Преимущества получения госуслуг в электронной форме. Электронные услуги для граждан и бизнеса

Что такое электронная госуслуга? Какую госуслугу можно считать электронной? Существуют ли какие-либо показатели? На эти и другие вопросы ответили участники электронного круглого стола , проведенного редакцией интернет-издания ECM-Journal.

Приводим список участников и текст материала целиком.

Наталья Храмцовская , ведущий эксперт компании ЭОС, член Гильдии Управляющих Документацией и ассоциации ARMA International;

Александр Головко , заместитель начальника отдела Автоматизации режима «одного окна» ОАО «НПП «Гранит-Центр»;

Тимур Меджитов , ведущий эксперт по работе с государственными структурами компании DIRECTUM;

Анатолий Юмашев , руководитель проектов Администрации Уватского района Тюменской области.

Плотников Павел , заместитель генерального директора корпорации ЭЛАР.

Мы задали экспертам несколько вопросов, ответы на которые предлагаем вашему вниманию.

1. Как вы понимаете термин "оказание госуслуг в электронном виде"?

Александр Головко считает, что прежде, чем говорить об оказании госуслуг в электронном виде, нужно иметь четкое понимание, что есть такое государственная и муниципальная услуга. В соответствии с федеральным законом 210-ФЗ, государственная или муниципальная услуга - это деятельность федеральных, региональных, муниципальных органов власти, учреждений органов власти, внебюджетных государственных фондов и других организаций, которая осуществляется в пределах полномочий, установленных для этих органов законодательством. Кроме того, уточняет эксперт, если государственные и муниципальные услуги включены в Перечень, установленный Правительством РФ или правительством субъекта РФ, они включаются в реестры государственных или муниципальных услуг.

Разобравшись с базовыми понятиями, можно говорить и об электронизации госуслуг. «Электронный вид госуслуги определяется перечнями Правительства РФ и дополнительными перечнями услуг, оказываемых в субъектах РФ. Для конкретного наименования услуги в перечнях определен «заключительный этап предоставления услуги в электронном виде», т.е. максимальное значение электронизации госуслуги, таких значений пять: от «размещение информации об услуге (функции) в Сводном реестре государственных и муниципальных услуг (функций) и на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций)» и до «обеспечение возможности получения результатов предоставления услуги в электронном виде на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций)» - поясняет Александр.

Тимур Меджито в считает, что оказание госуслуг в электронном виде выражается в виде активного использования информационных технологий для обеспечения процесса оказания услуги. Технологии могут быть самые разные: портал госуслуг, инфомат (электронный киоск). Получатель госуслуги может лично обратиться в многофункциональный центр, и это тоже будет считаться, что услуга оказывается в электронном виде. Но самое главное, отмечает эксперт, это то, «процесс исполнения услуги в электронном виде … должен быть максимально оптимизирован с точки зрения использования информационно-коммуникационных технологий. Если требуется провести какую-либо проверку данных, то и эта операция должна проводиться автоматически без участия госслужащего, предоставляя результат выполняемой электронной операции чиновнику. Плюс должны быть прозрачные инструменты контроля хода процесса оказания услуги для поиска узких мест и оптимизации, выполнения временных регламентов оказания услуги, плюс исключения возможных нарушений».

Наталья Храмцовская полагает, ответ зависит от того, с какой точки зрения - получателей услуги или тех, кто её оказывает - рассматривать этот вопрос. С точки зрения получателя услуги, «термин «электронные госуслуги» говорит о том, что взаимодействие получателя услуги с государственными органами целиком или в значительной степени осуществляется в электронном виде». А для государственных служащих, справедливо замечает эксперт, естественно причислять к электронным госуслугам именно те, при оказании которых внутренние процессы, - в первую очередь, межведомственное взаимодействие, - выполняются преимущественно в электронном виде.

Наталья предупреждает, что при электронизации госуслуг не стоит впадать в крайности. «Бумажные документы проживут ещё долго, в ряде случаев они буду необходимы или удобны, к тому же иногда за результатом услуги придётся являться лично, поэтому 100%-электронных услуг будет не так уж много. Замечу, что, с точки зрения получателя услуги, не имеет значения, какие процессы - бумажные или электронные - происходят внутри государственной машины».

Павел Плотников также говорит о двустороннем взаимодействии. Под ним эксперт понимает такое положение дел, когда гражданин имеет право обратиться к государству через электронные средства коммуникации и получить в ответ услугу также посредством электронных средств информации. «С учетом того, что ключевые слова термина - в электронном виде, это говорит о том, что и весь цикл обработки от получения заявления до выдачи результата также должен проходить по всем инстанциям без использования бумаги» - резюмирует Павел.

Анатолий Юмашев сам термин «электронная госуслуга» считает заблуждением и стереотипом, доставшимся в наследство от Федеральной целевой программы «Электронная Россия». Изначально речь шла об оказании госуслуг с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), далее значение термина было искажено. Эксперт полагает, что ИКТ при электронизации госуслуг должны использоваться для решения следующих задач: получение информации о состоянии дел и показателях, обмен информацией и общение на расстояниях и фиксация идей, задач, планов, обращений, инцидентов с целью повышения эффективности человеческой деятельности. «Технологии же никогда не должны ставиться во главу угла, и, вообще, пора уже покончить с романтикой второй половины прошлого века, когда считалось, что счастье обязательно наступит, когда вместо человека будут трудиться роботы» - делится своим мнением Анатолий.

2. Как оказание госуслуг в электронном виде соотносится с термином "электронное правительство"?

Тимур Меджитов полагает, что электронное правительство - это такой способ оказания государственных услуг и выполнения государственных функций, при котором минимизирован личный контакт между государством и заявителем и максимально продуктивно используются информационные технологии. Тимур отмечает, что есть первоочередные, c точки зрения граждан и бизнеса, услуги, такие как получение паспорта, получение медицинской помощи, прием налоговой отчетности и т.д., и именно им сейчас уделяется пристальное внимание. «С другой стороны стоит помнить и про необходимость информатизации государственных функций, которые порождаются качественным выполнением услуг, например формирование электронной полиции, средств защиты государства от внешних вторжений или качественным управлением госимуществом» - предупреждает эксперт.

Павел Плотников фактически ставит знак равенства между осуществлением государственных функций на всех этапах без использования бумаги и электронным правительством. «Электронное правительство - это электронная обработка тех самых госуслуг, электронное внутриведомственно взаимодействие и безбумажный внутриведомственный документооборот».

Наталья Храмцовская и в этом вопросе придерживается принципа дуализма и термин «электронное правительство» также, в зависимости от точки зрения, может быть истолкован по-разному. С точки зрения получателей услуг, упор делается на электронное взаимодействие государства с гражданами и юридическими лицами, с точки зрения чиновников, акцент должен быть сделан на широком внедрении информационно-коммуникационных технологий во всех сферах государственной деятельности, приводящих к трансформации системы государственного управления. «В любом случае, оказание госуслуг в электронном виде рассматриваются как важная (некоторыми специалистами - как самая важная) задача «электронного правительства» - подытожила Наталья.

Анатолий Юмашев в этом вопросе видит проявление тех же стереотипов. Применение информационно-коммуникационных технологий не должно быть самоцелью, это всего лишь средства для повышения эффективности человеческой деятельности.

Александр Головко считает, что в отличии от госуслуг, которые являются внешними проявлениями деятельности правительства, «электронное правительство» - это внутренняя кухня. Стандартизация электронизации коснулась правительства только в части электронного обмена документами.

По мнению Александра, применение электронных технологий в государственном управлении на современном этапе явно не соответствует задачам - «не превышает эффективности паровоза, а по совокупности направлений деятельности в городе или регионе составляет не более единиц процентов». Электронизация сводится к обмену отсканированными копиями бумажного документа, и обработка заключается в хранении и передаче электронной копии, использование документа по назначению происходит традиционными методами, как бумажного документа. И электронизация существа вопроса управления не коснулась - методы принятия решений остаются рутинными.

«Если в бумажную эпоху скорость принятия решения (управления) соответствовала требованиям жизни, то сейчас время изменения объектов управления зачастую меньше времени реакции системы управления. Только человек может прочитать документ, понять его, и может быть, совсем не так, как имел в виду автор. Потом начнется разработка нового документа, который в результате будет противоречив с уже действующими документами» - заключает эксперт.

3. Когда говорят о госуслугах, какое взаимодействие обычно подразумевается (G2C, G2B)?

Наталья Храмцовская предлагает не разделять оказание услуг физическим лицам и коммерческим организациям - все это входит в понятие «госуслуги».

Павел Плотников , под электронными услугами, в первую очередь подразумевает взаимодействие G2C. «G2B - это скорее не госуслуги, а госфункции (аккредитация, лицензирование, разрешительная работа и т.д. и т.п.) В рамках электронного правительства должно присутствовать и то и другое. В случае оказания госуслуг в электронном виде гораздо более сложное и важное именно G2C, потому что это до сих пор не проработанный регламент. Проблема в том, что G2C и G2B - совершенно разные направления. G2B более менее похожи на традиционное взаимодействие государства и бизнеса и их уже давно пытаются перевести на электронные рельсы (хорошим примером является сдача налоговых деклараций в электронном виде). G2C - новая концепция и многое приходится делать практически с нуля» - делится своим мнением эксперт.

Александр Головко считает, что должна быть разработана единая модель, предназначенная для применения системного подхода к управлению деятельностью при оказании госуслуг. Эта модель необходимо для построения единого стандарта на автоматизацию госуслуг.

Анатолий Юмашев полагает, что речь идет по большей части о взаимодействии G2C (государство - граждане), но за основу предлагает взять G2S (Government 2 Society), так как большинство услуг и ресурсов государственной власти направлено на поддержку и развитие общества в целом, а уж затем и на бизнес и экономику. И уже в последнюю очередь на конкретную персону. Происходит это не по причине злокозненности правительства, а потому, что «общество в первую очередь и поддерживается органами власти как абстрактное лицо», ибо именно общество в жизни человека играет главную роль. «Далее на пути от абстракции к конкретике идут организации. И самый конкретный уровень - персона» - полагает эксперт.

4. На какую целевую аудиторию рассчитаны электронные госуслуги?

Павел Плотников в числе получателей электронных госуслуг видит, в первую очередь, граждан РФ, сменивших место жительства, ибо сейчас, для оформления тех или иных документов им приходится ехать в ведомство по адресу прописки. Другая категория, по мнению эксперта, - это люди, часто оформляющие те или иные документы, то есть категория граждан, которым необходимы дотации, субсидии, самые различные справки и т.д., иными словами те, кто сейчас переполняют многофункциональные центры и социальные службы. «Думаю, что скоро государственными услугами будут пользоваться 100% населения, т.к. уже сейчас активно муссируется выдача загранпаспортов через интернет» - делится своим оптимизмом Павел.

Анатолий Юмашев полагает, что выбор канала взаимодействия с государством зависит не от возраста пользователей госуслуг, а от предпочитаемого канала передачи информации: логики, визуалы, аудиалы, кинестетики. Возможностью получения услуги через Интернет, в первую очередь, заинтересуются техногики, а также люди с логическим стилем мышления, для которых большую роль в жизни играет компьютер. Аудиалам важно слышать, и они, по мнению Анатолия, скорее всего позвонят в call-центр. А вот кинестетикам и визуалам захочется личного общения, так что им предначертана прямая дорога в многофункциональный центр (МФЦ).

Но если, как считает эксперт, говорить о госуслугах, связанных с информационно-коммуникационными технологиями, то тут все категории подходят, поскольку ИКТ, прежде всего, подразумевает информатизацию. «А для информатизации не важен канал взаимодействия: хоть лично, хоть бумажно, хоть через Интернет» - подводит жирную черту Анатолий.

Александр Головко при ответе на этот вопросе был предельно лаконичен. По его мнению, электронные госуслуги рассчитаны «на грамотных пользователей электронных технических средств».

С Александром соглашается Тимур Меджитов : «Электронные госуслуги рассчитаны на граждан, организации и другие органы власти. Соответственно в нормативных документах есть услуги для всех трех категорий потенциальных заявителей. В Федеральном законе от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» было уточнено понятие предоставления услуги в электронной форме. Соответственно, гражданин может получить электронную услугу как через портал госуслуг или инфомат, взаимодействуя с государством полностью в электронной форме, так и обратившись в многофункциональный центр, если его взаимодействие с электронными устройствами затруднено».

Наталья Храмцовская считает, что настоящая задача электронных госуслуг - это повышение конкурентоспособности национальной экономики за счет создания более благоприятных условий для ведения бизнеса и исключения непроизводительных потерь времени и ресурсов, связанных с традиционными бюрократическими процедурами. «Толково реализованные электронные госуслуги способны повысить политическую стабильность общества. Не нужно забывать также, что освоение электронных технологий - практически единственная возможность справиться с всё возрастающей нагрузкой в условиях сокращения бюджетов и штатов» - заключает Наталья.

Тем не менее, как отмечает эксперт, в первую очередь, экономическую отдачу дают услуги, оказываемые коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, но с точки зрения политики и пиара более выигрышно смотрятся услуги для граждан.

Наталья Храмцовская не считает, что показатели и тем более само внедрение информационных технологий представляют собой конечную цель. Эксперт полагает, что «во многих случаях выгоднее не переводить в электронный вид существующие процессы, а создавать новые; не превращать миллионы бумажных документов в миллионы электронных, а постараться вообще без них обойтись. Например, в случае создания в стране системы государственных баз данных, реестров и регистров, фиксирующих права и обязанности граждан и организаций, большинство справок (и, соответственно, госуслуг по их выдаче) вымрет за ненадобностью».

С точки зрения Натальи, перевод государственных услуг в электронный вид - это лишь начальный этап автоматизации. Главная цель и главная задача - «не дублировать «в цифре» вековые традиции, а кардинально преобразовать государственную машину, используя ИКТ в качестве основного инструмента».

Анатолий Юмашев выделяет два критерия. Первый критерий - это наличие информации по услугам и по основным характеристикам, отражающим качество: своевременность, простота получения услуги, результат, когда есть возможность выявлять отрицательные результаты, искать и устранять их причины. Второй критерий, по мнению Анатолия, это возможность взаимодействия, причем канал, по которому это взаимодействие будет осуществляться (личное обращение, бумажный документ, телефон, Интернет), может быть выбран, исходя из личных предпочтений получателя, и который более подходит в данной ситуации.

Павел Плотников предлагает единственный показатель - это когда гражданин с момента заявления через интернет до момента получения результата через интернет не посещает гос.структуры. «Это 100%. В реальности надо говорить о том, что полностью оказанная услуга в электронном виде, это когда гражданин посещает государственное учреждение только 1 раз, для получения конкретного документа, предположим, того же самого загранпаспорта» - резюмирует эксперт.

Чтобы вычислить этот показатель, Павел предлагает простые критерии:

1) Количество посещений госучреждения в процессе оказания госуслуги (0 раз - идеал;1 раз - оптимально; больше 1 раза - плохо, услуга еще не переведена в электронный вид).

2) Количество обращений чиновника к данным, находящимся в бумажном виде (0 раз - услуга полностью переведена в электронный вид; 1-2 раза - достигнут практический результат; больше 2 раз - услуга не переведена).

3) Может ли чиновник оперативно получить информацию и документы из других ведомств (все необходимое можно получить за считанные секунды из своей системы - да; нужно запрашивать другие ведомства, но получает оперативно в электронном виде - частично; приходит бумага или долго ждать ответа в электронном виде - нет).

Александр Головко отправляет к первоисточнику - к законодательству. «Существуют Перечни госуслуг Правительства РФ и дополнительные перечни услуг, оказываемых в субъектах РФ, в них определены сроки выполнения этапов предоставления услуги в электронном виде». Ответ стоит искать и в федеральном законе 210-ФЗ (статьи 2, 10, 29). Согласно данному закону, «предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме - предоставление государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, в том числе с использованием портала государственных и муниципальных услуг, многофункциональных центров, универсальной электронной карты и других средств».

Тимур Меджитов отмечает, что государство совершенно четко прописало показатели оценки оказания госуслуг в электронном виде, они прописаны в Распоряжении Правительства РФ от 17 октября 2009 г. N 1555-р и Распоряжении Правительства РФ от 17 декабря 2009 г. N 1993-р. Согласно двум этим нормативным актам есть пять этапов оказания государственных услуг, при этом для каждой услуги прописан свой результирующий этап. То есть услуга, связанная с информированием завершится на первом этапе, когда нужно всего лишь разместить информацию об услуги на портале госуслуг. А услуга, результатом которой должна быть выплата пособия завершается на пятом этапе, когда заявитель проинформирован об этом и получил выплату.

«С нашей точки зрения стоит оценивать оказание услуги в электронном виде не только со стороны заявителя, но и со стороны органа власти. Внешняя качественная реализация для заявителя может сопровождаться гигантскими накладными расходами на оказание этой услуги внутри органа власти, например мониторинг хода предоставления услуги в электронном виде согласно 4 этапу Распоряжений может сопровождаться, что данные по каждой услуге будут собираться вручную и вручную же передаваться для публикации на портале госуслуг. Таким образом, мы считаем, что услуга переведена в электронный вид, когда, во-первых, выполняются требования Распоряжений Правительства, а, во-вторых, стоимость процесса для органа власти стремится к минимально возможной» - заключает эксперт.

Электронное правительство России — проект, который имеет высокую социальную и экономическую значимость. Переход к оказанию государственных и муниципальных услуг в электронном виде способствует повышению уровня жизни граждан и улучшению бизнес-среды. Инструменты электронного правительства снижают административные барьеры, экономят время граждан, упрощают регистрацию компаний, получение согласований и разрешений.

Деятельность электронного правительства уже сэкономила гражданам нашей страны более 100 миллионов часов. В процесс вовлечены все 85 регионов, более 23 тысяч муниципалитетов, число пользователей на уровне ведомств и учреждений превышает 8,5 тысяч, а количество транзакций достигло 2,2 миллиардов в год. Более 30% граждан пользуются электронными услугами.

Инициирование

В 2010 году началась реализация Федерального закона №210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», который предусматривает оказание государственных и муниципальных услуг в электронном виде.

Этапы

7 мая 2012 года Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал указ №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления». В нем отражены следующие показатели:

  • уровень удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных и муниципальных услуг к 2018 году — не менее 90%;
  • доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» по месту пребывания, в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг, к 2015 году — не менее 90%;
  • доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, к 2018 году — не менее 70% и др;

В 2013 году Минкомсвязь России совместно с Минэкономразвития РФ разработала и представила в Правительство РФ «Концепцию развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде». Она направлена на достижение стратегических целей по повышению уровня удовлетворенности граждан, а также малого и среднего бизнеса от использования электронных государственных и муниципальных услуг.

Показатели

  • Утвержден стратегический документ развития предоставления государственных, муниципальных и социально-значимых услуг в электронном виде — 2 квартал 2014 года. Ответственный: Пак О.Б.
  • Граждане и бизнес могут оценивать качество предоставления государственных и муниципальных услуг через федеральный телефонный центр — 1 квартал 2014 года.
  • Обеспечена выдача электронной подписи в 5 тыс. отделений почтовой связи «Почты России» — 4 квартал 2014 года. Ответственный: Евраев М.Я.
  • Обеспечена реализация прав граждан на досудебное (внесудебное) обжалование при предоставлении государственных и муниципальных услуг с использованием федеральной информационной системы досудебного обжалования — 1 квартал 2014 года.
  • Создан механизм оплаты пошлин (сборов) за предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде через инфраструктуру электронного правительства — 4 квартал 2014 года.
  • Не менее 90% межведомственного информационного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг осуществляется через единую систему межведомственного электронного взаимодействия — 1 квартал 2015 года.
  • Утвержден системный проект, определяющий техническую политику создания, эксплуатации и развития государственной системы, обеспечивающей оформление, выдачу и использование паспорта гражданина Российской Федерации в форме идентификационной карты с электронным носителем информации — 1 квартал 2014 года.
  • Обеспечена технологическая готовность государственной системы, обеспечивающей оформление, выдачу и использование паспорта гражданина Российской Федерации в форме идентификационной карты с электронным носителем информации — 1 квартал 2015 года.
  • Утверждены нормативные правовые акты, обеспечивающие преимущественно межведомственный и внутриведомственный электронный документооборот — 1 квартал 2016 года. Ответственный: Пак О.Б.
  • Обеспечен преимущественно межведомственный и внутриведомственный электронный документооборот федеральными органами исполнительной власти — 4 квартал 2017 года. Ответственный: Пак О.Б.
  • Принят федеральный закон, обеспечивающий возможность получения гражданами доступных, надежных и безопасных электронных подписей, применяемых во всех общественных отношениях — 2 квартал 2014 года. Ответственный: Пак О.Б.
  • Приняты правовые акты, в том числе международные, обеспечивающие взаимное признание и применение электронных подписей на территории стран Таможенного союза — 4 квартал 2015 года. Ответственный: Пак О.Б.
  • Обеспечена возможность использования на «Почте России» сервиса юридически значимой электронной регистрации документов при обмене между органами власти, предпринимателями и гражданами — 2 квартал 2015 года. Ответственный: Евраев М.Я.
  • Приняты законодательные акты и акты Правительства Российской Федерации, обеспечивающие:
    • получение федеральных государственных услуг во всех местах приема заявителей, имеющихся у органа, предоставляющего государственную услугу, независимо от адреса регистрации заявителя по месту жительства или пребывания, постановки на налоговый учет — 4 квартал 2014 года. Ответственный: Пак О.Б.
    • межведомственное информационное взаимодействие в рамках получения государственных и муниципальных услуг при предъявлении только документов, отсутствующих в распоряжении органов власти (сокращение перечня документов «личного хранения») — 4 квартал 2014 года. Ответственный: Пак О.Б.
    • установление требований об организации межведомственного информационного взаимодействия при оказании услуг учреждениями и предприятиями, подведомственным органам власти; — 2 квартал 2015 года. Ответственный: Пак О.Б.
    • запрет требования от граждан копий (не заверенных) документов при обращении за предоставлением государственных и муниципальных услуг — 4 квартал 2015 года. Ответственный: Пак О.Б.
  • В планах информатизации государственных органов предусмотрены мероприятия, направленные на повышение качества оказания государственных услуг (выполнения функций) (ежегодно) — 1 квартал 2014 года, 1 квартал 2015 года, 1 квартал 2016 года, 1 квартал 2017 года, 1 квартал 2018 года. Ответственный: Пак О.Б.
  • Проведена ежегодная оценка влияния исполнения планов информатизации государственными органами на качество оказания государственных услуг (выполнение функций) — 2 квартал 2014 года, 2 квартал 2015 года, 2 квартал 2016 года, 2 квартал 2017 года. Ответственный: Пак О.Б.
  • Разработаны стандарты (методические документы) использования и внедрения информационно-телекоммуникационных технологий в деятельность органов государственной власти и муниципальных образований — 4 квартал 2014 года. Ответственный: Пак О.Б.
  • Стандарты (методические документы) использования и внедрения информационно-телекоммуникационных технологий применяются в деятельности органов государственной власти — 4 квартал 2015 года. Ответственный: Пак О.Б.
  • Создана единая инженерная, информационно-телекоммуникационная и вычислительная инфраструктура для федеральных и региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления — 2 квартал 2015 года. Ответственный: Пак О.Б.
  • Используют единую инженерную, информационно-телекоммуникационную и вычислительную инфраструктуру:
    • федеральные органы исполнительной власти — 1 квартал 2016 года. Ответственный: Пак О.Б.
    • региональные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления — 2 квартал 2018 года. Ответственный: Пак О.Б.
  • Возможность получения населением, управляющими компаниями, ресурсоснабжающими организациями и органами власти на едином портале государственных и муниципальных услуг в режиме реального времени полной и актуальной информации в сфере ЖКХ и возможности оплаты соответствующих услуг — 4 квартал 2015 года. Ответственный: Евраев М.Я.
  • Возможность получения объективной информации для принятия решений при рассмотрении обращений предпринимателей и граждан при проведении электронных торгов по распределению государственного и муниципального заказа, имущества и имущественных прав со стороны государства и муниципальных образований — 2 квартал 2014 года. Ответственный: Евраев М.Я.
  • Перевод торгов по распределению имущества и имущественных прав со стороны государства и муниципальных образований исключительно в электронную форму — 4 квартал 2015 года. Ответственный: Евраев М.Я.
  • В субъектах Российской Федерации создан механизм координации расходов на информатизацию государственных и муниципальных органов власти — 3 квартал 2015 года. Ответственный: Пак О.Б.
  • Проведен мониторинг эффективности расходования средств на информатизацию государственных органов власти субъектов Российской Федерации — 2 квартал 2016 года, 2 квартал 2017 года, 2 квартал 2018 года. Ответственный: Пак О.Б.
  • Принята концепция региональной информатизации до 2018 года — 2 квартал 2014 года. Ответственный: Пак О.Б.
  • Субъектами Российской Федерации приняты программы информатизации с учетом концепции региональной информатизации до 2018 года — 4 квартал 2015 года. Ответственный: Пак О.Б.
  • Обеспечена возможность получения гражданами государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» на базе:
    • 5 тыс. отделений почтовой связи «Почты России» — 4 квартал 2015 года. Ответственный: Пак О.Б.
    • 10 тыс. отделений почтовой связи «Почты России» — 4 квартал 2017 года. Ответственный: Пак О.Б.
  • Обеспечена возможность передачи информации о местонахождении абонента при звонке в экстренные службы (112) — 4 квартал 2017 года.
  • Российская Федерация входит в число 20 ведущих стран мира международного рейтинга по индексу развития электронного правительства — 2 квартал 2018 года. Ответственный: Пак О.Б.

Уважаемые посетители сайта! На сегодняшний день большая часть населения предпочитает пользоваться получением услуг в обычном формате: посещая учреждения лично, собирая множество документов на бумажном носителе. Таким образом, тратится значительное время на заполнение документов, посещение различных ведомств. Получение госуслуг в электронном виде снимает все эти проблемы. Для этих целей создан единый портал государственных и муниципальных услуг «Госуслуги», основными целями работы которого являются снижение административных барьеров, упрощение процедуры предоставления услуг и сокращение сроков их оказания, внедрение единых стандартов для обслуживания граждан, проживающих на различных территориях.

Для того, чтобы воспользоваться возможностью получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде, необходимо зарегистрироваться на портале. В настоящее время процедура регистрации значительно упрощена. Все шаги процедуры регистрации подробным образом описаны на самом портале, необходимо только уделить этому некоторое время и внимание. Те, кто не имеет возможности или ресурсов зарегистрироваться на портале самостоятельно, имея при себе паспорт и страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС), могут обратиться в МФЦ, специалисты которых в течение пяти минут смогут Вас зарегистрировать с оформлением электронной цифровой подписи. Все это позволит получить доступ к пользованию полным спектром услуг, оказываемым различными министерствами и ведомствами, сэкономить гораздо больше личного времени, которое тратится в стоянии в очередях в госучреждениях и организациях.

Зарегистрированный пользователь портала «Госуслуги» в течение не более 2-х минут может подать заявку и получить наиболее востребованные услуги, такие как получение или обмен паспорта РФ, загранпаспорта старого или нового образца, получение справки о суммах начисленных налогов, пошлин и штрафов, а также сразу оплатить их, зарегистрировать транспортное средство, получить и заменить водительское удостоверение, проверить свои пенсионные накопления и получить сведения о состоянии индивидуального счета. Кроме этого, дистанционно, можно «встать» в очередь на получение места в детском саду для ребенка, записаться на прием к врачу, оплатить жилищно-коммунальные услуги и многое другое.

Вся информация, которая заполняется в персональном личном кабинете, надёжно защищена и используются только для предоставления государственных услуг. При этом данные предоставляются исключительно ведомствам, оказывающим государственные услуги, и ровно в том объёме, который необходим согласно административному регламенту оказания услуги.

В целях значительной экономии личного времени, регистрируйтесь на Едином портале госуслуг, чтобы получать муниципальные и государственные услуги быстро и качественно!

1. Преимущества получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде через Единый портал www.gosuslugi.ru:

а) упрощение получения государственной и муниципальной услуги и другой полезной информации;

б) сокращение времени от подачи заявления до выдачи оформленного документа;

в) сокращение количества предоставляемых документов;

г) информирование гражданина на каждом этапе работы по его заявлению;

д) заявление о предоставлении государственных и муниципальных услуг можно подать практически не выходя из дома или не покидая рабочего места.

2. Порядок получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме:

А) Регистрация на портале.

Чтобы получать услуги федерального, регионального и муниципального уровня необходимо зарегистрироваться на портале http://www.gosuslugi.ru/ .

Единый портал государственных услуг – это место предоставления информации о федеральных, региональных, муниципальных услугах и функциях, ведомствах, а также оказания услуг в электронном виде. С помощью портала можно:

Получить услугу в электронном виде;

Получить информацию о государственной услуге, в том числе о месте получения, стоимости, сроке оказания и форме документов, которые нужно приложить при оформлении услуги;

Получить информацию о государственных и муниципальных учреждениях.

Информация, необходимая для успешной регистрации на портале государственных услуг (Список всего необходимого для регистрации на портале государственных услуг):

1. Паспорт гражданина РФ.

2. Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (СНИЛС).

3. Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации (ИНН).

4. Мобильный телефон, номер которого ранее не использовался при регистрации на портале государственных услуг.

5. Адрес электронной почты, который ранее не использовался при регистрации на портале госуслуг. Если у Вас в настоящее время отсутствует какая-то информация или документы из списка, то рекомендуется заняться их поиском перед тем, как переходить к процедуре дальнейшей регистрации. Что касается адреса электронной почты и номера сотового телефона, то эти средства связи используются с целью информирования о ходе движения заказанной Вами услуги.

Процесс регистрации на портале государственных услуг состоит из следующих пунктов:

1. Необходимо ввести все данные из пункта выше на сайте портала гослуслуг (обязательные поля: Фамилия, Имя, Дата рождения, Пол, СНИЛС, адрес электронной почты).

2. Подтвердить адрес электронной почты и номер мобильного телефона.

3. Дождаться заказного письма с кодом подтверждения и забрать его на почте или воспользоваться другим вариантом и получить код активации в центре продаж и обслуживания клиентов компании ОАО «Ростелеком». При себе должны быть паспорт и СНИЛС. Процедура выдачи кода в удостоверяющем центре занимает несколько минут, тогда как письмо по почте с кодом активации придет к вам в течение двух недель.

4. Используя код активации окончательно активировать свой аккаунт на портале госуслуг.

Процесс регистрации может занять некоторое время, если Вы выбрали вариант с доставкой кода активации через заказное письмо. Так что, если Вам в срочном порядке необходимо заказать услуги на едином портале государственных услуг, лучше лично посетить офис компании ОАО «Ростелеком» для оперативного получения кода и завершения регистрации.

Использование электронной подписи на портале государственных услуг

Гражданин РФ может зарегистрировать Личный кабинет и в дальнейшем проходить авторизацию как через ввод личного логина (СНИЛС) и пароля, так и с использованием средств для создания квалифицированной электронной подписи. Квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи должен быть выдан аккредитованным Минкомсвязи России удостоверяющим центром. Сертификат обязательно должен содержать фамилию, имя, отчество и страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС) владельца.

Пользователь имеет возможность подписать электронной подписью заявление, отправляемое в орган исполнительной власти. При реализации этого механизма используются отечественные стандарты ЭП и применяются сертифицированные в системе сертификации ФСБ России средства криптографической защиты информации, такие как «Aladdin e-Token ГОСТ» и «КриптоПро CSP», что даёт основания считать данную подпись, в соответствии с Федеральным законом «Об электронной подписи» усиленной квалифицированной электронной подписью.

Б) Выбор услуги из списка электронных услуг

Все услуги, размещенные на портале, соотнесены с конкретным регионом РФ: место получения услуги определяет как наличие самой услуги, так и условия ее предоставления. Поэтому первым шагом для получения доступа к возможностям ресурса является выбор региона, после чего откроется список услуг, предоставляемых как территориальными органами центральных министерств и ведомств, структурами конкретного субъекта Российской Федерации, так и органами местного самоуправления.

Для удобства поиска можно воспользоваться следующими классификаторами: тематическим, по категориям пользователей, по ведомствам. Кроме того организован поиск услуг, организаций, документов и форм по ключевым словам.

В карточке услуги содержится ее описание, информация о ее стоимости, сроках исполнения, также можно изучить бланки заявлений и форм, которые следует заполнить для обращения за услугой, ознакомиться с перечнем документов, необходимых для получения услуги. В рубрике «Консультирование» содержатся подробная информация о порядке и способах обращения за консультацией.

В) Заполнение и направление в адрес структурного подразделения заявление в электронном виде на получение выбранной услуги.

Заполнить и отправить заявление на получение услуги или запрос в орган исполнительной власти в электронной форме могут зарегистрированные пользователи. Также в «Личном кабинете» по номеру документа можно отследить статус своего обращения.

При формировании заявления имеется возможность прикрепления документов для оказания услуги оформленных в электронном виде (сканированные документы).

На сегодняшний день граждане, обратившиеся за оказанием государственных и муниципальных услугой в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ ), информируются о преимуществах получения государственных услуг в электронном виде.

Получение государственных услуг в электронном виде снимает все эти проблемы. Для этих целей создан Единый портал государственных и муниципальных услуг «Госуслуги » www.gosuslugi.ru , основными целями работы которого являются снижение административных барьеров, упрощение процедуры предоставления услуг и сокращение сроков их оказания, внедрение единых стандартов для обслуживания граждан, проживающих на различных территориях.

Раньше, чтобы получить государственную услугу, нужно было прийти в учреждение с бумажными документами, отстоять очередь, пообщаться с сотрудником. Теперь государство старается переводить такие услуги в электронную форму, чтобы граждане могли получить их быстро и просто.Электронные государственные услуги экономят время: какие-то из них Вы получаете полностью из дома, другие - в назначенное время без очереди.
По другим услугам Вы подаете заявку через интернет, а результат получаете лично. Ждать в очереди не придется: сотрудник примет вас в назначенное время. Время можно выбрать и даже поменять по необходимости.

Если Вы получаете государственную услугус помощью портала»Госуслуги», Вам не нужно проверять, все ли нормально: Вы автоматически получите сообщение, как только по Вашему обращению будут изменения. Например, портал «Госуслуги » сообщит Вам, когда Ваше заявление на загранпаспорт пройдет проверку, когда начнется изготовление паспорта и когда он будет готов.
Если что-то пойдет не так и в документах найдется ошибка, Вы тоже узнаете об этом первым: Вы получите уведомление по электронной почте или в мобильном приложении. Если ошибка в заявлении, то исправить ее можно прямо на портале «Госуслуги ». Если не хватает документов - отсканируйте и загрузите их здесь же.
И так со всеми услугами: каждый раз, когда статус заявления меняется, Вы получаете об этом уведомление, а если что-то не так - можете исправить ошибку. Так Вы уверены, что все в порядке и с Вашим заявлением работают.

Получать государственные услугииз дома удобнее, чем приходить лично. Жителям отдаленных городов неудобно ездить за справкой из Пенсионного фонда. Молодым мамам некогда стоять в очереди, чтобы записать ребенка в детский сад. Работающим людям трудно выбрать время в течение рабочего дня, чтобы съездить в ГИБДД. Жителям одного города неудобно летать в город, где прописан, чтобы подать заявление на загранпаспорт.
Поэтому государство старается сделатьгосударственные услуги доступными всем. Теперь Вам не нужно отпрашиваться с работы и сидеть в очереди, чтобы за пять минут оплатить штраф. Если у Вас есть интернет, Вы получаете государственную услугу не выходя из дома или без очереди.

Портал «Госуслуги » предназначен для предоставления информации о государственных и муниципальных услугах, функциях, ведомствах, а также для оказания услуг в электронном виде. С его помощью Вы сможете:

  1. Получить услугу в электронном виде;
  2. Получить информацию о государственной или муниципальной услуге, месте получения, стоимости, сроках оказания и образцах документов;
  3. Получить информацию о государственных и муниципальных учреждениях.

Для того, чтобы воспользоваться возможностью получения государственных в электронном виде, необходимо зарегистрироваться на Портале «Госуслуги ». Те, кто не имеет возможности или ресурсов зарегистрироваться на портале самостоятельно, имея при себе паспорт и страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС ), могут обратиться в МФЦ, специалисты которых в течение пяти минут смогут зарегистрировать с оформлением электронной цифровой подписи. Все это позволит получить доступ к пользованию полным спектром услуг, оказываемым различными министерствами и ведомствами, сэкономить гораздо больше личного времени, которое тратится в стоянии в очередях в госучреждениях и организациях.

С помощью портала «Госуслуги » Вы сможете воспользоваться следующими сервисами:

  1. Информирование о наличии административных правонарушений в области дорожного движения;
  2. Получение справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам;
  3. Извещение о состоянии лицевого счета в ПФР;
  4. Получение и замена водительского удостоверения, паспорта, загранпаспорта (старого и нового образца);
  5. Регистрация или снятие с учета автомобиля;
  6. Получение справки о наличии (отсутствии ) судимости и (или ) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования;
  7. Государственная регистрация брака;
  8. Выдача охотбилетов единого федерального образца;
  9. Выдача гражданину Российской Федерации разрешения на хранение и использование спортивного огнестрельного короткоствольного оружия с нарезным стволом и патронов к нему на стрелковом объекте;
  10. Получение государственного сертификата на материнский (семейный ) капитал.

Главные преимущества использования Портала «Госуслуги »:

  1. Круглосуточная доступность;
  2. Получение услуги из любого удобного для вас места;
  3. Доступность сервисов по регистрационным данным портала;
  4. Нет необходимости ждать письменного подтверждения;
  5. Получение всеобъемлющей информации по интересующей вас теме;
  6. Отсутствие очередей;
  7. Присутствие службы поддержки;
  8. Встроенная система оплаты;
  9. Отсутствие коррупции, т.к. заявитель не обращается напрямую в ведомство для получения услуги;
  10. Фиксированный срок получения услуги;
  11. Возможность обжалования результатов получения услуги.

Вся информация, которая заполняется в персональном личном кабинете, надёжно защищена и используются только для предоставления государственных услуг. При этом данные предоставляются исключительно ведомствам, оказывающим государственные услуги, и ровно в том объёме, который необходим согласно административному регламенту оказания услуги.

© 2024 nowonline.ru
Про докторов, больницы, клиники, роддома