Пожалуй, самый интересный из всех падежей русского языка – винительный. Потому что все остальные отвечают себе спокойненько на свои вопросы и не вызывают трудностей. С винительным же падежом все иначе. Его очень легко можно перепутать с именительным или родительный. Ведь винительный падеж отвечает на вопросы «Кого? Что?» Винительный падеж обозначает объект действия. Существительное, находясь в винительном падеже, испытывает на себе действие другого существительного, которое в данном предложении – сказуемое. Все становится понятным на примере: «Я люблю своего брата». Существительное «брата» будет находиться в винительном падеже. И будет испытывать на себе от местоимения «Я» чувство любви. На что следует обратить внимание при определении падежа, чтобы его не спутать с именительным, так это окончания. Ниже представлена таблица:
Чтобы отличить винительный падеж от родительного, будем использовать вспомогательные слова и вопросы. Для родительного – нет (кого, чего), для винительного – вижу (кого, что). Как видим – для одушевлённых и неодушевлённых предметов вопросы разные. На этом и сыграем.
Рассмотрим пример:
«Бабушки дома нет». Подставим неодушевлённый предмет – «ключей дома нет». Нет кого, чего? Бабушки, ключей. Родительный падеж.
«Я не вижу на столе тарелку». Подставим одушевлённый предмет – «Я не вижу на столе брата». Не вижу кого – брата, не вижу что – тарелку. Кого, что – винительный падеж.
Винительный падеж употребляется с такими предлогами как «В, за, про, на, через». С винительным падежом еще могут возникнуть сложности в том случае, когда в предложениях обозначены временные понятия. Приведем пример «Всю ночь переписывать реферат». Существительные «ночь» и «реферат» находятся в этом предложении в винительном падеже. С такими предложениями нужно быть предельно внимательными. Наряду с путаницей винительного падежа и именительного, его так же можно спутать с родительным. Приведем пример: «Ждать мать» и «Ждать сообщение». В первом случае падеж будет родительным, а во втором – винительным. Тут различие из-за склонения одушевленных и неодушевленных предметов, как мы уже писали выше.
Как отличить винительный падеж от родительного.
Родительный падеж.
Согласно определениям, родительный падеж обозначает:
Принадлежность кому-либо или чему-либо, например «шкурка песца», « журнал учителя»;
Если имеет место соотношение целого и его части, например «страница журнала (Р.п.)»;
Отображение признака предмета по отношению к другому предмету, например «результаты опроса (Р.п.)»;
Объект воздействия при наличии глагола с отрицательной частицей «не», например, «не ест мяса (Р.п.)»;
Объект воздействия при наличии глагола, обозначающего желание, намерение или удаление, например,
«желать счастья (Р.п.)», «избежать ответственности (Р.п.)»;
Если имеет место сравнение предметов, например, «крепче дуба (Р.п.)»;
Если существительное является объектом измерения, счета или родительной даты, например «ложка
сметаны» или «День Парижской Коммуны».
Винительный падеж.
Винительный падеж обозначает:
Переход действия на предмет полностью, например «листать журнал», «вести машину»;
Передачу пространственных и временных отношений «пройти милю», «отдыхать месяц»;
В редких случаях образуется как зависимость от наречия, например, «обидно за друга».
Чтобы никогда не перепутать падежи существительного, важно помнить, что каждому падежу в русском
соответствует универсальный вопрос, задав который данному существительному, в итоге получаем
соответствующий падеж.
Родительному падежу соответствует вопрос «нет кого?» для одушевленных и «нет чего?» для
неодушевленных
существительных.
Винительному падежу соответствует вопрос «вижу кого?» для одушевленных и «вижу чего?» для
неодушевленных существительных.
Определять падежи существительных по его определениям или окончаниям крайне затруднительно.
Допустим,
запомнить все определения родительного и винительного падежей довольно непросто. А окончания
существительных довольно часто совпадают.
Приведем пример с использованием одушевленного существительного во множественном числе:
Неподалеку я заметил людей. (вижу кого? - В.п.)
Вокруг не было людей. (не было кого? - Р.п.)
Как видите, в обоих падежах слово склоняется одинаково.
Но, для того, чтобы окончательно убедиться в правильности определения падежа, подставьте мысленно
вместо одушевленного существительного неодушевленное.
Например:
Неподалеку я заметил столб. (вижу кого? - В.п.)
Вокруг не было столбов. (не было кого? - Р.п.)
Из примера видно: неодушевленное существительное в винительном падеже не изменяется в отличие от
же существительного, имеющего родительный падеж.
Отсюда можно сделать выводы:
1. Чтобы отличить родительный падеж от винительного, задайте существительному определяющий вопрос.
2. Если вам сложно определить падеж одушевленного существительного, т.к. вопрос «кого?» относится к
обоим падежам, то подставьте вместо этого существительного неодушевленное и задайте ему
определяющий вопрос. Для родительного он будет «нет чего?», а для винительного «вижу что?». Если
слово будет выглядеть как в именительном падеже, тогда падеж вашего существительного – винительный.
Полезный совет.
В русском языке существуют несклоняемые существительные, например, «пальто», «кофе», когда в любом
падеже слово выглядит одинаково. В этом случае падеж можно определить только по ключевому вопросу.
Родительный падеж также можно определить, используя проверочное слово «кошка». Подставив на место
любого существительного указанное слово, обратите внимание на окончание. Пример: вместо слова
«учитель» в словосочетании «гордость за учителя» подставив проверочное слово, получаем
словосочетание «гордость за кошку». Окончание «и» указывает на родительный падеж, окончание «у» - на
винительный.
Запомните, что родительный падеж всегда указывает на соотношение целого и части (стакан воды),
сравнение с чем-то или кем-то (красивее Василисы) и принадлежность (мотоцикл брата).
Винительный падеж описывает и обозначает временно-пространственные отношения (ждать минуту), а
также указывает на переход от действия на предмет (гладить кошку).
Источник
Е. И. Литневская. Русский язык: краткий теоретический курс для школьников.
Интересная статья!!!
13 падежей русского языка.
В русском языке существуют шесть падежей, у каждого из которых свое значение. У каждого падежа и свои вопросы, что значительно облегчает определение падежа. Часто возникают вопросы, как отличить два падежа друг от друга. Справиться с этой задачей помогут следующие советы.
Знакомятся с падежами в начальной школе, в этом возрасте упор следует делать на вопросы, вспомогательные слова и предлоги. А сложность в определении винительного и родительного падеже иногда совпадают, поэтому в их определении не следует пользоваться только этим принципом.
Имеют значение окончания. Так, существительные в родительном падеже (Р. п.) имеют следующие окончания:
Окончание существительных в винительном падеже (В. п.):
Определить падеж помогут вопросы. В родительном падеже — кого? и чего? В винительном — кого? и что? Чтобы было легче определить, добавляют вспомогательные слова:
кого? чего? |
кого? что? |
|
вспомогательное слово |
||
окончания |
|
|
предлоги |
от, до, из, без, у, для, около, с |
в, на, за, через, про. |
блокнот (кого?) учителя ножка (чего?) стола |
посещать (кого) друга проверять (что?) работу |
Следует пользоваться поэтапной памяткой для определения падежа:
Так, замена необходима в нескольких случаях. Одушевленные существительные мужского рода 2-го склонения имеют одинаковые формы в Р. п. и В. п. (портфель ученика и знаю ученика).
Хитрость: чтобы не ошибиться, следует заменить его на любое слово 1-го склонения (портфель ученицы и знаю ученицу). В данном случае «ученицы» — Р. п., а «ученицу» — В. п. Аналогично будет и со словом «ученика».
Во множественном числе формы одушевленных существительных также совпадают (книги учеников и знаю учеников). Для этого следует их заменить на неодушевленное существительное во множественном числе (книги библиотек и знаю библиотеки). «Библиотек» — Р. п., а «библиотеки» — В. п.). Аналогично и со словом «учеников».
Правило гласит, что родительный падеж обозначает:
Винительный падеж обозначает:
Существует ряд заданий для закрепления материала: упражнения на сравнение, трансформацию, распределение и другие.
Винительный падеж используют в сочетаниях слов и предложениях только с глаголами либо с его формами, такими как причастие или деепричастие. А также винительный падеж отвечает на вопросы: «Что?» и «Кого?». Чаще всего он используется как выражение прямого объекта действия: пишу текст, играю в футбол, строю дом и подобные словосочетания. Подробнее о винительном падеже и его отличиях от родительного будет написано в этой статье.
Такой падеж может обозначать абсолютно разные значения . Винительный:
Если вы запомните вопросы винительного падежа «Кого?» или «Что?», у вас не возникнет трудностей с его определением.
По вопросам падежа можно определить окончание слова.
У винительного падежа бывают такие окончания:
Такая форма слова совмещается с множеством предлогов , сложных и простых. В том случае, если слово совмещается с такими предлогами как: с, на, за, в или под (простыми), то оно определяет какое-либо значение. Определение может быть по цели, причине, времени, свойству, состоянию и т.д. В совокупности с простым предлогом, такие слова могут иметь совсем другие значения: собирать ягоды, плыть по реке, играть в прятки и так далее, то есть иметь объективное значние. Также слово может нести в себе восполнение информации.
В случае полных предложений, в которых есть простые предлоги, словосочетания выступают совсем в другом значении. К примеру, словосочетание указывает на предикативное значение (награда за участие). А также может распространять предложение (недалеко от дома - школа; летом наступают долгожданные каникулы.) Вместе с предлогами «под», «за» высказывается неточные факты (ей около двадцати, ему под тридцать).
Еще такие существительные сочетаются с составными предлогами (не обращая внимания на, спустя сутки).
Для того чтобы не запутаться при определении падежа, необходимо понять, что для каждого варианта есть индивидуальный вопрос, который важно правильно задать.
Если задать ключевой вопрос и найти совпадающий вариант, то вы запросто определите, в родительном или винительном падеже слово. Слово в родительном падеже часто называет отношение предмета к чему-то, отношение между целыми и частями, описание объекта в сравнении с другим предметом, предмет, на который оказывают влияние и тому подобное. Эти существительные должны отвечать на вопросы «чего» и «кого». Выяснить падеж существительного, ориентируясь только на окончание или значение довольно трудно, так есть множество нюансов и можно ошибиться.
В таких вариантах иногда совпадают даже концовки слов. Чаще всего можно ошибиться, если необходимо определить форму одушевленного имени существительного. В том случае, если с вопросом «кого» довольно сложно понять форму, то необходимо мысленно заменить одушевленное слово неодушевленным . Поставьте вопрос в винительной форме «вижу что?», а в родительной - «нет чего?». Если же существительное, форму которого необходимо выяснить, получится таким же, как и в именительном падеже, то это будет означать то, что оно стоит в винительном.
Следующий способ различия винительной и родительной формы. В том случае если вам необходимо определить форму падежа существительного неодушевленного, то поставьте необходимый вопрос, на который нужно ответить. Например: несу (что?) пакет, смотрю (на что?) на пакет. Во втором варианте слово находится в родительной падеже.
Если существительное одушевленное, имеет второе склонение и мужской род, то достаточно заменить его любым словом первого склонения и обратить внимание на концовку. К примеру: вижу кота - вижу собаку: окончание -у обозначает родительный падеж; нет кота - нет собаки: окончание -и - винительный).
В том случае, если существиетльное одушевленное и стоит во множественном числе, то его необходимо мысленно изменить на любое неодушевленное, которое отвечает на вопрос «что?» (люблю лошадей - люблю (что?) одежду - винительный; люблю красоту лошадей - люблю красоту одежды - родительный).
Важно обратить внимание на то, что в русском языке присутствует множество слов, которые не склоняются (пальто, метро и другие). Во всех вариантах они остаются неизменными.
Есть вероятность, что описанные выше способы не помогут. Необходимо всегда проверять падеж, задавая ключевой вопрос, чтобы избежать ошибок.
Из этого видео вы получите дополнительную информацию по теме «Винительный падеж имен существительных».
Не получили ответ на свой вопрос? Предложите авторам тему.
Как отличить Именительный падеж от Винительного?
Чтобы не ошибиться, возьмите слово женского рода, например, "книга", и в предложении, где нужно определить падеж, замените проблемное слово на "книга".
У вас будет или кто? что? - "книга" (Именит. п.) , или кого? что? "книгу" (Винит. п.)