Продуктивность урока будет определяться качеством подготовки учителя к занятию. Преподаватель должен ясно представлять себе, какие цели преследует урок, чему необходимо научить, какие знания, умения и навыки получат учащиеся в результате данного урока.
Поурочное планирование осуществляется на основе календарно-тематического плана.
Поурочное планирование может быть представлено в разных видах и формах.
ВИДЫ ПОУРОЧНОГО ПЛАНА:
Свернутый план-конспект.
Подробный (развернутый) план-конспект.
Вид планов-конспектов жестко не регламентирован, но вне зависимости от его оформления он должен содержать следующие составляющие:
номер урока по календарно-тематическому плану;
класс;
дата проведения;
тема урока;
цели урока :
Цель может состоять из более мелких задач.
Примеры формулировки образовательных задач:
Дать начальное (или первичное) представление о …;
Формировать умения, навыки … (или способствовать формированию, или продолжить формирование …);
Закрепить понятия (знания)…;
Обобщить (систематизировать) знания …;
Углубить следующие представления …;
Расширить знания…;
Обеспечить усвоение…;
Примеры формулировки воспитательных задач:
Способствовать формированию и развитию (или продолжить формирование) нравственных, трудовых, личностных качеств (например, таких как ответственность, трудолюбие …);
Способствовать воспитанию технологической культуры, аккуратности, бережного отношения к оборудованию, экономного расходования материалов;
Совершенствовать эстетическое, экологическое воспитание;
Воспитывать инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности;
Воспитывать критическое отношение к существующим технологиям, желание рационализировать технологический процесс.
Примеры формулировки развивающих задач:
Развивать умение (анализировать, делать выводы, принимать самостоятельные решения, применять имеющиеся знания на практике …);
Развивать у учащихся профессиональные интересы;
Содействовать развитию специальных способностей;
Развивать личностные качества (волю, целеустремленность, аккуратность, ответственность, самоконтроль и т.д.).
материально-техническое оснащение урока:
оборудование (указывается: название, класс, подкласс или вид, а также количество);
инструменты и приспособления;
материалы;
учебно-методическое оснащение урока:
наглядные пособия и раздаточный материал (перечисляется: название плакатов чертежей, учебников, образцов, письменных инструкций и др. пособий обязательно с указанием их количества);
конспекты;
ТСО (телевизор, кодоскоп, компьютер и др.)
оформление классной доски;
тип урока;
структура урока с указанием логической последовательности ее этапов и примерного распределения времени на эти этапы;
ход урока с изложением содержания каждого этапа и методическими рекомендациями.
ФОРМЫ ПОУРОЧНОГО ПЛАНА:
ТЕКСТОВАЯ
ТАБЛИЧНАЯ
ГРАФИЧЕСКАЯ
КОМПЛЕКСНАЯ
В большинстве случаев оформление начала у всех форм одинаковое и включает в себя указание перечисленных выше пунктов кроме двух последних. Структура и ход урока оформляются в зависимости от выбранной формы учебного плана:
для текстовой формы – пишется развернутый план-конспект;
для табличной формы – большая часть составляющих представляется в таблице. Примеры приведены в таблицах 1,2,3.
для графической формы – вводятся условные обозначения, и создается графическая модель плана. Примеры:
для комбинированной формы – характерно сочетание предыдущих форм. При этом табличная и графическая формы могут сопровождаться подробным текстовым описанием содержания.
Работа педагога в школе требует тщательного планирования своей деятельности и работы учеников. Это позволяет сделать вывод об эффективности обучения за определенный период.
Работа педагога подразумевает разработку четко регулированной деятельности по формированию у учеников знаний, умений и навыков. Планы - это основа целеполагающей функции образования. Управление процессом обучения осуществляется именно благодаря составлению руководств. План работы - это схема порядка действий учителей, директора и его заместителя, которые направлены на повышение эффективности успеваемости учащихся, прогнозирование работы школы в целом. Кроме того, он дает возможность выявить главные методы работы на уроках. План работы выражает периодичность проведения классных и внеклассных мероприятий, индивидуальных занятий, олимпиад и конкурсов. Таким образом, это и есть цель педагогического процесса, выраженная в письменном виде.
Главные цели планирования:
План на год демонстрирует главные задачи, которые ставит перед собой образовательное учреждение. В нем выражены перспективы развития школьников разных возрастных групп. Планы - это возможность спрогнозировать кадровые перемены и перестройки, внедрить инновации, повысить уровень оснащения кабинетов, профессионализма педагогов.
В основе выявления перспектив лежать нормативы и законы в области образования, информация в данной отрасли, полученная путем мониторинга и анализа. Чтобы составить план, потребуется четкая цель, координация действий в педагогическом коллективе, в среде родителей и учеников. Необходимо знать бюджет на расходы.
Составлением плана занимается совет школы или другого учебного учреждения. Утверждается он на общем собрании. Руководствоваться в формировании плана необходимо хронологическими рамками, поставленными задачами, наличными ресурсами.
План развития школы ставит своей задачей повышение уровня знаний учеников с применением новейших В основе - современная доктрина образования, педагогические стандарты.
Главными целями развивающего планирования являются:
Итогами развивающего планирования должны быть: повышение уровня знаний и умений учеников, формирование условий для развития личности школьника, внедрение инновационных технологий.
Главным критерием классификации являются временные рамки. Таким образом, существует два основополагающих вида: долгосрочное и краткосрочное.
Целью первого является разработка директив на длительный период. Главная временная единица - учебный год. Что обсуждается?
В чем ценность долгосрочного планирования? Оно отражает глобальные задачи школы и ее коллектива. Обширные цели предполагают значимые последствия, поэтому к этому стоит подходить ответственно.
Краткосрочное планирование более узконаправленно. Оно ориентировано не на учебный процесс в общем, а на личность каждого школьника. Если взять пример плана, то мы увидим в нем прописанные потребности различных возрастных групп, конкретных детей. Например, предусмотрена работа с конкретными учениками в индивидуальном порядке. Цель таких занятий - повысить уровень знаний школьника, учитывая особенности его восприятия, памяти, внимания.
Единица времени в краткосрочном планировании - учебный день, неделя, четверть, урок. Учитывается возрастная группа учеников, внешние условия (климат, погода, сезон), состояние конкретного школьника, поставленные цели.
План летней работы позволяет продумать занятия для учащихся на внеурочный период: это и оздоровительные, и развлекательные мероприятия.
Осуществляется на основе учебной программы, одобренной Министерством образования. Календарно-тематическое планирование - разработка схемы изучения определенной дисциплины на протяжении учебного года, семестра, четверти. На государственном уровне разработаны положения, которые регулируют его правила.
Тематический план предусматривает определенные затраты времени и сил на изучение курса, постановку целей и проблем. В нем прописаны ключевые умения и навыки, которыми должен овладеть ученик. Планы - это структурированные документы, согласно которым каждая тема должна изучаться на протяжении обозначенного количества часов. Составляет эту директиву сам учитель, а по окончании курса имеет возможность определить уровень достижения учебных и развивающих целей.
Задача школьной администрации - следить за выполнением плана, в котором, кроме темы и времени, указаны учебные пособия для изучения. Планы - это способ определения средств обучения и правил их использования на уроке.
Наименьшая единица в составлении планов - руководство к действию на каждый урок. Определяются цели занятия, тип урока и его основные вехи, итоги обучения.
Должен соответствовать программе обучения по предмету, а также тематическому плану. Ценность его в том, что учитель имеет возможность распределить время по темам. Чем руководствоваться? Во-первых, программой. Во-вторых, сложностью темы. Некоторые проблемы требуют более детального изучения и большего времени. В-третьих, индивидуальными особенностями восприятия учеников конкретного класса.
Понятие триединой цели здесь является фундаментальным:
Цель должна не только быть прописана в плане. Необходимо проверять качество достигнутых результатов в конце урока. Если педагог не осуществил контроль качества усвоения материала - знаний и навыков, - такое занятие не может считаться эффективным.
Планирование предусматривает определение типа урока. Какие они бывают? Главным критерием классификации является цель. В зависимости от нее выделяют уроки:
Последний тип встречается чаще всего - могут ставиться и решаться несколько дидактических задач.
Новые знания усваивают за счет проведения лекций, бесед, применения технических средств обучения, проведения самостоятельных работ. Формирование или закрепление умений можно осуществлять в ходе экскурсии, лабораторной работы, семинара. Систематизация и контроль знаний предусматривают письменные контрольные и самостоятельные работы, или индивидуального типов.
Каждый тип имеет определенную структуру, которая определяется поставленными Соблюдая цели обучения и действуя по плану, можно давать материал эффективнее, а школьникам его будет проще усваивать.
Планы - это необходимость в работе педагога. Составлять их придется - но это не формальная потребность. Благодаря плану работа станет проще, поскольку вы сможете заранее продумать все мелочи.
Приведем пример плана урока истории по теме «Вторая мировая война».
Познавательная цель: ученики должны усвоить понятия: «блицкриг», «наступательная операция», «Антигитлеровская коалиция», «форсирование» и основные даты.
Воспитательная: формирование чувства патриотизма, уважения к подвигу героев войны.
Развивающая: закреплять умение пользоваться исторической картой, оперировать терминами и понятиями, обосновывать свои мысли, работать с хронологией, синхронизировать события.
Средства обучения: карта, учебники, тестовая тетрадь.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
1. Приветствие учеников.
2. Актуализация опорных знаний (методом беседы с классом):
3. Изучение нового материала по плану:
4. Закрепление полученных знаний - используется метод письменного опроса. Задания по тестам из специальной тетради-задачника.
5. Итоги (домашнее задание, выставление оценок).
Грамотное планирование учебной деятельности в школе - залог качественных, крепких знаний учеников. Оно дает возможность определить уровень подготовки школьников. Планирование - это залог успешного выполнения целеполагающей функции образования. Главным источником составления плана является учебная программа - с ее помощью формируются поурочные, тематические, годовые директивы образовательной деятельности.
План-конспект урока - "альфа" и "омега" деятельности учителя. Подробный, развернутый план поможет провести урок максимально результативно, сэкономит время и позволит быстрее достичь поставленных целей. А четко выстроенная структура урока помогает учителю удерживать внимание учащихся в течение всего урока.
Тема урока всегда обозначена в поурочном годовом плане учителя. Но в некоторых случаях требуется уточнение. Например, тема "Биография А. Пушкина" в 5 классе будет отличаться по объему и охвату материала от такой же темы в 9 классе. Поэтому, формулируя тему, заранее уточните объем материала.
Современная методика не требует разделения целей на обучающие, воспитательные и развивающие. Но молодым учителям удобнее пользоваться старым, проверенным способом и четко разграничить цели урока по трем позициям:
Обучающие цели. Это могут быть такие цели, как:
Дать представление о…;
Обобщить и систематизировать знания о….;
Познакомить учащихся с (понятием, правилом, фактами, законом и т.д.)
Выработать навыки (например, анализа лирического текста).
Воспитательные:
Воспитывать в учащихся чувство патриотизма, гуманности, трудолюбия, уважения к старшим, эстетический вкус, этические нормы, дисциплинированность.
Развивающие. Здесь указываются цели, которые помогут развивать у учащихся память, фантазию, мышление, познавательное умение, волю, самостоятельность, коммуникативность. Если в уроке предусмотрены групповые виды работы, то можно указать, что главной развивающей целью будет учить работать в команде, высказывать и отстаивать свою точку зрения, развивать коммуникативные навыки.
Здесь обозначается минимум тех знаний и умений, которые должны приобрести учащихся во время урока. Планируемые задачи стоит сопоставлять с требованиями к знаниям и умениям учащихся, которые обозначены Министерством Образования для каждого класса и для каждого предмета.
В плане их можно и не указывать, но для себя каждый раз стоит уточнять, будет это урок-объяснение, урок-беседа или вы нацелены провести нестандартный урок.
Для удобства приведем примеры самых распространенных видов и форм урока.
Виды и формы урока
1. Урок ознакомления с новым материалом.
Формы: беседа, проблемный урок, лекция.
2. Урок закрепления изученного.
Формы: игры, конкурсы, КВН, путешествие, бенефис, брифинг, аукцион, сказка, брифинг, спектакль и т.д.
3. Урок применения новых знаний и умений на практике.
Формы: те же, что и для уроков закрепления. Можно также проводить уроки-исследования, лабораторные, творческие мастерские, соревнования, тестирование, экскурсии и т.д.
4. Урок обобщения и систематизации знаний.
Форма выбирается свободная, по желанию учителя.
5. Контрольный урок.
Формы: как традиционные контрольные работы, зачеты, диктанты, сочинения, так и более творческие виды: семинары, брифинги или консультации.
6. Интегрированные уроки. Формы свободные, так как задействованы 2 и более предметов в одном уроке.
Здесь перечисляется все, что будет использовать учитель в ходе урока. Это мультимедийные презентации, репродукции картин, аудио и видео материалы, наглядные и раздаточные материалы.
1. Организационный момент - обязательный этап всех уроков. Помогает сконцентрировать внимание учащихся, определить их собранность и готовность к уроку.
2. Проверка домашнего задания. Опытные педагоги практикуют ежеурочную проверку домашнего задания. Это помогает не только проверить, насколько усвоена предыдущая тема, но и напомнить классу основные тезисы прошлых уроков.
Исключения составляют контрольные уроки.
3. Актуализация знаний учащихся по теме. Этот этап не обязателен, но весьма популярен в методике преподавания. Актуализация помогает учащимся настроиться на восприятие темы, обозначить круг вопросов, которые будут рассматриваться на уроке. К тому же, актуализация дает возможность постановки практической цели урока.
Например, прослушивание композиции П. Чайковского "Времена года" активизирует фантазию, настраивает учащихся на то, что речь пойдет о времени года.
4. Объявление темы и целей урока. Учитель может сам обозначить тем и цели урока. А можно подвести учащихся к этому в ходе предварительной беседы, составления кластера или мини-тестирования.
5. Основная часть урока.
Эта часть урока будет различной в зависимости от вида и формы урока. Но принцип построения один: от простого - к сложному, от общего - к частному.
6. Подведение итогов. Этап необязательный. Многие учителя заменяют этот этап рефлексией. Для учителя важно понять, что усвоили учащиеся, какие вопросы остались непонятыми, какие проблемы - неразрешенными.
7. Выставление оценок. Данный этап не требует разъяснений. Есть лишь уточнение. Оценки может выставлять сам учитель, анализируя и оценивая работу учащихся на уроке. В последнее время больше практикуют самооценку или систему накопительных баллов. В этом случае ученики сами оценивают свою работу.
8. Домашнее задание.
Традиционно этот этап оставляют на конец урока. Но домашнее задание можно дать и в начале, и в середине урока. Особенно, если на дом будет задано, например, написание эссе, сочинения или выполнение лабораторной. В этом случае учитель заранее ориентирует внимание, что тезисы, разрабатываемые на уроке, будут важны при выполнении домашнего задания.
Современная методика рекомендует помимо обязательного задания, предлагать учащимся и варианты более сложного уровня или направленные на развитие творческих способностей. Например, не просто выучить стихотворение, а еще и создать коллаж, нарисовать рисунок по теме или подготовить доклад, презентацию.
Рекомендации: Помните, что каждый урок должен содержать "изюминку". Это может быть интересный факт, нестандартное задание, необычная форма подачи материала, интригующий эпиграф - то, что будет способствовать заинтересованности учащихся.
Тематическое планирование – перспективный рабочий план учителя, который может подвергаться корректировке в течение учебного года по объективным и субъективным причинам: праздники, болезнь учителя и т.д. Но этот план должен быть выполнен по окончании учебного года.
В поурочном планировании отражается тема урока и класс, в котором он проводится; цель урока с конкретизацией его дидактических задач; краткое содержание материала, изучаемого на уроке; определяются форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся, методы, средства обучения, система заданий и задач, формирование новых научных понятий и способов деятельности и их применение в различных ситуациях обучения, контроль и коррекция учебной деятельности учащихся. В плане урока уточняется его структура, определяется примерная дозировка времени на различные виды работы, предусматриваются приемы проверки успешности учения школьников, конкретизируются их фамилии, кого планируется опросить, проверить и т.п.
Тематическое и поурочное планирование.
Тематическое планирование – перспективный рабочий план учителя, который может подвергаться корректировке в течение учебного года по объективным и субъективным причинам: праздники, болезнь учителя и т.д. Но этот план должен быть выполнен по окончании учебного года.
Для чего нужно ТП :На основе ТП учитель разрабатывает поурочные планы, администрация отслеживает прохождение программы и выполнение требований к уровню подготовки учащихся на каждом этапе обучения. Перед таблицей с ТП необходимо указать УМК, перечислить дополнительные пособия с указанием автора, издательства и года издания.
Параметры ТП:
· Номер блока/урока
· Количество часов, отведенное на блок/урок
· Тема/учебная ситуация
· Виды РД: чтение, аудирование, письмо, говорение
· Аспекты урока: фонетика, лексика, грамматика
· Социокультурный аспект (выделить отдельно)
· Контроль (выделить отдельно). Указать объекты контроля, сроки проведения тематических и рубежных (четвертных) контрольных работ
· Средства обучения (УМК, ТСО и т.д.)
Графы виды РД и аспекты языка могут содержать языковой и речевой материал, подлежащий усвоению для использования в устной и письменной речи, а могут содержать ссылку на книгу для учителя, в которой они перечислены.
· Биболетова: темы, сроки, коммуникативные задачи, речевые и языковые средства.
· Бим: тема, примерное количество уроков, основное содержание темы, что способствует реализации целей и задач уроков, основные практические задачи, языковой и речевой материал, объекты контроля.
Планирование урока - конкретизация тематического планирования применительно к каждому отдельно взятому уроку, продумывание и составление плана и конспекта урока после того, как определено основное содержание и направленность урока. Составляется оно на основе тематического плана, содержания программы, знания учителем учащихся, а также уровня их подготовки. В планировании урока и разработке технологии его проведения выделяются две взаимосвязанные части:
· 1) обдумывание цели урока, каждого его шага;
· 2) запись в специальной тетради в той или иной форме плана урока.
В поурочном планировании отражается тема урока и класс, в котором он проводится; цель урока с конкретизацией его дидактических задач; краткое содержание материала, изучаемого на уроке; определяются форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся, методы, средства обучения, система заданий и задач, формирование новых научных понятий и способов деятельности и их применение в различных ситуациях обучения, контроль и коррекция учебной деятельности учащихся. В плане урока уточняется его структура, определяется примерная дозировка времени на различные виды работы, предусматриваются приемы проверки успешности учения школьников, конкретизируются их фамилии, кого планируется опросить, проверить и т.п.
Подготовка учителя к уроку охватывает не только тщательный анализ учебного материала, но и возможные вопросы, ответы, суждения самих учащихся в ходе работы с этим. Чем тщательнее проведен такой анализ, тем меньше вероятности встретиться с совершенно неожиданными ситуациями в процессе проведения урока.
После такого тщательного анализа, обдумывания композиции урока учитель осуществляет запись плана-конспекта урока. План урока является только руководством к действию, и когда на уроке требуется внести те или иные изменения по ходу урока, учитель не только вправе, а он обязан отступить от плана для того, чтобы обеспечить максимальную эффективность урока. Но эти коррективы являются не стихийными, а соотносятся с неожиданно возникшей новой ситуацией и ранее запланированными видами работы и приобретают характер планомерного внесения изменений в структуру урока и в содержание деятельности учителя и учащихся в соответствии с ранее запланированными целями и дидактическими задачами урока.
Хороший, полезный урок без подготовки не провести. Вот почему так важно заранее продумать его ход. Федеральный Государственный стандарт основного общего образования подчеркивает, что учебный процесс должен быть организован так, чтобы учащиеся могли достигнуть общекультурных, личностных и познавательных результатов. Поэтому существует несколько общих требований к тому, как составить план урока.
Каждый грамотный учитель перед тем, как провести урок, составляет его план-конспект. Что же означает этот термин? Со студенческих времен все привыкли к тому, что конспект - это изложенная в письменном виде только что прослушанная информация. В педагогическом мире все иначе. Конспект (или другими словами план урока) составляется заранее и служит некой опорой, подсказкой для учителя. Это воедино собранная информация о том, чему посвящен урок, каким образом он построен, какой смысл в себе несет, какова его цель, как эта цель достигается.
В первую очередь план урока нужен учителю. Особенно это актуально для молодых преподавателей, которые из-за нехватки опыта могут растеряться, что-то забыть или не учесть. Разумеется, если будет тщательно продумано заранее, каким образом подать информацию ученикам, какими упражнениями ее закрепить, отработать, то и процесс усвоения пройдет гораздо быстрее и качественнее.
Зачастую конспекты урока требуют предъявлять завучи, потому что это является прямым отражением того, как работает учитель, насколько методика преподавания соответствует школьным требованиям и учебной программе. По конспектам хорошо заметны сильные стороны педагога, а также его методические ошибки и недочеты.
Сложно составить общие требования, которым должны были бы отвечать все планы уроков. Ведь многое зависит от детей, их возраста, уровня развития, вида урока и, конечно же, самого предмета. План урока русского языка будет в корне отличаться от плана урока, к примеру, по окружающему миру. Поэтому единой унификации в педагогике нет. Но существует несколько общих требований к тому, как все-таки должен выглядеть план-конспект урока:
Как правило, учителю, составляя план урока, нужно продумать каждую мелочь. Вплоть до того, сколько времени будет потрачено на реализацию каждого из пунктов плана. Необходимо прописать все реплики, сказанные учителем, и дать на них предполагаемые ответы учеников. Все вопросы, которые учитель собирается задать, тоже должны быть четко прописаны. Не лишним будет отдельно указать, с каким оборудованием предполагается работать на занятии. Если на уроке применяется какой-то раздаточный материал или учитель показывает для наглядности презентацию, картинки и т.д., все это тоже следует приложить к конспекту урока в распечатанном и в электронном виде. Заканчиваться конспект должен подведением итогов и домашним заданием.
Для себя учитель может составлять план в любом виде. Это могут быть просто заметки, отдельные реплики, предложения или подробный сценарий. Некоторые схематично изображают нужную информацию. Если же требуется сдать конспект на проверку начальству, то наиболее распространенная форма - в виде таблицы. Это очень удобно и наглядно.
Краткий план урока. 5 класс
Предмет: русский язык.
Тема: имя прилагательное.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: познакомить учеников с новой частью речи.
Основные задачи:
Оборудование: доска, мел, раздаточный материал, таблицы.
Ход урока:
Обратите внимание, что все пункты хода урока должны быть подробно расписаны учителем, вплоть до каждой реплики. Кроме того, напротив каждого пункта нужно написать максимальное время, которое будет отведено на каждый из них. Так не возникнет ситуации, что урок подходит к концу, а сделана лишь половина из запланированного учителем.
Не все конспекты будут одинаковы. Очень большое значение имеет возраст учеников, когда мы говорим про планы уроков. 6 класс, к примеру, может воспринять новую информацию в стандартной форме. Это когда учитель объясняет правило, записывает на доске важные материалы, а затем предлагает ряд занятий на отработку и закрепление изученного. Для 2 класса такой вариант будет неэффективным. Для малышей принято вводить новое в игровой форме или при помощи наглядных материалов.
Приведем пример еще одного конспекта.
Тема : повторение пройденного грамматического материала.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: закрепить полученные навыки по теме перевода предложений из прямой речи в косвенную.
Основные задачи:
Оборудование: доска, мел, презентация, магнитофон.
Ход урока:
Как видно из данного примера, пункты плана хода урока не имеют четкой расположенности. Стандартную проверку выполнения домашнего задания можно провести в начале урока, в середине, а можно и вовсе закончить так занятие. Для учителя главное - не бояться экспериментировать, придумывать и привносить что-то новое в каждое занятие, чтобы для детей урок был интересным и особенным. Чтобы они его ждали с нетерпением. В зависимости от того, какой выбран тип, будет зависеть и план урока. 7 класс (в отличии, например, от младших школьников) позволяет построить занятие нестандартно. Повторение изученного можно провести в виде игры или соревнования. Можно дать ученикам возможность показать свои умения посредством самостоятельной работы. Главное понимать, какой вид деятельности подойдет конкретному классу, конкретной группе учеников (учитывать нужно и возраст, и общую успеваемость в классе).
Итак, обобщим все вышеизложенное. Пошаговая инструкция для составления плана-конспекта урока будет выглядеть следующим образом:
8. Подведение итогов.
Этапы урока могут быть расположены в любом порядке, могут быть дополнены или быть представлены в ходе урока выборочно.
Не забывайте, что в первую очередь конспект нужен не начальству, не завучу, не директору и не ученикам. Это рабочий инструмент и помощник учителя. И здесь дело не в опыте и не в умении экспериментировать на месте. Никто не мешает привнести в урок новизну, изюминку. Учитель может пошутить, привести пример из жизни (и, конечно, это не стоит писать в конспекте). Но в любом случае, обязательно должен присутствовать план урока. 8 класс вам достался, 3 или 11 - не важно! Класс активный или пассивный, схватывает «на лету» или необходимы долгие разъяснения - не имеет значения! Возьмите за правило - перед каждым уроком составляйте план. Лишним это точно не будет.