Достижение нирваны. Н. Непомнящий.100 великих загадок Индии. История древней Евразии. Как достичь нирваны

«…люди стремятся к нирване, не зная, что это такое. О блаженстве знает только блаженный. В нашем случае - только Будда , ибо он один и есть истинно блаженный. Остальные могут принимать нирвану как осуществлённое блаженство на основе его свидетельств. Человек знает, что отсечение рук - очень тяжко, хотя ему лично их и не отсекали, он знает это по рассказам тех, кому это делали. Точно так же «тот, кто не обретает покой, знает о том, что покой - это счастье» от Будды. Тем самым вера в Будду становится необходимым мотивом нравственного поведения.

Логический парадокс - чтобы достичь нирваны, надо знать, что она такое, но чтобы знать, что такое нирвана, надо достичь её - создает в нравственной мотивации трещину, которую приходится залатывать верой.

Можно предположить, что сама позитивная концепция нирваны, которая неизбежно деградирует в парадокс, стала создаваться для обоснования культа Будды, поклонения ему. Во всяком случае, практической необходимости в такой концепции не существует. Ведь когда человек стремится к нирване, он не просто стремится к чему-то определённо хорошему. Он прежде всего уходит от того плохого, что он имеет. Он убегает от страданий, пронизывающих всё его бытие. Страдания сами по себе содержат достаточные основания для человеческой активности, направленной на их преодоление. Поэтому позиция Будды, ограничивавшегося негативной характеристикой нирваны, была логически более последовательной и этически более продуктивной, чем позиция его последователей, пытавшихся создать позитивную концепцию нирваны.

Четвёртая благородная истина - о пути, который ведёт к нирване. О верной срединной дороге.

«А вот, монахи, какова верная дорога,
что приводит к пресечению тягот,
Это - арийская восьмизвенная стезя,
А именно:
истинное воззрение, истинное намерение, истинная речь,
истинные поступки, истинный образ жизни, истинное усилие,
истинное памятование, истинное сосредоточение.
И это - арийская истина».

Здесь изложена методически продуманная, психологически обоснованная нормативная программа, охватывающая восемь ступеней духовного возвышения. Обозначим кратко содержание каждой ступени. Истинное воззрение (или, в другом переводе, праведная вера): усвоение четырёх кардинальных истин Будды. Истинное намерение: принятие этих истин как личной жизненной программы и отрешение от привязанности к миру. Истинная речь: воздержание от лжи, блокирование слов, вербальных ориентиров, не относящихся к обозначенной выше нравственной цели, которая состоит в отрешении от мира. Истинные поступки: ненасилие (ahimsa), ненанесение вреда живому. Истинный образ жизни: развертывание истинных поступков в линию поведения. Истинное усилие: постоянное бодрствование и бдительность, так как дурные мысли имеют свойство возвращаться. Истинное памятование (праведная мысль): постоянно помнить о том, что все преходяще. Истинное сосредоточение: духовное самопогружение отрешившегося от мира человека; оно, в свою очередь, проходит четыре трудно поддающиеся описанию стадии: экстаз (чистая радость), вызванный уединением и ограничением отношения к миру чисто созерцательным, исследовательским отношением к нему; радость внутреннего спокойствия, вызванная освобождением от созерцательного интереса; освобождение от радости (экстаза), связанное с осознанием освобождения от всех ощущений телесности и душевных волнений; совершенная невозмутимость, состоящая в безразличии и к освобождению, и к его осознанию.

Восемь ступеней верной срединной дороги Будды могут быть осмыслены как универсальная схема действий нравственно совершенствующейся личности. Исходным пунктом является определённое понимание смысла жизни. Затем это понимание становится внутренне значимым мотивом. Далее мотив переходит в определенное решение. Это решение реализуется в поступках. Поступки образуют единую цепь, определяя сознательно заданную линию поведения. Далее, осуществляется вторичная рефлексия осуществлённых поступков под углом зрения того, насколько они соответствуют собственным решениям и свободны от дурных мыслей. Наконец, нравственное поведение включается в контекст исходного смысла жизни. Последнее звено - выход за границы самой морали как свидетельство осуществлённости смысла жизни. На первый взгляд кажется, что последнее сверхэтическое звено, понятное в рамках учения Будды, не может быть элементом универсальной схемы. В действительности это не так. Если понимать мораль как путь, который ведёт человека от несовершенства к совершенству, то достижение совершенства не может не быть выходом за границы морали, неким возвышением над моралью. Другой вопрос - можно ли достичь такого состояния или нет. Но если помыслить себе такое состояние достижимым, а идеал осуществлённым, то необходимо признать, что это как раз означает преодолённость морали. […]

В учении Будды есть два ряда утверждений, которые очевидным образом противоречат друг другу. С одной стороны, буддийский идеал предполагает освобождение от всех желаний, от удовольствий в такой же мере, в какой и от страданий. «Нет уз для тех, у которых нет приятного или неприятного». Отсюда вытекает, что для достижения нирваны необходимо прорваться по ту сторону добра и зла. Одно из высказываний Будды гласит: «Я называю брахманом того, кто здесь избежал привязанности и к доброму и к злому, кто беспечален, бесстрастен и чист».

Гусейнов А.А. , Великие моралисты, М., «Республика», 1995 г., с. 57-59.

Практически каждому доводилось в том или ином контексте слышать звучное слово «нирвана», однако не все знают о том, что это не только название культовой рок-группы, оставившей яркий след в музыкальной культуре прошлого века, но и сакральный термин, являющийся одним из важнейших понятий в восточных духовных практиках.

Уровень культуры человека проявляется в том числе и в его эрудиции, поэтому даже если вы не являетесь поклонником восточной философии, знание о значении слова «нирвана» точно не станет лишним.

Что такое нирвана?

В переводе с санскрита слово «нирвана» означает «прекращение, угасание» . Санскрит - это один из древних индийских языков, на котором излагали свои учения легендарные мудрецы, стоявшие у истоков многочисленных философских учений и духовных практик востока.

В западной культуре слова «прекращение» и «угасание» носят скорее негативный, чем созидательный характер, но восточная культура радикально отличается от всего, к чему привыкли мы. Достижение нирваны является желанной целью для каждого , а также для адептов некоторых других индийских религиозно-философских учений.

Есть много определений понятия «нирвана», но все они сходятся в том, что нирвана является освобождением от страданий, присущих сансаре. То есть в данном случае речь идет о прекращении и угасании страданий и заблуждений, а в этом, согласитесь, нет ровным счетом ничего плохого.

В буддийской традиции нирвана это:

— освобождение из круга перерождений;

— свобода от страданий, желаний и привязанностей;

— состояние, в котором сознание пребывает в покое;

— высшая цель устремлений в ранних школах буддизма (в современных школах нирвана является лишь промежуточной ступенью для достижения более высоких этапов просветления).


Буддисты называют нирваной особое состояние, в котором сознание в привычном понимании этого слова как бы угасает, приобретая принципиально иное качество, позволяющее полностью освободить разум от иллюзий, сделав его пригодным для восприятия абсолютной истины. Поток мыслей останавливается, иллюзорный мир теряет свою власть над человеком, а истинная суть вещей и понятий становится очевидной безо всяких объяснений.

В состоянии нирваны человеческое сознание приходит в полную гармонию с окружающей вселенной, при этом для волнений и тревог в нем просто не остается места, именно поэтому можно сказать, что нирвана является состоянием абсолютного счастья.

Когда в душе не остается страстей, желаний и привязанностей, ничто больше не может причинить ей страдание или беспокойство. Нирвана не является легендой, многие просветленные умеют приходить в это состояние по своему желанию.

Каков путь к достижению нирваны?

Путем к достижению нирваны является очищение собственного сознания от всего лишнего при помощи регулярной медитации. Нирвана - это вполне реальное состояние, не понаслышке знакомое многим адептам восточных религий, но рассказать о ней словами довольно сложно, по той простой причине, что в состоянии нирваны привычные нам понятия и термины теряют всякий смысл, а ощущения, испытываемые в нирване, не имеют никакого смысла и объяснения в контексте привычных нам мыслей и слов.

Существует древняя притча, удачно иллюстрирующая вышесказанное. В одном озере жила-была черепаха. Большую часть времени она проводила в воде, где дружила с населяющими озеро рыбами. Но иногда черепаха выходила по своим делам на берег, и рыбы очень удивлялись, не понимая куда она исчезает.

Всю свою жизнь рыбы не видели ничего кроме озера, в котором они обитали, поэтому для них оно было целой вселенной, и они просто не могли представить себе что-то, находящееся вне его пределов.

Иногда они спрашивали черепаху куда она уходит и откуда возвращается, тогда она честно отвечала им, что была на берегу, но рыбам это слово не говорило ни о чем, они не могли представить себе, как в мире может существовать что-либо кроме окружающей их воды и находящихся в ней предметов, слова «ходить по берегу» звучали для них бессмысленным набором звуков.

Рыбы, о которых идет речь в притче, просто не имели возможности покинуть озеро и прогуляться по берегу. Человеческие возможности более широки. Несмотря на то, что нирвану невозможно описать понятными словами, ее можно достичь и ощутить. Необходимым условием для достижения нирваны является остановка так называемого «внутреннего диалога».

В человеческом сознании практически постоянно происходит процесс, который по сути является диалогом с самим собой. Даже когда нам кажется, что мы не думаем ни о чем, наше сознание все равно потихоньку шепчется с самим собой, оно продолжает задавать себе вопросы и отвечать на них. Существуют техники медитации, позволяющие остановить этот диалог, и ощутить внутреннюю тишину. Именно в этой тишине находится вход в нирвану.


Остановив внутренний диалог, человек открывает свое сознание для новых ощущений, на которые в обычном состоянии у него просто не остается ресурсов. Научившись по собственному желанию останавливать внутренний диалог, вы вплотную приблизитесь к нирване, но описать понятными словами последний шаг к ее достижению не представляется возможным, так как весь привычный нам мир является «озером», а нирвана находится за его пределами.

Для того чтобы научиться впадать в нирвану, лучше всего найти опытного проводника, который знает дорогу туда и обратно, самостоятельные попытки могут оказаться опасными, ведь выброшенной на берег рыбе далеко не всегда удается вернуться обратно без посторонней помощи.

Словарь Ушакова

Нирвана

нирва на , нирваны, мн. нет, жен. (санскр. nirvâna - исчезновение, потухание) (книж. ). У буддистов - блаженное состояние души, освобожденной от страданий личного бытия.

| Смерть, небытие (поэт. ).

Погрузиться в нирвану (разг. ) - перен. отдаться состоянию полного покоя.

Начала Современного Естествознания. Тезаурус

Нирвана

(санскрит - прекращение) - состояние отрешенности, достигаемое при жизни благодаря отказу от земных стремлений. Такое состояние делает невозможным новое рождение после смерти. Согласно учению брахманов, нирвана означает приобщение индивидуального духа к абсолюту (Брахману).

Культурология. Словарь-справочник

Нирвана

(санскр. – угасание) – центральное понятие буддизма, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений. Нирвана – особое психологическое состояние полноты внутреннего бытия, отсутствие желаний, совершенной удовлетворенности, абсолютная отрешенность от внешнего мира.

Бхагавадгита. Толковый словарь терминов

Нирвана

Nirvana

"безветренность", "бездыханность". Понятие о Нирване весьма растяжимо – от значения просто "небытие" до значения "отрешенность ото всякого миропроявления", глубочайшей интраверсии, экстаза Бытия-Знания-Блаженства.

Словарь-Энциклопедия по Буддизму и Тибету

Нирвана

(санскр.), ниббана (пали). В букв. смысле означает отсутствие паутины желаний (вана), соединяющей одну жизнь с другой. Переход в состояние Н. чаще всего сравнивается с пламенем, постепенно угасающим по мере иссякания топлива: страсти (лобха), ненависти (доса), заблуждений (моха).

В. И. Корнев

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

Нирвана

Нирвана

♦ Nirvana

В буддизме – название абсолюта или спасения; это сама относительность (сансара), само непостоянство (аничча), когда исчезают преграды, воздвигаемые неудовлетворенностью, умом и ожиданием чего бы то ни было. Эго угасает (на санскрите слово «нирвана» означает «угасание»); остается все, а кроме всего нет ничего. Понятие нирваны означает примерно то же, что понятие атараксии у Эпикура и понятие блаженства у Спинозы, хотя рассматривается оно в иной плоскости. Нирвана есть опыт вечности здесь и сейчас.

Мир Лема - словарь и путеводитель

Нирвана

блаженство, в буддизме - конечное блаженное состояние, цель существования:

* "Nomen omen! Amo, Amas, Amat, не так ли? Ars amandi [искусство любви (лат.)] - не какая-нибудь там прана, дао, нирвана, студенистое блаженство, равнодушное безделье и самовлюбленность, а чувственность в чистом виде, мир как эмоциональная привязанность молекул, уже при рождении хозяйственных и деловитых". - Повторение *

Энциклопедический словарь

Нирвана

(санскр. - угасание), центральное понятие буддизма и джайнизма, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений. В буддизме - психологическое состояние полноты внутреннего бытия, отсутствия желаний, совершенной удовлетворенности и самодостаточности, абсолютной отрешенности от внешнего мира; в ходе развития буддизма наряду с этико-психологическим понятием нирваны возникает и представление о ней как абсолюте. В джайнизме - совершенное состояние души, освобожденной от оков материи, бесконечной игры рождений и смертей (сансары).

Словарь Ожегова

НИРВА НА, ы, ж. В буддизме и нек-рых других религиях: блаженное состояние отрешённости от жизни, освобождения от жизненных забот и стремлений. Погружаться в нирвану (перен.: отдаваться состоянию полного покоя; устар. и книжн.).

Словарь Ефремовой

Нирвана

  1. ж.
    1. Блаженное состояние отрешенности от жизни, освобождения от житейских забот и стремлений (в буддизме и некоторых других религиях).
    2. Место пребывания душ, находящихся в таком состоянии.
    3. перен. Состояние покоя, блаженства.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Нирвана

(санскр. Nirvana - угасание, исчезновение, искупление, затем уже блаженство) - у буддистов и джайнов (см.) последнее, совершенное, высшее состояние человеческой души, характеризуемое абсолютным спокойствием, отсутствием всяких страстей и эгоистических движений. Теоретически рассуждая, подобное состояние могло бы быть достигнуто не только в загробной жизни, но и в земном существовании. В действительности, однако, у буддистов различаются два вида Н.: 1) второстепенная, или неполная, Н. и 2) конечная, или абсолютная. Первая может быть достигнута каждым архатом (верующим вступившим в четвертое отделение пути ко спасению) еще при жизни. Этот вид Н . тожествен с состоянием дживанмукти (jî vanmakti - искупление при жизни), о котором учат последователи веданты. Он обыкновенно определяется на языке пали эпитетом упадисеса (санскр. upadhi ç esha - имеющий остаток нижнего слоя). Вторая, или окончательная, абсолютная Н. (санскр. nir ûpadhiç esha, пал. anupadisesa), или паринирвана, может быть достигнута только после смерти. В этом состоянии все страдания прекращаются, абсолютно и навсегда. В последнем смысле Н. может быть истолкована как высоко-блаженное и вечное состояние. Логически отсюда вытекает, что подобное состояние должно сопровождаться и полным отсутствием сознания. Но это следствие допускалось не всеми и, по-видимому, в самой буддийской церкви на этот счет наблюдалась неясность и разногласие. На практике Н. обыкновенно понимается у буддистов, как счастливая смерть, без страха возрождения вновь. Подобному определенно Н. как бы противоречит известие о том, что Будда победил Мару - смерть: но из этого противоречия буддизм находит выход, утверждая, что Будда победил не самую смерть физическую, но низкий страх смерти, показав, что смерть есть высочайшее блаженство. Понятие Н. встречается и у других индийских религиозных сект, с разными оттенками в значении и другими именами. Другой термин для понятия H. - нирврти (палийск . ниббути ).

Литература вопроса о Н. очень велика, что объясняется основным значением этого понятия в области буддизма. Специальные исследования и рассуждения: М. Мюллер, "On the original Meaning of N." ("Budbhism and Buddhist Pilgrims", 1857); его же, "The introduclion to Buddhaphosha"s Parables" (1869); Barthélé my Saint-Hilaire, "Sur le N. Bouddhique" (2-е изд. книги "Le Bouddha et sa Religion", 1862); статья Childers"a "Nibb â nam", в его "Dictionary of the P â li Language" (Л., 1876, стр. 265); J. D. Alwis, "Buddhist N." (Коломбо, 1871); Foucaux, в Revue Bibliograph." 15 июня 1874. О. Frankfurter, "Buddhist. N." и "Noble Eightfold Path" ("Journ. of the R. Asiat. Soc." 1880, т. XII).

С. Б-ч.

Словари русского языка

санскрит - прекращение) - состояние отрешенности, достигаемое при жизни благодаря отказу от земных стремлений. Такое состояние делает невозможным новое рождение после смерти. Согласно учению брахманов, нирвана означает приобщение индивидуального духа к абсолюту (Брахману).

Отличное определение

Неполное определение ↓

Нирвана

санскр. nirvana - угасание), в буддийской культурной традиции - состояние сознания наивысшего уровня развития. Чело-P.GS, достигший состояния нирваны, становится, тем самым, Буддой - просвященным. Состояние нирваны невозможно описать в терминах человеческой культуры. Оно противоположно «сансаре» - такому развитию сознания, которое предполагает продолжение страдания и дальнейшие воплощения души. Правильная сансара ведет к нирване. Положительно нирвана означает достижение состояния абсолютной свободы, покоя и блаженства. В нирване угасает совершенствующаяся сансара, прекращается цепь перерождений - воплощений, человек прикасается к вечному существованию. Нирваны можно достичь при жизни, но в совершенной форме она достигается после смерти. Будды, достигшие нирваны, не в состоянии возвращаться в состояние сансары. В то же время известны идеи «живых воплощений» - будд, которые в переломные исторические моменты приходят к людям, чтобы выступать Духовными вождями. Такие воплощения (бодхисатвы) способствуют прогрессу культуры, который не могут обеспечить обычные люди, поскольку им не дана полная картина происходящего, они не знают действительной цели исторических событий. В различных культурах существуют представления о невидимой для простых людей духовной Родине - стране Шамбале, которая населена духовными существами уровня нирваны. В славянской культуре это страна «Беловодье». В некоторых учениях (махаяна) различается несколько уровней нирваны по степени совершенства. Так, в традиции махаяны самым высоким уровнем развития обладают бодхисатвы, которые достигают не только высшего уровня просветления и свободы, но и в состоянии «путешествовать в измерениях». Например, они могут из духовной формы непосредственно переходить в физическую (сохраняя осознание о прошлых воплощениях и об астрально-духовном мире).

В отношении Будды к нирване можно усмотреть определенное приспособление к уровню аудитории. Он стремился к тому, чтобы нирвана не только служила контрастом привычной практике своих слушателей, но и представлялась им привлекательной целью. Вряд ли большинство последователей Будды вдохновилось бы идеалом ничто (именно так интерпретировали нирвану многие европейские мыслители, видящие в буддизме форму нигилизма), поэтому для них Он говорит о блаженстве, для более «продвинутых» - о прекращении сознания. Нирвана не обязательно влечет за собой физическую смерть. Смерть архата, уже пережившего нирвану, называется паринирваной (высшей нирваной). Считается, что достигшие ее совершенно исчезают из всех существований, миров и времен, поэтому бодхисаттвы, пекущиеся о благе других существ, откладывают свой окончательный уход для того, чтобы помочь им облегчить свою участь.

В махаяне нирвана отождествляется с шуньятой (пустотой), дхарма-каей (неизменной сущностью Будды) и дхарма-дхату (конечной реальностью). Нирвана является здесь не результатом процесса (в противном случае она была бы еще одним преходящим состоянием), а высшей вечной истиной, которая подспудно содержится в эмпирическом существовании (идея тождества нирваны и сансары).

Отличное определение

Неполное определение ↓

Высшая цель, к достижению которой должен стремиться каждый истинно верующий буддист, – это и есть нирвана. Несмотря на то что о ней немало говорится в буддийской канонической литературе и еще больше написано позднейшими буддистами и современными исследователями, многое до сих пор остается неясным, часто представляется противоречивым
Будда в нирване. Пещера № 26. Аджанта

Само слово «нирвана» означает «успокоение», «угасание». В буддизме оно употреблялось для определения достигнутого личными усилиями высшего состояния духа человека, освободившегося от всех земных страстей и привязанностей. Обычно нирвана сравнивается с огнем светильника, погасшего из-за того, что сгорело масло. Все проявления индивидуальности угасли – нет ни чувственных ощущений, ни представлений, ни сознания. Действие закона кармы прекращается, после смерти такой человек уже не возрождается и покидает сансару. (Сансара – в индийской философии реинкарнация, повторные рождения).
Буддийское «спасение», следовательно, означало не достижение счастливой вечной жизни (в каких-то иных, неземных условиях), как в других религиях, а вечное избавление от нее.
Буддисты не считали нирвану вечной смертью. Будда называл свое вероучение «средним путем», отрицающим и вечную жизнь, и вечную смерть. О нирване говорится, что она «высшая цель», «высшее блаженство», «высшее счастье» и т. д.
В буддизме существование двух принципиально различных субстанций – временной материальной (тело) и вечной духовной (душа) – не признается. Признание вечности души означало бы признание вечности жизни и невозможности достижения нирваны. Считалось, что личность – единство души и тела и представляет собой совокупность не поддающихся анализу, непознаваемых элементов – дхарм (не путать с дхармой – названием буддизма). Духовная субстанция не может существовать отдельно от тела. Она, подобно материальной субстанции, не вечна, изменчива и подвержена конечному распаду и в этом отношении не подобна атману.
Таким образом, теория переселения душ претерпела значительное изменение: не душа переходит из одного тела в другое, а конкретный комплекс непознаваемых элементов, предстающий в одном случае как определенная личность, в другом случае обнаруживает себя как иная личность.
Жизнь – это поток постоянно сменяющихся моментальных вспышек восприятия и сознания, и она нам только кажется непрерывной. В нирване дхармы достигают окончательного успокоения.
Одной из самых трудных для буддийского богословия задач было объяснить, каким образом при отсутствии негибнущей души действует закон кармы. Некоторые ранние буддийские школы (например, саммитиев) даже вынуждены были признать существование вечной души. Столь же плохо согласовалась с теорией отсутствия негибнущей после смерти души идея ада и рая (небес), где должно пребывать нечто нетленное и нематериальное.
Согласно раннему буддизму, в нирвану может войти только человек, накопивший в течение многих предыдущих жизней необходимые моральные заслуги в соответствии с требованиями «восьмеричного пути». В последней жизни он должен оборвать все мирские связи, постричься в монахи и посвятить себя усвоению учения Будды и размышлениям над тайнами бытия. У отшельников-аскетов были заимствованы старые и выработаны новые приемы самогипноза, при помощи которых можно было довести себя до каталептического транса, являвшегося, по представлениям буддистов, особым возвышенным состоянием, тормозящим психические функции и тем самым как бы прекращающим существование личности.
На вопрос, может ли человек достичь нирваны при жизни, современные буддисты отвечают положительно. В частности, они ссылаются на то, что Будда достиг нирваны в момент «просветления»; и некоторые места в канонических сочинениях позволяют им это утверждать. Однако это трудно примирить с первой «благородной истиной», по которой жизнь состоит из страданий и не столько нравственных, сколько телесных (рождение, болезнь, старость, смерть). Нирвана должна была освободить человека от страданий и такого рода, но известно, что Будда после «просветления», как о том свидетельствуют данные палийского канона, был подвержен усталости, болезням, старческой дряхлости и смерти.
Таким образом, на протяжении всего периода древности сохранялась стойкая традиция, что нирвана наступает только после физической смерти человека. Вероятно, это было самым ранним представлением. Довольно рано возникло, очевидно, и воззрение о том, что нирваны можно достичь еще при жизни. И хотя традиционная биография Будды, сложившаяся к тому времени, уже основывалась на новых представлениях, прежние оказалось невозможным обойти. Важно, что в этом вопросе среди буддистов не было единства и после записи канона.

© 2024 nowonline.ru
Про докторов, больницы, клиники, роддома