Конспект по ознакомлению с окружающим миром
«Наши друзья-пернатые»
(старшая группа)
Цель: обобщение и систематизация знаний детей о зимующих птицах. Учить детей распознавать голоса птиц по их тональности и особенностям издаваемого звука конкретной птицы, узнавать птицу по внешнему виду. Развивать мелкую моторику пальцев рук путём сбора пазлов- картинок с изображением птиц. Формировать навыки речевой активности: умение поддерживать беседу, отвечать на вопросы как краткими, так и полными ответами, делать собственные выводы, рассуждать. Воспитывать заботливое отношение к птицам.
Материалы и оборудование: декорация зимнего леса с изображениями зимующих птиц, аудиозапись голосов птиц. Раздаточный материал: картинки-пазлы с изображением птиц, настольно-печатная игра лото "Птицы".Предварительная работа: рассматривание альбома "Птицы", наблюдения за птицами во время прогулок, чтение и разучивание стихотворений о птицах, отгадывание загадок, игры. Методика проведения Воспитатель: "Встаньте, дети, встаньте в круг. Ты - мой друг, и я - твой друг. Дружно за руки возьмёмсяИ друг другу улыбнёмся"(Дети становятся в круг, в это время - стук в дверь. Заходит девочка)Воспитатель: ребята послушайте и отгадайте мою загадку:"Снится ночью паукуЧудо-юдо на суку. Длинный клюв и два крыла. Прилетит – плохи дела. А кого паук боится? Угадали? Это… " (птица) .Воспитатель: - Верно, ребята а вы знаете, кто такие птицы и какие они? Дети: - Знаю, но очень мало(Звучат голоса птиц) .Воспитатель: Ребята, что это за музыка? Дети: Это не музыка, это голоса птиц. Воспитатель: Да, это голоса птиц. А где их можно обычно услышать? Дети: В лесу. Воспитатель: Конечно, в лесу! А вы хотели бы там побывать? Дети: Да. Воспитатель: Тогда, мы сейчас с вами отправимся на прогулку в зимний лес. Дружно за руки возьмёмся и отправимся в путешествие в зимний лес. Воспитатель: Вот мы и пришли. - Смотрите ребята! Что это за птица сидит на ветке? (Сорока) Дети: Сорока. Воспитатель: А как вы узнали, что это сорока? Дети: По черно-белому оперению и длинному хвосту. Воспитатель: Что вы ещё знаете об этой птице? Дети дополняют ответ. Воспитатель подытоживает ответы детей небольшим описательным рассказом: "Сороки – это оседлые птицы, они живут на одном месте. Селятся в негустых лесах, парках, садах, поближе к человеческому жилью. Сороки отлично летают, а по земле прыгают. Они умеют издавать стрекочущие звуки. Так они разговаривают между собой и сообщают о приближающейся опасности. Едят разную пищу: насекомых, мышей, семена растений. Сороки воруют яйца других птиц и пищу людей. Уничтожают гусениц, саранчу, древесных клопов и, тем самым, приносят большую пользу".- А это что за звуки? Кто это стучит? Дети: Дятел. Воспитатель: Верно, а вот и он. Как вы узнали, что это дятел? Дети: У дятла красная шапочка, цветное оперение, длинный клюв. Далее ещё ответы детей про дятла. Воспитатель предлагает одному из детей обобщить все ответы, составив небольшой рассказ по плану-указанию: внешний вид, место обитания, способ питания и передвижения, характерная особенность птицы, опираясь на предыдущий рассказ воспитателя о сороке (примерного содержания: "Дятлы живут по одному в лесах. Летают неохотно, обычно сидят на дереве. У них тонкий клюв и длинный шершавый язык. Осенью дятел питается семенами шишек. Он выбирает сухое дерево, в расщелину которого вставляет шишку и ударяет по ней клювом, добывая семена. Такие места любят посещать воробьи и синицы. Они подбирают случайно выпавшие семена. Дятел выдалбливает клювом дупло, и самка выводит там птенцов".) - Ребята, а почему дятла называют санитаром леса? Дети: Дятел уничтожает много личинок насекомых. Воспитатель: Молодцы! А теперь давайте поиграем в игру «Дятел». Физкультминутка Воспитатель: "Встаньте, дети, встаньте в круг. Ты - мой друг, и я - твой друг. Дружно за руки возьмёмсяИ друг другу улыбнёмся"Выбирается «дятел» (ребёнок). Становится в центр круга. Дети парами ходят по кругу и произносят слова: - Ходит дятел у житницы, Ищет зернышки пшеницы. Дятел: (ребёнок).- Мне не скучно одному, Кого хочу, того возьму. Дятел берет за руку любого игрока. Оставшийся без пары игрок становится «дятлом». (2 - 3 раза) Воспитатель: - А, теперь, ребята, мы отправимся дальше. Смотрите, а это какие птицы сидят на дереве? Дети: Снегири. Воспитатель: А как вы узнали, что это снегири? Дети: У снегирей красные грудки. Воспитатель: Хорошо! Кто может рассказать о снегирях? (Предлагает такой же план-указание, как и к рассказу о дятле, обращается к опыту детей (внешний вид, место обитания, способ питания и передвижения, характерная особенность птицы, опираясь на предыдущий рассказ воспитателя о сороке и рассказ ребёнка о дятле) примерного содержания: "Снегири – очень яркие, красивые птицы. Летом их не встретишь в городе. А зимой, с первым снегом, они прилетают к жилищу людей, поэтому их так и назвали – «снегири». Снегири перелетают с места на место в поисках пищи. У снегиря черная шапочка, крылья и хвост, а грудка красная. Нарядно одеты только снегири «папы», а снегири «мамы» имеют серую грудку. Клюв широкий и толстенький и приспособлен к добыванию семян из ягод рябины, бузины и черемухи. Кроме ягод снегири едят почки, молодые листочки и семена ели и сосны".Воспитатель: - А теперь ребята, мы пойдем дальше. Смотрите, а вот другие птицы. Дети: Это синицы! Воспитатель: А как вы узнали, что это синицы? Дети: У них черная шапочка, а спинка, крылья и хвост голубые. Грудка желтая с черным галстуком. Воспитатель: Молодцы! Синица – яркая, нарядная птица. Поет звонко: «Синь – синь, пинь – пинь». За свое пение и получила свое название. Живет в лесах, садах, парках. Зимой синицы летят поближе к человеку. Едят все подряд: зерна, крупу, хлеб, кусочки мяса, сало. Воспитатель: - Смотрите, ребята, а это кто прилетел и сел на ветку? Дети: Воробьи. Воспитатель: Как вы узнали, что это воробьи? Дети: У воробья коричневые перья, маленький клюв. Воспитатель хвалит детей и предлагает рассказать о воробьях подробнее, затем одному из детей предлагает обобщить ответы детей своим небольшим рассказом по тому же плану-указанию (внешний вид, место обитания, способ питания и передвижения, характерная особенность птицы) примерного содержания: "Воробей – самая распространенная птица, живущая рядом с нашим домом. Он шустрый, крикливый, часто дерется с другими воробьями. При этом он громко чирикает, чем привлекает к себе внимание. Питается остатками еды, или в специальных кормушках. В теплое время года клюют семена на полях, ягоды в садах, небольших насекомых. Воробьи приносят большую пользу, так как во время кормления птенцов истребляют огромное количество насекомых".Воспитатель: - Ребята! Давайте поиграем в игру «Воробей, чирикни! ».Выбирается водящий. Он садится на стул спиной к участникам игры. Среди игроков, в тайне от водящего назначается «воробей». Водящий говорит: «Воробей, чирикни! ». «Воробей» произносит: «Чик – чирик». Водящий должен по голосу узнать «воробья». Если он угадывает, «воробей» становится водящим. А новый «воробей» выбирается среди остальных участников игры. Воспитатель: - Ребята, слышите? Что это за звуки? Я немного испугалась. Кто это? Дети: Сова. Воспитатель: Молодцы! Ребята, посмотрите внимательно, и скажите, чем отличается сова от тех птиц, которых мы видели раньше? Дети: У нее большая голова, огромные глаза, загнутый большой клюв, мощные лапы и большие загнутые когти. Воспитатель: Сова - это хищная, ночная птица. У нее пестрые серые перышки, короткий хвост и длинные изогнутые когти. Клюв похож на крючок, глаза огромные. Сова легко поворачивает голову во все стороны. У совы острое зрение и прекрасный слух. Это позволяет ей охотиться ночью. Сова ловит мышей, кротов, крупных насекомых. Живет в лесу в дуплах деревьев или в старых норах. Воспитатель: - Всё, ребята, больше не видно пока других птиц, да и нам возвращаться пора. Вам понравилась наша прогулка?. А тебе, Машенька? (Дети проходят на свои места) .- А сейчас давайте поиграем в игру лото "Птицы".(У детей на столах лежат каточки с изображением птиц и игровое поле. Детям воспитатель загадывает загадку и, если птица угадана правильно, на игровом поле закрывается один сектор, а если не отгадана загадка, игровой сектор остается пустым. В конце игры подсчитываются результаты) .Угадайте, что за птица
Скачет по дорожке,
Словно кошки не боится-
Собирает крошки,
А потом на ветку прыгИ чирикает: «Чик – чирик!» (воробей)
Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей.
Прячется в зелёных кронах,
А зовут её… (ворона)
Кто присел на толстый сук
И стучит: «Тук-тук-тук-тук!» (дятел)
Угадай, какая птица.
Бойкая, задорная,
Ловкая, проворная,
Звонко тенькает: «Тень, тень!
Как хорош весенний день!» (синица)
Кто летает, кто стрекочет – рассказать нам новость хочет? (сорока)
Маленький певец лесной
Лучше всех поёт весной! (соловей)Воспитатель: - Всё, ребята, молодцы! Вы отлично отгадываете загадки. А теперь немного отдохнем. Проводится пальчиковая гимнастика.- Сколько птиц к кормушке нашей (Ритмично сжимают и Прилетело? Мы расскажем: разжимают кулачки). Две синицы, воробей, (На каждое название Шесть щеглов и голубей, птицы загибают по Дятел в пестрых перышках. одному пальчику). Всем хватило зернышек. (Опять сжимают и разжимают кулачки) .Воспитатель: - А сейчас, ребята, давайте проверим, как вы запомнили внешний вид зимующих птиц? (Проводится игра "Собери картинку" с изображением птицы. На каждый стол раздаются пазлы и ребята собирают картинку, называя птицу, которая изображена). - И с этим заданием справились вы. Воспитатель: - А теперь давайте поговорим, что нового вы узнали из нашего путешествия? - Что больше всего понравилось? - А еще я хотела бы вам подарить раскраски с зимующими птицами. Теперь вы все знаете, как они выглядят и сами сможете раскрасить. А затем мы в группе сделаем альбом с зимующими птицами.
Всероссийский дистанционный конкурс для логопедов и дефектологов на лучший конспект коррекционного занятия
Тема занятия :
Наши пернатые друзья .
Цель: Совершенствование связной речи и формирование грамматического строя речи.
Коррекционно-воспитательные задачи:
Воспитывать чувство любви к птицам.
Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Коррекционно- развивающие задачи :
1. Развивать зрительное, слуховое внимание, логическое мышление.
2. Развивать общую и мелкую моторику.
3. Формироватьнавыки сотрудничества, самостоятельности, инициативности.
Коррекционно - образовательные задачи :
1. Уточнить и систематизировать знаний детей о зимующих и перелётных птицах .
2. Расширять словарный запас по лексической теме.
3. Совершенствовать грамматический строй речи . Закрепить:
Образование притяжательных прилагательных (синичий, воробьиный, грачиный);
Согласование притяжательных с существительными в роде, числе (воробьиный хвост, воробьиная голова, воробьиные лапки) ;
Согласование существительных с числительными (одна синица, две синицы.)
4.Развивать функции словообразования (синичий,синичья,синичьи)
и образования сложных слов (остроклювый, длиннохвостая.)
5. Развивать связную речь.
Участники: дети 6-7 лет с ОНР 3 уровня и учитель-логопед
Ход занятия .
Логопед . Здравствуйте, ребята! Как я рада вас видеть. Сегодня мы ждём гостей.
1. Упражнение " Настроение".
Лог: Ребята, подойдите, пожалуйста, к столу. Перед вами тучки и солнышко выберите ту картинку, которая подходит вашему настроению. (Отмечает, какое настроение у каждого ребёнка в начале встречи)
Логопед . Хорошо каждый новый день начинать с хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и весёлым, встанем в круг, возьмёмся за руки, закроем глаза и передадим друг другу ту искорку тепла и любви, что живёт в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта .
Улыбнемся и пожелаем друг другу доброго утра и радостного настроения!
Дети. Доброго утра и радостного настроения!
Логопед. Ребята, что это? (Птицы!) К нам спешат пернатые друзья, Наверное, для того чтобы поиграть! (на экране появляются все птицы на фоне записи голосов, через 10 сек. исчезают). Они уже здесь и играют с нами в прятки. Чтобы птицы вновь появились нужно нам загадки отгадать!
2.Беседа о птицах и о заботе людей о них.
Логопед задаёт вопросы и загадывает загадки, дети отвечают.
А какие бывают птицы? (Перелётные и зимующие)
А почему они так называются?
Дети: Перелётные, потому что осенью эти птицы улетают в теплые края, а весной возвращаются к нам. Зимующие птицы остаются у нас на зиму.
Ребята, а почему птицы улетают в тёплые края?
Дети: Потому, что им голодно!
Лог. Вы правы. Зимой птицам голодно. Они нуждаются в нашей помощи. Вы видели уток, оставшихся зимовать в Судогде на реке. Без помощи людей они бы не выжили. Чем угощают горожане уток?
Дети: Хлебом.
Лог: Птицы нуждаются в нашей помощи. А мы в детском саду помогаем птицам зимой?
Дети: У нас на участках развешены кормушки. Мы насыпаем в них семечки, пшено, зёрнышки. Птички прилетают к нам на кормушки. А ещё с родителями мы делали для птиц домики - скворечники. Птицы - наши друзья!
Лог: Вы - ребята, замечательные друзья!
Логопед.: А каких зимующих птиц вы знаете?
Дети: Сорока, дятел, воробей, синица.
Логопед: А перелётных?
Дети: Ласточка, грач, утка, лебедь.
Логопед: Будем в прятки мы играть? Начинаем птиц искать!
3.Отгадывание загадок
Загадки (если правильный ответ, птица появляется на экране)
1. Всех перелётных птиц черней ,
Чистит пашню от червей. (грач)
А к нам прилетел не один грач.А сколько,дети?
Два грача.
2.Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)
А к нам прилетел не одна синица. А сколько?
Две синицы.
3. Птица белая как снег .
Птица , что красивей всех.
Выгибает гордо шею,
назовем ее скорее? (лебедь)
4.Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)
А к нам прилетел не один снегирь. А сколько?
Два снегиря.
5.Прилетает к нам с теплом.
Путь проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (ласточка)
6.Чик-чирик!
К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это?( Воробей)
7.Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут её ... (Сорока)
А к нам прилетел не одна сорока. А сколько?
Две сороки.
8. Всё время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит. (Дятел)
Все загадки отгаданы. Наши друзья с нами.(У логопеда в руках - картинки)
Птицам, наверняка, будет удобно на нашем дереве.
Птицы на дерево присядут, а мы прохлопаем названия птиц ладошками.
4. Прохлопывание названий ладонями по слогам и помещение картинки на дерево с помощью скрепок ( Сороки, воробей, синицы, ласточка, лебедь, грачи, снегири, дятел)
Логопед . Весною погода бывает разная то тепло, то холодно. Ветер весною сильный, Изобразим весенний ветер? Наберём полную грудь воздуха через нос, не поднимая плечи, и выдохнем ртом.
5.Дыхательное упражнение «Весенний ветер»
Дети. Дуют.
Логопед . Ребята, мы так хорошо с вами дули, что картинки разлетелись. Вы поможете мне их собрать? (разлетелись картинки: снегири,грачи,синицы,воробей)
Дети. Да.
Логопед . Необходимо собрать картинки снегирей, грачей,синиц, воробья.
Дети. Мы будем собирать по двое
Дети. Я буду собирать грачей (Я -- сорок,я-синиц, а я - воробья) И я …
6.Упражнение «Чей? Чья? Чьи?» (Части тела птиц)
Логопед . Это чья голова? Это чей хвост? Это чьи крылья?
Дети. Это снегиринаяголова. И т.п.
7.Сбор картинок типа «Пазлы»
8.Упражнение «Какая птица лишняя?»
Логопед . Ребята, все картинки собрали правильно. Но среди ваших птиц, есть те, что отличаются от других. Кто они?
Дети: это грачи. Они - перелётные, а остальные - зимующие.
Лог-д: Верно.
А сейчас мы поиграем с нашими птицами.
Птицы с дерева слетайте,
С нами поиграйте!
9.Игра «Улетают - не улетают».
Лог-д раскладывает картинки изображением вниз в центре круга. Под музыку дети двигаются по кругу. С остановкой музыки дети переворачивают картинки. Если на картинке зимующая птица дети приседают, если изображение перелётной птицы - дети машут руками.
Лог-д: А теперь с мячом играем?
Сложные слова составляем.
10. Игра с мячом в кругу.Составление сложных слов
У синицы желтая грудка, она - желтогрудая.
У лебедя белые крылья. Он белокрылый.
У снегиря красная грудка, он красногрудый.
У грача черные крылья, он чернокрылый.
У сороки белые бока, она белобокая.
У дятла острый клюв. Он остроклювый.
У ласточки длинный хвост, она длиннохвостая.
11.Пальчиковая гимнастика «Ласточка»
12.Рассказ по плану о ласточке.
Лог.: Ребята, а что вы о ней знаете?
И рассказать сумеете?
План рассказа
1. Зимующая или перелётная птица ? Почему её так называют?
2. Внешний вид (хвост, голова, крылья, туловище, клюв, перья, расцветка)
3. Чем питается?
4. Где живёт - дупло, скворечник, гнездо…
Дети. Ласточка - перелётная птица. Она прилетает весной из тёплых краёв, а осенью улетает. У ласточки длинный раздвоенный хвост. Голова и крылья у нее черные, грудка белая. У ласточки маленький клюв. Питается ласточка различными насекомыми. Живёт ласточка в гнезде, которое делает из травы и глины.
Логопед . Ребята, нашим пернатым друзьям пора улетать. Давайте пожелаем им счастливой весны. И наша встреча подошла к концу . Вспомним, какое задание понравилось больше всего.(Дети отвечают)
Я дарю Вам кормушку для пернатых друзей. Пусть эта кормушка помогает птицам зимой, когда им голодно. В ней сюрпризы - для вас. Вы - молодцы,ребята!
Выберите, пожалуйста, картинку вашего настроения. (тучка-солнышко)
Положите мне их в ладошки.
Логопед: Как много солнышек у меня в ладошке! Пасмурный день превратился в солнечный! Это замечательно! Нам пора прощаться. До свидания!
ДМИТРИЕВА
ЕЛЕНА ВИКТОРОВНА,
Учитель-логопед МДОУ
«Детский сад №2 «Полянка»
г. Судогда, комбинированного вида»
Тема: «Пернатые друзья»
Направление: «Познавательно-речевое развитие»
Образовательные области: познание (формирование целостной картины мира – ознакомление с природой), музыка, художественное творчество.
Старшая группа
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 33 «Росток»
КОНСПЕКТ
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Тема «Пернатые друзья»
Направление «Познавательно-речевое развитие»
Образовательные области: познание (формирование целостной картины мира – ознакомление с природой), музыка, художественное творчество.
Старшая группа
Зам. зав. по ВМР
Титова Марина Викторовна
г. Серпухов, 2012
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, музыкально-художественная, продуктивная.
Программные задачи:
Способствовать формированию представлений детей о зимующих и перелётных птицах,
Учить отгадывать загадки,
Развивать интерес к миру пернатых,
Дать представления о значении птиц для окружающей природы,
Формировать желание заботиться о птицах.
Предварительная работа: изготовление кормушек (дети с родителями); заучивание стихов, беседа о птицах, наблюдения на прогулке.
Материал и оборудование: проектор, экран, картинки зимующих птиц, силуэты птиц, гуашь, вата, клей, кисти.
Словарная работа: мороз лютует, невмочь, всеядны, грызуны, пустыня.
1. Организационный момент.
Воспитатель читает детям стихотворение М.В.Титовой «Осенняя пора»
Наступили холода,
Скоро к нам придёт зима.
И птицы – наши верные друзья,
Улетают в тёплые края.
2. Беседа.
Воспитатель:
О каких птицах (зимующих или перелётных) говорится в стихотворении?
Ребята, скажите, а почему птиц называют перелётными? (Воспитатель выслушивает ответы детей и обобщает их.)
Совершенно верно, перелётные птицы – это птицы, которые половину года проводят с нами, а на вторую половину года покидают нас, отправляясь в другие тёплые страны.
Почему перелётные птицы улетают в тёплые края? (Ответы детей).
Правильно, все эти птицы питаются насекомыми, но осенью насекомые исчезают, птицы лишаются основного корма и улетают в тёплые края.
А сейчас я хочу проверить, как вы знаете перелётных птиц, для этого отгадайте мои загадки.
Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей. (Грач)
Под крышей я леплю гнездо
Из комочков глины.
Для птенчиков стелю на дно
Пуховую перину. (Ласточка)
Я в скворечнике живу
Песни звонкие пою. (Скворец)
Клином печальным в небесной дали
С криком прощальным летят… (Журавли)
После каждой загадки воспитатель спрашивает:
Почему вы так думаете?
3. Физкультминутка «Улетают журавли»
Дети легко на носочках бегают, машут руками, имитируя полёт птиц, говорят слова вместе с воспитателем.
Летят журавли, курлычут: курлы-курлы-курлы, как будто говорят: летите вместе с нами. За тёмными лесами, за синими морями есть тёплые края.
Воспитатель:
Улетели перелётные птицы в тёплые края, давайте ещё раз их назовём.
(На экране появляются изображения перелётных птиц, дети их называют).
Молодцы, вы правильно назвали всех перелётных птиц.
Скажите, а какие птицы остались у нас на зиму? (Воробей, ворона, синица, снегирь, сорока, дятел) – выставляются картинки.
Какие это птицы? (Зимующие).
А почему же они не улетают?
Чем питаются эти птицы? (Воспитатель выслушивает ответы детей и обобщает их.)
Эти птицы всеядны: могут и насекомых поклевать, но основная их пища семена растений. Зимой они питаются семенами деревьев и держатся поближе к человеческому жилью, надеясь на помощь людей.
Кар-кар! (Ворона)
Чик-чирик, чив-чив-чив! (Воробей)
Ча-ча-ча! (Сорока)
Синь-синь-синь (Синица)
Воспитатель:
Молодцы, правильно угадали.
5. Игра «Кто лишний?»
А сейчас поиграем ещё в одну игру, где я проверю, как вы запомнили зимующих и перелётных птиц.
1 слайд – 3 зимующие, одна перелётная (если правильный ответ – перелётная птица улетает)
2 слайд – 3 перелётные, одна зимующая (если правильный ответ – зимующая птица улетает)
3 слайд – все птицы зимующие.
Молодцы, справились с заданием.
А сейчас послушайте стихотворение «Птицы зимой» (читает ребёнок)
Сначала падает снежок
На землю тихо, как пушок,
Потом мороз лютует.
А воробьи, синицы
И все другие птицы –
Как они зимуют?
Зимою птицам холодно,
Тоскливо очень, голодно.
Порой терпеть невмочь.
А люди всемогущие,
В тепле всегда живущие,
Должны ли им помочь? А.Григорьев.
Воспитатель:
Как вы считаете должны ли люди помогать птицам зимой? (Ответы детей)
Правильно, конечно, должны. Зима очень сложное время года для птиц, особенно если она морозная и снежная. Птицы не могут найти корм под снегом. А когда птицы голодные они сильнее мёрзнут и могут погибнуть. Поэтому голод для птиц зимой страшнее холода.
Как можно помочь птицам зимой? (Ответы детей)
Правильно птиц нужно подкармливать.
Зёрнами, салом и хлеба горбушкой
Птиц угощает зимою… (Кормушка)
Правильно, чтобы подкармливать птиц вы с родителями смастерили кормушки. Сегодня мы с вами развесим их на участке.
6. Игра «Улетают – не улетают»
Воспитатель:
А сейчас мы поиграем. Я буду называть птиц. Если назову перелётную – вы «летаете» по залу, если зимующую – подлетаете к кормушке и «клюёте крошки»
Молодцы, вы были внимательны.
Скажите, как вы думаете, для чего нужны птицы? (Ответы детей)
Что может случиться, если птицы вдруг исчезнут?
Давайте вместе подумаем.
Посмотрите, как красиво:
1 слайд – изображение леса (деревья, кустарники, трава, птицы на деревьях, в небе, на водоёме, другие обитатели).
Представим, что исчезли птицы. Насекомые, размножаясь, поедают листья на деревьях, траву, кору деревьев, грызуны портят корни растений.
2 слайд – птиц нет, появилось много насекомых, грызунов.
Растительность постепенно исчезает, корни деревьев, трава не укрепляют почву, она разрушается, появляются овраги.
3 слайд – растительности почти нет, появились овраги.
Ветер высушивает почву, высыхают водоёмы, погибают лягушки и другие животные, живущие у воды.
4 слайд – растительности нет, водоёмов нет, нет животных, живущих у воды.
Что же станет с лесом? Он превратится в безжизненную пустыню.
5 слайд – пустыня.
Воспитатель вместе с детьми делают вывод: птицы очень нужны, их надо беречь – охранять и подкармливать.
Чтение отрывка стихотворения А.Яшина» Покормите птиц зимой»
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Гость зерна нужна,
Горсть одна –
И не страшна
Будет им зима.
7. Продуктивная деятельность – раскрашивание силуэтов птиц, используя нетрадиционную технику (грудка птиц – наклеивание ватных шариков, с последующим раскрашиванием.)
8.Итог.
Что вам больше всего понравилось на занятии?
Программное содержание:
Развитие познавательных способностей детей;
Формирование коммуникативной компетенции детей;
Формирование подхода к познавательной компетенции и познавательных способностей.
Задачи:
Образовательная:
Развивающая:
Воспитательная:
Задача обучающихся:
Подготовка к занятию : составление конспекта занятия и сбор материала к занятию, работа с родителями — изготовление кормушки для птиц.
Материал. Иллюстрации с изображением зимующих птиц. Аудиозаписи пения птиц. Весна (персонаж). Самолетики из бумаги. Дидактические игры «Третий лишний», «Накорми птичку», карточки с корма для птиц, картины с воздушным видом транспорта.
Предварительная работа. Наблюдение за птицами на участке детского сада. Рассматривание иллюстраций, чтение рассказов о птицах, проведение занятия по теме: «Зимующие птицы”.
Ход занятия
Организационный момент.
Воспитатель:
Ребята, закройте глаза и пробуйте представить себе, что вы услышите (Звучит запись «Птицы леса).
— И что -же вы представили? (Ответы детей). Итак сегодня мы поговорим о..
Воробьи, стрижи, пингвины,
Снегири, грачи, павлины,
Попугаи и синицы:
Одним словом это — …(птицы)
Воспитатель: Правильно, сегодня мы поговорим о птицах.
Воспитатель предлагает детям выставку иллюстраций с изображением птиц.
Мы отправляемся в волшебный мир птиц. Посмотрите, как он разнообразен. Птицы всегда поражали людей своей красотой, изяществом, пением. Посмотрите, какие они разные: большие и маленькие, с ярким оперением и строгие, имеют интересные формы клюва, поют на разные голоса и разные песенки.
Они везде: на озерах, и в пустынях, и в лесах, И все же как не богат мир птиц,но все же существуют черты, которые объединяют их всех. И мы с вами об это говорили.
Посмотрите на схему (схема анализа характеристики птиц ). Это перья, крылья, клюв и размножение
1) Вы никогда не задумывались над словами «пернатые друзья». Почему мы так называем птиц? (ответы детей)
2) Нас ждет еще такой вопрос:
«А как птицы летают? Почему птицы умеют летать, а люди и животные нет?»
— где птицы летают? (Они летают по воздуху).
3) Человек издавна мечтал летать как птица, поэтому, разгадав эту загадку, он изобрел много летательных аппаратов. Посмотрите на некоторые из них и назовите. (Воспитатель предлагает детям выставку иллюстраций с изображением воздушного вида транспорта)
(Ответы детей).
А теперь сравним нашу модель самолета с птицей .
Покажите, где у самолета есть сходства с птицей (клюв- нос, туловище – физюляж, крылья, ноги –шасси,хвост) (ответы детей)
Динамическая пауза
— Давайте мы с вами запустим наши самолеты и проверим, как они летают.
Звучит отрывок записи «Весенний лес». Ребята, закройте глаза и пробуйте представить себе, что вы услышите (Звучит отрывок записи «Весенний лес»).
Воспитатель читает стихотворение о весне Ф.И.Тютчева. Затем спрашивает:
Рефлексия- этюд «Птенчик»
Посмотрите, из гнездышка выпал птенчик. Он замерз и может погибнуть Давайте поднимем руки, возьмем птенчика в свои ладошки, согреем своим дыханием, легонечко подуем на него. Прижмем к груди, подарим ему частичку своего сердца. И смотрите, птенчик ожил, расправил крылышки. Давайте осторожно посадим птенчика в гнездышко. Теперь ему уже ничего не грозит. Вон и родители спешит к своему ребенку. Посмотрите, как они радуются его спасению и благодарят нас. Как они резвятся на веточках. Мы с вами сделали доброе дело — мы спасли жизнь нашему другу.
Появляется Весна. (Звучит музыка времена года).
Весна: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Я Весна — Красна! Теперь пришел мой черед гостить в ваших краях. Вернулась я не одна, а со стаями птиц из теплых краев. Но знаю я,что есть птицы, смелые да выносливые, которые остались зимовать в ваших краях, не испугались суровой зимы? Вы их знаете? (Ответы детей.)
Интересно мне как они выглядят, чем питаются, легко ли им живется зимой в лесу? И как вы им помогаете?
Загадывает загадку:
Что это за птица? Не маляр, не плотник, а лесной работник? (загадывает загадку)
А что вы знаете про дятла?
Это маленькая птичка, а зовут ее….? Расскажите мне про синицу.
Какая птица ползает вниз головой? (Поползень) Чем она интересна?
Что за птица спряталась под цифрой пять? Что в ней особенного?
Кого называют лесной «воровкой»? (Сорока)
Что за птица
Мороза не боится,
Хоть снега лежат везде,
У неё птенцы в гнезде? (клест)
Какой он?
Какие еще птицы живут зимой в нашем лесу?
Сова. Что особенного в этой птице?
Снегирь. От какого слова произошло название птицы?
Ворона. Как она выглядит?
Воробей. А где он живет?
Весна; Молодцы! А сейчас я вас превращу в стайку птичек! Вокруг себя повернитесь и в веселых птичек превратитесь
Физкультминутка:
Летели птички
Собой невелички.
Как они летели
Все люди глядели.
Как они садились
Все люди дивились.
Сели, посидели,
Взвились, полетели
Песенки запели.
Весна. А я знаю очень интересную игру «Верю — не верю»?
Игра: «Верю — не верю»
лесты выводят птенцов зимой (Верим). У воробья большой сильный клюв. (Не верим!) А у кого такой клюв? У свиристеля на голове хохолок. Снегирь любит сало (Не верим!) Какая птица любит сало? У синицы желтая грудка. Сова ночью спит (Не верим!) Почему она не спит? Ворона питается остатками пищи.(Верим) Клесты любят семена шишек(верим) У сороки длинный черный хвост.
Молодцы, ни разу не ошиблись!
Весна: Ребята, смотрите у меня есть картинки птиц(выставляет 4 картинки птиц)
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Воспитатель: Весна, здесь одна птичка лишняя. Дети давайте поможем Весне определить лишнюю птицу! (дети называют птицу и объясняют, почему она лишняя).
Весна: А вот еще 4 картинки, какая здесь птичка лишняя? Почему? (Сова. Хищная птица, клюв крючком,на конце заострен,это помогает ей разрывать на кусочки крупную добычу)
Вывод: Так от чего зависит клюв птицы? (От того, как она добывает себе корм)
Они бывают всеядные, насекомоядные и хищные.
Давайте покормим наших птиц!
Дидактическая игра «Накорми птицу»
Перед детьми лежат карточки с изображением птиц и схематическим изображением корма, дети должны положить карточку с кормом рядом с соответствующей ему птицей.
Весна: Друзья мои, а как вы помогали зимующим птицам? (Развешивали дома и в детском саду кормушки вместе со взрослыми, приносили птицам корм).
А как же весной человек помогает птицам? (Делают и вешают скворечники).
Давайте, перечислим наших долгожданных пернатых гостей (Ответы детей: лебедь, утка, скворец, грач, ласточка, кукушка, соловей, цапля и др.).
Какие весенние хлопоты ожидают всех птиц? (Вить гнезда и высиживать птенцов).
Игра «Назови ласково»
— А теперь давайте согреем перелетных птиц ласковыми словами. Ведь ласковое слово как солнышко. (Скворец-скворушка, журавль -журавушка, лебедь- лебедушка, кукушка -кукушечка, утка- уточка, соловей- соловушка..) Умницы! Наверняка птицы услышали наши ласковые и добрые слова.
— А давайте вспомним пословицы и поговорки о птицах? (ответы детей)
Итог занятия
Весна: Спасибо, ребята. Вы много знаете о жизни птицах и не оставляете птиц в беде в тяжелые время. Но мне пора уходить. У меня много дел, вон зима сколько мне работы оставила! Но я обещаю порадовать вас хорошей погодой. До свидания!
Воспитатель: Попрощаемся с Весной … Беседу о птицах мы продолжим на следующих занятиях. Нас ждут еще не менее интересные путешествия, но сегодняшнее занятие подходит к концу. Молодцы! Вы много рассказали о птицах нашего Прихоперья. Мне понравилось, как вы сегодня работали, старались отвечать правильно, полными ответами и проявили большую активность на занятии. Занятие окончено.
Конспект НОД в старшей группе на тему
«Наши друзья - пернатые».
Цель: обобщение и систематизация знаний детей о зимующих птицах.
Задачи: 1. Обучающие: - учить детей распознавать голоса птиц по их тональности и особенностям издаваемого звука конкретной птицы, узнавать птицу по внешнему виду; - обучать детей составлению описательного рассказа по плану-указанию: внешний вид, место обитания, способ питания и передвижения, характерная особенность птицы ; - обогащать и активизировать словарь детей: оседлые птицы, стрекочущие звуки, шершавый язык, расщелина, распространенная птица, санитар леса, дупло, житница, хищная .
2. Развивающие: - развивать звуковую культуру речи ([c], , [ч]); - мелкую моторику пальцев рук путём сбора пазлов-картинок с изображением птиц.
3. Формирующие: - формировать навыки речевой активности: умение поддерживать беседу, отвечать на вопросы как краткими, так и полными ответами, делать собственные выводы, рассуждать.
4. Воспитывающие: - воспитывать заботливое отношение к птицам; речевую культуру, эмоциональную отзывчивость на сопроводительное стихотворение пальчиковой гимнастики, побуждающее к эмоциональным действиям.
Образовательные области: познание, коммуникация, физическая культура, здоровье.
Материалы и оборудование: декорация зимнего леса с изображениями зимующих птиц, аудиозапись голосов птиц.
Раздаточный материал: картинки-пазлы с изображением птиц, настольно-печатная игра лото "Птицы".
Предварительная работа: рассматривание альбома "Птицы", наблюдения за птицами во время прогулок, чтение и разучивание стихотворений о птицах, отгадывание загадок, игры.
Примечание: при необходимости по ходу занятия объяснять значение некоторых слов и словосочетаний (оседлые птицы, стрекочущие звуки, шершавый язык, расщелина, распространенная птица, санитар леса, дупло, житница, хищная), если будет в этом необходимость.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Воспитатель:
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся"
(Дети становятся в круг, в это время - стук в дверь. Заходит девочка)
Девочка: - Извините, я вам не помешала? Мне старший брат загадал загадку, а я её никак не могу отгадать. Помогите мне, пожалуйста. Вот здесь он её записал. (Подаёт записку воспитателю)
Воспитатель: - Дети, поможем девочке?
Как тебя зовут? (Маша).
Иди к ребятам, а я загадаю загадку:
"Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла.
Прилетит - плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это…" (птица ).
Воспитатель: - Верно.
Маша, совсем простая загадка. А ты знаешь, кто такие птицы и какие они?
Маша: - Знаю, но очень мало
Воспитатель: Ребята, что это за музыка?
Дети: В лесу.
Воспитатель: Конечно, в лесу! А вы хотели бы там побывать?
Дети : Да.
Воспитатель : Тогда, мы сейчас с вами отправимся на прогулку в зимний лес. Маша, ты хочешь с нами пойти?
Маша: А можно? Я очень хочу, я ведь так мало знаю о птицах!
Воспитатель : Дружно за руки возьмёмся и отправимся в путешествие в зимний лес.
II. Основная часть.
Воспитатель : Вот мы и пришли.
Смотрите ребята! Что это за птица сидит на ветке? (Сорока)
Дети: Сорока.
Воспитатель: А как вы узнали, что это сорока?
Дети: По черно-белому оперению и длинному хвосту.
Воспитатель : Что вы ещё знаете об этой птице?
Дети дополняют ответ.
Воспитатель подытоживает ответы детей небольшим описательным рассказом: "Сороки - это оседлые птицы, они живут на одном месте.
Селятся в негустых лесах, парках, садах, поближе к человеческому жилью. Сороки отлично летают, а по земле прыгают. Они умеют издавать стрекочущие звуки. Так они разговаривают между собой и сообщают о приближающейся опасности. Едят разную пищу: насекомых, мышей, семена растений. Сороки воруют яйца других птиц и пищу людей. Уничтожают гусениц, саранчу, древесных клопов и, тем самым, приносят большую пользу".
А это что за звуки? Кто это стучит?
Дети: Дятел.
Воспитатель: Верно, а вот и он. Как вы узнали, что это дятел?
Дети: У дятла красная шапочка, цветное оперение, длинный клюв.
Воспитатель предлагает одному из детей обобщить все ответы, составив небольшой рассказ по плану-указанию : опираясь на предыдущий рассказ воспитателя о сороке (примерного содержания: "Дятлы живут по одному в лесах. Летают неохотно, обычно сидят на дереве. У них тонкий клюв и длинный шершавый язык. Осенью дятел питается семенами шишек. Он выбирает сухое дерево, в расщелину которого вставляет шишку и ударяет по ней клювом, добывая семена. Такие места любят посещать воробьи и синицы. Они подбирают случайно выпавшие семена. Дятел выдалбливает клювом дупло, и самка выводит там птенцов".)
- Ребята, а почему дятла называют санитаром леса ?
Дети: Дятел уничтожает много личинок насекомых.
Воспитатель: Молодцы! А теперь давайте поиграем в игру «Дятел».
(Физкультминутка)
Воспитатель:
"Встаньте, дети, встаньте в круг.
Ты - мой друг, и я - твой друг.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся"
Выбирается «дятел». Становится в центр круга.
Дети парами ходят по кругу и произносят слова:
Ходит дятел у житницы,
Ищет зернышки пшеницы.
Дятел:
Мне не скучно одному,
Кого хочу, того возьму.
Дятел берет за руку любого игрока. Оставшийся без пары игрок становится «дятлом». (2 - 3 раза)
Смотрите, а это какие птицы сидят на дереве?
Дети: Снегири.
Воспитатель: А как вы узнали, что это снегири?
Дети: У снегирей красные грудки.
Воспитатель: Хорошо! Кто может рассказать о снегирях? (Предлагает такой же план-указание, как и к рассказу о дятле, обращается к опыту детей (внешний вид, место обитания, способ питания и передвижения, характерная особенность птицы, опираясь на предыдущий рассказ воспитателя о сороке и рассказ ребёнка о дятле) примерного содержания: "Снегири - очень яркие, красивые птицы. Летом их не встретишь в городе. А зимой, с первым снегом, они прилетают к жилищу людей, поэтому их так и назвали - «снегири». Снегири перелетают с места на место в поисках пищи. У снегиря черная шапочка, крылья и хвост, а грудка красная. Нарядно одеты только снегири «папы», а снегири «мамы» имеют серую грудку. Клюв широкий и толстенький и приспособлен к добыванию семян из ягод рябины, бузины и черемухи. Кроме ягод снегири едят почки, молодые листочки и семена ели и сосны".
Дети: Это синицы!
Воспитатель: А как вы узнали, что это синицы?
Дети: У них черная шапочка, а спинка, крылья и хвост голубые. Грудка желтая с черным галстуком.
Воспитатель: Молодцы! Синица - яркая, нарядная птица. Поет звонко: «С инь - с инь, пинь - пинь». За свое пение и получила свое название. Живет в лесах, садах, парках. Зимой синицы летят поближе к человеку. Едят все подряд: зерна, крупу, хлеб, кусочки мяса, сало.
- Смотрите, ребята, а это кто прилетел и сел на ветку?
Дети: Воробьи.
Воспитатель: Как вы узнали, что это воробьи?
Дети: У воробья коричневые перья, маленький клюв.
Воспитатель хвалит детей и предлагает рассказать о воробьях подробнее, затем одному из детей предлагает обобщить ответы детей своим небольшим рассказом по тому же плану-указанию (внешний вид, место обитания, способ питания и передвижения, характерная особенность птицы) примерного содержания: "Воробей - самая распространенная птица, живущая рядом с нашим домом. Он шустрый, крикливый, часто дерется с другими воробьями. При этом он громко чирикает, чем привлекает к себе внимание. Питается остатками еды, или в специальных кормушках. В теплое время года клюют семена на полях, ягоды в садах, небольших насекомых. Воробьи приносят большую пользу, так как во время кормления птенцов истребляют огромное количество насекомых".
Воспитатель: - Ребята! Давайте поиграем в игру «Воробей, чирикни!».
Выбирается водящий . Он садится на стул спиной к участникам игры. Среди игроков, в тайне от водящего назначается «воробей». Водящий говорит: «Воробей, чирикни!». «Воробей» произносит: «Ч ик - ч ирик». Водящий должен по голосу узнать «воробья». Если он угадывает, «воробей» становится водящим. А новый «воробей» выбирается среди остальных участников игры.
- Ребята, слышите? Что это за звуки? Я немного испугалась. Кто это?
Дети: Сова.
Воспитатель: Молодцы! Ребята, посмотрите внимательно, и скажите, чем отличается сова от тех птиц, которых мы видели раньше?
Дети : У нее большая голова, огромные глаза, загнутый большой клюв, мощные лапы и большие загнутые когти.
Воспитатель: Сова - это хищная , ночная птица. У нее пестрые серые перышки, короткий хвост и длинные изогнутые когти. Клюв похож на крючок, глаза огромные. Сова легко поворачивает голову во все стороны. У совы острое зрение и прекрасный слух. Это позволяет ей охотиться ночью. Сова ловит мышей, кротов, крупных насекомых. Живет в лесу в дуплах деревьев или в старых норах.
Всё, ребята, больше не видно пока других птиц, да и нам возвращаться пора. Вам понравилась наша прогулка?. А тебе, Машенька?
(Дети проходят на свои места).
А сейчас давайте поиграем в игру лото "Птицы".
(У детей на столах лежат каточки с изображением зимующих птиц и игровое поле. Детям воспитатель загадывает загадку и, если птица угадана правильно, на игровом поле закрывается один сектор, а если не отгадана загадка, игровой сектор остается пустым. В конце игры подсчитываются результаты).
Всё, ребята, молодцы! Вы отлично отгадываете загадки. А теперь немного отдохнем.
(Проводится пальчиковая гимнастика).
Сколько птиц к кормушке нашей (Ритмично сжимают и
Прилетело? Мы расскажем: разжимают кулачки).
Две синицы, воробей, (На каждое название
Шесть щеглов и голубей, птицы загибают по
Дятел в пестрых перышках. одному пальчику).
Всем хватило зернышек. (Опять сжимают и
разжимают кулачки).
А сейчас, ребята, давайте проверим, как вы запомнили внешний вид зимующих птиц?
(Проводится игра "Собери картинку" с изображением птицы. На каждый стол раздаются пазлы и ребята собирают картинку, называя птицу, которая изображена).
И с этим заданием справились вы.
III. Итог.
А теперь давайте поговорим, что нового вы узнали из нашего путешествия?
Что больше всего понравилось?
А еще я хотела бы вам подарить раскраски с зимующими птицами. Теперь вы все знаете, как они выглядят и сами сможете раскрасить. А затем мы в группе сделаем альбом с зимующими птицами.