Конспект по ознакомлению с окружающим миром «Наши друзья-пернатые» (старшая группа). Конспект НОД в старшей группе на тему:«Мои пернатые друзья

Конспект по ознакомлению с окружающим миром
«Наши друзья-пернатые»
(старшая группа)
Цель: обобщение и систематизация знаний детей о зимующих птицах. Учить детей распознавать голоса птиц по их тональности и особенностям издаваемого звука конкретной птицы, узнавать птицу по внешнему виду. Развивать мелкую моторику пальцев рук путём сбора пазлов- картинок с изображением птиц. Формировать навыки речевой активности: умение поддерживать беседу, отвечать на вопросы как краткими, так и полными ответами, делать собственные выводы, рассуждать. Воспитывать заботливое отношение к птицам.
Материалы и оборудование: декорация зимнего леса с изображениями зимующих птиц, аудиозапись голосов птиц. Раздаточный материал: картинки-пазлы с изображением птиц, настольно-печатная игра лото "Птицы".Предварительная работа: рассматривание альбома "Птицы", наблюдения за птицами во время прогулок, чтение и разучивание стихотворений о птицах, отгадывание загадок, игры. Методика проведения Воспитатель: "Встаньте, дети, встаньте в круг. Ты - мой друг, и я - твой друг. Дружно за руки возьмёмсяИ друг другу улыбнёмся"(Дети становятся в круг, в это время - стук в дверь. Заходит девочка)Воспитатель: ребята послушайте и отгадайте мою загадку:"Снится ночью паукуЧудо-юдо на суку. Длинный клюв и два крыла. Прилетит – плохи дела. А кого паук боится? Угадали? Это… " (птица) .Воспитатель: - Верно, ребята а вы знаете, кто такие птицы и какие они? Дети: - Знаю, но очень мало(Звучат голоса птиц) .Воспитатель: Ребята, что это за музыка? Дети: Это не музыка, это голоса птиц. Воспитатель: Да, это голоса птиц. А где их можно обычно услышать? Дети: В лесу. Воспитатель: Конечно, в лесу! А вы хотели бы там побывать? Дети: Да. Воспитатель: Тогда, мы сейчас с вами отправимся на прогулку в зимний лес. Дружно за руки возьмёмся и отправимся в путешествие в зимний лес. Воспитатель: Вот мы и пришли. - Смотрите ребята! Что это за птица сидит на ветке? (Сорока) Дети: Сорока. Воспитатель: А как вы узнали, что это сорока? Дети: По черно-белому оперению и длинному хвосту. Воспитатель: Что вы ещё знаете об этой птице? Дети дополняют ответ. Воспитатель подытоживает ответы детей небольшим описательным рассказом: "Сороки – это оседлые птицы, они живут на одном месте. Селятся в негустых лесах, парках, садах, поближе к человеческому жилью. Сороки отлично летают, а по земле прыгают. Они умеют издавать стрекочущие звуки. Так они разговаривают между собой и сообщают о приближающейся опасности. Едят разную пищу: насекомых, мышей, семена растений. Сороки воруют яйца других птиц и пищу людей. Уничтожают гусениц, саранчу, древесных клопов и, тем самым, приносят большую пользу".- А это что за звуки? Кто это стучит? Дети: Дятел. Воспитатель: Верно, а вот и он. Как вы узнали, что это дятел? Дети: У дятла красная шапочка, цветное оперение, длинный клюв. Далее ещё ответы детей про дятла. Воспитатель предлагает одному из детей обобщить все ответы, составив небольшой рассказ по плану-указанию: внешний вид, место обитания, способ питания и передвижения, характерная особенность птицы, опираясь на предыдущий рассказ воспитателя о сороке (примерного содержания: "Дятлы живут по одному в лесах. Летают неохотно, обычно сидят на дереве. У них тонкий клюв и длинный шершавый язык. Осенью дятел питается семенами шишек. Он выбирает сухое дерево, в расщелину которого вставляет шишку и ударяет по ней клювом, добывая семена. Такие места любят посещать воробьи и синицы. Они подбирают случайно выпавшие семена. Дятел выдалбливает клювом дупло, и самка выводит там птенцов".) - Ребята, а почему дятла называют санитаром леса? Дети: Дятел уничтожает много личинок насекомых. Воспитатель: Молодцы! А теперь давайте поиграем в игру «Дятел». Физкультминутка Воспитатель: "Встаньте, дети, встаньте в круг. Ты - мой друг, и я - твой друг. Дружно за руки возьмёмсяИ друг другу улыбнёмся"Выбирается «дятел» (ребёнок). Становится в центр круга. Дети парами ходят по кругу и произносят слова: - Ходит дятел у житницы, Ищет зернышки пшеницы. Дятел: (ребёнок).- Мне не скучно одному, Кого хочу, того возьму. Дятел берет за руку любого игрока. Оставшийся без пары игрок становится «дятлом». (2 - 3 раза) Воспитатель: - А, теперь, ребята, мы отправимся дальше. Смотрите, а это какие птицы сидят на дереве? Дети: Снегири. Воспитатель: А как вы узнали, что это снегири? Дети: У снегирей красные грудки. Воспитатель: Хорошо! Кто может рассказать о снегирях? (Предлагает такой же план-указание, как и к рассказу о дятле, обращается к опыту детей (внешний вид, место обитания, способ питания и передвижения, характерная особенность птицы, опираясь на предыдущий рассказ воспитателя о сороке и рассказ ребёнка о дятле) примерного содержания: "Снегири – очень яркие, красивые птицы. Летом их не встретишь в городе. А зимой, с первым снегом, они прилетают к жилищу людей, поэтому их так и назвали – «снегири». Снегири перелетают с места на место в поисках пищи. У снегиря черная шапочка, крылья и хвост, а грудка красная. Нарядно одеты только снегири «папы», а снегири «мамы» имеют серую грудку. Клюв широкий и толстенький и приспособлен к добыванию семян из ягод рябины, бузины и черемухи. Кроме ягод снегири едят почки, молодые листочки и семена ели и сосны".Воспитатель: - А теперь ребята, мы пойдем дальше. Смотрите, а вот другие птицы. Дети: Это синицы! Воспитатель: А как вы узнали, что это синицы? Дети: У них черная шапочка, а спинка, крылья и хвост голубые. Грудка желтая с черным галстуком. Воспитатель: Молодцы! Синица – яркая, нарядная птица. Поет звонко: «Синь – синь, пинь – пинь». За свое пение и получила свое название. Живет в лесах, садах, парках. Зимой синицы летят поближе к человеку. Едят все подряд: зерна, крупу, хлеб, кусочки мяса, сало. Воспитатель: - Смотрите, ребята, а это кто прилетел и сел на ветку? Дети: Воробьи. Воспитатель: Как вы узнали, что это воробьи? Дети: У воробья коричневые перья, маленький клюв. Воспитатель хвалит детей и предлагает рассказать о воробьях подробнее, затем одному из детей предлагает обобщить ответы детей своим небольшим рассказом по тому же плану-указанию (внешний вид, место обитания, способ питания и передвижения, характерная особенность птицы) примерного содержания: "Воробей – самая распространенная птица, живущая рядом с нашим домом. Он шустрый, крикливый, часто дерется с другими воробьями. При этом он громко чирикает, чем привлекает к себе внимание. Питается остатками еды, или в специальных кормушках. В теплое время года клюют семена на полях, ягоды в садах, небольших насекомых. Воробьи приносят большую пользу, так как во время кормления птенцов истребляют огромное количество насекомых".Воспитатель: - Ребята! Давайте поиграем в игру «Воробей, чирикни! ».Выбирается водящий. Он садится на стул спиной к участникам игры. Среди игроков, в тайне от водящего назначается «воробей». Водящий говорит: «Воробей, чирикни! ». «Воробей» произносит: «Чик – чирик». Водящий должен по голосу узнать «воробья». Если он угадывает, «воробей» становится водящим. А новый «воробей» выбирается среди остальных участников игры. Воспитатель: - Ребята, слышите? Что это за звуки? Я немного испугалась. Кто это? Дети: Сова. Воспитатель: Молодцы! Ребята, посмотрите внимательно, и скажите, чем отличается сова от тех птиц, которых мы видели раньше? Дети: У нее большая голова, огромные глаза, загнутый большой клюв, мощные лапы и большие загнутые когти. Воспитатель: Сова - это хищная, ночная птица. У нее пестрые серые перышки, короткий хвост и длинные изогнутые когти. Клюв похож на крючок, глаза огромные. Сова легко поворачивает голову во все стороны. У совы острое зрение и прекрасный слух. Это позволяет ей охотиться ночью. Сова ловит мышей, кротов, крупных насекомых. Живет в лесу в дуплах деревьев или в старых норах. Воспитатель: - Всё, ребята, больше не видно пока других птиц, да и нам возвращаться пора. Вам понравилась наша прогулка?. А тебе, Машенька? (Дети проходят на свои места) .- А сейчас давайте поиграем в игру лото "Птицы".(У детей на столах лежат каточки с изображением птиц и игровое поле. Детям воспитатель загадывает загадку и, если птица угадана правильно, на игровом поле закрывается один сектор, а если не отгадана загадка, игровой сектор остается пустым. В конце игры подсчитываются результаты) .Угадайте, что за птица
Скачет по дорожке,
Словно кошки не боится-
Собирает крошки,
А потом на ветку прыгИ чирикает: «Чик – чирик!» (воробей)
Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей.
Прячется в зелёных кронах,
А зовут её… (ворона)
Кто присел на толстый сук
И стучит: «Тук-тук-тук-тук!» (дятел)
Угадай, какая птица.
Бойкая, задорная,
Ловкая, проворная,
Звонко тенькает: «Тень, тень!
Как хорош весенний день!» (синица)
Кто летает, кто стрекочет – рассказать нам новость хочет? (сорока)
Маленький певец лесной
Лучше всех поёт весной! (соловей)Воспитатель: - Всё, ребята, молодцы! Вы отлично отгадываете загадки. А теперь немного отдохнем. Проводится пальчиковая гимнастика.- Сколько птиц к кормушке нашей (Ритмично сжимают и Прилетело? Мы расскажем: разжимают кулачки). Две синицы, воробей, (На каждое название Шесть щеглов и голубей, птицы загибают по Дятел в пестрых перышках. одному пальчику). Всем хватило зернышек. (Опять сжимают и разжимают кулачки) .Воспитатель: - А сейчас, ребята, давайте проверим, как вы запомнили внешний вид зимующих птиц? (Проводится игра "Собери картинку" с изображением птицы. На каждый стол раздаются пазлы и ребята собирают картинку, называя птицу, которая изображена). - И с этим заданием справились вы. Воспитатель: - А теперь давайте поговорим, что нового вы узнали из нашего путешествия? - Что больше всего понравилось? - А еще я хотела бы вам подарить раскраски с зимующими птицами. Теперь вы все знаете, как они выглядят и сами сможете раскрасить. А затем мы в группе сделаем альбом с зимующими птицами.

Всероссийский дистанционный конкурс для логопедов и дефектологов на лучший конспект коррекционного занятия

Тема занятия :

Наши пернатые друзья .

Цель: Совершенствование связной речи и формирование грамматического строя речи.

Коррекционно-воспитательные задачи:

Воспитывать чувство любви к птицам.

Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Коррекционно- развивающие задачи :

1. Развивать зрительное, слуховое внимание, логическое мышление.

2. Развивать общую и мелкую моторику.

3. Формироватьнавыки сотрудничества, самостоятельности, инициативности.

Коррекционно - образовательные задачи :

1. Уточнить и систематизировать знаний детей о зимующих и перелётных птицах .

2. Расширять словарный запас по лексической теме.

3. Совершенствовать грамматический строй речи . Закрепить:

Образование притяжательных прилагательных (синичий, воробьиный, грачиный);

Согласование притяжательных с существительными в роде, числе (воробьиный хвост, воробьиная голова, воробьиные лапки) ;

Согласование существительных с числительными (одна синица, две синицы.)

4.Развивать функции словообразования (синичий,синичья,синичьи)

и образования сложных слов (остроклювый, длиннохвостая.)

5. Развивать связную речь.

Участники: дети 6-7 лет с ОНР 3 уровня и учитель-логопед

Ход занятия .

Логопед . Здравствуйте, ребята! Как я рада вас видеть. Сегодня мы ждём гостей.

1. Упражнение " Настроение".

Лог: Ребята, подойдите, пожалуйста, к столу. Перед вами тучки и солнышко выберите ту картинку, которая подходит вашему настроению. (Отмечает, какое настроение у каждого ребёнка в начале встречи)

Логопед . Хорошо каждый новый день начинать с хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и весёлым, встанем в круг, возьмёмся за руки, закроем глаза и передадим друг другу ту искорку тепла и любви, что живёт в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта .

Улыбнемся и пожелаем друг другу доброго утра и радостного настроения!

Дети. Доброго утра и радостного настроения!

Логопед. Ребята, что это? (Птицы!) К нам спешат пернатые друзья, Наверное, для того чтобы поиграть! (на экране появляются все птицы на фоне записи голосов, через 10 сек. исчезают). Они уже здесь и играют с нами в прятки. Чтобы птицы вновь появились нужно нам загадки отгадать!

2.Беседа о птицах и о заботе людей о них.

Логопед задаёт вопросы и загадывает загадки, дети отвечают.

А какие бывают птицы? (Перелётные и зимующие)

А почему они так называются?

Дети: Перелётные, потому что осенью эти птицы улетают в теплые края, а весной возвращаются к нам. Зимующие птицы остаются у нас на зиму.

Ребята, а почему птицы улетают в тёплые края?

Дети: Потому, что им голодно!

Лог. Вы правы. Зимой птицам голодно. Они нуждаются в нашей помощи. Вы видели уток, оставшихся зимовать в Судогде на реке. Без помощи людей они бы не выжили. Чем угощают горожане уток?

Дети: Хлебом.

Лог: Птицы нуждаются в нашей помощи. А мы в детском саду помогаем птицам зимой?

Дети: У нас на участках развешены кормушки. Мы насыпаем в них семечки, пшено, зёрнышки. Птички прилетают к нам на кормушки. А ещё с родителями мы делали для птиц домики - скворечники. Птицы - наши друзья!

Лог: Вы - ребята, замечательные друзья!

Логопед.: А каких зимующих птиц вы знаете?

Дети: Сорока, дятел, воробей, синица.

Логопед: А перелётных?

Дети: Ласточка, грач, утка, лебедь.

Логопед: Будем в прятки мы играть? Начинаем птиц искать!

3.Отгадывание загадок

Загадки (если правильный ответ, птица появляется на экране)

1. Всех перелётных птиц черней ,

Чистит пашню от червей. (грач)

А к нам прилетел не один грач.А сколько,дети?

Два грача.

2.Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица)

А к нам прилетел не одна синица. А сколько?

Две синицы.

3. Птица белая как снег .

Птица , что красивей всех.

Выгибает гордо шею,

назовем ее скорее? (лебедь)

4.Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь)

А к нам прилетел не один снегирь. А сколько?

Два снегиря.

5.Прилетает к нам с теплом.

Путь проделав длинный,

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (ласточка)

6.Чик-чирик!

К зёрнышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это?( Воробей)

7.Эта хищница болтлива,

Воровата, суетлива,

Стрекотунья белобока,

А зовут её ... (Сорока)

А к нам прилетел не одна сорока. А сколько?

Две сороки.

8. Всё время стучит,

Деревья долбит.

Но их не калечит,

А только лечит. (Дятел)

Все загадки отгаданы. Наши друзья с нами.(У логопеда в руках - картинки)

Птицам, наверняка, будет удобно на нашем дереве.

Птицы на дерево присядут, а мы прохлопаем названия птиц ладошками.

4. Прохлопывание названий ладонями по слогам и помещение картинки на дерево с помощью скрепок ( Сороки, воробей, синицы, ласточка, лебедь, грачи, снегири, дятел)

Логопед . Весною погода бывает разная то тепло, то холодно. Ветер весною сильный, Изобразим весенний ветер? Наберём полную грудь воздуха через нос, не поднимая плечи, и выдохнем ртом.

5.Дыхательное упражнение «Весенний ветер»

Дети. Дуют.

Логопед . Ребята, мы так хорошо с вами дули, что картинки разлетелись. Вы поможете мне их собрать? (разлетелись картинки: снегири,грачи,синицы,воробей)

Дети. Да.

Логопед . Необходимо собрать картинки снегирей, грачей,синиц, воробья.

Дети. Мы будем собирать по двое

Дети. Я буду собирать грачей (Я -- сорок,я-синиц, а я - воробья) И я …

6.Упражнение «Чей? Чья? Чьи?» (Части тела птиц)

Логопед . Это чья голова? Это чей хвост? Это чьи крылья?

Дети. Это снегиринаяголова. И т.п.

7.Сбор картинок типа «Пазлы»

8.Упражнение «Какая птица лишняя?»

Логопед . Ребята, все картинки собрали правильно. Но среди ваших птиц, есть те, что отличаются от других. Кто они?

Дети: это грачи. Они - перелётные, а остальные - зимующие.

Лог-д: Верно.

А сейчас мы поиграем с нашими птицами.

Птицы с дерева слетайте,

С нами поиграйте!

9.Игра «Улетают - не улетают».

Лог-д раскладывает картинки изображением вниз в центре круга. Под музыку дети двигаются по кругу. С остановкой музыки дети переворачивают картинки. Если на картинке зимующая птица дети приседают, если изображение перелётной птицы - дети машут руками.

Лог-д: А теперь с мячом играем?

Сложные слова составляем.

10. Игра с мячом в кругу.Составление сложных слов

У синицы желтая грудка, она - желтогрудая.

У лебедя белые крылья. Он белокрылый.

У снегиря красная грудка, он красногрудый.

У грача черные крылья, он чернокрылый.

У сороки белые бока, она белобокая.

У дятла острый клюв. Он остроклювый.

У ласточки длинный хвост, она длиннохвостая.

11.Пальчиковая гимнастика «Ласточка»

12.Рассказ по плану о ласточке.

Лог.: Ребята, а что вы о ней знаете?

И рассказать сумеете?

План рассказа

1. Зимующая или перелётная птица ? Почему её так называют?

2. Внешний вид (хвост, голова, крылья, туловище, клюв, перья, расцветка)

3. Чем питается?

4. Где живёт - дупло, скворечник, гнездо…

Дети. Ласточка - перелётная птица. Она прилетает весной из тёплых краёв, а осенью улетает. У ласточки длинный раздвоенный хвост. Голова и крылья у нее черные, грудка белая. У ласточки маленький клюв. Питается ласточка различными насекомыми. Живёт ласточка в гнезде, которое делает из травы и глины.

Логопед . Ребята, нашим пернатым друзьям пора улетать. Давайте пожелаем им счастливой весны. И наша встреча подошла к концу . Вспомним, какое задание понравилось больше всего.(Дети отвечают)

Я дарю Вам кормушку для пернатых друзей. Пусть эта кормушка помогает птицам зимой, когда им голодно. В ней сюрпризы - для вас. Вы - молодцы,ребята!

Выберите, пожалуйста, картинку вашего настроения. (тучка-солнышко)

Положите мне их в ладошки.

Логопед: Как много солнышек у меня в ладошке! Пасмурный день превратился в солнечный! Это замечательно! Нам пора прощаться. До свидания!

ДМИТРИЕВА

ЕЛЕНА ВИКТОРОВНА,

Учитель-логопед МДОУ

«Детский сад №2 «Полянка»

г. Судогда, комбинированного вида»

Тема: «Пернатые друзья»

Направление: «Познавательно-речевое развитие»

Образовательные области: познание (формирование целостной картины мира – ознакомление с природой), музыка, художественное творчество.

Старшая группа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 33 «Росток»

КОНСПЕКТ

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Тема «Пернатые друзья»

Направление «Познавательно-речевое развитие»

Образовательные области: познание (формирование целостной картины мира – ознакомление с природой), музыка, художественное творчество.

Старшая группа

Зам. зав. по ВМР

Титова Марина Викторовна

г. Серпухов, 2012

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, музыкально-художественная, продуктивная.

Программные задачи:

Способствовать формированию представлений детей о зимующих и перелётных птицах,

Учить отгадывать загадки,

Развивать интерес к миру пернатых,

Дать представления о значении птиц для окружающей природы,

Формировать желание заботиться о птицах.

Предварительная работа: изготовление кормушек (дети с родителями); заучивание стихов, беседа о птицах, наблюдения на прогулке.

Материал и оборудование: проектор, экран, картинки зимующих птиц, силуэты птиц, гуашь, вата, клей, кисти.

Словарная работа: мороз лютует, невмочь, всеядны, грызуны, пустыня.

1. Организационный момент.

Воспитатель читает детям стихотворение М.В.Титовой «Осенняя пора»

Наступили холода,

Скоро к нам придёт зима.

И птицы – наши верные друзья,

Улетают в тёплые края.

2. Беседа.

Воспитатель:

О каких птицах (зимующих или перелётных) говорится в стихотворении?

Ребята, скажите, а почему птиц называют перелётными? (Воспитатель выслушивает ответы детей и обобщает их.)

Совершенно верно, перелётные птицы – это птицы, которые половину года проводят с нами, а на вторую половину года покидают нас, отправляясь в другие тёплые страны.

Почему перелётные птицы улетают в тёплые края? (Ответы детей).

Правильно, все эти птицы питаются насекомыми, но осенью насекомые исчезают, птицы лишаются основного корма и улетают в тёплые края.

А сейчас я хочу проверить, как вы знаете перелётных птиц, для этого отгадайте мои загадки.

Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей. (Грач)

Под крышей я леплю гнездо

Из комочков глины.

Для птенчиков стелю на дно

Пуховую перину. (Ласточка)

Я в скворечнике живу

Песни звонкие пою. (Скворец)

Клином печальным в небесной дали

С криком прощальным летят… (Журавли)

После каждой загадки воспитатель спрашивает:

Почему вы так думаете?

3. Физкультминутка «Улетают журавли»

Дети легко на носочках бегают, машут руками, имитируя полёт птиц, говорят слова вместе с воспитателем.

Летят журавли, курлычут: курлы-курлы-курлы, как будто говорят: летите вместе с нами. За тёмными лесами, за синими морями есть тёплые края.

Воспитатель:

Улетели перелётные птицы в тёплые края, давайте ещё раз их назовём.

(На экране появляются изображения перелётных птиц, дети их называют).

Молодцы, вы правильно назвали всех перелётных птиц.

Скажите, а какие птицы остались у нас на зиму? (Воробей, ворона, синица, снегирь, сорока, дятел) – выставляются картинки.

Какие это птицы? (Зимующие).

А почему же они не улетают?

Чем питаются эти птицы? (Воспитатель выслушивает ответы детей и обобщает их.)

Эти птицы всеядны: могут и насекомых поклевать, но основная их пища семена растений. Зимой они питаются семенами деревьев и держатся поближе к человеческому жилью, надеясь на помощь людей.

Кар-кар! (Ворона)

Чик-чирик, чив-чив-чив! (Воробей)

Ча-ча-ча! (Сорока)

Синь-синь-синь (Синица)

Воспитатель:

Молодцы, правильно угадали.

5. Игра «Кто лишний?»

А сейчас поиграем ещё в одну игру, где я проверю, как вы запомнили зимующих и перелётных птиц.

1 слайд – 3 зимующие, одна перелётная (если правильный ответ – перелётная птица улетает)

2 слайд – 3 перелётные, одна зимующая (если правильный ответ – зимующая птица улетает)

3 слайд – все птицы зимующие.

Молодцы, справились с заданием.

А сейчас послушайте стихотворение «Птицы зимой» (читает ребёнок)

Сначала падает снежок

На землю тихо, как пушок,

Потом мороз лютует.

А воробьи, синицы

И все другие птицы –

Как они зимуют?

Зимою птицам холодно,

Тоскливо очень, голодно.

Порой терпеть невмочь.

А люди всемогущие,

В тепле всегда живущие,

Должны ли им помочь? А.Григорьев.

Воспитатель:

Как вы считаете должны ли люди помогать птицам зимой? (Ответы детей)

Правильно, конечно, должны. Зима очень сложное время года для птиц, особенно если она морозная и снежная. Птицы не могут найти корм под снегом. А когда птицы голодные они сильнее мёрзнут и могут погибнуть. Поэтому голод для птиц зимой страшнее холода.

Как можно помочь птицам зимой? (Ответы детей)

Правильно птиц нужно подкармливать.

Зёрнами, салом и хлеба горбушкой

Птиц угощает зимою… (Кормушка)

Правильно, чтобы подкармливать птиц вы с родителями смастерили кормушки. Сегодня мы с вами развесим их на участке.

6. Игра «Улетают – не улетают»

Воспитатель:

А сейчас мы поиграем. Я буду называть птиц. Если назову перелётную – вы «летаете» по залу, если зимующую – подлетаете к кормушке и «клюёте крошки»

Молодцы, вы были внимательны.

Скажите, как вы думаете, для чего нужны птицы? (Ответы детей)

Что может случиться, если птицы вдруг исчезнут?

Давайте вместе подумаем.

Посмотрите, как красиво:

1 слайд – изображение леса (деревья, кустарники, трава, птицы на деревьях, в небе, на водоёме, другие обитатели).

Представим, что исчезли птицы. Насекомые, размножаясь, поедают листья на деревьях, траву, кору деревьев, грызуны портят корни растений.

2 слайд – птиц нет, появилось много насекомых, грызунов.

Растительность постепенно исчезает, корни деревьев, трава не укрепляют почву, она разрушается, появляются овраги.

3 слайд – растительности почти нет, появились овраги.

Ветер высушивает почву, высыхают водоёмы, погибают лягушки и другие животные, живущие у воды.

4 слайд – растительности нет, водоёмов нет, нет животных, живущих у воды.

Что же станет с лесом? Он превратится в безжизненную пустыню.

5 слайд – пустыня.

Воспитатель вместе с детьми делают вывод: птицы очень нужны, их надо беречь – охранять и подкармливать.

Чтение отрывка стихотворения А.Яшина» Покормите птиц зимой»

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Гость зерна нужна,

Горсть одна –

И не страшна

Будет им зима.

7. Продуктивная деятельность – раскрашивание силуэтов птиц, используя нетрадиционную технику (грудка птиц – наклеивание ватных шариков, с последующим раскрашиванием.)

8.Итог.

Что вам больше всего понравилось на занятии?


Программное содержание:

Развитие познавательных способностей детей;

Формирование коммуникативной компетенции детей;

Формирование подхода к познавательной компетенции и познавательных способностей.

Задачи:

Образовательная:

  • создать благоприятные условия для углубления и систематизации знаний о птицах Прихоперья, выявить экологические знания детей.

Развивающая:

  • создавать условия для совершенствования видов речевой деятельности, для развития логических, мыслительных операций;
  • уметь анализировать и устанавливать причинно -следственные связи.

Воспитательная:

  • создать благоприятные условия для воспитания любви к природе и бережного отношения к ней.

Задача обучающихся:

  • уметь вычленять зимующих птиц из всех остальных групп;
  • пользоваться полученными знаниями, применять на практике;
  • уметь представить образ птиц по памяти.

Подготовка к занятию : составление конспекта занятия и сбор материала к занятию, работа с родителями — изготовление кормушки для птиц.

Материал. Иллюстрации с изображением зимующих птиц. Аудиозаписи пения птиц. Весна (персонаж). Самолетики из бумаги. Дидактические игры «Третий лишний», «Накорми птичку», карточки с корма для птиц, картины с воздушным видом транспорта.

Предварительная работа. Наблюдение за птицами на участке детского сада. Рассматривание иллюстраций, чтение рассказов о птицах, проведение занятия по теме: «Зимующие птицы”.

Ход занятия

Организационный момент.

Воспитатель:

Ребята, закройте глаза и пробуйте представить себе, что вы услышите (Звучит запись «Птицы леса).

— И что -же вы представили? (Ответы детей). Итак сегодня мы поговорим о..

Воробьи, стрижи, пингвины,

Снегири, грачи, павлины,

Попугаи и синицы:

Одним словом это — …(птицы)

Воспитатель: Правильно, сегодня мы поговорим о птицах.

Воспитатель предлагает детям выставку иллюстраций с изображением птиц.

Мы отправляемся в волшебный мир птиц. Посмотрите, как он разнообразен. Птицы всегда поражали людей своей красотой, изяществом, пением. Посмотрите, какие они разные: большие и маленькие, с ярким оперением и строгие, имеют интересные формы клюва, поют на разные голоса и разные песенки.

Они везде: на озерах, и в пустынях, и в лесах, И все же как не богат мир птиц,но все же существуют черты, которые объединяют их всех. И мы с вами об это говорили.

Посмотрите на схему (схема анализа характеристики птиц ). Это перья, крылья, клюв и размножение

1) Вы никогда не задумывались над словами «пернатые друзья». Почему мы так называем птиц? (ответы детей)

  • какие бывают перья? (ответы детей)
  • для чего они нужны? (ответы детей)
  • где располагаются? (ответы детей)

2) Нас ждет еще такой вопрос:

«А как птицы летают? Почему птицы умеют летать, а люди и животные нет?»

— где птицы летают? (Они летают по воздуху).

3) Человек издавна мечтал летать как птица, поэтому, разгадав эту загадку, он изобрел много летательных аппаратов. Посмотрите на некоторые из них и назовите. (Воспитатель предлагает детям выставку иллюстраций с изображением воздушного вида транспорта)

(Ответы детей).

А теперь сравним нашу модель самолета с птицей .

Покажите, где у самолета есть сходства с птицей (клюв- нос, туловище – физюляж, крылья, ноги –шасси,хвост) (ответы детей)

Динамическая пауза

— Давайте мы с вами запустим наши самолеты и проверим, как они летают.

Звучит отрывок записи «Весенний лес». Ребята, закройте глаза и пробуйте представить себе, что вы услышите (Звучит отрывок записи «Весенний лес»).

Воспитатель читает стихотворение о весне Ф.И.Тютчева. Затем спрашивает:

  • Скажите, а в какое время года нас так встречает лес? Почему? (Ответы детей.)
  • Как называют птиц, вернувшихся к нам из теплых стран? (Ответы детей.)
  • А чем встречал нас зимний лес? Почему? (Ответы детей.)
  • Как называют птиц, остающихся на зиму? (Ответы детей.)
  • Что для птиц тяжелее: голод или холод?

Рефлексия- этюд «Птенчик»

Посмотрите, из гнездышка выпал птенчик. Он замерз и может погибнуть Давайте поднимем руки, возьмем птенчика в свои ладошки, согреем своим дыханием, легонечко подуем на него. Прижмем к груди, подарим ему частичку своего сердца. И смотрите, птенчик ожил, расправил крылышки. Давайте осторожно посадим птенчика в гнездышко. Теперь ему уже ничего не грозит. Вон и родители спешит к своему ребенку. Посмотрите, как они радуются его спасению и благодарят нас. Как они резвятся на веточках. Мы с вами сделали доброе дело — мы спасли жизнь нашему другу.

Появляется Весна. (Звучит музыка времена года).

Весна: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Я Весна — Красна! Теперь пришел мой черед гостить в ваших краях. Вернулась я не одна, а со стаями птиц из теплых краев. Но знаю я,что есть птицы, смелые да выносливые, которые остались зимовать в ваших краях, не испугались суровой зимы? Вы их знаете? (Ответы детей.)

Интересно мне как они выглядят, чем питаются, легко ли им живется зимой в лесу? И как вы им помогаете?

Загадывает загадку:

Что это за птица? Не маляр, не плотник, а лесной работник? (загадывает загадку)

А что вы знаете про дятла?

Это маленькая птичка, а зовут ее….? Расскажите мне про синицу.

Какая птица ползает вниз головой? (Поползень) Чем она интересна?

Что за птица спряталась под цифрой пять? Что в ней особенного?

Кого называют лесной «воровкой»? (Сорока)

Что за птица

Мороза не боится,

Хоть снега лежат везде,

У неё птенцы в гнезде? (клест)

Какой он?

Какие еще птицы живут зимой в нашем лесу?

Сова. Что особенного в этой птице?

Снегирь. От какого слова произошло название птицы?

Ворона. Как она выглядит?

Воробей. А где он живет?

Весна; Молодцы! А сейчас я вас превращу в стайку птичек! Вокруг себя повернитесь и в веселых птичек превратитесь

Физкультминутка:

Летели птички

Собой невелички.

Как они летели

Все люди глядели.

Как они садились

Все люди дивились.

Сели, посидели,

Взвились, полетели

Песенки запели.

Весна. А я знаю очень интересную игру «Верю — не верю»?

Игра: «Верю — не верю»

лесты выводят птенцов зимой (Верим). У воробья большой сильный клюв. (Не верим!) А у кого такой клюв? У свиристеля на голове хохолок. Снегирь любит сало (Не верим!) Какая птица любит сало? У синицы желтая грудка. Сова ночью спит (Не верим!) Почему она не спит? Ворона питается остатками пищи.(Верим) Клесты любят семена шишек(верим) У сороки длинный черный хвост.

Молодцы, ни разу не ошиблись!

Весна: Ребята, смотрите у меня есть картинки птиц(выставляет 4 картинки птиц)

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Воспитатель: Весна, здесь одна птичка лишняя. Дети давайте поможем Весне определить лишнюю птицу! (дети называют птицу и объясняют, почему она лишняя).

Весна: А вот еще 4 картинки, какая здесь птичка лишняя? Почему? (Сова. Хищная птица, клюв крючком,на конце заострен,это помогает ей разрывать на кусочки крупную добычу)

Вывод: Так от чего зависит клюв птицы? (От того, как она добывает себе корм)

Они бывают всеядные, насекомоядные и хищные.

Давайте покормим наших птиц!

Дидактическая игра «Накорми птицу»

Перед детьми лежат карточки с изображением птиц и схематическим изображением корма, дети должны положить карточку с кормом рядом с соответствующей ему птицей.

Весна: Друзья мои, а как вы помогали зимующим птицам? (Развешивали дома и в детском саду кормушки вместе со взрослыми, приносили птицам корм).

А как же весной человек помогает птицам? (Делают и вешают скворечники).

Давайте, перечислим наших долгожданных пернатых гостей (Ответы детей: лебедь, утка, скворец, грач, ласточка, кукушка, соловей, цапля и др.).

Какие весенние хлопоты ожидают всех птиц? (Вить гнезда и высиживать птенцов).

Игра «Назови ласково»

— А теперь давайте согреем перелетных птиц ласковыми словами. Ведь ласковое слово как солнышко. (Скворец-скворушка, журавль -журавушка, лебедь- лебедушка, кукушка -кукушечка, утка- уточка, соловей- соловушка..) Умницы! Наверняка птицы услышали наши ласковые и добрые слова.

— А давайте вспомним пословицы и поговорки о птицах? (ответы детей)

Итог занятия

Весна: Спасибо, ребята. Вы много знаете о жизни птицах и не оставляете птиц в беде в тяжелые время. Но мне пора уходить. У меня много дел, вон зима сколько мне работы оставила! Но я обещаю порадовать вас хорошей погодой. До свидания!

Воспитатель: Попрощаемся с Весной … Беседу о птицах мы продолжим на следующих занятиях. Нас ждут еще не менее интересные путешествия, но сегодняшнее занятие подходит к концу. Молодцы! Вы много рассказали о птицах нашего Прихоперья. Мне понравилось, как вы сегодня работали, старались отвечать правильно, полными ответами и проявили большую активность на занятии. Занятие окончено.

Конспект НОД в старшей группе на тему

«Наши друзья - пернатые».

Цель: обобщение и систематизация знаний детей о зимующих птицах.

Задачи: 1. Обучающие: - учить детей распознавать голоса птиц по их тональности и особенностям издаваемого звука конкретной птицы, узнавать птицу по внешнему виду; - обучать детей составлению описательного рассказа по плану-указанию: внешний вид, место обитания, способ питания и передвижения, характерная особенность птицы ; - обогащать и активизировать словарь детей: оседлые птицы, стрекочущие звуки, шершавый язык, расщелина, распространенная птица, санитар леса, дупло, житница, хищная .

2. Развивающие: - развивать звуковую культуру речи ([c], , [ч]); - мелкую моторику пальцев рук путём сбора пазлов-картинок с изображением птиц.

3. Формирующие: - формировать навыки речевой активности: умение поддерживать беседу, отвечать на вопросы как краткими, так и полными ответами, делать собственные выводы, рассуждать.

4. Воспитывающие: - воспитывать заботливое отношение к птицам; речевую культуру, эмоциональную отзывчивость на сопроводительное стихотворение пальчиковой гимнастики, побуждающее к эмоциональным действиям.

Образовательные области: познание, коммуникация, физическая культура, здоровье.

Материалы и оборудование: декорация зимнего леса с изображениями зимующих птиц, аудиозапись голосов птиц.

Раздаточный материал: картинки-пазлы с изображением птиц, настольно-печатная игра лото "Птицы".

Предварительная работа: рассматривание альбома "Птицы", наблюдения за птицами во время прогулок, чтение и разучивание стихотворений о птицах, отгадывание загадок, игры.

Примечание: при необходимости по ходу занятия объяснять значение некоторых слов и словосочетаний (оседлые птицы, стрекочущие звуки, шершавый язык, расщелина, распространенная птица, санитар леса, дупло, житница, хищная), если будет в этом необходимость.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Воспитатель:

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся"

(Дети становятся в круг, в это время - стук в дверь. Заходит девочка)

Девочка: - Извините, я вам не помешала? Мне старший брат загадал загадку, а я её никак не могу отгадать. Помогите мне, пожалуйста. Вот здесь он её записал. (Подаёт записку воспитателю)

Воспитатель: - Дети, поможем девочке?

Как тебя зовут? (Маша).

Иди к ребятам, а я загадаю загадку:

"Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку.

Длинный клюв и два крыла.

Прилетит - плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это…" (птица ).

Воспитатель: - Верно.

Маша, совсем простая загадка. А ты знаешь, кто такие птицы и какие они?

Маша: - Знаю, но очень мало

Воспитатель: Ребята, что это за музыка?

Дети: В лесу.

Воспитатель: Конечно, в лесу! А вы хотели бы там побывать?

Дети : Да.

Воспитатель : Тогда, мы сейчас с вами отправимся на прогулку в зимний лес. Маша, ты хочешь с нами пойти?

Маша: А можно? Я очень хочу, я ведь так мало знаю о птицах!

Воспитатель : Дружно за руки возьмёмся и отправимся в путешествие в зимний лес.

II. Основная часть.

Воспитатель : Вот мы и пришли.

Смотрите ребята! Что это за птица сидит на ветке? (Сорока)

Дети: Сорока.

Воспитатель: А как вы узнали, что это сорока?

Дети: По черно-белому оперению и длинному хвосту.

Воспитатель : Что вы ещё знаете об этой птице?

Дети дополняют ответ.

Воспитатель подытоживает ответы детей небольшим описательным рассказом: "Сороки - это оседлые птицы, они живут на одном месте.

Селятся в негустых лесах, парках, садах, поближе к человеческому жилью. Сороки отлично летают, а по земле прыгают. Они умеют издавать стрекочущие звуки. Так они разговаривают между собой и сообщают о приближающейся опасности. Едят разную пищу: насекомых, мышей, семена растений. Сороки воруют яйца других птиц и пищу людей. Уничтожают гусениц, саранчу, древесных клопов и, тем самым, приносят большую пользу".

А это что за звуки? Кто это стучит?

Дети: Дятел.

Воспитатель: Верно, а вот и он. Как вы узнали, что это дятел?

Дети: У дятла красная шапочка, цветное оперение, длинный клюв.

Воспитатель предлагает одному из детей обобщить все ответы, составив небольшой рассказ по плану-указанию : опираясь на предыдущий рассказ воспитателя о сороке (примерного содержания: "Дятлы живут по одному в лесах. Летают неохотно, обычно сидят на дереве. У них тонкий клюв и длинный шершавый язык. Осенью дятел питается семенами шишек. Он выбирает сухое дерево, в расщелину которого вставляет шишку и ударяет по ней клювом, добывая семена. Такие места любят посещать воробьи и синицы. Они подбирают случайно выпавшие семена. Дятел выдалбливает клювом дупло, и самка выводит там птенцов".)

- Ребята, а почему дятла называют санитаром леса ?

Дети: Дятел уничтожает много личинок насекомых.

Воспитатель: Молодцы! А теперь давайте поиграем в игру «Дятел».

(Физкультминутка)

Воспитатель:

"Встаньте, дети, встаньте в круг.

Ты - мой друг, и я - твой друг.

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся"

Выбирается «дятел». Становится в центр круга.

Дети парами ходят по кругу и произносят слова:

Ходит дятел у житницы,

Ищет зернышки пшеницы.

Дятел:

Мне не скучно одному,

Кого хочу, того возьму.

Дятел берет за руку любого игрока. Оставшийся без пары игрок становится «дятлом». (2 - 3 раза)

Смотрите, а это какие птицы сидят на дереве?

Дети: Снегири.

Воспитатель: А как вы узнали, что это снегири?

Дети: У снегирей красные грудки.

Воспитатель: Хорошо! Кто может рассказать о снегирях? (Предлагает такой же план-указание, как и к рассказу о дятле, обращается к опыту детей (внешний вид, место обитания, способ питания и передвижения, характерная особенность птицы, опираясь на предыдущий рассказ воспитателя о сороке и рассказ ребёнка о дятле) примерного содержания: "Снегири - очень яркие, красивые птицы. Летом их не встретишь в городе. А зимой, с первым снегом, они прилетают к жилищу людей, поэтому их так и назвали - «снегири». Снегири перелетают с места на место в поисках пищи. У снегиря черная шапочка, крылья и хвост, а грудка красная. Нарядно одеты только снегири «папы», а снегири «мамы» имеют серую грудку. Клюв широкий и толстенький и приспособлен к добыванию семян из ягод рябины, бузины и черемухи. Кроме ягод снегири едят почки, молодые листочки и семена ели и сосны".

Дети: Это синицы!

Воспитатель: А как вы узнали, что это синицы?

Дети: У них черная шапочка, а спинка, крылья и хвост голубые. Грудка желтая с черным галстуком.

Воспитатель: Молодцы! Синица - яркая, нарядная птица. Поет звонко: «С инь - с инь, пинь - пинь». За свое пение и получила свое название. Живет в лесах, садах, парках. Зимой синицы летят поближе к человеку. Едят все подряд: зерна, крупу, хлеб, кусочки мяса, сало.

- Смотрите, ребята, а это кто прилетел и сел на ветку?

Дети: Воробьи.

Воспитатель: Как вы узнали, что это воробьи?

Дети: У воробья коричневые перья, маленький клюв.

Воспитатель хвалит детей и предлагает рассказать о воробьях подробнее, затем одному из детей предлагает обобщить ответы детей своим небольшим рассказом по тому же плану-указанию (внешний вид, место обитания, способ питания и передвижения, характерная особенность птицы) примерного содержания: "Воробей - самая распространенная птица, живущая рядом с нашим домом. Он шустрый, крикливый, часто дерется с другими воробьями. При этом он громко чирикает, чем привлекает к себе внимание. Питается остатками еды, или в специальных кормушках. В теплое время года клюют семена на полях, ягоды в садах, небольших насекомых. Воробьи приносят большую пользу, так как во время кормления птенцов истребляют огромное количество насекомых".

Воспитатель: - Ребята! Давайте поиграем в игру «Воробей, чирикни!».

Выбирается водящий . Он садится на стул спиной к участникам игры. Среди игроков, в тайне от водящего назначается «воробей». Водящий говорит: «Воробей, чирикни!». «Воробей» произносит: «Ч ик - ч ирик». Водящий должен по голосу узнать «воробья». Если он угадывает, «воробей» становится водящим. А новый «воробей» выбирается среди остальных участников игры.

- Ребята, слышите? Что это за звуки? Я немного испугалась. Кто это?

Дети: Сова.

Воспитатель: Молодцы! Ребята, посмотрите внимательно, и скажите, чем отличается сова от тех птиц, которых мы видели раньше?

Дети : У нее большая голова, огромные глаза, загнутый большой клюв, мощные лапы и большие загнутые когти.

Воспитатель: Сова - это хищная , ночная птица. У нее пестрые серые перышки, короткий хвост и длинные изогнутые когти. Клюв похож на крючок, глаза огромные. Сова легко поворачивает голову во все стороны. У совы острое зрение и прекрасный слух. Это позволяет ей охотиться ночью. Сова ловит мышей, кротов, крупных насекомых. Живет в лесу в дуплах деревьев или в старых норах.

Всё, ребята, больше не видно пока других птиц, да и нам возвращаться пора. Вам понравилась наша прогулка?. А тебе, Машенька?

(Дети проходят на свои места).

А сейчас давайте поиграем в игру лото "Птицы".

(У детей на столах лежат каточки с изображением зимующих птиц и игровое поле. Детям воспитатель загадывает загадку и, если птица угадана правильно, на игровом поле закрывается один сектор, а если не отгадана загадка, игровой сектор остается пустым. В конце игры подсчитываются результаты).

Всё, ребята, молодцы! Вы отлично отгадываете загадки. А теперь немного отдохнем.

(Проводится пальчиковая гимнастика).

Сколько птиц к кормушке нашей (Ритмично сжимают и

Прилетело? Мы расскажем: разжимают кулачки).

Две синицы, воробей, (На каждое название

Шесть щеглов и голубей, птицы загибают по

Дятел в пестрых перышках. одному пальчику).

Всем хватило зернышек. (Опять сжимают и

разжимают кулачки).

А сейчас, ребята, давайте проверим, как вы запомнили внешний вид зимующих птиц?

(Проводится игра "Собери картинку" с изображением птицы. На каждый стол раздаются пазлы и ребята собирают картинку, называя птицу, которая изображена).

И с этим заданием справились вы.

III. Итог.

А теперь давайте поговорим, что нового вы узнали из нашего путешествия?

Что больше всего понравилось?

А еще я хотела бы вам подарить раскраски с зимующими птицами. Теперь вы все знаете, как они выглядят и сами сможете раскрасить. А затем мы в группе сделаем альбом с зимующими птицами.

© 2024 nowonline.ru
Про докторов, больницы, клиники, роддома