Какими чертами характера должен обладать врач. Профессионально значимые качества врача

Основой личностного становления будущего врача является развитие его профессиональных качеств. В практической деятельности осуществляется преобразование личностно важных качеств в профессионально важные качества, то есть происходит экстериоризация. Личностный подход к обучению студентов в высшем медицинском учебном заведении должен заключаться в создании условий, при которых личность сможет максимально реализовать весь свой потенциал личностно важных качеств и способностей в его будущей деятельности врача.

Специалист по уходу за больными: опытные медсестры, медсестры, педиатрические медсестры и педиатрические медсестры могут дополнительно развивать свои особые навыки и умения, например, для хирургии или эндоскопии, интенсивной терапии и анестетиков. Акушерка: Обучение проводится в школах акушерства и длится 3 года.

Помощник медсестры: В этой профессии женщины и мужчины проходят обучение в школах-ассистентах медсестер; Продолжительность 1 год. Названия рабочих мест и учебные курсы могут отличаться в разных странах в немецкоязычных странах. Основа здравоохранения.

Подготовка врача отличается от профессиональной подготовки специалистов из других отраслей особенностями формированием в них психологических процессов, а именно профессионального клинического мышления. Поэтому при обучении студентов в высшем медицинском учебном заведении необходимо ориентировать знания на развитие у них научного мировоззрения, научно-теоретических убеждений, моральных качеств, активной жизненной позиции.

Гро Гарлем Брундтланд, Генеральный директор Всемирной организации здравоохранения. С профессиональными медсестрами и акушерками, которые уже составляют до 80 процентов квалифицированной рабочей силы в большинстве национальных систем здравоохранения, они представляют собой мощную силу, которая может привести к необходимым изменениям в вековой претензии «здоровья для всех». Понятно, что медсестры являются основой большинства медицинских бригад.

При каждой спасенной жизни каждый привитый ребенок, каждое рождение, каждое консультирование, каждый курс лечения, каждый пациент, который получает внимание и надежную поддержку, - работа нашего медсестринского персонала вовлекается повсюду. Сандип Джаухар из пресвитерианской больницы в Нью-Йорке признала, что он глубоко признателен хорошим воспитателям. Кто-то из медсестер тактично убедил его, что умирающему пациенту нужно больше морфина. Он писал: Врачи могут учиться у хороших медсестер. Медсестры в специализированных отделениях, таких как ОИТ, являются одними из наиболее квалифицированных в больнице.

Этого можно достичь в интеграции гуманитарных, естественных и сугубо клинических дисциплин, находить материал для формирования научной картины мира, целостного мировоззрения и философских представлений, акцентировать внимание на тесную связь состояния человека, как с внутренними, так и внешними факторами, Следовательно, соматические, психические и социальные аспекты сущности человека взаимосвязаны, а поэтому больного следует рассматривать с холістичних позиций, поскольку модель болезни включает соматические и психические компоненты, объединяет телесное и духовное. Очевидно, что холистические позиции лежат в основе развития клинического мышления, в связи с этим при подготовке будущих врачей следует непременно в методику преподавания фундаментальных и профессионально ориентированных учебных дисциплин вводить активные методы обучения, которые способствовали бы не только механическому усвоению патологических процессов, особенностей течения соматического заболевания, и способствовали бы личностному становлению будущего врача.

Они сказали мне, какие лекарства лучше для снятия рук. Далее он писал: Профессиональные опекуны предлагают пациенту максимальную психологическую и эмоциональную поддержку, потому что они проводят с ним большую часть своего времени. «У меня было желание что-то сделать для других».

Каковы качества хорошего врача?

Рождение - одна из лучших вещей, которые может испытать акушерка. Мы спрашиваем учителей и смотрим в литературе, каковы навыки, которыми должен обладать каждый врач. Текст можно получить в полном объеме, на английском языке, только в блоге Доктора. Десять лет назад многие врачи считали, что качество их работы невозможно измерить, и считал, что это была чушь. Или они чувствовали, что измерение качества работы было разрушительным или опасным. В последнее десятилетие мы стали свидетелями изменения океана.

Структура врачебной деятельности разрабатывалась нами по аналогии структуры педагогической деятельности, которая представлена в работах Н.Кузьминой . Исследуя структуру педагогической деятельности, она выделила следующие компоненты: гностический, проективний, конструктивный, коммуникативный, организаторский, рефлексивный, социально-перцептивный

Мы разработали сотни показателей качества, которые врачи, которые после большого ворчания признали, что это измерение осталось. Однако это недомогание еще не исчезло, и вот почему. Эти меры - все основанные на доказательствах и привязанные к лучшему пациенту - не способствуют ощущению того, что они описывают качество врача. Так где же разрыв? Что делает врача, хорошего врача?

Мы задали тот же вопрос в социальных сетях Медицинской академии

Появилось более 200 ответов. Имейте сопереживание. # 2 Будьте хорошим слушателем. Как вы можете видеть чуть ниже, было более 100 ответов, которые повторяют данные, найденные доктором. Итак, что отличает от хорошего врача до правильного, это разумные вещи. Да, так или иначе. Большинство американских врачей достигают трех основных компетенций, которые обеспечивают, чтобы подавляющее большинство американских врачей имели базовый уровень знаний. Однако большинство людей не думает о том, что среди этой огромной группы врачей существуют широкие вариации в клиническом суждении и способности.

Представитель каждого типа профессии имеет свой комплекс личностных качеств, которые способствуют успешному овладению и последующему выполнению профессиональной деятельности. Поскольку профессия врача, как и профессия учителя относится к типу профессий "человек-человек", поэтому, по утверждению Б.Ананьева решающим в деятельности должен быть человеческий фактор. Поэтому будущий врач должен быть образцом толерантной личности в сфере организации процесса лечения.

И, конечно же, есть небольшой процент людей, которым разрешено заниматься медициной, которые не достигли этих основных целей. Мы знаем, что эти немногие, принадлежащие к меньшинству, опасно неэффективны. Мы, принадлежащие к медицинскому сообществу, ужасны, требуя от этих немногих улучшить профессионально, или, отойдя от профессии.

Он сказал: Мне нравятся разные характеристики моего семейного врача и моего сердечного хирурга. Смирение переоценивается в последнем. Он поднял важный момент о том, чего мы хотим от врача по сравнению с тем, что мы хотим от хирурга. Да, в поисках «хорошего», смирение и сочувствие важны даже для кардиохирурга, но когда они распиливают грудинку или двигаются прямо в ваш коронар? вы предпочитаете, чтобы эта функция была подорвана вашей способностью быть эмпатической? Эмпатия и доброта хирургов имеют значение, но, возможно, это не более важно, чем быть хирургом с техникой и способностью руководить вашей командой.

Важным в нашем исследовании, компонентом в структуре деятельности врача является развитие у студента эмоционально-волевой сферы, в частности эмпатии, рефлексии, гибкости, самоконтроля и саморегуляции. Различные аспекты становления личности и развития механизмов саморегуляции в процессе профессиональной подготовки рассматривались многими специалистами: О.Конопкін, Т.Кириченко, В.Моросанова, И.Плахотнікова, А.Санникова А.Чебікин и др.. По утверждению Сек.Рубинштейна, успешность любой деятельности обеспечивают регулятивные процессы, которые закрепляются в личности в форме характера и способностей на всех уровнях активности человека . Мы предполагаем, что целью особистостісного становление будущего врача в гуманистическом аспекте является становлением целостной, совершенной личности, в которой будет:

Для клиницистов эффективность во многом зависит от их способности слушать, быть эмпатическим и учитывать ценности пациента. Один последний момент: Мой любимый ответ пришел от Фарзада Мосташари, который спросил: «Если ваш врач не использует лучшие данные, которые могут вам позаботиться, он действительно заботится о вас?» Во всех дискуссиях о том, как быть хорошим врачом, мы очень мало знаем о том, насколько эффективен врач в контроле давления или диабета. Такого рода вещи мы измеряем, и это важно.

Мы используем эти данные в Системе отчетности о состоянии здоровья. Это измеряет качество системы, в которую вводится врач. У вас может быть посредственный врач, но хорошая команда с отличной командой по вызову, что все будет сделано. Даже самые умные врачи, которые прекрасно знают доказательства, не могут обеспечить постоянное медицинское обслуживание, если система, в которой они находятся, не подходит. Поэтому, когда мы думаем о качественной амбулаторной помощи, мы должны думать о двух уровнях показателей.

Выработана стойкая жизненная позиция;

Сформировавшись установка на самосознания;

Моральная стойкость, желание и умения сопротивляться злу, искушению самовиправдовування при нарушении моральных требований;

Милосердие и любовь к пациентам.

Профессиональная деятельность врача включает в себя следующие операции и действия: составление плана обследования больного с учетом необходимого и достаточного объема полученных данных и оптимальной последовательностью мероприятий обследования; сбор, анализ и оценка анамнестических данных, выбор и осуществление адекватных щадящих методов обследования; анализ и оценка данных клинических, лабораторных и инструментальных методов исследования и др.. В лечебную деятельность входят: оказание первой медицинской помощи при неотложных состояниях; определение показателей до экстренного хирургического или терапевтического вмешательства; составление плана лечения; определение тактики лечения; определение показаний и противопоказаний к различным методам лечения и тому подобное. Профилактическая работа предполагает: выявление и устранение патогенных факторов среды и человеческого организма, проведения превентивных и оздоровительных мероприятий, диспансеризации и др..

При измерении качеств врача мы должны обратить внимание на чувствительные навыки, такие как эмпатия, которые могут быть измерены с помощью вопросников, применяемых к пациентам. Мы также должны сосредоточиться на интеллектуальных способностях, таких как умение делать сложные диагнозы, эмоциональный интеллект. Мы не измеряем такого рода вещи, мы просто предполагаем, что у врачей уже есть эти навыки. Чтобы измерить систему, мы можем измерить, можем ли мы контролировать гипертонию и диабет. Нам нужно разделить эти два типа показателей и не смешивать их друг с другом.

Процесс деятельности врача проходит в условиях меняющихся исходных данных (симптомы могут появляться и исчезать, сочетаться в разных комбинациях), дефицита времени и места нахождения. При этом врач должен смоделировать целостную картину заболевания, установить и проанализировать причины, условия и механизмы его возникновения, развития и лечения.

И все же, к сожалению, для хирургов нам нужен более конкретный подход. Это устойчивое стремление делать добро; показывает более чем простую характеристику или склонность к определенному хорошему действию, это реальная склонность. Они - все постоянные привычки, которые ведут человека к добру, либо как индивидуум, либо как вид, лично или коллективно. Согласно Аристотелю, это приобретенное стремление делать добро и совершенствовать с привычкой.

Воодушевляющая серия, основанная на работе Доктора и Мыслителя Эдмунда Пеллегрино, которая привлекла христианские добродетели, чтобы оставить нам работу. Мы собрали в этом посту 7 достоинств, которые все врачи должны искать и наблюдать. Воодушевляющая серия, которая может помочь нам найти руководство по профессии.

Исходя из предмета нашего исследования, наибольший интерес для нас представляет внутренняя сторона деятельности врача. В психологии личностного становления будущего врача в этом плане нужно развивать мыслительные действия (суждения, умозаключения), операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и интуиция), которые в интеграции формируют у студента профессиональное мышление врача - клиническую мисленнєву компетенцию - клиническое мышление. Под клиническим мышлением будем понимать внутреннее состояние, возможность студента-врача выделять главное, обобщать, систематизировать, дифференцировать понятия, интуитивно оценивать информацию, устанавливать необходимость лабораторного и инструментального исследования с целью быстрого и точного выставления диагноза. Компьютерное обследование, которое считается панацеей при диагностировании заболевания, нивелирует клиническое мышление врача.

Нажмите на каждый, чтобы прочитать полный пост

Ален Пейрефит уже сказал, что без доверия нет никаких условий для любого прогресса, есть только Хаос. Очевидно, что без надежды нет отношений между врачом и пациентом. Сострадание - одна из самых красивых достоинств, присущих врачу. Мы страдаем вместе с нашими пациентами, и мы не отдыхаем, пока не получится какой-то положительный результат. Просто нет отношений с врачом без сострадания!

Третья статья в серии «Медицинские добродетели» приносит размышления о одной из самых ярких особенностей истинного врача - осторожности. Только с этим мы уважаем пределы наших знаний и понимаем хорошие отношения с врачом-пациентом. Правосудие также является добродетелью, которая должна быть присуща каждому врачу. Еще один текст, который должен быть прочитан всеми нами, чтобы мы могли следить за хорошей профессией, особенно в периоды столь ненадежного медицинского искусства.

Клиническая деятельность врача считается разновидностью искусства (ars medica), то есть сплавом знаний, опыта, мышления и интуиции. Еще в 460370 p.p. к н.е. Гиппократ обращался к интуиции, хотя чувствовал ее недостаточность по сравнению с логическим "выводным" мышлением. По утверждению Г.Захаріна (1829-1897) интуитивная диагностика базируется на медицинской эрудиции, опыте и памяти. Однако в его деятельности весомую роль выполняла система опроса больного, общения, лаконичность языка и речи. Для развития врачебной интуиции важно развивать наблюдательность и наблюдение, умение замечать малейшие сдвиги во внешнем и внутреннем виде больного. Интуиция не является врожденным даром, она приходит с годами упорного труда. Поэтому за годы обучения студента-врача в высшем медицинском учебном заведении необходимо акцентировать внимание на ее развитии, учить будущего врача доверять своей интуиции, а потом ее совершенствовать.

Стойкость - это способность справляться с моральными проблемами и проблемами, не будучи потрясенными, не сдаваясь, не теряя самообладания. Он должен противостоять давлению группы, давлению общества или моральной трусости искать больше всего, что подходит пациенту.

Врач должен иметь умеренность! Умеренность - это искусство избегать излишеств или недостатков, это умение жить разумно. В повседневной жизни избегать пристрастий, которые могут разрушить карьеру и ухудшить способность приносить пользу пациенту. Бдительность под искусством медицины и страсть к хорошей работе - это то, что по-настоящему оправдывает медицину и поддерживает целостность врача.

Углублению клинического мышления как основы психологического развития личности будущего врача будет способствовать научно-исследовательская работа студента, которая становится обязательной в учебно-воспитательном процессе высшего медицинского учебного заведения. Научно-исследовательская работа призвана у студента развивать исследовательские умения, то есть потребность интересоваться последними достижениями медицинской науки, формировать умение выступать с докладами, обсуждать истории болезни, результаты лечения на медицинских конференциях и совещаниях, расширять кругозор, способствует интеллектуальному саморазвитию.

Перевод: Сорайя Имон де Оливейра. Евклиды Фуртадо из Альбукерке Кавальканти. Почти все человеческие общества фактически полагаются на людей, которые играют роль поставщиков медицинских услуг в общинах. Общей нитью для объединения разнообразных обществ является сочетание науки и искусства медицины. В некоторых обществах эта функция была основана лишь минимально на науке, и практика исцеления была искусством, которое сильно зависело от личных и доверительных отношений между пациентом и целителем.

Однако в современном обществе медицина объединяет все более богатую научную базу с менее важной социальной связью между врачом и пациентом. Роль врача как воспитателя в последние годы стала более сложной. Особое внимание будет уделяться уходу за пациентом и семьей. Часто используется фраза «правильное лечение для правильного человека в правильной обстановке в нужное время». Медицинская команда также расширяется.

Различные сферы трудовой деятельности требуют различных сочетаний профессионально важных качеств, поэтому рассмотрим их, исходя из типов профессий, которые предложил Есть.Климов и которые систематизировали в своей работе Л.Шеховцова и Есть.Тютюнник. Для профессий типа "человек - человек", к которой относится профессия врача, определены следующие профессионально важные качества:

Чтобы быть врачом пациента, необходимо иметь определенное количество атрибутов. Совет по аккредитации в области высшего медицинского образования выделил шесть основных компетенций, необходимых для всех медицинских работников независимо от дисциплины. Коммуникационные и межличностные навыки.

Обучение и совершенствование на основе практики. Институт медицины одобрил эти основные компетенции в продолжении обсуждения ценностей и доказательной медицины. Обучение на основе компетентности фокусируется на результатах учащегося в достижении конкретных целей. Этот вид образования смещает фокус с образования резидента, перекладывая его с ориентированных на процесс мер на ориентированные на результат меры. Первое требует, чтобы жители развивали навыки для завершения обучения и практики в качестве независимых врачей.

Доброжелательность, такт;

Общительность;

Эмоциональная устойчивость;

Самообладание, выдержка;

Отзывчивость, сопереживание (эмпатия);

Самостоятельность;

Доминантность;

Организаторские способности;

Социальный интеллект;

Чистота, четкость, выразительность речи;

Экспрессия лица и поведения;

Настойчивость.

По мнению Н.Громкової "профессионально важные качества (ПВЯ) - это совокупность таких качеств специалиста, которые служат успешному выполнению профессиональной деятельности, эффективному решению профессиональных задач, личностно-профессиональному росту и совершенствованию" . В.Шадриков под профессионально важными качествами понимает "индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения" . А.Гура добавляет это определение профессионально важных качеств тем, что ПВЯ "... являются устойчивыми, существенными, равноценными и могут быть оценены" . А.Смирнова считает, что "профессионально значимые качества - индивидуальные особенности человека, которые выступают условием успешного овладения профессией и профессиональной деятельностью" .

Более широкого понимания предоставляет профессионально важным качествам В.Толочек , отмечая, что к ним традиционно относят широкий спектр разных качеств - от природных задатков до профессиональных знаний, получаемых в процессе профессионального обучения и самоподготовки; в частности, личностные особенности (мотивация, направленность, смысловая сфера, характер), психофизиологические особенности (темперамент, особенности ВНД), особенности психических процессов (память, внимание, мышление, воображение), а в отношении определенных видов деятельности - даже анатомо-морфологические характеристики человека. Сущность процесса формирования ПВЯ заключается в функциональном объединении отдельных ПВЯ, что начинают проявлять себя в режиме взаимодействия по достижению цели деятельности [цит. из 141,сек.21-22).

Таким образом, профессионально важные качества (ПВЯ) личности - это комплекс важнейших индивидуально-психологических и психофизиологических личностных свойств человека, которые достаточны и необходимы для успешного выполнения деятельности на нормативном уровне. Термин "профессионально важные качества (ПВЯ)" личности определяет качества человека, которые непосредственно включены в процессе реализации профессиональной деятельности. Впервые его применили для описания психологии труда при разработке профессиографии и профессиограммы профессии. Развитие профессионально важных свойств специалистов исследовали А.Борисова, А.Деркач, Е.Зеер, Е.Климов, Бы.Ясько и другие. Термин "профессионально значимые качества" в научной литературе трактуется неоднозначно.

Теоретический анализ исследований показал, что важные качества личности для профессии изучались и характеризовались учеными: профессиональные способности (Н.Кузнецов, Н.Паламарчук, С.Ступніцька; профессиональное мышление (М.Кашапов); коммуникативное общение (Н.Васильев, С.Максименко, Л.Орбан-Лембрик, А.Сидоренко, Н.Чепелева, Л.Цветкова, В.Дуброва, С.Лигер, М.Тимофеева и др..); эмпатию и емпатійність (Т.Гаврилова, Л.Стрелкова, В.Филатов, А.Юдина и др.); идентификацию и влияние на профессиональное становление личности (Же.Верная, В.Рыбалка, Ое.Эриксон, Л.Попова и др..); развитие профессионально-важных качеств (Н.Чепелева, Н.Пов"якель, А.Санніковіа, Н.Пророк и др.

В профессиональной медицинской практике наблюдается сочетание важных личностных качеств, этических норм и профессионально важных свойств. Важные личностные качества врача были определенные и обоснованные нами в предыдущем разделе, этические нормы определены в Этическом кодексе медицинского работника.

Анализ наработок ученых и практиков свидетельствует, что проблема развития профессионально важных качеств личности требует выделения существенно важных свойств, которые будут одновременно с личностными качествами, создавать психологический портрет "идеального врача".

Таким образом, под профессионально важными качествами (ПВЯ) будем понимать уровень проявления какой-либо психической свойства личности и соответствие ее высокому уровню профессиональной деятельности. Наработки исследователей и практиков позволили обобщить и разработать комплекс профессионально важных качеств будущего врача, который включает, по нашему мнению: профессиональную направленность, профессиональный интеллект, профессиональное искусство и профессиональное обучение.

1.Профессиональная направленность, что характеризует степень стремления к овладению профессией и желанием в будущем работать врачом. Она профессионально важное свойство личности определяется мотивом (Л.Божович, В.Мерлин, К.Платонов); представлением о профессии и реальной профессиональным образованием; совокупностью содержательных особенностей медицинской деятельности и адаптацией к ней студента-врача.

Параметрам профессиональной направленности являются: любовь к профессии, преданность профессии, ответственность, долг, честность, толерантность, тактичность, гуманное отношение к пациенту; сознательное овладение во время обучения в высшем учебном заведении знаниями, умениями и навыками по организации и проведения диагностических и лечебных мероприятий; особенностей течения заболеваний, мер профилактики и методов лечения; стремление к постоянному самосовершенствованию и профессионального карьерного роста.

Отдельные аспекты развития профессиональной направленности будущих специалистов рассматривались в разных контекстах: формирование профессиональной идентичности личности (А.Денисова, Т.Маралова.Родыгина, А.Трандіна, Л.Шнайдер и др..); профессионального сознания (Л.Григорович, Н.Веселова, С.Кошелева и др.); профессиональных интересов и наклоне (С.Крягжде, А.Прядехо, Бы.Федоришин и др.); ценностного отношения к профессии (Н.Демина).

Однако обобщенных исследований по проблеме развития профессиональной направленности в рамках психологии личностного становления будущего врача на должном научном уровне отсутствуют. Для обоснования необходимости развивать у студентов профессиональную направленность через педагогический процесс образовательной среды высшего медицинского учебного заведения, нами проанализированы наработки ученых и практиков по обозначенной проблеме:

Развитие навыков обучения (С.Максименко);

Развитие навыков учебно-познавательной деятельности как средства дидактической адаптации; развитие профессионального мышления; внедрение средств педагогического мониторинга (В.Неловкіна Берналь); .

Развитие субъективной значимости профессии, эмоционально-положительное отношение к ней; профессионально ориентированная образовательная среда; личностно-ориентированные технологии обучения; применение интерактивных групповых форм и методов обучения; раннее включение в процесс профессиональной деятельности и общения .

2.Профессиональный интеллект, который включает клиническое мышление, клиническое наблюдение, профессиональную компетентность и определяется личностно важными качествами личности, а именно: мышлением, эрудицией, памятью, устным и письменным вещанием. Указанные ПВВ и ОВЯ базовыми для психологии личностного становления будущего врача. Ведь профессия врача требует от студента качественной профессиональной подготовки, фундаментальных знаний теории и практики медицины, овладение навыками, тактикой, соответствующими методами и приемами деятельности врача.

В нашем исследовании мы предполагаем, что в результате развития личностно важных качеств будут сформированы следующие параметры профессионально важных качеств, обеспечивающих личностное становление будущего врача:

Высокий уровень навыков учения;

Внимание, эмоциональное состояние и наблюдательность для сбора анамнеза жизни и болезни, жалоб больного;

Профессиональная речь и речи, чтобы достичь наибольшего доверия, расположения к себе, установить психологический контакт;

Умение определять морально-психологическое состояние больного;

Лидерские позиции при общении с пациентом;

Надлежащее самообладание чтобы эмоции, сочувствия не проявлялись в мимике, жестах и поведении;

Умение общаться: правильно ставить вопросы; определять возможные барьеры, темп речи, чтобы избежать повторных вопросов; активно выслушивать больного; распознавать состояние больного за его позой, осанкой, эмоциями;

Способность накапливать информацию, умение ее анализировать, обобщать, систематизировать и классифицировать, работы заключение;

Умение проектировать процесс лечения;

Умение прогнозировать конечный результат врачебного вмешательства;

Умение направлять усилия больного на реабилитацию и профилактику повторного процесса.

Следовательно, развитие указанных и других параметров ПВЯ способствовать развитию клинического мышления, клинической наблюдательности и наблюдения; профессиональной компетентности и компетенции, что в дальнейшем обеспечит личностному становлению будущего врача.

3. Профессиональное искусство. Успех будущей профессиональной деятельности будет определяться профессиональным мастерством, то есть уровнем сформированности личностно важных качеств, профессионально важных качеств, профессиональных компетентностей и компетенций (профессиональных знаний, профессиональных навыков и профессиональных умений). Профессионализм человека в любой профессии зависит от уровня сформированности профессионального мастерства, который тесно переплетается с профессиональным искусством.

Украинская энциклопедия дает такое определение понятию "искусство". "Искусство - одна из форм общественного сознания, составная часть духовной культуры человечества, специфический род практически-духовного освоения мира. Искусство относят к любой форме практической деятельности, когда она совершается умело, мастерски, умело, искусно не только в технологическом, но и в эстетическом смысле".

Искусство ассоциируется прежде всего с творческим проявлением личности. Оно основывается на эмоциональной сфере и направлено на пробуждение и формирование эмоциональных, эстетических чувств. Искусство всегда ориентировано на созидание.

Как видим, понятие "искусство" и "мастерство" взаимосвязаны: искусство оказывается за мастерство, а она в свою очередь содержит определенные элементы творческой деятельности. Поэтому, под профессиональным искусством (Н.Магазаник) врача будем понимать совершенное, творческое выполнение своих профессиональных функций на уровне искусства, сочетающий умение профессионально правильно и доступно общаться с пациентом о болезни, сообщать факты так, чтобы они способствовали не ухудшению, а улучшению состояния больного .

А.Маркова , говоря о профессиональном искусстве, называет этот процесс профессионализацией и определяет его "как целостный, непрерывный процесс становления личности специалиста и профессионала, который начинается с момента выбора профессии, длится в течение всей профессиональной жизни человека и завершается, когда человек прекращает свою профессиональную деятельность".

А.Бондаренко указывает, что профессионализация в деятельности выступает не только процессом вхождения и освоения профессии, но и, одновременно, осуществлением личностного и профессионального саморазвития, формирования норм, целей, содержания профессии и средств их достижения. Качество и успешность профессиональной деятельности, прежде всего, зависит от того, сможет ли студент, находясь в образовательном пространстве, построить собственную модель профессиональной деятельности, которая будет включать не только уверенное владение технологией профессиональной деятельности, но и ценностно-ролевое видение будущей профессии и себя в ней .

4.Профессиональное обучение пациентов, коллег, среднего и младшего персонала, которое предполагает:

Осуществление мероприятий по предотвращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

Умение правильно подготовить методическое обеспечение проводимого обучения.

Таким образом, развитие профессионально важных качеств будущего врача обеспечит профессионально-личностное становление в целостном процессе развития студента в период обучения в высшем медицинском учебном заведении, а также в дальнейшем его саморазвития. Поэтому, ранняя диагностика личностно важных качеств и профессионально важных качеств у студентов - важная составляющая нашего исследования.

Психологическую личностную структуру будущих врачей можно представить из таких профессионально важных качеств как:

Направленность (мировоззрение, идеалы, интересы, желания, ценностные ориентации и др..);

Индивидуально-психологические характеристики (внимание, воля, восприятие, мышление, ощущения, способности, эмоционально-волевая сфера и др..).

Профессиональная компетентность и компетенция (знания, умения и навыки);

Направленность личности - это совокупность устойчивых мотивов, которые ориентируют деятельность личности и относительно независимых от конкретных ситуаций . Сущность понятия "направленность" толкуется по-разному. Направленность:

Б.Ананьевым - основная жизненная направленность;

А.Леонтьевым - системообразующий мотив;

В.М"ясищевим - доминирующее отношение;

С.Рубинштейном - динамическая тенденция.

Теоретический анализ системообразующей психологии личности будущего врача позволил выделить такие виды личностной профессиональной направленности:

Профессиональное стремление, потребность в деятельности врача;

Интерес и желание поиска необходимой профессиональной информации;

Владение компьютерными технологиями;

Мировоззренческое понимание;

Гуманистические убеждения, которые стали внутренним достижением и сложились в сознании определенных жизненных позиций, целей и интересов, отношений и позиций;

Идеалы и морально-этические нормы.

Установим зависимость в психологической личностной структуре между личностно важными качествами и профессионально важными качествами и выясним качества, которые будут мешать в будущем эффективно выполнять профессиональную деятельность (табл.3.3.). Среди определенных нами ОВЯ и

ПВЯ есть такие морально-психологические качества (В.Рыбалка) как ответственность, честность, принципиальность порядочность и достоинство, несформированность которых может привести к моральной неполноценности (С.Яковенко) .

Таблица 3.3. Взаимосвязь профессионально важных и личностных качеств

Личностно-важные качества

Профессионально важные качества

Качества, которые мешают профессиональной деятельности

Ответственность, емпатійність

Концентрация и устойчивость внимания

Психическая и эмоциональная неуравновешенность

Честность, принципиальность порядочность

Правильно ориентироваться в социальной ситуации бескорыстие альтруизм

Пассивность,

невмешательство в ход событий

Терпимость, безоцінне отношение к людям

Переключение и распределение внимания, а также удерживать в центре внимания одновременно несколько предметов или совершать одновременно несколько действий

Агрессивность

Интерес и уважение к другому человеку

Хорошее развитие образной и словесно-логической памяти

Замкнутость

Стремление к самопознанию, саморазвитию

Высокий уровень развития критического мышления

Нерешительность

Оригинальность, находчивость, разносторонность

Развитие логического мышления

Отсутствие склонности к работе 3 людьми

Любознательность и обучаемость

Достаточное развитие мнемонических способностей (долговременная и кратковременная память

Неумение понять позицию другого человека

Тактичность, воспитанность

Коммуникативные способности (общение и взаимодействие с людьми, умение устанавливать контакты)

Ригидность мышления (неспособность изменять способы решения задач в соответствии с условиями среды, что меняются)

Склонность к сопереживанию

Умение слушать

Низкий интеллектуальный уровень развития

Инициативность

Вербальные способности (умение говорить четко, ясно, выразительно)

Слабая воля

Целеустремленность, настойчивость

Ораторские способности (грамотное выражение мысли)

Нерешительность

Интуиция, умение прогнозировать события

Способность к самоконтролю

Отсутствие рефлексии

Умение хранить тайну

Деонтологические умения

Безответственность

Итак, личность есть синтез всех характеристик индивида и имеет уникальную структуру, которая проявляется и изменяется в результате адаптации к постоянно меняющейся среды. Показателем сформированности профессиональных качеств специалиста является профессиональная компетентность

- 31.98 Кб

Честь и достоинство, авторитет и обязанность врача имеют черты всесторонности и специфичности одновременно. Это нужно понимать в том контексте, что мораль врача, которая распространяется на всех людей, охватывает единство в многообразии.

Медицинская этика имеет внутреннюю связь с компетентностью, классификацией врачей, медицинских сестер по их деловым качествам. Не собственно моральные качества, а их сочетание с профессиональными знаниями, навыками и опытом создает ту своеобразную доминанту, которая реализуется при выполнении профессионального долга. Причем, когда речь идет о профессиональной медицинской мораль, нужно не только формулировать кодекс соответствующих положений относительно трудовой деятельности, но и способствовать выработке у врача способности к нравственной ориентации в сложных клинических ситуациях, требующих морально-деловых и социальных качеств.

Врачебное искусство формируется не сразу, постепенно вырабатывается умение правильно говорить о болезни, излагать факты так, чтобы они способствовали не ухудшению, а улучшению состояния больного.

Умение разговаривать с больными соответственно обращаться у постели страждущего человека редко бывает врожденной чертой. Такое умение необходимо развивать в себе, вырабатывать в процессе ежедневной работы. В этом заключается самосовершенствования врача.

Доктор, как и несколько иных важных профессий, обязан обладать целым комплексом профессиональных качеств, без которых легко немыслимо прямое выполнение собственных профессиональных обязанностей.

Изучение заморочек профессиональной этики, ее специфики ведет нас от общего к личному, дающий возможность познать мораль шире и связать ее с практической деятельностью индивида. В профессиональной медицинской практике наблюдаются связи м/у теми или другими видами деятельности, психологическими и нравственными факторами и качествами, сочетание социальных интересов с интересами индивидуальности. Врачебная мораль регулирует взаимоотношения врача к больному, к здоровому человеку, к коллегам врача, к обществу и государству. Честь и достоинство, авторитет и обязанность врача имеют особенности всесторонности и специфичности одновременно. Это стоит осознавать в том контексте, что мораль врача, которая распространяется на всех людей, охватывает единство в разнообразии.

Медицинская этика имеет внутреннюю связь с компетентностью, классификации врачей, медицинских сестер с их деловыми качествами. Не собственно моральные качества, а их сочетание с профессиональными знаниями, навыками и опытом создает ту своеобразную доминанту, которая реализуется при выполнении профессионального долга.

При этом, когда речь ведется о профессиональной медицинской морали, рекомендуется не только лишь формулировать кодекс соответствующих положений о трудовой деятельности, но еще и способствовать выработке у врача способности к нравственной ориентации в сложных клинических случаях, требующие морально-деловых и общественных качеств.

1. Понятие профессиональных качеств медицинского работника

Профессия врача требует высокой внутренней этической культуры. Мы периодически допускаем психологическую ошибку, когда пренебрегаем внешним видом врача или медицинской сестры, грубостью их манер, неумением говорить. Однако существуют признаки а первоначальный код общения, по которым больного складывается I-е впечатление о медицинского работника. При этом практически в 80 процентов случаев понимание о человеке, доверие к ней строится в точности на основе I-го впечатления, сознательного или бессознательного. Целесообразно, чтоб медик не был по стилям одежды и поведением ни ультра модным ни через чур старомодным ибо каждая зайвисть не проходит мимо внимания больного и определенным способом психологически волнует его, в т.ч., никак не подходит врачу курения.

Медицинский работник, если он спокоен и уверен однако не высокомерный, если решительность и быстрота заключения и действий сочетаются в нем с чудовищности, сострадание и одновременно деликатностью сострадание означает, уравновешенный склад ума врача - то 1 из гармоничных внешних стимулов, которые способствуют выздоровлению пациента. Однако это не во всех случаях стала константа. Особенность врача корректируется, улучшается при условии учета взглядов на свое поведение - как больных так и коллег. Подобная информация бывает именно или вербальной, однако вечно важна.

Врачебное искусство формируется не сразу же, мало-помалу вырабатывается способность верно говорить о болезни, излагать факты так, чтоб они способствовали не ухудшение, а улучшению состояния больного.

Самые профессионально важные личные качества врача - это внимание, мышление и воображение. Однако для хирургов и реаниматологов очень важны волевые качества и работоспособность, для хирургов и стоматологов - моторика рук, для педиатров - эмоциональные качества.

КАЧЕСТВА и свойства личности хорошего врача изучали российские психологи из Кубанской государственной медицинской академии в Краснодаре. Причем поскольку специализация у врачей разная, то и нужные качества, вероятно, разные? Для оценки профессионально важных психологических свойств психологи привлекли 30 хирургов, 17 реаниматологов, 28 терапевтов, 41 педиатра и 27 стоматологов, всего 143 врача. Все они были молодыми специалистами, их стаж не превышал 5 лет. Врачам предложили список из 97 индивидуально-психологических черт, сведенных в 12 групп. Им надо было оценить профессиональную значимость всех этих свойств с точки зрения успешности в своем виде деятельности. Каждое качество оценивалось по трем критериям: совершенно необходимо для успешной работы; желательно; безразлично для работы.

Все опрошенные врачи на первые три места по степени профессиональной значимости поставили внимание, мышление и воображение. Что касается внимания, то это «способность длительное время сохранять устойчивое внимание, несмотря на усталость и посторонние раздражители», «умение распределять внимание при выполнении нескольких действий», «большой объем непроизвольного и послепроизвольного внимания». Быстрое мышление подразумевает «способность принять верное решение при недостатке информации или отсутствии времени», «способность видеть дальше очевидного» и «умение выбирать из большого объема информации нужную для решения данной задачи». Воображение необходимо как «способность прогнозировать исход событий», «способность наглядно представить себе новое, не встречавшееся ранее, или старое, но в новых условиях», а также «умение видеть несколько возможных путей и выбирать наиболее эффективный». На четвертое место врачи поставили волевые свойства личности, такие как «способность к волевой мобилизации», «сохранение собранности в нестабильных условиях», «высокий самоконтроль эмоций и поведения» и «способность брать на себя ответственность в сложных ситуациях». Три свойства были определены как не важные для труда врача. Это свойства моторики: «красивый почерк», «умение быстро записывать» и «согласованность одновременных движений рук и ног в различных сочетаниях». Однако у врачей разных специальностей приоритеты личностных качеств несколько различаются.

Так, хирурги, поставив на первое место внимание, выше прочих оценили мыслительные, волевые качества и работоспособность. Высокий балл у хирургов получили свойства моторики, такие как быстрота и точность пальцев рук, согласованность движений с восприятием, устойчивость к статическим нагрузкам, пластичность движений и быстрая реакция на внезапные зрительные впечатления.

Похожие результаты у врачей-реаниматологов: на первом месте у них - внимание, и высокие оценки даны волевым свойствам и работоспособности. А вот коммуникативные способности, такие как «умение вести деловую беседу», «умение донести до слушателя свои мысли», реаниматологам не слишком нужны в работе - их пациенты по понятным причинам не нуждаются в общении.

В группе врачей терапевтического профиля (терапевтов, педиатров, стоматологов - всего 96 чел.) наиболее важными также названы внимание, мышление и волевые качества. Терапевтам, однако, нужна и хорошая моторика - для умения быстро записывать, хорошая дикция, чтобы объясняться с пациентом, и работоспособность - точнее, умение ее сохранять в монотонных и однообразных условиях.

У педиатров помимо мышления и внимания высокий балл получили эмоциональные свойства, в том числе «эмоциональная устойчивость при принятии важных решений»; «способность располагать к себе людей» и «тонкая наблюдательность по отношению к душевной жизни человека». Без этих качеств невозможно работать с детьми.

Для стоматологов по сравнению с другими врачами выше значимость свойств моторики и эмоциональности (нелегко сохранять эмоциональную устойчивость, когда пациент в кресле кричит), а менее важны память, мышление и волевые качества.

Развитое чувство сострадания, исключающее равнодушие или душевное огрубение, способность видеть больше, чем это доступно визуально, глубоко анализировать разрушающее действие травмы свидетельствуют о том, что врач глубоко понимает внутренний мир пострадавшего. Такой специалист не станет трактовать травму как простое воздействие на организм того или иного механического или термического фактора.

Однако не всегда и не все еще задумываются над теми глубокими и нередко тяжелыми изменениями, которые возникают в организме пострадавшего в ответ на травму.

Врач всегда должен помнить, что несчастье, как правило, ошеломляющим образом обрушивается на человека среди полного здоровья и благополучия. Оно глубоко потрясает весь организм и прежде всего психику пострадавшего. Оказавшись на больничной койке, он не может длительное время примириться со своей беспомощностью и фактом оторванности от семьи и трудового коллектива.

На фоне общего страдания, в страхе и волнениях за свою жизнь и здоровье, обвиняя себя или товарищей в неосторожности, пострадавший путано и не всегда осознанно анализирует случившееся. Эта неожиданность существенно отличает травму от заболевания. Последнее чаще всего проявляется постепенно и так же постепенно формируется готовность к его психическому восприятию. При травме психические сдвиги возникают мгновенно, а в последующие часы и даже дни они нередко достигают крайней степени угнетения и подавленности.

Разрушающее действие травмы, изменение в центральной нервной системе неизбежно вовлекают в патологический процесс и другие системы, среди которых в первую очередь реагируют сердечно- сосудистая, дыхательная и эндокринная системы, а также обмен веществ. Возникают сложные гуморально-эндокринные изменения во всем организме с тесным переплетением причинно-следственных связей, этиологии и патогенеза повреждения.

И если анализ психической сферы пострадавшего доступен для любого, оказывающего первую помощь, то общий биологический анализ травмы в целом доступен только грамотному и наблюдательному врачу. Такой анализ в общей системе лечебно- диагностического процесса имеет существенное значение и не учитывать его результаты при достижении высокого качества лечения было бы неправильно.

Важным направлением в преодолении профессиональных ошибок, сопровождающихся различными осложнениями и неблагоприятными последствиями, следует признать строгое соблюдение основных принципов диагностики и лечения повреждений и заболеваний опорно-двигательного аппарата. Особое значение при этом приобретает принцип неотложной хирургии.

Независимо от времени суток пострадавший рассчитывает на своевременную, квалифицированную и исчерпывающую лечебную помощь, которая способна обеспечить анатомо-функциональное восстановление поврежденного костного сегмента и предупредить возможные осложнения. Вместе с тем этот принцип не всегда соблюдается. Лишить пострадавшего необходимых срочных обследований и безотлагательных врачебных манипуляций значит признать не только свою беспомощность или некомпетентность, но и вызвать недоверие пострадавшего к врачу, ухудшить его психическое состояние.

Бывают ситуации, когда в силу различных причин врач вынужден отложить выполнение специальных манипуляций, но не может быть оправданий, если врач внимательно не осмотрит пострадавшего и не побеседует с ним.


Описание работы

Любому работнику медицинской сферы должны быть присущи такие качества, как сострадание, доброта, чуткость и отзывчивость, заботливость и внимательное отношение к больному. Ещё Ибн Сина требовал особого подхода к больному: «Тебе должно знать, что каждый отдельный человек обладает особой натурой, присущей ему лично. Редко бывает или совсем невозможно, чтобы кто-нибудь имел одинаковую с ним натуру». Большое значение имеет слово, что подразумевает не только культуру речи, но и чувство такта, умение поднять больному настроение, не ранить его неосторожным высказыванием.

© 2024 nowonline.ru
Про докторов, больницы, клиники, роддома