Китайская система обучения. Система образования китая

ОСОБЕННОСТИ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ

Верисова Анна Дмитриевна
Уральский государственный университет путей сообщения
преподаватель кафедры иностранных языков и межкультурных коммуникаций


Аннотация
Статья посвящена особенностям школьного образования в Китае. « Мы учимся, пока живы. И будем учиться, пока не умрем» именно такую фразу можно услышать от китайского старшеклассника и она полностью отражает действительность. Чтобы чего-то добиться в стране с населением более одного миллиарда, необходимо много вложить в ребенка на этапе школьного образования. Вся система образования в Китае нацелена на достижение высокого результата.

SPECIFICS OF SCHOOLING IN CHINA

Verisova Anna Dmitrievna
Ural State University of Railway Transport
lecturer of foreign languages and cross-cultural communications department


Abstract
The article is devoted to the specifics of schooling in China. "We are learning while we are alive. And we will learn until we won’t die" it is a phrase which you can hear from the Chinese high school student, and it fully reflects the reality. If you need to achieve something in a country with a population of over one billion, it is necessary to put a lot into the child on the school stage. The whole system of education in China aims at achieving a good result.

За многовековую историю у китайцев сложилось особое отношение к просвещенным людям и образованию в целом. Просвещение играло значимую роль, как в развитии самого Китая, так и других цивилизаций. День учителя в Китае стал первым праздником отдельно взятой профессии и, наверное, неслучайно его стали праздновать в день рождения Конфуция.

Многомиллионное население Китая требует разнообразной и развитой системы образования, ведь к каждому ученику нужно найти свой подход. Особое внимание в этом аспекте уделяется школам. В 2008 году вышел закон, по которому школьное образование стало бесплатным и обязательным для всех (первые 9 лет обучения).

Обучение в китайских школах имеет, как и свои плюсы, так и минусы.

Дети в Китае идут в школу, как и в России в возрасте 6-7 лет. Обучение в школе делится на три ступени: начальная школа (период обучения в которой длится 6 лет), средняя школа (дети обучаются здесь также 6 лет) и старшая школа (обучение проходит 3 года). Первые девять лет обучения в школе являются бесплатными, за обучение в старшей школе платят родители, но при этом одаренные дети могут получать стипендию. Очень редко, когда китайская школа совмещает в себе все три ступени сразу, чаще всего это три разные школы, имеющие разные названия. Территория китайских школ огромна, состоит из комплекса зданий и представляет собой мини-городок. Это позволяет вмещать ей около 4 тысяч учеников, а в одном классе количество учеников иногда достигает 90 человек. Таким образом, очень сложно донести информацию до всех студентов, теряется индивидуальный подход, в основном все задания выполняются хором.

На территории каждой школы установлен флаг КНР, и каждый понедельник дети выстраиваются на линейку и участвуют в церемонии поднятия флага под звуки государственного гимна, а чтобы участвовали действительно все ученики, самых маленьких ставят на табуретки. Каждый день определяют, кто будет ответственным за поднятие флага. Таким образом, развивают у детей чувство патриотизма. Уже в начальной школе ученики искренне начинают любить партию за ее прошлые и настоящие заслуги и даже знают некоторые идеологические текст наизусть.

Занятия в школе начинаются в 7-8 утра и продолжаются до 4.30 часов, таким образом, дети проводят в школе около 9 часов. С 11.30 до 14.00 дети отдыхают, обедают и спят. Считается, что при такой нагрузке сон очень полезен. День построен таким образом, что сначала идут более сложные предметы, а после сна дети изучают более легкие дисциплины. Каникулы в школах проходят два раза в год: летом и зимой, но даже во время каникул студенты не отдыхают, родители водят их по разным кружкам или отправляют заграницу подтянуть язык.

Дисциплина в китайских школах не менее жесткая. Уважение к учителю и к старшим начинают прививать детям с первого класса. Ученики здороваются и прощаются с учителем стоя. Все действия ученики совершают только с разрешения учителя, в туалет выходить во время урока нельзя, а если ученику не интересен урок, обычно никто на это не обращает внимание. В некоторых школах учителя все еще могут бить детей по рукам за то, что они играют на занятии или разговаривают, поэтому в классе обычно стоит тишина. Кроме всего прочего, ученика, пропустившего больше 12 уроков, ждет отчисление. Такая дисциплина помогает школьникам в будущем на работе. Работа в китайских компаниях предполагает строгую иерархию: главное лишний раз не высовываться, беспрекословно слушаться старших (а старшие по возрасту в компании чаще всего являются и старшими по чину), а благодаря привитым со школы принципам у китайцев это получается блестяще.

У китайских детей особая школьная форма – они ходят на занятия в одинаковых спортивных костюмах, независимо от того есть ли урок физкультуры в этот день.

Большое внимание в начальных школах уделяется китайскому языку и математике. Это не случайно, считается, что китайский язык помогает развивать математический склад ума, а математика в свою очередь развивает логику. Также в начальной школе изучают естествознание, физкультуру, музыку, историю, географию, ИЗО, а в некоторых школах еще и добавляется такой предмет как нормы этики и морали (труды Конфуция детям начинают читать еще в садике). Дети в обязательном порядке посещают семинары, где освещаются вопросы политинформации. На уроках детей знакомят и с русскими писателями советского периода, а также очень много читают про Ленина.

После начальной школы, ученики обязаны пойти в среднюю школу, проучиться там 3 года и на этом обязательное школьное образование заканчивается.

Не самый приятный момент в школьном обучении – постоянное прохождение экзаменов. Первые экзамены ребенок сдает по окончанию начальной школы. Каждый родитель хочет отдать своего ребенка в лучшую школу и чем выше уровень школы, тем сложнее экзамены придется сдать студентам. Что интересно, чаще всего экзамены проходят в тайной форме – никто не знает содержание экзамена, и в какой форме он будет проходить, поэтому родители дежурят около школ и расспрашивают тех счастливчиков, кто уже поступил. Но если ребенок сдал успешно тест, это еще не значит, что двери нужной школы для него открыты. Следующим шагом является сбор рекомендаций от прежних учителей, но и это еще не все. Зачисление в престижную китайскую школу, это в какой-то степени лотерея, т.к. окончательное решение принимается компьютером. Еще один способ попасть в престижную школу – по прописке, но одно из обязательных условий – нужно проживать в такой квартире не менее трех лет. В Пекине особенно прослеживается эта тенденция. Экзамены для поступления в старшую школу более демократичные: студенты заранее знают, в какой форме и по какому предметы будет тест.

После поступления тесты и экзамены в жизни ребенка не заканчиваются. Каждый день на последнем уроке проводится тест. Огромное количество тестов в школе развивает логику у студентов, но совсем не отражает реальные знания.

Дисциплины, которые ученики изучают в средней школе, ничем не отличаются от дисциплин в начальной школе. В средней школе ребята учатся « круглосуточно»: она предполагает помимо уроков до 4.30, очень много домашнего задания по всем предметам, дополнительные кружки, репетиторов и совсем мало свободного времени.

В возрасте 16 лет, если студенты решают продолжить обучение, они поступают в старшую школу, где программа делится на два профиля: академический (главный упор делается на подготовку поступления в ВУЗ) и профессионально-технический профиль (по окончанию студенты могут работать по техническим специальностям или в сельском хозяйстве). Кроме того, есть школы, в которых деление происходит по другому принципу: в одном департаменте готовят к сдаче китайского экзамена «гаокао» (что-то наподобие нашего ЕГЭ), в другом к поступлению в иностранные вузы. Школ с таким профильным делением в последнее время все больше, так как многие родители, считая китайское образование не самым лучшим, стараются отправить учиться своих детей заграницу, а некоторые просто таким способом обходят сдачу «гаокао». «Гаокао» сдается в конце 12 класса по всем предметам и его боятся даже преподаватели. Учась в иностранном департаменте, студенты не сдают «гаокао», они учатся в 12 классе в американской школе и готовятся к поступлению в американский вуз. Но и там есть свои экзамены, такие как TOEFL или SAT. Предметы в иностранном департаменте ведутся на английском языке, и процесс обучения проходит в более интересной и креативной форме. Преподаватели иностранцы, привыкшие к другой системе обучения, ведут урок более творчески: студенты готовят презентации и доклады, ведут обсуждения в группах. Но независимо от того какой департамент выбрал студент, ему все равно придется сдавать экзамен городского департамента.

При поступлении в ВУЗ большое значение отдается тому, откуда человек родом. Например, пекинец, получивший 500 балов за «гаокао» может поступить в очень хороший университет Пекина, а ученика из небольшой провинции с таким же количеством баллов будут ждать только в пекинском техникуме.

Школьная система образования в Китае является прямым отражением государственной политики. Детей со школы учат уважать старших (не только по возрасту, но и по занимаемому положению) и беспрекословно выполнять все указания. Большая нагрузка, кружки, репетиторы, много домашнего задания в свою очередь тоже учат тому, что чтобы чего-то добиться, надо немало потрудиться, а в стране, где население даже не несколько миллионов, а уже перешло отметку один миллиард, это немаловажно. Уже в школе родители готовят из своего чада конкурентоспособную личность, ведь в такой стране как Китай « выживает» сильнейший. И что самое важное – со школы прививают детям любовь к партии, к Родине и политическому курсу.

Школьное образование в Китае: учебный год начинается первого сентября. Что касается родителей в Китае, то некоторые аспекты подготовки ребенка к школе не такие уж и затратные. Это, в первую очередь, касается школьной формы. Все школы в Китае имеют свою форму, которую школьники должны носить независимо от того, в каком классе они учатся. Одежда школьника обычно состоит из рубашки, брюк (юбки) и бейсболки, на которой вышита эмблема школы. Все остальные принадлежности, без которых учеба в школах Китая не может быть полноценной, родители покупают самостоятельно.

Школы в Китае проводят двенадцатилетнее образование, которое разделено на три уровня: начальная школа и две ступени средней школы. Каждый год первого сентября на занятия в школы приходит более 400 миллионов учеников с первого по двенадцатый классы. Половина из них – это первоклассники и ученики первой ступени средней школы.

Чтобы ребенок получил хотя бы обязательное среднее образование, он должен проучиться в школе как минимум 9 лет: 6 лет в начальной школе и три года первой ступени средней школы. Получение полного образования осуществляется уже по желанию родителей и самого школьника. Чтобы иметь возможность продолжить учебу в ВУЗе необходимо закончить все двенадцать классов и сдать выпускные экзамены. Но об этом чуть позже.

Для того чтобы ребенка приняли в первый класс школы в Китае, как и у нас, проводят некое подобие экзаменов, чтобы определить уровень знаний ребенка. Но, если в наших школах это письменные работы и собеседования, то в китайских – это тестирование. Будущий школьник должен отметить правильный ответ на поставленный вопрос из предложенных 3-4 вариантов. Получив начальное образование после шести лет обучения, школьники сдают свои первые экзамены. Этот, своего рода, срез знаний позволяет ребенку набрать нужное число балов для поступления в среднюю школу. Высокие результаты этих экзаменов позволяют школьнику перейти в среднюю школу при ВУЗе, окончание которой гарантирует поступление в этот университет.

Китайские школы проводят единые государственные выпускные экзамены, которые одновременно являются и вступительными для поступления в ВУЗ. Как упоминалось ранее в статье о китайской образовательной системе, все высшие учебные заведения ранжируются по уровню престижности, и для поступления необходимо набрать определенное количество балов на школьных экзаменах. Заявление можно отсылать в несколько учебных заведений, у которых проходной бал ниже или соответствует тому числу балов, которое было набрано во время экзаменов.

Будет не лишним отметить, что ВУЗы и школы в Китае отличаются от наших учебных заведений большим уровнем нагрузки. Это связано с тем, что учащиеся должны выучить более чем несколько тысяч иероглифов, которые надо не только правильно писать, но и правильно произносить. Учитывая это, департамент образования в Пекине принял постановление, в соответствии с которым, занятия в школе начинаются с 8 утра и длятся не более восьми часов в день. Вместе с тем, в учебном плане было увеличено количество уроков физкультуры до 70-ти минут в неделю.

У многих читателей может возникнуть ощущение, что выше сказанное относится к частным школам. Но сразу хочу уточнить, что такая образовательная система применяется в государственных школах.

Школы в Китае работают по принципу пятидневной рабочей недели. Но если в наших школах первоклассники учатся максимум до 13 часов, то их китайские «коллеги» находятся в учебном заведении до 16 дня. Из-за большой нагрузки учебный день разделен на две части. С 8 и до пол двенадцатого дети изучают основные предметы: китайский и иностранный языки, математику, которые в расписании каждый день. Потом, дети до 14 часов дня могут отдохнуть и пообедать, а затем продолжить учебу. Во второй половине дня ученики в китайских школах изучают второстепенные предметы: пение, труд, физкультуру и рисование.

Китайские школы особенны тем, что в каждом классе в среднем по 30-40 учеников. Процесс обучения поделен на два семестра, итоги которых выставляются в табель. Стоит упомянуть, что оценивание достижений детей во время учебы проводится по сто бальной системе. Все текущие результаты выставляются в классный журнал и родители, при желании, могут контролировать успеваемость своих детей.

Большой плюс в китайской образовательной системе то, что учебный процесс тщательно контролируется правительством, и школы постоянно получают финансирование из казны на текущий ремонт зданий или обновление материально-технической базы.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Быть китайцем нелегко. Когда вас таких больше полутора миллиардов в стране без социальных гарантий, надо сильно потрудиться, чтобы найти себе место под солнцем. Но китайские детки к этому готовы ― у них тяжелая работа начинается с первого класса.

В свое время я поработала учителем английского в четырех китайских школах (и в школе кунг-фу). Поэтому очень интересно сравнить российское образование и особенности школ Поднебесной.

Дети в школьной форме спортивных костюмах на занятии, посвященном Дню Земли, Ляочэн, апрель 2016.

  1. Во многих школах Китая нет отопления, поэтому зимой учителя и ученики не снимают верхней одежды. Центральное отопление есть исключительно на севере страны. В центре и на юге Китая здания рассчитаны на теплый климат. Это значит, что зимой, когда температура может опуститься до нуля, а иногда и ниже, единственным средством обогрева являются кондиционеры. Школьная форма ― спортивный костюм: широкие штаны и куртка. Покрой практически везде одинаковый, отличаются лишь цвета костюма и школьная эмблема на груди. Все территории школ ограничены большими железными воротами, которые всегда держат закрытыми, открывая лишь для того, чтобы школьники могли выйти.
  2. В китайских школах каждый день делают зарядку (и не одну) и проводят общую линейку. Утро в школе начинается с зарядки, потом линейка, на которой сообщают основные новости и поднимают флаг ― школьный или государственный. После третьего урока все дети делают упражнения для расслабления глаз. Под успокаивающую музыку и голос диктора в записи школьники нажимают на специальные точки. Помимо утренней зарядки есть зарядка дневная ― около двух часов дня, когда под тот же неумолимый динамик школьники в едином порыве высыпают в коридор (если не хватает места в классах), начинают поднимать руки в стороны и вверх и прыгать.

Китайские школьники из города Цзинань делают зарядку на крыше.

  1. Большая перемена, она же перерыв на обед, обычно длится целый час . За это время дети успевают сходить в столовую (если столовой при школе нет, им приносят еду в специальных подносах-коробках), пообедать, а еще побегать, размять ноги, покричать и пошалить. Учителей во всех школах кормят обедом бесплатно. И кормят, надо сказать, очень хорошо. Обед традиционно состоит из одного мясного и двух овощных блюд, риса и супа. В дорогих школах еще дают фрукты и йогурт. В Китае любят покушать, и даже в школе традиции соблюдаются. После обеденного перерыва в некоторых младших школах даются пять минут «на сон». Кстати, пару раз мои ученики засыпали посреди урока, и бедняжек приходилось будить с обливающимся кровью сердцем.

Вариант скромного по китайским меркам школьного обеда: яйца с помидорами, тофу, цветная капуста с перцем, рис.

  1. К учителям отношение очень уважительное. Их называют по фамилии с приставкой «учитель», например учитель Чжан или учитель Сян. Или просто «учитель». В одной школе ученики ― не важно, мои или нет, ― встречая меня, кланялись.
  2. Во многих школах в порядке вещей физические наказания. Учитель может ударить ученика рукой или указкой за какую-то провинность. Чем дальше от больших городов и чем проще школа, тем больше это распространено. Моя китайская подруга рассказывала, что им в школе давали определенное время на то, чтобы выучить английские слова. И за каждое невыученное слово их лупили палкой.

Перемена во время занятий по игре на традиционных барабанах, город Аньсай.

  1. В классе висит рейтинг успеваемости учеников, что стимулирует учиться лучше. Оценки ― от А до F, где A ― самая высокая, соответствует 90―100 %, а F ― неудовлетворительным 59 %. Поощрение хорошего поведения ― важная часть образовательной системы. Например, за верный ответ или примерное поведение на уроке ученик получает звездочку определенного цвета или дополнительные баллы. За разговоры на уроках или проступки баллы и звездочки снимаются. Успеваемость школьников отражается на специальном чарте на доске. Конкуренция, так сказать, налицо.
  2. Китайские дети учатся больше 10 часов каждый день. Уроки обычно продолжаются с восьми утра до трех-четырех часов дня, после чего дети идут домой и делают бесконечное домашнее задание до девяти-десяти часов вечера. По выходным у школьников из больших городов обязательно проходят какие-то дополнительные занятия с репетиторами, они ходят в музыкалку, школы искусств и спортивные секции. Ввиду высочайшей конкуренции на детей с самого детства оказывается давление со стороны родителей. Если они не смогут хорошо сдать экзамен после начальной школы (а обязательное образование в Китае занимает 12–13 лет), то путь в университет им заказан.

1 сентября первоклассники «Школы Конфуция» в Нанкине принимают участие в церемонии написания иероглифа «жэнь» («человек»), с которой начинается их обучение.

  1. Школы делятся на государственные и частные . Стоимость обучения в частных школах может доходить до тысячи долларов в месяц. Уровень образования в них в разы выше. Особое значение придается изучению иностранного языка. 2–3 урока английского в день, и к 5–6 классу ученики элитных школ уже свободно говорят по-английски. Впрочем, к примеру, в Шанхае есть специальная государственная программа, оплачиваемая правительством, в рамках которой иностранные учителя преподают и в обычных, государственных школах.
  2. Система образования основана на механическом запоминании. Дети просто заучивают огромное количество материала. Учителя требуют автоматического воспроизведения, особо не заботясь о том, насколько выученный материал понятен. Но сейчас все большую популярность набирают альтернативные системы обучения: Монтессори или Вальдорф, направленные на развитие у детей творческих способностей. Разумеется, подобные школы ― частные, обучение в них стоит дорого и доступно очень небольшому количеству людей.
  3. Детей из бедных семей, которые не хотят учиться или слишком непослушны (по мнению родителей), часто забирают из общеобразовательного учебного заведения и отправляют в школы кунг-фу . Там они живут на полном пансионе, тренируются с утра до вечера и, если повезет, получают базовое начальное образование: они должны уметь читать и писать, а, учитывая систему китайского языка, это очень непросто. В таких заведениях физические наказания в порядке вещей.

Их с детства учат тому, что они должны быть лучшими, не важно в чем. Возможно, именно поэтому сейчас китайцы начинают занимать лидирующие места во всех отраслях науки, культуры и искусства. Конкурируя с европейцами, выросшими в более тепличных условиях, они часто не оставляют им шанса. Просто потому, что мы не привыкли учиться десять часов подряд. Каждый день. Круглый год.

1

Работа посвящена анализу системы образования в Китае, рассмотрены ступени образования: от дошкольного до высшего. Китай является лидером в мире по количеству населения и у страны есть своя уникальная система образования. Исследование показало, что в стране существует бесплатное девятилетнее школьное образование, обучение в старшем звене школы и в высших учебных заведениях является платным. Основная цель общеобразовательных школ в КНР – сформировать рабочие кадры с профессионально-техническим уклоном и подготовить к поступлению в вузы страны. Прием в университеты осуществляется по результатам единого государственного экзамена Основная цель общеобразовательных школ в КНР – сформировать рабочие кадры с профессионально-техническим уклоном и подготовить к поступлению в вузы страны. Система образования Китая предъявляет высокие требования к обучающимся: высокие проходные баллы в вузы и платное обучение.

система образования

уровни обучения

вузовское и профессиональное образование

1. Закон об обязательном образовании Китайской Народной Республики // Министерство Образования КНР [Электронный ресурс]. – URL:http://en.moe.gov.cn/Resources/Laws_and_Policies/ (дата обращения: 10.09.2017).

2. Хао Кэмин, Цай Кэюн. Развитие системы образования в КНР / Хао Кэмин, Цай Кэюн. – М.: НИИВСИ, 1989. – 43 с.

3. Хижина В.И. Современная система обязательного образования в Китае /В.И. Хижина // Труды молодых ученых Алтайского государственного университета. – 2014. – № 11. – С.75–78.

4. Краснова А.А. Развитие системы непрерывного образования в Китае /А.А. Краснова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. – 2015. – № 3. – С. 96–105.

5. Машкина О.А. Образование как фактор инновационного развития КНР /О.А. Машкина // Экономика образования. – 2011. – № 3. – С. 88–106.

6. Ван Ди. Система школьного образования в современном Китае /Ди Ван // Сибирский вестник специального образования. – 2015. – № 1(14). – С. 11–13.

7. Суворова Е.А. Становление системы образования в Китае во второй половине ХХ в. /Е.А. Суворова // Россия и АТР. – 2015. – № 1(87). – С. 198–204.

8. Машкина О.А. Образование как приоритет социально-экономического развития КНР /О.А. Машкина // История и современность. – 2012. – № 2. – С. 197–203.

9. Ши Дань Дань. Система образования в Китае / Дань Дань Ши //Актуальные проблемы подготовки бакалавров и магистров в условиях становления уровневого образования: сборник научных статей / отв. редактор: Г. М. Федосимов. – Курган: Изд-во: Курганский гос. ун-т, 2016. – С. 222–225.

10. Чэнь Чжаомин. Реформирование системы образования в Китае / Чэнь Чжаомин // Педагогика. Гуманитарный вектор. – 2010. – № 1. – С. 61–65.

11. Арефьев А.Л. Российские студенты в китайских вузах /А.Л. Арефьев // Высшее образование в России. – 2009. – № 5. – С. 118–126.

Тенденцией развития постиндустриального общества является увеличение числа людей с высшим образованием. Однако рынок труда во многих странах говорит об их переизбытке и нехватке рабочих кадров. А как эту проблему решают в Китае? В связи с этим актуальным является изучение системы образования в Китае. Цель исследования - проанализировать структуру образования в Китайской народной республике, выяснить, насколько она соответствует запросам времени.

Был проведен теоретический анализ педагогической, исторической литературы в аспекте изучаемой проблемы, привлечен опыт работы в Хэнаньском университете, интервью со студентами Китая, обучающимися в Чувашском государственном университете, и студентами ЧГУ им. И.Н. Ульянова, прошедших обучение по обмену в КНР.

Многие страны поддержали болонский процесс, переход к многоуровнему образованию, системе бакалавриата и магистратуры. В стороне не остался и Китай. Однако его система имеет ряд особенностей, отличных от других стран. Процесс получения знаний в Китае основан на плановом развитии общественного образования. Система образования в Китае, на первый взгляд, кажется сложной, но на самом деле каждый переход от одной ступени образования к другой помогает лучше понять способности учащегося и направить его в нужное русло дальнейшего обучения (рисунок).

Схема образования в КНР

Образовательная система включает: дошкольное образование, начальную школу, неполную и полную средние школы, университет, докторантуру.

Первый этап - это детский сад, его могут посещать дети с 3 лет. Дошкольные учреждения бывают двух типов: государственные и частные. Важно отметить, что посещение детского сада является частью образовательного процесса. Без его посещения детей не принимают в школу, так как именно здесь начинают изучать пинины, без которых невозможно освоение китайской письменности.

Достигнув 6-и летнего возраста, дети поступают в начальную школу или неполную среднюю школу, где обучаются 6 лет. В начальной школе большое внимание уделяется развитию творческого потенциала ребенка. Много времени дети проводят над занятиями по физическому воспитанию, учатся играть на музыкальных инструментах, совершенствуют знания по английскому и русскому языкам. Уроки начинаются в 7.00 утра. Каждое утро все учащиеся совместно с преподавателями занимаются физзарядкой. Затем с 8.00 до 12.00 изучаются естественно-математические дисциплины. С 12.00 до 13.00 перерыв на обед, в течение которого дети могут и поспать в школе, и после обеда проводятся еще три урока дисциплин гуманитарного цикла. Затем дети выполняют домашние задания и только к 16.00 они могут идти домой. Окончив начальную школу, учащиеся переходят в полную среднюю школу или в профессиональную среднюю школу, в которой обучаются 4 года. Уже на этом этапе дети, их родители должны определиться, будут ли ориентироваться на поступление в вуз или получение рабочей профессии.

Среднее образование делится на две ступени, каждая ступень состоит из трех лет обучения. Шестилетнее начальное обучение и трехлетнее обучение в средней школе первой ступени являются обязательными и бесплатными. В 1986 году в Китае был принят закон об 9-и летнем обязательном образовании . В районах, где в основном осуществлено всеобщее среднее образование первой ступени, все учащиеся, окончившие начальную школу, могут поступить в среднюю школу по месту жительства .

Для поступления в среднюю школу высшей ступени учащиеся сдают конкурсные приемные экзамены. На высшей ступени учатся дети, успешно сдавшие вступительные экзамены. Особенностью китайского образования является то, что эта ступень является платной. Но если ученик не смог сдать экзамены, то никакая оплата его не спасет. Таким образом, образовательная политика Китая предъявляет жесткие требования как к знаниям школьников, так и отсеивает тех, кто в будущем будет не способен оплачивать свое обучение. Из трех лет обучения состоит и вторая ступень среднего образования. Частью ее является двухгодичная школа, где учащиеся разделяются на профессиональные и специализированные классы. Выпускники профессионально-технических средних школ могут поступать в средние профессиональные учебные заведения, где, как правило, обучение длится три года . Исследователь О.А. Машкина указывает, что два потока решают разные задачи. Общеобразовательные школы готовят школьников к поступлению в вуз, а профессиональные школы дают выпускникам знания, которые им позволят найти работу после завершения обучения . В общей сложности дети учатся 12 лет в средней полной общеобразовательной школе, и за все эти годы они несколько раз проходят жесточайший отбор в виде переводных отборочных экзаменов. На каждом этапе происходит отсеивание учащихся по интересам и способностям к изучению различных дисциплин. Учащиеся во всех учебных заведениях в Китае очень дисциплинированы. В школе строгое требование к пропускам, если учащийся пропускает без уважительной причины 12 уроков, то его отчисляют из средней школы. По окончании седьмого класса учащиеся должны пройти итоговое комплексное тестирование, и тех, кто успешно их проходит, ждет высшая школа (еще не вуз), которая является подготовительным этапом для поступления в университет. Для получения аттестата о школьном образовании каждому выпускнику необходимо сдать экзамены: математика, китайский язык, физика, иностранный язык, история, политология, биология и информатика. Для поступления в вуз необходимо каждому ученику сдать специальный экзамен по установленному правилу . Единый государственный экзамен действует с 1978 года . Те же дети, которые не сдали единый государственный экзамен, лишаются возможности в дальнейшем обучаться в вузах, их ждет профессиональная школа, где они получают рабочую профессию.

Основная цель общеобразовательных школ в КНР - сформировать рабочие кадры с профессионально-техническим уклоном и подготовить к поступлению в вузы страны.

Профессионально-технический профиль подразделяется на: технический и профессиональный (сельскохозяйственный). В специально-технических школах (как колледжах в РФ) учащиеся в течение 4-х лет получают знания по различным профессиям. В основном востребованы такие специальности, как инженер топливно-энергетической, литейной, фармацевтической и легкой промышленности. В профессиональных школах в течение трех лет готовят работников сферы услуг и сельского хозяйства.

В вуз рекомендуются только самые лучшие выпускники школ. Абитуриенты сдают от четырех до семи вступительных экзаменов. Университеты сами назначают и количество экзаменов и разрабатывают свои программы. Самый большой конкурс в технических вузах, конкурсный отбор в них жесткий. На одно место претендуют от 150 до 300 абитуриентов. Кому посчастливилось поступить в долгожданный вуз, не могут позволить себе расслабиться и плохо учиться. В результате реформы управления вузами в 2007 г. в стране стало насчитываться 1908 государственных вузов, из них 443 - комплексные и многопрофильные университеты, 672 - естественнонаучные и технические, остальные - моноспециализированные вузы .

Учеба во всех учебных заведениях начинается в сентябре и состоит из двух семестров. Соответственно каникулы бывают в феврале один месяц и один месяц летом. Занятия в вузе начинаются с 8.00 и продолжаются до 18.30 с перерывом с 12.00 до 14.00. С половины седьмого до девяти вечера проводятся различные факультативы, которые обязательны для всех.

К пропускам занятий в вузах относятся серьезно. Количество трех пропусков без уважительной причины становится поводом для повторного года обучения. Студент может посещать занятия, но к экзаменам он не допускается. Ему приходится повторно обучаться на этом же семестре с другими студентами, повторно прослушать дисциплины, и лишь тогда он будет допущен к сессии. Если студент был отчислен из вуза, он лишается права восстанавливаться или обучаться в другом вузе. Такому студенту остается лишь приобрести рабочую профессию и идти работать.

Для того чтобы получить высшее профессиональное образование, в Китае нужно пройти специальные подготовительные курсы со сроком обучения 2 года, по окончании которых выпускники курса, сдав экзамены, направляются в университет. Во всех университетах двухуровневая система подготовки бакалавров и магистров. Самые талантливые рекомендуются вузами в докторантуру, где 2-3 года пишут диссертацию и получают степень доктора наук.

Учеба в университетах Китая платная, она составляет примерно от 700 до 6000 долларов в год в зависимости от престижности вуза. Оплата осуществляется в юанях. В зависимости от специальности она может варьироваться от 5000 до 10000 юаней. Это огромные деньги для среднего жителя страны, и поэтому многие родители берут кредит в банках для того, чтобы оплатить обучение детей. Но есть важная деталь, если выпускник вуза едет в сельскую местность работать по специальности, то кредит ему списывается. Если же выпускник занимается предпринимательством и открывает свое дело, то кредит ему приходится выплачивать банку в полном объеме. Можно получить и субсидию . Она может частично покрывать обучение. В 1993 году согласно «Программе реформирования и развития образования» была отменена система полного государственного обеспечения студентов . У китайских студентов есть поговорка «умный студент - богатый студент». Именно отличившиеся в обучении студенты получают стипендии и тем самым покрывают свои расходы.

Китайские студенты отличаются своей собранностью, дисциплинированностью и трудолюбием. Они понимают, что только обучение в вузе может им дать знания, престиж и будущую высокооплачиваемую работу. Для студентов государство делает все: все аудитории оснащены современной аппаратурой, в библиотеках есть электронные варианты книг, студенческие библиотеки работают до 22.00 вечера. Общежития для студентов расположены в студенческих городках и находятся недалеко от места учебы.

На всех факультетах обязательным является изучение иностранных языков. Возрастная шкала образования в КНР ориентирована с 3-х до 45 лет. В каждом вузе имеется свое издательство. В научных журналах за определенный небольшой гонорар публикуются статьи преподавателей и студентов. Сегодня образование в Китае стало доступно и иностранным гражданам. Китайское правительство выделяет ежегодно тысячи стипендий для бесплатного обучения иностранных студентов в их стране .

Таким образом, образовательный процесс начинается с детского сада, где дети получают первые знания о китайской письменности. Затем следует бесплатное школьное девятилетнее образование. Это позволяет получить общие знания всем детям, вне зависимости от благосостояния семьи. Далее обучение проходит по профилям, в зависимости от выбора направления учащегося: либо ориентация на вузовское образование, либо на профессиональное. Государственная образовательная политика направлена, таким образом, на раннюю диагностику профессиональной ориентации учащихся. Наличие профессиональных школ позволяет решить проблему профессиональных рабочих кадров. Платное вузовское образование, с одной стороны, ограничивает доступ к нему, с другой стороны, возможность получения стипендий (субсидий) за хорошую учебу стимулирует студентов быть лучшими в вузе. Болонская система позволяет китайским студентам при знании русского языка продолжить свое обучение в магистратуре в России. Таким образом, система образования Китая предъявляет высокие требования к обучающимся, но и представляет им достойные условия для обучения и развития.

Библиографическая ссылка

Азитова Г.Ш., Краснова М.Н. ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=26953 (дата обращения: 02.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Введение

Система Образования прочно вошла в нашу жизнь, ведь чтобы достичь определенных успехов и целей, уважаемый себя человек должен иметь высшее образование.

Система образования в каждой стране развивалась по-разному. Особенно бурное развитие в сфере образования за последнее время произошло в странах Азии.

Западную Европу уже охватил "восточный" бум - молодежь учит китайский, японский, монгольский языки, изучает культуру и традиции этих стран. Тем более что крупная азиатская страна Китай - наш сосед, и его влияние в мире с каждым годом растет. Так что изучение восточных языков -становится все более актуальным, и это не только дань моде, но и шанс получить хорошую работу. В Китае насчитывается более 2 тыс. университетов, колледжей и профессиональных высших школ, в которых обучается около 9 млн. человек. На бакалаврских программах в них обучается более 5,5 млн. студентов, на магистерских и докторских - около 300 тыс. студентов. Более 450 ВУЗов страны имеют право принимать на обучение иностранных студентов ("лаовайлюсюэшэн").

Особенности системы высшего образования Китая

Система высшего образования в Китае включает университеты, колледжи и профессиональные высшие школы. Большая часть университетов и колледжей действует под контролем Министерства образования страны - независимая организация, главная задача которой - организация и проведение первого цикла оценки на основе руководств, положений и критериев оценки Министерства образования и других образовательных учреждений. В настоящее время создано более 20 подобных агентств провинциального (регионального) уровня.

По результатам анализа системы высшего образования КНР можно сделать вывод, что это тщательно контролируемая и активно поддерживаемая государством стратегическая отрасль, получившая динамичное развитие в последние десятилетия реформ в республике. Хотя остаются ВУЗы, управляемые органами власти провинций и городов.

Интересно заметить, что в Китае университеты объединяются путем так называемого «слияния». Так Пекинский университет был слит с медицинским (Пекинская медицинская академия). Слияние вузов позволило осуществить глубокие перемены в системы образования, оптимизировать и рационально расставить педагогические ресурсы, повысить качество преподавания и уровень учебного процесса.

ВУЗы страны обеспечивают три уровня высшего образования:

Первая ступень предполагает 4-5 лет обучения и заканчивается присвоением степени бакалавра.

Вторая - рассчитана на 2-3 года обучения и завершается присвоением степени магистра (Magister).

Третья ступень предполагает 3 года обучения и завершается присвоением степени доктора. Ее получение предполагает сдачу экзаменов по основным предметам учебного курса и выполнение самостоятельного исследовательского проекта.

Поступление в вуз - настоящий праздник для выпускника средней школы: конкурсы в отдельные университеты достигают 200-300 человек на место. Одаренные дети и молодые люди в Китае, как правило, пользуются различными льготами - к их услугам государственные стипендии, субсидии предприятий, организаций и т.д. Платное образование преобладает, но на «платные места» абитуриенты поступают на общих основаниях. Иногда за обучение платит предприятие, на котором работал студент. Тем не менее, у наиболее одаренных студентов остается возможность получить высшее образование бесплатно.

Интересно, что в зависимости от результатов, полученных на едином выпускном школьном экзамене (что-то вроде нашего ЕГЭ, который проводится в КНР одновременно по всей стране в мае), абитуриент может претендовать на допуск к вступительным экзаменам лишь в тот вуз, который по категории в иерархии вузов соответствует набранным баллам, т.е. «высшей категории» или «категории провинциального уровня», «городского уровня» и т.д.

Учебный год к университетах Китая разделен на 2 семестра - осенний и весенний. Осенний начинается в сентябре, весенний - в марте. Летние каникулы июль и август, зимние - в период китайского Нового Года (конец января - февраль). Регистрация кандидатов на учебный год проходит с февраля по июнь.

Система высшего образования Китая уже сегодня может похвастаться международным авторитетом. Китайские выпускники работают в ведущих научных учреждениях в Северной Америке, Европе, Японии, Австралии и других странах. Ежегодно около 20 тысяч выпускников вузов Китая продолжают свое обучение в аспирантуре и докторантуре за рубежом. Много китайских студентов работает в Силиконовой долине, Уолл-стрит, преподает в университетах мирового класса. Китайское правительство подписало соглашения о взаимном признании дипломов с 64 странами и регионами, в том числе с Россией, Англией, Германией, Италией и другими.

Уже многие десятилетия развития системы высшего образования КНР проявляется ее главная особенность - серьезное преобладание в вузовских программах естественно-технических и прикладных дисциплин, порядка 60% (к примеру, в США данный показатель равен 14%, в Японии - 26%). Таким образом, если сравнить Китай с развитыми странами, то гуманитарии составляют относительно малую часть студенчества, за исключением, возможно, социологов. Данный факт можно объяснить в основном потребностями экономики.

Отличием также можно назвать и тот факт, что практически во всех университетах страны готовят специалистов по сельскому хозяйству (около 10% студентов). Не случайно весь мир говорит об успехах китайской аграрной науки.

Высокий уровень образования в ведущих ВУЗ-ах КНР признает и международное сообщество. Так, исследовательская структура международного высшего образования QS 8 сентября 2010 г. опубликовала новый рейтинг ведущих вузов мира, куда в первую 50-ку попали Сянганский университет, Сянганский университет науки и технологий, Сянганский университет китайского языка и Пекинский университет. Университет Цинхуа разместился на 54-й строчке, Тайваньский университет занял 94-е место. Сянганский университет впервые опередил Токийский и занял первое место среди высших учебных заведений Азии.

китай образование оценивание аспирантура

© 2024 nowonline.ru
Про докторов, больницы, клиники, роддома