Контроль над ситуацией — физиологическая потребность человека. Боязнь сойти с ума

ФОТО Getty Images

1. Страх смерти

Ситуация. У Андрея, 32 года, очень напряженный период на работе. После неприятного разговора с руководителем он вышел в коридор и почувствовал сильное сердцебиение. Андрей внезапно вспомнил, что его дедушка умер от инфаркта, и очень испугался того, что сейчас умрет. Такие приступы учащенного сердцебиения и панического страха стали повторяться ежедневно. Обследование врачей показало, что он совершенно здоров.

Комментарий эксперта: Это базовый страх, тесно связанный со многими другими – страхом войны, болезни, беспомощности… Но причины, которые его обостряют, могут быть разными. В ситуации с Андреем страх смерти запустил накопленный стресс. Усталость и перенапряжение часто вызывают сильные переживания, которые человек может счесть признаком опасного заболевания. Переживание трагических событий или сильная реакция кого-то из близких на смерть также вызывают этот страх. Чаще всего это случается с людьми, с которыми в детстве и юности не разговаривали о болезнях и умирании. У ребенка есть потребность, чтобы ему объясняли, что будет смерть и это неизбежно придется принять. Без такого опыта человеку будет трудно самому во взрослом возрасте разработать концепцию, которая поможет смириться с этим. В нашей жизни очень мало механизмов, которые спасают от страха смерти, один из них – религия. Поэтому сегодня, когда людям не свойственна по-настоящему глубокая вера, этот страх усиливается.

Задача психотерапевта: Помочь клиенту принять реальность и адекватно воспринимать возможные риски. То есть различать ситуации смертельно опасные и те, которые не так страшны. Например, тому, кто боится разбиться на самолете, важно показать, насколько мала вероятность такой гибели.

ФОТО Getty Images

2. Страх неудачи

Ситуация. Ольга, 43 года, на работе выкладывается по полной, а потом допоздна занимается домашними делами и помогает с уроками детям. Она стремится быть лучшей матерью, прекрасной женой и ответственной сотрудницей. И очень сильно боится, что у нее что-то не получится и она где-то допустит ошибку. Она опасается, что сделает ошибку и ее уволят за это. Иногда она думает, что из-за того, что она «плохая» мать (хотя на самом деле она много уделяет внимания своим детям), ее дети вырастут с психологическими проблемами и будут неуспешны в жизни.

Комментарий эксперта: За этим страхом обычно стоит перфекционизм. Такой человек уже с детства ориентирован родителями на достижение высоких результатов. Но некоторые в подростковом возрасте сами приходят к этой мысли: «Если я буду успешен, многого добьюсь в жизни, то буду чувствовать себя хорошим и буду нужен другим людям». Часто такой человек хочет быть лучшим сразу во всем, а значит, его тревога с чем-то не справиться многократно усиливается. К сожалению, у перфекционизма большая социокультурная поддержка. Страх неудачи – одно из последствий конкурентной культуры, проблема больших городов, где выживает сильнейший.

Задача психотерапевта: Снизить у клиента уровень перфекционизма, помочь ему замечать и ценить свои промежуточные достижения. Крайний перфекционист обычно мыслит в категориях «все» - «ничего», «победитель» - «лузер», поэтому ему важно научиться ставить реалистичные цели и осознавать, что один проект может быть успешным, а другой нет.

ФОТО Getty Images

3. Страх одиночества

Ситуация. У Надежды, 30 лет, есть молодой человек. Он ей не слишком нравится, но она очень боится, что так и не выйдет замуж, не родит детей и останется одна. Поэтому она всеми силами цепляется за эти отношения, готова мириться с тем, что ее не устраивает. Когда ее молодой человек кричит на нее и поднимает руку, она прощает его. Узнав о его измене, она подумала, что проблема в ней и она должна проявить больше заботы и внимания, чтобы партнер ее не бросил.

Комментарий эксперта: Огромную роль здесь играет давление семьи и социума: ты что, еще не родила, ты что, еще одна? Но есть и другой корень – нарушенная привязанность в ранних отношениях с матерью, страх быть брошенным, из-за которого человек ввязывается в отношения, которые его не устраивают. Он не верит, что может найти что-то лучшее и что способен удерживать рядом с собой других людей.

Задача психотерапевта: Укрепление самооценки. Человек, который принимает себя и уверен в своих силах, спокойнее относится к давлению общественного мнения, он может отказаться от отношений, в которых чувствует себя плохо, и подождать другой встречи.

ФОТО Getty Images

4. Страх неопределенности

Ситуация. Елена, 49 лет, опасается, что экономическая ситуация еще больше ухудшится, и она не сможет дать детям хорошее образование, а еще боится, что с детьми что-то случится, постоянно звонит им и шлет смс, а еще беспокоится о проблемах со своим здоровьем, причин которых она не понимает. Она постоянно думает о том, что что-то случится с ее квартирой, и возвращается домой, если ей кажется, что забыла выключить газ. В ее голове постоянно вертятся мысли, в которых она видит катастрофический исход любой ситуации.

Комментарий эксперта: Тревога перед будущим знакома каждому человеку, особенно она сильна в нашей стране. Но одни из нас готовы признавать ее как неизбежную часть жизни, а для других состояние неопределенности невыносимо. Все, с чем такой человек имеет дело, становится для него поводом для новых страхов. Толерантность к неопределенности (не) вырабатывается в детстве. Спокойный взрослый скажет: «Ну ничего, как будет, так и будет». Тревожные родители, напротив, склонны паниковать и жестко все планировать. Когда что-то из их планов срывается, ход жизни рушится. Обычно ребенок усваивает реакцию родителей на что-то непредвиденное.

Задача психотерапевта: Помочь клиенту принимать неопределенность в целом. Такие люди очень беспокойны, они бесконечно обдумывают все возможные варианты решения проблемы, что лишь ухудшает их состояние. Психолог учит их мыслить рационально: «Могу ли я изменить ситуацию? Тогда я ее меняю. Не могу – тогда стараюсь об этом не думать». В работе с этим страхом полезны и методики осознанности (тип медитации), которые позволяют оставаться в «здесь и сейчас» и не заглядывать в будущее.

ФОТО Getty Images

5. Страх потери контроля

Ситуация. У Михаила, 35 лет, во время какого-то рабочего спора возникло ощущение, что он сейчас вскочит и ударит коллегу. После этого он начал опасаться вообще всех своих негативных эмоций. Как только в нем поднимается злость, сразу в сознании появляется картинка, что сейчас он не сможет сдержаться и ударит собеседника. Эта мысль становится такой навязчивой, что все больше мешает ему общаться с окружающими.

Комментарий эксперта: Такой человек не видит разницу между эмоциями и поведением. Скорее всего, родители в детстве жестко запрещали ему проявлять негативные эмоции, и ребенок не смог уловить градацию чувств и действий. Он не понимает, что можно разозлиться, но это не приведет к потере контроля над собой. Сталкиваясь с сильными эмоциями во взрослой жизни, он испытывает сильный страх и старается пресекать любые негативные импульсы и мысли. Человек может чувствовать, что хочет броситься под поезд, – и перестает заходить в метро в страхе, что сделает это. Но в реальности такие импульсы почти никогда не приводят к потере контроля. Человек, который на самом деле склонен терять контроль (например, психопат), совсем не переживает по этому поводу.

Задача психотерапевта: Изменить поведение, а не мышление. Психолог проводит эксперименты, которые показывают клиенту: как бы он ни боялся потерять контроль, какие бы ужасные мысли ни приходили ему в голову, специально он не может его потерять. Постепенно человек учится различать эти вещи.

6. Страх страха

Ситуация. Василий, 41 год, страдал паническим расстройством и боялся умереть от сердечного приступа. Теперь, после обследований и подробных объяснений врачей, он понимает, что не умрет. Но при этом все симптомы паники сохраняются – колотится сердце, кружится голова, потеют ладони. В результате Василий стал бояться самих проявлений тревоги. У него даже нет четкой картины, что произойдет, но это состояние просто непереносимо.

Тот, кто знает, что существует Творец, не должен постоянно бояться упустить из рук контроль за ситуацией. Мир есть кому контролировать.

Страх потери контроля (над ситуацией или собой). Все, что мы можем сказать о природе этого страха в модели, предполагающей отсутствие у мира Создателя, так это только то, что контролировать любой процесс трудно, необычайно трудно - поскольку все случайно и, по определению, неподконтрольно. Можно стараться "держать руку на пульсе" событий и даже временно преуспеть в этом занятии, но ситуация в результате только ухудшится, так как именно тот, кто управляет, и подвержен страху это управление потерять. Рано или поздно любой человек - даже при наличии у него силы, способностей, авторитета и харизмы - теряет контроль над другими людьми, собой, своим здоровьем, своей жизнью и даже тем, что остается после его смерти: нет продолжателей, все забыто или извращено - других результатов не бывает.

Что бы человек ни предполагал, какие бы планы ни строил, итог получится печальным, ибо, как заметил один литературный герой: "Аннушка уже пролила масло", - что предвещало близкую смерть писателя Берлиоза, независимо от его сиюминутных видов на будущее.

Но не так обстоит дело в модели "Творец существует". Он не только существует, но и все находится под Его контролем. Никакая ситуация не может развиваться хаотически. Все идет так, как и должно идти. Надо только суметь проявить свою способность к принятию свободного решения.

Конечно, и в этой модели не все свободно от страха потери сознательного участия в ситуации (так мы переиначили страх потери контроля). Если Всевышний безразличен ко мне - или, другими словами, если Он не любит меня, - то какое мне дело, контролирует Он события или нет? Он же не мой старший брат, который не даст меня в обиду! Откуда я знаю, что у Него на уме? Короче говоря, в модели "Творец существует, но Он меня не любит" боязнь пропасть из-за собственной слабости все еще настолько весома, что продолжает формировать во мне определенные комплексы, ведущие к неврозам.

Поэтому модель "Творец существует" надо дополнить одним очень важным тезисом: Он меня любит и всегда делает все, что ведет к моей пользе.

Тезис о Его любви ко всему, что Им сотворено, можно сказать, краеуголен. На нем стоит весь иудаизм. Из него вытекают крайне важные следствия. И доказать его - как теорему - можно, исходя из аксиомы о существовании и единственности Творца

Среди психологических аспектов человеческого.бытия в мире, созданном Творцом, Который любит Свои издания, отметим два обстоятельства. Первое: я знаю, что Он ко мне относится с любовью, но еще я знаю, что должен попросить Его проявить эту любовь ко мне.

Как это понимать? Приведем пример из жизни нью-йоркского миллионера, отправившего своего любимого сына учиться в Париж. При этом он определил ему некоторую регулярную сумму, получить которую, впрочем, тот может только после телефонного звонка папе. Секретарь спросил отца: разве не удобнее дать распоряжение в парижское отделение банка, чтобы там автоматически перечисляли сыну все, что полагается? А еще удобнее дать сразу всю годовую сумму и не заставлять всех заниматься работой по переводу денег. Сын вполне самостоятелен, не доверять ему нельзя - хотя бы потому, что через несколько лет отец сам начнет постепенно вводить его в дело. На это миллионер ответил: ты прав, так всем было бы легче. Но не мне! Во-первых, он вряд ли станет часто разговаривать со мной по телефону. А во-вторых, мне надо научить его быть партнером, умеющим работать в постоянном контакте... Всевышний любит нас и "хочет", чтобы мы к нему обращались со своими просьбами.

Второе обстоятельство. Создатель не дает нам ничего такого, что в конечном счете может привести нас к удалению от Творца. Другими словами, Он не спешит исполнять то, что нам может повредить (или, по крайней мере, не нужно). Вот схема работы подобного механизма: допустим, человек испытывает некоторую нужду; пока он не просит об этом Всевышнего, нужда удовлетворена не будет, но даже если он попросит Творца и Тот услышит просьбу - даже в таком случае просьба может остаться невыполненной, если в ней нет никакой пользы для просителя". . Человек, просящий у Создателя помощи, должен быть честен перед самим собой. Он должен отдавать себе отчет - доверяет ли Создателю, готов ли получить помощь именно от Создателя и т.д. С другой стороны, обращаясь к Творцу с просьбой, надо быть готовым к любому ответу . На практике это правило сказывается в том, что многие события нашей жизни мы склонны воспринимать как трагедии, большие или маленькие, не всегда понимая, с последствием чего в нашем поведении мы сталкиваемся. Согласно "атеистической модели", многие события своей жизни люди, живущие в согласии с этой моделью, склонны объяснять случайностью, невезением и прочими причинами, лежащими не в них, а где-то снаружи, в то время как чисто еврейским подходом будет спросить себя: что я из этого могу извлечь, чему научиться? Подобные вопросы задавать себе можно (и нужно) также и в тех случаях, когда я не просил того, что со мной произошло.

Юлия

Меня беспокоит моё душевное состояние. Постоянное чувство усталости которое выливается в гнев на супруга, старшего ребёнка десяти лет. Чувства отчаяния, вины, что я успеваю слишком мало дел сделать в течении дня. Когда происходят приступы гнева, мгновенно появляются суицидальные мысли, хочется сейчас же себя убить. Не очень часто, где-то 2-3 раза в месяц возникают слуховые галлюцинации, будто кто-то, вернее не кто-то, а мой муж меня окликает по имени. Я сама пугаюсь этих окликов. Так же постоянно преследует чувство, что меня мой муж не ценит, не хочет общаться, что у него одна цель, использовать меня как домработницу. При всех моих подозрениях и мнительности, я отдаю себе отчёт в том, что это всего лишь мои навязчивые мысли. Но, когда приходит очередной приступ гнева, паники, ощущения безысходности, желания спрятаться и ни с кем не общаться, я не могу себя контролировать. Спасаюсь тем, что сразу же принимаю успокоительное. Без него мне не прийти в себя. Очень боюсь однажды потерять контроль над собой. Пытаюсь поговорить с мужем, но он резко уходит от разговора, говорит, что я психопатка, что меня нужно положить в психбольницу. После этих слов меня охватывает чувство сильного одиночества, я замыкаюсь в себе, мне не хочется ни с кем разговаривать, я плачу и ухожу из дома бродить по улицам. Свежий воздух приводит меня в чувства и я возвращаюсь домой.Посоветуйте, пожалуйста, как мне себе помочь. О себе: 34 года,замужем, высшее образование, 10 месяцев назад родила второго ребёнка. Сижу дома с детьми. До рождения ребёнка была очень активна, много работала. Даже когда ребёнок уже родился, по инерции работала. Сейчас не сил работать, какая-то психологическая зажатость, хотя возможность работать есть на дому. Работа творческая, связана с общением с людьми. Присутствует страх общения с людьми. Собственного голоса пугаюсь. Помогите мне пожалуйста. С уважением, Юлия.

Ну, с таким равнодушным отношением к Вашим проблемам ("я психопатка, меня нужно положить в психбольницу"), Ваши упреки мужу совершенно обоснованы. Как бы, и правда, не оказалось, что он Вам совершенно не сочувствует. А что касается Вашего эмоционального состояния, то оно вполне может быть связано с послеродовым периодом - слышали о "послеродовой "? Обязательно нужно обратиться к грамотному врачу-психотерапевту или психиатру, лучше не полагаться на то, что все само пройдет. Лечатся такие состояния очень хорошо и больше не возобновляются (разве что могут спровоцировать очередные роды). Всего доброго!

Консультация психотерапевта на тему «Потеря контроля над собой» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.

О консультанте

Подробности

Врач-психотерапевт, психиатр, психолог-психоаналитик, кандидат медицинских наук, доцент, член экспертного совета и ведущий постоянных рубрик журнала «Наша Психология», член общественной организации «Российское общество психиатров».

Вы уставали настолько, что боялись сойти с ума, перестать управлять ситуацией и собой? Страх сумасшествия (лисофобия) – крайняя форма боязни потерять контроль над собой. Но эта фобия встречается редко, чаще люди боятся впасть в гнев, истерику, ярость и совершить непоправимую ошибку. Или оказаться в состоянии беспомощности, стать заложником ситуации.

В психологии под контролем над ситуацией подразумевается уверенность человека в себе и своей безопасности. В ситуации, когда человек не чувствует достаточного контроля, возникает в реальном или воображаемом порядке. Так развивается , стремление к составлению списков, попытки контролировать других людей, .

Страх потери контроля – тревожное состояние, сопровождающееся волнением. Наверняка вам приходилось сдавать экзамены, и думаю, не всегда вы были готовы на 100 %. Что чувствует неподготовившийся студент? . Он боится потерять контроль и завалить экзамен. Вот и человек, не готовый к жизни, боится потерпеть неудачу.

Потребность в порядке заставляет искать иллюзорные способы контроля. Так рождается увлеченность гороскопами, гаданиями, вера в приметы и суеверия, амулеты и прочее.

Потребность в контроле и безопасности – первичная, физиологическая потребность. Она есть у любого человека. Потому в кризисной ситуации социальной, политической или экономической нестабильности общества люди растеряны и запуганы.

Кстати, таким сознанием проще управлять. Иногда ради этого народ запугивают специально, транслируя в СМИ провокационные новости. В эти моменты нужно обязательно помнить о внутренних Это позволяет сохранить рациональность и снова почувствовать контроль.

Причины страха

Страх потери контроля не является самостоятельной проблемой. Это вид панического или или следствие , .

На развитие страха беспомощности влияет ряд факторов:

  • неуверенность;
  • повышенная тревожность;
  • зависимость от мнения окружающих;
  • депрессивные наклонности;
  • перегрузки нервной системы;
  • чувство неопределенности будущего;
  • повышенное чувство ответственности;
  • перфекционизм;
  • попытки тотального контроля над миром и собой;
  • неудовлетворенность жизнью;
  • непосильные и многочисленные обязанности.

Люди, подвергшиеся в детстве тирании, чувствующие опасность, больше остальных подвержены паническим атакам, тревогам и страхам. Негативно отражается в условиях требовательности, повышенной моральной ответственности и ожиданий. Как один случай жестокого наказания за ошибку, так и систематические условия напряжения в будущем формируют страх потери самообладания или утраты контроля над ситуацией.

Что вызывает страх у ребенка:

  • алкоголизм, драки и скандалы родителей (он не способен контролировать их поведение, никогда не знает, чем закончится очередной скандал);
  • жесткие наказания за забытую чашку или испачканную рубашку;
  • требования сидеть с младшим братом и наказание при неудачах (например, малыш ударился).

Страх потери контроля формируется после повторяющихся стрессовых ситуаций. Если в каких-то условиях человек испытал сильное волнение, с трудом сохранил самообладание, например, вышел с достоинством из , то при повторяющихся похожих ситуациях внутреннее напряжение нарастает. Индивид боится, что ситуация повторится, но он не сможет с ней совладать.

Другой пример – на улице девушка столкнулась с неадекватным подвыпившим человеком и чудом от него спаслась. В этом случае для формирования страха будет достаточно одного случая. Аналогично действует ДТП. Авария или занос машины, не закончившийся аварией, закладывает страх повторения ситуации с неблагоприятным исходом.

Собственный негативный опыт потери самообладания – еще одна причина страха потери контроля. Кроме этого, фобия развивается в ситуации наблюдения (человек видел, как кто-то потерял контроль над собой или ситуацией).

Страх потери контроля усугубляется в ситуации нестабильности, в периоды кризисов личности, внутренних или внешних изменений, не поддающихся объяснению. Когда человек ощущает, что внутри него что-то изменилось, например, резко меняются интересы или из-за хронической усталости заметно ухудшилась память, то страх дальнейших ухудшений и полной потери контроля над собой усугубляется.

Как избавиться

Осознайте, что страх потери контроля базируется на недоверии к себе, миру, конкретным людям. На самом деле речь идет не о страхе, а об ответственности, планировании, способностях и возможностях. При каких условиях человек не становится заложником обстоятельств:

  • он уверен в себе;
  • у него адекватная ;
  • он хорошо осведомлен о своих достоинствах и недостатках;
  • человек умеет преодолевать ;
  • он знает, в каком направлении двигается и каков ;
  • у него есть жизненный план.

Похож ли этот портрет на вас? Если нет, то определите, какой пункт нуждается в доработке. Начните работать.

Причина страха потери контроля – и , вытекающее из нее. Каждый, кто боится потерять контроль, винит себя за что-то в прошлом, не простил ошибку.

Если это ваш случай, то осознайте причину вины. Теперь подумайте, виновны ли вы на самом деле? Вероятно, в той ситуации вы не обладали должными знаниями или умениями. Но теперь вы опытны и умны. А если нет, то приобретите недостающий навык. Так люди, боящиеся подвергнуться нападению, идут на курсы самообороны. А студент, попавший однажды впросак, активно расширяет кругозор и развивает эрудицию. Теперь он с кем угодно вступит в полемику, но уже не будет высмеян.

С травмами самостоятельно справиться получается не всегда. Если корни заложены в детстве, то устранение неуверенности или повышение самооценки – маскировка, а не решение. Список возможных психотравм бесконечен. Но если выделить их общую суть, то речь идет о предательстве, утрате доверия, унижениях, одиночестве, обвинениях.

Для полноценного избавления от страха потери контроля нужно обратиться к психотерапевту, так как это элемент расстройства или состояние, предшествующее ему.

Ощущение контроля над ситуацией является физиологической потребностью, а потеря контроля заставляет искать порядок любыми доступными средствами, в том числе с помощью иррациональных решений, говорится в статье, опубликованной американскими учеными в журнале Science. Ученые изучали психологию людей, лишившихся чувства контроля над ситуацией. Они просили одну группу добровольцев вспомнить ситуации, когда они не могли контролировать развитие событий, например, во время серьезной аварии на дороге. Другую группу просили вспомнить случаи, когда они ощущали полный контроль над ситуацией, например, когда приходили на экзамен отлично подготовленными. Затем испытуемым показывали изображения, которые содержали либо случайный набор большого количества точек, либо еле видимые изображения предметов, "спрятанные" среди точек. Выяснилось, что люди, ощущавшие контроль над ситуацией, на 95% правильно определяли "спрятанные" изображения и отличали их от случайного набора точек. Но добровольцы, вспоминавшие потерю контроля над ситуацией, видели изображения предметов в случайном наборе точек в 43% случаев. "Люди видели ложные изображения, что говорит о том, что недостаток контроля приводит к физиологической потребности порядка, пусть даже воображаемого", — считает руководитель исследования Дженифер Уитсон (Jennifer Whitson) из Техасского университета, слова которой приведены в сообщении компании MS&L. По словам ученых, при потере контроля люди часто склонны к иррациональным решениям и действиям. Это также объясняет популярность астрологических прогнозов во время общественных кризисов, когда люди хватаются за любую возможность установления порядка и связей. "Чем меньше человек контролируют ситуацию, тем более вероятно, что он будет искать порядок с помощью умственных усилий. Ощущение контроля настолько важно, что его потеря вызывает сильнейший страх. Несмотря на то, что восприятие в этот момент часто становится ошибочным, человек ищет любое подобие порядка, что удовлетворяет глубокую психологическую потребность", — считает один из авторов исследования Адам Галинский (Adam Galinsky) из Северо-западного университета. Ученые также выяснили, что люди способны вернуть ощущение контроля над ситуацией с помощью мысленных действий. Исследователи заранее выясняли у испытуемых значимые для них ценности. В ситуации потери контроля часть добровольцев просили вспомнить о чем-нибудь значимом для них, а другую часть — о чем-то не значимом. Оказалось, что воспоминания о чем-то не значимом не влияло на ситуацию, а воспоминания о значимых вещах восстанавливали ощущение контроля. В этом случае способность у добровольцев различать "спрятанные" изображения и случайный набор точек на картинках полностью восстанавливалась.

© 2024 nowonline.ru
Про докторов, больницы, клиники, роддома