Валаамская икона Божией Матери (первообраз). Валаамская икона Божией Матери. Валаамская икона Валаамская икона божией матери чем

Ежегодно, в первый воскресный день, наступающий после праздника святых равноапостольных Петра и Павла, Русская православная церковь чествует богородичную икону, обретённую немногим больше века назад среди суровых скал острова Валаама. Чем же прославилась Валаамская икона Божией Матери, в чём помогает и где она сейчас находится? Поговорим об этом в статье.

Болящая раба Божья Наталья

Обстоятельства, при которых была обретена икона Валаамской Божьей Матери, весьма удивительны, и история эта простирается на два десятилетия. Началась она с того, что в 1878 году жительница Петербурга Наталья Андреевна Андреева, набожная и благочестивая особа, происходившая родом из крестьян, простудилась.

В Питере с его сырым балтийским климатом это дело вполне обычное, но для Натальи Андреевны простуда закончилась осложнением – у неё стали болеть и распухать ноги, так что страдалица едва могла передвигаться. Так продолжалось почти десять лет.

Поскольку врачи, к которым она обращалась, не смогли оказать существенной помощи, Андреева по совету своей родственницы решила совершить паломничество в известный всему православному миру Валаамский монастырь. Там, на островах сурового Ладожского озера, во святых храмах и по тайным монашеским скитам, извечно пребывала благодать Божья, щедро изливаемая на всех, кто открывал ей двери своего сердца.

Дивное ночное видение

В ночь накануне отъезда, а было это в июне 1887 года, Наталью Андреевну посетило необычайное видение. В тонком сне она увидела женщину, облачённую в одеяние из малинового бархата, держащую на руках младенца и окружённую дивным сиянием. Ободрив больную своей улыбкой, молодая мать повелела ей непременно побывать в монастыре, обещая свою помощь и заступничество.

После этих слов женщина исчезла, не открыв изумлённой паломнице своего имени. Взволнованная увиденным Наталья Андреевна не смела даже помыслить, что этой ночью сподобилась явления самой Царицы Небесной. Но чудное видение придало ей силы, и наутро больная отправилась на пристань.

Первая поездка в монастырь

Первый раз она ступила на берег острова в день праздника обретения мощей местных святых преподобных Германа и Сергия. По этому случаю все храмы были переполнены паломниками, и лишь в самом конце своего пребывания на острове Наталья Андреевна сумела пробиться в Успенскую церковь, где в образе Пресвятой Богородицы, висевшем на одной из колонн, к своему изумлению, узнала гостью из своего ночного видения, посулившую ей помощь и заступничество. Это и была икона Валаамской Божьей Матери, к тому времени ещё не прославленная чудотворениями.

Однако едва она успела приложится к образу, как вдали прозвучал свисток парохода, призывавший богомольцев на пристань, и в этот свой первый приезд Андреева не успела даже отслужить молебен Богородице. Но тем не менее, вернувшись домой, она почувствовала в ногах необъяснимую лёгкость, ощущение которой было вызвано прекратившейся болью. С этого времени она быстро пошла на поправку и уже передвигалась без костылей.

Повторное посещение острова

Прошло ещё десять лет, в течение которых болезнь не возвращалась, и благодарная Наталья Андреевна пожелала вновь отправиться на остров, где хранилась икона Валаамской Божьей Матери, через который Пресвятая Дева явила ей чудо исцеления. Вновь, как и первый раз, собралась она в дорогу и отправилась на знакомую пристань.

Однако на острове её ждало разочарование – Валаамская икона Божией Матери бесследно исчезла из Успенской церкви. Более того, никто из насельников монастыря не только не мог сказать, куда она могла подеваться, но многие даже уверяли, что такого образа вовсе не было. Даже всеведущий отец ризничий в недоумении разводил руками, но предположил, что если такая икона и была, то, по всей видимости, отправлена в Петербург, где к тому времени открылось монастырское подворье.

Поиски в городе на Неве

Вернувшись в Петербург, Андреева первым делом поспешила на Нарвскую сторону, где находилось подворье Валаамского монастыря. Однако, к её великому разочарованию, и там заветного образа не оказалось. Икона Валаамской Божьей Матери исчезла так же бесследно, как ночное видение, посетившее когда-то рабу Божью Наталью.

Но какой-то внутренний голос не переставал внушать ей, что дивный образ, избавивший её некогда от страданий, реально существует и именно ей суждено его отыскать. Исполнившись верой в своё столь чудное предназначение, Наталья Андреевна в третий раз отправилась на остров.

Второе пророческое видение

Уповая в своих трудах на помощь валаамских святых, она начала с того, что отслужила молебен перед их мощами. В первую же ночь, проведённую в монастырской гостинице, Андреева увидела чудный сон, который наутро поспешила рассказать уже знакомому ей отцу Пафнутию – тому самому ризничему, к которому обращалась в прошлый свой приезд.

Ей снилось, что, блуждая по монастырю и не переставая молиться Божьей Матери, подошла она к старинной церкви Николая Чудотворца, давно упразднённой и закрытой по причине крайней ветхости. И вот там, стоя на паперти, раба Божья Наталья вдруг явственно услышала обращённый к ней голос с небес: «Ты скоро меня разыщешь. Я здесь».

Не успели смолкнуть звуки голоса, как церковную дверь вдруг отворил неизвестно откуда появившийся старец в синей камилавке, в котором Андреева тут же узнала преподобного Сергия Валаамского, пред образом которого в тот день молилась. Он указал ей внутрь, где в глубине храма, среди старой церковной утвари, стояла в углу икона Валаамской Божьей Матери.

Значение сна было вполне очевидным – сама Царица Небесная указывала ей место, где находился её чудотворный образ. Но прежде чем совершить святое дело, Наталья Андреевна сочла своим долгом сначала причаститься и во святых дарах обрести силы. Три дня она постилась и готовила себя ко причастию святых даров, а накануне ночью во сне увидела выходящего из церкви отца Пафнутия, в руках которого был тот самый образ.

Обретение святого образа

Причастившись на ранней литургии святых даров и едва выйдя из церкви, Андреева увидела перед собой толпу богомольцев, впереди которой торжественно шёл отец Пафнутий, неся пред собой образ Пресвятой Богородицы. Сцена, несомненно, являлась продолжением её сегодняшнего сновидения. Поравнявшись с Андреевой, священник срывающимся от волнения голосом произнёс одно лишь слово: «Она?» Сомнений не оставалось, это была та самая икона Валаамской Божьей Матери, столь чудным образом исцелившая её десять лет назад.

Появление отца Пафнутия с иконой в руках перед Натальей Андреевной объясняется следующим образом. Услышав её рассказ о виденном во сне, он также истолковал его как знамение свыше и, получив благословение у настоятеля, отправился в старую церковь, двери которой не отпирались уже много лет. В ней он и обрёл святыню, стоявшую в углу, среди потемневших от времени икон с едва различимыми ликами святых, а также сломанных аналоев и прочей отслужившей свой век церковной утвари.

Прославление чудотворной иконы

Чудесный образ поместили в главный монастырский собор и перед ним в тот же день отслужили торжественный молебен с водосвятием, во время которого произошло немало новых исцелений. Молитва Валаамской иконе Божией Матери, возносимая с верой и упованием, всегда бывала услышана.

Обо всех чудесах были сделаны подробные записи, и, чтобы ни у кого впоследствии не возникло сомнений в их достоверности, каждую страницу заверили подписями многочисленных свидетелей. Когда в 1901 году обитель возглавил игумен Гавриил, он вложил в нижнюю часть иконы величайшую святыню – частицу ризы Божьей Матери.

Вскоре после того как Валаамская икона Божией Матери приобрела славу своими чудотворениями и к ней потянулись тысячи паломников, удалось установить имя написавшего её мастера. Им оказался подвизавшийся некогда в монастыре иеромонах Алипий (Константинов).

Образ Богородицы он завершил в 1887 году, незадолго до своей кончины, как раз в то время, когда Наталья Андреевна простудилась. Как удивительно оказались связаны между собой эти два события – в тиши монастыря художник написал икону, а в Петербурге в это время заболела женщина, недуг которой в конечном итоге послужил её прославлению.

Иконография Валаамского чудотворного образа

Остановимся подробнее на том, что представляет собой Валаамская икона Божией Матери, фото которой представлено в статье. По мнению искусствоведов, она принадлежит к типу богородичных образов, берущему своё начало из Византии и именуемому «Панагия», что в переводе означает «Всесвятая». Также эта икона по своему композиционному построению может быть отнесена к иному, но близкому типу «Никопея» – «Победительница».

С ними её роднит изображение Богородицы, стоящей в полный рост и держащей перед собой младенца, благословляющего зрителя жестом правой руки. Однако держава, находящаяся в его левой руке, не византийского происхождения. Эта деталь композиции характерна для западноевропейских икон «Христос – Спаситель мира».

Икона Валаамской Божьей Матери имеет любопытную деталь, являющуюся уникальной в православной иконописи: Царица Небесная изображена с босыми ногами, они видны из-под края её облачения. Ничего подобного не встречается в иных богородичных иконах восточной церкви.

Отъезд на чужбину

До 1940 года остров Валаам принадлежал Финляндии, и среди прочих святынь там находилась Валаамская икона Божией Матери. Празднование дня её обретения, некогда многолюдное за счёт паломников, приезжавших из Петербурга и прочих российских городов, после революции стало совершаться лишь насельниками обители да теми немногими её почитателями, что после октябрьского переворота иммигрировали на Запад.

Когда же по окончании Финской войны Ладога со всеми её островами была присоединена к Советскому Союзу, насельники монастыря, покинув обжитое место, перебрались в глубь Финляндии, где ими был основан монастырь, получивший название «Новый Валаам». С собой они постарались увезти всё, что было возможно. В первую очередь, разумеется, взяли наиболее дорогие им святыни, среди которых были кресты, иконы, церковные книги и облачения.

Так оказался в Финляндии и чудотворный образ, некогда исцеливший Наталью Андреевну и многих других паломников. Тропарь Валаамской иконе Божией Матери, написанный вскоре после её обретения, отныне стал звучать на чужой земле, и с каждым годом всё больше православных финнов стало приходить к ней, чтобы в молитвах испросить через неё заступничества Царицы Небесной. Там же она находится и по сей день, установленная в главном храме обители – Преображенском соборе (фото в конце статьи) и по праву считающаяся главной монастырской святыней.

Последующая судьба острова Валаама и его монастыря

А на покинутом монахами острове на протяжении почти всего советского периода религиозная жизнь не возобновлялась. Длительное время там находился дом инвалидов войны и труда, куда несчастных калек привозили с материка подчас в принудительном порядке. Лишь в шестидесятые годы этот дивный уголок северной природы был открыт для туристов, а через десять лет помещения бывшего монастыря и принадлежавших ему скитов получили статус музея-заповедника. Тогда же началась их реставрация.

Возрождение монастыря началось в сентябре 1989 года, когда решением правительства Карелии его территория и все находившиеся на ней постройки были переданы в пользование Ленинградской епархии. День Валаамской иконы Божией Матери, отмечаемый, как уже говорилось, в первое воскресение после праздника святых апостолов Петра и Павла, был официально установлен в 2002 году указом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Среди прочих сооружений сохранилось и здание той самой, упразднённой когда-то Никольской церкви, в которой была обретена чудотворная икона. После капитального ремонта и надлежащей реставрации в ней был создан храм Валаамской иконы Божией Матери. В нём находится список, сделанный с оригинала, навсегда оставшегося в Финляндии.

Валаамская икона Божией Матери: в чем помогает?

Само прославление Валаамской иконы, через которую было явлено немало чудес, началось с исцеления страждущей петербурженки, о котором подробно рассказывалось выше. Это положило начало традиции молить перед этим образом Пресвятую Богородицу об избавлении от недугов и даровании здоровья. Примеров того, как щедро изливалась на молившихся Благодать Божия и они обретали просимое, очень много. Большинство таких случаев записаны в монастырских книгах и подтверждены подписями свидетелей. Трудно даже представить, скольким принесла желаемое исцеление Валаамская икона Божией Матери.

О чем молятся ещё перед этим дивным образом? Разумеется, нельзя сводить представление о помощи, ниспосылаемой Царицей Небесной, лишь к исцелению человеческой плоти, сколь бы ни было это важно для нас. Милость её безгранична, и, предстательствуя перед Господом, она ходатайствует об исполнении всех молитв, идущих от чистого сердца и укреплённых верой. Не оставит Богородица без своего участия тех, кто перед её честным образом просит о воцарении мира в семье, о благополучном разрешении от беременности, о вразумлении детей и наставлении их на путь истинный.

чудотворный образ, получивший название по месту своего явления в Спасо-Преображенском Валаамском >муж. мон-ре в 1897 г.

История обретения зафиксирована в «Сказании об обретении образа Пресвятой Богородицы, именуемого Местная Валаамская» и связана с чудом исцеления от ревматизма крестьянки Тверской губ. Корчевского у. дер. Зорино Н. А. Андреевой, проживавшей в С.-Петербурге, в богадельне Брусницына. Андреевой во сне явилась Богородица и повелела ехать в Валаамский монастырь, где она получит исцеление от Ее иконы. Приехав на Валаам, Андреева нашла икону и, вернувшись в С.-Петербург, почувствовала значительное облегчение. Во 2-е свое посещение Валаамского мон-ря летом 1896 г. Андреева не увидела иконы, висевшей прежде в Успенском храме на колонне с левой стороны. Ризничий мон-ря о. Пафнутий не нашел образ и решил, что икону отправили в С.-Петербург, в Валаамскую часовню на Васильевском о-ве, но и там иконы не оказалось. Приехав на Валаам в 1897 г., в день памяти преподобных Сергия и Германа, Андреева в тонком сне увидела место пребывания иконы, указала на него, и В. и. была обретена. Перед образом была возжена неугасимая лампада и отслужен водосвятный молебен, Андреева получила исцеление. С явлением В. и. связывают духовное свидетельство Божией Матери о Ее Покрове Валааму как Сев. Афону.

Икона была написана в 1878 г. валаамским иером. Алипием (Константиновым), имевшим художественное образование и нареченным в монашестве в честь преподобного Киево-Печерского иконописца. Богородица на иконе изображена в рост, стоящей на золотом облаке, перед собой Она обеими руками держит Младенца Христа (левой рукой поддерживает Его снизу, правой - спереди). Облачена в красный мафорий и темно-синий хитон, не скрывающий Ее босых стоп. Богомладенец изображен фронтально в желтом хитоне, правой высоко поднятой рукой благословляет, в левой - держава, увенчанная крестом. В художественном стиле иконы сочетаются академическая живописная манера и иконописная традиция Афона кон. XIX в. В нижнюю часть иконы игум. Гавриилом была вложена частица ризы Божией Матери.

Во время своего посещения Валаама, в июне 1914 г., на «царском месте» близ В. и. молился вел. кн. Николай Николаевич. Позже для него была сделана рукописная копия Сказания (АФВМ. 1915. № 23. Л. 6-16) и в иконописной мастерской Валаама выполнен список В. и., посланный в С.-Петербург через духовника вел. князя иеросхим. Ефрема (Хробостова). После вступления России в первую мировую войну вел. кн. Николай Николаевич в дек. 1914 г. пожертвовал мон-рю тысячу рублей «с тем, чтобы капитал этот оставался неприкосновенным, а проценты от него были употребляемы на вечное возжение лампады перед образом Пресвятыя Богородицы Валаамския» (АФВМ. 1915. № 23. Л. 2-5).

В. и. пребывала на Валааме, отошедшем в 1917 г. к Финляндии, до 1940 г., когда после присоединения Ладоги к СССР иноки, вынужденные покинуть о-в Валаам, перенесли образ в мон-рь Новый Валаам, в Преображенском соборе к-рого (за левым клиросом) В. и. находится в наст. время.

Одно из последних чудес от В. и. зафиксировано со слов настоятеля Финляндского Валаамского мон-ря архим. Сергия: в 1996 г. получил исцеление сын греч. свящ. Илии, просившего молитв братии у В. и.

Празднование иконе Финландской Православной Церковью совершается 20 авг. Архиеп. Павел (Олмари) написал тропарь В. и. Кондак иконе по благословению настоятеля Финляндского Валаамского мон-ря составила фин. правосл. поэтесса Валентина (Туула) Пеннонен, к-рая, будучи слепой, духовно увидела образ Божией Матери.

В России остался чтимый список иконы (135´ 82 см), созданный валаамскими монахами в 1900 г. Он находился в часовне Валаамского монастыря на Васильевском о-ве, затем, очевидно еще до ее закрытия в 1932 г., был перенесен в ц. в честь Смоленской иконы Божией Матери на Смоленском кладбище. Образ особенно почитался прихожанами храма, были зафиксированы случаи исцеления. 9 июля 1992 г. Патриархом Московским и всея Руси Алексием II с клириками С.-Петербургской епархии и валаамской братией В. и. была торжественно перенесена на Валаамское подворье в С.-Петербурге. В том же году 11 июля к празднику преподобных Сергия и Германа икону временно перевезли на Валаам, а затем вернули на подворье. 10 июля 1996 г. по благословению Патриарха Алексия II состоялось перенесение образа из С.-Петербурга в Валаамский мон-рь. 13 июля 1997 г. в связи со 100-летней годовщиной явления В. и. указом Патриарха было установлено празднование иконе; до 2003 г. оно совершалось в день обретения В. и.- в 1-е воскресенье после дня памяти преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, и дня памяти апостолов Петра и Павла (29 июня); в наст. время - 1/14 июля. 10 июля 2002 г. Патриарх освятил в честь В. и. Никольскую ц. (была упразднена в 1853). Служба В. и. на церковнославянском языке составлена в 2003 г. схиигум. Серафимом (Бараделем). В. и.- одна из главных святынь Валаамского мон-ря - находится в ц. преподобных Сергия и Германа Валаамских. Перед иконой служатся молебны, происходят исцеления (в мон-ре ведется запись о чудесах, происходящих от В. и.). На деньги одного из благотворителей обители в благодарность за выздоровление от тяжкого недуга была расписана ц. во имя В. и., устроен вызолоченный резной иконостас и написана точная копия В. и.

Известны списки В. и., отличающиеся от иконы иером. Алипия нек-рыми деталями. 14 июля 1992 г. правосл. об-вом «Валаам» (Финляндия) Валаамскому мон-рю был подарен список В. и., выполненный в 1992 г. иконописцем С. Павловым. В 1995 г. этот список по благословению настоятеля Валаамского монастыря архим. Панкратия (Жердева) был передан на Московское подворье мон-ря, где в наст. время находится в киоте слева от центрального придела ц. во имя преподобных Сергия и Германа Валаамских.

В Казанском храме Валаамского подворья в С.-Петербурге между главным престолом и правым Никольским приделом находится список В. и., с образами преподобных Сергия и Германа в клеймах, написанный в 1997 г. Юлией Боголюбовой.

В мае 1974 г., во время визита Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена в Финляндию, ему была преподнесена В. и. (в наст. время местонахождение неизв.), написанная специально к приезду Первосвятителя фин. иконописцем Петром Сасаки, японцем по национальности, принявшим Православие.

Арх.: АФВМ. Еа:153. № 24 за 1920 г.; Еа:132. № 23 за 1915 г.

Иеродиак. Онуфрий (Маханов), Э. В. Шевченко

При взгляде на икону, называемую «Местная Валаамская», убеждаешься в скупости ее выразительных средств: нет ни одной лишней детали; заметен только вызолоченный фон и, вместо обычного позема, облако. Даже привычные для того времени двуцветная красно-голубая опушь и пестрый орнамент на полях практически отсутствуют, если не считать мелко продавленных по левкасу узоров.

И это понятно, ибо икона написана монахом.

Монастырская аскетическая практика подвигала изографа – иеромонаха Алипия (Константинова) – к поиску аскетического языка живописи.

Тем не менее, вкусы XIX столетия диктовали академическую манеру исполнения, доходившую до натурализма.

Одно приходило в противоречие с другим. «Живоподобный» стиль оборачивался апорией. Иконописцу хотелось Богородицу представить в мистическом плане (отсюда под ногами у Нее облако – символ прикровения и одновременно откровения Божества), но выражал он свою идею на языке мирской живописи, т. е. категории трансцендентного пытался пояснить категориями имманентного.

Не стоит здесь говорить об особом «валаамском стиле», присвоенном данной иконе. Подобная мысль произвольна и ни на чем не основана. В конце XIX в. таких (стилистически) икон – несчетное множество. И писались они по всей России. Разница состояла лишь в мастерстве изографов. Но оно еще не есть стиль; речь можно вести только об отличии манер. Будет беда, если в иконописи появится «плюрализм» стилей, ибо икона – неотъемлемая часть богослужения, выражающая его образно. Новый стиль – это новое мировоззрение. И оно не могло быть «особым», «валаамским» у иеромонаха Алипия. Л. А. Успенский существенно заметил: «Стиль» иконы был достоянием всего христианского мира на протяжении тысячи лет его истории, как на Востоке, так и на Западе: другого «стиля» не было. Сам этот “стиль” и чистота его обуславливается православием, более или менее целостным усвоением откровения. И язык этот естественно подвержен изменениям, но изменениям внутри иконного “стиля”, как мы видим это на протяжении почти двухтысячелетней его истории”.

Возражать со ссылкой на чудотворность образа – бессмысленно. Сегодня мироточат иконы типографского производства. Не по заслугам же типографии! Чудо творит не икона… Чудо – тайна Божия. Церковь учит, что оно творится благодатью через икону для спасения человека. “Бог может творить чудеса и помимо икон, так же как Он и “недостойными действует”, как творит чудеса и силами природы…

Основа всей жизни Церкви – несомненно, решающее и все для нее определяющее чудо: воплощение Бога и обожение человека. Это именно чудо и есть норма жизни Церкви, закрепленная в ее каноне, которая и противопоставляется настоящему состоянию мира, - писал все тот же Л.А.Успенский. - «Церковь живет не тем, что преходяще и индивидуально, а тем, что неизменно. Не потому ли чудеса никогда не были для нее критерием ни в одной из областей ее жизни, и жизнь эта никогда по ним не равнялась? И не случайно то, что соборные постановления предписывают писать иконы, основываясь не на чудотворных образах (потому что чудотворение иконы есть внешнее и временное, а не постоянное ее проявление), а так, как писали древние иконописцы, то есть по иконописному канону. Это, подчеркиваем, относится к православному каноническому образу, то есть к полноценному выражению «тайн домостроительства Божия о спасении людей».

Что же касается «живописного стиля», то как может стать церковным образ, не выражающий учения Церкви, образ, который не несет в себе «раскрытия жизни во Христе», и как же, в силу своего чудотворения, он становится приемлемым для выражения «христианских тайн в Православии» и становится на один уровень с образом, который их выражает? Такой образ, если, конечно, по своему иконографическому сюжету он не содержит противоречия православному вероучению, то есть не еретичествует, может послужить основанием к появлению нового типа канонической иконы (при условии, конечно, подлинности чуда), то есть быть воцерковлен».

Хочется верить, что наша позиция не воспринимается как призыв к «расцерковлению» образа Валаамской Божией Матери. Речь идет прежде всего о проблемах современного иконописания.

Само собой разумеется, мы далеки также и от «обвинений» о. Алипия. Во-первых, анализ призван быть объективным: в задачу исследователя входит констатация факта и выявление причин, его породивших, а не критика. Во-вторых, у Валаамского изографа практически отсутствовал выбор. Это у светского художника всегда есть возможность, в случае несогласия со вкусами и запросами эпохи, стать одиноким императором своих взглядов и брести по миру под дырявым зонтиком жизненных обстоятельств. Иконописец же плывет на корабле, именуемом «Церковь», и, как член команды, подчиняется тем законам и правилам, которые утверждены на корабле. В-третьих, каждый человек является определенно детерминированным «продуктом» своей эпохи, неся в себе ее культурные ценности. История показывает, что при всей закрытости от мира, печать (дух) времени оставляет след и на обителях; во всяком случае, такое наследие веков без труда можно обнаружить во всех древних монастырях: пример – хотя бы барочная колокольня в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.

И заслуга иеромонаха Алипия (Константинова), как раз и состоит в обращении к иконографическому опыту живописцев прошлых столетий (имя обязывало!), чтобы традицией попрать преходящее.

Под иконографическим опытом мы разумеем прототип, с которого писалась икона Валаамской Божией Матери.

На Валааме им сегодня считают византийский образ Никопеи. Сходство, конечно, есть. Но, во-первых, Никопея – икона поясного извода; во-вторых, существовал более древний образ, в полный рост и не менее похожий: из Никеи. Это мозаика в апсиде из церкви Успения.

История ее сложна и драматична. Произведение создавалось еще в доиконоборческую эпоху, по предположению В.Н.Лазарева, константинопольскими мастерами. Вверху над Богородицей находился сегмент мандорлы, от которого расходились три луча. Средний из них касался головы Божией Матери. «Несомненно, Мария держала в руках Младенца, иначе остается непонятной проходящая через лучи надпись (EG GASTROS PRO EWSFOROU EGEGENHKA SE), раскрывающая смысл композиции». Надпись носила догматический характер и напоминала о Непорочном Зачатии; тема же указывала на ее раннее возникновение.

Но вот в VIII веке грянул иконоборческий смерч, разрушительно сказавшийся и на никейской мозаике. Иконоборцы сбили изображение Богородицы и заменили его крестом. Однако, после победы иконопочитателей, мозаика была восстановлена. Свидетельством чего является ктиторская надпись вимы: (STHLOI NAUKRATIOS TAS QEIAS EIKONAS) [Навкратий утверждает Божественные иконы]. XX век оказался для мозаики последним. В результате греко-турецкой войны 1919-1922 гг. памятник утрачен безвозвратно. Но, к счастью, Русский Археологический институт в Константинополе успел сделать профессиональные черно-белые фотографии мозаичного убранства Успенской церкви.

В качестве варианта Никейского образа следует назвать другую мозаику: «Богоматерь между императором Иоанном II Комнином и императрицей Ириной.” (1118 г. Южная галерея собора Св. Софии в Константинополе). Здесь поза Богомладенца еще больше напоминает валаамскую икону: Христу осталось лишь согнуть в локте благословляющую десницу, а в шуйцу взять державу.

Итак, если образ Божией Матери из Никеи связан с победой Православия, то константинопольская мозаика – с императорской четой; причем в последнем случае связь с императорским домом – наглядная, а в “Никопее” – символическая (как палладиум). И, тем не менее, они соединены между собой любовью Иоанна Комнина к Никопее, извод которой известен с X века: именно Никопея украшала колесницу этого басилевса. Отсюда понятен выбор иконографии, идентичной данному памятнику, для софийской мозаики.

Итак, никейский образ утрачен полностью, Софийский – наполовину. Но и Никопея, после ее захвата в 1204 г. венецианским дожем Энрико Дандолло и помещением в соборе св. Марка, оставалась закрыта особой завесой и потому «неизвестной, в точности, со стороны своей композиции» (акад. Н.П. Кондаков). Истинный вид Никопеи известен лишь с 70-х годов XX века, после реставрации.

Отец Алипий окончил свой земной путь до греко-турецкой войны. Данное обстоятельство должно подталкивать исследователей к более активному изучению биографии нашего изографа.

Необходимо выяснить: был ли он в Константинополе (возможно, по пути на Афон)? Удалось ли ему посетить Софийский собор? Мозаики о. Алипий мог видеть вряд ли: основной их массив расчищен уже в XX веке. Значит, существовала какая-то икона Никопеи, помимо увезенной в Венецию. Ибо писали же русские изографы такой образ для пророческого чина в первой половине XVII в., правда, далеко не похожий на свой прототип из X столетия.

Если о. Алипий посещал Константинополь, то он имел возможность завернуть в Никею: следовало всего лишь переплыть узкое Мраморное море, чтобы увидеть город двух Вселенских Соборов. Рядом с Никеей, чуть севернее, находится и Халкидон. Кто из православных отказался бы их посетить?

Но не исключено, что наш изограф подвизался на Валааме безвыездно. Тогда он мог познакомиться с Никейским образом или Никопеей неизвестного списка по фото-, нет, скорей по литографии.

Пока ясно одно: Никопею какого-то древнего извода о. Алипий видел.

Эти византийские образы представляют нам Христа, утверждающим православное вероучение (потому в левой руке свиток); Валаамская икона показывает Христа Царем небес. И во всех случаях сквозным мотивом проходит тема Воплощения, тема Непорочного Зачатия, а значит тема целомудрия и чистоты. Что во все времена было актуально и звучало призывом к покаянию.

Удивляет промыслительное создание и Никейского образа, и Валаамского – для храмов Успения Божией Матери. Нет совпадений в христианстве! Мистика Жизни антиномически переплетена здесь с мистикой Успения.

И нет случайностей, думается, во времени написания иконы: 1878 год. Год победы России в русско-турецкой войне, освобождение православных болгар от османского ига. Образ Валаамской Божией Матери можно и нужно рассматривать в качестве иконического памятника, посвященного павшим на поле брани - и - живым, вернувшимся победителями. Чем объяснимо сопоставление мистики Жизни и Успения. Икона воспевает Торжество Православия – новую победу над иконоборцами, в данном случае – османами. Как тут не вспомнить связь с Никопеей! Ведь «Никопея» - в переводе с греческого «Победотворная». Держава в руке Царственного Богомладенца и символизирует это торжество, эту победу.

Не столь уж важно, обращался ли о. Алипий к Никейскому образу, связь с данным прототипом все равно очевидна и закономерна. Разрушение Успенского собора из г. Никеи руками тех же турок в 1922 г. на мистическом уровне выглядит ответным ударом.

С другой стороны, Валаамский образ есть таинственное востребование иконы для охранения и молитв против внутреннего врага: ровно через год после ее написания возникла в Петербурге «Народная воля». Повторимся: случайностей в христианстве нет. «Кто верит в случайность, тот не верит в Бога», – говорили на Руси. Простуда Натальи Андреевны Андреевой, первой получившей исцеление от Валаамской святыни, символически ни что иное, как «простуда» нации.

И в отличие от Натальи Андреевны, которая металась между Валаамом и Петербургом, полная веры в исцеление, Россия мыкается сегодня, полуверя в выздоровление.

Потому, в общих масштабах, мы только частично и выздоравливаем.

В.Н. Лазарев считает, что это произошло после 787 года, т.е. после VII Вселенского Собора. По мнению Андре Грабара, мозаике вернули прежний вид после 843 года, т.е. после второго иконоборческого периода, с Торжеством Православия

Эти темы богословски глубже выкристаллизуются в изводах типа «Знамение», «Влахернитисса», «Никопея».

Валаамская икона Божией Матери, чудотворный образ, получивший название по месту своего явления в Спасо-Преображенском Валаамском муж. мон-ре в 1897 г.
Статья из 6-го тома "Православной энциклопедии", с.508-510

История обретения зафиксирована в «Сказании об обретении образа Пресвятой Богородицы, именуемого Местная Валаамская» и связана с чудом исцеления от ревматизма крестьянки Тверской губ. Корчевского у. дер. Зорино Н. А. Андреевой, проживавшей в С.-Петербурге, в богадельне Брусницына. Андреевой во сне явилась Богородица и приказала ехать в Валаамский мон-рь, где она получит исцеление от Ее иконы. Приехав на Валаам, Андреева нашла икону и, вернувшись в С.-Петербург, почувствовала значительное облегчение. Во 2-е свое посещение Валаамского мон-ря летом 1896 г. Андреева не увидела иконы, висевшей прежде в Успенском храме на колонне с левой стороны. Ризничий мон-ря о. Пафнутий не нашел образ и решил, что икону отправили в С.-Петербург, в Валаамскую часовню на Васильевском о-ве, но и там иконы не оказалось. Приехав на Валаам в 1897 г., в день памяти преподобных Сергия и Германа, Андреева в тонком сне увидела место пребывания иконы, указала на него, и В. и. была обретена. Перед образом была возжена неугасимая лампада и отслужен водосвятный молебен, Андреева получила исцеление. С явлением В. и. связывают духовное свидетельство

Божией Матери о Ее Покрове Валааму как Сев. Афону.
Икона была написана в 1878 г. валаамским иером. Алипием (Константиновым), имевшим живописное образование и нареченным в монашестве в честь преподобного Киево-Печерского иконописца. Богородица на иконе изображена в рост, стоящей на золотом облаке, перед собой Она обеими руками держит Младенца Христа (левой рукой поддерживает Его снизу, правой - спереди). Облачена в красный мафорий и темно-синий хитон, не скрывающий Ее босых стоп. Богомладенец изображен фронтально в желтом хитоне, правой высоко поднятой рукой благословляет, в левой - держава, увенчанная крестом. В художественном стиле иконы сочетаются академическая живописная манера и иконописная традиция Афона кон. XIX в. В нижнюю часть иконы игум. Гавриилом была вложена частица ризы Божией Матери.

Во время своего посещения Валаама, в июне 1914 г., на «царском месте» близ В. и. молился вел. кн. Николай Николаевич. Позже для него была сделана рукописная копия Сказания (АФВМ. 1915. № 23. Л. 6-16) и в иконописной мастерской Валаама выполнен список В. и., посланный в С.-Петербург через духовника вел. князя иеросхим. Ефрема (Хробостова). После вступления России в первую мировую войну, в дек. 1914 г., вел. кн. Николай Николаевич пожертвовал мон-рю тысячу рублей «с тем, чтобы капитал этот оставался неприкосновенным, а проценты от него были употребляемы на вечное возжение лампады перед образом Пресвятыя Богородицы Валаамския» (АФВМ. 1915. № 23. Л. 2-5).

В. и. пребывала на Валааме, отошедшем в 1917 г. к Финляндии, до 1940 г., когда после присоединения Ладоги к СССР иноки, вынужденные покинуть о-в Валаам, перенесли образ в местечко Новый Валаам, в Преображенском соборе к-рого (за левым клиросом) В. и. находится в наст. время.

Одно из последних чудес от В. и. зафиксировано со слов настоятеля Финляндского Валаамского мон-ря архим. Сергия: в 1996 г. получил исцеление сын греч. свящ. Илии, просившего молитв братии у В. и.

Архиеп. Павел (Олмари) написал тропарь В. и. Кондак иконе по благословению настоятеля Финляндского Валаамского мон-ря составила фин. правосл. поэтесса Валентина (Туула) Пеннонен, к-рая, будучи слепой, духовно увидела Образ Божией Матери. Служба В. и. на церковнослав. языке составлена в 2003 г. схиигум. Серафимом (Бараделем); празднование иконе совершается 7/20 авг.

В России остался чтимый список иконы (135´82 см), созданный валаамскими монахами в 1900 г. Он находился в часовне Валаамского мон-ря на Васильевском о-ве, затем, очевидно еще до ее закрытия в 1932 г., был перенесен в ц. в честь Смоленской иконы Божией Матери на Смоленском кладбище. Образ особенно почитался прихожанами храма, были зафиксированы случаи исцеления. 9 июля 1992 г. Патриархом Московским и всея Руси Алексием II с клириками С.-Петербургской епархии и валаамской братией В. и. была торжественно перенесена на Валаамское подворье в С.-Петербурге. В том же году 11 июля к празднику преподобных Сергия и Германа икону временно перевезли на Валаам, а затем вернули на подворье. 10 июля 1996 г. по благословению Патриарха Алексия II состоялось перенесение образа из С.-Петербурга в Валаамский мон-рь. 13 июля 1997 г. в связи со 100-летней годовщиной явления В. и. указом Патриарха было установлено празднование иконе; до 2003 г. оно совершалось в день обретения В. и.- в 1-е воскресенье после дня памяти преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, и дня памяти апостолов Петра и Павла (29 июня); в наст. время - 1/14 июля. 10 июля 2002 г. Патриарх освятил в честь В. и. Никольскую ц. (была упразднена в 1853). В. и.- одна из главных святынь Валаамского мон-ря. Перед иконой служатся молебны, происходят исцеления (в мон-ре ведется запись о чудесах, происходящих от В. и.). На деньги одного из благотворителей обители в благодарность за выздоровление от тяжкого недуга была расписана ц. во имя В. и., устроен вызолоченный резной иконостас и написана точная копия В. и. В наст. время Патриарху Алексию II направлен рапорт о перенесении празднования
В. и.

Известны списки В. и., отличающиеся от иконы иером. Алипия нек-рыми деталями. В Казанском храме Валаамского подворья в С.-Петербурге между главным престолом и правым Никольским приделом находится список, выполненный в 1992 г. петербургским иконописцем С. Павловым. Список был подарен правосл. об-вом «Валаам» (Финляндия) Валаамскому мон-рю 14 июля 1992 г. Его передал свящ. Андрей Карпов, к-рый молился перед В. и. еще на «Старом» Валааме, будучи в 1931-1939 гг. воспитанником сиротского приюта при мон-ре.

Для Московского подворья Валаамского мон-ря в 1995 г. по благословению игумена Валаамского мон-ря архим. Панкратия (Жердева) был выполнен еще один список В. и. Икона находится в киоте слева от центрального придела ц. во имя преподобных Сергия и Германа Валаамских.

В мае 1974 г., во время визита Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена в Финляндию, ему была преподнесена икона В. и. (в наст. время местонахождение неизв.), написанная специально к приезду Первосвятителя фин. иконописцем Петром Сасаки, японцем по национальности, принявшим Православие.

Арх.: АФВМ. Еа:153. № 24 за 1920 г.; Еа:132. № 23 за 1915 г.

Лит.: Богоматерь Валаамская // ЖМП. 1975. № 1. С. 28-29; Рывкин В. Ф. По Валааму. Петрозаводск, 1990. С. 135-138; Беловодов Г., свящ. Сказание о Валаамской иконе Божией Матери / Валаамский мон-рь. СПб., 1997.

Иеродиак. Онуфрий (Маханов), Э. В. Шевченко

В православии существует огромное количество образов Богоматери - одной или с Младенцем Христом. Некоторые из них более популярны и «стары»: например, Владимирская, известная с V века. Другие менее известны, но от этого не менее почитаемы. К последним относится Валаамская икона Божией Матери. Сегодня поклониться ей можно в одноименном монастыре в Финляндии.

Описание иконы

Валаамская икона Божией Матери была написана в Валаамском монастыре в октябре 1878 года. Она является почитаемой православной иконой, которой молятся и в Финляндской архиепископии. Ее написал иеромонах Алипий в миру Константинов, который обучался на художника. За основу им был взяты несколько образов:

Валаамская икона изображает Божию Матерь в полный рост, в красно-синей одежде и с босыми ногами. Она держит на руках младенца, полностью повернутого к зрителю. Христос правой рукой благословляет верующих, в левой держит державу голубого цвета. Фон у иконы золотой, стоит Богоматерь на небольшом белом облаке. Позднее в нижнюю часть образа вложили частицу ризы Богоматери. Стоит отметить, что это единственный в иконописи образ, в котором Богородица изображена босой.

Первое чудо

История обретения иконы и первое чудо описаны в книге «Сказание об обретении Валаамского образа Божией Матери». Это произошло благодаря благочестивой крестьянке Наталье Андреевой , которая много лет, с 1878 года, когда была написана икона, страдала от боли в ногах. Однажды таинственный голос повелел ей отправиться в монастырь в Валааме и помолиться о выздоровлении. Будучи набожной, Наталья начала собираться, и летом 1896 года была готова ехать.

В ночь накануне отъезда ей приснилась женщина в красной одежде. Она была окружена сиянием и держала на руках младенца. Женщина пожелала крестьянке счастливого пути и пообещала, что та найдет ее на Валааме.

Однако, приехав на остров, Наталья так и не нашла женщину, хоть и обошла все монастыри. Уже перед самым отъездом она зашла помолиться в Успенскую церковь и увидела таинственную незнакомку: икона висела на колонне. Но помолиться и даже дотронуться до нее крестьянка не успела: уже раздался гудок парохода, на котором ей предстояло уплыть. Но, приехав домой, Наталья поняла, что боли ослабли, и решила вернуться.

Вернуться ей удалось только через несколько лет. Войдя в Успенскую церковь, Наталья увидела, что икону сняли. Она опросила всех людей, но никто не знал, куда ее перенесли. Кто-то высказал предположение, что образ перевезли в петербургскую часовню на Васильевском острове, но и там ее не оказалось.

На следующий год Наталья вернулась вновь. Она долго молилась перед мощами святых Сергия и Германа об обретении Валаамской Богоматери, и той же ночью ей приснился сон. Во сне Наталья бродила вокруг упраздненной, закрытой церкви Николая Чудотворца и просила Богоматерь открыть ей. Таинственный голос вновь ответил ей, что Богородица тут и скоро отыщется. Наталья даже увидела, где ей искать: в кладовке, среди устаревшей церковной утвари.

Наутро Наталья заказала молебен перед вновь обретенной иконой, после совершения которого ее боли полностью прошли.

Дальнейшая судьба

После чудесного обретения образа к нему начали стекаться паломники, в том числе серьезно больные люди. Многие исцелялись, другим являлись чудесные знамения. В 1917 году при основании Смоленского скита планировалось освятить его в честь Валаамской Богоматери, но икона на тот момент еще не имела официального церковного прославления.

Сегодня икона Богородицы Валаамская является одной из самых почитаемых, однако остается в числе местночтимых. Она расположена в Ново-Валаамском монастыре.

Днями почитания являются:

  1. 14 июля - день обретения;
  2. 20 августа - день почитания в Финляндской православной церкви.

Многие обращаются к Валаамской Божией Матери. В чем помогает эта икона:

Валаамская Богородица считается главной заступницей людей перед Господом, а потому просить ее можно обо всем. Единственное правило: просьба не должна нести зла кому-то.

Никаких особых правил нет, но стоит придерживаться некоторых советов:

В Ново-Валаамском монастыре помимо простой молитвы стоит заказать молебен, а также прикоснуться к вложенному в икону кусочку ризы Богородицы.

В России списки иконы находятся в подворьях Валаамского монастыря:

  1. В Московском подворье в церкви преподобных Сергия и Германа в Москве. Адрес: 2-я Тверская - Ямская улица, д. 52;
  2. В Санкт-Петербургском подворье в Казанской церкви. Адрес: Невский проспект, д. 1/29.

Валаамский и Ново-Валаамский монастыри

История Валаамского монастыря началась очень давно . По преданию, апостол Андрей Первозванный шел на север, проповедуя христианство, дошел до Невского озера и установил на Валаамских горах каменный крест. После в X веке двое иноков основали на одном из островов монастырь и братство. Долгое время Валаам носил неофициальное название Северный Афон.

При Петре I территория, на которой была построена обитель, оказалась присоединена к Российской империи, Валаамский монастырь был восстановлен. В начале следующего столетия он вошел в состав Финляндского княжества, а после Октябрьской революции - в состав Финляндии.

Во время Второй мировой войны монастырь оказался в зоне боевых действий и закрылся. Монахи покинули его, забрав с собой подлинник иконы. Они переселились в монастырь в Хейнявеси, где основали Новый Валаам в усадьбе Папинниеми.

Валаамский монастырь вскоре открылся вновь, но икона осталась в Ново-Валаамском мужском монастыре, который был включен в Финляндскую православную церковь. Сегодня последний является объектом паломничества и местом посещения туристов . В нем открыты:

  1. Культурный центр и конференц-зал;
  2. Монастырские библиотека и архив;
  3. Народное училище;
  4. Центр реставрации произведений живописи и икон;
  5. Гостиницы для посетителей;
  6. Производство столового вина.

К сожалению, официальный сайт монастыря полностью на финском языке, а потому паломникам из России придется обратиться к «посредникам». У обители заключен договор с паломнической службой «Радонеж», которая регулярно организует поездки туда.

Валаамская икона Божией Матери, расположенная в Ново-Валаамской обители в Финляндии, является одной из самых почитаемых месточитимых православных икон. Валаамская Богоматерь считается покровительницей солдат и пострадавших за веру, но также она защищает и исцеляет всех верующих.

© 2024 nowonline.ru
Про докторов, больницы, клиники, роддома