Проблема психологической готовности к обучению в школе

Итогом развития ребенка в дошкольном детстве является его психологическая готовность к обучению в школе. Проблема готовности ребенка к школе является важной с точки зрения его успешного обучения и освоения школьных знаний, с точки зрения адаптации ребенка к школе и с точки зрения развития ребенка.

Традиционно под психологической готовностью к школьному обучению понимается уровень психического развития ребенка, необходимый и достаточный для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

В отечественной психологии теоретическая проработка проблемы психологической готовности в школе основана на трудах Л.С. Выготского.

Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития» ребенка. «Зона ближайшего развития» определяется тем, чего ребенок может достичь в сотрудничестве с взрослым. Сотрудничество при этом понимается очень широко: от наводящего вопроса до прямого показа решения задачи.

Если актуальный уровень психического развития ребенка такой, что его «зона ближайшего развития» ниже той, которая требуется для освоения учебной программы в школе, то ребенок считается неготовым к школьному обучению, так как в результате несоответствия его «зоны ближайшего развития» требуемой он не сможет усвоить программный материал и сразу попадает в разряд отстающих учеников.

Выделяют несколько параметров психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе. Это определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения, достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы. Наиболее важным признавался мотивационный план.

По мнению Л.И. Божович, ребенок, готовый к школе, хочет учиться потому, что у него уже есть потребность занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости (социальный мотив учения), и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного внутренней позицией школьника. Этому новообразованию придается очень большое значение, поскольку внутренняя позиция школьника может выступать как критерий готовности к школьному обучению.

Школа является связующим звеном между детством и взрослостью. И если посещение дошкольных учреждений является необязательным, то посещение школы строго обязательно, и дети, достигая школьного возраста, понимают, что школа открывает им доступ к взрослой жизни. Отсюда и появляется желание пойти учиться в школу, чтобы занять новое место в системе общественных отношений. Именно этим, как правило, объясняется то, что дети не хотят учиться дома, а хотят учиться в школе: им недостаточно удовлетворить только познавательную потребность, им еще необходимо удовлетворить потребность в новом социальном статусе, который они получают, включаясь в учебный процесс как серьезную деятельность, приводящую к результату, важному и для ребенка, и для окружающих его взрослых.

В проблеме психологической готовности к школе особое место уделяется развитию произвольного поведения ребенка. Так, Д.Б. Эльконин считал, что произвольное поведение рождается в коллективной ролевой игре, позволяющей ребенку подняться на более высокую ступень развития, чем игра в одиночку. Коллектив корректирует нарушения в подражании предполагаемому образцу, тогда как самостоятельно осуществить такой контроль ребенку бывает очень трудно.

Фактически это параметры произвольности, являющиеся частью психологической готовности к школе, на которые опирается обучение в 1 классе.

Существуют и другие подходы к определению психологической готовности детей к школе, когда, например, основной упор делается на роль общения и развития ребенка. Выделяются три сферы: отношения к взрослому, отношение к сверстнику и к самому себе, уровень развития, которых определяет степень готовности к школе и определенным образом соотносится с основными структурными компонентами учебной деятельности.

Важной частью психологической готовности детей к обучению является социально-психологическая готовность к школе. Одной из центральных составляющих социально-психологической готовности является коммуникативная компетентность. Каждому ребенку необходимо умение войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать в одних обстоятельствах и уметь не уступать в других. Эти качества обеспечивают адаптацию к новым социальным условиям.

При изучении интеллектуального компонента психологической готовности к школе делается акцент на уровень развития интеллектуальных процессов. Для успешного обучения ребенок должен уметь выделять предмет своего познания.

И.В. Дубровина выделяет еще одну составляющую психологической готовности к школе - развитие речи. Речь тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления. Необходимо, чтобы ребенок умел находить в словах отдельные звуки, т.е. доложен быть развит фонематический слух.

Так, из всего выше сказанного, складывается традиционный подход к понятию психологической готовности к школьному обучению, в котором в настоящее время выделяется три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный.

Под интеллектуальной зрелостью понимают дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость), включающее выделение фигуры из фона; концентрацию внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторная координация. Понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга.

Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.

Кроме традиционного подхода в психологии возможен иной взгляд на проблему готовности к школе через понятие индивидуальности, основанный на концепции Б.Г. Ананьева. Ключ к решению проблем школьной дезадаптации лежит здесь в развитии индивидуальности школьников.

Б.Г. Ананьев рассматривает проблему детской индивидуальности и подчеркивает, что основными ранними ее вехами является поступление ребенка в школу, обусловливающее более широкий обширный круг социальных связей. Б.Г. Ананьев определяет индивидуальность, как полисистемное образование, интегрирующее важнейшие свойства субъекта деятельности, личности и индивида, присущие определенному, конкретному человеку.

Таким образом, в настоящее время существует три подхода к проблеме школьной зрелости.

  • 1. Унитарный подход - готовность к школе определяется одним компонентом (например, произвольность поведения по Д.Б. Эльконину).
  • 2. Комплексный подход - готовность к школе определяется несколькими (двумя-тремя) компонентами (А.Д. Андреева, Л.И. Божович, Н.Л. Васильева и др.).
  • 3. Системный подход - готовность к школе через развитие индивидуальности как полисистемного образования.

Итак, психологическая готовность формируется у ребенка на протяжении всего дошкольного детства и является комплексным структурным образованием, включающим интеллектуальную, личностную, социально-психологическую и эмоционально-волевую готовность.

Егорова Татьяна Анатольевна
Психологическая готовность детей к обучению в школе

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимость и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе школьников . Уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития» ребенка, определяющую тот результат, которого ребенок может достичь в сотрудничестве с взрослым.

Л. С. Выготский указывал на то, что обучение плодотворно только в том случае, если оно попадает в «зону ближайшего развития» ребенка.

Понятие «психологическая готовность к обучению » имеет смысл только в условиях массового обучения в школе , поскольку именно в этом случае учитель вынужден ориентироваться на некий средний уровень актуального развития детей и среднюю «зону ближайшего развития» .

Таким образом, – это необходимый и достаточный уровень актуального развития ребенка при котором школьная учебная программа попадает в «зону ближайшего развития» ребенка.

Если уровень психического развития ребенка такой, что его «зона ближайшего развития» ниже той, которая требуется для освоения учебной программы в школе , то ребенок считается психологически не готовым к школьному обучению , так как из-за несоответствия его «зоны ближайшего развития» требуемой он не может усвоить программный материал и сразу попадает в разряд отстающих учеников.

О «психологической готовности » судят по уровню развития следующих психических сфер : эффективно – потребностной, произвольной, интеллектуальной и речевой. Каким же должен быть уровень развития указанных выше сфер, чтобы можно было говорить о наличии психологической готовности к школьному обучению ? Для лучшего понимания вопроса необходимо обратиться к теоретической проработке проблемы психологической готовности к школе в трудах психологов (Л. И. Божович, Д. Б. Эльконин и др.) .

Так, Л. И. Божович выделила несколько параметров психического развития ребенка , наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе . Среди них – определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения, достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы. Самым важным в психологической готовности Л . И. Божович считала мотивационный план. Были выделены две группы мотивов :

1) Широкие социальные «мотивы учения» , или мотивы, связанные «с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений»;

2) Мотивы, связанные «непосредственно с учебной деятельностью, или познавательные интересы детей , потребность в интеллектуальной активности ив овладении новыми умениями, навыками и знаниями».

Готовый к школе ребенок хочет учиться, что позволяет ему занять определенную позицию в обществе людей, открывающий доступ в мир взрослых, и к тому же у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома.

Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового отно-шения ребенка к окружающей среде, названного Л. И. Божович «внутренней позицией школьника » .

Этому новообразованию Л. И. Божович придавала очень большое значение, считая, что «внутренняя позиция школьника » может служить критерием готовности к школьному обучению .

Новообразование «внутренняя позиция школьника » (возникающая на рубеже дошкольного и младшего школьного возрастов ) в общении со взрослыми на новом уровне, позволяет ребенку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности или произвольном поведении ученика.

Есть точка зрения, что слабое развитие произвольности – главный камень преткновения в психической готовности к школе . Но в какой степени должна быть развита произвольность к началу обучения в школе – вопрос , весьма слабо изучен и проработан в литературе. Трудность заключается в том, что, с одной стороны, произвольное поведение считается новообразованием младшего школьного возраста , развивающимся внутри учебной деятельности этого возраста, а с другой – слабое развитие произвольности – мешает началу обучения в школе .

Обсуждая проблему готовности к школе , Д. Б. Эльконин на первое место ставил сформированность необходимых предпосылок учебной деятельности, основные из них :

Умение детей сознательно подчинять свои действия правилу;

Умение ориентироваться на заданную систему требований;

Умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания в установленной форме;

Умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительному воспринимаемому образцу.

Фактически это параметры развития произвольности, на которые опирается в первом классе.

При изучении интеллектуального компонента акцент делается не на сумму усвоенных ребенком знаний, хотя, это тоже важно, а на уровень развития интеллектуальных процессов. Так, Л. И. Божович писала : «…усвоение любого учебного предмета предполагает наличие у ребенка способности выделить и сделать предметом своего сознания те явления действительности, знания о которых он должен усвоить. А это обязательно требует определенного уровня общения».

Кроме указанных составляющих психологической готовности к школе выделяется и развитие речи. Речь тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления. Необходимо, чтобы ребенок умел находить в словах отдельные звуки, т. е. у него должен быть развит фонематический слух.

Анализ учебной программы и требований школы , предъявляемых к ученику, подтверждают общепринятые положения, что готовность к школе проявляется в мотивационной, произвольной, интеллектуальной и речевой сферах.

В практической деятельности психологов имеется ряд диагностических программ по определению психологической готовности детей 6 лет к школьному обучению .

Эти программы состоят из игр и игровых заданий с правилами, позволяющими определить уровень развития аффективно - потребностей (мотивационной, произвольной, интеллектуальной и речевой сфер.

Шестилетние дети по уровню своего развития – дошкольники . Они не могут полностью развиваться в условиях системы школьного обучения . Включение детей 6 лет в учебную деятельность требует особых условий«дошкольного » режима, игровых методов обучения и др .

Вопрос о поступлении в первый класс ребенка 6 лет должен решаться индивидуально, исходя из его психологической готовности к школе .

Основные параметры психологического развития ребенка , наиболее влияющие на успешное обучение в школе , это следующие :

Личностная готовность к школе , включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции школьника , занимающего иное по сравнению с дошкольниками положение в обществе. Эта готовность выражается в отношении ребенка к школе , учителям и учебной деятельности;

Мотивационная готовность . Ребенок, готовый к школе , хочет учиться, у него уже есть потребность занять определенную позицию в обществе людей, позицию открывающую доступ в мир взрослости, у него познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома;

Интеллектуальная готовность . Под интеллектуальной зрелостью понимают дифференцированное восприятие, концентрацию внимания, мышления, возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию;

Волевая готовность заключается в способности ребенка напряженно тру-диться, делая то, что от него требует учеба и режим школьной жизни .

Следовательно, психологическая готовность к школьному обучению - целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности. Отставание в развитие одного из компонентов психологической готовности влечет за собой отставание развития других, что определяет своеобразные варианты перехода от дошкольного детства к младшему школьному возрасту .

Волнение родителей перед поступлением в школу малыша — нормальное явление, ведь никто не знает, как сложится жизнь первоклассников, как наладится общение со сверстниками, какие оценки будут появляться в дневнике чаще. Психологическая готовность ребенка к школе – многогранное понятие, включающее немало аспектов. Воспитатели, психологи, учителя проводят для ребенка перед поступлением в первый класс тестирование, позволяющее определить, насколько он созрел для начала обучения. Родители могут подготовиться к прохождению этого испытания самостоятельно.

Большой проблемой является то, что родители уделяют большее внимание умстевнному развитию чада, когда общая психологическая готовность еще не достигнута. Это состояние имеет симптомы:

  • отсутствие мотивации на постоянное пополнение багажа знаний;
  • проблем с адаптацией в группе ровестников;
  • непринятие социального статуса ученика;
  • несоответствие требованиям классного руководителя.

Психологическая готовность ребенка к обучению школе – обширное понятие, оно связывает качества личности и интеллект. Большинство родителей готовит дошкольников к новому этапу обучения, обращая внимание только на необходимые знания, как личность ребенок остается незрелым. Он тяжело переживает изменения режима дня, не хочет заниматься самостоятельно, на уроках не проявляет инициативу.

Впервые о психологической зрелости говорили педагоги-исследователи Ушинский и Леонтьев. Первый считал, что противопоказанием к обучению в школе является бессвязность речи, нарушение внимания, логопедические проблемы. Ученый Леонтьев считал, что признаком готовности дошкольника является управление своим поведением.

Психологическая готовность детей к обучению в школе изучена не полностью. Воспитатели подготовительной группы детского сада применяют разные подходы, помогающие подготовить дошкольников к следующему этапу обучения:


Современные детские сады дошкольников готовят по программам, основанным на гармоничном развитии, затрагивающем все аспекты психики малышей возраста 6-7 лет. Только такой подход поможет им без проблем начать получение знаний. Синтез перечисленных методов позволяет учесть все моменты готовности к школе, не потерять индивидуальность, сохранить гибкость мышления.

Влияние кризисного периода на психологическую зрелость

Возрастной этап 6-7 лет – кризисный период. В течение него происходит становление личности, принятие взросления, формирование психофизиологических качеств. Психологи считают начало «семилетнего кризиса» признаком готовности к школе. Характеризуется период изменением поведения дошкольника, его личности и самооценки. Кризисный период делят на два главных этапа:

  • формируются предпосылки нового возраста, накапливаются изменения (предпочтение созидательной деятельности, начинает интересоваться творческими заданиями, стремиться помогать по дому);
  • происходит новое осознание детской личности (начинает считать себя взрослым, стремиться стать школьником, появляется негативное поведение).

Для кризисного периода характерна потеря детской непосредственности, малыш начинает переживать за последствия своих поступков. Можно заметить появление искусственного поведения, манерности, странности. В зависимости от типа личности дети могут замыкаться в себе или напротив дерзить, не слушать взрослых, капризничать.

При диагнозе «гиперактивность» кризис проходит ярко, таким детям нужно уделять больше внимания. Они хотят учиться, но не могут сдерживать агрессию, ведут себя странно. При этом не происходит психологическое созревание личности.

К 8 годам поведение школьника выравнивается, появляется ориентация на получение знаний. До этого времени чадо хочет начать обучение, но при этом сохранить образ жизни и режим дня дошкольника. При гармоничном психологическом развитии он преодолеет этот этап с минимальными проблемами.

Готовность личности

При оценке личностной готовности психологи задают ребенку вопросы, касающиеся обучения. Переходить на следующий этап обучения необходимо лишь тем, кто имеет учебную мотивацию. Не редко встречаются дети, стремящиеся в школу из-за красивых канцелярских товаров, купленных родителями. Если ожидания малыша сводятся лишь к этой причине, то стоит, по возможности, повременить с обучением. Будущий школьник должен уметь управлять поведением, познавать мир, стремиться к новым знаниям.

Психологическую готовность ребенка к обучению в школе можно определить с помощью тестов, которые расскажут об уровне силы воли. Наличие ее помогает ему:

  • ставить цели;
  • действовать по плану;
  • принимать осознанные решения;
  • преодолевать трудности;
  • давать оценку результату своей деятельности.

Не стоит забывать о командной работе, необходимости оценивать работу других детей. Групповая деятельность – один из навыков, который дети получают в дошкольном учреждении. Игровая форма обучения, используемая воспитателями, способствует облеченному усвоению новых знаний.

Главные свидетельства достаточной волевой готовности:

  • развитие письма;
  • умение слушать и сосредотачивать внимание;
  • сдерживание импульсных действий;
  • умение пользоваться основными учебными принадлежностями;
  • поддержка порядка на своем рабочем столе, в шкафах, сумке.

Созревание дошкольника как личности определяется по уменьшению количества импульсивных действий, сдержанности, отсутствию неуравновешенного поведения. Дети, не сформировавшиеся личностно, отвечают с места, перебивают других, делятся личными переживаниями, не поднимают руки для ответа.

Психологическая незрелость опасна пробелами в знаниях, низкой продуктивностью обучения.

Зрелость интеллекта и речи

Психология учитывает не только качества личности, но и ее интеллект. В понятие интеллектуального развития входят: количество приобретенных знаний, словарный запас, количество «инструментов», используемых при познавательной деятельности. Немаловажна высокая обучаемость. Младший школьник должен уметь превращать учебное задание в цель, которой он будет достигать самостоятельно.

Будущий школьник должен владеть навыками разговорной речи, он должен употреблять большое количество слов из разных областей. Преимущество при обучении будет у детей, которые проявляют интерес к иностранным языкам и любознательны.

Чаще говорите со своим чадом, чтобы он мог грамотно строить диалог, знал правила этикета, строил простые и сложные приложения.

Умеющим читать дошкольникам необходимо привить любовь к книгам, не стоит заставлять их или устанавливать лимит страниц. Принуждение приведет к отторжению от этого занятия, особенно если родители будут настаивать на нем в момент пика «кризиса 7 лет». Взамен этого дайте крохе представление о звуках, слогах, буквах, предложениях. Просите пересказать прочитанное и заучивайте с ним небольшие стихи.

Хорошим подспорьем, помогающим решить возникающие проблемы, является пособие «Чтение без принуждения» Бугрименко и Цукермана. Впервые учебник издали 1993 году. Она содержит задания для подготовки к самостоятельному чтению, развитию слухового восприятия.

Интеллектуальная незрелость – причина нарушения отношений между школьником и педагогом. При ней происходит непринятие требований учителя, случаются проблемы с освоением программы. Со временем малыш может вовсе потерять интерес к конкретным занятиям или отказаться ходить на уроки. Ему станет неинтересен процесс получения новых знаний.

Социально-психологическая зрелость

Формирование и принятие нового статуса – одна из самых важных частей его психологической готовности. Зрелый дошкольник ответственно относится к учебному процессу, педагогу. Он чувствует ответственность за свои поступки, считает необходимым посещать школу. Чаще всего детей 7 лет больше всего привлекает внешний аспект обучения – новая форма, красивые канцелярские товары, чувство взросления.

Если свою социальную позицию ребенок принять не готов, то процесс адаптации в школе будет проходить сложнее. Даже с учетом спокойного поведения, наличия достаточного багажа знаний. Выстроить позитивное восприятие школьного периода невозможно без участия родителей. Их задача доступным языком рассказать ребенку о школьной жизни.

В семье не стоит шутить, представляя школу в негативном свете, так как малыш неправильно воспримет подобные разговоры.

Негативные высказывания взрослых, обсуждение ими школьных проблем, ссор с учителями, недопонимание с другими родителями – основные причины отсутствия контакта у младшего школьника с учителями, одноклассниками. Необходимо решать споры внутри семьи грамотно с самого младенчества, чтобы затем малышу было проще перенести ситуацию на других людей в другом коллективе и разобраться с проблемой без конфликтов.

Как понять, что малыш готов психологически

По соответствию критериям можно определить уровень психологической готовности ребенка к школе:


Для развития этих навыков необходимо использовать все доступные средства: посещать дошкольные учреждения, подготавливающие занятия, заниматься с родителями, психологом. Это поможет родителям своевременно выявить проблему незрелости. При работе с неподготовленными дошкольниками психолог мягко обучает:

  • пониманию учебной задачи и ее принятию;
  • образному мышлению;
  • обобщению, образованию понятий, составлению классификаций;
  • произвольно регулировать деятельность.

Измените режим дня: после домашних упражнений не укладывайте спать. Лучше всего отдать это время на прогулку. Утро отдавайте на развитие необходимых навыков (письмо, выполнение творческих заданий, тематические занятия), а после обеда дайте ребенку самостоятельно почитать, заняться конструированием и письмом.

Летние занятия обязательны для будущего первоклассника. Это последняя возможность устранить пробелы в его психологической готовности.

Что должен уметь будущий первоклассник

У большинства школ свои критерии отбора будущих первоклассников. Они проводят тестирование, которое определяет объем знаний ребёнка и психологическую зрелость. К 6-7 годам ему необходимо:


В процессе самостоятельной работы с ребенком можно использовать готовые пособия для диагностического тестирования, изданные под авторством Олеси Жуковой или Елены Лункиной. Они представляют собой красочные рабочие тетради, заполняемые во время занятий. Лучше всего приобретать оба пособия. Кроме них, можно использовать любые другие.

Дополнительно вы можете распечатывать тематические картинки для занятий, рисовать их самостоятельно, вырезать из книг. Задания родители могут придумать самостоятельно, подбирая объекты для получения знаний из окружающей среды. Тесты на готовность к школе определяют чаще всего уровень адаптации только по интеллекту. Дополнительно необходимо поработать над восприятием, обобщением, образным мышлением.

Определение уровня подготовки ребенка самостоятельно

Есть несколько вопросов и заданий, которые помогут без вмешательства педагогов определить готовность малыша к школе. Диагностика психологической готовности ребенка к школе невозможна без проверки мышления. Определить зрелость можно по успешному выполнению заданий:


  • Я думаю, что у меня появится много друзей в классе.
  • Интересно, какие предметы мы будем изучать.
  • Я надеюсь, что буду ходить на праздники и дни рождения с одноклассниками
  • Это правильно, что урок длится дольше перемены.
  • Я обещаю хорошо учится по всем предметам.
  • Интересно, чем кормят в столовой.
  • Мне кажется, что каникулы — лучшее время.
  • Все мои друзья пойдут в школу, и мне хочется с ними.
  • В школе будет лучше, чем в детском садике, интереснее.
  • Я хотел пойти в школу еще в том году.

8 плюсов и больше говорит о том, что дошкольник полностью готов к новому этапу. От 4 до 8 плюсов ставят те, кто не готов на 100% или хочет в школу из-за развлечений, а не из-за учебного процесса. Вам стоит поработать над учебной мотивацией. Меньшее число плюсов говорит о том, что к школе он не готов совсем.

Понаблюдайте за ребенком со стороны, попросите воспитателя сделать то же самое, а потом поделится с вами выводами. Психологическая зрелость проявляется готовностью ребенка соревноваться, работать в команде, выполнять задания самостоятельно. При выполнении поставленных задач, он должен уметь действовать последовательно.

Обратите внимание на тягу к чтению. Малыш должен уметь слушать, когда ему читают, а также самостоятельно листать книги.

На финальном этапе подготовки к школе можно провести дополнительные тесты:

  1. Графический диктант по клеточкам.
  2. Срисовывание узора с образца простым карандашом без использования резинки и ластика. Это задание выполняется на чистом листе, без линий, клеточек.
  3. Проведение игр по правилам. Педагоги рекомендуют использовать народную игру «Да и нет не говорите, черный, белый не берите». В ней сразу будут видны дети, не подчиняющиеся правилам, поэтому проигрывающие. Если у вас нет группы дошкольников, то давайте задания малышу с четким алгоритмом.
  4. Подготовьте картинки к сказке или истории, выложите их на стол в неправильном порядке. Дайте задание рассказать историю, правильно расположить картинки.
  5. Поиск звуков в словах. Это задание можно выполнять несколько раз в день для тренировки. Заранее оговорите какой звук будете искать.

Обязательно проведите с чадом беседу, касающуюся школы, обучения. Зачастую коммуникативные навыки, налаженные познавательные процессы, развитая память не помогают ребенку успешно постигать программу начальных классов. Отсутствие интереса к обучению многие педагоги считают нормой для кризисного возраста, но при условии, что он должен появиться в первые месяцы, проведенные за партой.

Важнейшая задача, стоящая перед системой дошкольного воспитания – всестороннее развитие личности ребенка и подготовка детей к школе. Психологическая готовность к школьному обучению – одна из сложнейших проблем детской и педагогической психологии. От ее решения зависит как построение оптимальной программы воспитания и обучения дошкольников, так и формирование полноценной учебной деятельности у учащихся начальной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологическая готовность детей к обучению в школе.

Важнейшая задача, стоящая перед системой дошкольного воспитания – всестороннее развитие личности ребенка и подготовка детей к школе. Психологическая готовность к школьному обучению – одна из сложнейших проблем детской и педагогической психологии. От ее решения зависит как построение оптимальной программы воспитания и обучения дошкольников, так и формирование полноценной учебной деятельности у учащихся начальной школы.

В настоящее время задача подготовки детей к обучению в школе является достаточно актуальной и выходит на одно из первых мест в диагностической практике психологической науки. В рамках этой проблемы идет решение задач развития личности детей, познавательной сферы, повышение эффективности их обучения. Данная проблема разрабатывается в современной зарубежной и отечественной науке (А. Анастази, С. Урбина, М.М. Безруких, С.П. Ефимова, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Т.Д. Марцинковская, А.Л. Венгер, Е.Е. Кравцова, В.С. Мухина, А.В. Запорожец). Она возникла несколько десятилетий назад в связи с изменением (снижением) сроков систематического обучения и включала решение вопроса оптимального возраста начала обучения. Ответ на вопрос, в каком возрасте необходимо начать обучение, когда и при каком состоянии этот процесс не будет приводить к нарушениям в его развитии и отрицательно сказываться на здоровье – связан с решением вопроса о содержании данного явления, определением его структуры и критериев диагностирования.

Готов ли ребенок к школе? На этот вопрос трудно ответить однозначно. Для одних взрослых это умение читать, писать, и считать (таких, пожалуй, большинство); для других – способность сосредоточиться на определенном деле и выполнить его по инструкции; для третьих – большой запас сведений и знаний по принципу «все обо всем» (чем более разнообразны эти знания, тем лучше); для четвертых – умение выполнять все требования взрослых. И каждый будет по-своему прав, так как четкого определения понятия «готовности» в современной психологии не существует.

Существуют различные подходы, в рамках которых предлагались различные способы определения готовности ребенка к обучению в школе. Одни указывали на достаточность критерия достижения детьми определенной степени морфологического развития, другие связывали готовность с умственным развитием, третьи считали непременным условием определенный уровень психического и, прежде всего, личностного развития.

Проблема изучения готовности возникает на рубеже возрастов при переходе из дошкольного возраста в младший школьный возраст. Спецификой данного периода является смена ведущего вида деятельности дошкольного возраста – сюжетно-ролевой игры на учебную деятельность, которая будет осваиваться, и обуславливать развитие в младшем школьном возрасте.

Исследователи проблемы готовности детей к школе Л.А. Венгер, А.Л. Венгер, Я.Л. Коломенский, Г.Г. Кравцов, В.С. Мухина, и другие, подчеркивают, что готовность к школе – это многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований.

Готовность – это определенный уровень психологического развития человека. Не набор некоторых умений и навыков, а целостное и довольно сложное образование.

Готовность ребенка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического, социального и психического развития ребенка. Это не разные виды готовности к школе, а разные стороны ее проявления в различных формах активности. В зависимости от того, что является предметом внимания педагогов, психологов и родителей в данный момент и в данной ситуации – самочувствие и состояние здоровья будущего первоклассника, его работоспособность, умение взаимодействовать с педагогом и одноклассниками, подчиняться школьным правилам, успешность освоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций - говорят о физиологической, социальной или психологической готовности ребенка к школе. В реальности это целостное образование, отражающее индивидуальный уровень развития ребенка к началу школьного обучения.

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Ее содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет ребенку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учебе, произвольного управления своим поведением, выполнение умственной работы, обеспечивающей сознательное усвоение знаний, установление со взрослыми и со сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью. Требование, предъявляемые ребенку школой, связаны, как показывают исследования психологов (Д.Б. Эльконин, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев и др.), с изменением социальной позиции ребенка в обществе, а также со спецификой учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Конкретное содержание психологической готовности не является постоянным, а изменяется и обогащается. Высокий уровень современной науки и техники, развития нашего общества, диктуют изменения в содержании и методах школьного обучения.

Психологическая готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование.

Очень важно, чтобы ребенок пошел в школу физически подготовленным. Однако готовность к школе не сводится только к физической готовности. Необходима особая психологическая готовность к новым условиям жизнедеятельности.

Мотивационная готовность. Прежде всего, у ребенка должно быть желание идти в школу, то есть мотивация к обучению. Должна быть сформирована «внутренняя позиция школьника». Именно подготовительная группа детского сада позволяет сменить игровую позицию на учебную. Происходят качественные изменения в психической сфере. От позиции дошкольника «я хочу» ребенок переходит к позиции школьника «надо». Он начинает понимать, что в школе применяются правила, оценочная система. Обычно готовый к обучению ребенок «хочет учиться».

Говоря о мотивационной готовности детей к учению, следует также иметь в виду потребность в достижении успехов, соответствующую самооценку и уровень притязаний. Потребность достижения успехов у ребенка безусловно должна доминировать над боязнью неудачи. В учении, общении и практической деятельности, связанной с испытаниями способностей, в ситуациях, предполагающих соревнование с другими людьми, дети должны проявлять как можно меньше тревожности. Важно, чтобы их самооценка была адекватной, а уровень притязаний был соответствующим реальным возможностям, имеющимся у ребенка.

Эмоционально-волевая готовность . У дошкольников должны быть сформированы эмоционально-волевые усилия. Когда ребенок не боится совершать ошибки, он учится их преодолевать. Когда он учится преодолевать трудности в учебе, у него повышается самооценка. Он приучается ограничивать свои желания, преодолевать трудности, его поведение уже не носит импульсивный характер. Ребенок, у которого в дошкольном детстве развиты все психические процессы - внимание, память . Недостаточное волевое развитие у дошкольников на последующих этапах онтогенеза может лежать в основе такого явления, как «отход от школы», стремление вернуться назад в детский сад, тормозить формирование личности младшего школьника (например, такого личностного новообразования, как произвольность), воображение, мышление, речь, моторика, физическое здоровье, - успешен в школе.

Социальная готовность. С оциальная зрелость – умение ребенка строить отношения со своими сверстниками и умение с ними общаться, а также он должен понимать и исполнять особую роль ученика. Эти умения должны быть уже сформированы. Когда ребенок социально не зрел, то у него и доска плохая, и Петя помешал, то есть, виноваты все, только не он. Он боится, что его будут ругать, оценивать в негативной форме. И ребенок вынужден защищаться. Такому ребенку нужна помощь – принятие таким, какой он есть. Уважение и доверие к ребенку должны определять позицию родителей. Это создаст ребенку ощущение психологического комфорта, защищенности, уверенности в своих силах, поможет пережить самый стрессовый класс. Ведь каждый день нужно быть готовым к урокам, внимательным, выдерживать нагрузку, смену деятельности. Когда ребенок попадает в школе в ситуацию дезадаптации, не комфорта и не успеха, то ответственны в этом родители.

Интеллектуальная готовность . И самое главное – у него должно быть хорошее умственное развитие, которое является основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками, а также для поддержания оптимального темпа интеллектуальной деятельности, чтобы ребенок успевал вместе с классом.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов – способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. Интеллектуальная готовность не предполагает наличие у ребенка, каких то отдельных сформированных знаний или умений (например, чтение), хотя, конечно определенные навыки у ребенка должны быть. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность. Однако, главное – это наличие у ребенка более высокого уровня психологического развития, которая и обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, дает возможность ребенку читать, считать, писать, то есть переводит во внутренний план.

Интеллектуальная готовность - это способность ребенка быть внимательным, быстро входить в рабочую зону, то есть с первой секунды включаться в рабочий процесс. Очень важно, чтобы ребенок умел удерживать в голове поставленную педагогом задачу, уметь анализировать и давать ответ (результат), и к тому же уметь самого себя проверить. Иметь хорошую развитую речь, уметь мыслить и рассуждать, и, конечно, иметь широкую познавательную базу.

Основным новообразованием дошкольного детства считается умение играть в ролевые, сюжетные, и что самое важное для школы – в игры с правилами. Он моделирует в игре свои отношения с окружающим миром, проигрывает различные ситуации: в одних лидирует, в других подчиняется, в-третьих, осуществляет совместную кооперативную деятельность с другими детьми и взрослыми. Все сензитивные периоды развития дошкольника постигают разнообразие социальных связей. Поэтому важнейшей предпосылкой готовности к школе является исчерпанность предыдущего периода развития: ребенок должен уметь играть. В противном случае нагрузка начальной школы может оказаться непомерной и привести к появлению невротических симптомов у ребенка (капризности, плаксивости, страха перед учениками и перед учительницей, и даже отказ ходить в школу).

Список использованной литературы:

  1. Безруких М.М. Портрет будущего первоклассника // Дошкольное воспитание. – 2003. - №2. – С 47-51.
  2. Волкова – Гаспарова Е.Н. Ребенок идет в школу // Дошкольное воспитание. – 2006. - №10. – С 23-26.
  3. Голикова Н.Т. Формирование мотивационной готовности к школе // Дошкольное воспитание. – 2004. - №4. – С 42-28.
  4. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М., 1991. – 152с.
  5. Венгер Л.А., Марцинковская Т.Д., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? – М., 1994. – 192с.
  6. Новикова Н.А. Психологическая готовность к школе // Дошкольное воспитание. – 2005. - №8. – С 95-100.

Глава 1. Общая характеристика учебной деятельности.

1.1 Развитие учебной деятельности ребенка.

Учебная деятельность ребенка развивается также постепенно через опыт вхождения в нее, как и все предшествующие деятельности (манипуляционная, предметная, игровая). Учебная деятельность представляет собой деятельность, направленную на самого учащегося. Ребенок учится не только знаниям, но и тому, как осуществлять усвоение этих знаний.

Учебная деятельность, как всякая деятельность, имеет свой предмет. Предметом учебной деятельности является сам человек. В случае обсуждения учебной деятельности младшего школьника – сам ребенок. Учась способам письма, счета, чтения и др., ребенок фиксирует себя на самоизменение – он овладевает необходимыми, присущими окружающей его культуре способами служебных и умственных действий. Рефлексируя, он сравнивает себя прежнего и себя нынешнего. Собственное изменение прослеживается и выявляется на уровне достижений.

Самое существенное в учебной деятельности – это рефлексия на самого себя, отслеживание новых достижений и происшедших изменений. «Не умел» - «Умею», «Не мог» - «Могу», «Был» - «Стал» - ключевые оценки результата углубленной рефлексии своих достижений и изменений. Очень важно, если ребенок становится для самого себя предметом изменения и субъектом, который осуществляет это изменение самого себя. Если ребенок получает удовлетворение от рефлексии на свое восхождение к более совершенным способам учебной деятельности, к саморазвитию, то это значит, что он психологически погружен в учебную деятельность.

Исследуя учебную деятельность, Д.Б. Эльконин придавал особое значение оценке самим ребенком степени усвоения. Он писал: «Благодаря действию оценки ребенок определяет, действительно ли решена учебная задача, Действительно ли он овладел требуемым действием настолько, чтобы в последующем использовать его при решении многих частных и практических задач. Но тем самым оценка становится ключевым моментом при определении, насколько реализуемая школьником учебная деятельность оказала влияние на него самого как субъекта этой деятельность. В практике обучения именно данный компонент выделен особенно ярко. Однако при неправильной организации учебной деятельности оценка не выполняет всех своих функций». Всякая учебная деятельность начинается с рефлексии на изменения и с того, что учитель оценивает ребенка, а ребенок учится оценивать самого себя. Оценка, как внешнее действие, фиксированное на результате, содействует тому, что ребенок выделяет себя как предмет изменений.

Учебная деятельность имеет свою структуру. Д.Б. Эльконин выделил в ней несколько взаимосвязанных компонентов:

1 – учебная деятельность – то, что должен усвоить ученик: подлежащий усвоению способ действия;

2 – учебные действия – то, что ученик должен делать, чтобы сформировать у себя образ усваиваемого действия и воспроизводить образец;

3 – действие контроля – сопоставления воспроизведенного действия с образцом;

4 – действие оценки – определение того, насколько ученик достиг результата, степени изменений, которые произошли в самом ребенке.

Это структура учебной деятельности, такой она становится постепенно, а у младшего школьника учебная деятельность весьма далека от этой структуры. Иногда видно, что ребенок стремиться правильно оценить свои достижения, иногда ребенок стремиться понять задачу или осуществить действия контроля. Все зависит от организации учебной деятельности, от конкретного содержания усваиваемого материала и от индивидуальных особенностей самого ребенка.

Различные дисциплины в курсе начальной школы содержат в себе необходимость использовать разные компоненты учебной деятельности. Все дисциплины вместе дают возможность ребенку осваивать компоненты учебной деятельности и постепенно психологически входить в нее.

Конечная цель учебной деятельности – сознательная учебная деятельность ученика, которую он сам строит по присущим ей объективным законам. Учебная деятельность, организуемая первоначально взрослым, должна превращаться в самостоятельную деятельность ученика, в которой он формулирует учебную задачу, производит учебные действия и действия контроля, осуществляет оценку, т.е. учебная деятельность через рефлексию на нее ребенка превращается в самообучение .

1.2 Учебная деятельность как форма коллективных взаимоотношений.

Высшие психические функции, согласно Л.С. Выготскому, происходят из формы коллективных взаимоотношений людей. Им сформулирован общий генетический закон культурного развития: «всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва – социальном, потом – психологическом, сперва - между людьми, как категория интерпсихическая, затем - внутри ребенка, как категория интрапсихическая. Это относится одинаково к произвольному вниманию, как к логической памяти, к образованию понятий, к развитию воли. Мы в праве рассматривать это положение как закон…». Психологическая природа человека представляет собой совокупность человеческих отношений, перенесенных внутрь. Это перенесение внутрь осуществляется при условии совместной деятельности взрослого и ребенка. В учебной деятельности – учителя и ученика.

Совместная деятельность носителя высших психических функций (прежде всего учителя) и того, кто присваивает эти функции (ученика) – необходимый этап развития психических функций у каждого отдельного человека. Взаимодействие при включении в учебную деятельность и присвоение способов действия является основой учебной деятельности.

Учебная деятельность является сложившимся в культуре условием «социализации индивидуального интеллекта». На базе овладения знаками, прежде всего языком, появляются новые социальные отношения, которые обогащают и трансформируют мышления ребенка.

Следует помнить, что учебная деятельность, ее структурные компоненты, как и потенциал передаваемых идей, ребенок заимствует в той мере и только то, что «ему подходит, гордо проходя мимо того, что превышает уровень его мышления» . В группе сверстников отношения строятся по типу «синхронных» отношений. Именно в синхронных, симметричных отношениях детей развиваются такие качества как умение встать на точку зрения другого, понять, каким путем продвигался сверстник при решении той или иной задачи.

Постепенно, по мере развития, ребенок поднимается до уровня логики взрослых. То, что он заимствует, ассимилируется им в соответствии со сложившейся у него в данное время интеллектуальной структурой, но через возникающие синхронные отношения сверстников, близких, учителей ребенок постепенно продвигается в социализации индивидуального интеллекта. Общаясь с другими, ребенок каждое мгновение наблюдает, как подтверждаются или опровергаются его мысли, его видение предмета или явления, и он постепенно открывает мир внешних по отношению к нему мыслей, которые дают ему новые сведения или различным образом производят на него впечатления. Таким образом, с точки зрения интеллекта, субъект идет на пути все более интенсивного обмена интеллектуальными ценностями и подчиняется все большему количеству обязательных истин.

Постепенное наращивание потенциала существующих в культуре мыслительных операций и способов учебной деятельности – естественный путь развития индивидуального интеллекта и его социализации.

В.В. Давыдов отмечает, что « развивающий характер учебной деятельности как ведущей деятельности в младшем школьном возрасте связан с тем, что ее содержанием являются теоретические знания» . Накопленные человечеством научные знания и культура усваиваются ребенком через освоение учебной деятельности. Он, исследуя учебную деятельность младших школьников, пишет о том, что «она строится в соответствие со способом изложения научных знаний, со способом восхождения от абстрактного к конкретному» . Мышление в процессе учебной деятельности в какой-то мере аналогично мышлению ученого излагающие результаты своих исследований посредством содержательных абстракций, обобщений и теоретических понятий.

Конечная цель учебной деятельности – задача, направленная на собственные изменения.

1.3 . Уровень и специфические особенности мышления дошкольника.

Путь познания, который проходит ребенок от 3 до 7 лет, огромен. За это время он много узнает об окружающем мире. Его сознание не просто заполнено отдельными образами, представлениями, но характеризуется некоторым целостным восприятием и осмыслением окружающей его действительности.

Психологические исследования свидетельствуют о том, что в период дошкольного детства у ребенка уже складывается самооценка. Конечно не такая, как у старших детей, но и не такая, как у детей раннего возраста. У дошкольников формирующаяся самооценка опирается на производимый ими учет успешности своих действий, оценок окружающих, одобрения родителей.

К концу дошкольного возраста ребенок уже становится способным сознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в жизни.

Сознание своего социального «Я» и возникновение на этой основе внутренних позиций, т.е. целостного отношения к окружающему и самому себе, порождает соответствующие потребности и стремления, на которых возникают их новые потребности, но они уже знают, чего они хотят и к чему стремятся. В результате игра к концу этого периода перестает его удовлетворять. У него появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять новое, доступное ему место и осуществлять реальную, серьезную, общественно значимую деятельность. Невозможность реализовать эту потребность порождает кризис. 7 лет. Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. Главным становится все то, что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь, отметки). В кризисный период происходят изменения в плане переживаний. Осознанные переживания образуют устойчивые аффективные комплексы. В дальнейшем эти аффективные образования изменяются по мере накопления другого опыта. Переживания приобретают новый смысл для ребенка, между ними устанавливаются связи, становится возможной борьба переживаний.

© 2024 nowonline.ru
Про докторов, больницы, клиники, роддома