиозного мировоззрения как оппозиция к педагогике Западной Европы, по крайней мере до эпохи Петра I, к началу XIX в. выходит в целом н
Педагогическая мысль в России до 90-х гг. XIX столетия
Общественный интерес к проблемам воспитания усилился в эпоху Николая I после подавления декабрьского восстания 1825 г., когда перед правительством встала необходимость формировать из подрастающ
К.Д. Ушинский - крупнейший педагог XIX в. в России -и его последователи
В 60-е гг. XIX в. развернулась разносторонняя деятельность основоположника русской школы научной педагогики К.Д. Ушинского. Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) родился в Туле, детс
Движение за реформу школьного дела в конце XIX в.
Конец 19 века отмечен вступлением крупнейших стран Западной Европы и США в такую стадию общественно-экономических отношений, которая потребовала научного и технического перевооружения производств
Основные представители реформаторской педагогики
На педагогическую теорию во второй половине 19 столетия сильное влияние оказала философия позитивизма. По определению основоположника позитивизма О. Конта (1798-1857), опыт и теоретическое з
Опыт организации школ на основе идей реформаторской педагогики
Практическое создание школ нового типа, отвечающих требованиям жизни, началось с открытия П. Робэном во Франции так называемой интегральной трудовой школы, а позже, с 80-х годов, - открытия «образц
Народное образование в России в конце XIX - начале XX в. и проблемы его преобразования
Основным типом школы в России к началу XX в., как и раньше, была начальная школа, отличавшаяся пестротой не только по ведомственной принадлежности, но и по срокам и содержанию обучения. Самыми
Педагогическая мысль в России в конце 19- начале 20 века.
В русской педагогике конца 19 начале 20 века отражались противоречия между традиционной, официальной установкой на воспитание в духе «самодержавия, православия, народности» и подходами, бравшими
Межвоенный этап новой истории на Западе
Межвоенный этап новой истории на Западе трактуется обычно как период политических и экономических преобразований, когда усилилось внимание к проблемам воспитания подрастающего поколения в духе со
Политико-идеологическая направленность переосмысления задач, структуры и содержания общего образования после Октябрьского переворота 1917 г.
В апреле 1917 г. состоялся Всероссийский учительский съезд, в ходе которого был создан Всероссийский учительский союз (ВУС). На съезде обнаружились существенные противоречия в подходах к решению пр
Проблемы содержания и методов учебно-воспитательной работы в школе 20-х годов.
Создание советской школы потребовало коренного пересмотра подходов к содержанию, и методам общего образования, что находило отражение в новых учебных планах и программах, учебной литературе для у
Педагогическая наука в России и русском зарубежье после 18 года.
Теоретическая разработка проблем организации школьного дела, образования, обучения и воспитания была сконцентрирована преимущественно в рамках деятельности научно-педагогической секции ГУСа, созд
Великая Отечественная война 1941-1945 гг. и школа
Великая Отечественная война 1941- 1945 гг. серьезно отразилась на деятельности отечественной школы. Условия военного времени поставили перед органами управления народным образованием и перед школ
Педагогическая наука в годы Великой Отечественной войны
Научная разработка различных аспектов педагогики, истории педагогики, психологии, школьной гигиены, методов обучения в общеобразовательной школе продолжалась в прежнем направлении. Общее руководст
Послевоенный период.
В послевоенный период мир претерпел существенные геополитические изменения. На развитии образования особенно сказалось то, что после окончания войны Европа оказалась разделенной на сферы влияния
Школа в Западной Европе и США после второй мировой войны.
Усиление государственного влияния на школу характерно для всех западноевропейских стран. В Великобритании еще до окончания второй мировой войны был принят акт Батлера. Этот закон демократизировал
Педагогическая наука в странах Запада
Во второй половине XX в. на Западе возник ряд направлений в педагогическои науке, которые ориентированы на поиск путей повышения эффективности образования. Практически все эти направления базирую
Образование в странах Восточной Европы и СССР (России) во второй половине XX в.
В 40-х гг. XX в. в государствах Восточной Европы оказались разрушенными ранее сложившиеся системы образования, основывавшиеся на национальных традициях. Во время второй мировой войны Польша, Бо
Отечественная педагогическая наука после второй мировой войны.
Идеологизация и политизация педагогической науки, начавшиеся в первые годы советской власти в России продолжали развиваться и в послевоенные годы.
Большое внимание в послевоенный период уд