Дефекты речи – это неправильное произношение звуков. Человек может не выговаривать определенные звуки или выговаривать их неправильно, чаще всего проблемы возникают с «р», «л», «ш», «щ» и «ч». Дефекты делают речь некрасивой, усложняют общение и публичные выступления. Взрослые люди стесняются речевых проблем, а поскольку их не скроешь, попадают в замкнутый круг: смущение и стеснительность делают их речь еще более неразборчивой, а неразборчивость порождает еще большую стеснительность. Даже если вы избежали смущения, свойственного людям с дефектами речи, вряд ли вы на 100% довольны своим произношением. Даже уверенные в себе люди с речевыми проблемами не любят говорить по телефону и время от времени сталкиваются с бытовыми трудностями. Теоретически, сейчас можно слыть блестящим оратором без идеальной дикции, но на практике дефекты создают трудности, и если есть возможность, их нужно исправить.
Многие родители сталкиваются с тем, что их ребенок плохо произносит отдельные звуки. Некоторые не придают этому особого значения, считая, что с возрастом все само пройдет, некоторые начинают искать способы, как помочь малышу.
Для тех родителей, которые беспокоятся о будущем своего ребенка, мы и подготовили статью, в которой вы найдете полезные советы, как научить малыша говорить ясно и четко.
Чтобы помочь ребенку научиться воспринимать звуки, можно приложить его руку ко рту. Тогда малыш обязательно почувствует, что при произношении, например, звука [с] - изо рта выходит холодный воздух, а когда он говорит слова со звуком [ш] - воздух становится теплым.
Подготовить артикуляционный аппарат к правильному отчетливому произношению звуков можно с помощью гимнастики органов речи. Для этого родители должны сесть перед зеркалом и показать крохе, как правильно делать артикуляционные упражнения, которые помогают подготовить органы речи малыша к постановке звуков.
Упражнения есть динамические и статические. Например, статическое упражнение «лопаточка». При этом малыш кладет расслабленный язык на нижнюю губу и держит его в таком положении. Затем ему нужно будет спрятать язычок за нижние зубы в виде лопатки.
Ёще одно упражнение - «горка» Кончик языка упирается в нижние зубы, а сам язык выгибается горкой.
«Часики» - высунуть язык и двигать им из уголка в уголок рта. Или, например, облизать губы языком, сначала верхнюю губу, потом - нижнюю. Эти нехитрые упражнения помогут настроить артикуляцию.
Чаще всего осуществляется с помощью логопеда - городская детская стоматология ждет вас с распростертыми объятиями. Специалист после обследования должен знать, какой звук проблематичен, и положение, в котором находятся артикуляционные органы (язык, губы, зубы) для постановки этого звука. В процессе работы логопед соединит знания с индивидуальными особенностями ребенка.
На этом этапе важно выработать у ребенка безусловный рефлекс звукопроизношения. В таком случае кроха не будет задумываться над тем, как нужно сказать то или иное слово - он будет это делать «на автомате». Детям довольно легко приспособиться к нужному произношению и, не вспоминая о звуках, говорить правильно.
Если же нарушения звукопроизношения есть у взрослого, ему будет гораздо сложнее научиться контролировать процесс выговаривания, хотя его коррекция может проводиться в любом возрасте.
После трех этапов необходимо учить малыша отличать звуки, похожие по произношению, чтобы в будущем он подсознательно не путал схожие на слух звуки и отсеивал неправильные. Например, если мы ставим звук [с], то сравниваем его с [ш], повторяя при этом слова: сапка-шапка, шубка-субка.
Время, за которое можно исправить звук у ребенка, строго индивидуально. Кому-то хватает нескольких занятий, кому-то не удается справиться и за больший период времени. Правильное звукопроизношение налаживается тремя способами:
Механическим (при этом логопед в городской детской стоматологии придает артикуляционным органам специальное положение с помощью логопедических зондов, и ребенок с легкостью произносит непосильные ранее звуки).
Смешанным способом: родители могут помочь исправить дефекты речи у детей и развить их артикуляцию, разговаривая с чадом так, чтобы он повторял речь мамы и папы. Ведь у малыша отлично развита способность подражать, и надо лишь показать и рассказать ему, как правильно произносить звук. Так можно поставить звук, если ребенок его вообще не выговаривает.
С точки зрения психосоматики проблемы с произношением звуков у ребенка - это его боязнь высказаться, рассказать о своих потребностях и не быть услышанным. Что делать? Осознать право на собственное мнение. Говорить, не боясь, о своих желаниях. Родителям следует набраться терпения и выслушивать ребенка, пытаться его услышать и понять.
А также соблюдать простые правила профилактики дефектов звукопроизношения:
Говорить с ребенком нужно достаточно громко и отчетливо, по возможности выделяя каждый звук интонацией и ударением. Обращаться к чаду стоит не торопясь.
Если малыш не понял слова, спокойно повторите его два-три раза. Рассказывая о конкретном предмете, обратите внимание ребенка на него или опишите его свойства.
Развивать речевое дыхание: просите сына или дочь надуть шарик, пускать мыльные пузыри, дуть на пушинки, не давая им упасть. Это будет профилактикой, что очень важно для правильной артикуляции.
О том, почему ребенок плохо говорит, рассказывается в этом видео:
Как предупредить возможные нарушения в произношении звуков у ребенка:
Занятие с логопедом:
В своей работе портные часто сталкиваются с изъянами посадки изделий. Мы уже давали вам рекомендации по устранению неточностей посадки юбок и брюк, а сегодня подробно рассмотрим причины возникновения дефектов посадки плечевых изделий.
Правильная посадка плечевых изделий – будь то платья, жакеты или пальто, в первую очередь определяется сбалансированностью основных швов – плечевые швы должны соответствовать линиям плеча, боковые – линии бока, талевый шов должен располагаться точно по талии (за исключением изделий с заниженной или завышенной талией). Само изделие должно сидеть по фигуре так, чтобы в первую очередь обеспечить комфорт движений его обладательнице. На изделии не должно образовываться ненужных заломов или складок, а в случае их наличия, подобные и все прочие дефекты должны быть устранены в процессе примерок.
ВАЖНО! В данном случае речь идет о дефектах посадки, а не о складках, предусмотренных фасоном изделия.
Горизонтальные складки могут возникать если деталь изделия имеет слишком большую излишнюю длину в вертикальной направлении или же недостаток ширины в горизонтальной направлении. В первом случае характер складок будет мягким, свободным, во втором – складки будут образовываться за счет горизонтального натяжения ткани.
Вертикальные складки с точностью до наоборот: возникают при излишней ширине детали в горизонтальном направлении или недостаточной ее длине в вертикальном.
Наклонные складки могут возникать в результате укорачивания, удлинения или заужения детали по одной из сторон.
Устранить большинство таких дефектов лучше при предварительных примерках на пробнике изделия. Если же по каким-то причинам вы не планируете шить пробник, рекомендуется сделать увеличенные припуски на швы по среднему шву спинки, плечевым швам, проймам, припускам по низу изделия.
При таком дефекте образуются горизонтальные складки в области спинки, ткань натянута, изделие сковывает движения.
Рис. 1. Узкая спинка
Дефект устраняется за счет припуска по среднему шву спинки. Распустите средний шов и увеличьте ширину спинки на требуемое расстояние. Чтобы ширина спинки не увеличилась по талии и бедрам, заузьте спинку по боковому шву от линии проймы до низа.
Обязательно проконтролируйте вырез горловины спинки, он не должен увеличиться, поскольку может возникнуть другой дефект – воротник будет отставать от шеи.
Рис. 1а. Устранение дефекта узкая спинка
При таком дефекте возникают горизонтальная складка вдоль спинки, явно виден излишек ткани.
Рис. 2. Широкая спинка
Распорите средний шов спинки и уберите лишнюю ткань в шов. Возможно, также потребуется корректировка линии проймы (при слишком широкой спинке). При незначительном излишке ткани может помочь сутюживание ткани по спинке.
Рис. 2а. Устранение дефекта широкая спинка
Такой дефект может возникать из-за нарушения баланса изделия, несоответствия угла наклона плеча фигуры заказчицы углу наклона плечевого шва по выкройке. Требуется корректировка наклона плечевого шва.
Рис. 3. Косые складки по пройме спинки
Рис. 4. Косые складки по пройме переда
Необходимо скорректировать линию плеча спинки. Для этого определите значение, при котором складки исчезают, опустив плечо спинки. Скорректируйте наклон плеча спинки. Аналогичным образом скорректируйте наклон плеча переда (рис. 4а).
Если подобный дефект возникает в результате несимметричности фигуры (есть различия правого и левого плеч по высоте), можно воспользоваться подплечником или увеличить толщину одного из них.
Рис. 3а. Корректировка наклона плеча спинки
Рис. 4а. Корректировка наклона плеча переда
В случае, если фигура имеет прямые плечи, может возникнуть обратная ситуация, при которой потребуется поднять плечо переда и спинки (рис. 4б). Также может потребоваться корректировка глубины проймы (см. рис. 4а).
Рис. 4б. Корректировка наклона плеча переда при прямых плечах
Заломы образуются от боковых швов, ткань как бы накатывает, налицо излишек ткани в области бока. Такой дефект может возникнуть в результате ошибок при построении лекал. Исправить его следует на пробнике изделия, затем внести изменения в выкройки (рис. 5а-6а).
Рис. 5. Наклонные заломы у боковых швов спинки
Рис. 6. Наклонные заломы у боковых швов переда
Заложите горизонтальную складку по боку cпинки ниже линии проймы. Сведите складку к центру спинки. Разметьте линию складки мелком, разрежьте по намеченным линиям и скорректируйте деталь выкройки. Заложите складку по переду на требуемую глубину, сведите ее к центру полочки. Скорректируйте лекала и еще раз произведите примерку.
Рис. 5а-6а. Устранение косых заломов по спинке и переду и корректировка выкройки
При таком дефекте полы расходятся книзу ниже линии груди, при этом могут появляться косые заломы.
Рис. 7. Полы изделия расходятся книзу
Опустите линию плеча полочки на требуемую высоту, чтобы полы не расходились. Скорректируйте выкройку, при необходимости также скорректируйте линию проймы.
Подобный дефект может возникать и по причине неправильно выполненной ВТО ткани – пола может быть растянута. В этом случае ситуацию может исправить сутюживание вдоль борта по длине.
Рис. 7а. Устранение дефекта расходящихся пол
При таком дефекте полы заходят одна на другую под углом, изделие искажено, нет совмещения по линии середины переда.
Рис. 8. Полы заходят друг на друга
Исправить этот дефект можно за счет увеличенных припусков по плечевым швам. Метку втачивания воротника необходимо передвинуть на соответствующую длину. Проведите новую линию плеча. После корректировки произведите примерку и проконтролируйте линию низа и глубину проймы.
Рис. 8а. Полы заходят друг на друга — устранение дефекта
Возникают вертикальные заломы, дискомфорт в области спинки, линия талии и линия низа изделия вздернуты вверх.
Рис. 9. Короткая спинка
Разрежьте выкройку ниже линии проймы и раздвиньте на необходимую длину. Если вы уже выкроили изделие, и у вас достаточно ширины припусков по плечевым и талевому срезу, можно перестроить спинку, удлинив по мерке.
Рис. 9а. Устранение дефекта «короткая спинка»
При таком дефекте возникают горизонтальные складки, линия талии ниже, чем следует.
Рис. 10. Длинная спинка
Разрежьте выкройку ниже линии проймы и наложите разрезанные детали друг на друга на требуемую длину. Можно также укоротить спинку снизу, перестроив линии середины и бока спинки.
Рис. 10а. Устранение дефекта «длинная спинка»
С
,
З
,
СЬ
,
ЗЬ
,
Ц
Во время произ не сения согласных звуков С, З межзубное р ас стояние не больше 1 мм. Губы находятся в положении следующ ег о за С или З гласного. Положение яз ы к: кончик упирается в нижние резцы, спинка выгнута, боковые края пр иж аты к верхним зубам, посередине яз ыка находится продольный желобок по которому выдыхаемый воз д ух идет к передним зубам. При м яг ких СЬ , ЗЬ язык выгнут к твердому нёбу, напряжен. Кончик сил ьн о упирается в резцы. З вук Ц образуе тс я от сочетания Т и С , произносится слитно.
Дефекты свистящих
зв
уков имеют такие разновидности:
1. Шепелявость
. Когда кончик языка нахо
ди
тся между зубами. Для исп
ра
влении этого дефекта надо кончик языка опустить за н
иж
ние резцы и прижать к ним. Зубы при этом с
бл
изить. Следите, чтобы гласные после
С
,
З
,
Ц
не произносились скв
оз
ь зубы. Также, для исправления
ше
пелявости возьмите спичку, оберните её ватой и нажмите спичкой на ко
нч
ик языка. Задвиньте язык за ни
жн
ие резцы. В спинке языка появится желобок, который нужен для пр
ох
ода воздуха.
2. Сигматизм губно-зубной
- когда звуки
С
,
З
,
Ц
произ
но
сятся при подтягивании ни
ж
ней губы к верхним зубам. Для исправления на
до
оттянуть пальцем нижнюю губу, обнажив н
иж
ние зубы и произносить звук в этом положении.
3. Сигматизм призубной
- звуки
С
,
З
,
Ц
пр
ои
зносятся тупо, без характерного с
ви
ста. В этом положении кончик языка находится между нижними и
ве
рхними зубами, спинка не обр
аз
ует желобка и язык закрывает проход воздуху.
Для исправл
ен
ия этого дефекта надо, при пом
о
щи уже известной нами спички, образовать желобок на спинке языка, опу
сти
ть кончик языка за нижние пер
ед
ние зубы. Таким образом мы даем возможность воздуху идти по же
л
обку, производя характерный свист.
4. Сигматизм шипящий
- когда ко
нчи
к языка либо оттянут от нижних зубов, а с
пин
ка выгнута к твердому нёбу, либо кончик языка под
н
ят к альвеолам и поэтому вме
ст
о свиста происходит мягкое шипение (шь).
Чтобы исправить такой де
фе
кт надо не напрягать язык и оття
ну
ть его в глубь рта. Либо поднять его к альвеолам и произнести -
С
,
З
,
Ц
, при эт
о
м прижимайте кончик язы
ка
к нижним зубам. Также для исправления упо
мя
нутых недостатков пользуйтесь скороговорками для развития звуков
С
,
З
,
Ц
и пословицами, поговорками .
Дефекты речи при произнесении
Ш
,
Ж
,
Ч
,
Щ
При произ
не
сении согласных звуков Ш, Ж
губы выдвинуты вперед. З
уб
ы: сжаты, видны, межзубное расстояние - 1 мм. Язык: при
по
днят за альвеолами верхних перед
ни
х зубов к твердому нёбу, не
касается нёба, образуя щель. Б
ок
овые края языка прижимаются к верхним зубам. И
но
гда у дикторов наблюдаются отклонения от но
рм
альной установки артик. аппарата. Это случа
е
тся, когда кончик языка не поднят, а опущен и оттянут н
аз
ад.
В некоторых же сл
у
чаях диктор либо очень сильно выдвигает губы в
пе
ред (получается что-то похожее на ф), либо мало выдвигает г
уб
ы (выходит недостаточно твердое ш). А бывает, яз
ык
хоть и поднят, но прижимается или к альве
ол
ам, или к твердому нёбу, чего быть не д
ол
жно.
Для испра
в
ления дефекта при произнесении
Ш
,
Ж
надо постараться
доб
иться абсолютно правильной установки этих зв
уко
в и тренироваться на скороговорках и посл
ов
ицах для звуков
Ш
,
Ж
. Можно, также ставить звуки
Ш
и
Ж
от
С
и
З
. Н
ад
о выдвинуть губы вперед, кончик языка по
дн
ять по направлению к нёбу, но не касаться нёба, т.е. пр
ед
лагается положение нормальной установки
Ш
и
Ж
. Но при этом произносить
СА
,
ЗА
. В результате получатся пра
ви
льные звуки.
Звук Ч
– сложный, . Он обра
з
уется путем слитного произношения с
мя
гченных
ТЬ
и
ШЬ
. При пр
оиз
несении
Ч
губы выдвигаются вперед, но меньше,
че
м при
Ш
. Зубы сжаты, видны. Кончик языка поднят, напряжен и прижи
мае
тся к твердому нёбу за альвеолами. Если диктору не
ср
азу удается добиться правильного звучания
Ч
, предлаг
ае
тся, прижимая кончик языка к началу т
вё
рдого нёба, произносить «ать», «оть», «уть» и т.д., в результате получ
и
тся правильный
Ч
.
Тренируйте
Ч на скороговорках
и поговорках для звука Ч .
Дефекты речи - это неправильное произношение вследствие нарушения речевого аппарата. К этим дефектам относят заикание, шепелявость, картавость. Дефекты речи у взрослых обычно являются следствиями травм, операций или тяжелых эмоциональных потрясений (например, потеря близкого человека, развод). Таким образом, дефект речи может возникнуть в результате травм основных органов речи: голосовых связок, мышц гортани, неба, языка, губ и зубов, а также при повреждении центра речи в коре головного мозга. Сильное постоянное эмоциональное напряжение может явиться причиной нарушения произношения звуков.
Речь человека наиболее интенсивно развивается на 2-5 году жизни. До трех лет ребенок способен правильно произнести 30-700 слов, на третьем голу жизни он начинает говорить сложными предложениями. В 4 года словарный запас ребенка составляет около 1500 слов. Развитие речи зависит от внутренних и внешних факторов. Дети подражают родителям, перенимают их манеру говорить. В процессе произнесения речи участвует много разных органов: центры головного мозга (например, речевые) и выходящие из него нервные пути, мышцы лица и языка, а также дыхательные мышцы. Под нормальной речью подразумевается внятное и четкое произношение каждой буквы. Речь должна быть ритмичной, плавной. Когда она неразборчива, невнятна и непонятна, то в этом случае говорят о нарушении речи. Существует много разных дефектов речи, например, неспособность правильно произносить некоторые буквы, заикание, немота.
В процессе воспроизведения речи участвует много органов. Нарушения и дефекты речи могут проявиться из-за врожденных аномалий, например, незаращения верхней губы, твердого и мягкого неба, неправильного прикуса, глухоты , дефектов челюстей, зубов, языка и губ («заячья губа»), а также болезней мышц. Подобные нарушения бывают при психических болезнях, болезнях нервной системы. Они могут быть также следствием болезней речевого аппарата или носа.
Дефекты речи бывают при болезнях губ, языка и гортани, а также вследствие операций на этих органах или при нарушении функций мышц неба и носоглотки. При наличии редких зубов человек не может правильно произносить согласные звуки. Речь невнятна и у людей с очень кривыми зубами, с зубами разной величины, неправильным строением челюстей. Внезапная потеря способности к речи (афазия) наблюдается при болезнях или поражении головного мозга . Иногда встречается дизартрия - нарушение произношения. Нарушения речи могут быть временными, из-за поражения центров головного мозга.
Дисфазия - общее название всевозможных расстройств речи любого происхождения. Ринолалия - нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное дефектами речевого аппарата.
Если расстройство речи возникло в результате травмы или несчастного случая, то пациент, прежде всего, проходит лечение в стационаре, затем врач направляет пациента в специальную реабилитационную клинику. Во время реабилитации продолжается лечение полученной травмы, на помощь приходит логопед, больной заново учится правильно говорить. В этом случае крайне важна личная инициатива самого человека. В реабилитационном центре следует поинтересоваться о возможности участия в терапии речи и дыхания.
После реабилитации пациент должен продолжить лечение последствий травмы в домашних условиях. В лечении должен принимать участие опытный логопед. Кроме того, пациенту рекомендуется освоить несколько упражнений на расслабление.
Человек с дефектом речи должен делать все возможное, чтобы восстановить правильное произношение, а не впадать в депрессию. Обязательно проконсультируйтесь с врачом общей практики или отоларингологом и вместе составьте план дальнейшей реабилитации, затем рекомендуется пройти курс терапии по коррекции речи с логопедом. Врач может порекомендовать логопеда или другого специалиста.
Если дефекты речи возникли из-за психологических проблем, то в этом случае необходима помощь не только логопеда, но и психолога или психотерапевта, а также проведение групповой или индивидуальной терапии.
Существуют специальные центры, которые предлагает услуги юриста, консультации психолога, дефектолога-логопеда, социального работника, организуют контакты с другими семьями, группами взаимопомощи и психотерапии, вовлекают в дневные центры занятости.
Причины нарушений речи многообразны, столь же многообразны и методы их лечения. Очень важно установить истинную причину и лечить основную болезнь, вызвавшую проблемы с произношением. Если после излечения болезни нормальная речь не восстанавливается, то применяется дыхательная или речевая терапия. Последнюю назначают после травм, инсульта или операции, в результате которых у пациента произошло нарушение речи. Аномалии прикуса исправляют с помощью пластин и других методов восстановления правильной формы челюстей. Нередко челюсти приходится оперировать, имплантировать искусственные зубы или ставить зубные коронки. Операция показана также при раковой опухоли, полипах, искривлении носовой перегородки или «волчьей пасти». После операции на гортани пациента заново учат говорить, обучая так называемой пищеводной речи.
Человек с нарушением речевой функции не должен избегать людей. Боязнь, что окружающие не поймут и будут смеяться, зачастую необоснованна. Необходимо как можно больше общаться с людьми и постоянно совершенствовать свое произношение. Человек, избегающий общения, может заболеть тяжелым психическим заболеванием.
Нарушение речи не является опасным для жизни заболеванием, но оно может влиять на повседневную жизнь человека. Из-за сильного переживания по поводу дефекта речи у человека может развиться депрессия или другие болезни. Поэтому нарушения речи необходимо лечить. В первую очередь пациент должен обратиться к отоларингологу. Нередко в устранении нарушений речи помогает стоматолог или ортодонт. При подозрении на нервную болезнь необходимо обратиться к неврологу.
Нельзя смеяться над невнятной речью ребенка, т.к. это может привести к развитию невроза или другим психологическим расстройствам. При проблемах с произношением звуков следует обратиться к врачу.
Работники различных логопедических центров и центров, предоставляющих услуги психологов, логопедов, помогают родителям понять проблемы ребенка, консультируют по вопросам речевого развития и уровня готовности детей к школе, проводят занятия с детьми и взрослыми по улучшению дикции и техники речи. Консультация включает в себя полное обследование специалистами и подбор индивидуальной коррекционной программы. Консультации и коррекционные занятия логопеды проводят в центрах или логопеды выезжают на дом. Квалифицированную коррекцию отклонений в речевом и психическом развитии воспитанников проводят в специализированных детских садах, детей готовят к школе, развивают их познавательные способности.