Презентация История создания повести Н. В. Гоголя "Тарас Бульба". Презентация на тему "тарас бульба" Запорожская Сечь в повести

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

1809-1852 "Бранное, трудное время». Урок по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба » (7-й класс). Презентация учителя русского языка и литературы МОУ « Чамеревская СОШ» Григорьевой Е.Ф.

«Сейчас много говорят о том, как воспитать молодежь патриотами. Но я не понимаю, о каких молодых патриотах мы можем говорить, если старика, прошедшего Великую Отечественную войну, спокойно подрезает на дороге какой-нибудь молодой нахал на иномарке, и у ветерана прямо за рулем отказывает сердце? К сожалению, понятие патриотизма из-за громких слов, которые произносятся по этому поводу, нивелируется. …На самом деле, патриотизм – это проявление лучших чувств, которые только есть в человеке.» (Игорь Петренко - актер, исполнявший роль Андрия в кинофильме « ТарасБульба »).

«Тарас Бульба », эта дивная эпопея, написанная кистью смелою и широкою, этот резкий очерк героической жизни младенствующего народа, эта огромная картина в тесных рамках, достойная Гомера» . В.Г. Белинский.

Приступая к работе над «Тарасом Бульбой », Гоголь признавался в письме к Погодину: "Запасаюсь и тщусь сколько возможно надышаться стариной". Соприкосновение с замечательным гоголевским творением позволило и нам вдохнуть "сколько возможно" воздуха "бранного, трудного времени", ощутить "энергическую, могучую" атмосферу Запорожской Сечи – "гнезда", откуда, по словам писателя, "вылетают все те гордые и крепкие, как львы! откуда разливается воля и козачество на всю Украйну ". Хочется надеяться, что нравственные уроки произведения не пройдут для вас бесследно. В этой связи нельзя не вспомнить Белинского, который подчёркивал: "После «Горя от ума» я не знаю ничего на русском языке, что бы отличалось такою чистейшею нравственностью и что бы могло иметь сильнейшее и благодетельнейшее влияние на нравы, как повести г. Гоголя ".

О повести Н. В. Гоголя. События повести «Тарас Бульба » разворачиваются в "тяжёлом XV веке", когда "бранным пламенем объялся древлемирный славянский дух". В Сечи было множество "закалённых рыцарей", "опытных партизанов ", которые "имели благородное убеждение мыслить, что... неприлично благородному человеку быть без битвы ". Повесть "Тарас Бульба " - это героическое освещение эпохи, характеров, нравов, необычайная экспрессия стиля, неистовая яркость словесных красок. "...Разве здесь не все казачество, с его удалью, разгульною жизнью, беспечностью и ленью, его буйными оргиями и кровавыми набегами ".

Историческая справка Малороссийские, или украинские,казаки жили по обеим сторонам Днепра. Поселения казаков делились на округи, или полки, носившие названия по городам (Переяславский, Черкасский, Миргородский и др.), числом до 20. Начальником всего казацкого сословия был гетман, знаками его достоинства были войсковое знамя, бунчук, булава и печать. От украинских, или «городовых», казаков надо отличать «низовых», или «Запорожских». Они не подчинялись никакой власти. Запорожцы постепенно образовали род военного братства. На одном из островов располагался лагерь Запорожцев, или по-другому Сечь. Жили казаки (или козаки, как они себя называли) в шалашах, сплетенных из хвороста, обедали за общественными столами. В Сечь принимался всякий пришелец православной веры и оставался сколько хотел. Женщины в Сечь не допускались под страхом смерти.

Запорожье наполнялось людьми самого беспокойного характера. Это были воины, которые на своих легких челнах («чайках») выплывали в Черное море и грабили турецкие берега, а в степи сражались с татарскими наездниками. Это был своеобразный форпост российского государства, хотя долгое время не принадлежал ему. Польское правительство пыталось остановить запорожцев, но лишь усиливало недовольство в рядах казаков. Когда же поляки попытались ввести католичество, поднялись козаки на панов. Из вождей казацких восстаний (от 1593 до 1638 годов) особо просавились в борьбе с поляками Наливайко, Павлюк, Остраница и Тарас (возможно, прототип Тараса Бульбы). Восстания сопровождались страшной жестокостью с обеих сторон. Особенно свирепствовали отряды гайдамаков. После неудачного восстания отрядов Остраницы к 1638 году Украина затихла, но спустя 10 лет чрезмерный гнет польских панов вызвал новое восстание всего народа под предводительством Хмельницкого. Борьба Запорожцев не была напрасной: она подготовила падение Польши, присоединение Восточной Руси к России.

В мирное время…

Запорожская Сечь в 15 веке

«Так вот она, Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы! Вот откуда разливается воля и козачество на всю Украйну!»

«Степь, чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою, девственной пустынею... Ничего в природе не могло быть лучше. Вся поверхность земли представляется зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов..."

… Русь! Русь! Что пророчит сей необъятный простор? Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему? Н.В.Гоголь.

Богатырь Бульба со своими могучими сыновьями Остап Андрий

Герои - запорожцы Моисей Шило Степан Гуска Охрим Гуска Кукубенко Бовдюг Балабан

«Нет уз святее товарищества!» « Но не на костер глядел Тарас,… глядел он, сердечный, в ту сторону где отстреливались козаки:…» Дерегус М., Тарас Бульба на чолі війська. Гончар І., Дума про Тараса

Повесь « Тарас Бульба » в живописи. Картина М.Г.Дерегуса 1952 год Тарас над телом убитого сына. П.П.Соколов 1867

И.Репин « Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

«Тарас Бульба » - поэма о любви к родине.

Домашнее задание 1.По мотивам репинского сюжета сочините для заключительной главы «вставной» эпизод с новыми персонажами, посмевшими бросить вызов иноземному владыке, тем самым доказав, что казачий дух сломить невозможно. 2. Придумать диалоги: Тарас – воин. Тарас – отец. Тарас – защитник Отчизны и веры.

Библиография http://900igr.net/prezentatsii/literatura/Taras-Bulba-urok/006-Kartina-M.G.Deregusa-1952-god.html http:// 900igr.net/kartinki/literatura/Taras-Bulba-urok/011-Kartina-M.G.Deregusa-1952-god.html http:// www.3dtotal.ru/pgallery/showimage.php?i=4233 festival.1september.ru › articles/504172 / gogol.ru › gogol / illyustracii_k_proizvedeniyam … gogol.ru › tags / taras_bulba 3dtotal.ru › pgallery/showimage.php … ru.wikipedia.org › wiki / Шульга,_Иван_Николаевич


Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

«Вся Сечь представляла необыкновенное явление. Это было какое-то беспрерывное пиршество, бал, начавшийся шумно и потерявший конец свой.» «Эх, как важно развернулся! фу ты, какая пышная фигура!»

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

Викторина 1.Как Остап и Андрий называют отца? 2.Воинский чин Тараса Бульбы? 3.Как называли в то время учащихся семинарии? 4.Как звали коня Тараса Бульбы? 5.Кто главный на сечи? 6.Главное условие приёма в Сечь? 7.Как называли сынов Израиля? 8.Город, который осаждали казаки?

8 слайд

Описание слайда:

Ответы 1.Батько 2.Полковник 3.Бурсаки 4.Чёрт 5.Кошевой 6.Вера в Христа 7.жиды 8.Дубно

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

Остап Cтарший, Остап, начал с того свое поприще, что в первый год еще бежал. Его возвратили, высекли страшно и засадили за книгу. Четыре раза закапывал он свой букварь в землю, и четыре раза, отодравши его бесчеловечно, покупали ему новый. Но, без сомнений, он повторил бы и в пятый, если бы отец не дал ему торжественного обещания продержать его в монастырских служках целые двадцать лет и не поклялся наперед, что он не увидит Запорожья вовеки, если не выучится в академии всем наукам. С этого времени Остап начал с необыкновенным старанием сидеть за скучною книгою и скоро стал наряду с лучшими.

13 слайд

Описание слайда:

Считался всегда одним из лучших товарищей. Он редко предводительствовал другими в дерзких предприятиях - обобрать чужой сад или огород, но зато он был всегда одним из первых, приходивших под знамена предприимчивого бурсака, и никогда, ни в каком случае не выдавал своих товарищей. Никакие плети и розги не могли заставить его это сделать. Он был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки; по крайней мере никогда почти о другом не думал. Он был прямодушен с равными. Имел чувства несколько живее и как-то более развитые. Он учился охотнее и без напряжения, с каким обыкновенно принимается тяжелый и сильный характер. Он был изобретательнее своего брата, чаще являлся предводителем опасного предприятия и иногда с помощью изобретательного ума своего умел увертываться о наказания, тогда как брат его Остап, отложивши всякое попечение, скидал с себя свитку и ложился на пол, вовсе не думая просить о помиловании. Он также кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его была доступна и другим чувствам. Потребность любви вспыхнула в нем живо, когда он перешел за восемнадцать лет. Он тщательно скрывал от своих товарищей эти движения страстной юношеской души, потому что в тогдашний век было стыдно и бесчестно думать козаку о женщине и любви, не отведав битвы. Андрий

14 слайд

Описание слайда:

Отношения Тараса к сыновьям Об Остапе: Добрый будет козак. "А это еще полковник будет, да такой, что и батьку за пояс заткнет". Об Андрии: "И это добрый - враг бы его не взял! - вояка!" Гордость сыновьями: "Теперь он тешил себя заранее мыслью, как он явится с двумя сыновьями своими на Сечь и скажет: "Вот посмотрите, каких я молодцов привел к вам!"…Он сначала хотел было отправить их одних. Но при виде их свежести, рослости, могучей телесной красоты вспыхнул воинский дух его, и он на другой же день решился ехать с ними сам, хотя необходимостью этого была одна упрямая воля".

15 слайд

Описание слайда:

Мать и её чувства к сыновьям "Одна бедная мать не спала. Она приникла к изголовью дорогих сыновей своих, лежавших рядом: она расчесывала гребнем их молодые, небрежно всклоченные кудри и смачивала их слезами; она глядела на них вся, глядела всеми чувствами, вся превратилась в одно зрение и не могла наглядеться. Она вскормила их собственной грудью, она взрастила, взлелеяла их - только на один миг видит их перед собою… Вся любовь, все ее чувства, все, что есть нежного и страстного в женщине, все обратилось у нее в одно материнское чувство. Она с жаром, с страстью, с слезами, как степная чайка, вилась над детьми своими… за каждую каплю крови их она отдала бы всю себя". "Когда увидела мать, что уже и сыны ее сели на коней, она кинулась к меньшому, у которого в чертах лица выражалось более какой-то нежности: она схватила его за стремя, она прилипнула к седлу его и с отчаянием в глазах не выпускала его из рук своих".

16 слайд

Описание слайда:

Остап и Андрий в Запорожской Сечи "Остап и Андрий кинулись со всею пылкостью юношей в это разгульное море и забыли вмиг и отцовский дом, и бурсу, и все, что волновало прежде душу, и предались новой жизни. Все занимало их: разгульные обычаи Сечи и немногосложная управа и законы, которые казались им иногда даже слишком строгими среди такой своевольной республики.

17 слайд

Описание слайда:

Скоро оба молодые козака стали на хорошем счету у козаков. Часто вместе с другими товарищами своего куреня, а иногда со всем куренем и с соседними куренями выступали они в степи для стрельбы несметного числа всех всевозможных степных птиц, оленей и коз или же выходили на озера, реки и протоки, отведенные по жребию каждому куреню, закидывать невода, сети и тащить богатые тони на продовольствие всего куреня. Хотя и не было тут науки, на которой пробуется козак, но они стали уже заметны между другими молодыми прямою удалью и удачливостью во всем. Бойко и метко стреляли в цель, переплывали Днепр против течения - дело, за которое новичок принимался торжественно в казацкие круги".

18 слайд

Описание слайда:

19 слайд

Описание слайда:

Остапу, казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела. Ни разу не растерявшись и не смутившись ни от какого случая, с хладнокровием, почти неестественным для двадцатилетнего, он в один миг мог вымерить всю опасность и все положение дела, тут же мог найти средства, как уклониться от нее, но уклониться, чтобы потом верней преодолеть ее. Уже испытанной уверенностью стали теперь означаться его движения, и в них не могли не быть заметны наклонности будущего вождя. Крепкое слышалось в его теле, и рыцарские его качества уже приобрели широкую силу качеств льва Андрий весь погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей. Он не знал, что такое значит обдумывать, или измерять заране свои и чужие силы. Бешеную негу и упоение он видел в битве. Пиршественное зрелось ему в те минуты, когда разгорится у человека голова, в глазах все мелькает и мешается, летят головы, с грохотом падают на землю кони, а он несется, как пьяный, в свисте пуль, в сабельном блеске и в собственном жару, нанося всем удары и не слыша нанесенных. И не раз дивился старый Тарас, видя, как Андрий, понуждаемый одним только запальчивым увлечением, устремлялся на то, чтобы никогда не отважился хладнокровный и разумный, и одним бешеным натиском своим производил такие чудеса, которым не могли не изумиться старые в боях.

20 слайд

Описание слайда:

21 слайд

Описание слайда:

Андрий во время осады города "Но скоро запорожцы начали понемногу скучать бездействием и продолжительною трезвостью, не сопряженную ни с каким делом. Кошевой велел удвоить даже порцию вина, что иногда водилось в войске, если не было трудных подвигов и движений. Молодым и особенно сынам Тараса Бульбы, не нравилась такая жизнь. Андрий заметно скучал. Неразумная голова, - говорил ему Тарас. - Терпи козак. -атаманом будешь! Не тот еще добрый воин, кто не потерял духа в важном деле, а тот добрый воин, кто и на безделье не соскучит, кто все вытерпит и хоть ты ему что хочь, а он все-таки поставит на своем. Не сойтись пылкому юноше с старцем. Другая натура у обоих, и другими очами глядят они на то же дело… Остап уже занялся своим делом и давно отошел к куреням. Андрий же, сам не зная от чего, чувствовал какую-то духоту на сердце".

22 слайд

Описание слайда:

23 слайд

Описание слайда:

24 слайд

Описание слайда:

Собачья смерть… Покорно, как ребенок, слез он с коня и остановился ни жив, ни мертв перед Тарасом… Бледен, как полотно, был Андрий; видно было, как тихо шевелились уста его и как он произносил чье-то имя; но это было не имя отчизны или имя матери, или братьев - это было имя прекрасной полячки. Тарас выстрелил.

25 слайд

Описание слайда:

Сыноубийца Как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почувствовавший под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву, не сказавши ни одного слова. Остановился сыноубийца и глядел долго на бездыханный труп.

26 слайд

Описание слайда:

Чем бы ни козак был? - сказал Тарас, - И станом высокий, чернобровый, и лицо как у дворянина, и рука была крепка в бою! Пропал, пропал бесславно, как подлая собака!

27 слайд

Описание слайда:

28 слайд

Описание слайда:

29 слайд

Описание слайда:

Дай же, боже, чтобы все, какие тут ни стоят еретики, не услышали, нечестивые, как мучится христианин! Чтобы ни один из нас не промолвил ни одного слова!

30 слайд

Описание слайда:

31 слайд

Описание слайда:

Остап перед казнью: Остап остановился. Ему первому приходилось выпить эту тяжелую чашу. Он глянул на своих, поднял руку верх и произнес громко: - Дай же, боже, чтобы все, какие тут ни стоят еретики, не услышали, нечестивые, как мучится христианин! Чтобы ни один из нас не промолвил ни одного слова!

32 слайд

Описание слайда:

Андрий перед паночкой - А что мне отец, товарищи и отчизна? - сказал Андрий, встряхнув быстро головою и выпрямив весь прямой стан свой. - Так если ж так, так вот что: нет у меня никого! Никого, никого! - повторил он тем же голосом и сопроводив его тем движеньем руки, с каким упругий, несокрушимый козак выражает решимость на дело, неслыханное и невозможное для другого. - Кто сказал, что моя отчизна Украина? Кто дал мне ее в отчизны? Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя - ты! Вот моя отчизна! И понесу я отчизну сию в сердце моем, понесу ее, пока станет моего веку, и посмотрю пусть кто-нибудь из козаков вырвет ее оттуда! И все, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну!

33 слайд

Описание слайда:

Место героев в системе персонажей Оба - сыновья главного героя Тараса Бульбы. Каждый - воплощение определенных начал человеческого характера. Остап: смысл жизни в любви к Родине. Андрий: смысл жизни в любви к женщине. Вместе с отцом сыновья - целостный образ козака-запорожца. Роль в сюжете одинаковая (оба - главные герои).

34 слайд

Описание слайда:

План к образу Тараса Бульбы -соц.положение -жизненные ценности -отношение к товариществу -поведение в бою -убийство Андрия -борьба и месть за Остапа -последний бой и смерть

35 слайд

Описание слайда:

Весь он был создан для бранной тревоги и отличался глубокой прямотой своего нрава.

36 слайд

Описание слайда:

Тарас Бульба Центральный образ повести – Тарас Бульба. Этот герой верно стоит за независимость Родины, выше всего ценя воинское братство, честь и доблесть. Автор выделяет главное в натуре Тараса – его неугомонность, стремление к борьбе, вольнолюбие, чувство собственного и национального достоинства. Тарас призывает постоять за христианскую веру. Судьбу Тараса автор связывает с судьбой Украины, а сама повесть является героическим эпосом.

37 слайд

Описание слайда:

Верность общему делу В образе Тараса господствует одна психологическая черта: всепоглощающая верность общему делу, которому отдаются все душевные и физические силы фольклорного богатыря. И окрашенное мягким юмором, почти нежное отношение к своим боевым сподвижникам, и удивительная цельность характера: пронзительные слова любви и скорбной тоски, обращённые к погибающему Остапу, и интонация библейского приговора другому сыну, Андрию, чья возвышенная и чистая любовь к «прекрасной полячке» не могла стать для Тараса оправданием измены отчизне – во всём этом подлинная психологическая достоверность.

38 слайд

Описание слайда:

Речь о товариществе Когда половина запорожцев выступила в погоню за татарами, оставшихся казаков возглавил Тарас Бульба. Он тут же предпринял всё необходимое для подготовки к битве с поляками. И когда это было сделано, сказал речь казакам, потому что хотелось высказать всё, что было на сердце. - Хочется мне сказать, панове, что такое есть наше товарищество… Нет уз святее товарищества!.. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей… Нет, братцы, так любить, как русская душа, - любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал Бог, что ни есть в тебе, - Нет, так любить никто не может!.. Пусть же знают они все, что такое значит в Русской земле товарищество! Уж если на то пошло, чтобы умирать, - так никому ж из них не доведётся так умирать!.. Никому, никому!.. Не хватить у них на то мышиной натуры их!

40 слайд

Описание слайда:

Последний бой Тараса После смерти любимого сына Тарас гулял по всей Польше с своим полком, выжег восемнадцать местечек, близ сорока костелов и уже доходил до Кракова. Страшна был месть старого Бульбы! Он жестоко расправлялся с врагами православной веры и земли русской. Самому Потоцкому с пятью полками было поручено непременно поймать Тараса. Шесть дней уходили казаки от преследования, пока их не настигли на берегу Днестра, где Бульба занял для роздыха оставленную полуразвалившуюся крепость. Четыре дня бились и боролись казаки, но истощились запасы и силы, и Бульба решился на прорыв. И пробились было уже они, не подвели их быстрые кони, как вдруг среди самого бегу остановился Тарас и вскрикнул: «Стой! Выпала люлька с табаком; не хочу, чтобы и люлька досталась вражьим ляхам!» И нагнулся старый атаман и стал отыскивать в траве свою люльку. Но тут набежала вдруг ватага и схватила его под могучие плечи.

41 слайд

Описание слайда:

Смерть Тараса Бульбы Враги решили сжечь старого казака живьём. Привязали его к огромному бревну, правую рукук прибили гвоздём и поставили бревно в расселину стены, так что он был виден всем, как удачный трофей. Ветер развевал его белые волоса. Казалось, он стоял на воздухе, и в этом было что-то сверхъестественное. В лице его не было заметно никакой заботы о себе. Он смотрел в ту сторону, где отстреливались казаки. Он подсказал им, куда скакать, чтобы уйти от преследования. До последнего дыхания жизни думал старик о своих соратниках!

42 слайд

Описание слайда:

Последняя речь Бульбы обращена не столько к козакам или врагам, сколько к читателям. В уста своего героя Гоголь вложил пророчество о будущем Русской земли, в которой уже «подымается свой царь, и не будет в мире силы, которая бы не покорилась ему!..». Автор (а вместе с ним и читатель) восхищен героической гибелью Тараса и делает обобщение: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая пересилила бы русскую силу!». Гоголь выводит в название имя Тараса Бульбы, тем самым определяя значимость его фигуры как образца русского мужского характера, русской культуры воина.

43 слайд

Описание слайда:

Главное меню: История создания повести «Тарас Бульба». 2. Главные герои произведения. 3. Сравнительная характеристика сыновей Тараса Бульбы. а) в бурсе; б) отношения с родителями; в) Остап и Андрий в Запорожской Сечи; г) место в системе персонажей; д) поведение братьев во время сражений; е) ключевые монологи братьев; ж) братья перед лицом смерти. 4. Образ Тараса Бульбы.

Урок литературы в 6 классе с использованием презентации.

«Н. В. Гоголь. Слово о писателе. История создания повести «Тарас Бульба». (По программе Г. С. Меркина)

Цели: напомнить учащимся основные факты из жизни и творчества Н. В. Гоголя, познакомить с историей создания повести «Тарас Бульба»; развивать навыки выборочного пересказа; способствовать воспитанию добрых чувств.

Ход урока.

    Слайд2. Тема урока.

    Слайд 3. Цели урока.

    Слайд 4. Портрет писателя.
    Н. В. Гоголь – выдающийся писатель 19 века. Его произведения немногочисленны, но все они трогают душу, заставляют задуматься, а самое главное, до сих пор чрезвычайно актуальны, чего только стоит новый фильм «Тарас Бульба», который многие из вас смотрели.

    Слайд 5. План. (1)

    Слайды 6 – 9, родительский дом Н. В. Гоголя, его родители.

    Слайд 10. План. (2, 3)

    Слайды 11 – 14, Нежинская гимназия, Гоголь-гимназист, Гоголь, Гоголь.

    Слайд 15. План. (4, 5, 6)
    Сообщение ученика по теме «Вечера на хуторе близ Диканьки».
    «Вечера на хуторе близ Диканьки» - это произведение, которое сразу сделало Гоголя писателем с мировым именем. Оно на долгие годы создало для Николая Васильевича репутацию феномена, не имеющего аналогий. В. Г. Белинский писал: «Укажите в европейской или в русской литературе хоть что-нибудь похожее на эти первые опыты молодого человека, хоть что-нибудь, что могло натолкнуть его на мысль писать так. Не есть ли это, напротив, совершенно новый, небывалый мир искусства?»
    Гоголь заметил, что всё украинское, малороссийское, как тогда говорили, вызывает очень большой интерес. Гоголь создал как бы новую Вселенную, с Диканькой посередине. Забавные, немного жутковатые повести, в которых много вымысла, но много и житейской правды, не могли не понравиться. Первые читатели, типографские служащие, сразу же высоко оценили этот шедевр. «Ночь перед Рождеством», «Сорочинская ярмарка», «Пропавшая грамота» и другие произведения занимают почётное место в сокровищнице русской классической литературы.

    Слово учителя о взаимоотношениях с Пушкиным.
    Гоголь читал произведения Пушкина ещё в гимназии и восхищался ими. Когда они познакомились лично, Гоголь смотрел на Пушкина как на своего кумира. А Пушкин поддержал начинающего литератора, дав высокую оценку его «Вечеров…». Гоголь высоко ценил талант Пушкина, его произведения, а Пушкин дал Гоголю два сюжета, из которых выросли бессмертные творения Н. В. Гоголя комедия «Ревизор» и поэма «Мёртвые души».

    Слайды 16 – 20. Портреты Гоголя разных лет. Последний – Гоголь в Васильевке.

    Слайд 21. План. (7, 8)

    Слайды 22, 23 – обложка книги.
    Сообщение ученика по теме «Повесть «Тарас Бульба». По учебнику. (стр. 259 – 260)

    Слайд 24. Анализ главы 1. Первый эпизод – встреча Тараса с сыновьями.
    Выборочный пересказ. Поделимся впечатлениями.

    Слайд 25. Тарас дерётся с Остапом. Выборочный пересказ. Поделимся впечатлениями.

    Слайд 26. – Ну, сынку, почеломкаемся!

    Слайд 27. Разговор с сыновьями.

    Слайд 28. Гости в доме Тараса.

    Слайд 29. Андрий. История любви.
    Вы уже обратили внимание на то, что повесть «Тарас Бульба» дана в учебнике литературы в сокращении. Но, я думаю, вам будет непонятно поведение Андрия, если вы не узнаете об одном происшествии, которое произошло с ним, когда он ещё учился в бурсе.
    Чтение текста повести. Глава 2 со слов: «Один раз, когда он зазевался, наехала почти на него колымага какого-то польского пана…» и до слов «Он видел её вскользь ещё один раз, и после этого воевода ковенский скоро уехал, и вместо прекрасной черноглазой полячки выглядывало из окон какое-то толстое лицо».

    Слайд 30. Остап. Очень нелегко давалась сначала учёба в бурсе Остапу.
    Чтение текста со слов «Старший, Остап, начал с того своё поприще, что в первый год ещё бежал…» и до слов «…и скоро стал наряду с лучшими».

    Слайд 31. Только старая мать их не могла уснуть всю ночь.

    Слайды 32, 33. Тарас с сыновьями в поле.

    Слайд 34. Кончилось детство и всё, всё, всё.

    Подведение итогов.

    Домашнее задание: уст. рассказ о Гоголе, читать повесть, пересказ 2-й главы.

Цель урока: Подвести учащихся через изучение и анализ произведения к более глубокому пониманию понятия Родина, долг, измена.

Ход урока

Мастерская подразумевает работу в группах, поэтому каждой группе можно дать одно слово.

Ключевые слова:

Родина. Долг, Честь, Измена (какие ассоциации вызывают у вас эти слова?)

Записываем ассоциации на доске, выстраиваем логическую цепочку.

1.Слово учителя или учащегося об истории создания повести, сравнение двух редакций “Тараса Бульбы” (1835 г. и 1842 г.).

Действие повести происходит на Украине в пятнадцатом – начале шестнадцатого века, ещё до воссоединения её с Россией.

2. Работа с репродукциями :

Каждой группе предлагаются репродукции разных художников по произведению Н.В.Гоголя “Тарас Бульба”, предлагается сравнить и записать сходства и различия, а также найти детали, воссоздающие атмосферу того “бранного времени”.

3. Работа с текстом:

Предлагается учащимся найти в первой главе детали, которые воссоздают туже картину, что и на репродукциях.

Какие художественные приёмы использует Гоголь, описывая “тяжёлый ХХ век на полукочующем углу России?

(Обсуждают группами, выбирают докладчика, заслушиваем все группы).

4. Работа с содержанием текста:

(Исценировка двух эпизодов) В следствие чего возникают вопросы.

Вопросы:

Какие эпизоды показались вам смешными?

Какие - печальными?

Какие – торжественными?

К какому времени относятся события, описанные в повести?

Какова роль развернутого исторического отступления автора?

(Аргументируют, доказываю цитатами из текста)

5. Создание собственного текста:

Напишите коллективное сочинение-размышление на тему: “Нравы и обычаи Запорожской Сечи” (слушаем все варианты).

6. Создаем кроссворд:

(на доске белый лист бумаги (ватман)).

Каждая группа придумывает вопрос по тексту, рисует клеточки для ответа, задает этот вопрос другим группам и записывает ответ, другая группа должна задать вопрос и нарисовать клеточки так, чтобы в их ответе была хотя бы одна буква из предыдущего ответа.

(работа получается весёлой, ребята с удовольствием её выполняют).

7. Рефлексия:

(У каждой группы на столах лежит большой белый лист бумаги).

Нарисовать картину, на которой изображен конец этого произведения, но вы непосредственный участник этих событий, (придумать свой конец повести и нарисовать, можно добавлять своих героев)

(Рисуют, делают выставку, рассказывают, что нарисовали, и как закончилась их повесть).

8. Домашнее задание:

1. Составить план устного рассказа “Образ человека в повести Н.В.Гоголя “Тарас Бульба”;

2. Сделать презентацию

Слайд 2

«Тарас Бульба» Историческая повесть

  • История создания повести «Тарас Бульба»

    Работе Гоголя над «Тарасом Бульбой» предшествовало тщательное, глубокое изучение исторических источников. Среди них следует назвать «Описание Украины» Боплана, «Историю о казаках запорожских» Мышецкого, рукописные списки украинских летописей- Самодвинца, Величко, Грабянки и т.д.Среди источников, которые помогли Гоголю в работе над «Тарасом Бульбой», был ещё один, важнейший: народные песни!

    Слайд 5

    Запорожская Сечь в повести:

    Запорожская Сечь в изображении Гоголя - это царство свободы и равенства, это вольная республика, в которой живут люди широкого размёта души. Свободные и равные

    Слайд 6

    Образ казаков в повести

    В повести Гоголь воссоздал картину национально – освободительной борьбы народа против польской шляхты!

    Слайд 7

    Перед нами вся жизнь казачества – его частный и общественный быт, его жизнь в мирное время, его административный уклад и повседневные обычаи.

    Слайд 8

    Чем мне понравилась книга

    Каждый народ вправе гордиться своей историей. История любого народа – неповторимая, самобытная. Её тысячелетиями создавали предки, они формировали государственность, по крупицам собирали земли, приумножали культуры, выковывали характер. И обидно, что сегодня многие политики забыли свою историю и пытаются поссорить два братских народа.

    Слайд 9

    Поляков понуждали завоёвывать Русь. Православных теснили и притесняли со всех сторон. Очень не нравились слова: Русь и русский, поэтому назвали завоеванные поляками земли сначала Малороссией. Потом опомнились, что здесь есть слово «рос», и переименовали Окраиной. Позже узаконили слова «Украина» и «украинец», чтобы они забыли свое название «русский» и навсегда оторвались от святой и православной Руси.

    Слайд 10

    А ведь в сознании запорожцев украинец – родной брат русского, украинская земля – неотторжимая часть необъятной земли русской! Тарас Бульба подчеркивает эту мысль: «Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле не было таких товарищей» На протяжении всей истории эти два народа всегда помогали друг другу.

    Слайд 11

    Это произведение учит нас быть честными, порядочными людьми. Оно воспитывает в нас чувство любви к своему народу, беззаветной преданности своей Родине. Сегодня наше поколение может учиться у героев повести мужеству, взаимопомощи, любви к ближнему.

    Слайд 12

    Мне нравится как Гоголь описывает природу, ярко, красочно, невольно ощущаешь себя её частью. «Степь чем далее, тем становилась прекраснее….. Вся поверхность земли представлялась зелено – золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов». И не влюбиться в такие просторы нельзя. А как же их предать?...

    Слайд 13

    «История в некотором смысле есть священная книга народа: главная, необходимая; зеркало их бытия и деятельности; скрижал откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение настоящего и пример будущего» Н.М. Карамзин

    Посмотреть все слайды

  • © 2024 nowonline.ru
    Про докторов, больницы, клиники, роддома