Как уклониться от судебных приставов. Как должники прячутся от судебных приставов

Самые популярные способы от жителей города Кирова


Казалось бы судебные приставы уже знают чего ждать от кировских должников, однако, последние продолжают удивлять собственной фантазией и изобретательностью. Одни представляются совершенно другим человеком, другие - прячутся в шкафах, а на днях алиментщик из Нагорского района решил спрятаться от судебного пристава в траве.

Надежда Нечанова, пресс-секретарь Федеральной службы судебных приставов по Кировской области:

-Судебный пристав выполнял судебное постановление – принудительный привод подсудимого в суд. Заседание было посвящено рассмотрению уголовного дела за злостное уклонение от уплаты алиментов. Однако ни платить алименты, ни отвечать за уклонение от уплаты алиментщик не желал. Как только он увидел подъезжающую к его дому машину с судебными приставами, бросился бежать в огород, где и «залег» в траве. Там его без труда нашли судебные приставы.

Свое поведение, мужчина объяснил тем, что в траве он просто отдыхал. Кстати, ранее в 2009 году, горе-отец уже привлекался к ответственности за неуплату алиментов. Сейчас мужчине придется выплатить штраф, в размере 1000 рублей, и выполнить обязательные работы.

Такие нестандартные случаи уклонения от выплаты долгов не единственные. Кировские приставы даже составили рейтинг самых популярных способов уйти от ответственности.
Самый распространенный способ - спрятаться в собственном доме.

Надежда Нечанова:
-На первое место, где можно спрятаться, наши приставы определяют шкафы, гардеробные, туалеты и даже диваны. Обычно такие случаи происходят, когда приставы выполняют судебное постановление - принудительный привод в суд. Однажды, подсудимый спрятался от приставов в гардеробном шкафу, когда его нашли, он сказал им, что выбирает себе гардероб. Другого подсудимого нашли за шторкой в душе, часто люди прячутся под диваном.

Но самый смешной случай произошел с приставами в феврале этого года. В 6 часов утра судебные приставы обнаружили уклоняющегося от уплаты на собственном балконе за шкафами. Мужчина был в одних трусах, а на вопрос, что делает в столь ранний час зимой на холодном балконе, ответил: «Я обрезаю лук».

Как утверждают приставы со стажем, искать спрятавшихся людей им помогает профессиональное чутье: выдают взгляд и манера говорить родственников должника. Выдать уклониста от уплаты может даже теплая кровать, на которой еще 5 минут назад отдыхал должник...

Часто люди просто не открывают дверь , притворяясь, что в доме никого нет, или выдают себя за кого-то другого.

Надежда Нечанова:
-В прошлом месяце в октябрьском районе был такой случай. У должника был целый букет долгов. Пристав поднимался по лестнице на нужный этаж и столкнулся с должником. Мужчину спросили, является ли он тем самым должником, на что он ответил «нет». В этот момент из одной из квартиры вышли соседи, которые подтвердили, что это и есть должник. Правда, мужчина не сдавался, он назвал около 10 чужих фамилий (Иванов, Петров, Сидоров и прочие) и утверждал, что соседи обознались. В конце концов, личность его была установлена.

Еще один способ - должники говорят детскими голосами . В прошлом месяце, в Ленинском районе женщина прикинулась ребенком. Постучав в дверь, приставы услышали за дверью квартиры детский голос, который сообщил, что мамы и папы нет дома. Они хотели было развернуться и уйти, но из-за сквозняка дверь сама открылась и приставы увидели ту самую женщину-должницу, которая говорила детским голосом, чтобы уйти от ответственности.

Одни должники прячутся в доме, а другие - под домом . В Омутнинском районе, мужчина, увидев судебных приставов, залез под деревянный сруб собственного дома. Только это ему не помогло скрыться от приставов, он был обнаружен и извлечен из-под дома.

Кстати, по статистике за первое полугодие 2011 года, к уголовной ответственности привлечено уже более 300 злостных алиментщиков.

Надежда Нечанова:
-Прятаться от приставов неразумно, ведь они обязательно выедут на место еще не один раз в поисках правонарушителя. Кроме того, за такие действия предусмотрена административная ответственность. На нарушителя составляется протокол об административном правонарушении о воспрепятствовании законной деятельности судебного пристава (статья 17.8 КоАП). Санкция статьи устанавливает уплату штрафа в размере от 1000 рублей до 1500 рублей, а для должностных лиц - от 2 000 до 3 000 рублей.

Следующий этап после вынесения решения суда о взыскании суммы долга по расписке — это исполнительное производство . Если у должника нет никакого имущества и доходов, то шансы исполнить решение суда практически равны нулю, однако не во всех случаях. Прежде всего, отметим, что ст. 177 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за злостное уклонение гражданина от погашения кредиторской задолженности в крупном размере после вступления в законную силу соответствующего судебного акта. В данном случае под крупным размером следует понимать сумму, превышающую один миллион пятьсот тысяч рублей (примечание к ст. 169 УК РФ). Безусловно, сумма, указанная в ст. 177 УК РФ, довольно велика, между тем реальный долг может быть гораздо меньше. В то же время следует учитывать, что проценты за пользование чужими денежными средствами тоже входят в эти 1,5 млн, а они растут год от года и начисляются они за каждый день просрочки платежа. Таким образом, сумма долга может со временем значительно вырасти и достигнуть порога, установленного ст. 177 УК РФ.

Понятие «злостное» означает систематическое и упорное уклонение от исполнения решения суда по погашению долга перед кредитором, особенно, если у должника есть доходы, свободные денежные средства (например на вкладах в банке) или недвижимость в собственности. «Злостность» может также выражаться в сокрытии своего места жительства и места работы, а иногда в отъезде в неизвестном направлении, неявки к судебному приставу (когда тот вызывает). В целом, поведение должника должно свидетельствовать о нежелании выполнять решение суда. Применимость критерия «злостность» устанавливает суд, по совокупности обстоятельств по конкретному должнику.

Если сумма долга меньше 1,5 миллиона рублей (либо у должника нет средств и доходов, чтобы погасить долг), привлечь должника к уголовной ответственности не получится, даже если тот длительное время уклоняется от исполнения решения суда. Принудить нерадивого должника к созидательному труду на благо погашения долга также не получится, так как это противоречит ст. 37 Конституции РФ, согласно которой принудительный труд запрещен.

На практике, эта статья используется судебными приставами, однако делают это крайне редко, поскольку для заведения уголовного дела должны присутствовать оба фактора в совокупности: злостное уклонение, сумма долга свыше 1,5 млн. При этом злостное уклонение предстоит доказывать стороне обвинения (например, доказать, что должник намеренно отчуждал имущество в пользу родственников или снимал все деньги со вкладов, чтобы не платить долги). Сделать это не так то просто.

Судебные приставы приходят без приглашения, и как правило, избавиться от них можно только после закрытия исполнительного производства. Тем не менее, в интернете можно найти немало интересных статей на тему, как избавиться от судебных приставов . Так что, нужно изучить всю информацию, возможно, свое имущество можно уберечь от взыскания, описания и конфискации.

Как можно избавиться от судебных приставов?

Вопрос достаточно актуальный. Тем не менее, многие юристы с уверенностью вам ответят, что лучшим способом избавиться от долгов, считается их выплата. Но, ситуации у людей бывают разные. Кто-то 5 лет назад необдуманно взял кредит, деньги разошлись непонятно куда, была потеряна работа и теперь такой человек находится просто в безвыходном положении. А все это время кредитные долги нарастали и становились практически нереальными. Вполне очевидно, что такие долги выплатить будет очень и очень непросто.

Очень важно действовать в порядке очередности:

  1. В судебном разбирательстве нужно максимально затянуть дело, а впоследствии затягивать сроки вступления в силу решения. Таким образом, вы отсрочите приговор;
  2. Если же судебное решение вступило в силу, и было открыто исполнительное производство, то вам нужно действовать оперативно, стараясь максимально обезопасить свои средства и имущество;
  3. Помните, что все имущество, на которое накладывается арест, будет в дальнейшем продано на торгах, и продано за копейки, так что, вам нужно исключить такую возможность;
  4. Имущество лучше переоформить на родственников в процессе судебных разбирательств, то есть, до наступления момента открытия исполнительного производства;
  5. Помните, что исполнительный лист может быть отправлен вам на работу, чтобы начать взыскание средств с заработной платы. В данном случае можно уволиться, после чего, через несколько месяцев восстановиться на работе. Но, не все руководители пойдут на такие действия;
  6. В процессе судебного разбирательства нужно постараться закрыть все свои счета, а денежные средства спрятать в уже чужом имуществе;
  7. Еще один немаловажный аспект – прописка. Лучше всего прописаться в каком-нибудь полуразвалившемся домике (найти такую прописку не проблема), таким образом, вы предотвратите возможность описи бытовой техники и предметов роскоши.

Как действовать дальше?

После того, как приставы не найдут, что у вас можно конфисковать и продать, исполнительное производство не закрывается, но исполнительный лист передается взыскателю. Если же в течение трех лет взыскатель не возобновил процесс взыскания, то считайте, что у вас не долгов и можно снова оформлять на себя все имущество.

А можно пройти найти средства и самостоятельно выплатить задолженность. Мы рекомендуем вам обратиться в суд со встречным заявление, чтобы добиться рассрочки платежей без начисления процентных ставок, по причине нестабильного финансового положения.


Судебные тяжбы закончились и уже вынесли решение суда, что делать дальше? Если речь идет о взыскании долга, то вам нужно получить решение и отнести его в УФССП, после чего,...


Судебные приставы в сознании нашего человека ассоциируются с кредитными задолженностями. И правда, чаще всего исполнительное производство открывается на должников по кредитам....


История – дело весьма интересное, возвращающее нас на сотни лет назад, позволяющее увидеть все ошибки правительства и судебной системы в целом. Наверное, многие задаются...


Присяжные заседатели – это специализированная мера исследования дела, когда дело является сложным и запутанным. Такая мера используется исключительно при рассмотрении уголовных...

Ответственность - это социальное явление, которое определенным образом оказывает воздействие на участников общественных отношений.

Важным участком реализации правовых отношений является исполнительное производство, в котором деятельность его участников также во многом определяется наличием мер ответственности за нарушение законодательства об исполнительном производстве.

Кроме того, изучение мер ответственности в исполнительном производстве приобретает особую актуальность в связи с тем, что каждая отрасль права характеризуется своеобразием ответственности, которая служит одним из показателей отраслевой самостоятельности того или иного права*(164).

Исполнительное производство можно рассматривать как правовое средство решения определенных задач общества и интересов граждан и организаций. Правовые нормы об исполнительном производстве упорядочивают общественные отношения в этой сфере правоприменения. Процесс правоприменения в исполнительном производстве может встретить определенные препятствия правового или неправового характера, преодоление которых возможно с помощью эффективно функционирующих элементов механизма правового регулирования исполнительно-процессуальных правоотношений. В качестве одного из таких элементов выступает комплексный институт юридической ответственности.

Неправомерная деятельность участников исполнительного производства может повлечь применение мер ответственности личного, имущественного, организационного характера.

В самом общем виде меры ответственности за нарушение законодательства об исполнительном производстве могут быть разделены на материально-правовые и процессуально-правовые*(165).

Меры ответственности материально-правового характера предусмотрены нормами гражданского, трудового, уголовного, административного права, некоторых других отраслей права, а процессуально-правового характера - нормами исполнительного производства.

В любом случае для мер ответственности за нарушение законодательства об исполнительном производстве характерно:

закрепление в правовых нормах;

использование государственного принуждения;

применение уполномоченными государственными органами;

возложение новой дополнительной обязанности;

наступление отрицательных последствий личного, имущественного, организационного характера.

Случаи применения мер юридической ответственности прямо предусмотрены соответствующим законодательством.

Возможность применения уголовной ответственности предусматривается в некоторых случаях самим законодательством об исполнительном производстве в виде норм отсылочного характера. Так, возможность привлечения к уголовной ответственности предусмотрена в следующих случаях:

1) когда исполнение судебного акта возлагается на представителя власти, государственного служащего, муниципального служащего, а также служащего государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации, судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства предупреждает указанных лиц об уголовной ответственности, предусмотренной ст. 315 УК РФ за неисполнение судебного акта, а равно воспрепятствование его исполнению (ч. 18 ст. 30 Закона об исполнительном производстве);

2) в случае злостного уклонения от уплаты алиментов должник может быть привлечен к уголовной ответственности в соответствии с законодательством РФ (ч. 6 ст. 102 Закона об исполнительном производстве);

3) в постановлении о возбуждении исполнительного производства о взыскании штрафа за преступление, назначенного в качестве основного наказания, судебный пристав-исполнитель уведомляет должника о том, что неуплата штрафа (части штрафа, если его выплата назначена частями) в установленный срок в соответствии с ч. 1 ст. 32 УИК РФ является злостным уклонением от уплаты штрафа и влечет замену штрафа другим видом наказания (ч. 6 ст. 103 Закона об исполнительном производстве);

4) при наличии в действиях лица, нарушающего законодательство РФ об исполнительном производстве, признаков состава преступления судебный пристав-исполнитель вносит в соответствующие органы представление о привлечении указанного лица к уголовной ответственности (ч. 4 ст. 113 Закона об исполнительном производстве).

Как отмечает В. Колесников, зачастую из-за неполноты направляемых материалов, отсутствия необходимых подтверждающих документов в органах внутренних дел по таким материалам выносятся постановления об отказе в возбуждении уголовного дела*(166).

Уголовное законодательство более детально определяет характер мер ответственности, уголовные санкции, в том числе за нарушение законодательства об исполнительном производстве. Уголовная ответственность в исполнительном производстве возможна в силу ст. 157 УК РФ. В частности, за злостное уклонение родителя от уплаты по решению суда средств на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших 18-летнего возраста; за злостное уклонение совершеннолетних трудоспособных детей от уплаты по решению суда средств на содержание нетрудоспособных родителей. Уголовная ответственность предусмотрена за злостное уклонение руководителя организации или гражданина от погашения кредиторской задолженности в крупном размере или от оплаты ценных бумаг после вступления в законную силу соответствующего судебного акта (ст. 177 УК РФ). Кроме того, возможно применение ст. 315 УК РФ, согласно которой воспрепятствование служащими коммерческой или иной организации исполнению вступившего в законную силу решения суда является преступлением.

Следует согласиться с тем, что ст. 297 УК РФ должна быть подвергнута изменению. В настоящее время применение данной статьи в случае оскорбления судебного пристава невозможно. Однако в дальнейшем необходимо предусмотреть уголовную ответственность не только за неуважение в виде оскорбления судьи, присяжного заседателя, иного лица, участвующего в отправлении правосудия, или участника судебного разбирательства, но и за неуважение к судебному приставу.

Наличие подобной нормы приведет к повышению эффективности принудительного исполнения, дисциплинирует участников исполнительного производства и повысит авторитет судебного пристава как должностного лица.

Возможность применения административной ответственности в исполнительном производстве также в необходимых случаях прямо оговаривается в Законе об исполнительном производстве. Так, можно привести следующие примеры:

1) при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель применяет к должнику штраф, предусмотренный ст. 17.15 КоАП РФ, и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему Законом об исполнительном производстве (ч. 2 ст. 105 Закона об исполнительном производстве);

2) если в течение трех лет после вселения должник вновь воспрепятствует проживанию (пребыванию) взыскателя в указанном в исполнительном документе жилом помещении, то постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства может быть отменено старшим судебным приставом по заявлению взыскателя. В этом случае судебный пристав-исполнитель вновь производит вселение взыскателя, а также применяет к должнику штраф, предусмотренный ст. 17.15 КоАП РФ (ч. 4 ст. 108 Закона об исполнительном производстве);

3) в случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя, иного нарушения законодательства РФ об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель налагает на виновное лицо штраф в порядке и размере, которые установлены законодательством РФ об административных правонарушениях, а в случае, предусмотренном ст. 114 Закона об исполнительном производстве, обращается в арбитражный суд с заявлением о привлечении виновного лица к административной ответственности (ч. 1 ст. 113 Закона об исполнительном производстве);

4) в случае неисполнения в установленный Законом об исполнительном производстве срок исполнительного документа, содержащего требования о взыскании денежных средств с должника, банком или иной кредитной организацией, осуществляющими обслуживание счетов должника, при наличии денежных средств на указанных счетах, судебный пристав-исполнитель составляет протокол об административном правонарушении в порядке, установленном ст. 28.2 КоАП РФ (ч. 1 ст. 114 Закона об исполнительном производстве).

В действующем КоАП РФ более детально урегулированы указанные случаи применения мер административной ответственности.

Применение административной ответственности возможно и в иных случаях. В частности, при совершении отдельных процессуальных действий по принудительному исполнению судебного акта, актов иных органов участники исполнительного производства могут быть подвергнуты административным взысканиям за совершение административных проступков. Например, за мелкое хулиганство, выразившееся в нецензурной брани в общественных местах, оскорбительном приставании к гражданам и других подобных действиях, нарушающих общественный порядок и спокойствие граждан (ст. 20.1 КоАП РФ); за злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции (ст. 19.3 КоАП РФ); за иные проступки.

Привлечение к административной ответственности в исполнительном производстве возможно также с помощью органов милиции, принимающих участие в процессе принудительного исполнения. В соответствии со ст. 62 Закона об исполнительном производстве работники милиции обязаны оказывать содействие судебным приставам-исполнителям при исполнении ими служебных обязанностей в случаях, если судебным приставам-исполнителям препятствуют в совершении исполнительных действий или есть угроза для их жизни или здоровья. На практике необходимость участия в исполнительном производстве работников милиции требуется, например, при исполнении исполнительного документа о выселении должника или о вселении взыскателя.

Следует иметь в виду, что законодательство об административных правонарушениях отнесено, в соответствии с Конституцией РФ, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ. Поэтому административные взыскания могут быть предусмотрены не только в федеральном законодательстве, но и в законах субъектов РФ об административных правонарушениях. Например, в Республике Татарстан имеется Закон от 18.05.1993 N 1857-XII "Об административной ответственности за нарушение общественного порядка и порядка управления"*(167).

Наличие гражданско-правовой ответственности также является стимулом для правомерного поведения участников исполнительного производства. Меры гражданско-правовой ответственности предусматриваются как законодательством об исполнительном производстве, так и иным законодательством.

В Законе об исполнительном производстве можно обнаружить следующие нормы о гражданско-правовой ответственности:

1) при отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч. 7 ст. 112);

2) взыскатель вправе предъявить лицам, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию или иные периодические платежи, иск о взыскании денежной суммы, удержанной с должника, но не перечисленной взыскателю по их вине (ст. 118);

3) заинтересованные лица вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных им в результате совершения исполнительных действий и (или) применения мер принудительного исполнения (ч. 2 ст. 119);

4) в случае неисполнения содержащегося в исполнительном документе требования о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного работника ущерб, причиненный организации выплатой указанному работнику денежных сумм, может быть взыскан с руководителя или иного работника этой организации, виновных в неисполнении исполнительного документа (ст. 120).

Анализируя гражданское законодательство, можно выявить определенные меры гражданско-правовой ответственности, которые могли бы быть эффективны в исполнительном производстве. Под мерами ответственности гражданское законодательство указывает возмещение убытков (ст. 15 ГК РФ). Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (п. 2 ст. 15 ГК РФ). Возмещение убытков возможно, в частности, в результате причинения вреда судебным приставом-исполнителем гражданам и организациям во время совершения действий по исполнению исполнительного документа. На основании ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов (в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления), подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием.

Рассмотренный выше пример - не единственный случай реализации гражданско-правовой ответственности в исполнительном производстве.

Следует согласиться с тем, что существующее законодательство об исполнительном производстве несовершенно и не устанавливает санкций за фактически бесплатное использование чужих средств*(168). Поэтому возникает необходимость применения общих положений гражданского права об ответственности за нарушение обязательств.

В случае неисполнения исполнительного документа, по которому должник обязан передать взыскателю определенные денежные средства, предусмотрена ответственность за пользование чужими денежными средствами вследствие их неравномерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо необоснованного получения или сбережения за счет другого лица - подлежат уплате проценты на сумму этих средств (ст. 395 ГК РФ). В соответствии с указанной нормой размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо - в месте его нахождения, учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. Взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами осуществляется в судебном порядке (суд общей юрисдикции или арбитражный суд) по общим правилам. Хотя в литературе встречаются высказывания о необходимости установления "упрощенного" порядка взыскания процентов путем вынесения судом (арбитражным судом) по месту нахождения судебного пристава-исполнителя определения и выдачи исполнительного документа на взыскание с должника соответствующих денежных сумм.

Дисциплинарная ответственность наступает в исполнительном производстве вследствие совершения дисциплинарных проступков судебным приставом-исполнителем.

Как уже ранее отмечалось, в соответствии с Законом о судебных приставах судебный пристав-исполнитель является государственным служащим. Поэтому и вопрос о его дисциплинарной ответственности должен рассматриваться с учетом отмеченного выше обстоятельства.

Общим для всех государственных служащих нормативным актом является Закон о государственной гражданской службе.

Согласно ст. 57 Закона о государственной гражданской службе, за неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим по его вине возложенных на него обязанностей (должностной проступок) на него могут налагаться органом или руководителем, имеющим право назначать государственного служащего на государственную должность государственной службы, следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, освобождение от замещаемой должности гражданской службы, увольнение.

Кроме того, государственный служащий, допустивший должностной проступок, может быть временно (но не более чем на месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания.

Отстранение государственного служащего от исполнения должностных обязанностей в этом случае производится распоряжением руководителя (п. 7 ст. 59 указанного закона).

Перечень взысканий, предусмотренных п. 1 ст. 57, является исчерпывающим. Это означает, что применение к государственным служащим каких-либо иных мер взыскания недопустимо.

Не является дисциплинарным взысканием направление на внеочередную переаттестацию (в нашем случае - судебных приставов-исполнителей), так как это мера определения уровня профессиональной подготовки, решения вопроса о соответствии занимаемой государственной должности и применения соответствующих дисциплинарных мер к судебному приставу-исполнителю.

Судебный пристав-исполнитель, привлеченный к дисциплинарной ответственности и считающий ее применение незаконным, вправе обжаловать взыскание в суде. В настоящее время следует руководствоваться ст. 193 ТК РФ и Законом РФ от 27.04.1993 N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (в ред. от 14.12.1995)*(169).

Существует в рамках исполнительного производства и специфическая исполнительная процессуальная ответственность, предусмотренная самим законодательством об исполнительном производстве*(170). Наличие исполнительной процессуальной ответственности также способствует надлежащему принудительному исполнению предусмотренных законом юрисдикционных актов.

Отдельные виды ответственности, рассмотренные ранее, реализуются вне рамок исполнительного производства, хотя основанием их применения и являются неправомерные действия (бездействия), связанные с исполнительным производством, которые предусмотрены за нарушение норм "материального" права.

Исполнительная процессуальная ответственность предусмотрена за нарушение процедуры принудительного исполнения, за нарушение процессуальной формы в исполнительном производстве и реализуется непосредственно в ходе принудительного исполнения, поэтому ее санкции могут быть особенно эффективными.

В исполнительном производстве следует выделять такие виды процессуальной ответственности:

штрафная ответственность;

ответственность в виде неблагоприятных процессуально-правовых последствий незаконной деятельности*(171).

Необходимо отличать исполнительную процессуальную ответственность в исполнительном производстве в виде наложения штрафа от штрафной административной ответственности, так как различны их правовая природа, основания наложения, порядок и условия применения, законодательное закрепление штрафов.

Например, к лицу, виновному в утрате исполнительного документа, судебный пристав-исполнитель вправе применить санкции в виде штрафа. Здесь имеются некоторые расхождения в нормативном регулировании размера штрафа. Так, в соответствии со ст. 431 ГПК РФ должностное лицо, виновное в утрате переданного ему на исполнение исполнительного документа или судебного приказа, может быть подвергнуто штрафу в размере до 25 установленных федеральным законом МРОТ, а в соответствии с ч. 3 ст. 17.14 КоАП РФ нарушение лицом, не являющимся должником, законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в утрате исполнительного документа, влечет наложение административного штрафа на граждан от 2000 до 2500 руб.; на должностных лиц - от 15 000 до 20 000 руб.; на юридических лиц - от 50 000 до 100 000 руб. По всей видимости, с 1 февраля 2008 г., а именно с этого момента вступила в силу ст. 17.14 КоАП, в указанном случае должны применяться нормы административного законодательства. Как уже говорилось выше, основной аргумент для этого - содержание ч. 1 ст. 113 Закона об исполнительном производстве, в соответствии с которой в случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя, иного нарушения законодательства РФ об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель налагает на виновное лицо штраф в порядке и размере, которые установлены законодательством РФ об административных правонарушениях.

Повторим также, что, на наш взгляд, оба подхода являются неверными: в ст. 431 ГПК РФ закреплен штраф, который судом не может быть наложен, а в ст. 17.14 КоАП РФ закреплены меры не административной, а исполнительно-процессуальной ответственности. Ответственность в исполнительном производстве не является административной.

Условиями применения данного вида ответственности следует считать:

возбуждение исполнительного производства;

предоставление судебным приставом срока до пяти дней должнику для добровольного исполнения требований, указанных в исполнительном документе;

неисполнение должником указанных требований;

отсутствие уважительных причин неисполнения должником в добровольном порядке требований, указанных в исполнительном документе;

вынесение судебным приставом-исполнителем постановления о наложении на должника штрафа.

В случае неисполнения банком или иной кредитной организацией указанных требований возможно применение по отношению к ним штрафной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 17.14 КоАП РФ.

Особенностью применения штрафных санкций, указанных в ст. 114 Закона об исполнительном производстве, является то, что субъектом, имеющим право налагать штраф на банки за неисполнение исполнительного документа о взыскании денежных средств с должника при их наличии на его счетах, выступает не судебный пристав-исполнитель, а суд. В отличие от ранее действовавшего законодательства, в данном случае под судом следует понимать лишь арбитражный суд.

Согласно ст. 114 Закона об исполнительном производстве, в случае неисполнения в установленный законом срок исполнительного документа, содержащего требования о взыскании денежных средств с должника, банком или иной кредитной организацией, осуществляющими обслуживание счетов должника, при наличии денежных средств на указанных счетах, судебный пристав-исполнитель составляет протокол об административном правонарушении в порядке, установленном ст. 28.2 КоАП РФ. Копия протокола вручается представителю банка или иной кредитной организации.

После составления протокола судебный пристав-исполнитель направляет в арбитражный суд по месту нахождения банка или иной кредитной организации подписанное им и заверенное печатью (штампом) подразделения судебных приставов заявление о привлечении банка или иной кредитной организации к административной ответственности. В заявлении указываются: 1) наименование арбитражного суда, в который подается заявление; 2) наименование и адрес подразделения судебных приставов; 3) наименование и адрес банка или иной кредитной организации, в отношении которых составлен протокол об административном правонарушении; 4) дата и место совершения действий, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении; 5) должность, фамилия и инициалы судебного пристава-исполнителя, составившего протокол об административном правонарушении; 6) требование о привлечении банка или иной кредитной организации к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.14 КоАП РФ; 7) иные необходимые сведения (номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и другие); 8) перечень прилагаемых к заявлению документов.

Копии заявления и прилагаемых к нему документов направляются в банк или иную кредитную организацию, в отношении которых составлен протокол об административном правонарушении.

К подаваемому в суд заявлению прилагаются протокол об административном правонарушении и прилагаемые к протоколу документы, а также уведомление о вручении или иной документ, подтверждающие направление копий заявления и прилагаемых к нему документов в банк или иную кредитную организацию, в отношении которых составлен протокол об административном правонарушении.

Таким образом, основанием наложения штрафа является неисполнение банком или иной кредитной организацией исполнительного документа при наличии денежных средств на счете должника. Зачастую на практике в банк или иную кредитную организацию направляется не исполнительный документ, а постановление судебного пристава об обращении взыскания на денежные средства должника. Между тем не все постановления судебного пристава-исполнителя являются исполнительными документами. В этом значении рассматривается основание наложения штрафа по ст. 114 Закона об исполнительном производстве в судебной практике (ранее - по ст. 86 Закона об исполнительном производстве 1997 г.). Так, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 26.07.2005 N А56-3850/2005 отмечается, что суд правомерно отказал судебному приставу-исполнителю во взыскании с банка предусмотренного ст. 332 АПК РФ штрафа, указав, что названной нормой предусмотрена ответственность за неисполнение судебного акта, тогда как в данном случае пристав направлял в банк не исполнительный лист, а лишь свое постановление об обращении взыскания на денежные средства должника, при отказе от исполнения которого к банку может быть применена ответственность, установленная Законом об исполнительном производстве.

Порядок наложения штрафа должен определяться федеральным законом. Учитывая требование нормативности и универсальности процессуальной формы, в качестве такого федерального закона должен выступать АПК РФ.

Арбитражные суды, в силу ст. 332 АПК РФ, уже с сентября 2002 г. (даты вступления в силу АПК РФ) наделены правом наложения штрафа за неисполнение судебного акта арбитражного суда о взыскании денежных средств банком или иным кредитным учреждением, которому предъявлен исполнительный лист. На практике санкция ст. 332 АПК РФ активно применяется*(172).

Другой вид исполнительной процессуальной ответственности - ответственность в виде неблагоприятных процессуально-правовых последствий незаконной деятельности.

Аналогичный вид ответственности предусмотрен в гражданском процессуальном праве и нацелен на: а) пресечение процессуального нарушения; б) восстановление гражданской процессуальной формы; в) исполнение соответствующих процессуальных обязанностей*(173). Подобные задачи решаются также в исполнительном производстве при реализации ответственности в виде неблагоприятных процессуально-правовых последствий незаконной деятельности участников исполнительного производства.

Рассматриваемый вид ответственности применяется в тех случаях, когда поведение участников исполнительного производства, а в некоторых случаях и лиц, не участвующих в нем, отклоняется от предписаний законодательства об исполнительном производстве.

Законом об исполнительном производстве установлено достаточно много санкций, которые могут повлечь неблагоприятные последствия процессуально-правового характера в отношении участников исполнительного производства. Например, согласно ч. 5 ст. 24 Закона об исполнительном производстве, лица, уклоняющиеся от явки по вызову судебного пристава-исполнителя, могут подвергаться приводу на основании постановления судебного пристава-исполнителя, утверждаемого старшим судебным приставом. Указанное постановление может быть обжаловано в порядке подчиненности или в соответствующий суд.

Следует согласиться с тем, что для применения санкции в виде принудительного привода необходимы следующие условия: вызов гражданина или должностного лица возможен лишь по возбужденному исполнительному производству в связи с совершением исполнительных действий; вызываемое лицо должно быть с достоверностью извещено о необходимости явки в точно указанное место и время; нет уважительных причин неявки по требованию судебного пристава-исполнителя*(174).

Сама процедура принудительного привода должна соответствовать требованиям, установленным приказом Минюста России от 03.08.1999*(175). Отметим следующее.

В случае отказа от добровольной явки лицо, подлежащее приводу на основании определения суда или постановления судьи, доставляется к месту вызова принудительно, путем сопровождения его судебным приставом по обеспечению установленного порядка деятельности судов или группой судебных приставов.

Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов или группа приставов в день привода выезжают к месту фактического нахождения лица, подлежащего приводу, устанавливают по документам его личность, объявляют ему под роспись определение или постановление суда либо судебного пристава-исполнителя.

О болезни, а также об иных обстоятельствах, препятствующих исполнению привода (стихийное бедствие, наличие малолетних детей при невозможности поручить кому-либо уход за ними, длительный перерыв в движении транспорта и т.п.), судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов извещает суд или старшего судебного пристава с приложением рапорта.

В случаях злостного неповиновения или сопротивления законным требованиям судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов для осуществления привода имеет право применять физическую силу, специальные средства и оружие в порядке, определенном Законом о судебных приставах.

При доставлении лица судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов составляет акт, в котором указывает место, время и характер правонарушения, принятые к лицу меры, свидетелей. Акт передается председателю суда, председательствующему в судебном заседании, либо судье, по постановлению или определению которых был осуществлен привод. Старшему судебному приставу о произведенном приводе судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов согласно акту составляет рапорт, который направляется в органы внутренних дел для проведения проверки и принятия к нарушителю предусмотренных законом мер.

Привод несовершеннолетнего, не достигшего 16-летнего возраста, производится через его родителей, либо его законных представителей.

Доставленное в суд лицо по требованию судьи или судебного пристава-исполнителя может находиться под контролем судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов до окончательного выполнения судебных или исполнительных действий.

В качестве неблагоприятных последствий также может рассматриваться такое процессуальное действие как возвращение исполнительного документа взыскателю либо соответственно в суд или другой орган, выдавший исполнительный документ.

Своеобразным неблагоприятным последствием для должника является взыскание суммы исполнительского сбора, расходов по совершению исполнительных действий.

Учитывая функциональное назначение исполнительского сбора, рассматривая его как специфическую процессуальную санкцию в исполнительном производстве, следует предположить, что в случае добровольного частичного исполнения акта о взыскании денежных средств со стороны должника исполнительский сбор должен взыскиваться с должника в размере 7% лишь в той части, которая была исполнена в принудительном порядке, а не со всей суммы.

Взыскание расходов по совершению исполнительных действий также в определенной степени ставится в зависимость от добровольного исполнения должником исполнительного документа. В случае, если должник добровольно исполняет требования, указанные в исполнительном документе, скорее всего, он избежит дополнительных денежных затрат, которые могут быть отнесены к расходам по совершению исполнительных действий.

Таким образом, имеющиеся специфические особенности и своеобразие мер ответственности в исполнительном производстве позволяют сделать вывод о том, что современное исполнительное производство не только является самостоятельной процессуальной отраслью права, но и имеет развитую систему юридической ответственности, которая стимулирует участников исполнительного производства, а в некоторых случаях и лиц, не участвующих в исполнительном производстве, надлежащим образом исполнять возложенные на них законом исполнительно-процессуальные обязанности.

Еще по теме 3.8. Ответственность в исполнительном производстве:

  1. 80. РАСХОДЫ ПО СОВЕРШЕНИЮ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ
  2. 22.4. Расходы по совершению исполнительных действий. Ответственность за нарушение законодательства об исполнительном производстве
  3. 1.5. Виды мер принудительного исполнения в исполнительном производстве. Стадии исполнительного производства
  4. 22.1. Сущность исполнительного производства. Сроки в исполнительном производстве
  5. § 1. Законодательство об исполнительном производстве. Органы принудительного исполнения исполнительных документов
  6. Тема 10. Особенности совершения исполнительных действий в исполнительном производстве с иностранным элементом

© 2024 nowonline.ru
Про докторов, больницы, клиники, роддома