Фотографии мертвых людей 19 века как называется. Жуткое наследие: посмертные фото из викторианской эпохи

В январе в кинотеатрах России стартует фильм ужасов «Невеста » об одной необычной семье. Начинается все с того, что после свадьбы молодая женщина уговаривает мужа взять её с собой к его родственникам, которые живут в маленьком, почти заброшенном городке. Скоро она начинает сожалеть о своей просьбе. Семья Вани хочет провести таинственный свадебный обряд по своим традициям, и Настю начинают пугать страшные сны и непонятные предчувствия. Попытка понять что происходит, приводит девушку к странной находке — шкатулке с фотографиями мертвых людей. Мы решили немного рассказать о реальных истоках этих снимков.

Во второй половине XIX века у более-менее обеспеченных людей появился жуткий обычай — фотографировать усопших. Это стало возможным с изобретением дагерротипа: сделать фотографию было дешевле, чем заказать портрет, но все-таки достаточно дорого, чтобы пользоваться этой новинкой часто. К ней прибегали только в исключительных случаях.

Смерть вполне себе была таким случаем: близким хотелось сохранить память о покойнике. Мало того, фотографы шли на самые разные ухищрения, чтобы казалось, будто на фотографии живой человек. Вот и появлялись на свет снимки, изображавшие якобы уснувшего человека или задумавшегося, а на деле уже мертвого. Очень много было таких фотографий с детьми, поскольку детская смертность была очень велика, а при жизни снять ребенка на дагерротип трудно — нужно слишком долго сидеть неподвижно.

Этот обычай продержался в Великобритании и США до конца XIX века, а в СССР встречался и в первой половине XX века.

Мертвым придавали непринужденные позы Пририсовывали глаза, словно они на самом деле открыты

imgur.com

Укладывали так, словно ребенок прилег поспать

imgur.com

Кажется, что девушка о чем-то задумалась

imgur.com

Были и очень сложные случаи, как с этой девушкой, которую переехал поезд и целой осталась только верхняя половина

imgur.com

Покойников фотографировали с их любимыми вещами

imgur.com

или домашними любимцами

imgur.com

Для создания иллюзии были специальные приспособления, помогающие придать нужную позу

imgur.com

И иногда на таких старинных фотографиях мертвого можно отличить

imgur.com

только по недостаточно хорошо замаскированным кронштейнам
imgur.com А чаще всего человек, не подозревающий ничего, решит, что это изображение живого человека. Только поразится, почему от него трудно оторвать взгляд

imgur.com

Нашли ошибку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

После изобретения в конце 19 века дагерротипа, дорогую и не особо реалистичную живопись начала стремительно вытеснять фотография. Во времена викторианской эпохи около семейных фото сложились очень странные обычаи. Наверное, самым странным из них стала традиция делать фотографии мертвых людей как живых.

Для современного человека такая практика кажется странной и пугающей. Мы боимся любого физического контакта с мертвыми, прячем факт смерти близких от детей, боясь травмировать их душу или напугать. Да и вообще мертвые внушают нам ужас и страх. Но так было не всегда.

Фотографии мертвых людей 19 века

В 19 веке никто не испытывал страха перед мертвыми. Их хоронили рядом с домом, в котором они жили при жизни. Вечерняя прогулка на семейное кладбище вселяла не ужас, а наоборот успокоение.

Когда человек умирал, он какое-то время находился в своем доме. С ним разговаривали как с живым, его трогали и одевали, и никого это не пугало.

Начавшаяся в викторианскую эпоху мода на посмертные фотографии окончательно выродилась во время самой кровавой войны 20 века.

Фотографии мертвых детей 19 века

Детская смертность в 19 веке была очень высокой. Зачастую посмертные фото детей были единственным напоминанием об умершем ребенке.

Довольно часто живых детей фотографировали вместе с умершей сестрой или братом. Для придания реалистичности мертвым открывали глаза. Чтобы придать живой вид активно применялись румяна и белила. В руки вставляли букет из живых цветов. Одевали усопших в лучшую одежду.

Иногда мертвых детей фотографировали так, как будто они уснули.

Посмертные фото девушек в гробу

Этот мальчик, казалось бы, просто стоит посреди комнаты и нехотя позирует фотографу. На самом деле он давно умер, а его голову из-под занавески держит невидимая рука.

Существовала еще отдельная мода фотографировать умерших в положении стоя. Чтобы это сделать применялись специальные металлические держатели, невидимые на фотографии.
На фото изображена мертвая девушка
На этой фотографии изображен Джон О’Коннор через два года после своей смерти. Спустя пять дней его захоронили.

Ещё одной странностью Викторианской эпохи были .

История посмертных фотографий

Вспоминая про Викторианскую эпоху, что первое приходит вам на ум? Может романтичные романы сестёр Бронте и сентиментальные Чарльза Диккенса, а может тугие дамские корсеты и даже пуританство?

Но, оказывается, эпоха правления королевы Виктории оставила нам еще одно наследие – моду на посмертные фотографии умерших людей, узнав о которой, вы посчитаете этот период самым темным и жутким в истории человечества!

На то, откуда взялась традиция фотографировать мертвых, есть множество причин и версий, и все они тесно переплетены между собою…


И начать, пожалуй, стоит с «культа смерти». Известно, что с момента кончины супруга – принца Альберта в 1861-ом году, королева Виктория никогда не снимала траур. Более того, в быту появились даже обязательные требования – после смерти близких женщины носили черную одежду еще четыре года, а в последующие четыре могли облачаться только в белый, серый или фиолетовые цвета. Мужчинам же доводилось ровно год носить на рукаве черную повязку.

Викторианская эпоха – это период самой высокой детской смертности, особенно среди новорожденных и детей младшего школьного возраста!


Посмертное фото ребенка – это всё, что оставалось в памяти у родителей.

А создание таких «сентиментальных» сувениров превратилось в обыденный и бездушный процесс – умерших детей наряжали, им красили глаза и румянили щеки, их укладывали на колени всем членам семьи, ставили или усаживали на стул с любимыми игрушками.


Последняя в «паровозике» девочка не просто моргнула…


Ну, разве не заметно, что этого ребенка кто-то держит у себя на коленях?

И одна из этих сестричек тоже не отдыхает…

В общем, фотограф делал все, чтоб в результате на фото мертвый член семьи ничем не отличался от живых!

Одна из наиболее важных причин появления жутких посмертных фото в Викторианскую эпоху – это рассвет искусства фотографии и изобретение дагеротипа, что делало съемку доступной для тех, кто не мог позволить себе нарисовать портрет, ну и … возможность увековечить в памяти мертвых.

Подумайте только, цена одной фотографии в этот период стоила около 7$, что на сегодняшние деньги дотягивает до 200$. И разве при жизни кто-то сможет так раскошелиться ради одного кадра? А вот дань усопшему – это святое!

Жутко об этом говорить, но посмертные фото были модой и бизнесом одновременно. Фотографы совершенствовали свои навыки в этом направлении не покладая рук.


Вы не поверите, но для того, чтоб зафиксировать в кадре усопшего стоя или сидя, они даже изобрели специальный штатив!


А иногда на посмертных фото вообще невозможно было отыскать мертвого – и это в полное отсутствие фотошопа… Такие снимки определяли только по специальным меткам-символам, вроде стрелках часов, остановленных на дате смерти, надломленном стебле цветка или перевернутой розе в руках.

Героиня этой фотографии - 18-летняя Энн Дэвидсон в кадре уже мертва. Известно, что ее сбил поезд, и невредимой осталась только верхняя часть тела. Но фотограф легко справился с поставленной задачей – на отпечатанном фото девушка, как ни в чем не бывало, перебирает белые розы…


Ужас наводит то, что на посмертных фотографиях рядом с мертвым ребенком или даже старшим членом семьи, все остальные живые всегда улыбаются и выглядят вполне жизнерадостно!

Эти родители разве еще не осознали, что их ребенок мертв?!?


Ну что, начнем сначала? Что первое приходит на ум, когда вы вспоминаете про Викторианскую эпоху?

Adelia написал(а):

Не знаю, но я считаю что близких тебе людей надо живыми помнить, а не в гробу.

Вот вот...

В погребальных катакомбах капуцинов в Палермо на Сицилиии, лежит удивительная двухлетняя девочка Розалия Ломбардо, умершая от воспаления лёгких 6 декабря 1920 года.

Отец Розалии генерал Марио Ломбардо, тяжело переживавший её смерть, обратился к известному бальзамировщику доктору Альфредо Салафии с просьбой сохранить тело дочери от тления. Захоронение Розалии Ломбардо стало одним из последних в истории катакомб. Благодаря бальзамировочной технике Салафии тело Розалии почти без изменений сохранилось до наших дней. Остались нетленными не только мягкие ткани лица девочки, но и глазные яблоки, ресницы, волосы, а также головной мозг и внутренние органы.

Поскольку даже ученые это считают невероятным чудом, все это время тело умершей Розалии было под...

0 0

Помните «Других» с Николь Кидман, тот эпизод, где она рассматривает фотографии покойников? Это вовсе не фантазия режиссера. Традиция делать посмертные фотографии (postmortem), причем нередко открывая покойникам глаза и усаживая их в привычные для живых позы, существовала довольно долго. Считалось, что именно в посмертной фотографии теперь и будет жить душа умершего. Postmortems редко показывают посторонним, но они существуют, и их количество исчисляется тысячами...

Какой ужас! Вовсе нет. С давних пор с покойников снимали гипсовые маски и делали портреты. Конечно, это было доступно не всем. В 1839 г. Луи Дагер изобрел дагерротип, это были маленькие фото на полированом серебре. Дагерротип могли себе позволить и не очень богатые люди, но только один раз, а именно после смерти...

Традиция посмертных фото сложилась в викторианской Англии, оттуда распространилась в США и другие страны, в том числе в Россию....

Существуют...

0 0

Данная подборка не для впечатлительных!

Просматривать чужому такие подборки, конечно, жутко. Но для родных это были милые сердцу памятки. Есть несколько объяснений, зачем делались эти фотографии. Прежде всего, это была мода - люди просто копировали поведение друг друга.

Кроме того, по фотографиям могла вестись личная летопись. Фотографа приглашали на каждое значимое событие в жизни человека - его рождение, праздники, при покупке дома или машины, на свадьбу, при рождении уже его детей. И посмертный снимок становился логическим завершением в этом...

0 0

Фотографировать мертвых детей. Нормальному человеку такое и в голову не придет. Сегодня это дикость, но еще 50 лет назад это было нормально. Карточки с умершими младенцами матери берегли как самое дорогое. А теперь по этим мрачным снимкам мы можем проследить эволюцию отношения человека к смерти и к своим близким.

Дети умирают медленнее стариков

Странный и, на первый взгляд, жуткий обычай - фотографировать мертвецов - зародился в Европе, а потом пришел и в Россию, в середине ХIХ века одновременно с появлением фотографии. Обыватели стали снимать своих умерших родственников. По сути, это было новое проявление традиции писать посмертные портреты близких и снимать с лиц усопших гипсовые маски. Однако портреты и маски были дорогим удовольствием, в то время как фотография становилась все более и более доступной для всех слоев населения.

Я видел одну из ранних фотографий умершего ребенка, относящуюся еще к 1840-м, - рассказал петербургский историк фотографии Игорь...

0 0

Посмертные фотографии викторианской эпохи.


Когда речь заходит о викторианской эпохе, большинство людей вспоминают о конных экипажах, о дамских корсетах и о Чарльзе Диккенсе. И вряд ли кто-то задумывается о том, что делали люди той эпохи, приходя на похороны. Это может показаться сегодня шокирующим, но в то время, когда в доме кто-то умирал, первый к кому обращалась семья несчастного, был фотограф. В нашем обзоре посмертные фотографии людей, живших в викторианскую эпоху.

Сестра и братья рядом с умершим ребёнком выглядят весьма испуганными.

Во второй половине 19-го века у викторианцев появилась новая традиция – делать фотографии мёртвых людей. Историки считают, что в то время услуги фотографа стоили очень дорого, и не многие могли позволить себе такую роскошь при жизни. И только смерть и желание сделать в последний раз что-то значимое, связанное с близким человеком, заставляли их раскошелиться на фотографию. Известно, что в 1860-х годах фотография стоила около 7...

0 0

После изобретения в конце 19 века дагерротипа, дорогую и не особо реалистичную живопись начала стремительно вытеснять фотография. Во времена викторианской эпохи около семейных фото сложились очень странные обычаи. Наверное, самым странным из них стала традиция делать фотографии мертвых людей как живых.

Для современного человека такая практика кажется странной и пугающей. Мы боимся любого физического контакта с мертвыми, прячем факт смерти близких от детей, боясь травмировать их душу или напугать. Да и вообще мертвые внушают нам ужас и страх. Но так было не всегда.

Фотографии мертвых людей 19 века

В 19 веке никто не испытывал страха перед мертвыми. Их хоронили рядом с домом, в котором они жили при жизни. Вечерняя прогулка на семейное кладбище вселяла не ужас, а наоборот успокоение.

Когда человек умирал, он какое-то время находился в своем доме. С ним разговаривали как с живым, его трогали и одевали, и никого это не пугало.

Начавшаяся в...

0 0

ничего такого

в фотографировании покойников нет и запретов на это нет, в отличие от табу на фотографирование спящих людей. То, что случилось с вашими друзьями- это всего лишь совпадение.

А вот как и почему фотографировали мертвых, вы можете почитать вот в этой статье (если есть выход на внешку- посмотрите еще и фотографии, впечатляют:-):
http://medinfo.ua/analitic/00014e19108d4e6da849cd24cf6d30db

Зачем фотографировать покойников или фото, сводящие у сма

Традиция делать снимки покойников в таком виде, как будто они живы, появилась в США еще на заре фотографии. Особенно часто так снимали мертвых детей.

Малолетних усопших перед фотографированием наряжали в самые красивые платья, украшали цветами, усаживали в кресло или на кровать, располагая в естественных позах. Часто им в руки вкладывали любимые игрушки. Покойный при этом выглядел как живой. На многих снимках вместе с умершими детьми позировали их живые родители, братья и сестры.

0 0

Поздне-викторианская эпоха, середина и конец девятнадцатого - начало двадцатого веков, оставила нашим поколениям одно из самых жутких наследий - многочисленные посмертные фотографии умерших людей. Это было время первого широкого распространения технологии создания фото, дагерротипии, изобретенной в 1820-1830 годы французами Жозефом Нисефором Ньепсом и Жаком Манде Дагерром, причем, что характерно, объявлено об изобретении было уже после смерти первого. Времена были нелегкие, медицина была далеко не так хорошо развита, как в наши дни, смертность - и в первую очередь смертность среди детей, несовершеннолетних - зашкаливала. Возможно поэтому тогда в некоторых странах (например, в Канаде) получила широкое распространение практика фотографирования не просто мертвецов, но даже умерших членов семьи с живыми родственниками.

Таким образом до нас дошли фото, способные вызвать дрожь: мертвые дети вместе с живыми родителями; ребенок, позирующий на коленях у мертвой матери; словно...

0 0

Я вот тоже присоединяюсь ко всем комментам...как у многих семей я тоже нашла небольшой кейс,ну как я же знаю,где все лежит,а тут такой интересный чемоданчик,заглянула,мама дорогая....похороны,похороны,родственники...ну насмотрелась,так жутко было..
теперь,спустя много лет,насмотревшись всей мистики,мне не давали спокойствия эти фото,я о них помнила всегда,не выдержала,поговорила с мамой,и убедила её все сжечь,может,я поступила неправильно,но эти снимки никто смотреть не будет,а дедушка на фото есть при жизни,всегда пересматриваю свои фото,и вот со мной рядом при жизни,дедушка,крестный,бабушка и эти фото я буду смотреть всегда,а не те,что с венками,в гробу...Мама с папой у меня послушные,все сожгли,я ж их...

0 0

10

В конце 19 века фотографировать мертвых детей стало определенной традицией. Карточки с умершими мертвыми младенцами матери берегли, как самое дорогое, что у них есть.

Когда фотографировали маленьких детей, умерших в семьях от болезней, очень часто делали так, чтобы они выглядели, как живые. Их снимали с любимыми игрушками и даже сажали на стульчики. Малышей одевали в самые нарядные платья и украшали цветами.

Часто родители даже старались улыбаться, держа на руках мертвых грудничков, как будто они просто мимоходом зашли в фотосалон с ними во время первой прогулки.

Детям иногда дорисовывали на снимках зрачки, чтобы имитировать открытые глаза. Были даже фото, на которых мертвецы запечатлены с домашними животными - птицами, кошками, собаками. Что особенно поражает - мертвых и живых сыновей и дочерей снимали вместе. Например, есть кадр, где на диване сидят девочки-близняшки - одна мертвая,...

0 0

11

Виды посмертной фотографии.

Есть несколько подвидов посмертной фотографии. В некоторых случаях умерших фотографировали «как живых». Старались посадить на стул, дать в руки книгу, в некоторых случаях даже глаза были открыты. В коллекции Бёрнса существует фотография девушки, сделанная по прошествии девяти дней после ее смерти. На ней, она сидит с раскрытой книгой в руках, и смотрит в объектив. Если бы не надпись на фотографии, было бы нелегко понять, что она умерла. Иногда усопших усаживали на стул, с помощью подушек укладывали, полулежа, на постели, а иногда и сажали, задрапировав гроб тканью.

На других фотографиях усопшие запечатлены лежащими в постели. Иногда эти снимки делали сразу после смерти, иногда усопшего, уже одетого к погребению, укладывали на кровать для прощания. Попадаются снимки, где тело покоится на кровати рядом с гробом.
Еще один, наиболее часто встречающийся вид снимков можно назвать «гробовым». Усопшие запечатлены в гробах или рядом с ними. В...

0 0

12

Считается, что во время процесса съемки на фотокамеру происходит запечатление не только внешнего образа, но и души человека. Ведь это один из мощнейших источников энергии. Если направить эту силу в неправильное русло, то с человеком начнут происходить различные неприятности, а в некоторых случаях возможен и летальный исход. Еще существует запрет на фотографирование спящих людей, поскольку в этот самый момент человек особенно уязвим и подвержен влиянию внешних факторов. И очень похож на неживого. А почему нельзя фотографировать мертвых?

Впервые традиция фотографирования умерших появилась в Европе, а затем она прижилась и в России. Особенно это касалось погибших детей, которых родители очень хотели запечатлеть, для того чтобы хоть как-то скрасить свое горе. Именно поэтому снимки тех времен выглядят очень нарядно, и люди мало похожи на мертвых. Для этого их одевали в красивые одежды или даже фотографировали вместе с живыми членами семьи.

Так почему же нельзя...

0 0

13

В жизни каждого человека присутствует ряд наиболее важных событий, вокруг которого существует ореол таинственности. Это беременность и рождение детей у женщин, помолвки и свадьбы, болезни и смерть у всех людей. И именно из-за важности и относительной единичности каждого такого события, они обрастают суевериями и приметами.

История фотографирования мертвых

Традиция фотографирования покойников возникла в Европе во второй половине 19 века, и постепенно проникла в Россию. Связано это было с тем, что производство фотографий было делом дорогим и сложным, а также требовало много времени на подготовительный этап.

Позволить себе фото на память могли далеко не все, а только обеспеченные люди. Поэтому в случае смерти кого-либо из членов семьи, родственники вызывали фотографа на дом, одевали покойника в лучшую одежду, придавали ему позу, естественную для живого человека, усаживались рядом – и получали памятное фото.

В случае семей из более бедных слоев населения,...

0 0

После изобретения дагерротипа в конце 19 века, фотография начала стремительно вытеснять дорогую и не столь реалистичную живопись. В период викторианской эпохи вокруг семейных фотографий сложились весьма странные практики. Пожалуй, самой странным из них стал обычай фотографировать умерших людей непосредственно в контексте их обычной жизни. Впрочем, странным это выглядит с точки зрения современного человека - для нас кажется естественным, что умершие находятся за границами нашего предметного мира. Мы избегаем физического контакта с мертвыми, мы прячем факт смерти от детей (считая что они будут чересчур "переживать" или получат "травму"), мертвые внушают нам страх и ужас. Иными словами, умерший человек - это Чужой, образ пугающий и активно вытесняемый на периферию общественного внимания: в фильмы ужасов, в кошмары, в комиксы. Современная культурная матрица явно тяготеет к бессмертию: образы совершенного, божественного тела, которое не страдает и не болеет, не испытывает боли и не умирает, явно пропагандируются всей мощью современных медиа. Фокус внимания - на юных и здоровых. Гонку вооружений заменила гонка совершенства: невероятными темпами развивается косметология и отрасли хирургической медицины. Цель - одна: омоложение тела. Морщины, старость, умирание - все это немного постыдно, неуместно. Достаточно открыть любой глянцевый журнал, включить телевизор, посмотреть любую программу - их героями и основными действующими лицами будут люди, лишенные физических недостатков, с идеальной на вид кожей, зачастую немножко даже как бы не вполне материальные.
История показывает нам совершенно другое отношение к смерти.
Умерший традиционно был неотъемлемой частью мира, в котором он жил. Его тело хоронили (в очень многих культурах) - поблизости от того места, где он жил. С ним разговаривали, как с живым, с ним прощались, призывали и оплакивали, его провожали, трогали и одевали. Некоторое время умерший находился среди живых и его права на имущество, на одежду и на постель сохранялись, он никого не пугал, но некоторое время был частью мира живых. То, что для современного человека выглядит как "глумление", для вполне морального и религиозного человека викторианской эпохи было поучительным и трогательным христианским жестом по отношению к умершему. При том, что подавляющая часть современных визуальных образов с точки зрения викторианского человека является абсолютно "неприличным" и немыслимым. Обнаженные тела, поцелуи, прямые выражения страсти и похоти - все это было под строжайшим моральным запретом и резко осуждалось. Доходило до того, что считалось крайне неприличным статусной даме совершать какие-то телодвижения в момент, когда муж реализовал свой супружеский долг.
Интересно, что эмансипация политической борьбы, выражения чувств, женщин, секса, расы и труда на протяжении последнего столетия привела частично к обратным процессам: дискриминации смерти, а также вытеснению на обочину социальных трендов визуальных изображений смерти, болезни, старости, уродства.

Мода на посмертные фотографии началась в викторианскую эпоху и окончательно выродилась вместе с самой кровавой войной ХХ века.

Младенцы и дети
Надо сказать, что детская смертность была очень высокой и посмертная фотография зачастую была единственным напоминанием об ушедшем ребенке.
Живые дети зачастую фотографировались вместе с умершим братом или сестрой. Мертвым часто открывали глаза. Активно использовали белила и румяна, чтобы придать живой вид. В руки вставляли букетики цветов. Одевали в лучшие костюмчики.
Была еще отдельная мода ставить умерших в положение стоя - для этого применялись металлические специальные держатели, невидимые зрителю.

Умершему часто придавали положение естественного сна.


В окружении братьев и сестер.

Умершая сестра, по-видимому.

В окружении любимых кукол.



Умершая девушка с букетом

Семейные портреты






На этой фотографии - умершая девушка.

Фотографии с гробом

Король Баварии Людвиг II - истинный герой Вагнера.

Взрослые

Джон О"Коннор был сфотографирован через 2 года после смертии за 5 дней до захоронения.

Устройство с помощью которого тело умершего человека фиксировалось стоя.

© 2024 nowonline.ru
Про докторов, больницы, клиники, роддома