Правописание наречий. Конспект урока "Буквы о-е после шипящих на конце наречий." Слитное написание наречий

Буквы О/Е после шипящих на конце наречий

На конце наречий после шипящих (ш, ч, ж, щ) под ударением пишется О , без ударения - Е .

Примеры: хорош, зловéще , свеж, волнýюще .

ИСКЛЮЧЕНИЕ: ещё .

Буквы О/А на конце наречий

Данная орфограмма связана со способом словообразования наречий.

В наречиях с приставками в-, на-, за-, , на конце пишется буква О .

Например: левый - в лево , правый - на право , светлый - за светло .

В наречиях с приставками из- (ис-), до-, с- (со-), образованных от прилагательных приставочно-суффиксальным способом , на конце пишется буква А .

Например: далёкий - из далека , красный - до красна , новый - с нова .

ВНИМАНИЕ: если наречия с приставками из- (ис), до-, с- (со-) образованы от прилагательных суффиксальным способом (т. е. в прилагательных уже есть приставка), то

на конце пишется О .

Например: до срочный - досрочно , до словный - дословно , из начальный - изначально .

Список литературы

  1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.
  2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.
  3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой - 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.
  4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. - 8-е изд. - М.: Мнемозина, 2012.
  1. Дидактические материалы. Раздел «Наречие» ().
  2. Наречие как часть речи ().
  3. Наречие как часть речи ().
  4. Части речи в русском языке ().
  5. Культура письменной речи. Наречие ().

Домашнее задание

Упражнения № 241, 245, 247. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - М.: Просвещение, 2012.

Задание № 1. К данным словам подберите и запишите однокоренные наречия с суффиксом -о(-е) . Обозначьте суффиксы наречий.

Свежий, похожий, бесстыжий, неуклюжий, певучий, могучий, тягучий, скрипучий, горячий, кричащий, зовущий, трепещущий, подобающий, увещевающий, вызывающий, исчерпывающий, захватывающий, располагающий, предостерегающий, немигающий, осуждающий, выжидающий, освежающий, угрожающий, понимающий, потрясающий, угнетающий, устрашающий, оглушающий, всеобъемлющий, торжествующий, волнующий, протестующий, расслабляющий, ошеломляющий, умоляющий, впечатляющий, ободряющий, примиряющий, покоряющий, манящий, общий.

Задание№ 2. Спишите, обозначая условия выбора букв -о(-е) после шипящих на конце наречий.

Изнуряющ.., кипуч.., хорош.., пугающ.., вопрошающ.., пронизывающ.., изнемогающ.., подбадривающ.., испытующ.., ослепляющ.., дремуч.., раздражающ.., подкупающ.., негодующ.., усыпляющ...

Задание № 3. Вставьте пропущенные буквы и объясните их правописание. Обозначьте способ словообразования.

Шагнуть влев..., справ... обгоняет грузовик, уйти засветл..., задолг... до приказа, добраться затемн..., вытереть досух..., изредк... интересоваться, начать занов..., засидеться допоздн..., вылизать дочист..., наскор... перекусить, надолг... запомнить.

Наречия с приставками е-, за-, на-, образованные от кратких прилагательных, имеют на конце букву о (влево, засветло, намертво ), наречия такого же происхождения с приставками до-, из-, с- имеют на конце букву а (докрасна, издавна, справа).

Наречия на шипящую

На конце наречий после шипящих пишется буква ь, например: настежь, навзничь, наотмашь.

Исключения: замуж, невтерпёж, уж.

Отрицательные наречия

В отрицательных наречиях под ударением пишется не, без ударения - ни (в обоих случаях написание слитное), например: некогда отдыхать - никогда не болел, негде гулять - нигде не работал, неоткуда ждать писем - ниоткуда не приходили известия.

Слитное написание наречий

Трудности в написании наречий чаще всего связаны с тем, что эта часть речи почти непрерывно пополняется словами из других частей речи, причем не всегда можно установить, закончился ли уже этот переход или какое-нибудь сочетание предлога с существительным находится на полпути к превращению в наречие. Поэтому при употреблении наречий приходится часто обращаться к орфографическим справочникам.

Можно говорить о трех типах написания наречий (включая сюда и близкие к наречиям по значению и по синтаксической роли выражения): слитном, дефисном и раздельном.

1. Пишутся слитно наречия, образованные соединением предлогов-приставок с наречиями, например: доныне, донельзя, навсегда, послезавтра. От этих слов следует отличать раздельно пишущиеся сочетания предлогов с неизменяемыми словами, употребляемыми в этих случаях в значении существительных; ср.: Назавтра погода переменилась (т.е. на следующий день, в значении наречия). - Отъезд назначен на завтра (т.е. на завтрашний день, в значении существительного).

П р и м е ч а н и е. О правописании местоименных наречий (зачем, отчего, почему и др.) см. § 61, п. 4.

  • 2. Пишутся слитно наречия, образованные соединением предлогов- приставок в- и на- с собирательными числительными, например: вдвое, надвое (но: по двое).
  • 3. Пишутся слитно наречия, образованные соединением предлогов- приставок с краткими прилагательными, например: вправо, запросто, начисто, досыта, изредка, сызнова (см. § 53), подолгу, попусту, неподалеку, вкратце", ср.: народу помногу (много) на выставке бывает - не встречаться по многу месяцев.
  • 4. Пишутся слитно наречия, образованные соединением предлогов- приставок с полными прилагательными и местоимениями, например:

броситься врассыпную, пилить вручную, искать вслепую, идти наудалую, играть втемную, подойти вплотную, результат вничью. Но если имя прилагательное начинается с гласной, то предлог в пишется отдельно: в открытую (см. § 58, и. 4).

5. Пишутся слитно наречия, имеющие в своем составе такие существительные или такие именные формы, которые в современном литературном языке не употребляются, например: вдоволь, взаперти, всмятку, втихомолку, дотла, изнутри, наземь, наискось, наспех, натощак, наугад, наяву, невзначай, невпопад, поодаль, поперек, пополам, пополудни, сзади, снаружи, спозаранку, спросонок, чересчур и др.

Примечание. Некоторые из подобных наречий включают в свой состав имена существительные, которые в словарях отмечаются ещё как самостоятельные слова, но которые употребляются весьма редко, иногда в условиях специального контекста, например: вблизи (ср.: очки для дали и для близи), исстари (ср.: о чудесах вещает старь).

6. Пишутся слитно наречия, если между предлогом-приставкой и существительным, из которых образовалось наречие, не может быть без изменения смысла вставлено определение (прилагательное, числительное, местоимение) или если к существительному не может быть поставлен падежный вопрос, например: вдобавок, вместе, вмиг, вновь, вокруг, вослед, вплоть, вовремя, впоследствии, вполовину, вправду, вразрез, вскорости, вслух, замужем, навстречу, назло, наизнанку, накануне, налицо, наоборот, наотрез, наперебой, наполовину, напоказ, напоследок, например, напрокат, напролет, наряду, насилу, наудачу, начистоту, отчасти, подряд, подчас, поневоле, поутру, сбоку, сразу, тотчас и др.

Примечание 1. Многие из указанных наречий в зависимости от контекста (наличия пояснительных слов) и значения выступают в качестве сочетания предлога с существительным и пишутся раздельно; ср.: сделать вмиг (мигом) - струсить в миг опасности, быть вправду довольным (на самом деле) - верить в правду, вразрез с чужим мнением - в разрез на руке попала соль, вернуться вскорости (скоро) - выигрыш в скорости, идти навстречу друзьям - любоваться на встречу друзей, сделать назло - обрушиться на зло и несправедливость, надеть шляпу набок (боком) - повернуться на бок (ср. на правый бок), испугаться насмерть - идти на смерть, вернуться наутро (утром) -отложить на утро, костюм впору (по мерке) - приехать в пору (вовремя) и т.п.

Примечание 2. В рассматриваемую и в предыдущую (см. и. 5) группы входят также многие наречия в значительной части терминологического и профессионального характера, с приставкой в- и конечным слогом -ку, в большинстве своем они пишутся слитно, но есть и случаи раздельного написания. Пишутся слитно: вдогонку, вперемежку, вперемешку, вприкуску, вприпрыжку и др.

Пишутся раздельно: в насмешку, в рассрочку, также в диковинку (другого образования) и разные по происхождению сочетания, в которых существительное начинается с гласной буквы: в обнимку, в одиночку (см. § 58, и. 4).

7. Пишутся слитно наречия с пространственным и временным значением, имеющие в своем составе существительные верх, низ, перед, зад, высь, даль, глубь, ширь, начало, конец, век, хотя перед некоторыми из них возможна постановка определяющего слова, например: вверх (ср. в самый верх), вверху, кверху, наверх, вниз, внизу, книзу, снизу, доверху, перед, назад, ввысь, вдаль, вдали, вглубь, вширь, вначале, сначала, вконец, наконец, ввек, навек, навеки, довеку и др. Раздельно эти слова пишутся только при наличии в самом предложении пояснительных слов к указанным существительным или по смыслу контекста, например: к низу дома, в глубь веков, в даль туманную, в начале лекции, на веки вечные, во веки веков, повторить правило с начала (т.е. «от начала») ср.: Все зависит от того, откуда рассматривать человеческую биографию - с начала или с конца (Л. Леонов).

Буквы О/Е после шипящих на конце наречий

На конце наречий после шипящих (ш, ч, ж, щ) под ударением пишется О , без ударения - Е .

Примеры: хорош, зловéще , свеж, волнýюще .

ИСКЛЮЧЕНИЕ: ещё .

Буквы О/А на конце наречий

Данная орфограмма связана со способом словообразования наречий.

В наречиях с приставками в-, на-, за-, , на конце пишется буква О .

Например: левый - в лево , правый - на право , светлый - за светло .

В наречиях с приставками из- (ис-), до-, с- (со-), образованных от прилагательных приставочно-суффиксальным способом , на конце пишется буква А .

Например: далёкий - из далека , красный - до красна , новый - с нова .

ВНИМАНИЕ: если наречия с приставками из- (ис), до-, с- (со-) образованы от прилагательных суффиксальным способом (т. е. в прилагательных уже есть приставка), то

на конце пишется О .

Например: до срочный - досрочно , до словный - дословно , из начальный - изначально .

Список литературы

  1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.
  2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.
  3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой - 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.
  4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. - 8-е изд. - М.: Мнемозина, 2012.
  1. Дидактические материалы. Раздел «Наречие» ().
  2. Наречие как часть речи ().
  3. Наречие как часть речи ().
  4. Части речи в русском языке ().
  5. Культура письменной речи. Наречие ().

Домашнее задание

Упражнения № 241, 245, 247. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - М.: Просвещение, 2012.

Задание № 1. К данным словам подберите и запишите однокоренные наречия с суффиксом -о(-е) . Обозначьте суффиксы наречий.

Свежий, похожий, бесстыжий, неуклюжий, певучий, могучий, тягучий, скрипучий, горячий, кричащий, зовущий, трепещущий, подобающий, увещевающий, вызывающий, исчерпывающий, захватывающий, располагающий, предостерегающий, немигающий, осуждающий, выжидающий, освежающий, угрожающий, понимающий, потрясающий, угнетающий, устрашающий, оглушающий, всеобъемлющий, торжествующий, волнующий, протестующий, расслабляющий, ошеломляющий, умоляющий, впечатляющий, ободряющий, примиряющий, покоряющий, манящий, общий.

Задание№ 2. Спишите, обозначая условия выбора букв -о(-е) после шипящих на конце наречий.

Изнуряющ.., кипуч.., хорош.., пугающ.., вопрошающ.., пронизывающ.., изнемогающ.., подбадривающ.., испытующ.., ослепляющ.., дремуч.., раздражающ.., подкупающ.., негодующ.., усыпляющ...

Задание № 3. Вставьте пропущенные буквы и объясните их правописание. Обозначьте способ словообразования.

Шагнуть влев..., справ... обгоняет грузовик, уйти засветл..., задолг... до приказа, добраться затемн..., вытереть досух..., изредк... интересоваться, начать занов..., засидеться допоздн..., вылизать дочист..., наскор... перекусить, надолг... запомнить.

Цели:

  1. Выявить закономерность написания гласных букв о-е (ё) после шипящих в окончаниях и суффиксах существительных, прилагательных, наречий. Формировать умение выделять орфограмму “О-Е (Ё) после шипящих на конце наречий”, определив часть речи и часть слова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №25 с углубленным изучением отдельных предметов г. Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области

Разработчик урока:

Учитель русского языка и литературы

Ивлева Л.Е.

2009 г.

Тема:"Буквы О-Е (Ё) после шипящих на конце наречий"

Цели:

  1. Выявить закономерность написания гласных букв о-е (ё) после шипящих в окончаниях и суффиксах существительных, прилагательных, наречий. Формировать умение выделять орфограмму “О-Е (Ё) после шипящих на конце наречий”, определив часть речи и часть слова.

Ход урока.

I. Организационный момент- сообщение темы урока.

Постановка цели урока совместно с учащимися.

II .Повторение ранее изученного материала по теме “Наречия”.

Индивидуальная работа (выбор карточек с заданиями на доске до начала урока)

1. Образовать наречия от указанных слов-прилагательных. Каким способом образованы полученные наречия?

Обоснованный, ужасный, аргументированный, нечаянный, естественный, сонный, путаный. Одно наречие разобрать морфологически (на выбор).

2. Вставить буквы, раскрыть скобки.

Тихо (тихо) в лесу. (По) кошачьи ступают по рыхлому снегу чьи (то) лапы. Откуда(то) справ. донос.тся голодный вой волков. (Не) вольно вспомина.шь самые страшные сказки.

3. Составить 5 словосочетаний с наречиями на уже изученные правила по предложенной картине русского художника.

Работа с классом.

Повернул влево, появился слева, броситься врассыпную, пилить вручную, по весеннему лесу, бросились врассыпную, пилить вручную, зазвенел по-весеннему, во-вторых, как-нибудь встретимся, сделал кое-как, прилетел нежданно-негаданно, шли бок о бок, обрадованно воскликнул, опрокинул нечаянно, ушёл вдаль, ушёл в даль туманную.

III. Изучение нового материала.

1. Чтение материала по учебнику на странице105.

2. Чтение рифмовки на новую орфограмму

Свеж(о,ё?), хорош(о,ё?) и могуч(е,о?), зловещ(е,о?)

Что в суффиксе нужно писать у наречий?
Хочешь пятёрку в журнал получить?
Правила нужно твёрже учить!
После шипящих под ударением о
(Например, хорош о , горяч о и свеж о ).
Когда ударенья в суффиксе не слышим,
То букву
е непременно напишем.

Но: ни эта рифмовка, ни правило в учебнике на странице 105 не содержат полной информации о написании гласной О-Е(Ё) после шипящих в суффиксе наречий.

Продолжить рифмовку:

Пусть слово ещё никого не смущает,
Оно лишь одно исключеньем… (бывает).

Дать алгоритм применения правила:

1. На конце наречия шипящий.

2. Ударный – безударный гласный.

Третье лишнее. (Вспомните алгоритм применения правила “О-Е(Ё) на конце шипящих”)

1. Убаюкивающ. , блестящ. , горяч.

2. Общ. , заикающ. , вызывающ.

3. Трескуч. , голыш.м, могуч.

4. Жгуч. , свеж. , певуч.

5. Ещ. , потрясающ. , зловещ.

V. Закрепление. Списать текст, вставив буквы и недостающие знаки препинания.

На горизонте сумрачно, зловещ.. В южном небосклоне нет почти звёзд. А цикады поют, поют. Им тоже хорош.. Ещ. царственнее и грознее стал необ.ятный храм полнозвёздного неба. Волнующ. тихий покой царил ещ. .в городе. (По И.Бунину)

VI. Домашнее задание.

Теоретический материал на странице 105, упражнение 240 (письменно), упражнение 239 (устно) или по желанию:

VII. Итог урока.

Что узнали нового? Сложно ли было изучать тему? Что понравилось – не понравилось? Как уяснили алгоритм применения правила (прост или сложен?). Комментирование оценок учащихся.


© 2024 nowonline.ru
Про докторов, больницы, клиники, роддома